Элективный курс по русскому языку "секреты пунктуации". запятые после утвердительных, отрицательных и вопросительных слов в русском языке;1 час

В чём смысл высказывания Г.Г.Граник: «Знаки препинания, как и слова, говорят»? С помощью знаков препинания можно передать множество оттенков смысла. Каждый пунктуационных знаков в предложении имеет собственное значение. Приведём примеры из текста .

Во-первых, на конце предложения 17 мы видим восклицательный знак: «Ох, что это была за мука!» Этот знак препинания выражает решимость и силу характера главного героя. Мальчику было трудно разбираться в теории самолётостроения, но он проявил терпение и выдержку.

Во-вторых, в предложении 33 запятой обособлено вводное слово «итак». Знак препинания выделяет слово, указывающее на логический вывод из предшествующих размышлений мальчика.

Таким образом, приведённые примеры доказывают бесспорность утверждения русского лингвиста Г.Г.Граник.

Читайте другие на ОГЭ по русскому языку

Исходный текст (вариант 1 из сборника под ред. И.П.Цыбулько):*

(1)Ещё в те годы, когда я увлёкся Амундсеном, мне пришла в голову простая мысль. (2)Вот она: на самолёте Амундсен добрался бы до Южного полюса в семь раз быстрее. (3)С каким трудом он продвигался день за днём по бесконечной снежной пустыне! (4)Он шёл два месяца вслед за собаками, которые, в конце концов, съели друг друга. (5)А на самолёте он долетел бы до Южного полюса за сутки. (6)У него не хватило бы друзей и знакомых, чтобы назвать все горные вершины, ледники и плоскогорья, которые он открыл бы в этом полёте.
(7)Каждый день я делал огромные выписки из полярных путешествий. (8)Я вырезал из газет заметки о первых полётах на север и вклеивал их в старую конторскую книгу. (9)На первой странице этой книги было записано: «»Вперёд» - так называется его корабль.» (10)»Вперёд», - говорит он и действительно стремится вперёд. (11) Нансен об Амундсене». (12)Это было моим девизом. (13)Я мысленно пролетел, а самолёте за Скоттом, за Шеклтоном, за Робертом Пири. (14)По всем маршрутам. (15)А раз в моём распоряжении находился самолёт, нужно было заняться его устройством.
(16)Согласно третьему пункту моих правил: «Что решено - исполни», я прочитал «Теорию самолётостроения». (17)Ох, что это была за мука! (18)Но всё, чего я не понял, я на всякий случай выучил наизусть.
(19)Каждый день я разбирал свой воображаемый самолёт. (20)Я изучил его мотор и винт. (21)Я оборудовал его новейшими приборами. (22)Я знал его как свои пять пальцев. (23)Одного только я ещё не знал: как на нём летать. (24)Но именно этому я и хотел научиться.
(25)Моё решение было тайной для всех. (26)В школе считали, что я разбрасываюсь, а мне не хотелось, чтобы о моей авиации говорили: «(27)Новое увлечение». (28)Это было не увлечение. (29)Мне казалось, что я давно решил сделаться лётчиком, ещё в Энске, в тот день, когда мы с Петькой лежали в соборном саду, раскинув руки крестом, и старались днём увидеть луну и звёзд, когда серый, похожий на крылатую рыбу самолёт легко обошёл облака и пропал на той стороне Песчинки. (30)Конечно, это мне только казалось. (31)Но всё же недаром так запомнился мне этот самолёт. (32)Должно быть, и в самом деле тогда я впервые подумал о том, что теперь занимало все мои мысли.
(32) Итак, я скрыл свою тайну ото всех.
(34) Каждое утро я делал гимнастику по системе Анохина и холодное обтирание по системе Мюллера. (35)Я щупал свои мускулы и думал: «(36) А вдруг не примут?» (37)Я проверял глаза, уши, сердце. (38)Школьный врач говорил, что я здоров. (39)Но здоровье бывает разное - ведь он не знал, что я собираюсь в лётную школу. (40)А вдруг я нервный? (41)А вдруг ещё что-нибудь? (42)Рост! (43)Проклятый рост! (44)За последний год я вырос всего на полтора сантиметра.
-(45)Примут, - решительно отвечал я.

Без умения ставить знаки препинания невозможно овладеть письменной речью в целом, поэтому так важно знать пунктуацию - раздел науки о языке, в котором рассказывается об их употреблении. А без освоения письменной речи, благодаря которой человеческие знания и опыт передаются из поколения в поколение, невозможно даже представить себе нашу жизнь сегодня. В распоряжении пишущего и читающего есть не только слова, но и дополнительные средства - знаки препинания.

Правильная постановка знаков препинания требует не только хорошего знания правил, но и проникновения в секрет их использования. Записанные на бумаге слова могут выразить далеко не все, что содержится в живой человеческой речи, что передается интонацией, темпом речи, жестами и мимикой.

Они помогают более полно и точно выразить смысл письменной речи. «Знаки ставятся по силе разума»,- писал основоположник русской грамматики М.В. Ломоносов. При помощи знаков препинания записанное слово воспринимается и мысленно произносится читающим если не пятьюдесятью и не пятьюстами способами, то, во всяком случае, не одним, а несколькими. При помощи знаков можно выразить не только тот или иной смысл, но и отношение пишущего к тому, о чем идет речь.

Письменная речь без знаков препинания или при неправильном, неполном, неточном их использовании очень трудна для понимания. Если знак пропущен или поставлен неправильно, это может привести к серьезным искажениям смысла. (Анекдот о статуе, золотую пику держащую). Глава «Случай в магазине» из рассказа К. Паустовского «Золотая роза». А Пушкин говорил о знаках препинания: «Они существуют, чтобы выделить мысль, привести слова в правильное соотношение и дать фразе легкость и правильное звучание. Знаки препинания - это как нотные знаки. Они твердо держат текст и не дают ему рассыпаться».

Таким образом, знаки препинания дают возможность сказать в письменной речи гораздо больше, чем можно записать буквами. Они помогают выразить различные смыслы слов и окрашивающие их чувства. Знаки, как и слова, говорят, и мы их читаем вместе со словами. Программа рассчитана на 18 часов и позволяет развить интерес учащихся к изучению русского языка, повысить базовый уровень, сформировать устойчивые пунктуационные навыки, сориентировать учащихся в выборе профиля дальнейшего обучения.

Цели курса:

  1. Формирование практических навыков и теоретических знаний по пунктуации русского языка.
  2. Развитие интереса к изучению русского языка.
  3. Овладение умением анализировать предложение, опознавать и применять пунктуационное правило.

Задачи курса:

  1. Углубить знания учащихся по пунктуации русского языка.
  2. Сформировать общеграмматические умения:
  • определять структуру предложения;
  • анализировать смысл высказывания в целом или смысловые отношения между его частями;
  • обнаруживать по опознавательным признакам пунктограмму;
  • определять пунктуационную норму и ставить знак препинания.
  • Развивать навыки исследовательской творческой работой с текстом, со справочной литературой.
  • Пояснительная записка

    Вопросы Ответы

    Материал основан на книгах Г.Г. Граник, и С.М. Бондаренко «Секреты пунктуации» и А.И. Никерова «Предупреждения пунктуационных ошибок учащихся», в которых рассказывается о знаках препинания, их постановке и роли в предложениях и содержится практический материал с учетом трудностей усвоения пунктуации учащихся.

    Содержание данного курса характеризуется использованием на занятиях вариантного дидактического материала, обучением школьников способам применения пунктуационных правил, своевременным формированием у учащихся опорных умений и навыков, применением упражнений предупредительного характера, незнакомых учащимся случаев употребления знаков препинания в текстах упражнений. Программа направлена на формирование теоретических и практических навыков учащихся по пунктуации, поэтому при отборе предложений иллюстрирующих особенности вариантов той или иной пунктограммы используются тесты, насыщенные изученными пунктограммами.

    Использование такого дидактического материала позволит учителю организовать повторение, а учащиеся приучаются одновременно обнаруживать несколько трудностей, распределять внимание между несколькими задачами, переключаться с одного способа действия на другое.

    Какими учебниками и вспомогательными материалами обеспечен курс?

    Г.Г. Граник, С.М. Бондаренко «Секреты пунктуации»
    А.И. Никеров «Предупреждение пунктуационных ошибок учащихся»
    А.С. Казакова «Работа по орфографии и пунктуации при изучении синтаксиса»
    В.А. Сидоренко «Углубленное изучение русского языка»
    Э.Ш. Бенцианова «Сборник диктантов по пунктуации»
    И.В. Шустина «Русский язык» Кроссворды
    К.А. Войлова, А.В. Канокфьева Русский язык «Тесты». Изд-во «Дрофа»
    М. Соловьева «Русский язык».

    Какие виды деятельности учащихся возможны?

    Самостоятельные и контрольные работы
    1. Конспект лекций.
    2. Доклады, сообщения.
    3. Письменные задания.
    4. Наблюдения над текстом, анализ текста.
    5. Выполнение тестов.
    6. Работа по карточкам.
    7. Составление сказок с включением изученных пунктограмм.
    8. Составление викторин, конкурсных заданий.
    9. Участие в турнире знатоков русского языка.
    10. Создание презентаций или текстового документа на компьютере.

    Учащиеся могут выбрать следующие виды деятельности: выполнение письменной работы, составление теста, выполнение теста, создание викторины, конкурсных заданий, составление доклада, сообщения, создание презентации или текстового документа на компьютере, участие в турнире знатоков русского языка.

    Какова доля самостоятельности учеников при составлении курса? Каковы критерии успешности учащихся?

    Критерии успешности работы на занятиях следующие:

    Зачет: За 30 б. - «3»; За 40 б.- «4»; За 50 б. - «5»

    Каким образом будет фиксироваться результат?

    В процессе изучения элективного курса «Секреты пунктуации» после первого занятия проводится анкета, а после изучения материала-тестирования, выполняются письменные задания. Разрабатываются и составляются сообщения, викторины, тесты, текстовые документы и компьютерные презентации.

    Итоговая форма отчетности - зачетный лист с указанием вида деятельности и баллов за работу.

    Учебно-тематическое планирование программы «Секреты пунктуации»

    № п/п Содержание курса Кол-во часов Форма занятия и вид деятельности учащихся
    1. Похвальное слово знакам препинания. «След исчезнувшей связки». Тире между подлежащим и сказуемым: 1ч. Лекция. Составление плана лекции. Наблюдения над текстами, ролью знаков препинания.
    2.
    • существительное с зависимыми словами + существительное с зависимыми словами;
    • существительное без зависимых слов + существительное с зависимыми словами;
    • существительное с зависимыми словами + существительное без зависимых слов;
    • существительное без зависимых слов + существительное без зависимых слов;
    • числительное + числительное;
    • существительное + числительное;
    • числительное + существительное;
    • неопределенная форма глагола + неопределенная форма глагола;
    • неопределенная форма глагола + существительное;
    • существительное + неопределенная форма глагола.
    2ч. Изучение теоретического материала. Анализ предложений. Конструирование предложений по данному началу. Составление предложений по схемам.
    3. Дефис при приложении
    1. Нарицательное существительное + нарицательное существительное (город-герой);
    2. Собственное существительное + нарицательное существительное (Москва- река).
    Наблюдение над текстом. Выполнение письменных заданий. Составление конструкций с дефисом при приложении и с тире между подлежащим и сказуемым; выявление семантических, структурных и интонационных различий между ними (например: Луноход - это действительно чудо-машина).
    4. Запятые при сравнительных оборотах. Рассказы о загадочной запятой. 1ч. Практическая работа. Составление предложений со сравнительными оборотами с предложениями, в которых употреблены модальные частицы будто, словно, точно и др. Выполнение письменного задания. Составление карточек. Использование конструкций предложений, помогающих избегать неоправданного повторения слов. Составление предложений на экологическую тему.
    5. Пунктуация в предложениях с однородными членами. Разнорабочие союзы. 1ч. Структурно-семантический анализ предложений. Выполнение теста.
    6. Знаки препинания при однородных членах предложения с обобщающими словами. 2ч. Урок-практикум. Составление предложений по схемам, выполнение письменных заданий со словами-«матрешками». Графический диктант. Конструирование предложений.
    7. Пунктуация при обращениях. 1ч. Определение семантического признака обращения. Составление письма. Запись и комментирование текста.
    8. Знаки препинания при вводных словах и вводных предложениях. 1ч. Практическая работа: 1) задание «Закончи высказывание»; 2)запись текста; 3) составление предложений: а) с вводными словами, стоящим после союза И, б) с вводным предложением, сходным по значению с вводным словом, в)с вводным предложением, выражающим дополнительные замечания или пояснения.
    9. Обособленные определения, приложения, обстоятельства. 2ч. Составление карточек. Тренировочные упражнения.
    10. «И грамматика пустилась с арифметикой плясать». Сложносочиненные предложения. 1ч. Лекция. Наблюдение над текстом. Выполнение письменной работы «Запятые, не теряйтесь».

    Без умения ставить знаки препинания невозможно овладеть письменной речью в целом, поэтому так важно знать пунктуацию - раздел науки о языке, в котором рассказывается об их употреблении. А без освоения письменной речи, благодаря которой человеческие знания и опыт передаются из поколения в поколение, невозможно даже представить себе жизнь сегодня.
    Один остроумный писатель говорил, что есть пятьдесят способов сказать слово, да и пятьсот способов сказать слово нет, а для того чтобы написать эти слова, есть только один способ.
    При помощи знаков препинания записанное слово воспринимается и мысленно произносится читающим если не пятьюдесятью и не пятьюстами способами, то, во всяком случае, не одним, а несколькими. Таким образом, знаки препинания дают возможность сказать в письменной речи гораздо больше, чем можно записать буквами. Они помогают выразить различные смыслы слов и окрашивающие их чувства. Знаки, как и слова, говорят, и мы их читаем вместе со словами. А иногда даже и вместо слов.
    Известен факт такой "бессловесной" переписки. Французский писатель Виктор Гюго, закончив роман "Отверженные", послал рукопись книги издателю. К рукописи он приложил письмо, в котором не было не единого слова, а был только знак: "?" Издатель также ответил письмом без слов: "!".
    Записанные на бумаге слова могут выразить далеко не все, что содержится в живой человеческой речи, что передаётся интонацией, темпом речи, жестами и мимикой. Однако в распоряжении пишущего и читающего есть не только слова, но и дополнительные средства - знаки препинания. Они помогают более полно и точно выразить смысл письменной речи. "Знаки ставятся по силе разума", - писал основоположник русской грамматики М. В. Ломоносов.
    Знаки препинания возникли из потребности разделения письменного текста на отрезки большей или меньшей самостоятельности в соответствии со смысловой структурой речи. Первым и наиболее надёжным основанием для такого членения соответствующего устного высказывания посредством пауз. Таким образом, первые знаки препинания обозначали паузы большей или меньшей длительности внутри письменного текста. Само собой разумеется, что пишущие могли удовлетвориться такой примитивной пунктуацией только в течение первоначальных этапов пользования письмом. И действительно, по мере развития письменности, и в особенности после введения и распространения книгопечатания, система пунктуации усложнялась и углублялась, пока за сравнительно краткий период не достигла того состояния, которое сохраняется в своих основных чертах в современных европейских языках. Но так как процесс развития пунктуации шёл почти стихийно, лишь изредка и только в отношении частных своих правил подвергаясь обязательной регламентации, то существующая в настоящее время пунктуация не отражает какой либо единой, последовательно проводимой системы. Тем не менее, наша современная пунктуация в целом удовлетворительно обслуживает наиболее важные практические потребности пишущих, стремящихся выразить в тексте те или иные смысловые отношения и оттенки, равно как и интересы читателя, нуждающегося в наиболее верном и полном восприятии последних.

    15.1 Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания известного русского лингвиста Генриетты Григорьевны Граник: «В распоряжении пишущего и читающего есть знаки препинания. Они позволяют более полно и точно выразить смысл письменной речи».

    Для передачи своих мыслей писатель использует разные средства. И одно из них - знаки препинания. Они помогают понять связи между элементами сообщения, а также интонацию, а значит - эмоции автора или героев книги.

    Вот и в отрывке из романа В. Каверина «Два капитана», который приведен в задании, мы видим, как пунктуация помогает нам в понимании авторского замысла.

    Например, многочисленные восклицательные предложения (3, 9, 13 и другие) передают эмоциональное состояние Кати, ее противоречивые чувства, которые она скрывает из-за привычной своей гордой и неприступной манеры поведения. Это чувства рвутся из ее сердца, Катя хочет выразить все, что у нее на душе, но не может, ей не позволяет ее характер. И только восклицательный знак возле ее односложных «Да!» говорит о том, как много чувств стоит за коротким словом.

    Или тире в предложениях 30, 34, 39. Они все стоят как бы не на месте, но прекрасно передают интонацию говорящего. В речи Кораблева эти тире означают подчёркнутую паузу, особое обращение внимания Кати на важную характеристику Сани и ее самой. А в рассуждениях девушки эта пауза, показанная тире, означает удивление от того, что она внезапно поняла правоту Ивана Павловича, хотя прежде его слова показались ей просто смешными.

    Знаки препинания, как и все в художественном произведении, подчинены одной цели - дать нам понять мысль автора и переживания героя книги.

    15.2. Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл последних предложений текста: « - А ты не можешь устроить, чтобы этого больше не было? У него стало смущенное лицо, и он сказал насмешливо:- Есть! Больше не будет» .

    В отрывке из романа В.А. Каверина рассказывается о том, как девушка Катя провожает своего любимого Саню. Он ходит в рейсы на Крайний Север, и эти рейсы бывают очень опасными. Сам Саня однажды рассказал своей девушке об одном из опасных полетов, во время которого была сильная пурга и Саня едва остался жив (47, 48). Слушая рассказ своего любимого, Катя не может представить, что такая опасность могла коснуться Сани, ей кажется, что он рассказывает о ком-то другом, а не о себе: «...и я поймала себя на очень странном чувстве: я слушала его, как будто он рассказывал о ком-то другом».

    Это говорит о том, что любящее сердце девушки не могло и не хотело осознавать то, что с родным и близким человеком может случиться что-то плохое. Именно поэтому Катя и говорит эти слова: «А ты не можешь устроить, чтобы этого больше не было? У него стало смущенное лицо, и он сказал насмешливо: Есть! Больше не будет». Смутился Саня от того, что понял, насколько дорог своей девушке, понял, что она по-настоящему переживает за него.

    Любящие люди всегда переживают друг за друга и не хотят надолго расставаться. О том, как сильно Катя не хочет расставаться с Саней, она говорит в самом начале текста: «Ох, как мне не хотелось, чтоб Саня уезжал!».

    15.3 Как Вы понимаете значение слова ЛЮБОВЬ? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему: «Любовь - это…» , взяв в качестве тезиса данное Вами определение.

    Любовь — это когда переживаешь за любимого человека, желаешь всегда быть с ним рядом, заботиться о нем, когда искренне желаешь ему счастья и благополучия. Например, в отрывке из романа Каверина В.А. девушка Катя очень переживает за своего любимого Саню, она не хочет, чтобы он уезжал и беспокоится за него, ведь его работа связана с опасными рейсами на Крайнем Севере. Но она любит его и поэтому отпускает его в эти рейсы, понимая, что эта работа нравится ему: «Это был мир его профессии — мир однообразных и опасных рейсов на Крайнем Севере, детских восторгов перед новой машиной, мир, без которого он не мог бы прожить и недели». Катя принимает Саню с этой его профессией, понимая, что эта работа делает его счастливым.

    В жизни тоже можно встретить много примеров такой любви. Например, если подумать о космонавтах, летчиках, о военных, которые едут воевать в горячие точки. Любящие их женщины тоже всегда переживают за своих мужчин, но тем не менее остаются с ними, понимая важность и опасность их профессии. Они любят своих мужчин за честь, за смелость, за мужество, понимая, что их профессия — это часть их жизни, часть их самих. И женщины отпускают своих любимых, прося их беречь себя и быть осторожнее. Беря с них обещание вернуться домой.

    И они возвращаются. Жаль, не все. И не всегда.

    Лингвистическая тема. Учимся писать сочинение.

    Сценарий урока по русскому языку для 9 класса

    "Зачем нужна пунктуация?". 1 час.

    (Обучение сочинению-рассуждению на лингвистическую тему).

    Цель:

    Подготовить учащихся к сочинению-рассуждению на лингвистическую тему.

    Задачи:

    1. создать на уроке развивающую, эмоционально насыщенную образовательную среду, в которой ученик получит мотивацию для дальнейшей самостоятельной работы;
    2. провести работу с понятиями лингвистическая тема, пунктуация, сочинение-рассуждение, научный стиль;
    3. создать условия для овладения учащимися способами и приёмами понимания текста, создания текста на лингвистическую тему;
    4. способствовать развитию грамотной монологической речи.

    Раздаточный материал для каждого учащегося (смотри Приложения):

    1. Текст.
    2. Задание С2.
    3. Тест А1-А7.

    Оформление доски:

    1. Тема, цель.
    2. Эпиграф.
    3. Закрытые ответы к тесту.
    4. Схемы предложений для анализа языка сочинения.

    Результат:

    1. Сочинение - рассуждение учащихся (смотри Приложения).

    Препинания служат к изъяснению смысла в

    Письме и ко избежанию всякого противного

    толкования.

    Н.Г.Курганов. "Письмовник, содержащий

    В себе науку российского языка…"

    План урока

    Слово учителя

    Предполагаемые ответы учащихся

    Работа с целью, темой урока, задачами.

    1.Экзаменационная работа за курс 9 летнего образования состоит из 3 частей. И в третьей части предлагается написать сочинение на лингвистическую тему с использованием данного текста. Какую мы поставим цель на уроке?

    2.Текст Е.Гришковца вы прочитали дома. Познакомимся с одним из возможных на экзамене заданий С2. Какова тема сочинения-рассуждения?

    3. Что нам необходимо сделать, чтобы выполнить задание?

    Научиться писать сочинение-рассуждение на лингвистическую тему.

    "Зачем нужна пунктуация?"

    1.Уточнить значение необходимых терминов.

    2.Ответить на вопрос "Зачем нужны знаки препинания?"

    3.Определить тип и стиль будущего сочинения.

    4.Подумать, как сформулировать вступление, тезис, как подобрать аргументы, оформить вывод.

    5.Чтобы правильно подобрать аргументы из текста Е.Гришковца, надо проверить, правильно ли мы его поняли.

    Знакомство с историей знаков препинания в русском языке

    Послушаем краткую историю знаков препинания в русском языке, подготовленную учеником нашего класса.

    Прообразы знаков препинания попадаются уже в новгородских берестяных грамотах. У некоторых авторов начало письма обозначал крест, точки иногда ставились между словосочетаниями.

    По-настоящему система пунктуации сформировалась только после распространения книгопечатания. И уже в "Российской грамматике" М.В.Ломоносова есть целый раздел, посвящённый "строчным знакам".

    Со временем количество знаков препинания увеличивалось. Ломоносов писал о точке, вопросительном и "удивительном" знаках, о запятой, точке с запятой и "двух точках", о "вместительном" (скобках) и "единительном" (дефис) строчных знаках. В конце XVIIIв. в книгах появляются тире, кавычки и многоточие. Известно, что тире ("черту") первым стал употреблять Н.М. Карамзин.

    Так количество знаков препинания постепенно увеличивалось. Интересно, что со времён Кирилла и Мефодия новых букв практически не изобрели, некоторые даже отменили. А вот знаки препинания изобретают. Может быть, вXXIстолетии ещё что-нибудь появится?

    Подведение результатов конкурса на лучший аргумент, доказывающий необходимость знаков препинания. (Конкурс был объявлен за неделю до урока).

    1)От расстановки знаков препинания может зависеть человеческая жизнь. Всем известна знаменитая фраза Казнить нельзя помиловать. Оказывается, в истории произошёл подобный случай. Русской императрице Марии Фёдоровне удалось переправить запятую в резолюции её супруга, императора Александра III: "Простить нельзя, отправить в Сибирь" на "Простить, нельзя отправить в Сибирь" . Узник был спасён.

    2)О значении знаков препинания говорит самая лаконичная переписка в истории, которая состоялась между французским писателем Виктором Гюго и издателем его книги. После того, как были отпечатаны "Отверженные", Гюго послал своему издателю письмо, где стояло только "?", и получил ответ: "!". Так он узнал, что его книга вызвала большой интерес у читателей.

    3)В повести К.Паустовского "Золотая роза" рассказывается такая история.

    Однажды в редакцию газеты принесли рассказ, интересный по теме, талантливый, но спутанный и раздёрганный. Корректор пообещал провести правку, не изменив ни слова.

    После правки Паустовский пишет:

    Я прочёл рассказ и онемел. Это была прочная, литая проза. Всё стало выпуклым, ясным.

    Это чудо! - сказал я. - Как вы это сделали?

    Да просто расставил правильно все знаки препинания… Особенно тщательно я расставил точки. Ещё Пушкин говорил о знаках препинания. Знаки препинания - это как нотные знаки. Они твёрдо держат текст и не дают ему рассыпаться.

    Анализ таблицы "Функции знаков препинания" (таблица прилагается).

    1.Рассмотрите знаки препинания, расположенные в таблице по горизонтали и сделайте вывод, как их можно сгруппировать.

    2.Рассмотрите функции знаков препинания, расположенные в таблице по горизонтали. Расскажите об одном из знаков препинания.

    1 )Знаки конца предложения: точка, многоточие, вопросительный и восклицательный.

    2)Разделительные знаки: запятая, точка с запятой, двоеточие и тире.

    3)Выделительные знаки: две запятые, два тире и скобки, кавычки.

    Самостоятельная работа с текстом Е.Гришковца, выполнение экзаменационного теста А1-А7 на проверку понимания содержания (Тест прилагается).

    1.Выберите правильный ответ.

    2.Проверьте его по данным на доске.

    3.Рефлексия. Что вызвало затруднение? Как вы думаете, почему?

    Ответы

    № задания

    Ответ

    Работа над жанром и стилем сочинения

    1.Какова композиция сочинения-рассуждения?

    2.В каком стиле мы будем писать сочинение-рассуждение на лингвистическую тему?

    Схема-план сочинения-рассуждения:

    1)Тезис

    2)Аргументы

    3)Вывод

    Стиль - научный:

    1)Характеризуется логичностью, точностью, ясностью изложения.

    2)Употребление слов в прямом значении, использование общенаучной лексики, научной терминологии, частая повторяемость ключевых слов.

    3)Использование сложных предложений, цитирования, вводных слов, причастных и деепричастных оборотов.

    4)Основной тип речи - рассуждение, присутствует описание.

    Работа над языком сочинения, орфографическим и пунктуационным оформлением.

    1.Подберите глаголы и глагольные словосочетания, которые будут являться ключевыми при рассказе о функциях знаков препинания?

    2.Какие синтаксические конструкции необходимы в сочинении на эту тему?

    3.На доске имеются незаконченные предложения. Закончите их устно, выбирая необходимые цитаты из текста Е.Гришковца.

    Выполняют; помогают, с их помощью мы; позволяют выразить, могут подчеркнуть; акцентируют внимание; обозначают; служат для; иллюстрируют, играют важную роль…

    1)Вводные слова

    В тексте есть такой вопрос: "…?"

    Следовательно, в данном случае вопрос является …

    Запятая выполняет функцию …, например: "…"

    Написание сочинения-рассуждения в группах, чтение, обсуждение

    Текст СОЧИНЕНИЯ.

    Каждый знак препинания выполняет свою функцию.

    Так точка обозначает конец повествовательного предложения. Вопросительный знак служит для обозначения вопроса. Но бывает особый вопросительный знак: с его помощью мы задаём риторический вопрос, т.е. вопрос, на который хотим ответить сами. В тексте Е.Гришковца есть такой вопрос: "А какие тогда можно было купить цветы?" Автор сам же и отвечает: "Только несколько астрочек или гвоздичек". Восклицательный знак может выражать резкое требование, приказ или побуждать с азартом к действию. Например: "Помогай! Зажжём свечи!" А может выражать восторг, восхищение: "Но как он их преподносил!"

    Запись домашнего задания

    Напишите сочинение "Зачем нужны знаки препинания?" Приведите примеры в доказательство своих мыслей из текста Е.Гришковца

    Приложения.

    Текст.

    (1)Серёга был настоящим художником. (2)Нет, рисовать он не умел.

    (3)Но, например, он умел быть желанным гостем. (4)Он удивлял меня тем, что у него всегда находилась идея, с которой можно к кому-нибудь прийти. (5)Либо у него оказывалось несколько диковинных конфет. (6)Либо он дарил хозяевам какую-нибудь необыкновенную свечку. (7)Если он знал, что идёт в гости к девушкам или там есть хозяйка дома, он не забывал купить цветы. (8)А какие тогда можно было купить цветы? (9)Только несколько астрочек или гвоздичек. (10)И он обычно покупал три гвоздички. (11)Но как он их преподносил!..

    (12)Если же у Серёги совсем не было денег ни на что, у него были рассказы. (13)И он всегда создавал особенную атмосферу не просто ужина или чаепития, а вечера с художником.

    (14)Однажды Серёге пришло в голову отметить Новый год в своей квартире. (15)Денег у нас было мало, и мы купили то, что смогли. (16)Всё выбирал хозяин, и мне оставалось только удивляться, зачем, например, нужны два десятка белых бумажных скатертей.

    (17)Когда мы пришли к нему, он сказал:

    - (18)Мы назовём наш праздник "Бумажный Новый год". (19)Помогай!

    (20)Сам же снял со стены большое зеркало.

    - (21)Это будет наш стол, - заявил он.

    (22)Потом застелил всю комнату белыми скатертями. (23)Посреди комнаты он положил зеркало, красиво разбросав на нём несколько яблок, мандарины, орехи. (24)Расставил свечи, подготовил музыку.

    (25)Из оставшихся скатертей мы сделали бумажные накидки.

    (26)Когда пришли гости, в доме вдруг вырубилось электричество. (27)Весь дом забегал, засуетился, люди пытались наладить свет.

    - (28)Вот это подарок! - радостно сказал Серёга. - (29)Зажжём свечи!

    (30)Это был лучший Новый год в моей жизни. (31)Без телевизора, музыки, обжорства. (32)Мы сидели у зеркала в бумажных накидках, шелестели этими одеждами, разговаривали. (33)Свечи горели, и мы чувствовали себя частью странной, но красивой картины, спектакля и книги вместе, которую Серёга никогда не напишет.

    (По Е. Гришковцу.)

    285 слов

    Тест.

    К каждому заданию А1 - А9 даны 4 варианта ответа, из которых только один правильный. Ответы обведите кружком.

    Какое из высказываний, приведённых ниже, содержит ответ на вопрос: "Почему рассказчик называет Серёгу " настоящим художником ""?

    1. Серёга - мастер высокого класса, создающий материальные ценности.
    2. Серёга занимается созданием произведений изобразительного искусства, живописью.
    3. Не являясь профессиональным художником, Серёга умеет создать красоту в жизни и подарить её людям.
    4. Серёга профессионально занимается устройством и оформлением праздников.

    А2.

    Почему рассказчик называет встречу Нового года, описанную в тексте, " лучший Новый год в моей жизни "?

    1. Рассказчик впервые отмечал Новый год в квартире Серёги.
    2. Этот Новый год был наполнен не внешними атрибутами праздника, а радостью душевного общения.
    3. Рассказчик впервые самостоятельно подготовил встречу Нового года.
    4. Герой и рассказчик смогли купить всё для изобильного новогоднего стола.

    А3.

    А4.

    Какое качество выделяет Серёгу среди других людей?

    1. Он умел быть неожиданным, преображая обыденность.
    2. Обладал редким писательским даром.
    3. Всегда дарил дорогие подарки друзьям и знакомым.
    4. Был щедрым хозяином и часто приглашал друзей в свой дом.

    А5.

    В каком предложении текста содержится аргумент , подтверждающий тезис рассказчика о том, что Серёга мог создать "особенную атмосферу… вечера с художником "?

    А6.

    О какой стороне натуры героя говорит информация, заключённая в предложениях 10-11?

    1. Главный герой любил цветы.
    2. Серёга самый обычный подарок мог преподнести как необычный.
    3. Серёга - человек расчётливый и экономный.
    4. Это говорит о недостатке вкуса героя.

    А7.

    Выберите верное продолжение ответа на вопрос: "Почему рассказчик называет героя не Сергеем, не Серёжей, а Серёгой" ?

    Такая форма имени говорит о…

    1. о тёплых, доверительных отношениях между друзьями.
    2. о пренебрежении рассказчика к герою.
    3. о значительной разнице в возрасте героя и рассказчика.
    4. о разнице в социальном положении героя и рассказчика.

    С2.

    Ознакомьтесь с мнением Антона и Кирилла о роли пунктуации в письменной речи.

    На письме без знаков препинания обойтись невозможно,- утверждает Антон.

    Зачем нужны все эти абзацы, запятые, тире? Неужели без них нельзя обойтись? Вот до XV века в книгах вообще не было знаков препинания. А сейчас их столько! Попробуй разберись, где какой знак ставить! - возмущается Кирилл.

    Помогите Антону доказать свою точку зрения.

    Напишите сочинение-рассуждение на тему: "Зачем нужна пунктуация?"

    Обдумывая теоретические положения своей работы, прочитайте ещё раз текст

    Е. Гришковца и найдите необходимые примеры использования знаков препинания, аргументирующие ваши мысли.

    В сочинении-рассуждении приведите из прочитанного текста два примера, иллюстрирующих разные функции знаков препинания.

    Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте частичное цитирование.

    Объём сочинения должен составлять не менее 40 слов.

    Функции знаков препинания.

    Значение знака

    Завершённость высказывания

    Неполнота информации

    Ожидание ответа

    Эмоциональная окраска

    Добавочная информация

    Пояснение предыдущей части

    Следование объектов и событий друг за другом

    Зачем нужны знаки препинания?

    Домашнее сочинение-рассуждение.

    В нашей письменной речи знаки препинания очень важны, они выполняют разнообразные функции. Записанные на бумаге слова могут выразить далеко не всё, что содержится в живой речи, что передаётся интонацией, паузами, темпом речи, жестами и мимикой. Однако в распоряжении пишущего и читающего есть не только слова, но и дополнительные средства - знаки препинания. Знаки препинания дают возможность сказать в письменной речи гораздо больше, чем можно записать буквами. Знаки, как и слова, говорят, и мы их читаем вместе со словами. А иногда даже и вместо слов.

    Известен факт "бессловесной" переписки. Писатель Виктор Гюго послал рукопись книги издателю. К рукописи он приложил письмо, в котором не было ни одного слова, а был только знак: "?". Издатель также ответил письмом без слов: "!". Маленькая шутка, разыгранная Виктором Гюго и его издателем, оказалось удачной потому, что оба участника переписки умели не только ставить, но и "читать", т.е. хорошо понимать знаки препинания.

    Письменная речь без знаков препинания или при неправильном, неполном, неточном их использовании очень трудна для понимания. В начале прошлого века подобные трудности возникали довольно часто, так как знания пунктуационных правил не считались обязательными. Один из издателей писал Герцену, что его знаки препинания "сущие знаки притыкания" и только затрудняют чтение. Если знак пропущен или поставлен неправильно, это может привести к серьёзным искажениям. Например, один путешественник в момент опасности обещал Богу в случае спасения "ПОСТАВИТЬ СТАТУЮ ЗОЛОТУЮ, ПИКУ ДЕРЖАЩУЮ". Когда опасность миновала, он распорядился: "ПОСТАВИТЬ СТАТУЮ, ЗОЛОТУЮ ПИКУ ДЕРЖАЩУЮ". Таким образом, он, ни одним словом не нарушив своего обещания, переносом запятой сильно сократил свои расходы.

    Еще А.С. Пушкин говорил о знаках препинания. Они существуют, чтобы выделить мысль, привести слова в правильное соотношение и дать фразе легкость и правильное звучание. Знаки препинания - как нотные знаки. Они твердо держат текст и не дают ему рассыпаться.

    Знаки препинания особенно важны в современной жизни. Каждый знак препинания выполняет свою функцию. Так точка обозначает конец повествовательного предложения. Вопросительный знак служит для обозначения вопроса. Но бывает особый вопросительный знак: с его помощью мы задаём риторический вопрос, т.е. вопрос, на который хотим ответить сами. В тексте Е.Гришковца есть такой вопрос: "А какие тогда можно было купить цветы?" Автор сам же и отвечает: "Только несколько астрочек или гвоздичек". Восклицательный знак может выражать резкое требование, приказ или побуждать с азартом к действию. Например: "Помогай! Зажжём свечи!" А может выражать восторг, восхищение: "Но как он их преподносил!"

    Конечно, нельзя обойтись современному человеку без разных пунктуационных знаков препинания. Они позволяют выразить многообразие оттенков мыслей и чувств, акцентировать внимание, выделить интонационно и по смыслу какую-либо мысль.