Сложносочиненное и сложноподчиненное предложение. Сочинительная связь

Сложные предложения с разными видами связи - это сложные предложения , которые состоят не менее чем из трёх простых предложений , связанных между собой сочинительной, подчинительной и бессоюзной связью.

Для понимания смысла таких сложных конструкций важно понять, как сгруппированы между собой входящие в них простые предложения.

Часто сложные предложения с разными видами связи членятся на две или несколько частей (блоков), соединённых с помощью сочинительных союзов или бессоюзно; а каждая часть по структуре представляет собой либо сложноподчинённое предложение, либо простое.

Например:

1) [Печален я ]: [со мною друга Нет ], (с кем долгую запил бы я разлуку), (кому бы мог пожать от сердца руку и пожелать весёлых много лет) (А. Пушкин).

Это сложное предложение с разными видами связи: бессоюзной и подчинительной, состоит из двух частей (блоков), связанных бессоюзно; вторая часть раскрывает причину того, о чём говорится в первой; I часть по структуре представляет собой простое предложение; II часть - это сложноподчинённое предложение с двумя придаточными определительными, с однородным соподчинением.

2) [Переулок был весь в садах ], и [у заборов росли липы , бросавшие теперь, при луне, широкую тень], (так что заборы и ворота на одной стороне совершенно утопали в потёмках) (А. Чехов).

Это сложное предложение с разными видами связи: сочинительной и подчинительной, состоит из двух частей, связанных сочинительным соединительным союзом и, отношения между частями перечислительные; I часть по структуре представляет собой простое предложение; IIчасть - сложноподчинённое предложение с придаточным следствия; придаточное зависит от всего главного, присоединяется к нему союзом так что.

В сложном предложении могут быть предложения с различными видами союзной и бессоюзной связи.

К ним относятся:

1) сочинение и подчинение.

Например: Солнце закатилось, и ночь последовала за днем без промежутка, как это обыкновенно бывает на юге (Лермонтов).

(И – сочинительный союз, как – подчинительный союз.)

Схема этого предложения:

2) сочинение и бессоюзная связь.

Например: Уже давно село солнце, но лес еще не успел стихнуть: горлинки журчали вблизи, кукушка куковала в отдаленье (Бунин).

(Но – сочинительный союз.)

Схема этого предложения:

3) подчинение и бессоюзная связь.

Например: Когда он проснулся, уже всходило солнце; курган заслонял его собою (Чехов).

(Когда – подчинительный союз.)

Схема этого предложения:

4) сочинение, подчинение и бессоюзная связь.

Например: В саду было просторно и росли одни только дубы; они стали распускаться только недавно, так что теперь сквозь молодую листву виден был весь сад с его эстрадой, столиками и качелями.

(И – сочинительный союз, так что – подчинительный союз.)

Схема этого предложения:

В сложных предложениях с сочинительной и подчинительной связью рядом могут оказаться сочинительный и подчинительный союзы.

Например: Весь день стояла прекрасная погода, но , когда мы подплывали к Одессе, пошел сильный дождь.

(Но – сочинительный союз, когда – подчинительный союз.)

Схема этого предложения:

Знаки препинания в предложениях с разными видами связи

Для того чтобы правильно расставить знаки препинания в сложных предложениях с разными видами связи, необходимо выделить простые предложения, определить тип связи между ними и выбрать соответствующий знак препинания.

Как правило, между простыми предложениями в составе сложного с разными видами связи ставится запятая.

Например: [С утра на солнце деревья покрылись роскошным инеем], и [так продолжалось часа два], [потом иней исчез], [солнце закрылось], и [день прошел тихо, задумчиво, с капелью среди дня и аномальными лунными сумерками под вечер].

Иногда два, три и более простых предложения наиболее тесно связываются друг с другом по смыслу и могут быть отделены от других частей сложного предложения точкой с запятой . Чаще всего точка с запятой бывает на месте бессоюзной связи.

Например: (Когда он проснулся), [уже всходило солнце]; [курган заслонял его собою]. (Предложение сложное, с разными видами связи: с бессоюзной и союзной связью.)

На месте бессоюзной связи между простыми предложениями в составе сложного возможны также запятая , тире и двоеточие , которые ставятся по правилам расстановки знаков препинания в бессоюзном сложном предложении.

Например: [Уже давно село солнце], но [еще лес не успел стихнуть]: [горлинки журчали вблизи], [кукушка куковала в отдаленье]. (Предложение сложное, с разными видами связи: с бессоюзной и союзной связью.)

[Лев Толстой увидел сломанный репейник] и [вспыхнула молния]: [появился замысел изумительной повести о Хаджи-Мурате] (Пауст.). (Предложение сложное, с разными видами связи: сочинительной и бессоюзной.)

В сложных синтаксических конструкциях, распадающихся на крупные логико-синтаксические блоки, которые сами по себе являются сложными предложениями или в которых один из блоков оказывается сложным предложением, на стыке блоков ставятся знаки препинания, указывающие на взаимоотношения блоков, при сохранении внутренних знаков, поставленных на своем собственном синтаксическом основании.

Например: [Кусты, деревья, даже пни мне тут так хорошо знакомы], (что дикая вырубка мне стала как сад): [каждый куст, каждую сосенку, елочку обласкал], и [они все стали моими], и [это всё равно что я их посадил], [это мой собственный сад] (Пришв.) – на стыке блоков стоит двоеточие; [Вчера вальдшнеп воткнул нос в эту листву], (чтобы достать из-под нее червяка); [в это время мы подошли], и [он вынужден был взлететь, не сбросив с клюва надетый слой листвы старой осины] (Пришв.) – на стыке блоков стоит точка с запятой.

Особые трудности вызывает постановка знаков препинания на стыке сочинительного и подчинительного союзов (или сочинительного союза и союзного слова). Их пунктуационное оформление подчиняется законам оформления предложений с сочинительной, подчинительной и бессоюзной связью. Однако при этом выделяются и особого внимания требуют предложения, в которых несколько союзов оказываются рядом.

В подобных случаях запятая между союзами ставится, если дальше не следует вторая часть двойного союза то, так, но (в таком случае придаточное предложение может быть опущено). В других случаях запятая между двумя союзами не ставится.

Например: Надвигалась зима, и, когда ударили первые морозы, жить в лесу стало тяжело. - Надвигалась зима, и когда ударили первые морозы, то жить в лесу стало тяжело.

Можешь мне позвонить, но, если ты не позвонишь сегодня, завтра мы уедем. – Можешь мне позвонить, но если ты не позвонишь сегодня, то завтра мы уедем.

Я думаю, что, если ты будешь стараться, у тебя всё получится. – Я думаю, что если ты будешь стараться, то у тебя всё получится.

Синтаксический разбор сложного предложения с разными видами связи

Схема разбора сложного предложения с разными видами связи

1. Определить тип предложения по цели высказывания (повествовательное, вопросительное, побудительное).

2. Указать вид предложения по эмоциональной окраске (восклицательное или невосклицательное).

3. Определить (по грамматическим основам) количество простых предложений, найти их границы.

4. Определить смысловые части (блоки) и вид связи между ними (бессоюзная или сочинительная).

5. Дать характеристику каждой части (блока) по строению (простое или сложное предложение).

6. Составить схему предложения.

ОБРАЗЕЦ РАЗБОРА СЛОЖНОГО ПРЕДЛОЖЕНИЯ С РАЗНЫМИ ВИДАМИ СВЯЗИ

[Вдруг навалился густой туман ], [как будто стеной отделил он меня от остального мира], и, (чтобы не заблудиться ), [я решил

Чеченева М.Д.

СЛОЖНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ С РАЗЛИЧНЫМИ ВИДАМИ

СОЮЗНОЙ И БЕССОЮЗНОЙ СВЯЗИ

9 класс

Цели:

  • познакомить учащихся с предложениями с различными видами союзной и бессоюзной связи;
  • формировать умение определять виды союзной и бессоюзной связи в сложном предложении с разными видами связи;
  • отработать навык постановки знаков препинания в сложном предложении с разными видами связи.

Тип урока: комбинированный.

Учебно-методическое обеспечение: учебник русского языка для 9 класса общеобразовательных учреждений. С.Г. Бархударов, С.Е. Крючкова, Л.Ю. Максимов и др. - М.: Просвещение, 2010.

Используемые технологии: на уроке применяются компьютерные технологии (мультимедийная презентация PowerPoint, компьютерное тестирование).

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

III. Изучение нового материала.

1.Анализ предложения. (слайд 3)

Дождь заливал лес; на опушке, где находился Горбунов, образовались кипящие озера. (Г.Березко)

Выделите грамматические основы, составьте схему предложения.

Сделайте вывод о способе связи предложений

/Грамматические основы: дождь заливал, находился Горбунов, образовались озера.

; [ , (где…) , ].

Части этого предложения соединяются при помощи бессоюзной и союзной подчинительной связи. /

Сложные предложения могут состоять из частей, связанных различными видами связи. Подумайте, о чем же пойдет речь сегодня на уроке, какие цели мы должны поставить перед собой в начале урока.

/Уч-ся формулируют тему и цели урока./

Итак, тема нашего урока: «Сложные предложения с различными видами союзной и бессоюзной связи». (слайд 4)

2. Слово учителя (слайд 5)

Сложные предложения могут включать в свой состав предложения, соединенные между собой разными видами связи: сочинительной, подчинительной и бессоюзной. Такие конструкции называются сложными предложениями с различными видами союзной и бессоюзной связи.

В зависимости от разных сочетаний видов связи в таких сложных предложениях выделяются следующие группы:

I. Сочинение + подчинение.

II. Сочинение + бессоюзная связь.

III.Подчинение + бессоюзная связь.

IV. Сочинение + подчинение + бессоюзная связь.

IV. Закрепление

1. Анализ предложений. (слайды 6, 7)

Рассмотрим примеры предложений с разными сочетаниями видов связи. (Анализ предложений. Составление схем.)

1) Комната, в которую мы вошли, была разделена барьером, и я не видел с кем говорила и кому униженно кланялась моя мать. (В. Каверин)

(Предложение сложное, с разными видами связи: сочинительной и подчинительной; повествовательное).

2) Река тоже присмирела; немного погодя и в ней кто-то плеснул еще в последний раз, и она стала неподвижна. (И. Гончаров)

(Предложение сложное, с разными видами связи: сочинительной и бессоюзной; повествовательное).

3) Русский человек так уверен в своей силе и крепости, что он не прочь и поломать себя: он мало занимается своим прошедшим и смело глядит вперёд. (И.С.Тургенев)

(Предложение сложное, с разными видами связи: подчинительной и бессоюзной; повествовательное).

4) На следующий день, когда наступило некоторое затишье, Пастухову удалось связаться с санбатом, но оттуда ответили, что Звягинцева переправили в армейский госпиталь: требовалась сложная операция.

(Предложение сложное, с разными видами связи: сочинительной, подчинительной и бессоюзной; повествовательное)

2. Работа с учебником.

Закрепление пунктуационных правил (упр. 245 устно, упр.246)

3. Конструирование предложений. Работа в группах. (слайд 8)

Из трех простых предложений составить СП с разными видами связи, построить их схемы (на доске).

  • Было уже поздно. Мы читали книгу. Спать совсем не хотелось.
  • Наступила весна. Река разлилась. Возникла угроза наводнения.
  • Я посмотрел на часы. Было уже девять. На улице никого не было.

4. Компьютерное тестирование. (Тест создан с помощью программы MyTestX)

V. Д/З: § 18, упр. 248

VI. Подведение итогов урока. Рефлексия. (Учащиеся продолжают предложения) (слайд 9)

  1. Сегодня я узнал…
  2. Было интересно…
  3. Было трудно…
  4. Я понял, что…
  5. Я попробую…
  6. У меня получилось…
  7. Я смог…
  8. Мне захотелось…

Анализ урока

Урок русского языка в 9 классе с использованием компьютерных технологий.

Тема урока «Сложные предложения с различными видами союзной и бессоюзной связи». Это первый урок по данной теме. Тип урока: комбинированный.

Цели урока: познакомить учащихся с предложениями с различными видами союзной и бессоюзной связи; формировать умение определять виды союзной и бессоюзной связи в сложном предложении с разными видами связи; отработать навык постановки знаков препинания в сложном предложении с разными видами связи.

Оборудование: компьютеры, мультимедийный проектор, экран.

Этапы урока следующие: 1) Организационный момент. 2) Проверка домашнего задания 3) Изучение нового материала 4) Этап закрепления понятия 5) Домашнее задание 6) Подведение итогов урока. Рефлексия.

Все дидактические задачи на этапах урока были выполнены.

Методы обучения, которые использовались на уроке: наглядность, проблемность, дифференцированное обучение, личностно-ориентированный подход. Методы соответствуют изучаемому материалу и полученные результаты можно считать положительными.

На уроке применяется мультимедийная презентация PowerPoint. Цель использования мультимедийного компонента: создание визуального ряда, систематизация материала, повышение мотивации учащихся к учению. В презентацию включены сведения по новой теме, дидактический материал.

Презентация используется почти на всех этапах урока, а не только при изучении новой темы. Дидактический материал урока можно демонстрировать на слайдах, что значительно повышает интенсивность урока.

В начале изучения новой темы учащиеся анализируют предложение с различными видами связи (текст на слайде). Дети осмысливают факты, явления, идеи и делают собственные выводы о способе связи предложений. Затем они формулируют тему и цели урока.

Объяснение нового материала также сопровождается показом слайдов. Это активизирует внимание учащихся.

Широко распространенным средством контроля за знаниями сегодня является тестирование. После изучения нового материала в качестве закрепления учащимся предлагается компьютерный тест , где есть задания с выбором ответа и с открытыми ответами. Отвечая на вопросы теста, учащиеся определяют виды союзной и бессоюзной связи в сложных предложениях, учатся находить сложные предложения с различными видами связи в тексте. Таким способом можно проверить, как учащиеся ориентируются в новых понятиях, как они усвоили новую тему.

Урок прошел в оптимальном темпе, части логически связаны между собой. Разнообразие видов учебной работы обеспечивает стабильность учебно-познавательной атмосферы.

Активность учащихся адекватна запросам учебного процесса, ученики готовы к проблемным ситуациям. Разнообразные виды заданий обеспечивают занятость всех школьников с учетом их способностей.

На уроке созданы условия для эмоциональной открытости и доверия. Учителем и учеником совместно создаются возможности для самореализации личности.

Материал урока усвоен учащимися в достаточном объёме.

Таким образом, можно сделать вывод, что использование компьютерных технологий на уроках русского языка значительно увеличивает интенсивность урока, делает более наглядным изучение нового материала, а также повышает эффективность работы школьников, активизирует их внимание.

Приложение.

Задания для компьютерного тестирования.

1. В каком случае представлено сложное предложение с различными видами связи?

  1. Обращаться с языком кое-как – значит и мыслить кое-как: неточно, приблизительно, неверно.
  2. Когда видишь перед собой остатки величественной красоты, которая была в таком обилии сосредоточена в Акрополе, воочию убеждаешься, как противостояли друг другу искусство и опустошительные войны.
  3. Андерсен собирал зерна поэзии с крестьянских полей, согревал их у своего сердца, сеял в низких хижинах, и из этих семян вырастали и расцветали невиданные и великолепные цветы поэзии, радовавшие сердца бедняков.
  4. Жизнь есть постоянный труд, и только тот понимает ее вполне по-человечески, кто смотрит на нее с этой точки зрения.

2. В каком случае представлено сложное предложение с разными видами связи?

  1. Еще в полях белеет снег, а воды уж весной шумят.
  2. Светлым солнечным утром, когда еще вовсю распевали птицы, когда еще не просохла роса на тенистых полянках парка, весь лагерь пришел провожать Альку.
  3. Гром грохотал над крышей, гулко возрастая и раздражаясь треском, когда мелькала красноватая молния; от нависших туч темнело.
  4. На железнодорожном переезде был опущен шлагбаум: со станции шел курьерский поезд.

3. В каком случае дана правильная характеристика предложения?

Ее присутствие доставляло мне удовольствие, какого я уже давно не испытывал, и я боялся смотреть на нее, чтобы мой взгляд как-нибудь не выдал моего скрытого чувства.

4. В каком случае дана правильная характеристика предложения?

Чем шире становился Енисей, тем положе делались берега, утихало течение, река усмирялась, катила воды без шума и суеты. (В.П.Астафьев)

  1. СП с сочинением и подчинением
  2. СП с сочинением и бессоюзной связью
  3. СП с подчинением и бессоюзной связью
  4. СП с сочинением, подчинением и бессоюзной связью

5. В каком случае дана правильная характеристика предложения?

Человек должен трудиться, работать в поте лица, кто бы он ни был, и в этом одном заключается смысл и цель его жизни, его счастье, его восторги. (А. Чехов)

  1. СП с сочинением и подчинением
  2. СП с сочинением и бессоюзной связью
  3. СП с подчинением и бессоюзной связью
  4. СП с сочинением, подчинением и бессоюзной связью

6. В каком случае дана правильная характеристика предложения?

Нет сомнения, что охота пестрить русскую речь иностранными словами без нужды, без достаточного основания противна здравому смыслу и вкусу, но она вредит не русскому языку, не русской литературе, а только тем, кто одержим ею. (В. Белинский)

  1. СП с сочинением и подчинением
  2. СП с сочинением и бессоюзной связью
  3. СП с подчинением и бессоюзной связью
  4. СП с сочинением, подчинением и бессоюзной связью

7. В каком случае дана правильная характеристика предложения?

Через час явилась возможность ехать: метель утихла, небо прояснилось, и мы отправились. (А. Пушкин)

  1. СП с сочинением и подчинением
  2. СП с сочинением и бессоюзной связью
  3. СП с подчинением и бессоюзной связью
  4. СП с сочинением, подчинением и бессоюзной связью

8. Среди предложений 1-7 найдите сложное предложение с бессоюзной и союзной подчинительной связью между частями. Напишите номер этого предложения.

(1) Бабушка целыми днями сидела на завалинке под расколовшейся черешней. (2) У черешни уже высох один ствол, тот, что обнимал и хранил дом. (3) Второй ствол все ещё с безнадежной настойчивостью устремлялся в небо. (4) Бабушка Одарка ждала внука и медленно, незаметно впадала в дремучую дремоту. (5) И не слышала она уже ни шороха листьев над головой, ни птичьего перезвона - мир потухал и отдалялся от нее со всей своей суетой. (6) Лишь грохот войны еще слышала она и вздрагивала от этого грохота. (7) И думалось ей: из-под корней этой косолапой черешни, которую она когда-то и зачем-то посадила, идёт он, из самого нутра земли, из чёрного чрева ее. (Астафьев В.)

9. Среди предложений 1-9 найдите сложное предложение с сочинительной и подчинительной связью. Напишите номер этого предложения.

(1)Мы долго сидели на берегу под вязами. (2)Комары пропали. (3)Легкий ветерок, потянувший низом, наклонивший травы, но не двинувший и листка на деревьях, заставил попрятаться маленьких демонов.

(4)Вечер не спешил, давая отбуйствовать закату. (5)Багровое пламя на западе превратило серебристую Угру в реку крови, и все комары унеслись туда, чтоб погрузить хоботы в красный поток и налиться субстратом жизни. (6)Они вскоре поняли, что ошиблись, и, распаленные злобой, вернулись назад. (7)Мы перестали сопротивляться. (8)Вокруг каждого из нас, а сидели мы на пристроенной к избе терраске, реяло плотное облачко. (9)Казалось, то парят зернышки граната: раздувшиеся брюшки просвечивали рубиновым.

10. Среди предложений 44–53 найдите сложное предложение с бессоюзной и союзной сочинительной связью между частями. Напишите номер этого предложения.

(44)Горечь и не очень понятная обида скоро оставили Анну Федотовну...

(45)Вечером внучка как обычно читала ей письмо сына, но Анна Федотовна вдруг проговорила:

– (46)Он чего-то не хотел, а они грозились, пугали его. (47)Таня! (48)Загляни в шкатулку!

– (49)Нету, – тихо сказала Таня. – (50) И похоронка на месте, и фотографии, а писем нет.

(51)Анна Федотовна прикрыла слепые глаза, напряжённо прислушалась, но душа её молчала, и голос сына более не звучал в ней. (52)Он угас, умер, погиб вторично, и теперь уже погиб навсегда. (53)Письма, пользуясь её слепотой, вынули не из шкатулки – их вынули из её души, и теперь ослепла и оглохла не только она, но и её душа... (По Б. Васильеву)

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него:

Цели:
актуализировать знания учащихся о структурных особенностях сложных предложений с разными видами связи – союзной и бессоюзной; продолжить работу по подготовке учащихся к ГИА;
развивать умение схематически представлять предложение, прививать навыки анализа текста, совершенствовать орфографические и пунктуационные навыки;
воспитывать патриотизм, ответственность перед людьми, совершившими подвиг во имя спасения человечества от фашизма.

1. Мобилизующий этап.

На доске:

Каким образом в человеке держится сила духа?
Вспоминается интервью, в котором ветеран рассказывает о своей военной профессии: он был фотографом и кинооператором, а ещё солдатом-смертником.
Всю предлежащую жизнь он видел через прицел снайперской винтовки, и, по его словам, приходилось общаться только с мертвецами.
Как в существе, в котором еле теплится жизнь, зарождаются думы о чести и достоинстве, о смысле и ценности жизни, о подвиге?
Это признание точно и ёмко передаёт всю полноту человеческого ужаса и бесстрашия.

Задание :

Прочитайте предложения и скажите, что их объединяет? (Тема).
- Можно ли эти предложения назвать текстом? (Нельзя).
- Расположите эти предложения в соответствии с кодом и прочитайте получившийся текст.
ПП – СПП – ? – ССП – ПП
(Учащиеся называют виды предложений, располагают их в соответствии с кодом, используя при этом карточки).
- Какое предложение должно быть вместо вопроса? Объясните знаки препинания в этом предложении. Постройте схему. (По академической грамматике – предложения с разными видами связи называют предложениями с контаминированными основами).

2. Определение темы и цели урока.

Учитывая пунктограммы, встречающиеся только в этом предложении, сформулируйте тему урока.
- Учитывая тему урока, сформулируйте цель урока. Используйте опорные слова: познакомиться, рассмотреть, моделировать , объяснять .
(Познакомиться со сложными предложениями с различными видами союзной и бессоюзной связи; рассмотреть схемы сложного предложения с различными видами связи, моделировать такие предложения и объяснять в них пунктограммы).

3. Актуализация знаний.

Что называется сложным предложением? (Сложное предложение – это предложение, состоящее из двух или нескольких простых предложений (предикативных частей), соединённых в единое целое по смыслу и интонационно).
- На какие группы делятся сложные предложения?
- Что вы о них знаете? Презентации учащихся о ССП, СПП, СБП по плану:
1. Что такое …
2. Какие знаки препинания… союзы (союзные слова)…
3. Отношения между предложениями.
4. Виды.
Учитель: Вы уже знаете, что есть сложные предложения с различными видами связи и что они по академической грамматике называются предложениями с контаминированными основами. А как ещё можно назвать такие предложения? Посмотрите в учебнике на стр. 141.

4. Изучение нового материала .

I. Запись предложения на доске и в тетрадях. Анализ предложения.

Примечательно, как восприняли жуткую весть очевидцы: дневниковые сообщения коротки, в них с леденящей чёткостью осязается пульс войны, прочитывается растерянность.

Задание:

Проанализировать предложение.

Алгоритм анализа.

  1. Найдите основы, разделите на части.
  2. Определите вид связи, союзная или бессоюзная.
  3. Вид союзной связи: сочинительная и подчинительная.
  4. В бессоюзном сложном предложении – смысловые отношения и, следовательно, знаки препинания.
  5. Нарисовать схемы.
  6. Охарактеризуйте вид связи.
  7. По схемам проверьте знаки препинания.

II . Работа в парах. Взаимопроверка.

(Задание дано по вариантам. В предложении необходимо расставить знаки препинания, прописать буквы, определить грамматические основы, определить вид предложений, составить схемы).

  1. Сила памяти влечёт птиц из дальних краёв к месту, где они родились, она всю жизнь согревает человеческое сердце, делает его счастливым.
  2. Много говорим о красоте земли, но бережём плохо то, что надо непременно беречь.
5. Закрепление изученного материала.
Работа с текстом.

1.В годы Великой Отечественной войны стихотворение в прозе «Русский язык» Ивана Сергеевича Тургенева укрепляло веру людей в победу, призывало добиваться её любой ценой. 2. Рассказывают, что к коменданту оккупированного Орла пришла молоденькая девушка, учительница русского языка, она попросила разрешения открыть музей И. С. Тургенева. 3. Разрешение комендант дал, выделив для этого маленькую комнатку.4. И вот музей открыт. 5.Люди первое время не понимали, к чему эта затея, но прошло несколько дней и посетителей становилось всё больше и больше. 6. Побывав в музее, они словно преображались: светлел взгляд, твёрже становилась походка, выше поднята голова. 7. Первое, что видел каждый, были слова: «Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей Родины, - ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык! Не будь тебя – как не впасть в отчаяние при виде всего, что совершается дома? Но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу!»

Анализ текста (вопросы по содержанию).

Задание по вариантам:
1в. – Найти сложное предложение с подчинительной и бессоюзной связью.
2в. – Найти предложение с подчинительной и сочинительной связью.
Объяснить знаки препинания.

Тестовые задания (в формате ГИА).
В7. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложного предложения, связанными сочинительной связью.
Рассказывают,1 что к коменданту оккупированного Орла пришла молоденькая девушка,2 учительница русского языка,3 она попросила разрешения открыть музей И. С. Тургенева.
Разрешение комендант дал,4 выделив для этого маленькую комнатку.
И вот музей открыт. Люди первое время не понимали, 5 к чему эта затея,6 но прошло несколько дней и посетителей становилось всё больше и больше.

Ответ:_______________________

В9. Среди предложений 2-5 найдите сложное с бессоюзной и союзной подчинительной связью между частями. Напишите номер этого предложения.

Ответ:______________________

Рефлексия.
Сегодня мы вспомнили…
Мы научились…
Мне понравилось…

Дом. задание:
Написать сочинение-миниатюру на тему:
«Почему преображались люди, прочитав слова Тургенева о русском языке?»
«Стоит ли былое вспоминать?»
Как вы понимаете слова М. Дудина: «Павшие умели побеждать, живые обязаны помнить».
Как вы понимаете пословицу: «Кто для себя живёт, тот умер для других».

В которых имеется подчинительная или сочинительная связь, значительно отличаются от аналогичных словосочетаний и простых предложений. Далее в статье рассмотрим основные различия упомянутых конструкций.

Общие сведения

Если говорить о словосочетаниях и простых предложениях, то справедливо заметить, что подчинительная связь может проявляться только в первом варианте, в то время как сочинительный тип чаще употребляется во втором. В последнем случае выполняется задача преобразования в распространенную конструкцию, создавая ряды однородных членов. В сложных структурах сочинительная и подчинительная связь не имеет таких резких отличий. Это связано с тем, что одно и то же высказывание можно оформить с использованием союзов и того, и другого типа.

Первое отличие

Применение сочинения и подчинения помогает определить смысловые отношения, существующие в простых и сложных формулировках. При этом имеет место различие в самой структуре высказывания. Так, сочинительная связь не создает таких четких границ. При использовании второго типа соединения выделяются части высказывания с указанием необходимости уделить определенному фрагменту сообщения больше внимания.

Таким образом, можно сказать, что используемые в разных вариантах союзы отличаются тем, как они выявляют связи в выражениях. В случае с подчинительной связью такие виды отношений, как уступительные, условно-следственные и причинно-следственные, принимают однозначную форму. При этом они выражаются союзами "хотя", "потому что", "если". Сочинительная связь в предложении позволяет использовать один и тот же союз. В качестве него выступает соединительный элемент "и". Но существуют такие ситуации, когда сочинительные союзы "а" и "но", которые обычно считаются противопоставительными, могут придавать высказыванию оттенок уступки, условия, следствия, сравнения и сопоставления. В выражениях, имеющих форму побуждения, союзы могут создавать в сообщении условие, которое в подчинительном предложении выражается элементами "если (вместо этого допускается использование частицы "не")… то". Некоторое взаимодействие обнаруживается между сочинением и подчинением за счет того, что их нельзя считать абсолютно противоположными понятиями.

Второе отличие

В сложных конструкциях сочинительная связь является важным самостоятельным элементом. Зато в простых структурах ее задачей считается определение отношений между членами однородной последовательности. Кроме того, в простую конструкцию сочинительная связь включается для того, чтобы обогатить высказывание дополнительными членами. Так происходит преобразование его в распространенное. В структурах, состоящих из нескольких частей, сочинительная связь имеет большее значение.

Третье отличие

Если сравнивать подчинение и сочинение с бессоюзием, то последние два вида связи имеют много общего. Это объясняется смысловым отношением внутри конструкции. Так, сочинительная связь выявляет их в выражении в меньшей степени. Однако сравним их более подробно. Сочинительная связь является не только синтаксическим, но и лексическим способом взаимодействия. Таким образом, отношения, возникающие между фразами, не имеют конкретного значения, а лишь получает определенную характеристику. Сочинительные союзы могут также сочетаться с подчинительными и различными лексическими элементами. При этом создаются разнообразные синтаксические конструкции. В качестве примеров союзного соединения можно привести разнообразные сочетания служебных частей речи "и", "вот", "а", "ну", "поэтому", "потому", "значит". Подчинительные союзы не нуждаются в дополнениях, так как сами могут создавать четкие границы для смысловых отрезков.

Особые случаи

Если сочинительная или бессоюзная связь не позволяет в полной мере изучить отношения, существующие в данных предложениях, то необходимо обратиться к дополнительным факторам. Ими может являться общее строение высказывания, а также присутствующие в нем вводные слова, частицы, различные местоимения, обороты. Кроме того, выделять отдельные части и указывать на их особенности могут наклонения и формы времени. В союзных конструкциях значение условия и следствия проявляется заметнее тогда, когда происходит взаимодействие повелительного наклонения в первом предложении (в случае со сложной формулировкой имеется в виду главная её часть) и других наклонений или иных форм времени, находящихся во втором элементе (в придаточной части).

Четвертое отличие

В сложных предложениях подчинительная связь менее многогранна, чем в словосочетаниях и простых фразах. Встречаются случаи, когда часть смысла сложной конструкции, образованной из совокупности простых, не реализуется. Это может быть связано с тем, что вероятно возникновение противоречия значению подчинительного союза, а также его полному изменению. Примером может стать соединительный элемент "когда". Он используется в подчинительных предложениях. Основным его значением является показатель времени. Однако если в главной части предложения описываются какие-либо чувства, эмоции или чье-то состояние, то данный союз может из временного превратиться в следственный. Когда же в придаточном предложении что-либо оценивают, пытаясь определить важность или значимость, то элемент "когда" приобретает целевое значение. Кроме того, этот союз может обладать сопоставительным значением и нести в себе указание на несоответствие.

ТЕОРИЯ задание 14.

Алгоритм выполнения задания № 14

  • Найдите грамматические основы, убедитесь, что данное предложение – сложное. В нём должно быть не мене двух грамматических основ. Не забудьте, что предложения могут быть односоставными, поэтому не всегда в основе есть подлежащее. Главное то, что речь в предложениях идёт о чём-то разном.
  • Если между простыми предложениями нет союзов- то это бессоюзная связь . Это самый простой тип связи предложений в сложном.
  • Если между простыми есть сочинительные союзы, то это союзная сочинительная связь . Вспомните сочинительные союзы.
  • Если же простые соединены подчинительными союзами, то это союзная подчинительная связь . Не забывайте, что придаточное может стоять перед главным, тогда союз ищите в начале предложения. Может придаточное находиться в середине главного, тогда в ответе будет две цифры, обозначающие запятые. Вспомните типы подчинительных союзов.

Пример.

Рядовой появился на батарее с хорошими новостями: он видел, как фашистов выбили из Красной Поляны.

Образец рассуждений

  • Нахожу грамматические основы: РЯДОВОЙ ПОЯВИЛСЯ, ОН ВИДЕЛ, ВЫБИЛИ.В данном предложении три грамматические основы.
  • Между первым и вторым предложениями стоит двоеточие, нет союзов - это бессоюзная связь.
  • Второе и третье предложения соединены союзом КАК, это подчинительный союз, поэтому здесь союзная подчинительная связь.
  • Делаю вывод: данное предложение Пишу номер именно этого предложения, если будет задание: найти сложное с бессоюзной и союзной подчинительной связью.

ПРАКТИКА

Среди предложений 1-5 найдите сложное предложение с бессоюзной и союзной подчинительной связью между частями. Напишите номер этого предложения.

(1) Дождь заливал лес; на опушке, где находился Горбунов, образовались кипящие озера. (2) Ветви деревьев трепетали под тяжестью рушившейся на них воды. (3) В омрачённом, перекосившемся воздухе не стало видно немецких укреплений. (4) Но навесной обстрел противника не утихал. (5) Синеватые, призрачные столбы разрывов метались в тёмной толще ливня; вспышки огня перебегали по полю. (Берёзко Г.)

(1) Одевшись и накинув на плечи пальто, генерал вышел в сад, примыкавший к дому. (2) Начинало светать; безлиственные низкие яблони с искривленными ветвями толпились в посеревшем воздухе. (3) Командующий медленно прошёл по размокшей тропе к невысокому заборчику. (4) Сад был расположен на краю возвышенности, и отсюда смутно виднелась огибавшая ее полузатопленная дорога, - три тягача тащились там, волоча тяжёлые длинностволые пушки. (5) Командующий - высокий, тучный, в просторном пальто - смотрел сверху. (6) Машины ревели, задыхаясь, и малиновый огонь рвался из выхлопной трубы. (Берёзко Г.)

Среди предложений 1-7 найдите сложное предложение с бессоюзной и союзной подчинительной связью между частями. Напишите номер этого предложения.

(1) Дождь ушел на запад, но в лесу снова потемнело. (2) С востока наплывала синяя, в полнеба, туча, на ее фоне ярко выделялись белые стволы берез. (3) Горбунов смотрел в бинокль, стоя на коленях около дерева. (4) В нескольких шагах от командира присел Уланов. (5) Он видел: по полю, далеко впереди, переползают люди, плохо различимые отсюда, потому что были чуть светлее земли. (6) Николай знал, что это движется на усиление третьей роты сводная группа. (7) Нетерпеливо ожидая дальнейших событий, он даже досадовал на то, что атака происходит недостаточно быстро. (Берёзко Г.)

Среди предложений 1-6 найдите сложное предложение с бессоюзной и союзной сочинительной связью между частями. Напишите номер этого предложения.

(1) Ребята облазили весь остров в поисках нерастаявшего снега. (2) Серёже Колтовому посчастливилось найти в расселинах между скалами остатки прошлогоднего, спрессовавшегося, как лед, снега. (3) Тайком от Петровича Серёжу спустили, на верёвке, он топором рубил снег и в ведре отправлял его наверх. (4) Лазить по скалам при штормовом ветре было опасно. (5) Петрович категорически запретил это делать, но ребята украдкой приносили Ильиничне вёдра прошлогоднего снега. (6) Она ворчала, грозила пожаловаться бригадиру, но от снега не отказывалась: надо же было готовить обед. (Вурдов Н.)

Среди предложений 1-7 найдите сложное предложение с бессоюзной и союзной сочинительной связью между частями. Напишите номер этого предложения.

(1) Дни стоят тёплые. (2) В воздухе разлита весенняя прохлада. (3) Величава и спокойна тайга, но это только кажущееся спокойствие: внутри каждого дерева, каждого кустика идет огромная работа. (4) День и ночь корни всеми своими мочками сосут влагу из земли, обильно напоенной недавно стаявшим снегом. (5) Уже распушились белоснежные барашки на тальниках, пожелтели сережки на ольхах, хотя корни лежат еще под снегом. (6) На крошечных лужайках пока нет зелени, цветов, но и тут идёт неутомимая деятельность. (7) Хорошо в эти майские дни в тайге! (Федосеев Г.)

©2015-2019 сайт
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-03-31