Святые 28 мая. Почитание святого Димитрия Угличского

Духов день (День Святого Духа) отмечается всегда на 51-й день после Пасхи, то есть на следующий день после . В 2018 году этот праздник выпал на 28 мая.

Духов день 28 мая 2018 года имеет свои традиции празднования. По давнему обычаю в этот праздник освящают колодцы. Ведь народное поверье гласит, что именно в колодцах ищут укрытие русалки, после того как выйдут из рек и озер. Для того чтобы защититься от этих существ люди также проводят специальные обряды в Духов день. Для этого во двор выставляют хлеб с солью.
Девушки в Духов день занимаются гаданиями. Для этого они бросают в реку венки. Если венок потонет, то это является недобрым знаком, если же он останется на воде, то это сулит удачу его хозяйке.

Женщины самого старшего поколения 28 мая 2018 года в Духов день (День Святого Духа) будут по сложившейся традиции совершать обряд «кормления земли». Для проведения этого обряда женщины расстилают скатерти на полях и совершают праздничную трапезу. Часть блюд нужно непременно оставить на земле.

Есть поверье, что в День Святого Духа на землю сходит священный очищающий огонь. Этого огня боится всякая нечисть и спешит спрятаться от него. Святой Дух же, согласно преданию, спускается с Небес еще накануне праздника. Считается, что в этот день он находится среди людей и может зайти в любой дом.

Духов день (День Святого Духа) 28 мая 2018 года – это праздник, которые за долгие годы своего существования обрел массу народных примет. Считается, что погода в этот день говорит о том, какими будут предстоящие шесть недель.

28 мая 2018 года в Духов день нельзя работать с землей. Категорически запрещено втыкать в землю любые предметы или вырывать что-либо из земли.

Наши предки говорили, что в этот праздник нельзя употреблять выражение «пойти за водой», иначе можно найти свою погибель от воды. Следует говорить «пойти по воду».

Еще одна народная примета гласит, что 28 мая 2018 год в Духов день не нужно смотреть на свое отражение в воде, в противном случае можно лишиться счастья и потерять свою любовь.

День рождения Церкви

Праздник Святой Троицы, называемый еще Пятидесятницей, посвящен сошествию Святого Духа на апостолов в пятидесятый день после воскресения Христова. Сошествием Святого Духа утверждается в мире христианская вера и начинает свое бытие Церковь Христова. В праздник Пятидесятницы Церковь подводит своих чад к порогу своей благодатной жизни и призывает их обновить и укрепить в себе дары Духа Святого, полученные ими в таинстве Крещения. Без благодати Божией невозможна духовная жизнь. Эта таинственная сила обновляет и преображает весь внутренний мир христианина. Все самое возвышенное и ценное, что только каждый может желать, - подает ему Дух Святой. Вот почему праздник Святой Троицы так торжественно и радостно встречается православными христианами.

Событие сошествия Святого Духа

Сошествие Святого Духа на апостолов в день Пятидесятницы описано Евангелистом Лукой в начальных главах его книги “Деяний святых апостолов.” Богу угодно было сделать это событие поворотным пунктом в мировой истории.

Пятидесятница - т.е. пятидесятый день после праздника Пасхи - был одним из трех великих ветхозаветных праздников. Этот праздник отмечал принятие Синайского законодательства при пророке Моисее, когда за полторы тысячи лет до Рождества Христова у подножья Синайской горы еврейский народ, освобожденный из Египта, вступил в союз с Богом. Евреи обещались Богу в послушании, а Господь обещал им Свое благоволение. По времени года праздник Пятидесятницы совпадал с окончанием жатвы и поэтому встречался с особенной радостью. Многие евреи, рассеянные по разным странам обширной Римской империи, старались к этому празднику прибыть в Иерусалим. Родившись в других странах, многие из них уже с трудом понимали свой родной еврейский язык, однако старались соблюдать свои национально-религиозные обычаи и хоть изредка паломничествовать в Иерусалим.

Сошествие Святого Духа не было неожиданным событием для апостолов. Еще за несколько столетий до рождения Спасителя Господь Бог начал готовить людей ко дню их духовного возрождения и предсказывал устами пророков: “Вы будете ходить в заповедях Моих и уставы Мои будете соблюдать и изолью от Духа Моего на всякую плоть … Изолью воды на жаждущее и потоки на иссохшее… и вы радостно будете почерпать воду из источников спасения… И дам вам сердце новое и дух новый дам вам, и возьму из плоти вашей сердце каменное и дам вам сердце из плоти. Вложу внутрь вас Дух Мой и сделаю выполнять” (Иоиль 2:28; Ис. 12:3, 44:3; Иез.).

Готовясь вернуться к Своему Небесному Отцу, Господь Иисус Христос перед распятием посвящает Свою прощальную беседу с апостолами предстоящему сошествию Святого Духа. Господь объясняет ученикам, что Утешитель - Дух Святой - должен вскоре прийти к ним, чтобы завершить дело спасения людей. “Я умолю Отца, - говорит Господь апостолам, - и Он даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами во веки, - Духа Истины… Он научит вас всему и напомнит вам все, что Я говорил вам… Он - Дух Истины … Дух Истины, Который от Отца исходит, будет свидетельствовать о Мне” (Иоан. 14:16-17, 26; 15:26).

Готовясь к принятию Святого Духа после вознесения Господа на Небо, ученики Христовы вместе с Пресвятой Девой Марией, с некоторыми женами-мироносицами и другими верующими (около 120-ти человек) на Пятидесятницу находились в Иерусалиме в так называемой “Сионской горнице.” Это было, вероятно, в той большой комнате, где незадолго до Своих страданий Господь совершил Тайную вечерю. Апостолы и все собравшиеся ожидали, когда Спаситель пошлет им “Обетование Отца” и они облекутся силой свыше, хотя они не знали, в чем собственно будет состоять пришествие Духа Утешителя (Лк. 24:49). Так как Господь Иисус Христос умер и воскрес в период ветхозаветной Пасхи, то праздник ветхозаветной Пятидесятницы приходился в том году на 50-ый день после Его воскресения.

И вот, в девятом часу утра (в третий час по византийскому времени), когда народ обычно собирался в храм для жертвоприношения и молитвы, внезапно над Сионской горницей послышался шум, как будто от бурного ветра. Шум этот наполнил дом, где находились апостолы, и одновременно над головами апостолов появилось множество огненных языков, которые стали опускаться на каждого из них. Эти языки имели необыкновенное свойство: они светили, но не жгли. Но еще более необычайным были те духовные свойства, которые эти таинственные языки сообщали. Каждый, на кого этот язык спускался, чувствовал в себе большой прилив духовных сил и, одновременно, несказанную радость и воодушевление. Он начинал чувствовать себя как бы совсем иным человеком: умиротворенным, полным жизни и горячей любви к Богу. Эти внутренние изменения и новые неиспытанные чувства апостолы стали выражать в радостных восклицаниях и в громком славословии Бога. И тут обнаружилось, что они говорили не на своем родном еврейском, а на каких-то других, неизвестных им языках. Так совершилось над апостолами крещение Духом Святым и огнем, как было предсказано пророком Иоанном Крестителем (Мт. 3:11). Между тем, шум, напоминающий бурный ветер, привлек многих людей к апостольскому дому. Увидев стекающийся со всех сторон народ, с молитвами хвалы и прославления Бога на устах апостолы вышли на кровлю дома. Слыша этот поток радостных молитв, собравшиеся около их дома были поражены непонятным для них явлением: ученики Христовы по происхождению большей частью галилеяне, люди по виду необразованные, от которых и ожидать нельзя было знания иного языка, кроме их родного, вдруг начали говорить на разных иностранных языках, так что, как ни разнообразна была толпа людей, прибывших в Иерусалим из разных стран, каждый слышал свою родную речь. Но нашлись среди толпы и циники, которые не постыдились смеяться над вдохновенными проповедниками, говоря, что апостолы, мол, уже так рано успели напиться вина.

На самом же деле сила Духа Святого обнаружилась тогда, кроме прочих внутренних благодатных перемен, еще и во внешнем даре языков именно для того, чтобы апостолы могли успешнее распространять Евангелие среди разных народов, не имея надобности в изучении иностранных языков.

Увидев недоумение людей, апостол Петр выступил вперед и произнес свою первую проповедь, в которой объяснил собравшимся, что в чудесном сошествии Святого Духа исполнилось древнее предсказание Иоиля, который говорил от имени Бога: “И будет в последние дни, говорит Господь, изолью от Духа Моего на всякую плоть. И будут пророчествовать сыны ваши и дочери ваши; и юноши ваши будут видеть видения, и старцы ваши сновидениями вразумляемы будут. И на рабов Моих и на рабынь Моих в те дни изолью от Духа Моего; и покажут чудеса на небе вверху и на земле внизу” (Иоиль 2:28-32). Апостол объяснил, что именно в таком сошествии Святого Духа должно было совершиться дело спасения людей. Чтобы удостоить людей благодати Святого Духа, потерпел крестную смерть и воскрес из мертвых пришедший Мессия - Господь Иисус Христос.

Кратка и проста была эта проповедь, но поскольку устами Петра говорил Дух Святой, то эти слова проникли в сердца слушавших. Многие из них умилились сердцем и спросили его: “Что же нам надо делать?” - “Покайтесь, - отвечал им апостол Петр, – и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа.” И вы не только будете прощены, но и сами получите благодать Святого Духа.

Многие, уверовавшие в Христа по слову апостола Петра, тут же всенародно покаялись в своих грехах, крестились, и к вечеру этого дня Церковь Христова из числа 120 выросла до 3000 человек. Таким чудесным событием началось существование Церкви Христовой - этого благодатного общества верующих, в котором все призваны спасать свои души. Господь обещал, что Церковь пребудет непобежденной вратами ада до самого конца существования мира!

Следует думать, что не случайно совпали в тот день два знаменательных события - сошествие Святого Духа и еврейская Пятидесятница. Ветхозаветная Пятидесятница отмечала избавление евреев из египетского рабства и начало свободной жизни в союзе с Богом. Сошествие Святого Духа на верующих в Иисуса Христа осуществляло освобождение верующих от власти дьявола и было началом нового, благодатного союза с Богом в Его духовном Царстве. Так праздник Пятидесятницы стал днем, когда ветхозаветная теократия, начавшаяся от Синая и долго управлявшая обществом через суровый письменный закон, заменилась новозаветной, в которой верующими людьми руководит Сам Бог, в духе свободы и любви (Рим. 8 гл.).

Глубоко пережив события поругания, смерти и воскресения Господня, святые апостолы ко времени Пятидесятницы духовно возмужали, многое прочувствовали и созрели для принятия даров Святого Духа. Тогда и снизошла на них полнота благодати Божией, и они первые вкусили духовные плоды спасительного подвига Богочеловека.

Любому верующему человеку наверняка известен тот факт, что немало венценосных особ нашей земли благодаря ведению благочестивого образа жизни, подвижническим подвигам или героической смерти удостоилось быть причисленными после кончины к лику святых. Это и князь Даниил Московский с сыновьями, и князь Владимир Ясное Солнышко, крестивший в свое время Русь, и последний русский царь Николай II, а также вся его семья - перечислять можно долго. В данный список нельзя не включить такого избранника Божия, как святой благоверный царевич Димитрий Угличский. День памяти Димитрия Угличского церковь празднует ежегодно 28 мая.


Смертоносный план Бориса Годунова

Царевич Димитрий Угличский родился 1 ноября 1582, по другим данным - 1583 либо 1585 года в городе Москве. Он был сыном царя Ивана IV Грозного от седьмого брака и Марии Федоровны (из рода Нагих). Выходит, что будущий подвижник являлся младшим братом Феодора Иоанновича, на котором, как известно, закончился род Рюриковичей.

Последний вступил на престол после смерти своего отца, Ивана Грозного, поскольку являлся старшим из детей венценосной особы, почившей с миром. Но управлять государством он не стал: слишком занят был духовной жизнью. А потому поручил наследник инициатора «опричнины» это важное дело своему шурину - боярину Борису Годунову. Новоявленный царь оказался крайне честолюбивым человеком. На пути к полному завладению властью на Руси Борису мешал малолетний сын Ивана Грозного Димитрий.


Первое, что сделал Годунов, - это отправил Марию с ребенком в город Углич, пожалованный младшему из царевичей его отцом в качестве удела. Затем Борис все силы кинул на то, чтобы доказать Димитрию и общественности, будто у того нет никаких прав на царский престол. Годунов предпринял попытку отравить мальчика, приобщив к делу боярыню мамку ребенка Василису Волохову. Но у нее ничего не вышло - яд не подействовал на организм царевича. Тогда шурин Феодора Иоанновича запретил священнослужителям упоминать имя Димитрия на литургии, а после занялся поисками убийц. Они быстро увенчались успехом: играть роль палача вызвался дьяк Михаил Битяговский.

Гибель царевича

Годунов послал убийцу в Углич, где Димитрий находился, если помните, вместе с матерью. Михаил Битяговский взял с собой подмогу: сына Даниила и племянника Никиту Качалова. Придуманная им легенда для отвода глаз была проста и незамысловата: якобы царице-вдове потребовались люди для управления земскими делами и хозяйством. Боярыня мамка Василиса Волхова по приказу палача должна была вывести мальчика во двор.

Задуманное группа преступников осуществила 15 мая 1591 года. Была суббота, и боярыня мамка Василиса позвала, согласно уговору, Димитрия Угличского во двор погулять на свежем воздухе. Вмешалась кормилица мальчика Ирина - она не хотела отпускать своего подопечного на улицу, будто интуиция подсказывала ей о том, что иначе случится нечто страшное. Однако Волохова, несмотря ни на что, увела Димитрия в сени, где на крыльце жертву уже ждали убийца Осип Волохов и его пособники. Осип обратился к сыну Ивана Грозного: «Сие у тебя новое ожерелье, государь?» Ребенок ответил: «Сие есть старое ожерелье». После этих слов Волохов бросился на дитя с ножом, полоснул по шее.


Однако не сумел он перерезать жертве гортань, закончить же начатое помешало появление кормилицы Ирины. Увидев страшную картину, женщина упала на мальчика, закрыла его своим телом и стала громко кричать. Осип Волохов испугался, бросил орудие убийства и пустился бежать. Его союзники оказались смелее: они начали избивать кормилицу, наконец, отняли у Ирины царевича, дорезали и сбросили с лестницы. На шум из дворца выбежала царица. Узрев убитого сына, она завопила. Это услышал местный пономарь. Реакция его была мгновенной: служитель церкви заперся в колокольне и стал бить в набат. На звуки колокола сбежались со всех концов Углича жители и самостоятельно расквитались с палачами.

Как тайное стало явным

Феодор Иоаннович узнал о зверском убийстве младшего брата от своих людей. Он был до глубины души потрясен страшной вестью и хотел самолично ехать в Углич для проведения расследования преступления. Однако Борис Годунов хитростью и уговорами не допустил этому случиться. В удел убитого царевича заказчик отправил князя Шуйского В.И, дьяка Вылузгина и окольничего Клешнина, через них же повлиял на Феодора Иоанновича, убедив в том, что с Димитрием на самом деле произошел несчастный случай: мол, дитя страдало падучей, вследствие чего упало на нож да и погибло. Царицу Борис Годунов обвинил в ненадлежащем надзоре и внимании, потому сослал Марию в монастырь св. Николая на Восхе. Там ее постригли в монахини с именем Марфа. О братьях царицы Годунов тоже «позаботился: сослал кого куда в заточение. Жители угличские, учинившие расправу над убийцами царевича Димитрия, были большей частью казнены.


Казалось бы, все замяли и следы замели, ан нет: стал народ волноваться и говорить о том, что дело-то нечисто. Ропот людской Годунов подавлял, но тщетно - не верили москвичи розыску и расследованию, производимым в Угличе в связи с убийством младшего сына Ивана Грозного. Не верил этому и пришедший спустя 15 лет к власти на Руси Василий Шуйский, иначе не свидетельствовал бы при всем честном народе в своих грамотах следующее: «... за грехи всего христианства православного великого государя царевича Димитрия Иоанновича не стало, убит же он, как непорочный агнец в Угличе». Не он один знал правду и говорил о ней во всеуслышание, хотя и при других обстоятельствах, много лет спустя после совершения преступления - патриарх Иов писал в грамоте 1606 года подобное. Такой же точки зрения придерживался и патриарх Ермоген. Даже иностранные современники твердили о сокрытии истины теми, кому это было выгодно.


Правда открылась миру в уже упомянутом 1606 году. Был вскрыт гроб Димитрия Угличского, вследствие чего свидетели обнаружили, «что в левой руке царевич держал полотенце, шитое золотом, а в другой - орехи». Эти факты полностью опровергали заявление Бориса Годунова о несчастном случае, постигшем восьмилетнего венценосного ребенка.

Почитание святого Димитрия Угличского

Царевича Димитрия Угличского похоронили в Угличе, в дворцовом храме во имя Преображения Господня. Еще во времена правления Бориса Годунова возле гробницы венценосного ребенка стали совершаться чудесные знамения и исцеления больных. Обретение мощей царевича произошло 3 июня 1606 года при князе Василии Шуйском и патриархе Ермогене. Тело Димитрия Угличского оказалось нетленным. Его перенесли в московский собор во имя Архистратига Михаила. Действо сие совершил родитель царя Михаила Феодоровича Романова - Филарет, митрополит Ростовский и Ярославский. В том же 1606 году церковь постановила осуществлять празднества в честь царевича Димитрия Угличского три раза в год. 19 октября/1 ноября следовало отмечать рождение, 15/28 мая - убиение, а 3/16 июня - перенесение мощей святого. Жители Углича считают благоверного Димитрия небесным покровителем города. Они отмечают дополнительную дату в его честь: 16 мая - празднество плащаницы св. царевича.

После Воскресения и Вознесения Христа апостолы постоянно находились в Иерусалиме, ожидая исполнения обетования Спасителя о даровании Духа Святого: «И Я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами вовек» (Ин.14:16). Согласно этому обещанию, в день новой Пятидесятницы, духовно заменившей ветхозаветный праздник дарования Синайского закона, Дух Святой сошел на апостолов. В обильном излиянии Святого Духа на апостолов им и всей христианской Церкви была сообщена полнота духовных даров, в том числе все необходимое для проповеди и свидетельства о Христе. Благовестническое служение апостолов в день Пятидесятницы начинается успешной проповедью апостола Петра, после чего «Господь ежедневно прилагал спасаемых к Церкви» (Деян.2:47)

Праздник Святой Троицы в Иверском Храме




Поучение в день Святой Троицы Архимандрита Иоанна (Крестьянкина)

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! Возлюбленные о Христе други мои!

Благодать Святого Духа собрала в нынешний день массы людей во всех православных храмах по всей земле, чтобы в общей молитве напомнить нам о том великом событии, которое в отдаленные от нас времена совершилось в Иерусалиме.

Святая наша Церковь празднует ныне великий день – День сошествия Святого духа на апостолов. Пришел на землю Утешитель Дух Святой, о Котором говорил при расставании с учениками Христос Спаситель.

История не знает более поразительного события, чем то, которое совершилось через 50 дней после Преславного Воскресения из мертвых Христа Спасителя. Оно выходит за пределы нашего умственного понимания.

Вспомните: в Сионскую горницу вошли простые галилейские люди – ближайшие ученики Христовы и Пречистая Его Матерь. Это были очень робкие, не имеющие еще твердого определенного понимания недавних событий люди. А вышли оттуда уже убежденные вестники вселенской истины, готовые идти куда угодно и учить все народы. Смело говорить, что распятый Иисус есть Мессия – Христос.

Апостолы, приняв «Силу свыше», стали как бы другими людьми: обновленными, окрепшими, способными возложить на свои плечи великое дело служения Христу и Его Церкви.

Апостолы и Матерь Божия находились в Иерусалиме после Вознесения Господня на небо. Усиленной, единодушной пламенной молитвой и постом они готовили себя к встрече с Духом Утешителем, Которого обещал послать от Отца Христос.

И вот совершилось это чудо божественное! Дух Святой снизошел на них. Своим всемощным дыханием одушевил их и огненными языками просветил их умы и воспламенил сердца. В виде огненных языков Дух Святой почил на каждом и на Матери Божией.

И только тогда все ученики окончательно уразумели искупительное значение явления в мир Господа и уже неколебимо уверовали в Него как в Спасителя мира и Сына Божия.

С этого момента апостолы получили сознательное и четкое представление о Боге Отце, Который по любви Своей к людям послал на землю Своего Сына; о Сыне, сошедшем на землю и пострадавшем за весь род человеческий, и о Духе Святом Утешителе, осиявающем Своей благодатию всех, кто готовит себя к восприятию Его.

Они познали Святую Троицу!

Получив благодать Святого Духа, получили и дары мудрости, пророчества, благовестия и чудотворения.

Им была дана способность говорить на разных языках, которых они доселе не знали; каждый на том языке, на котором ему предстояло проповедовать в чужой стране, куда направит Промысл Божий.

С тех пор имя Божие и учение Христа Спасителя стало проповедоваться далеко за пределами Иерусалима.

«Во всю землю изыде вещание их, и в конце вселенныя глаголы их», – так говорит об этом Святая Церковь в своих богослужениях (Рим.10:18; Пс.18:5).

И проповедь галилейских рыбаков имела великую силу, потому что они исполнились благодати Духа Святого, умудряющего и воодушевляющего их на высокое апостольское служение.
Книга Деяний апостольских повествует нам, как происходило сошествие Святого Духа на апостолов в Иерусалиме в день ветхозаветной Пятидесятницы.

Тогдашний мир представлял собой языческие народы и племена, говорившие на разных языках и не понимавшие друг друга. Для успеха проповеди слова Божия необходимо было, кроме благодатных сил, укрепляющих апостолов, дать им еще и знание языков других народов. А для вразумления самих язычников необходимо было, чтобы знали они, что учение это Божественное, а не человеческое мудрование, что в нем участвуют небесные Божественные силы.

Поэтому и сошел Дух Святой на апостолов в шуме великом (дыхании бурном) в виде огненных языков, зримо для каждого из присутствующих почивших на их головах. Земная стихия содрогнулась от того шума, с которым совершилось это таинственное освящение святых апостолов перед их вступлением на проповедь.

Святая Церковь поет: «Видеша вси языцы во граде Давидове…», как в бурном дыхании ветра в виде огненных языков снисшел Дух Святой на апостолов… «Видеша вси», как отверзлись уста простых галилейских рыбаков, и они начали говорить на иных языках… «Видеша вси…», какими великими проповедниками сделались еще недавно робкие и запуганные ученики Христовы, и посредством их Господь привлек в Свои отеческие объятия всю вселенную…

Как мы знаем, тут же апостол Петр произнес свою первую апостольскую проповедь, свое первое «свидетельство» о Христе. И эта разноязычная толпа с умилением, охотно слушала слова апостола, приняла их и крестилась.

И было таких около трех тысяч! Други мои!

Все наши церковные праздники мы должны переживать в своей душе не как давно совершившееся событие, а как будто мы являемся непосредственными участниками этого события, ибо дело нашего спасения не просто когда-то совершилось, а оно совершается все время над каждым из нас и при нашем участии.

Так, в Пятидесятницу, воспоминание о которой мы так торжественно с вами ныне празднуем, оканчиваются дела Христовы, относящиеся к Его телесному пребыванию на земле, и начинаются дела Духа Святаго.

Сошествие Святого Духа на апостолов – это не только чудо, прославившее апостольскую Церковь, но и событие, сопряженное с делом нашего личного спасения.

Дух Святой созидает наше духовное возрождение. Он открывает нам тайну о Пресвятой Троице.

Сам Господь в прощальной беседе со Своими учениками сказал: «Я умолю Отца, и пошлет вам… Утешителя… В тот день узнаете вы, что Я в Отце Моем» (Ин.14:16, 20). Именно в Пятидесятницу открывается апостолам тайна Пресвятой Троицы, и хранится эта тайна на протяжении почти двух тысяч лет. Святая Церковь называет Троицу Живоначальной – и это потому, что для самой Церкви Троица является началом жизни. Все в Церкви живет и дышит Троицей. Все устремлено к Ней: и вероучения, и Таинства, богослужения, молитвы, покаяние и подвиги.

Пятидесятница не оканчивается тем единственным торжественным днем, который был в Иерусалиме и описывается в книге Деяний апостольских.

Нет! День огненных языков был только началом непрерывного исхождения Духа Божия в человечество. Это день огненного крещения Церкви, с которого и утвердилась на земле Церковь Христова.

Пятидесятница продолжается, и в течение всех прошедших лет до наших дней совершается она над каждым из нас, если мы только, действительно, стремимся всей душой к Богу и ищем Его.

Мы теперь не слышим того шума, который некогда наполнил Иерусалим, потому что слух наш недостаточно тонок для восприятия небесных движений. Но его слышит наше внутреннее, духовное ухо.

Таинственное соединение Творца и твари – сошествие Святого Духа в сердца верующих непосредственно совершается в Церкви Христовой.

Благодать Духа Божия Животворящего, все Собою наполняющего, «Сокровища благих и жизни Подателя», проникает в человеческие души, способствуя их просветлению.

Сошествие Святого Духа на апостолов – это чрезвычайное событие, открывающее новую эпоху в деле спасения человека. С пришествием Святого Духа людям открылась возможность богопознания.

Дарами Святого Духа человек очищается от грехов, совершенствуется и может восстановить в себе утерянный образ Божий. Во внутреннем человеке постепенно восстанавливаются свойства Христовы.

Примером тому служат многие из святых угодников Божиих.

Так, еще в средневековье преподобный Антоний говорил своим ученикам: «Я молился о вас, да сподобитесь и вы получить того великого огненного Духа, Которого получил я… Он, когда принят будет, откроет вам высшие тайны, отгонит от вас страх людей и зверей – и будет у вас небесная радость день и ночь. И будете в этом теле, как те, кои уже находятся в Царстве Небесном».

И в новые времена мы видим, что огни Пятидесятницы не погасли на земле.

В келлии так близкого нам по времени жизни и так глубоко чтимого всеми нами «убогого Серафима» посетители опускают глаза, так как не могут смотреть в лицо преподобного, которое светится, как солнце.

«Когда Дух Божий приходит к человеку, – поучает преподобный Серафим, – и осеняет его полнотою Своего наития, тогда душа человека преисполняется неизреченной радостью, ибо Дух Божий радостотворит все, к чему бы ни прикоснулся».

Итак, мы видим, что со дня события в Сионской горнице в мир вошла новая сила. Сила, которой утверждается Царство Божие в сердцах человеческих.

Излиянием Святого Духа человек преображается, делается новой тварью, приобщается Божественной жизни. Это чудо милосердия Божия совершается непрерывно в истории Церкви и должно привести к полному обожению мира и человека. За краткостью времени нет возможности привести большее число примеров. Но и эти являются ярким свидетельством о неиссякаемой Пятидесятнице в истории Церкви!

Вновь и вновь совершается таинственное соединение Творца и твари.

И это есть неизреченное блаженство, высший предел в странствии человека от земли к небу.

С момента Пятидесятницы море живительной благодати наводнило землю… Прошло через века… освятило многие народы… И в наши дни наполняет святые храмы и сердца верующих.

Но по немощи своей человек не в силах постоянно проводить жизнь свою в святости. Мы часто теряем благодатные дары. И потому приходится молитвенно взывать к небу, просить, чтобы Утешитель – Дух Истины пришел к нам и опять вселился в нас и проявил Свои спасительные действия.

«Прииди и вселися в ны… и спаси души наша!» Жажда в людях к близкому общению с Богом была всегда. О том, как она велика, можно видеть из молитвы блаженного Августина, человека, стоявшего на грани древнего и средневекового мира.

Вот отдельные места из его молитвы:

«О ты, Божественная любовь Отца всемогущего и всеблаженного Сына святое общение, всесильный Утешитель Дух… Войди всемогущею силою Твоею внутрь сердца моего и мрачные в нем места от нерадения моего освети светом сияния Твоего и изобилием росы Твоей сотвори их плодоносными. Воспламени спасительным пламенем силы ослабевшего сердца моего и, освещая, попали огнем все греховное в мыслях и в теле. Напои меня потоком сладости Твоей и научи меня творить волю Твою…»

Не прерывается эта жажда и в наше время. Чувство веры и ее радости доступно людям любого культурного уровня. Это достояние всех людей. И только отчуждение от Бога может умертвить в душе ее природную потребность веры.

Чтобы не заглохла в нас духовная жизнь, мы должны стремиться к ее источнику – к Богу мыслями, чувствами, делами и всей жизнью.
О други мои! И нам бы с вами принять сегодня в свои души и сердца эту благодать Святого Духа!

Изменила бы она и нас. И из робких и не всегда твердо стоящих в вере соделала бы твердо убежденными носителями истинной веры.

От всего сердца желаю, чтобы каждый из вас имел в своем сознании полные ликующего восторга слова церковного песнопения:

«Видехом Свет Истинный, прияхом Духа Небеснаго, обретохом веру Истинную, Нераздельней Троице покланяемся: Та бо нас спасла есть».

Использован материал Православного иллюстрированного календаря «От Пасхи до Пасхи» и проповедь с сайта https://azbyka.ru

. Сплошная седмица .

Прп. Пахо́мия Великого. Свт. Иса́ии, еп. Ростовского, чудотворца. Блгв. царевича Дими́трия, У́гличского и Московского (служба может быть перенесена на вторник, 16 мая). Прп. Евфроси́на Псковского. Прп. Пахо́мия Не́рехтского (службу зри 21 марта).

Служба совершается по Триоди.

Примечание. Полиелейная служба блгв. царевича Дими́трия, У́гличского и Московского, может быть перенесена на вторник, 16 мая (ср.: Типикон, 25 мая, 3-е «зри»). Рядовая служба Минеи (прп. Пахо́мия Великого) переносится на повечерие вторника Пятидесятницы (16 мая).

Календарные заметки:

В течение всей седмицы, включая среду и пятницу, поста нет.

На малом повечерии поется канон Святому Духу (см. в Цветной Триоди).

На полунощнице по 1-м Трисвятом – тропарь праздника, глас 8-й; по 2-м – кондак праздника, глас 8-й. «Господи, помилуй» (12) и малый отпуст (заупокойная молитва «Помяни, Господи...» не произносится).

На утрене на «Бог Господь» – тропарь праздника, глас 8-й (дважды). «Слава, и ныне» – тот же тропарь.

Кафизмы 4-я и 5-я. Малые ектении. Седальны праздника (по дважды). Псалом 50-й.

Каноны: праздника 1-й со ирмосом на 8 (ирмосы по дважды) и 2-й со ирмосом на 6 (ирмосы по дважды).

Библейские песни «Поем Господеви…».

Катавасия Пятидесятницы: «Боже́ственным покрове́н…».

По 3-й песни – седален праздника, глас 8-й: «Всесвяты́й Дух...» (см. в Триоди, на утрене Понедельника Святаго Духа). «Слава, и ныне» – тот же седален.

По 6-й песни – кондак и икос праздника, глас 8-й.

На 9-й песни «Честнейшую» не поем. (Совершается обычное каждение.)

Примечание. По традиции, к 9-й песни канона – припев: «Апо́столи, соше́ствие Уте́шителя зря́ще, удиви́шася, ка́ко в ви́де о́гненных язы́к яви́ся Дух Святы́й».

По 9-й песни «Достойно есть» не поется. Светилен праздника (дважды). «Слава, и ныне» – ин светилен праздника.

«Всякое дыхание…» и хвалитные псалмы.

На хвалитех стихиры праздника (см. в Триоди, на утрене Понедельника Святаго Духа), глас 2-й – 4 (первая стихира – дважды). «Слава, и ныне» – праздника, глас 8-й: «Язы́цы иногда́…».

Великое славословие. По Трисвятом – тропарь праздника, глас 8-й (единожды).

Ектении, и отпуст праздника: «Иже в виде́нии огненных язык…».

На часах – тропарь и кондак праздника.

На Литургии антифоны изобразительны.

Блаженны праздника, песнь 3-я – 4 (со ирмосом), и песнь 6-я – 4.

Входный стих Пятидесятницы: «Вознеси́ся, Господи, си́лою Твое́ю, воспое́м и пое́м си́лы Твоя́» .

Примечание. Перед возглашением входного стиха следует произносить «Премудрость, про́сти» (см. примечание 6 января).

По входе – тропарь праздника. «Слава, и ныне» – кондак праздника.

Поется Трисвятое.

Задостойник Пятидесятницы.

Причастен праздника: «Дух Твой Благи́й…».

Отпуст: «Иже в виде́нии огненных язык…».

Примечание. В седмицу Пятидесятницы «оставля́ются же и междоча́сия часо́в, и и́же в повече́риях пева́емый кано́н Пресвяты́я Богоро́дицы» (см.: Цветная Триодь, «В понедельник Святаго Духа», «зри»).

В богослужебных книгах этот день имеет иное название: «Понедельник Святаго Духа».

«Прииди́те, поклони́мся...» не поется, кроме архиерейских богослужений.

В остальные дни попразднства Пятидесятницы прокимен и аллилуиарий – праздника (см. на Литургии в сам день праздника Пятидесятницы).

Начало «Матфеевых седмиц». «Матфеевы седмицы», то есть зачала из Евангелия от Матфея, начинаясь от Понедельника Святого Духа, читаются до праздника Воздвижения и никак не далее пятка по Воздвижении (см., напр., статью П. М. Мироносицкого «О порядке церковных чтений Евангелия» в Приложении к «Богослужебным указаниям на 1999 год», с. 579–596).