Пример сочинения по направлению "разум и чувство".

«Разум и чувства».Толкование понятий

Разум

  1. Разум - это высшая ступень познавательной деятельности человека, способность мыслить логически, обобщённо и отвлечённо. (Ефремова Т. Ф. Новый словарь русского языка. Толково-словообразовательный)
  2. Способность мыслить всеобще в отличие от непосредственно данных единичных фактов, какими исключительно занято мышление животных. (Философский энциклопедический словарь)
  3. Разум как нравственная категория — это способность человека отвечать за свои поступки, предугадывать последствия слов, действий.
  4. Разум позволяет человеку всё взвешивать, постигать главное, суть происходящего, и, постигнув, принять верное решение по поводу своих действий и поступков.
  5. Разум способен объективно оценить происходящее, не поддаваться эмоциям, рассуждать здраво. Это понимание того, что происходит вокруг и в самом человеке.
  6. Именно разум позволяет человеку контролировать свои поступки, не выходить за рамки дозволенного, тех законов и моральных принципов, которые приняты в обществе, то есть вести себя « разумно»
  7. Разум - это способность человека выделять истинные ценности в жизни, отличать их от мнимых, ложных. Разумно рассуждая и анализируя, человек способен выбрать верные нравственные ориентиры, идеалы.
  8. Каждый человек сам выбирает свой путь в жизни, для этого ему и дан разум.

Чувства

  1. Способность живого существа воспринимать внешние впечатления, ощущать, испытывать что-то. (Толковый словарь русского языка. Под ред. Д.Н.Ушакова)
  2. Внутреннее, психическое состояние человека, то, что входит в содержание его душевной жизни. (Ефремова Т. Ф. Новый словарь русского языка. Толково-словообразовательный)
  3. Чувства как нравственная категория — это способность человека эмоционально воспринимать всё вокруг, переживать, сочувствовать, страдать, радоваться, горевать.
  4. Много различных чувств способен испытать человек. Чувство прекрасного, справедливости, стыда, горечи, радости, неудовлетворения, сопереживания и много-много других.
  5. Одни чувства делают его сильнее. Другие — губят. И вот здесь на помощь приходит разум, помогающий сделать верный шаг.
  6. Чувства делают жизнь человека ярче, насыщеннее, интереснее, да и просто счастливее.
  7. Чувства позволяют человеку субъективно воспринимать окружающее, оценивать происходящее в зависимости от настроения в данный момент. Не всегда эта оценка будет объективной, а часто очень далёкой от неё. Чувства могут захлестнуть человека, а разум не всегда в состоянии утихомирить их. Со временем всё может выглядеть совсем иначе.
  8. Чувства - это сложившееся отношение человека к чему-либо. Многие чувства становятся основой его характера: чувство любви к Родине, уважение близких, старших, чувство справедливости, гордости за страну.
  9. Не нужно путать чувства с эмоциями. Эмоции кратковременны, часто сиюминутны. Чувства же более устойчивы. Они часто определяют сущность личности.
  10. Человек живёт и разумом, и чувствами. Обе эти способности человека делают жизнь насыщеннее, разнообразнее, ценнее. Гармония разума и чувств — признак высокой духовности личности. Она позволяет ему достойно прожить свою жизнь.

Разум

  • Разум – это высшая ступень познавательной деятельности человека, способность мыслить логически, обобщённо и отвлечённо. (Ефремова Т. Ф. Новый словарь русского языка. Толково-словообразовательный)
  • Способность мыслить всеобще в отличие от непосредственно данных единичных фактов, какими исключительно занято мышление животных. (Философский энциклопедический словарь)
  • Разум как нравственная категория — это способность человека отвечать за свои поступки, предугадывать последствия слов, действий.
  • Разум позволяет человеку всё взвешивать, постигать главное, суть происходящего, и, постигнув, принять верное решение по поводу своих действий и поступков.
  • Разум способен объективно оценить происходящее, не поддаваться эмоциям, рассуждать здраво. Это понимание того, что происходит вокруг и в самом человеке.
  • Именно разум позволяет человеку контролировать свои поступки, не выходить за рамки дозволенного, тех законов и моральных принципов, которые приняты в обществе, то есть вести себя « разумно»
  • Разум – это способность человека выделять истинные ценности в жизни, отличать их от мнимых, ложных. Разумно рассуждая и анализируя, человек способен выбрать верные нравственные ориентиры, идеалы.
  • Каждый человек сам выбирает свой путь в жизни, для этого ему и дан разум.

Чувства

  • Способность живого существа воспринимать внешние впечатления, ощущать, испытывать что-то. (Толковый словарь русского языка. Под ред. Д.Н.Ушакова)
  • Внутреннее, психическое состояние человека, то, что входит в содержание его душевной жизни.
    (Ефремова Т. Ф. Новый словарь русского языка. Толково-словообразовательный)
  • Чувства как нравственная категория — это способность человека эмоционально воспринимать всё вокруг, переживать, сочувствовать, страдать, радоваться, горевать.
  • Много различных чувств способен испытать человек. Чувство прекрасного, справедливости, стыда, горечи, радости, неудовлетворения, сопереживания и много-много других.
  • Одни чувства делают его сильнее. Другие — губят. И вот здесь на помощь приходит разум, помогающий сделать верный шаг.
  • Чувства делают жизнь человека ярче, насыщеннее, интереснее, да и просто счастливее.
  • Чувства позволяют человеку субъективно воспринимать окружающее, оценивать происходящее в зависимости от настроения в данный момент. Не всегда эта оценка будет объективной, а часто очень далёкой от неё. Чувства могут захлестнуть человека, а разум не всегда в состоянии утихомирить их. Со временем всё может выглядеть совсем иначе.
  • Чувства – это сложившееся отношение человека к чему-либо. Многие чувства становятся основой его характера: чувство любви к Родине, уважение близких, старших, чувство справедливости, гордости за страну.
  • Не нужно путать чувства с эмоциями. Эмоции кратковременны, часто сиюминутны. Чувства же более устойчивы. Они часто определяют сущность личности.

Человек живёт и разумом, и чувствами. Обе эти способности человека делают жизнь насыщеннее, разнообразнее, ценнее. Гармония разума и чувств — признак высокой духовности личности. Она позволяет ему достойно прожить свою жизнь.

Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна

Так уж случилось, что в школе мы изучали только русскую литературу. Про различных зарубежных писателей я узнала лишь из списка дополнительной литературы и на некоторых уроках иностранного языка. А читать я их начала только в старших классах. А кто такая Джейн Остин я узнала из романа, о котором много раз говорили мои одноклассницы. Затем я посмотрела обе экранизации Гордости и предубеждения и полюбила книги этой замечательной писательницы. И смотреть Разум и чувства я села только после прочтения романа.

Англия конец 18го века. В центре развития сюжета овдовевшее семейство Дэшвуд. Перед смертью отец завещал старшему сыну Джону заботиться о своей мачехе и трех сестрах — Элинор, Марианне и Маргарет. Однако Джон поддается на уговоры своей эгоистичной жены Фанни и в результате мать и сестры остаются практически без средств существования. Помощь приходит в лице давнего родственника миссис Дэшвуд Джона Мидлтона, который предлагает им за небольшие средства маленькие, но уютный коттедж. Переехав туда, начинаются испытания чувств старших сестер, сдержанной Элинор и страстной Марианны. Они обе влюблены, но каждая из них по-разному выражают свою любовь: Элинор влюблена в двоюродного брата Фанни Эдварда, но оба скрывают свои чувства, а Марианна — со всей страстью влюбляется в красавца Джона Уиллоби…

Роман Sense and Sensibility был первым романом Джейн Остин и очень отличает от ее следующей работы. Здесь почти все рассказывает описательным способом, то есть в основном отсутствуют диалоги. Они, конечно, есть, но не играют важно роли — все будто описывается с чужих слов — и, видимо, поэтому читать роман было труднее чем знаменитую Гордость и Предубеждение. Хотя первый роман не менее интересен. Поэтому перед Эммой Томпсон стояла трудная задача, как для сценариста: сквозь этих обширные описания и длиннющие монологи — найти нить сюжета, составить диалоги и просто фразы из описательных абзацев, и понять, что необходимо оставить, а какими отрывками можно пожертвовать. И после сравнения романа с книгой — я вижу, почему составление сценария составило 5 лет. И она сделала много интересных изменений: исключила из повествования замкнутую жену Джона Митлтона; разбила скучноватый диалог между Фанни и Джоном о наследстве на оригинальную последовательность сцен различных сцен; решила, что именно Элинор должна увидеть момент срезания локона; а также улучшила момент появления полковника Брэндона, сделав его более романтическим. Кажется, я упомянула самые интересные, а во всем остальном Эмма придерживалась оригинального текста, лишь переделывая его в диалоги.

Главными героинями являются две молодые девушки — родные сестры, но совершенно разные. Старшая сестра Элинор Дэшвуд, которую сыграла Эмма Томпсон — по книге ей 19 лет, но мне кажется правильным, что главных героинь сделали немного старше. Элинор и выглядит, и ведет себя намного умнее своих лет — она лучше понимает мир и знает, что в подобном обществе нужно быть более сдержанной и не быть источников сплетен. Поэтому Элинор не показывает, как сильно она любит Эдварда, и ей все равно, что мать и сестры думают об этом. Также Элинор очень умна, чтобы иногда давать разумные советы своей сестре Марианне(мне не понравилось, как ее имя перевели для дубляжа), которую сыграла еще молодая и очень талантливая Кейт Уинслет. Марианна, в отличие от сестры, привыкла открыто выражать свои чувства и все, кто их скрывает, кажутся ей холодными. Она не стесняется побежать встречать своего возлюбленного, или громко выкрикнуть его имя во время бала. И ее можно понять — она молода, впервые испытывает сильные чувства и не может держать их в себе, это довольно тяжело для юной леди. Элинор р Марианна — это контраст чувств, разное поведение, которое может привести к разнообразным последствиям. И все же сестры очень близки — это можно понять, когда мы видим плачущую Элинор у постели тяжелобольной Марианны…

Хочется хвалить игру каждого актера и актрисы, сыгравших в этом фильме, но я все же ограничусь кратким описанием: Эмили Франсуа — младшая сестра Маргарет, милая и смешная; Джемма Джонс — миссис Дэшвуд, добрая и немного печальная, но очень любящая своих дочерей; очаровательно добродушная парочка Элизабет Сприггс и Роберт Харди в роли миссис Дженнингс и ее зятя Джона Мидлтона соответственно, которые, как и все их ровесники, любят посмеяться, посплетничать, порой вмешиваются в жизнь молодых людей, но из-за их добродушия и веселости им прощается все; дочь мисси Дженнингс — очень похожая на мать Шарлотта, ее сыграла Имельда Стонтон, и ее муж Томас Палмер, который явно устал от того, что его жены так много и он ищет уединения в компании мужчин — его великолепно сыграл Хью Лори(его появление стало для подлинным сюрпризом!)

И напоследок, я расскажу о главных героях картины: это романтичный и застенчивый Эдвард Феррас в исполнении такого же романтического актера, которого я видела лишь в таких ролях — Хью Грант . Джон Уиллоби(Грег Уайз ), который на первый взгляд кажется таких интересным и энергичным, что влюбиться в него очень легко. Однако, услышав о его прошлом поподробнее, нужно хорошенько подумать — свяжете ли Вы свою жизнь с таким человеком. Наконец, главный герой фильма, это полковник Кристофер Брэндон. Его роль исполнил Алан Рикман — актер, которого я бы никогда не представила в подобном образе. К полковнику с первых же сцен испытываешь глубокое уважение. Это человек надежный, заботливый, преданный, любящий, не лишенный очарования, пусть немного скрытный, но который сделает все ради счастья своей любимой. В него не влюбишься с первого взгляда, но, если присмотреться, то можно в нем заметить такие качества и такую искреннюю любовь — что захочешь провести с таким человеком как Брэндон всю жизнь. Вот только голос дубляжа совсем не подходит Рикману.

Читать роман сначала было трудно, затем все легче и легче, и он мне очень понравился. Как и понравился фильм: я рукоплещу Эмме за превосходный сценарий, Энгу Ли — за режиссуру, и каждому актеру за восхитительную игру. Прекрасный фильм, как и прекрасны книги Джейн…

Приятного просмотра!

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

Подготовка к итоговому сочинению Направление «Разум и чувство» Подготовила: Шевчук А.П., учитель русского языка и литературы МБОУ «СОШ №1» г. Братска

2 слайд

Описание слайда:

Разум и чувство - две силы, равно нуждающиеся друг в друге, мертвы и ничтожны они одна без другой. Белинский Виссарион Григорьевич

3 слайд

Описание слайда:

Нравственность - это разум сердца. Гейне Генрих Нравственность должна выступать в роли красоты. Нравственность - это разум воли. Гегель Георг Вильгельм Фридрих

4 слайд

Описание слайда:

"Если чувства будут не истинны, то и весь наш разум окажется ложным». Тит Лукреций Кар "Понимать, что справедливо, чувствовать, что прекрасно, желать, что хорошо, – вот цепь разумной жизни». Август Платен "Каковы отличительные признаки истинно человеческого в человеке? Разум, воля и сердце. Совершенный человек обладает силой мышления, силой воли и силой чувства. Сила мышления есть свет познания, сила воли – энергия характера, сила чувства – любовь». Л. Фейербах

5 слайд

Описание слайда:

Есть чувства, восполняющие и затемняющие разум, и есть разум, охлаждающий движение чувств. Пришвин Михаил Михайлович Просвещенный разум облагораживает нравственные чувства; голова должна воспитывать сердце. Шиллер Фридрих

6 слайд

Описание слайда:

(Примеры, мысли, советы сверстников) Сочинение на тему: Разум и чувство С давних времен в человеке разум и чувства играют совсем разные роли.Хотя одни идут рука об руку, но разум предупреждает человека, в отличии от чувства.Чувства ведут человека не смотря ни на что, не важно, что за этой стеной. А разум взвешивает все за и против. Но это не значит, что чувства нас всегда обманывают, далеко не так. Так же как без разума, так и без чувств человек просто превратился бы в животное. И как мы наблюдаем и у животных есть чувства. Противоречия между разумом и чувством как были так и будут. Почему? Объясняется очень просто. Человеку, как бы он не хотел, не удастся управлять своими чувствами, если они искренни. А разум как обычно, если его не затмят чувства, будет противоречить чувствам.

7 слайд

Описание слайда:

(Примеры, мысли, советы сверстников) Сочинение на тему: Чувства и эмоции Люди часто говорят: «Я чувствую…». Например, я чувствую любовь к своей девушке, я чувствую злость на хама, чувствую грусть, когда друзья долго не звонят и не пишут. Это так, для примера – обычно друзья всегда звонят мне вовремя или я сам им звоню. Просто чувств так много, они настолько разнообразны! Что же такое чувства? Чувство, как я вычитал в словаре, это эмоциональный процесс, это субъективное отношение человека к другому человеку, к предмету, к объекту. Чувства не управляются сознанием, разумом. Как часто мы сталкиваемся с тем, что разум подсказывает нам одно, а чувства – совсем другое. Например, видно, что эта девушка – самовлюбленная лгунья, которую интересуют только походы в рестораны и дискотеки, а парень все равно ее любит. Часто люди разрываются между логичными доводами разума и сильными чувствами. До сих пор каждый выбирает сам, к чему прислушиваться – к чувствам или к логике. И нет универсального рецепта, как поступать.

8 слайд

Описание слайда:

Чувства бывают сильными и слабыми, бывают положительными, нейтральными и отрицательными. Любовь и ненависть – это самые сильные чувства, которые бывают у человека. Сильное чувство, которое кто-то испытывает, влияет даже на тело этого человека. От любви и радости сияют глаза, распрямляется осанка, светится лицо. От злости и гнева черты лица искривляются. Уныние опускает плечи. Тревога собирает на лбу морщины. Страх заставляет дрожать руки, гореть щеки. За несколько дней радости и счастья человек будто преображается. А если взглянуть на человека, который долгое время испытывал ненависть, зависть, ревность – и какое жуткое впечатление он произведет. Будто душа у него скрючилась. Как различить чувства и эмоции, ведь эти два эмоциональных процесса так тесно связаны между собой? Эмоции, в отличие от чувств, не имеют объекта. Например, я боюсь собаку – это чувство, а просто страх – это эмоция. Наверное, поведение человека больше зависит от чувств, чем от его разумных соображений. Не зря так часто нам советуют не поддаваться своим чувствам и эмоциям. Мы стараемся подавить их, если они отрицательны, но они все равно прорываются на свет. То они управляют нами, то мы управляем ими, претворяя злость в раскаяние, ненависть в любовь, зависть в восхищение.

9 слайд

Описание слайда:

Оппозиция Разум и чувства - одна из них, и является очень интересной для рассуждения и вывода. На мой взгляд, наиболее интересным будет рассмотреть разум и чувства на примере одного литературного героя, несколько проще - на примере двух героев одного произведения. Сочинение подобного типа логично начать с определения понятий разума и чувств. Такое начало позволит не отклониться от темы и находить признаки разума и чувств в тех героях, которые будут избраны для аргументации. Хорошо для определений подходит словарь Д.Н. Ушакова. "Разум - способность логически мыслить, постигая смысл (значения для себя, кого-то или чего-то) и связь явлений, уяснять законы развития мира, общества и сознательно находить целесообразные способы их преобразования. || Сознание чего-н., взгляды, как результат определенного миропонимания." (Примеры, мысли, советы сверстников)

10 слайд

Описание слайда:

"Чувства - способность воспринимать внешние впечатления, ощущать, испытывать что-нибудь (зрения, слуха, обоняния, осязания, вкуса). || Состояние, в котором человек способен сознавать окружающее, владеет своими душевными и умственными способностями. || Внутреннее, психическое состояние человека, то, что входит в содержание его душевной жизни" Можно попроще: "Чувства - это переживаемые в различной форме отношения человека к предметам и явлениям действительности. Человеческая жизнь невыносима (и скучна, можно будет добавить, если сочинение будет писаться по "Евгению Онегину") без переживаний. Для эмоционального насыщения нужны не только положительные чувства, но и чувства, связанные со страданием." Словарь Д.Н. Ушакова (он-лайн) может быть полезен пишущему и с позиции того, что каждое определение подкреплено цитатой из литературного произведения. (Примеры, мысли, советы сверстников)

11 слайд

Описание слайда:

Сочинение может быть украшено раскрытием понятия через цитату или философское или религиозное учение. Для Разума и чувств можно предложить следующие: "Я хотел понять, - вздохнул Бог, - не может ли разум сам выработать совесть. Я вложил в тебя только искру разума. Но она не выработала совести. Оказывается, сам ум, не омытый совестью, становится злокачественным. Так появился ты. Ты неудачный проект человека." (Фазиль Искандер "Сон о Боге и дьяволе") "Разум есть способность создавать принципы." (И. Кант). "Мозг берет бразды правления, потому что душа вышла в отставку." (О. Шпенглер) "Человеку необходимо изведать сильные чувства, чтобы в нем развились благородные свойства, которые расширили бы круг его жизни." (О. де Бальзак) "Есть чувства, восполняющие и затемняющие разум, и есть разум, охлаждающий движение чувств." (М. Пришвин) (Примеры, мысли, советы, размышления сверстников)

12 слайд

Описание слайда:

В сочинении можно предположить, что общим между разумом и чувствами является то, что они определяют поступки человека. И тогда можно рассуждать о важности, искренности, правильности поступков человека, совершаемых на основе разума и основе чувств. Тема интересна тем, что можно поразмышлять о том, что важнее - разум или чувства, что нужно для их развития.

13 слайд

Описание слайда:

Мировая литература дает богатейший материал для рассуждения на тему чувств и разума. Если смотреть в хронологическом порядке, то это: - Дж. Остин "Разум и чувства" (разум Элинор и чувства Марианны); - А.С. Пушкин "Евгений Онегин" (разум Онегина и чувства Татьяны), - А. де Сент-Экзюпери "Маленький принц" (всё в Принце - и разум, и чувства); - В. Закруткин "Матерь человеческая" (чувства, которые побеждали разум); - А. и Б. Стругацкие "Пикник на обочине" (работа и отношения Рэдрика Шухарта)флап.рф/Книги/Пикник_на_обочине/Отзывы/6686667 ; - Ф. Искандер "Сон о Боге и дьяволе" (см. цитату выше) флап.рф/Книги/Сон_о_Боге_и_дьяволе/Отзывы/7781794 ; - Л. Улицкая "Дочь Бухары" (Бухара, разум и чувства вместе, чувства, которые движут разумом) флап.рф/Книги/Дочь_Бухары/Отзывы/7785316 ; - Дж. Мойес "До встречи с тобой" (разум Уилла и чувства Луизы) флап.рф/Книги/До_встречи_с_тобой/Отзывы/7779844 .

14 слайд

Описание слайда:

Список не окончательный! Можно облегчить себе жизнь и вместо прочтения посмотреть фильмы. По отношению к литературе нехорошо, но лучше, чем ничего. Главное, выучить имя автора и жанр произведения.

15 слайд

Описание слайда:

Примерные темы итоговых сочинений 2016-2017 года Тематическое направление «Разум и чувство» 1.Разум-путеводитель жизни. Согласны ли вы с этим? 2.Сложный выбор между сердцем и разумом. 3.Мы приходим в этот мир наслаждаться жизнью, а не страдать. 4.Когда человек приходит к внутренней гармонии? 5.Умей пережить ту минуту, когда кажется, что всё уже потеряно. 6.Душа и разум-средства управлять собой. 7.Как сложно найти равновесие между чувствами и разумом… 8.Чувства вызываются не фактами, а мыслями. 8.За криком души не слышно голоса разума. 9.Чувство-нравственная сила, которая без помощи разума выносит суждения. 10. Что преобладает в душевной организации человека-чувства или разум? 11.Что преобладает в юном возрасте, когда человек стремится самоутвердиться? 12.Как проявляются разум и чувства в экстремальных ситуациях?

16 слайд

Описание слайда:

Как написать сочинение на тему "Разум и чувство - две важнейшие категории, определяющие сущность человека" (Л. Н. Толстой)? О чем писать сочинение на тему "Разум и чувство - две важнейшие категории, определяющие сущность человека" (Л. Н. Толстой)? Какие аргументы можно привести в сочинении? Раскрывает суть фразы произведение Л. Н. Толстого "Война и мир", писать сочинение о разуме и чувствах, как о двух важнейших категориях можно на примере героев произведения. В качестве примера вы можете привести Соню, довольно благоразумную девушки и чувственную Наташу.

17 слайд

Описание слайда:

18 слайд

Описание слайда:

19 слайд

Описание слайда:

«В романе "Война и мир" Лев Николаевич Толстой пишет о человеческой сущности, которую определяют такие важные категории, как разум и чувство. Причём, и разум и чувство не должны категорично превалировать друг над другом. Иначе быть беде. Всё должно быть в меру. Хотя на примере Наташи Лев Толстой показывает, что человек, который живёт чувствами, ему ближе. Таких людей он называет прекрасными. И, чтобы человек в полной мере ощутил гармонию мира, разум ему просто мешает. Любимые герои Льва Николаевича Толстого без слов говорят о своём душевном состоянии. Они это выражают глазами, жестами, движениями». Примеры, мысли, советы, рассуждения сверстников)

20 слайд

Описание слайда:

Лев Толстой показывает, что человек, который живёт чувствами, ему ближе. Таких людей он называет прекрасными. Свое душевное состояние выражают глазами, жестами, движениями.

21 слайд

Описание слайда:

«Несмотря на свою животную сущность, человек наделён высоким уровнем интеллекта, который призван контролировать проявления самых разных чувств и эмоций. Отсутствие разума привело бы его к полному подчинению собственным инстинктам, а неспособность чувствовать превратило бы его в холодный и равнодушный механизм, унылый и несчастный... Лев Николаевич Толстой говорит о том, что обе категории - и разум, и чувство - это две стороны одной медали, которые определяют личность человека, дают ему право называться "человеком". В сочинении можно рассказать о том, что бывает, если чувства начинают преобладать над способностью размышлять. Либо, наоборот, описать ситуацию, когда холодному рассудку удаётся задушить зарождающееся чувство. В каком случае человек ощущает себя счастливым? Что делать, чтобы научиться подчинять свои чувства рассудку, при этом не подавляя их? На эти вопросы нужно постараться ответить в сочинении». Примеры, мысли, советы, рассуждения сверстников)

22 слайд

Описание слайда:

Человек обретет гармонию с природой, с другими людьми и с самим собой только в том случае, если будет помнить, что очень важно удерживать баланс между такими категориями, как "разум" и "чувства". Без разума человеку не обойтись: тогда он будет сродни животному, которого ведет по жизни один лишь инстинкт. Многого можно лишиться, многое можно потерять, совершив неверный расчет. Важно не учиться на ошибках других, важно понимать, какое действие будет являться ошибочным именно для вас. Без чувств человек словно мертвое стекло, ему не услышать ни зов собственного сердца, ни тихих подсказок окружающего мира. Так и будет слоняться он, выбирая должные пути и направления, иногда забывая о том, что разуму свойственно ошибаться. Как говорил Лис из "Маленького Принца": «Зорко лишь одно сердце. Самого главного глазами не увидишь» Примеры, мысли, советы, рассуждения сверстников)

23 слайд

Описание слайда:

В романе-эпопее Л.Н. Толстого «Война и мир» категории «разум» и «чувство» вынесены на первый план. Для писателя важно, насколько преобладают в героях та или иная сторона, чем они руководствуются в своих поступках. Неизбежного наказания, по мнению автора, заслуживают те, кто не считается с чувствами других людей, кто расчетлив и корыстен (семья Курагиных, Борис Друбецкой). Те же, кто отдается чувствам, велениям души и сердца, пусть и совершает тем самым ошибки, но способен в конечном итоге их осознать (вспомним, например, попытку Наташи Ростовой бежать с Анатолем Курагиным), способны на прощение, сочувствие. Безусловно, Толстой, как истинный писатель-философ, призывал к гармоничному единству разумного и чувственного в человеке.

24 слайд

Описание слайда:

«Лев Толстой считал, что человек должен жить чувствами, разум ему лишь вредит. Именно поэтому повезло Наташе, которая не особо утруждала себя лишними рассуждениями, а готова была сбежать с первым же симпатичным мерзавцем. А вот Соня, которая в первую очередь руководствовалась рассудком, потерпела полное фиаско в жизни. В то время остаться старой девой, да еще и нищей - было самым худшим вариантом для женщины. Сам писатель тоже руководствовался скорее чувством, чем разумом. Достаточно вспомнить хотя бы его последний уход из дома. Увы, но жизнь сама все рассудила - чувства оказались не лучшим советником в случае, когда разум отключился». Примеры, мысли, советы, рассуждения сверстников)

25 слайд

Описание слайда:

26 слайд

Описание слайда:

«В романе Л. Толстого "Война и мир" разумная Соня противопоставлена живущей чувствами и эмоциями Наташе, и видно, что Толстому симпатизирует Наташа, а потому она находит свое счастье, в то время как Соня остается одна. Однако разум и чувства должны быть сбалансированы, и Толстой показывает в романе, что Наташа, поддавшись сиюминутному порыву, страсти, готова убежать с Анатолем Курагиным. То есть жить только чувствами опасно, как и анализировать и подчинять все разуму. В сочинении нужно раскрыть, в каких ситуациях важны чувства, а в каких важен разум, и как сделать их гармоничными и взаимодополняющими друг друга». Примеры, мысли, советы, рассуждения сверстников)

27 слайд

Описание слайда:

«Разум и чувство - как два крыла, которые держат человека, не давая упасть и позволяя балансировать в этом сложном и многогранном мире. Взлёты и падения, горение и холодный расчёт, рассудочное препарирование и интуитивное предчувствие - мозаика, из которой складывается наша жизнь. Кто определит правильные пропорции, кто решает, когда поддаться чувствам, а когда их взять в жёсткую узду разума? Интересно, стал ли человек двадцать первого столетия более рассудочным по сравнению со своим дедом и прадедом?» Примеры, мысли, советы, рассуждения сверстников)

28 слайд

Описание слайда:

«Посмотрите на себя: как вы живете, разумом или чувствами? Когда человек руководствуется только умом, он часто поступает слишком разумно, пытается во всем найти логику, он бывает сух и холоден, его лицо не выдает его чувства. Когда человек живет только чувствами, он бывает излишне эмоционален и вспыльчив, ему сложно принять правильное решение, потому что он в плену эмоций, и такой человек способен на импульсивные поступки. Например, когда Наташа Ростова влюбляется, то готова бежать с Анатолием. Интересно, почему Лев Толстой не позволил ей это сделать? Ведь так романтично убежать с возлюбленным, даже если ты потом будешь страдать. А вы бы убежали? Или приняли бы решение, руководствуясь разумом? А что скажут родители? А свет? Я бы убежала. Жизнь должна быть яркой, как брызги шампанского. Надо жить сердцем». Примеры, мысли, советы, рассуждения сверстников)

29 слайд

Описание слайда:

Не только Л.Н. Толстой в произведении "Война и мир" затронул борьбу разума с эмоциями и чувствами. Подобную войну каждый переживал, и каждый устанавливал, кто же на их корабле жизни капитал - ум или сердце. Герой Андрей Болконский разум возвышал над чувствами. При этом, в романе чувственную сторону больше раскрывают представительницы женского пола, к примеру, Наташа Ростова или княжна Марья.

30 слайд

Описание слайда:

В сочинении можете указать, что разум управляет телом, но иногда уступает чувством. Ведь у каждого человека есть момент, когда возникает мимолетный порыв и человек устремляется к нему забывая про разум. Пример - Из произведения Бунина «Темные аллеи», Надежда - чувства, а Николай Алексеевич - разум.

31 слайд

Описание слайда:

Великолепный пример русской классики – роман И.С. Тургенева «Отцы и дети», в котором автор намеренно сталкивает чувства и разум, приводя читателя к мысли, что любая теория имеет право на существование, если она не противоречит самой жизни. Евгений Базаров, выдвигая рационализаторские идеи по изменению общества, старого уклада жизни, отдавал предпочтение точным наукам, способным приносить пользу государству, обществу, человечеству, отрицая при этом все духовные составляющие человеческой жизнедеятельности – искусство, любовь, красоту и эстетику природы. Подобное отрицание и безответная любовь к Анне Сергеевне приводит героя к крушению собственной теории, разочарованию и моральному опустошению.

32 слайд

Интересное воплощение получают две эти категории втворчестве А.П. Чехова. Например, в «Даме с собачкой», где провозглашается всепоглощающая сила любви, показано, насколько сильно это чувство может повлиять на жизнь человека, буквально перерождая людей к новой жизни. Показательны в этом плане финальные строки рассказа, в которых констатируется, что разумом герои понимали, сколько впереди их ждет препятствий и трудностей, но их это не страшило: «И казалось, что еще немного – и решение будет найдено, и тогда начнется новая, прекрасная жизнь; и обоим было ясно, что до конца еще далеко-далеко и что самое сложное и трудное только еще начинается».

34 слайд

Описание слайда:

Или противоположный пример – рассказ «Ионыч», в котором герой заменяет духовные ценности – а именно желание любить, иметь семью и быть счастливым – материальными, холодным расчетом, что неизбежно приводит к моральной и духовной деградации Старцева. Гармоничное единство разума и чувства продемонстрировано в рассказе «Студент», в котором Иван Великопольский приходит к осознанию своего предназначения, обретая тем самым внутреннюю гармонию и счастье. Литература ХХ века представила также множество произведений, в которых категории «разум» и «чувство» занимают одно из первостепенных мест.

35 слайд

Описание слайда:

Разум дан человеку, чтобы понять: жить одним разумом нельзя. Люди живут чувствами, а для чувств безразлично, кто прав. (Эрих Мария Ремарк) Я жить хочу, чтоб мыслить и страдать (А. С. Пушкин) Разум и чувство: могут ли они владеть человеком одновременно или же это понятия, взаимно исключающее одно другое? Верно ли утверждение, что в порыве чувств человек совершает как низменные поступки, так и великие открытия, которые движут эволюцию и прогресс. На что способен бесстрастный разум, холодный расчет? Поиск ответов на эти вопросы занимает лучшие умы человечества с тех пор, как появилась жизнь. И этот спор, что важнее – разум или чувство, – ведется с древности, и у каждого свой ответ. «Люди живут чувствами», – утверждает Эрих Мария Ремарк, но тут же добавляет, что для того, чтобы осознать это, необходим разум. Примерное сочинение

36 слайд

Описание слайда:

На страницах мировой художественной литературы проблема влияния чувств и разума человека поднимается очень часто. Так, например, в романе-эпопее Льва Николаевича Толстого «Война и мир» предстают два типа героев: с одной стороны, это порывистая Наташа Ростова, чувствительный Пьер Безухов, бесстрашный Николай Ростов, с другой – надменная и расчетливая Элен Курагина и ее брат, черствый Анатоль. Многие конфликты в романе происходят именно от избытка чувств героев, за перипетиями которых очень интересно наблюдать. Ярким примером, как порыв чувств, необдуманность, пылкость характера, нетерпеливая молодость, повлияли на судьбу героев, является случай с изменой Наташи, ведь для нее, смешливой и юной, ждать свадьбы с Андреем Болконским было невероятно долго, могла ли она подчинить свои неожиданно вспыхнувшие чувства к Анатолю голосу разума? Здесь перед нами разворачивается настоящая драма разума и чувств в душе героини, она оказывается перед нелегким выбором: бросить жениха и уехать с Анатолем или не поддаться минутному порыву и дождаться Андрея. Именно в пользу чувств был сделан этот нелегкий выбор, лишь случайность помешала Наташе. Мы не можем осуждать девушку, зная ее нетерпеливый характер и жажду любви. Именно чувствами был продиктован порыв Наташи, после она сожалела о своем поступке, когда проанализировала его.

37 слайд

Описание слайда:

Именно чувство безграничной, всепоглощающей любви помогло Маргарите воссоединиться с возлюбленным в романе Михаила Афанасьевича Булгакова «Мастер и Маргарита». Героиня, не раздумывая ни секунды, отдает душу дьяволу и отправляется с ним на бал, где убийцы и висельники прикладываются к ее колену. Отринув обеспеченную, размеренную жизнь в роскошном особняке с любящим мужем, она бросается в авантюрное приключение с нечистой силой. Вот яркий пример того, как человек, выбрав чувство, сотворил свое счастье. Таким образом, высказывание Эриха Марии Ремарка совершенно справедливо: руководствуясь только лишь разумом, человек может прожить, однако это будет жизнь бесцветная, тусклая и безрадостная, только чувства придают жизни непередаваемые яркие краски, оставляя эмоционально наполненные воспоминания. Как написал великий классик Лев Николаевич Толстой: «Если допустить, что жизнь человеческая может управляться разумом, то уничтожится сама возможность жизни».

38 слайд

Описание слайда:

Разум и чувства. Хорошо когда в человеке они не находятся в противоречии. Эти два составляющих внутреннего мира каждого человека могут сосуществовать гармонично. А могут находиться в постоянном конфликте.

Для начала следует разобраться с понятиями. Что такое чувства? Чувства и эмоции не одно и тоже. Человек воспринимает окружающий мир через 5 чувств. Это слух, зрение, осязание, обоняние и вкус. Довольно часто звучит и словосочетание "шестое чувство ". Под ним подразумевается интуиция или внутренний голос человека.

Что же такое разум? Основной функцией разума на мой взгляд является выбор. Выбор наиболее безопасного, благоприятного, того что сулит человеку благо.

Человек, руководствуясь разумом выберет то, что принесет пользу. Руководствуясь чувствами выберет то, что доставит удовольствие, будет приятным.

В данной теме может пойти речь о единстве и противоположности разума и "шестого" чувства. Но к сожалению не могу вспомнить ни одного произведения школьной программы, рассматривающего именно такие чувства. Поэтому речь пойдет о испытываемых человеком эмоциях.

Любовь-чувство светлое. Влюбленный человек становится лучше, излучает свет и готов совершать подвиги. Но как часто испытываемую всепоглощающую страсть человек принимает за любовь. И тогда, вопреки всем разумным доводам человек способен натворить глупостей и совершить непоправимое.

Сюжет романа не прост. Одно действие цепляется за другое. И случается так, что светская дама, живущая среди условностей и моральных устоев решает бросить все ради любви. Чем руководствовалась она? Конечно чувствами. Своими. Не чувствами мужа, не чувствами сына. Но в современном мире возможно многие скажут: "Анна поступила разумно. Жизнь одна. Прожить ее рядом с нелюбимым безумство". Но кажется из многих и многих произведений о тех временах можно сделать вывод, что иметь любовника и быть при этом замужем было в порядке вещей. Ради сохранения честного имени в глазах общества редко разрывались официальные союзы. Светское общество Анну осудило. Почему же Толстой, так ярко описывающий чувства главной героини будто сам побывал в женской шкуре все-таки "убивает" ее? Может тем самым давая понять читателю, что он за разумный подход к жизни? Что чувства следует держать в узде? Возможно причина в том, что любовь была не той чистоты и силу, которая способна сделать человека лучше. Возможно главная героиня больше любила себя.

Не вызывает Анна Каренина симпатии и у меня. Впрочем как и все герои романа. Будто каждый хорош по своему, но... В каждом есть какая-то червоточина. Жаль нет в романе абсолютного негодяя. Было бы немного веселее.