Окончание поста петра и павла. Петров пост: когда начнется и заканчивается, правила и питание

c 14 / 27 июня по 28 июня / 11 июля в 2016 году

Этот летний пост, который сейчас мы называем Петровым, или апостольским, раньше называли постом Пятидесятницы .

Церковь призывает нас к этому посту по примеру святых апостолов, которые, приняв Святого Духа в день Пятидесятницы, в посте и молитве готовились ко всемирной проповеди Евангелия.

День Пятидесятницы, когда в пятидесятый день после исшествия Своего из гроба и в десятый день по Вознесении Своем Господь, воссевший одесную Отца, ниспослал Пресвятого Духа на всех Своих учеников и апостолов, - один из величайших праздников. Это совершение нового вечного завета с людьми. Дух Святой, сошедший на апостолов, Дух истины, Дух премудрости и откровения начертал вместо Синайского новый Сионский закон. Место Синайского закона заступила благодать Святого Духа, законополагающего, подающего силы к исполнению Закона Божиего, изрекающего оправдание не по делам, а по благодати.

Мы не постимся в Пятидесятницу, потому что в эти дни Господь пребывал с нами. Не постимся, потому что Он Сам сказал: можете ли заставить сынов чертога брачного поститься, когда с ними жених (Лк. 5, 34).

«После продолжительного праздника Пятидесятницы пост особенно необходим, чтобы подвигом его очистить нам мысли и соделаться достойными даров Святого Духа, — пишет святой Лев Великий. — За настоящим празднеством, которое Дух Святой освятил Своим сошествием, обыкновенно следует всенародный пост, благодетельно установленный для врачевания души и тела, и потому требующий, чтобы мы провождали его с должным благоволением. Ибо мы не сомневаемся, что после того, как апостолы исполнились обетованною свыше силой и Дух истины вселился в сердца их, между прочими тайнами небесного учения, по внушению Утешителя, преподано также учение и о духовном воздержании, чтобы сердца, очищаясь постом, делались способнейшими к принятию благодатных дарований... нельзя сражаться с предстоящими усилиями гонителей и яростными угрозами нечестивых в изнеженном теле и утучненной плоти, поскольку то, что услаждает нашего внешнего человека, разрушает внутреннего, и напротив, разумная душа тем больше очищается, чем больше умертвляется плоть».

Поэтому-то учители, просветившие примером и наставлением всех чад Церкви, начало брани за Христа ознаменовали святым постом, чтобы, выходя на брань против духовного развращения, иметь для этого оружие в воздержании, которым можно было бы умертвить греховные вожделения, ибо невидимые наши противники и бесплотные враги не одолеют нас, если мы не будем предаваться плотским похотям. Хотя в искусителе желание вредить нам постоянно и неизменно, но оно остается бессильным и бездейственным, когда он не найдет в нас стороны, с которой ему можно напасть... По этой-то причине установлен неизменный и спасительный обычай — после святых и радостных дней, празднуемых нами в честь Господа, воскресшего из мертвых и потом вознесшегося на небеса, и после принятия дара Святого Духа проходить поприще поста.

Обычай поста необходимо усердно соблюдать и для того, чтобы в нас пребывали те дары, которые сообщены ныне Церкви от Бога. Соделавшись храмами Святого Духа и более чем когда-либо быв напоены Божественными водами, мы не должны покорствовать никаким вожделениям, не должны служить никаким порокам, чтобы жилище добродетели не осквернилось ничем нечестивым. При помощи и содействии Божием мы все можем достигнуть этого, если только, очищая себя постом и милостыней, будем стараться освободить себя от скверн греховных и приносить обильные плоды любви. Далее святой Лев Римский пишет: «Из апостольских правил, которые внушил Сам Бог, первостоятели церковные, по внушению Святого Духа, первым поставили то, чтобы все подвиги добродетели начинать с поста.

Это они сделали потому, что заповеди Божии можно исполнить хорошо только тогда, когда воинство Христово ограждено от всех соблазнов греха святым воздержанием. Итак, возлюбленные, должны мы упражняться в посте преимущественно в настоящее время, в которое заповедуется нам пост, по окончании пятидесяти дней, протекших от Воскресения Христова до сошествия Святого Духа и проведенных нами в особом торжестве.

Этот пост заповедан, чтобы предохранить нас от беспечности, в которую очень легко впасть из-за долговременного разрешения на пищу, которым мы пользовались. Если ниву нашей плоти не возделывать непрестанно, на ней легко возрастают терние и волчцы и приносится такой плод, который не собирают в житницу, а обрекают на сожжение. Поэтому мы обязаны ныне со всем тщанием хранить те семена, которые приняли в наши сердца от небесного Сеятеля, и остерегаться, чтобы завистливый враг как-нибудь не испортил дарованного Богом и в раю добродетелей не взросли терния пороков. Отвратить же это зло можно только милостию и постом».

Блаженный Симеон Фессалоникийский пишет, что пост установлен в честь апостолов, потому что через них мы сподобились многих благ и они явились для нас деятелями и учителями поста, послушания... и воздержания. Это против воли свидетельствуют и латиняне, чествуя апостолов постом в их память. Но мы, согласно с постановлениями апостольскими, составленными Климентом, после сошествия Святого Духа одну неделю торжествуем, а потом, со следующей за тем, чествуем передавших нам поститься апостолов.

Сколько длится Петров пост

Петров пост зависит от того, рано или поздно бывает Пасха, и потому продолжительность его различна. Он всегда начинается с окончанием Триоди, или после недели Пятидесятницы, и прекращается 28 июня, если праздник святых апостолов Петра и Павла будет не в среду и не в пятницу.

Самый продолжительный пост заключает в себе шесть недель, а самый короткий - неделю и один день.

Антиохийский патриарх Феодор Вальсамон (XII век) говорит: «За семь дней и больше до праздника Петра и Павла все верные, то есть мирские и монахи, обязаны поститься, а непостящиеся да будут отлучены от сообщения православных христиан».

Как правильно питаться в дни Петрова поста

Подвиг Петрова поста менее строг, чем Четыредесятница: во время Петрова поста устав Церкви предписывает еженедельно, по три дня - по понедельникам, средам и пятницам - воздерживаться от рыбы, вина и масла, и сухоясти в девятый час после вечерни; в остальные же дни следует воздерживаться только от рыбы.

В субботние, воскресные дни этого поста, а также в дни памяти какого-либо великого святого или дни храмового праздника также разрешается рыба.

Почему апостолы Петр и Павел называются первоверховными

По свидетельству слова Божия, апостолы занимают особое место в Церкви - каждый должен разуметь нас, как служителей Христовых и домостроителей тайн Божиих (1 Кор. 4,1).

Облеченные равной силой свыше и одинаковой властью разрешать грехи, все апостолы сядут на двенадцати престолах возле Сына Человеческого (Мф. 19,28).

Хотя некоторые апостолы и отличены в Писании и предании, например Петр, Павел, Иоанн, Иаков и другие, ни один из них не был главным и даже превосходящим честью остальных.

Но так как в Деяниях апостольских преимущественно повествуется о трудах апостолов Петра и Павла, то Церковь и святые отцы, благоговея при имени каждого из апостолов, этих двоих называют первоверховными.

Церковь прославляет апостола Петра как предначавшего из лика апостолов исповедать Иисуса Христа Сыном Бога живаго; Павла же яко паче иных потрудившегося и причисленного к высшим из апостолов Духом Святым (2 Кор. II, 5); одного - за твердость, другого - за светлую мудрость.

Называя двоих апостолов верховными, по первенству порядка и трудов. Церковь внушает, что глава ее есть один только Иисус Христос, а все апостолы - служители Его (Кол. 1,18).

Святой апостол Петр, до призвания своего носивший имя Симон, старший брат апостола Андрея Первозванного, был рыбак. Он был женат, имел детей. По выражению св. Иоанна Златоуста, это был человек пламенный, некнижный, простой, бедный и богобоязненный. Он был приведен к Господу своим братом Андреем, и при первом же взгляде на простого рыбака Господь преднарек ему имя Кифа, по-сирски, или по-гречески - Петр, то есть камень. По избрании Петра в число апостолов Господь посетил его убогий дом и исцелил тещу от горячки (Мк. 1,29-31).

В числе трех учеников Своих Господь удостоил Петра быть свидетелем Своей Божественной славы на Фаворе, Своей Божественной силы при воскрешении дочери Иаира (Мк. 5, 37) и Своего по человечеству уничижения в саду Гефсиманском.

Петр горькими слезами раскаяния омыл свое отречение от Христа, и первым из апостолов вошел в гроб Спасителя по воскресении Его, и первым из апостолов удостоился узреть Воскресшего.

Апостол Петр был выдающимся проповедником. Сила его слова была столько велика, что он обращал ко Христу по три, по пять тысяч человек. По слову апостола Петра обличаемые в преступлении падали мертвыми (Деян. 5, 5. 10), мертвые воскресали (Деян. 9, 40), больные исцелялись (Деян. 9, 3-34) даже от прикосновения к ним одной тени проходящего апостола (Деян. 5, 15).

Но у него не было первенства власти. Все церковные дела решались общим голосом апостолов и пресвитеров со всей Церковью.

Апостол Павел, говоря об апостолах, почитаемых столпами, поставляет на первом месте Иакова, а потом Петра и Иоанна (Гал. 2,9), себя же причисляет к ним (2 Кор. 11,5) и сравнивает с Петром. Собор посылает Петра на дело служения так же, как и других учеников Христовых.

Апостол Петр совершил пять путешествий, проповедуя Евангелие и многих обращая ко Господу. Последнее путешествие окончил в Риме, где с великим усердием благовествовал веру Христову, умножая число учеников. В Риме апостол Петр обличил обман Симона волхва, который выдавал себя за Христа, обратил ко Христу двух жен, любимых Нероном.

По повелению Нерона 29 июня 67 года апостол Петр был распят. Он просил мучителей распять себя головой вниз, желая этим показать различие между своими страданиями и страданиями своего Божественного Учителя.

Чудесна история обращения святого апостола Павла, до этого носившего еврейское имя Савл.

Савл, воспитанный в законе иудейском, ненавидел и терзал Церковь Христову, и даже выпросил у синедриона власть всюду находить и преследовать христиан. Савл терзал церковь, входя в домы и влача мужчин и женщин, отдавал в темницу (Деян. 8, 3). Однажды «Савл же, еще дыша угрозами и убийством на учеников Господа, пришел к первосвященнику и выпросил у него письма в Дамаск к синагогам, чтобы, кого найдет последующих сему учению, и мужчин и женщин, связав, приводить в Иерусалим. Когда же он шел и приближался к Дамаску, внезапно осиял его свет с неба. Он упал на землю и услышал голос, говорящий ему: Савл, Савл! что ты гонишь Меня? Он сказал: кто Ты, Господи? Господь же сказал: Я Иисус, Которого ты гонишь. Трудно тебе идти против рожна. Он в трепете и ужасе сказал: Господи! что повелишь мне делать? и Господь сказал ему: встань и иди в город; и сказано будет тебе, что тебе надобно делать. Люди же, шедшие с ним, стояли в оцепенении, слыша голос, а никого не видя. Савл встал с земли, и с открытыми глазами никого не видел. И повели его за руки, и привели в Дамаск. И три дня он не видел, и не ел, и не пил» (Деян. 9,1-9).

Упорный гонитель христианства становится неутомимым проповедником Евангелия. Жизнь, поступки, слова, послания Павла - все свидетельствует о нем, как избранном сосуде благодати Божией. Ни скорбь, ни теснота, ни гонение, ни голод, ни нагота, ни опасности, ни меч, ни смерть не могли ослабить в сердце Павла любви к Богу.

Он совершал непрестанные путешествия в разные страны для проповеди Евангелия иудеям и особенно язычникам. Эти путешествия сопровождались необычайным могуществом проповеди, чудесами, неусыпным трудом, неистощимым терпением и высокой святостью жизни. Труды апостольского служения Павла были беспримерны. Он сам о себе говорил: более всех их потрудился (1 Кор. 15, 10). За свои труды апостол претерпел неисчислимые скорби. В 67 году 29 июня в одно время с апостолом Петром он принял мученическую кончину в Риме. Как римский гражданин он был обезглавлен мечом.

Православная Церковь почитает апостолов Петра и Павла как просветивших западный мрак, прославляет Петрову твердость и Павлов разум и созерцает в них образ обращения согрешающих и исправляющихся в апостоле Петре - образ отвергшегося от Господа и покаявшегося, в апостоле Павле - образ сопротивлявшегося проповеди Господней и потом уверовавшего.

Праведный Иоанн Кронштадтский о посте

Господи! Как свойственно Первообразу привлекать, усвоять себе образы, вселяться и жить в них, — так тем, кои по образу Твоему, должно быть свойственно стремиться со всею любовию, со всем усердием к Первообразу, прилепляться к Нему. Но се плоть наша жадная и сластолюбивая, дебелая, косная отторгает нас от Тебя; нам нужны пост, воздержание, а мы страстны до сластей. Укрепи нас к воздержанию!


...поскольку то, что услаждает нашего внешнего человека, разрушает внутреннего, и напротив, разумная душа тем больше очищается, чем больше умертвляется плоть".

1. Что такое Петров пост.

Петров пост (Апостольский пост, Петровки, Петрово говение ) - православный, летний пост, раньше называвшийся постом Пятидесятницы . Петров пост установлен в память об апостолах Петре и Павле, которые постились, готовя себя для евангельской проповеди (Деян.13:3 ).
Петров пост начинается через неделю после Дня Святой Троицы , в понедельник, а заканчивается в День Святых Первоверховных Апостолов Петра и Павла - 29 июня (12 июля).
Православная церковь призывает нас к этому посту по примеру святых апостолов, которые, приняв Святого Духа в день Пятидесятницы, в посте и молитве готовились ко всемирной проповеди Евангелия.
Продолжительность Петрова поста зависит от того, когда бывает Пасха . Самый продолжительный пост заключает в себе шесть недель, а самый короткий - неделю и один день. Таким образом в зависимости от даты празднования Пасхи может продолжаться от 8 до 42 дней.

2. История возникновения и установления Петровского поста.

История возникновения Петрова поста уходит корнями во времена раннего христианства. С IV века многие святые отцы писали в своих трудах об Апостольском посте: например, Афанасий Великий, Амвросий Медиоланский, Лев Великий, Феодорит Кирский. В середине пятого века святой Лев Великий писал: "После продолжительного праздника Пятидесятницы (День Святой Троицы) пост особенно необходим, чтобы подвигом его очистить нам мысли и соделаться достойными даров Святого Духа. За настоящим празднеством, которое Дух Святой освятил Своим сошествием, обыкновенно следует всенародный пост, благодетельно установленный для врачевания души и тела, и потому требующий, чтобы мы провождали его с должным благоволением ".
Блаженный Симеон Солунский (Фессалоникийский) пишет, что пост установлен в честь апостолов, потому что через них мы сподобились многих благ и они явились для нас деятелями и учителями поста, послушания и воздержания.

3. Как себя вести во время Петрова поста

В Петров пост православные люди стремятся к самосовершенствованию, к победе над своими грехами и страстями. Достичь того, чтобы тело устремилось к душе , душа к духу. А сам человек должен быть устремлен к Богу. Петровский пост призывает православных людей пройти по этому пути. Так как Петровский пост объединяет людей, верующих во Христа. Постясь, они ощущают себя членами единой Церкви, тем самым, признают, что все, что проповедовал Христос - истина. Каждый может соблюдать пост в меру своих сил и со всей искренностью, согласовав меру поста со своим духовником.

В основном пост у большинства людей сопряжён лишь с воздержанием от пищи, мол попостился, отказался от мяса, молока, сладкого и очистился от грехов. Только данное определение далеко от истины. Человек, ограничивающий себя в чем-либо, меняется в характере, становится вспыльчивым и сердитым, в крайнем случае замкнутым. У некоторых, соблюдающих пост, может возникнуть чувство превосходства над остальными. Всё это от лукавого.

Пост подразумевает, кроме ограничения в приёме пищи, духовную работу над собой. В эти дни происходит наплыв искушений, поэтому необходим максимальный контроль мыслей и желаний, прежде всего (Не возжелай!). Посты существуют во всех мировых религиях. Кроме очищения и оздоровления плоти они несут главное - духовную очистку. У христиан вера делится на два основных течения: католицизм и православие.

В Русской православной церкви наибольшее количество постов, приуроченных к церковным праздникам. Есть многодневные, до 42 дней, и однодневные. Один из них - Петровский пост.

Зарождение

Когда начинается Петровский пост? Называемый иначе - Апостольным, пост приурочен к празднику в честь апостолов Петра и Павла, заканчиваясь в этот день. Праздник выпадает на 12 июля. Ранее его называли постом Пятидесятницы, практикуемого с самых ранних времён Православия. Относится к числу весьма важных постов в православном христианстве. Полностью установился он после постройки храма Петра и Павла, когда в день памяти этим святым, 29-го июня (по н. с. 12 июля), его освятили.

Данный пост подготавливает христиан к работе над собой, воздержанию от пищи и дурных мыслей, сопровождаемому молитвами к празднованию Петра и Павла. В народе этот пост называли «Петровка» или «Петровка-голодовка». Второе название обусловлено тем, что в начале лета от собранного урожая почти ничего не оставалось, а нового долго ждать.

Апостолы Пётр и Павел всегда постились перед проповедями. До того, как этот пост приурочили апостолам, его проводили, возмещая упущенное, в Великий пост. Те, кто по состоянию здоровья либо находясь в поездке или по другой какой-либо причине не смог блюсти Великий пост, могли восполнить пропущенное в Петровский, среди лета, с большим количеством овощей и фруктов.

Когда начинается Петровский пост?

Время начала поста полностью зависит от Пасхи, начинается он всегда с понедельника, через неделю от Троицы, на 50-й день после Пасхи, дата которой зависит от лунного календаря. Поэтому дата праздника Христова Воскресения получается не закреплённой. Отсюда, когда начало православного Петровского поста, сразу ответить точно сложно, он выпадает на разные числа и месяцы, в то время как конец фиксируется на праздник Петра и Павла. От этого продолжительность поста плавает в промежутке от 8 до 42 дней.

Ввиду природной потребности пищи для тела, во время отказа от неё и абсолютного контроля над собой верующий укрепляет собственную волю, столь необходимую в покорении плотских потребностей. В эти дни рекомендуется поразмышлять об подлинном смирении и своём кресте, представить и понять, какой духовный подвиг совершили апостолы Петр и Павел.

Различия в воздержании мирских с аскетами и священниками

Конечно же, воздержание в эти периоды живущих в миру разительно отличается от соблюдения поста священником или монахом. Обусловлено это может быть работой, состоянием здоровья, жизненными обстоятельствами. С другой стороны, постящийся должен видеть эти обстоятельства субъективно, избегая излишних попустительств в воздержании.

Отпечаток образа жизни наносит глубокое воздействие на восприятие мира и пути, ведущего каждое мгновение вверх или вниз. Монахи воспринимают и соблюдают правила и обычаи, заложенные в обители, или должностью в церковной иерархии. Поэтому пост у монахов в любом случае строже, нежели у мирян. У аскетов все мирские обстоятельства отпадают, приходится соблюдать устав.

Они должны постоянно молиться, часто всенощно, что изнуряет к тому же воздержание в пище. Однако монахи лишены всех мирских забот, на начальных этапах - стенами монастыря или церкви, на следующих - последователями. Благодаря этому священники глубже входят в духовную жизнь. Такое различие происходило во все времена.

Молитвы и таинства

Молитвы и другие таинства православного христианства требуется учиться читать и принимать. В высказывании «По молитве и дано будет» роль играет на текст, а само чтение. Многие, служащие Господу, прослышаны про теплоту и слёзы, указывающие, что молитва удалась. Правильная приносит благо, только, насколько возвышенна, настолько и приложить труда требует.

Предписание гласит о том, что не к сердечной теплоте со слезами надо стремиться. А стараться прочесть с каждым разом лучше и искренней, тогда благодать сама снизойдёт, соизмеримая со степенью смирения. Когда найдут слёзы с теплотой в душе и сокрушением, чтоб не возгордиться.

Что можно есть в Петровский пост?

Пост менее строгий, чем Великий, хоть и ограничено употребление подсолнечного масла и рыбы. Но всё же иногда, в зависимости от дня недели, можно позволить эти продукты. Большинство верующих желают составить себе меню на Петровский пост.

Для чего нужно знать, что можно есть в Петровский пост и по каким дням? Абсолютно запрещены мясо, птица, молочные продукты, яйца и блюда из перечисленного. Не употреблять в пищу весь фаст-фуд, кондитерские изделия и выпечку. Распитие спиртных напитков, естественно, неуместно.

  • По понедельникам разрешено есть горячую пищу из овощей, грибов и круп. Без добавки масла.
  • По вторникам - овощи, грибы, крупы, фрукты с добавлением растительного масла, рыба.
  • По средам строгий пост. Есть можно только сырые овощи, фрукты, хлеб. Раз в день, вечером.
  • По четвергам - растительная пища (овощи, фрукты, грибы, крупы) с растительным маслом, рыба.
  • По пятницам - строгое воздержание, на ужин лишь сырые овощи и фрукты.
  • По субботам и воскресеньям разрешаются овощи, грибы, крупы, растительное масло, рыба, вино, в два приема.

Это список продуктов, разрешённых к употреблению в Петровский пост для мирян. Людям, принявшим постриг в монахи или священнослужителям, ограничения назначаются намного строже. Придерживаться их среди лета не так уж сложно, ведь в эту пору много фруктов и овощей. Даже без мяса, животных жиров и других продуктов, попадающих под запрет во время поста.

Среди лета достаточно найдётся овощей, круп и бобовых, заменяющих обычный рацион, делая его разнообразным и вкусным.

Блюда

Несколько блюд Петровского поста с весьма приятным и ароматным вкусом:

  • Гороховый суп без навара, кроме овощного и бобового.
  • Голубцы с грибами, вместо фарша из мяса.
  • Очень простой в изготовлении салат с картошкой, солёными огурцами, маринованными грибами, зеленью. Все это приправлено уксусом, специями и маслом.
  • Рыбные лепёшки с картошкой.
  • Зелёный борщ с крапивой, без навара.
  • Гречневый суп с грибами.
  • Овощное рагу.

Кроме перечисленных блюд существует множество рецептов приготовления закусок, салатов, первых и вторых блюд, десертов и напитков.

Для чего нужно знать, что можно есть в Петровский пост и по каким дням? Как уже указывалось, в эти дни соблюдать необходимо не только ограничения в пище. Нужно следить за своим поведением, придерживаться определённых правил и рекомендаций. Это касается не только монахов и священнослужителей (у них ещё строже требования), но и людей, живущих в миру.

Издревле в такие дни приостанавливались все суетные дела, требовалось правильно составить питание в Петровский пост по дням, вести размышления о духовном, творить богоугодные дела и заниматься благотворительностью.

Уважительные причины послабления строгости соблюдения поста

Конечно же, не стоит лоб расшибать, как в поговорке: «Заставь дурака Богу молиться, он и лоб расшибёт!». В зависимости от образа жизни, связанного с работой, болезнью или другими уважительными обстоятельствами, необходимо придерживаться поста более мягко, в смысле еды и времяпровождения. Столько брать на себя, чтобы не надорваться.

Может статься, что у человека особенности, связанные со здоровьем. Таким людям строго поститься не следует, сам недуг - уже пост, вынуждающий придерживаться некоторого поведения и действий. Людям с ограниченными способностями передвижения это знакомо, как и тратящим много сил в течение дня (спортсмены, военные, моряки, связанные с тяжёлым физическим трудом, умственной нагрузкой, усиленным обучением). Есть общие правила, но жизненные обстоятельства у каждого свои.

Пост для детей

Особого отношения требуют дети. Тут задача родителя не ограничивать сразу и полностью, строго по всем предписаниям. Ребёнок в таком случае будет исполнять, но для него это будет тяжело физически и морально. Растущему организму требуется постоянное потребление животного, растительного белка, всех минералов и витаминов. Поэтому лучше уговорить его для начала меньше есть конфет в пост, потом исключить их полностью. Так ребёнок, когда вы договариваетесь через выдвигаемые вами аргументы, начинает осознанно работать над собой в пост, что важнее самого поста.

«Главное не то, что входит, а то, что выходит!» — наставлял Иисус Христос. Поэтому сосредотачиваться нужно не на еде, а на сердце. Что исходит от человека в окружающий мир? Ругань, раздражение, отрицательные поступки и другие действия, с эмоциями разрушающие отношения между близкими, ведут к нарушениям отношений с Богом.

Согласно уставу православной церкви, существует всего четыре поста, длящихся продолжительный период времени. Из них строгими являются два - Великий пост и Успенский. Два других - менее строгие (во время их осуществления разрешается есть рыбу), это Рождественский и Петров пост. Сегодня пойдет речь о последнем из них.

Гармония души и тела

Под церковным постом подразумевается попытка верующих людей освободиться от совершенных ими грехов. При этом речь идет о двух сторонах этого процесса. С одной стороны это очищение души, с другой - тела. Первая сторона подразумевает молитвы, размышления о Боге, раздумья о своей жизни. А вторая - ограничения в употреблении отдельных продуктов.

Отцы церкви рассматривают такие действия в единстве, потому что природа человека устроена таким образом, что умеренность в еде дает организму легкость, которая помогает сосредоточиться на высоких стремлениях. Такая же цель ставится и перед проведением Петрова поста, который еще называют Апостольским.

Откуда пошло название

Об Апостольском посте упоминалось еще в письменных источниках, относящихся к III веку. Оба названия имеют отношения к ученикам Иисуса Христа, которые прибегали к посту (духовному и физическому) перед тем, как отправиться в далекое путешествие с целью проповеди о жизни и учении Сына Божия.

Раньше он назывался постом Пятидесятницы (50-го дня после Пасхи - Дня Святой Троицы) и предназначался для тех людей, которые по тем или иным причинам не смогли предаваться Великому посту, например были больны или находились в длительном путешествии, или же состояние здоровья вообще исключало для них эту возможность в принципе.

Сегодня такое понимание остается актуальным, но акцент переносится на связь с апостолами, а именно с Петром и Павлом - любимыми учениками Христа. При этом подчеркивается не только значение ограничений для организма, но и в первую очередь для души. Ведь Петр и Павел являются примерами истинных христиан, связь с подвигом которых не прерывается и в наши дни.

Начало и конец

Какого числа начнется Петров пост? Он начинается по прошествии одной недели после Дня святой Троицы и следует за девятым по счету воскресным днем после Пасхи. В связи с этим каждый год сроки выдерживания Апостольского поста разнятся. Какого числа заканчивается Петров пост? Последним его днем является строго фиксированный день - канун дня святых Петра и Павла - 12 июля (в простонародье - Петров день).

Таки образом, если происходит раннее наступление Пасхи, длительность Петрова поста становится намного больше. Самым коротким был восьмидневный пост, а самым длинным - пост в 42 дня. В 2018 году он будет равен 38 дням, срок его проведения - с 4 июня по 11 июля включительно.

Однако сам день чествования и Павла не входит в этот пост. Но нужно учитывать, что если он приходится на среду, пятницу, то относится к

и питание

Как уже говорилось выше, этот пост не относится к строгим, но это нельзя понимать буквально. Ведь изначально он предназначался для служителей церкви, жизнь которых в принципе подвергнута массе ограничений. Поэтому то, что для них является нестрогим постом, необязательно будет таковым для мирян.

«Легкость» Апостольского поста выражается в том, что из животной пищи можно употреблять рыбу, да и то не во все дни. В связи с летним периодом упор делается на овощи и фрукты, что должно поддержать организм во время ограничений. Для усвоения правил проведения Петрова поста нужно обратить внимание на следующие установки:

  1. Животные белки (кроме рыбы) исключаются.
  2. Не допускаются молочные продукты и блюда, в состав которых они входят.
  3. Приветствуется легкая, приносящая здоровье пища.
  4. Применяется готовка только с использованием растительных масел.
  5. В среду и пятницу запрещается подвергать пищу термической обработке.
  6. В понедельник можно есть горячее, но приготовленное сугубо на воде, без масла.
  7. Овощи, фрукты, зелень можно употреблять в любые дни. Во все дни, кроме среды и пятницы, можно есть рыбу, грибы, орехи, каши.

Схема для мирян

Для мирян схема питания выглядит следующим образом:

  • В понедельник, среду и пятницу практикуется сухоядение. Под этим подразумевается, что продукты можно есть в сыром виде, но не только. Можно их варить, запекать, тушить на воде. Например, разрешается сварить кашу, но не добавлять в нее мяса, молока, масла. Пища принимается однократно, в 3 часа дня.
  • Во вторник и в четверг можно есть ту же пищу, что и в указанные выше дни, но уже два раза в день.
  • В субботний и воскресный дни допускается употреблять продукты в горячем виде, например, сварить постный борщ, приготовив зажарку для него на подсолнечном масле, добавить грибы. Разрешается есть блюда из рыбы. Принимается пища два раза в день.

Послабления

Как видим, требования к православному Петрову посту не такие уж и легкие, и выдержать его может не каждый. Поэтому существует так называемое послабление (или же полный отказ от поста), которое позволено женщинам кормящим и находящимся в состоянии беременности, престарелым, путешественникам, людям со слабым здоровьем - физическим и психическим.

В связи с этим, соблюдая пост, не нужно ориентироваться на образ жизни в монастырях, а отдавать себе отчет в необходимости разумного подхода к осуществлению ограничений в продуктах. Тем более что существует и духовная сторона поста, которая является не менее важной. В любой ситуации не помешает обратиться за советом к служителям церкви.

Во время поста предусмотрен и ряд других ограничений, таких как избегание интимной близости, неучастие в разного рода увеселительных мероприятиях. К ним относится и запрет на венчание, о котором мы поговорим подробнее.

Свадьба и венчание

Лето является излюбленным временем для проведения свадеб, поэтому многие задаются вопросом, играют ли свадьбы в Петров пост. Можно ли планировать бракосочетание на это время, и что делать, если оно уже назначено? Чтобы ответить на эти вопросы, нужно разобраться, что в церкви понимается под заключением брака.

Дело в том, что, с точки зрения церковных канонов, вступление в брак - это не официальная регистрация отношений в органах ЗАГСа и не свадебное торжество как таковое. Это одно из таинств, которое предполагает венчание в храме, освящающее союз двух сердец перед Господом Богом.

Как поступить правильно?

Но есть один нюанс: как правило, для венчания в церкви необходимо свидетельство о браке. То есть эти два события взаимосвязаны. При этом время любого поста, как и Петрова, не рассчитано на проведение венчания. Какие выводы можно сделать из всего сказанного - играть или не играть свадьбу в пост? Ответ будет следующим.

  • Если речь идет о свадьбе, которая рассматривается только в смысле регистрации в ЗАГСе, то скромная церемония не будет являться нарушением ограничений, накладываемых правилами поста.
  • Что касается свадебного торжества, то, когда человек является глубоко религиозным, он не будет закатывать шумное веселье в этот период.
  • Если молодожены и их родственники не придерживаются строгих церковных канонов, и все же свадьбу решено играть в пост, стоит подумать о тех людях, которые приглашены на нее, но соблюдают ограничения в еде. Для них подаются те блюда, предписанные календарем для мирян, о котором сказано выше.
  • Если речь идет о регистрации брака с учетом одновременного проведения как «гражданской» церемонии, так и венчания в церкви, то сделать это не получится. Для осуществления венчания в храме жениху и невесте будет предложено назначить дату свадьбы на день, следующий за 12 июля.

С понедельника, 4 июня 2018 года начался один из самых «длинных» постов года - Петров пост . Длинный он, потому что - многодневный, длится этот пост вплоть до дня Петра и Павла, который выпадает на 12 июля.

Основная задача поста - подготовить христианина морально и физически к празднику, посвященному фактическим основателям христианской церкви. Поэтому, его значение лишь чуточку меньше, чем у Великого Поста.

У Петров поста, который еще называют - апостольский, есть свои особенности, свои традиции, а с учетом начала лета - и свои блюда.

Петров пост считается первым летним постом. Он подготавливает всех православных к важному празднику. Пост был установлен в честь святых апостолов Петра и Павла и был назван «Петропавловским», но из-за неудобного произношения, его упростили до «Петрова поста», так как имя Петра фигурирует в названии праздника первым.

Петров пост считается нестрогим. Верующие в этот период отказываются от приема молочной и мясной пищи, однако в отличие от Великого поста можно вкушать рыбу.

Кроме того, многие видят в этом некий символизм, ведь сами апостолы, с которыми связывают установление поста, были рыбаками, а Петр к тому же является их покровителем.

Во время поста можно и даже нужно много молиться. Святые апостолы Петр и Павел усердно молились изо дня в день, и, дабы уподобиться им, почитая их память, церковь призывает верующих также усиленно читать молебны. Также следует читать Священное писание, которое способствует укреплению веры и нахождению ответов на важные вопросы в жизни.

Не маловажное значение имеет помощь окружающим. Конечно, это делать не обязательно, но, чтобы оградить себя и свою душу от терзаний, лучше быть добрее к людям. В период Петрова поста важно держать свою душу в состоянии кротости и смирении.

Однако очень важно знать не только о том, что можно и нужно делать в великий Петров пост, но и понимать, что делать категорически не следует.

Что нельзя делать во время поста

Помимо этого стоит упомянуть и о приметах и народных поверьях. Одна из самых распространенных примет, связанных со временем Петрова поста, говорит, что браки, заключенные в это время, бывают непрочными. Это, конечно, полная ерунда!

Другое дело, что если ты - верующий человек, то ты попросту не будешь отметить такое событие в это время. Ведь Петров пост предполагает ограничения и в смысле увеселений, и в смысле стола. Так что куда проще, радостное событие сдвинуть на какое-нибудь свободное от поста время.

Помимо этого, согласно народным обычаям, нежелательно: заниматься рукоделием, давать деньги в долг, стричься (волосы будут редкими), а также проводить обряды, читать заговоры, ворожить и гадать (хотя последнее итак запрещено делать верующему православному человеку).