Краткое война и мир по томам. Л.Н

Одно из самых знаменитых произведений Льва Николаевича Толстого - «Война и мир». Эта эпопея описывает судьбы людей, живших в период наступлений Наполеона. Произведение имеет огромное культурное значение, с ним знаком практически каждый образованный человек. Кратчайшее содержание «Войны и мира» поможет быть в курсе основных событий сюжета, если пока нет возможности прочитать полностью этот масштабный роман.

Информация о произведении

Автор написал произведение за шесть лет - с 1863 по 1869 год . Оно сразу же было опубликовано, а к началу XX века стало самой издаваемой книгой в Советском Союзе. Отражение исторической действительности, перемежаемое с рассказом о судьбах людей, сделало роман популярным.

«Войну и мир» читать нужно обязательно, ведь в эпопее отражены важные страницы отечественной истории, но в современном мире не так много времени остаётся на книги, поэтому можно хотя бы кратко ознакомиться с ключевыми моментами произведения.

Кратчайшее содержание

Структура романа включает в себя четыре тома и эпилог. Каждый из них поделён на части, которые, в свою очередь, разделяются на главы. Чтобы изложить сюжет сжато, но при этом не упустить важных событий «Войны и мира», краткое содержание по главам будет объединено в соответствующие композиционной структуре части.

Знакомство с героями (том 1)

Роман начался с вечера 1805 года. В сюжете появились главные герои, судьбы которых будут разворачиваться на страницах произведения. Том 1 состоит из трёх частей:

Автор в первом томе противопоставил пока ещё мирные будни в России военным сражениям в Европе. Неблагоприятно закончившееся Аустерлицкое сражение будто предвещает трудности, которые ждут героев в дальнейшем.

Не пропустите: как , азы литературы, пошаговая инструкция.

Предвоенные годы (том 2)

Второй том охватил 1806−1811 годы . Больше всего внимания Толстой уделил отношениям героев:

Герои переживают серьёзные переломные моменты, которые во многом предопределят их дальнейшую жизнь. А страна стоит на пороге отечественной войны.

Начало войны (том 3)

В третьем томе наступает 1812 год . Здесь много рассказано о сражениях, но автор не забывает и героев, не принимавших участия в войне:

  1. Наполеон вторгается на русскую территорию. Александр I пытается решить конфликт мирно, но война оказывается неизбежной. Андрей вступает в армию Барклая де Толли, Николай Ростов получает награду за доблесть в бою у Островни. В Москве тем временем его сестра Наташа идёт на поправку после попытки самоубийства, утешение она находит в молитвах, а из гостей принимает только Пьера, который всё больше влюбляется в неё. Младший ребёнок Ростовых Петя видит императора и твёрдо решает служить в армии.
  2. Французское войско занимает Смоленск и идёт к Москве. Отец Андрея очень переживает и умирает от инсульта. Марье нужно бежать из имения, в которое могут вторгнуться французы, но взбунтовавшиеся крестьяне не дают ей это сделать. Княжну спасает Николай Ростов. Пьер решается пойти в армию. Бородинское сражение заканчивается нравственной победой русской армии.
  3. Кутузов даёт приказ об отступлении, и жители торопятся покинуть Москву. Ростовы принимают в свой дом раненых, среди которых оказывается князь Болконский. Покидая город, семья увозит на телегах не имущество, а солдат. Наташа находит среди них Андрея, и между парой снова вспыхивает чувство. Пришедшие тем временем французы обнаруживают Москву почти пустой. Среди немногочисленных оставшихся оказывается Безухов, мечтающий убить Наполеона. Он попадает на гауптвахту за то, что ввязывается в драку с захватчиками.

Кульминацией всего произведения можно смело назвать Бородинское сражение, которое оставило неизгладимый след в истории России. В третьем томе есть место и тяготам военной жизни, и страху людей, вынужденных покидать собственные дома.

Победа и новые встречи (том 4)

Во второй половине 1812 года произошли важные события на военном фронте, которые не могли не отразиться на жизни мирных людей. Автор подчёркивает это, ставя описание сражений в центр тома, тогда как о личных переживаниях героев и их отношениях рассказано в его начале и конце:

Полный печальных и даже трагических событий том оставляет надежду на лучшее, ведь многие герои находят своё счастье и могут вновь испытывать чувство любви.

Судьбы героев (эпилог)

Последние страницы произведения рассказывают о жизни героев в 1819-1820 годах . Об их семьях, стремлениях, надеждах и страхах. Их судьба могла бы служиться иначе, если бы не наступила война. Некоторые остались бы в живых, но другие могли и никогда не встретиться. А значит, война и мир оказались неразрывно связанными для людей:

Переплетение человеческих жизней пришло к развязке, и автор старается найти закономерность в факторах, которые влияют не только на историю отдельного человека, но и на судьбы целых народов.

Оценка критиков

Работу высоко оценили и современники автора, и нынешние критики. Спустя полтора века после публикации эпопея продолжает изучаться, представляют интерес философские размышления Толстого, раскрывающие его как личность. Однако некоторые специалисты оказываются разочарованными отсутствием историй простых людей, поскольку все главные герои относятся к аристократии.

Тем не менее читатель может составить собственное мнение о великом романе. Краткий пересказ «Войны и мира» отражает события в жизни главных героев, но не может в полной мере раскрыть мысли автора, рассуждающего о противостоянии мира и войны, оставившего след не только в истории страны, но и в душах отдельных людей. Поэтому каждый, кто интересуется историей или личностями полководцев, любит описание сложных человеческих судеб, сможет получить настоящее эстетическое удовольствие от полного прочтения романа.

  • Николай Ростов – сын графа Ильи Андреевича Ростова. В третьей части первого тома занимает важное место в повествовании, показан на войне – как отважный офицер, преданный родной Отчизне и императору Александру. Он просто благоговеет перед государем и готов без раздумий отдать жизнь за него и Родину.
  • Андрей Болконский – в этой части произведения показан как возмужавший молодой человек, адъютант Кутузова, для которого на первом месте стоит вопрос о защите Родины от врага. Переоценка ценностей героем происходит во время ранения. Он понимает важность вечного перед временным, наблюдает величие высокого голубого неба и осознает, как в сравнении с ним ничтожно то, что происходит на земле, где люди ненавидят друг друга.
  • Главнокомандующий Михаил Илларионович Кутузов – в третьей части первого тома романа «Война и мир» показан как мудрый полководец, переживающий за русскую армию и самоотверженно сражающийся с врагом. Он возражает против плана Вейротера, но к мнению главнокомандующего в этом случае не прислушиваются. Результатом становится то, что в этом бою армия терпит поражение, а сам Кутузов получает ранение в щеку.
  • Наполеон Бонапарт – реальная историческая личность, французский император, который пошел войной на Россию. В третьей части первого тома произведения показан как человек, которому, как это ни парадоксально, присуща жалость к пленным раненым русским солдатам. Приказывает своему доктору Ларрею осмотреть раненого Андрея Болконского.
  • Анатоль Курагин – отрицательный персонаж романа «Война и мир», человек, противящийся доброму и хорошему. Любит кутежи, пьянки, хитро обольщает женщин.
  • Марья Болконская – дочь князя Николая, испытывающая давление и даже оскорбления со стороны отца. Девушка понимает, что папа делает это не со зла, и смиряется. Марья – очень положительная героиня, обладающая благородными качествами характера. Она не только прощает подлый поступок мадмуазель Бурьен, но и совершенно искренне желает, чтобы подруга была счастлива с Анатолем.
  • Князь Николай, отец семейства Болконских – человек строгих правил, который очень любит свою дочь, но относится к ней сурово и порой без снисхождения, желая во что бы то ни стало правильно воспитать.
  • Мадмуазель Бурьен – живет в семье Болконских как компаньонка. Это женщина, которая не дорожит хорошим к ней отношением и при первом же случае предает Марью.
  • Князь Василий – отец Елены, Анатоля и Ипполита Курагиных, человек, желающий преуспеть, с целью чего сближается с полезными людьми. Когда Пьер Безухов стал богатым графом, Василий придумал план, как женить на нем свою дочь Элен.
  • Пьер Безухов – в третьей части первого тома показан как богатый молодой человек, пред которым предстает выбор – жениться ли на Элен Курагиной. К сожалению, не имея мужества противостать обстоятельствам, он соглашается на этот брак, хотя в душе и понимает, какие нехорошие последствия влечет за собой этот опрометчивый шаг.

Глава первая

Князь Василий был светским человеком, который просто хотел преуспеть, при этом не желая никому зла. Интересом его жизни были планы по сближению с полезными, по его мнению, людьми. Так как Пьер Безухов внезапно стал очень богатым, у Василия созрело решение выдать замуж за него свою дочь Элен.

Что же касается самого Пьера, то он «после недавнего одиночества и беззаботности, почувствовал себя до такой степени окруженным, занятым, что ему только в постели удавалось остаться одному с самим собою…» К неожиданно разбогатевшему молодому человеку стали относиться совершенно иначе, чем прежде: даже со злыми и враждебными происходила метаморфоза, они становились нежными и любящими. Например, старшая из княжон, ранее испытывающая к Пьеру откровенную неприязнь, переменилась к нему в отношении, делая вид, что испытывает сожаление по поводу ранее происходивших между ними недоразумений. Тем более добрее княжна стала с тех пор, когда Пьер по просьбе князя Василия подписал вексель на 30 тысяч в ее пользу.

Предлагаем ознакомиться с в романе Льва Николаевича Толстого “Война и мир”, проследить за их судьбами и узнать качества характера.

Наивный Пьер верил в искренность этих людей, начавших относиться к нему так хорошо. Но жалел и о прежних друзьях, из которых в Петербурге не осталось многих. В один из зимних дней молодой человек получил от Анны Шерер записку с приглашением, где сообщалось о прекрасной Элен, на которую невозможно не любоваться. Он согласился. Однако, девушка заманивала его в свои сети только лишь из корысти, но Пьер, смутно чувствуя, что надвигается что-то плохое, все же не мог противостать мнению светского общества.

Глава вторая

Намерением князя Василия было женить его сына Анатоля на дочери Николая Болконского, с целью чего он решил посетить его имение. Но прежде, чем осуществить этот план, возникла необходимость решить вопрос с Пьером Безуховым, который, даже помимо своей воли, привязывался к Элен Курагиной.

Убеждая себя, что Елена – прекрасная девушка, молодой человек в душе понимал, что это далеко не так, и желал разорвать с ней отношения. Но для этого нужна была решимость, а её у Пьера не было, тем более, что внешние обстоятельства все более и более способствовали встречам с красивой дочерью князя Василия.

В день именин Элен у князя ужинало немного людей, в основном близких. Все чувствовали, что должно случиться что-то важное. Гости были в веселом настроении, только Пьер и Элен подсознательно понимали, что они сейчас находятся в центре судьбоносного события. Когда мало-помалу посетители разошлись, князь Василий с выражением торжественности на лице решительно вошел в гостиную и благословил Пьера и дочь Елену как жениха и невесту. Через полтора месяца они обвенчались.

Глава третья

Князь Николай Болконский получил письмо от Василия Курагина, который сообщал о скором визите к нему вместе с сыном Анатолем. Наконец, гости, к большому неудовольствию князя Николая, переступили порог дома Болконских. Но зло свое Николай Андреевич сорвал на слугах, приказав закидать снегом расчищенную для «министра» дорогу. Затем посыпались придирки – и в адрес дочери, и по поводу якобы грязной тарелки. Гнева князя испугалась даже маленькая княгиня, по этой причине не пожелавшая выйти из своей комнаты.

Однако, после обеда князь смягчился, и подошел к испуганной невестке, которая при виде его побледнела. Однако, Николай Андреевич уже был в лучшем настроении.

В виду того, что приехали гости, стали наряжать княжну Марью, забывая о том, что некрасивое лицо невозможно изменить. А девушка, понимая это, чуть не плакала и просила оставить её. Конечно, она мечтала о семейном счастье, но боялась, что из-за своей неприглядной внешности никогда не станет женой. Терзаясь такими мыслями, Марья получила утешение от Господа, который говорил с ней в сердце её: «Если Богу угодно будет испытать тебя в обязанностях брака, будь готова исполнить его волю».

Глава четвертая

Наконец, княжна Марья вошла в комнату, где сидели Василий Андреевич с сыном. Анатоль в первый день знакомства с дочерью князя казался очень молчаливым, однако, осознание своего превосходства прослеживалось во всем его поведении. «Знаю вас, знаю, да что с вами возиться?» – будто бы говорил он своим видом.

Впрочем, затем между гостем и домочадцами завязалась непринужденная беседа, в которой активно участвовала мадмуазель Бурьен.

Сердился по поводу приезда нежеланных гостей только князь Николай, подсознательно понимая, что очень не хочет выдавать свою дочь замуж. Он был очень не рад тому, что Марья без его спроса красиво нарядилась и снова в резкой форме сделал ей замечание, чем довел бедную девушку до слез.

Однако, все три женщины – княжна Марья, Лиза и мадмуазель Бурьен – были польщены вниманием молодого человека, появившегося в их доме и, по их мнению, скрасившего однообразную жизнь.

Глава пятая

Под впечатлением событий прошедшего дня женщины долго не могли заснуть. Марья размышляла о «добром» Анатоле, и на нее вдруг напал такой страх, что пришлось попросить горничную ночевать с ней в комнате. Мадмуазель Бурьен долго гуляла по зимнему саду, а маленькая княгиня никак не могла хорошо улечься: «все было тяжело и неловко».

Князь Николай, очень недовольный реакцией Марьи на Анатоля, чувствовал себя оскорбленным. Он замечал, что молодой человек смотрит только на мадмуазель Бурьен, и хотел открыть глаза наивной дочери.

Действительно, Анатоль стал флиртовать с компаньонкой Марьи. А князь, то становясь ласковым, то впадая в грубость, пытался в разговоре с дочерью узнать, действительно ли она хочет замуж за Анатоля. «Он тебя возьмет с приданым да кстати захватит mademoiselle Bourienne. Та будет женой, а ты…» – выпалил он в сердцах. На глазах княжны снова появились слезы. На самом деле, отец, может, сам того до конца не осознавая, хотел предостеречь свое дитя от непоправимой ошибки, хотя и предоставлял дочери в этом вопросе свободу выбора. Однако, его опасения по поводу распутного поведения гостя подтвердились. Княжна Марья увидела обнимающихся Анатоля и Бурьен. Реакция несостоявшейся невесты была удивительной: вместо того, чтобы обидеться на соперницу, она начала утешать её, обещая, что все сделает для счастья подруги, которая «так страстно его любит», «так страстно раскаивается». И, к радости отца, объявила при князе Василии, что не хочет выходить замуж за Анатоля.

Глава шестая

Ростовы долго не получали известий о сыне Николае, как вдруг пришло письмо. Обрадованный граф зашел в свою комнату, чтобы прочитать столь долгожданную весточку. Анна Михайловна, которая до сих пор жила у Ростовых, увидев реакцию отца на письмо сына – он и рыдал, и смеялся одновременно, – предложила свою помощь. Илья поделился с ней известиями о Николае, рассказав, что он был ранен, а теперь произведен в офицеры.

Наталье Анна Михайловна сначала не хотела говорить, что пришло письмо от брата, но затем, уступив настойчивым просьбам, призналась, взяв с нее слово держать это в секрете. «Честное, благородное слово, никому не скажу…» – пообещала Наташа, но тут же помчалась с новостью к Соне. Так домашние, включая и брата Петю, и графиню (которой решили признаться позже, чтобы не расстроить) узнали о письме.

Наконец, «письмо Николушки было прочитано сотни раз, и те, которые считались достойными его слушать, должны были приходить к графине, которая не выпускала его из рук». Каждый из членов семьи посчитал нужным передать ответную весточку. К письмам были приложены деньги – шесть тысяч на обмундирование и разные вещи.

Глава седьмая

12-го ноября кутузовская боевая армия, стоявшая лагерем около Ольмюца, готовилась к следующему дню на смотр двух императоров – австрийского и русского. Николай Ростов узнал, что родные передали деньги и письма, нужно их получить у Бориса в условленном месте. Это было как нельзя кстати, потому что средства молодому человеку были крайне необходимы – и он поехал в гвардейский лагерь, который находился рядом. Наконец, друзья, Борис и Николай, полгода не видевшие друг друга, встретились. Им было о чем поговорить после вынужденной разлуки. К друзьям присоединился Андрей Болконский, которому не понравились рассуждения Ростова о том, что штабные получают награды, просто отсиживаясь в тылу. Но князь корректно, не прибегая к оскорблениям, остудил пыл молодого человека.

Глава восьмая

На следующий день после того, как состоялось свидание Бориса и Николая, прошел смотр австрийских и российских войск. Ростов, находящийся в первых рядах российской армии, радуется, видя императора, приветствующего войско. Он испытывал «чувство самозабвения, гордого сознания могущества и страстного влечения к тому, кто был причиной этого торжества» и готов был без раздумий, если это понадобится, отдать жизнь за родную Отчизну, за царя. Еще большую радость произвело известие, что доблестные воины заслужили георгиевские знамена.


Николай с таким восторгом воспринял происходящее, что, увидев Андрея Болконского среди свиты, в душе сразу простил ему вчерашние слова. «В минуту такого чувства любви, восторга и самоотвержения, что значат все наши ссоры и обиды?!» – думал он.

Глава девятая

На следующий день после смотра Борис принял решение поехать в Ольмюц к Андрею Болконскому, чтобы снискать расположение столь важного лица и, если возможно, по его протекции быть произведенным в адъютанты. Неудивительно, что он хотел сделать карьеру, ведь, в отличие от Николая Ростова, не имел больших денег. Невольно в душу закрадывалась зависть.

Предлагаем любознательным и вдумчивым читателям в романе Льва Николаевича Толстого “Война и мир”.

После некоторых препятствий аудиенция между Болконским и Борисом, наконец, состоялась. Андрей был рад покровительствовать молодому человеку, помочь ему продвинуться «в светском деле», чтобы потом ощущать чувство гордости за полезное дело – и привел Бориса в Ольмюцкий дворец, к князю Долгорукову. Но, как ни старался он замолвить слово за юношу, мешали преграды. Когда Андрей уже начал было просить о деле Бориса, Долгорукова внезапно вызвали к императору. Молодой офицер, так желающий продвинуться по карьерной лестнице, пока остался в Измайловском полку.

Глава десятая

Эскадрон, в котором служил Николай Ростов, был оставлен в резерве и не участвовал в сражении по занятию города Вишау. Но русская армия смело воевала с противником, и в результате одержала блестящую победу. В то время был захвачен в плен целый эскадрон французов.


Николай стал свидетелем того, как двое казаков вели пешком пленного драгуна, которым оказался «молодой малый, альзасец, говоривший по-французски с немецким акцентом». Захваченный в плен француз просил пожалеть его лошадку.

В этот день произошло еще одно событие, сыгравшее роль в жизни Ростова. Гусары увидели проезжавшего государя Александра, и это наполнило душу Николая настоящим счастьем и восторгом. Даже его друг Денисов шутил по этому поводу, что Ростов «влюбился в царя».

Глава одиннадцатая

Чувствительный царь Александр не остался равнодушным при виде раненых и убитых и, находясь под впечатлением, заболел. 17 ноября в Вишау приехал французский офицер по имени Савари и требовал свидания с русским императором.

Целью «присылки Савари» было предложение мира и свидания двух императоров – французского и русского, однако, государь отказался от личной встречи и на переговоры с Наполеоном был отправлен Долгоруков.

Бонопарт боялся генерального сражения, и этим хотели воспользоваться русские офицеры, полагающие, что теперь непременно победа будет за русской армией. Однако, главнокомандующий Кутузов имел по этому поводу совершенно противоположное мнение, считая, что битва будет проиграна.

Глава двенадцатая

В результате военного совета, который весьма неохотно возглавлял Кутузов и на котором присутствовал князь Андрей Болконский, было решено исполнить диспозицию к атаке неприятеля, воплотить план Вейротера – даже вопреки тому, что с ним был не согласен главнокомандующий. Андрей Болконский тоже хотел высказать по этому поводу свои мысли, но ему это не удалось.

Глава тринадцатая

Из-за плохой видимости – стоял сильный туман – русские не имели возможности начать сражение. Была ночь. Ростов, находясь в полудреме, мечтал о том, как расскажет сестре Наталье, что видел самого государя. Вдруг раздалось несколько выстрелов.

Ростов, подъехавший к отряду Багратиона, просил, чтобы его приставили к первому эскадрону, и его желание было исполнено. Тем временем армия противника тоже готовилась к сражению. Наполеоном был зачитан приказ о наступлении.

Глава четырнадцатая

Армии готовятся к сражению под Аустерлицем. В движении колонн наблюдается беспорядок, что сразу же замечает Кутузов. Туман никак не рассеивается. Для Наполеона этот день – годовщина его коронования – был торжественным. Наконец, он снял перчатку с красивой белой руки и дал приказ начинать дело.

Глава пятнадцатая

Для князя Андрея Болконского наступала давно желанная минута. Кутузов передал генералу приказ строить солдат в колонны и затем идти в обход деревни. Но между ними возникли разногласия, так как генерал предполагал построиться за деревней. Обстановка накалялась.

Увидев своего адъютанта Андрея, Кутузов немного смягчился и произнес: «Ступайте, мой милый, посмотрите, прошла ли третья дивизия через деревню. Велите ей остановиться и ждать моего приказания…»

После этого Кутузов увидел двух приближающихся к колоннам императоров со свитой, и «вся его фигура и манера вдруг изменились». Он вдруг превратился в «подначальствующего» человека. На вопрос императора Александра «Что же Вы не начинаете?..» Кутузов ответил: «Я поджидаю, Ваше величество». Главнокомандующий оттягивал наступление в надежде сохранить войска, но государь настаивал на немедленном начале сражения. Кутузов не смел ослушаться императора.

Глава шестнадцатая

Кутузов вглядывался в рассеивающийся туман. Адъютанты и генералы, по очереди смотря в зрительную трубу, обнаружили, что французы очень близко от них. Начался бой. Несмотря на ранение в щеку, Кутузов ринулся в толпу бегущих. «Остановите этих мерзавцев!» – задыхаясь, приказывал он полковому командиру. Солдаты начали стрелять без всякой команды.


Подпрапорщик выпустил знамя из рук, но Андрей Болконский подхватил его и с криком «ура» побежал вперед. Адъютант Кутузова был уверен, что весь батальон побежит за ним и поначалу так и случилось. Он слышал над собой свист пуль, видел борьбу рыжего артиллериста и французского солдата, которые дрались за банник, но в какой-то момент почувствовал, что ранен. Над ним не было ничего уже, кроме неба. Всматриваясь в него, Андрей, наконец, осознал, что все, происходящее ранее, было пустым. «Как же я не видал прежде этого высокого неба?» – удивлялся он.

Глава семнадцатая

Все желания Николая Ростова, который после короткого сна чувствовал себя решительным и храбрым, исполнялись: он был ординарцем при храбрейшем генерале; ехал с поручением к Кутузову, а, возможно, и к самому государю. Однако, по пути пылкому юноше пришлось столкнуться с трудностями: сначала прямо на него «шла огромная масса кавалеристов на вороных лошадях», затем он увидел, как русские и австрийские солдаты стреляли друг в друга, в результате чего было много раненых, но не мог допустить и мысли о поражении и бегстве своих соотечественников.

Глава восемнадцатая

Ростов, находясь около деревни Праца, искал Кутузова и государя. Он спрашивал о них, но один солдат утверждал, что император сильно ранен, это же подтверждали и некоторые офицеры. Николай растерялся, и, не зная настоящей правды, был обескураженным и расстроенным. Вдруг счастье улыбнулось Ростову: он увидел своего обожаемого государя за деревней, сидящим на коне, целым и невредимым и понял, что слухи о его ранении были неправдивыми. Однако, радуясь такой неожиданной встрече и размышляя о произошедшем, юноша упустил возможность поговорить с царем о важном деле, ради которого упорно искал императора. Он боялся, что государь изменит о нем мнение в худшую сторону, тем более, уже знал, что сражение проиграно.

Глава девятнадцатая

Раненый Андрей Болконский истекал кровью и стонал. Вдруг он услышал звуки копыт лошадей. Это были приближающиеся французы. Вдруг перед ним остановился сам Наполеон, который, сначала посчитал, что лежащий навзничь молодой человек, уже мертв, произнес: «Вот прекрасная смерть». Однако, всмотревшись внимательнее, император понял, что он жив и приказал отнести раненого на перевязочный пункт. Андрей не мог уже отвечать на вопросы Наполеона и молчал, однако, Бонапарт приказал, чтобы его осмотрел доктор Ларрей.

Удивительно, что французский император ласково обращался с русскими пленными. Но Андрей размышлял о другом – о смысле жизни, о Боге, о том, есть ли жизнь за гробом. Все происходящее в сравнении с этим казалось таким мелочным и ничтожным. Доктор Ларрей, осмотрев раненого, сделал вывод о том, что он безнадежный и уже не выздоровеет, и Болконский был отдан на попечение жителей деревни.

Роман Льва Николаевича Толстого «Война и мир». Описание по главам. Том 1. Часть 3.

4.1 (82.67%) 15 votes

Война и мир
1 том 1 часть
Краткое содержание

Июль 1805 года. У Анны Шерер, фрейлины, приближенной императрицы Марии Федоровны, больший прием, несмотря на грипп (модное словечко), которым она якобы страдает. Первым появляется важный и чиновный князь Василий Курагин. Он не собирается здесь долго задерживаться - за ним заедет дочь, и они отправятся к английскому посланнику.

Гость и хозяйка обмениваются пустыми замечаниями. Князь Василий вообще всегда говорит лениво, как актер говорит роль старой пьесы. Анна Павловна Шерер, напротив, несмотря на свои сорок лет, преисполнена оживления и порывов. «Энтузиастка» - таково ее общественное амплуа, приходится его придерживаться, даже когда не хочется. На лице Анны Павловны постоянно играет сдержанная улыбка - она как будто извиняется за свой милый недостаток, от которого, впрочем, избавляться не собирается. Разговор заходит о политике: о Бонапарте, о «нашем милом императоре» Александре. Пользуясь случаем, князь Василий заговаривает о месте первого секретаря в Вену, куда он мечтает пристроить своего сына. У князя два сына - Ипполит («по крайней мере, покойный дурак») и Анатоль («беспокойный дурак»). Анна Павловна советует князю Василию женить Анатоля на княжне Болконской, которая богата, хотя отец ее, князь Болконский, человек очень умный, - со странностями, с тяжелым характером, скуп. Брат княжны Андрей Болконский, адъютант Кутузова, недавно женился на Лизе Мейнен. Князь Василий возлагает надежды на сватовство Анны Шерер.

Гостиная Анны Павловны понемногу наполняется. Приехала высшая знать Петербурга. Дочь князя Василия Элен заезжает за отцом, чтобы ехать вместе на праздник посланника. Приехала и молодая - маленькая княгиня Болконская, по причине беременности посещающая только небольшие вечера. Приезжают князь Ипполит, аббат Морио и др. Всех приезжающих Анна Павловна тут же подводит к «маленькой старушке в высоких бантах», которая в одних и тех же выражениях говорила о здоровье гостя, о своем здоровье и здоровье Ее Величества. Все с облегчением отходят от нее. Вскоре входит «массивный, толстый молодой человек с стриженою головой, в очках, светлых панталонах по тогдашней моде, с высоким жабо и в коричневом фраке». Это незаконный сын знаменитого екатерининского вельможи, графа Безухова, умирающего теперь в Москве. Он еще нигде не служил, воспитывался за границей, живет пока у князя Василия и появился в обществе в первый раз. Его умный"и робкий взгляд, наблюдательный и естественный, отличает его от всех в этой гостиной. Пьер не желает поддерживать пустой светский разговор, обрывая собеседника на полуслове. Анна Павловна с опасением следит за ним: как бы он чего не натворил. Сам же Пьер боится пропустить умные разговоры и от всех ждет чего-то умного.

Вечер в разгаре. Анна Павловна подзывает Элен Курагину. Та, «слегка шумя своею белою бальною робой... И блестя белизной плеч, глянцем волос и бриллиантов... Прошла между расступившимися мужчинами... Прямо, не глядя ни на кого, но всем улыбаясь и как бы любезно предоставляя каждому право любоваться красотою своего стана, полных плеч, очень открытой, по тогдашней моде, груди и спины...».

В гостиную входит молодой князь Андрей Болконский, муж маленькой княгини, -«небольшого роста, весьма красивый молодой человек с определенными и сухими чертами. Все в его фигуре, начиная от усталого, скучающего взгляда до тихого мерного шага, представляло самую резкую противоположность с его маленькою оживленною женой». По всему было заметно, что все в гостиной ему знакомы и надоели так, что не хочется видеть их, особенно хорошенькое лицо жены, от которой он тут же отворачивается. Князь Андрей сообщает Анне Павловне о том, что едет на войну, адъютантом к Кутузову, а жена отправится в деревню. При встрече с Пьером лицо Андрея освещается «неожиданно-доброй и приятной улыбкой».

Анна Павловна обещает князю Василию «заняться» Пьером. В передней князя догоняет дама «с добрым, исплаканным лицом». Это неимущая княгиня Друбецкая, а просит она за своего сына Бориса, чтобы его взяли в гвардию. Князь Василий вспоминает, что своими первыми шагами по службе он был обязан отцу княгини Друбецкой, он чувствует что-то вроде укола совести и обещает ей помочь.

В обществе между тем идет разговор о Наполеоне. Пьер восхищается им. Андрей Болконский говорит: «Нельзя не сознаться, Наполеон как человек велик на Аркольском мосту, в госпитале в Яффе, где он чумным подает руку, но... Но есть другие поступки, которые трудно оправдать». Постепенно гости расходятся. Анна Павловна между тем успела переговорить с маленькой княгиней о планах женить Ипполита на княжне Мери. Пьер едет к Андрею. Тот его поучает: «Нельзя, топ спег, везде все говорить, что только думаешь», спрашивает Пьера, кем он намерен стать - военным или дипломатом. Тому не нравится ни первое, ни второе. Когда Пьер вернулся из-за границы, отец отправил его в Петербург избрать себе поле деятельности. «Ну, для чего вы идете на войну?» - спрашивает Пьер у Андрея. «Я иду потому, что эта жизнь, которую я веду здесь, эта жизнь - не по мне!» - отвечает Андрей Болконский. Появляется жена Андрея. Начинается пустая болтовня. Муж смотрит на жену так, словно только что заметил, что, кроме него и Пьера, в комнате кто-то еще есть. К ее страхам он относится холодно. «За что ты ко мне так переменился?» - спрашивает княгиня со слезами в голосе. Княгиня уходит. За ужином Андрей говорит другу: «Никогда, никогда не женись, мой друг; не женись до тех пор, пока ты не скажешь себе, что ты сделал все, что мог, и до тех пор, пока ты не перестанешь любить ту женщину, какую ты выбрал, пока ты не увидишь ее ясно, а то ты ошибешься жестоко и непоправимо. Женись стариком, никуда не годным. А то пропадет все, что в тебе есть хорошего и высокого. Все истратится по мелочам... Моя жена, - продолжал князь Андрей, - прекрасная женщина. Это одна из тех редких женщин, с которою можно быть покойным за свою честь; но боже мой, чего бы я не дал теперь, чтобы не быть женатым!.. Бонапарте, когда он работал, шаг за шагом шел к своей цели, он был свободен, у него ничего не было, кроме его цели... Но свяжи себя с женщиной - и, как скованный колодник, теряешь всякую свободу... Отец мой прав. Эгоизм, тщеславие, тупоумие, ничтожество во всем - вот женщины, когда они показываются так, как они есть». Андрей советует Пьеру не ездить к Кура-гиным, не вести их жизнь: кутежи, гусарство.

Расставшись с другом, Пьер, тут же забыв свое «честное слово», едет к Анатолю Курагину, где давно уже идет кутеж. Семеновский офицер Доло-хов, человек небогатый, без всяких связей, при этом известный игрок и бретер, держит пари с англичанином Стивенсом, что выпьет бутылку рому, сидя на окне третьего этажа с опущенными наружу ногами. Захмелевший к тому времени Пьер порывается повторить «подвиг» Долохова. Все обходится. Ком-ания едет куда-то продолжать кутеж.

Князь Василий Курагин исполнил обещание, данное княгине Друбец-кои, устроив ее сына Бориса прапорщиком в гвардейский Семеновский полк. Анна Михайловна Друбецкая приезжает в Москву к своим богатым родственникам Ростовым, где с детства воспитывался ее обожаемый Боренька. У Ростовых празднуют именины матери и младшей дочери Наташи. Граф Ростов хлопочет по хозяйству, следит за тем, чтобы все было в порядке. Друбецкая тем временем сообщает хозяйке петербургские сплетни: сын князя Василия Анатоль и Долохов совершенные разбойники, но тем не менее готовы головы свои сложить за императора. Наташа меж тем продолжает свои проказы. Соня плачет, потому что Николай уходит скоро в армию, к тому же, она ему двоюродная сестра, и чтобы жениться, нужно разрешение митрополита... А она бедна, и все скажут, что она портит Николаю карьеру. Все это ей сказала, конечно же, Вера. Наташа утешает Соню. Наташа вспоминает вдруг Пьера: «Этот толстый Пьер такой смешной!» В гостиной Наташа подходит к Пьеру и, краснея, говорит: «Мама велела вас просить танцевать». Пьер смущен. Наташа счастлива: она танцует с большим, с приехавшим из-за границы. После этого граф Ростов показывает с сановной дамой Марьей Дмитриевной, как танцевали в его времена. Все весело рукоплещут.

В то время как у Ростовых танцевали и повара готовили ужин, с графом Безуховым сделался шестой удар, доктора объявили, что надежды больше нет. Главнокомандующий Москвы, присылавший беспрестанно адъютантов справляться о здоровье больного, приезжает сам проститься с графом Безуховым. Приемная полна. Главнокомандующего провожает похудевший и побледневший за последние дни князь Василий. Потом он поспешно направляется к старшей княжне на заднюю половину дома. Заводит разговор о завещании. Княжна убеждена, что Пьеру старый граф не мог завещать - ведь он незаконный! Князь Василий сообщает, что умирающий писал письмо императору с просьбой об усыновлении Пьера. Письмо не было отправлено, но император знает о нем. Тогда Пьер получит все. Надо отыскать старое завещание и показать его графу, пока он не умер. Княжна сообщает, что завещание в мозаиковом портфеле под подушкой у больного.

В это время карета с Пьером и Анной Михайловной въезжает во двор графа Безухова. Пьер совершенно растерян, не знает, что ему делать и куда идти. Он смиренно садится туда, куда ему указали. Появляется, величественно вышагивая, князь Василий и входит в покои умирающего. Выбегает бледная Анна Михайловна и зовет его на соборование. Пьер подходит к постели больного, но тот уже никого не видит и ничего не понимает. Церемонией прощания суетливо руководит Анна Михайловна. При виде страдальческой улыбки на лице отца Пьер чувствует содрогание в груди, и слезы затуманивают его зрение. В приемной между тем идет борьба за мозаиковый портфель, выкраденный старшей княжной. Она утверждает, что настоящее завещание находится у графа в бюро, а это просто пустая бумага. За портфель цепко хватается Анна Михайловна. Тишина. Слышны только звуки усилий борьбы за портфель. «Что ж вы молчите?» - кричит княжна Пьеру. Из комнаты больного выбегает возмущенная средняя княжна, которую оставили там одну. Анна Михайловна хватает портфель и бежит в спальню, старшая княжна и князь Василий - за ней. Они тут же выходят.

Граф скончался.

В Лысых Горах, в имении князя Николая Андреевича Болконского, ждут со дня на день приезда молодого князя Андрея с княгинею; но ожидание не нарушает обычного порядка, по которому шла жизнь в доме старого князя. «Генерал-аншеф князь Николай Андреевич... С того времени, как при Павле был сослан в деревню, жил безвыездно в своих Лысых Горах с дочерью, княжной Марьей, и при ней компаньонкой, т-11е Воцпеппе. И в новое царствование, хотя ему и был разрешен въезд в столицы, он также продолжал безвыездно жить в деревне». Князь, отец Андрея, человек суровый, своевольный, считает, что есть только два источника людских пороков: праздность и суеверие, и что есть только две добродетели: деятельность и ум. Он сам занимается воспитанием своей дочери и для того, чтобы развить в ней добродетели, дает ей уроки алгебры и геометрии, и вообще все ее время расписано по часам. Сам он тоже занят то писанием мемуаров, то задачами высшей математики, то точением табакерок, то еще чем-нибудь. Порядок в его образе жизни доведен до последней степени точности. Все в этом доме совершается ежедневно в один и тот же час, в одну и ту же минуту. Княжна Марья запугана невероятно, боится всякой встречи с отцом. После очередного испытания Марья возвращается в свою комнату - отец вручил ей письмо от ее подруги Жюли Карагиной и присланную ею книгу. В письме - московские новости. Молодой Николай Ростов оставил университет и поступил в армию. Жюли горюет по этому поводу. Главная новость - смерть графа Безухова. Три княжны получили какую-то малость, князь Василий - ничего, а Пьер - наследник всего и, сверх того, признан законным сыном и потому графом Безуховым и владельцем самого огромного состояния в России. Анна Михайловна собирается женить на Марье сына князя Василия Анатоля. Он большой повеса, хорош собой. В ответном письме Марья пишет, что знала Пьера еще ребенком, у него всегда было прекрасное сердце. Ей жаль Пьера, на которого свалилось такое богатство.

Приезжает князь Андрей со своей женой. Отец спит, поднимется через двадцать минут. Гости идут к княжне Марье. Женщины обнялись, князь Андрей пожал плечами и поморщился, как морщатся любители музыки, услышав фальшивую ноту. Княжна Марья повернулась к брату, и сквозь слезы любовный, теплый и кроткий взгляд ее прекрасных в ту минуту, больших лучистых глаз остановился на лице князя Андрея. Княгиня между тем говорит не умолкая. Андрей сообщает, что идет завтра на войну. Княгиня жалуется, что муж покидает ее здесь. Из расспросов Андрея об отце чувствуется его любовь и уважение к нему. За обедом, по настоянию отца, князь Андрей излагает ему операционный план предполагаемой кампании. Старый князь считает Бонапарта ничтожным французишкой, имевшим успех только потому, что уже не было Потемкиных и Суворовых противопоставить ему. Андрей возражает: «А Бонапарте все-таки великий полководец!» Он удивлен, «как мог этот старый человек, сидя столько лет один безвыездно в деревне, в таких подробностях и с такою тонкостью знать и обсуждать все военные и политические обстоятельства Европы последних годов».

На другой день вечером князь Андрей собирается уезжать. К нему приходит Марья. «Надо быть снисходительным к маленьким слабостям; у кого их нет, Апйге!» Княжне Марье вообще свойственно старание понять и пожалеть каждого. Об отце она судить не смеет, хотя, конечно же, ей очень тяжело с ним. Единственное, что ее расстраивает, так это его насмешливое отношение к Богу. Марья просит брата принять ее подарок - образок. «Из больших глаз ее светились лучи доброго и робкого света. Глаза эти освещали все болезненное, худое лицо и делали его прекрасным». Князь Андрей искренен с сестрой: «Знай одно, Маша, я ни в чем не могу упрекнуть, не упрекал и никогда не упрекну мою жену, и сам ни в чем себя не могу упрекнуть в отношении к ней; и это всегда так будет, в каких бы я ни был обстоятельствах. Но ежели ты хочешь знать правду... Хочешь знать, счастлив ли я? Нет. Счастлива ли она? Нет. Отчего это? Не знаю...» Андрей просит отца позаботиться о жене. Отец, понимает, что Андрей женился неудачно, хотя они об этом почти не говорят. «Ну, теперь прощай! - Он дал поцеловать сыну свою руку и обнял его. - Помни одно, князь Андрей: коли тебя убьют, мне, старику, больно будет... - Он неожиданно замолчал и вдруг крикливым голосом продолжал: - А коли узнаю, что ты повел себя не как сын Николая Болконского, мне будет... Стыдно!» - взвизгнул он. «Этого вы могли бы не говорить мне, батюшка», - улыбаясь сказал сын. Князь Андрей просит отца, чтобы в случае его гибели еще не рожденный его сын рос у деда.

fe9fc289c3ff0af142b6d3bead98a923

1805 год, Петербург.

На званом вечере в доме фрейлины Шерер собралась вся знать Петербурга. В ходе общей беседы речь заходит о Наполеоне, и все гости разбиваются на два лагеря – одни, в том числе и хозяйка, настроены против него, а другие, среди которых Пьер Безухов, незаконнорожденный сын богатого московского вельможи, и князь Андрей Болконский, восхищаются Наполеоном. Болконский грезит о славе, которую снискал Наполеон, и поэтому собирается на войну. А Пьер Безухов еще не определился со своим будущим, и пока проводит время в компании петербуржских повес, в которой заводилой является Федор Долохов. Очередная выходка молодых людей приводит к тому, что Пьера высылают из Петербурга, а Долохова лишают офицерского звания и отправляют в армию солдатом.

Москва. Дом графа Ростова. Званый обед в честь именин жены и дочери графа.

Пока в доме Ростовых, где собралась все дети графа – Николай, который мечтает отправиться в армию воевать с Наполеоном, Наташа, Петя, старшая дочь Вера, не принимающая участия в общем веселье, а также родственница Ростовых Соня, празднуют, в доме графа Безухова горе – умирает хозяин, и начинается настоящая охота за завещанием графа, по которому все его состояние переходит в Пьеру. Дальние родственники Безуховых, в том числе и князь Курагин, пытаются выкрасть завещание, но этому мешает Анна Михайловна Друбецкая. В результате все богатство переходит к Пьеру, он становится графом, входит в высшее петербуржское общество и женится на дочери Курагина – Элен.

Имение Болконских, Лысые Горы.

Здесь живет отец Андрея – Николай Андреевич и его сестра Марья. У старшего Болконского жизнь идет по налаженному расписанию, к чему он пытается приучить и свою дочь. И он не очень доволен тем, что в это расписание придется внести изменения, так как в доме появляется новый человек – князь Андрей, отправляясь на войну, оставил в имении свою беременную жену Лизу.

Осень 1805 года.

Русская армия отступает к Аустерлицу, чтобы соединиться с войсками союзников – армией Австрии и Пруссии. Главнокомандующий Кутузов стремится всеми силами избежать участия своей армии в сражении, так как считает, что она к этому не готова. Чтобы выиграть время, он отправляет навстречу французам отряд Багратиона, кроме того, заключает договор о перемирии с французским маршалом Мюратом.

В сражении принимает участие и юнкер Николай Ростов. Во время сражения под ним убивают лошадь, сам он ранен в руку, и, видя, что к нему приближаются французы, он, бросив в них свой пистолет, убегает. Но этого никто не видит, Николай награжден Георгиевским крестом за участие в сражении, а своим товарищам рассказывает о том, как он храбро сражался с врагом.

Под Аустерлицем русская армия все же вынуждена дать бой французам. Разные чувства обуревают всех героев. Князь Андрей ждет сражения с нетерпением, мечтая о подвиге и славе, а вот Кутузов на военном совете перед боем не показывает никакого интереса к предстоящему сражению, заранее предсказывая, что оно будет проиграно, так как армия - и не только русская, но и армия союзников - к нему не готова. Сражение состоялось в день годовщины коронования Наполеона, он уверенно бросил свои войска вперед. А вот в армии союзников сразу возникла паника, русские солдаты, увидев французов слишком близко, побежали от них. Болконский совершает подвиг – со знаменем в руках он увлекает за собой солдат, но почти сразу же падает раненый. Он лежит на поле боя и думает о том, насколько мелкими были все его прежние мечты о славе и подвиге. Там же, на поле боя, его и видит Наполеон, в котором Андрей тоже разочаровался. Наполеон приказывает отвезти Болконского на перевязочный пункт и оставляет его вместе с другими тяжелоранеными у местных жителей.

В отпуск в дом отца приезжает Николай Ростов вместе со своим другом и командиром Василием Денисовым. В Москве все считают его настоящим героем, в том числе и его новый знакомый – Долохов, который просит Николая стать секундантом на его дуэли с Пьером. В Николая влюбляется Соня и отказывает сделавшему ей предложение Долохову. Долохов отправляется в армию, а перед этим обыгрывает в карты на крупную сумму Николая. Николай признается отцу, что проигрался, и тот собирает нужную сумму, а Николай, отдав долг, отправляется в армию. Туда же возвращается и Денисов после того, как, влюбившись и сделав предложение Наташе Ростовой, получает от нее отказ.

Декабрь 1805 года. Лысые горы.

Сюда приезжает князь Курагин вместе со своим сыном Анатолем. Курагин хочет выгодно женить сына, и княжна Марья представляется ему наилучшим вариантом. Старый князь Болконский не рад этому визиту, так как он не хочет расставаться с дочерью, да и Курагиных не очень уважает. А вот Марья, напротив, очень взволнована из-за этого визита. Но она случайно видит, как Анатоль обнимает ее компаньонку m-lle Бурьен, и отказывает ему.

Старый князь Болконский получает письмо от Кутузова, где описывается подвиг Андрея и говорится о том, что он погиб во время боя. Но при этом Кутузов пишет, что на поле боя тела Андрея не нашли, поэтому князь надеется, что сын жив. Его надежде суждено сбыться – Андрей возвращается как раз в ту ночь, когда его жена рождает. Во время родов Лиза умирает, и Болконский испытывает чувство вины перед женой.

Пьер Безухов тоже не испытывает счастья в браке. Его мучают подозрения о связи его жены с Долоховым – он получает анонимное письмо, в котором об этом прямо говорится. Ссорясь из-за этого с Долоховым, он вызывает его на дуэль и ранит, хотя раньше ни разу не держал в руках пистолет. Объяснившись после дуэли с Элен, Пьер уезжает из Москвы в Петербург, а ей оставляет доверенность на управление большей части своего состояния.

По дороге в Петербург Пьер знакомится с масоном Баздеевым и по приезде вступает в масонскую ложу. Его распирает желание изменить жизнь крестьян, и Пьер едет в свое имение под Киевом, где начинает всяческие реформы. Но хорошего результата от реформ добиться не удалось – Пьер ничего не знает об управлении имением, и его обманывает управляющий. Пьер возвращается домой, а по дороге заезжает в имение Андрея Болконского в Богучарово, который после Аустерлицкого сражения настолько разочаровался в своих идеалах, что решил отказаться от воинской службы. Андрей кажется вообще разочарованным во всем – вся его жизнь сосредоточена на его сыне. Вместе с Андреем Пьер едет в Лысые Горы, а по дороге рассказывает ему о своих новых взглядах на жизнь. И именно этот разговор помогает Андрею понять, что жизнь продолжается. Он успешно проводит те реформы, которые пытался совершить в своем имении Пьер. Отправляясь по делам в имение Ростовых, он знакомится с Наташей. Накануне Нового года Ростовы отправляются на бал, который был первым «взрослым» балом для Наташи. Там она танцует с Болконским, который после бала делает ей предложение. Ростовы принимают предложение, но старый князь Болконский настаивает на том, чтобы свадьба состоялась только через год. Андрей уезжает за границу.

Николай Ростов приезжает в отпуск в имение отца в Отрадное. Он чувствует, что любит Соню, о чем и объявляет родителям. Но те не рады этому признанию – они мечтают о более выгодной женитьбе для своего сына.

Наташа с отцом едут к Болконским в московский дом, но те не очень доброжелательны к ним – князю не нравится молодость невесты сына, а княжна Марья вынуждена поступать так, как ей говорит отец. В опере Наташа знакомится с Анатолем Курагиным, который начинает преследовать ее, рассказывая о своей любви, забрасывая письмами с признаниями и предложениями тайно поженится. Наташа решается на побег с Анатолем, и только вмешательство Сони и княжны Марьи помогают предотвратить этот поступок. Приехавший Пьер рассказывает Наташе о том, что Анатоль уже женат. Наташа посылает княжне Марье письмо, в котором отказывается от свадьбы с Андреем. Андрей, приехав из-за границы, узнает о романе Наташи с Курагиным. Пьер признается Наташе в том, что если бы был достоин ее, то просил бы ее руки.

Июнь 1812 года. Начинается война с французами, во главе которых стоит Наполеон.

Князь Андрей служит при штабе Кутузова, но, узнав о начале войны, просит перевести его в армию. Николай Ростов все так же служит в Павлогорадском гусарском полку, который отступает из Польши к русским границам. Однажды его эскадрон встретился с французскими драгунами, Николай взял в плен одного из них, за что получил Георгиевский крест.

Семья Ростовых живет в Москве. Наташа больна, но посещение службы в церкви, а особенно одна из молитв («Миром Господу помолимся») производит на нее столь сильное впечатление, что она постепенно начинает возвращаться к жизни. Петя Ростов просит отца разрешить ему отправиться в армию, но отец не соглашается – Петя еще слишком мал для войны. Но Петя очень настойчив – и граф все же решает узнать, как можно выполнить просьбу сына и при этом сделать так, чтобы он был в безопасности.

Старый князь Болконский живет вместе с дочерью в своем имении, откуда отказывается уезжать, несмотря на письма сына с просьбами отправится в Москву. Князь отправляет в Москву всех своих домашних, в том числе и сына Андрея Николеньку, а сам остается в Лысых Горах вместе с княжной Марьей, которая отказывается оставить отца. Вскоре с князем случается удар, его, парализованного, перевозят в Богучарово, где он спустя три недели умирает, попросив перед смертью прощения у своей дочери. После смерти отца княжна Марья решает ехать в Москву, но ее не выпускают из Богучарова крестьяне, и только вмешательство случайно оказавшегося там Николая Ростова помогает ей выехать из имения.

Перед Бородинским сражением Пьер Безухов приезжает в армию, желая своими глазами увидеть то, что там будет происходить. Во время сражения князь Андрей получает смертельное ранение, и на перевязочном пункте на соседней койке видит человека, которого долго искал, желая отомстить – Анатоля Курагина, которому в этот момент ампутируют ногу.

Во время сражения Пьер находится на батарее Раевского, где оказывает посильную помощь солдатам. Но он в ужасе от увиденного и потому уходит с поля боя, идя пешком в сторону Можайска.

После боя русская армия отступает к Филям. На совете Кутузов отдает приказ о дальнейшем отступлении, понимая, что Москву армия защищать не может. Французы вступают в Москву. Наполеон на Поклонной горе ждет делегации русских с ключами от города, но ему докладывают, что в Москве никого нет. В городе повсюду вспыхивают пожары.

Ростовы, вместе со всеми дворянами уезжая из Москвы, отдают часть своих подвод раненым. Среди них оказался и Андрей Болконский. Наташа узнает об этом и начинает за ним ухаживать. Пьер остается в Москве, мечтая убить Наполеона. Но его арестовывают французские уланы.

А в Петербурге жизнь течет все так же – званые обеды, балы, вечера. Приходит известие о том, что Москва оставлена, и Александр решает сам встать во главе своего войска. Кутузов отказывается заключать мир с французами. Александр настаивает на Тарутинском сражении.

Кутузов получает известие о том, что французы оставили Москву. С этого момента начинается отступление французов за пределы России, и теперь цель Кутузова – удержать свою армию от лишних нападений на тающую французскую армию. Кутузов отказывается возглавлять армию, как только войска переходят границу страны. Он награжден орденом Георгия I степени.

В Воронеже Николай Ростов встречает княжну Марью. Он хочет жениться на ней, но его сдерживает слово, данное Соне. И тут он получает от Сони письмо, написанное по настоянию графини Ростовой, в котором та пишет, что он свободен от данного ей слова.

Княжна Марья едет в Ярославль, где живут Ростовы, узнав, что Андрей находится у них. Но она приезжает уже в тот момент, когда Андрей близок к смерти. Общее горе сближает Наташу с княжной.

Пьер Безухов приговорен к казни, но по приказу маршала Даву, его, уже приведенного на место казни, оставляют в живых. В качестве пленного он движется вместе с французской армией по Смоленской дороге, где отряд пленных отбивают у французов партизаны. В этом сражении погибает Петя Ростов, прибывший к партизанам из штаба немецкого генерала с предложением об объединении.

Больного Пьера привозят в Орел, где он узнает последние новости о своих близких – его жена умерла, а князь Андрей был после ранения жив целый месяц, но потом тоже умер. Пьер приезжает в Москву в княжне Марье, чтобы выразить свое соболезнование. Там он встречает Наташу, настолько замкнувшуюся в себе, что она не замечает ничего вокруг – и только известие о гибели брата спасает ее. Встреча с Пьером, разговоры с ним побуждают в ее душе новое чувство – чувство любви к этому человеку.

За прошедшее время многое изменилось - Наташа вышла замуж за Пьера, у них 4 детей, умер старый граф Ростов, Николай Ростов женился на княжне Марье, и умело управляет ее именьями. Пьер становится членом тайного общества. Во время разговора Николая и Пьера о будущем России присутствует и сын Андрея Николенька, который, как и отец в свое время, начинает мечтать о славе.

Русская армия отступает к Аустерлицу, чтобы соединиться с войсками союзников – армией Австрии и Пруссии. Главнокомандующий Кутузов стремится всеми силами избежать участия своей армии в сражении, так как считает, что она к этому не готова. Чтобы выиграть время, он отправляет навстречу французам отряд Багратиона, кроме того, заключает договор о перемирии с французским маршалом Мюратом.

ТОМ ПЕРВЫЙ

Июль 1805 г. У фрейлины императрицы Марии Федоровны Анны Шерер проходит большой свет­ский прием. На нем присутствует важный гость - князь Василий Курагин. У него ленивая манера общения, как у актера, задействованного в старой пьесе. Анна Павловна, наоборот, чрезвычайно ожив­лена и порывиста, она следует своему амплуа эн­тузиастки, которое сложилось у нее в обществе. Следует даже тогда, когда этого не хочется. Свет­ская беседа переключается на политику: говорят о Бонапарте, об императоре Александре. Князь

Василий заводит разговор о месте первого секре­таря в Вене - он мечтает пристроить туда своего сына.

Анна Павловна советует Курагину женить от­прыска на княжне Болконской, она богата, правда, отец ее умен и скуп. Князь Василий полагается на Анну Шерер в устройстве этой женитьбе.

Гости все прибывают. Приезжает высшая знать Петербурга. За князем Василием заезжает его дочь Элен, вместе они должны ехать на праздник к английскому посланнику. Приезжают княгиня Болконская - она беременна, поэтому светские вечера посещает довольно редко, - князь Иппо­лит, аббат Морио и др. Всех гостей хозяйка салона тут же подводит к маленькой старушке в высоких бантах, та говорит словно заученные речи, отда­вая дань вежливости. Приезжает толстый моло­дой человек, коротко стриженный, в очках, оде­тый по моде, - Пьер Безухов. Это незаконный сын знаменитого екатерининского вельможи, графа Бе­зухова, который доживает свой век в Москве. Пьер еще нигде не служил, он недавно приехал из-за границы, в настоящее время живет у князя Васи­лия. Это первый выход Пьера в свет. Пьер умен и робок, он очень отличается от остальных гостей, не участвует в глупой беседе, обрывает собесед­ника на полуслове. Вместе с тем он искренне же­лает услышать что-нибудь умное. Анна Павловна опасается, как бы он не выкинул чего.

Анна Павловна подзывает Элен. Она подходит, красивая, величественная, в роскошном наряде, идет мимо расступившихся мужчин «прямо, не гля­дя ни на кого, но всем улыбаясь и как бы любезно предоставляя каждому право любоваться красо­тою своего стана, полных плеч, очень открытой, по тогдашней моде, груди и спины».

Появляется молодой князь Андрей Болконский, муж «маленькой княгини». Болконский - человек небольшого роста, красивый, у него усталый ску­чающий взгляд, мерный шаг, он полная противо­положность своей жены.

Очевидно, что никого из гостей он не жаждет ви­деть, впрочем, свою жену Болконский тоже. Анне Павловне он сообщает, что едет на войну адъютан­том Кутузова, а жена будет жить в деревне. Встре­чаясь с Пьером, Андрей неожиданно улыбается доб­рой и приятной улыбкой.

Анна Павловна обещает князю Василию взять­ся за Пьера. Князь удаляется, его догоняет запла­канная женщина - неимущая княгиня Друбецкая. Она просит, чтобы ее сына Бориса взяли в гвар­дию. Князь Василий вспоминает, что в начале сво­ей карьеры ему помог отец княгини Друбецкой, чувствует некий укол совести и обещает помочь.

В гостиной разговаривают о Наполеоне. Пьер вы­сказывает свою искреннее восхищение этим че­ловеком. Андрей Болконский признает его вели­чие, однако говорит, что его некоторые поступки трудно оправдать.

Постепенно гости расходятся. Анна Павловна обсудила с маленькой княгиней Болконской пла­ны женить Ипполита - сына князя Василия - на княжне Мери. Пьер едет к Андрею, тот учит его свет­ской хитрости, мол, нельзя всегда говорить, что думаешь. Андрей спрашивает, кем намерен стать Пьер - военным или дипломатом, тот не желает быть ни тем, ни другим. Когда Пьер вернулся из- за границы, отец отправил его в Петербург, чтобы найти себе достойное занятие.

Пьер спрашивает, зачем Андрей отправляется на войну. «Иду потому, что эта жизнь, которую я веду здесь, эта жизнь - не по мне!» - отвечает Болконский. Появляется жена Андрея, заводит глу­пую беседу.

Болконский холоден, она это чувствует и корит его за перемены в характере. За ужином Андрей говорит Пьеру: «Никогда, никогда не женись, мой друг; не женись до тех пор, пока ты не скажешь себе, что ты сделал все, что мог, и до тех пор, пока ты не перестанешь любить ту женщину, какую ты выбрал, пока ты не увидишь ее ясно, а то ты оши­бешься жестоко и непоправимо. Женись стариком, никуда не годным. А то пропадет все, что в тебе есть хорошего и высокого. Все истратится по ме­лочам».

Андрей говорит, что его жена - прекрасная женщина, из тех, с которыми можно быть спокой­ным за свою честь, однако он многое отдал бы за то, чтобы не быть женатым. Приводит в качестве аргумента поздней женитьбы Бонапарта: «Свяжи себя с женщиной - и, как скованный колодник, теряешь всякую свободу». Женщины, когда они показывают свое истинное лицо, становятся эгоис­тичными, тщеславными, глупыми и ничтожными. Андрей советует Пьеру не ездить к Курагиным и не начинать вести их образ жизни, не пускаться в кутежи и гусарство.

Однако, не успев покинуть Болконского, Пьер едет к Анатолю Курагину. Кутеж в самом разгаре. Семеновский офицер Долохов - человек бедный и без связей, при этом известный игрок и бретер - держит пари с англичанином, что выпьет бутыл­ку рома, сидя на окне третьего этажа с опущен­ными наружу ногами. Захмелевший Пьер поры­вается повторить этот номер. Его отговаривают, затем все уезжают гулять.

Князь Василий Курагин выполняет обещание, данное княгине Друбецкой. Ее сын Борис посту­пает на службу прапорщиком в гвардейский Се­меновский полк. Друбецкая приезжает в Москву к своим богатым родственникам Ростовым, у них с детства воспитывался ее сын. У Ростовых празд­нуют именины матери и младшей дочери Наташи. Граф Ростов хлопочет по хозяйству. Друбецкая сообщает хозяйке петербургские сплетни, гово­рит, что сын князя Василия Анатоль и Долохов - совершенные разбойники, но готовы головы свои сложить за императора. Наташа за глаза называ­ет Пьера смешным, в гостиной подходит к нему, краснея, приглашает танцевать, чем чрезвычайно его смущает.

С отцом Пьера графом Безуховым случается шестой удар, доктора объявляют, что надежды больше нет. Главнокомандующий Москвы приез­жает, чтобы самому проститься с графом Безухо­вым. Провожает его похудевший и побледневший князь Василий. Он заводит со старшей княжной разговор о завещании. Она верит, что Пьеру ниче­го не останется, так как он незаконный. Князь Ва­силий сообщает, что умирающий писал письмо императору с просьбой об усыновлении Пьера. Пись­мо не было отправлено, но император знает о нем. Необходимо найти старое завещание и показать его графу, пока он не умер. Княжна сообщает, что завещание в мозаиковом портфеле под подушкой у больного.

Приезжают Пьер и Анна Михайловна Друбец­кая. Пьер в растерянности, его зовут на соборова­ние. Он подходит к постели больного, но тот уже никого не видит и ничего не понимает. Пьер чувст­вует содрогание в груди, и слезы затуманивают его зрение.

В приемной идет борьба за мозаиковый порт­фель. Старшая княжна выкрала его, Анна Михай­ловна пытается портфель отнять. Ей это удается. Граф умирает.

В имении князя Николая Андреевича Болкон­ского ждут приезда молодого князя Андрея с кня­гинею. Генерал-аншеф князь Николай Андреевич еще при императоре Павле был сослан в деревню, с тех пор он безвыездно живет в Лысых Горах с дочерью, княжной Марьей, и компаньонкой. При смене царей ему был разрешен въезд в столицы, но он им не воспользовался. Отец Андрея - чело­век строгий, в качестве людских пороков прини­мает праздность и суеверие, в качестве доброде­телей - деятельность и ум. Он самостоятельно воспитывает дочь, пишет мемуары, решает зада­чи по высшей математике, вытачивает табакерки, в общем, без занятия не сидит. Болконский очень любит точность, следует распорядку. Его дочь очень его боится. Она получает письмо от подруги Жю­ли Карагиной и присланную ею книгу. Читает мо­сковские новости. Жюли переживает, что молодой Николай Ростов оставил университет и поступил в армию.

Умер граф Безухов. Три княжны получили от него совсем немного, князю Василию не досталось ничего, основной наследник - Пьер, кроме того, он признан законным сыном.

Пьер становится владельцем самого большого состояния в России. Анна Михайловна хочет же­нить на Марии сына князя Василия Анатоля, кра­сивого повесу. Мария отвечает, что знала Пьера сызмальства и ей жаль его.

Приезжает князь Андрей с женой. Маленькая княгиня обнимается с Марией, Андрей морщится, будто музыкант, слышащий фальшивую ноту. Княжна Марья смотрит на брата с теплотой и лю­бовью, княгиня не перестает болтать, жалуется, что муж покидает ее. За обедом по настоянию от­ца Андрей излагает ему план предполагаемой кам­пании.

Старый князь считает Бонапарта ничтожным французишкой, имевшим успех только потому, что уже не было Потемкиных и Суворовых. Андрей воз­ражает, называет Бонапарта великим полковод­цем и удивляется, как может его отец, сидевший столько лет безвыездно в деревне, в подробностях знать и обсуждать все военные и политические обс­тоятельства Европы последних лет.

На следующий день вечером Андрей собирается уезжать. Марья просит его быть снисходитель­ным к маленьким слабостям других. Это свойство ее натуры, она всех старается понять и пожалеть. Ей тяжело с отцом, но она судить о нем не смеет. Ее расстраивает его насмешливое отношение к Бо­гу. Марья просит брата принять ее подарок - об­разок. Андрей говорит, что никогда и ни в чем не может упрекнуть свою жену, но он с ней несчаст­лив. Он просит отца позаботиться о жене. Отец по­нимает, что Андрей женился неудачно. Они про­щаются. Отец дает сыну последние наставления. «Помни одно, князь Андрей: коли тебя убьют, мне, старику, больно будет.. - Он неожиданно за­молчал и вдруг крикливым голосом продолжал: - А коли узнаю, что ты повел себя не как сын Нико­лая Болконского, мне будет… стыдно!» Князь Анд­рей просит отца в случае его гибели воспитать его еще нерожденного сына.

4.3 (85.71%) 7 votes

Здесь искали:

  • война и мир 1 том 1 часть краткое содержание
  • краткое содержание война и мир 1 том 1 часть
  • война и мир краткое содержание 1 том 1 часть