Добрые русалки — как их найти? Вызов на природе.

Многие девчонки думают о том, как стать русалкой . И этому есть объяснение. Русалки привлекают своей грациозностью, ловкостью движений в воде, обаянием, красотой и волшебной силой. Эти прекрасные существа управляют стихией воды и также могут дышать под водой. По легендам они еще способны принимать форму абсолютно любых предметов. Поэтому нет ничего удивительного в том, что девочки раздумывают о том, как стать настоящей русалкой .

Давайте рассмотрим все способы и варианты, которые могут помочь стать сверхъестественным существом – русалкой. Сразу скажем, данные варианты – это просто выборка из всех существующих способов. Станете ли вы после них русалкой или нет – неизвестно. Исследований никто не проводил, но попробовать можно.

Как стать русалкой в домашних условиях?

1. Самый простой способ, которые поможет вам стать русалкой дома – это метод визуализации. Визуализация – это «картинки», которые вы представляете у себя в голове. Возьмите листочек и ручку. Листок должен быть аккуратный и не порванный. Ручка обыкновенная. Удобно сядьте. Визуализировать надо в тишине. Напишите на листочке, какую внешность вы хотите. Опишите все в мельчайших подробностях с головы до хвоста. Дальше напишите способности, которыми вы желаете обладать. Чем больше подробностей вы напишите, тем лучше. Будьте внимательны, учитывайте все нюансы вашего перевоплощения, которые могут произойти. А дальше просто спрячьте лист в укромное место и ждите чуда.

В некоторых источниках пишут, что спрятать листочек, а потом просто ждать превращения – глупо. И если вы думаете о том, как стать русалкой по-настоящему, то должны быть готовы прилагать больше усилий. Поэтому необходимо:

  • Дождаться полнолуния.
  • Положить листочек в полнолуние на подоконник. Условие – лунный свет должен падать на лист.
  • Утром проверьте его. Появились какие-то изменения на нем или нет.
  • Если лист изменился: появился знак или исчезла буква, то идите в ванную. Вдруг процесс превращения начался.

2. Дождитесь полнолуния. Поставьте стакан воды на подоконник. Лунный свет должен падать на стакан с водой. Утром ею умойтесь.

3. В полнолуние возьмите стакан воды, посолите воду, киньте туда ракушку. Поставьте стакан на всю ночь таким образом, чтобы лунный свет отражался в стакане. Утром умойтесь водой, а ракушку поносите с собой некоторое время.

Как стать русалкой прямо сейчас?

Самым надежным способом считается купание в речке или озере в полнолуние. Полная луна отражается в озере или реке – это ваш шанс для превращения. Но, если вам не исполнилось 20 лет, то делать это можно только с взрослым. В противном случае эффекта не будет.

Полежите в ванной и пофантазируйте, как вы перевоплотились в девушку с хвостом. И вполне возможно, вы уже не будете думать, как стать русалкой за 1 секунду. Вы ей станете.

Как стать русалкой без полнолуния

1. Возьмите обычный лист бумаги. Намажьте его зубной пастой и положите на край ванны. Включите воду. Свет выключите. Закройте дверь и 3 раза позовите русалку. Когда она придет, попросите у нее хвост.

2. Как стать настоящей русалкой ? Сшейте себе хвост как у рыбы. Если сами не умеете, то попросите помощи у человека, которому доверяете. Вы ощутите себя русалкой по-настоящему и поймете, хотите ли ей стать.

3. Напишите на листке бумаги свое желание, положите его под подушку. Утром ждите результата.

Конечно, все вышеперечисленные способы как стать русалкой по-настоящему – это только мифы, некая игра, на практике их никто не проверял. Но говорят, если сильно чего-то захотеть при условии, что это не навредит окружающим, то желание обязательно сбудется.

На вопрос, — русалки существуют? Современный человек чаще всего посмеется и ответит, что в бабушкины сказки перестал верить еще с десяти лет. Однако документальные свидетельства подтверждают правдивость древних преданий.

Если опираться на древние рассказы и легенды, то облик загадочных морских существ весьма разнообразен, впрочем, как и их названия. Например, в Западной Европе чаще употребляли название русалки. В древней Греции сирены и тритоны. В древнем Риме наяды, нереиды и нимфы, а вот у немцев никсов, и прибалтов странные рыбоподобные существа получили названия гуделки и ундины. В Шотландии тоже встречались удивительные подводные жители и там именовали их как шелками. Французы же, не церемонясь, обзывали уродцев змеиными хвостами.

Облик загадочных морских обитателей по разным описаниям очевидцев сильно разнится. Во первых русалки существа не только женского, но и мужского пола, во вторых их облик описывают совершенно по-разному. От очаровательно красивой женщины с большой, упругой грудью, нежными чертами лица, длинными шелковистыми волосами, белой кожей и блестящим рыбьим хвостом вместо ног, до весьма пугающего существа с зелеными волосами, лицом, обросшим субстанцией, похожей на кораллы, уродливыми жабрами, начинающимися от нижней губы и мерзким, с отвратительными наростами хвостом в нижней части туловища.Вероятность того, что в разных частях света подводные обитатели могут внешне отличатся, существует, ровно так же, как и наличие нескольких видов, сразу рознящихся не только внешне, но и находящихся на принципиально разных уровнях эволюции. Некоторые исследователи допускают, что человек может легко быть потомком русалок. Ведь не зря говорят, что Океан колыбель жизни.

Чтобы все здесь описанное не казалось очередной безосновательной версией или слишком смелым предположением обратимся к засвидетельствованным описаниям встреч с русалками. Это даст хорошую почву для размышления касаемо ответа на вопрос, — русалки существуют или нет?

Упоминания о русалках в истории

Итак, первое упоминание, обнаруженное в исландских хрониках Speculum Regale, датировано XII веком. В нем речь идет о существе наполовину женщине, на половину рыбе именуемом «Маргигр». По описанию это абсолютно нормальная женщина, если не считать большого блестящего плавника вместо ног.Спустя три века в XV столетии в книге Сиго де ля Фонда «Чудеса натуры, или Собрание необыкновенных и примечания достойных явлений и приключений в целом мире тел, азбучным порядком расположенное» есть упоминание о случае, произошедшем в Голландии в 1403 году.

После страшной бури уничтожившей ВестФрисландскую плотину, была обнаружена женщина, запутанная в водоросли и выброшенная на прибрежный луг. Ее освободили, привезли в Харлем, одели, научили вязать чулки и ходить в церковь. Женщина прожила в городе 15 лет, ела обычную еду, за все время, так и не научившись говорить. Она бесконечно порывалась броситься в море, но видно было не суждено. Умерла она как обычный человек на суше.

В XVII веке мореплаватель Г.Гудзон оставил запись в судовом журнале, в котором он описывал удивительное существо, увиденное у берегов нового света. Он писал, что один из членов его экипажа вдруг заметил за бортом русалку. Наблюдатель сразу же позвал товарища и те долго разглядывали существо. По их описанию это была женщина с обнаженной грудью, длинными черными волосами до плеч и рыбьим хвостом испещренным черными точками подобно макрели. Имена матросов, наблюдавших за русалкой: Томас Хилс и Роберт Райнар. Дата: 15 июня 1608.

Русалка подросток

В том же веке испанский журналист Икер Хименес Элизари опубликовал в одном из изданий того времени записи найденные в архивах церкви. В них речь шла о юноше Франсиско дела Веге Касаре жившем в Лиерганесе (Кантабрия) выделявшихся среди жителей отменной способностью плавать. Согласно источнику в 16 лет юноша покинул родной город и отправился учиться на плотника в Лас-Аренас. В 1674 году во время купания его подхватило волной и унесло в море. Все поиски были тщетны.

В феврале 1679 года около бухты Кадиса рыбаки выловили странное создание. Существо выглядело, как высокий юноша с бледной кожей и рыжими волосами. На нём была чешуя вдоль спины и вдоль живота. Между пальцами была коричневая перепонка. Пленник рычал, ревел и сопротивлялся так, что его еле удерживали 12 человек. Существо отправили в монастырь францисканцев, где он провел три недели, в течение которых над ним проводился обряд экзорцизма. В январе 1680 года его доставили в Кантабрию где мать пропавшего несколько лет назад сына признала в странном существе свое дитя. Еще в течение двух лет морской обитатель прожил в поселке, питаясь при этом сырым мясом и рыбой, и в 1682 году ему удалось бежать. Он нырнул в морские воды и его больше никто не видел.

Хвост русалки

В XVIII веке, а точнее в 1737 году журнал «Gentleman’s magazine» опубликовал статью о пойманном близь английского города Экстер существе. Рыбаки, подняв его на палубу, увидели в сетях хвост похожий на лосося и, разобравшись, что к чему забили добычу палками. Когда улов, агонизируя начал по человечески стонать, рыбаки распутали сети и обнаружили русалку мужского пола. Верхняя часть туловища была абсолютно человеческой, разве, что нос был слегка приплюснут не как у людей. Труп долгое время выставлялся в Экстере в качестве экспоната.

Другое издание «Scot’s magazine» в 1739 году опубликовало не менее любопытную статью о том, что экипаж корабля «Галифакс» выловили нескольких русалок вблизи побережья острова Маврикий, зажарили их и съели. Члены команды уверяли, что мясо русалок напоминало им нежную телятину.

В XIX веке тоже было несколько громких случаев с участием русалок. Вот один из них. 31 октября 1881 года в одной из бостонских газет писали, что на берегу был обнаружен труп существа частично схожего с человеком. Голова и тело трупа явно было женским. Черты лица, глаза, нос, зубы, руки, груди и волосы - всё это было человеческим, однако все что находилось ниже пояса погибшей, напоминало рыбий хвост.

И XX век не стал исключением. О существовании русалок не только не прекратили писать, а наоборот количество таких случаев только увеличилось.

В СССР тоже нашли русалок

Об одном из самых интересных и громких случаев того времени стало известно только недавно когда гриф секретности был снят. С представителями водных глубин довелось встретиться вооруженным силам СССР в 1982 году на западном берегу озера Байкал, где проходили тренировочные сборы боевых пловцов Забайкальского военного округа.

При погружении аквалангистов на глубину 50 метров им не раз приходилось сталкиваться лицом к лицу с существами ростом более трех метров как будто обтянутыми в какие-то блестящие одежды. Головы существ были будто скрыты под шарообразными шлемами, но в то же время у незнакомцев не было ни аквалангов, ни какой-либо иной аппаратуры для дыхания под водой, при этом плавали они с большой скоростью и явно наблюдали за действиями наших боевых пловцов.

Главнокомандующий учениями решил, что стоит поближе познакомиться с таинственными «коллегами» и приказал поймать одного из них. Была собрана специальная команда из семи опытных бойцов аквалангистов и офицера, вооруженных тонкой и прочной сетью. Однако в момент, когда охотники пытались набросить сеть на одного из незнакомцев, некий мощный силовой импульс мгновенно вытолкнул всю группу на поверхность озера. В результате резкого всплытия без необходимых остановок для декомпрессии все члены команды заболели кессонной болезнью. Трое скончалось через несколько дней, остальные остались инвалидами.

Жители США так же находили русалок

В августе 1992 года произошел тоже не менее интересный случай. Группа рыбаков из поселка Ки-Бич (Флорида) в километре от берега заметили лежащих на воде «полулюдей-полутюленей» с большими головами, похожими на человеческие, крупными глазами и длинными руками, оканчивающимися перепончатыми кистями. Существа, заметив подплывающий баркас, отплыли в сторону, сделали вокруг судна круг и ушли на глубину. Спустя час рыбаки вытащили рыболовную сеть и обнаружили, что она порезана в нескольких местах.Еще одна странная встреча людей и загадочных подводных жителей произошла несколько лет назад. В краеведческом музее городка Тумстоун, расположенного в южной части Соединенных Штатов, имеется большая стеклянная витрина. В ней располагается существо очень похожее на морскую корову, истребленную людьми лет 150 тому назад, вот только верхняя часть данного существа очень напоминает человека.

Круглые глаза, нос, уши, шея, плечи, руки все как у людей. Грудная клетка имеет хорошо развитые ребра, а это означает, что дышит существо атмосферным воздухом. Нижняя же часть объекта является обычным рыбьим хвостом. Даже если человек не хочет верить в существование русалок, то этот экспонат доказывает, что русалки существуют. К тому же местные рыбаки утверждают, что подобные русалки периодически попадаются в их сети, но они, считая их мутантами, выбрасывают обратно.

Из всего выше описанного становится понятно, что, скорее всего русалки существуют. Кто они не известно. Возможно, вид, который параллельно развивается, и эволюционируют вместе с человечеством. Ведь Океаны на сегодняшний день изучены гораздо меньше чем космос. Человек ищет разумных существ за пределами галактики, а возможно, что они всегда находились рядом с нами, просто мы в них не хотим верить. Вполне реально, что среди них есть разнообразие видов. Этот факт вполне может объяснить, почему в описаниях этих существ такая разница. Возможно, когда-нибудь человек начав покорять водные пучины, обнаружит, что он не одинок и братья по разуму всегда были рядом, стоило лишь протянуть руку.

1 июня наступает Духов день - Русалочья неделя, время, когда, по поверьям наших предков, можно было запросто встретить русалок и мавок. А раз так, то давайте о них и поговорим.

Морских дев любили математики и воспевали поэты, им посвящены сказки и легенды, но удалось ли разгадать тайну этих водных созданий? Сирена, Ундина, Русалочка – в чем разница, с чего началась история о русалках-проститутках и почему по сей день не стоит заходить в воду на "русальной неделе".
Существовали ли эти полуземные жители на самом деле? Если резюмировать все исследования культурологов – да, но все могло быть иначе, чем мы себе представляем. Истина о подлинных русалках где-то посередине. Все примерно так, как с легендами о драконах. "Огнедышащие" казались чистой выдумкой, пока не были изучены скелеты динозавров. Образ драконов передавали люди - они шифровали реальность в сказочный код, который мы разгадываем до сих пор.

Главный признак русалки – она не одна, у нее много родственников. Именно за это русалок любили математики, они спорили: число ли рождает русалку или русалка число?
Русалки увеличиваются в геометрической прогрессии, только начни изучать. Водных дам настолько много в мифах разных стран, что немецкий литератор Андреас Красс создал "русалочью энциклопедию", в которой описал около 20 видов получеловека-полурыбы. Он пишет о наядах, нереидах, мелюзинах, сиренах, которые приходятся друг другу дальними или ближними родственниками
Андреас Красс говорит и об исторической подоплеке, например, истории жительниц моря в «Одиссее» Гомера. В поэме речь идет об одном из видов подводной братии – "сиренах". Они серьезное испытание для моряков, которые вынуждены проплывать мимо острова "сладкозвучных сирен". Мужчины, услышав пение, забывали про дом, жен и детей - пускали жизнь и корабль под откос. Одиссей, впрочем, согласно сюжету, однажды велел своим спутникам заткнуть уши воском, а себя привязать к мачте, чтобы не соблазниться. Но речь не о мудром решении, а о том, какая реальная история легла в основу сюжета.
Вполне может быть, что сирены – эпитет для прекрасных девушек легкого поведения, что владели искусством любви.
Дело в том, что на том месте, о котором пишет Гомер, реально находился остров, но там располагались публичные дома и жили там, соответственно, не подводные, а вполне земные существа - древнегреческие проститутки, которые завлекали мореходов, обещая такие наслаждения, что впору забыть и жену, и детей, и дом родной.

О чем говорят сказки, где фигурируют русалки и сестры? Возможно, речь о необычных женщинах-музах, преданных и потому кардинально поменявших амплуа: из музы - в дьяволицу.
Грустная и романтическая сказка о Русалочке Ганса Христиана Андерсена одна из самых популярных в детстве. Однако ее главная героиня не русалка, а морская дева. Если дословно с датского, ту, что мы называли Русалка, зовут "Маленькая морская госпожа" и относится эта госпожа к классу "Морских дев". Они имеют родственные связи с русалками, но ими все-таки не являются. Русалка – героиня славянской мифологии, которая живет вблизи водоемов, тогда как Морская дева - это сестра своих сестер и родилась под водой.
Русалку в прямом толковании слова можно встретить на земле в течение Русальной недели (примыкающей к празднику Троицы) и у нее есть ноги. Считается, что русалки пришли в воду из земного мира: умершие до замужества девушки или на Русальной неделе, утонувшие, реже - некрещеные дети. Часто сердце русалок разбито, вот они и мстят - заманивают мужчин в воду, откуда последние не возвращаются. Четкого описания их внешнего вида нет, иногда - это молодые девушки в белых одеждах и с длинными волосами, иногда уродливые бабы с большой грудью, которую они перебрасывают за плечи.
Прародителем морских дев считается - вавилонский бог Оаннес. Он долго менял форму, в итоге он некий русал - голова и торс мужчины и рыбий хвост вместо ног. Первая женщина с хвостом - богиня Луны и рыболовства - Атаргате.
Но вернемся к сказкам.

Русалочка Андерсена - с хвостом и она никогда не тонула, она "Морская дева", что живёт в подводном царстве. Согласно сюжету, когда подводной даме исполняется 15 лет, ей дозволено посмотреть на мир над водой. С этого момента и начинается активное развитие сюжета: принц тонет, она спасает юношу и это любовь с первого взгляда. Дальше девица наводит справки о людях и узнает от бабушки о прелестях человеческой души, которая перерождается и вообще бессмертна. Помочь почувствовать себя человеком вызывается ведьма, она забирает голос Русалочки. Договор подписан, но принц безголосой водной девушке предпочитает земную. Экс-русалке грозит смерть и сестры предлагают решение - если убьет принца, снова станет подводной жительницей. Но она превращается в пену. Кажется, что это грустный конец, но как поясняют культурологи, да и в тексте самой сказки есть этот пункт: русалочка становится одной из дочерей воздуха, кардинально меняя стихию. И здесь узнает, что и с мечтой о человеческих ногах не все так плохо: 300 лет ей совершать добрые дела и быть тогда человеком с бессмертной душой.
У братьев Гримм "Русалка в пруду" менее безобидная, хотя и прекрасная. Обедневший мельник обещал отдать русалке за возвращенное богатство своего новорожденного сына, но, когда ребенок появился на свет, он передумал и стал прятать мальчика. Однажды, завещанный до рождения принц, на тот момент уже женатый, подошел-таки к пруду, и был благополучно погружен на дно. Жена не обрадовалась такой участи, обратилась к колдунье и вызволила из-под воды суженного. Он остался жив, благодаря титаническим усилиям другой женщины, которая не исключено, тоже имела русальи корни.
В этих сказках не говорится о путанах, что заманивают голосом и чудным видом, здесь перед нами и другой вид русалок и другая стратегия: жертвенность и любовь ради бессмертия, возмездие за предательство и невыполнение обязательств.
В других преданиях и легендах, также часто прослеживается некая перепись страхов: потерять любимого, предательства, а также неуверенность в себе и ревность. По-сути все представители русальего племени - роковые женщины, которых изображают, примерно так, как после будут изображать ведьм: с зеркалом и распушенными волосами.

Существует легенда, которая живет в наши дни "благодаря" заболеванию "синдром ночного апноэ", который негласно называют - "Проклятье Ондины". Как гласит придание: "русалочка"- дева по имени Ондина, наложила на суженного проклятье, после того как он несколько десятилетий спустя нашел себе другую: "Ты поклялся мне своим утренним дыханием! Так знай - пока ты бодрствуешь, оно будет при тебе, но как только ты уснёшь, дыхание покинет твоё тело и ты умрёшь".
Сегодня "синдромом ночного апноэ" страдает по статистике 10% мужского населения планеты, а около 40% склонны к этому заболеванию после 40 лет. Больные им люди способны дышать, лишь бодрствуя.
И всё-таки русалки - миф или реальность? Легенды о них будоражат человеческое сознание. Представления о русалках противоречивы, поэтому сложно сказать что они из себя представляют: добрых или злых существ? Каждый народ дает свое представление о них. Давайте посмотрим на представление наших предков. Насколько современное представление об этих водных обитателях соответствует представлению наших предков. В славянской мифологии известны существа, называемые русалками. Образ русалки является исконно славянским . Считается, что слово русалка происходит от "русло", "русый" . Видимо, из-за этого в современном мире обитанием русалок стали считать только воду. В Украине русалок называли мавки, а в Белоруссии - водяница или купалка. Основным их предназначением является охрана лесов, вод и полей. А как же делать это, если находиться только в воде?
Образ русалки

Дело в том, что образ современных русалок отличен от образа мифологического. Славянская русалка - это красивая девушка в белом платье. Рыбьего хвоста у них никогда не было. Поэтому они спокойно могли перемещаться по суше, сторожить леса и сидеть на деревьях. Образ русалки с хвостом пришел в умы людей из литературы и прочего искусства. Но в славянской мифологии "девушки воды" имеют ноги. Хвосты же принадлежат сиренам, которых многие знают по легендам об Одиссее.
Длинные распущенные волосы - это атрибут, который имеется у русалок в мифологии всех народов. Сейчас девушки с распущенными волосами на улице это норма, но раньше это было недопустимо. Существует даже выражение:

"Ходит как русалка (нечесаная девушка)."

Это современным модницам на заметку.
В некоторых местах русалки имеют образ девочек с распущенными зелеными волосами и длинными руками. Но в народной традиции есть и совсем другой образ русалки - косматой, безобразной и заросшей шерстью . Все это подчеркивает принадлежность к нечистой силе. Часто при этом упоминаются большие груди:

"цыцки большие-большие, аж страшно."

В работе Е. Левкиевской "Мифы русского народа" упоминаются рассказы о том, как люди видели русалок :

"У нас говорили, что русалка будет ходить в той одежде, в какой ее похоронят. У меня сестра шла через поле с бабушкой, там межа была, стежка среди поля, бабушка вперед пошла, а сестра шла, цветы рвала. Глянула - а в жите идет девушка. В веночке, как убирают умершую девушку, когда в гроб кладут - в веночке, вешают рушник на руку, в фартуке. Волосы распущенные, из-под венка ленты висят. И фартук, и юбка - как хоронят. Сестра закричала: «Бабушка, посмотри, какая девушка!» И тут же жито сомкнулось, и никого не стало"

Русалки добрые или злые. Как становились русалками

Так кто же русалки? Добрые существа или нечисть, творящая зло. По мнению старообрядцев, когда Сатана пал с небес, то вместе с ним пали иные существа, в том числе русалки. С этой точки зрения хорошими их назвать язык вряд ли повернется. Но все таки нужно разобраться с их происхождением. Согласно славянский мифам русалками становятся утопленницы или молодые незамужние девушки . Иногда говорят только о некрещеных, но суть от этого не меняется. Русалки - это души утонувших/незамужних молодых девушек . Хоронить таких умерших на кладбище нельзя, поэтому погребение осуществлялось за кладбищем. А в Русальную неделю девушка обращалась в русалку. Когда таких умерших хоронили, то плакали не из-за того, что человек умер, а из-за того, что ходить теперь умершему век русалкой по земле. Не бывать покою. Теперь вы легко сможете ответить на вопрос: как стать русалкой . Вряд ли кто-то захочет обратиться в нее по своей воле на таких условиях.
Про русалок говорят, что они могут соблазнять молодых людей. Чтобы в дальнейшем защекотать до смерти или заманить к воде и утопить . В деревнях даже запугивали русалками детей, чтобы те не лезли в глубокие участки реки, когда купались:

"Далеко уйдешь от берега, русалка утянет под воду."


Это сразу создает образ плохих существ. Так же считается, что они любят воровать у женщин нитки, холсты и прочие вещи для шитья. Связано это с тем, что русалки ходят либо в рваных сарафанах, либо вообще голыми . Так, например, если в русалью неделю встречали в лесу русалку, то обязательно бросали ей платок или открывали кусок ткани.
Способов защитить себя от русалки не много. Если вы встретитесь с ней, то первое, что рекомендуется - это не смотреть ей в глаза. Также считается, что русалок отпугивает полынь или укол булавкой (не забывайте, что это старинные поверья- прим.)

Помимо негативного в русалках есть и некоторые положительные черты. Например, русалки любят детей и защищают их в лесу от диких зверей, а также могут спасти тонущего ребенка. Хотя это не мешает взрослым оберегать детей во время купания образом "плохой русалки".
Русалки известны своей жизнерадостностью. Всем знакомо по фильмам их заигрывание и хохот. Считается, что они веселушки, любящие играть и радоваться жизни. Хотя их шутки кажутся смешными только им самим. Для людей же, например, тушение костра вряд ли покажется забавным. Русалки любят водить хоровод вокруг деревьев. Если в лесу увидеть дерево, вокруг которого не растет трава, то значит вокруг него русалки водили хоровод. Представляя русалку, предстает образ девушки, сидящей на берегу реки или на ветке дерева, которая расчесывает волосы. Именно так пишет А. С. Пушкин:

"Там чудеса: там леший бродит,
Русалка на ветвях сидит;"

Известно также, что русалки любят плести венки . Для этого они используют цветы и древесные ветки. Жители Полесье, например, русалку представляют в образе молодой красавицы с длинными волосами и с венком на голове из цветов и трав. Сложно при таком описании представить что-то негативное. Образ исключительно положительный и радостный.
Наиболее активны русалки в ночь на Ивана Купала 22-23 июня. А в день Февронии-русальницы русалки уходят вглубь водоемов.

https://mistika.temaretik.com/1139885221339990841/rusalochka...
Часть 7. Русалки.

В отечественном бестиарии русалки занимают особое место. Они, в отличие от иных представителей нечистой силы, не имеют, как правило, отталкивающего вида. Происхождение русалок - не демоническое, а вполне человеческое. Благодаря этим особенностям романтизированный образ русалки был широко представлен в литературе и живописи.

В разных местностях русалок именовали по-разному: водяница, лоскотуха, берегиня, вила, мавка, навка, мертвушка, лохматка, шутовка, купалка, озерница, водяная дева, водяная баба, водява, щекоталка, святёха, криница, казытка, хитка, белая баба. И выглядели русалки в разных регионах различно: в суровых северных краях, например, они представали отнюдь не в виде обольстительных дев, а совсем наоборот - безобразных тёток.

Вопреки расхожим представлениям, русалки, обитающие в наших внутренних водоемах, отродясь не имели ни рыбьего хвоста, ни чешуи. Эти атрибуты присущи морским русалкам, имеющим совсем другое происхождение.

Итак, ниже мы попытаемся разобраться в нюансах русалочьего происхождения и внешнего вида, особенностях их взаимотношений с людьми, познакомимся с их средой обитания, характером и повадками.

Использованные материалы :
К.Никифоровский, "Нечистики", Вильна, 1907;
Д.Зеленин, "Очерки русской мифологии", 1916;
С.Максимов, "Нечистая, неведомая и крестная сила", СПб, 1903;
Н.Маркевич, "Обычаи, поверья, кухня и напитки малороссиян" 1860;
Е.Левкиевская, "Русская народная мифология", 2009;
Н.Шапарова, "Краткая энциклопедия славянской мифологии", 2001;
"Мифологические рассказы и легенды Русского Севера", сост. О.Черепанова, 1996.

Русалки - существа исключительно женского пола, вечно юные красавицы с чарующим и обаятельным обликом; они есть или выродки людских дочерей, или дочери, проклятые родителями еще в материнской утробе, умершие некрещеными, загубленные своими матерями вскоре после рождения, непременно в воде, или же молодые утопленницы, покончившие жизнь самоубийством. Как ни различны возрасты этих жертв людской небрежности, злобы, насилия, малодушия, в состоянии русалок они объединяются, так что каждая из них представляет существо в пору наилучшего развития девичества, и только опытный глаз улавливает между ними рознь возрастов при жизни, а также крещеных особей. Последнее сказывается едва заметным оттенком креста меж персей, что можно наблюдать на расстоянии девяти шагов от русалки.

"Нечистики"



Русалками становились заложные покойники: девушки, умершие до вступления в брак, особенно «зарученные» (просватанные) невесты, не дожившие до свадьбы; женщины-самоубийцы; дети и девушки, умершие (прежде всего утонувшие) на Русальной неделе; девочки, родившиеся мертвыми или умершие неокрещенными. Кое-где полагали также, что русалкой может стать проклятая матерью и похищенная нечистой силой (в первую очередь - русалками) девушка или вообще ребенок, украденный нечистыми духами. Часто считалось, что русалки смертны, как и люди; в облике русалок они лишь «доживают свой земной срок», а потом наступает их естественный конец. Считалось также, что русалки имеют тот же характер, привычки и вкусы, какие были у покойниц. Наиболее активна бывает та русалка, которая умерла неудовлетворенной, с каким-нибудь страстным желанием, или та, которая при жизни обладала беспокойным характером.


Русалок обычно представляли юными прекрасными девами с длинными, преимущественно светлыми волосами и белыми телами, обнаженными или одетыми в белые рубашки. В некоторых местах облик русалки был весьма близок к облику покойницы: так, русалки могли иногда появляться в том виде, в каком их похоронили: в нарядном убранстве, иногда - в подвенечном платье, с распущенными волосами и с венком на голове. Кроме того, в разных местах про русалку рассказывали, что она, подобно мертвой, «вся в белом, косы распустит длинные, лица не видно, руки холодные, сама длинная, высокая»; «в лице краски нет да руки тощие»; «волосатая, с закрытыми глазами и в белой одежде».

"Краткая энциклопедия славянской мифологии"


На севере России русалок представляли по большей части в виде страшных, уродливых и косматых баб с отвислой грудью, которую они закидывают за плечи. Такие безобразные русалки в некоторых рассказах очень похожи на чертовок или шишиг, а также ведьм или бабу-ягу. Так, например, по многим поверьям, русалки «кудлатые, как ведьмы», «горбатые и старые», «черные, косматые, заросшие шерстью», «лохматые, с большим брюхом и острыми когтями», у них «груди как каменья», «железные цыцки» и т.п. Ходят они голые или в лохмотьях, в руках держат клюку, кочергу, пест или железный крюк, которым они ловят людей. Тела у них могут быть голубоватого, синеватого или черного цвета, как у чертей или бесов.

"Краткая энциклопедия славянской мифологии"


Однако чаще всего между лесными и водяными русалками не делалось различия ни во внешнем виде, ни в их занятиях. Считали, что русалок можно встретить в самых разных местах: не только у воды или в лесу, но и в полях и на полянах, на деревьях, на перекрестках, на мосту, в огороде, на кладбищах, в банях, в овинах. Они могли появляться в домах, где прежде жили, и прятаться за печью или по углам, могли приходить под окна родного дома, подходить к избам, стучаться в дома. Вообще же, весной русалки пребывают преимущественно в лесу, по большей части у воды, а с середины весны и летом обитают в полях, особенно во ржи и в коноплях. Русалки выбирают себе развесистую, склонившуюся над водой иву или плакучую березу, где и живут. Показываться людям русалки могут и днем (особенно в полдень), но чаще являются вечером, в сумерках или ночью, до первых петухов; появляются они и в одиночку, и группами.

"Краткая энциклопедия славянской мифологии"




В русальную неделю (восьмую по Пасхе) русалки выходят на сушу на более продолжительные сроки, причем устраняется помянутая опасность погибнуть на суше. Они безбоязненно и весело размещаются на берегу водоема, далее уходят в ближайшие рощи, на луга и поля, взбираются на деревья, чтобы покачаться на сучьях и верхушках их. Всем этим русалки освежают памятование о покинутой земле и о людях, между которыми они не преминут уловить и жертву. Это достигается так: обольстительницы кувыркаются, играют, ведут беговые игры, хороводы, пляшут, хохочут, поют песни и приманчивыми движениями они скопом обступают жертву, жмут ее в объятиях, щекочут до смерти, причем, слыша веселый хохот и песни, никто не подает помощи, не решится подозревать опасности там, где идет игривое веселье молодежи.

"Нечистики"


Известно о русалках, пойманных людьми; считалось, что пойманные русалки живут среди людей до года, а затем исчезают. Однако, говорили, что русалку можно «вернуть», т.е. сделать ее опять человеком, после чего она сможет жить так же, как живут обычные люди. Правда, вернуть можно было не всякую русалку: так, чтобы стать настоящей русалкой, то есть потерять навсегда право и возможность снова стать человеком, необходимо четыре года. Возврата назад нет и для девушек-самоубийц, ставших русалками; все же остальные русалки могут снова стать людьми, если только кто-нибудь сумеет их «окрестить». Известны рассказы, повествующие о русалках, которые с помощью священника или даже простого мужика снова стали обыкновенными женщинами и вышли замуж. Так, например, на Новгородчине деревенский парень, ночью в лесу услышавший причитания утонувшей девушки, спас ее тем, что надел на нее свой крест, а потом женился на ней.

"Краткая энциклопедия славянской мифологии"


- В ночь на Ивана Купала повели парни на ночлег лошадей, разложили огонь, начали греться; вспомнили, что в эту ночь ходят русалки, и вырезали себе по хорошей дубине. Только что уселись вокруг огня, как невдалеке от себя увидели приближающуюся нагую женщину: это была русалка. Подойдя к огню, она остановилась, посмотрела на парней и ушла к реке; окунулась в реке, пришла опять к парням, стала на костер, затушила огонь и ушла. Парни опять развели огонь. Русалка вновь окунулась в реке и, придя, снова затушила огонь. Когда также явилась в третий раз, парни встретили ее дубинами, и русалка ушла.

"Очерки русской мифологии"



Русалки - веселые, шаловливые, но нередко и вредоносные существа: они могут напугать человека или подшутить над ним, не причинив вреда, но нередко «ради шутки» причиняют большой вред. Русалки часто сбивают с пути людей, аукаются из чащи, заводя человека в лесную глушь; душат или щекочут до смерти; заманивают в воду и топят; утаскивают под воду купающихся; превращают людей в животных или предметы; путают сети и уводят от них рыбу; насылают болезни на скот; уводят с собой проклятых и вообще неосторожных людей; топят рыбацкие лодки; портят жернова и плотины у мельников; похищают у заснувших без молитвы женщин нитки, холсты и полотна, разостланные на траве для беленья; заезжают лошадей; иногда отбирают молоко у коров. Русалки иногда выходят к дороге с корзинками разной еды, подзывая к себе детей и обещая им угощение, либо с хохотом качаются на качелях, сплетенных из древесных ветвей, зовут прохожих, в первую очередь, детей и подростков: «Ходите к нам на рели (качели) качаться!», но человека, который подойдет к ним, они немедленно защекочут до смерти.

"Краткая энциклопедия славянской мифологии"



Кроме враждебных нападений, при которых беспощадно преследуются люди всех возрастов, от младенцев до стариков, известны еще заигрыванья русалок, особенно тех, кои при земной жизни не знали людей, умерших младенцами. Эти заигрыванья, менее враждебные и не столь опасные, больше всего приходятся на молодых мужчин, особенно парней, сношение с которыми ново и заманчиво для русалок. Тут русалка подхватывает какой-нибудь его предмет - одежду, обувь, рыболовный снаряд, и, готовясь затопить его, тем заставляет владельца бросаться без разбору за поимкою предмета, сама же незримо подталкивает предмет все дальше и дальше, в опасное место, куда, конечно, увлекает и хозяина. Если тот благополучно избежал опасности и спас похищенный предмет, он все равно обязательно затеряется впоследствии, или будет украден, испорчен. Много приходится терпеть от заигрываний русалок молодым рыболовам: русалки обманывают удильщиков фальшивым клёвом, выворачивают сети, набивают их тиною и травою, вырывают весло, шест, или качают рыболовное судно, чтобы перевернуть его вместе с рыбаком.

"Нечистики"


Как ни красна жизнь русалок, у них есть много скорби, которую не подавить развлечениями. Им с завистью приходится смотреть на свободу земных женщин, так же завидно созерцать материнские ласки, которые многим из были незнакомы. Самоубийцам приходится томиться из-за минутного, быть может, необдуманного решения покончить жизнь, чтобы потом наложить на себя вечную неволю. Но что всего скорбнее, так это - подневольная связь с ненавистным водяником, в области которого они живут и которому подчинены. Не скорбь только, а наивысшая степень бессильной злобы должна охватывать существо русалки, когда ей приходится видеть молодую, счастливую чету, гуляющую по берегу обиталища русалок, или катающуюся в лодке там же. Зато какой радостный возглас раздается иногда здесь, при получении известия о гибели ненавистного водяника! Но это - их последний радостный возглас, потому что вместе с гибелью водяного начинается и их собственная, если только русалки не успели удалиться из осушенного обиталища и переместиться в новое. Но тут из одной неволи они попадают в новую, быть может, более тягостную.

"Нечистики"


Судя по этой картинке, не всегда отношения русалок с курирующим их водяным были такими уж скорбными.

Когда жертва заполучена, русалки уносят ее в свое обиталище и здесь окружают самыми нежными заботами: в жертве-женщине они видят возможную супругу своего властелина - водяного, новую подругу себе, а в мужчине, особенно, когда тот молод и красив - возможного любовника одной из них. Разумеется, больше других ухаживает за погибшим та русалка, которой он пришелся по нраву. Забота об избраннике доходит до мелочей: русалка чешет голову его, трет тело, отгоняет водных животных, убирает ложе лучшими водорослями, а в русальную неделю выводит его на сушу, даже позволяя заглянуть в родственный дом и на людей, чтобы ослабить скорбь по земной жизни. Остальные жертвы остаются без внимания: русалки позволяют ракам и насекомым уродовать их тело, а если жертва оказалась почему-либо несимпатичной, они выталкивают труп на поверхность воды, к берегу.

"Нечистики"



- Вот у одной женщины утонул сын. Он и плавал-то неплохо, хорошо плавал-то и вот вдруг утонул. А было летом, конечно. Ну, народ-то: «Водяной утащил!» А потом, уж много времени прошло-то, пошла она стирать на реку и глядит, сидит на камне девушка, красивая, да голая, волосы черные, длинные. Она их чешет. Та [женщина] как увидела ее, и сердце захолонуло, сразу. Спугалась сильно, стоит, не дышит аж. Забоялась шибко сильно. А как же, ошарашно ведь! Что ты! Эта русалка как посмотрит на кого, как застывши человек стал, так и будет стоять, долго может так, да. Вот та й стоит. Вдруг русалка повертывается и говорит: «Твому сыну хорошо, иди домой и не ходи больше сюда». И в воду прыгнула, а гребень оставила на камне. Женщина тогда опомянулась, бросилась домой, молилась долго, много. Снилось ей все долго еще, потом прошло. А сына тело так и не нашли, глубоко больно. А хто они? А хто знает. У нас иногда говорят, что это девушки, умершие перед самой свадьбой. Они вот и томятся всю жизнь, и людям жить мешают

"Мифологические рассказы и легенды Русского Севера"




Иногда считалось, что русалки могут появляться не только весной и летом, но даже и зимой. На Владимирщине говорили о русалке, которая «вся во льду» пришла погреться в овин. По рассказу из Архангельской губернии, девка-русалка ходит к промысловику на зимовку и затем рожает от него ребенка; промысловик, возвращаясь домой, уезжает потихоньку, «... а как судно понеслось, она (русалка) увидела, выбежала на гору, ребенка разорвала, половину себе взяла, а другу - свись на судно! Судно бы обернулось, дак она не попала - только одна капелька крови на борту. Стало судно опруживать: ну, стесали топором, оно и выпрямилось».

Однако, по большинству поверий, зимой русалки пребывают где-то вне мира людей, а на земле появляются ранней весной и остаются до поздней осени (уходят они при первых заморозках, тогда же, когда исчезают последние перелетные птицы и вся нечистая сила проваливается под землю).

"Краткая энциклопедия славянской мифологии"



Вышеприведенные цитаты убеждают, что русалки - существа коварные, вредоносные и опасные. Поэтому существовали различные способы противодействия им. Существовали даже специальные обряды, способствовавшие глобальному изгнанию русалок из данной местности.
«Проводы русалки» («похороны русалки», «русальское заговение») устраивались обычно в воскресенье перед Петровым днем или в «русальное» воскресенье, за Троицыным днем. Этот обряд проводился в разных местах по-разному; завершался же он обычно символическим изгнанием или похоронами русалки и возвращением ее в породившую ее воду.

Для обряда «похорон русалки» делали из тряпок куклу, наряжали ее в платье, клали в гроб, украшали цветами и несли в сопровождении торжественной процессии на берег реки; в некоторых местах при этом девушки наряжались священниками, дьяконами, делали кадило из яичной скорлупы, шли со свечами из стеблей и пели: «Господи, помилуй!», а у реки прощались с чучелом, изображающим русалку, и, заколотив гроб и привязав к нему камень, бросали его в воду.

В других местах этот обряд проводился так: девушки наряжали избранную из своей среды «русалку», надевали на нее венки, увешивали ее зеленью и поздно вечером в последний день русальной недели выводили ряженую за село в ржаное поле, к реке или на кладбище. Там девушки срывали с «русалки» венки, бросали их в воду, в костер и т.д. и разбегались с места проводов, чтобы «русалка не догнала и не навредила». Бывало и так: какая-нибудь девушка, изображающая русалку, с распущенными волосами, в одной рубашке, с венком на голове ехала верхом на кочерге, с помелом через плечо; ее весело провожали до леса или до поля, засеянного рожью, где она и скрывалась от провожающих.

"Краткая энциклопедия славянской мифологии"



К возможной встрече с русалками следует быть готовым зарвнее, и если таковая произойдет, необходимо действовать, иначе неприятностей не избежать.
Средством спасения от русалок служит укол хотя бы одной из них иголкою или булавкою, которые необходимо иметь при себе наготове: тогда весь скоп русалок с воплем кидается в воду, где еще долго раздаются голоса их. Однако, и при такой предосторожности, лучше всего избегать в русальную неделю берегов водоемов, не купаться и не ловить рыбы.

Спасшийся от русалок, даже видевший или слышавший их издали, не всегда остается безнаказанным. Так, иной приобретает привычку беспричинно и неудержимо хохотать, иной кривляется, точно развинченный, во время походки, гримасничает, у иного поражается то или другое чувство, чаще всего слух. Чем крепче натура жертвы, тем разительнее будут полученные органические повреждения, с которыми человек не может справиться всю жизнь.

"Нечистики"



Кроме церковного ладана, против чар и козней русалок отыскалось еще снадобье, равносильное священной вербе и свечам страстной недели, - это «полынь, трава окаянная». Надо только пользоваться ее силою и применять ее на деле умеючи. Уходя после Троицына дня в лес, надо брать эту траву с собою. Русалка непременно подбежит и спросит:
- Что у тебя в руках: полынь или петрушка?
- Полынь.
- Прячься под тын,- громко выкрикнет она и быстро пробежит мимо. Вот в это-то время и надо успеть бросить эту траву прямо русалке в глаза. Если же сказать «петрушка», то русалка ответит:
- Ах ты моя душка,- и примется щекотать до тех пор, пока не пойдет у человека изо рта пена, и не повалится он, как мертвый, ничком.

"Нечистая, неведомая и крестная сила"



Для защиты от вредоносных русалок, нападающих на людей, повсеместно использовали различные обереги: растения (полынь, любисток, хрен, чеснок, освященную вербу), церковный ладан и железные орудия. Еще русалки боятся очерченного круга, креста, молитвы. Полагали, что для того, чтобы уберечься от нападающих русалок, следует «начертить на земле крест и, обведя его кругом чертою, в этом кругу и стать». Если к русалкам подъехать на кочерге, они испугаются и убегут, так как решат, что это едет ведьма, а ведьм они боятся.

Были и словесные обереги от русалок. Так, знахари некогда сохраняли в великой тайне заумный заговор от русалок:

«Ау, ау шихарда, кавда! Шивда, вноза, митта, миногам, каланди, инди, якуташма, биташ, окутоми ми нуффан, зидима ».

"Краткая энциклопедия славянской мифологии"


Запомнили? Рекомендую, может быть, когда-нибудь сгодится!

Знаете ли вы, как отличить русских русалок от малороссийских? Если нет - ниже приводится способ, как можно это сделать.

Многие из наших малороссиянок, купаясь у мельниц, видали как русалки, сидя на вертящемся мельничном колесе, чесали себе волосы, с хохотом кидались с колеса в воду, шутя вертелись с ним, и ныряли под мельницу с криком «куку!»

Русские русалки, по словам г-на Сахарова, поют таинственную песню, которая так начинается:

Шивда, винза, каланда, виногама;
Ийда, ийда, акумалима, битама;
Нуффаша, зинзама, oxутo ми;
Копоцо, копоцам, копоцама;
Ябудалла, викгаза, мейда;
Иo, иa, о иo, иa цок, иo, иa, паццо, иo, иa, папаццо
Пац, пац, пац, пац, пац, пац, пац, пац
.

Малороссийские русалки этого не поют, но зато они любят задавать загадки. Если одна из них спросит вас: «Ой що росте без кореня?» отвечайте: камень. «Ой щo цвите да без цвету?» Отвечайте: папорот. Если вы не будете отвечать, русалка вас защекочет.

"Обычаи, поверья, кухня и напитки малороссиян"


Теперь попробуем разобраться в типах и разновидностях русалок, зависящих и от их происхождения, и от среды обитания, и от региона проживания. Например, русалки, водившиеся на болоте, вследствие, видимо, экологических причин, отличались от своих сестер, обитавших в чистых водах.

Ну, на последней картинке болотная русалка не сказать, чтоб была страшна, а даже и где-то симпатична.
Озерницы , водившиеся в Белоруссии, представляют собой уже отдельную разновидность русалок. Анатомически они отличались от обычных русалок: ступни у них были в форме плавников, тела костлявые, волосы зеленые, вид несимпатичный. Говорят на непонятном языке, похожем на птичий. При свете луны выходят на берег и поют соловьями. А бывает, что поют и под водой, и тогда их пение легко спутать с лягушачьим кваканьем.

Мавки (навки, нявки, у болгар - наявки) известны в Малороссии, Польше, Болгарии. Ими становятся девочки мертворождённые, либо умершие некрещёнными, либо те, что умерли на Русальной неделе.

Происхождение слово "мавка" связывают с древнеславянским "навь" - мертвец, то есть, получается - "мертвушка". В некоторых местностях их название объясняют еще тем, что они якобы кричат по-кошачьи, "мявкают".

По некоторым сведениям, у мавок, или у какого-то их подвида, отсутствует кожный покров на спине, и поэтому виден их хребет и даже внутренности.

Мавки считаются более опасными, чем обычные русалки. Встреча с ними практически всегда смертельна. Полынь, верба, чеснок, ладан, железо на них не действуют. Говорили, что вроде бы как можно спастись от мавки, бросив ей заранее приготовленный гребешок - тогда она якобы переключала внимание на расчесывание волос и отпускала жертву.

Еще бытовало поверье, что мавку можно было побрызгать водой, перекрестить ее со словами: «Крещу тебя во имя Отца, Сына и Святого Духа», и тогда она превратится в ангела, который будет всячески помогать по жизни окрестившему ее. Но такой способ был действенным только для тех мавок, которые просуществовали в этом качестве не более семи лет.

Лобаста (лобоста) - так называли страшную и злую русалку на юге России и на Кавказе. Название это перекликается с тюркским "албасты" - мифологическим женским персонажем, особой крайне малопривлекательной, но не имеющей отношения к русалкам.

В Астраханской губ. русалку называют лобаста.
- «Глядь, ан за ериком-то (протоком) девка - знать лобаста - нагишом, чешит голову, а волосы-то длинные - предлинные, а тело-то лохматое-прелохматое, - да как захохочет, да в ладоши ударит, - они и пушше тово испужались: как бы не защикотала».

В Терской обл. лобаста - нагая женщина большого роста, весьма полная и обрюзгшая до безобразия и отвращения, с громадными, приблизительно в аршин, отвислыми грудями, закинутыми иногда через плечи на спину, и с косами, достигающими до земли; в общем наружный вид ее крайне и невыносимо безобразный, отталкивающий и наводящий страх. Она живет в больших болотах, озерах и омутах. Своим видом она наводит страх на людей и, кроме того, захватывает людей, проходящих мимо ее жилища, затаскивает в болото и щекочет сосками своих грудей, щекочет иногда до смерти.

"Очерки русской мифологии"



У южных славян (Болгария, Сербия, Македония) аналогом наших русалок были вилы , или самовилы. В некоторых поверьях они имели прозрачные крылышки. Вилы, в целом, были дружелюбны к людям. В Болгарии водяные вилы назывались "юды", и вот они уже считались злыми и опасными для людей. Видимо, оттуда и пошла юдофобия:)

Вилы носили прозрачные платья. Если мужчине удавалось стянуть с нее платье, вила подчинялась ему до конца дней. Еще виды отличались музыкальностью: пели, водили хороводы, играли на разных инструментах.

В европейских преданиях (Германия, Прибалтика) роль наших русалок играли ундины , духи девушек, утопившихся из-за несчастной любви. Считалось, что если ундине удастся родить ребенка от земного человека, она обретет бессмертную душу.

По всей видимости, все перечисленные виды и подвиды русалок восходят корнями к древнегреческим наядам - нимфам рек, ручьев и озер. Они были долговечными, но не бессмертными. Совокупляясь с людьми, они давали потомство, причем особи мужского пола были жизнеспособны, но бесплодны.

А теперь поговорим про тех обитательниц вод, которых многие ассоциируют с понятием "русалка", но при этом, строго говоря, данные персонажи русалками-то и не являются. Речь идет о сиреноподобных существах с рыбьим хвостом и чещуей - морских русалках, которые у нас назывались фараонками, или фаляронами, а также мелюзинами.

Есть у наших русалок родственницы - русалки из Европы. У тех вместо ног - хвост, как у рыбы. И все они обросли рыбьей чешуей. Андерсоновской русалочке даже пришлось обратиться к ведьме, чтобы та из хвоста сделала ей ноги, и ей больно было потом ходить по земле. Перед нашими русалками такие проблемы не стоят. Наши бегают - будь здоров. А все потому, что у наших и европейских русалок разное происхождение. Про то, что наши русалки происходят из наших же утонувших девушек, мы уже поняли. И хвосту у них взяться просто неоткуда.

Европейские русалки совсем другого происхождения. Когда Моисей выводил еврейский народ из Египта, и за ними по пятам гналось войско фараона, как известно, по Божьему велению воды Красного моря расступились, чтобы Моисей мог провести свой народ на другой берег. Но когда в море вступили воины фараона, волны сомкнулись и поглотили все фараоново войско. А воины фараона превратились в полулюдей-полурыб. Вот из этого фараонова войска происходят все европейские русалки, и живут они в основном в морях. В русской традиции такие хвостатые русалки тоже немного известны. В народе их называют фараонками - в намять о фараоновом войске. О том как воины фараона превратились в прекрасных и соблазнительных девушек, народная традиция умалчивает. В Нижегородской области раньше даже любили вырезать изображения хвостатых фараонок на оконных наличниках. Еще таких хвостатых русалок иногда называют мелюзинами.

"Русская народная мифология"



Яснее и прозрачнее всего отражение в русалках образа древнегреческих сирен. Правда, это отражение, проникшее на русскую почву, по-видимому, книжным путем, далеко не всеобщее. Встречаемся мы с ним главным образом в южной России, и то далеко не везде. Явные следы этого влияния: рыбообразный хвост морских русалок и их чарующее пение, которого заслушивается даже бурное море.

Замечательно, что сиренообразные русалки носят и особые названия, безусловно заимствованные и притом чисто книжного происхождения: фаляроны (фараоны) и мемозины (мелюзины). О «фараонах» или «фараонове войске» знают и великорусы но отличают их от русалок. Во Владимирской губ. рассказывают, что „в Чермном море и поныне еще плавает фараоново войско, причем женщины как есть настоящие: с волосами и с титьками, только плеск (хвост) у них рыбий - ноги срослись; а мужики все даже с бородами ".

"Очерки русской мифологии"


Относительно появления фараонок в балтийских и беломорских водах сведений нет. Наблюдали их рыбаки и моряки в Черном, возможно, и в Азовском морях. Могли бы они оттуда попасть во внутренние воды? Теоретически - да. Хотя непонятно, зачем им было менять привычную среду на пресноводную, где и хвост-то их становится не подспорьем в плавании, а обузой...

Тем не менее художники часто изображают именно хвостатых русалок в исконно российском антураже.

А вот еще какая-то разновидность морской русалки: обратите внимание, у нее нет рыбьего хвоста, а вместо ступней - плавники.

И в завершение, как обычно - забавная картинка. На этот раз - с маскаевским котом и фараонкой-мелюзиной, неизвестно как заплывшей в наши воды.

Рыбка с настоящим колокольчиком на хвосте, которую видел Сфинкс, это конечно Русалка. Сфинкс оторвал колокольчик и унёс с собой, и в тот же вечер к нему пришла Русалка, которую он несколько месяцев до этого не мог найти. Колокольчик этот - подарок Слепого: Опять рассказывает Курильщик, последняя Ночь Сказок:

"— Ой, я не успею переодеться! — спохватилась Спица и убежала.
— А ты? — спросил я Русалку. — Ты не будешь переодеваться?
— Я — уже, — сказала она, покраснев, — уже переоделась, по правде говоря.
— Ох, да, конечно. Как я мог не заметить! Ты очень нарядная сегодня!
Я отчаянно искал, что бы похвалить. Что-то такое, чего я не видел на ней ежедневно. Не нашел.
Русалка кивнула. И, вытянув длинную прядь волос, показала мне рыбку. Совсем крохотную. Сделанную из полосатой косточки неизвестного мне плода. Она потрясла ее, и в рыбке что-то застучало. Не звон, но и не совсем стук, что-то среднее.
— Там внутри одно очень звонкое семечко, так что это и рыбка, и колокольчик, — объяснила Русалка.
— Здорово! — восхитился я. — А из чего он?
Она пожала плечами.
— Слепой подарил."

Из монолога Сфинкса у разрушенного Дома:

"...легче думать, что Слепой лгал про Русалку, чем что ее действительно нет в этом мире, как и ее странных родителей, и их адреса, который они так охотно мне вручили, намного легче верить в это, чем в то, что вы подарили мне ее, надеясь однажды этим удержать, только этим, а не хитростью и не силой…"

Слепой это Дом, душа Дома, так это понимает Сфинкс и несколько раз прямо это проговаривает. Дом создал = Слепой создал. Табаки рассказывает интересую историю о двух подарках:

"Лишь один-единственный раз у него попросили сон. Очень хитрый сон - обучающий видеть чужие сны. Попросил его маленький мальчик и унес с собой одну из тыкв-горлянок с заткнутым дурман-травой горлышком. Через несколько лет этот же, уже подросший, мальчик пришел с еще более странной просьбой. Старичок был заинтригован. Он выбрал самое красивое из имевшихся у него яиц - зеленое с белыми крапинками.
- Они очень нежные, - предупредил он. - Будь осторожен. Грей его у сердца, а когда она вылупится, пусти в ручей, где нет хищных рыб. На сороковой день она созреет.
- А на двадцатый? - спросил мальчик.
Это был очень странный мальчик, и старичка немного встревожила встревожила судьба зародыша в яйце, но он любил дарить необычные вещи, а мальчик был единственным за много лет, кто просил не то, что просили все."

Слепой умеет видеть чужие сны, об этом рассказывается, когда он приходит к Горбачу на дуб (наверняка это дуб, который стоял на краю дороги, когда мимо ехал князь Андрей). Значит, и второй подарок попросил тоже Слепой. Зародыш, она, которую надо пустить в ручей, это рыбка - Русалка. На сороковой день она станет рыбой, а на двадцатый, видимо, девушкой с зелёными глазами.

Так что когда в последнем разговоре со Сфинксом Слепой надеялся, что его удержит Русалка, это было не предположение, это был расчёт.

Курильщик о Сфинксе: "У него жена-невидимка - то она есть, то её нет, и каждое исчезновение растягивается на годы."