Новая экономическая политика в советской россии. образование ссср

Советская система управления и государственный аппарат: этапы развития, принципы организации и структура (октябрь 1917 - декабрь 1991 г.)

Введение в раздел

Основные проблемные комплексы советской системы управления. Этапы и логика формирования

В значительной мере логику развития советской политической системы, структуру и специфику механизма государственного властвования и управления определило то обстоятельство, что его формирование и функционирование происходило в условиях форсированного "построения социализма в одной отдельно взятой стране" и чрезвычайных обстоятельствах (гражданская война и постоянные внешние угрозы, отсутствие достаточных условий для нормального развития экономики и социальной структуры, перманентное соревнование и военное противостояние с развитыми странами Запада).

Все это сформировало политическую систему мобилизационного типа и командно-административную модель управления, которые обычно эффективны в ситуации догоняющего развития и ориентированы на достижение чрезвычайных целей с использованием чрезвычайных средств (принуждение, насилие, подавление классовых врагов) и чрезвычайных организационных форм (авторитаризм и тоталитаризм).

Советская система управления прошла в своем развитии ряд этапов:

  • – этап формирования основ советской системы и складывания модели партийного государства (1917–1921 гг.);
  • – этап утверждения тоталитарного режима и формирования командно-административной системы управления (конец 1920-х – начало 1950-х гг.);
  • – период утверждения авторитарной модели государства и совершенствования командно-административной системы (1953–1964 гг.);
  • – период стабилизации авторитарной модели и ее последующая стагнация (1965–1985 гг.);
  • – этап модернизации авторитарной модели и демонтаж советской системы (1985–1991 гг.).

В 1991 г. Советский Союз распался на отдельные государства и вместе с ним перестала существовать и советская государственная система власти и управления.

Следует отметить, что во многом облик советской государственной системы был задан начальным этапом формирования (1917–1922 гг.), когда закладывались ее основы, и периодом ее окончательного утверждения в 1930-х гг. В дальнейшем на различных этапах происходило лишь совершенствование исходной модели.

После Октябрьской революции (1917 г.) набор угроз и вызовов, с которыми столкнулась страна в результате общенационального кризиса, вызванного противоречиями развития капитализма и обостренного Первой мировой войной, требовал немедленного адекватного ответа со стороны управляющей системы в лице нового – Советского государства. Форсированная модель модернизации 1930–1940-х гг., вызванная "построением социализма в одной отдельно взятой стране", лишь укрепляла гегемонию государства и командно-административные методы управления.

Формирование советской модели управления происходило иод влиянием ряда факторов, которые определили антикапиталистическую направленность пролетарского государства, жестко централизованную структуру его органов и авторитарные методы управляющего воздействия.

1. Советское государство создавалось большевиками в соответствии с марксистской доктриной.

Марксизм, которым руководствовались основатели советского государства, ориентировал их на классовую борьбу и диктатуру пролетариата. Марксистское учение о государстве опирается на тезис о том, что государство есть орудие классового господства.

В связи с этим Советское государство понималось как новый тип государственности, поскольку это государство трудящихся и для трудящихся.

Однако любая власть, которая учреждается как власть нового типа и в интересах новых классов, начинается с установления своей диктатуры над свергнутым классом. Таким путем утверждала свое господство буржуазия, не стеснявшаяся применять диктаторские меры против свергнутых феодалов. Так и в России предполагалось установить диктатуру пролетариата против свергнутых помещиков и буржуазии.

Для В. И. Ленина власть Советов и была организационной формой диктатуры пролетариата "в самой суровой форме" .

Моделью пролетарского государства, по его мнению, должно стать государство-коммуна, совмещающее в одном органе функции законодательной и исполнительной властей: депутаты сами принимают законы, сами организуют и контролируют их исполнение, сами отвечают за них перед своими избирателями.

Единство власти – вот основной конституционный принцип, которому было отдано предпочтение. В соответствии с ним государственная власть по своей сущности и форме едина и неделима. Этот принцип – принцип полновластия Советов – являлся основой подчинения исполнительного аппарата представительным органам и означал верховенство Советов всех уровней, их право отменять решения, принятые подчиненными им исполнительными органами.

Преимущество системы слияния властей в противовес разделению В. И. Ленин видел еще и в открывающейся возможности раз и навсегда покончить с чиновником, во все времена бывшим в России бичом и камнем преткновения. По замыслу, будучи органами народовластия, Советы одновременно являлись и органами народного самоуправления. Принцип полновластия Советов обеспечил на первых порах эффективность и быстроту принятия политических решений, что при наличии кризисных ситуаций открывало большие возможности.

Забегая вперед, заметим, что идеальная модель советского государства в соответствии с марксистским учением претерпела весьма существенную трансформацию, обусловленную исторической реальностью.

2. На практике конкретный облик нового государства формировался не столько учением К. Маркса, сколько ожиданиями основной массы общества – непролетарских слоев населения, втянутых в политику самим фактом революции, их постоянной радикализацией. Партия большевиков, пришедшая к власти на волне массовых движений и в результате национального кризиса, вызванного противоречиями развития капитализма, обостренного Первой мировой войной, ослабившего традиционную российскую государственность и идеологию, оказалась заложником этих ожиданий и вынуждена следовать им.

Стремительное крушение самодержавия и первые месяцы революции привели к небывалой по глубине радикализации масс. Требования безотлагательного решения тех или иных вопросов звучали все настойчивее. В силу целого ряда причин решить эти вопросы в рамках закона не представлялось возможным, а несбывшиеся надежды многомиллионной толпы грозили толкнуть страну в полный хаос.

Одновременно среди части интеллигенции, в торгово- промышленной среде, у военного командования явно проявились тенденции силой восстановить порядок и общественное спокойствие в стране, предотвратить полную анархию и распад государства. К осени альтернатива развития России выглядела так: "Корнилов или Ленин".

Тем более что в период между февралем и октябрем 1917 г. не удалось создать блок левых партий, в пользу которого неоднократно высказывался В. И. Ленин, т.е. блок, который мог бы стать единственным серьезным шансом избежать кровопролития. Правые эсеры и меньшевики предпочитали блокироваться с кадетами, но позднее их хватило лишь на то, чтобы раскачивать Гражданскую войну в том или ином регионе, а затем уступать место генералам и монархистам.

Состояние общества не терпело уже длительных словопрений в духе "чистой" демократии. Речь шла о выживании страны.

Народные низы, неграмотные и полуграмотные, политически непросвещенные и неопытные, измученные многолетней войной и обещаниями политиков всех мастей, свергнув прежний режим, желали получить новый – в соответствии со своим утопическим сознанием – немедленно, причем в неусеченном виде, прежде всего в виде абсолютного социального равенства, и главным образом, с учетом продовольственного кризиса и приближающегося массового голода, при равенстве в потреблении. Формой реализации ее стал "военный коммунизм" – грубый, примитивный, казарменный коммунизм.

М. Горький вспоминал слова В. И. Ленина, сказанные осенью 1918 г.: "Русской массе надо показать нечто очень простое, очень доступное ее разуму. Советы и коммунизм – просто..." . Вводя "военный коммунизм", больше вики действовали не строго по К. Марксу, а в соответствии с реальной обстановкой, с учетом состояния экономики, настроения народных масс, невозможности иным способом спасти от голода городское население.

3. Первая мировая война и разорение потребовали усиления роли государства, его доминирующего и всепроникающего влияния на все без исключения стороны жизни.

В октябре 1917 г. противостояние различных политических сил Временному правительству еще более усилилось на фоне углубления хозяйственной разрухи.

Продукция фабрично-заводской промышленности за 1917 г. сократилась на 36–40% по сравнению с 1916 г. Упадок производства наблюдался во всех отраслях промышленности, в том числе в машиностроении и металлообработке. Добыча угля в Донбассе в октябре была меньше, чем в феврале на 1/4. В целом по добыче угля страна откатилась на уровень 1911 г. На 1/4 сократилась выплавка чугуна. Валовая продукция текстильной промышленности в 1917 г. по сравнению с 1916 г. уменьшилась на 33%.

С марта по октябрь в стране закрылось около 800 предприятий и выросла безработица.

Накануне Октябрьской революции из-за разрыва экономических связей города и деревни в 20 из 43 губерний Европейской России ощущалась острая нехватка продовольствия. Особенно критическим стало положение Петрограда и Москвы, где запасов муки хватало лишь на несколько дней .

В полное расстройство пришли в 1917 г. финансы страны. Непомерно разбухшие расходы Временное правительство покрывало за счет выпуска бумажных денег.

За восемь месяцев своего правления оно выпустило кредитных билетов почти на 9 млрд руб. (царское правительство за 32 месяца войны – 8,3 млрд руб.). Страна была переполнена бумажными деньгами, а покупательная способность рубля снизилась к концу октября до 6–7 копеек. Реальная заработная плата упала к октябрю до 40–50% от довоенного уровня.

Правительство все глубже влезало в долги к иностранному капиталу.

Внешний долг России в октябре составил 11,2 млрд руб.

Открывая заседание Временного Совета Российской республики (Предпарламента), А. Ф. Керенский признал: "Мы накануне великого экономического и финансового кризиса" .

4. В России сложился минимум условий для социалистического строительства, что возлагало именно на государство и его государственный аппарат решение всех социально- экономических задач. Государство было призвано компенсировать недостающие условия путем их достаточно быстрого формирования.

При этом следует заметить, что хотя государство является наиболее концентрированной формой организации политической власти, однако является лишь одним из элементов политической системы, наряду с партиями, заинтересованными группами. Наиболее характерной чертой этого периода было поглощение государством всех других элементов политической системы.

Для анализа политических процессов этого периода не подходит термин "военный коммунизм", так как он принадлежит к сфере экономической и социальной. Не подходит и термин "диктатура пролетариата", так как он указывает только на социальную базу системы власти, да и то более желательную, чем действительно существующую. Недаром большевики в годы гражданской войны чаще говорили не о диктатуре пролетариата, а о диктатуре партии.

5. В России сложилась социально-классовая структура, где рабочий класс составлял такое меньшинство, которое не имело шансов победить в революции. По этой причине для создания социальной базы новой власти – диктатуры пролетариата – рабочий класс выбрал себе в союзники крестьянство, как позже было уточнено – беднейшее крестьянство.

В отечественной науке принято считать, что в 1917 г. рабочие составляли 11% населения, т.е. около 18 млн человек . Но если руководствоваться ленинским определением, – рабочий это тот, кто простоял у станка не менее десяти лет, то перед началом Первой мировой войны в России было по одним источникам 2,5 млн рабочих, по другим – 3,5 млн рабочих .

Это делало актуальной задачу формирования социальной базы нового власти.

1. Структура партийно-государственной модели управления и ее черты. Непременным условием построения социализма большевики считали диктатуру пролетариата, подразумевая под этим государственный аппарат, сформированный из рабочих и осуществляющий социалистические преобразования.

  • Ленин В. И. Поли. собр. соч. Т. 37. С. 213.
  • Бакулин В. Ленин и стихийный социализм в России // Коммунист. 1990. № 15. С. 31.
  • См.: Республика. 1991. № 1. С. 5.
  • См.: Русское слово. 1917. 8 окт.
  • См.: Октябрьская революция: вопросы и ответы. М., 1987. С. 23.
  • См.: Там же. С. 23.

ЛЕКЦИЯ № 33
§ 79. Новая экономическая политика в Советской России.
Образование СССР.
Причины новой экономической политики (нэпа). В ходе Гражданской
войны были повержены политические противники большевиков. Однако страна
находилась в глубочайшем кризисе. Хозяйственная жизнь была в упадке. Объем
промышленного производства в 1921 г. составлял 12 % от довоенного. Созданные в
ходе Гражданской войны органы были неспособны эффективно управлять
национализированными предприятиями.
Еще более сложной оказалась ситуация в сельском хозяйстве. Крестьянам
было невыгодно производить продукты для города, который не мог обеспечить
потребностей села. Продразверстка лишала крестьян стимула производства, ибо
любые излишки тут же изымались.
Кризисные явления сказались на положении в РКП (б), где все больше
проявлялись разногласия. Заметными стали бюрократизация партии, отрыв
партийной верхушки от масс.
Свидетельством недовольства политикой большевиков стали крестьянские
восстания. На Украине действовали петлюровцы и махновцы, в январе 1921 г.
вспыхнуло восстание в Тамбовской губернии под руководством эсера А. С.
Антонова, прокатилась волна выступлений по Сибири. Но наиболее опасным для
большевистского руководства стало восстание в феврале 1921 г. на кораблях
Балтийского флота в Кронштадте. Матросы, выходцы из крестьянской среды,
требовали переизбрания Советов на основе демократических выборов,
политических свобод, предоставления неограниченных прав крестьянам в
распоряжении «своей землей». Военные действия против кронштадтцев длились 10
дней. Продолжение политики «военного коммунизма» грозило обернуться новой
гражданской войной.
8 марта 1921 г. начал свою работу X съезд РКП (б). В центре его внимания
стояли два основных вопроса: о запрещении фракций внутри партии и о замене
продразверстки продналогом.
C введения продналога началась новая экономическая политика (нэп).
Сущность нэпа. Суть новой экономической политики состояла в
возрождении в экономике рыночных отношений. Гарантией от реставрации
капиталистических порядков являлись полновластие РКП (б), сохранение
государственного сектора в экономике, монополия внешней торговли. Нэп был
призван вывести страну из разрухи.
Продразверстка заменялась продналогом с фиксированной ставкой. Это
позволяло крестьянам, выполнив свои обязательства перед государством, свободно
распоряжаться излишками продукции, в частности реализовывать их на рынке.

Размер продналога в среднем был вдвое меньше размера продразверстки.
Разрешались также аренда земли и наем рабочей силы.
В промышленности частные лица могли открывать мелкие и брать в аренду
средние предприятия. Создавались предприятия с участием иностранного капитала
- концессии.
Отменялись жесткое регулирование и централизация в снабжении
предприятий сырьем, в распределении готовой продукции. Деятельность
государственных предприятий строилась на основе самофинансирования и
хозрасчета. Изменилось управление промышленностью. В 1922 г. была отменена
всеобщая трудовая повинность, вводился свободный наем рабочей силы. Для
стимулирования материальной заинтересованности рабочих в повышении
производительности была проведена реформа системы оплаты труда. Денежная
реформа 1922 г. укрепила национальную валюту и покончила с инфляцией.
Однако если в социальной и экономической сфере нововведения были
существенными, то в политической системе они были незаметны.
X съезд РКП (б) запретил создание фракций и групп внутри партии. В 1922 г.
деятельность сохранившихся социалистических партий была свернута. В 1922 г.
состоялся громкий политический процесс (суд) над руководителями партии эсеров.
Осенью 1922 г. из России были высланы 160 ученых и деятелей культуры
(«философский пароход»).
Господство большевистской идеологии утверждалось воинствующей
пропагандой атеизма, разрушением храмов. В 1922 г. в рамках кампании по сбору
средств для борьбы с голодом были конфискованы многочисленные церковные
ценности. Патриарх Тихон, избранный в ноябре 1917 г. Поместным собором, был
арестован.
Укрепление единства партии, разгром политических противников
усиливали однопартийную политическую диктатуру.
Итоги нэпа. Нэп быстро изменил облик страны. В 1926 г. был достигнут
довоенный уровень развития промышленности. Возродилось сельское хозяйство.
Резко оживилась торговля.
Однако наряду с достижениями нэп имел и ряд негативных черт. Росли
социальное неравенство, безработица. Усилилась коррумпированность чиновников.
Экономическое развитие страны в годы нэпа сопровождалось постоянными
кризисными явлениями. В целом развитие Советской страны в 20­е гг. шло
недостаточно высокими темпами.
B этот период передовые страны мира совершили серьезный скачок
вперед, а Россия лишь восстановила свой довоенный уровень.
Перед партийным и государственным руководством стояла проблема
совершенствования методов экономической политики.

Образование СССР. После окончания Гражданской войны на территории
бывшей Российской империи существовало шесть социалистических, две народные
советские республики и Дальневосточная республика. В составе крупнейшей
республики - РСФСР - находилось немало автономных образований с
неопределенным государственным статусом.
К началу 1922 г. ряд советских республик заключили договоры, по которым в
ведение РСФСР передавались их вооруженные силы, управление промышленностью,
финансы, связь, транспорт и международные отношения. Причиной та­ кого
решения явилось не только признание ведущего вклада РСФСР в победу в
Гражданской войне, но и слабость правительств других республик, их зависимость
от российского руководства, фактически поставившего их у власти.
В августе 1922 г. в ЦК РКП (б) была создана комиссия по изучению
предложений советских республик об «усовершенствовании» их отношений между
собой. Народный комиссар по делам национальностей И. В. Сталин, ставший в
1922 г. генеральным секретарем ЦК РКП (б), выступил с идеей придания советским
и народным республикам прав автономий в рамках РСФСР. Когда республики
Закавказья создали Закавказскую Федерацию в составе Грузии, Армении и
Азербайджана, Сталин надеялся, что это государственное образование в будущем
станет частью РСФСР. Однако подобные планы вызвали протест у большевиков
Советской Грузии.
Заместитель председателя Совнаркома Л.Б.Каменев по поручению Ленина
составил иной проект, предусматривавший вхождение республик в состав
государства на основе договоров. Проект этот был поддержан пленумом ЦК.
Несмотря на то, что в Договоре и Декларации об образовании Союза
Советских Социалистических Республик (СССР), принятых на I съезде Советов
СССР 30 декабря 1922 г., указывалось, что Союз образован по свободному
волеизъявлению народов с правом свободного вступления и выхода, путей выхода
предусмотрено не было. В ведение Союза передавались вооруженные силы,
международные дела и торговля, финансы, сообщение и связь.
Высшим органом нового государства стал Всесоюзный съезд Советов,
Центральный
избиравший на время между своими заседаниями
исполнительный комитет (ЦИК) СССР из двух палат: Совета Союза и
Совета Национальностей. Председателем ЦИК СССР стал М.И.Калинин.
Внешняя политика. Первые международные договоры были заключены со
странами, боровшимися за свою независимость. В 1921 г. - с Ираном и
Афганистаном, затем с Турцией, которая получила военную помощь и ряд
территорий бывшей Российской империи, а также с государствами, возникшими на
окраинах России: Финляндией, Польшей, Латвией, Литвой и Эстонией. В течение
1921 -1922 гг. были подписаны торговые соглашения с Германией,
Великобританией, Австрией, Норвегией, Швецией, Италией, Чехословакией.

Советское правительство выступило с идеей проведения международной
конференции для урегулирования всех спорных вопросов между Советской Россией
и странами Антанты. Это предложение было принято Антантой, которая пригласила
РСФСР на международную конференцию в Генуе (1922). Советскую делегацию
возглавил нарком иностранных дел Г. В. Чичерин.
Представители ряда стран потребовали от РСФСР возвратить долги царского
и Временного правительств, вернуть иностранным владельцам национализированные
предприятия либо оплатить их стоимость, отменить монополию внешней торговли и
т.д. Советская сторона выдвинула встречное требование - возместить ущерб,
причиненный иностранной интервенцией и экономической блокадой. Одновременно
советское руководство соглашалось признать часть довоенных долгов, если
европейские правительства отсрочат их выплату на 30 лет и предоставят новые
займы. Эти предложения были отвергнуты.
Казалось, конференция будет безрезультатной для Советской России. Однако
Чичерин воспользовался разногласиями между Антантой и Германией. 16 апреля
1922 г. он заключил договор между РСФСР и Германией в Рапалло (предместье
Генуи). Германское правительство отказывалось от претензий по возмещению
стоимости национализированных предприятий. В свою очередь, РСФСР
предоставляла Германии большие торговые преимущества.
Опасаясь дальнейшего сближения Советского государства с Германией,
западные державы приступили к созданию «санитарного кордона» против
большевиков, используя для этого Польшу, Румынию и прибалтийские страны. В
мае 1923 г. министр иностранных дел Великобритании Джордж Керзон в своей
ноте обвинил советскую дипломатию в разжигании антибританской кампании и
потребовал отозвать советских уполномоченных из Ирана и Афганистана. Однако
идея новой войны была непопулярна в британском обществе. Британское
правительство вынуждено было отступить.
В 1924 - 1925 гг. советское правительство установило дипломатические
отношения с Великобританией, Италией, Австралией, Швецией, Грецией,
Норвегией, Китаем, Мексикой, Францией, Данией и Японией. Этот процесс вошел в
историю под названием полоса признаний.
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ
1. Какова была обстановка в Советской России после окончания ­
Гражданской войны?
2. В чем состояли причины перехода к нэпу?
­ В чем состояла сущность нэпа?

Абсолютно все мировые державы существуют благодаря власти. Эта сила проявляется в полном контроле высших органов, верхушки или даже личности над обществом страны. Учение власти знакомо человечеству с давних времён. Благодаря власти создавались империи и рушились цивилизации, объединялись народы и вымирали общности. Сегодня этот термин приобрёл совершенно новое значение. Власть перестала быть насильственной, нечеловечной. Гражданин любой правовой державы понятие «власть» представляет как веление высших государственных органов, благодаря которым держава функционирует и представляется на мировой арене. Государственная власть имеет структуру, методы и цели функционирования. Причём в каждой стране эти факторы строятся и взаимодействуют совершенно по-разному. Мы попытаемся понять принципы государственной власти на примере Российской Федерации, потому что именно в этой стране можно увидеть грамотно построенную структуру высших органов державного функционирования. Но прежде всего нужно разобраться с историей и значением термина «власть», который формировался много веков подряд философами и юристами.

Власть, политическая власть – значение понятий

С течением времени понятие «власть» дополнялось и видоизменялось. В классическом понимании власть – это способность навязывать собственную волю посредством рычагов воздействия. Главная особенность власти в том, что субъект воздействия будет подчиняться воле вопреки своим убеждениям и сопротивлению. Греческие учёные считали, что власть является внутренним стремлением общества организовываться вокруг чего-то или кого-то. Таким образом, власть всегда будет сопутствовать человеческому развитию. Когда мир эволюционировал, и люди начали строить государства, появилась политическая власть.

По сути, это та же способность навязывать свою волю, которой владеет социальная группа, класс в определённом государстве. Воздействие нацелено на большие группы людей – общество. Чтобы как-то структурировать процесс управления, были созданы определённые механизмы, которые, по сути, являются государством.

Разделение власти

Структура государственной власти появилась вследствие теории, выдвинутой Джоном Локком. Он утверждал, что власть в государстве должна быть разделена на компоненты, которые будут независимы друг от друга.

Таким образом, появилось учение о том, что структура государственной власти состоит из трёх основных элементов: исполнительной, законодательной и судебной. Способ разделения сферы управления был впервые использован в Древней Персии. Со временем он перекочевал в политическое устройство Древнего Рима. В любом современном правовом государстве принцип деления властей не является новым. Что касается Российской Федерации, то правовой климат в этом государстве развивается в ногу со временем. Структура государственной власти РФ имеет классическое деление на три элемента, каждый из которых будет детальнее рассмотрен далее. Помимо этого, государственная власть в лице определённых органов выполняет ряд функций.

Государственная власть: структура и функции

Конституция РФ детально закрепила принцип разделения властей. Согласно статье 10, государственная власть осуществляется путём деления на законодательную, исполнительную, судебную. В этой же статье указана самостоятельность структурных элементов. Отсюда следует, что государство функционирует на основе права и принципа демократического разделения власти на независимые ветви. В статье 11 Конституции Российской Федерации описываются высшие органы каждого структурного элемента власти: Правительство РФ, Федеральное Собрание, система судов РФ.

Также структура государственной власти содержит ещё один элемент – президента. Этот институт конституционного права не относится ни к одной ветви власти и создан лишь для баланса в системе высших органов. Следует заметить, что каждый из представленных элементов нужно рассматривать отдельно, так как все они имеют внутреннюю структуру и особенности.

Исполнительная власть в России

Структура органов государственной власти РФ – это общее название всех органов, каждый из которых принадлежит той или иной ветви власти. Прежде чем рассматривать исполнительные органы, нужно разобраться, что такое исполнительная власть. Отечественные теоретики права говорят, что это система специальных органов, которые реализуют нормы конституции, федеральных законов, других нормативных актов с целью поддержания правового климата в державе.

Исполнительная власть нужна для реализации и контроля права. Существует мнение, что данная ветка власти полностью зависит от законодательной и находится под её полным контролем, однако этот вопрос спорный, так как органы исполнительной власти самостоятельны во многих вопросах. Структура исполнительных органов государственной власти строится по принципу нерушимой иерархичности, что позволяет максимально оперативно производить реализацию отдельных норм права, законов, конституции, иных нормативных актов.

Структура органов исполнительной власти в России

Как уже говорилось ранее, структура государственной исполнительной власти строится по принципу иерархичности. Всего существует три ступени органов этой ветви. Деление производится в зависимости от субъекта, который координирует и регулирует их деятельность.

  1. Федеральные министерства и службы, координируемые президентом РФ (МВД, Министерство иностранных дел, Министерство обороны РФ, Министерство юстиции РФ, Федеральная служба охраны, Служба внешней разведки, ФСБ).
  2. Федеральные министерства и подведомственные им органы, координируемые Правительством Российской Федерации (Министерство здравоохранения, Министерство промышленности, Министерство спорта и т. п.).
  3. Агентства и службы, которые подчиняются исключительно президенту РФ (Миграционная служба, Таможенная служба, Федеральная служба по делам национальностей, Космическое агентство и др.).

Любая деятельность данных органов производится на основе конституции и федеральных законов, которые выдаются органом, представляющим законодательную власть.

Органы законодательной власти

Структура государственной власти в России включает в себя как один из обязательных элементов полномочие осуществлять исполнительную власть. Этим термином обозначается возможность управления государством в области законодательства. Другими словами, исключительным правом органов этой ветви является законотворчество. Как правило, законодательной властью наделён один из органов, который, по сути, её осуществляет, приводит механизм в действие. Также подобные органы имеют ряд функций, например: принятие государственного бюджета, формирование или контроль правительства, ратификация международных договоров, объявление, прекращение войны. В Российской Федерации ветвь законодательной власти реализуется через двухпалатный парламент, который имеет название Федеральное Собрание.

Федеральное собрание: структура

Федеральное собрание наделено правом издавать законы (законодательной властью) и также является представительным органом, так как депутаты назначаются народным голосованием. Парламент РФ состоит из двух палат – верхней и нижней. Совет Федерации состоит из 170 сенаторов, которые выбираются по двое от каждого федеративного субъекта. В этой палате осуществляется представительство от каждого региона, направление и реализация стратегических целей дальнейшего развития государства. Государственная дума является нижней палатой российского парламента. В неё может избираться каждый гражданин, достигший избирательного возраста.

Полномочия и роль в повседневной жизни государства у Думы намного выше, чем у Собрания Федерации. Именно Государственная Дума может выдвигать обвинения против президента РФ, формировать Счётную палату, выносить недоверие Правительству, объявлять амнистии и т. п.

Судебная власть

Ветвь судебной власти является наиболее самостоятельной отраслью. Судебная система не зависит ни от каких других органов власти. Согласно данному принципу построена структура федеральных органов государственной власти. Это позволяет говорить о справедливом рассмотрении дел в судебных инстанциях, потому что давления со стороны других органов не производится. Органами судебной системы или же судебной власти реализуются следующие функции:

  1. Применение уголовно- или административно-правовых мер к лицам, которые совершили соответствующие нарушения права.
  2. Разрешение споров между гражданами.
  3. Проверка и контроль законов на предмет соответствия с Конституцией России.

Признаки судебной власти РФ

Как мы знаем, структура органов государственной власти в России основана на демократических принципах. То же самое можно сказать и о судебной власти. Она имеет ряд характерных признаков, а именно:

  • судебная власть может быть осуществлена исключительно судами;
  • судебная власть ни от кого не зависит;
  • для судебной власти характерно наличие единой судебной системы, которая функционирует по принципу верховенства права.

Представленные признаки имеют основополагающий характер. Они проявляются в построенной системе судебных инстанций, которые на сегодняшний день функционируют в России.

Судебная система РФ

Сам по себе термин «судебная система» означает совокупность специальных учреждений (судов), которые уполномочены осуществлять правосудие. В каждой стране система судов может быть разной, потому что везде существует основной закон, обычаи и ряд других факторов, влияющих на построение данной системы. Всего существует четыре вида судов: общей юрисдикции, военные, арбитражные и Конституционный суд.

Каждая инстанция уполномочена рассматривать только подведомственные ей дела. Отдельным видом является Конституционный суд. Он уполномочен следить и проверять нормативные акты на соответствие с Конституцией РФ, а также рассматривать конституционно-правовые деликты. Судьями, вне зависимости от инстанции, могут стать граждане, достигшие определённого возраста и имеющие высшее образование в сфере юриспруденции.

Политический режим в России

Структура высших органов государственной власти является индикатором политического режима. Принципы структурирования органов, их взаимосвязь – это все характеризует политический режим государства. Как мы знаем, с распадом СССР Российская Федерация идет по пути построения демократической страны. Отсюда следует, что структура государственной власти, и в частности органов, должна основываться на демократических началах. На сегодняшний день Россия добилась позитивных результатов, так как органы власти функционируют относительно самостоятельно с учётом взаимного регулирования. Вследствие этого царит верховенство права, в конституции закреплены и защищены права, свободы человека и гражданина. Поэтому можно с уверенностью сказать, что в России демократический режим правления.

Заключение

Итак, мы выяснили, что собой представляет структура государственной власти РФ. Этот сложный и довольно разветвлённый механизм призван регулировать и координировать общественные отношения внутри государства, основываясь в своей деятельности на конституции и федеральных законах. В заключение можно сделать вывод, что абсолютно вся структура органов государственной власти РФ создана путём имплементации демократических институтов в правовую систему страны.

История государственного управления в России охватывает множество веков. Рассмотрим ее вкратце.

Государственное управление в России сложилось еще во времена Киевской Руси. Во стоял князь, который принадлежал к роду Рюриковых. В отдельных городах управляли племенные князья. Но власть князя была ограничена вече, т.е. не была монархической. Когда умирал князь, вся лестница государственного управления поднималась на одну ступеньку вверх.

Князь должен был обеспечивать внутренную безопасность, издавать законы, управление высшим судом, он являлся главой администрации. Также в его обязанности входили сборы и формирования дружины. Население платило дань, полюдье. В городах находились чиновники, которые назывались численники. Они делали перепись населения для выплачи дани. В каждом княжестве были свои особенности государственной организации и управления. Здесь сложилось новое звание, бояре, которые все чаще стали оспаривать права князей. История государственного управления в России очень интересна. В 12-13 веках князья очень часто менялись - 68 раз, при этом князь был незаменимым элементом социально политической системы. После того, как произошло объединение русские земель в 15в. образовалось единое государство, которое называлось Россией. В связи с этим изменяется социально-экономическая структура государства. История государственного управления в России немалое место отводила и думе. Во главе государства стоял Великий Князь. Дума состояла из дух частей - бояры и окольничие. Также в государственной структуре были Дворец, который занимался землями князя, и Казна, где хранились государственные деньги, драгоценности, также важные документы. С приходом к власти Ивана IV, меняется система государственного управления в России. В следствии его реформ, создается Ближняя дума, система приказов… В деревнях должность руководителя называлась Губные старосты, и Излюбленные головы в городах. В 1549г. был создан а в 1551г. был собран которые ввел реформы в церковном правлении. Иван IV поделил всю страну на земщины и опричнины. Уже начиная с 17в в России замечаются предпосылки перехода от монархии к самодержавию. Произошли также изменения в военном строе России. Усилились вооруженные силы России. Во времена правления Петра реформы реализовались в по отношению к Его преобразования в основном были направлены в сторону европеизации, модернизации социально-экономическому и государственному строю России. Его реформы касались и крестьян, которые разделились на государственных и крепостных крестьян. В середине 18века были государственные перевороты, а после смерти Петра, были созданы органы, функцией которых было ограничение власти царя. Такими органами являлись (1725-1730), кабинет министров (1730-1740), конференция при высочайшем дворе (1740-1762). Были созданы также гражданский и уголовный суды. Такие реформы совершались постоянно в течении нескольких веков. В начале 20в была создана Государственная Дума. Республика была провозглашена 1-ого сентября 1917г.. Государством управляло временное правительство. В 1918г 10 июля была провозглашена первая конституция, конституция РСФСР. Согласно ей законодательным органом был ВЦИК.. 31-ого января 1924г была провозглашена просуществовал до 1991г. после его разрушения образовалась Российская Федерация, президентом которого стал Борис Ельцин.

История государственной службы в России охватывает несколько столетий. В Киевской Руси не было служебной повинности. Серьезные изменения в этой сфере произошли после объединения северо-восточных земель Руси под власть московского князя. Начиная с любой служилый человек не могу выехать за границы московского княжества - это считалось государственной изменой.

История государственной службы неразрывно связано с история гос управления в России. Мы попытались вкратце изложить тему "История государственного управления в России".

2-ой уровень (несколько продвинутый)

«Россия в годы Гражданской войны (октябрь1917 г. –1920 г.)»

Примерный план ответа

1.Внутренняя политика большевиков (1917-1920 гг.) II съезд Советов, разгон Учредительного собрания,разрыв большевиков и левых эсеров,


складывание однопартийной системы; принятие Конституции РСФСР.

4.Социально- экономические преобразования большевиков в годы Гражданской войны Политика « военного коммунизма».

Задание 6. Вопросы для самопроверки :

1.Каковы причины Гражданской войны в России? На какие слои населения опирались враждующие силы?

2 В чьих интересах проводилась внутренняя политика большевиков (1917-1920 гг.), могла ли она стать причиной Гражданской войны в России?

3.Как началась Гражданская война? На какие этапы она делится?

4.В чём особенность Гражданской войны в России?

5.Каков результат восстания Чехословацкого корпуса в 1918 г

6.Кто стоял у истоков создания Добровольческой армии?

7.В каком году Красная Армия вела наиболее упорные бои с войсками Колчака, Деникина, Юденича?

8.Какой титул принял в 1918 г адмирал А.А. Колчак?

9.Когда и в связи с какими событиями был аннулирован Брест- Литовский договор с Германией?

10.Каковы причины поражения «белого движения» ,победы «красных» в Гражданской войне?

11.Что такое политика « военного коммунизма»? Каковы ее цели и последствия?

12.Каковы были итоги Гражданской войны в России

3-ой уровень (продвинутый)

«Россия в годы Гражданской войны (октябрь1917 г. –1920 г.)».

Примерный план ответа
1.Внутренняя политика большевиков (1917-1920 гг.) II съезд Советов, разгон Учредительного собрания,разрыв большевиков и левых эсеров,
складывание однопартийной системы; принятие Конституции РСФСР.

2.Внешняя политика большевиков (1917-1920 гг.). Брестский мир.

3.Гражданская война: причины, основные этапы и события, экономическая политика большевистской власти в годы войны, причины победы большевиков, итоги войны.

4.Социально- экономические преобразования большевиков в годы Гражданской войны.Политика « военного коммунизма».

Задание 8.

Задание 8. Дайте полный и обоснованный ответ на вопрос:

1.Заполните таблицу «Борьба в большевистском руководстве по поводу заключения сепаратного мира с Германией».


2.В годы Гражданской войны вы:


а) встали бы в ряды «красных»;
б) присоединились бы к «белым»;
в) пошли бы за национальными движениями (петлюровцами, дашнаками, мусаватистами и пр.);
г) были бы близки к идеям и действиям Махно и ему подобных.
Объясните свой выбор.

3.Представьте, что вас как специалистов-историков, исследующих тему Гражданской войны, пригласили принять участие в разработке проекта памятника участникам Гражданской войны 1918-1920 гг. Каким бы вы хотели его видеть?

4.Является ли Гражданская война закономерностью революции, была ли она неизбежной после прихода к власти партии большевиков? Выскажите своё мнение, аргументировав его.

5.Сформулируйте цели интервентов.

6.Сопоставьте тактику «красных» и «белых» в годы Гражданской войны. Какие проблемы оказались равнозначно сложными и вынудили прибегнуть и тех и других к террору?
Литература

Основная


1.В.В Артемов, Ю.Н Лубченков. История, Учебник для нач. сред. Проф. Образования. В 2ч.Ч 2М. - Издательский центр « Академия», 2011. Стр136-139; 140-148.

2.Лекции учебных занятий.

Дополнительная

1.Бровкин В.Н. Россия в гражданской войне. Власть и общественные силы // Вопросы истории. 1994. №5.

2.Гимпельсон Е.Г. Формирование советской политической системы. М., 1995.

3.Гражданская война в России: перекрёсток мнений. М., 1994.

4.Деникин А.И. Очерки русской смуты. М., 1991.

5.Журавлёв В.В., Симонов Н.С. Причины и последствия разгона 6.Учредительного собрания // Вопросы истории. 1992. №1.

7.Красный террор // Знание – сила. 1991. №7.

8.Лехович Д.В. Белые против красных. М., 1992.

9.Майсурян А. Учредительное собрание // Энциклопедия для детей: История России. Т. 3. М., 1995.

10.Майсурян А. Гражданская война. Деятели Гражданской войны. Партия большевиков в 1917-1921 годах // Энциклопедия для детей: История России Т.З. М., 1995.

11.Павлюченков С.А. Военный коммунизм в России: Власть и массы. М., 1997.

12.Советско-польская война // Родина. 1992. №5.

13.Шубин А. Махно и махновское движение. М., 1998.

14.http:// www . whiteforce . newmail . ru (Белая гвардия).

Карта темы 7

Задания

1-й уровень (базовый)

«Новая экономическая политика в Советской России. Образование СССР».

Примерный план ответа


  1. Новая экономическая политика
    а) Причины перехода к нэпу;


Задание 2. Дайте определение , объяснение:

Новая экономическая политика (нэп); продовольственный налог (продналог); концессия; хозрасчёт; нэпманы; Объединённое Государственное политическое управление (ОГПУ); теория о возможности построения социализма в одной стране; большевистская гвардия; режим личной власти; Союз Советских Социалистических Республик (СССР); унитарное государство; федерация; автономия; план автономизации; Государственная комиссия по электрификации России (ГОЭЛРО); Государственная общеплановая комиссия (Госплан); Всесоюзная коммунистическая партия большевиков (ВКП (б)).


Задание 4. Кто это?

Сталин И.В.; Зиновьев Г.Е.; Каменев Л.Б.; Бухарин Н.И.; Троцкий Л.Д.; Рыков А.И.; Томский М.П.; Сокольников Г.Я.

2-ой уровень (несколько продвинутый)

Задание 5. Используя учебник составьте ответ по вопросу «Новая экономическая политика в Советской России. Образование СССР».

Примерный план ответа


  1. Новая экономическая политика
    а) Причины перехода к нэпу;
    б) Сущность и основные черты нэпа;
    в) Противоречия и итоги нэпа..

  2. Образование СССР (предпосылки образования, проекты объединения).
Задание 6. Вопросы для самопроверки :

1.Какова была обстановка в Советской России после окончания Гражданской войны?

2.В чем состояли причины перехода к нэпу? В чем состояла сущность нэпа?

3.Каковы положительные и отрицательные итоги нэпа?

4. Был ли неизбежным отказ советского руководства от нэпа?

5.Почему и как образовался Советский Союз? Какова была структура управления новым государством?

3-ой уровень (продвинутый)

Задание 7. Используя учебник составьте ответ по вопросу «Новая экономическая политика в Советской России. Образование СССР».
Примерный план ответа


  1. Новая экономическая политика
    а) Причины перехода к нэпу;
    б) Сущность и основные черты нэпа;
    в) Противоречия и итоги нэпа..

  2. Образование СССР (предпосылки образования, проекты объединения).
Задание 8. Дайте полный и обоснованный ответ на вопрос:

1.Согласны ли вы с высказыванием У. Черчилля о Ленине: «Русские люди остались барахтаться в болоте. Их величайшим несчастьем было его рождение, но следующим несчастьем была его смерть»?

2.Нарисуйте схему «Высшие органы государственной власти и управления СССР по Конституции 1924 г.».

3.На основе приведённых ниже фактов попробуйте определить, имеет ли какое-либо отношение создание СССР к попыткам большевиков разжечь мировую революцию?

В названии государства – СССР – нет указания ни на национальную, ни на территориальную принадлежность.

Конечная цель государства была определена как «объединение трудящихся всех стран в мировую советскую республику».

Лозунгом СССР стал призыв: «Пролетарии всех стран, соединяйтесь», символом – красная пятиконечная звезда, обозначающая пять континентов, а серп и молот – единство рабочего класса и крестьянства.

4. Кому из партийных лидеров В.И. Ленин дал следующую характеристику: «…не только ценнейший и крупнейший теоретик партии, он также законно считается любимцем всей партии»?

5.Кто стал председателем Совнаркома после смерти В.И. Ленина? Кто выступал в 20-е годы в качестве основных противников И.В. Сталина?

6.Сравните «левый» (Троцкий, Зиновьев, Каменев) и «правый» (Бухарин, Рыков) уклоны в ВКП (б) в 1920-е гг. Укажите, что было общим, а что – различным.Как вы думаете, почему в этой борьбе победу одержал И.В. Сталин?

Литература

Основная


1.В.В Артемов, Ю.Н Лубченков. История. Учебник для нач. сред. Проф. Образования6 В 2ч.Ч 2М. - Издательский центр « Академия», 2011. Стр.172-177.

2.Лекции учебных занятий.

Дополнительная

1.Виноградов С.В. Нэп: опыт создания многоукладной экономики. М., 1996.

2.Неизвестный Кронштадт // Родина. 1993. №7.

3.Горинов М.М. Нэп: поиски путей развития. М., 1990.

4.Мау В.А. Реформы и догмы: Очерки истории становления хозяйственной системы советского тоталитаризма. М., 1993.

5.Нэп: приобретения и потери. М., 1994.

6.Трукан Г.А. Путь к тоталитаризму: 1917-1929 гг. М., 1994.

7.Такер Р. Сталин: Путь к власти. 1879-1929 гг. М., 1994.

Карта темы 8

«СССР в 30-е годы».

Задания

1-й уровень (базовый)

Задание 1. Используя учебник составьте ответ по вопросу «СССР в 30-е годы».
Примерный план ответа

2.Индустриализация страны:



Задание 2. Дайте определение , объяснение:

Индустриализация; коллективизация; коллективное хозяйство (колхоз); кулак; выдвиженцы; двадцатипятитысячники; раскулачивание; машинно-тракторная станция (МТС); пятилетка; социалистическое соревнование; стахановцы; «враг народа»; репрессии; Главное управление лагерями ОГПУ (ГУЛАГ); культ личности; «большой террор»; номенклатура; государственный социализм; повинность; Верховный Совет; Президиум Верховного Совета.

Задание 3. Какие события связаны с датами


1925 г., декабрь

Задание 4. Кто это?

Сталин И.В.; Рютин М.Н.; Киров С.М.; Зиновьев Г.Е.; Каменев Л.Б.; Пятаков Г.Л.; Радек К.Б.; Тухачевский М.Н.; Бухарин Н.И.; Рыков А.И.; Каганович Л.М.; Ежов Н.И.; Калинин М.И.; Ягода Г.Г.; Ворошилов К.Е.; Микоян А.И.; Стаханов А.Г.; Тимошенко С.К.

2-ой уровень (несколько продвинутый)

Задание 5. Используя учебник составьте ответ по вопросу «СССР в 30-е годы».

Примерный план ответа
1.От нэпа к форсированному строительству социализма.

2.Индустриализация страны:


а) Цели, особенности, источники, итоги и последствия;
б) Первая, вторая, третья пятилетки.

3.Коллективизация сельского хозяйства (цели, основные события, итоги и последствия).

4.Советское государство и общество в 30-е гг.

Задание 6. Вопросы для самопроверки :

1.В чем состояли причины отказа от нэпа? Какие мнения о путях дальнейшего развития страны существовали среди руководства СССР?

2.Какие изменения произошли в сфере управления экономикой при переходе к индустриализации?

3.Что такое коллективизация? Каковы были причины перехода к политике коллективизация?

4.Как осуществлялась коллективизация? Каковы ее результаты?

5.В чем причины установления в СССР единоличной власти Сталина?

6. В чем состояли причины массовых репрессий? Какие последствия они имели?

7.Какие социальные процессы происходили в СССР? Какое значение имело стахановское движение?

8.Каковы итоги развития СССР в 30-е годы.

3-ой уровень (продвинутый)

Задание 7. Используя учебник составьте ответ по вопросу «СССР в 30-е годы».
Примерный план ответа
1.От нэпа к форсированному строительству социализма.

2.Индустриализация страны:


а) Цели, особенности, источники, итоги и последствия;
б) Первая, вторая, третья пятилетки.

3.Коллективизация сельского хозяйства (цели, основные события, итоги и последствия).

4.Советское государство и общество в 30-е гг.

Задание 8. Дайте полный и обоснованный ответ на вопрос:

1.По мнению учёных-историков О.В. Волобуева и С.В. Кулешова, наиболее распространены четыре оценки совершённого в нашей стране «великого перелома».

Путь был определён в своей основе верно, хотя осуществлялся с ошибками.

Пройденный путь сопровождался многими бедствиями, но избежать его было невозможно (концепция «исторической ловушки»).

Нэповский вариант был предпочтительнее.

На рубеже 20 – 30-х гг. никому не удалось найти никакой удовлетворительной альтернативы.

Какая из вышеуказанных точек зрения представляется вам наиболее верной? Почему? Быть может, вы предложите что-то своё?

2.Как вы объясните тот факт, что в нашем обществе и сейчас немало приверженцев Сталина, причём не только среди старшего поколения, но и среди молодёжи? Какие цели преследуют современные сталинисты? Нужно ли с ними бороться?

3.Какая из перечисленных точек зрения на ваш взгляд верная? Объясните почему.

Сталинизм был фатально неизбежен, так как сам исход и условия русской революции предопределили установление личной диктатуры.

Сталинизм – случайность: если бы Сталина не было, в истории России не было бы и сталинизма.

Сталинизм стал вероятностью: если бы в истории России не было Сталина, то была бы установлена иная личная власть, например, Л. Троцкого, ведь глубокие цивилизационные кризисы, бурные социальные и политические революции ведут к установлению диктатуры Кромвеля, Робеспьера, Сталина…

4.Назовите не менее трёх причин успешного проведения коллективизации.

5.Как менялись цели репрессий в 1920-1930-е гг.? Почему репрессиям подверглись так называемые «старые» большевики и высшее руководство Красной Армии?

6.Какие личные качества и конкретные действия Сталина способствовали формированию культа его личности?

7.Какими достижениями нашего народа в 30-е гг. мы с полным правом можем гордиться?


Литература

Основная
1.В.В Артемов, Ю.Н Лубченков. История, Учебник для нач. сред. Проф. Образования. В 2ч.Ч 2М. - Издательский центр « Академия», 2011. Стр. 177-181, 182-186.

2.Лекции учебных занятий.

Дополнительная

1.Гордон Л.А., Клопов Э.В. Что это было? Размышления о предпосылках и итогах того, что случилось с нами в 30 – 40-х годах. М., 1989.

2.Ивницкий Н.А. Коллективизация и раскулачивания (начало 30-х годов). М., 1994.

3.Индустриализация Советского Союза: Новые документы. Новые факты. Новые подходы. М., 1997.

4.Лельчук В.С. Индустриализация СССР: История, опыт, проблемы. М., 1984.

5.Тепцов Н.В. Аграрная политика: на крутых поворотах 20 – 30-х годов. М., 1990.

6.Трагедия советской деревни: Коллективизация и раскулачивание. Документы и материалы. 1927- 1939. М., 1999.

7.Хлевнюк О.В. 1937 год: противостояние. М., 1991.

8.Экономика ГУЛАГа и её роль в развитии страны. 1930-е годы. Сб. док. М., 1998.

http:// ocrtxt . narod . ru /092. zip («Сталинизм и советское общество»).

9.http:// www . auditorium . ru / books /477/ index . html («Коллективизация как национальная катастрофа: Воспоминания её очевидцев и архивные документы»).

Карта темы 9

Задания

1-й уровень (базовый)

Задание 1. Используя учебник составьте ответ по вопросу «Внешняя политика Советского государства в 20 – 30-е годы XX в.».

Примерный план ответа



Задание2. Дайте определение , объяснение:

Недемократические режимы, фашизм, национал- социализм, Лига наций, Мюнхенский сговор, система коллективной безопасности, политика умиротворения, вермахт, пакт Молотова- Рибентропа, « жизненное пространство», первый, второй, третий центры силы, Версальский договор, блицкриг, советско- финляндская война, линия Маннергейма, коллаборационисты, « народные представительства», Закон о всеобщей воинской обьязанности, план « Барборосса»,Вторая мировая война, Великая Отечественная война.


1919-1920
1924 г.
1934 г.

Задание 4. Кто это?

В.Вильсон; Гитлер А.; Гинденбург П.; Франко Ф.; Риббентроп И.; Молотов В.М.; Литвинов М.М.; Рузвельт Ф.Д.; Черчилль У.; Жуков Г.К.

2-ой уровень (несколько продвинутый)

Задание 5. Используя учебник составьте ответ по вопросу «Внешняя политика Советского государства в 20 – 30-е годы XX в.»

Примерный план ответа


  1. Внешняя политика в 20-е г.Полоса признания советской России:первые международные договоры, участие в международных конференциях, установление дипломатических отношений.

  2. Внешняя политика в 30-е годы. Мир в конце 30-х гг., Германо – советский договор. Военно- политические планы сторон.
Задание 6. Вопросы для самопроверки :

1.Вчем состояли причины установления недемократических режимов в большинстве стран мира в 20-30-е годы?

2.Как фашисты нацисты пришли к власти в Италии, Германии?

3.С какой целью была создана Лига Наций? Почему ее деятельность оказалась неэффективной?

4.Почему соглашение в Мюнхене вошло в историю как « Мюнхенский сговор»?

5.Какова была расстановка сил в мире накануне Второй мировой войны? Что прпятствовало обузданию стран- агрессоров?

6.Как был заключен счоветско- германский договор? Каковы были его последствия?

7.Что представляли военно- политические планы сторон накануне войны?

8.Была ли вторая мировая война неизбежной?

3-ой уровень (продвинутый)

Задание 7. Используя учебник составьте ответ по вопросу «Внешняя политика Советского государства в 20 – 30-е годы XX в.»

Примерный план ответа


  1. Внешняя политика в 20-е г.Полоса признания советской России:первые международные договоры, участие в международных конференциях, установление дипломатических отношений.

  2. Внешняя политика в 30-е годы. Мир в конце 30-х гг., Германо – советский договор. Военно- политические планы сторон.
Задание 8. Дайте полный и обоснованный ответ на вопрос:

1.В 30-е гг. XX в. народы Англии, Франции, США, СССР выступали против надвигающейся мировой войны и её потенциального поджигателя – Германии. Тем не менее, указанные страны прямо или косвенно содействовали созданию мощного военно-экономического потенциала явного инициатора агрессии. Почему правительства этих стран, видя и понимая сущность проблемы, совершали такой шаг?

2.Выскажите доводы за и против заключения пакта о ненападении с Германией. Сформулируйте вывод. Измените ли вы мнение, если узнаете о секретном дополнительном протоколе? Объясните, почему.

3.Известны слова Сталина, сказанные в узком кругу после подписания пакта о ненападении с Германией: «Обманул Гитлера, обманул!» Кто же в конечном итоге оказался в выигрыше: СССр или Германия? Аргументируйте свой ответ.

4.Северо-западные границы Советского Союза действительно требовали укрепления на случай войны с Германией. Финской стороне предлагали решить этот вопрос мирным путём, но правительство Финляндии даже не ответило на это предложение. Тогда СССР стал отодвигать свои границы военным путём, так как другого выхода уже не видел. Может быть, прав был Советский Союз, тем более что Финляндия когда-то была составной частью России?

5.В работе «Путь к разделу мира» швейцарский исследователь Г.- А. Якобсен утверждает, что в отношении виновности государств, развязавших Вторую мировую войну, никто не может сравниться с Германией и Гитлером. Эта страна «главный виновник», все остальные «совиновные». Среди них англичане, «стремившиеся к миру любой ценой»; страны Юго-Восточной Европы с их «эгоизмом»; «польские государственные мужи с их высокомерием и переоценкой собственных сил»; «Советский Союз с его поведением летом 1939 года». Дайте оценку высказываниям швейцарского исследователя.


Литература

Основная


1.В.В Артемов, Ю.Н Лубченков. История,Учебник для нач. сред. Проф. Образования6 В 2ч.Ч 2М. - Издательский центр « Академия», 2011. Стр 154-159,175-176,163-166,191-196.

2.Лекции учебных занятий.

Дополнительная


  1. Анти – «Ледокол». Беседа Л. Безыменского с Ф. Городецким // Новое время.1995. №11.

  2. Донгаров А.Г. Война, которой могло не быть // Вопросы истории. 1990. №5.

  3. Европа между миром и войной: 1918- 1939. М., 1992.

  4. Открывая новые страницы: Сборник статей. М., 1989.

  5. Семиряга М.И. Тайны сталинской дипломатии. 1931- 1941. М., 1992.

  6. Сиполс В.Я. Дипломатическая борьба накануне второй мировой войны. М., 1989.

  7. Советско-германские документы 1939-1941 гг. Из архива ЦККПСС // Новая и новейшая история. 1993. №1.

  8. Суворов В. Ледокол. День. // Новое время 1992.

  9. Шишкин В.А. Становление внешней политики послереволюционной России (1917-1930 годы) и капиталистический мир: от революционного «западничества» к «национал-большевизму». СПб., 2002.

  10. http:// katyn . codis . ru (Катынь).
Карта темы 10

«Вторая мировая война. Великая Отечественная война советского народа »

Задания

1-й уровень (базовый)

Задание 1. Используя учебник составьте ответ по вопросу

Примерный план ответа

1.Начало Второй мировой войны.

Задание 2. Дайте определение , объяснение:

Первый, второй, третий центры силы, Версальский договор, блицкриг, советско- финляндская война, линия Маннергейма, коллаборационисты, « народные представительства», Закон о всеобщей воинской обязанности, план « Барбаросса»,Вторая мировая война, Великая Отечественная война, Ставка Верховного командования, Ставка Верховного главнокомандующего, блокада Ленинграда, Государственный комитет обороны, Перл- Харбор.

Задание 3. Какие события связаны с датами:

А. Гитлер; Сталин И.В.; Жуков Г.К.; Тимошенко С.К.; Гаврилов П.М.; Конев И.С.; Панфилов И.В.; Клочков В.Г.; Рокоссовский К.К.; Ватутин Н.Ф.; Ерёменко А.И.; Шумилов М.С.; Чуйков В.И..

2-ой уровень (несколько продвинутый)

Задание 5. Используя учебник составьте ответ по вопросу «Вторая мировая война. Великая Отечественная война советского народа ».

Примерный план ответа

2.Укрепление боеспособности и расширение западных границ СССР.

3.Нападение Германии на Советский Союз.

4.Причины поражения Красной Армии.

5.Мероприятия по организации отпора врагу.

6.Московская битва.Значение победы советских войск под Москвой.

7. Омск фронту и тылу в годы Великой Отечественной войны.

Задание 6. Вопросы для самопроверки :

1.Как началась Вторая мировая война? Какие военные действия проводились в Европе? Какие страны были захвачены Германией, страны- союзники Германии?

2.Как Советский Союз укреплял свою обороноспособность накануне Великой Отечественной войны7

3.Каково было соотношение сил накануне нападения Германии на СССР?

4.Как началась Великая Отечественная война? Каков был ход военных действий в 1941г?

5.Вчем состояли причины поражения Красной армии в начальный период войны?

6.Какие мероприятия по организации отпору врагу были проведены в СССР в начальный период войны?

7.Какие военные действия проходили на Тихом океане?

3-ой уровень (продвинутый)

Задание 7. Используя учебник составьте ответ по вопросу «Вторая мировая война. Великая Отечественная война советского народа ».

Примерный план ответа

1.Начало Второй мировой войны. Этапы войны.

2.Укрепление боеспособности и расширение западных границ СССР.

3.Нападение Германии на Советский Союз.

4.Причины поражения Красной Армии.

5.Мероприятия по организации отпора врагу.

6.Московская битва.Значение победы советских войск под Москвой.

7. Омск фронту и тылу в годы Великой Отечественной войны.

Задание 8. Дайте полный и обоснованный ответ на вопрос:


  1. Почему в своей речи по радио 3 июля 1941 года Сталин обратился к народу нашей страны со словами «Братья и сёстры!»? Какой перелом во взаимоотношениях власти и общества отразило это обращение?

  2. Какую оценку вы можете дать приказу № 227 с военно-стратегической и с нравственной позиций?

  3. Определите причины поражения Красной Армии в начальный период войны. В какой степени её неудачи были обусловлены объективными причинами?

  4. Определите главные отличия Второй мировой войны от Первой. В чём их сходство?

  5. Чем блокада Ленинграда отличалась от обороны других городов от немецких войск?

  6. Назовите основные периоды Великой Отечественной войны. Какой критерий лежит в основе названной вами периодизации?

  7. Охарактеризуйте роль советских полководцев в победе над агрессорами.

  8. Когда и почему в войну вступили США, Великобритания и ряд других государств?
Литература

Основная


1.В.В Артемов, Ю.Н Лубченков. История, Учебник для нач. сред. Проф. Образования6 В 2ч.Ч 2М. - Издательский центр « Академия», 2011. Стр191-200.

2.Лекции учебных занятий.


Дополнительная

  1. Великая Отечественная война. Военно-исторические очерки. М., 1999.

  2. Великая Отечественная война. 1941-1945. Энциклопедия. М., 1985.

  3. Гареев М.А. Неоднозначные страницы войны. Очерки о проблемных вопросах Великой Отечественной войны. М., 1995.

  4. Полвека назад: Великая Отечественная война: цифры и факты/ Г.Ф. Кривошеев, В.М. Андроников, М.В. Филимошин, П.Д. Буриков; Под ред. Г.Ф. Кривошеева. М., 1995.

  5. Уткин А.И. Вторая мировая война. М., 2002.

  6. http:// www . serpukhov . su / dima / war (Битва за Москву)

  7. http:// battle . volgadmin . ru (Сталинградская битва)

  8. http:// www . bsu . edu . ru:8834 (Курская битва глазами современников и потомков).
Карта темы 11

Задания

1-й уровень (базовый)

Задание 1. Используя учебник составьте ответ по вопросу « Второй период Второй мировой войны.»

Примерный план ответа

2.Антигитлеровская коалиция.

6.Открытие второго фронта.

7.Битва за Берлин.

8.Война СССР с Японией.

Задание 2. Дайте определение , объяснение:

Коренной перелом, антигитлеровская коалиция, второй фронт, Тегеранская конференция, Крымская конференция, Прохоровка, битва за Днепр, оккупационный режим, движение Сопротивления, партизанское движение, ленд- лиз, десять сталинских ударов, второй фронт, Акт о безоговорочной капитуляции,Ялтинская конференция, Хиросима, Нагасаки.

Задание 3. Какие события связаны с датами:

Задание 4. Кто это?

Паулюс; Павлов Я.Ф.; Зайцев В.Г.; Э. Манштейн; Катуков М.Е.; Ротмистров П.А.; Баграмян И.Х.; Черняховский И.Д.; Малиновский Р.Я.; Толбухин Ф.И.; Егоров М.А.; Кантария М.В.; В. Кейтель; Василевский А.М.; Говоров Л.А.; Захаров Г.Ф.; Мерецков К.

2-ой уровень (несколько продвинутый)

Задание 5. Используя учебник составьте ответ по вопросу « Второй период Второй мировой войны.»

Примерный план ответа

1.Военные действия на советско-германском фронте летом 1942г. Сталинградская битва.

2.Антигитлеровская коалиция.

3.Коренной перелом в ходе войны. Битва на Курской дуге.

4..Окупационный режим. Партизанское движение.

5. Военные операции 1944 г. на советско- германском фронте.

6.Открытие второго фронта.

7.Битва за Берлин.

8.Война СССР с Японией.

9. Итоги, последствия и уроки войны

Задание 6. Вопросы для самопроверки :

1.Почему Сталинградскую битву считают важнейшим событием Второй мировой войны? Каков ее ход и результат?

2.Каковы были цели антигитлеровской коалиции? В чем состояло ее значение?

3. Что такое коренной перелом во Второй мировой войне? Когда он был завершен?

4.В чем причины движения Сопротивления? Какую роль оно сыграло в ходе Второй мировой войны? Что такое коллаборационизм?

5.Что такое « десять сталинских ударов» ? Перечислите их.

6.Каковы были итоги битвы за Берлин?

7.Каковы результаты Второй мировой войны? В чем состояло значение победы антигитлеровской коалиции? В чем цена победы советского народа в Великой Отечественной войне?

3-ой уровень (продвинутый)

Задание 7. Используя учебник составьте ответ по вопросу « Второй период Второй мировой войны.»

Примерный план ответа

1.Военные действия на советско-германском фронте летом 1942г. Сталинградская битва.

2.Антигитлеровская коалиция.

3.Коренной перелом в ходе войны. Битва на Курской дуге.

4..Окупационный режим. Партизанское движение.

5. Военные операции 1944 г. на советско- германском фронте.

6.Открытие второго фронта.

7.Битва за Берлин.

8.Война СССР с Японией.

9. Итоги, последствия и уроки войны

Задание 8. Дайте полный и обоснованный ответ на вопрос:

1.Что, на ваш взгляд, защищали воины Красной Армии в годы войны: Родину, политический режим, Сталина? Были ли для них едины или разделены эти понятия? Ваше отношение к лозунгу «За Родину! За Сталина!».

2.Каково было кодовое название плана контрнаступления советских войск под Сталинградом?

3.Американская историография склонна видеть главную причину быстрой капитуляции Японии в ядерных бомбардировках и, естественно, в истощении её сил в ходе длительной борьбы с США на море. Согласны ли вы с подобной точкой зрения? Ответ аргументируйте.

4.По итогам Второй мировой войны и с согласия США и Великобритании Советскому Союзу были возвращены отторгнутые у России после Русско-японской войны Южный Сахалин и Курильские острова. Таким образом, это было сделано не в одностороннем порядке. Почему же сейчас Япония предъявляет претензии к России и требует отторжения в её пользу основных островов Курильской гряды? Почему США и Великобритания не выступают с осуждением современных территориальных притязаний японской стороны к России

5.Некоторые современные историки считают, что после изгнания немецких захватчиков с территории СССР и вступления советских войск в Европу война перестала быть народной, Отечественной, превратилась со стороны Советского Союза в войну завоевательную. Разделяете ли вы подобную точку зрения? Аргументируйте свой ответ.


ч. 1 ч. 2 ч. 3