Легенда о фениксе и драконе. Все о востоке

28 января 2012

Выставка "Дракон и феникс" приурочена к 2012 году, символом которого, по китайскому лунно-солнечному календарю, является Дракон . В основе китайского календаря, сформировавшегося в древнейшие времена, лежит 60-летний цикл, состоящий из пяти 12-летних временных отрезков. Для обозначения годов, ещё с первых веков н. э., применяли названия животных - Крыса, Бык, Тигр, Заяц, Дракон, Змея, Лошадь, Овца, Обезьяна, Петух, Собака, Свинья. В этом перечне все персонажи - реальные существа, кроме одного - Дракона, который и будет покровителем следующего года, наступающего 23 января по восточному календарю.

Другое мифологическое существо, столь же любимое и популярное в Китае и сопредельных странах, - феникс. Дракон воплощал могущество и силу, символизировал императорскую власть. Феникс покровительствовал императрице. Изображенные вместе, они ассоциировались с женихом и невестой, воплощая союз двух начал - инь-ян (светлого и темного), взаимодействие которых лежит в основе круговорота всех явлений природы и мировой гармонии. Образы дракона и феникса сложились на основе мифологических представлений и анимистических культов, предопределивших своеобразие трактовок этих животных в разных государствах.

В экспозиции представлено более 300 предметов из коллекций искусства Китая, Японии, Кореи, Вьетнама, стран Центральной Азии и Ближнего Востока. Центральный зал воплощает идею о китайском драконе (лун), символе императорской власти. Оформление зала представлено вещами, предназначенными для интерьеров императорского дворца. В Китае считалось, что власть имеет сакральный характер и исходит от божественного начала - Неба. Правитель включался в космогоническую систему при помощи официального парадного облачения, одним из видов которого был халат лунпао. Обязательным атрибутом императорских покоев было изображение феникса (фэнхуана) - символа императрицы. Часть экспозиции представлена китайским и корейским парадным одеянием и костюмами придворных. Особое место отведено предметам из кабинета ученого, прибежища человека высокого вкуса, где все должно следовать категориям изящного и элитарного.

Отдельный зал посвящен бытованию образа дракона и феникса в городской культуре Китая и Вьетнама. Своеобразным явлением народной культуры был лубок, связанный с обычаем украшения жилищ к новогодним праздникам. Лубок, прежде всего, знакомит нас с традиционными ритуалами, нашедшими отражение в таких сюжетах, как «праздник фонарей», проходящий в середине первого месяца Нового года, «гонки на "драконьих" лодках», «танец с драконом» и пр.

В двух залах экспозиции разместилось искусство Японии. Изображение драконов можно встретить на фарфоре, изделиях из металла, слоновой кости, вышивке. Особый интерес представляет оружие, украшенное сложной резьбой по слоновой кости. Дракон популярен и в современном изобразительном искусстве, представленном на выставке картиной Дзинъитиро Ивасаки «Лунный дракон».

Широко представлено традиционное искусство Вьетнама. Тема дракона и феникса объединяет произведения разного предназначения: от культовых вещей из буддийских храмов и общинных домов динь до современных изделий декоративно-прикладного искусства, покрытых темным лаком и богато инкрустированных перламутром.

Среди произведений искусства ряда центральноазиатских стран (Монголия, Бурятия) и Ближнего Востока (Иран) - редкие иранские изразцы и миниатюра, футляр для хранения печатей, пенал для письменных принадлежностей, тибетские и уйгурские ковры с изображением феникса, традиционный бурятский художественный металл, в том числе изделия из серебра - амулетницы, подвески, кресала и др.

Много, много лет назад к востоку от Небесной реки жил в каменной пещере белоснежный Нефритовый Дракон, а в лесу, ближе к западу жил пестрый Золотой Феникс. Однажды Нефритовый Дракон и Золотой Феникс обнаружили на острове камень, который переливался всеми цветами радуги. Находка очень понравилась счастливцам, и они решили выточить из него жемчужину. Для этого Нефритовый Дракон наточил когти, а Феникс заострил клюв, после чего закипела работа.

Трудились они долго, около двух лет, и наконец, выточили из камня идеально круглую жемчужину. Не доставало ей только яркого блеска. Тогда Золотой Феникс принес с горы Небожителей росу, а Нефритовый Дракон достал со дна Небесной реки чистейшую родниковую воду, которой они окропили жемчужину, и тотчас она засверкала.

Когда же сияние коснулось Нефритового Дракона и Золотого Феникса, то они оба тотчас преобразились: Дракон превратился в красивого юношу, а Феникс − в прекрасную девушку. Между ними вспыхнула любовь. Недолго думая, влюбленные поселились на острове посредине Небесной реки.

Скоро выяснилось, что жемчужина была волшебной: ее сияние способствовало озеленению леса, росту цветов и созреванию урожая. А в один прекрасный день ее небесный блеск достиг и глаз самой Сиванму − Матери-императрицы Запада. Сиванму захотела обладать драгоценной жемчужиной, и для этого она отправила своего доверенного выкрасть ее. Посланец ночью пробрался к влюбленным, выкрал жемчужину и принес хозяйке. Спрятала ее Сиванму в золотой шкатулке, ключи от которой спрятала в свой пояс.

Утром Нефритовый Дракон и Золотой Феникс встали и не обнаружили своей прекрасной жемчужины, чем были очень опечалены. И вот однажды Сиванму устроила в своем дворце грандиозный праздник, куда съехались все небожители Запада. Захмелев, Сиванму, обратилась к своим гостям:

− У меня спрятана прекрасная жемчужина, и сего дня я вам ее покажу. Ни на земле, ни на небе подобной не сыскать!

Сняв с пояса связку из девяти ключей, императрица отперла ими девять замков от девяти дверей покоев, открыла шкатулку, достала сверкающую жемчужину и стала показывать ее гостям.

Блеск жемчужины ослепил присутствующих. Уви-дев свой дорогой талисман, Нефритовый Дракон и Золотой Феникс ринулись в небесные чертоги, восклицая:

− Это наша жемчужина!

Но разгневанная Сиванму закричала:

− Ложь! Все сокровища мира должны принадлежать мне, ибо я − мать самого небесного владыки!

Графен - будущее электроники

Всемирная корпорация IBM совместно с американскими военными из ВВС и DARPA сообщают о том, что микрочипы, сделанные...

Митраизм

МИТРА - Ми́тра — индоиранское, славяноарийское и общеиндоевропейское ведическое божество, связанное со справедливостью, дружественностью, договором, согласием и солнечным...

Робот-художник

Робот по имени Пол, созданный в рамках проекта Aikon-II, рисует довольно убедительно и естественно. Его алгоритмы...

Падение Витимского метеорита

У нас в мире есть очень много красивых мест. Всех, кто направляется в Витим Иркутского района, ждет бонус...

История дамасской стали

Группа химиков из Пекина считает, что раскрыла секрет изготовления дамасской стали. Помогло компьютерное моделирование: параметры сплава были...

Культура Византии

Став при Императоре Константине государственной религией, христианство, отбросив аскетизм, претворилось в пышный обряд. Важнейшая роль в...

В китайской мифологии китайского Феникса считают чудо-птицей. Ее явление людям – великое знамение, которое предвещает важное событие.

В китайском словаре «Шоувэнь» о китайском Фениксе сказано, что у этой чудо-птицы: «змеиная шея, зоб, как у ласточки, клюв петуха, спереди она похожа не лебедя, а сзади на единорога, спина у нее, как у черепахи, хвост рыбы, а на теле узоры».


Если верить китайским поверьям, китайский Феникс появлялся незадолго до кончины Желтого императора. В последний раз эту птицу видели на могиле основателя династии Мин в 1368 году.

Значение талисмана фен-шуй – китайский феникс

Китайский Феникс – символ солнечного света и тепла, лета и огня , он помогает бездетным парам, а в паре с драконом, они образуют очень хороший союз (т.к. Феникс издавна считалась “женой” Дракона).

Талисман китайского Феникса красного или огненного цвета подарит своим обладателям счастье, победу в любом деле, мудрость, красоту, процветание и помощь. Китайский Феникс поможет творческим людям достичь своих целей и поспособствует тому, чтобы все ваши желания осуществились.

Птицу Феникс нужно помещать в южном секторе. Рядом с этим талисманом не должно находиться посторонних предметов, так как Фениксу нужна свобода, чтобы он мог расправить свои крылья. У него не должно быть препятствий, чтобы взлетать. Этот талисман будет оберегать ваш дом от опасности, и узнавать все новости первым. Эта особенность китайского Феникса пробудит и вашу интуицию, вы будете более дальновидным и предусмотрительным.

Поскольку Феникс очень красивая птица, то его талисман обязательно пробудет в вас желание идти вперед и добиваться своих целей.

Если по какой-то причине вы не можете “поселить” у себя в доме талисман китайского Феникса , то заменить его может любое изображение птиц. Желательно, чтобы птицы были с красным оперением.

Активация талисмана фен-шуй - китайский феникс

Если в вашем доме на южной стороне есть камин, то это будет идеальным местом для Феникса. Но помните, что этот талисман нужно уравновесить с помощью одного из трех животных – черепахи, тигра или дракона. Иначе Феникс может негативно повлиять на ваш характер. Вы можете стать вспыльчивым, несдержанным и взрывным человеком. Именно эти качества характерны для этой огненной птицы.

Усилить действие талисмана Феникса можно с помощью свечи, которую нужно время от времени зажигать рядом с Фениксом. А добиться его расположения поможет блюдце с зерном, которое нужно поставить перед талисманом Феникса.

Если вы хотите привлечь удачу в свой дом, то поставьте Феникса около дома, перед парадной дверью. Стимулировать этот талисман можно с помощью живой изгороди или невысокого забора, маленького кустарника или какой-нибудь статуи, которую нужно поставить возле дома. Также позаботьтесь о том, чтобы возле дома было как можно больше свободного пространства. Это пространство способствует накоплению благоприятной энергии Ци, которая потом попадет в ваш дом.

Статую птицы-Феникс очень сложно найти, однако ее можно заменить статуями других птиц, например, фламинго или петухом.

А в доме фигурку Феникса можно заменить, например, на картину с ее изображением или на вазу с изображением пары Феникса и Дракона. Такие изображения будут хорошим стимулятором для сектора любви и взаимоотношений.

Считается, что у Феникса очень мощная энергия и сила воли. Благодаря этим качествам он может восстать из пепла и подняться в небеса. И если вы хотите добиться признания и уважения в обществе, то повесьте в своем кабинете на южной стороне изображение Феникса.

Изображение Феникса можно повесить и в гостиной, и даже в офисе. А вот в спальне его вешать нельзя, это приведет к повышению активности, вас будет мучить бессонница, и вы не сможете спокойно отдохнуть ночью.

Миф о Фениксе

Легенда гласит, что когда Феникс спускался на землю, то люди считали это добрым знаком. Это означало, что в небесах наступил покой и мир. Эта птица всегда сопутствует процветанию и миру. В китайских легендах очень часто можно увидеть упоминание о птице Феникс.

Первопредок, или в переводе на древнекитайский - Фуси, специально для этой птицы создавал музыку, чтобы птица Феникс чаще спускалась на нашу землю и приносила мир и покой.

В средние века люди верили, что если беременной женщине во сне приснится птица – Феникс, то она родит выдающегося сына.

В мифологии Китая Феникс считали мистической и огненной птицей, ее сравнивали с птицей-Феникс из западных сказок. Но облик китайского Феникса совсем не похож на внешний вид европейской птицы-Феникс.

Китайский Феникс в переводе означает - Фэн Хуан. Это название происходит от слова фэн «ветер», а «хуан» - это название гребня у птицы-Феникс. Ее гребень напоминает восходящее солнце и его лучи. В древности это название толковали по-другому, фен означало самца, а Хуан - самку.

В китайском искусстве образ птицы-Феникс стал популярен в эпоху Шань – Инь. С тех времен до нас дошло множество сосудов с изображением этой чудо-птицы, подносов и разной бронзовой утвари. Тогда ее изображали, как птицу с большими глазами, красивым пышным хвостом и гребнем, похожим на трезубец на длинной палочке.

Птица-Феникс известна как в Китае, так и во всем мире своим бессмертием. Китайцы верят, что когда Феникс чувствует приближающуюся кончину, она улетает в пустыню и там поет с самого утра до позднего вечера. Пение этой чудо-птицы мелодично и неповторимо, оно завораживает всех без исключения, будь то человек или животное. После этого Феникс разводит костер и прыгает в него, чтобы сгореть без остатка. Но после трех дней она снова возрождается из пепла, наполненная новой мощной энергией и силой.

Этот талисман помогает людям в очень сложных и трудных ситуациях, когда кажется, что все безнадежно плохо. Талисман Феникса учит человека справляться с трудностями, проявлять самостоятельность, независимость и выходить из любых трудностей победителем. Некоторые люди с помощью этого талисмана становятся способны предсказывать события и судьбы.

Выставка открыта в Государственном музее Востока с 28 января по 18 марта 2012 г.
Она приурочена к 2012 году, символом которого согласно восточному, лунно-солнечному календарю является сине-черный водяной Дракон.
Сайт музея.

На афише: Поднос. Китай, правление Гуансюй (1875-1908). Медь, перегородчатая эмаль, золочение

Сегодня в залах музея легко представить впечатления человека, попавшего в императорский дворец...
Парадная вышитая одежда сияет золотыми и разноцветными шелковыми нитями. Фарфор поражает белизной и изящно прорисованными сценами с участием главных героев выставки. Умопомрачительны извивы деревянных и металлических изделий. Ксилография и живопись на шелке, эмаль и литье, чеканка и гравировка, слоновая кость и ворсовые ковры…Кажется, нет такого вида искусства, которое не использовало бы эти традиционные образы. Но, несмотря на сложившиеся канонические сюжеты, детали изображений бесконечно разнообразны.
Центральный зал экспозиции.
В середине:
Купон халата лунпао императора Гуансюя. Китай, кон. XIX в. Шелк, вышивка шелком и золотными нитями
Курильница. Китай, 1875-1908 гг. Металл, литье, перегородчатая эмаль, золочение
Кресла. Китай, XIX в. Дерево, резьба



Из аннотаций: «Дракон (кит. лун ), наделенный разнообразными чертами, свойствами и функциями, занимал и занимает важное место в мифологии народов Дальнего Востока и Юго-Восточной Азии. Другое мифологическое существо, столь же любимое и популярное на Востоке, - феникс (кит. фэнхуан ). Если дракон воплощал могущество и силу, символизировал императорскую власть, то феникс покровительствовал императрице. Изображенные вместе дракон и феникс ассоциировались с женихом и невестой и наглядно представляли союз двух начал, взаимодействие которых лежит в основе круговорота всех явлений природы… Пара дракон и феникс олицетворяла мировую гармонию, взаимодействие двух начал инь и ян - светлого и темного, мужского и женского».

Купон халата

«Император включался в космологическую систему при помощи официального парадного костюма, одним из видов которого был халат лунпао. Облаченная в него фигура императора представляла собой Ось мира, связующую Небо и Землю. Идея центра подчеркивалась цветом одеяния: только император мог иметь желтый халат. Подол халата был украшен символическим изображением глубин моря лишуй и волн пиншуй , в которых плавали драгоценности, символизирующие благие пожелания. В центре и по бокам подола поднимались трехглавые горы бошань , подчеркивающие ориентацию по сторонам света. Основным элементом декора халатов этой формы были пятикоготные драконы. Они располагались следующим образом: на груди, на спине и плечах по одному дракону, изображенному анфас, на подоле спереди и сзади - по два обращенных друг к другу дракона в профиль. Именно такой лунпао формы цзифу (праздничная одежда), имеется в коллекции Музея Востока. Он был предназначен императору Гуансюю (правил 1875-1908 гг.)».

Женский халат лунпао императрицы Цы Си. Китай, 1860-е гг. Шелк, ткачество, вышивка шелковыми и золотными нитями

«Женские официальные халаты отличались от мужских не очень заметными деталями кроя. Так, халат, принадлежавший вдовствующей императрице Цы Си (фактически правила в 1861 - 1908 гг.), имеет по введенной ею моде широкие рукава с большими манжетами».

Фрагмент



Слева: Женский халат лунпао .
В центре: Женская безрукавка сяпэй
Справа: халат лунпао князя первой или второй степени. Китай, третья четверть XIX в. Шелк, вышивка шелком, ткачество
Наверху: Ткань «Летящие фениксы». Китай, XVIII в. Шелк, ткачество «кэсы»
(техника «с просветами»)
Внизу в центре: два круглых Туаньлуна князя 1-й или 2-й степени. Китай, нач. XIX в. Шелк, вышивка



«Праздничный неофициальный наряд китаянки состоял из кофты с юбкой, поверх которых надевалась кофта сяпэй , богато украшенная вышивкой и имевшая бахрому по подолу. Мужчины поверх халата цзифу могли надевать однотонную кофту, на которую нашивались знаки различия, точно обозначавшие ранг носителя. Два круглых медальона с изображением драконов (туаньлун ), хранящиеся в музее, являются знаками отличия князей».

Женский халат лунпао . 162х142 см. Китай, кон. XIX в. Шелк, вышивка

Женская безрукавка сяпэй жены китайского чиновника VIII ранга. Китай, втор. пол. XIX в. Шелк, вышивка


Фрагмент



Ткань с драконом и фениксом. Китай, XVII-XVIII вв. Шелк, ткачество «кэсы»



Ширма четырехстворчатая «Дракон в волнах». Япония, кон. XIX в. Дерево, ткань, вышивка, стекло, металл. Галерея «Юген»

«Мифы о японских драконах объединяют местные легенды с историями о драконах из Китая, Кореи и Индии. Иконографический стиль японского дракона сложился под сильным влиянием китайского. Как и другие азиатские драконы, большинство японских - это божества водные, которые ассоциируются с выпадением осадков и водной стихией - морем, рекой, озером, колодцем. Символика образов и типы иконографии практически полностью совпадают с китайскими. Типичный облик японского дракона - это крупное, бескрылое и змеевидное существо с когтями на лапах, причем пальцев и когтей на каждой лапе - по три».

Большими круглыми глазами драконы здесь смотрят со всех сторон.
Фрагмент


Декоративное панно «Даосские мудрецы». Япония, кон. XIX в. Ткань, шелковая и золотная нить, вышивка, аппликация, рельефная подбивка

«Китайские мудрецы, алхимики-даосы, посвятившие свою жизнь изготовлению эликсира бессмертия, часто изображались верхом на животных, фантастических или реальных. В нашем случае они изображены на тигре, драконе, журавле и жабе. В период Мэйдзи (1868-1912) японские мастера нередко обращались к китайским сюжетам, отдавая дань китайской традиции, легшей в основу различных видов художественного творчества в Японии».

Фрагменты






Неизвестный художник. «Высокое собрание бессмертных небожителей». Фрагмент. Китай, XIX в. Шелк, минеральные краски


«Бессмертные собрались на пир к живущей на далеком западе богине Си-ван-му, хозяйке чудесного сада из персиковых деревьев, плоды которых даруют необычайное долголетие. Картина являет яркий пример религиозного синкретизма: на пир к богине Запада явились и даосские, и буддийские персонажи, и герои поздних народных верований. Некоторые гости прибыли на реальных и фантастических животных: тигре, единороге и т. д. В частности, над группой буддийских персонажей парит на драконе один из восемнадцати архатов (прямых учеников Будды), известный в китайском буддизме как Сян лун лохань, то есть Архат, покоривший дракона».

Ковер. Северная Индия, кон. XVIII в. Шерсть, хлопок, ворсовое ткачество


Фрагмент



Ковер с изображением феникса и стаи птиц. Фрагмент. Восточный Туркестан (Синьцзян), сер. XX в. х/б основа, шелк, ворсовое ткачество



Ширмы, вазы, столик, шкатулки. Вьетнам, 1980-е гг. Дерево, лак, инкрустация перламутром



Фрагмент вазы



Фрагмент ширмы с изображением сцен досуга