Конспект открытого урока "Анализ стихотворения Н.А.Некрасова "Размышление у парадного подъезда". Размышления у парадного подъезда некрасов

Николай Некрасов с детских лет наблюдал за несправедливостью, которая царила в обществе, и открыто сочувствовал крестьянам. Но изменить он ничего не мог, зато мог своей лирикой воодушевлять революционно настроенную молодежь, обратить внимание на эту проблему, которую обязательно нужно было решать. Николай Некрасов – замечательный поэт, чье творчество известно, читаемо и востребовано, было и при жизни, и теперь, спустя много лет. Он смело показывал проблемы Российского государства и неумение властей решать эти проблемы. Но главной его темой всегда оставался народ.

Из-под руки классика вышло большое количество стихотворений, написанных под сильным впечатлением. Таким стало и произведение «Размышление у парадного подъезда», которое родилось в течение нескольких часов.

Размышления у парадного подъезда

Вот парадный подъезд. По торжественным дням,
Одержимый холопским недугом,
Целый город с каким-то испугом
Подъезжает к заветным дверям;
Записав свое имя и званье,
Разъезжаются гости домой,
Так глубоко довольны собой,
Что подумаешь - в том их призванье!
А в обычные дни этот пышный подъезд
Осаждают убогие лица:
Прожектеры, искатели мест,
И преклонный старик, и вдовица.
От него и к нему то и знай по утрам
Всё курьеры с бумагами скачут.
Возвращаясь, иной напевает «трам-трам»,
А иные просители плачут.
Раз я видел, сюда мужики подошли,
Деревенские русские люди,
Помолились на церковь и стали вдали,
Свесив русые головы к груди;
Показался швейцар. «Допусти», - говорят
С выраженьем надежды и муки.
Он гостей оглядел: некрасивы на взгляд!
Загорелые лица и руки,
Армячишка худой на плечах,
По котомке на спинах согнутых,
Крест на шее и кровь на ногах,
В самодельные лапти обутых
(Знать, брели-то долгонько они
Из каких-нибудь дальних губерний).
Кто-то крикнул швейцару: «Гони!
Наш не любит оборванной черни!»
И захлопнулась дверь. Постояв,
Развязали кошли пилигримы,
Но швейцар не пустил, скудной лепты не взяв,
И пошли они, солнцем палимы,
Повторяя: «Суди его бог!»,
Разводя безнадежно руками,
И, покуда я видеть их мог,
С непокрытыми шли головами...
А владелец роскошных палат
Еще сном был глубоким объят...
Ты, считающий жизнью завидною
Упоение лестью бесстыдною,
Волокитство, обжорство, игру,
Пробудись! Есть еще наслаждение:
Вороти их! в тебе их спасение!
Но счастливые глухи к добру...
Не страшат тебя громы небесные,
А земные ты держишь в руках,
И несут эти люди безвестные
Неисходное горе в сердцах.
Что тебе эта скорбь вопиющая,
Что тебе этот бедный народ?
Вечным праздником быстро бегущая
Жизнь очнуться тебе не дает.
И к чему? Щелкоперов забавою
Ты народное благо зовешь;
Без него проживешь ты со славою
И со славой умрешь!
Безмятежней аркадской идиллии
Закатятся преклонные дни:
Под пленительным небом Сицилии,
В благовонной древесной тени,
Созерцая, как солнце пурпурное
Погружается в море лазурное,
Полосами его золотя, -
Убаюканный ласковым пением
Средиземной волны, - как дитя
Ты уснешь, окружен попечением
Дорогой и любимой семьи
(Ждущей смерти твоей с нетерпением);
Привезут к нам останки твои,
Чтоб почтить похоронною тризною,
И сойдешь ты в могилу... герой,
Втихомолку проклятый отчизною,
Возвеличенный громкой хвалой!..
Впрочем, что ж мы такую особу
Беспокоим для мелких людей?
Не на них ли нам выместить злобу? -
Безопасней... Еще веселей
В чем-нибудь приискать утешенье...
Не беда, что потерпит мужик;
Так ведущее нас провиденье
Указало... да он же привык!
За заставой, в харчевне убогой
Всё пропьют бедняки до рубля
И пойдут, побираясь дорогой,
И застонут... Родная земля!
Назови мне такую обитель,
Я такого угла не видал,
Где бы сеятель твой и хранитель,
Где бы русский мужик не стонал?
Стонет он по полям, по дорогам,
Стонет он по тюрьмам, по острогам,
В рудниках, на железной цепи;
Стонет он под овином, под стогом,
Под телегой, ночуя в степи;
Стонет в собственном бедном домишке,
Свету божьего солнца не рад;
Стонет в каждом глухом городишке,
У подъезда судов и палат.
Выдь на Волгу: чей стон раздается
Над великою русской рекой?
Этот стон у нас песней зовется -
То бурлаки идут бечевой!..
Волга! Волга!.. Весной многоводной
Ты не так заливаешь поля,
Как великою скорбью народной
Переполнилась наша земля, -
Где народ, там и стон... Эх, сердечный!
Что же значит твой стон бесконечный?
Ты проснешься ль, исполненный сил,
Иль, судеб повинуясь закону,
Всё, что мог, ты уже совершил, -
Создал песню, подобную стону,
И духовно навеки почил?..

История создания стихотворения

По воспоминания современников, стихотворение «Размышление у парадного подъезда» было написано в то время, когда Николай Алексеевич пребывал в хандре. Таким его увидела Панаева, с которой он прожил более десяти лет. Она описывала этот день в своих воспоминаниях, рассказывая о том, что поэт целый день провел на диване, даже не вставая. Он отказывался от еды и никого не желал видеть, поэтому приема в этот день не было.

Авдотья Панаева вспоминала, что обеспокоенная поведение поэта, на другой день она проснулась раньше обычного и решила выглянуть в окно, чтобы посмотреть, какая погода царила за окном. Молодая женщина увидела на крыльце крестьян ожидающих, когда откроется парадный подъезд напротив дома поэта. В этом доме жил князь Н.Муравьев, который в то время служил министром государственных имуществ. Несмотря на то что погода была дождливая, сырая и пасмурная, крестьяне сидели на ступеньках парадного крыльца и терпеливо ждали.

Скорее всего, они пришли сюда ранним утром, когда только начинает вставать заря. По грязной их одежде легко можно было понять, что пришли они издалека. И у них, наверное, была только одна цель – подать прошение князю. Видела женщина и то, как вдруг на ступеньках появился швейцар, который стал подметать и прогнал их на улицу. А крестьяне все равно не уходили: они спрятались за выступом этого подъезда и, замерзая, перебираясь с ноги на ногу, промокая до ниточки, прижимались к стене, пытаясь спрятаться от дождя, ожидали, что, может быть, их все-таки примут, выслушают, или хотя бы возьмут прошение.

Панаева не выдержала и отправилась к поэту, чтобы рассказать ему всю эту ситуацию. Когда Николай Некрасов подошел к окну, то он увидел, как прогоняли крестьян. Дворник и вызванный городовой толкали их в спину, пытаясь как можно быстрее очистить от них и подъезд, да и, вообще, двор. Это очень возмутило поэта, он стал пощипывать свои усы, а так он делал, когда сильно нервничал, и сжал крепко губы.

Но долго наблюдать он не смог, поэтому очень скоро отошел от окна, и, задумавшись, опять прилег на диван. А уже ровно через два часа он читал Авдотье свое новое стихотворение, которое первоначально носило название «У парадного подъезда». Конечно же, поэт многое изменил в той картине, которая была увидена им в реальности, и добавил художественный вымысел, чтобы поднять темы возмездия и библейского и праведного суда. Поэтому этот стихотворный сюжет имеет у автора символический смысл.

Но цензура не могла пропустить такое стихотворное некрасовское творение, поэтому оно просто переписывалось и в течение пяти лет и ходило по рукам, переписанное вручную. В 1860 году вышло в печать в одном из литературных журналов, но без указания автора. Герцен, который посодействовал печати этого некрасовского стихотворения, в своем журнале "Колокол», ниже текста стиха, написал еще и примечание, в котором сообщил о том, что в их журналах стихи бывают редко, но

«стихотворение нет возможности не поместить».

Отношение автора к своему произведению


В своем сюжете поэт показывает простую и обыденную для того времени ситуацию, когда крестьяне становятся униженными и оскорбленными. Ситуация, изображенная автором, для нравов и порядков того времени, была обычным делом и знакома многим современникам. Но ее Николай Алексеевич превращает в целую повесть, которая основана на реальных и правдивых фактах.

Поэт показывает свое отношение к тому факту, что крестьяне, привыкшие к унижениям, даже не пытаются протестовать. Они как безмолвные рабы смерено позволяют измываться над собой. И эта их привычка тоже приводит поэта в ужас.

Некоторые читатели могут в его сюжете рассмотреть и призыв к бунту, который поэт, как патриот своей любимой страны и страдающего народа, создал в такой интересной стихотворной форме. И вот теперь, когда уже и его терпение достигло определенного пика, он призывает свой народ восстать против рабства и несправедливости.

Основная мысль, которую Некрасов старается донести в том, что народ не сможет ни пробиться, ни даже постоять у парадного подъезда.

Действовать нужно по-другому.

Основные образы и выразительные средства


Главный образ всего некрасовского стихотворения – это, прежде всего, сам автор, чей голос звучит постоянно, и читатель чувствует его отношение ко всему происходящему и к той проблеме, которую он поднимает. Но тем не менее он не называет себя, и создает свой образ так, словно он говорит не от себя, а как бы скрыт за реальностью, за теми картинами мира, которые он рисует при помощи выразительных средств. В каждой детали можно увидеть автора, который пытается подчеркнуть свое отношение к действительности.

Герои в некрасовском сюжете встречаются разные. Большинство из них объединены одним - страданием и героем. Всех просителей, бывающих у этого парадного подъезда, автор делит на две группы: кто-то выходит, напевая себе что-то приятное, а вторая группа людей обычно выходит с плачем.

И вот после такого деления начинается вторая часть его рассказа, где он сразу напрямую говорит о том, что однажды именно ему, поэту Николаю Некрасову, довелось видеть. С каждой новой строкой в сюжете нарастает голос автора, который стал невольным свидетелем людского горя и раболепства. И голос поэта звучит сильно и гневно, так как он чувствует себя совсем не как свидетель, а как участник всего этого.

Достаточно вчитаться в те характеристики, которые дает автор крестьянам, которые пришли с прошением. Они ждут, не напрашиваются, а когда их не принимают, то, смирившись с этим, покорно бредут себе дальше. И уже вскоре автор переносит читателя в те комнаты, куда так и не смогли попасть крестьяне. Писатель показывает жизнь такого чиновника, который продолжает унижать крестьян, считая себя выше их.

В третьей части некрасовского сюжета можно услышать и скорбь самого поэта, который негодует и протестует против такого отношения к крестьянам. Но как же себя чувствует чиновник, который так легко гонит крестьян прочь? И тут автор использует выразительные средства, чтобы его монолог был более живым и наглядным:

⇒Экспрессия.
⇒Сложные предложения.
⇒Риторические восклицания и вопросы.
⇒Дактилическая рифма.
⇒Чередование анапестов: трехстопных и четырехстопных.
⇒Разговорный стиль.
⇒Антитеза.

Анализ стихотворения

Автор старается показать контраст между жизнью сытого чиновника, который занимается тем, что увлечен азартными играми, обжорством, постоянная ложь и фальшь во всем, и совсем другой противоположной жизнью у крестьян, которые ничего хорошего не видят.

Жизнь крестьянина трагична, и всегда для мужика готовы тюрьмы и остроги. Народ постоянно угнетен, поэтому он так сильно страдает. Такой сильный народ гибнет по воле чиновников, чей обобщенный портрет показан в стихотворении.

Николай Некрасов возмущен и таким долгим терпением простого народа. Он старается стать их защитником, ведь сами они не возмущаются и не ропщут. Призывает поэт и чиновника одуматься, вспомнить наконец-то о своих обязанностях, ведь его задача служить на благо родине и людям, которые здесь живут. Автор возмущается тем, что в его любимой стране царят такие порядки, какое беззаконие, и надеется, что это все скоро прекратиться.

Но автор обращается не только к чиновнику, но и к самому народу, который безмолвствует. Он спрашивает его, сколько еще можно терпеть и когда же, наконец, он очнется и прекратит полниться горем и страданием. Ведь их страшный стон слышен по всей стране, и он ужасен и трагичен.

Возмущение поэта настолько велико, а вера настолько сильна, что у читателя не остаётся сомнений - справедливость восторжествует.

«Страстный к страданью поэт» — воскликнет Достоевский после прочтения «Последних песен» Некрасова. Действительно, мотив глубокой скорби красной нитью проходит сквозь всё творчество этого народного автора. «Размышления у парадного подъезда» — одно из его произведений, где мы слышим вечный стон русского народа.

Некрасову потребовалось всего два часа, чтобы создать этот шедевр. В 1858 году в дождливый осенний день жена позвала поэта к окну, откуда было видно крестьян, которые «желали подать какое-нибудь прошение и спозаранку явились к дому», где жил министр государственных имуществ.

Некрасов подошёл именно в тот момент, когда «дворники дома и городовой гнали крестьян прочь, толкая их в спину» (из воспоминаний Панаевой). Сцена сильно подействовала на него и послужила появлению нового стихотворения.

Жанр, направление и размер

Стихотворение сложно отнести к определенному жанру: оно совмещает в себе черты элегии (грустные размышления о народной судьбе), сатиры (отражение образа жизни «владельца роскошных палат»), песни (песенные мотивы присутствуют в заключительно части произведения, начиная со слов «Родная земля! »). Однако можно однозначно определить направление — гражданская лирика: лирический герой отражает своё отношение к общественным событиям.

Произведение написано разностопным анапестом (чередование трёхстопного и четырехстопного).

Образы и символы

Образ «парадного подъезда» становится воплощением страданий бедных крестьян, жестокости, социального неравенства. К нему приходят все «убогие лица». Но богачам нет дела до холопов: владелец «роскошных палат» проявил равнодушие к несчастным просителям, он даже не вышел к ним, «сном был глубоким объят».

Образ деревенских мужиков собирательный: Некрасов отразил положение всех тружеников, вынужденных терпеть пренебрежение со стороны вельмож, работать до изнеможения, обеспечивая своим трудом всю страну. На бедняках всегда вымещают злобу, их не считают за людей, хотя они и есть опора государства, его сила.

Также важно символическое значение Волги: поэт сравнивает скорбь мужиков с разливающимися водами реки, отражая чувство глубокого уныния, а также масштабность народного горя.

Темы, проблемы и настроение

Основная тема стихотворения — тема крестьянской судьбы. Некрасов отразил реальное положение крестьян в пореформенной Руси (в 1861 году была отмена крепостного права). Народ всё так же терпит угнетения со стороны господ, пытается любыми способами достать средства на существование, изнемогая на тяжелых работах. Реформа не помогла им, ведь об адаптации простых людей в новой жизни никто не подумал. Они так и остались зависимыми рабами.

Проблема социальной несправедливости также привлекает внимание автора. Некрасов на примере бедных просителей и влиятельного вельможи показывает, как сильно отличается жизнь богатых и бедных. В то время как одни ведут праздную жизнь, вдоволь едят, устраивают приёмы, другие обуты в «самодельные лапти», имеют «загорелые лица и руки» от постоянного труда под палящим солнцем.

Некрасов в произведении затрагивает и тему сострадания. В последних строках лирический герой обращается непосредственно к народу:

Иль, судеб повинуясь закону,
Всё, что мог, ты уже совершил, —
Создал песню, подобную стону,
И духовно навеки почил?..

Автор пишет о беспомощности народа, о неспособности мужика изменить свою жизнь. Он скорбит по несчастным бурлакам, вынужденных нести свою ношу десятками лет. Нет такого места, где бы «сеятель и хранитель» Русской земли не стонал, этот звук стал настолько обыденным, что уже «песней зовётся».

В произведении настроение лирического героя меняется. Он со злобным пафосом описывает жизнь «владельца роскошных палат», обвиняя его в «глухоте к добру», в бессмысленном существовании. Однако герой по-иному относится к бедным просителям: он проникнут сочувствием к судьбе простого народа, с жалостью говорит об их нищем внешнем виде, их тяжелом положении.

Основная идея

Смысл некрасовской антитезы прост и нагляден: пока труженики безуспешно борются за свои законные права, их угнетатели, бесполезные и бессовестные, гробят страну расточительством и своей ленью. Поощряя подобное расслоение общества, человек становится врагом своей страны.

Средства художественной выразительности

Произведение Некрасова схоже с рассказом: мы можем проследить последовательность действий, в нём присутствует несколько героев. Однако речь, безусловно, позволяет нам назвать его стихотворением. Это не только рифмующиеся фразы, но и особые тропы:

  • Эпитеты, определяющие не только вид образа, но и авторское отношение к нему: «бедный народ», «убогие лица», «владелец роскошных палат».
  • Анафора (единоначалие) Приём усиливает мотив страдания, человеческого горя: «Стонет он по полям, по дорогам, Стонет он по тюрьмам, по острогам».
  • Злобный пафос в начале произведения осуществляется с помощью инвективы – резкого обличения зажиточного существования вельможи.
  • Тема социальной несправедливости раскрывается благодаря такому художественному приёму как антитеза: пышному парадному подъезду противопоставляются обычные «убогие лица», приходящие сюда за помощью.
  • Несколько раз автор использует риторический вопрос («Что тебе этот бедный народ? », «Не на них ли нам выместить злобу? »), этой стилистической фигурой и заканчивается произведение. Некрасов обращается ко всему народу, пытаясь призвать его на борьбу с несправедливостью. Эти строки звучат как «вызов».

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Тема урока: Анализ стихотворения Н.А.Некрасова «Размышления у парадного подъезда».

Я призван был воспеть твои страданья,
Терпеньем изумляющий народ.

(Н.А.Некрасов)

Цели урока:

1) образовательные:

    Проанализировать стихотворение «Размышление у парадного подъезда».

    Обобщить знания по творчеству Н.А.Некрасова.

2) развивающие :

    Формировать умения и навыки анализа стихотворного текста, понимание идейного содержания.

    Развитие логического и абстрактного мышления.

3) воспитательные:

1. Сформировать мнение о Некрасове как поэте и человеке, личности.

2. Воспитывать гражданственность, патриотизм, активную жизненную позицию на примере жизни и творчества поэта.

Тип урока : комбинированный.

Методы : словесный (элементы лекции, беседа, сообщения, чтение наизусть), аналитический (анализ произведений, художественных средств), демонстрационный (метод наглядности) (использование презентации, художественный текст).

Структура урока:

I . Орг.момент

II . Опора на пройденный материал

III . Работа по теме (анализ стихотворения)

IV . Обобщение материала.

V . Подведение итогов.

VI

Ход урока

I . Орг.момент . Сообщение темы и цели урока (проанализировать стихотворение «Размышление у парадного подъезда»; обобщить знания по творчеству Н.А.Некрасова). Обращение внимания учащихся на эпиграф урока.

II . Опора на пройденный материал. Звучит песня «Вниз по матушке, по Волге», слайд №1 с изображением Волги. Затем слайд №2 с репродукцией Репина «Бурлаки на Волге».

Слово учителя:

Почему мы начали урок народной песней о Волге, с демонстрации картины Репина?

(Предполагаемые ответы учащихся: потому что детство Некрасова прошло там, где протекала река Волга и впечатления, связанные с его наблюдениями, отразились на его жизни и творчестве.)

Каковы эти впечатления? (Воспоминания детства Некрасова были омрачены жестоким характером отца, армейского офицера и ярого крепостника, его разгулами и хладнокровным, отношением как к родным, так и к крестьянам, вверенным ему в собственность. Так что о несправедливости в мире будущий поэт узнал очень рано. Порой маленького Некрасова гнала из дома удушливая атмосфера тиранства и насилия, поэтому он часто гулял по берегам Волги, любуясь ее просторами. Именно там ему не раз приходилось наблюдать вереницы бредущих вдоль кромки воды бурлаков, изможденных тяжелым физическим трудом).

Слайд №3 - портрет отца писателя.

Слово учителя: Нелёгкую жизнь довелось прожить Н. А. Некрасову, труден был его путь в литературу. Потребовались годы неустанного труда и борьбы с жизненными невзгодами, прежде чем он стал поэтом, к голосу которого прислушивалась вся Россия. Об этом нам расскажет наш докладчик.

Слово докладчика: (о тернистом пути поэта к славе, о попытках поступить в университет в Петербурге, о мести отца за непослушание, о нужде, о голоде, о творчестве, о том, что вдохновляло Некрасова на творчество – о несправедливом отношении к народу в нашей стране. Все это черпал он из окружающей жизни)

Слайд №4 – виды бедных кварталов Петербурга

Звучит чтение наизусть стихотворения «Вчерашний день часу в шестом»

Слайд №5 – изображение экзекуции крестьян.

Слово учителя: Встреча с кем оказалась решающей в судьбе Некрасова?

Предполагаемые ответы учащихся (встреча с великим и уже известным на тот момент литературным критиком В.Г.Белинским).

Слайд №5 – портрет В.Г.Белинского.

Слово учителя: именно Белинским были произнесены слова: «Да знаете ли вы, что вы поэт - и поэт истинный!» И я передаю слово следующему докладчику.

Слово докладчика: (о благословлении Белинским Некрасова, о помощи, которая была оказана, о том, что именно с легкой руки Белинского начался путь становления Некрасова-Поэта, о возрождении Некрасовым забытого всеми журнала «Современник», о его работе главным редактором журнала, о нелегкой судьбе редакции.

Слово учителя: Итак, Некрасов талантливо совмещал работу главного редактора популярнейшего журнала и писал, много писал… Писал о народе. Мы с вами читали некоторые его произведения, пришло время познакомиться с еще одним стихотворением «Размышления у парадного подъезда», написанного в 1858 году.

Чтение стихотворения учителем ( Приложение 1) .

Слово учителя: Перед вами план анализа стихотворения. Давайте приступим к работе вместе. (План анализа – приложение 2 )

III . Работа по теме (анализ стихотворения).

Предполагаемые ответы: композиционной особенностью произведения является возможность разделить его на три части. Первая часть – описание действий, происходящих возле парадного входа. Вторая часть – описание жизни высокопоставленной персоны и размышления автора о людской алчности и несправедливости жизни. Третья часть носит обобщенный характер, в ней обнажена проблема эксплуатации и безропотного человеческого терпения.

Предполагаемые ответы: будничное событие, знакомая ситуация, а из-под пера мастера возникает целая повесть с правдивым и реальным продолжением. Сцена, разыгравшаяся у парадного подъезда, - это повод к размышлениям лирического героя о народе и о тех, в чьих руках находится его судьба. Итак, в первой части изображается прием различных лиц у высокопоставленного чиновника.

Помощь учителя (разъяснение происходившего в XIX веке, распространенного ритуала чинопочитания): в праздничные дни в домах вельмож выставлялись особые книги, куда записывали свое имя и званье посетители, которых не допускали к господину. Этим они показывали свое почтение. Привычка к рабскому низкопоклонству «свободных граждан» почти ужасает. Здесь ритуал доведен до абсурда, никого не удивляет такое подобострастие.

Слово учителя: найдите строчки, подтверждающие это:

Предполагаемые ответы :

Записав свое имя и званье,

Разъезжаются гости домой,

Так глубоко довольны собой,

Поэт дает волю сатире, он презирает этих «холопов души» и заставляет читателя подивиться заведенному порядку вещей, когда вельможа бесцеремонно пользуется своим высоким положением, принимая унижение и низкопоклонство как должное, как «выражение уважения» к нему. Но читателю понятно, что поклоняются месту, занимаемому человеком, а не его достоинству и уму.

Предполагаемые ответы: простых крестьян-ходоков и вовсе не допускают до «высокой» особы, дабы не беспокоить пустяками. Поэта возмущает даже не само пренебрежение к людям, а их реакция на происходящее.

И пошли они, солнцем палимы,

Повторяя: «Суди его Бог!»

Разводя безнадежно руками,

И, покуда я видеть их мог,

Предполагаемые ответы: вознесшийся же чиновник судит не по законам, а согласно подношениям, каким-то хитросплетениям, не понятным нормальному человеку.

Поэт выступает добровольным защитником “бесправных” и “бессловесных”. Призывает вельможу одуматься, приняться за свои обязанности - служить народу и государству, но... “счастливые глухи к добру”.
Автор, возмущенный беззаконием, рисует картину жизни “счастливого” и его кончину.

Убаюканный ласковым пением
Средиземной волны, - как дитя,
Ты уснешь, окружен попечением
Дорогой и любимой семьи
(Ждущей смерти твоей с нетерпением)...

В этих строчках звучит ИРОНИЯ (это насмешка над происходящими событиями, над характером этих событий).

6. Найдите в первой и во второй части стихотворения прием контраста. Дайте определение этому художественно-выразительному средству. Что хотел подчеркнуть этим автор?

Предполагаемые ответы: контраст – это прием резкого противопоставления.

В первой части стихотворения описание пышного парадного подъезда предваряет сцену с мужиками (крестьянами), подошедшими к нему, не допущенными к и ушедшими обратно. Роскошь фасада дома и убогий вид крестьян («загорелые лица и руки…армячишка худой на плечах…кровь на ногах…самодельные лапти») противопоставлены друг другу.

Также на приеме контраста построено описание «завидного праздника жизни» вельможи и упоминание «неисходного горя» бедного народа (Что тебе эта скорбь вопиющая, / Что тебе этот бедный народ? / Вечным праздником быстро бегущая / Жизнь очнуться тебе не дает…», «И несу эти люди безвестные / Неисходное горе в сердцах».

Предполагаемые ответы: прием контраста использован поэтом в стихотворениях «Тройка» и «В дороге» Например, изображение счастливой семейной жизни молодой красивой девушки с любимым человеком и прискорбное существование, которое готовит ей судьба на самом деле, потому что героиня рождена крестьянкой (стихотворении «Тройка»);

Или картины «жизни в достатке» жены ямщика, которую «господа» ради забавы с малолетства воспитали вместе со своей дочерью «всяким барским проделкам и штукам» и описание последующего существования, а верее, ВЫЖИВАНИЯ бедной женщины в условиях тяжелых условиях крестьянской жизни, потому что «не нужна-ста в дворянстве холопка!»

Слайды №7, №8 – иллюстрации к произведениям.

С чем ассоциируется у него народ? Какая проблема обнажена поэтом в заключительной части?

Предполагаемые ответы: стихотворение проникнуто сочувствием, которое в заключении переходит в сострадание. В последней части образы конкретных крестьян, подошедших к парадному подъезду, трансформируются в обобщенный образ русского крестьянина, а затем всего русского народа: «…я такого угла не видал, где бы …русский мужик не стонал…», «эх, сердечный! Что же значит твой стон бесконечный?» Народ ассоциируется у поэта со словом «стон», которое пять раз повторяется в заключительной части стихотворения. В стихотворении поднимается проблема бесчеловечной, безжалостной эксплуатации.

Предполагаемые ответы: стихотворение оканчивается вопросом, обращенным к народу: «Ты проснешься ль, исполненный сил?...» Поэт мучается сердцем за свой народ, однако он и выражает свое возмущение великим людским терпением, невозмутимостью, вековым оцепенением, которое владеет русским народом.

Слайд №9 – иллюстрации к стихотворению «Размышление у парадного подъезда».

IV . Обобщение материала.

Слово учителя: у стихотворения «Размышления у парадного подъезда» интересная история создания. Поведала о ней Авдотья Яковлевна Панаева, гражданская жена поэта, большой друг его, помощник. На ваших столах лежит эта история, написанная от первого лица. Прочтем ее.

Слайд №10 – портрет А.Я.Панаевой и А.И.Герцена

История создания стихотворения (приложение 3)

Слово учителя: в течение 5 лет Некрасов не мог опубликовать стихотворение. Оно переписывалось, ходило по рукам. Писатель А.И. Герцен опубликовал его без подписи в газете “Колокол”, но с примечанием: “Мы очень редко помещаем стихи, но такого рода стихотворение нет возможности не поместить”.

Давайте же подведем итоги нашего урока. Можно сделать вывод, что становление Некрасова как поэта состоялось благодаря огромной любви к народу. Широка и многогранна была деятельность Некрасова. В его творчестве нашли своё отражение реальная жизнь страны во всех её проявлениях.

Слайд №11 – выводы (В творчестве Некрасова отражено..)

Поэт жил тревогами и заботами своего времени, следил за всеми переменами, происходящими вокруг. Никто в русской литературе не писал о народе с такой проникновенной и сострадательной любовью (на слайде появляются тезисы: любовь, сострадание) , как Некрасов, и никому не удалось так глубоко и всесторонне раскрыть всю сложность, противоречивость и непредсказуемость русского национального характера (сложность и противоречивость национального характера ). Недаром поэт сказал о себе:

Я признан был воспеть твои страданья,
Терпеньем изумляющий народ.

Записали выводы в тетрадь.

V . Подведение итогов.

Слово учителя : (Оценки за работу на уроке активным учащимся). Чтобы оценить знания, полученные вами на уроке, у всех учащихся попрошу вас выполнить совсем небольшую письменную работу.

Завершить урок хочу строчками еще одного великого поэта, который уже вам знаком, Ф.И.Тютчева:

Слайд №12 (Умом Россию не понять…)

VI . Письменная самостоятельная работа на осознание материала.

Соотнесите эти строки с последним пунктом наших выводов и заключительным вопросом в стихотворении «Размышления у парадного подъезда». Напишите, как вы понимаете тютчевские строчки ?

Приложение 1

Н.А.Некрасов «Размышления у парадного подъезда»

Вот парадный подъезд. По торжественным дням,

Одержимый холопским недугом,

Целый город с каким-то испугом

Подъезжает к заветным дверям;

Записав свое имя и званье,

Разъезжаются гости домой,

Так глубоко довольны собой,

Что подумаешь - в том их призванье!

А в обычные дни этот пышный подъезд

Осаждают убогие лица:

Прожектеры, искатели мест,

И преклонный старик, и вдовица.

От него и к нему то и знай по утрам

Всё курьеры с бумагами скачут.

Возвращаясь, иной напевает "трам-трам ",

А иные просители плачут.

Раз я видел, сюда мужики подошли,

Деревенские русские люди,

Помолились на церковь и стали вдали,

Свесив русые головы к груди;

Показался швейцар."Допусти",- говорят

С выраженьем надежды и муки.

Он гостей оглядел: некрасивы на взгляд!

Загорелые лица и руки,

Армячишка худой на плечах.

По котомке на спинах согнутых,

Крест на шее и кровь на ногах,

В самодельные лапти обутых

(Знать, брели-то долгонько они

Из каких-нибудь дальних губерний).

Кто-то крикнул швейцару: "Гони!

Наш не любит оборванной черни!"

И захлопнулась дверь. Постояв,

Развязали кошли пилигримы,

Но швейцар не пустил, скудной лепты не взяв,

И пошли они, солнцем палимы,

Повторяя: "Суди его бог!",

Разводя безнадежно руками,

И, покуда я видеть их мог,

С непокрытыми шли головами...

А владелец роскошных палат

Еще сном был глубоким объят...

Ты, считающий жизнью завидною

Упоение лестью бесстыдною,

Волокитство, обжорство, игру,

Пробудись! Есть еще наслаждение:

Вороти их! в тебе их спасение!

Но счастливые глухи к добру...

Не страшат тебя громы небесные,

А земные ты держишь в руках,

И несут эти люди безвестные

Неисходное горе в сердцах.

Что тебе эта скорбь вопиющая,

Что тебе этот бедный народ?

Вечным праздником быстро бегущая

Жизнь очнуться тебе не дает.

И к чему? Щелкоперов забавою

Ты народное благо зовешь;

Без него проживешь ты со славою

И со славой умрешь!

Безмятежней аркадской идиллии

Закатятся преклонные дни.

Под пленительным небом Сицилии,

В благовонной древесной тени,

Созерцая, как солнце пурпурное

Погружается в море лазурное,

Полосами его золотя, -

Убаюканный ласковым пением

Средиземной волны, - как дитя

Ты уснешь, окружен попечением

Дорогой и любимой семьи

(Ждущей смерти твоей с нетерпением);

Привезут к нам останки твои,

Чтоб почтить похоронною тризною,

И сойдешь ты в могилу... герой,

Втихомолку проклятый отчизною,

Возвеличенный громкой хвалой!..

Впрочем, что ж мы такую особу

Беспокоим для мелких людей?

Не на них ли нам выместить злобу? -

Безопасней... Еще веселей

В чем-нибудь приискать утешенье...

Не беда, что потерпит мужик:

Так ведущее нас провиденье

Указало... да он же привык!

За заставой, в харчевне убогой

Всё пропьют бедняки до рубля

И пойдут, побираясь дорогой,

И застонут... Родная земля!

Назови мне такую обитель,

Я такого угла не видал,

Где бы сеятель твой и хранитель,

Где бы русский мужик не стонал?

Стонет он по полям, по дорогам,

Стонет он по тюрьмам, по острогам,

В рудниках, на железной цепи;

Стонет он под овином, под стогом,

Под телегой, ночуя в степи;

Стонет в собственном бедном домишке,

Свету божьего солнца не рад;

Стонет в каждом глухом городишке,

У подъезда судов и палат.

Выдь на Волгу: чей стон раздается

Над великою русской рекой?

Этот стон у нас песней зовется -

То бурлаки идут бечевой!..

Волга! Волга!.. Весной многоводной

Ты не так заливаешь поля,

Как великою скорбью народной

Переполнилась наша земля, -

Где народ, там и стон... Эх, сердечный!

Что же значит твой стон бесконечный?

Ты проснешься ль, исполненный сил,

Иль, судеб повинуясь закону,

Всё, что мог, ты уже совершил, -

Создал песню, подобную стону,

И духовно навеки почил?..

Приложение 2

ПЛАН АНАЛИЗА СТИХОТВОРЕНИЯ

1. Какова композиция (структура) данного стихотворения? Сколько частей можно выделить в данном стихотворении? Укажите границы этих частей.

2. Какая ситуация описывается в первой части стихотворения?

3. Какими поэт видит людей, подъезжающих к парадному входу большого дома? Каково его отношение к ним?

4. Так ведут себя «вольные» люди, те, на ком не лежит бремя крепостничества. А как ведут себя у «пышного» подъезда с крестьянами? Каково отношения поэта к происходящему?

5. А какова меж тем жизнь «хозяина роскошных палат»? Какие чувства переполняют поэта при описании этой жизни? Какой прием использует автор, когда рисует кончину этого человека?

6. Найдите в первой и во второй частях произведения прием контраста. Дайте определение этому художественно-выразительному средству. Что хотел подчеркнуть этим автор ?

7. В каких еще произведениях Н.А.Некрасова, с которыми мы знакомились на уроках, использован прием контраста?

8. Каким чувством проникнута заключительная часть и все стихотворение? Каковы образы, возникающие здесь перед читателем? С чем ассоциируется у поэта народ? Какая проблема обнажена автором в заключительной части?

9. Чем оканчивается стихотворение?

Приложение 3

История создания стихотворения “Размышления у парадного подъезда” (рассказ от лица А.Я Панаевой)

Это было в 1858 г. Я встала рано, подошла к окну, заинтересовалась крестьянами, сидевшими на ступеньках лестницы парадного подъезда в доме, где жил министр государственных имуществ М.Н. Муравьев. Была глубокая осень. Утро было холодное, дождливое. Крестьяне, по всей вероятности, желали подать какое – нибудь прошение и спозаранку пришли к дому. Швейцар, выметая улицу, прогнал их. Они укрылись за выступом подъезда и переминались с ноги на ногу, прижавшись у стены и промокая на дожде. Некрасов в это время находился в хандре, ничего не ел, никого не принимал. Я ему рассказала о том, что увидела. Он подошел к окну, когда дворники и городовой гнали крестьян прочь, толкая их в спину. Некрасов нервно сжал губы. Через два часа он прочел мне стихотворение.

Стихотворение Некрасова “Размышления у парадного подъезда” написано по личным впечатлениям поэта, он написал его всего за несколько часов. Краткий анализ “Размышления у парадного подъезда” по плану, который можно использовать на уроке литературы в 7 классе, поможет школьникам глубже понять произведение.

Краткий анализ

История создания – произведение написано в 1858 году, впервые вышло в печать указания фамилии Некрасова в журнале Герцена “Колокол”.

Тема стихотворения – участь русского народа вообще и крестьян в частности. Оно никак не пробьется к господам и никогда не пересечется с их миром, так что все, что остается простым людям, по мнению Некрасова, – это найти в себе силы и пробудиться самостоятельно.

Композиция – данное произведение состоит из трех частей, каждая из которых имеет своих героев и небольшую историю.

Жанр – гражданская лирика.

Стихотворный размер – разностопный (трех- и четырехстопный анапест).

Метонимия – “город, одержимый холопским недугом”.

Эпитеты – “заветные двери “, “пышный подъезд”, “загорелые лица и руки”, армячишко худой”.

Метафоры – “не страшат тебя громы небесные, а земные ты держишь в руках “.

Ирония – “дорогой и любимой семьи (ждущей смерти твоей с нетерпением) “.

История создания

О том, как было написано это стихотворение, рассказала Авдотья Панаева. По ее словам, однажды ненастным осенним днем 1858 года поэт смотрел в окно на соседнее парадное, куда стекалось множество просителей, которых и дворник, и городовой прогоняют палками. Панаева видела, что поэт был очень опечален увиденным, оно глубоко поразило его. Некрасов сразу же, по свежим впечатлениям набросал жанровую сценку, использовав реальные крестьянские образы, дополнил ее сатирой и обобщением – и буквально через пару часов уже закончил свое творение. История создания произведения показывает, насколько поэт был неравнодушен к судьбе народа. В то же время он видел, что крестьянство пребывает в таком же сне, как и вельможи – именно поэтому “Размышления у парадного подъезда” стали призывом к пробуждению.

Позже Герцен напечатал его в журнале “Колокол”, но подписи поэта под стихотворением не стояло. Впоследствии последняя часть “Размышлений у парадного подъезда” стала песней студентов.

Тема

Основная тема – это печальная участь русского крестьянства, вынужденного приходить с прошением к богачам и уходить ни с чем, смиренно сняв шапку и покорившись своей участи. Сценка, которую Некрасов показывает, согласно его замыслу, должна сподвигнуть людей на размышления о несправедливом устройстве общества, а образы крестьян – вызвать сочувствие.

Композиция

Произведение являет собой пример композиционного совершенства – оно разделено на три части, каждая из которых ставит свою проблему, но при этом все они объединены общим смыслом.

Так, в самом начале описывается “торжественный” день у парадного богатого вельможи, к которому приходят просить о милости. Не все получают то, что хотели, а мужиков и вовсе прогоняют.

Вторая часть рассказывает о вельможе, который спит, когда у его подъезда уже стоит толпа. Жизнь его, по мнению лирического героя, обеспечена, но пуста – и останется такой до самой его смерти.

Третья часть показывает, что произошедшее у дома вельможи – не исключение, а типичный для русских реалий случай. На Руси спят не только дворяне, но и крестьяне – это проблема, поставленная в стихе.

Жанр

Это яркий пример жанра гражданской лирики, ведь в стихотворении не только описывается проблема русского общества, но и явно высказывается позиция автора, который выступает за народное пробуждение. Некрасова одинаково возмущение и равнодушие ленивой знати, и раболепие перед ней людей помельче, и покорность крестьянства.

В этом произведении Некрасов использует такой стихотворный размер, как разностопный анапест – трех- и четырехстопные отрезки чередуются. Рифма также разнообразна – использована и мужская, и женская. Также поэт чередует и виды рифмовки, применяя кольцевую, перекрестную и смежную рифмы.

Средства выразительности

Это произведение поэта наполнено выразительными средствами. Так, Некрасов использовал такие приемы:

  • Метонимия – “ город, одержимый холопским недугом”.
  • Эпитеты – “ заветные двери “, “ пышный подъезд”, “загорелые лица и руки”, армячишко худой”.
  • Метафоры – “ не страшат тебя громы небесные, а земные ты держишь в руках “.
  • Ирония – “ дорогой и любимой семьи (ждущей смерти твоей с нетерпением) “.

Кроме того, поэт также создает яркие образы, пользуясь для описания бурлаков сравнением (“ стон песней зовется “, то есть песня как стон). В стихотворении также есть антитеза: образы крестьян, некрасивых, измученных, в самодельных лаптях противопоставляется образу вельможи, который сладко спит и вкусно ест, проводя свою жизнь в праздности.

«Размышления у парадного подъезда» Николай Некрасов

Вот парадный подъезд. По торжественным дням,
Одержимый холопским недугом,
Целый город с каким-то испугом
Подъезжает к заветным дверям;
Записав свое имя и званье,
Разъезжаются гости домой,
Так глубоко довольны собой,
Что подумаешь — в том их призванье!
А в обычные дни этот пышный подъезд
Осаждают убогие лица:
Прожектеры, искатели мест,
И преклонный старик, и вдовица.
От него и к нему то и знай по утрам
Всё курьеры с бумагами скачут.
Возвращаясь, иной напевает «трам-трам»,
А иные просители плачут.
Раз я видел, сюда мужики подошли,
Деревенские русские люди,
Помолились на церковь и стали вдали,
Свесив русые головы к груди;
Показался швейцар. «Допусти»,- говорят
С выраженьем надежды и муки.
Он гостей оглядел: некрасивы на взгляд!
Загорелые лица и руки,
Армячишка худой на плечах,
По котомке на спинах согнутых,
Крест на шее и кровь на ногах,
В самодельные лапти обутых
(Знать, брели-то долгонько они
Из каких-нибудь дальних губерний).
Кто-то крикнул швейцару: «Гони!
Наш не любит оборванной черни!»
И захлопнулась дверь. Постояв,
Развязали кошли пилигримы,
Но швейцар не пустил, скудной лепты не взяв,
И пошли они, солнцем палимы,
Повторяя: «Суди его бог!»,
Разводя безнадежно руками,
И, покуда я видеть их мог,
С непокрытыми шли головами…

А владелец роскошных палат
Еще сном был глубоким объят…
Ты, считающий жизнью завидною
Упоение лестью бесстыдною,
Волокитство, обжорство, игру,
Пробудись! Есть еще наслаждение:
Вороти их! в тебе их спасение!
Но счастливые глухи к добру…

Не страшат тебя громы небесные,
А земные ты держишь в руках,
И несут эти люди безвестные
Неисходное горе в сердцах.

Что тебе эта скорбь вопиющая,
Что тебе этот бедный народ?
Вечным праздником быстро бегущая
Жизнь очнуться тебе не дает.
И к чему? Щелкоперов3 забавою
Ты народное благо зовешь;
Без него проживешь ты со славою
И со славой умрешь!
Безмятежней аркадской идиллии4
Закатятся преклонные дни.
Под пленительным небом Сицилии,
В благовонной древесной тени,
Созерцая, как солнце пурпурное
Погружается в море лазурное,
Полосами его золотя,-
Убаюканный ласковым пением
Средиземной волны,- как дитя
Ты уснешь, окружен попечением
Дорогой и любимой семьи
(Ждущей смерти твоей с нетерпением);
Привезут к нам останки твои,
Чтоб почтить похоронною тризною,
И сойдешь ты в могилу… герой,
Втихомолку проклятый отчизною,
Возвеличенный громкой хвалой!..

Впрочем, что ж мы такую особу
Беспокоим для мелких людей?
Не на них ли нам выместить злобу?-
Безопасней… Еще веселей
В чем-нибудь приискать утешенье…
Не беда, что потерпит мужик:
Так ведущее нас провиденье
Указало… да он же привык!
За заставой, в харчевне убогой
Всё пропьют бедняки до рубля
И пойдут, побираясь дорогой,
И застонут… Родная земля!
Назови мне такую обитель,
Я такого угла не видал,
Где бы сеятель твой и хранитель,
Где бы русский мужик не стонал?
Стонет он по полям, по дорогам,
Стонет он по тюрьмам, по острогам,
В рудниках, на железной цепи;
Стонет он под овином, под стогом,
Под телегой, ночуя в степи;
Стонет в собственном бедном домишке,
Свету божьего солнца не рад;
Стонет в каждом глухом городишке,
У подъезда судов и палат.
Выдь на Волгу: чей стон раздается
Над великою русской рекой?
Этот стон у нас песней зовется —
То бурлаки идут бечевой!..
Волга! Волга!.. Весной многоводной
Ты не так заливаешь поля,
Как великою скорбью народной
Переполнилась наша земля,-
Где народ, там и стон… Эх, сердечный!
Что же значит твой стон бесконечный?
Ты проснешься ль, исполненный сил,
Иль, судеб повинуясь закону,
Всё, что мог, ты уже совершил,-
Создал песню, подобную стону,
И духовно навеки почил?..

Анализ стихотворения Некрасова «Размышления у парадного подъезда»

Хрестоматийное стихотворение «Размышления у парадного подъезда» было написано Николаем Некрасовым в 1858 году, став одним из многочисленных произведений, которые автор посвятил простому народу. Поэт вырос в родовом имении, однако из-за жестокости собственного отца очень рано понял, что мир делится на богатых и бедных Некрасов и сам попал в число тех, кто вынужден был влачить полунищенское существование. Так как был лишен наследства и зарабатывал себе на жизнь самостоятельно с 16 лет. Понимая, каково приходится простым крестьянам в этом бездушном и несправедливом мире, поэт в своих произведениях регулярно обращался к социальной тематике. Больше всего его угнетал тот факт, что свои права крестьяне не умеют отстаивать и даже не знают, на что именно могут рассчитывать по закону. В итоге они вынуждены превращаться в просителей, судьба которых напрямую зависит даже не столько от прихоти высокопоставленной особы, сколько от настроения обычного швейцара.

В одном из домов Санкт-Петербурга просители бывают особенно часто, ведь здесь живет губернатор. Но попасть к нему – задача не из легких, так как на пути просителей, обутых « в самодельные лапти», стоит грозный швейцар. Именно он решает, кто достоин встречи с чиновником, а кого следует гнать в шею, даже несмотря на скудное подношение. Подобное отношение к просителям является нормой, хотя крестьяне, наивно веря в миф про доброго барина, винят во всем его прислужников и уходят, так и не добившись справедливости. Однако Некрасов понимает, что проблема кроется не в швейцарах, а в самих представителях власти, для которых нет ничего слаще, чем «упоение властью бесстыдною». Таких людей не страшат «громы небесные», а все земные проблемы они легко решают силой собственной власти и денег. Нужды же простых людей подобных чиновников совершенно не интересуют, и на этом пот акцентирует внимание в своем стихотворении. Автор возмущен тем, что в обществе существует подобная градация, из-за которой добиться справедливости без денег и высокого социального статуса невозможно. Более того, русский мужик является для такого чинуши постоянным источником раздражения и поводом для гнева. Никто не задумывается над тем, что именно на крестьянах и держится все современное общество, которое не в состоянии обойтись без бесплатной рабочей силы. Тот факт, что все люди по определению рождаются свободными, умышленно утаивается, и Некрасов мечтает о том, что когда-нибудь справедливость все же восторжествует.