Брахма — творец Вселенной. Индийские касты

Ни в одной из стран Древнего Востока не было такого четко определенного общественного разделения, как в Древней Индии. Социальное происхождение определяло не только круг прав и обязанностей человека, но и его характер. Согласно «Законам Ману» население Индии делилось на касты, или варны (т. е. судьбы, предопределенные богами). Касты - большие группы людей с определенными правами и обя-занностями, передаваемыми по наследству. На сегодняшнем занятии мы рассмотрим права и обязанности представителей различных каст, познакомимся с древнейшими индийскими религиями.

Предыстория

Индийцы верили в переселение душ (см. урок ) и практику кармического воздаяния за поступки (в то, что от поступков зависит характер нового рождения и особенности существования). Согласно верованиям древних индийцев, принцип кармического воздаяния (карма) определяет не только то, кем ты будешь рожден в будущей жизни (человеком или каким-либо животным), но и место в общественной иерархии.

События / Участники

В Индии существовало четыре варны (сословия):
  • брахманы (жрецы),
  • кшатрии (воины и цари),
  • вайшьи (земледельцы),
  • шудры (слуги).

Брахманы, по представлением индийцев, появились из рта Брахмы, кшатрии - из рук Брахмы, вайшьи - из бедер, а шудры - из ступней. Кшатрии считали своими предками древних царей и героев, например, Раму - героя индийского эпоса «Рамаяна».

Три периода жизни брахмана:
  • ученичество,
  • создание семьи,
  • отшельничество.

Заключение

В Индии существовала жесткая иерархическая система, общение между представителями разных каст было ограничено строгими правилами. Новые идеи появились в рамках новой религии - буддизма. Несмотря неукорененность кастовой системы в Индии, Будда учил тому, что личные достоинства человека важнее, чем происхождение.

Положение человека в индийском обществе име-ло религиозное объяснение. В священных книгах глубокой древности (ве-дах) деление людей на касты считалось изначальным и установленным свыше. Утверждалось, что первые брахманы (рис. 1) вышли из уст верховного бога Брахмы, и только они могут узнать его волю и воздействовать на него в нужную для людей сторону. Убийство брахмана считалось большим пре-ступлением, чем убийство любого другого человека.

Рис. 1. Брахманы ()

Кшатрии (воины и цари), в свою очередь, возникли из рук бога Брахмы, поэтому им свойственна сила и крепость. К этой касте принадлежали цари индийских государств, кшатрии же стояли во главе государственного управления, они контролировали армию, им принадлежала большая часть военной добычи. Люди из касты воинов считали, что их предками были древние цари и герои, такие, как Рама.

Вайшьи (рис. 2) образовались из бедер Брахмы, следовательно, им достались выгоды и богатства. Это была наиболее мно-гочисленная каста. Положение индийцев-вайшиев было весьма различным: разбогатевшие купцы и ремесленники, вся городская верхушка, несомнен-но, относились к господствующим слоям общества. Некоторые вайшии даже занимали место на государственной службе. Но основная масса вай-шиев была оттеснена от государственных дел и занималась земледелием и ремеслом, обратилась в основных плательщиков налогов. Собственно го-воря, духовная и светская знать смотрела на людей этой касты свысока.

Каста шудры пополнялась из числа покоренных чуже-земцев, а также из переселенцев, оторвавшихся от своего рода и племени. Они считались людьми низшего порядка, вышедшими из ступней ног Брах-мы и поэтому обреченными пресмыкаться в пыли. Поэтому они предназна-чены к услужению и к повиновению. Их не допускали в общины, отстраняли от занятия каких-либо должностей. Даже некоторые религиозные обряды для них не устраивались. Им также запрещалось изучение Вед. Наказание за преступления против шудр были, как правило, ниже, чем за те же деяния, совершенные против брахманов, кшатриев и вайшиев. Вместе с тем шудры все-таки сохраняли положение свободных людей и не были рабами.

На самой низшей ступени древнеиндийского общества располага-лись неприкасаемые (парии) и рабы. Париям отводились занятия ры-боловством, охотой, торговля мясом и убийство животных, обработка кож и т. д. Неприкасаемых не подпускали даже к колодцам, ибо они могли яко-бы осквернить чистую воду. Рассказывают, будто когда две знатные женщины вышли на улицу и случайно увидели неприкасаемых, то они немед-ленно вернулись обратно, чтобы, промыв свои глаза, очиститься от сквер-ны. Однако неприкасаемые все же формально оставались свободными, тогда как рабы не обладали даже правом на свою личность.

Творцами этих правовых норм были брахманы - жрецы. Они находились на особом положении. Ни в одной стране Древнего Востока жречество не достигало такого привилегированного положения, как в Ин-дии. Они являлись служителями культа богов во главе с верховным божест-вом Брахмой, а государственная религия называлась браманизмом. Жизнь брахманов делилась на три периода: учение, обзаведение семьей, отшельничество. Жрецам необходимо было знать, с какими словами обратиться к богам, чем их накормить и как прославить. Этому брахманы обучались старательно и долго. С семилетнего возраста начинался период обучения. Когда мальчику исполнялось шестнадцать лет, родители преподносили в дар учителю корову, а сыну подыскивали невесту. После того как брахман выучился и обзавелся семьей, он и сам мог брать в дом учеников, приносить жертвы богам за себя и за других. В старости брахман мог стать отшельником. Он отказывался от жизненных благ и общения с людьми ради достижения душевного покоя. Они верили, что муки и лишения помогут обрести освобождение от бесконечной цепочки перерождений.

Около 500 г. до н. э. на северо-востоке Индии в долине Ганга возникло царство Шагадха. Там жил мудрец Сиддхартха Гаутама по про-звищу Будда (Пробужденный) (рис. 3). Он учил, что человек в родстве со всеми живыми существами, по-этому нельзя никому из них вредить: «Если не будешь убивать даже мух, то после смерти станешь более совершенным человеком, а кто поступает иначе, тот после смерти становится животным». Поступки человека влияют на обстоятельства, при которых он возродится в следующей жизни. Достойный человек, проходя через ряд перевоплощений, достигает совершенства.

Рис. 3. Сиддхартха Гаутама ()

Многие индийцы считают, что, умерев, Будда стал главным из бо-гов. Его учение (буддизм) широко распространилось в Индии. Эта религия не признает нерушимых границ между кастами и считает, что все люди братья, даже если они верят в разных богов.

Список литературы

  1. А.А. Вигасин, Г.И. Годер, И.С. Свенцицкая. История Древнего мира. 5 класс - М.: Просвещение, 2006.
  2. Немировский А.И. Книга для чтения по истории древнего мира. - М.: Просвещение, 1991.
  1. Religmir.narod.ru ()
  2. Bharatiya.ru ()

Домашнее задание

  1. Какие обязанностями и правами обладали в древнеиндийском обществе брахманы?
  2. Какая судьба ждала мальчика, родившегося в семье брахмана?
  3. Кто такие парии, к какой касте они принадлежали?
  4. Представители каких каст могли достичь освобождения от бесконечной цепи перерождений?
  5. Как происхождение человека влияло на его судьбу по учению Будды?

«Индийские касты» - страница №1/1

5 класс Урок № 26 История древнего мира

Китайский мудрец Конфуций.

Цель урока: 1. Познакомить учащихся со взглядами китайского мудреца Конфуция.

2. Продолжить формирование умений правильно по­казывать на карте исторические объекты, формулиро­вать несложные выводы, работать с текстом учебника, выделять главное.

Оборудование: современная политическая карта мира, карта «Древний Восток. Индия и Китай 3 тыс. до н.э. - III в. н.э.»

Ход урока I. Организационный момент.

II. Актуализация опорных знаний учащихся по теме «Индийские касты».

1. Подготовка устного ответа по карточке № 22.

КАРТОЧКА №22

Подготовь развернутый ответ на вопрос

«На какие группы людей де­лилось древнеиндийское общество?».

Для этого вспомни:


  • Чем занимались жрецы, знатные воины, земледельцы, слуги,
    которых по легенде Брахма создал из частей своего тела?

  • Как эти группы людей отличались внешне друг от друга?
* Какие права имела каждая из этих групп?
Сдел ай вывод.

Примерный ответ учащегося:

В Древней Индии существовала легенда о том, что бог Брахма из частей своего тела создал четыре касты. Касты - группы людей, у которых были стро­го определенные права и обязанности. Самыми почтенными в Индии счита­лись брахманы - жрецы. Они носили одежду из белых тканей и служили богам. Для того, чтобы стать настоящим брахманом, нужно было долго и ос­новательно учиться. Воины участвовали в военных битвах, защищали царей, носили одежду из красной ткани. Земледельцы должны были работать на зем­ле, заниматься хозяйством. Они носили одежду из желтой ткани. Слуги делали разную работу, обслуживали своих хозяев, подчинялись представителям вы­шеуказанных каст, их цвет одежды - черный. Но тяжелее всех было «неприка­саемым». Эти люди делали самую грязную работу и были изгоями в обществе. Таким образом, неравенство между этими группами казалось индийцам ес­тественным и вечным. Его закрепляла религия.

2. Работа с классом:

1. Беседа по прочитанной легенде о Будде.

Вопросы.


    Когда произошло объединение Индии? Покажите по карте границы объединённой Индии. III в. до н. э.)

  • Какой царь объединил Индию? (Царь Ашока.)

  • Как вы думаете, почему Ашока стал исповедовать буддизм и призывать к этому жителей своего государства? (Когда существует единая
    вера, легче объединить народ, легче им управлять.)

  • У какого народа Древнего мира подобные заповеди мы уже встреча­
    ли? (У евреев, которые похожие заповеди поместили в Библию.)
2. ТЕСТ.

1. Где находится Индия?

а) на западе Азии

б) на юге Азии

в) на востоке Азии

2. В какой стране стали впервые производить сахар?

а) в Китае

б) в Индии

в) в Ассирии

3. Кто из царей Индии первым отдал предпочтение буддизму?

а) Конфуций

в) Гаутама

4. Кто учил в Древней Индии, что главнее - личное достоинство человека, а
не его происхождение?

а) Брахма

в) Рама


5. Какая каста, по верованиям древних индийцев, появилась из ступней ног
Брахмы?

а) воины


б) слуги

в) жрецы


6. Что изобрели в Древней Индии?

а) шахматы

б) бумагу

в) прозрачное стекло

7.Индийский царь, объединивший все индийские царства в III в. до н. э.?

а) Ашока


б)Гаутама

в)Крез


8. На чем писали в Древней Индии?

а) на бумаге

б)на пальмовых листьях

в) на дощечках из глины

9. Какая каста по верованиям древних индийцев появилась изо рта бога Брахмы?

а) жрецы


б) воины

в) земледельцы

10. К какой касте принадлежали цари в Древней Индии?

а) воинов

б) жрецов

в) неприкасаемых

Ключи к тесту: 1 -б, 2 - 6,3 - 6,4 - б, 5 - б, 6 - а, 7 - а, 8 - а, 9 - а, 10 - а.

(использовать взаимопроверку тестов и выставить лучшие оценки в журнал, учащимся, не набравшим 10 баллов предложить ещё раз обратиться к данной теме)

3. Устный ответ ученика по карточке № 22 и отзыв на него одноклас­сников.

III. Переход к изучению новой темы.

Мы познакомились с религиозными верованиями древних индийцев. Выяснили, что Будда, основатель буддизма, учил отдавать предпочтение личным достоинствам человека, а не его происхождению. А вот чему учил китайский мудрец Конфуций, мы выясним сегодня на уроке.

Задача для учащихся: Познакомиться с учениями китайского мудреца Конфуция.

IV. Изучение новой темы.

План


  1. Географическое положение и природные условия Китая.

  2. Конфуций - древнекитайский философ.

  3. Учение Конфуция.
На доске тема урока, новые слова: Хуанхэ, Янцзы, Конфуций, бамбук

1. Работа по карте, с. 101


  • Где находится Китай? (В Восточной Азии.)

  • Какие крупные реки протекают по территории Китая? (На севере -
    Желтая река (Хуанхэ), на юге - Голубая река (Янцзы).)

  • Какой рельеф в этом государстве? (На западе лежат горы и пустыни
    Центральной Азии, на северо-западе - степи, а на юге - горы Южной
    Азии, покрытые тропическими лесами.)

  • Какой город сегодня является столицей Китая? (Пекин.)
2. Рассказ учителя.

Великие реки Китая похожи на реки Тигр и Евфрат. Они очень бурные, несут много ила и песка, часто внезапно разливаются, разрушая дамбы и смывая почву с полей. Освоение долин этих рек началось около 2000 г. до н. э. в среднем течении Хуанхэ. Позднее, около 1700 г. до н. э., здесь воз­никли первые государства, правители которых часто враждовали между собой. Об обычаях древних китайцев рассказывал мудрец Конфуций, ко­торого очень почитали китайцы.


  1. Работа с историческим документом, с. 103.

  2. Беседа по прочитанному.

  • Всякого ли образованного человека Конфуций считал настоящим
    ученым? (Нет, только того, кто жил честным трудом, не стремился
    к приобретению богатства, посвящал себя науке.)

  • Согласны ли вы с наставлениями Конфуция? Если да, то с какими?
    Если нет, то с какими? (ответы детей)
5. Рассказ учителя о письменности и книгах древних китайцев и о том, как должны вести себя учтивые китайцы: Как и другие народы, верили они в сверхъес­тественные существа: в богов, духов, чудовищ, крылатых змеев - драконов. Но самым высшим существом для них было Небо. Они считали Небо предком правителя, поэтому царя в Китае называли «Сын Неба», а подчиненную ему стра­ну «Поднебесной».

Сво­им ученикам Конфуций излагал содержание старинных книг, чтобы они приобщились к муд­рости древних. Среди этих книг были предания, изречения, песни.

А сами книги выглядели совсем не так, как наши. Во времена Конфуция писали на узень­ких дощечках из расщепленного бамбука. Тон­кую кисточку или палочку обмакивали в чер­ную тушь и наносили иероглифы сверху вниз. Если делали ошибку, то соскабливали написан­ное ножом. Потом в дощечках делали отверстия и продевали бечевку. Связка бамбука и была древнекитайской книгой.

Ученый китаец должен был запомнить тыся­чи иероглифов, обозначавших отдельные слова. Так же как в египетской письменности, в Китае иероглифы произошли из рисунков, и иногда в их форме еще можно угадать первоначальное изображение.

Конфуций считал, что воспитанного человека легко узнать по его поведению. Учтивый кита­ец перед входом в дом снимал туфли и шел бо­сиком. Идти в туфлях по циновкам, расстелен­ным на полу, считалось просто неприличным.
Сидели китайцы либо на той же циновке, либо на низком сидении, но непременно подогнув под себя пятки. Сидеть свесив ноги, а тем более вы­тянув их вперед могли только совершенно не­ воспитанные люди. Уже в древности китайцы овладели искусством есть с помощью двух па­лочек. Этот обычай они сохраняют и поныне.

Древние китайцы сооружали на голове слож­ные прически, собирая волосы в пучок. Тех же, кто ходил с распущенными волосами, они счи­тали дикарями. Обычно китайцы носили халат, у простых людей халаты были из дешевой ма­терии. Знатные богачи одевались в халаты шел­ковые, с красивой вышивкой цветами и фигу­рами драконов.

Конфуций учил, что не только в семье, но и во всем государстве должен соблюдаться порядок в отношениях между старшими и младшими.

Воспитанный китаец со всеми вежлив, он не грубит тем, кто ниже его по положению, и не за­искивает перед теми, кто выше. Но он ведет себя с теми и с другими, хорошо зная свое место, - со старшими почтительно, а с младшими бла­госклонно. Конфуций учил, что государство по­добно большой семье. Подданные должны ува­жать правителя как отца. Но и правителям Конфуций советовал относиться к подданным как к своим детям. Мудрый правитель не муча­ет людей суровыми наказаниями, а терпеливо воспитывает их - прежде всего своим примером. Правителю вовсе не к лицу жестокость, дос­таточно отеческого наставления. «Казнить кого-либо, вместо того чтобы наставить его на истин­ный путь- бесчеловечно»,-говорил Конфуций

V. Закрепление изученного на уроке.

Подумайте, чему учил древний китайский философ: «Все в государс­тве не могут быть равными. Если бы все были знатными, дела не выполня­лись бы. Если же сделать, чтобы совсем не было знатных, то народ сам не сможет управляться. Поэтому и различают знатных и низких, чтобы соз­давать справедливость знатности и подлости... Поэтому дети земледель­цев всегда становятся земледельцами». Определите, чьи интересы выражает этот документ. Чем была вызвана необходимость его появле­ния? Мог ли это говорить Конфуций?

Ответ: Этот философ пытается закрепить неравенство, существовавшее в обществе. Пытается защитить интересы имущих слоев общества.

VI. Итог урока


  1. Подготовить развернутый ответ на вопрос:
    - Чему учил китайский мудрец Конфуций?
3. Подумайте, в чем сходство и в чем различия учений Будды и Конфуция.

Согласно индуизму, бог Брахма сначала создал четыре касты. Из своей головы он произвел касту брахманов (жрецов) - высшее сословие (варну) общества. К этой касте относились также крупные и средние феодалы - словом, верхушка общества. Из своих рук и плеч бог Брахма создал кшатриев, или воинов, которые должны были защищать общество, из бедер - касту вайшьев (торговцев, ремесленников и земледельцев), которым вменялось в обязанность снабжать и кормить людей. Наконец, из ног он создал низшую касту шудра - касту рабов и слуг. Нетрудно заметить, что касту с самого начала определяла прежде всего профессия, которая, как правило, переходила от отца к сыну, зачастую не изменяясь на протяжении жизни десятков поколений. Со временем увеличивалось число профессий и, соответственно, каст. Перед второй мировой войной в стране насчитывалось 3,5 тыс. раз­личных каст и подкаст. После войны ни одна перепись населения этот вопрос не включала. Поэтому в наши дни их число в различных источниках оценивается от 2 до 5 тысяч.

В сословно-кастовой системе индуизма есть еще одна, самая низкая категория - неприкасаемых, или париев, к которой относится наиболее отверженная и бесправная часть населения. По преданию, все, что не подошло для создания четырех каст, бог Брахма отбросил в сторону, в неведомую темноту. Из этих остатков и вышли неприкасаемые, которым предназначались профессии, считающиеся в индуизме нечистыми - обработка кожи, уборка мусора, нечистот, стирка и т. п. Индуизм запрещает общение с неприкасаемыми лицам из всех четырех каст. Считается, что даже прикосновение к ним оскверняет верующего индуса. А ведь перед второй мировой войной таких неприкасаемых было 85 млн, да и теперь по некоторым оценкам их не менее 60 - 80 млн человек.

Конституция Индии в законодательном порядке отменила кастовое деление и кастовое неравноправное, связанные с древними предрассудками. Само слово <чамар> (<неприкасаемый>) выведено из оборота и заменено словом <хариджаны> (<дети Бога>), предложенным Махатмой Ганди еще в 20-х годах. И тем не менее резкое кастовое расслоение по-прежнему еще сохраняется, в особенности в сельской местности. Выходцы из высших каст, составляю всего 17% населения, преобладают среди государственных служащих. До сих пор крайне редки браки между представителями высших и низших каст.

Вторая по значению религия Индии - ислам. Мусульмане составляют 11 % всего населения, среди них резко преобладают сунниты, но есть и шииты. Мусульмане составляют 2/3 всех жителей только, в северном штате Джамму и Кашмир. В штатах Уттар-Прадеш, Западная Бенгалия, Ассам, Керала они хотя и не преобладают, но образуют значительную прослойку. В семейно-брачных отношениях мусульмане придерживаются предписаний шариата, но многоженство во всех религиозных общинах страны запрещено законом.

Последователи стальных религий в общей численности населения Индии составляют всего от 0,5% до 2,6%, но с учетом размеров этой численности абсолютные цифры и здесь выглядят достаточно внушительно: христиан в стране 18 млн, сикхов - 15 млн, буддистов - 5 млн, джайнов - 4 млн. Христиане живут главным образом в южных штатах,- особенно в Керале и в Нагаленде.

Сикхизм получил распространение в Пенджабе, где приверженцы этой религии составляют половину всего населения. Сикхизм, как религия, и возник в Пенджабе еще в XV веке. Как бы отражая гео­графическое положение этого штата на границе зон индуистского и мусульманского влияния, сикхизм сочетает в себе элементы этих двух религий, но в то же время существенно отличается от них. На­пример, в отличие от индуизма он запрещает идолопоклонство, деление общества на касты, не признает очистительных церемоний при рождении и смерти, проповедует единобожие. В сикхских храмах: нет изображений богов. Выделяются сикхи и внешне. Мужчины сикхи (все они добавляют к своему имени приставку <сингх>, что значит <лев>) носят длинные волосы, собранные в пучок на макушке и покрытые красочным тюрбаном, длинные бороды, не бреют усы. Принадлежностью каждого сикха является также кинжал.

Буддизм зародился в Северной Индии в середине I тысячелетия - до н. э. Но в наши дни его исповедует менее 2% ее населения - часть жителей штатов Махараштра, Джамму и Кашмир и Сикким. Джайнизм возник в одно время с буддизмом и также в Северной Индии. Он вобрал в себя учение индуизма о перерождении душ и воздаяния за поступки. Наряду с этим он проповедует еще более строгие правила не причинения вреда любым живым существам. Поскольку же вспашка земли может повлечь за собой уничтожение живых существ - червей, насекомых, среди джайнов всегда преобладали не земледельцы, а торговцы, ремесленники, ростовщики. Этические предписания джайнизма включают обеты правдивости, сдержанности, бесстрастности, строгий запрет воровства.

Довольно сложный религиозный состав населения Индии, как и этнический состав, накладывает отпечаток на всю внутриполитическую ситуацию в стране, приводя к почти не прекращающимся рели­гиозным противоречиям. Прежде всего, это противоречия между индуистами и мусульманами, индуистами и сикхами.

Кровавые столкновения между индуистами и мусульманами на религиозно-общинной почве время от времени буквально потрясают страну. Чаще всего они происходят в мусульманском штате Джамму и Кашмир. Но случаются и в других штатах. Так, в декабре 1992 года индуистские религиозные фанатики разрушили в городе Айодхья (штат Уттар-Прадеш) мусульманскую мечеть Бабри-Масджит, чтобы построить на ее месте индуистский храм в честь бога Рамы. (Согласно преданию именно в Айодхье – и это описано в <Рамаяне> - правил царь Джашаратха, одним из сыновей которого был Рама, вернувшийся сюда после дальних странствий и занявший престол своих предков.) Подобная акция вы­звала вспышку идуистско-мусуйьманских столкновений по всей стране и привела к гибели более 1 тыс. человек. В ряде других стран индуистские храмы подверглись нападению со стороны мусульман. В штате Уттаррадеш было введено прямое президентское правление, а правительство штата было смещено как не выполнившее свои конституционные обязанности и потакавшее религиозным фанатикам. Однако нельзя не учитывать, что в стране есть крупные силы, выступающие за возрождение индусских ценностей, - вплоть до создания индусского государства Хинду раштра. Во главе подобного движения стоит фундаменталистская <Бхаратия Джанатз парти> (БДП).

В Пенджабе религиозно-общинные распри особенно усилились после того как местные сепаратистские группировки начали призывать к отделению районов, населенных преимущественно сикхами, от Индии и созданию независимого религиозного государства сикхов - Халистана. Своим штабом и опорной базой сепаратисты сделали комплекс знаменитого Золотого храма в городе Амритсаре - центре сикхизма, само название которого означает <хранилище амриты> (божественного нектара). В октябре 1984 года двое военнослужащих-сикхов из состава личной охраны премьер-министра совершили покушение на жизнь Индиры Ганди и убили ее. А в 1991 году жертвой аналогичного покушения стал сменивший Индиру Ганди на посту премьер-министра ее сын Раджив Ганди. Однако на этот раз заговор был инспирирован тамильскими националистами, действующими на юге страны.

Из ступней была создана четвертая каста. Каста слуг…Касты – это замкнутые группы людей, с определенными правами и обязанностями, передающимися по наследству. Переход из касты в касту был запрещен.
Главный бог – Брахма. Из частей его тела и произошли касты
Из своих губ бог Брахма создал самую высшую касту жрецов – брахманов. Они носили белую одежду.
Из своих сильных рук Брахма создал касту воинов и правителей – кшатриев. Ее представители носили одежду красного цвета.
Те люди, которые трудились, пахали землю, разводили скот, вышли из бедер бога Брахмы и составили касту земледельцев – вайшьев. Они носили желтую одежду.
А из пыльных ступней ног бога появились слуги – шудры. Они же занимались и ремеслом, что считалось у древних индийцев недостойным занятием. Одежда у них была черного цвета.
Вот так бог Брахма разделил людей, и значит, перейти из одной касты в другую было невозможно, сын крестьянина никогда не мог стать воином.
Выбирать себе занятия тоже нельзя, их уже давно определил и выбрал для каждого бог.
А можно ли было заключать браки между представителями разных каст?
И вообще, у разных каст все было разное: одежда, еда, дома, занятия

И практику кармического воздаяния за поступки (в то, что от поступков зависит характер нового рождения и особенности существования). Согласно верованиям древних индийцев, принцип кармического воздаяния (карма) определяет не только то, кем ты будешь рожден в будущей жизни (человеком или каким-либо животным), но и место в общественной иерархии.

События / Участники

В Индии существовало четыре варны (сословия):

  • брахманы (жрецы),
  • кшатрии (воины и цари),
  • вайшьи (земледельцы),
  • шудры (слуги).

Брахманы, по представлением индийцев, появились из рта Брахмы, кшатрии - из рук Брахмы, вайшьи - из бедер, а шудры - из ступней. Кшатрии считали своими предками древних царей и героев, например, Раму - героя индийского эпоса «Рамаяна».

Три периода жизни брахмана:

  • ученичество,
  • создание семьи,
  • отшельничество.

Неприкасаемые - люди, которые принадлежат к низшим кастам, не входили в систему четырех варн.

623-544 гг. до н. э. - жизнь Будды (Сидхартха Гаутама), который стал основателем новой религии - буддизма.

В Индии существовала жесткая иерархическая система, общение между представителями разных каст было ограничено строгими правилами. Новые идеи появились в рамках новой религии - буддизма. Несмотря неукорененность кастовой системы в Индии, Будда учил тому, что личные достоинства человека важнее, чем происхождение.

Индийские касты

Положение человека в индийском обществе имело религиозное объяснение. В священных книгах глубокой древности (ведах) деление людей на касты считалось изначальным и установленным свыше. Утверждалось, что первые брахманы вышли из уст верховного бога Брахмы, и только они могут узнать его волю и воздействовать на него в нужную для людей сторону. Убийство брахмана считалось большим преступлением, чем убийство любого другого человека.

Кшатрии (воины и цари), в свою очередь, возникли из рук бога Брахмы, поэтому им свойственна сила и крепость. К этой касте принадлежали цари индийских государств, кшатрии же стояли во главе государственного управления, они контролировали армию, им принадлежала большая часть военной добычи. Люди из касты воинов считали, что их предками были древние цари и герои, такие, как Рама.

Вайшьи (рис.1) образовались из бедер Брахмы, следовательно, им достались выгоды и богатства. Это была наиболее многочисленная каста. Положение индийцев-вайшиев было весьма различным: разбогатевшие купцы и ремесленники, вся городская верхушка, несомненно, относились к господствующим слоям общества. Некоторые вайшии даже занимали место на государственной службе. Но основная масса вайшиев была оттеснена от государственных дел и занималась земледелием и ремеслом, обратилась в основных плательщиков налогов. Собственно говоря, духовная и светская знать смотрела на людей этой касты свысока.

Каста шудры пополнялась из числа покоренных чужеземцев, а также из переселенцев, оторвавшихся от своего рода и племени. Они считались людьми низшего порядка, вышедшими из ступней ног Брахмы и поэтому обреченными пресмыкаться в пыли. Поэтому они предназначены к услужению и к повиновению. Их не допускали в общины, отстраняли от занятия каких-либо должностей. Даже некоторые религиозные обряды для них не устраивались. Им также запрещалось изучение Вед. Наказание за преступления против шудр были, как правило, ниже, чем за те же деяния, совершенные против брахманов, кшатриев и вайшиев. Вместе с тем шудры все-таки сохраняли положение свободных людей и не были рабами.

На самой низшей ступени древнеиндийского общества располагались неприкасаемые (парии) и рабы. Париям отводились занятия рыболовством, охотой, торговля мясом и убийство животных, обработка кож и т. д. Неприкасаемых не подпускали даже к колодцам, ибо они могли якобы осквернить чистую воду. Рассказывают, будто когда две знатные женщины вышли на улицу и случайно увидели неприкасаемых, то они немедленно вернулись обратно, чтобы, промыв свои глаза, очиститься от скверны. Однако неприкасаемые все же формально оставались свободными, тогда как рабы не обладали даже правом на свою личность.

Творцами этих правовых норм были брахманы - жрецы. Они находились на особом положении. Ни в одной стране Древнего Востока жречество не достигало такого привилегированного положения, как в Индии. Они являлись служителями культа богов во главе с верховным божеством Брахмой, а государственная религия называлась браманизмом. Жизнь брахманов делилась на три периода: учение, обзаведение семьей, отшельничество. Жрецам необходимо было знать, с какими словами обратиться к богам, чем их накормить и как прославить. Этому брахманы обучались старательно и долго. С семилетнего возраста начинался период обучения. Когда мальчику исполнялось шестнадцать лет, родители преподносили в дар учителю корову, а сыну подыскивали невесту. После того как брахман выучился и обзавелся семьей, он и сам мог брать в дом учеников, приносить жертвы богам за себя и за других. В старости брахман мог стать отшельником. Он отказывался от жизненных благ и общения с людьми ради достижения душевного покоя. Они верили, что муки и лишения помогут обрести освобождение от бесконечной цепочки перерождений.

Около 500 г. до н. э. на северо-востоке Индии в долине Ганга возникло царство Шагадха. Там жил мудрец Сиддхартха Гаутама по прозвищу Будда (Пробужденный) (рис. 2). Он учил, что человек в родстве со всеми живыми существами, поэтому нельзя никому из них вредить: «Если не будешь убивать даже мух, то после смерти станешь более совершенным человеком, а кто поступает иначе, тот после смерти становится животным». Поступки человека влияют на обстоятельства, при которых он возродится в следующей жизни. Достойный человек, проходя через ряд перевоплощений, достигает совершенства.

Многие индийцы считают, что, умерев, Будда стал главным из богов. Его учение (буддизм) широко распространилось в Индии. Эта религия не признает нерушимых границ между кастами и считает, что все люди братья, даже если они верят в разных богов.

Список литературы

  1. А.А. Вигасин, Г.И. Годер, И.С. Свенцицкая. История Древнего мира. 5 класс - М.: Просвещение, 2006.
  2. Немировский А.И. Книга для чтения по истории древнего мира. - М.: Просвещение, 1991.