Пехотный танк «Черчилль. Mk.IV Черчилль Двигатель

Страны не только воевали между собой за территории и свободу. Это была еще и гонка вооружений, начатая задолго до США и СССР. Каждая страна стремилась создать свое самое совершенное оружие, с которым она выступит на поле боя, и противник будет повержен. Немецкое руководство уделяло достаточно внимания вооружению и амуниции. Не отставали от Германии и другие государства. В частности, Великобритания. Конструкторам удалось создать отличный пехотный танк, который они назвали в честь тогдашнего премьер-министра - Черчилль.

История создания

Впервые об изменении внешнего вида танка заговорили в 1939 году, когда потребовалось модифицировать предыдущие танки - Матильда и Валентайн. Все-таки оружие имеет обыкновение устаревать, поэтому было необходимо создать нечто более современное. Контракт на разработку нового танка был получен двумя компаниями - Королевским Арсеналом в Вулвиче и «Харленд и Вольф», находящейся в Северной Ирландии. Работа велась полным ходом, и уже через год оружейники представили первую модель. Что же предполагала конструкция?

Предполагалось, что новая машина будет медленным (поскольку предыдущие модели были пехотными танками), сильно защищенным сооружением, пригодным только для борьбы с укреплениями (низкая скорость, большой калибр, мощная стрельба), а также возможность преодоления различных препятствий - через колючую проволоку, по минным полям. Предыдущие модели отличались легкостью, но быстро ломались и приходили в негодность. Много моделей танков осталось после трагической операции в Дюнкерке. Британское правительство решило создать нечто новое, более совершенное.

Новая модель А 22 создавалась с учетом новых передовых технологий: броня не менее 60 мм, скорость увеличена до 16 км в час. Пушки и пулеметы размещались по бокам танка. Гусеница охватывает танк целиком для удобного и более маневренного преодоления препятствий. Двигатель был 12-цилиндровым. Разработки велись в авральном режиме, это и понятно. Надвигалась война, битва за Британию была не за горами. Чертежи рисовались быстро и сразу поставлялись на завод, чтобы конструкторы начали свою работу как можно скорее. В течение всего 1940 года велись испытания новой машины. Первым ее начал выпускать завод Воксхолл Моторс. Однако несмотря на спешку, первые танки покинули конвейер лишь спустя полгода, летом 1941 года. За невозмутимость и толстокожесть они получили новое имя в честь премьер-министра Великобритании - Черчилль.

Новое орудие в войне

Черчилль был пехотным танком, предназначенным для глубоких траншей и слишком грязной или непроходимой местности. Немаловажное значение имела и защита танка. Размер и вес машины должны быть не слишком тяжелыми, но и не быть пушинками, чтобы первый артиллерийский огонь не смел танк с лица земли. Инженеры, работавшие над моделью, добавили несколько небольших дорожных колес, которые соединялись пружинами.

Более новая модель была оснащена 12-цилиндровым двигателем с мощностью 350 лошадиных сил, обороты составляли 2200 в минуту, что позволяло развить довольно приличную для танка скорость - 26 км в час. Управление танком было более удобным, Черчилль был более маневренным, мог делать развороты на месте. Управление облегчалось за счет соединения с гидроприводом. Конечно, в условиях военного времени в танк вносились различные изменения, но большей частью они касались вооружения. Вместо гаубиц, которые стояли на предыдущих вариантах танков, появились пулеметы или те же гаубицы, но с большим диаметром. Коснулись изменения и пушки - 2-дюймовые заменились на 6-дюймовые. Танк рассчитывал вместить в себя 5 человек - в башне находились командир, наводчик, заряжающий, а нижний отсек танка предназначался для механика-водителя и стрелка-радиста.

Гусеницы танка были сделаны таким образом, чтобы машина не проседала на сухом грунте - они целиком охватывали весь корпус танка, несколько колес-катков оснащались короткой подвеской как раз для этих целей. Ведущими были задние колеса. Надо сказать, что первые модели танков были не защищены от всевозможных ударов и взрывов. Однако, начиная с 1942 года инженеры и конструкторы покрыли гусеницы полками и броневыми листами. Корпус танка был короче, чем гусеницы. Объяснялось это просто: нужно было повысить проходимость танка, способность преодолевать глубокие препятствия - ямы, траншеи, канавы. Но в то же время это был и существенный недостаток, так как из-за короткого корпуса и длинных гусениц обзор водителя был также ограничен.

Стоит отметить, что двигатель нового танка работал на бензине, а не на солярке (дизельном топливе), как многие предыдущие модели. У машины было шесть топливных баков, седьмой крепился снаружи. Еще одной характерной особенностью Черчилля было его управление - там не было ни рычагов, ни рулевого колеса. Танк управлялся штурвалом, наподобие тех, что стоят в самолетах. Он позволял танку успешно и легко маневрировать, устанавливать скорость каждой гусеницы. На основе А 20 и 22 затем стали выпускать серийные танки под тем же названием, появлялись Черчилли 1 до 11. И у каждого танка была своя модификация.

Тяжелый танк

Черчилль был тяжелым танком не только в Великобритании, его широко использовала Ирландия, а также по программе ленд-лиза они поставлялись и в СССР. Уже в 1942 году первые британские «гости» прибыли на советскую землю для участия в войне. Первая битва, в которой участвовал Черчилль - . Это поистине было боевое крещение машины. Конечно, нашими специалистами и солдатами были выявлены как достоинства, так и недостатки танков: они плохо ездили по льду, не сцеплялись с поверхностью. В условиях полного бездорожья они застревали и не могли пройти дальше. Но, тем не менее, положительные стороны тоже присутствовали: это и легкая управляемость, и крепкая и мощная броня, обеспечивающая защиту экипажа внутри.

Главным достоинством была толстая броня спереди. Следующая модель Черчилля - Марк 7 - уже имела толщину до 152 мм. Постепенно броня утолщалась по всему корпусу. Немецкие командиры не знали, как победить такую машину. Пока не сконструировали Тигр. Однако и англичане не остались в стороне - Черчилль постоянно модифицировался и перевыпускался.

Использовался танк почти на всех фронтах. Англичане бросали его и в Африку, и в Европу. Конечно, случались и неудачи - самой крупной была военная операция по освобождению оккупированного французского города Дьеппа. Многие машины затонули, некоторые были сразу же обстреляны немецкими солдатами. Те же «счастливчики», кто добрался до берега в целости и сохранности, увязли в каменистом пляже, поскольку гусеницы не были рассчитаны на такую поверхность.

Тем не менее, танк Черчилль заслужил доверие соотечественников, потому что имел отличную защиту - броня была практически непробиваемой. Хотя многие военные историки признаются, что танк был далек от настоящей стоящей машины для войны, имея больше недостатков, нежели достоинств.

Churchill Mk IV NA75 - лучший Черчилль Второй Мировой (кликабельно )


Нет, строго говоря, английская шестифунтовка - по совокупности своих характеристик была одним из лучших противотанковых орудий Второй Мировой. Оказавшись* в башне тяжелого танка Черчилль она была вполне адекватна, но только в качестве противотанковой же... Оборотной стороной сверхвысокой баллистики стал, как и у ЗиС-2, крайне посредственный ОФС (английский HE Mk.X T или американский HE T18 / M303 - неважно). Не решала проблему и 95-мм гаубица**.



Толстые стенки, малое количество ВВ, заглубление в грунт перед подрывом вплоть до камуфлета - в общем, новейшие тяжелые танки Infantry Tank Mk.IV «Churchill» , которые получили английские войска в Северной Африке были неуниверсальными . И тут, капитану Моррелю из 665 Tank Troops Workshop пришла в голову разумная мысль: перевооружить танки нормальными пушками, 75-мм M3 - снятыми с поврежденных противником и вышедших из строя по небоевым причинам танков М4 Шерман.



С т.з. пробития брони немецких танков они были несколько хуже, согласен - но на практических дистанциях боев их нормально хватало на Pz.IV, а Тигры были всё-таки, экзотикой. Зато, полноценный ОФС M42A1 весом 6,66 кг был несравнимо эффективнее при стрельбе по пехоте и полевым укреплениям. Разумеется, "просто взять и переставить" орудие было нельзя, поэтому пришлось попотеть... После того, как старую пушку снимали вместе с установкой, в лобовой броне делали большую амбразуру, в которую вваривали вырезанную из башни Шермана установку M34 (пушка в цапфах, пулемет, то, на чем оно все закреплено, перископический прицел и маска сверху), после небольшой переделки***.



Первый серийный Churchill Mk IV NA75.


В принципе, как я понимаю, оно еще и прочнее становилось, по ср. с амбразурой из которой торчало оригинальное 57-мм орудие конструкция выглядит гораздо солиднее. Не знаю, впрочем, судьбы стабилизатора "Вестингауз", который был на оригинальных Шерманах, не уверен, что его тоже переносили. Однако, на скоростях танка Черчилль - и без стабилизатора можно нормально стрелять, я думаю. Модифицировали под другие снаряды и укладку боеприпасов (вот не знаю, тоже разбирали Шерманы или что-то свое делали), при этом танк брал те же 84 снаряда, но 75-мм вместо 57-мм. Что интересно: масса Черчилля положительно сказалась на точности огня - получалось заметно лучше, чем на оригинальных Шерманах. Да и заряжание "под правую руку" добавило скорострельности.



рота "суперчерчиллей" в Италии (кликабельно )


Переделка была достаточно массовой, на мощностях в Боне (Алжир) танков Churchill Mk IV NA75 (Северная Африка, 75-мм пушка) построили в апреле-июне 1943 года, по разным источникам 120 или даже 200 штук, что составляло заметную часть этих тяжелых танков, действовавших на тот момент в Северной Африке. И они были вполне эффективны во-первых, и живучи - во вторых. Настолько живучи, что после победы в Северной Африке они составили основу 21 и 2 танковых бригад уже в Италии. * - первоначальное вооружение тяжелого танка 40-мм пушкой без ОФС немедленно должна была рассмотреть судебная психиатрия, по-моему. С оргвыводами.
** - имея отличный ОФС она вообще никак не годилась против танков.

Основные характеристики

Кратко

Подробно

4.7 / 4.7 / 4.7 БР

5 человек Экипаж

Подвижность

41,5 тонн Масса

4 вперёд
1 назад КПП

Вооружение

84 снарядов боезапас

12° / 20° УВН

9 350 снарядов боезапас

225 снарядов размер обоймы

600 выстрелов/мин скорострельность

Экономика

Описание

После вступления Великобритании во вторую мировую войну возникла острая необходимость в тяжелом танке, имеющем непробиваемую броню, способном преодолевать широкие рвы и проламывать укрепленные позиции противника в тесном взаимодействии с пехотой. Уже в сентябре 1939 года были сформулированы требования к новой машине, которые взялась удовлетворить компания Vauxhall Motors Ltd., с чем она успешно справилась, так как уже в ноябре 1940 года был построен прототип, а в декабре он отправился в войска, для прохождения испытаний.

Надо отметить, что официально название танка звучало как A22 Infantry Tank (Пехотный Танк), прозвище «Черчилль» прилипло к танку после того, как фабрику фирмы в Лютоне посетили король Георг VI и премьер-министр Уинстон Черчилль. Танк был спешно запущен в серию, но некоторые узлы и агрегаты в первых машинах довольно часто выходили из строя, поэтому уже в 1942 году была начата серьезная программа модернизации танка, в том числе и уже выпущенных машин.

В итоге, в ходе модернизации и создания множества промежуточных вариантов, была выпущена модификация Churchill Mk VII с 75 мм пушкой и лобовой броней толщиной 152 мм. Данная модификация вышла серией в 1600 штук, часть из которых выпускалась несколько месяцев после окончания войны.

Основные характеристики

Бронезащита и живучесть

В лобовой проекции A22 Churchill Mk.VII обладает запредельной, для своего боевого рейтинга, броней в 152 мм. Но не стоит целиком и полностью полагаться на эти цифры, броня танка не однородна и имеет массу уязвимых мест. Так, например, пулеметные гнезда расположенные в башне и корпусе танка, имеют защиту всего 25,4 мм, пробиваются любыми орудиями. Верхняя лобовая деталь, расположенная под углом в 65°, имеет толщину всего 57,15 мм, приведенную к ~ 110 мм. Крыша башни имеет толщину 20 мм, пробивается с превышения по высоте любыми орудиями.

Но не все так плохо, зная свои проблемные зоны, опытный танкист умело прячет их от огня противника, превращая свой танк в неприступную крепость. Но даже в этом случае у противника есть шансы поразить «Черчилля», которого в «ромбе» подводят расположенные под прямым углом скосы башни. Впрочем, в них нужно еще попасть, что очень сложно сделать, если «Черчиль» не стоит памятником, а постоянно двигается взад-вперед.

Подвижность

Имея отличное лобовое бронирование, танк не обладает скоростью и маневренностью, что не позволяет ему быстро перемещаться по карте и своевременно реагировать на изменяющуюся обстановку в бою. Всего лишь 20,3 км/ч вперед и 2 км/ч назад. Однако танк неплохо разворачивается на месте, что является, несомненно, плюсом.

Вооружение

Пулемёты BESA 7.92 и 15мм

Вооружение A22 Churchill Mk.VII явно недостаточно для ведения боя на дальних и даже средних дистанциях, танк не имеет зенитного пулемета, не способен защитить себя от атак авиации, что делает его очень уязвимым перед штурмовиками и бомбардировщиками, учитывая медленную скорость и очень низкую мобильность.

Основное орудие

A22 Churchill Mk.VII вооружен орудием Ordnance QF 75 мм (или сокращенно OQF 75 мм) которое использовало копии боеприпасов от американской пушки М3. парадокс заключается в том, что англичане, верные своей традиции не помещать взрывчатку в бронебойные снаряды, сделали снаряды сплошными, каморных снарядов орудие не имеет. Пушка оборудована дульным тормозом.

Пулемётное вооружение

BESA - английская версия чехословацкого пулемёта ZB-53, использовавшаяся в вооружении танков во время Второй мировой войны. Название произошло от составленных начальных букв слов Brno, Enfield, Small Arms Corporation (пулемет выпускался на заводе фирмы «Small Arms Company» Ltd. в г. Энфильд). Для стрельбы использовались патроны Маузера 7,92х57 мм. На танке установлено два таких пулемета, один в башне, спарен с орудием, второй в корпусе, управляется стрелком-радистом.

Применение в бою

A22 Churchill Mk.VII является ярко выраженным представителем тяжело бронированных танков, но при этом он обладает не самым мощным вооружением. Расположенный на комфортном боевом рейтинге 4.7, «Черчилль» по праву может занять место лучшего тяжелого танка на своем уровне. Превосходная лобовая броня позволяет выдерживать огромное количество попаданий, в лобовую проекцию. Не выцеливая слабых мест, «Черчилля» в состоянии пробить лишь единицы, например, немецкие ПТ САУ 8,8 Pak 43/1 Sf."Nashorn" , Panzer IV/70(V) , средний танк Pz.Kpfw. V Ausf. D , советская ПТ САУ ИСУ-122 вооруженная 122 мм орудием А-19 (122-мм) и советский плавающий танк ПТ-76Б , обладающий топовым кумулятивным снарядом с бронебойностью 200 мм.

Churchill Mk.VII не имеет боекомплекта в башне, боеукладка расположена в корпусе, что положительно влияет на его живучесть. При пробитии башни, тем же кумулятивным снарядом, не происходит подрыва боеукладки, максимум, что может случиться, будет выведено из строя орудие танки или убиты 1-2 члена экипажа. Что конечно влияет на боеспособность танка, но не выводит его из боя окончательно.

Помимо машин, способных пробить броню «Черчилля» бронебойными или кумулятивными снарядами, большую опасность для танка представляют вооруженные мощными гаубицами КВ-2 и СУ-152 . Эти боевые машины будут стрелять 152-мм осколочно-фугасными снарядами массой до 40 кг. При попадании в лоб корпуса осколки часто пробивают ВЛД, а при попадании в башню поражают крышу корпуса. Но 152-мм гаубицы имеют очень длительную перезарядку, что делает танки, вооруженные этими орудиями, очень уязвимыми перед скорострельным орудием «Черчилля».

К сожалению, орудие «Черчилля» Ordnance QF Mk.V (75-мм) , помимо скорострельности больше ничем похвастаться не может, и уже на средних дистанциях оно не способно поражать в лоб большую часть своих противников, хотя на коротких дистанциях пробивает практически всех. Впрочем, «Черчилль» как правило, находится в самой гуще боя, его орудие в топе имеет перезарядку всего 5 секунд, что позволяет проводить целые серии «комбо» выстрелов, например, повредить орудие - сбить гусеницу - подорвать боеукладку. Все это за то время, пока танк противника перезаряжается после очередного выстрела.

Имея отличное лобовое бронирование, танк не обладает скоростью и маневренностью, что не позволяет ему быстро перемещаться по карте и своевременно реагировать на изменяющуюся обстановку в бою. Поэтому оптимальной тактикой для «Черчилля» будет неспешное продавливание обороны противника под защитой союзников. Оставаться одному нежелательно, так как танк очень уязвим для быстрых противников, способных прорвать оборону и зайти во фланг или тыл.

Впрочем, если «Черчиллль» занял выгодную позицию, то благодаря своей скорострельности он может и в одиночку успешно сдерживать большую группу противников, которые зачастую будут не в состоянии нанести ему даже минимальные повреждения. В таких боях удается занять первое место в команде с огромным отрывом по очкам, за счет множества полученных попаданий без получения урона. Однако танк нельзя считать неуязвимым, поскольку всегда остается шанс попасть под бомбардировку, артобстрел или под 152-мм фугас.

Отдельно стоит сказать, что танк не любит чрезмерно большие локации, такие как «Африканская пустыня» или «Волоколамск». Дело в том, что к тому моменту, когда «Черчилль» доползет до линии фронта, либо все противники перебиты, либо все союзники уже в ангаре. Или еще хуже, не успеет «Черчилль» пройти половину огромного расстояния до линии фронта, как над ним уже кружит авиация противника и танк гибнет, не сделав ни одного выстрела. Родная стихия «Черчилля», это маленькие городские карты, на которых противостояние начинается буквально с точки возрождения, например, «Новороссийск», «Берлин», или «Восточная Европа». Тут «Черчилль» вступает в бой практически сразу же, принося максимальную пользу для своей команды.

Основные боевые задачи A22 Churchill Mk.VII

В атаке

  • Медленное продавливание обороны противника
  • Огневая поддержка развивающейся атаки

В обороне

  • Удерживание ключевых позиций в обороне
  • Отвлечение на себя огня наиболее опасных танков противника
  • Вывод из строя орудий, обездвиживание

Наиболее опасные противники и тактика их уничтожения

США

M4A3E2 не может причинить «Черчиллю» фатального вреда, даже топовым подкалиберным снарядом он не пробьет его броню, но в лобовом столкновении, этот живучий американский танк, способен сорвать атаку сбивая гусеницы и ломая орудие, а уничтожить его не так то просто.

Первым выстрелом сбиваем гусеницу, желательно это сделать так, что бы противнику было неудобно спрятать самую больную свою точку, пулеметное гнездо. Как правило для этого нужно сбивать левую от вас гусеницу, что бы противник был вынужден двигать правую сторону своего танка(от вас) вам навстречу. Если гнездо открыто, то уничтожаем противника выстрелами в него. Если есть возможность, ломаем противнику орудие, это можно сделать уже вторым выстрелом.

Если вы выходите к Jumbo в бок, то ломайте в первую очередь трансмиссию (выстрел за передний каток) или двигатель (он сзади), после чего убивайте противника выстрелами в борт.

Германия

Panther D - это очень опасный противник, на коротких дистанциях, до 600 метров, пантера способна пробить лобовую броню «Черчилля» в любом месте. «Черчиллю» очень сложно уничтожить этот немецкий танк, так как пробить башню Пантеры он не может из-за широкой маски орудия, которая имеет округлую форму. Снаряд «Черчилля» не берет башню пантеры даже в упор, не пробивает или рикошетит от округлой маски орудия. Поэтому, при необходимости поразить Пантеру в лоб, нужно стрелять в край башни, чуть ниже и правее(от вас) маски орудия. В этом месте броня башни имеет конструктивный наклон всего 11 градусов, а это значит, что на короткой дистанции мы пробьем ее без проблем. При этом мы уничтожим наводчика, командира и казенник. Попасть в это место не сложно, так как выстрел должен производиться на расстоянии менее 300 метров, на более длинных дистанциях стрелять сюда нет смысла.

Как вариант, на короткой дистанции, можно попробовать пробить башню Пантеры через пулеметное гнездо. Но проблема заключается в том, что пробив броню, скорее всего будет уничтожен только лишь заряжающий, что не помешает Пантере вести бой.

При заходе Пантера во фланг, нужно стрелять не под башню, хотя ничего страшного в этом не будет, скорее всего вы противника уничтожите, но для большей уверенности нужно стрелять чуть выше третьего или шестого катка. Именно там у Пантеры расположено больше всего боеприпасов. Попадание в эти зоны скорее всего подорвет боекомплект и танк противника будет уничтожен.

СССР

Т-34-85 (Д-5Т) и Т-34-85 эти советские танки не обладают серьёзным бронированием, но даже те 45-мм ВЛД, что имеют эти 34-ки могут доставить проблем. Все дело в знаменитом конструктивном наклоне брони легендарных танков. Расположенная под углом в 60° тонкая 45-мм лобовая броня корпуса превращается в непробиваемую преграду, от которой наш снаряд рикошетит восемь раз из десяти. Поэтому стрелять в лоб корпуса нецелесообразно. Тем более, что даже пробив корпус, мы не можем нанести танку противника особого урона. Так как трансмиссия у него расположена сзади, максимум уничтожим мехвода или стрелка-радиста, а это не выводит танк из боя, 34-км повернет башню и сделает смертельный выстрел, если пробьет конечно.

Пробить 90-мм броню башни может оказаться несколько проще, правда специфическая геометрия лба башни очень часто приводит к рикошетам. Но у 34-рок есть одна слабость, это достаточно широкий пояс башни, который пробивается практически на любых расстояниях, а в близком бою его можно выцелить вообще без проблем. Пробитие этой зоны моментально выводит противника из боя, а зачастую сразу же отправляет Т-35-85 в ангар. При встрече с 34-ками в боковой проекции нужно первым выстрелом уничтожать казенник, борт башни мы пробиваем без проблем.

Что касается опасности 34-рок для «Черчилля», то в лобовой проекции они без проблем пробивают танк в пулеметные гнезда и в ВЛД, особенно орудие ЗИС-53. Хотя если использовать «ромб» и прятать пулеметные гнезда, то пробить «Черчилля» они уже не смогут. Но следует помнить, что эти танки представляют серьёзную опасность за счёт мобильности, по этому завязывая бой с 34-кой, нужно в первую очередь обездвижить ее, уничтожив гусеницу. Это не даст противнику уйти от огня или зайти в бок «Черчиллю».

Достоинства и недостатки

A22 Churchill Mk.VII по праву считался самой лучшей модификацией из всех английских танков периода второй мировой войны. Но танк обладает не только положительными качествами, он не обделен и недостатками, которых у него не меньше, чем достоинств.

Достоинства

  • Превосходная лобовая броня
  • Неплохая броня бортов башни и корпуса
  • Отсутствие боекомплекта в башне
  • Скорострельная пушка
  • Пять членов экипажа
  • Топливные баки в задней части танка

Недостатки

  • Слабое бронепробитие на дальних и средних дистанциях
  • Низкая скорость и подвижность
  • Низкая скорость заднего хода
  • Уязвимость пулеметных гнезд и ВЛД

Историческая справка

«Churchill Crocodile» в Корее

Наиболее защищенный британский танк Второй Мировой войны. Конструктивно представлял собой определенный возврат к концепции танков первой мировой войны. Гусеница, охватывавшая корпус, позволяла преодолевать рвы и окопы большой ширины. Прототип A22 (Churchill) был построен фирмой Vouxhall в 1940 году. Серийное производство началось летом 1941 года и продолжалось вплоть до декабря 1945 года. За это время заводами фирм Vouxhall, BRCW, Beyer, Broom and Wade, Dennis Bros, GROW, Harland and Wolff, Leyland, Metro, Newton Chambers и Charles Roberts было выпущено 5640 танков.

Первой боевой операцией с участием пехотных танков «Черчилль» был рейд на Дьепп 19 августа 1942 года. В нем приняли участие 28 танков модификаций I, II и III из 14-го канадского армейского танкового полка (Calgary Regiment). Только шесть танков смогли вступить в бой (остальные погибли вместе с десантными судами или же были подбиты при преодолении полосы прибоя), и все они к концу дня были потеряны.

Несколько танков «Черчилль III» были опробованы в боях у Эль-Аламейна, причем одну машину немцы подбили из 88-мм зенитной пушки. Впоследствии «Черчилли» во все возрастающих количествах поступали в Северную Африку в 25-ю армейскую танковую бригаду и участвовали в боях в Тунисе вплоть до конца кампании.

Танки «Черчилль IV» (NA 75) состояли на вооружении лишь одного соединения - 21-й армейской танковой бригады и в ее составе прошли всю итальянскую кампанию.

Во вторжении на Европейский континент летом 1944 года участвовали две бригады «Черчиллей» - 43-я армейская танковая и 6-я гвардейская армейская танковая бригады. Обе бригады вступили в бой в середине июля. Следует отметить, что на вооружении танковых войск английской армии других пехотных танков в то время уже не было.

«Черчилли» 9-го Королевского танкового полка и 147-го Хэмпширского полка Королевского танкового корпуса поддерживали британскую пехоту при прорыве так называемой «Линии Зигфрида» в феврале 1945 года.

301 танк «Черчилль», в основном модификаций III и IV, был отправлен в Советский Союз по программе ленд-лиза.

На базе танка «Черчилль» было построено большое количество машин специального назначения: мостоукладчиков, БРЭМ, огнеметных и саперных танков. Основная Масса этих машин летом 1944 года была сосредоточена в 79-й танковой дивизии.

С вооружения английской армии танки Churchill были сняты после замены их «центурионами» в конце 40-х годов.

В боевых действиях в Корее в 1951 году принимали участие огнеметные танки Churchill Crocodile, а саперные Churchill AVRE послевоенной модификации состояли на вооружении вплоть до 1965 года.

История тяжелого пехотного танка «Черчилль» началась в сентябре 1939 года, когда в генеральном штабе британской армии разработали техническое задание на танк А.20, которым собирались заменить уже находившийся в серийном производстве и поступавший в войска тяжелый пехотный танк Mk II «Матильда» (А. 12). Потребность в новой, еще более мощной боевой машине была вполне объяснима. Разгоралась Вторая мировая война, британские войска вновь отправились на континент и на их пути вновь вставали ощетинившиеся стволами орудий укрепления «Линии Зигфрида». Достаточно ознакомиться с техзаданием на А.20, чтобы понять, что страх перед позиционной войной с Германией был у английского военного руководства уже генетическим.

Приложение к журналу «МОДЕЛИСТ-КОНСТРУКТОР»

Описание конструкции

Разделы этой страницы:

Описание конструкции

Конструктивно танк Mk IV «Черчилль» представлял собой весьма оригинальную машину.

КОРПУС танка был выполнен в виде прямоугольной сварной коробки. За счет охвата его гусеницами английским конструкторам удалось сделать корпус максимально широким - равным ширине танка. Это обеспечило достаточно свободную компоновку узлов и агрегатов внутри машины и комфортные условия работы экипажа. Характерной особенностью корпуса являлось наличие в его бортах (на уровне отделения управления) аварийных люков: прямоугольных у модификаций I - VI и круглых у VII - VIII.

В отделении управления находились места механика-водителя и пулеметчика (на модификации «Черчилль I» - наводчика-заряжающего 76-мм гаубицы). Для их посадки в танк служили два прямоугольных люка с двухстворчатыми крышками. На танках модификаций I - VI смотровой люк механика-водителя имел прямоугольную крышку, у VII - VIII - круглую.

К бортам корпуса на уровне моторного отделения болтами крепились короба воздухопритока к радиаторам системы охлаждения.




БАШНИ танков по способу изготовления делились на три типа: литые (модификации I, II. IV - VI), сварные (III) и смешанной конструкции (VII и VIII). Немного различаясь в размерах и конфигурации, все башни были практически идентичны по размещению агрегатов. люков и лючков, приборов наблюдения и вооружения. Начиная с танков «Черчилль III», люк заряжающего располагался под углом к оси машины. Танки версий VII и VIII получили вращающуюся командирскую башенку с семью перископическими смотровыми приборами. Начиная с машин модели IV поздних выпусков, колпак башенного вентилятора стал располагаться по оси симметрии башни. Все башни оснащались вращающимся поликом.

ВООРУЖЕНИЕ. На танках модификаций I, ICS, II, IICS в разных комбинациях устанавливались 2-фунтовая (40-мм) пушка Mk IX с длиной ствола 52 калибра и танковая гаубица 3" Howitzer OQF Mk I или Mk IA калибра 76 мм.

Пушка состояла из ствола, затвора с полуавтоматикой, люльки, противооткатного устройства, спускового механизма, гильзоулавливателя и плечевого упора. Масса ствола без затвора - 130,2 кг. Нормальная длина отката - 265 мм.

Вертикальные углы наведения в пределах от +20° до - 15° придавались пушке и спаренному пулемету с помощью плечевого упора, который крепился к левой щеке кронштейна гильзоулавливателя и мог регулироваться в соответствии с ростом наводчика.







Боекомплект орудий танка «Черчилль I» состоял из 150 выстрелов для пушки и 58 для гаубицы.

Танки модификаций III и IV вооружались 6-фунтовыми (57-мм) пушками Mk III и Mk V, а варианты VI, IX и IXLT - Mk V.

6-фунтовая пушка Mk III с длиной ствола 42,9 калибра была разработана на основе буксируемой противотанковой пушки Mk II. Затвор - вертикальноклиновой, полуавтоматика - копирного типа. Масса орудия - 326,88 кг.

Вертикальное наведение в пределах от - 8° до +17° осуществлялось с помощью плечевого упора и двух «пистолетных» рукояток, на которых находились электроспуски пушки и спаренного пулемета.

6-фунтовая пушка Mk V имела длину ствола 50 калибров и большую начальную скорость снаряда. Ее наведение по вертикали производилось с помощью подьемного механизма винтового типа.

Боекомплект танков с 6-фунтовой пушкой состоял из 84 артвыстрелов.

Боевые машины «Черчилль VII» вооружались 75-мм пушкой Mk V с длиной ствола 36,5 калибра. Затвор клиновой, полуавтоматический. Скорострельность- до 20 выстр./мин. Масса орудия- 314 кг. Вертикальное наведение от - 12,5° до +20° с помощью подъемного механизма винтового типа. Электроспуск - ножной.

Боекомплект танков моделей VII и X состоял из 84 выстрелов; XLT - из 71 выстрела.

На танках модификаций V, VIII, XI и XILT устанавливалась 95-мм танковая гаубица Mk 1 с длиной ствола 20,75 калибра. Боекомплект гаубицы включал 47 выстрелов.

В «Черчиллях» всех модификаций (за исключением I, ICS и IICS) устанавливались два 7,92-мм пулемета Besa - спаренный и курсовой. Углы наведения спаренного пулемета совпадали с углами наведения пушки. Курсовой пулемет имел угол возвышения +17°, склонения - 8°. Горизонтальное наведение было возможно в секторе 47°. Боекомплект пулеметов - 4950 патронов калибра 7,92 мм (во всяком случае, такое количество указано во всех английских источниках). Однако в укладке танка «Черчилль III», проходившего испытания в на НИБТПолигоне в сентябре 1942 года, имелось 7875 патронов этого калибра (35 коробок).






У части машин на специальном кронштейне на крыше башни крепилась зенитная установка Lakeman для 7,7-мм пехотного пулемета Bren. В его боекомплект входило 594 патрона.

У всех танков в крыше башни справа располагался 2-дюймовый (50.8-мм) миномет для стрельбы дымовыми минами (на «Черчиллях», воевавших в Красной Армии, для стрельбы из миномета использовались и осколочные мины от 50-мм ротного миномета советского производства). Масса миномета - 7,6 кг. Максимальная дальность метания дымовой мины -137 м, осколочной - 415 м. Вертикальный угол обстрела - от +5° до +37°; горизонтальный - 360° (задавался поворотом башни танка). Штатный боекомплект - 30 дымовых мин.

Для стрельбы из 2-фунтовой пушки и спаренного пулемета использовался телескопический прицел № 24В Mk I; для ведения огня из 6-фунтовых пушек - телескопические прицелы № 39 Mk I или № 33 Мк II; из 75-мм пушки - № 50x3L Mk I. Для стрельбы из курсового пулемета применялись телескопические прицелы № 30 Mk I или Mk IA и № 33 Mk IS или IIS.

ДВИГАТЕЛЬ. На танках всех модификаций устанавливался двигатель одной марки - 12-цилиндровый горизонтально-оппозитный карбюраторный жидкостного охлаждения Bedford «Twin- Six» мощностью 350 л.с. при 2200 об/мин. Диаметр цилиндра - 127 мм. Ход поршня - 139.7 мм. Рабочий объем - 21 237 см 3 . Масса сухого двигателя - 1533 кг.

Количество топливных баков - шесть основных (по три с каждой стороны двигателя) и один дополнительный наружный. подключенный к системе питания двигателя. Общая емкость баков - 828 л. Карбюраторов - четыре, каждый на три цилиндра марки Solex 46FWHE.







Система смазки - циркуляционная, под давлением, с сухим картером. Тип масляных насосов - шестеренчатые двухсекционные: один - нагнетающий, другой - откачивающий. Рабочая емкость системы смазки - 50 л.

Система охлаждения - жидкостная, замкнутого типа, с принудительной циркуляцией. Два трубчатых радиатора были установлены по обеим сторонам двигателя. Емкость системы охлаждения - 118 л.

ТРАНСМИССИЯ включала в себя однодисковый главный фрикцион сухого трения Borg and Beck, механическую четырехскоростную коробку передач Merrit-Brown Н4, объединенную в один агрегат с механизмом поворота, и бортовые передачи. Механизм поворота (цилиндрический дифференциал с двумя планетарными механизмами) обеспечивал поворот на месте и легкость управления танком при движении. Минимальный радиус поворота на 1-й передаче- 3,3 м. Управление машиной еще больше облегчалось за счет применения сервомеханизмов с гидроприводом.

Моторно-трансмиссионное отделение изолировалось от боевого специальной броневой перегородкой, что существенно снижало потери экипажа при пожаре двигателя и, с другой стороны, сохраняло целыми двигатель и трансмиссию при взрыве боекомплекта.

ХОДОВАЯ ЧАСТЬ применительно к одному борту состояла из 11 необрезиненных сдвоенных опорных катков малого диаметра, ведущего колеса заднего расположения с двумя съемными венцами (23 зуба) и двумя резиновыми бандажами и направляющего колеса. Поддерживающие колеса отсутствовали, их функции. как и на танках периода Первой мировой войны, выполняли специальные направляющие. Подвеска индивидуальная пружинная.





Тактико-технические характеристики танка «Черчилль III»

Боевая масса, т 39,6

Экипаж, чел 5

Габаритные размеры, мм:

ширина 3251

высота 2450

клиренс 530

Толщина брони, мм:

лоб корпуса 101

крыша 15 - 19

лоб башни 88

борт и корма 76

Макс, скорость движения, км/ч 28

Средняя скорость движения, км/ч:

по шоссе 25

по пересеченной

местности 17,5

Запас хода, км:

по шоссе 246

по проселочной дороге 166

Преодолеваемые препятствия:

угол подъема, град 30

высота стенки, м 0,76

ширина рва, м 3,66

глубина брода, м 1,22

Удельное давление, кг/см? 0,93

Удельная мощность, л.с./т 8,75

В каждую гусеницу входило 70 траков шириной 356 мм и шагом в 211 мм или 72 трака с шагом 202 мм.

ЭЛЕКТРООБОРУДОВАНИЕ танка состояло из двух аккумуляторных батарей, генератора, реле-регулятора, стартера, генератора и мотора электропривода поворота башни, шитка контрольных приборов, приборов внутреннего и наружного освещения.

Кроме того, на танке имелся дополнительный зарядный агрегат, состоявший из одноцилиндрового карбюраторного двигателя и генератора.

СРЕДСТВА СВЯЗИ. Танк оборудовался симплексной телефонно-телеграфной радиостанцией № 19, работавшей в диапазонах КВ и УКВ и имевшей свою собственную систему внутренней связи на пять абонентов. Работа в каждом из диапазонов радиоволн осуществлялась на отдельную антенну. Радиостанция № 19 имела радиус действия на коротких волнах телефоном 15 км, телеграфом - 32 км, на ультракоротких волнах телефоном - до 1 км.