Гундяева елена михайловна, проректор по культуре, заведующая регентским отделением. Елена Гундяева: педсоветы закалили Владыку, научив мгновенной реакции и искусству дискуссии (интервью с сестрой Патриарха - материалы СМИ)

Самару посетила проректор по культуре Санкт-Петербургской Духовной Академии Елена Михайловна Гундяева.

8 марта, в праздник обретения мощей Блаженной Матроны Московской (то есть и для верующих это все равно женский день!), в духовно-просветительском центре «Кириллица» встречали гостью весьма необычную. Самару посетила проректор по культуре, заведующая регентским отделением Санкт-Петербургской Духовной Академии Елена Михайловна Гундяева. Как, наверное, уже догадались читатели, она родная сестра Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. В Самару Елена Михайловна приехала для того, чтобы посетить регентское отделение Самарской Духовной семинарии, где она побывала накануне, 7 марта. А уже на пути в аэропорт по благословению Митрополита Самарского и Тольяттинского Сергия Елена Михайловна Гундяева заехала в центр «Кириллица», где ожидал ее настоятель Кирилло-Мефодиевского собора протоиерей Сергий Гусельников.

И вот уже кадетский духовой оркестр играет торжественный марш, встречая почетную гостью. Белобрысый ученик первого «К» (от слова «Кириллица») класса Сильвестр Стрельников в красивой кадетской форме с погонами вручает букет белых роз высокой гостье . Конечно же, внимание всех приковано к сестре Предстоятеля Русской Церкви. Ведь какой бы духовной высоты ни достиг человек, все равно рядом с ним остаются те, кто связывает его с детством, с родом, семьей. Все равно ведь нет на земле уз крепче кровных, конечно, если эти узы еще и подкреплены духовным родством.

В семье петербургского священника Михаила Гундяева было трое детей. Старший, Николай Гундяев, ныне протоиерей, служит настоятелем Спасо-Преображенского храма города на Неве. Он был ректором Санкт-Петербургской Духовной Академии. Вторым шел Владимир Гундяев, будущий Святейший Патриарх Кирилл. А младшей в семье была Елена. И вот она приехала к нам в Самару.

Это дети сами играют?! Какие молодцы… - Елена Михайловна с улыбкой кивает в сторону ребят в кадетской форме, застывших в просторном фойе за музыкальными инструментами, оркестр в эту самую минуту наяривал что-то приподнятое, подобающее минуте. -
У вас здесь такой настоящий народ, прям ух какой!.. Подъезжали сюда, к храму, духовному центру, и уже у меня дух захватывало. Такой величавый вид!

Эти простые теплые слова на всех встречающих действуют умиротворяюще. Первое волнение улеглось, и отец Сергий Гусельников на правах хозяина проводит экскурсию по духовному центру «Кириллица». «Да у вас здесь целый дворец!» - восхищается Елена Михайловна. Первым на нашем пути открывает свои двери музей духовной культуры. Клирик Кирилло-Мефодиевского собора священник Максим Соколов приглашает гостью в мир красивых походных шатров, воинских доспехов, средневековых игрушек и исторических реконструкций

Как хорошо, что ребята могут сюда прийти, всё это потрогать, на себя примерить доспехи, наверное, тоже могут, - радуется Елена Михайловна за самарскую детвору.

Отец Максим компетентно уверяет ее:

Смотрители музея детям во время экскурсии говорят: «Трогать руками обязательно!».

Когда в просторном концертном зале «Кириллицы» детский хор исполнил песню на слова протоиерея Андрея Логвинова, Елена Михайловна Гундяева, щедро одарив юных артистов аплодисментами, обратилась к ребятам:

Дети, я надеюсь, у вас будет очень счастливое будущее. Но главное, надо трудиться. А пение - это замечательно, от этого и душа раскрывается, и головка лучше работает…

Думаю, дети из хора запомнят на всю жизнь такие сердечные слова сестры самого Святейшего Патриарха!..

Директор Некоммерческого фонда «Детский епархиальный образовательный центр» священник Дионисий Лёвин (у него в этот день еще и престол - он настоятель самарского храма в честь Блаженной Матроны Московской) рассказывает Елене Михайловне Гундяевой о работе фонда:

- «Кириллица», конечно же, очень крупный центр. А в малых городах и селах такие детские центры меньше размером. Но тем не менее есть у нас места, особенно на селе, где ребятам совершенно негде заниматься в любимых кружках, кроме как в отделениях нашего епархиального центра. Это главный приоритет Митрополита Сергия, чтобы дети могли заниматься в кружках безплатно, рядом с храмом и под руководством верующих педагогов.

Ваш Владыка делает поистине великое дело!.. Нам нельзя терять поколение за поколением. Ведь это будущее наше. Какие же вы молодцы, самарцы! - восклицает гостья. - А как в самарских школах обстоят дела с введением предмета Основы Православной культуры?

Созданы все условия, чтобы родители выбирали из предлагаемых модулей именно Основы Православной культуры. По согласованию с департаментом образования за священниками-кураторами закреплены конкретные школы. И батюшка помогает родителям определиться в выборе. В конце третьего класса священник приходит на родительское собрание и рассказывает о предмете ОПК, чтобы уже на следующий год родители выбрали для своего ребенка именно Православную культуру.

Потом были беседа с учителями, осмотр классов начальной школы, после чего Елена Гундяева с радостью в голосе сказала:

Детство под куполом храма! Что может быть лучше, правильнее!

Наш Владыка Сергий называет это благодатной средой, - отзывается отец Дионисий.

И только после того, как осмотрели классы для занятий колокольным звоном и рукоделием, побывали на обучении юных кадетов боевому искусству владения «шашечкой» (представьте себе пару десятков ребят, которые лихо крутят муляжи казачьих шашек, прямо как заправские Григории Мелеховы), отец Сергий Гусельников приглашает гостью в свой кабинет. Впереди у Елены Михайловны дальний перелет в город на Неве, и нужно же «на посошок» угостить ее чаем. За столом я получаю возможность задать ей несколько вопросов.

- Каково это, быть сестрой Предстоятеля нашей Церкви? - спрашиваю Елену Михайловну с вполне объяснимым журналистским интересом.

А вы сами как думаете? - с улыбкой, но очень внимательно к каждому слову, вопросом на вопрос отвечает она.

- Думаю, что это почетно, но нелегко.

Я думаю, вы правы. Это почетно, но нелегко. Но распространяться об этом я не могу, мы никогда не говорим на семейные темы. Это ведь личное. Обратите внимание, Святейший Патриарх тоже никогда на личные темы не говорит. Так у нас принято. Это всё глубоко семейное.

- Вы часто видитесь с братом?

Нет. Потому что я очень загружена работой. Вот у моего секретаря спросите, и Анна подтвердит (Анна согласно кивает) . Должность моя - проректор по культуре. Но на мне и воспитательная работа со студентами. Задача такая, чтобы они за годы учебы в Академии напитывались в то же время и светской культурой. Ведь Санкт-Петербург действительно культурный оазис всего прекрасного, и надо, чтобы в их головы закладывалась та информация, которая может быть им полезной, которая им пригодится. Потому что нам сегодня конкуренцию составляет интернет. И вот мы стараемся, чтобы студенты могли сравнивать и отличать подлинно прекрасное от суррогатов, подделок. Для этого мы делаем большие проекты. Работы много.

- Вы первый раз приехали в Самару?

Я была еще в Куйбышеве, при Владыке Иоанне. Потом уже с ним познакомились как с Петербургским Митрополитом. Владыка у нас в Лавре часто служил и очень мне помогал по Православной гимназии. Времена тогда были трудные. Школу содержать было очень сложно, и Митрополит Иоанн (Снычев) из епархиальных средств помогал нам, кормил учащихся. Представьте: воскресная Литургия, почти все учащиеся гимназии причастились… И вот с помощью Владыки мы всех их кормим сытным обедом. Так было не раз и не два! Он очень помогал. Царствие ему Небесное.

- Какая цель у этого вашего визита в наш город? Какое впечатление оставила поездка?

Впечатление у меня такое: Самара - это САМАРА!..

Мы в Академии открыли факультет церковных искусств. Регентское направление уже прошло государственную аккредитацию, у нас это бакалавриат. А иконописное направление немного хромает, оно пока еще не аккредитовано. Вот когда регентское направление поднимем, тогда уже плотнее займемся иконописью.

А сюда мы приехали вот почему… Мы разработали «регентский стандарт» для духовных учебных заведений. В прошлом году к нам в Духовную Академию съехались представители регентских отделений семинарий из многих городов России. И стали мы обсуждать, у кого какие программы. Оказалось, что кто-то сделал упор на домоводство, кто-то на воспитание матушек, на рукоделие, в общем, кто во что горазд. Это все прекрасно, и рукоделие нужно, но только это не имеет никакого отношения к регентскому делу. На регентском отделении настолько сложные учебные программы, что при правильном подходе к делу на вышивание времени уже просто не остается. Когда мы это всё увидели, нам ничего не осталось другого, как самим взяться за разработку и внедрение этого регентского стандарта. Разработали мы этот стандарт на базе нашего академического регентского отделения. И вот по милости Божией мы собираемся, ездим, обсуждаем этот стандарт. Мы не навязываем свою программу, но рекомендуем тот обязательный набор, который сложился у нас уже за много-много лет, и очень многие выпускницы служат по всей России («и не только России», - вставляет Анна), да, не только, служат и за границей, но Россия главное для нас.

Со стандартом сложно нам дается… Регенты народ амбициозный, у каждого свое видение. И для того, чтобы дело развернуть так, чтобы и база была для всех общая, и традиции местные сохранялись, мы создаем также вариативную часть для каждой семинарии. Она меняется в зависимости от места, где преподают. И в этой вариативной части преподаватели, например, Самарской семинарии вносят что-то свое, особенное. Остается простор для поиска, для творческой свободы. Но есть и нечто базовое, общее. Обязательное для всех… Очень важно развернуть образование так, чтобы база у нас была общая. А еще надо добиваться государственной аккредитации, чтобы наши выпускницы могли всюду нормально работать.

- Какие проблемы в духовном образовании вас сегодня особенно волнуют?

Есть такая пословица: где родился, там и пригодился.И надо ехать служить туда, откуда тебя направили на учебу в Петербург.А у нас бывает другое отношение. Приехал учиться к нам студент с Кубани. Проучился год и говорит: «Моей Яночке так Петербург понравился…». Остались в нашем городе. Обычно бывает так: остались-то остались, но не у дел. Не годится это, быть в столице десятым, когда у себя дома мог бы стать единственным. Нужно созидать, а не пристраиваться. Раньше в светских вузах молодой специалист должен был два года отработать по направлению. Ну, если уж там не прижился за это время, то дальше езжай, в другом месте пробуй. Но два года будь добр отдай. Оправдай вложение в твое образование.

Я окончил университет, филфак, - вступает в разговор отец Сергий Гусельников. - И поехал в деревню преподавать. Был даже директором сельской школы. Сейчас те годы с благодарностью вспоминаю.

А у нас в семинарии, - продолжает тему молодой священник отец Дионисий, - перед третьим курсом вывешивали объявление: кто уже определился и не собирается принимать священный сан, просим покинуть семинарию. Чтобы лишних трат на «случайных» людей не было.

Это очень правильно, - продолжает разговор Елена Михайловна. - К нам в Питер едут часто по направлению, а возвращаться домой не спешат. Я им говорю: «Ну как же так? Вы на какие деньги учитесь-то? На деньги ведь бабушек наших церковных. Постеснялись бы их». В ответ молчание. Всё больше «пиджачников», тех, кто сан не принял после учебы, а то и вовсе куда-то в сторону уходят. Вот это тревожит.

Отец Сергий, пользуясь минутой, подарил высокой гостье свою книгу о Святой Земле «Цветок Сиона», с заблаговременно подписанным автографом. Сообщил, что эта книга получила первое место на литературном конкурсе как раз в стенах Александро-Невской Лавры.

Провожаем Елену Михайловну Гундяеву к машине.

Господь вас вознаградит за труды по воспитанию детей. Господь вам поможет… - говорит она на прощание. И вскоре в сгущающихся вечерних сумерках растворяется белый микроавтобус, увозящий от нас сестру Святейшего Патриарха.

Добрый день!

  1. Поступающим на обучение в Санкт-Петербургскую Духовную Академию справку об отсутствии судимости предоставлять не требуется (подробный перечень документов размещен на сайте ).
  2. Полис ДМС (добровольного медицинского страхования) Вы приобретете в г. Санкт-Петербурге в случае Вашего поступления на обучение в Санкт-Петербургскую Духовную Академию.
  3. Сроки приема документов для поступления на обучение по образовательным программам бакалавриата богословско-пастырского факультета Санкт-Петербургской Духовной Академии в 2018 году установлены с 20 июня по 7 июля . Вам необходимо, прежде всего, в установленные Правилами приема сроки (т.е. до 7 июля ) представить в Приемную комиссию все необходимые документы до начала вступительных испытаний, чтобы Вас зарегистрировать.
    Для абитуриентов, проживающим в регионах или по какой-либо причине не имеющим возможности лично приехать в Академию для подачи документов в установленные сроки, существуют следующие способы подачи документов:
  1. Документы могут быть направлены в Академию через операторов почтовой связи общего пользования (по адресу: 191167, РФ, г. Санкт-Петербург, наб. Обводного Канала, д. 17, Приемная комиссия) .
  2. Есть возможность направить документы в электронной форме (в отсканированном виде с необходимыми подписями) на электронный адрес Приемной комиссии СПбДА: [email protected] .
    Если Вы планируете направлять документы в электронной форме (до 7 июля ), то по прибытии в расположение Духовной Академии на вступительные экзамены Вам необходимо предоставить в Приемную комиссию оригиналы всех присланных ранее документов.
  3. Да, заезд абитуриентов в расположение Санкт-Петербургской Духовной Академии осуществляется накануне за день до начала вступительных испытаний. В период вступительных экзаменов для всех абитуриентов предоставляется бесплатное проживание и питание в стенах Духовной Академии.

С уважением,
Приемная комиссия Духовной Академии

Оригинал этого материала
© golishev , 23.03.2012, Фото: "Коммерсант" , via golishev , "Огонек"

"Примерный семьянин"

О том, как Гундяев и проживающая в его квартире темпераментная женщина отсудили у соседа 20 миллионов за пыль , пишет уже "Росбалт" (до сих пор была только заметка на Фонтанке-Ру):

...Пыль появилась в пятикомнатных апартаментах площадью 144,8 кв. м, которые принадлежат Владимиру Михайловичу Гундяеву. Это мирское имя патриарха Московского и Всея Руси. А Лидия Леонова - верная соратница Кирилла, которая много лет сопровождает его по жизни (по данным СМИ, Леонова - сестра Гундяева). И прописана в одной с патриархом квартире на улице Серафимовича.

Вынужден разочаровать уважаемый "Росбалт": единственную сестру г-на Гундяева зовут Елена.

В этой семье выросли дети, отдавшие жизнь Богу. Брат Патриарха - протоиерей Николай Гундяев, профессор Санкт-Петербургской духовной академии, настоятель Спасо-Преображенского собора в г. Санкт-Петербурге. Сестра - Елена Михайловна - директор православной гимназии .

Это настоящая (и повторяю: единственная) сестра г-на Гундяева - Елена.

А вот так выглядит его "лжесестра" Лидия Михайловна Леонова:

Лидия Леонова
информацию о ней найти гораздо сложнее

...Приобщение к советской элите, «красивая жизнь», постоянные поездки за рубеж скорректировали тот одновременно романтический и аскетический идеал, к которому, вероятно, стремился юный Володя, принимая монашество. Ни в одну из его официальных биографий никогда не попадет история знакомства с Лидией Михайловной Леоновой - юной и симпатичной дочерью повара Ленинградского обкома КПСС. Вот уже 30 лет их связывают самые теплые отношения, которые, между прочим, дали повод некоторым западным журналистам, плохо разбирающимся в православных канонах, назвать владыку Кирилла «примерным семьянином». Говорят, что сейчас по домашнему адресу Лидии Михайловны в Смоленске зарегистрирован ряд коммерческих предприятий, так или иначе связанных с бизнесом самого митрополита. […] Оригинал этого материала
© "Радио Свобода" , 23.03.2012

Квартирный ответ патриарха Кирилла

Юрий Васильев

[…] Сам Владимир Гундяев ни в конфликте, ни в попытках его урегулирования участия не принимал.

И никаких исков патриарх Кирилл тоже не подавал, - подчеркивает главный редактор независимого сетевого ресурса Портал-Credo.Ru Александр Солдатов. - Истицей является некая госпожа Лидия Леонова, которую в последнее время пресса представляет как сестру патриарха. Но мы не знаем достоверно, в какой степени родства она с ним находится. Знаем только то, что она зарегистрирована в этой квартире, а единоличным собственником жилплощади является Владимир Гундяев, он же патриарх Кирилл. Эти данные есть в открытом доступе, в кадастровых ведомостях разного рода: он купил эту квартиру примерно лет 7-8 назад.

Публицист Владимир Голышев в своем блоге приводит ссылки на официальную биографию патриарха: сестра у него есть, но ее зовут Елена, подвизается на духовной ниве - директорствует в православной гимназии. Сестра Лидия в имеющихся материалах не значится.

Имя Лидии Леоновой впервые всплыло в конце 90-х годов - когда выяснилось, что на нее зарегистрировано несколько коммерческих структур в Смоленске, где епархиальным архиереем был нынешний патриарх Кирилл. Эти структуры, в частности, занимались и пресловутым табачным бизнесом - контролировали там какую-то торговлю табаком, инвестициями разного рода занимались. Есть основание предполагать, что Лидия Леонова, которую будущий патриарх привез с собой в Смоленск еще из Ленинграда, является его неким финансовым агентом, по меньшей мере, и достаточно близким человеком, раз они живут в одной квартире. […]

При этом замечу, что квартира патриарха Кирилла, где проживает Леонова, находится этажом выше, чем квартира Шевченко. А претензия состоит в том, что когда Шевченко ремонтировал свою квартиру, пыль летела не вниз, а вверх и нанесла такой огромный урон имуществу патриарха. На самом деле, в церковных кругах говорят о том, что эта квартира просто стала тесновата для двоих столь важных людей - там всего 144 кв. м., поэтому они решили сделать ее двухуровневой. Для чего надо любой ценой выселить проживающего ровно под патриархом Кириллом господина Шевченко. […]

Священство у Юрия Шевченко не такое простое, как у остальных клириков. Дело в том, что ему посоветовал стать священником покойный Алексий II. Господин Шевченко окончил Ташкентскую семинарию, живя в Москве, а рукоположен был в Киеве в составе Украинской православной церкви Московского патриархата. Поэтому Шевченко вроде как не является напрямую подведомственным Кириллу клириком.

- И что теперь с ним произойдет?

Поскольку суд обязал Шевченко освободить одну из двух квартир, которые ему в этом доме принадлежат, плюс еще выплатить компенсации, то, возможно, вскоре последует какое-нибудь исполнительное производство, во время которого его принудительно оттуда выселят. Надо заметить, что в его отсутствие и в отсутствие родственников один раз в его квартиру уже вламывались местные власти и правоохранительные органы, что является грубым нарушением закона. Но суд никак это не учел. И вот в результате этого вторжения был зафиксировали факт проведения ремонта, который рассматривался в суде.

А.Глоба

В весьма специфических средствах массовой информации появились «сенсационные» материалы о «частной квартире Патриарха Кирилла» в знаменитом «Доме на набережной» на улице Серафимовича в Москве. Авторы «сенсации» не ограничиваются «квартирным» вопросом, а делают «найденный ими компромат на Патриарха Кирилла» поводом к тому, чтобы создать у читателей мнение, что, якобы, Патриарх Кирилл не обладает доверием Церкви и его вот-вот «скинут», что Святейший держится только на Владимире Путине, которого авторы и публикаторы статьи также ненавидят, исходя из своей технологии сеяния мнимых разделений, создания их видимости, противопоставляют Патриарху Кириллу фигуру «аскета и нестяжателя» митрополита Климента. [...]

Показательно, что ЦРУшные, антироссийские компрадорские СМИ, которые на вопрос о том, «как делают антисемитом», отвечают обвинениями в «новом Холокосте», в данном случае очень даже антисемитски смакуют вопрос еврейского происхождения советника Патриарха Кирилла Владимира Иосифовича Ресина, опытного московского строителя, верой и правдой служащего Русской Церкви, помогая как можно скорее реализовать проект строительства двухсот храмов в новых районах Москвы. Я не знаю, принял ли уже Ресин Святое Крещение (Патриарх Кирилл - опытный миссионер, и те, кто рядом с ним, как правило, становятся ревностными православными христианами), но в домашних молитвах мы поминаем раба Божия Иосифа как помощника в главнейшем проекте, благодаря которому слово Церкви придет в каждый московский дом - проекте строительства, в общей сложности, шестиста храмов в новых районах Москвы.

Итак, кто же эти «разоблачители» и в чем же состоит раздутый ими «квартирный вопрос»?

Статью «Юрия Васильева» опубликовали, эту тему раздувают сайт радио «Свобода» (основана и финансировалась ЦРУ), сайтом Б. Березовского «Грани. ру», радио «Эхо Москвы» (известного своей русофобской позицией) . Все эти СМИ роднит то, что они, как один, поддержали «болотное» нападение на Россию, именно «болотные» боевики, последователи Ленина и Троцкого, из «Левого фронта» , устраивают провокации против строительства 200 храмов в новых районах Москвы и именно «болото», Немцов, Навальный, «Новая газета», «Эхо Москвы», телеканал «Дождь» поддержали кощунственную акцию в храме Христа Спасителя, исполнители которой и не скрывали, что бьют в союз Патриарха Кирилла и Владимира Путина, который мешает осуществлению «оранжевого» сценария в России.

Показательно, кто выставлен в качестве «экспертов» по «квартирному вопросу» . Это А. Солдатов, главный редактор сайта «Кредо». И Солдатов, и его сайт специализируются а клевете в адрес Патриарха Кирилла лично, Русской Православной Церкви как таковой, на пропаганде расколов и тоталитарных сект. […] Первые годы своего существования сайт «Кредо» располагался прямо в офисе главы «Фонда эффективной политики» Г. Павловского, который, как утверждают, крестился в т.н. «суздальском расколе» (маргинальной сектантской группке) , возглавляемой идеологом «Кредо» «епископом» Григорием Лурье. Собственно, секта эта и состоит из Лурье, Солдатова, Павловского и пары их поклонниц. Сейчас Павловский в резкой оппозиции В. Путину и это многое объясняет. Многое объясняет и тот факт, что постоянными авторами «Кредо» были есть такие персонажи, как не так давно умерший полковник военной разведки США Е. Магеровский и бывший подполковник ПГУ КГБ СССР, перешедший на сторону США, проживающий под «крышей» американских спецслужб К. Преображенский, «специалист» по фабрикации клеветнических измышлений против Русской Православной Церкви.

«Главой» «суздальского раскола» долгие годы был некий Севастьян Жаков, судимый за детскую гомосексуальную педофилию, он «окормлял» Солдатоваа и Ко. Об интересе «сексуальных меньшинств» в травле Святейшего Патриарха Кирилла мы еще расскажем.

Второй «эксперт» упомянутой «разоблачительной статьи» - В. Голышев, деятель с репутацией пахабного блоггера, близкий к С. Белковскому (многие годы Голышев воглавлял сайт Белковского АПН). Белковский, хозяин «института чьих-то национальных стратегий» в России, новый постоянный автор «Кредо», известен как представитель Б. Березовского в России, «политменеджер» А. Навального и, вообще, ключевая фигура «оранжевого сценария» в России. То есть деятель, который занимается подготовкой десуверенизации России, иностранного вмешательства в ее внутренние дела. Белковский постоянно публично призывает к расчленению России «прри посредничестве Б. Обамы»), отделению Кавказа и, вообще, созданию неких новых «Российского государства и Церкви». Нынешние Российское государство и Церковь, стало быть, по Белковскому, должны быть разрушены. Белковский, понимая, что союз Патриарха Кирилла и Владимира Путина - это ключевое препятствие в реализации «оранжевого сценария» в России, на страницах «Московского комсомольца» стреляет в этот союз, а также в такие контрреволюционные, спасающие народ от «оранжевых» манипуляций миссионерские проекты Патриарха Кирилла, как «200 храмов в новых районах Москвы» и миссия среди молодежи (в том числе в среде молодежных субкультур) . Ненависть Белковского к этим проектам понятна - они мешают манипулировать молодежью, вырывают ее из «хищных лап оранжевой антироссийской пропаганды» , ведь молодежь, в том числе и по причине отсутствия той самой активной православной миссии, которой занимается Патриарх Кирилл, на Украине действительно стала жертвой «оранжевой» пропаганды и «пушечным мясом» пресловутой «оранжевой революции». Вот такие вот деятели и такие вот издания раздувают тему «квартиры Патриарха Кирилла».

Еще одно СМИ, муссирующее «квартирный вопрос», это РИА «Росбалт». […]

А в чем, собственно, «тема», в чем обвиняют Патриарха? В том, что он «миллионер» потому что, нарушив монашеские обеты, приобрел квартиру с видом на храм Христа Спасителя с видом на храм Христа Спасителя и, то ли сам, то ли его доверенные лица, подали в суд и требуют возмещения ущерба со священника Юрия Шевченко (бывшего министра здравоохранения РФ) , который, приобретя квартиру на соседнем этаже, устроил там ремонт с валом пыли, переделок стен, коммуникаций и т.д., в результате которого квартира, принадлежащая Патриарху, в которую ринулись вся эта пыль, всякие вредные химические вещества, стала невозможной для жилья. Таким образом суд совершенно справедливо взыскал с Шевченко, этого небедного человека, имеющего несколько квартир в центре Москвы.

Итак, что же происходит на самом деле? Автор этих строк попытался разобраться в ситуации. С этой целью пришлось «поднять все связи», расспросить все мыслимые и немыслимые источники, даже посетить Смоленскую область так как с ней связана деятельность «обвиняемой» в статье «Юрия Васильева» Лидии Леоновой, которая, по сведениям «Васильева», представляет интересы Патриарха на суде по «квартирному вопросу».

Удалось выяснить следующее. Патриарх Кирилл не имеет ни возможностей, ни желания приобретать квартиры в центре Москвы и где- либо, он живет верой и миссией Церкви. Квартира на ул. Серафимовича действительно принадлежит Святейшему, она подарена ему Правительством Москвы в его бытность митрополитом Смоленским и Калининградским, Главой ОВЦС МП. В квартире хранится библиотека отца Патриарха Кирилла, насчитывающая более 3 тысяч томов. Шевченко действительно своим ремонтом нанес библиотеке огромный урон.

В этой информации нет ничего, что компрометирует и бросает тень на Патриарха Кирилла.

В Смоленске многие просили меня защитить честь и достоинство Лидии Леоновой, тень на которую бросает «Ю. Васильев», попросту клевещет на нее. Лидия Михайловна Леонова, двоюродная сестра Святейшего, искренне верующая православная христианка, живущая «монахиней в миру», которая бросила Питер, карьеру, чтобы помочь становлению Смоленской епархии, когда туда в «опалу» был направлен ректор Ленинградских Духовных Школ Владыко Кирилл, ныне - Патриарх Московский и всея Руси [...]

Человек, которого антицерковные СМИ рисуют в качестве «жертвы Патриарха», в действительности, меньше всего похож на «несчастную жертву». Речь идет о священнике Юрии Шевченко , бывшем министре здравоохранения РФ. Дело в том, что Патриарх Кирилл начал системную работу по миссионерскому возрождению и внутреннему очищению Русской Церкви. В том числе от лиц, занявших начальственное положение благодаря внешнему вмешательству. Дело в том, что спецслужбы «незалежной Украины» , стремясь оторвать Украинскую Церковь от Русской, пытались поддерживать тех лиц в церковной ограде, которых можно «держать на крючке», шантажировать ими всю Церковь. Патриарх Кирилл, как известно, такие «дела» не терпит, за Церковь он пойдет в любой бой. Видимо, с этим связано снятие с Житомирской кафедры епископа Гурия (Кузьменко), о нетрадиционной ориентации которого узнало Священноначалие Русской Церкви и справедливо приняло меры. Так вот, справедливо возникли вопросы. Почему священник Юрий Кузьменко поехал рукополагаться к Гурию? Если все нормально, то почему его отказывался рукополагать Патриарх Алексий Второй? Почему Ю. Шевченко поехал учиться в далекую Ташентскую семинарию, хотя в Москве несколько достойных Духовных школ - семинария, академия, Свято-Тихоновский Универитет.

О. Шевченко никто не обвинял, просто в Московской Патриархии решили проверить его канонический статус. А он вдруг решил «бить первым» и связался с разными ЦРУшно- болотными, откровенно антироссийскими СМИ. Или, у «кураторов» этих антироссийских СМИ, «специалистов по российским элитам» было, чем шантажировать о. Юрия Шевченко, и они с помощью шантажа заставили его вступить в бой с Патриархом Кириллом, который так им мешает.

Как оказалось, есть что проверять - Ю. Шевченко возглавляет учреждение, которое делает аборты .

Вот каких людей используют для борьбы с Патриархом Кириллом.

Кстати, я неслучпайно упомянул патентованного, отсидевшего за гомосексуальную педофилию лидера «суздальского раскола» Севастьяна Жакова. Дело в том, что российской «гей-сообщество» активно выступает в поддержку «болотной революции», и борется с Патриархом Кириллом, Русской Церковью, Владимиром Путиным и го командой. Чего только стоят заявления лидера «борьбы за права секс меньшинств» Н. Алексеева о сносе Храма Христа Спасителя, а также деятельность корреспондента антироссийской, антицерковной «Новой Газеты» Е. Костюченко в поддержку кощунственной акции в храме Христа Спасителя. Также Н. Алекссев агитировал на президентских выборах за М. Прохорова, обещавшего изгнать Церковь из системы образования. На эту тему известный православный журналист и блоггер Наталья Кузнецова- Годфри:

Безработный Антон Красовский, возглавлявший предвыборный штаб своего соратника по ориентации и ненависти к Православию, распространяет клевету и наслаждается издевательствами над Святейшим Патриархом в виде комментариев таких же на уголовную статью себе труждающихся соплеменников. […]

Таким образом, клеветническая кампания против Святейшего Патриарха Кирилла –это не только антицерковная, но и антироссийская, антирусская кампания, активнейшее участие в которой принимают лидеры «болотной революции» и «гей- сообщества»- этого авангарда разрушения наших ценностей и семьи. Без православных ценностей России и русских можно будет брать голыми руками, а в случае азрушения института семьи русские просто вымрут, а Церковь во лаве с деятельным миссионером Патриархом Кириллом не дает разрушить то, что еще не разрушено и пытается возродить народ, который без воцерковления нельзя спасти от алкоголизации, абортов, наркотиков, пропаганды цинизма, антипатриотизма и прочих орудий его убийства. Поэтому так корежит белковских от терминов «првавославная имиссия», «программа -200» и т.д.

Мстят Патриарху Кириллу и то, что сорвал «оранжевый сценарий» противопоставления Церкви государству. […] Патриарх Кирилл - «и свят, и искусен», хорошо понимает, кто есть кто и что есть что и поэтому поддержал Владимира Путина, а не «коллективного Березовского». […]

Ее судьба тесно связана с Санкт-Петербургской духовной академией. Она - одна из первых студенток регентского отделения ЛДА, которое было открыто в 1978 году по инициативе ее родного брата - будущего Патриарха Кирилла. Двадцать лет назад основала при академии епархиальную церковно-богословскую детскую школу, которую возглавляет по сей день. А также занимает должность помощника ректора академии по культурно-воспитательной работе. Елена Михайловна Гундяева рассказала корреспонденту «Фомы» о детстве, учебе и главном деле своей жизни.

«Мы Вам дочь не отдадим!»

Елена Михайловна, в самые махровые антирелигиозные годы Вы, дочь священника, ходили в обычную советскую школу. Были ли какие-то трудности, связанные с этим?

Папа с раннего детства нам говорил: «Если вы верующие, оставайтесь такими во всем, а если хоть в чем-то отступите - всё, и в остальной жизни будете искать компромиссы с совестью и обстоятельствами». И мы, глядя на отца, никогда не скрывали своей веры, не были ни октябрятами, ни пионерами. Причем сверстники нас очень уважали. А вот от учителей доставалось, особенно брату. Он учился блестяще, но в кабинет к директору его вызывали регулярно. Мне, девочке, за его спиной было немного легче. Когда мы жили в Красном Селе, все было проще, учителя нам даже сочувствовали. Некоторые, видя, как мы стоим против атеистического шквала, уважали нашу позицию и взгляды. Помню, как преподавательница по физике сказала: «Лена, ты меня прости, но я должна сегодня сказать, что Бога нет». Но когда мы переехали в Ленинград в девятом-десятом классах, ситуация была уже совершенно другой. Только я принесла документы в школу (дочь священника, не комсомолка..), сразу же вызвали маму. Она пришла, а ей говорят: «Мы будем бороться за вашу дочь. Мы вам ее не отдадим!» Мама, мудрая женщина, ответила: «Попробуйте». Вера была для нас уже настолько естественным состоянием, что мама даже не беспокоилась. Хотя в этой школе было очень трудно. Многие одноклассники, видя, как меня все время прессингуют, старались держаться подальше, так что у меня особенно друзей там и не было.

- В чем заключался этот прессинг?

Да во всем. Приходишь на зачет, а тебе говорят: «Будешь сдавать позже». А потом сидишь вечером, уже без ребят, в лаборантской. И поставить тебе могут любую оценку, независимо от ответа. Например, по обществоведению ответила - строго в соответствии с текстом учебника. Учительница прочитала и спрашивает: «А ты ведь так не считаешь?» Отвечаю: «Нет, конечно». Она настаивает: «Напиши тогда, как ты считаешь».. Но мы уже в этих вопросах были грамотными, и я ответила, что ничего не буду писать. Мне поставили тройку, хотя написанный ответ был совершенно верен в их системе координат.

Первопроходцы

А после школы Вы стали одной из четырех первых студенток на только что открытом регентском отделении Санкт-Петербургской духовной академии. Какие воспоминания остались у Вас о тех годах?

Было непривычно. Ведь мы, женщины, всегда воспринимали академию как мир мужской. И когда нам предоставили возможность учиться, иначе чем чудом это назвать было нельзя. И эта возможность, конечно же, требовала от нас ответственного отношения.
Кроме того, скидок нам в академии никто не делал. С первых же дней мы начали серьезно заниматься, осваивая программу во всей полноте. Стоит вспомнить, что тогда советская женщина и церковное образование были совершенно непересекающимися понятиями! И мы вчетвером были здесь первопроходцами…

- Невероятно трудно, похоже, Вам было…

Было очень интересно! Свое церковное образование я начала получать еще в детстве, от папы. Потом стала работать в библиотеке духовной академии. Но меня всегда не покидало ощущение, что этого мало, была жажда настоящей учебы. И тут вдруг словно мечта сбылась! Пусть хоть и таким маленьким составом, но нас зачислили в академию. Кстати, полноценная группа студенток набралась уже вскоре.

- А как юноши реагировали на появление девушек в их суровой мужской среде?

Они сразу разбились на два лагеря: одним не нравилось, что мы появились, а другие, наоборот, понимали, как это важно, поддерживали. Ведь от профессионально обученных женщин-регентов на приходах очень многое зависит. В общем, равнодушных не было. Потом, конечно, некоторые ребята начали ухаживать за девушками. Но владыка ректор сразу всех предупредил: на первых курсах никаких свадеб! Так оно и было. Лишь позже начали создаваться семьи, и замечательно, что будущие священники могли в стенах академии найти себе жен, близких по духу!

- Какого уровня было образование, которое Вы получали, что оно Вам дало в первую очередь?

Очень многое. Во-первых, систематизировало все, что было узнано и изучено ранее. Во-вторых, в чем-то изменилось восприятие мира: было интересно учиться, это был уже другой образ жизни. И, наконец, внутренний подъем был удивительный! Мне кажется, что никогда бы не набралась смелости открыть школу, если бы у меня за спиной не было регентского отделения.

- Причем Вы ведь не просто типичную приходскую школу открыли…

Действительно, когда в 1990 году пошла волна открытия всевозможных воскресных, приходских школ и курсов, я для себя решила: если детей учить богословию, то учить серьезно. Даже самых маленьких. С благословения почившего Патриарха Алексия II, который тогда был нашим правящим архиереем, мы образовали церковно-богословскую школу при духовной академии. Поскольку четких программ еще не было, а только задачи, то мы взяли в первый набор «своих» - детей преподавателей и сотрудников академии. Но популярность школы росла, и стали приходить люди со стороны, приводя своих детей.

- Кто сейчас учится у вас?

Самые разные дети - от 6 до 18 лет. Были случаи, когда в школу поступал ребенок, и со временем выяснялось, что родители его - люди некрещеные. Один мальчик в процессе учебы даже маму и папу своих в Церковь привел! Или был молодой человек, учился, правда, средне, окончил школу, женился и неожиданно «притащил» к нам всю семью: жена долгое время помогала нам ставить праздничные программы. Удивительных историй было немало. Приятно, что для многих сегодня наша школа определяет уклад жизни. Да, требования высокие, но ведь чем больше требуешь, тем лучше получается. Многие дети параллельно занимаются спортом, учатся в музыкальных школах, мы только приветствуем это.

- Вы сказали, что в школе учатся дети от 6 до 18 лет. Но ведь к каждому возрасту нужен свой подход…

Конечно, для каждой возрастной категории у нас своя программа. Программа начальной группы (6−10 лет) близка к той, по которой занимались в дореволюционных семьях: мы рассказываем, как вести себя в храме, изучаем богослужение, евангельские тексты, церковно-изобразительное искусство и пение. Малыши обучаются 3−4 года, затем переходят на следующую, среднюю ступень.
В средней группе дети занимаются тем, что обычно проходят в воскресных школах. Изучают Ветхий и Новый Завет, введение в догматическое богословие, церковный устав и церковнославянский язык. В среднем классе учиться сложнее: это наше базовое образование.
Старшая группа уже больше похожа на студенческий коллектив - и по уровню, и по форме обучения (вместо уроков - лекции и семинары). Ребята работают по адаптированным семинарским программам. Изучают историю Русской Православной Церкви, общецерковную историю, нравственное богословие, пишут дипломные работы. Недавно они сдавали нравственное богословие, и я была поражена тем, как ребята рассуждали о тех серьезных вопросах (в том числе обозначенных в Основах социальной концепции Церкви), о которых православные христиане непременно должны иметь определенное суждение. Не случайно ведь, что сам предмет строится на диалогах. Преподаватель объясняет, как на ту или иную проблему смотрит Церковь, ребята высказывают свое мнение, задают вопросы, в результате вместе они приходят к единой позиции. Уже по тому, какие проблемы затрагивают и как высказываются о них на занятиях, понятно, что учатся в старшей группе уже серьезные люди.

- А кто преподает в школе?

Старшую группу ведут студенты семинарии: преподаватель изобразительного искусства - с иконописного отделения семинарии, Закон Божий для младших читает девушка из регентского класса, музыкальный класс ведет наша выпускница, которая сейчас уже заканчивает консерваторию.

- Школа - это дисциплина, невыученные уроки, двойки. А как у вас?

Действительно, это дисциплина, экзамены, зачеты, обязательное посещение, отчисление за неуспеваемость, оценки, красные дипломы. Учебный процесс такой же, как в обычной школе. Все очень серьезно.

- А бывает, что ваши ученики бросают школу?

Если говорить о маленьких, то бывает скорее, что родители их из школы «уходят». Представьте, в субботу, после трудовой недели надо везти их в школу, а во второй выходной - опять везти к нам в храм. Ведь тут в каком-то смысле от родителя требуется подвиг. Так вот, если родители устают или начинают лениться, то тогда дети и уходят. Но это происходит не часто. Когда родители малышей видят, какие замечательные ребята и девушки у нас учатся уже в старшей группе, то стараются не пропускать занятий.
Сегодняшняя наша основная проблема - средняя группа. Дети этого возраста перестают учиться, а новых набрать очень сложно. Не могу понять, в чем дело. Ведь 12−13 лет - самый трудный возраст. И нужно его проживать вместе с преподавателем, вместе со школой. Тогда у них возникает естественное желание увидеть и своих детей такими же через некоторое время.

- Изменился ли контингент родителей за время существования школы?

Да. В первые годы люди были настрадавшиеся, это очень чувствовалось. Для них школа была словно бы оазисом. А сейчас, когда всего так много, то ли глаза разбегаются, то ли лень: мол, ладно, и потом успеем. В прежние времена, когда неожиданно и вдруг появилась возможность посещать воскресные школы, храмы, люди просто хватались за нее. Сейчас, увы, стали равнодушнее.

Наше общее чудо

- А праздники в вашей школе бывают?

Конечно. У нас есть два традиционных торжества. Первое - день рождения школы. Кстати, в этом году нам исполняется ровно двадцать лет. Мы устраиваем капустники, на которых ребята «продирают» всех. Нет, здесь никогда не бывает злобы - скорее милый и легкий молодежный юмор, гротеск. И только маленькие выступают как ангелы со своими стишками и песенками. Второй праздник - особенный и очень важный - рождественский. Мы устраиваем огромное торжество. Сейчас наша елка стала такой популярной в городе, что на 300 билетов желающих вдвое больше. Епархия помогает покупать подарки, а академия помогает с помещениями. Все остальное - спектакль, ярмарка, поздравление, игры - мы делаем сами силами выпускников, родителей, детей. Это нелегкий труд! Начинаем готовиться загодя, а наши бедные детишки от мала до велика репетируют все новогодние каникулы. Ребята сами пишут сценарий, сами ставят, сами исполняют. Они совершают настоящий маленький подвиг. Но зато потом все мы участвуем в настоящем чуде. Чуде, общем для маленьких и больших, учеников и учителей - для всех!

- И все-таки, есть еще что-то, отличающее вашу школу от обычных приходских?

Наверное, то, что в нашей школе дети обязательно участвуют в воскресной Литургии. У нас есть маленький храм, где на службе из взрослых - только священник и я как регент. Наши школьники сами поют, пономарят, читают. Такая «деятельная» Литургия очень многое дает. Мы преподаем церковное пение всем, независимо от наличия музыкального слуха. Это ребятам очень помогает и внутренне мотивирует: они на службе ждут, когда начнутся общедоступные песнопения, и поют всем храмом.
Образование без служб может быть и в хороших гимназиях. У нас же они не только учатся, но и воцерковляются - получается своеобразная богослужебная практика. Поэтому мы и называемся «церковно-богословская школа».

- И неужели маленькие ученики выдерживают всю службу?

Прекрасно выдерживают! У нас очень низкий иконостас, а точнее, его как такового нет, только решеточка, которая обрамляет вход. И надо видеть, как дети из младшей группы встают впереди всех, как за эту решеточку цепляются - ее никогда даже протирать не надо, она вся отполирована маленькими ручками. И ведь они не просто стоят, но знают, что сейчас будет то или иное песнопение, которое они должны спеть, причем спеть чистенько. Эта вовлеченность замечательна. И, знаете, наши воскресные службы так поддерживают меня лично! Бывает, наваливаются какие-то проблемы и горести, но когда приходишь в храм, переполненный маленькими причастниками, - такое чувство радости и легкости на душе! Сразу же думаешь: ладно, переживем!

Елена Гундяева: педсоветы закалили Владыку, научив мгновенной реакции и искусству дискуссии (интервью с сестрой Патриарха - материалы СМИ)


Лишь спустя несколько часов после объявления итогов голосования на Поместном соборе 27 января 2009 года Елена Гундяева смогла дозвониться до брата из Санкт-Петербурга и поздравить его с избранием на Патриарший Престол
29 января 2009 года

Эту ночь не спал не только наш старший брат Николай, но и я тоже, - устало улыбается Елена Михайловна . - Мы все очень переживали за Владыку. Молились, чтобы Господь устроил все так, как нужно для Церкви Божией. Напряжение спало, лишь когда объявили имя нового патриарха. Мы поздравили владыку с избранием на Патриарший престол. Его голос звучал очень устало, он тоже почти не спал в ту ночь. Владыка сказал, что берёт на себя этот крест и будет его нести. Это избрание для владыки - очередное служение Церкви. Сегодня он уже в делах, Собор-то продолжается... Разговаривали мы с ним недолго, я ему сказала очень личные слова, сестринские. Мы все за него молимся. Чтобы Господь его укрепил, дал ему здоровья. Ведь на всё воля Божья. А чтобы принять эту волю, надо иметь здоровье.

Миссия

Владыка Кирилл привык во всем полагаться на Божью волю, - рассказывает его родная сестра Елена Гундяева. - Его ведёт сам Господь...

Так получилось, что число «27» стало для владыки Кирилла судьбоносной датой. Почти 40 лет назад 22-летний студент Ленинградской духовной академии Владимир Гундяев раз и навсегда определил свой путь, подчеркнув в календарике произвольно выбранную дату - 27 марта 1969 года: «Если до той поры не встречу девушку, с которой буду готов пройти через всю жизнь, то принимаю монашество». И, не встретив любимой, принял постриг...

Это решение не было какой-то случайностью, - уверена Елена Михайловна. - Его подготовила вся история нашей семьи - и трудная, но прекрасная жизнь нашего папы протоиерея Михаила Гундяева, и трагическая, полная испытаний судьба деда, священника Василия Гундяева... Они пострадали за веру - папа 4 года провел на Колыме, а дед прошел 46 тюрем и 7 ссылок... Именно они открыли для нас - и для владыки Кирилла, и для нашего старшего брата отца Николая - эту дверь служения Господу...

Митрополита Кирилла тоже избрали патриархом 27 числа - в нынешнем январе. Воистину это знак судьбы...

Отец

Михаил Гундяев стал священником в 1947 году.

Как раз тогда в Ленинграде начался новый этап борьбы с церковью, - вспоминает сестра митрополита Кирилла. - Чтобы одним махом расправиться со священничеством, финансовый комитет придумал неподъемный налог - 120 тысяч рублей. Сравните: тогда машина «Победа» стоила 16 тысяч рублей. Но если священник отказывался от служения, налог списывался... Естественно, ни о каком отказе от служения Богу у папы даже мысли не возникло. Мы продали все, что можно было продать, заняли деньги, и папа заплатил этот налог. Но потом он до конца жизни расплачивался с этими долгами, - с болью говорит Елена Михайловна. - Как мы жили, не понимаю... В детстве я выходила к подъездной двери, а на ручке всегда висела сетка-авоська с продуктами. Их приносили простые прихожане - люди очень скромного достатка. Чаще всего в ней была селедка и булка хлеба.

Помню, как инспекторы приходили описывать имущество за долги. Было страшно: мне шесть лет, я гуляю во дворе, а мне кричат: «Ленка, к вам идут!» Приходила бесцветная женщина в вязаной шапочке в очередной раз описывать имущество. Я мчалась наверх, взлетая на пятый этаж, чтоб мама только была готовой к тому, чтобы открыть дверь этим людям, а описывать уже было совершенно нечего. Книги, слава Богу, не описывали. Что у нас оставалось - только библиотека...

Но при всей бедности мама всегда нас поила чаем из чашечек с блюдечками. Несмотря ни на что! Она нас воспитывала, что даже в трудные годы человек не должен терять облика и подобия Божьего. Это осталось на всю жизнь. Беда приходит, и ее надо пережить, не потеряв внутренний мир. Тогда ты вынесешь любое несчастье. А бед у нас было много.

Педсоветы

Дар проповедника, которым владыка Кирилл известен миллионам людей, закладывался еще в детстве. 13-летнего Володю Гундяева закалили... педсоветы.

Во время хрущевских гонений папу, как очень яркого проповедника, сослали служить в захолустное Красное Село, - рассказывает Елена Михайловна. - Нам выделили половину старого дома, с мышами и инеем по углам. Тогда наш старший брат Николай поступил в семинарию, а мы с Володей поехали жить с родителями в этот дом. И в школе у нас начались очень большие проблемы. Все знали, что мы поповские дети, не идем в пионеры по принципиальным соображениям. И нас сразу принялись «обрабатывать» - мне предлагали стать председателем совета дружины, поехать в пионерлагерь «Орленок» - только вступи! Мой отказ сказывался на оценках... У владыки Кирилла совсем была жуткая ситуация. Его, 13-летнего мальчишку, вызывали на педсовет и начинали прорабатывать. Им очень хотелось его перевоспитать и во всеуслышанье заявить об этом: мол, «детей такого попа мы переделали»! Представьте, в учительской собирался весь педагогический коллектив - от завучей до старшего пионервожатого. И начиналось: «Откуда все взялось?», «Почему вы верите в Бога?» Владыку пытались загнать в тупик. А поскольку папа с нами занимался Законом Божьим с детства, Володя, еще будучи маленьким мальчиком, мог оперировать такими текстами, которых люди вообще не знали, и он побеждал! И я помню, какой после педсоветов он приходил домой довольный! Рассказывал родителям об этих диспутах, и они сыном гордились. Педсоветы и закалили владыку, научив мгновенной реакции и искусству дискуссии...

Время

Владимир Гундяев закончил семинарию и академию меньше чем за 4 года - вдвое быстрее, чем его сокурсники.

А знаете, как он учился? - говорит Елена Михайловна. - Ложился он в 24.00, а вставал ровно в 4.15. Выпивал чашечку кофе, через два часа - вторую чашечку. В 8 часов я шла в школу, а он уходил в Духовную академию или работал до вечера. И таким образом он сдавал один предмет за четыре дня - только в его случае это были не дни, а сутки. Он считал, что не имеет права тянуть время.

Так же, как его решение не жениться: ведь он не женился не специально, потому что хотел стать монахом, а потому что не получилось: «Всё, значит, я больше не полюблю, а время-то идет, а служить-то надо!»

Икона

Нашего папу до конца жизни звали отцом Михаилом Смоленским, ведь он начал служить в храме Смоленской иконы Божьей Матери на Смоленском кладбище. И потом, когда его сына, владыку Кирилла, перевели в Смоленск, назначив митрополитом Смоленским и Калининградским, все воскликнули: «Промысел Божий!» И ведь действительно, эта Смоленская икона словно ведет его по жизни.