Сводная таблица склонений существительных во множественном числе. Урок " склонение имен существительных во множественном числе"

Цели и задачи урока: познакомить учащихся со склонением имён существительных во множественном числе;развивать логическое мышление, память, речь, умение работать с информацией; воспитывать интерес к изучению языка.

Оборудование: учебник русского языка для 4 класса автора Рамзаевой Т.Г., тетради, карточки-задания, толковый словарь, доска.

Ход урока:

Организационный момент.

Всё у меня в порядке:
Учебник, ручка, дневник и тетрадки.
На уроке не ленюсь,
Быстро я всему учусь.

2. Словарная работа (орфографическая и лексическая). (на доске)

Дама сдавала в багаж:
Диван,
Чемодан,
Саквояж,
Картину,
Корзину,
Картонку
И маленькую собачонку.
Выдали даме на станции
Четыре зелёных квитанции...

Где может происходить это действие? (на вокзале)

Действительно, на вокзале. (слово вокзал появляется на доске)

Давайте скажем всё, что знаем об этом слове:

Сколько в нём букв? Звуков? (7 букв и 7 звуков, 4 согласные и 3 гласные)

Сколько слогов в этом слове? (два)

На какой слог падает ударение? (на второй слог)

Произнесите это слово, выделив ударный слог.

Какие орфограммы надо запомнить? Вок зал (безударную гласную “О” и согласный звук “К”)

Ребята, а кто может дать толкование этого слова?

А какое лексическое значение слова вокзал даёт нам толковый словарь? (“Вокзал - это здание для обслуживания пассажиров на железнодорожной станции или на пристани”).

3. Чистописание.

Массаж рук

На дворе пошёл снежок: стучим пальчиками по столу легонько сначала одним, потом другим, третьим, четвёртым, пятым. Ручки замёрзли! Потрём ладошки.... Мы перчаточки надели, расправили, ручками повертели, разогрели. Скажем хором: нам не страшен холод. Снимаем перчатки. Приступаем к чистописанию.

Запишите это слово вокзал столько раз, сколько поместится на одной строке. Не забудьте поставить ударение и подчеркнуть буквы, которые нужно запомнить.

Кто составит предложение с этим словом? (Работа у доски)

Подчеркнём в нём грамматическую основу. Обозначим род, склонение, число и падеж слова вокзал . Выделим окончание. Проверим (сильная или слабая позиция?).

4. Постановка темы урока.

А теперь вернёмся к записанному мною на доске отрывку из стихотворения Маршака.

Найдите существительные в этом тексте.

Дама, багаж
Диван,
Чемодан,
Саквояж,
Картину,
Корзину,
Картонку
собачонку.
даме, на станции
квитанции

Среди названных существительных одно лишнее? Какое? (квитанции)

Почему? (мн.ч.)

Откуда узнали? (по слову четыре)

5. Подготовка к усвоению новой темы.

Я буду называть существительные в единственном, а вы во множественном числе и будем записывать их в два столбика: 1 - сущ.ед.ч., 2 – сущ. мн.ч.

Только вот как мы сумеем доказать, что образованные нами существительные будут употреблены во множественном числе? Ваши предположения? (существительные в ед.ч.обозначают один предмет, а сущ.во мн.ч.-несколько предметов)

А что скажет научный сотрудник? (подготовленный ученик читает на стр. 122 правило)

Работаем с комментированием у доски. Выделяем окончания у сущ.во мн.ч..

Страна, край, апельсин, яблоко, дочь, тигр, парта, стол, метель, снега, туча, облако, сердце, печь.

Какие окончания имеют существительные во множественном числе именительном падеже?

Проверьте себя, прочитав вывод на стр.123 учебника (самостоятельное чтение)

6. Физкультминутка.

Подсолнух.

Во дворе растёт подсолнух,
Утром тянется он к солнцу. (Дети встают на одну ногу и тянут руки вверх.)
Рядом с ним второй, похожий,
К солнцу тянется он тоже. (Дети встают на другую ногу и снова тянут руки вверх.)
Вертим ручками по кругу.
Не задень случайно друга!
Несколько кругов вперёд,
А потом наоборот. (Вращение прямых рук вперёд и назад.)
Отдохнули мы чудесно,
И пора нам сесть на место. (Дети садятся.)

7. Открытие нового знания. Исследовательская работа.

На какие типы склоненияразделяются все имена существительные? (1, 2, 3-е скл.)

Как вы думаете, будут ли различаться существительные по склонениям во множественном числе?

Давайте проверим ваши предположения.

Мы разделимся на группы и проведём исследование.

Вы должны будете поставить во множественное число существительные

Страна, конь, ель и просклонять. (работа в группах)

1-е скл. 2-е скл. 3-е скл.
Страна конь ель
И.п.
Р.п.
Д.п.
В.п.
Т.п.
П.п.

К доске приглашаются ученики и выступают.

Что вы заметили? (окончания не зависят от склонения)

Какой вывод можно сделать? (во множественном числе существительные не различаются по склонениям )

А что скажет научный сотрудник? (стр. 124 правило)

Так что же нового мы узнали на сегодняшнем уроке? (что существительные во множественном числе по склонениям не различаются)

Кто может сформулировать тему нашего урока?

Склонение имён существительных во множественном числе. (появляется на доске)

9. Самостоятельная работа.

Упр.244. Скопируйте текст, выделите окончания существительных во множественном числе.

10. Итог урока. Рефлексия.

Ребята давайте вспомним:

Что обозначают имена существительные во множественном числе? (много предметов)

Что изменяется в имени существительном при изменении его числа? (окончание)

Различаются ли по склонениям имена существительные во множественном числе? (нет)

Что на уроке было интересным?

А что оказалось трудным?

11. Домашнее задание.

Стр. 122–124 (правило) упр. 243

Спасибо за урок! Вы молодцы!

Число_______

Класс_______

Тема: Склонение имен существительных во множественном числе.

Тип урока: Изучение нового материала.

Цель: Знакомство учащихся со склонением имен существительных во множественном числе.

Задачи:

Формировать умения правильно склонять существительные во множественном числе, знать окончания существительных в именительном падеже.

Развивать мышление, память.

Воспитывать внимательность, аккуратность, умение слушать.

Ход урока

    Орг. момент

Сегодня мы познакомимся со склонением имен существительных во множественном числе и узнаем какие окончания бывают у имен существительных в именительном падеже множественного числа.

Индивидуальная работа (у доски работают два ученика)

1-й ученик обозначает склонения сущ. (друг, окно, солнце, работа, помощь, дядя, снегирь, тетрадь, дружба)

2-й ученик разбирает предложения по членом и частям речи (За окном лежит пушистый снег).

- Откройте пожалуйста тетради, положите правильно, сядьте правильно, ноги вместе, локти на парте.

- А теперь взяли ручки и запишите число, классная работа.

2.Чистописание.

На доске написаны слова существительные в единственном и во множественном числе: (Кроты, лиса, волк, лоси, мышь, белки)

Как назвать одним словом? (животные, сущ.)

Какое слово лишнее ? (мышь)

Почему ?(животное луга, а все остальные животные леса)

Составьте цепочку из первых букв слов множественного числа. (клб) и пропишите в тетрадях до конца строчки.

На доске написаны слова ед. и мн. числа Тетради, ручки, пенал, книги, карандаш, линейка, красный.

- Назовите эти слова одним словом . (Существительные )

Что заметили ? (лишнее слово)

Почему оно лишнее? (имя прилагательное)

На какой вопрос отвечает? (какой)

Чем является в предложении? (определением)

Как подчеркиваем? (волнистой чертой)

- Пропишем слово вокзал в тетрадях до конца строки.

Послушайте как возникло это слово . ( рассказ учителя).

Одна английская дама превратила свою усадьбу в место общественных гуляний и построила павильон, который назвала “ ВОКСХОЛЛ”. А звали даму ДЖЕЙН ВОКС.

ВОКСХОЛЛ” - в переводе на русский язык “ Зал госпожи Во”. Потом это слово начало означать “ Концертный зал на железнодорожной станции ” . Когда построили железную дорогу из Петербурга в Павловск, конечную остановку назвали ВОКЗАЛ. Позднее так стали называть все железнодорожные станции России.

После рассказа, показываю слово (о, об) вокзале.

Скажите пожалуйста какой предлог мы употребим со словом вокзал? Почему?

(предлог о , так - как слово вокзал начинается с согласной буквы)

А в каких случаях пишется предлог (об)?(если слово начинается с гласной буквы)

3. Работа над новым материалом

Посмотрите на доску, прочитайте. Что заметили?

- Что общего ? (Сущ. , все сущ. в Им падеже)

В чем разница? (Ед. число, Мн. число)

Составьте пары слов.

(Один ученик работает у доски, соединяет стрелками пары)

Остальные дети работают в тетрадях (записывают слова парами)

А теперь выделите окончания существительных второго столбика.

Что изменяется при изменении по числам ? (Окончания)

Как отличить существительные ед. числа от сущ. множественного числа? (По значению, по окончанию).

Итак, какой вывод мы можем сделать из этого?

(Имена существительные во множественном числе обозначают два или несколько предметов; в И.п. сущ множественного числа имеют окончания - а, - я, - и, - ы.)

- Тема нашего урока: “ Множественное число имен существительных).

- А теперь давайте откроем учебники на стр. 94 и прочитаем вывод который дается в правиле.

Упр.258 (устно,коллективно).

Просклоняй имена существительные муравьи,дятлы,гнезда,дни.

- Упр.259 (письм).

Прочитай пословицы.Объясни их смысл.Спиши.Подчеркни имена существительные во множественном числе.Обозначь окончания,определи падеж.

1.Чудеса в решете:дыр много,а вылезти негде.2.Поживешь подольше-узнаешь побольше.3.Грибов ищут-по лесу рыщут.4.Видна печаль по ясным очам.5.Жизнь измеряется не годами,а трудами.

ФИЗ - МИНУТКА

- Я называю имена сущ. в ед. и во множ. числе.

Если услышите сущ. в ед.числе -стоим, если во множ.- приседаем.

Страны, ручка, школы. огурцы, слон, стол, парты, метель, дожди, туча, дни.

- Упражнение “Просклоняйте”.

У доски работают 2 ученика,склоняют существительные во мн.числе по падежам и выделяют окончания .(березы,ели).

Остальные работают в тетрадях (склоняют слово: города)

Можем ли мы определить склонения этих слов ? (береза, ели, города)

Вывод: (предлагаю сделать детям)

- ( При склонении имена сущ. во множественном числе не делятся на 1,2,3 склонение.)

Упр.263 Работа по рядам.

Прочитай слова.Есть ли среди них лишнее слово? Обоснуй свой выбор.Просклоняй это слово.Обозначь окончание.

1 ряд- Лес,зима,мороз,снег,сторожка,лесник,печь,дрова,метель.

2 ряд-Город,улица,машина,автобус,дороги,вокзал,поезд,перрон,билет.

3 ряд- Село,деревня,домик,огороды,поле,пшеница,лошадь,корова,коза.

Итог урока.

Что нового узнали на уроке?

Что понравилось?

(Оценивание учащихся проходит во время работы)

Домашнее задание.

Упр.261 стр.96 (заранее записано на доске)

Прочитай текст.Озаглавь его.Спиши.Вставь пропущенные буквы и окончания.Определи падеж имен существительных во множ.числе.

На б…ерегу ручь… было сыро и росли какие-то растени… с желтыми цв…т… .Кроме цв…т… на этом растении в…сели маленькие плодик…,похож…е на бутылочк… .Стоит д…тронуться до бутылочк…,как п…слышится слабый выстр…л.И в руке окажется пучок з…леных стружек. Это «стреляющее» растени… народ называет «недотрога». В…д…т оно себя так не случ…йно. В бутылочк… н…ходятся с…мена этого растения.Как только кто-нибудь заденет бутылочку,она « взрывается», и с…мена л…тят в разные стор..н… .

В разделе на вопрос Как определить склонение у существительных множественного числа заданный автором Анна Румянцева лучший ответ это Есть еще разносклоняемые существительные (путь и сущ. на -мя: вымя, семя и т. д.)
Есть несклоняемые, например. пальто, кафе.
Если Вы имеете в виду сущ. , которые употребляются только во множественном (ворота, ножницы) , у них нельзя определить склонение, так как оно орпеделяется только по начальной форме: И. п. ед. ч. (города - нужно изменить "город")

Ответ от Виктория Попова [новичек]
Если хотите узнать склонение, то поставьте в начальную форму. (ед. ч., И. п.) Например: Учительницы-Учительница (И. п., 1 скл., ед ч.)


Ответ от Невролог [новичек]
СЛОНЫ


Ответ от Недосолить [новичек]
3скл
мать, милость, любовь, жизнь, лошадь, мышь, ложь, дочь, речь, рожь, щавель, щедрость,
жизнь, смерть, морковь
2скл
мальчик, сын, стол, стул, параметр, стадион, самолёт, дом, дым, лист, дерево, ум, мозг, разум,
1 скл
ракета, радость, радуга, мама, сестра, бабушка, тётя, дядя, морковка, ель, роза, учительница, родина, лопата
задавай вопросы!!
1скл-моя -мой-окончания-а, я
2скл-мой-моё-оканчания-(согласные) -о-ё-ее
3скл-моя-оканчания-нулевое (ь знак


Ответ от Просушить [новичек]
если вы хотите узнать склонение просто поставте в единственное число им. п. и опредилите склонение по оканчанию или по правилу.


Ответ от Ольга [активный]
поставить в единственное и определить


Ответ от Василий Пехов [мастер]
Поставить в начальную форму (им. п. , ед. ч.) и анализировать:
1. К 1 склонению относятся существительные мужского и женского рода на -а, -я. (дедушка, земля) .
2. Ко 2 склонению относятся существительные мужского рода с нулевым окончанием (кабинет) и среднего рода на -о, -е (окно, поле) .
3. К 3 склонению относятся существительные женского рода на -ь (дочь, ночь, тень) .
Нет "существительных множественного числа". Есть существительные в форме множественного числа. Это значит, что есть и другие формы, Вас интересует начальная в данном случае.

В немецком языке, как и в русском, имя существительное изменяется по падежам. Например, в русской фразе «я ученик» (кто?) окончание нулевое, однако в «я вижу ученика » (кого?) появляется окончание а , потому что слово ученик уже отвечает на вопрос «кого? что?» (винительный падеж) , а не «кто? что?» (именительный падеж) .

В немецком языке окончания существительных тоже могут меняться в разных падежах. Кроме того, в немецком языке склоняются артикли . Изменение артиклей мы рассмотрим в первую очередь.

Склонение артиклей

В немецком языке 4 падежа. Они очень похожи на русские и отвечают на те же вопросы: именительный (Nominativ) , родительный (Genitiv) , дательный (Dativ) , винительный (Akkusativ) . Формы немецких артиклей в разных падежах нужно знать назубок.

Начнём с форм определённых артиклей der (мужской род), die (женский род), das (средний род), die (множественное число). Выучив формы определённых артиклей, Вам намного проще будет понять и запомнить формы неопределённых артиклей, а также склонение прилагательных и некоторых местоимений.

Склонение определённого артикля

Неопределённый артикль - это ein (мужской и средний род) и eine (женский род). Формы множественного числа у неопределенного артикля нет, поскольку дословно ein (eine) означает «один» («одна») . По аналогии с неопределённым артиклем будут в единственном числе изменяться притяжательные местоимения (mein, dein, sein …) и отрицание kein .

Склонение неопределенного артикля

Склонение существительных (система окончаний)

Окончания существительных в единственном числе и типы склонения существительных

В единственном числе существует 4 типа склонения, по которым меняются окончания существительных: сильное, слабое, женское и смешанное .

1 тип - сильное склонение . Сюда относятся большинство существительных мужского и все существительные среднего рода (кроме das Herz , см. смешанное склонение).

Особенность сильного склонения - в Genitiv ед.числа появляется окончание -es /-s . (подробнее об орфографии на www.studygerman.ru).

2 тип - слабое склонение , или N-склонение . Это ряд существительных только мужского рода , обозначающих в основном живых существ.

Особенность слабого склонения - в ед.числ окончание -en / -n во всех падежах, кроме именительного. Словарная форма множ. числа таких существительных всегда образуется путём добавления -en / -n .

В эту группу относятся:

  • Все существительные мужского рода, оканчивающиеся на -e , за исключением слов из смешанного склонения (про них написано ниже): der Junge – des Jungen , der Kollege – des Kollegen и т.д .
  • Cлова мужского рода, оканчивающиеся на -and , -ant , -ent , -ist :der Doktorand — des Doktoranden , der Elefant — des Elefanten , der Student — des Studenten , der Kapitalist — des Kapitalisten и т.д .
  • Некоторые заимствованные наименования профессий и рода деятельности мужского рода, оканчивающиеся на -at , -ekt , -ograph/-ograf , -ologe , -onom , -osoph : der Diplomat — des Diplomaten , der Architekt — des Architekten , der Demokrat — des Demokraten , der Journalist — des Journalisten , der Philosoph — des Philosophen , der Photograph/Fotograf — des Photographen /Fotografen , der Psychologe — des Psychologen , der Astronom — des Astronomen и т.д .
  • А также немного заимствованных наименований вещей: der Automat — des Automaten , der Satellit — des Satelliten , der Diamant — des Diamanten , der Planet — des Planeten и т.д .
  • Ряд исключений, не входящих в группы выше: der Mensch – des Menschen , der Herr – des Herrn , der Bär – des Bären и т.д_.

Полную подборку существительных слабого склонения найти так и не удалось, однако на www.mein-deutschbuch.de указан достаточно большой список, под фразой “Wie erkennt man Nomen der N-Deklination?”

3 тип - женское склонение . Это все существительные женского рода . Особенность женского типа склонения — во всех падежах ед. числа отсутствует окончание.

4 тип - смешанное склонение . Это очень короткий список исключений.

Особенность смешанного склонения – окончание -(e)n в ед.числе Dativ и Akkusativ и окончание -(e)ns в ед.числе Genitiv . Таким образом, смешанное склонение совмещает окончания слабого и сильного склонения.

По смешанному склонению изменяются существительные: der Buchstabe — des Buchstabens — dem Buchstaben der Gedanke — des Gedankens — dem Gedanken der Friede — des Friedens — dem Frieden der Funke — des Funkens — — dem Funken der Glaube — des Glaubens — dem Glauben der Name — des Namens — dem Namen der Wille — des Willens — dem Willen der Same — des Samens — dem Samen das Herz — des Herzens — dem Herzen

Окончания существительных во множественном числе

Во множественном числе есть только одно падежное окончание: в Dativ к словарной форме множественного числа добавляется окончание -n .

Однако дополнительное окончание в Dativ не появляется если:

  • форма множественного числа существительного уже оканчивается на -n . Это многие существительные женского рода и все существительные слабого и смешанного склонения: die Studenten – den Studenten, die Frauen – den Frauen, die Namen – den Namen;
  • форма множественного числа существительного оканчивается на -s : das Auto – den Autos .

Интересный очерк на немецком на тему слабого склонения из книги «Der Dativ ist dem Genitiv sein Tod — Folge 2»: Kasus Verschwindibus

Им. п.

-а/-я

ваза, няня

□ | -о, -е

кран, поле

-ие

изобилие

-ия

Род. п.

-ы/-и

вазы, няни

-а/-я

крана, поля

и

-ия

изобилия

-ии

Дат. п.

вазе, няне

-у / -ю

крану, полю

-ию

изобилию

ии

Вин. п.

-у/-ю

вазу, няню

□ | -о / -е

кран, поле

-ие

изобилие

-ию

Тв. п.

-ой/-ей

вазой, няней

-ом / -ем

краном, полем

-у/-ю

-ием

изобилием

ией

Предл. п.

о вазе, о няне

о кране, о поле

-ии

об изобилии

-ии

1.1. Слова на ия следует различать со словами на ья (Марья, Наталья, Софья). Слова на ья склоняются по правилам первого склонения и имеют окончание в дательном и предложном падежах единственного числа. Сравните:

Дат. п. - Марье , но: Марии ;

Предл. п. - о Марье , но: о Марии

Это относится и к парам типа «учение » - «ученье », «сомнение»- «сомненье». Первый вариант склоняется как слова на —ие , второй - как слова второго склонения.

Однако в художественной речи возможно написание слов на -ье в предложном падеже с окончанием -и. Например: в забытьи .

1.2. Существительные на ий , —ия с односложной основой (т.е. состоящей из больше чем одного слога) в предложном падеже единственного числа в безударной позиции оканчиваются на е .

Например:

кий - о кие, Вий - о Вие, змий - о змие, Лия - о Лии

Под ударением в окончании пишется «и ».

толчия - о толчии

1.3. Существительные на безударныеь я иье имеют в родительном падеже множественного числа окончание - ий или ев : певунья - певуний , ненастье - ненастий ; устье - устьев , келья - кели й ,

А на ударные —ья иьё - окончаниеей . Например: ружьё - ружей , статья - статей , семья - семей (но: копьё - копий ).

1.4 Вопреки основному правилу, следующие слова с неодносложной основой в безударной позиции имеют окончание и , а не :

  1. Слова мужского и среднего рода на —ий и —ие (литий, положение) в предложном падеже единственного числа: о литии , о положении .
  2. Слова женского рода наия (Швейцария ) в предложном и дательном падеже единственного числа: к Швейцарии , о Швейцарии .

1.5. В существительных мужского и среднего рода с суффиксомищ- е , у существительных женского рода - окончаниеа . Например:
а) дуб - дубище , забор - заборище , чудо - чудище ;
б) струя - струища , жара - жарища .

В именительном падеже множественного числа у таких слова женского и мужского рода пишется окончаниеи , а у среднегоа .

1.6. У существительных с суффиксами -ушк-, -юшк-, -ышк-, -ишк- -шик- в именительном падеже единственного числа ставится:
а) окончаниеа - у слов мужского рода, называющих одушевленные предметы, и у слов женского рода, например: сынишка , мальчишка , сударушка , малинушка , старушка , краюшка ;
б) окончаниео - у слов мужского рода, называющих неодушевленные предметы, и у слов среднего рода: чехлишко , судёнышко , столбишко , сундучишко , золотишко .

1.7. В одушевленных существительных мужского и общего рода после суффиксал в именительном падеже единственного числа ставится окончаниеа , например: чудила , чертила ; у среднего рода - окончаниео , например: покрывало , забрало.

1.8. Названия населённых пунктов на -ов, -ев, -ин, -ын, -ово, -ево, -ино, -ыно имеют в творительном падеже единственного числа окончание -ом : Павшином, Румянцевом, Марьином, Ерином. Эти слова нужно различать с фамилиями , у которых в этом случае будет окончание -ым : Павшиным , Румянцевым , Марьиным и т.д.

Примечание . Сейчас для топонимов на —ово, -ево, -ино, -ыно нормативны два варианта: склоняемый и несклоняемый, но склоняемый относится к строгой литературной речи и его желательно использовать в официальных выступлениях и т.д.

Но : эти топонимы не склоняются при наличии родового слова, например: из района Братеево , из села Егорово. Но без него уже возможно склонение: из Братеева, из Егорова.

Таблица окончаний склонений во множественном числе

Краткий вариант:

Подробный вариант с примерами для множественного числа:

Падеж 1 склонение 2 склонение 3 склонение на -ие на -ия
Им. п.

-ы | -и

вазы, няни

-ы, -и, -а, -я

краны, яблоки, стога, поля

изобилия

Род. п.

ваз, нянь

-ов, -ей, □

кранов, полей, солнц

речей

изобилий

мантий

Дат. п.

-ам | -ям

вазам, няням

-ам, -ям

кранам, полям

-ам, -ям

речам, дням

-ям

изобилиям

Вин. п.

-ы/□ | и/□

вазы / мам | нянь / руки

-ы, -и, -а, -я

краны, яблоки, стога, поля

изобилия

-ии

Тв. п.

-ами | -ями

вазами, нянями

-ами, -ями

кранами, полями

-ами/-ями

речами, днями

-ями

изобилиями

-ями

мантиями

Предл. п.

-ах | -ях

о вазах, о нянях

-ах, -ях

о кранах, о полях

-ах, ях

о речах, о днях

об изобилии

-ях

о мантиях

2.1 . У омонимов окончание в именительном падеже множественного числа иногда зависит от значения слова: корпусы (тела, туловища) - корпуса (строения), ордены (сообщества, организации) - ордена (награды), мехи (устройство для подачи воздуха) - меха (материал из шкуры)

2.2. У существительных женского рода с окончанием на , в родительном падеже множественного числа после шипящих мягкий знак не ставится: тёщ (теща), кляч (кляча), чащ (чаща), дач (дача).

2.3. В родительном падеже множественного числа у существительных наня с предшествующим согласным мягкий знак на конце не пишется, например: , череш ня - черешен , коптильня - коптилен , наковальня - наковален .
Исключения: барышень , боярышень , деревень , кухонь .

2.4 . У некоторых слов добавляется суффикс «ес » перед окончанием. Например, у слов «чудо » - «чудеса », «небо » - «небеса ».

Разносклоняемые существительные

К разносклоняемым существительным относятся слова «путь », «дитя » и 10 слов на -мя : «темя », «племя », «знамя », «семя », «вымя », «время », «бремя », «стремя », «имя », «пламя ». Эти слова имеют окончания, характерные для разных склонений. В родительном, дательном и предложном падежах в единственном числе они оканчиваются на .

Падеж
Им.

пути, пламёна, семена, стремена, дети

Род.

путей, пламён, семян, стремян, детей

Дат.

пути, пламени, семени, стремени, дитяти

путям, пламёнам, семенам, стременам, детям

Вин.

путь, пламя, семя, стремя, дитя

пути, пламёна, семена, стремена, детей

Тв.

путём, пламенем, семенем, стременем, дитятею

путями, пламёнами, семенами, стременами, детьми

Предл.

(о) пути, пламени, семени, стремени, дитяти

путях, пламёнах, семенах, стременах, детях