Герб георгия победоносца описание. Сначала были монеты

Герб столицы России

В 1993 году Правительством Москвы утвержден герб города Москвы в виде щита темно-красного цвета с изображением Святого Георгия Победоносца в серебряных доспехах, поражающего золотым копьем черного змия. Что означает цветовая гамма герба? Красный цвет значит, что мы чтим память воинов, оставшихся на поле битвы. Черный дракон – силы зла. Серебряный и золотой цвет амуниции и оружия Георгия — успех, превосходство над противником.

Из истории происхождения герба Москвы

История опровергает мнение, что изображение Святого Георгия всегда было на гербе Москвы. Рассмотрим факты происхождения герба. После легендарной Куликовской битвы, на гербе великих князей Московских стал появляться светский всадник, поражающий дракона копьем . В 16-17 веке и в более раннее время этот образ наши предки воспринимали, как образ государя. Ассоциации о схожести изображения всадника со Святым Георгием возникали у заморских послов, посещавших нашу страну. Русские красноречиво доказывали, что это не так. Каждый российский государь утверждал новый герб. Менялись композиции, цветовая гамма.

С 20-х годов 18 века всадника начали называть святым Георгием. Этому поспособствовал царь Петр первый. Он сделал святого Георгия покровителем столицы, прислушавшись к рассуждениям европейских мужей по геральдике. Существенное изменение герба произошло в 1883 году – всадник был перевернут в другую сторону. Рыцари носили щит на левой руке, и изображение воина на гербе стало смотреть «в лицо врагу». После революции 1917 года герб был упразднен. Новую эмблему утвердили в 1924 году. В центре композиции были изображены звезда, серп и молот – символы рабоче-крестьянского братства.

Только 23 ноября 1993 года Москве был возвращен древний образ герба. Кем же был этот воин, Георгий Победоносец , изображенный на гербе Москвы? Георгий происходил из знатного греческого рода, состоял на военной службе у императора, сам был христианином. Когда император Диаклетиан объявил гонения на христиан, Георгий встал на их защиту. За это его подвергли ужасным испытаниям. Георгий молился Господу, чтобы он укрепил его, и стойко выносил все испытания. Тогда жрецы и толпа народа потребовали казни Георгия. 6 мая 303 года ему отрубили голову. С тех пор каждый год 6 мая отмечается день Святого Великомученика Георгия. С князя Юрия Долгорукого началась история Москвы. Юрий – в переводе с греческого означает Георгий. Может не случайно такое совпадение?
Многочисленные чудеса, связанные с образом Святого Георгия, снискали к нему любовь и почитание русского народа.

Всегда выходила победительницей из всех военных конфликтов. Возможно, именно герб , официальный символ главного города государства, и изображенный на нем Георгий Победоносец способствовали этому.

Описание герба

Впервые воин, сражающийся со змеем, появился на гербе Москвы во времена правления Ивана III. Описание современного изображения главного символа российской столицы официально закреплено в законе, утвержденном в июне 2003 года.

Герб представлен в виде четырехугольного щита с заострением в оконечности и закругленными нижними углами. На щите изображены главные персонажи:

  • Георгий Победоносец, причисленный к лику святых.
  • Черный змей, внешним обликом напоминающий дракона.

Герб столицы России имеет сдержанную цветовую гамму, это можно увидеть на любом цветном фото. При этом используются самые популярные геральдические цвета. Сам щит червленого цвета, всадник и конь изображены в серебряном цвете. Также можно заметить, что плащ Георгия светло-голубого цвета, а копье – золотого. Змей, как и положено представителю темных сил, прорисован черным цветом.

История герба Москвы

Во времена правления Ивана III на главном символе города изображался просто воин, выступающий в роли защитника земли русской. То есть центральный персонаж не ассоциировался ни с одним известным русским святым или военачальником.

Много новаций в России связаны с именем Петра I, кстати, именно он предложил считать изображенного на гербе Москвы воина-змееборца святым Георгием. Правда, до официального утверждения герба столицы России было еще далеко. Это случилось лишь в 1781 году, тогда же появилось описание персонажей и композиции, определены основные цвета, которые сохранились до сегодняшнего дня (красный щит, черный змий).

Октябрьская революция махом отменила старый символ и утвердила свой герб столицы нового государства. Естественно, все изображенные на нем элементы были связаны с победой пролетариата. Автор эскиза изображения Д.Осипов предложил следующие элементы – пятиконечную звезду, обелиск, серп и молот, зубчатое колесо и колосья ржи.

Появление звезды на гербе Москвы было связано с победами Красной Армии, обелиск ставился первым революционным монументом. Серп и молот, понятно, символизировал смычку села и города, в том же значении использовались и шестеренка с колосьями.

В 1993 году Юрий Лужков, исполнявший обязанности мэра Москвы, вернул исторический герб столице, а также ввел праздник День герба и флага, который отмечается ежегодно 6 мая.

Современный герб был восстановлен распоряжением Мэра Москвы в 1993 году по образцу первого официального герба столицы 1781 года. В 1995 и 2003 годах он повторно утверждался законами города Москвы.

Герб представляет собой четырёхугольный с закруглёнными нижними углами и заострённый в оконечности тёмно-красный геральдический щит. На нём изображён святой Георгий Победоносец в серебряных доспехах и голубой мантии (плаще) на серебряном коне. Всадник поражает золотым копьём чёрного змия.

В основу изображения лёг сюжет «Чуда Георгия о змие», который часто использовался в Древней Руси на печатях, монетах, в княжеских и царских символах. Первое письменное упоминание о гербе относится к IV – V векам нашей эры.

Согласно преданиям, Георгий происходил из знатного каппадокийского рода (Каппадокия – область в Малой Азии, ныне в Турции). Поступив на военную службу, он скоро стал тысяченачальником при императоре Диоклетиане. Во время гонений против христиан Георгий, тайно исповедующий христианство, выступил в их защиту и объявил себя христианином, за что подвергся жестоким пыткам и мучениям. Несмотря на перенесённые испытания, Георгий оставался невредимым. Разгневанный император приказал отсечь мученику голову.

О чудесах святого слагалось множество сказаний и преданий, он исцелял больных, воскрешал мёртвых, обращал в христианство язычников. Наиболее известной легендой стало «Чудо Георгия о змие». Сказание повествует о городе в Каппадокии, которым управлял царь-язычник, преследовавший христиан. Господь, чтобы наставить царя на истинный путь, посылает на город дракона, который жил в озере. Чтобы умилостивить чудовище, правитель предложил горожанам каждый день по жребию отдавать на съедение змию своих детей. Дошла очередь и до царской дочери. Но в это время к озеру на коне подъехал святой Георгий.

Когда из озера появился страшный змий, Георгий, осенив себя крестным знамением и призвав Господа со словами «во имя Отца, и Сына, и Духа святого», устремился на змия. Всадник ударил его в гортань и пригвоздил к земле. После этого дочь царя связала поверженного змия своим поясом и отвела в город, где на центральной площади святой отрубил ему голову. После этого царь и все жители города уверовали в Иисуса Христа и приняли христианство.

Образ всадника-змееборца приобрёл в XIV – XV веках на Руси особую популярность и символизировал борца с иноземными завоевателями, а также народного защитника. Святой Георгий был небесным покровителем московского князя Юрия Долгорукого. Со времён Дмитрия Донского святой становится патроном и покровителем города Москвы.

Дата принятия: 20.12.1781, 16.05.1883, 23.11.1993, 01.02.1995, 11.06.2003

Герб города Москвы представляет собой изображение на темно-красном геральдическом щите с отношением ширины к высоте 8:9, развернутого вправо от зрителя всадника - Святого Георгия Победоносца в серебряных доспехах и голубой мантии (плаще), на серебряном коне, поражающего золотым копьем черного Змия .

Автор эскиза герба Москвы - художник К. К. Иванов. В общем было сохранено композиционное решение герба 1780 года, но Святой Георгий приобрел традиционные для русских воинов доспехи и остроконечный шлем. По сравнению с гербом 1781 года также были уточнены цвета доспехов и мантии всадника, а также копья. Цвет дракона в отличие от герба 1883 года был оставлен черным (как в гербе 1780 года).

Утвержден 23 ноября 1993 года распоряжением мэра Москвы №674-РМ "О восстановлении исторического Герба города Москвы"; переутвержден Законом города Москвы № 4-12 "О гербе и флаге города Москвы" (утвержден 1 февраля 1995 года постановлением №12 Московской Городской Думы) и Законом города Москвы № 39 «О гербе города Москвы» от 11 июня 2003 года.

Эскиз герб Москвы 1991 г., художник К. К. Иванов

Фактически исторический герб был восствновлен в 1991 г., когда художник К. К. Иванов предложил свой эскиз (где всадник внешне походил на грека), но герб тогда утвержен не был, хотя и использовался неофициально. Официально герб был восстановлен только в 1993 г.

Геральдические изображение и описание всадника - как Святого Георгия Победоносца - не соответствуют нормам православной иконографии, в которой святых принято изображать с нимбом.
Кроме того, будучи повернутым в правую для зрителя сторону, изображение всадника на современном официальном гербе Москвы противоречит правилу западноевропейской геральдики, в соответствии с которым живые существа на гербе должны быть повернуты только в левую для зрителя (правую геральдическую) сторону. Это правило было установлено для того, чтобы фигура, изображенная на рыцарском щите, который традиционно держался у левого бока, не казалась убегающей от противника. В гербе Москвы 1883 года всадник был повернут в левую для зрителя (геральдически правую) сторону, но в 1993 году с восстановлением исторического герба всадник опять был повернут как в гербе 1780 года.

Всадник-змееборец как символ Московского княжества известен как минимум с XVI века и был центральным элементом герба сначала Московского царства, а затем и Российской империи. Изображение всадника присутствует и в центральной части герба Российской Федерации, однако, согласно официальному описанию герба этот элемент не описан как Святой Георгий и не упоминается как герб города Москвы.

Проект советского герба города Москва 1924 г.:
а) В центральной части в овальный щит вписана пятиконечная звезда. Это победный символ Красной Армии.
б) Обелиск на фоне звезды, являющийся первым революционным монументом РСФСР в память Октябрьской революции (поставленный перед зданием Моссовета). Это символ твёрдости Советской власти.
в) Серп и Молот - эмблема рабоче-крестьянского правительства.
г) Зубчатое колесо и связанные с ним ржаные колосья, изображённые по овалу щита, являются символом смычки города с деревней, где колесо с надписью «РСФСР» определяет промышленность, а ржаные колосья - сельское хозяйство.
д) Внизу по обеим сторонам изображены эмблемы, характеризующие наиболее развитую промышленность в Московской губернии: слева наковальня - эта эмблема металлообрабатывающего производства, справа челнок - текстильного производства.
е) Внизу под надписью «Московский Совет Рабочих, Крестьянских и Красноармейских депутатов», изображенной на ленте, расположена «динама» - эмблема электрификации.
(описание дано по данным сайта )

Герб был составлен архитектором Д. Осиповым.

Утвержден Президиумом Моссовета 22 сентября 1924 года. Но этот герб не получил широкого распространения и довольно быстро был просто забыт.

Исторический герб города Москвы

Герб 1780 г.:
Современный герб города основан на исторической гербе, пожалованном Екатериной II 20 декабря 1781 года (ПСЗ, собр.1, т.21, №15304) вместе с другими гербами городов Московской губернии: "в червлёном поле Святой Великомученик и Победоносец Георгий на белом коне, поражающий копьём чёрного дракона ".
Герб 1883 г.:

В 1883 г. герб обрел внешние украшения в соответствие с реформой Кене: "В червленом щите Святой Великомученик и Победоносец Георгий, в серебряном вооружении и лазоревой приволоке (мантии) на серебряном покрытом багряною тканью, с золотой бахромою, коне, поражающий золотого с зелеными крыльями дракона золотым с осьмиконечным крестом наверху копьем. Щит увенчан императорскою короною. За щитом два накрест положенные золотые скипетра, соединенные Андреевскою лентою ".
Фигура Георгия Победоносца была развёрнута в геральдически правую сторону. Дракон из чёрного стал жёлто-зелёным, а епанча Святого - лазуревой.
Утвержден 16 марта 1883 года (ПСЗ, т. XXXIII, №32037)

Герб 1730 г. :
Описание московского герба содержалось в утвержденном Сенатским приказом 8 марта 1730 года "Знамённого гербовника" для описаний гербов полковых знамён. В описании российского государственного орла в Знамённом гербовнике 1730 года московский герб описан так: "Георгий на коне белом, побеждающий змия, епанча и копье желтые, венец желтый же, змий черный, поле кругом белое, а в середине красное ".

Четверг, декабря 6, 2012

Все мы привыкли к Московскому гербу, к изображению Георгия Победоносца на коне, поражающего змея. Однако, мы не задумываемся о его истории, о том, откуда и когда он попал в Россию. Стоит сказать, что святой Георгий – общехристианский святой, почитаемый и во многих других странах, например он покровитель Англии. И иностранцы порой очень удивляются, откуда он тут – в Москве, на гербе города и даже страны.

Так кем же был Георгиий Победоносец, где произошла история со змием, как он попал ни герб Москвы и почему ему очень удивляются иностранцы —>

Официально герб города Москвы существует с 20 декабря 1781 года. В этот день он был «высочайше утвержден» вместе с гербами других городов Московской губернии. В Полном собрании законов Российской империи наш столичный герб описан так: «Святый Георгий на коне против того ж, как в средине государственного герба, в красном поле, поражающий копием чернаго змия». Отмечалось также, что герб «старый». Это означало, что эмблема была известна ранее. Действительно, всадник, поражающий копьем дракона, использовался в течение нескольких столетий как составная часть державного российского герба. То есть как такового герба в древности не существовало, но зато были печати и монеты, с подобными изображениями.

Обычай помещать на печатях и монетах портрет князя, а также изображение святого, которого князь считал своим покровителем, пришел на Русь из Византии в конце Х столетия. В начале XI века на монетах и печатях князя Ярослава Мудрого, принявшего имя Юрий (Георгий), появляется изображение святого Георгия. Основатель Москвы Юрий Долгорукий продолжил эту традицию. На его печати тоже святой, стоящий во весь рост и вынимающий меч из ножен. Изображение святого Георгия было на печатях и брата Юрия Долгорукого Мстислава, воин-змееборец присутствовал на многочисленных печатях Александра Невского, встречается он на монетах Ивана II Красного и сына Дмитрия Донского Василия. А на монетах Василия II Темного эмблема святого Георгия приобретает вид, близкий к тому, что позднее утвердился на московском гербе. Покровителем Москвы святой Георгий считается со времён Дмитрия Донского.


Печать Ивана III

Первое письменное сообщений о всаднике, поражающем дракона, приносит Ермолинская летопись. В ней говорится, что в 1464 году скульптурный образ святого Георгия был помещен над въездными воротами Фроловской башни - главной башни Кремля. Ставил сей образ Василий Ермолин. Ряд историков XIX века принимали это изваяние знаменитого русского зодчего за московский герб, ведь Фроловские ворота считались главными, даже князья снимали шапку, проходя через них. Очень заманчиво было бы считать эту скульптуру гербом Москвы, но здесь, скорее всего, это скульптурное изображение имело охранительные функции, так как через два года тот же Ермолин поставил над воротами башни с внутренней стороны образ святого Дмитрия.

Окончательное утверждение всадника-змееборца как герба Московского княжества произошло при Иване III (княжил с 1462 по 1505 гг.) и совпало по времени с завершением объединения основной части русских земель вокруг Москвы. Сохранилась печать 1497 года, на которой всадник, поражающий копьем змея-дракона, окружен надписью: «Печать великого князя Ивана Васильевича», а на обороте печати, не имеющей рисунка, надпись повторена, но к ней добавлено - «всея Руси». С этого момента можно считать, что герб Московского княжества на какое-то время становится и гербом всея Руси.

Интересно, что до XVIII века «московский ездец» не воспринимался никем из современников как святой Георгий.
Простые жители, объясняя это символическое изображение, говорили, что это «царь на коне победил змия», или «великий государь наш на аргамаке», или «сам царь с копьем», а то и «человек на коне с копьем колет змея». «Святым Егорием» называет всадника царь Петр I только в XVIII веке.


Герб Москвы, 1730.

Окончательное имя всадника как Георгий Победоносец утвердилось в связи с развитием в России геральдики и созданием городских гербов. Городская символика в петровское время появилась вместе с созданием системы формирования и размещения полков русской армии. Полки распределялись по городам и получали название по имени города, реже - губернии. Вместе с названием полк получал на свое знамя и эмблему города. Московские полки с 1712 года помещали на своих знаменах двуглавого орла под тремя коронами, а на груди орла, в щитке, располагался всадник, колющий копьем дракона.


Герб Москвы, 1781.

В 1729 - 1730 годах на знаменах московских полков остался только всадник в короне, колющий копьем змея. С утверждением статуса городского знака святой Георгий, будучи частью государственного герба, именовался гербом Москвы - исторического центра Российской империи. Московский герб сделан был по «образу и подобию» фигуры, размещенной на груди орла в государственном гербе.


Герб Москвы, XVIII век.

В указе 1781 года об утверждении гербов Московской губернии описание московского герба почти полностью повторяет герб 1730 года: «Москва. Святой Георгий на коне против того же как в середине Государственного герба, в красном поле, поражающий копьем черного змия». Герб Москвы просуществовал в таком виде вплоть до середины XIX века, когда в результате реформы в русской геральдике, проведенной по указанию императора Николая I, он был значительно изменен. Подобный же вид имеет «герб столичного города Москвы», который высочайше утвержден несколько позднее - 16 марта 1883 года, он и просуществовал до 1917 года. А в 1993 году был введен новый московский символ, созданный по мотивам герба Москвы, утвержденного в 1781 году.


Герб Мосвквы, 1856.


Герб Москвы, 1883.


Современный герб Москвы, c 1993 года. За основу взят герб не XIX века, а XVIII.

Георгий победоносец и змей
Убийство змея (дракона) является одним из самых известных посмертных чудес святого Георгия. По легенде, змей опустошал землю одного языческого царя в Бейруте. Как гласит предание, когда выпал жребий отдать на растерзание чудовищу царскую дочь, явился Георгий на коне и пронзил змея копьем, избавив царевну от смерти. Явление святого способствовало обращению местных жителей в христианство. Это сказание часто толковалось иносказательно: царевна - церковь, змей - язычество. Также это рассматривается как победа над дьяволом - «древним змием».
Существует вариант описания данного чуда, относящегося к жизни Георгия. В нём святой покоряет змея молитвой и предназначенная в жертву девушка ведёт его в город, где жители, видя это чудо, принимают христианство, а Георгий убивает змея мечом.


Святой Георгий на иконе второй половины XVI века, из Новгорода.

Почитание святого Георгия в других странах
Этот святой стал необычайно популярен ещё со времен раннего христианства. Он претерпел муки в Никомидии, а вскоре его стали почитать в Финикии, Палестине, затем и на всем востоке. В Риме в VII веке было уже две церкви в честь него, а в Галлии его почитают с V века.


Святой Георгий на Грузинской иконе.

Георгий считается покровителем воинов, земледельцев и пастухов, а в ряде мест - путешественников. В Сербии, Болгарии и Македонии верующие обращаются к нему с молитвами о ниспослании дождя. В Грузии к Георгию обращаются с просьбами о защите от зла, о даровании удачи на охоте, об урожае и приплоде скота, об исцелении от недугов, о чадородии. В Западной Европе считается, что молитвы святому Георгию (Джорджу, Хорхе) помогают избавиться от ядовитых змей и заразных болезней. Святой Георгий известен исламским народам Африки и Ближнего Востока под именами Джирджис и аль-Хадр. Георгий является также покровителем Португалии, Генуи, Венеции (вместе с ап. Марком) и Барселоны. Ну, и конечно же, Англии. Ещё в X веке в Англии строили церкви, посвящённые св. Георгию, а в XIV веке он был официально признан небесным покровителем Англии.


Святой Георгий на русской иконе XVI века, из города Устюжна.

Изображения святого Георгия
Самой популярной темой для изображений конечно же является «чудо о змие». Рисовали его во все времена и во многих странах, но особенно много – в эпоху ренессанса, в Италии. В качестве примеров несколько икон и картин про Георгия Победоносца, убивающего змея.


1471 год, Джованни Беллини (Италия).


1456 год, Паоло Уччелло (Италия)


1505-06 годы, Рафаэль Санти (Италия)


1606-07 годы, Рубенс (Голландия)


1890 год, Гюстав Моро (Франция)


1912, Август Маке (Германия)

В цвете всего этого становится понятным, почему иностранцы так странно реагируют на изображения святого Георгия в Москве.