Методы изучения личности. Основные методы изучения личности Современные психологические методы исследования личности позволяют

Конкретно-психологическое изучение личности потребовало разработки специальных методов, позволяющих приобрести эмпирически контролируемое знание об ее свойствах и классифицировать различия между людьми для решения практических задач. Одним из первых методов объективной психологической оценки стали тесты (или пробы), изобретенные с целью получить доступные измерению данные.

Тестирование

Тесты предварительно проверяются на большом числе испытуемых (например, в педагогической психологии на детях одного возраста или людях одного уровня образования и т. д.). При этом из всех предложенных задач отбираются те, которые успешно решаются значительной частью всех испытуемых (например, двумя третями). Эта процедура называется нормированием, или определением «нормы». С ней впоследствии сравниваются решения тех испытуемых, знания, умения и навыки которых измеряются. Результаты этих измерений оцениваются в условных баллах или в ранговых оценках, объединенных в шкалу порядка и указывающих, какое место данный испытуемый мог бы занять по отношению к соответствующей группе испытуемых (т. е. к «норме»).

Задача психологических тестов , таким образом, измерить различия между индивидами или между реакциями одного индивида в разных условиях. Решение этой задачи привело к развитию дифференциальной психологии и дифференциальной психофизиологии. Велико значение психологических тестов и для других направлений психологии.

Количество и разнообразие различного рода тестов, опросников и шкал в настоящее время огромно.

Начало тестированию положили разработки Ф. Гальтона (1822 1911). Его заслугой была также разработка методов математической статистики для анализа данных по индивидуальным различиям. В дальнейшем заметный вклад в развитие психологического тестирования внесли работы Джеймса Кеттела (1860 - 1944) с его «умственными тестами», которые включали измерение мышечной силы, скорости движения, памяти и т. д. Измерением памяти у школьников занимался Г. Эббингауз. Во Франции в 1908 году свою первую шкалу умственного развития для детей создали А. Бине и Т. Симон. Когда США вступили в первую мировую войну, были разработаны под руководством P.M. Йеркса (1876 - 1956) армейские так называемые альфа- и бета-тесты, позволяющие отобрать годных к военной службе лиц. Впоследствии эти тесты неоднократно перерабатывались и стали образцом для большинства групповых тестов интеллекта. Тестирование получило мощнейший стимул для своего развития, и вскоре были разработаны групповые тесты интеллекта для всех возрастов и уровней образованности (от дошкольников до аспирантов). Их начали широко использовать в школах, колледжах. Коэффициент интеллекта IQ учитывался при приеме в учебные заведения и на работу. Однако вскоре стало ясно, что тесты являются очень грубым инструментом и область их применения весьма ограниченна. Тем не менее они широко распространены, продолжают совершенствоваться и применяться для разных целей.

Наряду с тестами интеллекта в ответ на запросы практики возникли также тесты достижений. Их еще называют тестами объективного контроля успешности: школьной, профессиональной, спортивной. От разных типов контроля знаний и умений (устных и письменных) эти тесты отличаются своей формой. Учащимся предлагается вопрос, ответ на который в нескольких вариантах представлен на этом же бланке. Один из ответов верный, остальные нет; нужно отметить верный ответ. При подготовке тестов достижений практикуется экспертная оценка знаний, которая проводится параллельно с тестированием. Когда тест отработан и стандартизован, необходимость в этом отпадает. К сожалению, применение теста достижений ограничено только той областью знаний, которая поддается формализации.

Как методический инструмент тесты широко используются в современных исследованиях. Однако, прежде чем решить, какой из сотен имеющихся тестов может быть применен для исследования, психолог задается вопросом: какова цель теста? Для какой группы лиц он лучше подходит? Чем отличается от других методов изучения индивидуальности человека? Насколько ответственно конструировался? Насколько точен и надежен? Насколько адекватны его результаты?

От каждого измерительного инструмента требуется, чтобы он был как можно более точным, чтобы на полученные результаты можно было положиться как на данные, близкие к «настоящей» величине измеряемого признака. Следовательно, точность можно понимать как меру достоверности, с какой тест измеряет то, что он измеряет. Существует ряд источников погрешностей, снижающих точность тестов и надежность результатов. К ним относятся: неблагоприятные условия тестирования, недостаточное внимание к состоянию испытуемых в момент испытания, неверное поведение экспериментатора, а также субъективность в истолковании результатов теста. Кроме учета и устранения источников погрешностей надежность теста повышают посредством повторного испытания с последующим вычислением коэффициента корреляции между данными первого и второго тестирования. Подобная тщательная и объективная проверка надежности теста необходима психологам, чтобы знать, для каких целей и в каких пределах его можно применять.

Наряду с надежностью к тесту предъявляется требование валидности (или адекватности). Валидность - это степень, в которой тест действительно измеряет то, для чего он предназначен.

Для установления валидности обычно требуется независимый внешний критерий по отношению к тому, что тест должен измерить. Например, если разрабатывается тест для измерения склонности к риску, то он может быть валидизирован проверкой этой склонности в группе мотогонщиков, каскадеров и т. д. Совокупность таких внешних показателей риска будет критерием, с которым следует соотнести исходные тестовые показатели риска. Далее определяется коэффициент валидности с помощью коэффициента корреляции. При конструировании тестов применяется еще целый ряд специальных статистических процедур, позволяющих сделать тест более чувствительным и надежным инструментом.

При работе с тестами следует отметить также и этический аспект . Проведение и интерпретация психологических тестов должны обязательно идти под контролем квалифицированного психолога. В руках недобросовестного или некомпетентного экспериментатора тесты могут принести серьезный вред. Особенно это касается личностных тестов или опросников; поэтому важно предотвратить доступность их для любого желающего.

Описанные ниже базовые методы исследований, а также методы измерения и тестового оценивания индивидуальных различий лежат в основании многих современных объективных методов эмпирических исследований. К ним относятся метод опроса, проективный метод .

Опросы

Опрос представляет собой способ получения информации об изучаемом индивиде, группе, социальной общности в ходе непосредственного (интервью ) или опосредованного (опросник , анкета) общения экспериментатора и респондента (т. е. лица, отвечающего на вопросы исследователя). Опрос является одним из самых распространенных (хотя и не очень надежным) методов исследования личности. Цель опроса выявить мнения, установки, представления человека о себе, окружающих людях и явлениях действительности. Наиболее эффективно применение опроса в сочетании с другими методами, что позволяет существенно снизить исходный субъективизм полученных данных, а также повысить валидность и надежность применяемых опросников. Различают три вида инструментального обеспечения метода опроса: а) интервью, б) опросники-анкеты и в) личностные опросники.

Интервью представляет собой способ получения информации в процессе устной беседы. Метод интервью столь же древний, как и наблюдение. В психологии интервью применяют в клинической практике, при консультировании, при исследовании личности, в профессиональных и образовательных целях и т. д. Различают интервью свободное (или глубинное), не регламентированное формой и темой, в ходе которого интервьюер создает для респондента комфортную коммуникативную обстановку, поощряя говорить свободно и непринужденно, и интервью структурированное (или стандартизованное), по форме похожее на устно предъявляемый опросник и подчиненное определенной теме.

Интервью дает возможность получить информацию двух типов. Во-первых, можно наблюдать за респондентом, его речью, позой, мимикой, манерой вести себя с незнакомым человеком. Во-вторых, интервью позволяет получить данные о прошлой жизни человека, восприятии им прошедших событий, их оценке, описании сопутствующих обстоятельств. Интервью нередко применяют и для установления тесного личного контакта с собеседником, чтобы обеспечить последующую работу с ним.

Опросники-анкеты берут начало в разработанных Ф. Гальтоном, К. Пирсоном и Дж. Кеттелом стандартизованных анкетах и шкалах порядка. Их разработки стали использовать другие исследователи при составлении самых разнообразных опросников-анкет, а также личностных тестов. Опросники-анкеты предназначены для получения такой информации о субъекте, которая не имеет непосредственного отношения к его личностным чертам и особенностям. Таковы, например, биографические анкеты-опросники, опросники интересов, опросники установок.

Биографическая анкета-опросник предназначена для получения сведений из истории жизни человека, и ее применяют, когда нелегко провести интервью. Психологи-экспериментаторы используют тщательно разработанные биографические опросники для самых разнообразных целей, например, для формирования относительно однородных подгрупп, классификации субъектов на основании их прошлого опыта и т. д.

Опросники интересов предназначены для выявления профессиональных и образовательных потребностей испытуемых, а также задач профессионального отбора. При разработке опросников интересов пользуются косвенными методами, т. е. не формулируют прямых вопросов. Опыт показал, что ответы на прямые вопросы об интересах часто ненадежны, поверхностны и нереальны. Это происходит потому, что большинство людей недостаточно информировано о различных профессиях и видах деятельности, а кроме того им мешают стереотипы представлений о некоторых профессиях и их привлекательности. Бланк профессиональных интересов, разработанный З. Стронгом, включает 23 шкалы основных интересов. Уровень интереса оценивается по пятиступенчатой шкале. Существуют опросники и со 124 шкалами профессиональных интересов.

Личностные опросники предназначены для исследования и измерения выраженности тех или иных индивидуальных особенностей субъектов. Их прототипом считают «бланк личностных данных» Р. Вудвортса, разработанный им в годы первой мировой войны и предназначенный для выявления людей, страдающих неврозами и непригодных к военной службе. Методический подход Вудвортса был использован потом многими исследователями для построения опросников, направленных на измерение черт личности, ее мотивов, ценностей, установок. К настоящему времени существует несколько сотен разнообразных личностных опросников, получивших широкое распространение во всем мире. Наиболее известные среди них личностный опросник Г. Айзенка, шестнадцатифакторный личностный опросник Кеттела, Миннесотский многоаспектный личностный опросник.

Личностный опросник Айзенка предназначен для исследования эмоциональной устойчивости и степени общительности субъекта. При разработке опросника Г. Айзенк опирался на допущение, что психические расстройства являются как бы продолжениями индивидуальных различий, наблюдаемых у нормальных людей. Так, например, нейротизм (или эмоциональная неустойчивость) при очень высоких показателях может свидетельствовать о развитии невроза (нервно-психического расстройства, в основе которого лежит нарушение значимых жизненных отношений человека).

Шестнадцатифакторный личностный опросник Кеттела был впервые опубликован в 1950 году, постоянно совершенствовался и сейчас существует в двух эквивалентных формах (А и В). Опросник содержит 187 утверждений и предназначен для людей от 16 лет и старше. Имеются также варианты опросников для детей и подростков. Особенность подхода Кеттела к разработке опросника в том, что он собрал все имеющиеся в языке описания личностных черт человека и далее с помощью специального статистического метода (факторного анализа) свел их к серии из 16 факторов. Каждый из них построен на биполярной основе и измеряется с помощью шкалы порядка в интервале от 1 до 10 баллов.

Миннесотский многоаспектный личностный опросник один из самых известных и употребляемых личностных опросников. Он был разработан в 1940 году С. Хатуэем и Дж. Маккинли и состоит из 550 утверждений, отвечая на которые, испытуемый решает, «верно» или «неверно» каждое утверждение опросника по отношению к нему. Основанием для классификации исследуемых личностных свойств послужила классификация психических заболеваний, предложенная Э. Крепелиным. Для определения нормативных показателей опросник предъявлялся большой группе здоровых людей. Затем эти показатели сопоставлялись с полученными при обследовании различных клинических групп. Так были отобраны утверждения, которые достоверно различали здоровых и каждую из изученных групп больных людей. Эти утверждения объединили в 10 шкал, получивших название в соответствии с клинической группой, по которой та или иная шкала была валидизирована. К примеру, шкала ипохондрии отражает отношение обследуемого к своему здоровью; шкала депрессии определяет степень субъективной депрессии и морального дискомфорта; шкала истерии определяет симптомы, присущие лицам с истерическими расстройствами, когда, например, используются симптомы физического заболевания в качестве средства разрешения сложных личностных ситуаций (я часто ощущаю «комок» в горле; считаю, что большинство людей способно солгать, если то в их интересах; я никогда не падал(а) в обморок и т. д.).

Спецификой этого опросника является наличие трех шкал контроля, представляющих собой способ проверки небрежности, непонимания, фальсификации ответов, а также отношения к опроснику. Такова, например, шкала «лжи», которая выявляет установку испытуемого представить себя в более благоприятном ответе, т. е. оценивает искренность субъекта. Если данные, полученные по этой шкале, превышают определенную величину, то обследование считается недостоверным.

Кроме десяти основных клинических шкал, на основе этого опросника создано около 400 дополнительных шкал академических способностей, лидерства, социальной ответственности, впечатлительности, способности к достижению цели и т. д.

Относительная простота применения опросников и легкость обработки полученных данных создают иллюзию, что исследователь всегда получает объективные и достоверные знания о личности. Однако это далеко не так. Нередко результаты получаются фальсифицированными. Некоторые испытуемые стремятся дать о себе неверные сведения, например обнаруживают тенденцию выбирать социально одобряемые варианты ответов.

Проективные методы

Проективные методы представляют собой способ опосредованного изучения личностных особенностей человека по результатам его продуктивной деятельности. Например, человеку предлагают что-либо нарисовать (дом, дерево, несуществующее животное), или сделать свободное описание какого-либо объекта, события, или вылепить скульптурное изображение.

Главной особенностью проективных методик является то, что на заданный вопрос допускается неограниченное количество разнообразных ответов. Чтобы фантазия индивида могла свободно разыграться, дается очень короткая и в самых общих выражениях инструкция.

Существуют следующие наиболее известные проективные методики.

Методика чернильных пятен Роршаха одна из самых популярных проективных методик, которая была впервые описана Германом Роршахом в 1921 году. До него стандартизованные серии чернильных пятен использовались психологами для изучения воображения и других функций. Роршах был первым, кто отметил связь между продукцией воображения и типом личности, применив чернильные пятна для диагностического исследования.

Тест состоит из черно-белых, черно-красных или выполненных в пастельных тонах 10 стандартных картинок, предъявляемых испытуемому в определенной последовательности. Методика Роршаха позволяет получить данные о степени реалистичности восприятия действительности, эмоциональном отношении к миру, уровне тревоги и т. д.

Психология в процессе своего становления как науки не только все точнее подходила к определению своего предмета, но и вырабатывала специфические методы исследования такой сложной «материи» как человеческая психика. Вместе с тем, она интегрировала методы точных и естественных наук. Философия, математика, физика, информатика, кибернетика, медицина, биология, история и ряд других наук послужили основанием для создания собственно психологических методов.

В целом, все методы психологии можно классифицировать следующим образом:

Общенаучные методы Применение в психологии
1. Наблюдение (Метод, состоящий в преднамеренном, систематическом, целенаправленном и фиксируемом восприятии внешних проявлений психики). Самонаблюдение (интроспекция) – наблюдение за собственными психическими явлениями. 1.Внутреннее 2. Внешнее 3. Свободное 4. Стандартизированное 5. Включенное 6. Стороннее
2. Опрос (метод, при использовании которого человек отвечает на ряд задаваемых ему вопросов) 1. Устный 2. Письменный 3. Свободный 4. Стандартизированный 5. Экспертный
4. Эксперимент (Создание искусственной ситуации, в которой выделяется изучаемое свойство, проявляется и оценивается лучше всего). 1. Естественный 2. Лабораторный
5. Моделирование (Создание искусственной модели изучаемого феномена, повторяющей его основные параметры и предполагаемые свойства). 1. Математическое 2. Техническое 3. Кибернетическое
6.Социометрия (исследование межличностных отношений в группе с целью определения структуры взаимоотношений и психологической совместимости) 1.Эмоциональная структура 2.Коммуникативная структура 3. Структура власти
7. Интервью (метод социальной психологии, заключающейся в сборе информации, полученной в виде ответов на поставленные, как правило, заранее сформулированные вопросы. 1. Стандартизированное 2.Свободное
8. Беседа (метод, предусматривающий прямое или косвенное получение информации путем речевого общения) 1. Тематическая 2. Диагностическая 3. Свободная
9. Игра (метод, позволяющий увидеть способы действий человека в разворачиваемых ситуациях). 1. Ролевые 2. Деловые 3. Психологические

Перечислив основные методы, применяемые в современной психологии, обратим внимание на то, что в процессе практических занятий мы будем обращаться ко многим из них. В своей практической деятельности Вы эти методы, безусловно, используете. Но очень часто вы с горечью понимаете, что где-то совершили ошибку. Научная психология обращает внимание на то, насколько применяемые ею методы при решении той или иной задачи являются надежными и валидными (пригодными, имеющими силу в измерении тех или иных качеств).



Например, тот или иной метод может быть пригодным для измерения интеллекта, но он не будет применим для исследования темперамента. Явления психики настолько сложны и своеобразны, настолько труднодоступны для изучения, что на протяжении всей истории этой науки ее успехи зависели от совершенства применяемых ею методов.

Умозрительное обобщение жизненных фактов сыграли свою положительную роль в истории становления психологии. Но субъективизм умозрительности того или иного исследователя не давал возможности вскрывать причинно-следственные связи между психическими явлениями и поведением человека. Поэтому психология, стремясь к фактической направленности, все время занималась поиском адекватных методов исследования внутренних психических процессов, состояний и внешнего поведения людей.

Смысл применения методов в нашем курсе состоит в том, чтобы дать каждому из Вас возможность самопознания и саморазвития. Типологические свойства личности весьма консервативны и очень важно с самого начала подсказать Вам наиболее оптимальные именно для каждого из Вас способы поведения и деятельности. Именно поэтому психодиагностике мы будем уделять большое внимание, предлагая Вам различные методики.

Каждый возьмет из полученной информации то, что захочет и сможет взять для себя, чтобы использовать ее для прогнозирования своей деятельности, своих личных и профессиональных успехов. Психологические исследования могут быть индивидуальными и групповыми, аппаратурными и бланковыми. Использование аппаратурных и бланковых тестов не исключает, а, напротив, предполагает проведение наблюдений. Более объективную информацию можно получить в результате неоднократного выполнения тех или иных заданий. Повторное применение тех или иных психологических тестов позволит судить о динамике психических процессов, состояний и свойств личности, об эффективности его профессионального и личностного развития.



Перед каждым таким испытанием Вам будет предъявлена инструкция. Основными составляющими инструкция тестирования являются следующие: отвечать на предложенные суждения и вопросы необходимо быстро, не задумываясь; проводить тестовые методики необходимо в одной и той же тетради; обязательно надо фиксировать название теста и с какой целью он проводится. В конце нашего курса каждому из Вас необходимо будет проанализировать полученную информацию о себе. Это будет Ваша лабораторная работа, которую Вы сдаете перед экзаменационной сессией.

Значимость применения различных методов психологии в современном обществе достаточно высока. Это связано с тем, что различные виды деятельности требуют от человека различных свойств и качеств, которыми не все обладают в равной степени. Еще великий врач древности Гиппократ пытался классифицировать людей по конституционально-морфологическим признакам, чтобы определить их предрасположенность к какой-либо деятельности. Философ Платон считал, что в идеальном рабовладельческом обществе граждане должны знать, кто из них к какой деятельности предрасположен и предназначен.

Сегодня всем известно, что различные виды труда предъявляют разные требования к людям его осуществляющим. В наши дни даже в провинциальной России все меньше остается фирм и предприятий, в которых прием на работу осуществлялся бы без психодиагностических методик. В этой связи можно вспомнить слова Н.Г. Чернышевского, который на страницах журнала «Современник» писал: «Вы хромого сделали кровельщиком, глухого музыкантом, бессильного труса кучером: что ж чудного, если и кровельщик ваш, и музыкант, и кучер – все одинаково плохо исполняют свое дело? А если бы поступили разумно, подождав пока можно будет различать качество этих людей и пока они не поймут, к чему они годны, тогда и результаты были бы не те: тому глухота не помешала бы сделаться хорошим кровельщиком, другому трусость – хорошим скрипачом, третьему хромота – хорошим кучером. Произвол ваш не дал развиться людям и перепутал специальности – в результате получилось: необоснованность, невежество и отсутствие твердой честности…».

Психодиагностика в процессе развития психологии превратилась в особую отрасль психологического знания, направленного на психологическое изучение индивидуальных особенностей, профессионально значимых качеств, профессиональной пригодности и социальной грамотности, которую можно обозначить как социально–технологическая культура личности, означающей социальную развитость и компетентность. Основным составляющими социально-технологической культуры являются состояния готовности и включенности в социальные процессы и отношения. Изучению этих составляющих мы будем уделять особое внимание.

Таким образом, разнообразие методов познания человека связано, прежде всего, с тем, что человек представляет собой сложное, самоорганизующееся, целостное явление, не всегда открывающееся исследователю. Но потребность в знании людей, в знании себя самого оказывается настолько актуальной, что выдвигает психологию в авангард научного знания, которое сегодня характеризуется системностью.

1. Метод наблюдения

Наблюдение – основной метод изучения личности, то, без чего нет любого подхода к изучению личности. Наблюдение предполагает целенаправленное изучение.

Требования к наблюдению:

Сохранение естественности;

Целенаправленность;

Фиксация результатов.

1. Естественное наблюдение – это наблюдение и регистрация наблюдаемых проявлений в реальной жизни (реальных жизненных условиях). Естественное наблюдение является богатым источником информации.

Положительные стороны:

Поведение в естественных ситуациях,

Проведение в повседневном окружении.

Недостатки:

Непредсказуемость событий,

Наложение проблем наблюдателя (личный фактор),

Малая выборка,

Непреднамеренное вмешательство в происходящие события (нарушение чистоты наблюдения).

2. Полевое наблюдение. В этом исследовании сочетаются особенности естественного наблюдения и соответствующего экспериментального контроля.

2. Метод опроса (интервью)

Один из наиболее старых и широко распространенных методов получения информации о людях. При всем разнообразии, формы интервью можно разделить на структурированные и неструктурированные.

Оценка метода интервью:

Может давать чрезвычайно полезную информацию о личности индивидуума и его жизненной ситуации.

Интерпретация данных интервью носит в высшей степени субъективный характер, и на нее могут оказывать влияние пристрастия самого интервьюера. Кроме того, личность интервьюера может незаметно влиять на то, насколько открытым и искренним проявит себя респондент во время интервью.

Метод интервью необходимо использовать в сочетании с объективными методами.

3. Стандартизированные тесты (методы самоотчета)

Термин «самоотчет» в данном случае используется в значении какой-либо информации, которую субъект прямо сообщает о себе путем ответа на определенные вопросы или путем выбора одного из имеющихся утверждений при условии ограниченного количества вариантов (например, «да», «нет», «не знаю»). Опросники самоотчета отличаются друг от друга количеством личностных характеристик, измеряемых одновременно.

Сильные стороны:

Тесты дают более полную, определенную и систематизированную информацию о личности, чем, например, методы наблюдения и эксперимента;

Получаемая информация объективна;

С тестами может легко работать человек, имеющий относительно небольшую формальную подготовку;

Тесты обычно обладают большей надежностью по сравнению с другими методами.

Недостатки:

Не защищены от преднамеренного обмана;

Не защищены от влияния эталонов социальной желательности и установочного поведения.

4. Метод эксперимента

В отличие от других подходов, экспериментальный метод позволяет исследователям не только контролировать и предсказывать определенные феномены, но и давать им объяснение.

Требование этических принципов проведения эксперимента (Л. Хьелл, Д. Зиглер, 1997):

Принцип осведомленного согласия,

Принцип безопасности для жизни и здоровья испытуемых,

Конфиденциальности.

Оценка метода эксперимента:

Преимущества:

Позволяет изолировать отдельные переменные и манипулировать ими по своему усмотрению.

Устанавливает причинно-следственные связи: позволяет делать выводы о причинах.

Сбор данных, их запись и анализ объективизированы.

Недостатки:

Круг феноменов, которые можно изучать, ограничен по этическим соображениям.

Искусственные лабораторные условия могут ограничивать возможность распространить закономерности поведения в экспериментальной ситуации на поведение в иных, не тестовых условиях.

На изменение изучаемой переменной могут оказывать влияние экспериментальные артефакты (например, представление о социально желательном или нежелательном поведении, требуемые характеристики, пристрастие экспериментатора).

Эксперимент: лабораторный, естественный, констатирующий, формирующий.

5. Метод изучения клинических случаев

Метод изучения истории болезни обеспечивает возможность глубокого анализа отдельной личности. Этот метод направлен, прежде всего, на диагностику и лечение индивидуумов, страдающих эмоциональными расстройствами. Оценка метода изучения клинических случаев:

1. Преимущества:

Показывает сложность и уникальность индивида.

Свободен от искусственных и надуманных лабораторных условий.

2. Недостатки:

Не обеспечивает надежной основы для формулирования общих принципов поведения.

Рассматриваемые случаи слишком частные.

Результаты могут отражать интересы и личные склонности исследователя.

Не позволяет выделить причинно-следственные отношения между переменными.

6. Проективные методы

Термин «проективный метод» предложил Л. Франк (L. K. Frank, 1939) для обозначения методов оценки, в которых испытуемым дают неопределенные стимулы, содержание которых не предполагает четких, обусловленных данной культурой ответов. Преимущества и недостатки проективных методов:

1. Преимущества:

Тестовые стимулы относительно неоднородны и неоднозначны, благодаря чему испытуемый не знает, какую психологическую интерпретацию получат его ответы.

Непрямой способ подачи тестового материала не приводит в действие психологические защитные механизмы испытуемого, что дает возможность получать информацию о таких аспектах личности, которые скрыты от наблюдения.

2. Недостатки:

Недостаточно стандартизированы.

Отсутствует четкая процедура их проведения, оценки и интерпретации.

Имеют низкую надежность и валидность.

Интерпретация слишком часто зависит от догадок и интуиции психолога, а это не способствует повышению научной ценности проективных тестов.

7. Корреляционный метод

Корреляционный метод используется для установления связей между переменными и внутри них. Исследователи, использующие корреляционный метод, обычно заинтересованы в получении ответов на особые вопросы.

Преимущества и недостатки корреляционного метода:

1. Преимущества:

Позволяет изучать широкий круг переменных, относящихся к индивидуальным различиям.

Позволяет изучать переменные в естественных условиях реальной жизни.

Позволяет определить, может ли имеющаяся информация об одной переменной использоваться для предсказания появления (действия) второй переменной в будущем.

2. Недостатки:

Не позволяет делать заключение о том, что переменные причинно связаны.

Возможны недоразумения, вызванные действием «третьей переменной».

Надежность и валидность шкал самооценки могут быть сомнительными.

При проведении исследования личности огромное значение имеет правильный выбор методов сбора информации и обработки материала.

36. Психологический возраст личности

Нет необходимости доказывать, что органическое созревание индивида, например половое, является одной из важных предпосылок формирования идентичности личности.

Представления о специфике «психологического возраста», идущие от Л. С. Выготского, во многом пересекаются со взглядами Б. Г. Ананьева, который неоднократно подчеркивал, что психологический возраст и зрелость выступают как параметры особого исторического времени, в котором и ведется летоисчисление жизненного пути личности . Особенности психологического возраста:

обратимость – личность в ходе своего развития не только не стареет, но некоторые жизненные события могут вернуть ей молодость, и не в образном, а в подлинном психологическом смысле этого слова;

многомерность – в разных сферах деятельности личность взрослеет неравномерно;

«временная перспектива личности» (Б. В. Зейгарник) определяется особенностью направленности мотивов. Признаки наступления психологической старости связываются с ретроспективной направленностью мотивов.

Собственно-психологические критерии зрелости личности:

Ответственность личности за свои поступки;

Умение разводить идеальные и реальные цели;

Осуществление личностью свободного личностного выбора.

Метод исследования – способ, путь получения необходимой информации о психологических явлениях в сфере труда и управления, психологические особенности управленческой деятельности и участников управленческого процесса.

Совокупность научных методов сбора, обработки и анализа фактов в сфере управления обеспечивает реализацию целей и задач психологического исследования. К психологическим методам психологии управления относятся:

· психологические методы изучения личности в системе управления;

· социальнопсихологические методы изучения организации в структуре управления;

· методы, направленные на решение управленческих задание и реализации управленческих решений.

Существуют различные классификации методов психологии управления. Различают, например, методы эмпирического исследования, методы моделирования. По другой классификации - методы сбора информации и методы ее обработки. Такое разделение, как правило, условное, поскольку любой исследовательский метод сбора данных предполагает определенную программу их обработки.

Эта группа методов направлена, прежде всего, на сбор формации относительно подбора и распределения персонала в организации, изучение психологических особенностей взаимоотношений между людьми.

Метод самонаблюдения. В психологии продолжались время считали единственным методом познания психических явлений субъективный метод (интроспекция, лат. introspecto – заглядываю внутрь) , который оказывается в самонаблюдении.

Самонаблюдение – непосредственное наблюдение человеком за собственными психическими процессами.

Самонаблюдение, самоанализ предусматривают проявление способности личности сознавать себя, свои качества, действия, поступки, отношение к обществу, к другим людям к себе. Однако современное развитие психологической науки показал несостоятельность этого метода исследования психики, невозможность с его помощью открыть закономерности психических явлений. Поэтому самонаблюдение не может быть основным методом изучения психики. Но это не означает, что при изучении психических процессов вовсе не нужно принимать во внимание высказывания человека о том, что и как она переживает. На этом основании метод самонаблюдения при изучении личности руководителя в управленческом процессе рассматривают как вспомогательный. Его результаты в комплексе с другими методами дают ценный материал об исследуемом объекте. На основе самонаблюдений формируется самооценка руководителя, которая может быть завышенной, заниженной или адекватной.

Метод наблюдения. Это самый распространенный из системы объективных методик метод изучения феноменов управленческой деятельности, личности руководителя.

Метод наблюдения – преднамеренное, систематическое и целенаправленное восприятие и фиксация психических явлений с целью изучения их специфических изменений при определенных условиях, их анализа и использования в практической деятельности.

Наблюдение дает возможность получить интересные сведения о человеке, манеру ее поведения, характер взаимоотношений с другими людьми, особенности его общения, влияния на других и тому подобное.

Значение и ценность этого метода заключаются в непосредственном наблюдении за психической деятельностью людей (в их движениях, действиях, поступках, высказываниях). Этот метод характеризуют как один из эмпирических методов психологического исследования, что проявляется в чувственном познании исследуемого явления, предмета. Кроме наблюдения как научного метода (оно всегда целенаправленное, спланированное и систематизированное и является методом психологического изучения людей тогда, когда от описания переходит к объяснению психологической природы явлений), существует и жизненное наблюдение.

В управлении с помощью метода наблюдения выясняют профессионально значимые особенности различных психических процессов путем изучения и сравнения внешних проявлений деятельности человека, мимики, жестов, коммуникативных качеств, результатов труда. Научное наблюдение подчинено следующим правилам и требованиям:

· определения исследуемых фактов и их наблюдения;

· выбор способа наблюдения;

· складывание плана и программы исследования;

· направленность наблюдения на существенные явления, отделения существенного от несущественного, главного от второстепенного;

· объективная и точная регистрация фактов, формулировки из них определенных выводов;

· ведение журнала наблюдений и регистрации событий стенографических записей, протоколов и т.д., в которых фиксируют не только факты, которые характеризуют действия, поступки поведение, но и условия, в которых они происходят;

· проведение наблюдений в естественных условиях без вмешательства в ход событий;

· выполнение повторных аналогичных наблюдений (на том же объекте и в тех же условиях) для проверки обоснованности и надежности полученных результатов;

· повторение наблюдений в разное время, в разных условиях и ситуациях.

Во время использования метода наблюдения могут возникать следующие трудности:

· риск получения необъективной, искривленной информации об исследуемом объекте;

· невозможность отделения случайные факты от закономерных;

· субъективность полученных данных (на результаты наблюдения влияют личные качества исследователя, его жизненный опыт, установки, эмоциональные состояния и т.д.);

· отсутствие возможностей для исследователя изменить ход, инициировать повторение психического явления, вынужденность ждать определенных процессов;

· необходимость значительных затрат времени;

· невозможность анализа собранного материала количественно.

Преимущество этого метода заключается в том, что психика оказывается в естественных условиях, то есть наблюдение дает информацию о действиях индивидов независимо от их установок на желательное, одобряемое поведение. Самыми распространенными его феноменами являются включенное наблюдение (предусматривает, что исследователь сам на определенное время принадлежит к группе объекта исследования) и невключенное наблюдение (наблюдение «сбоку», то есть исследователь не является участником группы – объекта наблюдения).

В зависимости от позиций наблюдателя относительно объектов исследования выделяют открытое (исследуемые лица, группы знают, что они являются объектом наблюдения), скрытое наблюдение (исследуемые лица, группы не проинформированы и не догадываются о наблюдении за их поведением и деятельностью).

За регулярностью наблюдения разделяют на систематическое (исследователь постоянно посещает исследуемый объект в течение определенного времени) и эпизодическое (исследователь посещает определенный объект не систематически, а время от времени). Наблюдение может также быть сплошным, когда фиксируются все проявления психологической деятельности в течение определенного времени, и выборочным, когда регистрируются только те явления, которые непосредственно касаются вопроса, который изучается (например, стиль отношений работников и руководителя; индивидуальный подход руководителя к подчиненным и т.д.).

Метод наблюдения имеет такие разновидности:

· метод обобщения независимых характеристик. Необходим при обобщении данных наблюдений управленческого состава (высшего и среднего звеньев, коллег, подчиненных), проведенных независимо друг от друга в разное время, в разных условиях и видах деятельности;

· психологический анализ продуктов деятельности. Помогает изучать не саму деятельность, а ее продукт;

· метод описания значимых ситуаций. Предусматривает наблюдение за важными для организации событиями.

У руководителя, который постоянно прибегает к методу научного наблюдения, постепенно формируется психологическая наблюдательность, а умение наблюдать за людьми и использовать данные этих наблюдений в управленческой работе является составляющей профессионального мастерства руководителя.

Методы опроса. Их применяют, чтобы выяснить, понимают ли исследуемые определенные задачи, жизненные ситуации, а также с целью получить информацию об интересах, взгляды, чувства, мотивы деятельности и поведение личности.

Метод опроса – получение информации об объективных или субъективных фактах из слов респондентов (опрашиваемых).

Эти методы предусматривают сбор информации, источником которой является словесное сообщение, суждения опрашиваемого, и основываются на непосредственном (беседа, интервью) или опосредствованном (анкетирование) социально-психологическом взаимодействии исследователя и опрашиваемого (респондента). Совокупность этих методов представляют:

· социологический опрос. Направлено на получение информации о внешнем аспекте деятельности респондентов, а его результаты переносятся на функционирование общественных групп и общества в целом;

· социально-психологический опрос. Предусматривает выявление глубинных характеристик, внутренних механизмов формирования поступков;

· беседа. Является способом получения информации на основе вербальной (словесной) коммуникации. Руководитель, используя этот метод, ставит целью себе выяснить определенные представления работника, его мысли, понятия, цели профессиональной деятельности, трудовые интересы, трудности содержание переживаний, отношения к труду и тому подобное. Полученная информация дает возможность точно прогнозировать поведение личности в определенных ситуациях, обобщить практический опыт и обнаружить вопросы, которые необходимо поддать; специальной экспериментальной проверке;

· анкетный метод. В отличие от беседы не предусматривает личного контакта. Анкета (опрашивающий лист) содержит совокупность упорядоченных по содержанию и формой вопросов. Во время анкетирования следует придерживаться таких требований: 1) неизменность вопросов; 2) инструктаж о порядке заполнения анкеты; 3) анонимность; 4) четкость, лаконичность, постепенная усложненность вопросов с учетом индивидуально-психологических особенностей респондента (уровня образования, возраста, пола, наклонов и преимуществ и т.д.).

Каждая анкета преимущественно содержит коммуникативные компоненты: эпиграф, обращение к респонденту (это делают с целью создания позитивного эмоционального настроения опрашиваемого, содействие активизации его умственно деятельности в нужном направлении и т.д.); сообщение о цели исследования, условия анонимности опроса направление использования полученных результатов и их значения, правила заполнения анкеты; основная часть анкеты, которая содержит витание о фактах, поведении, продукте деятельности, мотивах, оценках и мнениях респондентов вопроса о социально-демографических характеристиках респондентов (своеобразная визитная карточка респондента его схематический автопортрет, который можно разместить как в начале, так и в конце анкеты).

Достоинством метода анкетирования является возможность собрать большой объем материала, выучить большое количество управленцев, представителей разных категорий управленческого состава. Недостатком его является то, что на объективность полученной информации существенно влияет наличие или отсутствие установки у опрашиваемого на искренность в ответах и его способность объективно оценивать поступки людей, ситуации, свои качества и качества других людей.

Метод тестирования (англ. test – экзамен, испытание ). С его помощью определяют определенные психологические качества человека, наличие или отсутствие определенных способностей (дидактических, коммуникативных, организационных), навыков, умений. Как разновидность экзаменационного, измерительного эксперимента, его применяют с целью диагностики. Тест содержит специально разработанные задания и проблемные ситуации, использование которых в результате количественной и качественной оценки может стать показателем развития определенных психологических качеств и свойств личности.

Современная психодиагностика различает и использует такие основные виды тестов: тесты интеллекта (задачи на логические отношения, обобщение, сообразительность); тесты достижений (для выявление степени конкретных знаний); личностные тесты (с целью изучения характеристик личности, ее психологических качеств); проективные тесты (к ним прибегают во время исследования свойств и характеристик, в существовании которых человек не уверен, не осознает или не хочет признавать их у себя, например, отрицательные черты, мотивы); тесты креативности (с их помощью исследуют развитие творческих способностей).

По форме тестовые методы разделяют на вербальные (словесные) , невербальные и смешанные.

Ценность теста в значительной степени зависит от правильности его использования и соблюдения условий психологического тестирования. Правильно примененный тест дает возможность собрать за короткое время много информации, ценный материал для качественного психологического анализа, который повышает производительность исследовательской работы.

Метод эксперимента. Он является основным методом исследований в психологии, самым надежным средством получения достоверной информации. Преимущество его заключается в том, что исследователь не ожидает явлений, которые его интересуют, а вызывает их, организовывая взаимодействие между исследуемыми и экспериментальной ситуацией с целью установления закономерностей этого взаимодействия и переменных, от которых она зависит. Метод эксперимента больше, чем другие методы, связанный с теорией и невозможен без знаний исследователя о природе исследуемого процесса, о факторах, которые детерминируют эксперимент.

Психологический эксперимент имеет такие разновидности:

· природный, который базируется на управлении поведением исследуемых в естественных условиях (создаются специальные экспериментальные условия, которые не нарушают обычного хода событий);

· лабораторный, который предусматривает проведение исследования в искусственных условиях, с использованием измерительной аппаратуры, приборов и другого экспериментального материала. Благодаря использованию специальных помещений, измерительной аппаратуры, тренажеров возможности смоделировать условия, которые редко случаются в повседневной жизни, высокой точности регистрации действий исследуемых в сравнении с наблюдением и тому подобное, лабораторный эксперимент обеспечивает достоверные результаты. Недостатками его является то, что искусственные условия, в которых оказываются исследуемые, существенно влияют на проявление их психики и что не все психические явления можно выучить.

Эксперимент требует соблюдения поставленной цели, планирования, выдвижения гипотезы, выбора исследуемых.

Метод изучения документов. В психологии управления документами считают специально созданные предметы, предназначенные для передачи и хранения информации, а также любую информацию, которая содержит данные об изменениях в содержании труда личности, объем произведенных ею работ, отношения в организации и тому подобное. Источником информации являются протоколы собраний, планы работы, кадровая документация и др.

Документы условно разделяют на типы:

· по статусу: официальные (правительственные материалы, постановления, статистические отчетные архивы, приказы); неофициальные (анкеты, жалобы, мемуары, письма, фотографии);

· по форме: письменные тексты (печатные, машинописные, рукописные); фонетические (магнитные записи, пластинки, лазерные диски); иконографические (кино-, видео-, фото- документы, произведения живописи);

· по источнику информации: первичные (созданные на основе прямого наблюдения или непосредственного опроса); вторичные (обработанная и обобщенная первичная информация);

· по степени персонификации: личные (автобиография, личные карточки, характеристики, заявления, анкеты, жалобы); безличные (отчеты, протоколы, архивные документы).

Работа с документами требует от исследователя специальной подготовки: умения определять достоверность представленной в документах информации (выяснить цель, с которой составлен документ, его автора и инициатора; анализировать намерения лиц, которые составили документ; выделить описание событий и их оценку; выяснить, был ли автор документа свидетелем зафиксированного события, пересказал ее со слов других, составил ли документ на основании данных, полученных от других, и др.). Например, анкетные данные лица, которого принимают на работу, содержат ценную информацию о его характере, биографию и т.д. В подобных ситуациях, прежде всего, обращают внимание на такие параметры:

· внешний вид заполнения документа (личного листка по учету кадров и автобиографии);

· разборчивость почерка и четкость изложения материала;

· пропущенные или оставленные без ответа вопросы;

· перерыва в работе;

· противоречия указанных в документе данных;

· периодичность смены работы (как часто претендент менял место работы);

· причины смены работы.

Правильное изучение анкетных данных дает возможность не только получить общее впечатление о работнике, но и подготовиться для беседы с ним.

Методы изучения документов разделяют на качественные (неформализированные) и количественные (формализированные). В основе любого из них лежат процессы понимания текста и интерпретации исследователем информации, которая в нем содержится. На практике используют разные методы изучения документов или их совокупность. Самым распространенным является контент-анализ и биографический метод.

Контент-анализ (англ. сontent – содержание ). Сущность его заключается в выделении в тексте документа определенных единиц содержания для их статистической обработки (расчет частоты употребления этих единиц: сроков, оценок и т.п.). Контент-анализ – способ перевода интерпретированной текстовой информации в количественные показатели с математико-статистической обработкой.

Биографический метод. Он является эффективным при изучении личных документов (писем, дневников, автобиографий и др). Анализируя, например, анкетные данные претендента на руководящую должность, учитывают определенную зависимость между стилем руководства и стажем работы руководителя. Имея стаж работы до трех лет, руководитель стремится установить полное взаимопонимание с коллективом; от 3 до 7 лет склонен к эксперименту, пытается найти новые методы руководства; более 7 лет свободно владеет всем арсеналом методов управления. Однако руководители со стажем руководящей работы более 20 лет в связи с возрастными особенностями принимают решения осторожно, им присущ консерватизм.

Профессиональный опыт может быть широким (у руководителей, которые последовательно работают на разных должностях) и таким, что повторяется (его имеют руководители, которые длительное время занимают одну руководящую должность). Опыт, что повторяется, может негативно сказаться на работе руководителя, ведь со временем теряется интерес к работе на одном месте, особенно если нет материальных моральных стимулов.

Критическими периодами адаптации на руководящих должностях является: «вхождение в должность» – первый год работы; переход к стадии оптимальной продуктивности – 2,5-3 года; появление некоторых признаков снижения эффективности деятельности после 6-7 лет работы. Следовательно, желательно, чтобы сроки работы на одной руководящей должности не превышали 7 лет. При этом существенным является и уровень управления (например, мастера производственных участков наибольшей эффективности в работе достигают в период от 1,5 до 4 лет стажа, а начальники цехов и отделов от 2 до 5 лет). У руководителей ранга директоров предприятия и выше период наиболее эффективной деятельности может несколько превышать указанные ориентиры. Наибольшего успеха достигают те руководители, которые предыдущие должностные ступени прошли за более короткое время. Например, для директоров заводов количество предшествующих управленческих уровней составляет в среднем 8-10, а время достижения поста директора – 18-22 года. Подсчитано, что среднее время пребывания на предыдущих должностях составляет около 2,2 года, то есть руководители на предыдущих должностях не выходили за период максимальной эффективности и достигали высшего уровня управления в расцвете физических сил и творческих способностей (Ф. Удалов, Г. Щекин).

Определенная зависимость существует также между планированием профессиональной карьеры и периодами развития личности. Психологи утверждают, что периоды творческого подъема, активной реализации потенциальных возможностей личности приходятся на 23-28, 33-39, 43-50 лет. Именно в это время целесообразно планировать самые ответственные кадровые перемещения. Резкое переоценка ценностей, когда достигнутые результаты кажутся недостаточными и возникает ощущение, что жизнь проходит зря, характерное для периода 29-32, 40-42 года.

С помощью биографического метода происходит синтетичное описание человека как личности и субъекта деятельности. Он является одновременно историческим и генетическим, ведь позволяет проследить динамику жизненного пути человека, учитывая экономические, социальные, моральные, этнопсихологические и психофизиологические аспекты. Его предметом есть жизненный путь человека, а источниками биографической информации – сам человек и события среды, которая его окружает. Анализ характерологических особенностей человека на основе биографического метода в основном осуществляют по следующим показателям:

· данные жизненного пути;

· стадии социализации (семья, школа, ВУЗ и т.д.);

· среда развития (местожительство, учебные заведения, кружки за интересами и тому подобное);

· интересы и любимые занятия в разные периоды жизни;

· состояние здоровья (в частности заболевания, перенесенные человеком).

Как правило, биографический метод предусматривает ответы на такие вопросы анкеты: В какой семье Вы родились? Как прошло Ваше детство? Как жила Ваша семья? Как в семье относились друг к другу? Какие Ваши самые первые воспоминания? Что Вам нравилось в школе и что не нравилось? Как в это время складывались Ваши отношения с родителями? Кто были Ваши друзья? Чем Вы интересовались и что думали о будущей жизни? Как Вы жили, когда стали взрослым человеком? Как избирали профессию? Как проводили досуг? Что для Вас является наиболее интересным и важнейшим? Какие Ваши жизненные планы?

На основании полученных результатов складывают специальную таблицу личностного развития, к которой в хронологическом порядке записывают даты, связанные с ними события, переживания по их поводу. Дальше ответы обрабатывают методом анализа контента. Интерпретация результатов предусматривает анализ:

· социальной ситуации развития личности;

· основного фона эмоциональных переживаний в разные периоды развития;

· ценностных ориентаций, направленности, интересов, тенденций, среды общения, социальной активности личности;

· основных конфликтов и движущих сил развития личности.

Следовательно, владение методами изучения психологических особенностей человека и умение использовать их на практике являются важнейшими условиями творческой работы руководителя и персонала.

Социально-психологические методы изучения организации в структуре управления.

Социально-психологические методы базируются на использовании социально-психологических механизмов, действующих в организации (речь идет об организации как групп; людей, коллектив): взаимоотношений в формальных и неформальных группах, статусное – ролевой реализации социальных потребностей личности и т.д.. Эта группа методов, к которой относятся методы воздействия, метод социометрии, метод групповой оценки личности, отличается своей мотивационной характеристикой, которая определяет особенности воздействия.

Методы воздействия. Поскольку управленческая деятельность не существует вне общения и взаимодействия, то главным детерминантным взаимовлиянием людей является ее содержательная характеристика. Методы воздействия направлены именно на то, чтобы обнаружить изменение поведения и деятельности партнера по общению. С другой стороны, внушения, подражания, убеждения и т.д. – специфические механизмы воздействия, с помощью которых осуществляется регуляция поведения индивидов. Среди методов воздействия выделяют: убеждение (воздействие на сознание личности через обращение к ее критическому суждению); внушение (процесс воздействия на психическую сферу человека, связанный со снижением сознательности и критичности восприятия информации); подражание (воздействие на психическую сферу человека с целью сознательного или неосознанного повторения ею чьих-либо поступков, жестов, манер, стиля жизни и т.п.); заражение (влияние на эмоциональную сферу человека; процесс передачи эмоционального состояния от одного индивида к другому на психофизиологическом уровне контакта помимо собственно смыслового воздействия). Основными источниками информации о социально-психологическим явлением в организации являются: характеристики реального поведения, деятельности личности и группы (вербальная и невербальная поведение, поступки и действия и др.); особенности индивидуального и группового сознания (социальные установки, ценностные ориентации, социальные представления, ожидания, убеждения и тому подобное); ситуации социального взаимодействия; характеристики продуктов материальной и духовной деятельности личности, группы и др.

Метод социометрии. Разработан Дж. Морено метод применяют во время исследования эмоционально-психологических отношений в группе (организации). Социометрическая методика имеет целью изучение групповой дифференциации. Каждому предлагают дать ответы, например, на такие вопросы: Кого бы Вы хотели избрать руководителем? С кем бы Вы хотели решать групповое задание? др. Основанием для оценки и выбора является чувство симпатии или антипатии к другим. Как правило, называют три кандидатуры. При этом отмечают, кого бы выбрали первым, вторым, третьим. Выборы могут быть взаимно положительными, взаимно негативными или позитивными, или негативными для того, кто выбирает, отрицательными или положительным для того, кого выбирают. Количество положительных и отрицательных выборов фиксируют на матрице, после чего подсчитывают проценты в каждом из них. Метод дает возможность выявить реальное место личности в группе с ее деловыми качествами, популярностью, между личностными отношениями.

Метод групповой оценки личности. Этот метод основан на феномене групповых представлений о каждом как результат взаимно познания в процессе совместной деятельности, общения и дает возможность получить характеристики личности через взаимное оценивание. С его помощью оценивают качества человека (по представленному перечню) с использованием приемов: прямого оценивания; ранжирование качеств; попарного сравнения и др. Содержание качеств, которые оцениваются, определяется целями исследования, а их количество является разной – от 20 до 150.

Применение социально-психологических методов в психологии управления преследует цель обеспечения растущих социальных потребностей участников управленческого процесса, их развития, повышения управленческой активности личности и эффективной деятельности организации.

Методы, направленные на решение управленческих задач и принятия управленческих решений.

Решения управленческих задач и принятия управленческих решений – это всегда выбор альтернативы, что требует от участников управленческого процесса компетентности, творчества, активности, решительности и предусматривает применение соответствующих методов.

Метод «хорошей идеи». Это древнейший метод, который предполагает проявление интуиции. Поскольку проблема формулируется не всегда четко, на основе интуиции часто приходит молниеносное ее формулировки и решения.

Метод «мозгового штурма». Сущность его состоит в генерации идей участниками творческой группы, возглавляемой специалистом. Решения принимают другие специалисты (5 человек). Они знакомятся с выдвинутыми во время мозгового штурма идеями и выбирают те, что стоит реализовать (как правило, примерно 10% выдвинутых идей). Выбор идеи связан с обсуждением ее авторитетным специалистами.

Метод синектики. Метод, разработанный Гордоном, буквально означает метод разнообразного соединения. Он имеет много общего с методом «мозгового штурма», а отличается от него организацией работы творческой группы, подобранной для решения конкретной проблемы. Процедура его применения охватывает четыре фазы: 1) обдумывание всеми участниками творческой группы проблемы и попытки найти пути и решения с фиксацией соображений на бланках (в рабочих тетрадях); 2) совместное избрание лидера группы, который подробно излагает свое мнение по решению задачи; 3) высказывание участниками своего понимания поводу возможного способа решения проблемы дискуссии, согласования разных взглядов и разработка модели решения задачи (если дискуссия не приводит к оформлению общего подхода в решении управленческой задачи, используются разнообразные методы согласования); 4) анализ приглашенными специалистами-экспертами выдвинутых творческой группой оценок проблемы и предложенной ею модели ее решения.

Метод дневников. Если управленческая задача является очень сложной и для своего решения требует значительного напряжения творческих усилий в течение длительного времени, создают специальную группу экспертов, участникам которой позволяют работать коллективно, а также порознь. Каждый из них ежедневно в течение одной двух недель записывает в блокнот наблюдения и формулируются выводы по поводу возможного решения задачи. Результаты работы обсуждаются на совместной дискуссии. Для обобщения наблюдений, соображений, предложений формулирования тематики дискуссии руководитель может лично ознакомиться с заметками в каждом дневнике.

Метод Дельфы. Применяют его, когда решение задачи предполагает выдвижение и обоснование альтернатив. Он имеет несколько основных этапов:

· оценка каждым участником выдвинутой альтернативы по степени субъективного предпочтения по 10-балльной системе (высшим баллом считают единицу, а не десять). С этой целью альтернативам приписываются баллы в иерархической последовательности; анализируют баллы всех лиц группы за всеми альтернативами и для каждой подсчитывают среднюю величину;

· сравнение участниками своих оценок со средними величинами (по 10-балльной системе указывают, в какой степени оценки совпадают), второй подсчет средней величины;

· перемножения двух средних величин по каждой альтернативы и определение наилучшей (альтернативы с наименьшей величиной). Для подсчетов используют матрицу значений.

Метод «635». Это один из вариантов метода мозгового штурма, который предполагает постепенное выработки новых решений и сосредоточение только на основных идеях. Метод «635» реализуется следующим образом: основные идеи поступают по очереди в группы лиц; они добавляют свои мысли по поводу возможного решения проблемы. Каждому из шести участников творческой группы предлагают специальные бланки, в которых отражено 18 идей (6 человек х 3 идеи). После заполнения (это занимает примерно полчаса) бланки содержат уже 108 идей.

Метод «635» требует соблюдения таких условий: обеспечение неоднородности состава группы; формулирование проблемы до начала работы группы; уведомление проблем за 2-3 дня до начала работы; запрещение устного обмена информацией между участниками группы.

· эксперты – относительно каждого обсуждаемого варианта определяют по два представителя концепции «за» (защитники варианта решения) и противники (отвергающих данный вариант) все выдвигают свои аргументы, которые эксперты фиксируют на специальном табло (этот этап длится 10-15 мин.);

· представители концепции «за» и «против» меняются местами и приводят дополнительные доводы «за» и «против» относительно рассматриваемых вариантов, которые также фиксируются на табло;

· эксперты обсуждают все доказательства и, если необходимо, дополняют их; распределяются по 4-6 человек для совершенствования предложенных вариантов.

Метод утопических игр. Этот метод предполагает активное участие творческой группы в решении сформулированной проблемы. Каждый участник высказывает нереалистичные (утопические) утверждения в виде идей. При применении этого метода целесообразно придерживаться следующих условий:

· не ориентироваться на действие конкретной организации, особенности ее функционирования и др;

· не принимать во внимание порядок планирования в организации;

· принятые ранее решения (целевые установки, директивы и тому подобное) не должны влиять на работу творческой группы;

· ориентироваться на перспективу. Представлены идеи разделяют с помощью баллов на две большие категории: на модель «утопий» и модель «не утопий». В первую модель попадают прогнозы желаемого будущего, во вторую прогнозы нежелаемого будущего, Модель «утопий» дополняют факторами, препятствующими реализации утопических идей, а в модель «не утопий» предлагают факторы, которые вызывают нежелательные тенденции. Высказанные идеи оценивают с помощью матрицы предпочтений. Этот способ оценки заключается в суммировании индивидуальных оценок.

Метод Дельбека. Он применяется для решения заданий, которые требуют знаний в разных отраслях, и предусматривает активный творческий подход к решению проблем группы каждым лицом. Метод охватывает несколько этапов:

· определение проблемы;

· выявление факторов, которые способствуют и препятствуют выполнению цели, и установления связи между ними;

· поиск вариантов решения проблемы и выбор самого оптимального варианта.

Метод Дельбека предусматривает такой порядок работы:

1. Короткое описание (в течение 15 мин.) каждым членом группы независимо друг от друга конкретной у правленческой ситуации.

2. Считывание и фиксирование самых характерных предложений.

3. Исправление ошибок и неточностей в формулировках лиц группы с помощью вопросов и ответов.

4. Фиксирование количества одинаковых предложений.

5. Возведение количества предложений, которые отличаются, к минимуму или к нулю.

6. Синтез предложений, которые выражают мнение группы и выделения фактической ситуации, которая сложилась.

7. Сжатое описание желательного каждым лицом группы.

8. Дискуссия относительно предложения, которая оценивает имеющуюся ситуацию, проводится в течение 20 мин.

9. Вынесение после дискуссии каждым из группы трех предложений за степенью важности.

10. Формулировка цели в виде предложения, с которой соглашаются большинство участников.

11. Складывание перечня факторов, которые препятствуют достижению цели.

12. Определение факторов, которые способствуют достижению цели.

13. Складывание плана реализации организационного изменения.

Значительно реже применяют такие методы решения управленческих заданий и принятия управленческих решений, как метод контрольных вопросов, метод морфологического анализа, метод ролевой игры и т.д.

При применении каждого метода возникает проблема качества информации. Полученная в ходе проведения исследования информация должна отвечать требованиям точности (зависит от чувствительности использованных методик к измерению исследуемых качеств), обоснованности (определяется пригодностью метода исследовать именно те качества объекта, которые изучаются) и надежности (значит стабильность результатов при повторных экспериментах разных исследователей).

Необходимость оценки деловых качеств человека как руководителя возникает не только при аттестации или выявлении степени соответствия того или другого лица занимаемой должности. Она необходима также при формировании резерва руководителей или при отборе кандидатур на возникшую вакансию не только из числа персонала, но и из лиц посторонних для данного предприятия, подразделения и т.д.

Для оценки лиц, которые проделали на предприятии достаточно длительное время, можно использовать «стандартизированную методику складывания деловых характеристик руководителя» разработанную Э.С. Жариковым.

Данная методика являет собой набор бланков с перечнем оценочных высказываний, которые характеризуют следующие качества руководителя:

· мышление;

· умение принимать решение; компетентность;

· функциональные особенности; стимулы побуждения к работе;

· отношение к работе;

· психические черты;

· этичные характеристики.

Методика предназначена для определения степени соответствия руководителей требованиям выполняемой работы; для самооценки руководителей; для организации переподготовки кадров с учетом их личностных особенностей; для ориентирования работников, ответственных за подбор, расстановку и подготовку руководящих кадров.

Стандартизированная методика складывания деловых характеристик (СМСДХ) может применяться в нескольких вариантах.

1. Произвольная стандартная характеристика. Строится из стандартизованных высказываний, выбранных из опросных листов и зафиксированных в любом удобном порядке. Выбор в данном случае определяется целью – отразить в характеристике наиболее развиты у данного человека качества или свойства, что нужны для осуществления определенной работы. Другими словами, СМСДХ используется в качестве «склада заготовок» четко сформулированных оценочных высказываний.

Такая характеристика требует от составителя детальных знаний условий работы, личностных и профессиональных качеств руководителей.

Недостатки такого способа использования СМСДХ – возможность произвольного выбора выражений для оценок и трудности для сравнения характеристик двух и более работников из-за отсутствия общего списка критериев.

2. Экспертная оценка . Опросные листы стандартизированной методики используются так же, как бланки коллективной экспертизы работника управления, в результате которой создается усредненное представление о руководителе по всем критериям, заложенным в методику. Для составления характеристики таким способом требуется проведение специальной организационной работы, подбора и подготовки экспертов. Для более объективной оценки деловых и личностных качеств экспертную оценку целесообразно проводить «сверху» (руководителями рангом выше), «по горизонтали» (лицами одного ранга с обследуемым) и «снизу» (подчиненными). Каждая группа экспертов должна состоять не менее чем из 3-х человек. Все лица, входящие в экспертные группы, должны хорошо знать обследуемого по совместной работе. Процедура проведения оценки руководителя заключается в следующем. Экспертам дают бланки с оценочными высказываниями и знакомят с инструкцией по ее заполнению. Оценка производится в три этапа.

Сначала эксперты должны соотнести высказывания, помещенные в бланках со свойствами, способностями, умениями, особенностями и качествами оцениваемого, а также оценить интуитивно частоту их проявления в работе. Результаты должны фиксироваться в соответствующем столбце.

Затем эксперты должны соотнести высказывания не с частотой проявления свойств оцениваемого в реальной практической работе, а его потенциальные возможности.

После этого должны соотнести высказывания с требованиями той работы, что выполняет (или будет выполнять) оцениваемый.

Оценки всех трех оценок целесообразно выполнять разными цветами или разными знаками. Обработка материалов экспертной оценки производится следующим образом. Сначала на каждом бланке подсчитывается сумма баллов на каждом этапе оценки отдельно и проставляется соответственно в графу РК (реализация качеств) и графу ПВ (потенциальные возможности). Потом суммируются баллы по каждой карточке всех экспертов, и эта сумма делится на число экспертов (распределение необходимо делать до десятых долей).

Таким образом, по каждому качеству (карточке) определяется средний балл по реализации (РК), так и по потенциальным возможностям (ПВ) руководителя.

3. Самооценка. Методика может быть использована и как средство самооценки. Применение самооценки в комплексе с экспертной оценкой позволяет получить дополнительную информацию об адекватности самооценки обследуемого, что является важным при решении вопроса о его рекомендации на ту или иную должность.

Весьма полезную информацию о человеке дает ориентированная анкета (OA). Смейкла и М. Кучера, позволяющая определить направленность личности.

Направленность является сложным личностным образованием, определяющим все поведение личности, отношение к себе и окружающему. Направленность проявляется в потребностях, интересах, идеалах, убеждениях, доминирующих мотивах деятельности и поведения, и мировоззрении.

Направленность как система отношений личности к действительности представляет собой следующую триаду; отношение к другим людям как членам коллектива; отношение к труду и результатам, продуктам труда; отношение к самому себе, своей личности. В соответствии с этим различают направленность на взаимодействие (ВД), деловую направленность на задачу (H3) и личную направленность, или направленность на себя (НС).

Определение направленности личности того или иного работника имеет важнейшее значение для практики кадровой работы, поскольку от этого зависит эффективность подбора, расстановки и дальнейшего использования кадров на производстве. Данное положение станет понятным после ознакомления с характеристиками различных видов направленности.

Направленность на взаимодействие (ВД) имеет место, когда поступки работника определяются его потребностью в общении, стремлением поддерживать хорошие отношения с товарищами по работе. Как правило, лица с направленностью на взаимодействие уступают давлению группы, не принимают на себя руководства. Такой работник проявляет интерес к совместной деятельности, даже не способствуя успешному выполнению задачи и его фактическая помощь может быть минимальной, Его интересует не столько конечный результат деятельности, сколько сама совместная деятельность.

Деловая направленность отражает предпочтение мотивов, связанных с достижением группой поставленной цели. Работник с такой направленностью берет руководство в свои руки, когда речь идет о выборе задачи, старается обоснованно доказать свою точку зрения, которая считается полезной для выполнения задания. Обычно такой человек стремится сотрудничать с коллективом и добивается наибольшей продуктивности работы подчиненных. Для него характерны увлеченность в овладении новыми навыками и умениями, самим процессом деятельности, стремление к познанию.

Личная направленность (ЛН) создает преимущество мотивов собственного благополучия, стремления к личному первенству и престижу. Такой человек чаще всего бывает занят самим собой, своими чувствами, переживаниями и мало реагирует на потребности окружающих его людей, игнорирует сотрудников или работу, которую должен выполнять. В работе видит, прежде всего, возможность удовлетворить свои притязания вне зависимости от интересов других сотрудников и коллег.

Работники, как известно, заметно различаются по тому, кому они склонны приписывать ответственность за собственные деяния. Склонность человека приписывать ответственность за результаты своей деятельности внешним обстоятельствам или же, напротив, собственным усилиям и способностям психологи называют локализацией контроля.

Впервые понятие локуса контроля предложил американский психолог Дж. Роттер для различения между собой людей согласно тому, где они локализуют контроль над значимыми для себя событиями.

Существует два крайних типа такой локализации, или локуса контроля: интернальный и экстернальный. В первом случае человек считает, что события, происходящие с ней, прежде всего, зависят от ее личных качеств, таких как компетентность, целеустремленность, уровень способностей, и являются закономерным результатом его собственной деятельности. Во втором случае человек убежден, что его успехи и неудачи являются результатом таких внешних сил, как везение, случайность, давление окружения, другие люди и т.п.

Относящиеся к этой категории сотрудники всегда найдут объяснение неудовлетворительной оценке своей деятельности (материалы не вовремя привезли, станок поломался, мастер задачи неправильное объяснил) или своего поведения (опоздал на работу, потому что транспорта долго не было, будильник не зазвонил, лифт поломался и т.д.).

Психологами установлено, что принадлежность человека к тому или иному типу локализации контроля оказывает влияние на многообразные характеристики его психики и поведения.

Характерными чертами интерналов являются: эмоциональная стабильность, моральная нормативность, доверчивость, воображение, сердечность, утонченность, общительность и высокая сила воли.

Работники, которым присуща такая локализация контроля, более ответственны, последовательны при достижении цели, склонны к самоанализу, общительны, независимы. Они более продуктивны в ситуациях принятия решения и ситуациях, связанных с риском. Проявляют большую готовность отсрочить свое удовольствие ради достижения отдаленного, но более ценного блага. Интерналы больше, чем экстерналы, убеждены, что усердная работа вероятнее всего ведет к высокой продуктивности, а высокая продуктивность способствует получению высокого «вознаграждения». Их общая удовлетворенность трудом значительно выше, чем у экстерналов.

У экстерналов склонность к внешней локализации контроля связана с такими личностными чертами, как безответственность, неуверенность в своих способностях, тревожность, стремление вновь и вновь откладывать осуществление своих намерений.

В целом экстернальным людям чаще свойственны подозрительность, тревожность, депрессивность, агрессивность, конформность, догматизм, авторитарность, беспринципность, цинизм, склонность к обману. Стиль руководства экстерналов более директивное и основывается на негативных санкциях.

В целом, чтобы получить представление о наличии у кандидата в менеджеры необходимых данных, следует найти правильные ответы на следующие вопросы:

· Какой человек требуется на это место?

· Соответствует ли руководитель занимаемому им посту как личность, обладающая определенными способностями и направленностью?

· Каковы его сильные и слабые стороны?

· Соответствует ли его квалификация тем требованиям, которые предъявляет данная должность?

· Достаточна ли его квалификация для того, чтобы быть объективным?


Похожая информация.


Методы исследования личности рассматриваются на следующих четырех уровнях научного познания реальности: методологическом, теоретическом, эмпирическом и уровне конкретных техник и методик. Некоторые методы имеют общенаучное, а некоторые - специфическое значение для диагностики и изучения личности.

Наиболее общим основанием для разделения психологических методов является их чувствительность к оценке уникальных, индивидуальных свойств личности.
1. На уровне методологии науки были выделены номотетический и идиографический методы научного познания. Первый позволяет получать общее, универсальное, законосообразное знание об объекте исследования, второй - единичное, уникальное, частное. Впервые эти термины появились в речи Вильгельма Виндельбанда "История и естествознание" в 1894 г. Он предлагал делить науки не по предмету, а по методу исследования. Позднее, в ХХ в. эта проблема коснулась и психологии. В работах Г. Олпорта обсуждался вопрос о применимости в психологии номотетического и идиографического подходов, и соответственно методов. Согласно общепринятому мнению, номотетические методы, ориентированные на поиск общих закономерностей, - применяются в исследованиях естественно-научного направления, в которых человек рассматривается как объект исследования. Идиографические методы используются в исследованиях с гуманитарной направленностью, где человек рассматривается как активный развивающийся и изменяющийся субъект, поведение которого до некоторой степени может интерпретироваться как непредсказуемое.
2. Теоретические методы направлены на работу с идеями, представлениями, образами. Используя теоретические методы, ученый имеет дело не с самой реальностью, а с ее мысленной репрезентацией. Разновидностями теоретического метода являются мысленный эксперимент и частично моделирование. Функциями мысленного эксперимента и моделирования являются: 1) предварительное апробирование реального эксперимента в умственном плане, в плане представлений; 2) замещение реального эксперимента мысленным вследствие невозможности проведения первого по причине сложности объекта исследования либо по моральным соображениям. Моделирование также используется тогда, когда непосредственное исследование объекта "не представляется возможным вследствие ограниченности современного уровня знания и практики", "для объяснения накопленных в науке фактов или законов, если для объяснения их еще нет теории", для предсказания поведения "непосредственно интересующего нас объекта путем анализа поведения другого, более известного, объекта", для "исследования объектов, недоступных для экспериментального оперирования с ними", в целях экономии. Ряд таких личностных особенностей, как регуляция времени, агрессия, фрустрация и др. могут исследоваться с помощью теоретических научных методов.
3. Эмпирические методы - наблюдение, измерение и эксперимент являются общенаучными процедурами сбора данных, поэтому могут быть использованы для изучения личности как объекта психологического исследования.
Наблюдение - целенаправленное восприятие и регистрация поведения объекта. Особенностями метода наблюдения являются пристрастность и пассивность наблюдателя, непосредственность наблюдения, невозможность повторения наблюдения, его длительность. Для повышения валидности результатов наблюдения используют экспертные оценки, аудио- и видеозаписи, стандартизацию наблюдения, контроль за активностью наблюдателя.
Измерение - регистрация состояния объекта с помощью другого объекта, или процедура приписывания объекту определенного значения (например, числа) и отведение ему места на психологической шкале в соответствии с установленными для нее правилами. Шкалы бывают неметрическими (номинативная шкала и шкала порядка) и метрическими (шкалы интервалов и равных отношений). В психологии чаще всего используются неметрические шкалы (подробнее об этом см.: Дружинин В.Н., 1997).
Эксперимент - метод проверки научных гипотез, в ходе которого экспериментатор ставит испытуемого в особые условия, осуществляя контроль за побочными влияниями. Результаты эксперимента должны быть достоверными и надежными.
4. Для диагностики и изучения личности на уровне конкретных техник и методик используются тесты. Тесты - специализированные методы психодиагностического исследования, применяя которые можно получить количественную и качественную характеристику изучаемого явления.

  • Тесты бывают разных видов:
    • по критерию стандартизации тесты делятся на стандартизованные и нестандартизованные;
    • по критерию - назначение теста - на общедиагностические, тесты на профпригодность, тесты специальных способностей, тесты достижений;
    • по критерию - материал оперирования - на бланковые, предметные и аппаратные;
    • по критерию - характер умственных действий - на вербальные и невербальные;
    • по характеру ответов - на тесты с открытыми (свободными) и тесты с закрытыми (предписанными) ответами.
    Тесты с открытыми ответами носят название проективных.