Проект "взаимосвязь между детским садом и школой". Формы сотрудничества по вопросам преемственности в работе дошкольного образовательного учреждения и школы Взаимодействие доу и школы

Цель программы: реализация единой линии развития ребенка на этапах дошкольного и начального школьного, основного общего образования, придание педагогическому процессу целостный, последовательный и перспективный характер.

Исполнители: директор школы, социальный педагог, психолог, зам.директора по д/о, зам.директора по воспитательной работе, зам. директора по учебной работе, воспитатели, учителя начальных классов.

Объекты программы: дети дошкольного и школьного возраста, родители, педагоги.

Цели непрерывного образования:

  1. Воспитание нравственного человека.
  2. Охрана и укрепление физического и психического здоровья детей.
  3. Сохранение и поддержка индивидуальности ребенка, физическое и психическое развитие детей.

Задачи непрерывного образования:

  • на дошкольной ступени:
  • приобщение детей к ценностям здорового образа жизни;
  • обеспечение эмоционального благополучия каждого ребенка, развитие его положительного самоощущения;
  • развитие инициативности, любознательности, произвольности, способности к творческому самовыражению;
  • формирование различных знаний об окружающем мире, стимулирование коммуникативной, познавательной, игровой и другой активности детей в различных видах деятельности;
  • развитие компетентности в сфере отношений к миру, к людям, к себе; включение детей в различные формы сотрудничества (с взрослыми и детьми разного возраста).

на ступени начальной и средней школы:

  • осознанное принятие ценностей здорового образа жизни и регуляция своего поведения в соответствии с ними;
  • готовность к активному взаимодействию с окружающим миром (эмоциональная, интеллектуальная, коммуникативная, деловая и др);
  • желание и умение учиться, готовность к образованию в основном звене школы и самообразованию;
  • инициативность, самостоятельность, навыки сотрудничества в разных видах деятельности:
  • совершенствование достижений дошкольного развития (на протяжении всего начального образования, специальная помощь по развитию сформированных в дошкольном детстве качеств, индивидуализации процесса обучения, особенно в случаях опережающего развития или отставания.

Проблемы непрерывного образования.

  1. Автономность подсистем образовательно-воспитательной системы, т.е. сохранение дискретного характера отдельных ступеней образования. Формирование и развитие образования в каждом звене осуществляется без опоры на предшествующее образование и без учета дальнейших перспектив.
  2. Разрыв между конечными целями и требованиями при обучении отдельным предметам на различных этапах образовательного процесса. Несогласованность между “входными” и “выходными” требованиями детского сада и школы.
  3. Необеспеченность учебного процесса в системах преемственного образования учебно-методическими материалами и дидактическими пособиями, несовершенство существующих учебных пособий и их несоответствие новым целям и требованиям обучения.
  4. Несовершенство существующих систем диагностики при переходе учащихся с одного образовательного уровня на другой.
  5. Отсутствие системности при отборе содержания обучения и организации учебного материала по ступеням.
  6. Слабая управленческая и организационная преемственность, т.е. трудности в общем руководстве всем процессом воспитания, обучения и развития учащихся в обеих подсистемах комплекса “детский сад- школа”.
  7. Неполное соблюдение психологической преемственности (необходимость в специалистах, умеющих работать с детьми 3-10 лет, сочетающих профессиональный потенциал воспитателей и учителей начальных классов).
  8. Отсутствие единых программ воспитания и обучения.
  9. Недостаточный уровень подготовки педагогических кадров к работе в системе непрерывного образования.

Преемственность образовательного процесса:

1. Целевая – согласованность целей и задач воспитания и обучения на отдельных ступенях развития.

2. Содержательная – обеспечение “сквозных” линий в содержании, повторений, пропедевтика, разработка единых курсов изучения отдельных программ. Создание на каждом этапе базы для последующего изучения учебного материала на более высоком уровне за счет расширения и углубления тематики, путем обеспечения “сквозных” линий, использование принципа концентричности в организации содержания учебных программ и межпредметных связей. Содержательная преемственность обеспечивается через федеральный компонент программы: программа школы и типовая программа воспитания и обучения детей дошкольного возраста, парциальные программы – единые.

3. Технологическая – преемственность форм, средств, приемов и методов воспитания и обучения.

Создание новых методик, технологий и средств обучения, разработка общих подходов к организации учебно-воспитательного процесса в подготовительной группе детского сада и начальном звене, при которой обучение дошкольников осуществляется на основе специфических для этого возраста видов деятельности: отказ в д/саду от учебно-дисциплинарной модели и переход к личностно-ориентированному обучению. Обучение в школе: учебно-воспитательный процесс должен быть насыщен игровыми приемами, драматизацией, различными видами предметно- практической деятельности, т. е. руководство деятельностью первоклассников должно осуществляться с использованием методов и приемов дошкольного воспитания.

Взаимодействие применяемых на разных ступенях образовательной лестницы средств, форм, методов обучения характеризует требования, предъявляемые к знаниям, умениям, навыкам учащихся на каждом этапе обучения.

4. Психологическая - совершенствование форм организации учебно-воспитательного процесса и методов обучения в детском саду и школе с учетом общих возрастных особенностей:

  1. учет возрастных особенностей
  2. снятие психологических трудностей,
  3. адаптация переходных периодов,
  4. обеспечение их достаточной двигательной активностью;
  5. общение в формах неурочного типа с опорой на диалоговое взаимодействие;
  6. обучение на интегративной основе, связь знаний с повседневной жизнью;
  7. использование методов, активизирующих мышление, воображение, поощрение инициативности учащихся, их активности на занятиях.
  8. снятие психологических трудностей адаптационных переходных периодов.

5. Управленческая и структурно-организационная – наличие общего руководства, жесткая структура комплекса.

Хорошо отработанная нормативно-правовая база: Устав, локальные акты, четкое распределение обязанностей между администрацией, общее финансирование, база данных на детей и сотрудников.

Психолого-педагогические условия реализации непрерывного образования.

  1. Личностно-ориентированное взаимодействие взрослых с детьми.
  2. Предоставление каждому ребенку возможности выбора деятельности партнера, средств и пр.;
  3. Ориентировка педагогической оценки на относительные показатели детской успешности (сравнение сегодняшних достижений ребенка с его собственными вчерашними достижениями);
  4. Создание образовательной среды, способствующей эмоционально-ценностному, социально-личностному, познавательному, эстетическому развитию ребенка и сохранение его индивидуальности;
  5. Формирование ведущей деятельности как важнейшего фактора развития ребенка, опора на игру при формировании учебной деятельности;
  6. Сбалансированность репродуктивной (воспроизводящей готовый образец) и исследовательской, творческой деятельности, совместных и самостоятельных, подвижных и статичных норм активности.

Основания для осуществления преемственности дошкольного и начального школьного образования.

  1. Состояние здоровья и физическое развитие детей;
  2. Уровень развития их познавательной активности как необходимого компонента учебной деятельности;
  3. Умственные и нравственные способности учащихся;
  4. Сформированность их творческого воображения как направления интеллектуального и личностного развития;
  5. Развитие коммуникативности, т. е. умения общаться с взрослыми и детьми.

Алгоритм работы по преемственности детского сада и школы.

1 этап - поступление ребенка в детский сад:

2 этап: подготовка ребенка к обучению.

Методическая работа:

  • проведение общих метод объединений, педагогических советов воспитателей и учителей начальных классов по проблемным вопросам воспитания и обучения детей.
  • проведение открытых уроков и занятий
  • участие педагогов (воспитателей) в творческих группах: экология, валеология, информатика.
  • воспитание и обучение.
  • разработка “сквозных” программ по патриотическому, трудовому, эстетическому, экологическому воспитанию,
  • ведение диагностических карт на каждого ребенка с целью дальнейшего отслеживания роста и развития детей,
  • выявление наиболее острых проблемных вопросов при обучении детей в начальной школе и среднем звене (школьная незрелость, дезатаптация первоклассников в школе, % неуспевающих и второгодников)

На втором этапе, самом длительном с детьми задействованы воспитатели, учителя, психолог, медицинская сестра, организатор по воспитательной работе, учитель ОБЖ.

3 этап – плавный переход из детского сада в школу.

Педагогическая и психологическая диагностика детей, характеристики на детей, адаптация первоклассников в школе. Заполнение диагностических карт на каждого ребенка. Заседание психолого-педагогического консилиума по приему в первый класс. Дальнейшее отслеживание адаптации детей в первом классе, оказание психологической и педагогической помощи детям и родителям. Проведение общих родительских собраний, консультаций, бесед с психологом.

На основании созданной программы составляется перспективный план работы и план на год, план методических объединений и план открытых мероприятий.

Ожидаемые результаты:

  • целостный педагогический процесс
  • реализация единой линии развития ребенка

Приложение 1 – план совместной работы со школой

Приложение 2 – презентация семинара по преемственности

Сотрудничество со школой

Детский сад на протяжении нескольких лет успешно осуществляет взаимодействие с МОУ ЛООШ и МОУ СОШ, в связи с тем, что все выпускники МДОУ обучаются в данных школах. Деятельность детского сада и школ организуется на основе договора и совместного плана работы на учебный год. Готовность к обучению в начальной школе предполагает физиологическую зрелость и психологическую готовность, готовность к обучению в основной школе - наличие способности обучаться.

Цель сотрудничества МДОУ и школ следующая:

Формировать преемственные связи, соединяющие воспитание и обучение детей ДОУ и начальной школы в целостный педагогический процесс, строить их на единой организационной и методической основе.

Задачи:

· согласовать цели и задачи дошкольного и школьного начального образования;

· обеспечить условия для реализации плавного перехода детей от игровой деятельности к учебной, обеспечивающие сохранность и укрепление здоровья, непрерывность психофизического развития дошкольника и младшего школьника;

· обеспечить преемственность учебных планов и программ дошкольного и школьного начального образования.

Взаимодействие МДОУ и школ осуществляется согласно совместно разработанному плану по трем направлениям:

I . Методическая работа . На базе школ и МДОУ проводятся семинары-практикумы для педагогов начальных классов и воспитателей по различным проблемам: («Преемственность формирования универсальных учебных действий (УУД) в МДОУ и начальной школе», «Преемственность развивающих технологий в МДОУ - начальной школе, как основа реализации стандартов II поколения», «Адаптация учащихся первых классов к обучению в школе», «Психологическая готовность ребенка к школе»). Семинары включают в себя взаимопосещения уроков в первых классах и занятий в подготовительной группе детского сада. На занятиях в МДОУ присутствуют учителя, набирающие в следующем учебном году первые классы.

Педагоги школы и детского сада имеют возможность совместно обсудить насущные проблемы и скорректировать свою деятельность: побеседовать о творческом развитии каждого ребенка, о том, как найти «ключик» к каждому, опираясь на его предыдущий жизненный опыт. Такие встречи позволяют воспитателям и учителям совершенствовать методы обучения, улучшать качество своей работы.

II . Следующим важным направлением работы является работа с родителями . Родители получают консультации учителей будущих первых классов, психолога, присутствуют на родительских собраниях, посвященных вопросам готовности ребенка к школе и ознакомлению с программами и пособиями, по которым работает каждый учитель, посещают совместно с детьми «Дни открытых дверей» в школах и «Школу будущих первоклассников». Таким образом, каждый родитель знаком с учителями будущих первых классов, имеет представление о школе и образовательных школьных программах, т.е. может определиться с выбором.

III . Работа с детьми . Дети МДОУ знакомятся с учителями, ходят на экскурсии и посещают праздники и досуги в школе, занимаются в «Школе будущих первоклассников». Адаптационные занятия позволяют преодолеть последствия имеющегося у ребенка негативного опыта общения с социумом и предполагают более легкую адаптацию к условиям школы. При выпуске детей из МДОУ заполняются индивидуальные карты, в которых отражаются параметры физического и психического развития ребенка, его интересы и склонности, предлагаются рекомендации специалистов.

Совместная работа по формированию у детей предпосылок к учебной деятельности способствует:

Созданию и совершенствованию благоприятных условий для обеспечения личностного развития ребенка, укрепления психического и физического здоровья; формирования социально-нравственных норм и готовности к школьному обучению;

Совершенствованию форм организации учебно-воспитательного процесса и методов обучения в МДОУ и начальной школе.

Обеспечению более успешной адаптации детей к обучению в начальных классах, сохранению желания дошкольников учиться и развиваться.

План совместной работы МДОУ № 5 со школами

Мероприятия

Дата

Ответственный

I

Методическая работа

Согласование и утверждение плана по реализации преемственности в работе детского сада и школы.

Сентябрь

Руководители МО школ, заведующий МДОУ.

Оформление стенда и странички на сайте МДОУ «Для вас, родители будущих первоклассников»

Ноябрь

Педагог-психолог

Дни методического взаимодействия МДОУ - начальная школа

Семинар-практикум «Адаптация первоклассников».

Цель:

· выявить проблемы адаптации первоклассников;

· скорректировать деятельность по сотрудничеству с МДОУ;

· познакомить с внедрением ФГОС в начальной школе.

Проблема: «Создание условий для перехода от игровой деятельности к учебной. Формирование универсальных учебных действий» (внедрение ФГОС в НОО).

Декабрь

Руководитель МО начальных классов МОУ Любимской СОШ

Семинар-практикум «Адаптация первоклассников. Переход от игровой деятельности к учебной. Формирование УУД» (внедрение ФГОС в НОО).

План:

· «Создание проблемного поля» - установка на работу, обсуждение позиций анализа урока. Смирнова Е.Ю., заместитель директора по учебно-воспитательной работе МОУ ЛООШ;

· посещение уроков в 1 и 4 классах;

· Круглый стол. Самоанализ и анализ уроков. «Моделирование» учебной (методической) ситуации. Выступление из опыта работы МОУ ЛООШ по адаптации первоклассников.

Январь

Руководитель МО учителей начальных классов МОУ Любимской ООШ, учителя начальных классов.

Семинар-практикум «Преемственность ФГОС ДО и ФГОС НОО»

Цель: познакомить учителей начальных классов с целями, задачами, принципами и целевыми ориентирами ФГОС ДО на этапе завершения дошкольного образования, которые являются основанием преемственности дошкольного и начального общего образования.

План:

· просмотр НОД в подготовительной группе;

· круглый стол «ФГОС ДО»

Февраль

Заведующий МДОУ, воспитатели подготовительной группы, учитель-логопед.

Взаимопосещение воспитателями МДОУ уроков в 1-м классе начальной школы и учителями начальных классов занятий в МДОУ

Март-апрель

Администрация школ и МДОУ

Оформление индивидуальных характеристик выпускников ДОУ

Май

Специалисты, воспитатели групп, Администрация ДОУ

II

Работа с родителями

Участие в родительских собраниях в школе и МДОУ, встречи в «Школе заботливых родителей» в МДОУ

В течение учебного года

Администрация школ и МДОУ, воспитатели, педагог-психолог

Анкетирование и тестирование самочувствия семьи в преддверии школьной жизни ребенка и адаптации к школе.

Ноябрь

Педагог-психолог

Индивидуальные и групповые консультации для родителей («Возрастные особенности психического развития детей 6-7 лет», «Воспитание у детей подготовительной группы положительного отношения к школе», «Готовим руку к письму», «Первые трудности или как проходит адаптация детей к школе», «Как правильно организовать свободное время ребёнка»)

В течение учебного года

Размещение информации в родительском уголке на тему «Для вас родители, первоклассников»

В течение учебного года

Воспитатели, специалисты

В течение учебного года

Воспитатели групп, специалисты

День открытых дверей в школе для детей и родителей.

Май

Администрация школ, руководители МО МОУ Любимской СОШ и МОУ Любимской ООШ

III

Работа с детьми

Проведение экскурсий и целевых прогулок в школу для подготовительной группы:

· День знаний;

· Праздник букваря;

· Театрализованные представления;

· День открытых дверей;

· Школа будущего первоклассника;

· Последний звонок;

· «Дорога в школу»;

· Ознакомление с помещением школы, кабинетами, библиотекой, спортивным залом.

В течение учебного года

Администрация школы и МДОУ, воспитатели подготовительной группы, учителя начальных классов

Беседы о школе «Зачем учиться в школе»,

чтение художественной литературы

В течение учебного года

Воспитатели МДОУ, педагог-психолог

Создание игровых ситуаций "Первый день в школе", "Как себя вести на уроке" и их обыгрывание

В течение учебного года

Воспитатели МДОУ, педагог-психолог

Выставка рисунков «Школа, в которой я хочу учиться»

Апрель

Воспитатели МДОУ

Ознакомительные встречи учителей 1-х классов с учащимися, зачисленными в 1-е классы

Май

Воспитатели МДОУ

«Школа будущего первоклассника»

Февраль - май

Учителя начальных классов

ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ между детским садом и школой предполагает ориентацию, направленность работы дошкольного учреждения на требования, предъявляемые в школе и, наоборот, - учет учителем достигнутого общего уровня развития дошкольника, сформированное™ нравственного поведения, волевой, личностной сферы ребенка.

Преемственность может рассматриваться как внутренняя связь, которая выражается в учебной деятельности обучаемых (дошкольников и школьников), и внешняя, связанная с деятельностью обу-чающих (воспитателей и учителей). В первую связь входит структура учебно-воспитательной деятельности, в которую входят следующие компоненты:

I) мотивационно-целевой, который обуславливает взаимосвязь мотивации и целеполагания учения;

3) учебно-операциональный, обеспечивающий развитие общеучебных и специальных умений и навыков, наличие мыслительных операций;

4) организационно-рефлексивный, - включающий навыки планирования, прогнозирования деятельности, само-взаимооцеики результатов собственной деятельности и товарищей.

Во внешнюю связь входит преемственность в деятельности воспитателей и учителей, которая проявляется в определенном типе отношения педагогов к детям, в отношении к педагогической деятельности, к родителям воспитанников и т.д.

В осуществлении преемственности важно обратить внимание на выполнение педагогом возложенных на него функций (оздоровительных, организаторских, воспитательных и т.д.), на знание педагогики, психологии, методик воспитания, его эрудированность

Реализации преемственности способствует существующая система образования, единые принципы образования: гуманизация, демократизация, дифференциация обучения и воспитания на основе учета возрастных, психологических и индивидуальных особенностей каждого ребенка; разработки и внедрения в практику инновационных преемственных по своей сути программ, перестройки системы подготовки и переподготовки педагогических кадров с ориентацией на различные профили и услуги образовательных учреждений.

Главная цель интеграции деятельности детского сада и школы - развить в ребенке добрые чувства, глубокий ум и здоровое тело. Но специфическое приоритетное направление для начальной школы - формирование у детей умения учиться, создание условий, при которых обучение становится для ребенка благом, основной формой его самовыражения; для дошкольного - раннее развитие комплекса личностных качеств и свойств, обеспечивающих легкий, естественный переход ребенка в школу.



Проблема преемственности в воспитании и обучении дошкольников и младших школьников рассматривалась в работах Н.К.Крупской, А.В.Запорожца, Л.А.Венгера, А.Ф.Говорковой, Я.Л.Коломин-ского, А.А.Люблинской, А.М.Леушиной, В.Д.Лысенко, Н.Н.Поддъякова, В.А.Силивон, А.П.Усовой и др.

"Промежуточное" положение шестилеток между дошкольниками и школьниками особенно явно проявляется в настоящее время, когда одни из них уже обучаются в школе, а другие продолжают по-сещать детский сад. В связи с этим актуализируются поиски новых подходов к проблеме преемственности между школьным и дошкольным образованием.

В РБ разработано и утверждено примерное положение об учебно-воспитательном учреждении "школа-детский сад", создаются "центры развития ребенка" - эти новые интегративные типы учебно-воспитательных учреждений организуются с целью создания оптимальных условий для обучения и воспитания детей дошкольного и школьного возраста и обеспечения преемственности в организации и содержании учебно-воспитательного процесса. Творческими коллективами, утвержденными Министерством образования РБ, разрабатываются программы обучения и воспитания детей в подготовительной группе, программы специальной подготовки детей 5 лет к школе; стаадарты дошкольного образования. В справке Управления дошкольного воспитания Министерства образования РБ "Состояние и перспективы воспитания и обучения детей 5-7 лет в условиях дошкольного учреждения и школы в связи с реформированием системы образования" отмечается, что "преемственность необходимо понимать, с одной стороны, как установление диалектической взаимосвязи между этапами развития, личности при переходе от дошкольного к младшему школьному возрасту, с другой стороны - создание медико-биологических и психолого-педагогических условий в работе детских садов и школ для обеспечения этого развития".



Основными задачи преемственности являются:

1. Установление связи между программами, формами и методами работы детского сада и школы.

2. Установление связи в физическом, умственном, нравственном,

трудовом и эстетическом развитии.

3. Установление связи в развитии личности ребенка в целом.

4. Сформированность активно-положительного отношения к детям со стороны педагогов и родителей.

5. Осуществление преемственности детского сада и школы в формировании общеучебных умений и навыков.

6. Преемственность содержания образования и воспитания в детском саду и первом классе школы.

Наиболее действенными формами работы школы и детского сада являются:

I. посещение воспитателями детских садов уроков в школе, а учителями школ занятий в детском саду с последующим обсуждением, вынесением рекомендаций;

2. совместные тематические совещания учителей начальных классов и воспитателей дошкольных учреждений с участием руководителей учреждений;

3. проведение родительских собраний в старших группах с участием учителей и воспитателей;

4. изучение воспитателем и учителем программ детского сада и I класса с целью выявления, какими знаниями, умениями и навыками овладели дети в дошкольном учреждении. Изучая программу I класса, воспитатели дошкольных учреждений узнают требования

школы к первоклассникам, учитывают их в воспитании ИУобучении

дошкольников;

5. организация различных мероприятий по подготовке детей к школе с участием родителей;

6. беседы учителей с воспитателями о детях, уходящих I сентября в школу, устная характеристика о слабых и сильных детях, о состоянии здоровья детей группы, о характере коллективных взаимоотношений, об усвоении детьми правил поведения, об отношении детей к старшим, о развитии познавательных интересов, о волевом развитии, а также о развитии интеллекта: пытливости, любознательности, критичности и т.д.;

7. совместная подготовка к конференциям, организация выставок;

8. взаимопосещения утренников и концертов.

С целью более тесной и систематической работы школы и детского сада учителями совместно с воспитателями разрабатываются планы преемственности, к выполнению которых привлекаются не только педагоги, но и родители.

План преемственности включает следующие разделы:

I. методическая и организационно-воспитательная работа;

2. воспитание у детей интереса к школе;

3. воспитание у школьников заботливости и внимательности к детям дошкольного возраста;

4. работа с родителями.

Неотъемлемой частью работы по преемственности школ и дошкольных учреждений является сотрудничество с семьей, что позволит добиться высокого уровня общего развития ребенка. Для решения этой проблемы необходимы согласованные действия работников дошкольных учреждений и семьи: все лучшее, что может дать семья (любовь, забота, уход, личное общение), детский сад и начальная школа должны сделать своим достоянием, и, наоборот, все хорошее, что приобретает ребенок в детском саду и школе (самостоятельность, организованность, интерес к знаниям и др.), должно находить продолжение и опору в семье. Только тогда улучшаться качество воспитания и обучения детей в школе и подготовка к школе в дошкольном учреждении, будет преодолен разрыв между семьей, детским садом и школой, являющийся серьезной преградой для правильного развития ребенка. Сотрудничество детского сада, семьи и юколы может решаться через следующие виды работ: общие родительские собрания, которые ставят своей целью познакомить родителей с основными требованиями школы, детского сада к содержанию проводимой работы дома, сообщение основных положений концепции развития личности, информация об основных педагогических, психологических, медицинских аспектах подготовки ребенка к юколе;

групповые родительские собрания, которые позволяют конкретизировать общие проблемы, уделить внимание диагностическим методикам определения готовности ребенка к школе. Воспитатели рассказывают о результатах проводимой работы с детьми, демонстрируют достижения детей, организуя выставки детских работ, концерт художественной самодеятельности и т.д.;

лектории для родителей,

педагогические консультации;

семинары;

открытые занятия и беседы с родителями о результатах, которые дети достигли, выставки детских работ, информация о специальной литературе;

совместные праздники;

встречи учителей с родителями будущих первоклассников.

Эффективными, стали такие формы взаимодействия, как взаимное знакомство с образовательными программами детского сада и школы, организация совместных педагогических советов, круглых столов, мастер - классов. Знакомство со спецификой планирования работы в детском саду и тематическими планами проведения уроков в школе дает возможность каждому педагогу обмениваться опытом, находить оптимальные методы, приемы и формы работы, знакомит с обстановкой и организацией жизни и обучения детей.

Такое сотрудничество формирует у педагогов понимание значимости процесса развития ребенка, а не накопления знаний, помогает сохранять здоровье детей, и не ущемлять его право на образование, определяет выбор способов индивидуального подхода к будущему ученику.

Ещё одним важным, на наш взгляд, направлением работы между детским садом и школой является организация совместных праздников, выставок, фестивалей, участие в проектной деятельности и других интересных мероприятий.

Формы осуществления преемственности:

1. Работа с детьми:

Экскурсии в школу;

Посещение школьного музея, библиотеки;

Знакомство и взаимодействие дошкольников с учителями и учениками начальной школы;

Участие в совместной образовательной деятельности, игровых программах;

Выставки рисунков и поделок;

Встречи и беседы с бывшими воспитанниками детского сада (ученики начальной и средней школы);

Совместные праздники (День знаний, посвящение в первоклассники, выпускной в детском саду и др.) и спортивные соревнования дошкольников и первоклассников;

Участие в театрализованной деятельности;

Посещение дошкольниками адаптационного курса занятий, организованных при школе (занятия с психологом, логопедом, музыкальным руководителем и др. специалистами школы).

2. Взаимодействие педагогов:

Совместные педагогические советы (ДОУ и школа);

Семинары, мастер- классы;

Круглые столы педагогов ДОУ и учителей школы;

Психологические и коммуникативные тренинги для воспитателей и учителей;

Проведение диагностики по определению готовности детей к школе;

Взаимодействие медицинских работников, психологов ДОУ и школы;

Открытые показы образовательной деятельности в ДОУ и открытых уроков в школе;

Педагогические и психологические наблюдения.

3. Сотрудничество с родителями:

Совместные родительские собрания с педагогами ДОУ и учителями школы;

Круглые столы, дискуссионные встречи, педагогические «гостиные»;

Родительские конференции, вечера вопросов и ответов;

Консультации с педагогами ДОУ и школы;

Встречи родителей с будущими учителями;

Дни открытых дверей;

Творческие мастерские;

Анкетирование, тестирование родителей для изучения самочувствия семьи в преддверии школьной жизни ребенка и в период адаптации к школе;

Образовательно- игровые тренинги и практикумы для родителей детей преддошкольного возраста, деловые игры, практикумы;

Семейные вечера, тематические досуги;

Визуальные средства общения (стендовый материал, выставки, почтовый ящик вопросов и ответов и др.);

Заседания родительских клубов (занятия для родителей и для детско-родительских пар).

Важную роль в обеспечении преемственности дошкольного и школьного образования играет детальное изучение представлений родителей и педагогов друг о друге, что приведет их к взаимодействию и разработке совместных рекомендаций.

И ещё важную роль, в организации преемственности дошкольного учреждения и начальной школы играют личности воспитателя и учителя. Воспитатель в детском саду – это вторая мама, которая может обнять малыша, погладить по головке. И ребенок тянется к своему воспитателю. Но вот сегодняшний дошкольник приходит в школу, и его встречает учитель. Всё сразу изменяется: ученик должен соблюдать дистанцию между собой и учителем. Поэтому и адаптация ученика к школе более затяжная, чем в детском саду.

Поэтомуосновными задачами сотрудничества ДОУ и школы являются:

Создание психолого-педагогических условий, обеспечивающих благоприятное течение процесса адаптации первоклассников к школьному обучению (естественность перехода из детского сада в школу);

Улучшение подготовки к обучению в школе 5-6 летних детей;

Углубление интереса к жизни в школе;

Оказание помощи семье в новой ситуации, возникающей при подготовке к обучению в школе и при поступлении ребенка в школу.

Важнейшим условием эффективности работы по налаживанию преемственных связей детского сада и школы является четкое понимание целей, задач и содержания осуществления преемственности, доброжелательный деловой контакт между педагогическими коллективами этих образовательных учреждений.

Цели и задачи осуществления преемственности в работе дошкольного образовательного учреждения и школы реализуются на основе проведения совместных мероприятий, организации единого образовательного пространства, использования преемственных технологий, форм, методов обучения и воспитания.

Конференция: Современный подход к преподаванию

Организация: МБДОУ № 65 «Машенька»

Населенный пункт: г. Набережные Челны

Существенные изменения, происходящие в социально-экономическом устройстве России XXI века, требуют реформирования системы образования. Сегодня, как отмечают многие ученые, вместо базового образования, служившего человеку фундаментом всей его профессиональной деятельности, требуется «образование на всю жизнь».

В настоящее время идет перестройка системы дошкольного воспитания. Целью его отныне признается не воспитание члена общества, а свободное развитие личности.

Основным механизмом деятельности развивающегося дошкольного учреждения является поиск и освоение инноваций , способствующих качественным изменениям в работе дошкольного учреждения.

Внедрение инноваций в работу образовательного учреждения - важнейшее условие совершенствования и реформирования системы дошкольного образования.

В основе новой концепции взаимодействия семьи и дошкольного учреждения лежит идея о том, что за воспитание детей несут ответственность родители, а все другие социальные институты призваны помочь, поддержать, направить, дополнить их воспитательную деятельность. Уходит в прошлое официально осуществляемая в нашей стране политика превращения воспитания из семейного в общественное.

Признание приоритета семейного воспитания требует новых отношений семьи и дошкольного учреждения. Новизна этих отношений определяется понятиями «сотрудничество» и «взаимодействие» .

Сотрудничество - это общение «на равных», где никому не принадлежит привилегия указывать, контролировать, оценивать.

Взаимодействие представляет собой способ организации совместной деятельности, которая осуществляется на основании социальной перцепции и с помощью общения.

Перейти к новым формам отношений родителей и педагогов невозможно в рамках закрытого детского сада: он должен стать открытой системой. Результаты зарубежных и отечественных исследований позволяют охарактеризовать, из чего складывается открытость дошкольного учреждения, включающая «открытость внутрь» и «открытость наружу».

Придать дошкольному учреждению «открытость внутрь» значит сделать педагогический процесс более свободным, гибким, дифференцированным, гуманизировать отношения между детьми, педагогами, родителями.

«Открытость детского сада внутрь» - это вовлечение родителей в образовательный процесс детского сада. Родители, члены семьи могут значительно разнообразить жизнь детей в дошкольном учреждении, внести свой вклад в образовательную работу. Это может быть эпизодическое мероприятие, которое по силам каждой семье. Одни родители с удовольствием организуют экскурсию, другие помогут в оснащении педагогического процесса, третьи - чему-то научат детей.

«Открытость детского сада наружу» означает, что детский сад открыт влияниям микросоциума, своего микрорайона, готов сотрудничать с расположенными на его территории социальными институтами, таких как: общеобразовательная школа, музыкальная школа, спортивный комплекс, библиотека и др.

Сотрудничество детского сада и семьи предполагает, что обе стороны имеют, что сказать друг другу относительно конкретного ребенка, тенденций его развития. Отсюда - поворот к взаимодействию с каждой семьей, следовательно, предпочтение индивидуальных форм работы (индивидуальные беседы, консультации).

Взаимодействие в малой группе родителей, имеющих сходные проблемы домашнего воспитания, называется дифференцированным подходом .

Основная цель всех форм и видов взаимодействия ДОУ с семьей - установление доверительных отношений между детьми, родителями и педагогами, объединение их в одну команду, воспитание потребности делиться друг с другом своими проблемами и совместно их решать.

Инновационные формы взаимодействия ДОУ с семьей

В настоящее время используются всевозможные методы и формы работы с родителями, как уже утвердившиеся в этой области, так и новаторские, нетрадиционные.

Инновационный подход к традиционным формам работы предполагает активизацию поведения родителей, включение в различные виды деятельности, организацию экспертизы с их стороны, а также внесение предложений.

Ниже мы рассмотрим, какие на сегодняшний день существуют традиционные формы работы с семьями, и, соответственно, какие инновационные подходы можно использовать в рамках данных мероприятий.

Все многообразие форм можно условно разделить на две большие подгруппы:

1) работа с семьей внутри детского сада (непосредственная работа с семьями);

2) работа с семьей за пределами детского сада.

I . Работа с семьей внутри детского сада

1. Посещение семьи ребенка

Данная форма работы много дает для изучения семьи, установления контакта с ребенком, его родителями, выяснения условий воспитания.

Видя ребенка в семейной среде, воспитатель более глубоко познает его интересы, имеет возможность ближе подойти к самому ребенку. Он может выявить положительные приемы воспитания, которые рекомендует другим родителям, а также использует в индивидуальном подходе к ребенку в детском саду.

2. Дни открытых дверей

Родители проявляют большой интерес к тому, как живут дети в детском саду, чем занимаются. Знакомить родителей с этим лучше всего путем проведения дней открытых дверей.

Открытые просмотры очень много дают родителям: они получают возможность наблюдать за своими детьми в ситуации, отличной от семейной, сравнить поведение и умения своего ребенка с поведением и умениями других детей, перенять у педагога приемы обучения и воспитательных воздействий.

Широкие возможности для наблюдения предоставляются родителям во время прогулок детей на участке, в дни праздников, вечеров развлечений.

День открытых дверей , являясь достаточно распространенной формой работы, дает возможность познакомить родителей с дошкольным учреждением, его традициями, правилами, особенностями воспитательно-образовательной работы, заинтересовать и привлечь к участию.

Проводится в форме экскурсии по детскому саду с посещением группы, где воспитываются дети пришедших родителей. Можно показать фрагмент работы дошкольного учреждения (коллективный труд детей, сборы на прогулку и др.). После экскурсии и просмотра заведующая или старший воспитатель беседуют с родителями, выясняют их впечатления, отвечают на возникшие вопросы.

Данная форма работы очень действенна и помогает педагогическому коллективу преодолеть еще встречающееся у родителей поверхностное мнение о роли детского сада в жизни и воспитании детей.

3. Беседы

Проводятся как индивидуальные , так и групповые.

И в том, и в другом случае четко определяется цель: что необходимо выяснить, чем можем помочь. Содержание беседы лаконичное, значимое для родителей, преподносится таким образом, чтобы побудить собеседников к высказыванию. Педагог должен уметь не только говорить, но и слушать родителей, выражать свою заинтересованность, доброжелательность.

Эффективность бесед может быть повышена при их целевом характере (по запросу родителей), внесении в содержание элементов дискуссии.

4. Консультации

Проводятся как в индивидуальной , так и в групповой форме.

Цель консультации - усвоение родителями определенных знаний, умений; помощь им в разрешении проблемных вопросов.

Формы проведения консультаций различны:

Квалифицированное сообщение специалиста с последующим обсуждением;

Обсуждение статьи, заранее прочитанной всеми приглашенными на консультацию;

Практическое занятие (например, на тему: «Как учить с детьми стихотворение»).

Родители, особенно молодые, нуждаются в приобретении практических навыков воспитания детей. Их целесообразно приглашать на семинары-практикумы . Эта форма работы дает возможность рассказать о способах и приемах обучения и показать их: как читать книгу, рассматривать иллюстрации, беседовать о прочитанном, как готовить руку ребенка к письму, как упражнять артикуляционный аппарат и др.

При инновационном подходе эффективность может быть повышена при соблюдении принципа консультирования в сочетании с обратной связью , а также измерением отсроченного результата , т.е. того, как влияют консультации на решение конкретных проблем.

5. Собрания-встречи, круглые столы с участием родителей

Здесь обычно обсуждают актуальные проблемы воспитания с привлечением специалистов. На заседания приглашают родителей, письменно или устно выразивших желание участвовать в обсуждении той или иной темы со специалистами.

Эффективность данной формы существенно повысится, если педагог применит активизирующие методики, такие как:

групповая дискуссия , повышающая психолого-педагогическую грамотность родителей;
видеокоррекция , связанная с проигрыванием заданий, сопровождаемых видеозаписью поведения родителя и ребенка, родителя и педагога, педагога и ребенка. Запись затем просматривается и анализируется;

игры, моделирующие проблемы и решения в триаде ребенок-педагог-родитель;
совместные действия , основанные на совместном выполнении родителем и педагогом действий, заданий;

конструктивный спор , который поможет сравнивать различные точки зрения родителей и педагогов на воспитание ребенка, разрешение проблемных ситуаций;
вербальная дискуссия , обучающая культуре диалога в семье, обществе.

6. Родительские собрания

Проводятся групповые и общие родительские собрания (для родителей всего учреждения).

Общие собрания организуются 2-3 раза в год. На них обсуждают задачи на новый учебный год, результаты образовательной работы, вопросы физического воспитания и проблемы летнего оздоровительного периода и др. На общее собрание можно пригласить врача, юриста, детского писателя. Предусматриваются выступления родителей.

Групповые собрания проводятся раз в 2-3 месяца. На обсуждение выносят 2-3 вопроса (один вопрос готовит воспитатель, по другим можно предложить выступить родителям или кому-то из специалистов). Ежегодно одно собрание целесообразно посвящать обсуждению семейного опыта воспитания детей, при этом выбирается тема, злободневная для данной группы.

Инновационным моментом в данном процессе может стать активизирующая роль родителей с внедрением следующих технологий: элементов тренинга, мастер-классов, семинаров, видеопрезентаций, показа видеозаписей, сделанных на занятии.

7. Родительские конференции

Основная цель конференции - обмен опытом семейного воспитания. Родители заранее готовят сообщение, педагог при необходимости оказывает помощь в выборе темы, оформлении выступления. На конференции может выступить специалист. Его выступление дается «для затравки» , чтобы вызвать обсуждение, а если получится, то и дискуссию. Конференция может проходить в рамках одного дошкольного учреждения, но практикуются также конференции городского, районного масштабов. Важно определить актуальную тему конференции.

К конференции готовится выставка детских работ, педагогической литературы, материалов, отражающих работу дошкольных учреждений, и т. п. Завершить конференцию можно совместным концертом детей, сотрудников и членов семей.

Конференции направлены на обобщение и распространение опыта семейного воспитания. Если же подходить с инновационных позиций , в ходе конференций педагоги, специалисты, родители в занимательной форме смогут моделировать и проигрывать жизненные ситуации . Это не только даст возможность родителям накапливать профессиональные знания в области воспитания, но и будет способствовать установлению доверительных отношений и с педагогами, и со специалистами.

8. Педагогический совет с участием родителей

Потенциал данной формы может стать более высоким при инновационном подходе , если родители участвуют на всех этапах педсовета, в первую очередь при непосредственном проведении заседания, когда они могут выступать в качестве экспертов и критиков.

9. Интервью с родителями

Данная форма работы дает педагогу возможность установить не только соответствующую атмосферу в общении с родителями, но и обратную связь - в сфере влияния дошкольного учреждения на ребенка и семью.

В рамках инновационного подхода повышение эффективности интервью возможно и при обратной связи, и при условии его применения и демонстрации причинно-следственных связей (между мнением родителей и принятыми в связи с этим управленческими решениями).

10. Родительская почта (телефон доверия)

Любой член семьи имеет возможность в короткой записке высказать сомнения по поводу методов воспитания своего ребенка, обратиться за помощью к конкретному специалисту и т. п. Телефон доверия помогает родителям анонимно выяснить какие-либо значимые для них проблемы, предупредить педагогов о замеченных необычных проявлениях детей. На основе анализа воспитатель планирует дальнейшую работу.

С позиции инновационного подхода такая форма работы будет более эффективна, если реализуется принцип равноправности: родители спрашивают - педагог отвечает, педагог спрашивает - родители отвечают. На этой основе совместно планируется общая деятельность.

11. Анкетирование

Цель: получить информацию о составе семьи, об особенностях семейного воспитания, о положительном опыте семейного воспитания или о трудностях и ошибках.

В рамках инновационного подхода анкету могут составлять сами родители. За достоверность информации будет отвечать родительский комитет (инициативная группа).

12. Наглядная информация (наглядная пропаганда)

Педагогическая пропаганда

Как известно, это разнообразные стенды, уголки краткой информации .

В рамках инновационного подхода можно дополнить стенды настольной тематической информацией, составленной по запросам и заявкам родителей. А уголки, которые обычно размещают в коридорах, у входа в детский сад, в раздевалке или в пролете между переходами - заменить стендами в свободном доступе для родителей, чтобы они могли размещать там наиболее интересные, с их точки зрения, высказывания классиков по темам воспитания или предложения по обмену книгами. Не помешает размещенный здесь же планшет , где подобраны детские рисунки по книгам, которые им читают дома. Активизирующим элементом может стать и комплектация библиотеки по инициативе родителей (в том числе и виртуальная), и аннотации , подготовленные ими же (в том числе и на сайте детского сада).

В работе с родителями можно использовать такую динамичную форму педагогической пропаганды, как папки-передвижки . Они помогают и при индивидуальном подходе в работе с семьей. О папках-передвижках следует упоминать на родительских собраниях, рекомендовать ознакомиться с папками, давать их для ознакомления на дом. Когда родители возвращают папки, воспитателям желательно провести беседу о прочитанном, выслушать вопросы и предложения.

Сочетание всех форм наглядной пропаганды способствует повышению педагогических знаний родителей, побуждает их пересматривать неправильные методы и приемы домашнего воспитания.

Раздел детского творчества в приемной

В традиционной форме теме занятия, программному содержанию отведено место в специальном кармашке, а детские работы, окантованные в рамки, висят на стенде.

В рамках инновационного подхода в приемной можно выделить место для домашнего творчества детей , в том числе совместного со взрослыми.

Стенд оформляется силами родителей, которые презентуют творчество своих детей. За педагогом остается комментирующий материал, например, запись такого содержания: «Данные работы выполнены в технике коллажа, оригами».

Советы врача

В инновационном плане сами родители могут предлагать материалы, на их взгляд наиболее актуальные, для профилактики простудных заболеваний, о новых методах закаливания, высказывать свое мнение о прививках, о работе персонала в той или иной поликлинике.

Доска объявлений

В традиционном варианте содержит только официальную информацию, которая вывешена в строго отведенном месте.

При инновационном подходе в качестве поощрения спонсорства можно использовать следующие варианты объявлений:

а) выражение благодарности от имени администрации тем родителям, кто оказывает помощь в благоустройстве участка, помещений групп, приобретении материалов, изготовлении и ремонте игрушек, кто занимается с детьми, участвует во многих мероприятиях;

б) благодарность от лица родителей тем родителям, кто помогает приобретать игрушки, расчищать участок от снега, заклеивать окна на зиму, кто принимает участие в подготовке к утреннику и т.д.;

Плакат «Звезда недели»

Обычно плакат вывешивают в групповом помещении на самом видном месте.

Цель - формирование положительной Я-концепции, развитие самооценки, самосознания ребенка.

Как правило, плакат оформляют родители совместно с ребенком. В красочной форме представляется рассказ о малыше. Как известно, звездой недели периодически становится каждый воспитанник.

Еще одним предложением для родителей могут стать плакаты:

- «Коллаж интересов»;

- «Все обо мне»;

- «Мой плакат».

Это своего рода домашние задания и для родителей, и для детей, для выполнения которых необходим лист ватмана, фото ребенка, членов его семьи и друзей, рассказ об увлечениях.

II . Работа с семьей за пределами детского сада

Данные формы работы направлены в первую очередь на расширение воспитательного пространства образовательного учреждения, повышение воспитательного потенциала семьи.

1. Киноуниверситет и кинолекторий

Демонстрация как короткометражных научно-популярных, хроникально-документальных, так и полнометражных художественных фильмов. В настоящее время широко применяется видеозапись реальной жизни ДОУ.

Фильмы могут монтировать и озвучивать специалисты и предлагать их родителям для домашнего просмотра. Видеокамеры помогут родителям увидеть своих детей в новой, закрытой для них обстановке и сделать соответствующие выводы.

2. Читательские конференции на тему книг о воспитании

Конференции организуют библиотеки, приглашая на встречи родителей с детьми. Здесь, совместно с писателями, поэтами, социологами, обсуждаются тематические книги и публикации.

При инновационном подходе организаторами конференции выступают родители, а дети и педагоги - ее участниками.

3. Тематические выставки

Цель - пропаганда достижений дошкольного образования и воспитания, лучшего опыта семейной педагогики, рассказы о лучших воспитателях района.

В рамках инновационного подхода эта форма может быть направлена на презентацию творческих детских работ. Выставки также могут содержать материал о творчестве и родителей, и детей. Площадки для выставок предоставляют родители в зависимости от их места работы.

4. Библиотеки для родителей при дошкольных учреждениях

Цель - усилить информационное воздействие ДОУ. Как правило, услугами библиотек могут пользоваться родители детей, не посещающих дошкольное учреждение. В ряде случаев эта услуга бывает платной.

В рамках инновационного подхода библиотеку могут создавать сами родители и самостоятельно курировать ее комплектацию.

5. Выступления воспитанников детских садов

Цель - показать результаты воспитательной деятельности учреждения.

Повысить эффективность данной формы могут выступления детей и родителей по принципу «минута славы» , составление номеров самими родителями, привлечение тренеров, педагогов из центров дополнительного образования, музыкальных школ, которые посещают дети.

В настоящее время, в связи с перестройкой системы дошкольного воспитания, практические работники ДОУ ищут новые, нетрадиционные формы работы с родителями , основанные на сотрудничестве и взаимодействии педагогов и родителей. Приведем примеры некоторых из них.

1. Семейные клубы

В отличие от родительских собраний, в основе которых назидательно-поучительная форма общения, клуб строит отношения с семьей на принципах добровольности, личной заинтересованности. В таком клубе людей объединяет общая проблема и совместные поиски оптимальных форм помощи ребенку. Тематика встреч формулируется и запрашивается родителями.

2. Вечера вопросов и ответов

Представляют собой концентрированную педагогическую информацию по самым разнообразным вопросам, которые зачастую носят дискуссионный характер, и ответы на них нередко переходят в горячее, заинтересованное обсуждение. Роль вечеров вопросов и ответов в вооружении родителей педагогическими знаниями состоит не только в самих ответах, что само по себе очень важно, но также и в форме проведения этих вечеров. Они должны проходить как непринужденное, равноправное общение родителей и педагогов, как уроки педагогических раздумий.

Родителям не позднее, чем за месяц объявляется о проведении этого вечера. В течение этого времени воспитатели должны к нему готовиться: собирать вопросы, группировать, распределять их в педагогическом коллективе для подготовки ответов. На вечере вопросов и ответов желательно присутствие большинства членов педагогического коллектива, а также специалистов - медиков, юристов, психологов и др., в зависимости от содержания вопросов.

3. Вечера отдыха с участием педагогов, родителей, детей

4. Спортивные развлечения, посиделки

5. Совместные спектакли

6. День добрых дел

7. Библиотека игр

Какой вывод можно сделать из вышеизложенного? Анализ традиционных форм работы ДОУ с семьей позволяет увидеть: потенциал для развития взаимоотношений возможен. Но при условии повышения активности семьи, участия родителей в работе дошкольного учреждения.

Преемственность в работе детского сада и школы с учётом ФГОС

Переходный период от дошкольного к школьному детству считается наиболее сложным и уязвимым. И не случайно в настоящее время необходимость сохранения целостности образовательной среды относится к числу важнейших приоритетов развития образования в России.

Когда мы говорим о взаимосвязи между детским садом и начальной школой, мы выделяем два понятия:

Психологическая готовность ребенка к обучению в школе;

Преемственность между дошкольным учреждением и школой.

Что же такое преемственность ?

Под преемственностью понимается последовательный переход от одной ступени образования к другой, выражающийся в сохранении и постепенном изменении содержания, форм, методов, технологий обучения и воспитания.

Необходимость преемственности – проблема давняя и сохраняет свою актуальность и на современном этапе. Однако, с ростом вариативности форм и методов обучения, внедрении в детском саду и школе вариативных программ и технологий отмечается рассогласование преемственных связей. Подготовка детей к школе, до сегодняшнего дня, сводилась в подгонке социально-педагогических приоритетов детского сада к требованиям и особенностям школы, что привело к вытеснению в детском саду специфической формы активной деятельности ребенка – игры . Все больше она уступала место “обучению на занятиях” . В результате, по данным школьного мониторинга готовности детей к школе, отмечается уменьшение детей с познавательной мотивацией, как одним из основных показателей сформированной внутренней позиции школьника.

Подготовка к школе зачастую рассматривается как более раннее изучение программы первого класса и сводится к формированию узкопредметных знаний и умений. В этом случае преемственность между дошкольным и младшим школьным возрастом определяется не тем, развиты ли у будущего школьника качества, необходимые для осуществления новой учебной деятельности, сформированы ли ее предпосылки, а тем, умеет ли ребенок читать, считать и т д.

Однако многочисленные исследования психологов и педагогов показывают, что наличие знаний само по себе не определяет успешность обучения, гораздо важнее, чтобы ребенок умел самостоятельно их добывать и применять.

В этом заключается деятельностный подход , который лежит в основе государственных образовательных стандартов.

Что такое деятельностный подход ?

Обучать деятельности в воспитательном смысле – это значит делать учение мотивированным, учить ребенка самостоятельно ставить перед собой цель и находить пути, средства ее достижения; помогать ребенку сформировать у себя умения контроля и самоконтроля, оценки и самооценки.

Принцип деятельностного подхода изменил взгляды на роль воспитанника в образовательном процессе.

Ребенок не должен быть пассивным слушателем, воспринимающим готовую информацию, передаваемую ему педагогом. Именно активность ребенка признается основой развития – знания не передаются в готовом виде, а осваиваются детьми в процессе деятельности, организуемой педагогом. Таким образом, образовательная деятельность выступает как сотрудничество воспитателя и ребенка, что способствует развитию коммуникативных способностей у детей, как необходимого компонента учебной деятельности. Ведущей целью подготовки к школе должно быть формирование у дошкольника качеств, необходимых для овладения учебной деятельностью: любознательности, инициативности, самостоятельности, произвольности, творческого самовыражения ребенка и др.

Учитывая ведущие виды мышления дошкольников – наглядно-действенное и наглядно-образное , одним из ведущих методов, используемых педагогами при организации познавательной деятельности, является метод наглядного моделирования , который позволяет обучать детей умению использовать знаково-символические средства изучаемой информации (создание моделей, схем). Это помогает ребенку осваивать явления окружающего мира, которые невозможно воспринимать непосредственно, а также формирует у детей понимание связей между явлениями окружающего мира, их особенности, умения устанавливать причинно-следственные связи.

Одним из итоговых результатов дошкольного образования должно стать развитие у детей целеполагания (способности принимать и ставить цели и задачи деятельности, искать средства ее осуществления, добиваться получения результата).

При этом важно обеспечить сохранение самоценности дошкольного возраста, когда закладываются важнейшие черты будущей личности. Следует формировать социальные умения и навыки будущего школьника, необходимые для благополучной адаптации к школе. Необходимо стремиться к организации единого развивающего мира – дошкольного и начального образования.

Чтобы сделать переход детей в школу более мягким, дать им возможность быстрее адаптироваться к новым условиям, учителя должны знакомиться с формами, методами работы в дошкольных учреждениях, поскольку психологическая разница между шестилетним и семилетним ребенком не столь велика. А ознакомление самих дошкольников со школой, учебной и общественной жизнью школьников дает возможность расширить соответствующие представления воспитанников детского сада, развить у них интерес к школе, желание учиться.

Таким образом , построение преемственности между детским садом и школой в вопросах подготовки детей к школе, сегодня, требует нового подхода.

Внедрение Федеральных Государственных Образовательных Стандартов в дошкольные образовательные учреждения и принятие ФГОС начального школьного образования – важный этап преемственности детского сада и школы.

ФГОС «оградили» нас от понимания преемственности между детским садом и начальной школы как преемственности по учебным предметам и по тому, какие знания, умения и навыки мы должны давать детям в детском саду и с какими знаниями школа должна их получать.

На современном этапе (в связи с введением ФГОС) произошло смещение акцента в понимании готовности ребенка к обучению в школе с интеллектуальной на личностную готовность, которая определяется сформированной «внутренней позицией школьника» (способностью ребенка принять на себя новую социальную роль ученика). Во главу угла выходят сформированные познавательные мотивы обучения, то есть сознательное желание ребенка учиться, познавать что-то новое, опираясь на уже полученные знания.

Таким образом, для современного первоклассника становится важным не столько обладать инструментом познания, сколько уметь им осознанно пользоваться .

Формы осуществления преемственности могут быть разнообразными, и их выбор обусловлен степенью взаимосвязи, стилем, содержанием взаимоотношений участников образовательного процесса.

Формы осуществления преемственности.

1. Работа с детьми:

Экскурсии в школу;

Посещение школьного музея, библиотеки;

Знакомство и взаимодействие дошкольников с учителями и учениками начальной школы;

Участие в совместной образовательной деятельности, игровых программах, проектной деятельности;

Выставки рисунков и поделок;

Встречи и беседы с бывшими воспитанниками детского сада (ученики начальной и средней школы);

Совместные праздники (День знаний, посвящение в первоклассники, выпускной в детском саду и др.) и спортивные соревнования дошкольников и первоклассников;

Участие в театрализованной деятельности;

Посещение дошкольниками адаптационного курса занятий, организованных при школе (занятия с психологом, логопедом, музыкальным руководителем и др. специалистами школы).

2. Взаимодействие педагогов:

Совместные педагогические советы (ДОУ и школа);

Семинары, мастер- классы;

Круглые столы педагогов ДОУ и учителей школы;

Психологические и коммуникативные тренинги для воспитателей и учителей;

Проведение диагностики по определению готовности детей к школе;

Взаимодействие медицинских работников, психологов ДОУ и школы;

Открытые показы образовательной деятельности в ДОУ и открытых уроков в школе;

Педагогические и психологические наблюдения.

3. Сотрудничество с родителями:

Совместные родительские собрания с педагогами ДОУ и учителями школы;

Круглые столы, дискуссионные встречи, педагогические «гостиные»;

Родительские конференции, вечера вопросов и ответов;

Консультации с педагогами ДОУ и школы;

Встречи родителей с будущими учителями;

Дни открытых дверей;

Творческие мастерские;

Анкетирование, тестирование родителей для изучения самочувствия семьи в преддверии школьной жизни ребенка и в период адаптации к школе;

Образовательно-игровые тренинги и практикумы для родителей детей предшкольного возраста, деловые игры, практикумы;

Семейные вечера, тематические досуги;

Визуальные средства общения (стендовый материал, выставки, почтовый ящик вопросов и ответов и др.);

Заседания родительских клубов (занятия для родителей и для детско-родительских пар).

Ожидаемые результаты.

Результатом реализации программы сотрудничества должно быть создание комфортной преемственной предметно-развивающей образовательной среды:

Обеспечивающей высокое качество образования, его доступность, открытость и привлекательность для обучающихся, воспитанников, их родителей (законных представителей) и всего общества, духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся и воспитанников;

Гарантирующей охрану и укрепление физического, психологического и социального здоровья обучающихся и воспитанников;

Комфортной по отношению к обучающимся, воспитанникам (в том числе с ограниченными возможностями здоровья) и педагогическим работникам.

Ольга Стефанова
Формы сотрудничества дошкольного образовательного учреждения и школы по вопросам преемственности

Формы сотрудничества дошкольного образовательного учреждения и школы по вопросам преемственности .

В настоящее время необходимость сохранения преемственности и целостности образовательной сферы относится к числу важнейших приоритетов развития образования в России .

Ключевым моментом в реализации преемственности является , как известно определение готовности ребенка к обучению в школе . Подготовка к школе является одной из составных частей обеспечение преемственности между дошкольником и школьными системами образования .

Средствами обеспечения преемственности являются педагогические технологии непрерывного образования , в обязательном порядке включающие в себя основания преемственности (развитие любознательности, способностей, творческого воображения ). Обучение детей дошкольного возраста строится на основе специфичных для этого возраста видов деятельности (игра, рисование, конструирование, и др.) в рамках которых, к 6-7 годам происходит становление предпосылок учебной деятельности.

Поступление в школу и начальный период обучения вызывают перестройку образа жизни и деятельности ребенка. Главное, что необходимо ребенку – положительная мотивация к обучению. Ребенок воспринимает школу как очередную игру , которая может оказаться совсем не такой привлекательной, если не превратится со временем в учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.

Учебная деятельность требует определенного запаса знаний об окружающем мире, сформированности элементарных понятий. Ребенок должен уметь обобщать и дифференцировать предметы и явления окружающего мира, планировать свою деятельность, осуществлять самоконтроль. Не менее важны навыки речевого общения со сверстниками и взрослыми, достаточно развитая мелкая моторика рук.

Но полноценную учебную деятельность можно формировать только на основе игровой. «Недоигранность» является серьезной проблемой в жизни 6-7 летних детей. Для успешного вхождения в школьную жизнь , для овладения необходимым социальным опытом важна ролевая игра. В игре формируется умение пользоваться речью, умение договариваться (устанавливать правила, распределять роли, умение управлять и быть управляемым. Ребенок активно осваивает «Мир вещей» и «Мир людей» . Все это необходимо будущему первокласснику.

Механизм осуществления преемственности , его составные части функционируют с помощью определенных форм и методов , реализуемых в процессе специально организованной деятельности администрации, педагогов ДОУ, учителей начальных классов по созданию условий для эффективного и безболезненного перехода детей в начальную школу .

Формы осуществления преемственности могут быть разнообразными и их выбор обусловлен степенью взаимосвязи, стилем, содержанием взаимоотношений образовательных учреждений . Обычно в начале года педагогами составляется совместный план, целью которого является конкретизация работы по трем основным направлениям :

1. Работа с детьми :

Экскурсии в школу ;

Посещение школьного музея , библиотеки;

Знакомство и взаимодействие дошкольников с учителями и учениками начальной школы ;

Участие в совместной образовательной деятельности , игровых программах;

Выставки рисунков и поделок;

Встречи и беседы с бывшими воспитанниками детского сада (ученики начальной и средней школы ) ;

Совместные праздники (День знаний, посвящение в первоклассники, выпускной в детском саду и др.) и спортивные соревнования дошкольников и первоклассников ;

Участие в театрализованной деятельности;

Посещение дошкольниками адаптационного курса занятий, организованных при школе (занятия с психологом) .

2. Взаимодействие педагогов :

Совместные педагогические советы (ДОУ и школа ) ;

Семинары, мастер- классы;

Круглые столы педагогов ДОУ и учителей школы ;

Проведение диагностики по определению готовности детей к школе ;

Взаимодействие медицинских работников, психологов ДОУ и школы ;

Открытые показы образовательной деятельности в ДОУ и открытых уроков в школе ;

Педагогические и психологические наблюдения.

3. Сотрудничество с родителями :

Совместные родительские собрания с педагогами ДОУ и учителями школы ;

Круглые столы, дискуссионные встречи, педагогические «гостиные» ;

Родительские конференции, вечера вопросов и ответов ;

Консультации с педагогами ДОУ и школы ;

Встречи родителей с будущими учителями;

Дни открытых дверей;

Творческие мастерские;

Анкетирование, тестирование родителей для изучения самочувствия семьи в преддверии школьной жизни ребенка и в период адаптации к школе ;

образовательно -игровые тренинги и практикумы для родителей детей предшкольного возраста , деловые игры, практикумы;

Семейные вечера, тематические досуги;

Визуальные средства общения (стендовый материал, выставки, почтовый ящик вопросов и ответов и др .);

На протяжении уже нескольких лет наша дошкольная разновозрастная группа сотрудничает с филиалом «Желтухинская ООШ» .

Проанализировав всю предшествующую работу по преемственности , мы пришли к выводу, что, прежде всего, необходима выработка единой, системной и последовательной работы двух структур, дошкольного и начального образования . Мы пересмотрели нашу работу и разработали план совместных мероприятий, реализация которого ставила задачу не увеличения количества методических мероприятий, а улучшения качества преемственных связей между дошкольным и начальным звеном , позволяющим понять работу каждого изнутри.

Планируя работу, мы ориентируемся на портрет выпускника дошкольного образовательного учреждения , который должен соответствовать современным требованиям, предъявляемым к детям, идущим в первый класс.

В совместной работе эффективными стали такие формы взаимодействия , как взаимное знакомство с образовательными программами дошкольной группы и школы , организация совместных педагогических советов, мастер-классов. Еще одно важное, на наш взгляд, направление работы дошкольной группы и школы - организация совместных праздников, выставок, участие в проектной деятельности и других интересных мероприятиях.

Воспитатели подготовительной группы посещают уроки по математике, русскому языку в первом классе. Учитель, который на следующий учебный год набирает первоклассников, посещает занятия по обучению грамоте в дошкольной группе . Знакомство со спецификой планирования работы в дошкольной группе и тематическими планами проведения уроков в школе дает возможность педагогам обмениваться опытом, находить оптимальные методы, приемы и формы работы , знакомит с обстановкой и организацией жизни и обучения детей. Такое сотрудничество формирует у педагогов понимание значимости процесса развития ребенка, а не накопления знаний, помогает сохранять здоровье детей, определяет выбор способов индивидуального подхода к будущему ученику.

В течение года дважды проводится диагностика детей подготовительных групп школьным педагогом-психологом. Первая : в сентябре-ноябре – для выявления уровня развития и выстраивания процесса обучения и развития с учетом индивидуальных особенностей детей. Вторая : в апреле-мае – для определения достигнутого уровня. Между диагностиками педагогом-психологом ведется работа по коррекции тех или иных отклонений совместно с воспитателями и родителями.

Экскурсии дошкольников в школьные музей и библиотеку оставляют особенно радостные впечатления у детей. Дети узнают условия и традиции школьной жизни .

В течение года дошкольники посещают кружок «Школа будущего первоклассника» . Где успевают привыкнуть и полюбить свою первую учительницу.

Хорошей традицией является то, что в дни школьных каникул первоклассники могут вновь вспомнить дошкольное детство , увидеть воспитателей, поиграть в своей группе. И, самое главное, почувствовать, что их помнят в детском саду, им рады, их любят здесь, интересуются их успехами и затруднениями. С другой стороны, дети подготовительной группы с радостью встречаются со своими повзрослевшими друзьями, обмениваются впечатлениями, свободно общаются с ними, включаются в совместные игры, занятия.

Учащиеся школы , в свою очередь, являются участниками праздников и мероприятий в дошкольной группе , играя роли сказочных персонажей.

За весь год, наши дети много узнают о школе , с легкостью ориентируются в здании школы . С удовольствием туда идут. И мы надеемся, что вся работа, проведенная нами, сложится в систему и поможет нашим выпускникам легко адаптироваться и хорошо учиться.