Китайские шахматы. Китайские шахматы (Xiangqi)

Китайские шахматы (Xiangqi)

Xiangqi или Китайские шахматы является очень популярной игрой в азиатских странах. Предполагается, что и Xiangqi и классические западные Шахматы произошли от оригинальной индийской игры Чантуранга.

Начальная позиция и цель игры

Xiangqi играется на прямоугольной доске 9x10. В отличие от западных шахмат, фигуры помещены в пересечения линий, а не в поле. Каждый игрок начинает игру со следующими фигурами: 1 король (или генерал), 2 охранника (или советники), 2 слона, 2 коня, 2 ладьи (или колесницы), 2 пушки и 5 пешек. Стартовое положение показано на следующей картинке:

Маленькие квадраты, содержащие диагональные линии называют красным и черным дворцами, а толстую горизонтальную линию в середине доски называют "рекой".
Цель игры мат или пат королю противника.

Движение фигур

Все фигуры в Xiangqi (кроме пушек) используют те же самые правила как для ходови, так и для сбития фигур соперника. Пушки имеют специальное правило, которое будет разъяснено ниже.

Король (генерал)

Король перемещается на одно место вертикально или горизонтально, это не может перемещаться по диагонали. Он никогда не оставляет своего дворца. Как в стандартных шахматах, королю не разрешают делать ход под шах. Если король подвергается нападению (находится под шахом ), соответствующий игрок должен избавиться от шаха немедленно. Если это не возможно, игрок проигрывает.

Охранник (Советник)

Охранник перемещается на одно место по диагонали и точно так же как король, он никогда не оставляет своего дворца. Другими словами, каждый охранник имеет только 5 возможных положений в пределах области дворца.

Слон

Слоны могут перемещаться точно два места по диагонали, и они не могут пересекать занятые поля. Кроме того, слонам не разрешают пересекать реку, они должны остаться на своей половине доски. Это означает, что каждый слон имеет только 7 возможных положений.

Конь

Конь перемещается на одно место вертикально или горизонтально, и потом на одно место, по диагонали наружу. Есть существенное различие между западными шахматами и Xiangqi, потому что конь не может перепрыгнуть через занятые места. На картинке показаны (в зеленых местах) все возможные ходы красного коня, так как черная пешка блокирует левую сторону. .

Ладья

Ладья перемещается как ладья в стандартных шахматах - на любое число мест вертикально или горизонтально.

Пушка

Пушка перемещается таким же образом как и ладья. Однако, если пушка захочет сбить фигуру, то это должно быть сделано перепрыгивая через другую фигуру(свою или противника). Картинка показывает позицию, где все возможные ходы или захваты (отмеченая зеленой точкй черная ладья в верхней части доски) красной пушки отмеченны зелеными точками.
Черный конь на левой стороне доски не может быть захвачен, потому что между ним и пушкой нету одной фигуры. Верхняя черная ладья может быть захвачена пушкой перепрыгивая через красную пешку. С другой стороны, вторая черная ладья (справа) не может быть захвачена, так как пушка прыгает только через одну фигуру (черная пешка и красный конь) .

Пешка

Пешки перемещаются и сбивают только на одно место вперед (они никогда не идут по диагонали). Когда пешка пересекает реку, ее возможние движения увеличиваются - она может быть продвинута на одно место горизонтально.
Пешки не превращаются в другие фигуры. Когда пешка достигает последнего ряда, она может перемещаться только боком.

Другие важные правила

Смотреть также:

Описание флеш игры

Китайские шахматы

Chinese Chess

Китайская версия всемирно известной настольно игры шахматы , также известная как Сянци.
Для победы вам понадобятся логические навыки, умение планировать на несколько ходов вперёд, ну и конечно же знание правил.
Поединок между чёрной и белой командой происходит на поле размером 9х10 клеточек. Линия, разделяющая доску на стороны противников называется река, область 3х3 клеточки у края – это замок вашего генерала (так называется фигура, выполняющая роль короля).
Генерал ходит по вертикали и горизонтали на одну клетку и не может покинуть пределы замка. Кроме того, генерал не может “смотреть” на другого генерала, т.е. между ним и аналогичной фигурой соперника нет других юнитов. Такая ситуация будет считаться матовой.
Также рядом в генералом в замке без права выхода находятся два стража. Они также перемещаются на одну клеточку, но уже по диагоналям.
Также в армии игрока есть два советника – эти персонажи ходят на две клетки (но не могут на одну) по диагоналям и не могут перебраться за реку.
Рыцарь , он же конь, в целом сохранил те же функции, что и в обычных шахматах, то есть свой коронный ход буквой “Г”. Вот только в сянцы конь не прыгает, а действительно идёт, а значит если на пути стоит что-то, фигура пройти не сможет.
Ладья – единственный элемент, абсолютно одинаковый, как в европейских, так и в китайских шахматах. В отличие от пешки, которая не только стоит изначально не на той позиции, но и получает новую способность при пересечении реки – двигаться в стороны.
Имеется также полностью новая фигура – пушка. Передвигается пушка подобно ладье, но вот атакует иначе. Она не может побить цель, которая находится первой на её пути, а только ту, что находится за ней, т.е.

материал перепечатан с сайта www.narod.ru

Относительно времени возникновения китайских шахмат существуют разные точки зрения. В основном они сводятся к двум вариантам: китайские шахматы возникли независимо от других задолго до новой эры; китайские шахматы возникли в VI-VIII веке новой эры из шахмат индийской (западной) группы. В настоящее время большинство исследователей склоняется ко второй теории. Но и до проникновения шахмат из Индии или другой западной (по отношению к Китаю) страны у китайцев уже существовали национальные игры шахматного типа с фигурами, носившими названия небесных светил (небесные или астрономические шахматы). И хотя нынешние китайские шахматы в основном обязаны своему рождению шахматам индийского происхождения, но все же на них оказали влияние и древнекитайские шахматы, поэтому сянци - это гибрид обоих направлений, и первая теория до некоторой степени тоже верна. Возможно, что в сянци играет больше людей, чем в любую другую разновидность шахмат - ведь число играющих в сянци хотя бы от случая к случаю не меньше 500 миллионов человек. Число регулярно играющих превышает 100 миллионов человек. В настоящее время сянци обрели второе дыхание и выходят на международную арену. С 1980 года один раз в 2 года проводится розыгрыш кубка Азии по сянци.

Перейдем теперь к описанию правил игры. Если дать игре чисто словесное краткое описание, то может показаться, что китайские и международные шахматы очень похожи. Действительно, и в тех и в других количество квадратов доски и число фигур одинаковы - 64 квадрата, у каждого игрока по 16 фигур. "Съеденные" фигуры обратно на доску не возвращаются, "повышение в чине" получает только пешка - все это сближает сянци и международные шахматы. Но на самом деле различий между сянци и шахматами едва ли не больше, чем сходства. Взглянем на начальное расположение фигур, показанное на рисунке. Сразу же бросаются в глаза две особенности.

Восточный вариант

Западный вариант

Первая - фигуры стоят не внутри квадратов, а на точках пересечения вертикальных и горизонтальных линий. Именно эти точки и являются полями доски, как в го или рэндзю. Число полей китайской шахматной доски составляет 90, что почти в полтора раза превышает число полей на обычной доске.
Вторая особенность - сложность китайской доски. Она напоминает карту. Посредине мы видим полосу, на которой прерываются вертикали. Эта полоса называется пограничной или небесной рекой, но чаще - просто рекой. Китайцы называют Млечный Путь Небесной Рекой, и очень возможно, что река на китайской шахматной доске - это часть наследства от древне-китайских астрономических шахмат. У крайних горизонталей мы видим два больших квадрата с прочерченными диагоналями. Это дворцы. Каждый дворец состоит из 9 полей или четырех малых квадратов. Дворцы иногда называют крепостями или штабами. О назначении реки и дворцов будет рассказано ниже.
Фигуры в сянци - плоские круглые шашки, на которых написаны иероглифами названия фигур. Цвета фигур - красный и черный. Точнее, это не цвета самих фигур, а иероглифов на них.
Ходы в сянци совершаются по очереди красными и черными, по одному ходу за раз. Ходить можно либо на свободное поле, либо на поле, занятое чужой фигурой. В последнем случае эта фигура бьется - снимается с доски и больше в игре не участвует. Выигрыш в сянци возможен матом, патом и при нарушении противником правил.
При выборе символов для фигур взамен иероглифических обозначений будем исходить из тех же принципов, что и для сеги, т.е. если есть аналоги в шахматах, то берется обычный символ, в противном случае будут вводиться новые обозначения, по возможности простые и логичные. Для обозначения полей доски мы будем применять европейскую нотацию, т.к. китайская нотация слишком непривычна для нас. Китайцы обозначают вертикали цифрами, причем для каждого игрока свой отсчет - справа, а положение фигуры на указываемой вертикали описывается словами.
В настоящее время принято начинать игру красными. Ниже дается описание фигур.

Король
Собственно говоря, эта фигура переводится с китайского как полководец. Назвав так главную фигуру, китайцы устранили недопустимую для них ситуацию - наличие двух монархов на доске, что рассматривалось как скрытый призыв к бунту против единственного законного монарха. У китайцев красный и черный короли обозначаются разними иероглифами, которые произносятся по разному: у красных - щуай, у черных - Цзян. Король ходит только в пределах дворца на соседнее поле по вертикали и горизонтали. В сянци существует очень важное правило открытой вертикали, превращающее короля в атакующую фигуру, хотя он и узник дворца: оба короля не могут одновременно стоять на одной вертикали, если между королями нет других фигур. Мы будем это правило также называть правилом оппозиции (ради краткости). Оно позволяет в эндшпиле оттеснять вражеского короля на боковую сторону дворца, где он легко матуется или патуется, или же создавать связки на любой стадии игры. Шуай в начале игры стоит на поле е1, а Цзян - на поле е10. Мы будем применять для короля обычное сокращенное обозначение - Кр.

Телохранитель
У каждого игрока две таких фигуры, они стоят справа и слева от короля. Как и король, они не имеют права выходить за пределы дворца. Ходят они на соседнее поле по прочерченным диагоналям. В то время как королю доступны все поля дворца, телохранители изображены кружками, что хорошо отражает назначение этих фигур - защищать короля, ведь кружок - это круглый щит. Кроме того, это изображение, являясь простым и приятным для глаз, напоминает нам изображение золота в сеги, а телохранитель и золото - родственники, поскольку второй произошел от первого. Китайцы называют телохранителя "ши", это слово имеет целый ряд значений: воин, гвардеец, телохранитель; ученый, мудрец; благородный человек; советник. Телохранитель ходит как ферзь в шатрандже (арабских средневековых шахматах), но с одной разницей: последний мог ходить по всей доске. Сокращенно мы будем обозначать телохранителя Т. Иногда предлагают называть эту фигуру ферзем и обозначать Ф, но очень уж сильно он отличается от привычного нам ферзя, и потому мы этот вариант отбрасываем.

Слон
Красные слоны стоят на с1 и g1, черные - на с10 и g10. Обозначаются красные и черные слоны разными иероглифами, но произносятся одинаково (если отбросить тональные различия) - сян. Значения обоих иероглифов частично совпадают: иероглиф для черного слона означает слон. А также и фигура, а иероглиф для слона красного - только фигура. Иероглиф, изображающий черного слона, стоит на первом месте в названии китайских шахмат - сянци, а второй иероглиф в этом слове означает "игра". Поэтому сянци переводится либо как игра слонов, либо как игра фигур. Иногда дается и такое толкование - игра фигурами из слоновой кости.
Слон ходит по диагонали через одно поле, если оно свободно. Слон в сянци очень напоминает слона в шатрандже, но есть два отличия: в сянци слоны не могут переходить реку, а слоны в шатрандже могли ходить по шахматной доске от края и до края; в шатрандже слон мог перепрыгивать через фигуры, а китайские слоны этого не могут. Из начального положения красный слон на с1 может пойти на а3 и е3, но если на d2 будет стоять какая-нибудь фигура, то ход на е3 станет невозможным (блокируется). Аналогично любая фигура на b2 блокирует ход на а3. Слону доступно всего лишь семь полей. А если бы слоны и могли переходить реку, то им было бы доступно 12 полей из 90 полей доски. Отметим еще один любопытный факт: если бы слоны в сянци и могли бы переходить реку, то красные и черные слоны не могли бы бить друг друга, как не могли бить друг друга белые и черные слоны шатранджа. Кстати, то же самое верно и для телохранителей: если их выпустить из дворца и дать свободу передвижения по всей доске, то красные и черные телохранители будут неуязвимы друг для друга (и здесь имеется аналогия с шатранджем: черный и белый ферзи шатранджа не могли нападать один на другого). Хотя слон и имеет аналога в международных шахматах, но уж очень сильно различие между ними, и поэтому лучше изображать его не по "европейски". Сокращенно мы будем его обозначать точно так же, как европейского или международного шахматного слона, т.е. С.

Конь
В сянци кони - почти полные аналоги фигур с тем же названием в обычных шахматах, они не только стоят на привычных местах (рядом с углами доски в первом ряду), но и ходят почти как "наши" кони. Китайский конь может ходить в любую сторону и по всей доске, но как и слон, он не может перепрыгивать через фигуры. Уточним, по какой траектории ходит конь в сянци, чтобы понять, когда он может быть блокирован.
Конечные точки траектории хода коня в европейских и китайских шахматах одинаковы, но в сянци конь не ходит буквой Г, ход китайского коня состоит из двух шагов: первый - на соседнее поле по горизонтали или вертикали (как король) и второй - по диагонали на соседнее поле (как телохранитель). Любая фигура, стоящая в точке излома траектории хода коня (т.е. на стыке обоих шагов), блокирует коня, или как говорят китайцы, связывает коню ноги. Для пояснения возьмем начальную позицию. Конь на h1 может пойти на g3 и i3, но не может сделать ход на f2, т.к. его блокирует слон на g1. Ввиду почти полной идентичности китайского и европейского шахматных коней мы сохраняем для коня в сянци обычное изображение на диаграммах и обычное сокращение в записях партий и позиций (К). Китайцы называют шахматного коня "ма", что и означает конь или лошадь.

Ладья
Единственная фигура в сянци, которая без всяких исключений ходит так, как мы привыкли, это ладья. Естественно, что и символ на диаграмме и сокращенное обозначение для нее мы берем из международных шахмат, а именно рисунок крепостной башни и букву Л. Китайцы называют ладью "цзюй", что значит колесница, а иногда и попроще - "че" - повозка или телега.

Пешка
В то время как численность королей, слонов, коней и ладей в "наших" и китайских шахматах совпадает, пешек в сянци меньше, всего пять, и стоят они в начале игры не плечом к плечу, а через свободное поле. Как короли и слоны, пешки для красных и черных обозначаются разными иероглифами, которые и читаются по разному: красная пешка - бин, черная цзу. Пока пешка не перешла реку, она ходит и бьет только вперед на соседнее поле по вертикали. Т.е. до перехода реки китайская пешка действует как и пешка японская. В сянци пешка не превращается в другую фигуру, но перейдя реку, она усиливается и может ходить и бить не только вперед, но и по горизонтали справа и влево на соседнее поле. Ни при каких обстоятельствах пешка не может отступать. Обозначать пешку на диаграмме мы будем обычным символом, а сокращенно будем ее обозначать буквой "п", т.е. тоже как обычно. Однако мы будем применять и другое распространенное правило: при обозначении ходов пешки букву "п" можно опускать.

Пушка
Напоследок оставлена самая экзотическая фигура сянци - пушка. Две пушки стоят в среднем ряду. Начальные "артиллерийские" позиции сторон таковы: красные пушки - b3, h3, черные b8, h8. Пока пушка не атакует, т.е. пока не бьет и не шахует, то она действует абсолютно так же, как и ладья. Но для взятия или шаха между пушкой и ее жертвой должна стоять другая, безразлично какая фигура, называемая очень образно - лафет. Лафет, пушка и ее жертва должны располагаться на вертикальной или горизонтальной прямой.
Пушка - единственная фигура в сянци, которая может прыгать, правда, только при ударном ходе, а также единственная фигура, которая бьет не так, как ходит. Для символа пушки на диаграммах мы выбрали изображение пушечного ствола, точно такое же, как в знаках различия на форме артиллеристов. Сокращенно мы будем изображать пушку буквой П (не путать с "п" - сокращением для пешки!). Любая пушка может первым ходом в партии бить коня, но обычно этого не делают, поскольку пушка тут же бьется ладьей, а в начале игры пушка как правило сильнее коня. Китайское название пушки - пао (артиллерийское орудие).

Перейдем теперь к описанию некоторых общих правил сянци. Пат в сянци - не ничья, попавшему в пат засчитывается поражение. Целый ряд эндшпилей в сянци построен, как мы увидим ниже, на выигрыше патом.
В сянци существует целый ряд запретов. Об одном мы уже знаем - это запрет на оппозицию (правило открытой вертикали). Перейдем теперь к другим запретам.
Нельзя давать вечный шах с повторением позиции более трех раз подряд. Дающему такой шах в четвертый раз засчитывается поражение. При этом атакуемая сторона не обязана менять ходы, более того, она заинтересована в повторении, поскольку четвертое повторение принесет ей победу. Здесь - полная аналогия с сеги. Нельзя давать повторяющийся шах, прерываемый ходом, подготовляющим мат на следующем ходу.
Переходим к последнему запрету. Он касается вечной угрозы любой фигуре, кроме короля. Если такое преследование производится с повторением позиции, то на четвертом повторении игра заканчивается. Однако здесь имеется расхождение в правилах: в КНР в этом случае засчитывается ничья, однако за пределами КНР (например в Гонконге) этот запрет не отличается от предыдущих и нападающий в четвертый раз проигрывает.

  • Франсуа Буше и Китай
  • Особенности китайских шахмат в соотношении с изображением на гравюре
  • Гравюра в декоративном искусстве
  • Примечания
  • Литература
  • Франсуа Буше и Китай

    Сцены из жизни народов Востока, особенно Китая, увлекали Франсуа Буше, как и его современников-аристократов и буржуа эпохи рококо . Известно, что он собирал предметы восточного быта. Они впоследствии были выставлены на распродаже его коллекции произведений искусства в 1771 году. Искусствоведы строят предположения, откуда Буше мог заимствовать китайские сюжеты. Это могли быть иллюстрированные книги-путеводители, создававшиеся после научных экспедиций (например, французское издание 1665 года описания путешествия голландской экспедиции на Восток), рисунки миссионеров- иезуитов (например, рисунки иезуита Жана Дени Аттире, побывавшего в Китае), сборники эстампов с изображением костюмов народов восточных стран, театральные постановки на восточные сюжеты .

    Буше сам создавал гравюры по чужим рисункам на китайские сюжеты. В 1730-1731 годах Буше исполнил в гравюре двенадцать листов по рисункам Антуана Ватто . Затем, в период с 1738 по 1745 год он работал над двенадцатью «китайскими» офортами к сборнику, изданному Габриэлем Хюкье (фр.) русск. . В 1754 году он создал декорации к балету композитора Жана-Жоржа Новерра «Китайские праздники», который шёл в Театре де ла Фуар. Самой значительной работой Буше в «китайском стиле» были эскизы для шпалер , созданные для Королевской мануфактуры гобеленов в Бове . Они демонстрировались в Салоне 1742 года, по ним Габриэль Хюкье выпустил серию эстампов на бытовые сцены: праздники, приёмы, танцы в доме китайского императора, сады императорского дворца, сцены рыбной ловли .

    Фоновый пейзаж у художника достаточно прост. Дени Дидро так характеризовал подобные пейзажи Буше:

    «…все его пейзажи так серы по цвету и так однообразны по тону, что на расстоянии двух шагов полотно его можно принять за кусок газона или за прямоугольные грядки петрушки».

    • Содержание
    • История создания и судьба гравюры
    • Франсуа Буше и Китай

    Сянци – логическая настольная игра из Китая, имеющая некоторое сходство с европейскими шахматами, индийской чатурангой и японскими сёги. Эту игру нередко называют китайскими шахматами. Сянци является одной из самых распространённых в мире настольных игр типа шахмат, если учитывать количество играющих, тем более, что эта игра популярна и в некоторых других странах, кроме Китая. Сянци вошли в список Всемирных интеллектуальных игр в 2008-м и 2012-м годах.

    История

    Европейскими исследователями сянци рассматривается в качестве одного из ответвлений класса игр, произошедших от чатуранги, возникшей в Индии не позже 6-го века. Чатурангу считают общим предком всех существующих сегодня игр типа шахмат. В ходе продвижения чатуранги на запад на её основе возник арабский шатрандж, из которого, в свою очередь, позже возникли современные шахматы. В ходе распространения на восток и проникновения в Китай чатуранга подверглась сильному влиянию китайских традиций, трансформировавшись в сянци, а на их основе появилась игра сёги, которая популярна в Японии. Также в Корее на основе сянци возникла игра чанги, в которую играют на почти такой же доске и такими же фигурами, однако её правила несколько отличаются от правил сянци.

    Часть китайских исследователей не разделяет мнение о том, что сянци произошли от чатуранги. Используя как аргумент документы, старейшие из которых относятся к эпохе Хань, они считают, что игра, которая была предком сянци, возникла в Китае примерно 3500 лет назад, а её изначальное название было “любо”. В ней тоже передвигали фишки на доске и среди них присутствовали пешки и генерал, которые делали ходы по-разному в соответствии с правилами, однако ход определяли с помощью игральных костей, поэтому в игре присутствовал элемент случайности. Позднее кости отменили и получили игру, которая называлась “сайчжан” или “гэу”. Согласно легенде, её правила утвердил лично император Китая того времени Хань У-ди.

    Во время эпохи Тан правила изменились, расширилось разнообразие фигур, результатом чего стали правила сянци, которые были уже довольно близкими к современным правилам этой игры. Достоверно установлено, что как минимум в 8-м столетии в Китае уже существовали сянци, в которые играли вдвоём, кости тогда уже не использовали, а фигуры совпадали с фигурами в чатуранге – генерал (или король), слон, конь, колесница (или ладья) и солдаты (или пешки). Фигуры делали ходы, довольно похожие на ходы в чатуранге (но в последней фигуры ставили на поля, тогда как в сянци они стоят на пересечениях линий). Вряд ли такое сходство могло возникнуть случайно, намного более вероятно, что, даже если чатуранга не была прямым предком сянци, она, по крайней мере, в значительной степени повлияла на китайскую древнюю игру, от которой непосредственно произошли сянци. Название игры, согласно распространённой версии, произошло от словосочетания «фигуры из слоновой кости», поскольку именно из этого материала изготовлялись в то время фигурки для сянци. В отличие от нынешних предельно простых фигур, украшенных только иероглифами, тогда часто использовались объёмные фигуры, созданные путём художественной работы и “полноценно” изображавшие персонажей – колесницы, лошадей, слонов, генералов.

    Важно учитывать, что документы, в особенности довольно древние, отнюдь не всегда могут толковаться однозначно, потому вопрос относительно происхождения сянци остаётся пока открытым.

    Из древних документов известна в подробностях партия в сянци, сыгранная в 10-м веке между даосским отшельником Чэнь Туанем и императором, завершившая победой даоса.

    Первым эпизодом знакомства с сянци в Европе стала гравюра Джона Инграма, которая издавалась в Париже в 1741-1763 гг. (но фигуры, которые изображены на ней, не соответствуют реальным фигурам сянци, видимо, потому, что график был не слишком хорошо знаком с ними).

    Самым сильным игроком 20-го века был Ху Жунхуа, который стал чемпионом Китая 14 раз. Возможно, сильнейшим современным игроком в сянци является Люй Цинь, 5 раз становившийся чемпионом Китая в 21-м столетии.

    С 1970-х годов в СССР издавались книги и выпускались наборы китайских шахмат под названием Чо Хонг Ки.

    Правила

    Доска

    Для этой игры используется прямоугольная доска, которая расчерчена горизонтальными и вертикальными линиями. Её размеры – 9 на 10 линий. Аналогично игре го, фигуры устанавливаются на пересечениях линий, а не в клетках. Между двумя центральными горизонтальными линиями расположена река, влияющая на передвижение воинов, коней и слонов. Отмеченные двумя имеющимися на доске диагональными линиями квадраты 3 на 3 называются дворцами или крепостями. Генералы и советники согласно правилам не могут выходить из этих квадратов.

    Фигуры

    Игрок в начале игры имеет в распоряжении комплект фигур, по форме напоминающих шашки, изготовляющиеся в большинстве случаев из дерева. На них нанесены иероглифы. Иероглифы на одном и том же виде фигуры в двух разных наборах могут различаться. Традиционно у одной из сторон фигуры имеют красный цвет (реже – белый), а у другой – чёрный (иногда – синий либо зелёный). Относительно того, фигуры какого цвета делают ход первыми, есть некоторые разногласия в разных регионах, однако на турнирах чаще всего первый ход делают красные.

    Как ходят разные фигуры в сянци:

    1. Король может передвигаться только на 1 пункт за 1 ход, в горизонтальном либо вертикальном направлении. Также он должен не покидать пределы своего дворца – квадрата, состоящего из 9-и пунктов, который ограничивается диагоналями.
    2. Советник (или защитник) может ходить только на 1 пункт в диагональном направлении за 1 ход. Аналогично королю, он не может выходить за пределы дворца.
    3. Слон (или министр) ходит в диагональном направлении обязательно на 2 пункта (не больше и не меньше). По правилам он не может пересечь реку. Каждая фигура, находясь между начальным и конечным пунктами хода слона, блокирует его, вследствие чего этот ход слон сделать не может.
    4. Ладья может ходить на любое количество пунктов в вертикальном и в горизонтальном направлении при условии, что ни на одном пункте, через которые проходит эта фигура, нет других фигур.
    5. Конь ходит в горизонтальном направлении ровно на 2 пункта и затем на 1 по вертикали либо наоборот – ровно на 2 пункта по вертикали и затем на 1 по горизонтали. В случае, когда соседний по горизонтали либо по вертикали с конём пункт занят другой фигурой, она блокирует ходы коня в этом направлении и он их совершать не может.
    6. Пушка может ходить на любое количество пунктов в горизонтальном либо вертикальном направлении, аналогично ладье. Но в случае взятия между начальным и конечным пунктами её хода должен быть ровно один не пустой (занятый другой фигурой, которая является “лафетом”) пункт. В случае же хода без взятия абсолютно все пункты, через которые проходит ладья, должны быть пустыми – не занятыми другими фигурами.
    7. Пешка ходит только на 1 пункт. Пешка, которая ещё не перешла через реку, может делать ход только вперёд, а пешка, которая “переправилась”, может ходить и по горизонтали.
    8. Взятие: любая фигура может зайти в пункт, который занимает фигура соперника – в этом случае первая фигура “съедает” вражескую фигуру. “Съеденную” фигуру в таком случае убирают с доски.
    9. Вертикаль короля: два короля не могут стоять на одной вертикали в случае, когда все пункты, разделяющие их, пусты. Ход, который создаёт такую ситуацию, запрещён правилами.
    10. Безопасность короля: правила запрещают оставлять короля в таком пункте, в котором соперник может съесть его. Запрещён ход, который ставит короля под удар.

    Некоторые другие ходы также запрещены правилами. Запрещено постоянно угрожать взятием какой-либо фигуры соперника, используя как одну, так и две или более собственных фигур. Такой ход называется “вечный шах” (если создаётся угроза королю) либо “вечная атака” (если угрожают другой фигуре, кроме короля).

    В сянци употребляются такие термины:

    1. Шах: ход, который угрожает королю соперника взятием на следующем ходу.
    2. Однотипная жертва (или размен): ход в пункт, с которого эта фигура может съесть фигуру соперника, относящуюся к тому же виду, таким образом, что какая-либо фигура соперника затем также сможет съесть эту фигуру на следующем ходу.
    3. Атака: ход любой фигуры в пункт, с которого она может съесть фигуру соперника (кроме короля) на следующем ходу. Атака – это также и такой ход фигуры, вследствие которого она становится “лафетом” своей пушки, которая в этой позиции угрожает фигуре соперника. Здесь есть исключения:
      • угроза, создаваемая королём либо пешкой, не является атакой;
      • угроза, создаваемая пешкой, которая ещё не перешла реку, не является атакой;
      • угроза, ведущая к размену, также не является атакой.
    4. Защищённость: фигура является защищённой, когда есть другая фигура, которая может съесть любую из фигур, которая съест первую фигуру. Исключением из этого правила является ладья, которая никогда не защищена в случае, если ей угрожает пушка либо конь.

    Вечный шах и вечная атака

    Правила запрещают вечный шах и вечную атаку. При нарушении этого правила засчитывается поражение нарушающему игроку. В случае, когда обе стороны нарушают это правило одновременно, засчитывается ничья. Если же один игрок создаёт вечный шах, а другой в тот же момент – вечную атаку, засчитывается поражение игроку, создающему вечный шах.

    Согласно правилам атака или шах могут совершаться не более 6-и раз подряд одной фигурой, не более 12-и раз подряд двумя фигурами, не более 18-и раз подряд – тремя фигурами, после чего шах/атака признаётся вечным/вечной.

    Окончание игры

    Игра завершается в одном из трёх случаев:

    • Мат: матом является угроза королю соперника взятием, от которой он не может защититься. Мат – это победа игрока, который ставит его королю соперника.
    • Пат: ситуация, когда один игрок не может сделать ни одного хода, не противоречащего правилам. Пат является поражением этого игрока.
    • Один либо оба игрока нарушил(и) правила.

    Ценность фигур

    В игре сянци есть определённая шкала ценности фигур (ценность пешки, не перешедшей реку, принята за единицу, ценность других фигур выражается в разном количестве не переправившихся пешек):

    • ладья – девять;
    • пушка – четыре с половиной;
    • конь – четыре;
    • слон – две;
    • советник (защитник) – две;
    • пешка, пересёкшая реку – две.

    Особенности игры

    Во время игры в сянци важно не впадать в крайности – не увлекаться только нападением или только защитой. Имеет большое значение сбалансированность игры, в противном случае даже при огромном материальном преимуществе можно легко потерпеть поражение. Баланс, то есть гармония противоположных начал между собой, является фундаментальной позицией китайской философии и чертой китайской ментальности. Эта особенность сянци, впрочем, имеет довольно простую причину: ходы короля ограничены пределами дворца, потому порой после потери игроком инициативы даже на 1 ход его соперник «уничтожает» небольшими силами недостаточно защищённого короля.