Как выбрать себе духовника? Как найти духовного наставника? Нужен ли человеку духовный наставник? Преподобный Макарий Великий.

Выбрать духовника и приход непросто. Здесь играют роль не только общие для всех обстоятельства, но и личные особенности человека: его интересы, привычки и многое другое. Духовная жизнь в принципе слишком сложна, чтобы давать в ней универсальные советы.

Но в то же время существует ряд вещей, на которые стоит обратить внимание всем. Они позволят избежать наиболее частых ошибок при воцерковлении, удержат от попадания вместо Церкви в псевдоправославную секту.

Любовь

В Евангелии Господь сам дает простой, но очень верный совет о том, что является главной отличительной чертой христиан. Спаситель напоминает апостолам: По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою (Ин 13:35). Именно по этому критерию и стоит искать себе общину и духовника.

Не стоит при этом надеяться, что вам вдруг попадется храм, куда ходят одни святые. Заметим здесь, что даже у святых были свои грехи и недостатки. А потому, чтобы не разочароваться, с самого начала не стоит питать иллюзий: в любом человеческом сообществе всегда есть и непонимание, и конфликты, и напряженные отношения. Вопрос только в их градусе. Приход, как и любая другая организация или группа, может в равной степени оказаться как объединением нормальных, живых (а оттого и не без проблем в общении) людей, так и «террариумом единомышленников».

Придя в храм, вы вряд ли сразу разберетесь во всех тонкостях отношений между постоянными прихожанами, на это потребуется время. Зато вы сразу сможете заметить, если у прихода существуют проблемы в отношении с другими общинами и Церковью в целом. Идея осажденной крепости, единственного «правильного» прихода, может обретать самые разные формы, но это всегда повод насторожиться. Противопоставить себя остальной Церкви, утверждать, что лишь у вашего настоятеля есть истина в последней инстанции - верный шаг в сторону тайной секты под православной вывеской.

Свобода

Приход - не казарма, где все подчинено исполнению командирской воли, а подчиненные ни о чем не должны думать. Задача духовника состоит в том, чтобы научить человека самостоятельно мыслить и самостоятельно принимать решения. Поэтому хороший духовник будет давать скорее советы, а не приказы, помогать прихожанину с его самообразованием. И никогда не будет рубить сплеча.

Бывают, к сожалению, и такие случаи, когда, увидев прихожанина в первый раз, священник в приказном порядке требует от него идти в монастырь или связать себя узами брака с незнакомым человеком. Нередко таких священников окружают люди, которые неустанно повторяют, что «батюшка - прозорливый старец» и его необходимо беспрекословно слушаться. Однако не стоит забывать, что такая попытка сломать чужую волю не соответствует представлению о жизни христианина и даже осуждена соборным решением Церкви.

Постановление Священного Синода Русской Православной Церкви от 28 декабря 1998 года указывает священникам на недопустимость склонять прихожан к оставлению учебы, работы или воинской службы, принятию монашества, вступлению в брак, внесению каких-либо пожертвований. По любой из этих тем вы, конечно, можете посоветоваться со священником, и он даст вам ответ, но сам он принуждать вас к чему-либо и требовать от вас этого не имеет права.

Православие - это религия свободы. Впрочем, не стоит забывать и о том, что если сделать свободный выбор в пользу зла, ответственность за него будете нести лично вы.

«Работа с источниками»

Никакой, даже самый опытный, священник не может говорить вещей, противоречащих Священному Писанию, канонам Церкви и ее соборным решениям. Поэтому лучшей защитой от попадания в псевдоправославную секту может стать для вас работа с «несколькими источниками». Доверяйте своему духовнику, но в то же время читайте Евангелие и толкования к нему авторитетных богословов, не избегайте образовательных курсов, даже если они проходят за пределами вашего прихода. Не бойтесь советоваться не только с вашим, но и с другими священниками.

В том, что вы стремитесь как можно полнее, и в том числе из первоисточников, узнать о своей вере, нет ничего греховного. Напротив, образование - один из важнейших столпов духовного роста христианина.

Но будьте при этом внимательны, не дайте себе впасть в иную крайность, и не думайте, что через пару недель учебы на катехизаторских курсах вы обязательно станете разбираться во всем лучше своего приходского священника. Опыт говорит о том, что новообращенный христианин, не имеющий должного образования и опыта, может сам ошибочно понять то или иное место в Писании, по незнанию неверно истолковать слова Отцов Церкви или решение какого-нибудь собора. В такой ситуации один шаг остается до того, чтобы несправедливо осудить своего духовника, а то и всю Церковь. Не один трагический раскол возникал именно так, по неграмотности людей, вооруженных «полузнанием».

Поэтому если что-то в словах вашего духовника смущает вас, постарайтесь проверить и перепроверить это максимально возможным количеством способов.

Воцерковленность вместо субкультурности

Частая ошибка человека, впервые входящего в храм, - доверие к тем, кого порой называют церковными фриками.

Действительно, у Церкви есть свои традиции, даже свои устои: в этом нет ничего странного. Наоборот, подчас именно Церковь сегодня выступает хранителем всего лучшего, что осталось нам от традиционного общества. Однако, во-первых, Церковь - не заповедник старины или какой-то особой субкультуры. Воцерковившемуся мужчине не обязательно растить бороду и приучаться говорить «спаси Господи» вместо привычного «спасибо». А, во-вторых, степень духовного роста и близости ко Христу опять же определяется вовсе не длиной бороды или юбки.

У новоначального христианина возникает масса вопросов: зачем поститься, как правильно вести себя в храме, как молиться перед едой? Многое кажется ему необычным, и с этим нужно разбираться. Не в последнюю очередь для того, чтобы научиться отличать важные для христианина поступки от экзальтированного поведения.

Когда выпадают тяжёлые испытания, охватывает тревога и волнения, люди просят помощи у Бога или у мудрецов, чтобы получить советы, рекомендации для решения своих проблем. И тогда появляется потребность найти человека, который может направить на правильный путь и поможет разобраться в себе и в собственных неурядицах. Именно таким человеком часто становится духовный наставник, который помогает раскрыться душе, покаяться и принять решение поменять свою жизнь.

Зачем необходимо духовное руководство?

Не имея руководителя, человек не может прожить жизнь в святости. Найти учителя можно в церкви, куда необходимо приходить и молить Господа послать духовника, который будет утешать, советовать и направлять помыслы в богоугодное русло. Роль духовного наставника велика. Он, общаясь со своим чадом, доносит то, что ему передаёт дух Божий, вселяет в душу покой и гармонию.

Как правило, духовный наставник - это человек, обладающий большим жизненным и религиозным опытом, и он несёт послушание руководить религиозной жизнью других людей. Духовник играет огромную роль в жизни мирянина и священнослужителя, и он необходим для того, чтобы, прислушиваясь к его советам, жить благочестиво и достигнуть Царствия Небесного. История церкви имеет несколько вариантов наставничества. Но основными считаются:

  • служба священника в приходе, где он является душевным врачевателем всех прихожан;
  • старчество, именно оно получило широкое распространение в России.

Старцы - целители душ

Возникшее в Византии, оно прочно вошло в русскую культуру и заняло одно из значимых мест. Старцы несли обет послушания и своим словом и поступками были призваны обличать грехи и утешать запутавшихся в собственных сомнениях людях. Спасительными беседами и наставлениями они врачевали души, вносили в них покой и умиротворение.

Русское старчество берёт свои истоки от преподобного Паисия Величковского и достигает своего развития благодаря монахам Оптинской Пустыни. Монастыри с их духовными наставниками в течение длительного времени были центром паломничества православного народа. Старчество имело свою особенность, где строгое подвижничество чередовалось с активными выходами в мир. Эти выходы выражались в контакте с народом и в службе миру в качестве духовного помощника, наставника и советника.

Достижение простоты смирением

Занимаясь религиозным образованием своих учеников, старцы учили мудрости, способствовали нравственному росту и совершенствованию. В течение земной жизни своего духовного ученика они координировали и направляли поступки и действия чада. Связь между учителем и учеником была очень прочна, потому что строилась на доверительных и уважительных отношениях, покорности и любви. Отец Захарий наставлял беречь совесть свою и стремиться к простоте, которую можно достичь только смирением.

К старцам приходили за советом, когда были сомнения и возникали трудные ситуации. От духовника ждали утешений и помощи. Уникальность старчества в православии заключалась в непоколебимой вере и духовной силе старцев и в той тонкой работе, которую они проводили в душе своего ученика. Влияя на человеческую психику, они деликатно и аккуратно направляют человека на путь обретения любви к Господу.

Поиск наставника

Великая благодать для верующего человека - найти священнослужителя, который будет нести ответственность перед Всевышним за своего ученика,будет совершать молитвы за него, контролировать рост духовности, руководить его поступками и наставлять в мирской жизни, а также направлять на путь добродетели, которая ведёт в жизнь вечную.

Для верующего человека путь разрешения проблем отличается от пути, который выбирают неверующие миряне. Люди, далёкие от религии, как правило, свои возникшие неурядицы пытаются решать, опираясь на помощь и совет своих знакомых и в основном далёких от религии людей. И часто проблема не разрешается, а только усугубляется. Это происходит оттого, что все сложности сконцентрированы внутри нас, в отдалённости от Бога. И как следствие под накапливанием грехов происходит сбой духовной гармонии.

Воцерковленному человеку с появлением непредвиденных ситуаций за советом стоит идти к своему духовнику. При этом верующий понимает, что спрашивая, как поступить, он ждёт ответ на свой вопрос от Господа. Видя его смирение, Бог через батюшку даёт верный совет и благословляет. У христианина никогда не возникнет сомнений в том, что необходимо следовать сказанному духовником. Он уверен, что это Всевышний посылает ему свою поддержку. Только если передать своё сердце и душу в послушание духовнику, Божия благодать поселится в человеке.

Церковь не ставит ограничения и предоставляет возможность доброму христианину самому выбрать духовника. Как найти духовного наставника? Хорошо, если им будет священнослужитель из храма, в который часто приходишь помолиться. Но всё индивидуально, и порой бывает непросто встретить духовника, с которым бы установились доверительные и сердечные отношения.

Задача наставника

Духовное наставничество стремится к совершенствованию личности и проявлению в ней образа Бога, к воспитанию духовного начала в человеке. Православному христианину стоит обязательно прочитать и проникнуться наставлениям святых отцов. Они гласят:

  • духовными помыслами любого православного должен руководить священник, к помощи которого необходимо обращаться и исповедуясь, и в учении;
  • старайтесь общаться с духовником на протяжении всей жизни, раскрывая свои грехи и богомерзкие помыслы;
  • следуя поучениям своего духовного отца, непременно обретёшь Царство Небесное;
  • если доверить своё сердце духовнику, то божия благодать поселится в душе.

Как выбрать духовного отца?

Как выбрать духовного наставника? Не стоит искать какие-то способы. Не нужно и прилагать особые усилия, начиная поиск духовного наставника. Это подскажет сердце. Понимание того, ваш это человек или нет, придёт само собой, если:

  • советы батюшки благотворно влияют и врачуют душу;
  • вы получаете утешение и чувствуете поддержку;
  • испытываете радость и умиротворённость, общаясь с ним;
  • ощущаете и верите в силу его молитвы и взаимную доброжелательность.

Как начать поиск духовного отца

Чтобы Бог подсказал, как найти духовного наставника, необходимо много и страстно молиться. Начиная поиск необходимо приглядеться к приходу, в котором проводит службы батюшка. У хорошего священника в храме всегда благожелательная атмосфера. Стоит пообщаться с прихожанами, узнать их мнение о пастыре.

Не стоит отправляться в далёкие края, раздумывая, где найти своего духовного наставника. Он может оказаться рядом и ближе, чем вам кажется. Не нужно рассказывать никому о своём наставнике, встретив его. Религиозная жизнь - это частное, и нет нужды выставлять её на всеобщее обозрение.

Часто приходите в церковь, которая по душе. Открывайтесь священнику на исповеди и молитесь о нём, и тогда Бог через него откроет своё изволение. Когда общение со священнослужителем проходит доверительно, то стоит следовать советам батюшки и, получив напутствие, выполнить его. Не нужно приходить с одним вопросом или проблемой ко многим батюшкам, надеясь на перемену вразумления.

Не нужно торопиться и называть первого встречного батюшку своим духовником. Посещая церковь, исповедуйтесь и спрашивайте совета у священника о своём наболевшем. И тогда возможно встретить близкого себе духовника.

Общаясь с прихожанами, узнавайте, где найти своего духовника, и какой батюшка пользуется авторитетом и уважением у паствы.

Приступить к чтению нужно с простых и понятных текстов. Духовные книги помогут правильно определиться с целями и приоритетами в жизни.

Нужен ли человеку духовный наставник

В любой сфере деятельности или в спорте у начинающего специалиста, спортсмена или школьника всегда есть наставник. Он помогает овладеть профессией, делится опытом, советами. Наставничество священнослужителя направлено на достижение учеником крепости духа, религиозного самосознания и исполнения божественных заповедей.

Отношения чада и духовника не измеряются количеством проведённого совместно времени. Иногда достаточно нескольких предложений, чтобы в душе стало спокойно и вопросы разрешились. Важно выполнить все советы, поступившие от духовника.

В мирской жизни семьям, следующим по законам Божьим, важно исповедоваться у одного духовника. Случается, что возникающие внутренние семейные проблемы можно решить совместно.

Для воцерковленного человека желательно вести запись своих грехов и затем как можно чаще исповедовать их духовнику. Считается, что спасение во множестве советов. Поэтому для души полезно искать ответы на вопросы у нескольких священников. Но мысли и греховные помыслы лучше открывать только своему духовному отцу.

Некоторые верующие не знают о том, что, отправляясь к пастырю, нужно прочитать молитву: «Господи! Дай мне милость и внуши духовному отцу дать мне ответ по воле твоей». Вверить себя духовному отцу - это лучший способ для того, чтобы встать на путь исправления. Дьявол не сможет вмешаться туда, где всё тайное и греховное открылось духовнику. Важно повиноваться своему руководителю, ибо через него повинуешься Богу.

Духовный учитель

Духовник похож на педагога, открывающего истинный смысл многих вещей и правду своим подопечным. Учитель, духовный наставник должен расширить внутренний потенциал личности, воздействовать на него, сделать душевный мир воспитанника созвучным своему собственному.

Наставничество - это ещё и молитвы духовника о послании ему мудрости в обучении своих учеников. Это его обращение к Богу в неразрешимых ситуациях, просьба поддержки у Небесной Заступницы в минуты сомнений и беспомощности. Духовный отец несёт ответственность перед Иисусом Христом за вверенных ему чад.

Духовные наставники человека

На нашем пути много попадается людей, которые называют и считают себя духовными наставниками. Часто у них есть своё учение, школы или они называют себя последователями известных духовных личностей. У таких наставников есть ученики, единомышленники и почитатели, которые поддерживают их взгляды и убеждения.

Кроме того, каждый человек имеет своих невидимых духовных помощников. К ним относятся ангелы, которые защищают и оберегают на протяжении всей жизни. Если удастся научиться их понимать, то жить станет намного легче и проще. Приходя в мир вместе с родившимся младенцем, ангелы покидают его после смерти.

Верующий человек, который стремится следовать Божьим заповедям с чистой совестью и помыслами, перед невзгодами. Они только укрепляют верования и совершенствуют его душу. Отправляясь к своему духовнику, он понимает, что просит совета не у человека, а у Господа, который через священника даёт нужный совет и благословляет. Напутствие духовного отца, выполненное неукоснительно, приведёт к помощи от Бога. Ибо цель существование человека на земле очистить своё сердце и почувствовать близость Бога.

Кто такой духовник? Как не ошибиться в выборе духовного наставника? На эти сложные вопросы Вам ответит епископ Пантелеимон (Шатов) в данной статье.

Кто такой духовник, духовный отец? Лучше искать духовника из монахов или из женатого духовенства?

Духовником обычно называют священника, к которому регулярно ходят на исповедь (у кого исповедуются по преимуществу), с кем советуются в сложных жизненных вопросах. Слова духовника принимают как совет. Тот духовник, который требует абсолютного подчинения себе, настаивает на буквальном, строгом, неукоснительном исполнении своих советов, претендует на роль старца – может сильно навредить; духовника нужно выбирать, как мне кажется, кроткого и смиренного.

Духовный отец – это духовник, который давно знает человека, приходящего к нему на исповедь, хорошо с ним знаком, засвидетельствовал своим внимательным отношением к человеку свою любовь к нему. Я обычно не делаю различия между духовником и духовным отцом, мне кажется, это понятия в принципе одинаковые, но духовный отец –– это, возможно, тот духовник, который в большей степени заботится о своих духовных чадах, уделяет им больше времени, кого сами духовные чада называют духовным отцом.

Как выбрать духовника?

Отношение к духовнику должно быть все-таки осторожным. В наше время есть случаи, когда священники уклоняются от того, чтобы быть духовниками, или по ложному смирению, или по нежеланию заниматься пастырским трудом, а бывает другая крайность, когда человек возомнил о себе, что он хороший духовник, и ему нравится управлять духовной жизнью своих чад, – таких духовников, конечно, нужно избегать. Духовник должен быть и добрым и смиренным, но и взыскательным и строгим.

Духовник может быть и из монахов, и из белого духовенства, всё зависит от человека, а не от того, к какому сословию он принадлежит. И в миру есть как очень хорошие священники, так и нерадивые, и в монастыре есть люди, которые дают совершенно неправильные советы, невыполнимые епитимьи и поклоны за уже исповеданные грехи, а есть замечательные старцы. Также бывает, что монашествующие, которые ушли в монастырь в молодом возрасте, плохо знают семейную жизнь и иногда могут ошибиться в своих рекомендациях, не понимая все тонкости семейных проблем.

Исповедаться лучше только у своего духовника, правда бывает такая крайность, когда человек отказывается, даже в случае нужды(болезнь, долгое отсутствие духовника) исповедоваться у другого священника.

Есть опасность, особенно для девушек, женщин – душевной привязанности к духовнику. Иногда это приводит к очень тяжелым последствиям. Здесь нужно отличать душевную привязанность от духовной связи с духовником. Как отличать душевную привязанность? Ее признаками являются: ревность, зависть к другим(«им батюшка больше уделяет времени, а мне меньше»), желание одной ласковости со стороны духовника, обиды на его строгость.

Нельзя допускать душевной привязанности к духовнику, нужно этого очень бояться. Если появляются какие-то проблемы в отношениях с духовником, можно подойти к духовнику вашего духовника и попытаться с ним эти вопросы решить.

Как выбрать себе духовника?

Отвечает иеромонах Иов (Гумеров):

Специально искать или выбирать не нужно. Надо помолиться, чтобы Господь дал духовника. Все искусственное бывает непрочным и не дает плодов. Если Господь привел в определенный храм, и Вы стали прихожанкой его, то не ищите другого, ибо спасение зависит от нашей внутренней жизни. Связь с духовным отцом установится в согласии с волей Божией тогда, когда эту связь родит жизнь. Произойти это должно естественно. Самым лучшим свидетельством того, что возникшие отношения родились неслучайно, является реальная духовная польза, которую они приносят. Если же такая связь не возникла, то не надо ни унывать, ни предпринимать специальных поисков. Иначе начнется долгое хождение по приходам. В результате теряется мир душевный. Самым лучшим наставником является святое Евангелие. Духовная жизнь совершенно ясна: исполнять евангельские заповеди и жить в благодатном опыте Церкви. Когда возникают вопросы, можно спросить у любого опытного священника.

Выбрать духовника и приход непросто. Здесь играют роль не только общие для всех обстоятельства, но и личные особенности человека: его интересы, привычки и многое другое. Духовная жизнь в принципе слишком сложна, чтобы давать в ней универсальные советы.

Но в то же время существует ряд вещей, на которые стоит обратить внимание всем. Они позволят избежать наиболее частых ошибок при воцерковлении, удержат от попадания вместо Церкви в псевдоправославную секту.

Любовь

В Евангелии Господь сам дает простой, но очень верный совет о том, что является главной отличительной чертой христиан. Спаситель напоминает апостолам: По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою (Ин 13:35). Именно по этому критерию и стоит искать себе общину и духовника.

Не стоит при этом надеяться, что вам вдруг попадется храм, куда ходят одни святые. Заметим здесь, что даже у святых были свои грехи и недостатки. А потому, чтобы не разочароваться, с самого начала не стоит питать иллюзий: в любом человеческом сообществе всегда есть и непонимание, и конфликты, и напряженные отношения. Вопрос только в их градусе. Приход, как и любая другая организация или группа, может в равной степени оказаться как объединением нормальных, живых (а оттого и не без проблем в общении) людей, так и «террариумом единомышленников».

Придя в храм, вы вряд ли сразу разберетесь во всех тонкостях отношений между постоянными прихожанами, на это потребуется время. Зато вы сразу сможете заметить, если у прихода существуют проблемы в отношении с другими общинами и Церковью в целом. Идея осажденной крепости, единственного «правильного» прихода, может обретать самые разные формы, но это всегда повод насторожиться. Противопоставить себя остальной Церкви, утверждать, что лишь у вашего настоятеля есть истина в последней инстанции - верный шаг в сторону тайной секты под православной вывеской.

Свобода

Приход - не казарма, где все подчинено исполнению командирской воли, а подчиненные ни о чем не должны думать. Задача духовника состоит в том, чтобы научить человека самостоятельно мыслить и самостоятельно принимать решения. Поэтому хороший духовник будет давать скорее советы, а не приказы, помогать прихожанину с его самообразованием. И никогда не будет рубить сплеча.

Бывают, к сожалению, и такие случаи, когда, увидев прихожанина в первый раз, священник в приказном порядке требует от него идти в монастырь или связать себя узами брака с незнакомым человеком. Нередко таких священников окружают люди, которые неустанно повторяют, что «батюшка - прозорливый старец» и его необходимо беспрекословно слушаться. Однако не стоит забывать, что такая попытка сломать чужую волю не соответствует представлению о жизни христианина и даже осуждена соборным решением Церкви.

Постановление Священного Синода Русской Православной Церкви от 28 декабря 1998 года указывает священникам на недопустимость склонять прихожан к оставлению учебы, работы или воинской службы, принятию монашества, вступлению в брак, внесению каких-либо пожертвований. По любой из этих тем вы, конечно, можете посоветоваться со священником, и он даст вам ответ, но сам он принуждать вас к чему-либо и требовать от вас этого не имеет права.

Православие - это религия свободы. Впрочем, не стоит забывать и о том, что если сделать свободный выбор в пользу зла, ответственность за него будете нести лично вы.

«Работа с источниками»

Никакой, даже самый опытный, священник не может говорить вещей, противоречащих Священному Писанию, канонам Церкви и ее соборным решениям. Поэтому лучшей защитой от попадания в псевдоправославную секту может стать для вас работа с «несколькими источниками». Доверяйте своему духовнику, но в то же время читайте Евангелие и толкования к нему авторитетных богословов, не избегайте образовательных курсов, даже если они проходят за пределами вашего прихода. Не бойтесь советоваться не только с вашим, но и с другими священниками.

В том, что вы стремитесь как можно полнее, и в том числе из первоисточников, узнать о своей вере, нет ничего греховного. Напротив, образование - один из важнейших столпов духовного роста христианина.

Но будьте при этом внимательны, не дайте себе впасть в иную крайность, и не думайте, что через пару недель учебы на катехизаторских курсах вы обязательно станете разбираться во всем лучше своего приходского священника. Опыт говорит о том, что новообращенный христианин, не имеющий должного образования и опыта, может сам ошибочно понять то или иное место в Писании, по незнанию неверно истолковать слова Отцов Церкви или решение какого-нибудь собора. В такой ситуации один шаг остается до того, чтобы несправедливо осудить своего духовника, а то и всю Церковь. Не один трагический раскол возникал именно так, по неграмотности людей, вооруженных «полузнанием».

Поэтому если что-то в словах вашего духовника смущает вас, постарайтесь проверить и перепроверить это максимально возможным количеством способов.

Воцерковленность вместо субкультурности

Частая ошибка человека, впервые входящего в храм, - доверие к тем, кого порой называют церковными фриками.

Действительно, у Церкви есть свои традиции, даже свои устои: в этом нет ничего странного. Наоборот, подчас именно Церковь сегодня выступает хранителем всего лучшего, что осталось нам от традиционного общества. Однако, во-первых, Церковь - не заповедник старины или какой-то особой субкультуры. Воцерковившемуся мужчине не обязательно растить бороду и приучаться говорить «спаси Господи» вместо привычного «спасибо». А, во-вторых, степень духовного роста и близости ко Христу опять же определяется вовсе не длиной бороды или юбки.

У новоначального христианина возникает масса вопросов: зачем поститься, как правильно вести себя в храме, как молиться перед едой? Многое кажется ему необычным, и с этим нужно разбираться. Не в последнюю очередь для того, чтобы научиться отличать важные для христианина поступки от экзальтированного поведения.

Вспомните роман Достоевского «Братья Карамазовы». Подлинный старец Зосима говорит там вполне понятным языком, не пытается юродствовать, хотя в этом его и подозревают далекие от Церкви люди, не понимающие многих его поступков. В то же время его оппонент - монах, явно страдающий от множества духовных болезней, притягивает к себе людей именно своим странным поведением, рассказами об откровениях, актерскими попытками изобразить лубочного святого.

Выше партий

Церковь - вне политики. Конечно, она не может избегать любых столкновений с политикой, и разговоры на соответствующие темы тоже будут периодически возникать, ведь они ведутся людьми повсюду. Однако когда политические темы начинают доминировать в жизни прихода - это уже «тревожный звоночек». Ведь, скажем, в парикмахерскую вы идете, чтобы подстричься, а не только чтобы услышать пусть даже самые близкие вам лично политические лозунги из уст парикмахера. Если за ваши деньги с вами поговорят о политике, но при этом не подстригут вас, вы будете вполне обоснованно возмущаться.

Так же и в Церкви. Обратите внимание, сегодня известные священники касаются общественных тем, но о чем бы они ни начинали говорить, основной целью их выступления является Христос и Его проповедь. Ради этого священник может обратиться и к проблемам экономики, и к вопросам политического характера, и к экологии, и к современному искусству. Но целью разговора должно оставаться христианское осмысление проблемы, то есть, в конечном счете, разговор о Боге и вечном спасении, а не о том, за кого же голосовать.

И, разумеется, совсем уж недопустимо, если в приходе начинается «выбраковка» людей по политическим признакам. Ведь, подходя к Причастию, все христиане являются равными братьями, оставившими сиюминутные споры во имя вечности.