Ведение беседы. Сократовский диалог: понятие, особенности, применение

Сегодня я хочу рассмотреть один интересный метод оппонента, который получил название . Ознакомившись с этой статьей, вы узнаете, в чем суть метода Сократа, где и зачем его можно использовать, также я покажу вам использование метода Сократа на примере, чтобы было наглядно видно, как он работает.

Итак, как известно, Сократ – это один из великих философов Древней Греции, труды которого заняли свое весомое место в истории и активно изучаются по сей день. В своих исследованиях и рассуждениях Сократ всегда уделял особое место построению эффективного диалога и искусству убеждения людей. Философ очень часто выступал перед аудиторией слушателей, и его выступления всегда имели успех: люди с интересом слушали оратора, проникались его идеями и следовали им. Когда между Сократом и кем либо еще возникала дискуссия или спор, Сократ всегда выходил победителем. Он очень грамотно рассуждал логически и мог безальтернативно убедить собеседника в правильности своей позиции, выдавая неоспоримые факты.

Одной из составляющих такого успеха, служил специфический метод построения диалога с аудиторией, который доведен исследователями до наших времен и в психологии получил название “Метод Сократа”. В современных условиях этот метод успешно используется и как способ убеждения широкой аудитории, и как прием ведения эффективного диалога. Сфера его применения очень широка: метод Сократа, фактически, можно использовать везде, где требуется убедить кого-либо в правильность своих слов, ненавязчиво заставить человека согласиться с вами и принять нужное вам решение.

Например, это может быть , убеждение начальника или подчиненного, убеждение родственника или близкого человека, да все что угодно. Метод Сократа совершенно безобиден, он не несет в себе какого-то коварства или принуждения, поэтому я думаю, что его использование вполне безопасно, в этом нет ничего зазорного.

Итак, в чем суть метода Сократа. Она очень проста. Метод диалога Сократа заключается в том, чтобы задавать собеседнику/аудитории целую череду вопросов, на которые они однозначно ответят утвердительно, после чего “подкинуть” главный вопрос, на который вам необходимо получить утвердительный ответ. Собеседник или аудитория с большой вероятностью, по инерции, если хотите, ответят на него так же утвердительно.

Если на какой-то из вопросов собеседник ответил “Нет” – ничего страшного, нужно просто начать цепочку заново, и так до тех пор, пока хотя бы 4-5 ответов подряд не станут утвердительными.

Рассмотрим метод диалога Сократа на примере. Допустим, вы – продавец в магазине, и вам необходимо продать потенциальному покупателю телевизор. Применяем метод Сократа:

  • Вы хотели бы выбрать недорогой, но в то же время, качественный современный телевизор?
  • Вам нужен телевизор, который будет абсолютно безвредным для зрения?
  • Вы хотите, чтобы этот телевизор прослужил максимально долго?
  • Вы хотите получить продленный срок гарантийного обслуживания за те же деньги?
  • Вы хотите дополнительно сэкономить при покупке?
  • Да, конечно!
  • Тогда я предложу вам вот такую модель: она соответствует всем этим характеристикам, и сейчас продается по акционной цене. На мой взгляд – замечательный вариант. Подойдет?

Вот примерно так выглядит метод Сократа в действии. Что интересно, сам Сократ, используя, в том числе, и данный принцип спора, часто ради интереса убеждал собеседника в двух противоположных точках зрения подряд: сначала в одной, потом в другой. И ему удавалось даже это.

Как видите, метод Сократа не несет в себе ничего сложного, тем более, когда есть возможность заранее подготовиться к диалогу, вопросы можно продумать. Применяйте этот метод на практике и учитесь грамотно убеждать собеседника или аудиторию в своей правоте.

Желаю вам успехов! На сайте в категории “Успех” вы найдете множество других полезных советов и рекомендаций, которые помогут вам в любом деле. Оставайтесь с нами и следите за обновлениями!

Прекраснейший способ обучения был изобретен еще в далеком V веке до н. э. философом Сократом. Он считал: чтобы человек сказал умную вещь, его необходимо подвести к данному выводу специальными наводящими вопросами. За последние тысячелетия метод Сократа совершенно не утратил своей актуальности.

и его особенности

Сократовским диалогом принято называть ситуацию, когда истина рождается в процессе общения между двумя субъектами, ни один из которых не уверен заранее, какие ответы - верные. Но при этом оба из них готовы приводить различные аргументы и факты и задавать определенные вопросы, чтобы в итоге прийти к правильным выводам.

Именно по этой причине некоторые ученые любили называть Сократа первым психоаналитиком. Ведь психоаналитики также не стремятся разъяснять пациентам, что правильно, а что нет. Они лишь подталкивают человека к тому, чтобы он обнаружил важные для себя вещи. В процессе ведения беседы Сократ задавал вопросы в определенном порядке, так, чтобы ответы собеседника образовывали между собой связный рассказ, где один факт логически вытекает из другого. Собеседник же при этом самостоятельно облекает в слова те идеи, которые до этого были ему неведомы, но к которым он пришел в процессе сократовского диалога при помощи рассуждений.

Цель техники

Что было основным в процессе обучения для самого Сократа? Он считал, что главное - это подойти к верному решению посредством индуктивного диалогического рассуждения. При этом необходимо сомневаться во всем. Как известно, Сократ говорил:

Я знаю, что ничего не знаю, но они не знают даже этого...

Главная цель сократовского диалога - это не рассказать, а заставить своего слушателя догадаться, сделать важное для себя открытие. Та истина, которая зарождается в процессе беседы, в действительности уже и определяет сам разговор. Скрытым образом дедуктивное понятие предшествует индуктивному.

Акушер мудрых высказываний

Основной способ сократовского диалога принято называть майевтикой. Сам философ определял его в качестве тонкого искусства «родовспоможения». Мать Сократа по имени Фенарета была повитухой. И философ нередко говорил, что его работа похожа на данное ремесло. Только если повитуха помогает женщинам родить ребенка, то Сократ помогает мужчинам породить умные идеи (в те времена дамы-философы встречались очень редко).

Вот о чем пишет философ в своем диалоге «Теэтет» касательно своего метода, попутно развивая мысль о том, что «учит других людей тот, кто не способен сделать сам» (в исполнении Сократа данная мысль вряд ли будет обидной для педагогов - ведь философ подчеркивает, что умение обучать также является важным мастерством):

В моем повивальном искусстве почти все так же, как и у них, - отличие, пожалуй, лишь в том, что я принимаю у мужей, а не у жен, и принимаю роды души, а не плоти. Самое же великое в нашем искусстве - то, что мы можем разными способами допытываться, рождает ли мысль юноши ложный призрак или же истинный и полноценный плод. К тому же и со мной получается то же, что с повитухами: сам я в мудрости уже неплоден, и за что меня многие порицали, - что-де я все выспрашиваю у других, а сам никаких ответов никогда не даю, потому что сам никакой мудрости не ведаю, - это правда. А причина вот в чем: бог понуждает меня принимать, роды же мне воспрещает.

Методы Сократа

Обычно Сократ применял в своих диалогах два приема. Первый из них - ирония. Заключался он в том, чтобы показать собеседнику, насколько он невежествен. Философ специально подводил оппонента к совершенно абсурдным выводам, позволял ему следовать за ложными идеями в рассуждениях. Изначально предполагалось, что человек, когда увидит, что сам себя загнал в ловушку, осознает свои ошибки, и это вызовет у него улыбку.

Второй прием - «обличие» - предполагает возникновение у собеседника интереса к своему же мышлению. Именно данному вопросу посвящен один из важнейших философских афоризмов - «Познай себя». Данная фраза была начертана на стене древнего храма Апполона, расположенного в Дельфах. Сократ считал эти слова очень важными, ведь все его мастерство философа было направлено на особую цель: помочь людям разрешать теоретические трудности силами своего ума.

Также следует отметить, что, с точки зрения логического построения диалога, Сократ использовал метод индукции. Иными словами, его рассуждение ведется от частного к общему. То или иное понятие получало в процессе сократовского диалога определение посредством серии уточняющих его границы вопросов.

Три «да» в сократовском методе

Данный способ только недавно стал называться принципом трех «да». Но до нашего времени он дошел, не меняя своей основной идеи. В процессе построения сократовского диалога с собеседником важно соблюдать главные правила и составлять вопросы так, чтобы другой человек без сомнений отвечал «да». При помощи данного метода можно предотвратить агрессивные споры, в которых люди преследуют цель утвердить за собой последнее слово, а не доказать при помощи очевидных фактов свою правоту. В процессе словесной перепалки возникает два вида общения - диалог и монолог. Что касается монолога, это простой, однако совершенно недейственный вариант. А диалог является более совершенным инструментом, позволяющим убедить собеседника в чем-либо. При использовании данного метода в голосе появляются доброжелательные нотки, и человека без какого-либо давления подводят к определенной идее.

Пример

Рассмотрим пример сократовского диалога.

- Сократ, любая ложь является злом!

- Скажи, случается ли так, что дитя болеет, но не желает принимать горькое лекарство?

- Да, безусловно.

-Бывает ли так, что его родители обманом заставляют принять это лекарство в виде пищи или питья?

- Конечно, бывает.

- То есть такой обман поможет спасти чаду жизнь?

- Да, может.

- И никому эта ложь не причинит вреда?

- Конечно, нет.

- В данном случае будет ли такой обман считаться злом?

- Нет.

- Выходит дело, что не всякую.

Как научиться методу сократовского диалога?

Для этого необходимо придерживаться следующих правил.

  • Предварительно логически продумать свою речь, тщательно ее проанализировать. Чтобы оппонент понял и затем принял идею, необходимо и самому ее очень хорошо понимать. А для этого необходимо изложить все свои мысли на листе бумаги. Затем выделяют главные тезисы и логическую аргументацию к ним. Только так можно полностью разобраться в теме, четко и ясно донести ее до своего собеседника.
  • Затем написанные на бумаге тезисы следует переформулировать в вопросы. Этими понятными наводящими вопросами и можно подвести собеседника к нужному умозаключению.
  • Увлечь своего собеседника. Есть такой тип людей, которые не склонны даже вступать в диалог, не говоря уже о том, чтобы выслушивать своего оппонента. Поэтому начало беседы следует продумать особенно тщательно.
  • Стараться проявлять инициативу - не следует дожидаться, когда собеседник сам начнет говорить.

Главные плюсы метода

Основные достоинства технологии сократовского диалога заключаются в следующем:

  • Человек приходит к выводу сам, без какого-либо давления или внешнего принуждения. А это значит, что и оспаривать его он не будет.
  • Если на собеседника не оказывается давления, то от него не будет исходить противодействия.
  • Собеседник, вовлеченный в разговор, будет более внимательно слушать высказывания, нежели в случае простого монолога.

Где применяется техника сейчас?

Данный метод может применяться в самых разных областях человеческой деятельности, в процессе анализа всевозможных проблем и поиска их изначальных причин. Вопросы позволяют исследовать причинно-следственные связи, лежащие в основе определенной проблемы.

В настоящее время сократовский диалог нередко используется в продажах. Он является одной из техник манипулирования сознанием потенциального покупателя, которому задаются заранее искусно спланированные вопросы. Цель таких вопросов - вызвать у клиента намерение купить вещь.

Положительной целью применения сократовской техники может быть сфера обучения и психологического консультирования. В таком случае человек приходит к пониманию определенных истин, которые раньше были ему недоступны, но с осознанием которых его жизнь становится более яркой, разносторонней.

в психологии

Беседа является одним из основных психотерапевтических инструментов, при этом широко применяется в консультировании и сократовский диалог. Психотерапевт тщательно готовит вопросы клиенту, чтобы научить его новым моделям поведения. Цели вопросов сводятся к следующему:

  • Прояснить имеющиеся затруднения.
  • Помочь пациенту обнаружить свои неправильные психологические установки.
  • Исследовать значимость тех или иных событий для пациента.
  • Оценить последствия, которые порождает поддержание негативных мыслей.

При помощи техники сократовского диалога психотерапевт не спеша подводит своего клиента к определенному выводу, который им уже заранее запланирован. Данный процесс основывается на применении логических аргументов, в которых и заключается смысл этой методики. Во время беседы с клиентом терапевт задает вопросы так, чтобы пациент отвечал только положительно. Тем самым он подходит к принятию определенного суждения, которое изначально было для него абсолютно неприемлемым.

Сократовский в консультировании

Рассмотрим диалог психотерапевта и клиента. Пациенту 28 лет, он работает программистом в одной из крупных компаний. Он устроился в нее недавно, но в течение всего времени работы его не покидают мысли об увольнении. Хотя его работа ему нравится, конфликты с коллегами не прекращаются. Одну из сотрудниц он довел до слез, пытаясь принизить ее умственные способности в отношении пользования компьютером. Рассмотрим беседу данного клиента с терапевтом в качестве примера сократовского диалога в психотерапии.

Терапевт: Вы стараетесь доказать другим сотрудникам свою правоту для того, чтобы ваша работа была более эффективной?

Пациент: Да.

Т.: А другие сотрудники говорят, что изначально они привыкли работать совершенно по-другому?

П.: Именно.

Т.: Эта ситуация похожа на поговорку о том, что в чужой монастырь со своим уставом не ходят

П.: Приблизительно так.

Т.: Я припоминаю, как мне пришлось приехать в гости из столицы к своим родственникам за город, и то разительное отличие в обычаях, общении между жителями крупного города и деревни. И это несмотря на тот факт, что городок находится всего лишь в 120 км от мегаполиса.

П.: Что здесь говорить, меня в детстве отправляли в городок в 10 км от столицы, где дверь в подъезд люди открывали исключительно ударом ноги. Тогда мы недолюбливали жителей больших городов… Погодите, так что же это, для своих коллег я похож на горожанина, приехавшего погостить в провинцию?

Использование данного метода полезно как для психологов и педагогов, так и для людей, далеких от этих сфер. При помощи метода сократовского диалога можно подвести собеседника к определенному выводу, склонить его принять свою точку зрения.

Замечательный способ обучения был придуман ещё в V веке до нашей эры, однако мы до сих пор зубрим, пытаясь усвоить и запомнить информацию. Между тем Сократ полагал, что для того, чтобы человек сказал нечто умное, требуется только помочь ему наводящими вопросами. Предлагаем убедиться, что сократовские методы за прошедшие тысячелетия ничуть не потеряли актуальность.

Акушер мудрости

Главный способ сократовского философствования называют майевтикой. Сам Сократ определял его как «искусство родовоспоможения». Фенарета, мать философа, была повитухой. Сократ говорил, что делает примерно то же самое, с той только разницей, что повитуха помогает женщинам разрешиться от бремени, тогда как он помогает мужчинам, способным породить мудрые мысли (во времена Сократа женщины-философы встречались редко - исключение составляет разве что Диотима).

Вот что Сократ сообщает в диалоге «Теэтет» о своём методе, заодно проговаривая идею о том, что «учит других тот, кто не может делать сам» (в его исполнении это звучит не обидно для учителей - Сократ подчёркивает, что обучение владению инструментом ничуть не менее важно, чем продукт, который с помощью этого инструмента создаётся).

Сократ. В моем повивальном искусстве почти все так же, как и у них, – отличие, пожалуй, лишь в том, что я принимаю у мужей, а не у жен и принимаю роды души, а не плоти. Самое же великое в нашем искусстве – то, что мы можем разными способами допытываться, рождает ли мысль юноши ложный призрак или же истинный и полноценный плод. К тому же и со мной получается то же, что с повитухами: сам я в мудрости уже неплоден, и за что меня многие порицали, – что-де я все выспрашиваю у других, а сам никаких ответов никогда не даю, потому что сам никакой мудрости не ведаю, – это правда. А причина вот в чем: бог понуждает меня принимать, роды же мне воспрещает.

(Платон, «Теэтет»)

К истине через диалог

«Методом Сократа» называют ситуацию, когда истина рождается в общении между двумя людьми, никто из которых не знает верных ответов заранее. Однако оба готовы приводить факты и ставить проблемы, чтобы потом прийти к выводам, которые станут их наградой.

Сократовский диалог - это не спор. Однако победителем в нём может стать всякий, кто в результате получает знание и понимание.

Именно поэтому некоторые назвали Сократа первым психоаналитиком - аналитик тоже не стремится объяснить клиенту, что к чему, а осторожно направляет его, подталкивая человека к тому, чтобы он сам сказал важные для себя вещи. Ведя с человеком беседу, Сократ задавал ему вопросы в таком порядке, чтобы ответы образовывали связную историю, где одно вытекает из другого. Собеседник в это время самостоятельно проговаривает вещи, которых прежде не знал, но к которым пришёл с помощью рассуждений и умозаключений.

В диалогах Сократ обычно пускал в ход два приёма.

Один из них, ирония , состоял в том, чтобы указать собеседнику на его невежество, намеренно приводя его к абсурдным выводам и позволяя ему следовать за ложными посылками в рассуждениях. Предполагалось, что человек, обнаружив, что загнал себя в ловушку и сказал нечто, достойное улыбки, прозреет и осознает свои ошибки.

Другой приём, «обличие» , предполагал пробуждение у человека интереса к собственному мышлению. Именно ему посвящён один из двух главных (наравне с картезианским «Мыслю, следовательно существую») философских афоризмов в мире - «Познай самого себя». Эта фраза была написана у на стене древнегреческого храма Аполлона в Дельфах, где обитал оракул. Сократ придавал этой максиме большое значение, ведь всё его философское искусство интеллектуального родовоспоможения было направлено на то, чтобы люди решали теоретические вопросы силами собственного разума.

С точки зрения логического построения мысли, Сократ пользовался индукцией , то есть вёл рассуждение от частного к общему. При этом какое-либо понятие получало определение через серию уточняющих его границы вопросов.

Пример обучения, построенного на сократовском диалоге, приводится Платоном в «Меноне». Меноном звали человека, которому Сократ обещал продемонстрировать свой метод, рассуждая о природе знания. Сократ взялся обучить геометрии мальчика-раба из дома Менона, изобразив на песке квадрат и задав юноше серию вопросов.

Сократ. Позови-ка мне из твоей многочисленной челяди кого-нибудь одного, кого хочешь, чтобы я на нем мог тебе все показать.

Менон. С удовольствием. Подойди-ка сюда!

Сократ. Он грек? И говорит по-гречески?

Менон. Конечно, ведь он родился в моем доме.

Сократ. А теперь внимательно смотри, что будет: сам ли он станет вспоминать или научится от меня.

Менон. Смотрю внимательно.

Сократ. Скажи мне, мальчик, знаешь ли ты, что квадрат таков?

Раб. Знаю.

Сократ. Значит, у этой квадратной фигуры все её стороны равны, а числом их четыре?

Раб. Да.

Сократ. А не равны ли между собой также линии, проходящие через центр?

Раб. Равны.

Сократ. А не могла бы такая же фигура быть больше или меньше, чем эта?

Раб. Могла бы, конечно.

Сократ. Так вот если бы эта сторона была в два фута и та в два фута, то сколько было бы футов во всем квадрате? Заметь только вот что. Если бы эта сторона была в два фута, а та – в один, разве всего в нем было бы не два фута?

Раб. Два.

Сократ. А когда и та сторона будет равна двум футам, разве не получится у нас дважды по два фута?

Раб. Получится.

Сократ. Значит, в этом квадрате будет дважды по два фута?

Раб. Верно.

Сократ. А сколько же это будет – дважды два фута? Посчитай и скажи!

Раб. Четыре, Сократ.

Сократ. А может быть фигура вдвое большая этой, но все же такая, чтобы у нее, как и у этой, все стороны были между собою равны?

Раб. Может.

Сократ. Сколько же в ней будет футов?

Раб. Восемь.

Сократ. Ну а теперь попробуй-ка сказать, какой длины у нее будет каждая сторона. У этой они имеют по два фута, а у той, что будет вдвое больше?

Раб. Ясно, Сократ, что вдвое длиннее.

Сократ. Видишь, Менон, я ничего ему не внушаю, а только спрашиваю. И вот теперь он думает, будто знает, какие стороны образуют восьмифутовый квадрат. Или, по-твоему, это не так?

Менон. Так.

(Платон, «Менон»)

Кое-что о переселении душ

По мнению Сократа, подлинное философское знание отличается от софистики тем, что каждый может открыть его внутри себя. Однако о причинах, побуждавших его так считать, упоминают не всегда.

С сократовским учением мы знакомы, по большей части, по сочинениям Платона. Сам же Сократ, как известно, никаких работ не оставил, предпочитая устный жанр.

Согласно платоновским представлениям о душе, она приходит из горнего мира под влиянием чувственных влечений. Самой благородной формой существования, если уж приходится влачить его на земле, будет мыслитель-философ, помыслы которого направлены, в первую очередь, на божественные и вечные идеи, а не на конкретные вещи, являющиеся лишь их несовершенным воплощением. Если же вы опозорились и позволили чувственным влечениям себя захватить, то имеете большой шанс переродиться животным.

Философия (то есть всякое мышление и обучение) имеет у Платона и Сократа мистический статус, поскольку позволяет душе стать возвышеннее и получить более благородное воплощение.

Отсюда же родились идеи «предсуществования истины» и «знания как припоминания». Говоря с мальчиком-рабом из дома Менона, Сократ полагает, что обращается к душе, которая уже обладает большим количеством знаний, в том числе и по геометрии с математикой. Получается, что в процессе сократовского диалога собеседник не просто приходит к истине посредством построения гипотез, а буквально «рождает» истину, которая была до этого погребена в его душе.

Однако, вне зависимости от того, верите ли вы в прошлые жизни, главный сократовский принцип остаётся неизменным: учись разумно использовать собственный ум. Тогда обучение каким угодно наукам не будет проблемой.

Этот прием эффективной коммуникации известен очень давно и звучит так: "Для получения положительного решения по важному для вас вопросу поставьте его на третье место, предпослав ему два коротких, простых для собеседника вопроса, на которые он без затруднения ответит вам «да». Предваряющие вопросы должны быть короткими, чтобы не утомлять собеседника и не отнимать у него много времени".
Этот прием - деловая модификация так называемого метода Сократа. Сократ, философ древних Афин, чьи диалоги записал Платон, вел дискуссии необычным образом, преимущественно задавая собеседнику вопросы. Разбираясь в предмете вместе с собеседником и задавая доброжелательные вопросы, на каждый из которых следовал как правило утвердительный ответ, Сократ подводил собеседника к более полному видению предмета обсуждения и выводам, которые изначально были для собеседника не очевидными.
В современном варианте метод Сократа заключается в том, что свою мысль вы расчленяете на маленькие звенья, и каждую подаете в форме вопроса, подразумевающего короткий, простой и заранее предсказуемый ответ. По сути, это редуцированный, хорошо организованный диалог с перехватом инициативы.
Метод Сократа предупреждает ненужные споры. Когда собеседник вас не понимает, хочется ему втолковать, интонации становятся более давящими и напряженными. Но если вы собьетесь на монолог и начнете давить, скорее всего, вы столкнетесь с сопротивлением и проиграете. Монолог, как форма убеждения - прост, но малоэффективен, Диалог труднее, но продуктивнее.

Как правило, так организованный диалог держит внимание собеседника, не дает отвлечься; если что-то в вашей логической цепочке для собеседника неубедительно, вы это вовремя заметите; собеседник приходит к истине сам (хотя и с вашей помощью).

Да, организовать разговор в формате такого структурированного диалога бывает непросто: как правило, нужно быть хорошо подготовленным в теме, заранее знать, как собеседник может ответить на тот или иной вопрос, но, может быть, необходимость продумывать разговор, проигрывать в голосе возможные реакции собеседника - также является плюсом этого метода? Метод Сократа - действительно полезная вещь, и не только тем, что ваши собеседники будут чаще с вами соглашаться, а еще и тем, что заставляет вас думать самих (как простроить свою мысль) и приучает вас брать инициативу в свои руки.

Разговоры с детьми, построенные по методу Сократа, занимают очень много времени и не гарантируют, что приведут к нужному результату. Однако в отличие от коротких родительских распоряжений, такие разговоры учат детей думать и помогают в большей степени понимать родителей. В качестве примера смотри статью "Ребенок просит XBOX​".

Иллюстрации
Молодой человек, Володя Я., записал беседу, которую он провел с мамой. В данном случае вас должно интересовать не содержание, а форма диалога: очень своеобразный вариант метода Сократа:

Мам, сколько мне лет?
- 23, сынок... А что ты спрашиваешь?
- Мам, как ты думаешь, мне жениться пора?
- Нет, нет, тебе рано.
- Правильно, мама, я с тобой согласен. Это дело серьезное, мне надо еще окончить институт, встать на ноги. ... Мам, а как ты думаешь, я с женщинами живу?
- ... Не знаю, сынок, наверное...
- Конечно, живу. Я уже вполне взрослый мужчина. И у меня к тебе вопрос: я могу приводить женщин к себе домой? У меня сейчас есть любимая. Как жена она едва ли мне подходит, да и рано мне, но как женщина — я от нее без ума. Мам, где мы должны встречаться? У нее возможности нет, у друзей на квартирах не всегда можно. Что, нам под кустами, в подворотнях, в антисанитарных условиях? Мам, ты не хочешь, чтобы у меня и у женщины, которую я люблю, были неприятности? Я могу приводить женщин к себе домой?
- Ой, сынок... Но чтобы я об этом ничего не знала.
- Хорошо. Вот, мам, тебе и папе билеты на вечерний сеанс в кино. Кино хорошее, вам понравится. Договорились?

Как тренировать метод Сократа?
Продумайте логику того, что вы хотите сказать. У вас есть мысль, вы хотите ее донести до собеседника. Первая трудность в том, что ваша мысль не всегда полностью ясна вам самим (самой). Чтобы лучше понимать свою собственную мысль, запишите ее, изложите ее письменно. Записали? Теперь в своем тексте выделите тезисы, обоснования тезисов и иллюстрации, которые делают вашу мысль более яркой и живой. Если и когда вы это сделаете, вы разберетесь в своих мыслях и сможете лучше свою мысль изложить собеседнику.

Сформулируйте свои тезисы в форме вопросов. Все, что вы хотите сказать, переведите в форму вопросов, на каждый из которых собеседник должен будет ответить утвердительно. Вопросы направят его внимание в нужное русло? Если вы зададите вопрос, собеседнику нужно будет на него ответить, да? Когда собеседник три раза скажет Да, несколько раз согласится с вами, ему проще будет сказать вам и окончательное Да. Согласны?

С чего начать? Самая сильная логика рушится, если собеседник не захочет вас слушать изначально. Продумайте начало разговора - такое, чтобы привлечь внимание, чтобы вас стали слушать.

Берите инициативу в свои руки. Теперь, когда вы подготовились, не ждите, пока собеседник начнет говорить что-то вам, а опережайте собеседника, начинайте задавать ему свои вопросы. А чтобы это стало вашей привычкой, тренируйтесь. Конкретно: три дня по три часа (можно вразбивку) стройте фразы таким образом, чтобы собеседник отвечал вам «Да».

Когда потренируетесь? В какой ситуации? Успехов вам!

Скрытые механизмы влияния на окружающих Уинтроп Саймон

Сократический диалог

Сократический диалог

Сократический диалог - это часть более распространенной практики, получившей название «сократический метод».

Его, само собой, придумал Сократ как метод ведения беседы с оппонентом, который придерживается противоположной точки зрения. Цель заключается в стимулировании дискуссии и критического мышления для достижения общности взглядов.

Такая форма спора состоит из вопросов и ответов, следующих один за другим в быстром темпе, что запускает процесс критического мышления и иногда приводит к тому, что один из спорщиков противоречит сам себе и тем самым усиливает аргументацию оппонента.

Вопросы направлены на то, чтобы проверить логичность определенного утверждения. Сначала задается общий вопрос, потом уточняющий, за ним следующий, и так далее до окончательного ответа. Иначе эту систему называют отрицательной диалектикой. По сути, так оно и есть. Спорящие стороны отрицают неверные гипотезы, при помощи вопросов находя в них логические ошибки, и тем самым приближаются к истине.

Такой диалог начинается с того, что один дает ответ на заданный изначально вопрос. Тем самым он провоцирует собеседника задать новый вопрос и запускает процесс критического мышления.

* Цель сократического диалога заключается в стимулировании дискуссии и критического мышления для достижения общности взглядов. Задаваемые вопросы направлены на то, чтобы проверить логичность определенного утверждения.

Сократический диалог - это чистейшая форма критического мышления. В его основе заложена убежденность в том, что простого и поверхностного ответа на вопрос недостаточно. Вместо этого он поощряет нас к анализу глубинных изначальных пластов каждого вопроса или утверждения. А или Б? Ладно, допустим, вы выбираете Б, но почему?

В этом вся суть сократического метода. Он заставляет нас бесконечно пересматривать свои убеждения, чтобы отсеять все ложное и, в конце концов, прийти к истине.

Что со всем этим делать?

Кому адресовать этот вопрос, если не Фонду критического мышления, некоммерческой организации, которая занимается исследованиями в этой области уже более трех десятилетий? Сотрудники фонда выяснили: чтобы вести сократический диалог, нужно следовать следующим правилам:

Отвечайте на все вопросы собеседника вопросами, которые вынудят его развивать свою мысль дальше и глубже.

Постарайтесь понять, что заставляет собеседника верить в то, что он говорит и делает, и исходя из этого задавайте новые вопросы.

Каждое новое суждение должно быть логически связано с предыдущим.

Помните, что каждая идея и мысль нуждаются в дальнейшем развитии и углублении.

Отдавайте себе отчет, что ни одна идея не может существовать сама по себе, она всегда взаимосвязана с другими мыслями и идеями. Вы должны распознавать эту взаимосвязь и формулировать на этом основании новые вопросы.

Помимо этих ключевых пунктов, есть еще способы подготовиться к сократическому диалогу.

Наиболее эффективная тактика такова: вы обдумываете свою конечную цель и отталкиваетесь от нее. То есть вам нужно сформулировать, какой вопрос вы хотели бы задать самым последним, и создать сеть вопросов, которые могут привести к нему.

К примеру, Фонд критического мышления советует, если вашей конечной целью является вопрос «Что такое мультикультурализм?», сначала вам нужно будет получить ответы на следующие вопросы: «Что такое культура», «На чем основывается культура» и «Какие факторы определяют, к какой культуре принадлежит тот или иной человек?».

Из книги Сознавание: исследуем, экперементируем, упражняемся автора Стивенс Джон

Диалог рук Закройте глаза и не открывайте, пока я не попрошу сделать этого. Сядьте поудобнее, так, чтобы можно было использовать обе руки. Войдите в контакт со своими физическими ощущениями. (…) Переключите свое внимание от внешнего мира и сознавайте тело. (…) Отмечайте,

Из книги Философские сказки для обдумывающих житье или веселая книга о свободе и нравственности автора Козлов Николай Иванович

Диалог рук Поддерживайте контакт глаз со своим партнером и не разговаривайте. (…) Вытяните свои руки на уровне лица и соприкоснитесь с руками партнера. (…) Фокусируйте внимание на руках, когда продолжаете смотреть друг на друга, и используйте свои руки для взаимодействия

Из книги Как относиться к себе и к людям [Другая редакция] автора Козлов Николай Иванович

Диалог «Да» - «Нет» Я хочу, чтобы вы провели следующие четыре минуты, общаясь только с помощью слов «да» и «нет». Смотрите друг на друга, когда произносите эти слова, чтобы общаться с помощью изменения тона голоса, скорости, громкости, интонации и т.п. Сознавайте, что вы

Из книги Преобразующие диалоги автора Флемминг Фанч

Звуковой диалог Встаньте свободно, лицом к своему партнеру, примерно в полутора метрах от него. (…) Закройте глаза и максимально «отпустите» свое тело. (…) Сознавайте свои плечи, жи-" вот, грудь и, обнаружив где-либо напряжение, попробуйте расслабиться и избавиться от него

Из книги Нить Ариадны, или Путешествие по лабиринтам психики автора Зуева Елена

Диалог Все это хорошо знакомо каждому, я только напомню. Вот беседуют две дамы, всей душой переживающие то, что они с таким тщанием из жизни вычерпывают:– Я слышала, что у вас чуть не случилось несчастье! – Да-да. Лодка перевернулась, и дети чуть не погибли. Если бы вы знали,

Из книги Практический психолог в детском саду. Пособие для психологов и педагогов автора Веракса Александр Николаевич

Непридуманный диалог Человек, произвольно переживающий сейчас одно, а через минуту другое - это не человек, а машина. Это - твой идеал? - А кто из нас машина:Ты, который при неприятностях автоматически расстраиваешься, или я, имеющий выбор?Ты, который на оскорбление

Из книги Средство от болезней автора Гусев Вячеслав

Диалог Диалог - это широкое общение для определения того, что происходит. Общение двухстороннее: и фасилитатор, и клиент работают над тем, чтобы выяснить, в чем же дело. Они оба воспринимают и продвигаются ближе к пониманию обсуждаемой темы.Диалог - это взаимное общение с

Из книги Сколько вы стоите [Технология успешной карьеры] автора Степанов Сергей Сергеевич

Диалог – Я думаю, что долг детей – выполнить долг перед родителями…– Повернуть реку вспять?.. Невозможно… Естественный ход жизни, так же как и течение реки, предусматривает движение в одном направлении – от родителей к детям. Иначе происходит нарушение естественного

Из книги Скрытые механизмы влияния на окружающих автора Уинтроп Саймон

Диалог с родителями Как уже говорилось, работа психолога с родителями начинается до того, как ребенок приходит в детский сад. Последующие встречи с родителями случаются не реже, чем дважды в год, на общих собраниях, на которых психолог знакомит родителей с планом работы и

Из книги Как побороть застенчивость автора Зимбардо Филип Джордж

1.4. Диалог Как происходит терапия в диалоге? Клиент встречается с терапевтом. Терапевт в ответ на дисгармонию клиента чувствует дискомфорт в собственной душе. Дальше оставаясь во встрече с клиентом, терапевт говорит и делает что-то, что позволяет ему самому прийти в

Из книги 5 методов воспитания детей автора Литвак Михаил Ефимович

Диалог антиподов Рассказывают, как в годы войны один советский разведчик, скрывавшийся под личиной немецкого офицера, едва не выдал себя, когда в магазине, не пересчитав сдачу, небрежно сунул ее в карман. Педантичный немец себе такого не позволит!Сегодня, отправляясь за

Из книги Блестящее выступление. Как стать успешным оратором автора Седнев Андрей

Кто использует сократический диалог? Как я уже говорил, этот метод основывается на концепции критического мышления Сократа. А Сократ был учителем от бога, поэтому его метод до сих пор используется именно педагогами. Но также он распространен везде, где спор призван

Из книги автора

Откровенный диалог Составьте список всех людей, которые повергают вас в состояние застенчивости или отвергают вас. Поставьте друг напротив друга два стула. Сядьте на один стул и вообразите, что на другом сидит номер первый из вашего списка.Обращаясь к нему, выскажите все,

Из книги автора

Из книги автора

Диалог Какой ваш самый любимый фильм? Всем нам нравится смотреть фильмы, потому что за полтора часа можно прожить жизнь другого человека.Представьте себе фильм, в котором нет спецэффектов и компьютерной графики. Может ли такое кино быть интересным? Да.Что если мы

Из книги автора

Диалог и юмор Когда люди смеются, это всегда положительно сказывается на выступлении. Во-первых, аудитория получает от вашей презентации больше удовольствия. Во-вторых, она слушает вас внимательнее. И наконец, публика относится к вам с большей симпатией.Многие