Развалины древнего иерихона. Древние руины: По следам потерянных цивилизаций

История победы императора Траяна над могучим варварским царством это не просто история из-под пера. Это событие, слава которого вырезана в 155 сценах на спиральном фризе могучей монументальной колонны, что завораживает и поныне.

Триумф Императора.

Колонна Траяна со статуей святого Петра, установленной папой в эпоху Возрождения на вершине, возвышается над руинами Форума Траяна, который когда-то включал две библиотеки и большую площадь для граждан и просторную Базилику. Строительство Форума велось за счет военных трофеев, добытых из Дакии.

Сражавшийся бок-о-бок со своими воинами в кампаниях между 101 и 106 годами н.э., император Траян собрал десятки тысяч римских легионеров, пересекших Дунай через два самых длинных моста, которые когда-либо видел античный мир. Победа Траяна продемонстрировала наглядную мощь Рима, в пике принципата: сокрушив могучее варварское царство на дерновых полях их горного дома дважды, методично стерев его с лица древней Европы.

Война Траяна с даками, чья страна располагалась на территории нынешней Румынии, стала определяющим событием его 19-летнего правления. Богатства, привезенные в Рим были ошеломительны. Один современник-летописец хвастался, что завоевание принесло государству свыше 200 тонн золота и 450 тонн серебра, не говоря уже о новой плодородной провинции.

Реконструкция внешнего вида моста Траяна инженера Э. Дюперрекса (1907 год)

Добыча буквально изменила ландшафт Рима. В ознаменование победы Траян распорядился построить новый форум, который включал бы в себя просторную площадь, окруженную колоннадами, две библиотеки, большое общественное здание, известное как Базилика Ульпия, и, возможно, даже храм. Форум был «чудом под открытым небом », один из ранних историков восторгался, что никакого разоряющего слов смертного описания не хватит, чтобы описать оное.

Над форумом возвышалась каменная колонна высотой 38 метров, увенчанная бронзовой статуей завоевателя. Спиралью возвышающаяся вокруг колонны полоса барельефа, как современный комикс - это повествование о Дакийских кампаниях: тысячи искусно вырезанных римлян и даков маршируют, строят, сражаются, плывут, крадутся, ведут переговоры, умоляют и гибнут в 155 сценах. Завершенная в 113 году колонна простояла более 1900 лет.

Колонна является одной из самых характерных монументальных скульптур, переживших падение Рима. На протяжении веков классицисты относились к резьбе как к визуальной истории войн, с Траяном как героем и Децебалом, дакийским царем, как его достойным противником. Археологи тщательно изучили сцены, чтобы узнать об униформе, оружии, снаряжении и тактике римской армии.

Срисовка с рельефа: дакийцы сдающиеся на милость Траяна

Обманчивая колонна. Героическая хроника завоевания или сборник рассказов?

Колонна имела большое влияние и вдохновляла более поздние памятники в Риме и по всей империи. На протяжении веков, по мере разрушения городских достопримечательностей, колонна продолжала завораживать и внушать благоговейный трепет. Папа эпохи Возрождения заменил статую Траяна статуей святого Петра, чтобы освятить древний артефакт. Художники спускали себя в корзинах сверху, дабы детально изучить его. Позже он стал излюбленной достопримечательностью для туристов: немецкий поэт Гёте поднялся по 185 внутренним ступеням в 1787 году, чтобы «насладиться этим несравненным видом ». Гипсовые слепки колонны были сделаны уже в 16 веке, и они сохранили детали, которые стерли кислотные дожди и загрязнение. Дебаты все еще кипят над конструкцией колонны, смыслом и, прежде всего, исторической точностью. Иногда кажется, что существует столько же интерпретаций, сколько резных фигур, а их 2662!

По словам археолога Филиппо Коарелли, работая под руководством императора, скульпторы следовали плану создания колоннадной версии свитка Траяна на 17 барабанах из лучшего Каррарского мрамора. Император - герой этой истории. Он появляется 58 раз, изображается как хитрый командир, опытный государственный деятель и благочестивый правитель. Здесь он произносит речь перед войсками; там он задумчиво совещается со своими советниками; там он присутствует при жертвоприношениях богам. «Это попытка Траяна показать себя не только командиром» - «говорит Коарелли, «но и культурным деятелем ».

Разумеется, Коарелли спекулирует. Какой бы вид они не имели, но воспоминания Траяна давно исчезли. На самом деле улики, почерпнутые из колонны и раскопок в Сармизегетузы, Дакийской столице, говорят о том, что резьба повествует больше о римских предубеждениях, чем о действительности.

Джон Коулстон, эксперт по Римской иконографии, оружию и экипировке из Университета Сент-Эндрюса в Шотландии, изучал колонну вблизи в течение нескольких месяцев со строительных лесов, которые окружали ее во время реставрационных работ в 1980-х и 90-х годах. Будучи автором диссертации об этом монументе, Джон предостерегает, что необходимо сторониться современных интерпретаций и трактовок при чтении памятника. Коулстон утверждает, что за резьбой не стоял ни один гений. Небольшие различия в стиле и очевидные ошибки, такие как окна, которые нарушают сцены и сами сцены, находящиеся на непоследовательной высоте, убедили его, что скульпторы создавали колонну на лету, полагаясь на то, что они слышали о войнах.

Работа, по его мнению, была больше «вдохновлена», чем «основана». На большей части колонны не так уж много изображено сражений для двух войн. Менее четверти фриза демонстрируют сражения или осады, а сам Траян никогда не показывается в бою. Тем временем легионеры-хорошо обученный костяк римской военной машины-заняты строительством фортов и мостов, расчисткой дорог и даже уборкой урожая. Колонна изображает их как силу порядка и цивилизации, а не разрушения и завоевания.

Война никогда не меняется.

Колонна подчеркивает огромные масштабы империи. Армия Траяна включала в себя африканских кавалеристов, иберийцев-пращников, лучников из леванта в остроконечных шлемах и гологрудых немцев в штанах, которые казались бы варварством для римлян в тогах. Они все сражаются с даками, предвкушая, что любой, независимо от происхождения, сможет стать римским гражданином. Любопытно, что сам Траян родом из Римской Испании.

Некоторые сцены остаются неоднозначными, а их интерпретации противоречивыми. Неужели осажденные Дакийцы тянутся за чашей, чтобы совершить самоубийство, выпив яд, вместо того, чтобы столкнуться с унижением от рук побеждающих римлян? Или они просто хотят пить? Знатные даки собрались вокруг Траяна для сдачи или переговоров? А как насчет изображения женщин, пытающих без рубашки, связанных пленников-римлян с пылающими факелами? Эрнест Оберлендер-Тырновяну, глава Национального музея истории Румынии, не согласен: «Это, определенно, дакийские заключенные, которых пытают разъяренные вдовы убитых римских солдат». Как и многое в колонне, то, что вы видите, как правило, зависит от того, что вы думаете о римлянах и даках.

Среди римских политиков «дакиец» был синонимом двуличия. Историк Тацит называл их «народом, которому никогда нельзя доверять ». Они были известны тем, что требовали денег на защиту из Рима, а сами отправляли воинов на рейды в ее пограничные города. В 101 году Траян двинулся, чтобы наказать беспокойных даков. В первом крупном сражении Траян победил даков в битве при Тапае . Буря указала римлянам, что бог Юпитер на их стороне. Это событие наглядно отражено и на Колонне.




1 из 2

Юпитер, метающий молнии и современный арт битвы

После почти двух лет битвы царь даков Децебал заключил договор с Траяном, а затем быстро разорвал его.

Рим был предан слишком много раз. Во время второго вторжения Траян не возился. Достаточно посмотреть на сцены, которые показывают разграбление Сармизегетузы или деревни в огне. Но когда Даки были побеждены, они стали излюбленным объектом для римских скульпторов. На форуме Траяна были десятки статуй красивых бородатых Дакийских воинов, гордая мраморная армия в самом сердце Рима. Разумеется, такое послание предназначалось римлянам, а не выжившим дакам, большинство из которых были проданы в рабство. Никто из даков не смог бы прийти и увидеть колонну. Это было создано для римских граждан, чтобы продемонстрировать силу имперской машины, способной завоевать такой благородный и свирепый народ.

В визуальном повествовании, которое тянется от основания колонны к ее вершине, Траян и его солдаты торжествуют над даками. В этой сцене из гипса и мраморной пыли, отлитой между 1939 и 1943 годами, Траян (слева) наблюдает за битвой, в то время как два римских ауксилария протягивают ему отрубленные головы врага.

За две кровопролитные войны буквально вся дакия была опустошена, Рим не оставил от столицы и камня на камне. Один из современников утверждал, что Траян взял 500 000 пленных, привезя около 10 000 в Рим для участия в гладиаторских играх, которые проводились в течение 123 дней. Поистине, новый Карфаген. Гордый правитель Дакии избавил себя от унижения капитуляции. Его конец вырезан на колонне с этой сценой. Опустившись на колени под дубом, он поднимает длинный изогнутый клинок к собственной шее.

Смерть Децебала

«Децебал, когда его столица и всё его царство были оккупированы и ему самому грозила опасность быть захваченным, покончил жизнь самоубийством; и его голову привезли в Рим », - писал столетие спустя римский историк Кассий Дион.

По-варварски цивилизованные.

Колонна Траяна может и пропаганда, но археологи говорят, что в ней есть доля правды. Раскопки на Дакийских стоянках, включая Сармизегетузу, продолжают обнаруживать следы цивилизации, гораздо более изощренной, чем подразумевалось под «варварским», пренебрежительным термином римлян. У даков не было письменности, поэтому то, что мы знаем об их культуре, фильтруется через римские источники. Многочисленные свидетельства говорят о том, что они веками доминировали в регионе, совершая набеги и требуя дани от своих соседей. Даки были искусными мастерами по металлу, добывали и плавили железо, золото для создания великолепных украшений и оружия.

Сармизегетуза был их политической и духовной столицей. Разрушенный город ныне находится высоко в горах центральной Румынии. Во времена Траяна 1600-километровое путешествие из Рима заняло бы месяц как минимум. Высокие буковые деревья, бросая холодный оттенок даже в теплый день на широкую каменную дорогу ведущую от толстых, наполовину погребенных стен крепости вниз, к широкому, плоскому лугу. Это зеленое пространство-терраса, высеченная на склоне горы, была религиозным сердцем дакийского мира.

Римляне, загружающие вьючный транспорт добытыми трофеями из города

Последние археологические данные подтверждают впечатляющее для такого недружелюбного народа искусство архитектуры, некоторые веяния сюда были занесены даже влиянием Рима и Эллады. Большое количество искусственных террас на более чем 280 гектарах занимаемой городом площади и нет никаких признаков того, что Даки выращивали здесь пищу. Нет возделываемых полей. Вместо этого археологи обнаружили остатки плотных скоплений мастерских и домов, а также печи для переработки железной руды, тонны готовых к работе железных кусков и десятки наковален. Похоже, город был центром производства металла, снабжая других даков оружием и инструментами в обмен на золото и зерно.

Дакийцы превращали драгоценные металлы в украшения. Эти золотые монеты с римскими изображениями и браслетами из руин Сармизегетузы, и восстановлены в последние годы.

После падения Сармизегетузы были разрушены самые святые храмы и алтари Дакии. Все было демонтировано римлянами. Остальная Дакия тоже была опустошена. В верхней части колонны видна развязка: деревня, преданная огню, даки, спасающиеся бегством, провинция, пустая от всех, кроме коров и коз.

Опустошенная Дакия в самом конце истории

На этой ноте, пожалуй, можно и завершить рассказ об интересностях сей внушительной, без преувеличения влиятельной и в целом весьма красивой в своё время постройки.

Ребята, мы вкладываем душу в сайт. Cпасибо за то,
что открываете эту красоту. Спасибо за вдохновение и мурашки.
Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте

Майя оставили после себя очень много загадок, которые до сих пор скрыты в их грандиозных сооружениях и зашифрованы в сотнях иероглифов. Не все постройки древних индейцев сегодня полностью изучены. Каждый год археологи и исследователи с помощью самых современных приборов пытаются разгадать тайны, которые скрываются за стенами храмовых комплексов майя или покоятся в глубинах их священных сенотов и пещер.

1. Пирамида Кукулькана, Чичен-Ица

Такой знаменитую пирамиду впервые запечатлели на фотопленку в 1880 году, практически полностью скрытую джунглями. Кукулькана состояла из 9 платформ и 4 лестниц, общее количество ступенек на которых соответствовало числу дней в году.

В дни осеннего и весеннего равноденствия с 17 часов можно наблюдать ползущую тень змея на камнях балюстрады пирамиды, причем в марте тень движется вверх, а в сентябре - вниз. Иллюзия продолжается в течение 3 часов и привлекает внимание тысяч туристов, которые приезжают посмотреть на это уникальное явление.

Еще одна тайна этого сооружения древних майя скрывается внутри. Если снять верхний слой камней, то можно обнаружить пирамиду меньших размеров, а в ней - еще и третью, самую маленькую, с потайным помещением. А совсем недавно ученые в результате электротомографического исследования грунта обнаружили подземное озеро на глубине 20 м под фундаментом пирамиды, которое может быть похожим на один из священных сенотов майя. Археологи предполагают, что в ближайшем будущем озеро может размыть грунт, что приведет к разрушению пирамиды.

Пирамида также служит своеобразным резонатором. Когда люди поднимались по лестнице, то внутри сооружения возникали звуки, которые походили на крики священной птицы кетцаль, которая водится в местных лесах и почитаема у народа майя. Но после того, как в 2006 году произошел несчастный случай с туристкой, которая упала с лестницы, пирамиду закрыли для посещения. Сегодня ею можно любоваться только со стороны.

2. Пещеры Баланканче

Место, которое обычно не входит в классический туристический маршрут по Чичен-Ице, но поражает своей таинственностью не меньше пирамид, - это пещеры Баланканче . Они расположены всего в 3 км от храмовых комплексов майя. Название переводится как «трон Священного Ягуара», где древние индейцы проводили свои религиозные ритуалы свыше 3 тыс. лет назад.

В 1959 году индейский сторож Чичен-Ицы Хосе Умберто Гомес нашел замурованный проход в одном из ответвлений пещеры. За ним находилось святилище майя, в котором располагались Алтарь Ягуара и множество древних артефактов.

Одно из самых знаменитых помещений в пещере - это Комната Мирового древа. На трехмерной модели можно увидеть весь грот с огромной известняковой колонной в центре, которая и символизирует древо майя - своеобразную ось мира, соединяющую подземный и небесный миры.

3. Сенот Ик-Киль

На обратном пути из Чичен-Ицы автобус с туристами обычно останавливается у священного сенота майя Ик-Киль, который древние индейцы использовали в качестве места для жертвоприношений.

4. Пирамида Эль-Кастильо, Коба

Если вы не мыслите своего путешествия по руинам майя без того, чтобы залезть на одну из десятков пирамид и сделать эффектный кадр, то в древнем городе Коба вам точно должно понравиться. Здесь расположена 42-метровая пирамида Эль-Кастильо , на вершину которой можно подняться по 120 очень крутым ступенькам.

Если вы сможете совершить восхождение, то увидите великолепную панораму древнего города майя и сможете заглянуть в небольшое ритуальное помещение с алтарем, где когда-то индейцы совершали жертвоприношения.

5. Древний город Тулум

Единственный город майя, построенный на берегу Карибского моря, расположился на 12-метровых утесах восточного берега полуострова Юкатан. Тулум ранее был известен под названием Сама, что означало «город рассвета». В отличие от других древних городов майя, Тулум был окружен неприступной стеной, защищавшей от нападений кочевых народов с севера.

Кроме древних памятников, туристов манят сюда многокилометровые белоснежные пляжи с чистой бирюзовой водой и отличная погода в любое время года.

6. Пирамида волшебника, Ушмаль

Доминантой древнего города Ушмаль является 40-метровая Пирамида волшебника, другое название - «Замок карлика». На самом деле это не одна пирамида , а целых 5, которые были построены друг на друге на протяжении нескольких веков. По древней легенде майя, пирамиду воздвиг волшебник Итзамна всего за одну ночь, а потом стал правителем этих мест.

7. Храм надписей, Паленке

Храм построен над гробницей бывшего правителя этих мест и украшен внутри 617 иероглифами, часть из которых на сегодняшний день так и не расшифрована. На самом верху пирамиды расположена постройка с тремя комнатами, в одной из которых в 1949 году был обнаружен скрытый туннель, ведущий в гробницу Пакаля с древними реликвиями и сокровищами.

Древние руины Помпей, Эфес или Ангкор – эти археологические чудеса хорошо известны путешественникам. Основатель журанала Timeless Travel составил список достопримечательностей древнего мира, отличающихся красотой и изысканностью форм, но не включенных в стандартные туристические маршруты.

10 руин древних городов, о существовании которых вы не подозревали

  1. Храм Кох Кер, Камбоджа

Забытые в дремучих джунглях более тысячелетия назад, руины древнего города Кох Кера практически неизвестны в местных туристических кругах. Поездка до места займет около двух часов от знаменитого города с деревьями-гигантами Ангкора-Вата. Следуя между густых деревьев в глубь джунглей путешественники обнаружат более десятка храмов. В центре достопримечательности находится семиярусная пирамида высотой около 40 м. Археологи полагают, что это здание древности служило государственным храмом царя Джаявармана IV. Древние руины часто путают с . Город был столицей кхмерской империи в период с 928 по 944 н.э.

Как добраться?

В Камбодже организованы новые однодневные экскурсии в Кох Кер от Сием Рип. Кто желает остаться на месте подольше, может поселиться в одном из гостевых домов или экологическом лагере поблизости.

  1. Древний город Хоквеквирао, Перу

Руины древней цивилизации более известны как пригород Мачу-Пикчу. Поездка в Хоквеквуирао является одним из популярных туристических направлений в Северную и Южную Америку. Всего несколько сотен тысяч человек посещают достопримечательность во время сухого сезона (с мая по октябрь). Для сравнения, увидеть отправляются несколько десятков тысяч человек в день. На высоте около 3000 м, в облаках на высоком хребте видна верхушка древнего здания. Город был построен Топа Юпанки, архитектором Мачу-Пикчу и Пачакути в XV в. Посетить город можно заказав участвуя в двухдневном походе к Хоквуквуирао от города Качора по канатным скускам. Детальное исследование руин займет с гидом несколько дней.

Как найти дорогу?

Автобусом от Куско де Рамаль рядом с Качора. Далее на вьючным мулах с гидами.


  1. Столица Ани, Турция

Сокровищницу археологических достопримечательностей на дальнем востоке занимает разрушенная церковь святого Григория в Ани. Столица династии армянских Багратидов была построена в начале XI века. Она располагалась на основном торговом пути, используемом более 400 лет. Тогда Ани был процветающим городом более, чем любой европейский сегодня. Население составляло более 100 тыс. человек.

Церковь была разрушена в результате землетрясения в 1319 году. Сегодня ее руины можно увидеть около ряда старинных церквей, зороастрийского храма огня, дворцов и городских стен. Путешествие к достопримечательности Турции занимает целый день.

Как добраться?

Доехать до города Ани можно на такси или арендованной машине от города Карс, в 46 км от аэропорта, обслуживающего внутренние рейсы из Анкары и .


  1. Римский город Конимбрига, Португалия

Одно из древнейших римских поселений в Португалии находится примерно на полпути между Лиссабоном и Порту, недалеко от деревни Кондейкса-Нова. Город процветал во времена управления римской империи и хорошо сохранился до наших дней.

На небольшом участке можно найти останки римских ванн, роскошных домов, амфитеатра, форума, магазинов, садов с фонтанами и городских стен.

В центре руин находится один из крупнейших домов Западной , Каса-де-Кантабер, построенных рядом с декоративным бассейном с садом, украшенным садом, с собственной баней и системой отопления. На территории находится современный музей, кафе и место для пикника. Вход к фонтаном стоит несколько монет. План достопримечательности можно отследить по путешеводителю, купленному в музее.

В Конимбуриг можно добраться из городов Порту или Лиссабон авиакомпаниями Easyjet и Ryanair. Стоимость поездки около 50 евро.



  1. Терракотовые фигуры Хан Янглинг, Китай

Все внимание туристов приковано к терракотовым воинам Сианя, в то время как путешественники упускают из виду гробницу императора Цзин-ди, умершего в 141 до н.э., и его супруги – императрицы Ван. Древние руины находятся в 20 км к северу от Сианя. Просмотр организован через стеклянные панели над могилами. Рядом находится музей ценностей китайской династии, где можно увидеть одежду и предметы из дерева эпохи древней цивилизации. В гробницах оставлены на первоначальном месте фигурки придворных и животных, окаменевшие останки деревянных колесниц.

Как добраться?

До гробницы Хана Янглинга можно добраться на такси от международного аэропорта Сиань. Поездка займет около 25 минут.


  1. Находки каменного века в Пелла, Иордания

Интересны в археологическом плане древние руины Джераш и Умм Кайс, Пеллы, на севере долины реки Иордан. Место считается заселенным с периода неолита – каменного века. Руины включают потрясающие по красоте руины построек римского и византийского периода, останки Ханаанского храма, датируемого 1700 г. до н.э., и городские стены бронзового века 3200 г. до н.э.

Удивительные впечатления подарит восхождение на вершину Хусн. С южной стороны открывается великолепный вид с руин на долину реки Иордан.

Какой выбрать транспорт?

Древние руины находятся в 45 минутах пути от города Ирбид, в двух часах от Аммана. Автобусы отправляются от Ирбиды и останавливаются в современной деревне Табакат Фахле.


Руины Пелла, Иордания
  1. Некрополь Ватикана, Италия

Под основанием города Ватикана лежат древние улицы Рима и захоронения. Кладбище Ватикана первоначально находилось на южном склоне Ватиканского холма. Говорят, что Святой Петр был похоронен здесь после того как был замучен в Нероне. Император Константин I построил базилику над могилой апостола в IV в. н.э. Мавзолей был найден в 1940-х годах при раскопках. Осмотр древних улиц станет запоминающимся впечатлением для увлекающихся путешествиями во времени.

Как посмотреть руины Рима?

Для отправления к древним достопримечательностям необходимо забронировать тур в официальном офисе археологии Ватикана. Туристические группы следуют в составе 12 человек. Время поездки – 1,5 часа.


  1. Дре внее поселение Тах т Солей ман, Иран

Театр расположен рядом с гаванью на северо-востоке города. Вместимость – 20 000 зрителей. Летом на арене проводились гладиаторские бои. Сцена также использовалась для игр, концертов и фестивалей. Отличительной особенностью амфитеатра Пулы являются каменные крепления – навесы, используемые для защиты посетителей от солнца.

Как отправиться в Пулу?

В Пулу из Станстеда отправляются регулярные рейсы авиакомпанией Ryanair. Стоимость перелета от 117 евро.


Есть на нашей планете такие места, существование которых будоражит умы и простых людей, и ученых. Это останки древних цивилизаций, дворцов, в которых жили великие правители, объектов, каждый из которых старше тебя на сотни и даже тысячи лет… Про одни мы знаем практически все, происхождение других остается тайной для всего человечества! Мы расскажем вам о самых зрелищных руинах мира.

Колизей, Рим

Величайший амфитеатр Древнего Рима и сегодня выглядит очень внушительно. Он был построен в I веке нашей эры и служил ареной для многих драм. Зрители наблюдали за гладиаторскими боями и театральными постановками , казнями иноверцев и убийствами диких животных. Но, к сожалению, южная часть Колизея была разрушена в 847 году сейсмическим толчком, а время только усугубило эти развалы, что не мешает толпам туристов и сегодня посещать памятник.

Руины города Петра, Иордания

Город был создан во II веке до нашей эры и являлся столицей Набатейского царства. А примечателен он тем, что был практически полностью вырублен в скале. Сегодня Петра входит в список 7 Новых чудес света. И хотя землетрясения изрядно разрушили его, он все так же привлекает туристов со всего мира.

Стоунхендж, Великобритания

Существует сотни версий возникновения и предназначения Стоунхенджа: алтарь, гробница, древняя обсерватория, предмет искусства, элемент навигационной системы и даже зашифрованное послание потомкам. Примерная дата его создания — как минимум XXI век до нашей эры. И каждый, кто видит это каменное сооружение своими глазами, ощущает прикосновение к настоящей тайне.

Руины дворца на плато Сигирия, Шри-Ланка

Легенда рассказывает о царе Кассапе, который убил своего отца за то, что тот передал трон другому сыну Могаллану, а не ему. В попытке спастись от преследования Кассап возвел дворец на Сигирии (Львиной скале). Основной задачей этого наскального комплекса стала защита от армии брата. До сих пор сохранились руины скульптур, множество фресок, бассейны и террасы, беседки и зеркальная стена, созданная из особого фарфора, отполированного минералами.

Руины Виджаянагара, Индия

Если верить записям средневековых путешественников , Виджаянагар по своему величию не уступал даже Риму. Храм Виттала — одно из самых зрелищных сооружений. Это крыша, которую поддерживают 56 гранитных колонн, и каждая имеет свое уникальное звучание. При похлопывании камня руками храм-оркестр поет необычайным образом!

Руины Тиауанако, Боливия

В летописях инков говорится, что Тиауанако еще в начале времен воздвигло верховное божество Виракоче. А ученые утверждают, что его построили сами инки в XVI веке до нашей эры. Древний город находится вдали от цивилизации — на озере Титикака, на высоте 3854 метра над уровнем моря в Андах.

Руины Юаньминъюань, Китай

Сады абсолютной ясности — так переводится на русский язык Юаньминъюань. Этот парк был возведен во времена правления династии Цин в XVII веке. Он относился к территории Летнего императорского дворца. В его архитектуре смешаны элементы разнообразных стилей — так задумали японские и европейские мастера того времени.

Ангкор-Ват, Камбоджа

Этот гигантский храмовый комплекс посвящен богу Вишну. Ангкор-Ват считается крупнейшей культовой постройкой мира, он был построен как мавзолей и храм короля Сурьявармана II в XII веке. Еще большую популярность комплекс приобрел после съемок блокбастера «Лара Крофт - расхитительница гробниц», которые проводились в местных храмах. На поиски руин нужно отправляться в джунгли, вы найдете их неподалеку от города Ангкора в Камбодже.

Руины на холме Палатин, Рим

Холм Палатин был самым уважаемым из семи холмов Рима, его неоднократно воспевали в легендах и сказаниях . Здесь жили Рем и Ромул, Август и Тиберий, здесь было святилище Кибеллы. А сегодня холм представляет собой лишь руины прошлого величия: размытые дождем ступени, останки колонн, множество мемориальных досок и половинка храма Венеры.

Руины Дель-Рей, Мексика

Развалины Дель-Рей обнаружили в XVI веке, их датировали где-то 200 годом до нашей эры. Предназначение каменного комплекса так и не установлено: он мог быть как религиозным храмом, так и обсерваторией. Сейчас внутри центральной пирамиды руин проживают лишь игуаны.

Археологи называют Мачу-Пикчу не иначе как «горный приют цивилизации». Для туристов потерянный город инков открыли около 100 лет назад. И с тех пор искатели приключений отправляются в тропический лес, а затем поднимаются пешком на высоту 2450 м в Анды. И все это, чтобы увидеть собственными глазами «город в небесах»!

Даны рисунки этих разрушенных сооружений. Правда, древними их можно назвать условно. Так как строительство этих сооружений относится ко 2-й половине 18-го века. И находятся они в районе Сибирских линий пограничных укреплений.

Имеются, правда, несколько странностей у этих линий. Первая заключается в том, что вместе они складываются в практически непрерывный вал, растянувшийся с Запада на Восток почти через весь континент – от Атлантического до Тихого океана, т.е. около 18 000 км. Вторая странность заключается в том, что начало этого вала (территория Европы) датируется 2 веком н.э. Конец его (в Китае) - тоже относят в глубокую древность. Самый молодой участок этой линии или стены, вала, дамбы (на разных участках ее называют по-разному) проходит по территории России и датируется 18-19-м веком. Хотя приемы строительства и внешний вид перекликается с более древними участками этого удивительного по своим масштабам сооружения.

Рисунки из альбома Г.И. Спасского:

Вид Бухтарминской крепости в Сибири

Эта крепость принадлежит Сибирской линии укреплений, построенную по официальной версии для защиты от вторжения синских (китайских) войск:

«В 1760-х гг. от Усть-Каменогорской крепости через реки Чарыш (Верхне-Чарышская крепость) и Катунь (Катунская крепость) к Бийской крепости и Кузнецку строится новая укрепленная линия, получившая наименование Колывано-Кузнецкая. Она огибала с севера Алтайские горы, завершив тем самым создание единой сибирской линии укреплений, призванной защитить Южную Сибирь от возможного вторжения цинских войск.

Для военного прикрытия Горного Алтая в 1793 г. при впадении реки Бухтармы в Иртыш возводится Бухтарминская крепость, а вверх от нее по Иртышу - несколько караулов, которые именуются Бухтарминской укрепленной линией. К концу XVIII в. весь Алтай был присоединен к России.»

Китай еще в начале 18-го века не был самостоятельным государством. Он входил в состав Тартарии, как и Сибирь, и некоторые другие азиатские территории. Об этом в статье «Тартарские императоры Китая». И цикле статей «Неизвестная Тартария», рассказывающем о более раннем периоде Тартарии.

Возможно, строились эти укрепления именно в 18-м веке, но возможно, что реконструировали и приспосабливали для военных целей древние сооружения, уже находящиеся в этой местности? Монастырь или крепость Аблайкит, расположенный недалеко от Бухтарминской крепости:

Вид развалин Аблайкида

Крепость Аблайкит, основанная по официальной версии в 1654 году ойратским вождем Аблаем, находилась в 85 километрах от Усть-Каменогорской крепости, но, тем не менее, не входила в состав укрепленной линии, так как принадлежала джунгарам. Было такое государство в 17-м веке – Джунгарское ханство.

«Джунгарское ханство- ойрат-монгольское государство, существовавшее в XVII-XVIII веках на территории, которая ныне относится к Казахстану, Киргизии, Китаю, России, Монголии и занимавшее земли от Тибета, и Китая на юге, до Сибири на севере, от Урала и Хивинского, а также Бухарского ханств на западе до Халха-Монголии на востоке, включая в себя озеро Балхаш, Семиречье, озеро Кукунор, горы Тянь-Шань, Алтай, долину реки Или, верховья Оби, Иртыша и Енисея и пр. До настоящего времени на указанной территории сохранились руины ойратских (зюнгарских, калмыцких) буддистских монастырей и крепостей (Семипалатинск, Зайсан), наскальные изображения Будды (под Алма-Атой, около Иссык-Куля) и пр.» Собрание исторических и этнографических трудов Н. Я. Бичурина

Существовало оно, правда, на территории Тартарии. И в источниках того времени, в частности в книге Николааса Витсена «Северная и Восточная Тартария» никак не упоминается. Ойратами здесь названы калмыки, или калмаки, как их называли в 17-м веке. О них у меня подробно описано в статье «Кто такие калмаки?». Аблайкит сохранился до наших дней вот в таком виде:

Аблайкит. Современное состояние

Недалеко от этого места ниже по течению Иртыша находились развалины Семи палат:

Вид развалин семи палат на берегу Иртыша

«Так называемые «Семь-Палат» лежат на восточном берегу Иртыша... Калмыки называют их Дархан-Зорджин-Кит, говоря, что здания эти построил некий жрец Дархан-Зорджи, который и пребывал в них. Когда это было, они не знают. В Тюмени я нашел в архиве грамоту царя Михаила Федоровича от 25 октября 7125 (1616) года , в которой эти здания упомянуты под именем «каменных мечетей». К этому времени они, может быть, и относятся. Судя по материалу, из которого они сделаны, они едва ли могут быть древнее. Я не придавал бы им даже такой древности, если бы в пользу её не говорила упомянутая грамота» Г. Ф, Миллер «История Сибири»

Еще одно описание этих построек путешественника подлекаря Барданеса посетившего Семипалатинск в 1771 г.:

«Развалины семи каменных Татарских или Монгольских домов, называемых Семипалат и давших крепости оное название, стоят в 2 верстах выше крепости, на горном берегу против меновнаго двора. Один из сих домов четырехугольный, шириною в 6 сажень (12,8м), стены вышиною в 10 (3м), а толщиною в 5 футов (1,5м), в нем одна дверь и два окна. Одна стена много обвалилась, прочия же все целы и выстроены из твердого серого кирпича с крепким мертелем. Другое строение походит на первое и шириною в 4 сажени. Третье в 8 саженях от второго, длинною в 7 а шириною в 4 сажени. Стены построены из черного плитника, вышиною в 1,5 сажени (3,2м), а толщиною в 3 фута (1м). От четвертого строения стоит только кирпичная стена с дверью и окном. От пятого виден только фундамент, доказывающий, что строение было длиною в 5½, а шириною в 2½ сажени с 3 отделениями; также и от шестого остался только фундамент, длинною в 15, а шириною в 34 сажени; все находятся поблизости. Седьмое строение стоит от прочих в 242 сажени, или полверсты. Оно гораздо новее, длиною и шириною в 3 сажени, а вышиною в 7 футов; стены выведены из новых и не крепких кирпичей, кровля дощатая и сгнившая и обвалившаяся. За несколько лет они были в лучшем состоянии, но после того Козаки брали из них кирпич для изращатных печей. На них находились Тангутские надписи, которые также изгладились. Историю сих развалин предоставляю я испытателям древности.» (Источник: Полное собрание ученых путешествий по России, издаваемое императорскою Академиею Наук, по предложению её президента.. - СПб.: Императорская академия наук, 1825. - Т. седьмой.)

Это описание, действительно, больше подходит к описанию обычных жилых домов, а не мечетей. Если только раньше мечетями не называли также и жилые дома, по аналогии, с храмами – хоромами? Для кого-то когда-то был просто жилой дом, который потом кому-то стал местом поклонения. Толщина стен впечатляет. Но в те времена было принято строить толстые стены. Это усиление и прочности здания, и комфорта пребывания внутри него. А черный плитняк – вероятно вот такой?

Плитняк – сланец черный, Казахстан

Размеры только его поражают: 3,2х1м. И сколько же весили такие плиточки? Тангутские рукописи находили и в Аблайките. Тангутское царство - Великое государство Белого и Высокого, по официальной версии. Под белым и высоким, очевидно, имеется виду пресвитер Иоанн или поп Иван, о котором у меня написано в статье «Неизвестная Тартария. Часть 2».

В том же районе:

Развалины Джалин-Обо

По-другому это сооружение еще называлось Калбасинской башней:

«В 1717 году, по распоряжению князя Гагарина, посланы из Тары, для постройки крепостей: сын боярский Павел Свиерский, с партиею казаков, и дворянин Василий Чередов; первый из них построил Железинскую, а другой Калбасинскую крепость, которая находилась между нынешними Кривозерскою и Подпускною станицами, около 165 верст ниже Семипалатинска. Там существовало калмыцкое здание в виде башни, в котором была ламайская кумирня. Калмыки называли это здание Джалин-обо, потому что, между 1689 и 1700 годами, там кочевал калмыцкий тайджа Джалин, изгнанный оттуда в 1702 году башкирами. Русские же называли то строение Калбазинскою башнею. Оно было построено из обожженного кирпича, основание имело четырехугольное, а верх состоящий из двадцати углов. Стены его простирались в вышину до четырех саженей, толщиною около полутора аршин. В верхней части ниже свода были два противоположные окна, а в самом верху свода одно отверстие. С одной стороны находилась дверь.» Н. А. Абрамов . Областный город Семипалатинск // Записки Императорского Русского географического общества, 1861, кн. 1.

Развалины храма, бывшего в г. Татаган

Развалины двух зданий на правом берегу реки Нуры

Развалины двух зданий на правом берегу речки Якшикун

Описание этих и других руин, взятое из «Описания киргиз-казачьих или киргиз-кайсацких орд и степей» А. И. Левшина:

«В степях киргиз-казачьих встречается столько развалин древних зданий , что мы не можем умолчать об оных в нашем описании.

Трудно и даже едва ли возможно определить, какой народ строил сии здания, ибо они разных родов. Одни, сохранив признаки капищ, ламайскому служению посвященных, очевидно, принадлежат мунгалам или зюнгарам, другие похожи на магометанские мечети, третьи суть остатки обыкновенных азиатских жилищ и, наконец, четвертые достигли такой степени разрушения, что не могут подать повода ни к каким заключениям. Материалы, из коих строились сии здания, также неодинаковы; от некоторых остались большие камни, от других кирпичи, третьи были глиняные. Нынешние киргиз-казаки вообще не говорят о них ничего правдоподобного, кроме того, что они не принадлежат их предкам, но должны быть приписаны народам, занимавшим сию страну прежде них. Только немногие из развалин, равно как все вообще древние могилы, называют они ногайскими (Киргиз-казаки иначе не называют татар, в России живущих, как ногаями. Слово "татары", совсем у них неупотребительно и принадлежит, по их мнению, какому-то подлому народу, проклятому одним магометанским пророком. Бухарцы и хивинцы то же думают, и так же называют татар российских ногаями)

В горах Кен-Козлан, на реке Кызылсу (Казахстан), впадающей в Талду, на прелестном местоположении стоит строение двухэтажное каменное, крестообразное, сложенное из дикого камня на извести ; потолки в нем обрушились, но приметно, что они были покрыты красной краскою, а стены штукатурены. На верхнем этаже вокруг всего строения была галерея и фронтон, поддерживаемый четырьмя деревянными колоннами, выкрашенными мастикою, предохранявшею их от гнилости. Около сего здания были и другие, но развалились до основания, стены поросли деревьями шиповника и таволги нарочитой величины. При самом Каркалинском приказе, в тесном ущелий, где протекает река Джирымсу, воздвигнута стена, преграждающая проход на обширную долину, окружаемою очень высокими горами, по гребням коих проведена стена из дикого плитного камня, в иных местах в 7, а в других в 5 аршин вышиною, и в 3 аршина толщиною.

Остатки каменной мечети, находящейся в 95 верстах от Троицкой крепости за рекою Тогузак (Челябинская область), известны из путешествия Палласа. Недалеко от сих развалин есть и другие, но не замечательные.

На берегу реки Аягуз, впадающей в озеро Балхаш (Казахстан), стоит остроконечное здание, весьма тщательно построенное из каменных гладких плит. В нем три каменные статуи , из коих две, по словам киргиз-казаков, изображают прославляемых в сказках любовников Баян-хана и Куз-Кур-пяч, и третья - их служанку. Верующие в подлинность их изображений приносят им жертвы.

На берегу Кара-Кингиря есть развалины палат и мечети, называемые Джан-Ана. Говорят, что тут был дворец одного из потомков Чингисовых .

Белян-Ана - развалины города. Они лежат при реке Сарасу на один день езды от озера Телекуль (Южный Урал), в которое она впала. Длина сих развалин верст 6, ширина около одной версты.

На левой стороне Нуры, впадающей в озеро Кургал-джин (Казахстан), в 27 верстах от ее устья, был некогда город по имени Тотагай, или Ботагай, коего многие остатки доныне существуют . Г. Шангин видел их и описал (См.: Сибир. вестник. 1820 год.). Они простираются верст на десять. Одно из развалившихся зданий, по мнению сего путешественника, служило храмом, было построено из кирпича, имело внутри столпы и стены отштукатуренные. Близ сего храма стоял другой, подобный ему, а из развалин, несколько далее находящихся, некоторые имели до 300 сажен в длину.

Окрестности реки Нуры вообще богаты подобными остатками древности . На правом берегу ее, в 55 верстах от озера Кургалджина, еще видны значительные развалины, также описанные г. Шангиным (см. тот же вестник 1818 года), равно как и два укрепления, у горы Карт лежащие, и разрушенная башня в верховьях Нуры, близ древней копи медной руды.

Тем же путешественником осмотрены два здания, лежащие на реке Якши-Кун - одно от другого в 30 верстах. Одно из них кирпичное, другое каменное, оба с куполами и двумя отверстиями, одно - на юг, другое - на север. Киргизы приписывают построение сих зданий калмыкам или монголам и почитая оные святыми, совершают в них молитвы и жертвоприношения.

Весьма любопытны остатки древних полевых укреплений, лежащие близ речки Ак-Койрак. Их всего шесть. Г. Шангин говорит, что четыре находятся одно от другого сажен в 100, пятое против средины их близ речки, а шестое в 2,5 верстах от одного из крайних укреплений. Все они имеют вид эллипсов, но не сомкнутых: с восточной стороны бока отделяются один от другого пространством сажен в 60, а с западной в 25 сажен. Сии пространства были защищены четвероугольными башнями.

Полуостров озера Якши-Янгиз укреплен валом простым, но правильно устроенным, и большею частию из порфировых четвероугольных камней.

На берегах Тургая (Казахстан) есть несколько древних могил со строениями каменными и кирпичными. Одна из них особенно замечательна величиною. Она состоит из насыпи, более 15 сажен вышиною (32м) и до 135 сажен (288м) в окружности. Киргизы почитают ее святою и сказывали капитану Рыч-кову, видевшему ее в 1771 году, будто она скрывает в себе прах одного богатыря необыкновенного роста.

Несколько далее видно было (на Тургае же) четверо-угольное городище с развалившимися валами, воротами и зданием, коего стены имели до 9 сажен высоты (19м – примерно 6 современных этажей –прим. мое). Кругом его могилы.

На урочище Байтак , при реке Большой Хобде (Казахстан), по уверениям киргизов, был некогда город. Ныне тут видны развалины зданий, полуизглаженные каналы и признаки пашен . В 1750 году строения еще не все были разрушены: подпоручик Ригильман видел их и некоторые из них срисовал. Киргизы весьма уважают сие место и за счастие почитают быть здесь погребенными.

Такой же город был на реке Уиле, при урочище Мавли-Берди (или Мавлюм-Берди –Казахстан). Рычков, в своей "Оренбургской топографии" пишет, что в половине прошедшего столетия на сем месте еще были видны от 30 до 40 кирпичных зданий, каналы для пашен и огороды

Из этого и других описаний можно сделать вывод, что большое пространство Урала, Сибири, Алтая, Казахстана было некогда сплошь застроено городами, со всей сопутствующей инфраструктурой: дорогами, каналами, пашнями, кузнями, кирпичными заводами. Потом это все по какой-то причине разрушилось. Что это могла быть за причина? Стены, толщиной в 1-1,5 метра смело могут выдержать довольно таки мощные землетрясения. Тем более, что землетрясение происходят, как правило, локально: радиус района, охваченного разрушительным воздействием, достигает 80-160 км, но не тысячи километров. И обычно после землетрясений люди восстанавливают разрушенное и продолжают жить дальше на этом месте, но не становятся кочевниками. Значит, в данном случае произошло что-то помощнее землетрясения.

Николаас Витсен о разрушенных Сибирских городах

Множество описаний разрушенных городов и сооружений встречается у Николааса Витсена (Северная и Восточная Тартария, 1705г.). Вот некоторые из них:

«У устья реки Обь русские издавна построили город Обской город , но теперь он разрушен и [стоит] в развалинах .

Сибирское царство, носящее свое имя от реки Сибер, или Сиберской, или от города Сибер, который теперь разрушен . Собственно, это область, нанесенная на карты под этим названием, около широко известной реки Обь. Главный город ее – Тоболь. Но широко взятая, она охватывает и много других областей, лежащих в большинстве своем вне России, к северу и востоку, под правлением Их Царских Величеств. Так под названием Тартарии в Европе известны все страны к востоку от Оби и Каспийского озера, то и я их под этим названием охватываю, хотя, собственно говоря, Сибирь находится не в Тартарии. Однако ввиду того, что она расположена рядом, и по указанным причинам мы считали, что следует ее включить сюда. Она лежит приблизительно между 60° и 65° северной широты.

К тому же в Мугалии и на дороге между истоком реки Амур и Синской стеной находятся разрушенные города (как видно на некоторых моих рисунках), где встречаются обломки идолов. Таких же, как еще сегодня встречаются в Сине. Этот край теперь не имеет городов, крепостей или каменных зданий. Там ничего нет, кроме пустых земель, из чего видно, как все в мире меняется.

Говорят, что в Сибири в ряде мест видны развалины древних стен и груды обломков, где, очевидно, в древности стояли города . В них иногда, говорят, встречаются памятники, из чего можно было бы заключить, что раньше в этих странах жили народы с лучшими обычаями, чем теперь, но сейчас там не видно таких зданий. Передают, будто современные сибиряки говорят, что народы, которые раньше строили такие города и здания, совсем ушли отсюда на юго–восток.

Поселок Нарым, расположенный на Оби, очень маленький. Рыбный – это небольшая крепость или острог, теперь в основном разрушенная.

…. Нарым, расположенный неподалеку от берега, тоже маленькое, мало населенное и довольно разрушенное укрепление. С обеих сторон реки находится неплодородная и незаселенная земля. Там нельзя нигде достать съестные припасы, кроме монастыря, где можно запастись продуктами.

Нарымская крепость, расположенная выше Сургута, на реке Обь, построена в 1600 г. Теперь, однако, она разрушена и запущена.

В Калбазине, в Сибири, расположенном несколько ниже 60°, на озере, которое впадает в реку Итик (которая, в свою очередь, впадает в Иртыш) находится достопримечательный древний, теперь разрушенный, каменный дом, большого размера и прочности. Не знают, кем он был сделан, потому что теперь там таких домов не строят. »(Это, очевидно, о Калбасинской башне, см. рисунок выше –прим. мое)

Горные цепи: Аланус, Воросcус, Имаус, Сихиус, Белгиан, Рифеус, Алхас и др., известные в древности, – теперь трудно определимые из-за частого изменения названий, которое здесь происходит. То же и с названиями рек, например: Тахмин, Ухардес, Маргус, Коскар, Коссин, Сосса, и многие другие, которые были известны в древности, теперь можно узнать только предположительно. Было заблуждение, когда древние считали, что Каспийское море через Обь соединяется с Ледяным морем. Многих городов, о которых говорили древние, найти там невозможно. Или они разрушены, или произошла перемена названия. Например, Арбам, Сема, Айбаир, Сианфур, Наиман, Канткоракур и т. п. Да, целые области и народы, известные из древнейших описаний земли, теперь не обнаруживаются под их старыми названиями. Унг или Гог, Сиорза, Кавона, Байда, Баргу и бесчисленное множество других, можно видеть на старых картах и в описаниях. Я не указываю на них, так как я пытался показывать современное, а не прошлое.

Многие из древних сибирских городов и селений разрушены , они сохранили, однако, свои названия, хотя в них почти нет домов.

Между Тоболом и Астраканью и между Астраканью и Синой имеется много рек, озер, дорог и пустынь, и еще много разрушенных городов и крепостей , около дороги. Названия этих мест, проезжая, трудно узнать.

Если идти на лодке вверх по реке Индига, напротив острова Колгуев, вблизи самоедов, живущих у океана, то придя к местечку Городище, где в прежние времена жили несколько народов, называемых чуди, которые воевали с русскими и больше уже не существуют. Остались только стены древнего города.

Так как в современной страны калмаков, к северу, к востоку или в центре страны совсем нет постоянных городов, то вероятно, калмакские короли, о которых говорят, якобы они жили в городах , жили в южной части Калмакии, ибо там, говорят, есть остатки деревень и городов.

Ввиду того, что писатель кроме перечисленных городов упоминает еще много государств, областей, городов, рек и вод тех стран. около или между Каспийским морем и Син или Синой, о которых теперь не знают и не помнят, то несомненно, что там произошли удивительные изменения, что города и народы разрушены и названия оставшихся изменились.

Северная часть гор Имай он называет Алкай. Это может быть маленькое, теперь разрушенное государство Алтын.

Тартария, уверяет он, получила свое название от реки Тартар, которая, придя из страны Мугал, якобы, впадает в Ледовитый океан.

Область Тюмень, говорит он, находится под Великим xаном Тартарии. Народы, жившие к северу, назывались мекриты, молгомсау, бадаи и самоеды, они поклоняются солнцу и красному сукну (говорит он). На Оби стоит известный купеческий город Грустина. Его теперь тоже не находят

Пётр Симон Паллас о древних сооружениях и рудниках

Писал это Витсен в конце 17-го века. Сам он в Сибири не был, поэтому эти сведения –отрывки из разных донесений, присланных ему из России. В 18-м веке количество «путешественников», лично исследующих районы Урала, Сибири, русского Севера и Дальнего Востока, увеличилось. Все они составляли свои отчеты, описывая эти места. И прежде всего, естественно, полезные ископаемые и еще чем можно поживиться – богатства, действительно, несметные, в представлении европейцев. Несметные в том смысле, что сколько бы не пытались их осметить, еще больше оставалось неосмеченных. Одним из таких путешественников-исследователей был Петр Симон Паллас (1741-1811) - немецкий учёный-энциклопедист. В течение 6 лет, с 1768 по 1774 гг. он путешествовал по центральным районам России, Крыму, Кавказу, Уралу и Сибири. Результатом этого путешествия стала книга «Путешествие по разным провинциям Российского государства», изложенная в 8-и томах, каждый из которых содержит примерно 400 страниц. 3-й том почти полностью посвящен описанию Уральских и Сибирских металлургических заводов и рудников. В остальных томах, при беглом просмотре, обнаружила описание народов, населяющих эти места (в основном экзотических, потому что смысл описывать те, которые и так все знают?), растительного и животного мира, прежде всего с позиции его пользы для производства и получения прибыли, и так же полезных ископаемых, шахт, рудников и металлургических заводов, древних разрушенных, современных работающих и планируемых построиться в будущем. Приведу некоторые выдержки из 3-го тома этой книги, касательно найденных в Сибири старинных сооружений и рудников:

«Я знаю, что было найдено много полезных ископаемых в соседних горах, которые имели блеск серебра; но собственники, считавшие их очень вредными для себя, очень заботились о том, чтобы прикрыть раскопки. Рядом с рудником, который в настоящее время эксплуатируется, мы видим, что древние раскопки полностью игнорируются. Сторожев, нынешний горный мастер, дал мне список пород, содержащих серебряную руду, которые он там обнаружил. Я был счастлив посетить эти места, чтобы посмотреть лично.

10. На возвышенности, в версте от рудника находятся древние раскопки, называемые раскопками Чуди или Скифов . Там имеется медная руда, содержащая серебро, проходящая довольно толстым слоем по восточному склону.»

«В руднике Гумещевской (район Косой Брод, Свердловская обл. – прим. мое) требуется много плотницких работ и частых ремонтов. Природа горы не позволяет сделать этот рудник более удобным; потому что нужно протискиваться внутрь и перемещаться по галереям. Во время открытия этого рудника, как утверждается, было обнаружено на поверхности земли гнездо из руды самого высокого качества; и в этом месте еще есть значительный котлован. Я предполагаю, что это древние раскопки руды, сделанные Чудью, так как несомненно, что эта нация, которая нам неизвестна, обыскала эти, богатые минералами, горы . Бесчисленные работы по раскопкам, совершенные по всей южной части Урала, и обрушенные, заваленные шахты являются определенным доказательством знания этого кропотливого человека в эксплуатации рудников, как я уже доказал в первой части этих «Путешествий». Встречаются также несколько раскопок еще дальше, в направлении завода Северской. Это следы тех же раскопок, в результате которых были основаны рудники, эксплуатирующиеся здесь с 1738 года. Есть все еще признаки старой эксплуатации, на глубине от 10 до 12 саженей (25м) . В прошлом были найдены проходы и галереи, которые еще не были полностью заполнены, с сосновыми щепками, вбитыми в глиняные стены. Древние шахтеры чуди зажигали их для освещения места работы. M. Турчанинов хранит перчатку и порванную кожаную сумку, найденные в мае прошлого года в западной части шахты, на глубине 10 саженей. Они сделаны из лосиной кожи. Перчатка размером около 6 вершоков (26,7см); сделанная из кожи головы животного, уши служат пальцами для больших пальцев. Оба конца перчаток открыты, так что их можно использовать обеими руками. Несмотря на влажность места, где они находились, ворс находился в естественном состоянии; сумка, размером 12 вершков в длину и 9 в ширину (53,3х40см), не так хорошо сохранилась. Эти древние раскопки, которые все еще существуют на востоке, вплоть до озера Северской, доказывают, что руды простираются до туда и, возможно, под всем озером. Поэтому владельцу шахты Гумещевской будет очень выгодно переместить сюда кузницы Северской; они не очень важны. Если высушить озеро, то рудники не будут подвергаться наводнениям, и можно будет производить выработки на гораздо большей глубине; также можно было бы провести раскопки в самой грунте озера. Экономия гидравлического оборудования в значительной степени компенсирует расходы на эту работу.»

«Вечером я вышел из кузницы Богословской, взяв направление на Туринскую шахту, чтобы осмотреть несколько объектов. Я снова спал на руднике Васильевской. Я спустился на следующий день в несколько колодцев этих шахт, а затем во Фроловскую, после чего я покинул эти минералогические районы. Здесь я заметил, что я не обнаружил следов древних раскопок Чуди, которые часто встречаются в южных частях Урала, вблизи гор Алтайска и в южных горах Сибири. Благодаря этим раскопкам нами было обнаружено большинство месторождений. Надо сделать вывод, что этот народ эксплуатировал месторождения по всей Сибири, но он не доходил до лесов севера, а выбирал для жилья более открытые горы и более мягкий климат.»

Понятно теперь, как были обнаружены полезные ископаемые Сибири, так быстро и на такой обширной территории: места эти были давно известны и разрабатывались местными жителями. А значит, были наиболее обжиты. И возможно, были еще и те, кого можно было об этом расспросить. Он называет чудь неизвестным народом, видимо, не отождествляет их со скифами. И действительно не знает, принадлежали ли эти разработки скифам или чуди? В настоящее время принято считать, что все древние рудники, найденные в Сибири, принадлежали таинственному и известному народу чуди, а скифы - дикие кочевники, заказывали все свое снаряжение и все свои украшения у греков. В то время, как скифы, тысячелетиями проживающие на этих территориях, оставили большое количество курганов и различных предметов, в том числе металлических, и в том числе золотых, выполненных по высоким технологиям, в количестве большем, чем все остальные европейско-азиатские народы вместе взятые. Считаю нелогичным при этом полагать, что у них не было своих рудников и развитой металлургической промышленности. Но читаем дальше:

«Я должен заметить, что первым проектом было построить Верхотурье на Лобве. Затем выбрать другое место на левом берегу Туры; он выглядел более пригодным к созданию там укреплений. Это место находилось в нескольких верстах от нынешнего города, выше устья устьем Неромки (речной бассейн реки Иртыш – прим. мое); там располагалась старая крепость татар или чуди. Развалины которой все еще существуют, и состоят из значительного рва, выкопанного частично в скале. Это крепость подобна крепости у Салды (приток Туры – прим. мое), в тридцати верстах от Верхотурья.»

Паллас не знает, были построены крепости тартарами или чудью. Возможно, в его время не было доподлинно известно, что именно кем было построено? Или он делает вид, что это не было известно. Или цензура не пропускала более точные формулировки.

Перевороты Земли

Мамонтов Паллас называет слонами:

«Среди объектов, представляющих интерес, у меня имеются некоторые кости слонов; они были найдены с окаменевшими белемнитами (вымершим головоногими моллюсками –прим. мое) и глоссопертами (окаменевшими зубами акулы –прим. мое) на берегу Туры, на значительном расстоянии от Верхотурья, вниз по реке. Это было недавно обнаружено, в двадцати милях к югу от города, недалеко от деревни Иурианская и речушки Иурия (или, возможно, Юрья? -прим. мое) , там много огнеупорной белой глины, которая подходит для использования на заводах, и даже предпочтительнее Салдинской; хороша также для изготовления фарфора.»

«На некотором расстоянии от Каменской, в лесу, расположенном на стороне Исети (левый приток реки Тобол –прим. мое) , находится отличная огнеупорная глина; она используется для литейных форм, тиглей и других испытательных емкостей для печей завода в Екатеринбурге. Я не мог знать, было ли что-то достойное моего любопытства. Я приведу краткое описание подземных открытий, недавно сделанных вблизи Исети. Полковник Бибиков, генеральный директор екатеринбургской канцелярии, любезно предоставил мне подробную информацию. В результате раскопок в поисках минералов, возле ручья Колчеданка, в 20 верстах от кузницы на глубине нескольких туазов (1 туаз = около 2м –прим. мое) под дном Исети, в глинистой черно-пышной земле, и над слоем белой глины, было обнаружено много кусков разбросанной древесины, почти превратившейся в уголь, и обильно смешанной с сернистыми пиритами. Эта древесина легко ломается; ее обломки похожи на сожженный уголь; он имеет сильное вскипание на воздухе коркой купороса. Говорят, во время раскопок были обнаружены крыши некогда существовавших в этих местах домов . Кости слонов были найдены в двух разных частях этой местности, примерно в пятидесяти верстах к востоку от Каменской и в деревне Тамакульская, на берегу Исети. Одним из таких мест является широкий заболоченный ров, называемый Винокуреной или Винокуркой. Это немного ниже Тамакульской. Этот ров врезается в ручей Aтуч, который впадает в Сувариш чуть дальше. Последний впадает в Исеть, ниже монастыря Долматова. Крестьяне этого района обнаружили в этом рву множество хорошо сохранившихся слоновьих костей и клыков . Человек, который был отправлен туда в этом году, все еще встречал много. Я видел в доме М. Бибикова несколько частей этой коллекции, состоящей из куска очень большого зуба, коренного зуба, с частью челюсти, половины лопатки, некоторых костях передней ноги и в некоторых позвонках. Все эти остатки принадлежали слонам. Были там и другие, более мелкие кости и позвонки, которые, как оказалось, принадлежали крупным буйволам. Несколько из этих костей были найдены в другом месте, о котором я буду говорить. Они были разбросаны на некотором расстоянии друг от друга. Поверхностный слой почвы состоит из черной земли, а под ним находится красноватая глина. Весенние дожди размывают почву, обнажая эти кости, которые не соединены между собой. И их нелегко обнаружить из-за грязи. Другое место еще более примечательно: мы нашли там удивительные остатки древних переворотов нашего земного шара , производя раскопки месторождения железа, не очень далеко от Тамакульской; мы видим там перекресток сухого канала, с ручьем Атуч, который вытекает из в небольшого озера. Раскопки, выполненные на глубине двух саженей на краю этого рва, показали природу слоев почвы:

  1. с поверхности до 22 вершков (1м) - темно-желтая глина, смешанная с песком;
  2. следующий слой - речной песок, желтый и слегка глинистый, и он имеет ту же глубину;
  3. слой чернозема, толщиной 8 вершков (35см), далее он смешивается с мелким песком и небольшим крупным гравием;
  4. смесь этой же земли с охрой, 4см,
  5. мергельная охра, немного слюдяная и смешанная с солью, 6 вершков (26см),
  6. желтая железная руда, компактная и немного слюдяная, с тонкими черными чешуйками, 5 вершков (22см)
  7. мергельная глина серовато-белого цвета, смешанная с небольшой охрой и более слюдяная, чем верхние слои, 12 вершков (53см),
  8. слюдяная глина, синевато-серая, с небольшими почками пиритов особой формы, некоторые из которых содержат небольшие ядра ​​природной серы, а некоторые имеют отпечатки морских раковин. Эта глина образует слой из 24 вершков (1м); он, кажется, простирается довольно глубоко с небольшими вариациями.

В нижней части крутого берега рва, который сухой, на несколько туазов выше раскопок, мы видим голубую глину, песчаную и твердую, в которой мы находим куски дерева, превратившиеся в угли, прорезанные жилами пирита, с костями слонов, гнилыми и почерневшими снаружи. Очень примечательно то, что там присутствуют также зубы акулы всех видов форм и размеров, имеющие голубовато-черный цвет. Подобные зубы и кости были найдены во рву, который служит каналом весной, чтобы добраться до Aтуча. Понятно, что слои, в которых были найдены кости, были дном глинистого моря и что верхние слои, которые их накрывают, могут быть образованы землями, унесенными с гор: их слюдяная природа доказывает это.»

Крыши домов были обнаружены вместе с костями мамонтов. Это говорит о том, что засыпаны они были в одно и тоже время. Но вряд ли крыши смогли бы сохраниться в течение длительного промежутка времени. Поэтому можно сделать вывод, что произошла катастрофа в относительно недалеком прошлом. Возможно, в 17-м веке, учитывая, что находки были сделаны в 60-х годах 18-го века. Сам Паллас, видимо, видит причину катастрофы в перевороте Земли. Не знаю, имеет ли он в виду сдвиг полюсов? Но называет это именно переворотом. Есть упоминание о перевороте и у Николааса Витсена:

«Встречаются там и маленькие ракушки, несколько похожие на ракушки Св. Якова, но более кривые и с выпуклым ребристым горбом, беловатого цвета. Все они теперь здесь не встречаются, но обычны для Ост- и Вест-Индии. О том, как эта морская живность и слоны попали так глубоко под землю, во время Всемирного потопа или при другом наводнении, перевороте земли или нарастании ее слоев, можно лишь гадать. Следует отметить, что если эти животные утонули, то они, вероятно, пошли бы ко дну и тогда не приплыли бы так далеко.»

«Опыт мне показал, что во Фрисландии, в некоторых местах, особенно в северном Волдене, на глубине 5–6 футов под торфом обнаружили целые леса, в том числе такой, в котором нашли целые участки, где деревья сгорели до половины человеческого роста, что ясно видно по древесному углю и окружающей золе. В этих краях видно и много подземных ореховых и других деревьев, над которыми много футов торфяной земли. Но по какой случайности это много веков назад произошло, неизвестно. Об этом мы можем лишь догадываться. Мне вспоминается, что в Суринаме и других местах Америки встречаются такие же вещи. Предоставим ученым все это подробно исследовать. Это свидетельствует о том, что поверхность земли подвергалась многим изменениям и переворотам

Здесь Витсен описывает Голландию, но вспоминает, что подобное встречается и в Америке. Т.е. это была катастрофа планетарного масштаба. Кардинально изменившая климат. Потому что, слоны, так же как и мамонты, все-таки травоядные животные. Со снегом у меня плохо ассоциируются.

В. Иванов «Исход гиперборейцев»

Одному взрослому слону требуется 250 кг растительной пищи в день. Причем круглый год, а не только летом. И думаю, не жестких иголок, а сочной травы и листвы. Кроме того, трудно представить себе слона, продирающегося сквозь бурелом, да еще и по болотистой местности. Габариты не те. Значит и растительность Сибири До… была совершенно иной. И не только растительность.

Вот еще одно интересное описание Палласа:

«Я не смог полностью изучить их старую религию, потому что они очень стараются отрицать и скрывать свои предрассудки: все они называют себя христианами. Однако есть уверенность, что у них имеется большое количество идолов, которым они поклоняются тайно, особенно когда они отправляются на охоту. Они сохранили большую часть своего старого идолопоклонства. Когда они отправляются на охоту на лося, соболя и т. д. они призывают конкретных божеств и убивают фигурки этих животных перед своими идолами или лигурами. Существует около Сосьвы, недалеко от юрты богатого вогула, по имени Детишкин, грубо высеченная каменная фигура, которая представляет собой молодого лося. Вогулы приходят к ней издалека, чтобы делать жертвоприношения и молиться об удачной охоте. Я был уверен, что у них были похожие фигурки, вырезанные из дерева; они отмечают их глаза двумя зернами свинца или кораллов. Шахтеры, занятые поиском месторождений, нашли год назад, пройдя через лес, поглощенный огнем, между Сосьвой и Лобвой, медную статую возле очень высокой сосны; она представляла собой мужчину, держащего копье; это был, вероятно, идол Вогулов . Эти люди, прежде чем быть обращенными (в другую веру –прим. мое) , обычно хранили своих идолов в каменных пещерах или на вершинах крутых скал, или возле высоких сосен, чтобы возбудить себя к большему почитанию. Рядом с Лобвой, выше ручья Шайтанка, имеется пещера в известкой горе, на которую все еще смотрят сегодня, как на храм Вогулов. Он заполнен костями жертв, а иногда там находят небольшие изображения, медные кольца с выгравированными фигурами и другие предметы, которые вогулы покупают у русских, которым они возвращают секретный культ. В этой части Сибири есть множество ручьев и мест, которые носят имя Шайтанка или Шайтанская, потому что русские, проживающие в этой местности, называют вогульских идолов шайтанами (шайтан в исламе злой дух, демон – прим. мое) .

Речь идет о районе Верхотурья. Вогулы - это манси, ближайшие родственники хантов, проживающие ныне в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре. Трудно себе представить, что идешь вот так по лесу, грибы собираешь, и вдруг встречаешь медную статую, стоящую возле дерева…. И даже не потому, что задаешься вопросом, кто же ее туда принес и поставил, а потому, что никто ее еще оттуда не унес, и она все еще там стоит… Да, даже вот такую каменную скульптуру в тайге сейчас трудно себе представить, которых, оказывается, раньше в тайге было очень много:

Идол, сменивший расу

«Археологи считают, что 2400-летний сибирский каменный идол подвергся «смене расы» в период раннего средневековья. Усть-Тасеевский идол когда-то имел большие выступающие ноздри, большой открытый рот, усы и густую бороду. Эксперты полагают, что около 1500 лет назад кто-то подверг его «пластической хирургии», чтобы сделать идола менее похожим на европейца, а больше на азиата. Ему сделали более узкие глаза, а бороду и усы «сбрили».

Археологи считают, что Усть-Тасеевский идол первоначально был вырезан во время скифского периода, когда жители данного региона были европейцами. Но во время раннего Средневековья население региона реки Ангара «выжали» пришедшие с нашествием монголы.»

Конечно, никакие монголы скифов из Сибири не «выжимали». И подвергли «пластической хирургии» идола вовсе не в период средневековья, а примерно в 19-м или даже в начале 20-го века. Но большинство «идолов» не «переделали», а попросту уничтожили. Именно для того, чтобы подогнать факты под придуманную версию «Золотой орды» и татаро-монгольского ига.