Православие о божием суде презентация. Презентация к уроку по орксэ (4 класс) на тему: православие о божием суде

Есть вещи, которые мы не можем не знать. Возможно, мы предпочли бы не знать - но мы знаем. Они глубоко вписаны в саму нашу природу. И одна из неизбежных вещей - суд Божий. Мы знаем про себя, что мы подсудны, ответственны. Мы знаем это даже не из библейского откровения, а изнутри - об этом нам говорит, как напоминает Апостол, «совесть и мысли, то обвиняющие, то оправдывающие одна другую». Даже язычники, которые никогда не слышали проповеди о суде Божием, имеют сознание нравственного закона и воздаяния. Это сознание, от которого мы не можем уйти.

Даже атеисты, отрицающие Бога и суд Божий, апеллируют к обязательному для всех людей нравственному закону - когда они порицают одних людей и хвалят других, они тем самым провозглашают, что люди должны поступать определенным образом, действовать сообразно известным им представлениям о добре и зле, и что отказ поступать сообразно нравственному закону делает человека виновным. В их мировоззрении это неизбежно повисает в воздухе - откуда берётся нравственный закон и кто судит поступки человека, если Бога нет? Но само сознание того, что мы должны поступать определенным образом, совершенно неискоренимо.

В социальных сетях люди яростно препираются, чтобы отстоять моральную правоту - свою личную или группы, к которой они себя относят. Попытки выгородить себя и своих со стороны могут выглядеть очень жалко. Чаще всего это указывание пальцем и крик «а вот они!» как будто «их» беззакония, подлинные или мнимые, могут спасти нас от осуждения.

Но, так или иначе, люди ищут оправдания. Они как будто постоянно видят себя перед судом и ищут себе оправданий, извинений и смягчающих обстоятельств.

Конечно, мы можем отрицать этот суд - люди вообще с большим успехом отрицают любые вещи, которые им не нравятся. Но это не означает, что мы о нем не знаем. Библия в этом отношении просто проясняет реальность, которую мы склонны прятать от себя. «Человекам положено однажды умереть, а потом суд» () «ибо всем нам должно явиться пред судилище Христово, чтобы каждому получить [соответственно тому], что он делал, живя в теле, доброе или худое» ()

Наступит момент - и каждый из нас неотвратимо приближается к нему - когда мы окажемся либо среди тех, кто услышит «придите, благословенные» либо среди тех, кому будет сказано «отойдите, проклятые». Множество фресок, икон и картин изображают этот великий день, когда оправданные унаследуют предназначенное им вечное блаженство, осуждённые же низвергнутся во тьму внешнюю. Помню, как ещё в моем глубоко советском детстве я был в музее «Истории религии и атеизма» и увидел одну из таких картин. «Раньше люди верили - пояснили мне - что наступит день, когда Бог будет судить людей по их делам. А так как каждый взрослый человек осознает, что он согрешил, этот суд и назывался страшным». Примерно тогда же на уроке музыки нам дали послушать Dies Irae - фрагмент реквиема Моцарта. Правда, никто тогда не мог объяснить мне, о чем там речь. «О чем-то загробном». Годы спустя я узнал, что Dies Irae значит «День Гнева», и нашёл текст, принадлежащий монаху XII века Фоме Челанскому .

Будет вынесена написанная книга, в которой содержится всё, по ней мир будет судим.
Итак, когда Судия воссядет, всё сокрытое станет явным: ничто не избегнет наказания.
Что тогда скажу я, несчастный, кого попрошу в защитники, когда даже праведник не будет в безопасности?

Все те сложные конструкции самобманов и самооправданий, которые мы строили всю нашу жизнь, рухнут в одно мгновение, и мы увидим то, что в глубине души знали всегда. Грех есть грех, зло есть зло, и мы сознательно раз за разом выбирали именно их. Ссылки на «них» с их злодействами не помогут, как не помогут и толстые книги, написанные теми или иными авторитетами, чтобы доказать, что грех это не грех. Мы все знаем это заранее - хотя склонны яростно это отрицать. Есть только один путь спасения - и в том же Dies Irae Фома Челанский напоминает его. Он взывает ко Христу:

В поисках меня Ты изнемог; Ты искупил меня страданиями на кресте. Да не будет жертва напрасной.

Апостолы возвещают, что Христос умер за наши грехи - и ради Его крестной жертвы нам возвещается оправдание. Мы можем быть оправданы когда будет Суд Божий не нашими деяниями, но деяниями Праведника, который признаёт нас Своими и несёт наши беззакония на Себе. Он - наша единственная надежда, спасение и оправдание; перед лицом суда Божия христианин вцепляется в Христа как человек, проваливающийся в пропасть вцепляется в твёрдый уступ.

Есть грех и погибель, ад, готовый поглотить нас навсегда - и есть Спаситель, который пришёл нас избавить. Ад, который уже здесь и сейчас требует наши души. Пламя злорадства и ненависти, гнева, гордыни и яростной самоправедности. Христос, который ищет увести нас от этого огня геенского - по мере того, как мы покоряемся Ему.

Жизнь христианина - это жизнь перед лицом суда Божия. Как это будет выглядеть на суде? Что я скажу об этом? Но Суд Божий- это не только то, что ожидает нас после смерти; этот тот выбор, который мы совершаем здесь и сейчас. Как сказано в Евангелии, «Суд же состоит в том, что свет пришел в мир; но люди более возлюбили тьму, нежели свет, потому что дела их были злы; ибо всякий, делающий злое, ненавидит свет и не идет к свету, чтобы не обличились дела его, потому что они злы, а поступающий по правде идет к свету, дабы явны были дела его, потому что они в Боге соделаны» ()

Свет Христа - если я допущу его в свою жизнь - обличит какие-то мои дела, побудит меня пересмотреть какие-то мои ценности и устремления. В чем-то признать себя неправым, от чего-то отказаться. Но если я пойду навстречу Ему - я буду оправдан. Если я отвергну этот свет - буду осуждён. В конечном итоге есть только два варианта - мы либо приходим ко свету, либо уходим во тьму.

Сергей Худиев

Изложено по Руководству «Православно-догматического богословия» митрополита Макария. СПб., 1857. Т.2. Отд. 2. Гл. 2.

Смерть человека есть разлучение души от тела, при котором тело, как прах, возвращается в землю, чем он и был, а дух возвращается к Богу, Который дал его (Еккл. 12, 7). Причина смерти - грех. Бог создал человека для нетления (Прем. 2, 23), смерть же, равно как и болезни и страдания, есть неизбежное следствие греха наших прародителей. Возвратишься в землю, из которой ты взят - таков был приговор Божий согрешившему Адаму (Быт. 3, 19), и с тех пор люди сделались смертными, смерть распространилась и на всех потомков Адама и стала необходимым уделом всего рода человеческого (Рим. 5, 12).

Смерть есть предел, которым оканчивается время подвигов для человека и начинается время воздаяния, так что по смерти невозможно нам ни покаяние, ни исправление жизни. «Только настоящая жизнь есть время для подвигов, а после смерти - суд и наказание... Пока мы находимся в настоящей жизни, для нас еще возможно избежать наказания чрез исправление себя. А когда отойдем в жизнь другую, напрасно уже будем оплакивать свои грехи», - пишет святитель Иоанн Златоуст.

Согласно святоотеческому учению, по смерти человека бывает для него двоякий суд Божий и двоякое воздаяние: суд частный, который совершает Господь над каждым человеком в отдельности по смерти его, и следующее за тем воздаяние, еще не окончательное; и суд всеобщий, который совершит Господь над всем родом человеческим при кончине мира и на котором каждый получит воздаяние уже полное, решительное, вечное.

Образное представление частного суда, издревле существующее в Православной Церкви, основанное на церковном предании и согласное со Священным Писанием, находим в учении о мытарствах.

Учение о мытарствах содержится в писаниях святых отцов и учителей Церкви. Оно вошло также в песнопения и молитвы, употребляемые на богослужениях, а также в жизнеописаниях святых.

«При разлучении души нашей с телом, - пишет святитель Кирилл Александрийский (+ 444), - предстанут пред нами, с одной стороны - Воинства и Силы Небесные, с другой - власти тьмы, злые миродержители, воздушные мытареначальники, истязатели и обличители наших дел... Узрев их, душа возмутится, содрогнется, вострепещет и в смятении и ужасе будет искать себе защиты у Ангелов Божиих. Но и будучи принята святыми Ангелами, и под кровом их протекая воздушное пространство и возносясь на высоту, она встретит различные мытарства (как бы некие заставы или таможни, на которых взыскивают пошлины), которые будут преграждать ей путь в Царствие, будут останавливать и удерживать ее стремление к нему. На каждом из этих мытарств востребуется отчет в особенных грехах... Каждая страсть души, всякий грех будут иметь своих мытарей и истязателей... При этом будут присутствовать и Божественные Силы, и сонмы нечистых духов; и как первые будут представлять добродетели души, так последние - обличать ее грехи, учиненные словом или делом, мыслию или намерением. Между тем душа, находясь среди них, будет в страхе и трепете волноваться мыслями, пока, наконец, по своим поступкам, делам и словам, или, быв осуждена, заключится в оковы, или, быв оправдана, освободится (ибо всякий связывается узами собственных грехов). И если за благочестивую и богоугодную жизнь она окажется достойною, то ее восприимут Ангелы, и тогда она уже небоязненно потечет к Царствию, сопровождаемая Святыми Силами... Напротив, если окажется, что она проводила жизнь в нерадении и невоздержании, то услышит оный страшный глас: Да возмется нечестивый, да не видит славы Господней (Ис. 26, 10)... Тогда оставят ее Ангелы Божии, и возьмут страшные демоны... И душа, связанная неразрешимыми узами, низвергнется в страну мрачную и темную, в места преисподние, в узилища подземные и темницы адские» Из «Слова на исход души», помещаемого обыкновенно в «Следованной Псалтири». .

Из слов святителя видно, что мытарства представляют собою неизбежный путь, которым совершают свой переход от временной жизни к вечному жребию все человеческие души, и во время этого перехода каждая душа, в присутствии Ангелов и демонов, пред оком Всевидящего Судии, постепенно и подробно истязуется во всех ее делах, злых и добрых. Вследствие этого подробного отчета в прежней жизни души добрые, оправданные на всех мытарствах, возносятся в райские обители, а души грешные, задержанные на том или ином мытарстве, влекутся демонами, по приговору невидимого Судии, в их мрачные обители.

После частного суда Православная Церковь различает два вида воздаяний: одно для праведников и другое для грешников, хотя и то и другое признает еще не окончательным - до всеобщего воскресения и Страшного суда Христова. В Послании Патриархов Восточно-Кафолической Церкви о Православной вере (1723 г.) говорится следующее: «Веруем, что души умерших блаженствуют или мучатся, смотря по делам своим. Разлучившись с телами, они тотчас переходят или к радости, или к печали и скорби: впрочем, не чувствуют ни совершенного блаженства, ни совершенного мучения. Ибо совершенное блаженство или совершенное мучение каждый получит по общем воскресении, когда душа соединится с телом, в котором жила добродетельно или порочно».

Души праведников восходят на Небо, где пребывают в благодати Божией. Место, куда отходят души праведников, называется в Священном Писании раем (Лк. 23, 43), Царствием Небесным (Мф. 5, 3), Царствием Божиим (Лк. 13, 28), домом Отца Небесного (Ин. 14, 2) и другими именами. Праведники по смерти прославляются на Небе, в Церкви торжествующей, и на земле, в Церкви воинствующей. Прославляя их на земле, мы почитаем их как угодников и друзей Божиих, призываем их в молитвах, чтим их мощи и священные изображения на иконах.

Души же скончавшихся грешников отходят во ад (Лк. 16, 23) - место осуждения и гнева Божия, место печали и скорби, называемое в Священном Писании также тьмою кромешною (Мф. 22, 13), преисподнею (Фил. 2, 11), бездною (Лк. 8, 31), и др. «О том же, что это за место и где оно есть, - говорит св. Иоанн Златоуст, - не будем доискиваться, но будем прилагать старание о том, чтобы избежать его».

В то же время Церковь исповедует, что для тех из грешников, которые до разлучения с настоящей жизнью покаялись, только не успели принести плодов покаяния - каковы молитва, сокрушение, утешение бедных и другие дела любви к Богу и ближним, - для таковых остается еще возможность получить облегчение в страданиях и даже вовсе освободиться от уз ада по бесконечной благости Божией через молитвы Церкви и благотворения, совершаемые за умерших живыми, а особенно силою Бескровной Жертвы, приносимой за них священниками во время совершения литургии (об этом говорится в Послании Патриархов Восточно-Кафолической Церкви о Православной вере). Отсюда очевидна важность молитв и благотворении за умерших, совершаемых их родными и близкими.

Молясь за скончавшихся в покаянии, Святая Церковь уповает, что все, за кого она молится, спасутся и не лишатся блаженства. Ибо, - пишет святой Иоанн Дамаскин, - «этого-то и жаждет, и хочет, и желает, об этом радуется и веселится Преблагий Господь, да никто не лишится Божественных даров Его». Надо также не забывать, что обителей у Отца Небесного много и степени блаженства вечного будут весьма различны, соответственно достоинству тех, которые удостоятся этого блаженства.

Суд частный, которому подвергается каждый человек по смерти своей, не есть суд полный и окончательный. На частном суде получает воздаяние только душа человека, без всякого участия тела, хотя и тело разделяло с нею добрые и злые дела ее. После частного суда для праведников и грешников открывается только начаток того блаженства или мучения, которое они заслужили, а для некоторых грешников остается еще возможность облегчения участи по молитвам Церкви.

Но придет некогда последний день для всего человечества (Ин. 6, 39-40), как бывает последний день для каждого человека порознь, день кончины века (Мф. 13, 39), назначенный Богом, в который Он будет праведно судить вселенную (Деян. 7, 31), т.е. произведет суд всеобщий и решительный. В этот день Господь наш Иисус Христос приидет на землю в славе Отца Своего со святыми Ангелами, чтобы судить живых и мертвых (Мк. 8, 38). День этот называется поэтому в Священном Писании днем судным (Мф. 11, 22), днем гнева и откровения праведного суда Божия (Рим. 2, 5), или днем Господним (2 Пет. 3, 10), днем Христовым (2 Сол. 2, 2), днем великим и страшным (Иоил. 2, 31).

Тогда по гласу Господню воскреснут мертвые и изменятся живые (1 Кор. 15, 52), и начнется суд над ними - суд всеобщий. Суд этот будет открытый - потому что Судия явится во всей славе Своей и произведет суд пред лицом всего мира; страшный - потому что совершится во всей правде Божией; решительный и последний - потому что неизменно определит навеки участь каждого из судимых (Мф. 25, 46).

Учение о Страшном суде Христовом является всеобщим и всегдашним верованием Церкви. Оно содержится в Символе веры - в члене о втором пришествии Христовом во славе для суда над живыми и мертвыми. Его повторяют в своих писаниях и многие святые отцы Церкви.

Образ всеобщего суда начертан в Слове Божием. Оно говорит нам, что когда приидет Сын Человеческий во славе Своей и святые Ангелы с Ним, тогда сядет на Престоле Славы Своей (Мф. 21, 31), и пошлет Ангелов Своих с трубою громогласною, и соберут избранных Его от четырех ветров, от края небес до края их (24, 31), и соберут от Царства Его все соблазны и делающих беззаконие (13, 41), и отделят злых из среды праведных (13, 49). Соучастниками Его в суде будут апостолы Христовы (19, 28) и святые (1 Кор. 6, 2). И соберутся пред Ним все народы (Мф. 25, 32), живые и мертвые (Деян. 10, 42), праведные и злые (2 Кор. 5, 10). И не только все люди предстанут на суд, но и падшие духи (2 Пет. 2, 4; Иуд. 6). Предметом суда будут не только дела человеческие (Рим. 2, 6), но и слова (Мф. 12, 36), и самые сокровенные помышления (1 Кор. 4, 5).

И отделит одних от других, как пастырь отделяет овец от козлов; и поставит овец по правую Свою сторону, а козлов - по левую (Мф. 25, 32-33). И произнесет приговор тем и другим. Тогда скажет Царь тем, которые по правую сторону Его: приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира... Тогда скажет и тем, которые по левую сторону: идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его (25; 34, 41). Однако это изображение Страшного суда Христова, как оно дано нам в Священном Писании, не должно понимать во всех своих подробностях буквально и человекообразно.

В день последнего суда наступит и кончина века - конец мира. Нынешние небо и земля, как риза, обветшают, и... изменятся (Пс. 101, 27). Изменение, или обновление, мира будет состоять в том, что на новом небе и новой земле не останется уже ничего греховного, а будет жить одна правда (2 Пет. 2, 13). Всеобщим судом окончится также царство благодати (благодатное Царство Христово) и откроется Царство славы - вечное Царство Божие (1 Кор. 15, 24).

Вечное осуждение грешников будет состоять в удалении их от Бога и лишении всех благ Царства Небесного, в том числе общения с другими людьми: они не будут видеть вокруг себя никого, кроме духов злобы; кроме того, они будут претерпевать многообразные мучения - внутренние и внешние.

Праведники же наследуют Царство Небесное. Блаженство праведников в Царстве Небесном будет состоять в ближайшем единении и общении их с Самим Богом, Источником блаженства, и соучастии в Божественной славе - насколько это возможно для существ сотворенных. Они будут пребывать и в ближайшем общении между собою и со святыми Ангелами, будут связаны узами чистейшей любви, как дети одного общего Отца. Будет полностью удовлетворена их жажда истины (1 Кор. 13, 12) и добра (правды) (Мф. 5, 6). Тела их восстанут нетленными, славными (светоносными), духовными. Они не будут уже ни алкать, ни жаждать, и не будет палить их солнце и никакой зной... И отрет Бог всякую слезу с очей их, и смерти не будет уже; ни плача, ни вопля, ни болезни уже не будет (Откр. 7, 16; 21, 4). Вообще же блаженное состояние праведников на Небе будет таково, что ныне мы ни представить, ни изобразить его не можем: Не видел того глаз, и не слышало ухо, и не приходило на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его (1 Кор. 2, 9)...

О времени же этого великого предустановленного дня Господь запретил мудрствовать, сказав ученикам перед Своим Вознесением: Не ваше дело знать времена и сроки, которые Отец положил в Своей власти (Деян. 1, 6-7). День Господень так придет, как тать ночью; ибо когда будут говорить: «мир и безопасность», тогда внезапно постигнет их пагуба, подобно как мука родами постигает имеющую во чреве, и не избегнут, - говорит апостол Павел христианам (1 Фес. 5, 1-3).

Но Господь заповедал внимать знамениям времен (Мф. 16, 3). Слово Божие указывает некоторые признаки второго пришествия Христова.

«Берегитесь, чтобы кто не прельстил вас, - предупреждает об этом времени Своих учеников Христос, - ибо многие придут под именем Моим и будут говорить: «Я Христос», и многих прельстят. Также услышите о войнах и военных слухах... Но это еще не конец... Восстанет народ на народ, и царство на царство; и будут глады, моры и землетрясения по местам; все же это - начало болезней. Тогда будут предавать вас на мучения и убивать вас; и вы будете ненавидимы всеми за имя Мое; и тогда соблазнятся многие... И, по причине умножения беззакония, во многих оскудеет любовь... И тогда придет конец...» (Мф. 24, 4-14). Перед концом Евангелие Царствия будет проповедано по всей вселенной, и, однако, Сын Человеческий, пришед, найдет ли веру на земле? (Лк. 18, 8).

«Предсказанное Словом Божиим должно совершиться, - пишет святитель Игнатий (Брянчанинов). - Наш священный долг - благоговеть пред судьбами непостижимыми Господа Бога и, понимая глубокое значение совершающегося, обратить все внимание, внимание усиленнейшее, на усвоение себя Христу, как святые отцы сказали: «спасаяй, да спасет душу свою»...

Над судьбами мира и каждого человека неусыпно бдит Промысл всемогущего Бога, - и все совершающееся совершается или по воле или по попущению Божию. Нам должно обращать взоры ума на себя и умолять Господа, чтоб Он сохранил нас в верности Православной Церкви, открыл нам всесвятую волю Свою и непреткновенный путь к Себе, Источнику истинной жизни и спасения».

Этими словами святителя хотелось бы закончить нашу книгу, с надеждой на то, что она доставит читателю душевную пользу.

Урок 6 (23). Православие о Божием суде.

Вы узнаете:

Как видеть в людях Христа

Почему христиане верят в бессмертие

СНАЧАЛА РАЗМЫШЛЯЕМ САМИ

1. Расскажите, какими вопросами друг ко другу могли бы обменяться Бог и человек при встрече.

2. Есть такое латинское выражение – casus belli (казус белли; повод к войне). Во все века у всех народов законным поводом к началу войны считалось убийство иностранных послов. Посол и пославший его правитель считаются одним и тем же лицом. Оскорбление посла – оскорбление правителя и страны. Скажите, а можно ли человека считать послом Бога на земле? Если да – то как же надо относиться к людям?

В календаре православной церкви чередуются радостные праздники и строгие посты. Церковное значение слова пост очень близко с воинским значением этого же слова. Это стояние на страже. Человек охраняет себя от плохих слов, поступков, действий. И, как ни странно, – от хорошей, вкусной, дорогой пищи. Святой Иоанн Златоуст так объяснил значение поста: подсчитай, сколько тебе стоит обычный обед. Теперь подсчитай, сколько тебе будет стоить обед без мяса. Купи себе постную (более дешевую) еду, а разницу отдай нищему.

В Евангелии есть притча о том, какое значение такая копеечка может иметь для судьбы человека:

В последний день мировой истории все люди, все народы, когда-либо жившие на земле, соберутся перед лицом Христа. После всеобщего воскресения Христос «отделит одних от других, как пастырь отделяет овец от козлищ; и поставит овец по правую Свою сторону, а козлищ - по левую».

Люди спросят Его: почему Ты осудил нас? Христос же ответит: отчего, когда Я был голоден, вы не дали Мне есть? Почему, когда Я жаждал, вы не напоили Меня? Я был странником, а вы не приняли Меня. Я был наг, и вы не одели Меня. Я был болен и был в тюрьме, но вы не посетили Меня...

Недоумевающие люди вопрошают – но мы не видели Тебя голодным или просящим у нас ночлега. Если бы мы знали, что Ты в больнице, к Тебе-то уж точно мы зашли бы с гостинцем!

Христос же отвечает: истинно говорю вам: так как вы не сделали этого одному из людей, то не сделали Мне.

Это значит, что каждое доброе или злое слово, сказанное любому из людей, Бог принимает на свой счет. Помощь, оказанная случайному незнакомцу или давно знакомой родной бабушке – это помощь Богу. Но оскорбление, нанесенное любому из людей, Бог принимает как нанесенное Ему, то есть как Богохульство. Своим ученикам Христос говорит: Меня вы почитаете? Тогда точно с таким же благоговением относитесь к любому человеку! Любой человек – посланник Неба на земле!

В культуре христианских народов есть много рассказов о том, как человек совершал некие добрые или злые действия по отношению к незнакомцу, а тот вдруг оказывался Самим Христом. Например, поэт Вячеслав Иванов в свою повесть о Светомире царевиче включил такой эпизод:

На берегу предстал царевичу великан. Сам исполин какой-то косный, косматый, будто страховидный, но глаза из-под густых бровей глядели нежно и ласково сияли. Царевич обратился к нему улыбаясь: «Как величать тебя, добрый человек?»

Я Христофор… Пришла мне с юности охота послужить самому сильному господину. Нашел я царя, самого сильного, и подвизался на него работать как на своего господина. А как услышал, что царь тот боится черта, ушел я черту служить. Да увидел я однажды как черт от креста бежит: Распятого боится. Ну, и пошел я тогда искать Распятого. Забрел в пустыню, а там старец отшельник стал мне сказывать про Христа. Я и говорю ему: «По всему вижу, что Он сильнейший. Ему и послужу». И слышу раз ночью слабый голос зовет. Вижу у воды младенца, молит жалобно его перенести. Взял я палку, посадил дите на плечо себе. Иду. А вода подымается, гудит, ревет, не пускает, поглотить грозится. Ребенок претяжелый стал, через силу несу. Помирать, думаю, час настал. Боюсь лишь не загубить бы дитятю. Насилу добрался до берега. И говорю младенцу: «Тяжел ты был, точно я бремя всего мира на себя взял». А он мне говорит: «Оно не удивительно, что тяжело тебе было, ибо ты нес мир и Творца мира». И, видя мое удивление, еще говорит: «Я Христос, Которого ты ищешь». И тут же Он и окрестил меня, и Христофором назвал» (имя Христофор в переводе с греческого означает тот, кто несет Христа).

За словами Христа («что вы сделали одному из….») таится подсказка – как вести себя в трудной жизненной ситуации. Если тебе плохо – оглянись. Найди человека, которому, может быть, еще труднее, чем тебе. Помоги ему. Если не деньгами, то добрым словом и добрым взглядом, улыбкой. Может быть, от этого человека ничего доброго к тебе не вернется. Но у Бога много людей. И то, что ты одолжил одному, может вернуться через другого.

В Библии есть совет о том, как Бога сделать своим должником: «Благотворящий бедному дает взаймы Господу, и Он воздаст ему за благодеяние его» (в церковно-славянском переводе это звучит очень емко и мелодично: «милуяй нища взаим дает Богови»).

Эти слова означают, что свой долг такому человеку Бог возвращает всегда, но не всегда той же валютой. Человек дал бедняку рубли. А взамен от Бога он может получить… Нет, не деньги, а доброе бессмертие.

Главное воздаяние, которого и ждут и боятся верующие люди – на Божьем Суде.

Человеческая жизнь на земле не бесконечна. Поэтому во все века люди пытались понять, что же там, за порогом земной жизни.

Человеческая жизнь на земле не бесконечна. Поэтому во все века люди пытались понять, что же там, за порогом земной жизни. Конечно, это тайна для всех, и потому об этом можно говорить только языком притчи.

Если кто-то общался с людьми по Интернету, а потом его компьютер поломался, означает ли исчезновение человека из Интернета его смерть? Вот так и поломка тела не уничтожает душу.

Убеждение многих древних религий можно пересказать современным образом: тело подобно ракете, которая за несколько коротких минут выносит космический корабль в его долгий полёт. Все вы видели телевизионные кадры, на которых ракета-носитель, отработав свое, отходит от космического корабля и валится вниз, тогда как разогнанный ею корабль продолжает стремиться вперед.

Тело умирает, а человек – нет. Просто его душа перестает пользоваться телом.

Великая русская поэтесса Марина Цветаева жила среди людей, которые громко заявляли о своем неверии в Бога и в бессмертие души. К ним Цветаева обратила очень напряженные строки:

Все таить, чтобы люди забыли,

Как растаявший снег и свечу?

Быть в грядущем лишь горсточкой пыли

Под могильным крестом? Не хочу!

Каждый миг, содрогаясь от боли,

К одному возвращаюсь опять.

Навсегда умереть! Для того ли

Мне судьбою дано все понять?..

Слушайте! я не приемлю!

Это - западня!

Не меня опустите в землю,

Кроме того, христианин полагает, что даже поломки души (т.е. грехи) не могут ее уничтожить. Но они могут ее искалечить. Бессмертие человека может не обрадовать его. Качество бессмертия зависит от качества любви.

Представь, что к тебе приехал погостить твой почти незнакомый дальний родственник. Он привез для тебя множество очень хороших подарков. Он привез для тебя множество очень хороших подарков. Но просто он забыл, что за те годы, что вы не виделись, ты очень вырос. А он такие замечательные погремушки тебе привез! И очень хорошую детскую коляску! А тебе уже 11 лет…

Вот так человек перерастает много хороших вещей и радостей. И как раньше он вырастал из своих детских одежд, так однажды он перерастет свое тело.

Помните ли вы хоббита Бильбо из «Властелина Колец»? А его жалобу на то, что он застрял в бессмертном теле?

«Мне нужен отдых, долгий отдых, Гэндальф. Я ведь говорил тебе раньше... Я старый. Да, знаю, по мне не скажешь, но вот внутри... Во мне все как-то тает. Ну, как будто кусок масла размазывают по слишком большому куску хлеба. Это же неправильно, да?». Гэндальф объяснил: «Тот, кто владеет одним из Великих Колец, не уми-рает. Правда, и не живет тоже. Он просто продолжается до тех пор, пока не устанет от ноши времени. А если он еще и часто прибегает к Кольцу, для невидимости там, или для чего другого, - участь его еще горше. Он словно истачивается о время, бледнеет, выцветает, пока не сходит на нет, пока не исчезает для этого мира навсегда, и потом он вечно обречен бродить в нездешнем сумраке под всегдашним взором темной силы, которой подвластны кольца. Так неизбежно случится, дело только во времени. Если обла-датель Кольца крепок духом и чист в помыслах – позже; в прочих случаях - раньше, но темная сила неминуемо под-чинит его себе. - Ужас какой - вырвалось у Фродо».

Полагаю, вы все знаете светлую сказку про Маленького Принца.

Автор этой сказки, французский писатель, вместе с нашей страной воевавший против фашизма, Антуан де Сент-Экзюпери (воевавший и погибший на этой войне), так описал свое отношение к предстоящей смерти: «Только в тот миг, когда отдаешь это тело, с изумлением обнаруживаешь, как мало оно для тебя значит. Когда разрушается тело, становится очевидным главное... Человек перестал интересоваться собой. Ему важно лишь то, к чему он причастен. Умирая, он не исчезает, а сливается с этим. Он не теряет, а находит себя. Подумаешь тело! Да мне на тебя начхать! Я выброшен из тебя вон, у меня нет больше надежды, и ничего мне не нужно! И отвергаю все, чем я был до этой минуты. Не я думал о чем-то. Не я чувствовал это. То было мое тело. С грехом пополам я вынужден был дотащить до той секунды, когда вдруг обнаружил, что оно не имеет для меня никакого значения... И я живу не ожиданием смерти в каждую ближайшую секунду: я живу воскресением, наступающим сразу вслед за секундой предшествующей».

Смерть воспринимается в религии как последний переход. Но куда? Это зависит от того, научился ли человек любить. Мы часто делаем вид, что любим, а на самом деле просто используем людей Нам приятны их подарки и их лестные отзывы о нас. А без подарков, человек сам по себе, останется ли нам дорог?

Последнее взросление и последний переход – это выход из тела, то есть смерть. Как раньше человек вырастал из своих детских одежд, так однажды он перерастет своё тело. Его душе станет нужно то, что сможет принести радость именно ей, а не телу, которое стало слишком тяжелым и тесным. Но научился ли уходящий человек ценить именно такие, духовные и вечные радости?

Теперь понятно, почему у православных христиан Великий Пост начинается именно с напоминания евангельской притчи об овцах и козлищах. Успех поста измеряется не тем, сколько и какой пищи человек съел или не съел, а тем, смог ли он стать строже к себе и добрее к другим.

Если человек не любил Бога и других людей, то он и в вечности останется одиноким.

Один американский писатель-фантаст представил такой картину. Ученые создали идеальный скафандр. Он собирает влагу, выделяемую человеком при дыхании, очищает его и позволяет вновь ее пить. Все системы в нем работают по «замкнутому циклу» и поэтому в нем можно жить годы. И вот космо-навт шагнул в космос в этом скафандре и… оторвался от корабля. Найти маленького человечка в огромном космическом пространстве нельзя. Он видит Землю. А Земля его не видит… День за днем он смотрит через свой шлем на голубую Землю, пытаясь дотянуться, добраться до нее, протягивая к ней перчатку скафандра, гадая, там ли еще мои друзья. Шли годы, и шлем заполнялся отросшими волосами, которые, посте-пенно спадая на лоб и давя со всех сторон, оконча-тельно скрыли от человека единственное, что было ему доступно, - панораму Земли. Ведь он не мог убрать их в сторону. Земля в первые два года медленно исче-зала за завесой волос, откуда пробивался лишь сла-бый свет. И вот пришло время, когда он уже не мог опре-делить, там, в космосе, спит он или бодрствует, на-ходясь где-то между сном и явью. Мысли смеша-лись, поскольку не было никого рядом, даже при-сутствия человеческого голоса, чтобы напомнить мне о реальности. В течение десяти лет дышать станови-лось все труднее из-за разросшихся волос. Борода опутала лицо, стала забиваться в рот и беспре-рывно щекотать нос. И никто не пришел…

Кроме того, христианин помнит и о том, что бессмертен не только он, но и те, кого он обидел. Автобусы на улицах наших городов полны бессмертными. Мы на бессмертных женимся, бессмертных мучаем и унижаем. Каждый из нас переживет Вселенную и увидит смерть галактики. Поэтому надо успеть примириться с людьми до своего (или их) последнего Перехода. Все бессмертны. И каждому надо будет обрадоваться. И с каждым быть всегда. А скажешь о ком-то – «Я с ним не хочу быть в раю!» - и Христос скажет – значит, ты от Меня отрекся… Оставайся тогда один со своими капризами.

Один современный поэт сказал: «никому нет конца – даже тем, кто не с нами». Они же тоже будут уже приняты Богом. Значит, они станут другими, они станут добрее. А если я по старой своей памяти буду на них сердиться – я причиню себе ненужную боль. Поэтому надо успеть примириться с людьми до своего (или их) ухода из земной жизни.

Таков четвертый мотив христианина для того, чтобы творить добро.

Древнерусская летопись:

Прислали греки к князю Владимиру философа. Он показал Владимиру завесу, на которой изображено было суд Господень. Владимир же, вздохнув, сказал: "Хорошо тем, кто справа, горе же тем, кто слева". Философ же сказал: "Если хочешь с праведниками справа стать, то крестись". Владимиру же запало это в сердце, и сказал он: "Подожду еще немного", желая разузнать о всех верах. И дал ему Владимир многие дары и отпустил его с честию великою.

А потом остановится точное сердце.
Ты увидишь: на прочной, безжалостной дверце
Тяжеленный висячий (как дачный) замок.
Отопрешь - значит, умница - душу сберег.

Извини, я сейчас умираю впервые.
А какие ключи? Говори, не таи!
- А ключи, как законы Господни, простые -
Это общие благодеянья твои.

(Евгений Степанов)

Знавал я нищего: как тень,

С утра, бывало, целый день

Старик под окнами бродил

И подаяние просил;

Но все, что в день насобирал,

Бывало, к ночи раздавал

Больным, калекам и слепцам,

Таким же нищим, как и сам.

(Яков Полонский)

Пока живу - Тебе молюсь,
Тебя люблю, дышу Тобой.

Когда умру – с Тобой сольюсь,

Как звезды с утренней зарей.

Хочу, чтоб жизнь моя была

Тебе немолчная хвала,

Тебя за полночь и зарю,

За жизнь и смерть – благодарю!

(Дмитрий Мережковский)

Тихо плывут паутинные нити.

Солнце горит на оконном стекле.

Что-то я делал не так, извините!

Жил я впервые на этой земле.

Я ее только сейчас понимаю,

К ней припадаю и ею клянусь,

И по другому прожить обещаю,

Если вернусь.

Но ведь я не вернусь…

(Роберт Рождественский)

ВРЕЗКА Копилка русского языка:

Притча – это вроде бы бытовая житейская история, но в содержащая в себе глубокий нравственный смысл.

1. Как вера в Божий суд влияет на поступки человека?

2. Почему нищий раздавал подаяние? Какими словами вы можете описать его душу?

3. Добрыми людьми могут быть только христиане? Обсудите это с одноклассниками

4. Какие нерелигиозные мотивы, понуждающие к доброй жизни ты знаешь?

5. Значимы ли они и для жизни христианина?

6. Продолжи фразу: Святой Христофор перенес Христа через реку. А Колумб, названный в честь святого Христофора, перенес христиан…

7. Перечисли вместе четыре мотива, поощряющих христиан к творению добра.

ГОТОВИМСЯ К СЛЕДУЮЩЕЙ ВСТРЕЧЕПодготовьте ответы на вопрос - для чего люди ходят в храм?

Урок 7 (24) Таинство Причастия

Вы узнаете:

Как Христос передал Себя ученикам

Что такое церковное таинство

СНАЧАЛА РАЗМЫШЛЯЕМ САМИ

1. Какие вопросы о православии вы накопили? Кому и где вы их будете задавать, если мы не успеем обсудить всё на наших уроках?

2. Мы много говорили о христианской этике. Но этика - лишь один из элементов христианства. Как вы думаете, раз христианство это религия, то можно ли предположить, что в самой его сердцевине есть место для необъяснимого чуда?

Вы уже немного знакомы со своим телом. Вы знаете, что можете есть очень разные продукты. Но ваши органы пищеварение все переработают и перестроят именно в ваше тело. Ты съешь яйцо – но не станешь курицей. Ты съешь банан - и все же не станешь пальмой.

Впрочем, не всё человек может переварить. Есть такие вещества, что, проглотив их, человек отравится и даже может умереть.

Но в религиозном мире есть представление о том, что может быть еще и третье отношение человека и пищи. То, что человек вкушает, может изменить его. Живая вода может оживить. Эльфийский хлеб может прибавить невероятные силы. Волшебный пирожок может уродца превратить в красавца.

В Евангелии же говорится о том, что может быть еще более чудесное преображение.

Перед Своим уходом на Крест Христос собрал апостолов. Это было прощальная трапеза. Она так и называется на разных языках – «Последний ужин» или «Тайная вечеря».

Был четверг. В пятницу Христос прольет Свою кровь за людей. Но еще за несколько часов до этого Он берет в руки чашу с вином и говорит апостолам: «Пейте все. Это – кровь Моя нового завета, которая за вас и за многих изливается».

После этого Он разломил хлебную лепешку и протянул апостолам со словами: «Вкусите (ешьте). Это – Тело Мое, ломимое во оставление грехов».

Христос завещал – «творите это в Мое воспоминание».

Мы с вами уже знаем, что, согласно Евангелиям, Христос, хотя и принял смерть на кресте, но затем воскрес. Мы также с вами уже говорили о том, что христиане надеются вслед за Христом стать участниками радостного всемирного Воскресения. То есть: Пасха Христа произошла в прошлом. А пасха всех остальных людей предполагается в будущем. Как же перебросить мост между ними?

Связью между этими двумя пасхами считается причастность каждого христианина телу воскресшего Христа: «если воскресло тело Христа, то ради того, чтобы моя бессмертная душа вновь соединилась с моим же телом, то есть ради своего воскресения я сам должен стать частичкой Христа».

А чтобы люди стали частичками Христа, Его «причастниками», Христос на Тайной Вечере дал людям Свое Тело. Но чтобы люди не пугались – Свои Тело и Кровь Христос дал людям в виде хлеба и вина.

О хлебе причастия Христос сказал: «Я есмь хлеб жизни; приходящий ко Мне не будет алкать, и верующий в Меня не будет жаждать никогда. Я воскрешу всякого верующего в последний день. Хлеб, сходящий с небес, таков, что ядущий его не умрет. Хлеб же, который Я дам, есть Плоть Моя, которую Я отдам за жизнь мира. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем».

Мы видим, какое высокое значение Христос придает причастию Его Телу. Однако, было бы странно, если бы возможность пойти таким путем Христос оставил только для двенадцати своих учеников. Если Христос говорит, что Его Хлеб нужен всем людям – значит, всем людям, когда бы они ни жили, Он должен был бы и предоставить возможность для вкушения этого Хлеба.

Первыми «причастниками» стали апостолы. Затем ту святыню, которой они стали причастны, они передали другим людям.

Эта возможность делиться друг с другом святыней Христа связана с тем, что называется словом «Церковь».

Христос сказал «создам Церковь Мою». Слово «церковь» имеет два смысла. Это 1) собрание христиан и 2) это храм, то есть место, где христиане собираются для причастия. Христос имел в виду не здание, а именно людей.

То слово, которое стоит в греческом тексте Евангелия (а именно на этом языке написаны эти книги), означает «собрание» (экклесиа). Точнее – вы-борка. Это те люди, которые вышли из общего строя, потому что осознали какую-то особую, но объединяющую их задачу.

Поначалу этих из-бранных было всего 12 человек. Именно им Христос дал чашу причастия. Но сказал не таить ее, а передать всем людям, которые будут с благодарностью вспоминать жертву Христа.

Мы помним, что в жизни христиан есть очень важное для них слово – «благодать». Это добрый дар от Бога к людям, а точнее – действие Бога в человеке. Так вот, согласно Библии, Христос Своим апостолам дал обещание отзываться на их молитвы, и когда они будут просить о ниспослании благодати – давать ее. «Где двое или трое собраны во имя Мое – там и Я есть» - сказал Он им.

Это означает, что у собрания христиан появляется новое и неожиданное качество: человеческая ограниченность восполняется от бесконечной Божественной силы и любви. На языке православной мысли это называется чудом церковной соборности. Жизнь Церкви нельзя описать только теми словами и законами, которыми описывают жизнь любого человеческого общества.

Там, где собирались апостолы, они молились, и и Христос вновь придавал обычным лепешкам те же свойства, что и во время Тайной Вечери. То есть хлеб становился больше, чем хлебом, а вино становилось больше, чем вином. Это не проявлялось в перемене вида или вкуса. Просто апостолы и причащаемые ими христиане ощущали, что с этим хлебом в них входят Христова сила и благодать. С этой силой им, по их признаниям, было легче бороться с грехами, и было легче любить. Они понимали теперь слова Христа – «Пребудьте в любви Моей… Радость Моя в вас да будет и радость ваша будет совершенна».

Там, где течет кровь живого существа – там его жизнь и его тело. Если христианин принимает кровь Христа – он становится частичкой Тела Христа. А где Тело Христа - там Его дух и Его любовь. Вот почему христиане не считают невыполнимой самую странную заповедь Христа – «любите врагов ваших». То, что неисполнимо для людей, по уверению Христа станет возможным, если вместе будут человек и Бог. Любовь Христа, описанная в Евангелиях, безгранична, и простирается даже не тех, кто сами себя считали Его врагами. Тот, кто причастен Христу, причастен этой Его любви. И поэтому сможет с помощью Христа исполнить и заповедь о прощении и любви к своим врагам.

ХРИСТИАНСКИЕ ТАИНСТВА

Христиане очень хорошо понимают, что такая их вера далеко не всегда понятна другим людям. Поэтому самые главные стороны своей духовной жизни христиане называют словом «таинство». Таинство не потому, что это секрет (мол, мы то знаем, что и как, но другим не скажем!), а потому что тайна. Даже священник не знает, как же происходит претворение хлеба в Тело Христа. Человек вполне может знать только то, что он делает сам. А таинство с христианской точки зрения – это действие не человека, а Бога.

Таинство – это такое человеческое действие, при котором в ответ на молитву Церкви Бог подает действии Своей благодати.

То, что Христос сказал, передается через Писание. То, что Он сделал для людей (соединение их с Богом) – передается через Церковь. Поскольку Христос оставил людям не только свои слова, но и всего Себя - Свою Жизнь, Тело и Кровь, то Он нашел возможность передавать все эти Свои дары всем людям (а не только апостолам). Для этого Он создал свою Церковь в которой Он же совершает Таинства. Важнейшие из них – Причастие и Крещение. В православном понимании священник похож на почтальона, который посылки от Бога (Таинства) разносит людям.

Религиозных культур и светской этики, музыка, художественный труд, физическая культура . Учебный план 3-4 классов ... к труду и собственности, правовая культура , духовные ценности в православной и католической традициях. Особенности хозяйственной...

  • Публичный доклад за 2010-2011 учебный год (3)

    Доклад

    ... классе введен новый курс «Основы православной культуры» , в 4-5 классах введен курс «Основы светской этики», в 10 классах ведется курс «Основы ... Русский язык Литература Биология МХК Основы православной культуры ОБЖ Биология Чувашская литература 7а...

  • Публичный отчет

    03.-30.03.07 36 ч. «Основы православной культуры» 4. Совместителей не имеется. 5. Вакансий нет... нарушения Интегрированная форма обучения 1 класс 2 класс 3 класс 4 класс 5 класс 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс 11 класс Итого по видам нарушений...

  • Цель урока : рассказать детям опонятиях слов «Божий суд», «бессмертие», «рай», «ад». Объяснить какими конкретными делами можно помочь окружающим, как вера в Божий суд влияет на поступки людей, как православие учит вести себя в трудной жизненной ситуации. Дать понятие слов «монастырь», что такое монашеское облачение, кто такой паломник, какие обеты дает монах при постриге, что означает для монаха послушание. Объяснить правила поведения паломника. Познакомить со стихами и притчами по данной теме.

    Оборудование: книга часть 2.

    Тип урока: урок усвоения новых знаний.

    Ход урока

      Организационный момент: отметить отсутствующих, объявить и записать тему урока.

      Проверка знаний:

      1. Что такое чудо? Что можно назвать чудом?

        Какие чудеса случались в вашей жизни или о каких вы слышали?

        О каких чудесах вы можете вспомнить из прочитанных книг?

        О каком чуде говорится в притче «В поисках чудес»?

        Как вы понимаете «Чудес не ищут – к добрым людям они приходят сами»?

        Что такое добродетель? (Вера, Надежда, Любовь).

      Актуализация новых знаний: Вы узнаете:

    Как видеть в людях Христа

    Почему христиане верят в бессмертие

    4. Изучение нового материала:

    Прежде чем мы с вами поговорим о Божьем суде, давайте вспомним о том, как Бог сотворил мир и человека.

    Слайд 2. Сотворение мира и человека.

    Мы уже знаем, что Бог Всеблаженный, т.е. Он пребывает в вечном Блаженстве. Но также Бог – это Любовь. А любовь, как мы помним, это стремление давать, делать добро. И Бог по Своей любви творит мир, чтобы и другие могли пребывать в Божественном блаженстве.

    Сначала Бог сотворил мир невидимый - духовный.

    Как вы думаете, что такое невидимый мир? (дети отвечают)

    Мир невидимый – это ангельский мир.

    Затем Бог сотворил мир видимый.

    Что относится к видимому миру? (дети отвечают)

    Это все, что мы видим вокруг. Земля, вода, небо, звезды, растения, животные…

    И венец Божьего творения – человек. В человеке Бог соединил мир невидимый и видимый.

    Как Бог соединил в человеке мир видимый и невидимый? (дети отвечают)

    У человека есть душа и тело. Т.е. человек – это живое, органическое соединение земного и небесного, материального и духовного.

    Слайд 3. Душа и тело.

    Работа по карточке, задание 1

    Разделите пары слов на два столбика: что относится к душе, а что – к телу:

    вечность - время, инстинкт - разум, зависимость - свобода, радость – удовольствие.

    Дети пишут.

    Давайте посмотрим, что у нас получилось.

    К телу относятся значения ?

    Время, инстинкт, зависимость, удовольствие.

    К душе относятся значения ?

    Вечность, разум, свобода, радость.

    Посмотрите, все, что относится к телу, а значит и к миру – временно. А все, что относится к душе – вечно. Потому что душа бессмертна, а тело смертно и окружающий нас видимый мир тоже не вечен.

    Слайд 4. Назначение человека.

    Как вы думаете, каково предназначение человека, какова цель его земной жизни ?

    По замыслу Божию, человек имеет высшее назначение в мире. Имея бессмертную душу, человек призван,

      сам соединиться с Богом и пребывать в вечном блаженстве

      имея тело, соединить через себя с Творцом весь видимый мир, привести его к преображению (бессмертию) (об ó жение - святость , не обож é ние). Видите, какую ответственность каждый человек несет перед Богом, перед людьми и перед всем миром.

    У политиков есть такое выражение – casus belli (казус белли). Повод к войне. Во все века у всех народов законным поводом к началу войны считалось убийство иностранных послов. Посол и пославший его правитель считаются одним и тем же лицом. Оскорбление посла – оскорбление правителя и страны.

    Скажите, а можно ли человека считать послом Бога на земле? Если да – то, как надо относиться к людям?

    Слайд 5. Образ и подобие.

    Чтобы человек смог исполнить свое предназначение, Бог сотворил душу человека по образу и подобию Своему.

    В чем заключается образ Божий в человеке ?

    Образ Божий в человеке заключается в свойствах его души - свобода, разум, способность любить и творить.

    А в чем заключается подобие Божье в человеке, как вы думаете ?

    Используя свойства души, человек может духовно совершенствоваться, т.е. может стать подобным Богу. Образ Божий дан абсолютно каждому человеку, но подобным Богу становится только тот, кто стремится к этому и живет по Законам Божиим. Полностью сам человек достигнуть этого не сможет, но если он старается, то Бог помогает ему.

    Как вы считаете, в чем заключается достоинство каждого человека?

    Не в уме или богатстве, а в образе Божием. Об этом всегда надо помнить, чтобы не замутнить этот образ в себе. И в других людях следует видеть прежде всего образ Божий. Творя дурное и оскорбляя ближних, мы оскорбляем Бога, Который доверяет человеку так, что дал ему Свой образ.

    Как называют людей, достигших с Божьей помощью подобия Божьего ?

    Таких людей называют праведниками и святыми.

    Чтобы человек, имея в себе образ Божий, достиг совершенства, т.е. достиг подобия Божия, и соединился с Богом в Царстве Небесном, он должен в этой жизни кое-чему научиться.

    Слайд 6. Уроки для вечности.

    Как вы думаете, чему должен научиться человек в этой жизни ?

    Человек должен научиться любить. Т.е. научиться делать добро.

    Слайд 7. Зачем учиться?

    Давайте подумаем, зачем человек вообще учится.

    - Например, зачем мы учимся ходить ?

    Чтобы быть самостоятельными, свободными в выборе. Ходить не туда, куда понесут тебя другие, а самому выбирать дорогу.

    - Зачем мы учимся в школе ?

    Опять же, чтобы быть самостоятельными, свободными в выборе того, чем будем заниматься. Послушайте стихотворение Валентина Берестова:

    Не надо к маме приставать,

    Не надо бабушку трясти:

    «Прочти, пожалуйста! Прочти!»

    Не надо умолять сестрицу:

    «Ну, почитай ещё страницу».

    Не надо звать,

    Не надо ждать,

    А можно взять

    Чем больше мы знаем и умеем, тем свободнее наш выбор.

    Т.е. человек учится, чтобы быть свободным, чтобы выбирать, чем заниматься, не по принуждению или по необходимости, а по призванию сердца. И знания, полученные в школе, помогают сделать правильный выбор в жизни.

    Слайд 8. Уроки доброты.

    Знания и умения позволяют не зависеть от обстоятельств. Значит, и добру необходимо учиться, чтобы быть свободными и не зависеть от чего-то.

    Но от чего, как вы думаете ?

    От вредных привычек, от гордости, от равнодушия, от лени… от греха. Настоящая свобода заключается не в том, чтобы делать все, что захотел, а в том, чтобы иметь силу и не совершать греха.

    Слайд 9. Душа и тело.

    А всегда ли вам хочется делать уроки и почему ?

    Когда мы спим, ?

    Когда играем, удовольствие получает душа или тело ?

    А выученным урокам радуется душа или тело ?

    Т. е. душа и хотела бы выучить уроки, да тело не желает. Душа хотела бы помочь маме, да телу лень.

    И вот, вместо того, чтобы испытывать истинное чувство радости, душа начинает привыкать к кратковременным телесным удовольствиям. Так душа подчиняется телу. Получается, как в одной небылице-перевертыше .

    Слайд 10. Небылица-перевертыш.

    Ехала деревня мимо мужика,

    Вдруг из-под собаки лают ворота,

    "Тру", - сказала лошадь

    И мужик заржал,

    Лошадь пошла в избу,

    А мужик стоял,

    Лошадь ела булки,

    А мужик овес,

    Лошадь села в сани,

    А мужик повез.

    Как вы считаете, что важнее – душа или тело ?

    Душа важнее тела. Значит не тело должно управлять душой, а душа - телом.

    Есть такое выражение «держать себя в узде».

    Как вы понимаете это выражение ?

    Узда - часть сбруи - ремни с удилами и поводьями, надеваемые на голову упряжного животного. Держать себя в узде - это значит себя контролировать. Не позволять себе расслабляться; быть собранным, дисциплинированным. А для христианина это значит и умение душе держать в повиновении тело. Это одно из самых важных и главных умений человека.

    Слайд 11. Аскетика, пост.

    И в православии среди многих богословских наук, есть наука, которая учит как правильно христианину «держать себя в узде». Называется эта богословская наука - аскетика. С греческого слово «аскеза» переводится как «упражнение». Православная аскетика - это «упражнения для души», которые помогают исцелиться от греха. Одно из «упражнений» православной аскетики – пост.

    Из полной редакции учебника:

    В календаре православной церкви чередуются радостные праздники и строгие посты. Церковное значение слова пост очень близко с воинским значением этого же слова. Это стояние на страже. Человек охраняет себя от плохих слов, поступков, действий. И, как ни странно, – от хорошей, вкусной, дорогой пищи.

    Святой Иоанн Златоуст так объяснил значение поста: подсчитай, сколько тебе стоит обычный обед. Теперь подсчитай, сколько тебе будет стоить обед без мяса. Купи себе постную (более дешевую) еду, а разницу отдай нищему.

    В Евангелии есть притча о том, какое значение такая сэкономленная копеечка может иметь для судьбы человека. Это притча о Божием суде. Суд Божий называется также Страшным Судом.

    Чтение текста (стр.32-33)

    Слайд 12. Фон.

    В Евангелии есть притча о Божием суде:

    В последний день мировой истории все люди, все народы, когда-либо жившие на земле, соберутся перед лицом Христа. После всеобщего воскресения Христос «отделит одних от других, как пастырь отделяет овец от козлищ; и поставит овец по правую Свою сторону, а козлищ - по левую».

    Люди спросят Его: почему Ты осудил нас? Христос же ответит: отчего, когда Я был голоден, вы не дали Мне есть? Почему, когда Я жаждал, вы не напоили Меня? Я был странником, а вы не приняли Меня. Я был наг, и вы не одели Меня. Я был болен и был в тюрьме, но вы не посетили Меня...

    Недоумевающие люди вопрошают – но мы не видели Тебя голодным или просящим у нас ночлега. Если бы мы знали, что Ты в больнице, к Тебе-то уж точно мы зашли бы с гостинцем!

    Христос же отвечает: истинно говорю вам: так как вы не сделали этого одному из людей, то не сделали Мне.

    Это значит, что каждое доброе или злое слово, сказанное любому из людей, Бог принимает на свой счет. Помощь, оказанная случайному незнакомцу или давно знакомой родной бабушке – это помощь Богу. Но оскорбление, нанесенное любому из людей, Бог принимает как нанесенное Ему, то есть как Богохульство. Любой человек – посланник Неба на земле!

    Как вы думаете, кого символизируют овцы и козлища ?

    Овцы символизируют праведников - людей добрых, готовых всегда пожертвовать собой ради ближних. Козлища являют собой образ грешников, которые будут осуждены, ибо, живя на земле, они не принесли доброго плода.

    Древнерусская летопись:

    Прислали греки к князю Владимиру философа. Он показал Владимиру завесу, на которой изображено было судилище Господне. Владимир же, вздохнув, сказал: "Хорошо тем, кто справа, горе же тем, кто слева". Философ же сказал: "Если хочешь с праведниками справа стать, то крестись во имя Святой Троицы, как и сказано в Евангелии: И дите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа ». Владимиру же запало это в сердце, и сказал он: "Подожду еще немного", желая разузнать о всех верах. И дал ему Владимир многие дары и отпустил его с честию великою.

    Икона «Страшный суд» (художник Иероним Боск)

    Давайте и мы посмотрим изображение Страшного суда на православной иконе.

    В центре иконы располагается образ Христа во славе. Фигуру Христа, представленного сидящим на троне с распростертыми в стороны руками, на которых видны раны от гвоздей, окружает сияние. Ко Христу в молении за человеческий род предстоят Богородица (слева) и Иоанн Предтеча (справа). К трону с двух сторон припадают на коленях Адам и Ева, молящиеся ко Господу за своих потомков. По сторонам изображают 12 апостолов, сидящих на престолах, а позади них – сонмы Ангелов.

    Сверху изображаются ангелы, свивающие небо (небо подобно свитку с расположенными на нем небесными светилами).

    Ниже Христа во славе находится Этимасия – Престол Уготованный, на котором обязательно присутствует Крест. Справа от Христа – группа праведников, слева – группа грешников.

    От основания престола Христа по направлению к аду (нижний правый угол) истекает огненная река, проходящая вниз через всю композицию и разделяющая ее на две части.

    Река часто заменяется изображением змея с мытарствами (на теле змея подобия узлов с вписанными в них названиями грехов.

    Ниже слева изображается рай. Рай включает изображения дверей, охраняемых огненным херувимом, Лона Аврамова, Богородицы и благоразумного разбойника. Лоно Авраамово – Авраам (либо Авраам, Исаак и Иаков) на седалище, по сторонам от которого стоят праведные души в образе детей. Богоматерь изображается на троне, с двумя Ангелами по сторонам. Рядом, часто у врат рая, благоразумный разбойник с крестом на плече. Райские двери - прямоугольная конструкция, в которую вписано изображение шестикрылого Ангела. У дверей шествие праведных в рай, предваряемое апостолом Петром с ключами. За ним, первым в ряду праведников, часто изображается апостол Павел, иногда – преподобная Мария Египетская.

    Внизу справа изображается ад. В геенне изображается Сатана – человекоподобная фигура, восседающая на адском звере, который пожирает грешников. На коленях у Сатаны – душа Иуды в образе ребенка.

    Адские мучения изображаются в виде нескольких ячеек с так называемыми «личинами». Обычные подписи: «Огонь неугасимый» (человеческие фигуры или головы в пламени), «Червь неусыпающий» (черепа и черви на темном фоне), «Плач» (иногда «Мрак») и «Скрежет зубов» (фигуры или головы на темном или красном фоне, люди плачут, иногда скалят зубы).

    Как вы думаете, почему Божий Суд называется также Страшным Судом ?

    Представьте, что вы перепачкались и вас выставили в таком виде на всеобщее обозрение. Вам и стыдно и страшно. Бог – это Свет и в божественном свете на Суде откроется вся неправда души, как грязь на одежде и теле. В том числе и та неправда, которую мы порой прячем глубоко в себе, стыдясь признаться. И еще потому Божий суд называется Страшным, что после этого Суда уже ничего нельзя будет исправить.

    Как вы думаете, почему сделанное нами добро или зло для ближних Бог принимает на свой счет ?

    Потому что Бог всех людей считает Своими детьми. И Бог, как и наши родители огорчается, если Его детей обижают, и радуется, когда Его детям делают добро.

    Чтение текста

    Слайд 16. Просит убогий, а подашь Богу.

    В культуре христианских народов есть много рассказов о том, как человек совершал некие добрые или злые действия по отношению к незнакомцу, а тот вдруг оказывался Самим Христом. Например, поэт Вячеслав Иванов в свою повесть о Светомире царевиче включил такой эпизод (стр.33-34):

    На берегу предстал царевичу великан. Сам исполин какой-то косный, косматый, будто страховидный, но глаза из-под густых бровей глядели нежно и ласково сияли. Царевич обратился к нему улыбаясь: «Как величать тебя, добрый человек?»

    Я Христофор… Пришла мне с юности охота послужить самому сильному господину. Нашел я царя, самого сильного, и подвизался на него работать как на своего господина. А как услышал, что царь тот боится черта, ушел я черту служить. Да увидел я однажды как черт от креста бежит: Распятого боится. Ну, и пошел я тогда искать Распятого. Забрел в пустыню, а там старец отшельник стал мне сказывать про Христа. Я и говорю ему: «По всему вижу, что Он сильнейший. Ему и послужу». И слышу раз ночью слабый голос зовет. Вижу у воды младенца, молит жалобно его перенести. Взял я палку, посадил дите на плечо себе. Иду. А вода подымается, гудит, ревет, не пускает, поглотить грозится. Ребенок претяжелый стал, через силу несу. Помирать, думаю, час настал. Боюсь лишь не загубить бы дитятю. Насилу добрался до берега. И говорю младенцу: «Тяжел ты был, точно я бремя всего мира на себя взял». А он мне говорит: «Оно не удивительно, что тяжело тебе было, ибо ты нес мир и Творца мира». И, видя мое удивление, еще говорит: «Я Христос, Которого ты ищешь». И тут же Он и окрестил меня, и Христофором назвал, а прежде звали меня Репровом» (Имя Христофор – это имя в переводе с греческого означает тот, кто несет Христа).

    За словами Христа («что вы сделали одному из….») таится подсказка – как вести себя в трудной жизненной ситуации. Если тебе плохо – оглянись. Найди человека, которому, может быть, еще труднее, чем тебе. Помоги ему. Если не деньгами, то добрым словом и добрым взглядом, улыбкой. Может быть, от этого человека ничего доброго к тебе не вернется. Но у Бога много людей. И то, что ты одолжил одному, может вернуться через другого.

    В Библии есть совет о том, как Бога сделать своим должником: «Благотворящий бедному дает взаймы Господу, и Он воздаст ему за благодеяние его» (в церковно-славянском переводе это звучит очень емко и мелодично: «м илуяй нища взаим дает Богови»).

    Эти слова означают, что Свой долг такому человеку Бог возвращает всегда, но не всегда той же валютой. Человек дал бедняку рубли. А взамен от Бога он может получить… Нет, не деньги, а доброе бессмертие.

    Слайд 17. Святой Христофор. Иероним Боск .

    1. Как вера в Божий суд влияет на поступки человека?

    Работа по карточке.

    Вычеркните дела, которые не являются добродетелями.

    Справедливость, рассудительность, лень , жадность , мужество, злопамятность , великодушие, благотворительность, лживость , гостеприимство, общительность, честность, злость , искренность, гнев , терпение, странноприимство, радушие, равнодушие , щедрость, смелость, долготерпение, трусость , сострадательность, трудолюбие, смирение, гордость , милосердие.

    Дети работают. Разбираем задание.

    Слайд 19. Бессмертие.

    Как вы понимаете, что такое бессмертие души ?

    Бессмертие души – это бессмертие наших мыслей, чувствований и желаний. Все, что мы думаем, чувствуем и желаем, просто так никуда не исчезает, даже если мы забываем. Недобрые мысли, чувства и желания могут быть уничтожены только Богом, когда мы в них искренне каемся.

    Чтение текста

    Человеческая жизнь на земле не бесконечна. Поэтому во все века люди пытались понять, что же там, за порогом земной жизни.

    Если кто-то общался с людьми по Интернету, а потом его компьютер поломался, означает ли исчезновение человека из Интернета его смерть? Вот так и поломка тела не уничтожает душу.

    Убеждение многих древних религий можно пересказать современным образом: тело подобно ракете, которая за несколько коротких минут выносит космический корабль в его долгий полёт. Тело умирает, а человек – нет. Просто его душа перестает пользоваться телом.

    Кроме того, христианин полагает, что даже поломки души (т.е. грехи) не могут ее уничтожить. Но они могут ее искалечить. Бессмертие человека может не обрадовать его. Качество бессмертия зависит от качества любви.

    Представь, что к тебе приехал погостить твой почти незнакомый дальний родственник. Он привез для тебя множество очень хороших подарков. Но просто он забыл, что за те годы, что вы не виделись, ты очень вырос. А он такие замечательные погремушки тебе привез! И очень хорошую детскую коляску! А тебе уже 10 лет…

    Последнее взросление и последний переход – это выход из тела, то есть смерть. Как раньше человек вырастал из своих детских одежд, так однажды он перерастет своё тело. Его душе станет нужно то, что сможет принести радость именно ей, а не телу, которое стало слишком тяжелым и тесным. Но научился ли уходящий человек ценить именно такие, духовные и вечные радости?

    Если человек не любил Бога и других людей, то он и в вечности останется одиноким.

    Кроме того, христианин помнит и о том, что бессмертен не только он, но и те, кого он обидел. Один современный поэт сказал: «никому нет конца – даже тем, кто не с нами». Они же тоже будут уже приняты Богом. Значит, они станут другими, они станут добрее. А если я по старой своей памяти буду на них сердиться – я причиню себе ненужную боль. Поэтому надо успеть примириться с людьми до своего (или их) ухода из земной жизни.

    Таков четвертый мотив христианина для того, чтобы творить добро.

    Слайд 20. Зачем творить добро.

    Перечислите все четыре мотива, поощряющих христиан к творению добра.

      Самоотверженность, которая рождается с чувством истинной благодарности Христу за Его жертву ради спасения человека.

      Желание духовной радости, которую испытывает христианин при соединении с Богом.

      Вера в то, что в жизни есть место чуду, которое человек может творить сам, делая добро другим.

      Вера в бессмертие души и Божий суд.

    Стих стр. 32

    Пока живу - Тебе молюсь,
    Тебя люблю, дышу Тобой.

    Когда умру – с Тобой сольюсь,

    Как звезды с утренней зарей.

    Хочу, чтоб жизнь моя была

    Тебе немолчная хвала,

    Тебя за полночь и зарю,

    За жизнь и смерть – благодарю!

    (Дмитрий Мережковский)

    Как вы думаете, в чем заключается наша хвала Богу? Как можно прославлять Бога?

    Христиане прославляют Бога словами и добрыми делами. Делами прославляет Бога тот, кто Его слушается во всем, потому что добрым быть лучше, чем злым. Бог Сам очень добрый и добрых людей любит, а злые постоянно злобствуют и тем мучают сами себя.

      Подведение итогов урока. Рефлексия.

    Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «средняя общеобразовательная школа №2» г.Меленки

    Урок по теме «Православие о Божьем суде», 4 класс

    Выполнила:

    Учитель начальных классов Маркова Е.А.

    2014 г.

    Модуль: «Основы православной культуры»

    Учебное пособие Кураев А.В. Основы духовно- нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры.4-5 классы: учеб. Для общеобразоват. учреждений с прил. электрон. носителе/А.В.Кураев.-М.: Просвещение, 2013.

    Тема урока: «Православие о Божием суде».

    Урок № 23.

    Цель: познакомить с христианским мотивом доброделания в связи с представлениями о бессмертии души человека.

    Задачи: Обучающая: познакомиться с евангельской притчей о Страшном Суде;

    понять, чем обусловлен в христианстве призыв безусловной помощи любому человеку.

    Развивающая: понять христианское восприятие связи земной жизни с вечной

    Воспитывающая: осознать значение поста, как охранения себя от плохих слов, поступков, действий

    Планируемые результаты: довести до сознания учеников,что земная жизнь человека влияет на жизнь человека в Вечности.

    Освоить ключевые понятия пост, душа, бессмертие, вечность, Божий суд.

    Этап урока

    Цели этапа

    Деятельность

    учителя

    Деятельность

    учащихся

    Планируемые

    результаты

    Предметные

    Метапредметные

    Личностные

    Организационный момент.

    Организация внимания уч-ся к началу урока.

    Создание хорошего настроения

    на уроке. Проверка готовности рабочих мест.

    Приветствие учителя, подготовка рабочих мест.

    Учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками.

    Положительный настрой на урок, понимание необходимости учения.

    Повторение ранее изученного материала.

    Проверить, как дети знают ранее изученный материал по теме «Чудо в жизни христианина».

    Задает вопросы: На прошлом уроке мы говорили о чудесах в жизни христианина.Давайте вспомним материал и ответим на вопросы.

    1. В Боге Единственность и Троичность едины и совместимы. Как вы это понимаете?

    2.Кто является Патриархом Московским и всея Руси?

    3.Какое чудо произошло с его родственниками?

    4. Как связаны вера и верность?

    5.Что является чудом для верующих людей?

    6. Что такое добродетель?

    7.Сделайте кроссворд по электронному учебнику к уроку 22.

    Отвечают на вопросы:

    1.Бог есть Святая Троица: Отец Сын и Дух Святой.

    2.Кирилл.

    3.В голодное время семье его деда помогли не умереть с голоду, и кто –то принес ночью целый мешок муки.

    4.Вера – это верность самым светлым минутам своей жизни, а верность -это когда человек верен кому –то.

    5.Чудо встреча с тем человеком, который только и мог помочь в трудной ситуации.

    6. Добродетель –это видимое проявление внутренних добрых свойств человека. (Веры, надежды, любви).

    7.Ответы к кроссворду:

    (1.честность, 2.усердие.3 добродетель. 4. зло).

    Закрепление понятий вера, верность, чудо для христианина.

    Следить за речью при ответах на вопросы.

    Понимание значимости веры для человека, верности перед другими людьми, перед Родиной.

    Актуализация знаний

    Убедить детей в необходимости изучения курса ОРКСЭ по модулю

    «Основы православной культуры»

    Создать ситуацию, при которой у детей возникнет необходимость

    получения

    новых знаний.

    Вопросы.

    1.Где, когда и при каких ситуациях вы слышали о Божьем суде?

    2. Как вы думаете, есть ли связь между церковным значением слова пост и воинским значением этого же слова, как стояния на страже?

    3. Как вы понимаете выражения «земная судьба человека», «судьба человека в Вечности»? Связаны ли между собой эти выражения? Чем?

    4.Какова же цель урока?

    Учащиеся высказывают своё понимание, выясняют, что необходимо, чтобы получить новые знания.

    1.Бабушка рассказывала, что Божий суд бывает после смерти человека.

    2.Да, есть. Пост в православии- это, когда человек ограничивает себя в употреблении пищи, праздности, с усердием молится Богу. А пост для солдата – это служба(работа) в определенные часы.

    3. Земная судьба – это то, что ждет человека в его жизни на Земле.

    Судьба человека в Вечности, это судьба после смерти. Эти выражения связаны: человек может повлиять на свою судьбу в Вечности.

    4.Цель урока - показать, как добродетель влияет на Судьбу человека в Вечности.

    Под руководством учителя развивают умение ставить познавательную

    цель. Совместно с учителем планируют свои действия.

    Развитие чувства

    ответственности-

    за получение

    знаний.

    Учебно-познавательная деятельность.

    1.Работа с учебником и тетрадью.

    2.Работа с иллюстрациями в парах.

    Освоение содержания учебной темы. Привлечь внимание к новым сведениям, развивать умение решать учебно-познавательную задачу.

    Научить сопоставлять рисунок с текстом.

    Предложить уч-ся найти научное объяснение цели урока с.72-75

    Учащимся предлагается задание – сопоставить конспект со статьёй учебника, находя верные утверждения и отмечать их знаком (+), а где неверные утверждения знаком (-).

    2.Предложить уч-ся рассмотреть иллюстрации в тетради с. 70 и дать ответ на вопрос.

    3.Как вы понимаете слова, которые мы написали около 3 рис.

    1.Уч-ся читают статью на с. 72 – 75.

    2.Обсуждение в парах ответа, ответы уч-ся на поставленный вопрос. Дети сами решают, кто будет отвечать.

    Ответы:

    1 рис. Христос отделит одних от других, как пастырь отделяет овец от козлищ; и поставит овец по правую Свою сторону, а козлищ – по левую.

    2 рис. Благотворящий бедному дает взаймы Господу, и Он воздаст ему за благодеяние его.

    3.Ответ: Эти слова означают, что свой долг такому человеку Бог возвращает всегда, нот не всегда той же 2валютой». Человек дал бедняку рубли. А взамен от Бога он может получить… Нет, не деньги, а доброе бессмертие.

    Понимать смысл терминов:

    бессмертие, грехи,

    Божий суд.

    2. Выборочная

    запись необходи-

    мых сведений с учебника.

    1.Использование выборочного чтения.

    2.Проявление само-

    стоятельного и

    хорошего навыка

    чтения.

    2.Грамотное спи-

    сывание текста с

    учебника. Умение выделять из текста самое главное.

    1.Ученик должен понять, что земная жизнь человека влияет на жизнь человека в Вечности.

    2.Расширение кругозора уч-ся.

    Динамическая пауза.

    Смена деятельности.

    Предложить дежурным провести динамическую паузу.

    Уч-ся по своему желанию используют разученные стихи и показывают движения.

    Применение теоретических знаний на практике, работа по электронному учебнику.

    Сформировать чёткое представление о Божием суде.

    Ответить на тест:

    1.Божий суд называют Страшным судом, потому что:

    Ответ.

    То, что ты заслужил своей земной жизнью, получишь и в жизни Вечной.

    2.Человек предстанет на суд Божий для того, чтобы

    Ответ

    3.Заколнчите предложение:

    После Божьего суда.

    Ответ

    Праведники будут вечно прибывать в любви Божьей в Раю.

    Ответы на тест.

    анализ, выводы, умозаключения.

    Закрепление полученных знаний Божием суде.

    Умение слушать, анализировать, рассуждать, делать выводы и умозаключения.

    Высказывание и аргументация своего мнения.

    Работа над формированием умения ориентироваться в полученной информации.

    Рефлексия

    Оценить важность темы урока.

    Учитель предлагает уч-ся ответить на вопросы.

    Что такое Божий суд?

    Что такое пост?

    Как земная жизнь влияет на жизнь человека в Вечности?

    Если все понравилась?

    (зел. Кружочек)

    Если наполовину понравилось(желт. Кружочек)

    Если урок был непонятный (красный кружочек).

    Ответы на поставленные вопросы.

    Осознанное использование терминов пост, душа, бессмертие, вечность, Божий суд.

    Развитая и грамотная литературная речь.

    Домашнее задание.

    Закрепить знания, полученные на уроке.

    Тетрадь. Доделать номера на с. 68-71.

    Нарисуй свой добрый поступок.

    Запись дом. зад.

    Воспиттание ответственности, прилежности.

    Анализ урока

    Тема урока : Православие о Божьем суде.

    Цель: : познакомить с христианским мотивом доброделания в связи с представлениями о бессмертии души человека.

    Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов обучения:

    установление связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, развитие доброжелательности, готовности к сотрудничеству с учителем и учащимися.

    Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения:

    Регулятивные : формирование способности формулировать и удерживать учебную задачу, установку на поиск способов разрешения трудностей, умения определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, контролировать, вносить необходимые дополнения и коррективы в план и способ действия в случае расхождения с эталоном, оценивать собственную учебную деятельность и партнёров.

    Познавательные: развитие умения самостоятельно выделять и формулировать познавательные цели, решение рабочих задач с использованием общедоступных инструментов ИКТ и источников информации, выбор наиболее эффективных способов решения проблем в зависимости от конкретных условий, рефлексия способов и условий действий.

    Коммуникативные: развитие умения эффективно сотрудничать, грамотно излагать собственную точку зрения и обосновыват суждения, проявлять активность для решения познавательных задач, соблюдать правила общения.

    Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения: довести до сознания учеников,что земная жизнь человека влияет на жизнь человека в Вечности.

    Личностные УУД: формировались во время установления связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, при ответах, диалоге учителя с учеником.

    Познавательные УУД: дети сами ставили учебную задачу, думали, как правильно соотнести утверждения в тетради с текстом в учебнике.

    Коммуникативные УУД: сотрудничество, умение работать сообща в парах, умение договориться.

    Регулятивные УУД: работали по плану, контролировали свою деятельность, оценивали себя, своих товарищей.

    На уроке использовала методы: Икт - работа по электронному учебнику, фронтальный опрос, беседа, работа в парах – по тренажеру, по рисункам, индивидуальная работа – работа по таблице в тетради.

    Присутствовали различные виды активности:

    познавательная: ответы на вопросы, слушали ответы детей, социальная (работа в парах),физическая (физминутка).

    Старалась менять виды деятельности: опрос, работа по учебнику, работа по тетради, работа по компьютеру. Подвела итог: рефлексия, беседа. Домашнее задание было творческое: нарисуй свой добрый поступок.