Бронзовый меч. Меч: история оружия, двуручные и полуторные мечи

Три бронзовых меча, примерно 1250-1050 года до нашей эры. Так называемый атлантический тип листовидных мечей Науэ II. Все три найдены на территории Франции.

Первый меч относится к группе мечей с листовидным клинком и трехсторонним хвостовиком с "плечиками". "Эфес" приклепывался к подобному мечу отдельно. На данном мече он отсутствует. Клинок меча листовидный, двулезвийный, бронзовый, с явно выраженным острием и медиальным ребром жесткости. Общая длина оружия 474 мм, вес 347 грамм, длина клинка 368 мм, максимальная ширина клинка 43 мм, толщина клинка (макс.) 6,83 мм.


Второй меч, относится к этой же группе мечей эпохи развитой бронзы: с листовидным клинком и трехсторонним хвостовиком с отверстиями под заклепки. Клинок меча листовидный, двулезвийный, бронзовый с явно выраженным острием и центральным продольным ребром жесткости. Клинок обломан в самом узком месте - у "плечиков". Общая длина оружия 503 мм, вес 411 грамм, максимальная ширина клинка 42 мм, ширина "плечей" 65 мм, толщина клинка (макс.) 6,96 мм.


Третий бронзовый меч, произведен в то же время, что и первые два и относится к тому же типу. Клинок меча листовидный, двулезвийный, бронзовый с явно выраженным острием и неявным центральным продольным ребром жесткости. Общая длина оружия 479 мм, вес 352 грамм, длина клинка 388 мм, максимальная ширина клинка 39 мм, минимальная ширина клинка 30 мм, толщина клинка (макс.) 5,85 мм.

Возможно, кто-то удивится, но большая часть известной нам писаной истории древней Эллады - это Железный век, а вовсе не Бронзовый. И битва при Фермопилах, и вообще вся эта греко-персидская заварушка - это эпоха Железного века.

Фермопильская битва, кстати, произошла в общем-то не так давно - в 480 году до нашей эры. Когда спартанские копья в тесном ущелье вспарывали животы персов, кое-где на северо-западе, на полуострове в виде сапога уже существовал не такой уж и маленький город Рим, только что скинувший власть этрусских царей и провозгласивший Республику. Его легионы еще не вышли за пределы "сапога", но Рим был терпелив. Спешить ему было некуда.

А Бронзовый век в Средиземноморье закончился в... 1200 году до нашей эры.

Бронзовые мечи. И сейчас еще в неплохом состоянии

Но тем не менее еще почти полтысячелетия греческие гоплиты, македонские фалангиты и остальные воины средиземноморского региона вооружались бронзовыми мечами и бронзовыми щитами. Головы их прикрывали бронзовые шлемы, и наконечники копий тоже были бронзовые. Не железные. Хотя железо уже несколько веков как умели выплавлять из руды и ковать, но вот делали из него в основном поделки хозяйственно-бытового назначения. Почему же?

Гоплит из первой линии фаланги. Красный плащ указывает на то, что это спартанец. Ну и "лямбда" на щите - Лакедемон же...)

Интерес состоит в том, что бронзовый меч на первых порах был куда прочнее меча из железа...))

Технологические особенности

Изначально бронза делалась не из сплава меди с оловом, а из сплава меди с мышьяком. Мышьяковистая бронза - довольно твердая и прочная, хотя заточку толком не держит. В общем, меч из нее по-любому долотом будет.

Впоследствии вместо ядовитого мышьяка в сплав стали добавлять олово, получив тем самым классическую бронзу. Оловянная бронза, в отличие от мышьяковистой, была годна в переделку. Проще говоря, сломанный меч из мышьяковистой бронзы соединить обратно не получится - если обломки расплавить, мышьяк испарится, и останется сущая ерунда. А из оловянной - запросто. Кинул в печь, расплавил, залил в новую форму - и вуаля!

А главная технологическая особенность бронзы заключается в том, что мечи, наконечники копий и элементы для обкладки щитов из нее... Отливали. Расплавляли металл, заливали в керамическую форму и давали остыть. Все, готово.

Цельнолитой рубяще-колющий меч

На фото выше - технологическая современная копия бронзового меча примерно VI века до нашей эры, средиземноморского региона. Его длина - 74 см, а масса - всего 650 г.

Бронза, в отличие от железа, становится прочнее именно после отливки, ковка ее разрушает. А вот железо нужно ковать. Хотя и расплавить железо древние люди не могли при всем желании.

Таким образом, железный меч те же спартанцы эпохи царя Леонида сделать вполне могли. Сам по себе этот металл они знали. Только вот не хотели они...

Дело в том, что чистое железо, вот только что из сыродутной печи, очень мягкое. Гораздо мягче бронзы, делать которую к тому моменту в Элладе уже давно навострились. Разных сортов - где надо, добавим олова, где надо - убавим...

Чтобы железный меч стал прочнее бронзового, его надо делать методом "пакетной" технологии - сваривать вместе кузнечной сваркой элементы из железа и из твердой стали. Технологию эту кое-кто в Малой Азии тогда уже знал, но даже персидские "бессмертные" - знаменитая гвардия Ксеркса - бессмертными считались не потому, что носили железные доспехи, а потому, что численность их отряда всегда поддерживалась на одинаковом уровне - ровно 10 тысяч. Они как бы не умирали вовсе))

Бессмертные. Персидский барельеф

Вот и получалось, что в основное достоинство железных орудий в эпоху царя Леонида и Фермопильской битвы было в их дешевизне. Железный инструмент - из "сырого" железа - был, и стоил меньше бронзового, но для военных целей не годился. Железные мечи в это время были еще слишком мягкими. Пройдет немало времени, прежде чем распространится технология сварного железа, этот металл научатся закалять и более-менее прилично обрабатывать. И то у тех же римлян лет триста еще кольчуги будут железными (из мягкого железа), а шлемы - бронзовыми.

Основные преимущества бронзового меча перед железным в эпоху Фермопильской битвы

1. Легче изготавливать - мечи и другие предметы просто отливались в формах - целиком, вместе с рукоятками. Железо нужно было ковать.

2. Твердость и прочность - оловянная бронза (точное количество олова в составе подобрали путем проб и ошибок) была намного прочнее сырого железа. Скорее бронзовый меч в то время перерубил бы железный, чем наоборот.

3. Коррозия. Бронза с течением времени окисляется, но не так чтоб значительно. А сыродутное железо, в котором всегда есть какая-то примесь углерода, быстро ржавеет до полного разрушения.

Железные древнегреческие кописы

Единственным, но существенным недостатком бронзы, прямо влиявшем на ее стоимость, была необходимость в олове. Олова было немного, и стоило оно довольно дорого. Добывалось олово в виде минерала касситерита, из которого впоследствии выплавлялось. Но сам по себе касситерит довольно редок, его в то время не добывали рудным способом, а находили в россыпях на берегах рек. Называли его "оловянным камнем".

Впоследствии "оловянный камень" и вовсе начали возить из невероятной дали - с Британских островов, так и звавшихся тогда Оловянными.

А вот распространение железного оружия и доспехов напрямую было связано с развитием технологий сталеварения, которые, опять-таки, напрямую зависели от хода технологического прогресса в целом. Да, у железа в конечном итоге оказался больший потенциал, но об этом в пятом веке до нашей эры еще мало кто догадывался...)

Оригинал статьи - на канале https://zen.yandex.ru/dnevnik_rolevika

: каменный век, бронзовый и железный . Придумали её в 19 веке. За основу взяли гипотетический прогресс орудий труда: от примитивных каменных до совершенных – железных.

Идея довольно умозрительная. Поскольку сколь-нибудь заметного прогресса в орудиях труда до производства железа отыскать мудрено. А железо люди начинают осваивать довольно поздно, едва ли ранее 15 века. Причем массово железные орудия в крестьянском быту появляются лишь в 19 веке. Поэтому без дополнительных факторов археология не в состоянии отличить деревню 18 века от селения эпохи неолита.

До массового производства железа существенного увеличения производительности труда в сельском хозяйстве, основе экономики доиндустриальной эпохи, не наблюдалось. Оговорюсь, производительность сельского хозяйства росла, но в основном за счет повышения эффективности агарных технологий, а не орудий труда. Пожалуй, единственное, на что железные изделия оказали качественное влияние, это мореплавание. Без железных гвоздей и болтов серьёзный морской корабль не построишь. Железный топор тоже хорошая вещь в плотницком деле.

В общем, влияние прогресса в металлообработке на экономику хотя и имело место, но до 18-19 веков решающего значения не имело. Зато имело важнейшее значение в производстве оружия.

Кстати, знаете, в чём прикол известной легенды о гордиевом узле . Сложный узел из кожаного ремня или нечто столь же прочного служил надёжным замком. Разрезать-то его было нечем…

И если с каменными и железными орудиями всё более или менее понятно, то бронзовые всегда вызывали сомнения. Бронза довольно сложный для обработки материал. Допустим, отлить наконечник стрелы или копья возможно. Вроде бы можно изготовить какой-нибудь доспех или шлем.

Хотя насчет бронзового шлема у меня имеются сомнения. В прошлом году побывал в музее Олимпии . Видел там бронзовые древнегреческие шлемы.

В запасниках их там залежи.

На фото не видно, но можете поверить мне на слово. Шлемы крохотные. Детские. Получится надеть на голову ребёнку не старше пяти лет. Спрашивали местных экскурсоводов. Те разводят руками, – сами, говорят, удивляемся.

Или древние греки были хоббитами. Или отлить бронзовый шлем сложной формы для взрослого человека, чтоб шлем был тонкостенный и соответственно имел не чрезмерный вес, технически затруднительно. Других версий у меня нет.

Ну да бог с ними, бронзовыми шлемами и доспехами. Критически важный вопрос о бронзовых мечах.

Давно меня занимала загадка бронзовых мечей, по утверждению официальной истории весьма распространённых до начала обработки железа. Из бронзы – сплава меди и олова – возможно отливать всякие поделки. Но изготавливать мечи затруднительно, поскольку обычно бронза твёрдый и хрупкий материал. Давно меня занимал вопрос, что по этому вопросу говорит официальная история.

И однажды мне встретилась серия статей об оружии бронзового века. Ссылку поместил в конце этой заметки.

Статьи суть компиляция исторических сведений и мнений официальной истории по предмету. Процитирую ту статью, где говорится о бронзовых мечах.

«… выяснился интерес довольно значительной части пользователей этого сайта к… оружию бронзового века и, в частности, оружию и доспехам легендарной Троянской войны. Что ж – тема действительно очень интересная».

«… Для типологизации бронзовых мечей, найденных в Греции, используется классификация Сандарса, по которой мечи располагаются в восьми основных группах, под буквами от А до Н, плюс многочисленные подтипы, которые в данном случае из-за их обилия не приводятся».

«Классификация Сандарса. На ней хорошо видно, что самые древние мечи за 500 лет до падения Трои (а оно, как считают, имело место в 1250 г. до н.э.) были исключительно колющими ! За двести лет до нее появились мечи с V-образными перекрестиями и высоким ребром на клинке. Рукоятка теперь также отливалась заодно с клинком. Для 1250 г. характерны мечи с Н-образной рукоятью, которыми в принципе можно и рубить, и колоть. Основа ее отливалась заодно с клинком, после чего на нее на заклепках крепились деревянные либо костяные «щечки».

Идея бронзового меча в виде рапиры понятна. Хорошее режущее лезвие из бронзы получить затруднительно, острый наконечник изготовить проще. Однако не ясен генезис бронзового меча рапиры. Эволюция железного оружия понятна: нож, кинжал, меч и так далее. А в чём смыл бронзовой рапиры? Разумнее использовать копьё или дротик с бронзовым наконечником.

В комментариях к статья поднялась буза. Многие сомневались в достаточной эффективности бронзовых мечей. И автор взял на себя труд углубить тему. Отрылось немало интересного. Оказалось, что на Западе существует целая отрасль по изготовлению (реконструкции) бронзовых мечей.

«После долгих поисков мне удалось найти трех специалистов в этой области. Двух в Англии и одного в США и получить от них разрешение на использование их текстовых и фотоматериалов. Зато теперь завсегдатаи ВО и просто его посетители получают уникальную возможность увидеть их работы, познакомиться с технологиями и их собственными комментариями по этой интересной теме.

Начну с того, что предоставлю слово Нилу Барриджа, британцу, который занимается бронзовым оружием 12 лет».

Выяснилось, что некоторые разновидности бронзы можно ковать.

«.. режущая кромка клинка у бронзовых мечей всегда проковывалась, чтобы увеличить ее прочность! Сам меч был литой, а вот режущие кромки всегда кованные!»

Но, как говорится, лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. Смотрим видео испытания бронзового меча от упомянутого британского мастера Neil Burridge .

Neil Burridge, a highly skilled maker of Bronze Age swords, sent me an unpolished version of a Ewart Park type sword for hard, abusive testing to get an idea of the material"s limits.


Ну и как вам?

Для практического применения, в общем-то, пригоден. Хотя и качественно уступает стальному мечу.

Проблема, однако, в том, что этот бронзовый меч есть достижение современной науки и технологии. Сплав изготавливается с точностью долей процента. Откуда такие знания химии и необходимая чистота металлов в древности? Древний меч существенно уступал бы изделию современного нам британского мастера. То есть не годился бы для практических нужд.

Так я окончательно разуверился в бронзовом веке.

в Избранное в Избранном из Избранного 8

Хотел было уже заканчивать тему Троянской войны, как активные пользователи ВО указали на целый ряд обстоятельств, которые просто обязывают меня эту тему продолжить. Во-первых, при достаточно полном изложении фактического материала, основанного на археологических находках, «народ» захотел узнать о тактике применения и особенно – эффективности тех или иных видов оружия микенской эпохи. Понятно, что такая наука, как историография, непосредственно на этот вопрос ответить не может, а отвечает только через работы каких-то авторитетных авторов. Во-вторых, возникла полемика относительно собственно технологии бронзы. Кому-то показалось, что бронзовая рапира тяжела как пятилитровая емкость с водой, кто-то утверждал, что бронза не куется, одним словом и здесь понадобилось мнение специалистов в этой области. Третьих заинтересовали щиты, их конструкция, способность сопротивляться ударам бронзового оружия и вес.

То есть нужно было обратиться к мнению реконструкторов, причем людей авторитетных, «со стажем», которые могли бы на опыте что-то подтвердить, а что-то опровергнуть. Мои знакомые литейщики бронзовых фигур в данном случае не подходили: они художники, а не технологи, и особенностей работы с металлом не знают, к тому же и оружием почти что не занимаются. А мне нужны были люди, имеющие выходы на известные музеи и их коллекции, работающие по их артефактам, новоделы на заказ. Качество их работы (и отзывы на нее) должно были быть соответствующими – то есть мнение «кабинетных историков» относительно их изделий должно было быть высоким.

После долгих поисков мне удалось найти трех специалистов в этой области. Двух в Англии и одного в США и получить от них разрешение на использование их текстовых и фотоматериалов. Зато теперь завсегдатаи ВО и просто его посетители получают уникальную возможность увидеть их работы, познакомиться с технологиями и их собственными комментариями по этой интересной теме.

Начну с того, что предоставлю слово Нилу Барриджу, британцу, который занимается бронзовым оружием 12 лет. Худшим для себя оскорблением он считает, когда в его мастерскую приходят «знатоки» и говорят, что сделали бы точно такой же меч на станке с ЧПУ вдвое быстрее и, соответственно, за половинную стоимость.

«Но это был бы уже совсем другой меч!»

– отвечает им Нил, но убеждает не всегда. Что ж, упертые невежды они и в Англии невежды и с этим ничего не поделаешь. Ну, а если серьезно, то он разделяет мнение английского историка XIX в. Ричарда Бертона, что

«история меча есть история человечества».

И вот как раз бронзовые мечи и кинжалы эту-то историю и создали, став основой, да-да – именно основой нашей современной цивилизации, основанной на применении металлов и машин!

Анализ находок показывает, что самые древние «рапиры» XVII и XVI вв. до н.э. были и самыми сложными, если мы будем рассматривать профиль клинка. На них масса ребер и пазов. Более поздние клинки значительно проще. И это оружие колющее, поскольку клинки имели деревянную рукоять, соединенную с клинком при помощи заклепок. Позднее рукоять стали отливать заодно с клинком, но очень часто по традиции, выпуклые головки заклепок на гарде сохранялись, причем сама гарда являлась держателем клинка!

Мечи отливали в каменных либо в керамических формах. Каменные были сложнее, а кроме того, стороны клинка немного отличались друг от друга. Керамические могли быть разъемными, а могли быть и цельными, то есть работать по технологии «потерянной формы». Основа для формы могла быть сделана из воска – две совершенно одинаковые половинки, отлитые в гипс!

Медный (а гомеровские греки бронзу не различали, для них это была тоже медь!) сплав, используемый в более поздних мечах (в ранних чего только не было!), состоял примерно из 8-9% олова и 1-3% свинца. Его добавляли, чтобы улучшить текучесть бронзы для сложных отливок. 12% олова в бронзе предел – металл будет очень хрупким!

Что касается общего направления эволюции меча, то оно однозначно двигалось в направлении от колющего меча-рапиры к рубящему листовидному мечу с рукояткой, являющейся продолжением клинка! Важно отметить, что металлографический анализ показывает: режущая кромка клинка у бронзовых мечей всегда проковывалась, чтобы увеличить ее прочность! Сам меч был литой, а вот режущие кромки всегда кованные! Хотя сделать это, не повредив многочисленные ребра на клинке, было явно нелегко! (Те, кто об этом писал в комментариях – радуйтесь! Именно так и было!) Поэтому меч был и гибким, и жестким одновременно! Тесты показали, что такой листовидный меч с одного удара способен разрубить пятилитровую пластиковую емкость с водой напополам ударом наискось!

Как выглядит меч, который выходит из литейной формы? Плохо! Вот так, как это показано на нашем фото и нужно много времени и сил, чтобы превратить его в радующее глаза изделие!

Удалив облой, приступаем к шлифовке, которая сейчас выполняется при помощи абразива, а вот в то далекое время выполнялась кварцевым песком. Но прежде чем полировать клинок, вспомните, что, по крайней мере, 3 мм его режущей кромки должны быть хорошо прокованы! Следует обратить внимание, что лишь некоторые мечи того времени были абсолютно симметричны. Видимо, симметрия большой роли в глазах тогдашних оружейников не играла!

Авторская ремарка: Удивительно, какими зигзагами движется наша жизнь! В 1972 году на первом курсе пединститута увлекся микенской Грецией и Египтом. Купил два шикарных альбома с фотографиями артефактов и решил… сделать себе бронзовый кинжал по образцу египетского. Вырубил его из бронзового листа толщиной 3 мм, а потом как каторжный опиливал клинок напильником до получения листовидного профиля. Рукоять сделал из… «египетской мастики», смешав цемент с нитролаком красного цвета. Обработал все, отполировал и сразу обратил внимание, что браться руками за лезвие нельзя! А потом увидел, что «мастика» у египтян была синего цвета (красный они считали варварским!) и кинжал мне сразу разонравился, несмотря на бездну труда. Помнится, я его кому-то подарил, так что, скорее всего, он до сих пор у кого-то обретается у нас в Пензе. Потом сделал бронзовое зеркало своей будущей жене, и оно ей очень понравилось. Вот только чистить его приходилось ну очень часто. И вот теперь, спустя столько лет опять обращаюсь к этой же теме и об этом пишу… Удивительно!

Понятно, что Нил постарался воспроизвести если не всю типологию мечей Сандарса, то, по крайней мере, наиболее впечатляющие образцы из нее.

Археология оружия. От бронзового века до эпохи Ренессанса Окшотт Эварт

Глава 1 «Безжалостная бронза»

«Безжалостная бронза»

Когда в начале второго тысячелетия до н. э. индоевропейцы двинулись на завоевание Древнего мира, они принесли с собой новую концепцию ведения войны, основанную на использовании быстроходных колесниц, запряженных лошадьми. Повозками правили колесничие, а рядом с ними сидели вооруженные луками воины. Появление новых приемов боя и, как следствие, возникновение нового оружия (или, по крайней мере, модернизация старого) дают новые идеи археологам. Впрочем, нельзя сказать, что им пришлось восстанавливать вид древних колесниц по результатам раскопок, за это следует благодарить шумеров, оставивших после себя столько сосудов из красной глины, принадлежащих к раннему династическому периоду I (3500 г. до н. э.). На стенках сосудов изображены легкие двухколесные тележки с высоким передком, запряженные ослами или рогатым скотом. Благодаря находке из царских гробниц города Ур мы можем ясно представить себе эти колесницы с цельными колесами (два полудиска, соединенные вместе на оси). Вероятно, это были очень медленные и неуклюжие повозки, но даже в таком виде они наводили страх на врагов шумеров. Прежде всего, имела значение скорость. Запряженная парой тележка, даже в том случае, если в ней сидело несколько воинов, могла двигаться быстрее, чем идущий человек. Возникал эффект неожиданности, и, воспользовавшись им, воины побеждали большую армию еще до того, как пешие борцы успевали опомниться и понять, что же происходит. Устрашающий грохот тяжелых колес, рев быков и воинственные кличи должны были сеять панику еще до своего приближения, затем в ход шло метательное оружие - и сражение фактически заканчивалось еще до того, как войска сходились на достаточное расстояние для рукопашной. У людей, привыкших к пешему бою, не было ни необходимых навыков, ни оружия, специально приспособленного для противостояния незнакомой угрозе, поэтому они ничего не могли поделать с завоевателями, обязанными своим успехом почти исключительно технике боя, незнакомой другим.

В самом начале II в. колесницы, но уже с модификациями, использовали и в Малой Азии. У жителей этого региона были легкие повозки на колесах со спицами, запряженные парой лошадей, т. е. транспорт намного более быстрый, чем тяжелые, снабженные неудобными колесами повозки индоевропейских племен. Вскоре после того именно подобные колесницы появились в государствах Эгейского моря. В самой Греции они оказались еще до 1500 г. до н. э., а на Крите - приблизительно в 1450 г. до н. э. Столетием позже или около того, по некоторым свидетельствам, ахейские юноши из знатных семей отправились в столицу гиттитов, чтобы тренироваться в управлении колесницами.

Рис. 1. Колесница из гробницы в Микенах

Во времена Древнего и Среднего царства египтяне не знали колесниц, но между 1750-м и 1580 гг. до н. э., т. е. приблизительно на пару столетий, их страну оккупировали азиаты, называвшие себя гиксосами. Захватчики, народ индоевропейской группы, колесницы использовали, поэтому вскоре после того, как энергичные правители Фив приблизительно в 1580 г. изгнали их из Дельты, египетские солдаты тоже взяли на вооружение этот способ ведения войны. Первый фараон, начавший наступление в сторону Палестины (Аменхотеп I, 1550 г.), использовал отлично тренированные отряды на колесницах в качестве первой ударной силы во время своих победоносных походов. После этого в течение еще 150 лет правители Египта один за другим посылали свои войска на север, в Сирию, пока к 1400 г. все земли до Евфрата не покорились им. Затем начался неизбежный упадок, египтянам пришлось бороться с такой впечатляющей силой, какой сделались индоевропейские племена хеттов, ставших к 1270 г. могучей нацией. В грандиозном столкновении, произошедшем между двумя народами в XIII столетии до н. э., исход битвы решили колесницы, так же как в XIII столетии новой эры все решалось на поединке между конными рыцарями.

Всем знаком вид египетских повозок, изображения которых часто встречаются в рельефах на стенах храмов и гробниц. Критские и микенские варианты менее знакомы большинству людей, хотя и их можно увидеть на различных произведениях искусства минойско-микенского периода (рис. 1). В Египте сохранилось несколько настоящих колесниц, а в Метрополитен-музее в Нью-Йорке выставлена колесница этрусков, окованная бронзой. Ее нашли при раскопках в Монтелеоне, Италия. Впрочем, вероятнее всего, она использовалась не на войне, а участвовала в церемониях, поскольку в VII в. до н. э. цивилизованные жители Средиземноморья применяли такие повозки в спортивных или церемониальных целях. Древние традиции продолжали варвары, в частности, обитатели кельтского Запада, сохранившие их вплоть до начала британских завоевательных кампаний под предводительством Агриколы. Есть множество литературных источников, рассказывающих о конструкции кельтских колесниц и подтвержденных археологическими находками, полученными при раскопках могил вождей.

Таким образом, более тысячи лет славные колесничие по всему миру решали исход битвы. Затем, в IV в. до н. э., появились армейские подразделения, во многом похожие на древнеегипетские, но бесконечно более грозного вида - это были римские легионы. Немного прошло времени, прежде чем маятник истории качнулся в другую сторону и легионеры начали сметать все на своем пути. В следующие 600 лет римская пехота являлась практически единственной военной силой в цивилизованном мире, с которой стоило считаться, однако даже при этом за пределами их северных и восточных границ жили целые нации непокорных варваров. Аммиан Марселлин около 400 г. н. э. писал:

«В то время, даже несмотря на то что по всему миру римляне праздновали победу, неистовые племена волновались и готовились броситься вперед, расширяя свои владения».

Эти нации оказались силой, которая со временем заставила все тот же маятник снова прийти в движение; варвары наполнили империю и действовали уже не с помощью колесниц, как прежде, а с помощью тяжелой кавалерии. Оружие, предназначенное для непосредственного соприкосновения с врагом, снова стало основным до тех пор, пока в XIV столетии не ослабили его влияния английские лучники со стрелами длиной в ярд. Окончательно оно вышло из употребления после того, как с усовершенствованием пороха в XV в., в свою очередь, появилась принципиально новая концепция ведения военных действий.

В моих рассуждениях пока было много обобщений; извинением мне служит тот факт, что в этой книге необходимо было хотя бы упомянуть о потрясающих событиях, предшествовавших периоду Средневековья. Другая причина состоит в том, что в истории существовало только два периода, когда личное оружие, предназначенное для боя (в том случае, если делалось качественно), было еще и прекрасным. Один из этих периодов принадлежит к концу Средних веков, поскольку во второй половине XV в. практически любое оружие или элемент доспехов, сделанных хорошим мастером, были сделаны красиво - по форме, а не по орнаменту. Об этом мы узнаем позже; но второй период относится к доисторическим временам. Во времена, которые можно относительно неточно называть кельтским железным веком (или, более определенно, культурой Лa-Тене), оружие и доспехи, хотя и гораздо реже, чем это было в XV в., отличались совершенством формы и при этом были украшены необыкновенно впечатляющими, мастерскими рисунками. Я сожалею о том, что вынужден обойтись без иллюстраций и ограничиться простым описанием, несмотря на то что этого крайне недостаточно. Эти вещи являются великими произведениями искусства, и говорить о них словами совершенно неуместно. Их нужно просто видеть - они сродни самому лучшему, что смогла породить человеческая культура в области прекрасного. Оружие, которое являлось постоянным спутником, неизменной принадлежностью повседневной жизни и защитником, делали с любовью, и каждый предмет обладал безусловной индивидуальностью. Среди изделий Древнего мира есть похожие, но нет абсолютно повторяющихся - мастера вкладывали всю свою фантазию, создавая произведения, на которые, безусловно, стоит посмотреть.

Основой любой тактики ведения сражений, которая оставалась неизменной в течение приблизительно трех тысяч лет, несмотря на появление боевых колесниц или - позднее - длинных луков, пушек или мушкетов, была рукопашная схватка, оружием в которой служили меч и щит. Люди раннего бронзового века пользовались большими круглыми щитами и превосходными мечами, пригодными как для нападения, так и для защиты. На вазах, созданных в Греции классического периода, можно увидеть сцены сражений с применением этого оружия. Точно так же воевали кланы шотландских нагорий, пользуясь палашами и маленькими круглыми щитами.

Сам по себе щит - наиболее простой и примитивный вид защитного вооружения. Не надо обладать чересчур живым воображением, чтобы представить себе охотника времен палеолита, который хватает первое, что попалось под руку, пытаясь защититься от копья с кремневым наконечником, брошенного рассерженным соседом по пещере. От этого совсем недалеко до плетеной рамы, покрытой кожей. Щит - один из наиболее эффективных видов снаряжения, предназначенного для защиты от врага, какой только можно придумать, при этом он абсолютно универсален в использовании. Поэтому такой вид оружия сохранился в горных районах Шотландии до XVII в., и даже в наше время все еще существует в своем изначальном виде в тех частях мира, где люди живут в достаточном удалении от прелестей баллистического оружия, хорошо знакомых современной цивилизации.

Западные круглые щиты, принадлежащие к бронзовому веку, обычно были плоскими, с диаметром приблизительно два фута. В центре находилось отверстие с заклепкой, к которой с внутренней стороны крепилась полоса, предназначенная для ручного захвата. Это вещи, сделанные с большим мастерством; наиболее распространены щиты, украшенные округлыми концентрическими бороздами, в промежутках между которыми рассыпаны маленькие выпуклости. При их изготовлении на тонкий слой металла натягивали мокрую кожу, прижимали ее к бороздам и оставляли сохнуть. Кожа сжималась, делалась жесткой и превосходно обтягивала бронзовую основу щита, служа дополнительной защитой. Вероятно, такие предметы экипировки носили исключительно вожди и знатные члены клана, однако можно смело допустить, что в то время любой воин, имевший меч и щит, и был знатен, ибо война была занятием элитным, требовавшим тренировок, которые начинались с самого детства и не заканчивались до смерти (обычно сравнительно ранней, поскольку мало кто доживал до старости в те беспокойные времена). Серьезное владение мечом - это искусство, которое нельзя получить за один день, и оно вырабатывает навыки, требующие постоянного развития и совершенствования. Даже огнестрельное оружие требует некоторого мастерства, так что же говорить о бое на мечах, где все зависит от умения, хладнокровия и развитой, отточенной реакции? Если к какому-либо землепашцу чудом и попадало оружие, он не всегда мог им воспользоваться - на это способен только хорошо обученный воин.

В каменном веке люди сражалась топорами и копьями, но меч никогда не относился к категории примитивного оружия; его самые ранние формы были столь же изысканными и элегантными, как и самые поздние. В этом смысле бронзовый век стоит на одной ступени с просвещенным двором короля Людовика XV, несмотря на то что их разделяют тридцать веков. Первыми металлическими инструментами были топор и нож, причем и тот и другой, хотя бы вначале, предназначались для хозяйственных нужд. На ранней стадии совершенствования технологий вещи, изначально воплощенные в камне, стали изготовлять из металла. Нож превратился в копье после того, как его просто-напросто насадили на длинную палку, а первым метательным оружием сделался топор, насаженный на палку покороче. Судя по всему, прототипом формы меча были ножи минойского Крита и кельтской Британии, поскольку там он появился примерно в одно и то же время, между 1500-м и 1100 гг. до н. э. Как средиземноморский, так и западный типы мечей относились к категории колющего оружия, рапир, но то, что предком последнего был нож, очевидно. Попытки увеличить остроту этих ножей (или, если угодно, кинжалов) привели к изменению формы лезвия: в кургане в Хельперторпе (Йоркшир) найден узкий бронзовый нож, снабженный на конце тонким шипом (рис. 2, а). Скорее всего, изначально он был той же формы, что и лезвие, нарисованное рядом. Это можно утверждать, представив себе, насколько эффективным нож такой формы был бы в нападении. По-видимому, некоему кузнецу пришла в голову мысль изготовить такой же, но только больше и лучше. Правда это или нет, но достоверно одно: самые ранние мечи, найденные в Западной Европе, выглядели абсолютно так же.

Рис. 2. а - бронзовый нож из Хельперторпа (Йоркшир). Показано, как он заточен для того, чтобы образовалось острие; b - лезвие похожего ножа, незаточенное

Это было отличное оружие; ни в одной стране тогда не производили ничего, что могло бы сравниться с мечом, который археологи обнаружили при раскопках в Ирландии (рис. 2, b). Его длина составляет приблизительно 30 дюймов, а ширина не более? дюйма в середине лезвия; сечение превосходной, сложной ромбовидной формы. Хотя область распространения таких находок не ограничивается территорией Британских островов, они родились здесь, причем, скорее всего, именно в Ирландии, поскольку лучшие из них, да, собственно, и вообще подавляющее большинство были обнаружены не где-нибудь в другом месте, а именно там.

Рис. 3. Бронзовый меч раннего периода из Пенс-Питс, Сомерсет. Коллекция Блэкмора, Солсбери

Некоторые из этих рапир хранятся в коллекциях английских музеев. Тот экземпляр, что вы видите на рис. 3, нашли в Сомерсете. Она довольно короткая и действительно похожа на большой кинжал прекрасной формы (изгибы в верхней части изумительно симметричны). Вдоль лезвия тянутся две ровно разделенные бороздки, поднимающиеся мимо изгибов к шпеньку в форме веера, а здесь уже с помощью двух заклепок крепился эфес. Такая же рапира, но немного больше по размеру, была обнаружена в Шапвик-Даун и сейчас находится в Британском музее. Еще большую, 27 дюймов в длину, нашли в Темзе поблизости от Кью. Она хранится в музее Бренфорд (владеющем превосходнейшей коллекцией бронзового оружия). Однако ни одну из них нельзя сравнивать с мечом из Лиссена. Единственное, что достойно такого сравнения, это меч с острова Крит, обнаруженный в склепе времен позднего минойского периода II. Его лезвие той же длины, что и у лиссенского меча, хотя немного шире, и он имеет почти такое же сечение (см. рис. 10, а).

Рис. 4. Экспериментальный тип меча. Середина бронзового века. Найден во Франции, в настоящее время находится в коллекции Блэкмора, Солсбери

Рис. 5. Сборка рукояти критского меча

Рапиры, найденные на Крите и в Микенах, представляют собой более весомое оружие. Их клинки тяжелее и, по большей части, шире, а метод крепления эфеса - лучше. Рукояти кельтских рапир крепились к плоским плечикам заклепками. В этом была их слабость, поскольку при боковом ударе мало что могло помешать заклепкам пробить тонкий слой бронзы и выскочить наружу. Фактически у более чем половины образцов, найденных, к примеру, в Пенс-Питс, одна или более заклепок выдернуты именно таким образом. До тех Пор пока этот вид оружия использовали только для колющих ударов, все было нормально, но инстинкт в бою подсказывает человеку рубить врага, поскольку естественное движение - нанести удар по сегменту круга, центром которого является плечо. Прямой выпад - это искусство, которому приходится учиться и которое быстро забывается % пылу сражения. Возможно, что именно это слабое звено рапиры побудило мастеров приложить большие усилия для того, чтобы усилить место скрепления клинка и эфеса. В Восточной Европе найдено множество различных типов мечей, и во всех случаях видно, что постепенно усовершенствовалась рукоять. Через тысячу лет, в раннем железном Эеке, стали видны уже признаки системы нового крепления клинка к эфесу. Теперь хвостовик представлял собой узкий стержень, составлявший часть клинка; он проходил прямо через рукоять и загибался вверху. Прекрасный образец этого экспериментального типа, найденный во Франции, хранится в коллекции Блэкмора, в Солсбери (рис. 4). Здесь верхняя часть хвостовика утолщена, а не загнута; возможно, что рукоять представляла собой просто-напросто полоски кожи, обернутые вокруг хвостовика между его утолщенным концом и плечиками лезвия, хотя, судя по двум отверстиям для заклепок на этих плечиках, можно предположить использование чего-то более существенного. Тем не менее к середине бронзового века был разработан более надежный тип рукояти: она походила на минойско-микенский вариант и, возможно, вела свое происхождение именно от него. Хотя эти микенские мечи предназначались для нанесения колющих ударов, они были достаточно прочными для того, чтобы ими при необходимости можно было рубить. На рис. 5 видно, что клинок и тонкий хвостовик отливались одним куском, а затем их со всех сторон обкладывали костяными, деревянными, серебряными или золотыми пластинами, которые крепились заклепками таким образом, чтобы сформировать надежную и удобную рукоять. Этот тип эфеса стал универсальным для всей Европы, вместе с лезвием, которое осталось непревзойденным как с точки зрения использования в рукопашном сражении, так и по красоте очертаний и пропорций. Оно предназначалось для нанесения одинаково эффективных колющих и рубящих ударов, поэтому кончик лезвия был достаточно длинным и острым, чтобы нанести смертельную рану, и в то же время его края на изгибе были заточены так, чтобы идеально подходить для рубки. Изгиб, идущий к рукояти, был создан с расчетом на то, чтобы дать возможность при необходимости ударить назад, за спину (рис. 6).

Рис. 6. Бронзовый меч из Барроу. Британский музей

По-видимому, в период позднего бронзового века (1100-900 гг. до н. э.) мечи этого типа использовались на всей территории Европы, и вне зависимости от того, были ли они большими и мощными или довольно-таки небольшими, форма их клинков, похожих на удлиненный листок, практически не менялась. Кроме размера и периодического наличия орнамента, разница между ними заключалась в форме плечиков, т. е. места, где клинок переходил в рукоять. К концу бронзового века стали популярными мечи других типов, существуют три различных варианта, которые были распространены на необыкновенно большой территории (рис. 7). Происхождение двух из них - длинного гальштаттского меча и сравнительно редкого типа, который британские археологи назвали «Язык Карпа», ведущего свое происхождение из Южной Британии, - а также меча «Швед», или «Долина Роны», можно проследить до конкретного района, где появился оригинал.

Рис. 7. Три меча периода позднего бронзового века. Типы: а - «Гальштатт», b - «Язык Карпа», с - «Долина Роны»

В действительности гальштаттские мечи принадлежат к раннему железному веку, и, хотя первые изделия этой культуры были отлиты из бронзы, будет более правильно перейти к их рассмотрению в следующей главе. «Язык Карпа» был крупным оружием с любопытной формой лезвия: его края шли параллельно друг другу на две трети длины, а затем резко сужались к кончику. Очень красивый меч этого типа был найден в Темзе поблизости от Кью (музей Бренфорд). Большинство из этих образцов находят в виде отдельных фрагментов, среди осколков и кусочков, которые хранят у себя любители бронзы. Очень немногие мечи сохранились целиком. По-видимому, все эти мечи составляли отдельную группу - некоторые из них обнаружены на юго-востоке Англии, другие - во Франции и Италии, но их никогда не находят в Центральной Европе или Скандинавии. На рис. 8 изображен один из них, особо интересный благодаря тому, что у него сохранилась рукоять и бронзовые ножны. Он найден в Париже, в Сене, и в настоящий момент выставлен в Музее Армии.

Рис. 8. Бронзовый «Язык Карпа» из Сены. Музей Армии, Париж

Мечи типа «Долина Роны» по большей части сравнительно малы. Некоторые из них скорее напоминают длинные кинжалы, однако встречаются и довольно массивные экземпляры. У каждого из них рукоять отлита из бронзы по индивидуальному образцу (рис. 9). Приблизительно такие рукояти мы видим на аттических краснолаковых сосудах классического греческого периода: их сжимают в руках воины. Эти картины на 500 лет старше бронзовых мечей, которые, очевидно, являются прототипами греческих образцов. Возможно, что они попали в Элладу через колониальные порты в Марселе или на Антибских островах или через другие порты, находившиеся поблизости от устья Роны. Рукояти мечей этого типа, судя по всему, являются прямыми предшественниками «антенных» и «антропоморфных» изделий позднего бронзового века. Здесь концы длинного навершия разделяются на два длинных, тонких кончика, которые загибаются вовнутрь в виде спирали, иногда в виде усов, а иногда - в виде тугого свитка из многих колец или двух ветвей, похожих на поднятые вверх человеческие руки. Некоторые из рукоятей антенных мечей напоминают тип «Долина Роны» и имеют нечто вроде короткой гарды в виде поперечины, в то время как другие более похожи на бронзовые рукояти Северной или Центральной Европы. Мечи этого типа находили в Скандинавии, Англии, франции и Моравии, но большая часть приходит из Прованса и Северной Италии. Похожие мечи, также ведущие происхождение из Италии, можно встретить в поздний гальштаттский период.

Бронзовые мечи из Скандинавии следует рассматривать как отдельную группу, поскольку они резко отличаются от других своим превосходнейшим качеством и характерной формой. Они более прямо восходят к минойско-микенским прототипам, чем какие-либо другие мечи бронзового века. В то время скандинавы имели самые близкие культурные и торговые связи с эгейцами, и фактически самые ранние образцы бронзовых мечей, появившиеся на севере, могли быть завезены с юга . Независимо от того, так это или нет, рукояти датских мечей ранней части этого периода обладают характеристиками, присущими минойским мечам, а все лезвия (которые обычно бывают длинными и очень тонкими) имеют, как и микенские, жесткое ребро, идущее строго по центральной линии клинка. На севере не находили ничего похожего на ирландские рапиры, но, судя по всему, практика фехтования была сходной, поскольку элегантные, длинные и узкие клинки этих ранних мечей и прекрасно выраженные центральные ребра ясно указывают на то, что они были предназначены для нанесения колющих ударов. Как и ирландские рапиры, эти мечи уступили место другим образцам, клинки которых были ближе к универсальной листовидной форме, а рукояти делались не из твердой литой бронзы, а, подобно обычным европейским типам, состояли из костяных или деревянных пластин, прикрепленных заклепками к очень прочному, расширяющемуся на конце хвостовику. Ближе к концу этого срединного периода мы обнаруживаем массивные клинки, в которых едва ли прослеживается сходство с листовидными образцами: их кромки идут практически параллельно, а кончики, хотя и соразмерные, никак нельзя назвать острыми. Техника исполнения по-прежнему достойна восхищения, но стала гораздо проще: мечи перестают так мастерски украшать и тщательно разрабатывать, как это делалось в более ранний период. Они столь же очевидно предназначены для нанесения рубящих ударов, как их предшественники - для фехтования (вклейка, фото 1).

Таким образом, мы видим, что везде первые мечи предназначались для нанесения колющих ударов; доказательством тому служат микенские, датские и ирландские образцы. Затем постепенно фехтование уступает место рубке - более естественному, не требующему особой тренировки способу ведения боя, и, как следствие, возникают клинки, предназначенные для нанесения как колющих, так и рубящих ударов. Затем наконец фехтование практически выходит из употребления, и мечи начинают делать с расчетом исключительно на рубку - это можно видеть на примере бронзовых мечей позднего периода (гальштаттский тип из Австрии или датские мечи).

Рис. 9. Рукоять меча «Долина Роны». Поздний бронзовый век. Из Швейцарии, сейчас находится в Британском музее

В последние годы в среде скандинавских археологов возникло множество споров и сложились две школы с противоположными мнениями по вопросу о предназначении мечей бронзового века: служили они для фехтования или для рубки. Приверженцы каждой из сторон твердо придерживаются крайних взглядов, но, судя по всему, к сожалению, их исследования охватывают только скандинавские мечи, в то время как они стараются применить свои теории ко всему бронзовому веку, вне зависимости от периода или региона, в котором создано оружие. Между тем подобный подход представляется мне в корне неверным: необходимо, объективности ради, выбрать одно из двух - либо заниматься историей скандинавских мечей бронзового века и строить теории в этой области, либо все-таки рассматривать оружие всех стран в означенный период и в своих рассуждениях исходить из полной и детальной информации, на основе которой уже можно сделать обоснованные выводы.

Рис. 10. Три меча раннего бронзового века: а - Крит; b - Ирландия; с - Дания. Три меча середины бронзового века: d - Англия; e - Италия; f - Микены. Три меча позднего бронзового века: g - Великобритания; h - Дания; i - Австрия (Гальштатт)

Поскольку в археологии немаловажным является человеческий фактор (то, каким образом первоначальный владелец использовал вещи, которые для нас являются всего лишь «остатками»), а сторонники противоборствующих теорий настолько решительно уклоняются от исследования этого момента, имеет смысл подробнее остановиться на этом предмете. Даже при самом поверхностном изучении материалов по всему бронзовому веку становится совершенно ясно, что сначала все мечи предназначались в основном для фехтования; в более позднее время они делались так, чтобы можно было наносить и колющие и рубящие удары, и в последнем периоде мечи создавались в основном для рубки. Это происходило повсеместно и не относится к той или иной конкретной части Европы. На рис. 10 я подряд поместил изображения девяти основных типов мечей, начиная от самого раннего и заканчивая самым поздним, и, на мой взгляд, они сами по себе достаточно ясно говорят о намерениях своих изготовителей. Поскольку сторонники «фехтовальной» теории более настойчивы в своих притязаниях на истину и при этом вдобавок их мнения наиболее ограниченны и бездоказательны, я начну с них.

Они основывают свои утверждения на трех основных пунктах, каждый из которых мы будем обсуждать отдельно.

1. Говорят, что мечи бронзового века предназначались для фехтования «за счет своих узких, остроконечных клинков с тонкими острыми краями, жесткого срединного гребня или рубца и слабого соединения клинка и рукояти». Надо думать, что они ссылаются исключительно на ранние типы оружия, но в то же время у нас пытаются вызвать уверенность, что это определение относится ко всем мечам упомянутого периода. Голословность этого утверждения ясно видна при одном взгляде на мечи середины или конца бронзового века, у которых нет узких, остроконечных клинков. То же самое возражение относится и к «слабому соединению клинка и рукояти». У ранних датских мечей, как и у ирландских рапир, это соединение и в самом деле было довольно хрупким, поскольку короткие рукояти из литой бронзы крепились на плечиках меча только заклепками, на ирландский манер. Однако практически у всех мечей более позднего времени хвостовик (сам по себе являвшийся рукоятью, которую нужно было со всех сторон прикрыть пластинами из других материалов исключительно ради удобства) отливался вместе с лезвием и являлся его частью, и, таким образом, для того чтобы сломать его, нужно было сломать сам клинок. Если бы сторонники этой теории не пытались применить утверждение, верное для начала бронзового века, ко всему периоду, оно не вызывало бы никаких возражений.

2. Далее утверждается, что «ни на одном из хорошо сохранившихся лезвий меча бронзового века нет ни зарубок, ни других следов использования в качестве рубящего оружия». Это нелепость. В музеях Европы выставлено бесчисленное множество бронзовых мечей, очень хорошо сохранившихся и с зазубринами на лезвиях, имеющими вполне понятное происхождение; кроме того, на лезвиях видны явные следы заточки и полировки. Однако на скандинавских мечах таких следов нет. Практически на любом оружии скандинавского бронзового века, будь то меч или топор, отсутствуют следы износа, а найденные там щиты и шлемы - тонкие и хрупкие, без малейших выбоин. Существует единое мнение, что этот период для Скандинавии был чем-то наподобие золотого века: мирное, богатое время, расцвет культуры. Величественные и неизношенные мечи и боевые топоры, красивые, но тонкие и бесполезные щиты и шлемы являются неплохим доказательством этого; не обремененное необходимостью вести войну, это оружие являлось скорее частью церемониального наряда и символом ранга своего владельца.

Рис. 11. Воины на инталии из Микен

3. Ссылаются на изображения боевых сцен с микенских инталий и из золота и камня, причем говорят, что «на всех иллюстрациях воины пользуются длинными мечами для того, Чтобы колоть противника, и только с этой целью». Все верно. На инталиях Ш> так и есть, но все они датируются 1700–1500 гг. до н. э., т. е. началом бронзового века, когда единственным методом ведения боя было фехтование, и на них изображены воины, жившие в чрезвычайно ограниченном регионе, где мечи использовались только как колющее оружие, так что эти сведения мало что добавляют к нашим знаниям и никак не помогают доказательству вышеупомянутой теории. Есть еще одна вещь, которую нужно учитывать, говоря об этих иллюстрациях: все они должны были занимать очень небольшое пространство, размеры которого строго ограничивались. Если вы посмотрите на некоторые из них (к примеру, на рис. 11), то сразу же увидите, что художник не мог изобразить человека, рубящего своего противника: в этом случае его рука и большая часть меча не поместились бы на картине. Бывает, что произведения искусства считаются безусловным доказательством, и при этом совершенно не учитываются ограничения, накладываемые обстоятельствами на художника, - в данном случае те, которые связаны с изображаемым объектом.

Те, кто придерживается «теории рубки», имеют более серьезные аргументы, но и они, в свою очередь, игнорируют существование ранних фехтовальных мечей. Парадокс заключается в том, что именно эти мечи являются одним из наиболее весомых аргументов в пользу правильности их мнения. Как я уже говорил ранее, в девяти случаях из десяти заклепки на рукояти британских мечей выскакивали со своих мест, пробивая слой бронзы на клинке, потому, что мечи использовали не по назначению, нанося ими рубящие удары. Это прямое доказательство того, что люди отдавали естественное предпочтение использованию таких ударов в сражении с врагом. Между прочим, совершенно не важно, что до середины XVIII столетия не существовало методики сражения, которая бы опиралась только на фехтование, без применения рубящих ударов. Хотя итальянские и испанские фехтовальные школы с начала XVII в. и далее делали основную ставку на колющие удары, многие выпады включали в себя рубящий удар. Меч, предназначенный для того, чтобы колоть, даже несмотря на то что для обращения с ним требовалось определенное умение, оставался примитивным оружием; если им и могли рубить, то это проистекало от его слабости и неадекватности, а не являлось результатом изощренного владения оружием, которым обладал владелец. Колюще-рубящие мечи, которые не ломались в руках от удара, возникали в результате мастерства воинов и не означали регресса. Добавочные доказательства того, что переход от колющих к колюще-рубящим мечам был хорошо обдуманным шагом, можно получить, проанализировав состав металла, из которого они делались. В начале бронзового века сплав, из которого отливали это оружие, в среднем включал в себя 9,4 % олова, в то время как в более поздних образцах это количество достигает 10,6 %. Этот сплав можно сравнить с материалом, из которого в XIX в. делались стволы пушек и крепче которого вряд ли можно что-либо найти: пушечный металл состоял из меди и 8,25–10,7 % олова. Таким образом, мечи конца бронзового века были не менее крепкими, чем пушки, и вполне годились для рубки.

Прежде чем закончить обсуждение этого вопроса, следует рассмотреть его с практической точки зрения, перейдя непосредственно к оружию. Не раз высказывались предположения, что для того, чтобы держать меч бронзового века, нужно иметь исключительно маленькую кисть руки, поскольку его рукоять очень коротка. Все мы очень хорошо знаем, что если инструмент держать неправильно, то его будет очень тяжело, практически невозможно использовать для работы (попробуйте дать косу человеку, который не знает, как ею пользоваться, и вы увидите, какие фантастические пируэты он будет вытворять). С другой стороны, если вы держите правильно инструмент, то инстинктивно будете знать, что делать. С мечом все обстоит точно так же, возможно, даже в большей степени, чем с любым другим орудием, созданным человеком. Если вы берете в руки меч бронзового века, не ждите, что вы ощутите то же, что и при использовании меча XVII в. или современной рапиры. В противном случае вы не сможете оценить то, для чего он предназначен. Еще менее верно делать заключение, что ваша рука слишком велика из-за того, что все четыре пальца не умещаются на участке между навершием и плечами. Эти выпуклости должны были служить для усиления хватки и при правильном использовании дают возможность крепче держать и лучше контролировать оружие. Сжатие производится тремя пальцами, указательный движется вперед и оказывается под плечиком, в то время как большой крепко сжимает рукоять с другой стороны. Теперь ваш меч должным образом сбалансирован, вы крепко держите его, можете контролировать движение и правильно чувствуете его в руке. При хорошей хватке он, кажется, прямо-таки приглашает вас по чему-нибудь ударить. Это очень важно - чувствовать оружие в руке, понимать, как оно действует и как им удобнее распорядиться. В некоторых случаях действительно кажется, что меч живой - он как бы подсказывает правильные движения, выпады и удары, диктует поведение… но только в том случае, если вы точно знаете, как его держать.

Рис. 12. Изогнутый бронзовый меч из Зеландии. Национальный музей, Копенгаген

Другой момент, о котором часто говорят, принижая достоинство таких мечей, это то, что основной вес клинка приходится на переднюю часть, сосредоточен слишком близко к острию, что он плохо сбалансирован, что им было бы невозможно фехтовать». Конечно же это абсурд. Фехтование не имеет ничего общего с тем стилем сражения, для которого были предназначены эти мечи. Возможно, что самым близким его подобием были бы сабельные приемы, которыми пятьдесят лет назад пользовались кавалеристы. Нет, у мечей, которые предназначались для таких целей, как эти (а каких именно, мы можем увидеть на любом из бесчисленных образцов греческой керамики), основной вес должен был быть сконцентрирован в верхней части клинка для нанесения и колющих и рубящих ударов. Для рубки он должен был находиться в центре приложения удара, или «оптимальной ударной точке», что означало просто-напросто, что максимальный вес концентрировался в той части лезвия, что встречалась с объектом, который нужно было поразить. Если при нанесении колющих ударов основной вес клинка приходится на переднюю часть, то, когда вы делаете выпад, меч стремится вперед от плеча, что помогает достичь цели и добавляет скорости при ударе. Это утверждение основано не на теории, оно является результатом многолетних экспериментов со всеми типами мечей, поставленных с целью выяснить, для чего они предназначены и каким образом наиболее хорошо выполняют свою задачу.

Существует еще один тип мечей, о котором необходимо здесь упомянуть. Это исключительно редкий тип оружия; пока что найдено только три целиком сохранившихся их образца, сломанная рукоять и копия из кремня. Я имею в виду однолезвийные мечи с загнутым клинком; на рис. 12 изображен один из них, обнаруженный в Зеландии (теперь он находится в Копенгагене), и читатель сам может увидеть, что за странное это оружие и, однако, какое эффективное! Меч отлит цельным куском; клинок толщиной почти в? дюйма в задней части, на изгибе находятся два бронзовых шарика и большое утолщение. Они служат утяжелением клинка для нанесения удара. Это неуклюжий, но, возможно, наиболее смертоносный меч. В течение всего железного века однолезвийные мечи были на севере очень популярны, но, судя по всему, в бронзовом веке они стали редки. Кремневая копия их выглядит абсурдно, но очаровательно: кажется, что вопреки всяческой вероятности ремесленники пытались создать аналог современной металлической продукции. Еще лучшим примером абсурда, выраженного в камне, может служить копия, также изготовленная в Дании (где делали, пожалуй, самые лучшие кремневые инструменты в мире). Это модель бронзового меча, сделанная из нескольких секций, причем каждая из них прилажена к деревянной оси! Ничего смешнее просто быть не может - это восхитительное в своем роде изделие, но смотреть на него спокойно совершенно невозможно.

Обратите внимание, что на рукояти этих мечей имеется небольшое кольцо. На первый взгляд можно предположить, что в него нужно продеть указательный палец для более надежной хватки, но в действительности оно находится не с той стороны: мечи этого типа не поместились бы в ножны и, вероятно, кольцо предназначалось для крепления другого рода. Этот меч так похож на образец, найденный в Скандинавии, что они, кажется, могли бы выйти из одной мастерской. Нигде в другом месте не находили оружия такого типа, поэтому можно было бы предположить, что перед нами исконно датский тип, но есть одна сложность: украшения на мече из Зеландии сильно напоминают детали кинжала из Богемии. Тем не менее это не означает, что они пришли оттуда: это просто еще одно доказательство взаимосвязи культур.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Тодайдзи. Дерево, бронза и камень Культуры народов неизбежно встречаются, «обмениваются опытом», сливаются. Архитектуру и искусство развозили по свету купцы и паломники, ученые монахи и беглые солдаты… Завоеватели приносили с собой нормы красоты и заставляли

Из книги Реконструкция подлинной истории автора

Из книги Начало Ордынской Руси. После Христа.Троянская война. Основание Рима. автора Носовский Глеб Владимирович

4.4. Бронза На рис. 6.29 и рис. 6.30 представлены великолепные бронзовые воинские шлемы из так называемой «казармы гладиаторов» якобы I века н. э., обнаруженные при раскопках в Помпее. Работа высокого технологического уровня. Обратите внимание на идеально правильные отверстия

Из книги Русы Великой Скифии автора Петухов Юрий Дмитриевич

3.6. Медь, бронза и железо Индустрия металлов определяла в последние несколько тысяч лет технологический прогресс. Недаром же исторические эпохи получили название: век каменный, бронзовый, железный…Первые медные изделия появились в неолитических культурах VII–VI тыс. до

Из книги Основание Рима. Начало Ордынской Руси. После Христа. Троянская война автора Носовский Глеб Владимирович

4.4. Бронза На рис. 6.28 и рис. 6.29 представлены великолепные бронзовые воинские шлемы из так называемой «казармы гладиаторов» якобы I века н. э., обнаруженные при раскопках в Помпее. Работа высокого технологического уровня. Обратите внимание на идеально правильные отверстия

Из книги Реконструкция подлинной истории автора Носовский Глеб Владимирович

9. Олово, медь, бронза Хорошо известно, что металлургия олова сложнее, чем меди. Поэтому бронза, как сплав меди с оловом, обязана была появиться ПОЗДНЕЕ открытия олова. А в скалигеровской истории картина в точности обратная. Сначала, якобы, открыли бронзу. «Получился»

Из книги Другая история науки. От Аристотеля до Ньютона автора Калюжный Дмитрий Витальевич

Олово и оловянная бронза = Sn Оловянная бронза, то есть медь, в которой основным легирующим элементом было олово, постепенно стала вытеснять медно-мышьяковые сплавы. Появление оловянной бронзы ознаменовало начало новой эпохи в истории человечества, которая определена как

Из книги 100 великих сокровищ автора Ионина Надежда

Художественная бронза Китая В экспозиции Пекинского императорского музея большое место занимают классические образцы древней китайской бронзы XVI-III веков до нашей эры, их насчитывается в фондах музея свыше пятисот экземпляров. Техника обработки бронзы в Китае еще во

Из книги Даки [Древний народ Карпат и Дуная] автора Берчу Думитру

ФИНАЛЬНАЯ ФАЗА (БРОНЗА IV) Переход от великолепных культур фракийского бронзового века к железному веку происходил постепенно и систематически, без каких-либо разрывов или переломов. Недавние археологические исследования в Румынии полностью опровергли теорию о том, что

Из книги Грузины [Хранители святынь] автора Лэнг Дэвид

Глава 2 МЕДЬ И БРОНЗА Важный прорыв в изучении предыстории Грузии и всего Закавказья произошел в последние несколько десятилетий, когда было обнаружено большое количество находок, относящихся к «энеолитической культуре Закавказья» (Мунчаев, Пиотровский), которую

Из книги Загадки древности. Белые пятна в истории цивилизации автора Бурганский Гарий Еремеевич

МЕДЬ, БРОНЗА, ПЛАТИНА И... АЛЮМИНИЙ Вот уже почти девять тысячелетий продолжается эра металла.Греческий поэт Гесиод (около 770 до н.э.) рассказал известную легенду о четырех веках человечества: золотой, серебряный, медный и железный. Деление истории человечества на

Из книги Бог войны автора Носовский Глеб Владимирович

1. Медь и бронза Обычно эпоха, не освещенная дошедшими до нас письменными памятниками, делится историками на три основных периода: каменный, медный и железный век. При этом медный век часто называют также бронзовым, поскольку историки полагают, будто бы бронза (сплав

Из книги Бог войны автора Носовский Глеб Владимирович

4. Когда была изобретена бронза? Сегодня считается, что бронза (сплав меди с оловом) была известна с древнейших времен. А медный век историки часто называют «бронзовым веком». Если верить скалигеровским датировкам, то в «античности» якобы было изготовлено огромное

Из книги Энциклопедия славянской культуры, письменности и мифологии автора Кононенко Алексей Анатольевич

Бронза Это изобретенный человеком сплав меди с оловом и с другими металлами дал название целой эпохе в жизни человечества – бронзовому веку (ІV-І тыс. до н. э.).Слово «бронза», по некоторым версиям, имеет арабское или персидское происхождение. Плиний Старший выводит это