Близость во время беременности. Протоиерей Андрей Ткачев

Рассуждение О МОЛИТВЕ ЕФРЕМА СИРИНА "Владыка живота моего", о начале Великого поста, о благодарности Богу. Постимся постом приятным. Во время поста мы все читаем молитвы Ефрема Сирина. Начнем с того, что Господь называется Господом и Владыкой живота моего, живота, в смысле жизни, а не чрева конечно. Господь хозяин моей жизни. Поскольку Великим постом мы не только должны что-то не есть, но еще что-то и делать, то к числу того что делать, нужно будет в посту изучать Священное Писание. Вот вам несколько текстов, которые подходят к объяснению "Господи, Владыка живота моего", это псалом царя Давида 138. Там царь Давид высказывается о Боге с благодарностью за то, что он, царь, человек дивно устроен, "Славлю Тебя ибо я дивно устроен". И там, в частности, говориться, что Господь знает все о человеке, что "Несодеянное мое видесте очи Твои", а в русском переводе получается другой смысл, там говориться, что "Зародыш мой видели глаза Твои", т.е. во тьме утробы материнской Ты видел меня, и если я полечу за море, Ты там, спущусь во ад, Ты там и Ты знаешь меня, т.е. Ты знаешь все обо мне и я дивно устроен. К слову о том, что Господь Владыка живота моего, подумайте, о том что Господь хозяин каждой реснички человека, что Господь посчитал волосы на голове у человека. Я дышу, и Господь взвесил дыхание мое, я слюну проглотил, и Он дал мне право мне это сделать, потому что Иов говорит, что ж ты мне не даешь слюну проглотить и тот же Иов в 10 главе своей книги говорит о том, что "Вспомни обо мне, что Ты вылил меня как молоко, как творог сгустил меня, костями, жилами скрепил меня, кожей одел меня, дыхание жизни даровал мне и милость дал мне и попечение Твое хранило дух мой. И когда мы будем эти слова произносить "Господи, Владыка живота моего", мы должны помнить, что Он знает нас внутри, знает нас с наружи, помнит нас вчера, знает нас завтра, знает нас от зачатия и до зачатия, т.е. Он знает все о нас, Он знает о нас то, чего мы о себе не знаем пока, а может быть даже и никогда не узнаем, а Он знает все, Он Господь и Владыка живота моего. Как говорит Григорий Богослов: "Думать о Боге - это полезнее чем дышать". Елицы: Кому дороги проекты "Доброе утро" и "Коротко о важном" с о.Андреем Ткачевым помогите https://money.yandex.ru/to/4100136004... или https://elitsy.ru/parish/6581/876898/ (в комментарии к перечислению обязательно укажите ваше имя) Любая пожертвованная вам сумма - существенный вклад, это, в первую очередь, - моральная поддержка. И для технического обеспечения трансляции программы ежемесячно требуется по 50 тыс.руб.

Source: https://youtu.be/CjMLjxLbbzE

– Как не провести пост так, чтобы он прошел мимо? Как не превратить его в формальность? Какие конкретные задачи нужно ставить на пост?

Касающееся поста должно касаться всей жизни в общем. Пост – это только концентрированное отношение к жизни. То, что происходит в пиковые, какие-то экстремальные ситуации на высших и низших точках нашей жизни, – это только заострение бытия. Поэтому нужно ставить вопрос о том, как сделать, чтобы вся жизнь не прошла мимо, как вообще сделать так, чтобы все важное в жизни не превратилось в формальность, и какие конкретные задачи нужно на жизнь ставить человеку. В течение обычной жизни мы не очень обеспокоены такими вещами, пока не заболеем или пока мы не вступим в какую-то особую полосу.

Христиане, например, никогда так много не грешат, как тогда, когда пост заканчивается. В течение поста более-менее у нас есть обычай застегнуться на все пуговицы, взять себя в руки. Но когда пост заканчивается, мы выписываем себе индульгенцию на то, чтобы отвязаться от всех правил и законов. Начинается какое-то разливанное море беззакония. Итак, пост – это всего-навсего концентрированное выражение к жизни вообще.

Меру достоинства любого дела определяет то, ради чего и ради кого ты это делаешь. Если пост держится человеком ради диеты, в смысле улучшения состояния здоровья или внешнего вида, то это диетологические упражнения, и у них одна цена. Если пост делается, потому что «так надо», без критического осмысления, то это есть следование традиции, не посоленное личным отношением. Тут другая цена.

Пост нужно посвятить, как и все остальное, лично Господу Иисусу Христу, связав пост в своем сознании с тем фактом, что это была первая заповедь. Заповедь «Не вкушай» была первой заповедью новосотворенного человека. Согласно Книге Бытия, Господь Бог воспитывал человека и создал его не в атмосфере вседозволенности, а дал ему заповеди. Вначале простейшие, однако, конкретные, запретительные и повелительные.

Повелительная была возделывать и хранить Эдемский сад, а запретительная – не вкушать от одного из деревьев сада, от Древа Познания Добра и Зла. Поэтому «Не вкушай» – это первая запретительная заповедь человеку. Необходимо вписать свой пост в контекст этой заповеди. Нужно отказаться от определенных родов пищи с тем, чтобы истончить свою телесную природу, несколько ослабить её влияние на душу. Чтобы рабство души у тела, если не исчезло, то ослабилось, и чтобы душа расправила крылья.

Дух и плоть после грехопадения находятся в противоборстве, и они примириться не могут. Дух хочет противного плоти, а плоть хочет противного духу. Это, по сути, борьба человека с самим собой. Самая великая борьба – это борьба с самим собой. Об этом говорят все великие культуры, об этом говорит, конечно же, Священное Писание. Побеждающий города, по слову Соломона, не так славен, как обуздывающий гнев. И человек, побеждающий себя, воздерживающий язык или другие свои движения души, более славен, чем все остальные победители.

Пост, таким образом, есть борьба человека с самим собой, совершаемая ради Господа Иисуса Христа и по подражанию Господу Иисусу Христу. Ведь Сам Он, выходя на проповедь, перед этим 40 дней постился.

Нужно разделить пост и воздержание. Воздержание – это некое уменьшение еды, отнятие времени от сна, умножение молитв, а пост – вообще неядение. Не есть и не пить – это собственно и есть настоящий пост. Если туда ещё включить молитву, то это есть война. Война с собой, с миром падших духов, влияющих на всякого человека, главным образом на его мысли. Если человек вступает в этот труд, то он – воин Христов.

Воинское сознание вообще сопутствует христианскому сознанию. Сознание христианина – это не сознание пацифиста, но сознание военного человека. Если это есть, то пост не будет формальным. Если это есть, то пост не пройдет мимо. Он и пробежит быстро. Его нужно облобызать, как святыню, обнять и обрадоваться тому, что он пришел.

Человек должен знать себя самого. Никто не знает, что у человека внутри, кроме духа, живущего в человеке. Я знаю свои проблемы. Вы должны знать свои внутренние и духовные проблемы. Если вы не знаете их, то вы, быть может, вообще ничего не знаете. Как вы можете знать другого человека или происходящее в мире, понимать все это правильно и давать достойную оценку, если вы не понимаете самих себя?

Человеку вменяется необходимость самопознания. Об этом апостол Павел говорит Тимофею: «Вникай в себя и в учение, занимайся им постоянно». Заметьте: вникание в себя предваряет вникание в учение. Чтению Библии предшествует повеление «Вникай в себя!». Если ты не будешь знать себя, то ты дальше не двинешься. Человек – как воевода в городе – должен знать, какая из стен плохо укреплена, и какие из ворот более всего могут подвергнуться нападению. Так же и всякий из нас должен знать себя.

Знание своих проблем определяет направление борьбы. Словно военный стратег христианин должен нарисовать на карте личной войны синими и красными стрелочками направления главных ударов. Это нужно как раз для того, чтобы пост не был формальностью. Борец неизбежно приходит со временем в изнеможение. Он ощущает, что враги сильны и тогда он начинает молиться Богу о помощи. И до этого состояния должен каждый из нас дойти. До состояния священной немощи и взывании к Богу о помощи.

Кроме того, существует такая необходимая вещь для современного человека, как информационный пост. Если человек отдает уши и глаза на откуп всему тому, что показывается по телевизору и в интернете, всему тому, что поется по радио, он не постник – он обманщик. Обманщик себя самого. Если человек пьет молоко и не смотрит телевизор, но читает Евангелие каждый день – это хороший человек в отношении поста. Это даже подвижник. Он совершает посильный подвиг. Если же человек грызет одни сухари, но при этом смотрит все, что предлагает ему ТВ, – это самобманщик. Он не постится. Главное ведь в нас не брюхо, простите, а сфера ума. И этой сферой ума вращает лукавый, как игрушкой.

Необходимо ограничить или закрыть доступ к лишней и вредной информации до тех пор, пока вы не научитесь работать с этой информацией: дозировать, анализировать, отсеивать. Это очень сложные навыки, которые не всем даются. Для большинства же нужно решительно ограничить или даже пресечь доступ ненужной информации внутрь своей души. Это важнее всего остального.

Итог: чтобы пост не стал формальностью необходимо совершить его во имя Иисуса Христа, как борьбу с собой ради Царствия Божьего. Оно – Царство – силой берется, и употребляющий усилия достигает его. Надо в духовном смысле овладеть Обетованной землей. И тогда не будет никаких формальностей. Будет все очень строго, честно, по-настоящему, и это даст человеку венцы и награды.

Записала Лариса Бойцун
Видео: Владислав Грабенко


Рассуждение О БОГЕ, КОТОРЫЙ ТЕБЯ ЗНАЕТ, от зачатия и до самой смерти, от первого до последнего слова.

Сегодня мне хочется сказать вам о том, что Господь Бог очень хорошо нас знает. Знает нас в развитии, в динамике с момента вспышки зачатия и потом все внутриутробное развитие, Он знает рождение, воспитание, первые слова, все это знает Господь. И об этом пишет Царь Давид: "Ты устроил внутренности мои, и соткал меня во чреве матери моей. Славлю Тебя, потому что я дивно устроен. Дивны дела Твои, и душа моя вполне сознает это. Не скрыты были от Тебя кости мои, когда я созидаем был в тайне, образуем был во глубине утробы. Зародыш мой видели очи Твои; в Твоей книге записаны все дни, для меня назначенные, когда ни одного из них еще не было... Как возвышенны для меня помышления Твои, Боже, и как велико число их!».

По грехам, отупению ума и сердца у нас могут быть сомнения, знает ли Господь меня, помнит ли, бережет ли, смотрят ли на меня, слушает ли Он меня? Он некоторым скажет: "Отойдите, не знаю вас" - это самое кошмарное, что может быть в жизни. Он знает всех, потому что "Зародыш мой видели очи Твои". Я еще был ничто, а Он уже видел все, знает, все было перед Ним.

Обязательно прочтите книгу Блаженного Августина "Исповедь", в ней описано многое на эту тему. Образованный человек должен прочесть очень много книг, "Исповедь" это одна из самых важных книг в истории мировой литературы.

Господь знает нас с момента зачатия, поэтому не сомневайтесь, что он слышит вас и помнит. Пророку Иеремии говорит Господь:

"Прежде нежели Я образовал тебя во чреве, Я познал тебя, и прежде нежели ты вышел из утробы, Я освятил тебя: пророком для народов поставил тебя".

Еще не родился человек, а Господь уже знает его судьбу, что, как и ждет от него каких-то важных шагов.

Апостол Павел тоже пишет о себе, что "Бог, избравший меня от утробы матери моей... " сделал то и это.

Это это не фигура речи, не просто для красного словца. Реальный Бог избрал человека от чрева матери, ведет тебя по жизни, знает вас Господь. Знает от момента, как семя папы оплодотворило утробу мамы, Он знает и зародыш ваш видел в материнской утробе, Он уже знал каждого человека, если угодно, роды принимал, был рядышком.

Все знает о человеке, только надо, чтобы и человек знал Бога. Потому что если человек Бога не знает, в конце концов Бог скажет: "И Я не знаю тебя", а так Он наблюдает за каждым человеком.

Думать о Боге это очень важная вещь. Я не знаю, что может быть более важным, чем думать о Боге, Который думает о тебе.

Много еще интересных вещей подобного рода есть в Писании, но их мы прибережем на потом.

Если бы вы жили в 4-м веке, все святые отцы сказали бы, что вам нельзя и привели бы примеры. Реальная жизнь несколько расслабила человека, и здесь есть плюс и минус. Плюс в том, что мы больше знаем о человеке, его физиологии, его немощи и необходимости взаимных ласк между супругами, в отсутствие которых они начинают сходить с ума и искать себе ласки на стороне. А минус в том, что мы утратили аскетический порыв, аскетическую смелость, твердость. Любому здравомыслящему понятно, что не может беременная женщина и муж ее вести такую же половую жизнь, как они вели до зачатия, потому что просто будет выкидыш. 8-месячным рождаться нехорошо, поэтому первые 3 месяца и последние 2-3 месяца жену нужно поберечь. Ну куда тебе бежать? Мы ж такие сегодня аскеты, что мама не горюй и поэтому здесь взаимным пониманием. У вас есть жена, у нее есть муж, то есть вы, поэтому я думаю, что при соблюдении целого ряда ограничительных правил никто не в праве вас судить за вашу слабость и желание плотской сласти. “Да, сласти хочу” – говорит человек современный – “А куда мне деваться? Что, мне надо ходить, искать чудовища, стоящие вдоль обочин? Это совсем плохо. А что-нибудь еще лучше можете придумать?”. Всенощное бдение можно устроить с поклонами, 1000 поклонов и ночь не спать, но человек потом на работу пойдет и упадет в метро под утро. Выходить из ситуации надо аккуратно, чтобы Бога не прогневить, плоду не навредить и жену не обидеть, как-то так. Есть высокая теория, а есть приземленная практика. Любите жену и по согласию уделяйте друг другу супружескую ласку в мерах дозволенного, без вреда для ребенка. Все, что я сейчас сказал, можно оспорить. Любой духовник может сказать: “Нет, так нельзя, это ерунда, это все неправда”. Я согласен проиграть, но я еще должен сказать то, что я считаю должным, увидевши перед собой сотни всех беременных мамочек и их озабоченных мужчин за период беременности. Потом надо родить, а потом кормить, потом вставать ночью к ребенку. Тот, кто думает, что супружеская жизнь заключается в непрестанных телесных удовольствиях, сильно ошибается. Как только начинаются роды, кормление, заканчивается удовольствие, начинается труд. Поэтому, исходя из всех сложностей, сопутствующих семейной жизни, я понимаю, что нужно искать средние пути. Будьте мудрым, любите жену, поступайте так, чтобы вы не прогневали Бога, не повредили ребенку, не ходили никуда налево, Боже сохрани, что бывает нередко в нашем собачьем мире, когда мужик скачет по кустам, когда женщина беременна.

    А монах прямо знаток причинно-следственной связи? Лично наверное проверял)) "А вы..." А вы любили друг друга и что? Кто-то выскажется против?
    А те, кто не в пост и праздники был зачат и также лупят, тоже поди родители чем-то согрешили? Только наверное уже чем-то другим. Так все грешны))
    А те, кто в Пасху зачат и стали хорошими умными, добрыми, заботливыми детьми, наверное вопреки такими стали? 7 бед - один ответ!
    Церковники, хорош народ пугать! Не суббота для правила... У любви нет поста, пост должен быть добровольным и искренним, иначе всё это пустое и порой даже вредное, сколько браков распалось в это время знаете? Не мне вам говорить. Лучше один день искренне попоститься, чем неделю формально. Что, кто-то будет и с этим спорить?
    У всех разный духовный уровень, по вашим правилам все бы жили, дни рождения в сентябре-октябре например вообще бы никто не справлял, вот и спрашивается: а не много ли вы на себя берёте, регулируя рождаемость и вообще всякую близость между мужем и женой?
    Хотя у вас работа такая - народ в каких-то рамках правил держать надо, а то сами совсем ведь распоясаются)) Но и панику наводить тоже не надо, делать людей рабами правил и человеков, опасная это штука, я вам скажу, очень опасная. А потом проповеди на тему суеверий. Ох, как мне это всё нравиться!)))

    • Геннадий Углов Tahun Yang lalu +1

      Церковь даёт наставление в свете Божественного откровения, у человека своб-
      ная воля и он сам опреде-
      ляет, как ему поступать.
      Православный принимает.
      Похоже Вас это пока не касается, искренне надеюсь,
      что пока. Поэтому не следует
      наезжать на Церковь, если
      пока, в силу невежества ещё
      неспособны этого познать.

    У меня муж моряк и половину года мы друг друга не видим. Спрашивала у нескольких священников, грех ли иметь близость во время поста, когда он приходит домой, ответ был:"не грех, только в пост стараться сдерживаться насколько возможно, поститься в еде и читать молитвы." А еще один священник мне сказал, что без Божьего благословения зачатия и не будет, а если оно произошло, значит все будет хорошо.... Апостол Павел
    наставление о браке: 7: 1-10
    А о чем вы писали ко мне, то хорошо человеку не касаться женщины. Но, [во избежание] блуда, каждый имей свою жену, и каждая имей своего мужа. Муж оказывай жене должное благорасположение; подобно и жена мужу. Жена не властна над своим телом, но муж; равно и муж не властен над своим телом, но жена. Не уклоняйтесь друг от друга, разве по согласию, на время, для упражнения в посте и молитве, а [потом] опять будьте вместе, чтобы не искушал вас сатана невоздержанием вашим. Впрочем, это сказано мною как позволение, а не как повеление. Ибо желаю, чтобы все люди были, как и я; но каждый имеет свое дарование от Бога, один так, другой иначе. Безбрачным же и вдовам говорю: хорошо им оставаться, как я. Но если не [могут] воздержаться, пусть вступают в брак; ибо лучше вступить в брак, нежели разжигаться.

    • Артур Разумовский 2 tahun yang lalu +4

      Правильно вам всё сказали, нет никаких канонических запретов на близость супругов в пост. Причастие вот другое дело, там надо.
      Читал я Писание, что-то про даты постов там ничего не нашёл, зато нашёл: «Когда поститесь, не будьте унылы, как лицемеры» Так что думайте сами, что есть пост на самом деле. От того, что у вас кто-то будет зол или брак развалиться на этой почве, будет ли от этого кому-то хорошо? Иоанн Златоуст здорово сказал по этому поводу.
      А вот как к этому придти, что бы не быть унылыми и поститься по-настоящему, это уже тема для другого разговора.

    Друзья, братья и сестры! Нужна помощь для финансирования выпусков авторских программ о.Андрея Ткачева: «Доброе утро», «Коротко о важном», «Молитва по соглашению»,
    помогите обеспечить техническую возможность транслировать их.
    Любая пожертвованная сумма принимается с большой благодарностью, как проявление вашего сердечного участия.
    elitsy.ru/parish/6581/donations/171/ - Помочь программе «Коротко о важном с о.Андреем Ткачевым»
    - elitsy.ru/parish/6581/donations/170/ - Помочь программе «Доброе утро с о.Андреем Ткачевым»
    - elitsy.ru/parish/6581/donations/177/ - Помочь трансляции «Молитвы по соглашению с о.Андреем Ткачевым»