«Спас Нерукотворный. Мокрый Спас — Крещение Руси

Нательный крест - это священный знак совершенного над человеком Таинства Крещения, символ его приобщения миру Божественного. В Крещении человек получает второе, духовное рождение. Он усыновляется Богу, становится членом Его Церкви, получая надежду на спасение и жизнь вечную. Ведь в Евангелии сказано, что «если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие» (Ин. 3, 5).

Небольшой нательный крест с Образом Спаса Нерукотворного на лицевой стороне и иконой Ангела Хранителя на обороте создан в традициях Православной Церкви с использованием древнехристианской символики.

В художественном убранстве старинных церквей часто можно увидеть крест, составленный из кругов. Это символ Божественной полноты и гармонии мироздания. Круг - знак Вечности, Неба и Бога, Который, по слову св. Климента Александрийского, «есть бесконечный круг, в коем все силы сходятся». Равноконечный же крест, по определению святых отцов, - образ Христа и знамение Его победы. Каждый крест символизирует мир, раскинувшийся на четыре части света и простирающийся, как его перекладины, вширь и ввысь. Основная поперечная балка показывает земное, вертикальная - преисподнее и Небесное и возрастание земли к Небу. Поэтому в равноконечном кресте заключена совершенная гармония Божественного и тварного бытия. «Как четыре конца креста держатся и соединяются его средоточием, так и силою Божественной держится высота и глубина, долгота и широта, то есть видимая и невидимая тварь», - говорит великий богослов и аскет прп. Иоанн Дамаскин (VII в.). Сочетание креста с кругом создает образ единения в Боге и причащения вечности всего мирозданья: Неба и всех концов земли. В данном кресте эту символику дополняет Образ Спаса Нерукотворного.

Древнейшим знаком Христа являются также круги с вписанными в них прямыми крестами, в виде которых здесь сделаны перекладины. На Руси еще до принятия христианства так изображали солнце. После крещения Руси известная форма наполнилась новым смыслом. Ведь в христианстве Господь прославляется как Свет Истины и Солнце Правды, все просвещающее Своими лучами. Здесь в каждом круге помещено по двенадцать горошин зерни вокруг креста и четыре покрупнее у центра. Это символическое изображение двенадцати апостолов и четырех евангелистов.

Крест, помогая стать ближе к Богу, охраняет человека от всякого зла, особенно от невидимых врагов. Одним из самых грозных для темных сил является изображение Нерукотворного Образа Спасителя.

Образ Спаса Нерукотворного, или Святой Убрус (полотенце) был величайшей святыней христианского мира. По Преданию, он чудесным образом отпечатлелся на куске холста, которым Господь отер лицо после омовения. В 944 году Святой Убрус был привезен в Константинополь и хранился в особом ковчеге в Фаросском храме. Исчез в 1204 году при разграблении Константинополя крестоносцами.

Списки этого образа известны на Руси с XI века. Его изображения помещали над входами в крепости и храмы, отливали в бронзе как охранные образки и в качестве навершия нательных крестов. Воины носили его на латах, шлемах и боевых стягах.

С XVII века на Руси на нательных крестах и в иконописи начинает широко изображаться также личный защитник каждого человека: его Ангел Хранитель.

Ангелы - существа тварные, хотя и более могущественные, чем человек. Поэтому их представляют по-разному: то прекрасными воинами, то почти бестелесными (например, на иконах Распятия), а иногда совсем по-детски (особенно в каменной резьбе и в мелкой пластике). На данном кресте использован образ, созданный древними мастерами города Юрьева-Польского.

Ангел Хранитель дается Богом каждому человеку, и он всю жизнь заботится о спасении его души. Он плачет, когда человек грешит, и радуется, когда тот очищается покаянием. При жизни Ангел Хранитель защищает человека от непрестанных нападений духов злобы, а после смерти становится его проводником в загробном мире. На нательный крест образ Ангела Хранителя помещается для того, чтобы человек всегда помнил о нем, молился ему и любил его.

Нательный крест не только крепкая защита человека, это и знак его обета Богу, данного в Крещении: уклоняться от всякого зла и жить по Христову закону любви к Богу и ближнему. «Если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною», -
говорит Господь (Мф. 16, 24).

Над созданием образа трудились художник Ирина Никитина и коллектив сотрудников компании «Акимов».

Мощевики, или энколпионы (греч.), пришли на Русь из Византии и предназначались для хранения частиц мощей и других святынь. Самыми распространенными были выполненные в форме креста и украшенные иконами, так как соединяли в себе силу нескольких священных предметов, которые человек мог носить на груди. Крест-мощевик одновременно охранял человека, освящал его и исцелял чудодейственной Божественной силой, подаваемой крестом, иконами и мощами святых.

Художественное решение мощевика со Спасом Нерукотворным и иконами святых чудотворцев на внутренней стороне створки опирается на эти древнейшие традиции Христианской Церкви. Он выполнен в форме креста, составленного из пяти кругов. Круг - символ вечности, Неба и Самого Христа, Который, по слову св. Климента Александрийского, «есть бесконечный круг, в коем все силы сходятся». Число пять - это число пальцев, складывающихся в крестное знамение: три во образ Пресвятой Троицы, два во образ Христа и двух Его природ, Божественной и человеческой. Полученный из кругов равноконечный крест, по определению святых отцов, являет образ Христа и знамение Его победы, а также сочетание во Христе всех четырех концов земли и Неба.

Символика формы мощевика поддерживается традиционным для Православия плетеным орнаментом. Своим сложным узором, составленным из кругов и крестов, он показывает взаимосвязь Божественного и тварного, которые сосуществуют «неслитно и нераздельно» в преображенном Богом мире. Искусство Церкви никогда не показывает мир реальный, борющийся со злом, оно являет жизнь вечную, Царство Славы, запечатленное образом Христа.

Икона Спаса Нерукотворного на лицевой стороне мощевика - величайшая святыня христианского мира (утрачена в 1204 году при разграблении Константинополя крестоносцами). По Преданию, она чудесным образом отпечатлелась на куске холста, которым Господь отер лицо после омовения. Иисус Христос отдал Свое изображение слуге эдесского царя Авгаря, больного проказой. Образ исцелил царя и сделал христианином. Чудо исцеления Нерукотворным Образом было первым, совершенным не Самим Господом, а Его изображением. Оно стало знамением святости изображений Церкви, чудотворности Ее икон.

Чудодейственной силой Господь наделил и людей, уподобившихся Ему в святости. Он даровал им благодать Его именем воскрешать мертвых, просвещать слепых, поднимать с одра безнадежно больных…

Более всех Божиих угодников в России почитается свт. Николай, епископ города Миры († 342). Его икона помещена внутри мощевика в верхнем круге. При жизни святой укрощал штормы, исцелял больных, предсказывал будущее и не раз являлся за сотни километров нуждающимся в его помощи. Одно из первых и самое знаменитое его чудо было совершено на пути в Иерусалим, когда святой воскресил сорвавшегося с мачты матроса (пам. 22 мая и 19 декабря).

Плетеным крестом и кругами, символизирующими вечность и единство во Христе, с Николой Угодником связаны иконы других святых чудотворцев. Внизу - вмч. Пантелеимон, который прославился как врач-бессребреник. Он исцелял больных, помазывая их елеем (маслом) и призывая Христа. Первым чудом святого было воскрешение мальчика, умершего от укуса змеи. Вмч. Пантелеимон за проповедь христианства был обезглавлен в 305 году (пам. 9 августа).

Слева и справа - иконы русских чудотворцев.

В священническом облачении с Евхаристической чашей изображен св. прав. Иоанн Кронштадтский († 1908). Сила молитвы этого святого была так велика, что он мог исцелить больного, находящегося от него за тысячи километров, по телеграмме, а однажды воскресил мертвого на глазах врачебной комиссии (пам. 2 января).

Рядом с ним в схиме предстоит прп. Серафим Вырицкий († 1949). Молитва этого святого обращала ко Христу даже чекистов в годы гонения на Церковь и немецких оккупантов во время Отечественной войны, охраняя от преследования жителей п. Вырица. Им также был воскрешен умерший ребенок и совершено множество других чудесных исцелений (пам. 3 апреля).

«Господи, во свете лица Твоего пойдем и о имене Твоем возрадуемся во веки», - словно бы молятся святые словами из Службы Нерукотворному Образу, написанными рядом с их иконами внутри мощевика. «О Крест Христов, блистательнейшее озарение всего мира! - восклицает другой великий святой прп. Феодор Студит († 826). - Обильная благодать предложена всем; указан источник, из которого проистекает освящение и который никого не лишит обильных благ».

Нательный крест, получаемый православным христианином при крещении, считается главным знаком причастности человека к божественным началам. Получив во время этого таинства второе рождение с церковной точки зрения, Божий сын обязуется носить крест всю жизнь и бережно относиться к нему. Каноны православной церкви не устанавливают четко, каким должен быть , из какого материала сделан, поэтому так велик ассортимент предлагаемых изделий. Любой христианин вправе выбрать тот крестик, который будет ему по нраву, будет приятен глазу и телу.

Одним из самых популярных видов является крест со Спасом Нерукотворным. Он имеет ту же силу, что и крест с распятием , так как содержит изображение Спасителя. При этом лицо Христа заключено в круг и помещено в центр изделия. Круговое обрамление выбрано не случайно, так как считается знаком вечности и гармонии. Климент Александрийский писал, что в круге сходятся все силы, потому он считается символом Бога и Неба. считаются символом всего мира, всех его концов, в соединении c кругом это означает объединение мира благодаря Спасителю, соединение Неба и всех людей на земле. Нательный крест символизирует защиту человека от злых сил, обязательство жить по Божьему закону, иметь в сердце своем образ Христа и поклоняться ему.

Спас Нерукотворный (или Спас на убрусе) является одной из самых почитаемых православных икон. Церковное предание гласит, что изображение лика Христа на полотенце появилось еще при земной жизни Спасителя. В то время, когда Иисус ходил по земле и исцелял больных, про его деяния узнал князь Авгарь, глава города Едессы, и решил излечить свой тяжелый недуг с помощью Иисуса Христа. Князь послал художника к Иисусу, чтобы тот запечатлел его лик на холсте и доставил изображение в Едессу. Однако сияние, исходившее от лица Христа, невозможно было передать красками. И тогда Иисус умылся, затем отерся полотенцем, и изумленные свидетели увидели, что образ Христа отпечатался на ткани. Полотенце было доставлено к Авгарю, и тот получил чудесное исцеление благодаря запечатленному образу.

На православных иконах со Спасом Нерукотворным полотенце с ликом сверху завязано узлами, лик Иисуса спокойный, глаза его открыты и полны света, голова имеет крестный золотистый нимб. Католики изображают Христа иначе: его лицо полно страдания, глаза могут быть закрыты, голову венчает терновый венок, видны капли крови. Этот образ списан с католических распятий, и не приветствуется православной веткой христианской церкви. Образ Спаса Нерукотворного на кресте, предназначенном для ношения на перснях, традиционно светлый, так как является оберегом и мощным защитником души и тела своего обладателя. Древние русичи верили, что изображение Спаса имеет особую силу, потому наносили его на плиты над входом в храм, на воинские доспехи и знамена.

Кусок льняной материи с ликом Христа стал первой в истории иконой, потому был приравнен к сокровищам и охранялся. После Эдессы образ попал в Константинополь, а потом был утерян после разграбления города в 1204 году. Описанное выше предание принято считать православной версией появления Нерукотворного образа Господа нашего Иисуса Христа. Существует другой вариант легенды, принятый на западе. Согласно ему лик Христа был запечатлен на платке еврейки Вероники, которая сопровождала Иисуса во время его следования на Голгофу и подала платок, чтобы Христос утер им лицо. Этим обусловлено появление венка и капель крови на западных изображениях Спаса. Реликвия получила название «Плат Вероники», и в настоящее время находится в соборе Святого Петра в Риме. На настоящий момент исследования данного изображения не установили, каким именно способом был нанесен лик на ткань, потому ученые намерены работать со святыней дальше.

Серебряные крестики от компании «Тверь-Ювелир»:


от 700 руб.

от 950 руб.

от 1 910 руб.

Другие православные изделия:

    Крестики:
    Кольца:
    Иконки:
    Пасхальные яйца (подвески на цепочку):

Другие серебряные изделия:

    Цепочки:
    Кольца:

Крест-мощевик "Спас в Силах"

Крест с изображением Господа Иисуса Христа на престоле, окруженного Небесными Силами, является творческой репликой древнего креста-мощевика XIV века, хранящегося в музее Троице-Сергиевой лавры. Образ, изображенный на кресте, - редкое пластическое переложение главной иконы русского высокого иконостаса «Спас в силах». Икону «Спас в силах» специалисты называют настоящим богословским трактатом, раскрывающим тему грядущего Страшного Суда.
Крест-мощевик квадрифолийной формы с килевидными окончаниями балок. Лицевая сторона: Спас в Силах, в оглавии — Спас Нерукотворный. Оборотная сторона: процветший Крест Господень, молитва Кресту. Раскрытый вид: верхняя створка — Святая Троица и тропарь праздника; нижняя створка — Богоматерь Знамение и хвалебная песнь Богородице на церковно-славянском языке.

В традиции Православия - изображать Спасителя именно как Воскресшего Крестоносителя, призывающего в Свои объятия все концы мира. Его руки имеют горизонтальное положение, открытые ладони пробиты гвоздями, голова наклонена вправо, вокруг головы крестчатый нимб. Крест стоит на горе камней, символизирующей Голгофу, в основании которой различается череп. Это голова Адама. По преданию, тело Адама было погребено Симом, сыном Ноя, на месте, где впоследствии возникла гора Голгофа. Рядом с крестом трость с губкой и копье. Когда Христос умирал на кресте, он попросил пить, и римский воин взял губку на трости, пропитанную уксусом, и смочил Ему губы. Копьем же один из воинов пробил ребра Христа, чтобы убедиться в Его смерти. Умерший человек не кровоточит, из раны же Спасителя полилась кровь и вода. С тех пор копие, и губка являются священными предметами и используются в литургии. По бокам слова «IC» (Иисус) «ХС» (Христос), сверху - «Царь Славы». Слово «НИКА» на кресте означает победу Христа над смертью.

Описание:

Самим наименованием образа "Спас в силах" выражена богословская концепция - явление Иисуса Христа в силе и славе в конце времен, во исполнение Божественного Промысла о мире: "Дабы все земное и небесное соединить под главой Христа".

В основе образа - тексты видения пророка Иезекииля (Иез. 1. 4-6, 10, 13-16, 18, 22-28). Явление Божьей славы передается в виде символических фигур - геометрических и изоморфных, они обозначают различные силы небесные, земные и небесные уровни.

Правой рукою Христос благословляет, левой придерживает раскрытую Книгу. Символика Книги в христианской культуре глубока и обширна - это и Книга Жизни с именами спасённых (Исх. 32.32; Откр. 3.5), и Книга Откровения, написанная внутри и извне, запечатанная семью печатями, открыть и прочесть которую не может никто, кроме Агнца (Откр. 5.1-7), это также и Книга Завета (Втор. 30.10) и Благая Весть. Наконец, Книга - символ Самого Господа Иисуса Христа, Который есть Слово Божье, пришедшее в мир. С ранних времен в христианском искусстве существовал аллегорический образ Христа в виде Книги, лежащей на престоле, на которую сходит голубь. Эта иконография получила название «Этимасия», в русском варианте — «Престол уготованный» (изображения в церкви Успения в Никее VII в. и в Успенском соборе Владимира ХV в.).

Белоусов Петр Дмитриевич, участник Великой Отечественной Войны:
В 1942 году, когда меня забирали на фронт, три старушки одели на меня крестик со словами: «Не расставайся с крестом, он тебя будет хранить». Этот крест я ношу и по сей день, а мне уже 86-ой год.


В бою было страшно. Бомбили, все было затянуто дымом, было непонятно где наши, где немцы. Я был разведчиком, воевал за Смоленск, Вязьму, Ржев, Беларусь, Литву, Латвию, Польшу. Попал в плен под Слуцком Гродненской области.
Где-то в 50-ых годах нас молодых ребят собрали со Смоленска, посадили в товарные вагоны и привезли в Хабаровск на Красную речку. И там нас три месяца обучали. Как нам говорили, после обучения мы все будем служить на кораблях, и лишь после я узнал, что нас готовили к военным действиям в Корее. До нас уже одну партию ребят туда уже отправили. Каждый раз после тренировок на артиллерийских пушках, нас проверял врач. Мы снимали гимнастерку, рубашку, все по пояс. Я всегда прятал крестик в карман брюк, а после осмотра — одевал. Но в последний день перед отправкой, я забыл его снять. И наш замполит увидел его: «ну-ка, ну-ка, иди-ка сюда. Это что на тебе?». Я стою, а у меня земля колышется под ногами. Я как будто проваливаюсь сквозь землю. Меня вывели, сказали одеться, а на следующий день, когда всех моих товарищей отправляли на корабле в Корею (но тогда мы этого еще не знали), меня не взяли, отправили в отпуск домой — в Смоленск.
Вернулся я домой, а меня и спрашивают матери тех солдат: «Петь, а где наши ребята? Мы же вас всех вместе провожали, а вернулся только ты один». Я сказал, что не знаю, ответил, что их всех в другую часть отправили, но пообещал позже все узнать. Когда я вернулся с отпуска, обратился к замполиту части. Вот тогда только я узнал, что нас готовили военным действиям в Корее. И наш корабли, на котором отправили моих товарищей, не дошел до берега две мили, его подорвала подводная лодка и все погибли. Вот теперь и скажите, меня крестик спас или нет? Почему я забыл его снять? три месяца снимал, а в последний день перед отправкой забыл. Это Господь Бог мне помог. Как память отобрал.
Я и по сей день с крестиком не расстаюсь. Когда настало мирное время, в Смоленск я не вернулся. Меня там никто и не ждал. Маму расстреляли немцы, а отец погиб на фронте. Сейчас Живу один, в Заветах Ильича, не пью, не курю. Со мной только Господь Бог. А еще мне помогают наши храмовые бабушки. В том числе и бабушка Валя (Гольштейн). Я хожу в храм. Раньше ходил и в Советскую Гавань — к отцу Михаилу, и Ванино — к отцу Александру. сейчас сюда хожу — к отцу Савватию
Так что слава Богу за все!