Чем определяется ум человека. Безумный ум: возможно ли это? Практика йоги как средство для познания Абсолюта

Логика умного человека, по Чацкому, предполагает не просто умение использовать уже сложившиеся условия жизни и даже не только образованность (что само по себе является обязательным), но способность свободно и непредвзят оценивать сами условия с точки зрения здравого смысла и изменять эти условия, если они здравому смыслу не соответствуют. Так, находясь во главе ученого комитета, не имеет смысла с криком требовать «присяг, чтоб грамоте никто не знал и не учился». Долго ли можно продержаться на такой должности с подобными взглядами? Не только бесчестно, но действительно глупо выменивал на слуг, которые спасали «жизнь и честь» барина, «борзые три собаки», ибо кто в следующий раз будет спасать ему жизнь! Бессмысленно и опасно пользоваться материальными и культурными благами, не предоставляя никакого доступа к ним народу, тому самому «умному, бодрому» народу, который только что спас монархию от Наполеона. Невозможно более удержаться при дворе, используя принципы максима Петровича. Теперь недостаточно лишь личной преданности и стремления угодить - теперь необходимо уметь делать дело, так как государственные задачи сильно усложнились. Все эти примеры отчетливо показывают авторскую позицию: ум, который лишь приспосабливается, мыслит стандартными стереотипами, Грибоедов склонен считать глупостью. Но в том-то и суть проблемы, что большинство всегда мыслит стандартно и стереотипно.Грибоедов не сводит конфликт только к противопоставлению умов, присущих людям разных поколений. Так, например, Чацкого и Молчалина можно отнести к одному поколению, однако их взгляды диаметрально противоположны: первый являет собой тип личности «века нынешнего» и даже скорее всего века будущего, а второй, при всей его молодости, - «века минувшего», поскольку его устраивают жизненные принципы Фамусова и людей его круга.Оба героя - и Чацкий, и Молчалин - умны по-своему. Молчалин, сделав успешную карьеру, заняв хоть какое, но место в обществе, понимает ту систему, которая лежит в его основе. Это вполне соответствует его практическому уму. Но с позиции Чацкого, который борется за свободу личности, такое поведение, обусловленное принятыми в обществе стереотипами, не может считаться умным:

Я странен, а не странен кто ж?

Тот, кто на всех глупцов похож…

По мнению Чацкого, действительно умный человек не должен зависеть от других - именно так он и ведет себя в доме Фамусова, в результате чего заслуживает репутацию безумного. Получается, что дворянство в большинстве своем как сила, отвечающая за обустройство жизни в стране, перестало соответствовать требованиям времени. Но если признать за точкой зрения Чацкого, которая отражает позиции меньшей части общества, право на существование, то необходимо будет как-то отреагировать на нее. Тогда надо либо, осознав ее правоту, меняться в соответствии с новыми принципами - а этого многим делать не хочется, а большинству просто не под силу. Либо надо бороться с противоречащей прежней системе ценностей позицией Чацкого, что и происходит на протяжении второго, третьего и почти всего четвертого действия комедии. Но существует и третий путь: объявить того, кто высказывает столь необычные для большинства взгляды, сумасшедшим. Тогда можно спокойно не обращать внимания на его гневные слова и пламенные монологи. Это очень удобно и вполне соответствует общим стремлениям фамусовского общества: как можно меньше утруждать себя какими-либо заботами. Вполне можно представить себе ту атмосферу благодушия и комфорта, которая царила здесь до появления Чацкого. Изгнав его из московского общества, Фамусов и его окружение, по-видимому, на какое-то время почувствуют себя спокойно. Но лишь на недолгое время. Ведь Чацкий отнюдь не герой-одиночка, хотя в комедии он один противостоит всему фамусовскому обществу. Чацкий отражает целый тип людей, обозначивший новое явление в обществе и обнаруживший все его болевые точки. Таким образом, в комедии «Горе от ума» представлены различные типы ума - от житейской мудрости, практического ума, до ума, отражающего высокий интеллект свободного мыслителя, смело вступающего в противоборство с тем, что не соответствует высшим критериям истины. Именно такому уму «горе», его носитель изгнан из общества и вряд ли его ждет успех и признание где-то в другом месте. В том и сила грибоедовского гения, что показывая события конкретного времени и места, он обращается к проблеме вечной - не только Чацкого, живущего в эпоху накануне «возмущения на Исаакиевской площади», ждет печальная судьба. Она уготована любому, кто вступает в борьбу со старой системой взглядов и пытается отстоять свой образ мысли, свой ум - ум свободного человека.

). Ум (лат. mens ) противопоставляется духу как способность понимания (1Кор. ).

Русское слово «ум» в переводной литературе часто используется как перевод санскритского термина читта, английского mind и немецких терминов geist (дух) . Слово «ум» использовано при переводе сочинения Декарта «Правила для руководства ума» (Regulae ad directionem ingenii). К латинским синонимам может быть отнесен «интеллект » (от лат. intellectus - понимание, познание) - это разум , рассудок , умственные способности: учиться из опыта, приспосабливаться, адаптироваться к новым ситуациям, применять знание, чтобы управлять окружающей средой или мыслить абстрактно .

К параметрам «ума»

К параметрам, формирующим отличительные особенности интеллектуальной системы человека, относят:

Место «ума» в сознании

В процессах сложившегося сознания самонаблюдение различает три основных группы явлений:

  1. Восприятия и их интеллектуальную переработку;
  2. Изменения эмоционального равновесия;
  3. Волевые импульсы.

Различение это имеет характер абстракции в том смысле, что неизвестны состояния сознания, в котором какой-либо из этих элементов отсутствовал бы совершенно; но возможность различного количественного и качественного их комбинирования и невозможность сведения одного из них к другим заставляет различать их так же, как различаем мы в объективных предметах форму и цвет , никогда не наблюдаемые в чистом виде. Первая из основных групп психических процессов носит название ум , умственной или познавательной деятельности. Разнообразие явлений этой группы и количественное преобладание дифференцированных интеллектуальных процессов над процессами обеих других групп вели и нередко ведут до сих пор к чрезмерному расширению объёма понятия «ум» и отождествлению с ним всей совокупности явлений сознания; с другой стороны, та роль, которую в интеллектуальной деятельности культурного человека играют самые сложные процессы переработки восприятия, ведет к вносящему такую же сбивчивость сужению объёма понятия и отождествлению «Ума» с этими процессами, совокупность которых называется рассудком, разумом и т. д.

Трехчленное деление получило в психологии всеобщее распространение благодаря, главным образом, Иммануилу Канту . Изучать умственную деятельность можно или в её элементах (Восприятие, Внимание, Ассоциации, Память, Рассудок, Разум, Суждение), или поскольку они объединены в индивидуальной психологии и характеризуют интеллектуальную индивидуальность. Характерная особенность человеческого сознания состоит в том, что из бесчисленного множества явлений внешнего мира материал для умственных операций доставляет только ничтожная часть - явления, могущие быть воспринятыми при посредстве органов чувств .

Ум, опыт и органы чувств

Можно представить себе душевный мир, область восприятия которого ограничена почти исключительно осязательными впечатлениями (слепая и глухонемая Лора Бриджмен); при этих условиях возможно образование довольно сложных представлений, но душевная жизнь будет отличаться поразительной односторонностью. Из восприятий зрительных и слуховых большее значение для умственного развития имеют, по-видимому, послания, вследствие тесной связи их со звуковой речью, которой главным образом человек обязан возможностью пользоваться умственным опытом, накопленным предшествовавшими поколениями: глухонемые, не получившие образования, остаются всю жизнь на уровне слабоумных даже в том случае, когда глухота не зависит от более общего поражения мозга .

Но и при полной невредимости органов чувств не все впечатления, на них действующие, входят в человеческое сознание как материал, пригодный для дальнейшей умственной переработки. Большая часть получаемых ежедневно впечатлений для этого слишком неясны и расплывчаты. Для того, чтобы они стали восприятиями, нужны, помимо условий физиологического характера, условия интеллектуального свойства, определяющие интеллектуальную индивидуальность. Впечатления становятся ясными восприятиями только в том случае, если они встречают в сознании человека своего рода резонаторы , в виде содержащихся в нём образов воспоминания, совместное возбуждение которых усиливает чувственное раздражение (апперцепция). Человек, незнакомый с растительным миром, получит при рассматривании цветка изумительно скудное количество восприятий, сравнительно с ботаником . То же наблюдают на себе неспециалисты при посещении, например, выставки машин. Единичные сильные впечатления могут при этом ещё проникать в сознание, но они в нём не задерживаются и не усваиваются, так как не вступают в связь с нашими представлениями и понятиями и остаются без последствий в смысле дальнейшей умственной переработки.

В таком положении, по отношению ко всей области внешних впечатлений, находится сознание ребёнка в первое время по его появлении на свет. Пока впечатления внешнего мира не образовали ещё никаких прочных следов для воспоминаний, до тех пор не возникает и та ткань психологических отношений, в которой все последующие впечатления тотчас же сплетаются с умственными приобретениями предшествующего времени. Даже тогда, когда часто повторяющиеся впечатления создали уже в сознании ребёнка прочные следы, число его восприятий отличается большою скудостью и односторонностью, в соответствии с малочисленностью и однообразием его воспоминаний. Так же скудны и односторонни восприятия дикаря. Образование и наука повышают нашу восприимчивость к внешним впечатлениям, создавая в нашем сознании созвучия с самыми разнородными впечатлениями внешнего мира. Самым важным следствием влияния наличного запаса представлений на процесс восприятия является возможность выбора между действующими на нас впечатлениями. Содержание сознания ребёнка находится в полной зависимости от случайностей окружающей его обстановки; на него действуют в каждый данный момент лишь наиболее сильные раздражения, независимо от внутренней связи явлений.

У взрослых, напротив того, процесс восприятия все более и более подчиняется наклонностям каждого, складывающимся из личного душевного опыта . Человеком воспринимаются предпочтительно те впечатления, которые находят отзвук в накопленных им представлениях и ассоциациях их; каждый шаг в этом направлении прогрессивно усиливает отзывчивость, так что, наконец, самый лёгкий намек на близкое нашему интеллектуальному миру впечатление вызывает ясное и отчетливое восприятие. Этим путем поддерживается единство человеческой личности, создается интеллектуальная индивидуальность. Из сказанного ясно, что выдающееся влияние на все течение нашей умственной жизни оказывает память .

Ум и память

Расхожее представление, не связывающее развитие памяти с умственным развитием, основано на недоразумении. Наши воспоминания не только образуют ту сеть, в которую вплетаются новые впечатления, но отчасти определяют выбор тех восприятий, которые войдут в наше сознание в качестве обновляющего материала, и то место, которое они займут в общей сети психологических отношений. Они влияют не только на количество, но и на качество получаемых восприятий. Современный цивилизованный человек видит в фетише не то, что видит в нём африканский дикарь из первобытного племени; апперципируемый объект изменяется под влиянием «апперципирующей массы», как и сам он её видоизменяет, входя с ней в сочетание. Ослабление памяти в старости или под влиянием прогрессивного паралича ведет к распадению умственной жизни и утрате интеллектуальной индивидуальности: личность становится беспомощной жертвой случайных сильнейших впечатлений момента, не сочетающихся друг с другом и остающихся без дальнейшей переработки.

То противопоставление памяти умственному развитию, о котором было упомянуто, основано на отождествлении памяти вообще с некоторыми специальными её видами. При привычке к отвлеченному мышлению могут, например, ослабевать конкретные воспоминания, потому что отвлечение и состоит в том, что в продукте сложной и разнородной ассоциации представлений отпадают их конкретные черты; на крайних степенях этого процесса конкретные черты могут даже отсутствовать совершенно и заместиться символом или знаком. На этих ступенях возможно то явление, которое Гёте охарактеризовал в словах: «Wo die Begriffe fehlen, da stellt ein Wort zur rechten Zeit sich ein» , то есть возникновение идей, лишенных всякой конкретной основы в форме конкретных образов, воспоминаний, - подводный камень, о который так часто разбивались философские умозрения. Нельзя, однако, выводить отсюда заключение неблагоприятное для памяти вообще; наоборот, отвлеченное мышление предполагает наличность сложного и разнородного комплекса воспоминаний.

Ум и внимание

Другим важным фактором, влияющим на течение умственной деятельности, является внимание . Оно оказывает влияние уже на процессы восприятия, повышая нашу восприимчивость к тем впечатлениям, на которые оно направлено. Ещё более значительной является его роль в процессах переработки восприятий. Если воспринимаются только впечатления, находящие себе отзвук в апперципирующей массе нашего сознания, то связь эта во всяком случае обоюдна, и восприятие оживляет в нашем сознании только созвучные следы прежнего душевного опыта. Подобных созвучных следов в развитом сознании каждое восприятие находит так много, что исходящее из него непроизвольное течение представлений может принимать крайне разнообразный и иногда совершенно беспорядочный характер.

Последнее наблюдается в тех случаях, когда, под влиянием усталости, мы «даем полную волю» нашим ассоциациям представлений; в сознании проносятся тогда хаотические обрывки представлений, соединенные между собой часто только случайною внешней связью и заводящие нас так далеко от исходного пункта наших размышлений, что, сделав усилие над собой для обозрения пройденного нами пути, мы становимся в тупик перед зигзагами наших представлений.

В ещё более резкой форме это наблюдается при «вихре идей» у душевнобольных. Внимание вносит в течение наших представлений планомерность; неизвестным нам ближе путем оно, при посредстве созвучных с данным восприятием «резонаторов», усиливает все соответствующее планам, желаниям и потребностям личности и таким образом создает для течения представлений определенные рамки. Устойчивость внимания, способность к его сосредоточению зависит, по-видимому, ближайшим образом от эмоциональной характеристики личности, глубины и устойчивости её эмоций, - а последнее определяется существованием в сознании мощной, тесно объединенной группы представлений и идей; этим, вероятно, объясняется, что способность к глубокому сосредоточению внимания часто наблюдается у «узких» и «односторонних» людей.

Сочетание способности к устойчивому вниманию с широтой и разносторонностью идейного содержания сознания дает гениев . Ошибка, часто совершаемая людьми, говорящими о «рассеянности» учёного и о «рассеянности» ребёнка, отвлекающегося от занятий по поводу всякого пустяка, зависит от смешения двух прямо противоположных явлений: в последнем случае проявляется полная неспособность сосредоточить на чём-либо внимание (явление, часто наблюдаемое и у взрослых под влиянием усталости), в первом - такое глубокое сосредоточение внимания на внутренней работе, что посторонние ей предметы не в состоянии достигнуть сознания. На высших степенях этого состояния перед заполняющей все сознание умственной работой может отступить на задний план даже смертельная опасность (пример: предсмертные минуты Архимеда).

Ум и утомляемость

Важным моментом, определяющим течение умственной деятельности, является «утомляемость» личности. Она очень велика у слабоумных, идиотов, при старческом распадении умственной жизни. Уменьшаясь под влиянием упражнения, проявляясь менее заметно при занятиях в знакомых областях, утомляемость в то же время - как показали новейшие исследования, - имеет, подобно памяти и вниманию, резко индивидуальный характер и входит в характеристику интеллектуальной индивидуальности в качестве одного из существенных её признаков. Особый вид утомляемости мы имеем в тех случаях, когда она стоит в прямой связи с повышенной впечатлительностью: эти случаи и повели к возникновению теории, отождествляющей гений с психозом , так как гениальность часто сопровождается резко выраженной нервно- и психастенией. Завися от усиленной впечатлительности и находя в последней себе поправку, эта утомляемость не исключает - при благоприятных условиях - возможности крупной по своему объёму работы.

Ум - одна из самых странных вещей в мире. Его нельзя найти, потрогать, но можно с ним родиться, а можно также развить. Это в какой-то степени есть у многих людей, но все же... что такое ум? Рассмотрим ответ ниже.

Определение

Вообще, ум - это совокупность способности человека к таким вещам, как мышление, познание, восприятие, запоминание, логика и другие. Он определяется ощущениями, желаниями, памятью, эмоциями, характером, должным воспитанием в детстве и многими другими факторами. Ум и интеллект - это, как правило, два неразрывных и очень связанных между собой понятия. Уровень интеллектуальных способностей очень сильно влияет на человека. Стать умнее своими силами все же реально и зависит от человека больше, чем от генетики. И стоит учесть, что для проявления ума необходим только здоровый мозг человека.

В обычном понимании умным называют человека способного думать, отличающегося разумностью, хорошей памятью и эрудицией. У него, как правило, широкий кругозор, высокий интеллект и способность выходить из запутанных ситуаций как и в жизни, так и в шахматах или математических задачах, например.

Признаки ума

Все проявления умственных способностей - вещь очень неуловимая. Дело в том, что это все тоже может быть разным и проявляться в разных вещах. Никто не даст однозначного ответа, что такое ум. Потому что у кого-то он проявляется в знании нескольких языков, у других - в умении очень хорошо запоминать, у третьих - в том, что прекрасно играют в шахматы, а у четвертых в том, что могут прекрасно разбираться в математике, и т. д. Причем все это сугубо индивидуально и часто в человеке сочетается между собой. Также умными часто называют таких людей, которые очень легко находят контакт с любыми людьми, разговорчивы, очень социально направлены, про них думают, что они многого добьются.

Что же касается того, как человек определяет, обладает ли другой умом? Тут все уже зависит только от субъективного мнения. Обычно умными нам кажутся люди с серьезным отношение ко многим вещам, говорящие очень убедительно, рассказывающие много интересных вещей, о которых мало кто знает. Но по большей части большинство обращает внимание на образ в целом. Например, кому-то кажутся умными люди с очками или те, кто много молчит.

Теперь, когда мы узнали, что такое ум, перейдем к разновидностям сознания.

Виды

Если рассматривать ум как сознание, то выделяют первичную и вторичную разновидности. Рассмотрим, что это означает.

  • Так называемый первичный вид ума - это наше осознание таких базовых чувств, как слух, осязание, обоняние, зрение, вкус.
  • А вот вторичным называют все наши чувства: любви, страха, уважения, ненависти и прочее. Таким образом, этот вид ума - все наши концепции, мысли после восприятия предмета и вещей нашими органами чувств.

Разницами между этими составляющими лишь в способе познания. Вторичный ум отвечает за более сложные чувства, которые могут быть только у человека (все его приязни и неприязни, например). Мы сначала с помощью зрения видим предмет - кружку, а потом можем вспомнить, что это наш любимый цвет у нее, и понять, что кружка нравится. Но оба вида ума между собой взаимосвязаны.

Известные умнейшие люди

В истории человечества было много невероятно умных личностей. Многие из них были изобретателями, первооткрывателями, новаторами в области чего-либо. Например, Альберт Эйнштейн, Исаак Ньютон, Аристотель, Платон, Никола Тесла, Галилей, Архимед... Этот список можно продолжать до бесконечности. Рассмотрим лишь некоторых умнейших в мире людей.

Стивен Хокинг - невероятно известный в мире физик. Он разработал теорию струн, но это далеко не единственное его достижение.

Есть такие умные люди, которые по показателям своего IQ являются рекордсменами в книге рекордов Гиннеса. Например, корейский вундеркинд Ким Унг-Йонг. У него показатель уровня интеллекта - 210. В 4 года он уже знал несколько языков и разбирался в математике. Он очень рано окончил университет, а в возрасте 8 лет его пригласили в НАСА на учебу.

Еще один известный математик-вундеркинд - Теренс Чи Шен Тао. Он в 13 лет получил первое место в международной математической олимпиаде. А в 20 уже получил докторскую степень. По некоторым данным, его IQ - 230.

А вот Кристофер Хирата - астрофизик. В 13 лет он победил в международной олимпиаде по физике. Его IQ к тому времени составляло 230. В 16 лет окончил университет.

Эндрю Джон Уайлс еще в детстве начал увлекаться недоказанной теоремой Ферма. Он не смог доказать ее в детстве, но у него получилось, уже будучи взрослым. За это он удостоился Абелевской премии.

Как развить умственные способности у ребенка?

Этот этап воспитания ни в коем случае нельзя упускать, так как если не заниматься с ребенком, то в будущем, когда он станет подростком или взрослым, у него могут появиться проблемы с отставанием от сверстников.

Для того чтобы ребенок вырос умным, нужно давать ему игрушки, направленные на развитие моторики, логики, интеллекта, на проявление талантов и др. Ум ребенка в раннем возрасте очень подвержен тому, чтобы впитывать информацию как губка и легко ее усваивать. Поэтому этим стоит воспользоваться.

Желательно также сделать так, чтобы дитя контактировало со сверстниками. Это поможет ему социализироваться, а этот фактор, как известно, тоже может в значительной степени повлиять на умственное развитие. Для этой цели детей как раз и водят в садик. А также там уделяют должное внимание занятиям, развивающим чтение и другие навыки. Плюсом является и то, что при учебе с другими людьми, а не с родителями, ребенку захочется меньше лениться и уставать.

Родителям следует также очень должное внимание уделять обучению чтению. Вводить это постепенно и ни в коем случае не давить, если ребенок устал и уже не хочет заниматься, так как в таком случае у него может выработаться неприязнь к этому процессу. Еще не стоит пренебрегать диалогами с чадом, нужно не только отвечать на его вопросы, но и задавать самому, чтобы он научился выражать свои мысли и лучше говорить.

Как развить ум, будучи взрослым?

Есть целый ряд советов, которые помогут любому человеку стать умнее и эрудированнее:


Ум и знания тоже очень сильно между собой связаны, но чтобы получить второе, нужно развиваться и узнавать много нового. Для расширения кругозора и для общей эрудиции очень помогают путешествия, чтение новостей, общение с другими людьми и, конечно же, чтение книг. Они помогают не только узнавать новое, испытывать эмоции, но и влияют на память, на общую зрелость и на многие другие вещи. Есть много книг также, которые посвящены развитию ума. Их мы и рассмотрим.

Полезные книги

Есть пособия, которые рассказывают о работе мозге, об интеллекте и о том, как развить ум.


Вместо заключения

Что такое ум? Это мыслительные способности человека вместе с логикой, интеллектом, памятью и другими важными составляющими. К счастью, это можно развить и в зрелом возрасте.

В чем отличие ума от разума, каковы их функции и как контролировать чувства. Разобравшись с этими явлениями, их функциями и особенностями, мы можем научиться ими управлять, чтобы внести в свою жизнь больше гармонии и счастья.

Иерархия ума, разума и чувств


В Ведах, в частности в Бхагавад Гите, говорится, что чувства выше мертвой материи, над чувствами стоит ум (управляющий ими), выше ума находится разум, но выше их всех – душа, наше сознание в чистом виде.

Функция чувств

В данном случае чувства и эмоции – это не одно и то же, так как здесь идет речь о пяти чувственных восприятиях – слух, зрение, обоняние, осязание и вкус. Через пять органов чувств мы получаем информацию о внешнем мире – в этом и состоит функция чувств. Органы чувств контролируются умом, который направляет их на тот или иной объект, и передают уму получаемую информацию.

Функция ума

Что касается ума, то помимо анализа и контроля тела и чувств, его основная функция – принятие и отвержение. Ум тянется к приятному и отвергает неприятное. Мы хотим комфорта, различных приятных ощущений, наслаждений, и делаем все, чтобы получить желаемое – это происходит благодаря работе ума. Ум через органы чувств старается получить как можно больше наслаждений. В Чайтанья-чаритамрите говорится также, что функция ума - размышлять, чувствовать и желать.

Функция разума

В чем отличие ума от разума и что такое разум вообще? Разум, как утверждают Веды, находится выше ума, это более тонкая субстанция, чем ум и чувства. Основной функцией разума является принятие полезного (благоприятного) и отвержение вредного (опасного, неблагоприятного).

Мы можем видеть, что функции ума и разума весьма схожи – принятие и отвержение, но отличие состоит в том, что ум руководствуется идеей «получать приятное и отвергать неприятное», в то время как разум более дальновиден, определяя, что полезно и что вредно. Ум говорит либо «хочу», либо «не хочу», а разум оценивает так: «это принесет благо» или «это принесет проблемы и неприятности».

Если человек разумен, то есть обладает сильным развитым разумом, он не идет на поводу ума и чувств, а рассматривает свои желания с позиции «это принесет мне пользу или вред?» Неразумный человек руководствуется только желаниями ума, который стремится получить максимум приятных ощущений, и не особо задумывается о том, к чему приведут такие удовольствия. Уму может быть приятным ощущение опьянения, быстрой езды, или любые другие удовольствия (это индивидуально), в то время как разум смотрит на возможные последствия таких действий и удовольствий, и вносит коррективы, заставляя человека одуматься и вовремя остановится.

Homo sapiens потому и называется разумным, что ему дан разум, это отличительное свойство человека, но разум не всегда сильнее ума, особенно в наше время: мы можем видеть множество неразумных человеческих действий и поступков, которые приводят к нежелательным и негативным последствиям. Одного ума недостаточно для нормальной жизни; человек может быть умным, образованным, сообразительным, признанным специалистом в какой-то сфере деятельности и даже гением, но это не гарантирует его разумность.

Оценивая ситуации с позиции разума, мы можем избежать множества ошибок и неприятных последствий своих действий. Человек с сильно развитым разумом может в общих чертах предсказать ваше будущее по вашему нынешнему поведению. Это одна из причин, почему нужно слушать умудренных жизнью стариков – они знают, какие действия к каким последствиям приводят.

Контроль чувств

Нужно ли контролировать свои чувства, и если да, то как это делать? Да, чувства нужно контролировать, потому что они ненасытны, и если дать им волю, ни к чему хорошему это не приведет. Например, получая приятные ощущения от алкоголя или наркотиков, человек может постепенно спиться или стать наркоманом; потакая своим сексуальным желаниям и гуляя «налево-направо», можно подцепить венерическую болезнь; в погоне за большими деньгами можно потерять рассудок и оказаться за решеткой. И так далее.

Наши чувства ненасытны по природе своей: чем больше им даешь, тем больше хочется, поэтому, однозначно, чувства нуждаются в контроле. Когда чувства «разгулялись», контролировать их гораздо сложнее, поэтому важно не запускать ситуацию. Но как контролировать свои чувства?

Здесь нужно понять, что ум не может правильно контролировать свои чувства, так как он, по сути, и направляет их на получение удовольствия (получение приятного), не заботясь о последствиях. Ум сам по себе нуждается в контроле и правильном руководстве «сверху».

Поэтому правильный контроль чувств возможен только с помощью сильного разума, который предвидит последствия, а потому может дать правильную оценку нашим желаниям и поступкам.

У по-настоящему разумного человека разум сильнее ума, поэтому его ум и чувства находятся под контролем разума, что исключает массу неприятностей из его жизни.

В дополнение темы и чтобы больше разобраться в этом важном вопросе, читайте статью «

Все люди разные. Эта набившая оскомину банальность объясняет наши мысли и поступки. Что определяет ум человека? От чего зависит наш интеллект?

Психологическая литература на данную тему сложна для восприятия неподготовленного к терминам читателя. Но данная статья посвящена не личностным коррелятам интеллекта и не анализу причин когнитивной ригидности. Мы будем рассуждать о том, какие факторы влияют на умственное развитие и мышление.

1. Врождённые индивидуальные генетические данные

Это ключевой фактор, именно от него в наибольшей степени зависит потенциал умственного развития индивида. Уникальность каждого человека определяется той комбинацией генов, которая формируется в результате слияния конкретной яйцеклетки с единственным из нескольких сотен миллионов сперматозоидов, выделившихся при семяизвержении.

2. Наследственность

Наши родители, помимо внешней схожести, передают нам свои способности и задатки. Причём эти свойства могут проявиться и спустя несколько поколений. И если проследить передачу характерных фамильных черт довольно просто, то наследование интеллектуальных данных выражено менее ярко. Поэтому обычно человек знает о недюжинном уме своего предка по генеалогическому древу только в том случае, если тот стал известной, выдающейся личностью.

3. Протекание беременности

Общеизвестно, что серьёзные заболевания будущей матери (например, диабет, краснуха, сифилис) пагубно отражаются на развитии ребёнка. Так, заражение краснухой в первом триместре беременности приводит к необратимым дефектам зрения, слуха и особенно интеллектуальных функций плода. Употребление некоторых лекарственных веществ и больших доз алкоголя также приводит к задержке умственного развития будущего ребёнка.

3. Образование, в том числе музыкальное

Процесс получения знаний сопряжён с психической стимуляцией интеллектуальной активности ребёнка со стороны взрослых. При отсутствии такого взаимодействия умственное развитие затормаживается, что можно наблюдать по детям, живущим в детских домах.

Многолетние исследования учёных доказали, что на вероятность развития болезни Альцгеймера влияет уровень образования человека. У людей, занимающихся интеллектуальным трудом в зрелом и пожилом возрасте, риск деменции (старческого слабоумия) существенно ниже.

4. Воспитание и пребывание в адекватной социальной среде

Благожелательность и здоровая психологическая атмосфера в семье способствует гармоничному развитию ребёнка. При этом фактор многодетности играет отрицательную роль: чем больше в семье детей, тем ниже их средний коэффициент интеллекта.

5. Материальное благополучие

Безусловно, материальное благополучие семьи, в которой он растёт, положительно скажется на его будущем. Речь идёт о возможности реализовать заложенные природой способности, получить высшее образование, престижную профессию, интересную работу.

6. Раса и национальность

Самый высокий средний национальный показатель IQ в мире принадлежит представителям монголоидной расы - японцам - 111 баллов. У 10-ти процентов японцев этот коэффициент выше 130. Среди европейцев, по данным ирландского профессора Ричарда Линна, 1-ое место со 107 баллами делят немцы и голландцы. Далее следуют поляки (106 баллов), шведы (104 балла) и итальянцы (102 балла). Россияне демонстрируют уровень IQ в 96 «интеллектуальных баллов», что соответствует 17-му месту. Замыкают список сербы, набрав лишь 89 пунктов.

7. Пол

Большинствол статистических исследований, опирающихся на тесты, свидетельствуют о том, что в среднем мужчины немного умнее женщин. Тем не менее, самым умным человеком в мире является женщина. По данным Википедии, это американская писательница, драматург и журналист Мэрилин вос Савант. Другие источники утверждают, что самой умной на планете является болгарка Даниэла Симидчиева: она имеет 5 степеней магистра, IQ 192 и 3 детей. Кстати говоря, последняя, несмотря на высочайший интеллект, длительное время была безработной и никогда не зарабатывала более 150 долларов в месяц.

Как пишет в своём исследовании профессор новозеландского Университета Отаго Джеймс Флинн, если 100 лет назад в большинстве стран женщины отставали от мужчин по общему интеллекту в среднем на 5 единиц, то постепенно разрыв уменьшался, и сегодня во многих странах по показателю ума женщины уже обгоняют мужчин. Другой учёный, изучавший этот вопрос, - доктор наук в области социальной психологии англичанин Джон Филипп Раштон, проведя тесты среди 100 тысяч студентов в возрасте 17-18 лет, пришёл к выводу, что у сильного пола IQ в среднем на 3,63 пункта выше, чем у девушек.

8. Возраст

Сложно вычислить средний возраст, в котором человек находится на пике своих когнитивных способностей. Это физические возможности оценивать просто: пик карьеры большинства спортсменов приходится на 20 лет. Что касается апогея умственного развития, тут всё очень индивидуально. Даже в одной и той же сфере, скажем, писательской деятельности, одни люди обнаруживают в себе талант ещё в юности, в то время как другие раскрывают этот дар лишь на склоне лет. Например, известный баснописец Иван Андреевич Крылов начал создавать свои гениальные произведения уже будучи в зрелом возрасте.

Различные умственные способности достигают пика активности в очень разное время. По данным недавнего исследования, некоторые составляющие нашего интеллекта находятся на вершине развития, когда мы еще учимся в средней школе или университете, тогда как другие продолжают совершенствоваться, когда нам за 40, 50 лет и выше. Если же говорить обобщённо, уровень интеллекта достигает максимума в возрасте от 20 до 34 лет, затем последовательно снижается до возраста 60 лет, после чего резко падает. Но так происходит не со всеми, причём исключений немало.

9. Образ жизни и вкусовые предпочтения.

Общеизвестно, что правильный образ жизни и соблюдение принципов здорового питания положительным образом влияют на организм человека в целом и функционирование его головного мозга в частности. С другой стороны, умные люди склонны ценить своё здоровье и не иметь вредных привычек. Несмотря на очевидную связь, определить, что является первопричиной, а что - следствием, весьма затруднительно.

10. Вес (в большей степени касается женщин)

Точно не известна причина такого результата, однако обнаружена статистически достоверная корреляция между весом женщины и коэффициентом её интеллекта. Установлено, что сообразительные и рассудительные представительницы слабого пола чаще имеют . Отсюда не следует, что увеличение избыточной массы тела женщины сопряжено с пропорциональным увеличением её ума. Когда вес начинает превышать возрастную норму индекса массы тела более чем на 30 %, наблюдается обратная тенденция - снижение интеллектуального уровня.

Кстати, цвет волос не оказывает определяющего влияния на ум человека. Так что распространённое представление о весьма скромных умственных способностях блондинок является всего лишь мифом. К тому же подавляющее большинство обладательниц светлой шевелюры - лжеблондинки, имеющие тёмный натуральный цвет волос.

11. Сфера деятельности (профессия, работа)

Доказано, что представители профессий, связанных с интеллектуальным трудом, умнее своих работающих физически сверстников. Более того, они гораздо дольше сохраняют здравомыслие и хорошую память. В этом смысле наш мозг сродни мышцам, которые нуждаются в постоянной тренировке. Поэтому те люди, которые регулярно «тренируют голову» умственными нагрузками, часто в зрелом и даже пожилом возрасте демонстрируют стабильно высокие показатели интеллекта.

12. Жизненный опыт

Развитие мозга происходит не только во время интеллектуального труда - на его работу благотворно влияет и разнообразие впечатлений. Чтение новых книг, освоение новых видов спорта, путешествия по новым местам, самообучение в любой сфере значительно стимулируют умственное развитие.

Каждый человек должен стремиться к постоянному интеллектуальному росту, хотя бы потому, что, как доказали ученые из Лондонского университетского колледжа, среди людей умных гораздо больше людей счастливых. А разве не в достижении счастья заключается ?