Святой великомученицы анастасии узорешительницы. День памяти Святой Анастасии: молитвы, икона, история мученицы

Икона Анастасии Узорешительницы помогает людям в том, в чем девушка помогла ближним при жизни: жила она в эпоху гонений на христиан и все свои физические и духовные силы потратила на помощь ближним. Господь наградил ее многими дарами, два из которых прославили святую так, что мы помним о ней и сегодня.

Имя Анастасии означает воскресшая, восставшая из мертвых. Таким образом, святая великомученица предвозвещает нам скорое воскресение в телах всех людей, и в доказательство помогает молящимся своей иконе и сегодня, исполняя их просьбы так же щедро, как и при жизни.

Икона Анастасия Узорешительница: описание

Святая великомученица Анастасия, прозванная Узорешительницей, была коренной римлянкой из богатого и знатного рода. На иконе ее изображают с сосудом елея (растительного масла), которым она врачевала людей. Помимо физической помощи, у святой был несомненный дар слова: она владела утешительным словом и была способна внушать мужество и укреплять сердца людей, которым предстояли испытания. Господь через Своих верных помощников-христиан всегда помогает людям, насколько это возможно. Так он делал и через Анастасию. За многочисленные подвиги помощи нуждающимся она была удостоена дара целительства и утешения, а еще убедительного слова, мужества, нищеты и милости. Она получала откровения от Бога кому и в чем нужна помощь и спешила к страдальцам днем и ночью.

Известно, что после смерти и прославления святой мученик получает больше возможностей влиять на нашу жизнь. Так, перед иконой святой великомученицы Анастасии Узорешительницы мы видим пример истинного христианства и смиренно просим у нее благ, достатка и здоровья – тех вещей, которые она без остатка раздала при жизни. Святая добровольно взяла на себя подвиг девства, нищеты и милосердия ради любви к Богу.

Значение иконы Анастасия Узорешительница

Читая житие святой Анастасии невозможно представить, как способен человек вынести столько добровольных лишений и страданий. Как знатная римлянка с огромным наследством, эдакая наследница олигарха 3 века, раздала все богатство и посвятила жизнь прислуживанию заточенным в темнице, страдающим, голодным и больным за имя Христово. Соответственно, за все облегчения страданий словом и делом, ее прозвали Узорешительницей, то есть, разрешающей от уз (от тесноты, страдания).

Анастасия при жизни терпела много испытаний от мужа, от супружеского долга с которым она уклонилась. Супруг был язычником, а невеста Христова хотела сохранить обет чистоты и притворилась по-женски больной, чтобы избежать близости. Супруг нещадно бил и издевался над мученицей и хотел погубить окончательно, но рука Божия покарала злодея, и Анастасия освободилась от узурпаторства, став вдовой. Поэтому перед ее иконой молятся все, кто страдает от несправедливости и притеснения.

Анастасия Узорешительница – символ мужества и настойчивости. Святая страдала от рук судей, жрецов и императора, но не боялась властей Рима, а твердо исповедовала Христа и в пытках только укреплялась в вере. Ради такой преданности и неоставления креста даже до смерти, как и завещал Спаситель, святая была прославлена как безотказная в милосердии и быстрая в помощи всем терпящим боль, страх и унижение.

От чего помогает икона Анастасия Узорешительница?

Узорешительница, дословно – избавительница от всякого стеснения (страдания). Такое прозвище святая получила за сердобольное стремление облегчить страдания всем гонимым за веру христианам. Таким образом, через ее икону можно обращаться к Анастасии, как живой, и она облегчит наши узы:

  • непраздности (разрешение от уз в родах);
  • тюремного заключения;
  • безденежья;
  • отчаяния и страха;
  • болезни и безысходности.

Анастасии Узорешительнице следует молиться девушкам, которые решили посвятить себя Христу и боятся лишиться девства. К ее помощи можно прибегать, когда есть угроза насилия. Ей молятся о мужестве и укреплении перед испытанием. Эта хрупкая девушка явила нам прекрасный образец жизни и самопожертвования, который будет полезен для нашего поколения. 17 веков подряд жива память о том, как она пламенно отстаивала свою веру, не боясь даже самой смерти.

Икона Анастасии Узорешительницы: молитва

Текст молитвы пред иконой Анастасии Узорешительницы:

О многострадальная и премудрая великомученице Христова Анастасие! Ты душею на небеси у Престола Господня предстоиши, на земли же, данною тебе благодатию, различная совершаеши исцеления: призри убо милостивно на предстоящия люди и молящиеся пред мощами твоими, просящия твоей помощи: простри ко Господу святыя молитвы твоя о нас, и испроси нам оставление согрешений наших, недужным исцеление, скорбящим и бедствующим скорую помощь: умоли Господа, да подаст всем нам христианскую кончину и добрый ответ на Страшнем Суде Своем, да сподобимся и мы купно с тобою славити Отца и Сына и Святаго Духа во веки веков. Аминь.

Непростая жизнь была у Святой Анастасии Узорешительницы, но она ее с достоинством прожила, и выдержала все испытания. Анастасия - это образец милосердия и хорошего отношения к людям. В любом обстоятельстве, когда мы терпим несправедливую скорбь, когда уповаем на милость Божию к нам, а также когда хотим исполнения желаемого, но нам не хватает дерзновения просить об этом перед Богом, — нам поможет Анастасия Узорешительница, икона которой помогает в том, в чем мы терпим «узы», то есть лишения, страдания.

Видя ее подвиг, Господь, по ее молитвам за нас, прощает нам очень многое и, желая угодить блаженной своей рабе, Он исполняет нашу просьбу. Следует быть внимательными и тактичными: нельзя просить у Анастасии причинения зла другим, или помощь в несправедливом и сомнительном деле. В таком случае можно получить обратный эффект от молитвы.

По православной традиции младенцу при крещении дают имя одного из прославленных церковью святых. Но во времена атеизма это правило не соблюдалось. Например, в начале двухтысячных годов многих новорождённых девочек назвали в честь героини популярного тогда сериала «Бедная Настя». Желающим соблюдать христианские обычаи девушкам с именем Настя полезно обратиться к сонму христианских святых, чтобы найти среди них свою покровительницу и достойно встретить именины Анастасии , не вымышленного персонажа, а прославленной Господом небожительницы.

Анастасии в православном Месяцеслове

Месяцесловом называется приложение к богослужебным книгам, перечисляющее дни памяти святых на каждый день года. На его основе составляются календари. Из списка православных имён, дополняющего календарь, можно узнать, сколько раз в году и в каких числах празднуется день ангела Анастасии и именины.

В первом случае чествуют святую покровительницу , назначенную при крещении (не путать с Ангелом-хранителем, бесплотным существом). Именинами Насти или Настасьи станут дни памяти остальных тезоименных святых.

В переводе с греческого Анастасия означает «воскресение». Древние христиане любили именовать дочерей в честь главного события Священной истории, а принявшие новую веру язычницы называли себя так перед лицом мучителей, надеясь воскреснуть после смерти для вечной жизни.

При совершении обряда наречения имени, ныне входящего в крещенский чин, определяется день ангела Анастасии. По церковному календарю вычисляется ближайшая к дате рождения память угодницы Божией. Это не принципиально: по желанию родителей или самой крещаемой Ангелом может быть выбрана другая покровительница. Её имя назовёт священник, читая специальную молитву.

Дни вселенских святых

Именины Анастасии по православному календарю отмечаются 11 раз. Из них 4 памяти вселенских (почитаемых всеми православными церквями) святых. Даты указаны по новому стилю:

Местночтимые святые

Местночтимыми называют святых, память которых празднуется только Русской православной церковью. Все Анастасии, перечисленные ниже, прославлены в чине новомучениц, пострадавших во время гонений на церковь в Советской России:

  • 5 апреля - преподобномученица А. (Бобкова), послушница ;
  • 10 августа - А. (Камаева), игуменья;
  • 11 ноября - А. Лебедева, мирянка;
  • 17 декабря - А. (Титова), послушница;
  • 17 июля - А. Романова, великая княжна, дочь последнего царя Николая II;
  • 10 мая - А., девица, мирянка, застреленная красноармейцами в числе других христиан, пытающихся остановить изъятие церковных ценностей.

5 июня празднуется память святых Ростово-Ярославских, среди которых упоминается игуменья Угличского монастыря Анастасия, погибшая от рук поляков в Смутное время (1609). До самой своей смерти она с сёстрами ухаживала за ранеными воинами в монастырском госпитале.

Указанный в русских святцах список далеко не полный. Восточный православный месяцеслов указывает на 28 октября память Анастасии Латрийской. Латр - гора в Древней Греции (ныне турецкая территория), где в X-XI вв. еках обитали монахи. По количеству скитов и монастырей она могла бы сравниться со святой горой Афон. При завоевании этих мест магометанами многие из иноков прославились мученической смертью. В их числе была и подвижница Анастасия, сведений о жизни которой не сохранилось.

Мужские имена

В древности многие женские имена происходили от мужских. Церковный месяцеслов включает несколько святых Анастасиев (Анастасов). Сейчас это красивое греческое имя в России не распространено. Но редкие его обладатели могут молиться сразу восьми покровителям:

  • Январь: мученику Египетскому (8), Константинопольскому (21), Персиянину и преподобномученику Печерскому (22).
  • Апрель: мученику Грузинскому (15), патриарху Антиохийскому (20) и преподобному игумену Синайской горы (22).
  • Октябрь: мученику Салонскому (25).

Традиции празднования дня ангела

В старину праздник Анастасии Узорешительницы, 4 января (22 декабря по ст. ст.), носил название «Настасьина дня». Исходя из прозвания святой , её почитали покровительницей беременных, собирающихся «разрешиться от уз». С этим толкованием было связано множество полуязыческих традиций, которыми встречали «Настин день»: вышивание оберегов для рожениц, запрет работ по дому, убоя скотины и т. п.

В православии поощряются обычаи, связанные исключительно с почитанием небесной покровительницы. В этот день именинница шла в церковь к причастию, после чего накрывала стол для гостей и творила милостыню. На день ангела виновнице торжества преподносились праздничные пироги, лубочные картинки с изречениями из Св. Писания, а новорождённым дарили именную икону.

Святая Великомученица Анастасия великая святая и празднуется она как Православной Церковью 4 января , так и католической Церковью 25 декабря.

Святая великая мученица которая пострадала в 4 веке в Сербии, в городе Сремска Митровица, это тот самый город, который мы вспоминали, что в нём учился святой святитель Амвросий Медиоланский.

В русской традиции, она известна как Анастасия Узорешительница, за то, что облегчала, или «разрешала», страдания узников-христиан, в Западной традиции её называют Анастасия Сирмийская. Это потому, что в христианстве есть ещё одна очень известная святая Анастасия, это Анастасия Римлянина.

Достоверных исторических сведений о мученичестве Анастасии не сохранилось.

Согласно житию VI века Анастасия была знатной римлянкой, ученицей святого Хрисогона . Её мать — тайная христианка, воспитала дочь в христианской вере. Святая Анастасия тайно посещала узников-христиан, томившихся в римских темницах и ухаживала за ними. После казни своего учителя святого Хризогона она начала странствовать, чтобы где можно, помогать христианам, которые подвергались суровым гонениям. Она прошла через Грецию, Македонию; по её прибытии в Сирмиум, так назывался в древности Сремска Митровица, она была схвачена и после мучений сожжена на костре.

католическая икона

Почитание Анастасии на Западе в IV веке было широко распространено, что подтверждает церковь св. Анастасии, воздвигнутая в IV веке в Риме у подножия Палатина и сохранившаяся до наших дней. В этом храме традиционно Папа служил вторую рождественскую мессу следуя ночью после вечернего богослужения из Рима на главную дневную мессу в Ватикан и 2 из трёх Рождественских торжественных месс он служил в честь св. Анастасии, память которой отмечается католиками в день Рождества, трансформировавшуюся позже в так называемую «мессу на рассвете» .. Эта базилика святой Анастасии в Риме именуется ТИТУЛЯРНАЯ, то есть главная Церковь настоятелем которой является кардинал. В старые времена в этом храме и совершалась папская ночная месса на Рождество Христово.

Мощи св. Анастасии были в конце V века перенесены из Сирмиума в Константинополь (Стамбул). Оттуда её мощи разошлись по всей Европе. В начале IX века император Никифор I подарил большую часть мощей (пепла от святой Анастасии) епископу Донату города Задар в Хорватии, который поместил их в собор св. Анастасии в хорватском городе Задар . Реликварии с мощами св. Анастасии также хранятся на горе Афон, в Риме, в монастыре баварского города Бенедиктбойерн .

В Бенедиктбоерн паломников влекут хранящиеся там христианские святыни, и среди них - реликварий с мощами великомученицы Анастасии Узорешительницы, находящийся в знаменитой капелле святой Анастасии, расположенной в северной части главного монастырского храма. По преданию, ее строительству предшествовало так называемое Кохельзеерское чудо. Чудо это связано с военными событиями 1704 года. Монастырские записи свидетельствуют, что по молитвам баварских монахов и сельских жителей у мощей великомученицы Анастасии Узорешительницы чудом уцелели монастырь и его постройки, а также несколько баварских деревень, находившиеся в районе озера Кохельзее, где велись боевые действия.
C тех пор великомученицу Анастасию Узорешительницу жители Баварии стали называть своей покровительницей и защитницей, а в благодарность за ее заступничество перед Богом воздвигли во имя ее красивую капеллу и изготовили для ее мощей новый драгоценный реликварий. Капелла построена (в 1751-1755 гг.) архитектором И.-М. Фишером в форме эллипса, ее интерьер богато декорирован лепниной и живописными панно. Европейские искусствоведы считают капеллу за ее изящные пропорции и декоративность скульптур и живописи «жемчужиной стиля рококо».

Множество русских православных мигрантов съезжаются 4 января в этот католический монастырь чтобы помолиться у мощей святой Анастасии.

Реликварий с мощами (небольшим фрагментом лобной части) святой Анастасии Узорешительницы хранится в алтарной части капеллы. Монастырские записи, сделанные на латыни, свидетельствуют, что мощи были подарены неизвестным монахом, доставившим их в Бенедиктбоерн в 1035 году из Италии. В монастыре неохотно вспоминают о том, что эти мощи были тайно похищены из храма Святой Марии в Органо, что в Вероне. Реликварий, в котором хранятся мощи, искусной работы, сделан в виде бюста. Он выполнен мюнхенскими мастерами в 1725 году из серебра и золота и украшен драгоценными камнями. Это своего рода скульптурное изображение святой, главу которой украшает золотая корона с жемчугом. Бюст-реликварий представляет собой уникальный образец немецкого ювелирного искусства середины XVIII века.

Так же известно, что частица мощей Анастасии Узорешительницы издавна пребывает в России - в Благовещенском соборе Московского Кремля .

Но главная часть мощей находится в Задаре Хорватия в Кафедральном соборе святой Анастасии, в городе на Адриатическом побережье.

По данным на 2004 год в архиепархии Задара насчитывалось 158 344 католика (96,5 % населения), 103 священника и 117 приходов. Кафедральным собором епархии является собор Святой Анастасии, один из семи хорватских соборов, имеющих почётный статус «малой базилики». Епархию с 15 марта 2010 года возглавляет архиепископ Желимир Пулич .

Честная глава находилась в монастыре Анастасии Узорешительницы в горах на полуострове Халкидики, недалеко от города Салоники. В ночь с 22 на 23 апреля 2012 года мощи были похищены.

В ночь с 22 на 23 апреля 2012 года из основанного в IX в. монастыря св. великомученицы Анастасии Узорешительницы на полуострове Халкидики были похищены мощи (глава и нога) этой святой.

Похищенные мощи — одна из наиболее чтимых святынь Греции.

Через агентство новостей «Амен» уже распространено обращение митрополита Милетского Апостола, в котором он просит похитителей вернуть мощи любым способом.

Чтобы проникнуть в монастырский собор, где в драгоценных ковчегах хранились честная глава и нога великомученицы Анастасии, грабители взломали 5 дверей.

Святая считалась покровительницей беременных. Традиционно, в старину на Руси, в день почитания Анастасии Узорешительницы 4 января, с молитвами к этой Святой, женщины вышивали специальное полотенце, которое должно было помочь им благополучно разрешиться от бремени.

МОЛИТВА


О, многострадальная и премудрая великомученице Христова Анастасие! Ты Душею на Небеси у Престола Господня предстоиши, на земли же, данною тебе благодатию, различная совершаеши исцеления: призри убо милостивно на предстоящия люди и молящиеся пред мощами твоими, просящия твоея помощи: простри ко Господу святыя молитвы твоя о нас и испроси нам оставление согрешений наших, недужным исцеление, скорбящим и бедствующим скорую помощь: умоли Господа, да подаст всем нам христианскую кончину и добрый ответ на Страшнем Судище Своем, да сподобимся и мы купно с тобою славити Отца и Сына и Святаго Духа во веки веков. Аминь.

Житие святой великомученицы Анастасии Узорешительницы

Бывает, живем мы – ничего особенно плохого не происходит, но и хорошее не часто радует, что-то получается, а что-то ну никак. Где-то услышим, что кто-то обращается к святым угодникам с молитвой и всё меняется, а у нас почему-то не так. Почему нам не помогают святые? – думаем мы. Да потому, что не просим. А если и попросим – то между прочим, наспех, скороговоркой, без особой надежды. И лишь серьёзные жизненные испытания способны пробудить в нашем застывшем сердце горячую молитву – и время находится, и усердие, и силы. И чем серьёзнее испытания, тем способнее мы к молитвенным наукам.

Тюрьма – испытание, куда уж серьёзнее. И неудивительно, что тюремные храмы – явление нынче уже привычное. Молятся, просят исцеления заблудшие души... Тюремные храмы часто строят во имя святой великомученицы Анастасии Узорешительницы. Удивительного здесь ничего нет. Именно она, Анастасия Узорешительница, очень давно, ещё в первые годы христианства, взяла на себя подвиг помогать узникам, томящимся в заключении.

Святая Анастасия родилась в прекрасном городе Риме. Отец её, по имени Претекстат, был сенатором и исповедовал эллинскую языческую веру. А мать её, именем Фавста, была христианкой. В девическом возрасте Анастасия была поручена своею матерью для обучения одному достойному мужу, Хрисогону, известному своею ученостью и благочестием. Он был христианином, хорошо знал Божественное учение Христа и впоследствии стал мучеником. От этого святого мужа Анастасия научилась не только грамоте; она научилась также Закону Божию. Она полюбила читать христианские книги, поучаясь в законе Господнем, день и ночь утверждая свое сердце в любви к Богу.

Между тем умерла блаженная мать Анастасии, Фавста. Отец же святой Анастасии против её желания выдал её за некоего Помплия, сенатора и язычника.

Но Бог, к Которому возносились рыдания несчастной девицы, пред Которым она молилась день и ночь, сохранил её. Анастасия притворилась, что у неё постоянная и неисцелимая женская болезнь, и говорила, что не может быть женою своему мужу, - и так осталась непорочной девою.

Часто, переодевшись нищенкой, Анастасия выходила из дому, обходила все темницы, золотом покупая себе у стражи вход в них, посещала страждущих ради Христа, служила им сколько могла. Она умывала руки и ноги заключенных, отирала кровь их, обвязывала раны, подавала каждому пищу и питье. В этих занятиях часто приходилось ей выходить из дому, и не скрылось это от её мужа.

Жестоко избив Анастасию, он заключил ее в отдельной комнате, приставив стражу, так что она не могла выйти из комнаты. И скорбела духом святая об узниках за Христа, что не посещает их, не служит им, не снабжает их всем нужным. Особенно же болело сердце Анастасии по учителю её святому Хрисогону, что не видит она его. Уже два года святой Хрисогон претерпевал много различных мук, пребывая в темнице. Находясь на свободе, Анастасия часто приходила к нему. Теперь же, пребывая сама в заключении и под бдительным надзором, она не могла навещать своего учителя.

Особенно стал притеснять Анастасию муж, когда умер отец её Претекстат; все значительное имение Претекстата перешло к Анастасии, как к единственной дочери. И тогда Помплий, воспользовавшись смертью своего тестя, из ненависти к Анастасии за её несогласие быть для него женой, замыслил уморить ее, чтобы наследовать все её имение и жить с другой женою. Обращаясь со святою, как с пленницею и рабою, он ежедневно истязал и мучил ее. Это известно из письма её, тайно написанного ею Хрисогонy: «…Меня, как волшебницу и противницу его языческой веры, муж томит в столь тяжком заключении, что мне ничего не остается, как только, предав дух Господу, упасть мертвою... Призываю Христа во свидетели, что, если я буду свободна, то проведу жизнь мою в служении святым...».

На это письмо пришел такой ответ: «Хрисогон-Анастасии. Свету всегда предшествует тьма, и после болезней часто возвращается здоровье, и после смерти обещана нам жизнь. Один и тот же конец для всякого, как для счастливца, так и для страдальца, чтобы скорбящими не овладевало отчаяние и чтобы в радости люди не предавались самомнению… Близко время гибели тех, которые не думают прийти к спасительному пристанищу. А ты, непорочная служительница Христова, прилепись всею мыслию ко Кресту Христову и приготовь себя к делу Господню; и когда ты послужишь Христу по собственному твоему желанию, то от мучений с торжеством перейдешь в блаженную жизнь ко Христу».

Этим письмом святой Хрисогон пророчествовал о скорой гибели жестокого мужа её Помплия. И действительно, он вскоре был отправлен в Персию послом. Во время этого путешествия во время бури Помплий утонул в море.

Святая же Анастасия, сохранив свое девство, получила свободу и все наследство, оставшееся ей от родителей. И начала, уже без помехи от кого бы то ни было, обходить заключенных в темницах. Она служила святым страстотерпцам Христовым не одним только имением своим. Наряду с этим она утешала их, благоразумными речами возбуждала их к мужественному терпению и к безбоязненной смерти за Христа.

В то время в Римской империи был правителем император Диоклетиан. При нем в империи разразились самые жесточайшие гонения на христиан. Первые девятнадцать лет его правления отмечены только мученичеством среди воинов, потому что воины то и дело отказывались приносить положенные жертвы богам, и за это подвергались казни. Христиане чувствовали себя настолько спокойно, что даже против дворца императора в Никомидии возвышалась большая христианская церковь.

Но под конец своего царствования Диоклетиан предпринял уже повсеместное гонение на христиан. В течение одного года он один за другим издает целых четыре эдикта (указа) против христиан, и эти эдикты предопределяют все более нарастающие масштабы гонений. Сначала произошла конфискация церковного имущества. После конфискации святынь и церковной собственности последовали аресты и казни духовенства. Преследованию подлежали все до единого духовные лица: не только епископы, но и все низшие клирики, которых в то время было очень много, потому что не было твердой границы между клириками и простыми церковными служащими: например, привратники в Церквах или санитары, которые обслуживали церковные больницы и богадельни, тоже считались клириками. Все христиане должны были вернуться к язычеству, к протестующим применялись пытки.

Император Диоклетиан направлял все силы на то, чтобы ни одному христианину не удалось уйти из его рук. Ему донесли, что темницы в Риме наполнены великим множеством христиан, что они, несмотря на разнообразные мучения, не отказываются от своего Христа и что во всем этом их подкрепляет христианский учитель Хрисогон, которому они покорны, во всем следуя его наставлениям.

Император приказал казнить всех христиан, а Хрисогона послать к нему. Он размышлял, что, если одолеет его упорство, то легко осилит и прочих христиан. Когда Хрисогона вели к царю, издалека следовала за своим учителем и Анастасия. Увидев святого мужа, император начал сначала беседовать с ним, увещевая его отречься от Христа. "Прими, Хрисогон, мой добрый совет, - говорил властитель, - присоединись к нашей вере, сделай угодное богам и выбери себе приятное вместо скорбного, полезное вместо неполезного. Знай, что не только ты избавишься от мук и получишь столь желанную свободу, но сверх того сделаешься начальником великого города Рима".

Святой отвечал на это: "Я познал Единого Бога, и Он для меня дороже всякого света и вожделеннее всякой свободы. Он мне дороже всей жизни, полезнее всех сокровищ. В Него одного верую я сердцем, исповедую Его устами, чту Его душою и перед очами всех преклоняю Ему мои колена. Чтить же многих твоих богов, в которых живут бесы, я не буду; я мыслю о них так же, как и Сократ, который говорить о них: "Нужно всячески удаляться от них, потому что они соблазняют людей и суть известные душегубцы". Дары же и честь, которые ты мне предлагаешь, я ценю не больше, чем сон и мрак". Таких свободных речей Хрисогона император слышать не мог и велел отрубить ему голову. Тело святого было брошено на берегу моря, недалеко от жилища одного пресвитера Зоила, мужа святой жизни. Этот пресвитер по откровению от Бога узнал о теле святого Хрисогона, взял его вместе с усеченною главою и, вложив в ковчег, скрыл у себя дома.

Анастасия стала переходить из города в город и из страны в страну; святая везде служила плененным христианам, доставляла им на свои средства пищу и питье, одежду и все необходимое и оказывала больным врачебную помощь. Она была отрадою для всех тяжко испытуемых и изнемогающих телом людей, часто выкупала узников. Вот поэтому Анастасия и была названа Узорешительницею, так как своим она многим разрешила узы.

Не гнушалась она на руках носить тех, которые не могли владеть ни руками, ни ногами, перебитыми или изъявленными за Христа, - и сама кормила и поила их, обчищала гной, обвязывала раны. И в том только была её радость, чтобы послужить Самому Христу в лице тех, кто страждет за исповедание сладчайшего имени Христова.

Будучи в Македонии и занимаясь там обычным своим делом, святая Узорешительница Анастасия познакомилась с одною очень молодою вдовою Феодотиею, которая была родом из страны Вифинской, из города Никеи. После смерти мужа она осталась с тремя младенцами-сыновьями и жила в Македонии, проводя дни в усердном исповедании христианства и в благочестивых подвигах. Блаженная Анастасия часто жила у вдовы, любила ее, как верную рабу Христову.

С течением времени о Феодотии узнали, что она христианка, и вдова была схвачена и приведена к императору на допрос. Некий царедворец Левкадий, прельстился её красотой. Он просил не убивать Феодотию, а отдать ему, чтобы он мог на ней жениться. Император согласился, надеясь, что муж скорее обратит ее в идолопоклонство. Левкадий взял Феодотию с детьми к ce6е в дом, и чего только не делал и ни говорил, упрашивая ее, увещевая, лаская и грозя, чтобы она отверглась Христа и стала его женою.

Однако Левкадию нужно было сопровождать императора, который куда-то отправлялся. И он уехал, оставив Феодотию в своем доме, и долго не возвращался. Феодотия же все это время служила вместе со святою Анастасиею узникам, исцеляла больных, погребала мертвых.

И вот Диоклетиану снова доносят, что темницы по городам наполнены христианами и что негде помещать других узников. Тогда нечестивый мучитель велел ночью умертвить всех заключенных, чтобы темницы могли вместить других христиан.

Придя наутро в одну из темниц и не найдя никого из страдальцев, Анастасия заплакала. Когда находившиеся там воины спросили ее, почему она так плачет, она отвечала: "Ищу рабов Бога моего, которые вчера были в этой темнице, а теперь не знаю, где находятся". Воины, видя, что она христианка, тотчас взяли ее и отвели к начальнику Иллирийской области Флору.

Тот спросил ее: "Ты христианка?" Святая Анастасия отвечала: “Воистину я христианка. Что тебе кажется мерзостным, то мне дорого. А имя христианки, которое у вас считается позором, для меня честно и славно”.

Тогда Флор стал расспрашивать Анастасию об её происхождении и, узнав, что она из известного римского рода, с удивлением спросил: “Что побудило тебя к тому, что ты, оставив Рим, славное отечество твое, пришла сюда?” Святая отвечала ему: “Не что иное, как только глас Господа моего, призывавшего меня к Себе. Внимая этому гласу, я оставила отечество и друзей, взяла Крест Христа моего и бодро и радостно пошла вслед за Христом”. Флор сказал на это: “Где тот Христос, Которого ты исповедуешь?” Анастасия отвечала: “Нет места, в котором бы не было Христа. Он на небе, в море, и на земли, Он пребывает во всех призывающих и боящихся Его, просвещая их разум и всегда находясь с ними”. Флор спросил: “Где же находятся люди, боящиеся твоего Христа, о которых ты говоришь? Скажи нам, чтобы мы узнали их”. Святая отвечала: “Доселе они были с нами на земле, живя в теле, теперь же, оставив дольний мир, они на небе и с высоты смотрят на нас. Это блаженство доставила им смерть, принятая за Христа. И я желаю быть в их числе и пойти тем же путем, что и они”.

Поскольку Анастасия была из знатного римского рода, решить ее участь мог только император. Диоклетиан знал родителей Анастасии и мужа её. Поняв, что она тратит на бедных христиан свое имение, полученное ею от родителей, он приказал привести святую к себе и стал расспрашивать об её состоянии, так как больше любил богатство, чем своих богов: «Где твои богатства, оставшиеся тебе после отца?». Святая мужественно отвечала: «Если б у меня оставалось еще что-нибудь из сокровищ и имения, которыми бы я могла еще послужить рабам моего Христа, то я не предала бы себя в руки людей, ищущих христианской крови. Но теперь я уже истощила все имущество свое, которое принесла в жертву Христу, и у меня осталось одно лишь мое тело; поэтому я стремлюсь и его принести в дар моему Богу».

Видя, как святая свободно говорит, император потерял надежду одолеть ее словами и получить что-нибудь из богатств её, об истощении которых он только что слышал. Он боялся вступать с нею в дальнейшую беседу, чтоб она не пристыдила его своими премудрыми словами, и велел отвести ее к областеначальнику, сказав при этом: «Не подобает царскому величеству беседовать с безумной женщиной».

Областеначальник встретил святую Анастасию ласковыми словами: «Зачем не хочешь ты принести богам жертвы, как приносил их твой отец; зачем оставила их и почитаешь Христа? Ведь ты не знаешь Его: Он родился среди иудеев и ими же убит как злодей». Анастасия отвечала: «И у меня в доме были боги и богини, золотые, серебряные и медные. Я видела, как они праздно стояли, служа только седалищем для птиц, жилищем для пауков и мух. Поэтому я бросила богов и богинь в огонь, освобождая их от бесчестия, которые им наносили птицы, пауки и мухи. И из огня они вышли у меня монетами золотыми, серебряными и медными. На их деньги я напитала многих голодных, одела нагих, помогла немощным. И так из тех богов, которые стояли без дела и без пользы, я извлекла пользу для многих».

Услышав такие слова областеначальник с яростью воскликнул: «Я и слышать не хочу о твоем безбожном поступке». Тогда святая с усмешкой ответила: «Удивляюсь твоему разуму, судья. Как ты можешь называть мой поступок безбожным поступком. Если б в тех бездушных идолах было хоть одно чувство или одна какая-нибудь сила, то что помешало бы им освободиться из рук разрушителей их, или отомстить разрушителям, или, наконец, кричать и просить помощи от вас? А они даже не знают сами о себе, не знают, что с ними делается». Прерывая речь святой, судья сказал: «Божественный царь наш повелел тебе, отложив все лишние разговоры, сделать одно из двух: или согласиться на жертвоприношение богам или погибнуть злою смертью».

Святая отвечала, что умереть за Христа не значит погибнуть, но войти в жизнь вечную.

Увидев, что святая непреклонна, областеначальник доложил об этом царю. Диоклетиан в великом гневе стал раздумывать, что бы сделать со святою Анастасиею. Кто-то из приближенных посоветовал царю передать ее Ульшану, жрецу Капитолийскому, чтобы он уговорил ее отречься от Христа, или принудил муками, или, если она не покорится, казнил бы ее и, если после неё останется какое имущество, взял бы его в Капитолий. Этот совет понравился царю, и он передал святую Анастасию Ульшану, верховному жрецу всех богов. Ульшан с честью привел ее к себе в дом, рассчитывая уловить ее скорее лестью, чем угрозами.

После долгих ласковых уговоров он предпринял хитрый, на его взгляд, ход: предложил на выбор противоположные предметы, заключавшее в себе все великолепие мира и всевозможные орудия мучений, разместив все это друг против друга: с одной стороны драгоценные камни, а с другой мечи; здесь - золотые ложа, украшенные драгоценной хрустальной отделкой, а там - железные раскаленные одры, наполненные горящими углями; здесь - разные золотые и жемчужные уборы, а там оковы и вериги. Но она ни на что не обращала внимания: не желала она ничего, что тешит, не боялась и не хотела бежать от предметов, наводящих скорбь и уныние, и с большею охотою смотрела на орудие мучительства, чем на женские уборы.

Когда сказали святой: “Выбери себе с обеих сторон то, что хочешь”,- она, посмотрев на разложенные пред нею предметы роскоши и драгоценности, сказала: «Все это, диавол, твое и работающих на тебя, с которыми ты и будешь предан вечной погибели». Посмотрев же на вериги и орудия мук, святая Анастасия произнесла: «Окруженная этими предметами, я стану прекраснее и угоднее вожделенному Жениху моему – Христу. Это я выбираю, а то отвергаю, это люблю ради возлюбленного Господа моего, а то ненавижу».

Тогда жрец, щадя ее и не теряя надежды, что она изменит свое желание, дал ей три дня на размышление. Через три дня верховный жрец Ульшан, видя, что святая Анастасия тверда в исповедании веры, осудил ее на муки. Но сначала этот безумец, уязвленный её красотою, желал осквернить чистую голубицу Христову своею нечистотою. Однако, когда сей нечестивец хотел прикоснуться к ней, он вдруг ослеп, страшная боль сжала ему голову и, как безумный, он вопил и взывал к своим богам, прося помощи, пока не умер.

Слух об этом чуде распространился среди многих, а святая мученица Анастасия осталась свободной. Она отправилась к вышеупомянутой духовной сестре своей Феодотии, все еще пребывавшей в доме градоначальника Левкадия, и рассказала ей подробно обо всем, что она претерпела, и о том чуде, которое чрез нее совершил Бог, показав над ней милость Свою. Вскоре после того возвратился и Левкадий. Он опять принялся за старое и по-прежнему старался то ласками, то угрозами склонить Феодотию к двум беззакониям – поклониться его нечестивым богам и вступить с ним в постыдный и ненавистный для неё брак.

Наконец, истощив все свои усилия и видя, что ничего не получается по причине пребывания здесь Анастасии, злодей воспылал еще большим гневом: он сковал и предал Анастасию суду, а Феодотию с детьми послал связанной к проконсулу Никитию, рассказав ему в письме все касающееся Феодотии. Когда блаженная Феодотия была приведена к этому проконсулу, то он стал грозить ей муками.

На это старший сын Феодотии, по имени Евод, небольшой мальчик, сказал: «Мы, судья, не боимся мук, которые дают телу нетление, а душе бессмертие. Боимся же мы Бога, Который может и душу и тело погубить в геенне огненной». Судья, услышав такие речи, приказал тут же, при матери, бить отрока розгами до крови. Мать, смотря на это, радовалась и укрепляла своего сына Божественными словами, убеждая его мужественно претерпевать всякое страдание.

После этого истязания Феодотию отдали одному бесстыдному человеку, чтобы тот осквернил ее. Но едва тот, приблизясь к целомудренной paбе Божией, хотел прикоснуться к ней, как увидел стоящего возле неё светлого юношу, который, грозно на него посмотрев, ударил его в лицо так сильно, что он был окровавлен.

Это чудо ясно видел и проконсул; но вместо того, чтобы познать Бога, хранящего чистоту целомудренных, он обезумел еще больше, приписывая это колдовству. Он велел разжечь печь и бросить в нее мать с тремя детьми. И святая Феодотия и ее чада стали жертвою, благоприятною Богу: они скончалась в огне.

В это время святая Анастасия содержалась в оковах у иллиршскаго правителя. Этот человек был корыстолюбив, и услышав, что Анастасия владеет большим богатством, велел тайно привести ее к себе и сказал ей: «Я знаю, что ты богата и имеешь много денег и имений. При этом ты держишься веры христианской, чего и сама не скрываешь. Исполни же заповедь своего Христа, Который повелевает вам презирать все богатства и быть нищими. Уступи мне богатство твое и сделай меня наследником твоего имения. Сделав так, ты получишь двойную выгоду: исполнишь заповедь Христа и, освободившись из наших рук, будешь безбоязненно и невозбранно служить своему Богу».

Премудрая Анастасия благоразумно ответила на это: «В Евангелие есть слово Господа моего: продай имение твое и даждь нищим, и имети имаши сокровище на небесах (Мф.19.21). Кто будет настолько безумен, чтобы дать тебе, богатому человеку, то, что принадлежит нищим? Кто будет настолько нерассудителен, чтобы дать тебе, утопающему в роскоши и живущему в сладостях и в самоуслаждении, пищу нищих? Если я увижу тебя алчущим и жаждущим, нагим и больным и брошенным в темницу, тогда я сделаю для тебя, как надобно, все повеленное нам Христом: напитаю тебя, напою, одену, посещу, послужу, помогу, подавая тебе все нужное».

Разгневался правитель на эти слова и в ярости повелел заключить святую в темницу и морить ее тридцать дней голодом. Но она питалась надеждою своею – Христом Господом: Он был ей сладкою пищею и утешением в скорби. Всякую ночь являлась ей святая мученица Феодотия, наполняла радостно её сердце и укрепляла ее. Анастасия о многом говорила с блаженной, о многом расспрашивала ее. Между прочим, она спросила ее: «Как ты приходишь ко мне по смерти?» Феодотия объяснила ей, что душам мучеников дарована от Бога особая благодать, чтобы и по своем отшествии от земли они могли приходить к кому пожелают, беседовать с ними и утешать их. По истечении тридцати дней, видя, что Aнacтacия не изнемогла от голода и остается здоровой и светлой лицом, правитель заподозрил стражей в том, что они доставляли ей пищу.

Наконец, он приказал посадить ее в более крепкую темницу, запечатал вход своею печатью и, приставив самую верную стражу, морил святую Анастасию голодом и жаждою еще тридцать дней. И святая мученица за это время день и ночь питалась одними только слезами и усердно молилась Богу.

По истечении других тридцати дней Анастасию вывели из темницы и, увидев, что она опять не изменилась лицом, осудили ее на смерть вместе с другими приговоренными к казни за различные злодеяния. Всех их решили потопить в море.

Среди приговоренных был один благочестивый муж Евтихиан; лишенный ради Христа всего своего имения, он осужден был на ту же смерть. И вот их всех посадили на корабль и отплыли в море. Достигнув глубины, воины просверлили несколько отверстий в корабле, а сами пересели в лодку и поплыли к берегу.

И когда корабль уже должен был погрузиться в воду, внезапно находящиеся на нем люди увидели святую мученицу Феодотию, управляющую парусами и ведущую корабль к берегу, которого он вскоре и достиг. Все осужденные, видя свое спасение от потопления, изумились и, припав к ногам двух христиан, Евтихиана и Анастасии, умоляли просветить их в веру Христову.

Выйдя на берег невредимыми, они приняли учение веры от Евтихиана и Анастасии и крестились. Всех душ, спасшихся от потопления и уверовавших во Христа, было сто двадцать.

Анастасию опять схватили и приказали растянуть между четырьмя столбами и сжечь. Так блаженная Узорешительница совершила страдальческий свой подвиг: разрешилась от уз плоти и отошла к небесной желанной свободе.

Тело её, неповрежденное огнем, было выпрошено одною благочестивою женою, Аполлинариею, которая похоронила его с честью в своем винограднике.

Со временем, когда гонение на Церковь прекратилось, Аполлинария воздвигла над могилою мученицы церковь. Прошло много лет, и честные мощи святой Анастасии прославились. Тогда с великою почестью они были перенесены в царствующий город Константинополь.

Узорешительница – слово редкое и красивое. Есть в нём какая-то тишина, неприметность – обязательные условия христианского подвига. Святая Анастасия и жила так: раздавала милостыню бедным; скрываясь от чужих глаз, навещала узников; тихим, но твёрдым словом укрепляла их дух; по-христиански погребала останки казнённых мучеников. Происходило это 1700 лет назад. Память Анастасии Узорешительницы празднуется 22 декабря (4 января по н.ст.). «Испроси нам оставления согрешений наших», – просим мы в молитве к святой Анастасии. И в тысячах тюремных храмов к её иконе припадают люди, вымаливая себе прощение и – надежду.

Святая великомученица Анастасия изображена на иконах с крестом в правой руке и небольшим сосудом в левой. Крест – путь к спасению, в сосуде – святой елей, врачующий самые страшные раны. Узорешительница – значит избавительница от уз. От уз грехов, страстей, маловерия.

Святую мученицу Анастасию называют «Узорешительницей», поскольку ей от Господа подана сила излечивать телесные и духовные болезни. Её предстательством разрешаются узы неправедно осужденных, подаётся утешение пребывающим в заключении. Просят святую и о защите от колдовских чар.

Греки называют эту святую Фармаколитрией, то есть Целительницей. Как повествует преподобный Андрей Юродивый, при храме Анастасии Узорешительницы когда-то была лечебница для душевнобольных.

Особую помощь святая Узорешительница оказывает нервнобольным людям и всем тем, кто страдает головными болями.

Частица мощей Анастасии Узорешительницы издавна пребывает в России – в Благовещенском соборе Московского Кремля.

Известно, что летом 1995 года на российской орбитальной станции «Мир» по благословению Святейшего Патриарха Алексия II в рамках миссии «Святая Анастасия - надежда на мир» побывали в космосе две иконы Анастасии Узорешительницы.

Тихо, смиренно, но мужественно и стойко прожила святая Анастасия короткую, как утренняя заря, жизнь... Но вот уже 1700 лет перед её иконой горят свечи, читаются акафисты, служатся молебны. Её житие входит в нашу жизнь примером служения Богу и ближнему. Как хорошо, что есть святые, которых мы можем попросить о сокровенном и перед иконой которых мы не стыдимся собственных слёз.

Молитва

О многострадальная и премудрая великомученице Христова Анастасие! Ты душею на небеси у Престола Господня предстоиши, на земли же данною тебе благодатию различная совершавши исцеления; призри убо милостивно на предстоящия люди и молящияся пред иконою твоею, просящия твоея помощи, простри ко Господу святыя молитвы о нас и испроси нам оставление согрешений наших, помощи в трудах милосердных, укрепления духа в служении, кротости, смирения и послушания, недужным исцеление, скорбящим, во узах сущим скорую помощь и заступление, умоли Господа, да подаст всем нам христианскую кончину и добрый ответ на Страшнем Судищи Своем, да сподобимся и мы купно с тобою славити Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь.

Полное собрание и описание: молитва анастасии узорешительнице чем помогает для духовной жизни верующего человека.

Память: 22 декабря / 4 января

Была дочерью богатого и знатного римлянина. Всем имением своим служила узникам тюрем, среди которых было немало христиан. За милосердие и самоотверженное служение заключенные назвали ее Узорешительницей, т.е. "облегчающей оковы". Когда в ней признали христианку, то подвергли мучениям. Святой великомученице молятся об облегчении уз находящихся в заточении, об обращении ко Христу заблудших и впадших в тяжкие преступления.

Великомученица Анастасия Узорешительница

Тропарь великомученице Анастасии, глас 4

Кондак великомученице Анастасии, глас 2

Молитва великомученице Анастасии

Акафист великомученице Анастасии Узорешительнице:

Канон великомученице Анастасии Узорешительнице:

Житийная и научно-историческая литература о великомученице Анастасии Узорешительнице:

  • Великомученица Анастасия Узорешительница – Православие.Ru
Читать другие молитвы раздела "Православный молитвослов"

Читайте также:

© Миссионерско-апологетический проект "К Истине", 2004 – 2017

При использовании наших оригинальных материалов просим указывать ссылку:

Православные иконы и молитвы

Информационный сайт про иконы, молитвы, православные традиции.

Молитва Анастасии Узорешительнице

«Спаси, Господи!». Спасибо, что посетили наш сайт, перед тем как начать изучать информацию, просим подписаться Вас на нашу группу Вконтакте Молитвы на каждый день. Так же посетите нашу страничку в Одноклассниках и подписывайтесь на ее Молитвы на каждый день Одноклассники. «Храни Вас Господь!».

Люди, которые за какие-либо преступления оказались в тюрьме, но понимаю свою вину и раскаиваются также, как и другие православные христиане могут надеяться на поддержку и помощь Святых Великомученников. Одной из них является Анастасия Узорешительница.

В разных источниках можно найти много свидетельств тех, кому она помогла. Чтобы понять, почему она не оставляет заключенных людей, нужно знать хоть немного о ее житие.

Великомученица была христианкой, как и ее мать, а отец - представителем веры языческой. Анастасия жила в тяжелые для христиан времена. Всю свою жизнь она посвятила помощи заключенным христианам. Тратила на это много сил, денег и времени. Хоть делала Святая это тайно ото всех, особенно мужа ее, сохранить все в секрете долго не получилось. А она только ведь хотела облегчить их страдания, чтобы заключение в темнице было хоть немного легче.

Святейшая страдала за то, что делала, за веру свою непоколебимую. Муж, узнав о ее деятельности, подверг ее избиениям и другим мерам наказания. Выдерживая все это, она только молила Бога, чтобы он ей помог. И Господь услышал ее. Совсем скоро ее супруг умер, а она смогла полностью посвятить свою жизнь помощи страждущим.

Молитва Анастасии Узорешительнице от тюрьмы

Довольно часто в нашем несправедливом мире бывает так, что людей обвиняют в том, чего они не совершали. Также они могли стать участниками какого-либо происшествия, преступления совершенно случайно или не по своей воле. В такой ситуации очень поможет действенная молитва Анастасии Узорешительнице от суда. Ее нужно читать в процессе ведения дела, тогда все решится по справедливости.

Святейшая помогает не только заключенным. Молиться Заступнице можно:

  • При родах;
  • За родных и близких;
  • В нужде всякой;
  • Перед судом и во избежания тюрьмы.

Кроме того, Святая является и покровительницей будущих матерей. Все беременные женщины могут надеяться на ее святейшую помощь при родах, а также во время вынашивания дитя. И тогда вы сможете быть уверенны, что Святейшая поможет, и у вас родится здоровое чадо.

Обращаються за покровительством к Великомученице такими словами:

«О многострадальная и премудрая великомученице Христова Анастасие! Ты душею на Небеси у Престола Господня предстоиши, на земли же, данною тебе благодатию, различная совершаеши исцеления: призри убо милостивно на предстоящия люди и молящиеся пред мощами твоими, просящия твоея помощи, простри ко Господу святыя молитвы твоя о нас, и испроси нам оставление согрешений наших, недужным исцеление, скорбящим и бедствующим скорую помощь: умоли Господа, да подаст всем нам христианскую кончину и добрый ответ на Страшном Суде Своем, да сподобимся мы купно с тобою славити Отца и Сына и Святаго Духа во веки веков. Аминь»

Молитва Анастасии Узорешительницы об освобождении

Когда человек отбывает тюремное заключение в местах заключения свободы, он меняется не только внешне, по характеру, но и душевно. Ведь у него тогда есть время подумать о совершенном преступлении, о его грешном деянии, о жизни своей и судьбе дальнейшей.

Если человек понял, что его поступки вызвали ужасные последствия, как для него, так и для пострадавшей стороны, и он изменился, то всеми последующими поступками будет доказывать это.

В таком случае можно попросить Святейшую Анастасию о скором освобождении. Но это должен быть молебен от чистого сердца, с хорошими искренними помыслами. Ведь Господь Бог и Святые Угодники всегда за нами наблюдают. Они помогают только тем, кто действительно нуждаются в их поддержке.

Святейшая не оставляет в беде не только тех, кто отбывает наказания в тюрьмах или, кто ждет приговора. К Святой Угоднице обращаются страдающие от хвори всякой, от травм душевных и телесных. Настасья никого не оставляет в беде.

Так, что молитесь Святой Настасье, и она спасет вас от уз всяких греховных и распада душевного.

Да будет Господь с вами. Да поможет вам Святейшая Анастасия!

Смотрите так же и видео молитву к Святой Анастасии:

Молитвы святой Великомученице Анастасии Узорешительнице

В сонме православных святых встречаются удивительные подвижники, готовые прийти на помощь в самых, казалось бы, сложных и тяжелых обстоятельствах человеческой жизни. Одной из таких угодниц Божьих стала Великомученица Анастасия Узорешительница, чей подвиг любви по сей день укрепляет в вере и наставляет множество христиан. Особое почитание она получила среди людей, отбывающих срок в местах лишения свободы. Так кому помогает молитва святой Великомученице Анастасии Узорешительнице и как правильно ее читать?

Кем была святая Анастасия и кому помогает по сей день?

Во время правления одного из самых грозных правителей Рима Диоклетиана пострадало множество христиан. Вера в истинного Бога преследовалась, была вне закона, а ее сторонники жестоко карались. Не обошла такая участь и праведную девушку Анастасию, мать которой была тайной христианкой и сумела привить дочери веру во Христа.

Юная девушка выбрала себе непростое служение - в нищенской одежде она пробиралась в тюрьмы и оказывала помощь томившимся там заключенным. Поддерживал ее наставник, ученый и благочестивый человек Хрисогон. Множество лишений и злоключений выпало на долю святой, которую, к тому же, насильно выдали замуж за язычника.

До конца своих дней праведница твердо несла свой подвиг помощи страждущим. В конце концов, молва о ней дошла до жестокого правителя Диоклетиана, и тот повелел казнить угодницу Божию вместе с другими христианами. Так она и окончила свой жизненный путь, но по сей день верующие христиане прибегают к ее святому заступничеству и покровительству.

Важно! Поскольку при жизни Анастасия прославилась именно тем, что помогала заключенным в тюрьмам, то ей больше всего молятся именно те, кто отбывает срок.

Это совершенно значит, что нельзя обратится за помощью в любой другой скорбной ситуации - Господь слышит все наши просьбы, которые исходят от чистого сердца и с большой верой. Своего рода «специализация» святых на помощи в конкретных ситуациях - это традиция, выработанная со временем и по молитвам верующих.

Тем не менее, святой Анастасии Узорешительнице молятся о:

  • освобождении из мест лишения свободы;
  • благополучном исходе суда;
  • защите в случае неправдивого обвинения;
  • облегчении приговора;
  • наставлении и вразумлении осужденных.

Кроме того, в практике восточного христианства распространено обращение к этой святой во время родов.

Как правильно молиться?

Очень часто новоначальные христиане, которые только начинают открывать для себя православие, задаются вопросом о том, что же такое правильная молитва тому или иному святому. Распространено мнение, что правильное произношение тех или иных текстов - залог успеха и того, что святой услышит и непременно исполнит просимое.

Такой подход неверен в своей сути, православие - это не обряд или магический ритуал с заговором. Можно целыми днями молиться о чем угодно и при этом совершенно не получить никакой духовной пользы.

Правильная молитва всегда начинается с пересмотра собственной жизни. Нет более бессмысленного занятия, чем вычитывать священные тексты, совершенно не меняя собственную жизнь согласно Заповедям Божиим и учению святой Церкви. Если человек механически вычитает текст, а после этого вернется в свою привычную греховную жизнь - он не получит ни духовной пользы, ни утешения.

Особенно актуален этот вопрос для заключенных. Человек, отбывающий срок за какое-то преступление, имеет все условия раскаяться и получить прощение от Господа. И действительно, молитва Анастасии Узорешительнице может сильно в этом помочь. Но первое и самое главное условие - раскаяние самого человека в содеяном и твердое намерение исправить свою жизнь.

Интересно! Среди осужденных на тюремное заключение множество людей открывают для себя Бога и становятся искренне верующими людьми.

Почему так происходит? Иногда человеку, совершившему откровенное злодеяние, гораздо легче покаяться, нежели тому, кто погряз в ежедневных мелких грехах. Многие люди накануне суда или тюрьмы читали молитву святой Великомученице Анастасии Узорешительнице и получали ощутимую помощь и духовное подкрепление.

Самый главный залог молитвы, которая будет услышана Богом - это искренность и готовность следовать за Христом. В Евангелии мы видим множество примеров, когда после встречи с Господом люди в прямом смысле слова оставляли свою прежнюю жизнь и шли за Богом, чего бы это им не стоило.

От современного мирского человека никто не требует бросать свой дом и идти в пустыню замаливать грехи. Большим делом будет начать ходить в храм, посильно молиться и, что самое главное, менять свою жизнь. Лишний раз не ругаться, лишний раз потерпеть. Видя такое стремление человека, Господь всегда поможет и укрепит в любой ситуации.

Кому не поможет святая Анастасия Узорешительница

К сожалению, даже православных христиан зачастую встречается чисто практический подход к молитве и хождению в церковь. Люди годами могут не вспоминать о Боге, вести греховную жизнь и не думать каяться. Но вдруг случается беда, человек тут же бежит в храм. Но бежит он не затем, чтобы исправиться и получить прощение от Бога, а бежит за тем, чтобы решить свои насущные проблемы.

Поскольку Анастасии Узорешительнице часто молятся перед судом и от тюрьмы, многие люди возносят ей свои молитвы после совершения преступления. Просить святую могут о том, чтобы вина не была доказана, или чтоб злодеяние и вовсе осталось скрытым. При этом сам преступник не испытывает ничего, кроме желания остаться безнаказанным. Такие прошения никогда не будут услышаны.

Важно! Если человек прибегает к молитве с корыстными целями, совершенно не раскаявшись в совершенном зле, он никогда не получит Божьей помощи, а только лишь еще больше отяготит собственную совесть.

Для того чтобы молитва святой Анастасии Узорешительнице от тюрьмы была услышана и принесла свой плод, человеку надо признать свой поступок, покаяться перед Богом, принять то наказание, которое полагается ему по закону. И молиться, полностью предавая себя и свою дальнейшую судьбу в руки Божьи. С таким подходом и таким раскаяным сердцем человек обязательно почувствует Божью помощь по молитвам угодницы Божьей Анастасии.

Если человек по своему личному выбору принимает решение скрываться от закона, не признавать свою вину, пытается избежать заслуженного наказания, в таком случае нечего рассчитывать на небесную помощь. В такие моменты многие люди разочаровываются в вере и еще дальше уходят от Бога, считая, что Он все равно их не слышит. Господь слышит всех и каждого, но Он не может спасти человека без его собственного желания и труда. Поэтому начинать всегда надо с себя, и тогда молитва обязательно принесет свой плод.

Победоноснаго Воскресения истинноименитая наречена еси, мученице Христова, победы на враги поставила еси мук терпением, Христа ради, Жениха твоего, Егоже возлюбила еси. Того моли спасти души наша.

Во искушениих и скорбех сущии, к твоему храму притекающе, приемлют честная дарования от живущия в тебе Божественныя благодати, Анастасие: ты бо присно миру точиши исцеления.

О многострадальная и премудрая великомученице Христова Анастасие! Ты душею на небеси у престола Господня предстоиши, на земли же, данною тебе благодатию, различная совершаеши исцеления: призри убо милостивно на предстоящия люди и молящиеся пред святой иконой твоей, просящия твоея помощи: простри ко Господу святыя молитвы твоя о нас, недостойных (имена), и испроси нам оставление согрешений наших, недужным исцеление, скорбящим и бедствующим скорую помощь: умоли Господа, да подаст всем нам христианскую кончину и добрый ответ на страшнем суде Своем, да сподобимся и мы купно с тобою славити Отца и Сына и Святаго Духа во веки веков. Аминь.

Святая Анастасия Узорешительница. Молитва святой Анастасии

Некоторые думают, что святые нам не помогают. Так ли это? Почему? Все потому, что мало веры в нас, не умеем толком просить о помощи, все как-то скороговоркой, на бегу, между прочим. Так и живем…

Жизненные испытания

С годами редко кто приобретает молитвенный опыт. Лишь в трудных житейских ситуациях и в момент испытаний мы вмиг становимся послушными учениками божьего слова, просим о милости. Враз поддается нам мудреная молитвенная наука, находятся и силы, и усердие для её познания. Многим вспоминается при этом молитва Святой Анастасии Узорешительнице. Чем страшнее выпавшее испытание, тем больше способностей просыпается в наших душах.

Старая молва гласит: «От тюрьмы и от сумы не зарекайся». Лишение свободы – слишком серьезное испытание. Будучи на свободе, редкая заблудшая душа прислушивалась к увещеванию родных, словам предостережения. Здесь, в темнице, смысл жизни доходит до многих. Душа трепещет живой радостной болью. А раз болит, значит, есть надежда на выздоровление.

Каждому узнику знакомо имя – Святая Анастасия Узорешительница. Она является покровительницей заключенных. Храмы в тюрьме – явление сегодня вполне привычное. Строятся часовни, молельные комнаты. Утешением для заключенных является даже небольшой святой уголок, где есть лампадка и иконки.

Икона Святой Анастасии Узорешительницы. О чем молиться? Кому помогает?

Узорешительница – необычайно красивое, редкое слово, в нем сочетается неприметность и тишина, а это составные части христианского подвига. Анастасия Узорешитильница жила скромно, тайно навещала в тюрьмах узников, раздавала бедным милостыню, укрепляла словом павших духом. К богоугодным делам её можно отнести и то, что останки мучеников после казни она погребала по-христиански. 1700 лет прошло с тех самых пор, но образ её до сих пор помогает всем просящим, укрепляет дух в трудную минуту.

Икона святой Анастасии Узорешительницы есть в каждом храме, молельной комнате, часовне, которые построены в тюрьмах. Молиться ей могут те, кто попал в заточение по роковой ошибке или из-за чьего-то злого навета. Узники испрашивают у Святой милости, силы, дабы стойко вынести все тяготы судьбы, не впасть в отчаянье.

Молитва Святой Анастасии поможет всем страждущим. Святой великомученице молятся для того, чтобы познать духовную гармонию, обрести смирение, укрепление своей веры в господа, об исцелении тяжких болезней души тела, о даровании жизненных сил.

Святая великомученица Анастасия Узорешительница

На иконах великомученица Анастасия изображается держащей в руках крест и елей. Крест, как известно, путь к спасению, елей же врачует любые раны. Избавление от грехов, маловерия, страстей, каких-либо тяжких уз – вот что означает имя Узорешительница. Несмотря на то что с тех давних времен прошло 1700 лет, по сию пору врачует души страждущих Святая Анастасия, идет к заключенным в темницы, дарит надежду на спасение души. В далеком 304 году приняла Анастасия мученическую смерть за христианскую веру, произошло это в период правления Диоклетиана в городе Сирмиуме.

Святая Анастасия является одной из семи женщин, чье имя упомянуто в римском каноне мессы. Также оно присутствует в католической литании всем святым. Иконографическими символами Анастасии Узорешительницы являются склянка с елеем, крест либо пальмовая ветвь.

Кроме всего вышеперечисленного, Анастасию Узорешительницу считают покровительницей всех беременных. В день Святой Анастасии (22 декабря) на Руси женщины на сносях, произнося молитву, вышивали полотенце, оно в свое время помогало им благополучно и легко разрешиться от бремени.

Житие Святой Анастасии Узорешительницы

Родилась Анастасия в Риме, в семье богатого сенатора, которого звали Претекстат. Он был язычником, а мать её Фавста тайно поклонялась Христу. Фавста отдала на воспитание Анастасию святому Хрисогону, который был знаменит своей ученостью. Он обучал деву закону Божию и Священному Писанию. Училась Анастасия прилежно и зарекомендовала себя как мудрая и умная. После того как мать Анастасии умерла, отец, против воли дочери, выдал её замуж за Помплия. Под предлогом надуманной болезни Анастасии удалось сохранить в браке свое девство.

Вера в Христа никогда не покидала Анастасию, с ранних лет совершала она богоугодные дела. В сопровождении служанки, переодевшись в нищенские одежды, она посещала темницы, подкупала охранников, лечила, кормила узников, пострадавших за христианскую веру, порой выкупала им свободу.

Однажды служанка поведала Помплию о похождениях Анастасии, тот жестоко наказал жену и запер её. Во время заточения дева нашла способ связаться со своим учителем Хрисогоном. В тайной переписке он призывал её набраться терпения, духа, молиться и быть готовой ко всему за свою веру к Господу. Хрисогон же предсказал, что в скором времени Помплий погибнет. Действительно, отправляясь в Персию с посольством, муж Анастасии утонул. Получив полную свободу, Святая Анастасия стала проповедовать веру Христову, раздавать свое имущество всем страждущим и нищим.

Гибель Хрисогона. Странствия Анастасии

В те времена гонения на христиан были особо жестокими, но верноподданные Христа стойко переносили все муки заточения. Правившему Диоклетиану донесли о силе духа узников, которыми были переполнены римские темницы. Он отдал приказ умертвить всех, а учителя Хрисогона направить к нему в Аквилею. Анастасия Узорешительница последовала за учителем.

Сам император допрашивал Хрисогона, никакие пытки не сломили веру в нем. Диоклетиан так и не сумел склонить Хрисогона к отречению. Это и привело учителя к погибели. Император приказал обезглавить его, а тело бросить в море. Если верить Божественному откровению, останки Хрисогона вынесло на берег, и нашел их некий пресвитер Зоил. Он положил тело в ковчег, укрыл у себя дома.

Явился тогда Святой Хрисогон во сне Зоилу и предсказал скорую мученическую смерть трех христианок – Ирины, Хионии и Анапии, которые жили неподалеку. Велел учитель направить к ним Анастасию, дабы поддержала та их в страшные минуты. Самому Зоилу была предсказана Хрисогоном скорая, но мирная кончина. Святая Великомученица Анастасия узрела путь к Зоилу тоже через видение. Навестив пресвитера, Анастасия помолилась у тела Хрисогона, после этого укрепила веру трех мучениц перед пытками, а когда они испустили дух, сама предала их тела земле. Исполнив всё, что завещал ей учитель Хрисогон, Святая дева пустилась в дальние странствия. К этому времени она отлично владела лекарским искусством, всюду она служила узникам-христианам.

Благодаря своим подвигам, а также помощи, оказываемой узникам-страдальцам, Святая Великомученица Анастасия получила имя Узорешительницы. Разрешала она своим трудом от тяжких мучений, уз, долговременных страданий многих исповедников Христа.

Гонения на христиан. Испытания великомученицы Анастасии

Святая Анастасия познакомилась однажды с молодой благочестивой вдовой по имени Феодосия. Стала она для Узорешительницы верной помощницей. Вместе они подкупали тюремщиков. Посещая темницы, излечивали больных, раненых, приносили узникам пищу, утешали приговоренных к смерти, укрепляли веру в них, причащали отходящих в мир иной. Икона святой Анастасии так и писана – держит Узорешитильница в руках сосуд со священным маслом и крест.

В скором времени отправились обе женщины в Сирмиум, где христиане подвергались особо жестокому гонению. Диоклетиан приказал казнить всех узников-христиан. Придя утром в темницу и увидев её опустевшей, Анастасия стала громко причитать, рыдать. Тюремщикам стало понятно, что она является христианкой. Они схватили её и отправили к правителю области. Узнав, что Анастасия принадлежит к знатному римскому роду, направили её на допрос к самому императору, ведь только он мог решать её судьбу. Диоклетиан знал когда-то отца её – сенатора Претекстата. Уговорами император склонял деву к отречению от веры христианской, интересовался наследством, оставшимся от отца. Анастасия призналась, что все состояние она потратила на поддержание узников-христиан. Не сумев сломить волю молодой женщины, император вновь отправил её в Илирию. Правитель области передал Анастасию верховному жрецу Ульпиану.

Хитрый Ульпиан поставил Анастасию перед выбором. Роскошь – золото, красивые одежды, драгоценные камни – с одной стороны, а с другой – тяжкие страдания и пытки. Подлое коварство его было посрамлено, дева отвергла богатства и предпочла ради веры своей муки. Господь поддержал Анастасию, продлил её жизненный путь. Лукавый жрец был уязвлен красотой, чистотой Святой Анастасии и решил осквернить её честь. Но только он прикоснулся к ней, как сразу же ослеп. Обезумевший от боли, Ульпиан, сломя голову, помчался к языческому храму, всю дорогу он взывал о помощи к своим идолам, но упал по дороге и испустил дух.

Анастасия в заточении, её погибель

После смерти жреца Святая Анастасия получила свободу. Первое время пряталась она в холмистой местности Сирмиума. Затем снова вместе с Феодосией она стала служить страдальцам-христианам, излечивать их раны, поддерживать духовно. Но в скором времени Феодосия и сыновья её приняли мученическую смерть за веру христову. Старший Евод кротко сносил побои и смело держался перед судьями. Приняв долгие мученические пытки, погибли они в раскаленной печи.

Святая Анастасия Узорешительница снова попала в темницу города Сирмиума. В течение шестидесяти дней прошла она испытание голодом. И каждую ночь являлась к деве Святая Феодосия, укрепляла дух, ободряла Анастасию. Судья Илирии, видя, что голод не страшен молодой женщине, приказал утопить её с остальными заключенными, среди которых был в те годы гонимый за веру Евтихиан. Заключенных посадили на корабль и вывезли в открытое море. Чтобы судно дало течь, воины-охранники пробили в нем множество отверстий, а сами пересели на лодку и уплыли, оставив страдальцев на верную погибель. Явилась тогда узникам Святая Феодосия, не дала она затонуть кораблю, повела его по волнам к берегу на остров Палмария. Чудом спасенные все сто двадцать заключенных уверовали в Христа, приняли они крещение от Евтихиана и Анастасии. Недолго они радовались свободе, были вскоре схвачены и приняли мученическую смерть за веру. Святая Анастасия Мученица погибла над костром. Её распяли крестообразно между столбами, после этого обезглавили.

Вечная память Анастасии

Неповрежденное огнем тело Анастасии христианка Аполлинария похоронила в своем саду. По писанию Дмитрия Ростовского, дата гибели Анастасии приходится на 25 декабря 304 года. Случилось это при правлении императора Диоклетиана. После того как гонения на христиан прекратились, над гробом святой девы была выстроена часовня. В 325 году христианство наконец-то стало государственной религией, в то время власть была в руках императора Константина. В память о подвигах Узорешительницы в городе Сирмиуме была возведена церковь Святой Анастасии.

В 467 году мощи Святой были переправлены в Константинополь, там в ее честь был воздвигнут храм. Уже в конце девятнадцатого века ступню и главу Узорешительницы перенесли в монастырь Фармаколитрии, который тоже именовался ее именем. Основан он был невдалеке от Горы Афон в Халхидиках.

Монастырь Бенидиктбоерн. Кохельзеерское чудо

В 739-740 годах у подножия Альп в Баварии был основан монастырь. Назван он был именем преподобного Бенедикта Нурсийского – Бенидиктбоерн. Действует монастырь до сих пор, славится он как один из духовных центров Баварии. В библиотеке его хранится более двухсот ценнейших рукописей.

Ежедневно в монастырь прибывает множество автобусов с паломниками из Австрии, Германии, Швейцарии, Италии. Называют их здесь «пильгерами». Христиане Западной Европы глубоко чтят подвиги Анастасии Узорешительницы. Молитва Святой Анастасии врачует духовные и телесные раны, особую помощь получают нервнобольные люди, а также страдающие головными болями.

В монастыре Бенидиктбоерн хранится множество христианских святынь. К одной из них относится реликварий, в котором хранятся мощи Анастасии Узорешительницы. Находится реликварий в главном монастырском храме, в серной его части. Строительству реликвария с мощами способствовало произошедшее здесь чудо, которое называют Кохельзеерским. Чудо это произошло в 1704 году во времена военных событий. В районе озера Кохельзее проводились боевые действия. День и ночь читалась баварскими монахами и местными жителями молитва Святой Анастасии Узорешительнице. Услышала она мольбы христиан и пришла к ним на помощь. Монастырские постройки, а также ближайшие деревни чудом уцелели. С той поры жители Баварии считают Святую Анастасию своей покровительницей. В её честь была выстроена редкой красоты капелла.

Мощи Святой Анастасии

Архитектор Фишер в1751-1755 годах создал капеллу в форме эллипса. Интерьер её был богато украшен живописными панно, лепниной. В европейском искусствоведении капелла считается жемчужиной стиля рококо.

В алтарной части капеллы хранится реликварий (из мощей – небольшой фрагмент лобной части). Из монастырских записей понятно, что мощи в монастырь доставил из Италии некий странствующий монах в 1035 году. Реликварий искусной работы выполнен в форме бюста из золота и серебра мюнхенскими мастерами ещё в 1725 году. Скульптурное изображение Святой Анастасии венчает корона, выполненная из золота, украшенная драгоценными камнями. Бюст-реликварий относят к образцам ювелирного баварского искусства.

Имя Святое – Анастасия – с греческого переводят как «воскресение», по народным преданиям олицетворяет воскресный день. В христианстве три Святых с именем Анастасия: Старшая – Анастасия Римляныня (память 29, 30 октября), Младшая – Анастасия Узорешительница (память 22 декабря), отшельница Александрийская – Анастасия Патрикия (память 10 марта).

Монахи монастыря Бенидиктбоерн знают о том, что мощи Святой Анастасии Узорешительницы разошлись по всему миру, что часть их хранится на Святой Горе Афон в монастыре Кутлумуш. По рассказам теперешних служителей храма, монахи Бенидиктбоерна паломничали в Грецию, там близ города Салоники есть царский монастырь Анастасии Узорешительницы. В далеком 888 году сюда доставили часть мощей Святой девы.

Приезжавшие в Бенидиктбоерн христиане-хорваты сообщили монахам, что в городе Задар (Хорватия) хранится частичка мощей Святой Анастасии. Русские православные поведали, что в Московском Кремле Благовещенский собор издавна бережет частицу ее мощей.

Многие православные баварцы знают о том, что в монастыре Бенидиктбоерн хранятся мощи, и что Святая Анастасия Узорешительница помогает всем страждущим. В день её памяти, а также мучеников Евтихиана, Феодотии, Хрисогона, Евода все христиане, носящие их имена, съезжаются в монастырь с друзьями, семьями. В этот день монахи открывают дверь капеллы, где хранятся мощи Анастасии, позволяют паломницам приложиться к святому реликварию своей небесной покровительницы. С покаяниями, надеждой, благодарственными молитвами обращаются паломники к Анастасии Узорешительнице. Мюнхенский приход постоянно организует паломничество в монастырь Бенидиктбоерн. У мощей совершается молебен попеременно на немецком и церковно-славянском языках.

В 1995 году в космосе, на российской станции «Мир», с благословления Алексия II, Святейшего Патриарха, побывали две иконы святой Анастасии Узорешительницы. Эта миссия символизировала общность корней православной и католической церкви, христиан Запада и Востока.

В России также есть храм Святой Анастасии в Пскове, он считается памятником республиканского значения, впервые упомянут в летописях 1487 года. В этом действующем храме Святой Великомученицы Анастасии Узорешительницы также есть частица мощей многострадальной девы. Перед ковчегом с её мощами регулярно совершается молебен по заключенным, которым вымаливается прощение за совершенные ими грехи.