Основные психологические подходы. Различные подходы к пониманию личности в психологии Какой подход трактует личность как носителя

Павлова Анеля Васильевна

учитель истории

МОУ СОШ № 12 г. Вышнего Волочка Тверской обл.

Тестирование по теме: Личность, межличностные отношения.

    2 Какой из подходов в трактовке личности лишний в перечне?

А) антропологический б) социологический

В) персоналистический г) научный

2. Какой подход трактует личность как носителя общечеловеческих свойств?

А) антропологический б) социологический в) персоналистический г) научный

3. Соотнести имя ученого и его подход к трактовке личности.

А) антропологический б) социологический в) персоналистический

1) Л. Фейербах 2)К. Ясперс 3) Э. Дюркгейм

4. Неповторимые свойства и своеобразие взаимосвязей между ними – это:

А) индивид б) индивидуальность в) личность

5. Специфическая организация качеств, способностей, мотивов, ценностей, присущих данному индивиду, образующая его неповторимую личность в различных проявлениях – это……………

6. Структура личности: (дополнить недостающий элемент таблицы).

7. Соотнести понятие и определение.

А) Уровень рассмотрения личности с точки зрения индивидуальных отличий от других людей

Б) личность рассматривается с точки зрения качеств, которые проявляются только при взаимодействии с другими людьми.

В) определяет воздействие личности на других людей.

1)метаиндивидный 2) интроиндивидный 3) интериндивидный

8. Исключительно примитивные, инстинктивные и врожденные аспекты личности, нечто темное, биологическое, хаотичное, не знающее законов, не подчиняющееся правилам З. Фрейд определил как

…………………………………..

9. Дайте оценку следующим высказываниям:

А. С точки зрения российского психолога Л. С. Выгодского психологический и биологический возраст личности полностью совпадают.

Б. Масштаб времени, включающий события, которые были до жизни человека и будут после его смерти называется историческим временем.

1) верно только А 2) верно только Б 3) оба высказывания верны 4) оба не верны

10. Высшей формой направленности личности называют:

А) стремления Б) убеждения В) желания Г) влечения

11.Соотнести понятие и определение.

А) Система взглядов человека на окружающий мир и его место в нем.

Б) Осознанную потребность личности, побуждающую ее действовать в соответствии с ценностными ориентациями.

В) Готовность бескорыстно действовать на пользу другим, не считаясь со своими интересами.

Г) Глубокие переживания, огорчения

1) альтруизм 2) мировоззрение 3) убеждение 4) фрустрация

12. Какой из перечисленных терминов лишний?

Мимика, речь, поза, жесты.

13. Соотнести тип собеседника и определение.

А. В беседу он включается не сразу, ему нужно время, чтобы прежде обдумать, составить план своих действий.

Б. С легкостью переключаются на общение от любых других занятий, контактны, хотя легко отвлекаются.

В. Слушатель он обычно идеальный, говорит вдумчиво, старается подобрать наиболее точные слова, не любит, когда его перебивают.

Г. Ему приходят в голову десятки версий, которые, впрочем, легко сменяются другими.

Д. Не склонен к внешней коммуникации. Ему часто кажется, что его не поймут.

1) интроверт 2) ригидный 3) мобильный

14. Соотнести понятие и определение.

А) устойчивый, а нередко и упрощенный образ какого-либо явления или человека, складывающийся в условиях дефицита информации

Б) это постижение эмоционального состояния другого человека, если можно так сказать, «вчувствование»

В) восприятие, понимание и оценка людьми социальных объектов

1) эмпатия 2) перцепция 3) стереотип

Ключ.

    А1, Б3, В2

    Структура личности

    Ценности, идеалы, убеждения

    А2, Б3, В1

    Ид

    А2, Б3, В1, Г4

    Речь

    А2, Б3, В2, Д1

    А3, Б1, В2

Личность - это человек, взятый в системе таких его психологических характеристик, которые социально обусловлены, проявляются в общественных по природе связях и отношениях являются устойчивыми, определяют нравственные поступки человека, имеющие существенное значение для него самого и окружающих.

Психическая жизнь имеет определённое строение. В психологической науке мы можем встретить выделение и описаниетрёх компонентов личности:

1. Направленность личности. Включает в себя различные свойства систему взаимодействующих потребностей и интересов, из которых складывается мировоззрение личности, т. е. другими словами говоря, направленность личности - это система ее отношений к окружающему миру, это мотивы поведения личности.

2. Возможности личности. Этот компонент включает в себя ту систему способностей и склонностей, которая обеспечивает успех в каком-то виде деятельности.

3. Сталь поведения человека. В первую очередь сюда относятся темперамент и характер. В системе характера можно выделить, во-первых, моральные качества и свойства (отношение к людям, ответственность), во-вторых - волевые качества.

Структура в общем понимании - это совокупность устойчивых связей между множеством компонентов объекта, обеспечивающих его целостность и тождество самому себе. Когда рассматривается структура личности, то возникает множество вопросов: что относить к компонентам личности, какие связи между выделенными компонентами являются системообразующими. Это приводит к тому, что практически каждый специалист, изучающий личность, создает собственную структуру личности. В отечественной психологии существует ряд попыток представить структуру личности (А.Г.Ковалёв, В.С.Мерлин, К.К.Платонов, В.А.Крутецкий, А.И.Щербаков).

Среди большого количества структур личности, предложенных отечественными психологами, наиболее общепринятой является структура К. К. Платонова. Он выделял в структуре личности четыре основных компонента: направленность, опыт, психические процессы и биопсихические свойства. Направленность, согласно К.К. Платонову, непосредственно связана с убеждениями, мировоззрением, идеалами, склонностями, интересами, желаниями и влечениями личности, причем все эти компоненты социально обусловлены.

Опыт личности непосредственно проявляется в привычках, умениях, навыках, знаниях. Эти структурные составляющие личности также являются преимущественно социально обусловленными,хотя роль биологических факторов, особенно врожденных склонностей, здесь уже более значима, чем в отношении направленности.

Психические процессы, такие как ощущения, восприятия, память, мышление, воображение, а также воля и чувства, несмотря на существенные индивидуальные особенности, представляют собой системообразующие компоненты личности. В личности человека эти процессы, в отличие от животных, несут преимущественно социальный характер.

Биопсихические свойства проявляются в темпераменте, половых и возрастных особенностях, во врожденных патологических отклонениях в развитии организма. Эти компоненты личности обусловлены наследственностью и социального начала практически не несут.

Отдельно в этой структуре представлены еще два системных фактора - способности и характер. Они как бы накладываются на все остальные компоненты, так как непосредственно связаны и с направленностью, и с опытом, и с психическими процессами, и с биопсихическими свойствами.

А.В.Петровский и В.А.Петровский понимали структуру личности, когда она рассматривается как «сверхчувственное» системное качество индивида. Рассматривая личность в системе субъективных отношений, они выделяют три типа атрибуции (приписывания, наделения) личностного бытия индивида (или три аспекта трактовки личности).

Первый аспект рассмотрения - интраиндивидная личностная атрибуция: личность трактуется как свойство, присущее самому субъекту;

личность оказывается погруженной во внутреннее пространство бытия индивида.

Второй аспект - интериндивидная личностная атрибуция как способ понимания личности, когда сферой её определения и существования становится «пространство межиндивидных связей».

Третий аспект рассмотрения - метаиндивидная личностная атрибуция. Здесь обращается внимание на воздействие, которое вольно или невольно индивид оказывает своей деятельностью (индивидуальной и совместной) на других людей. Личность воспринимается уже под новым углом зрения: её важнейшие характеристики, которые пытались усматривать в качестве индивида, предлагается искать не только в нём самом, но и в других людях. В этом случае личность выступает в качестве идеальной представленности индивида в других людях, его инобытия в них. Сущность этой идеальной представленности -в техреальных действенных изменениях интеллектуальной и аффективно -потребностной сферы другого человека, которые производит деятельность субъекта или его участие в совместной деятельности. «Инобытие» индивида в других людях - не статичный отпечаток.Речь идёт об активном процессе, о своего рода продолжении себя в другом, вследствие которого личность обретает вторую жизнь в других людях. Продолжаясь в других людях, со смертью индивида личность полностью не умирает. Индивид как носитель личности уходит из жизни, но, персонализированный в других людях, продолжает жить. В словах «он живёт в нас и после смерти» нет ни мистики,ни метафоричности, это констатация факта идеальной представленности индивида после его материального исчезновения. Таким образом, личность может быть характеризуема только в единстве всех трёх предложенных аспектов рассмотрения.

Л. Фейербах: Личность – продукт природы. Я как ты антропологический представление о личности как о носителе общечеловеческих свойств.

Ролевая теория личности - представлений о личности как системе ролевого поведения под влиянием социальных ожиданий. (Т. Парсонс) социологический личность рассматривается преимущественно как объект и продукт социальных отношений. (Э. Дюркгейм)

Экзистенциалисты: Ж. П. Сартр, К. Ясперсоналистическая сущность личности в ее абсолютной духовной самостоятельности и уникальности.

Индивидуальность Определяется как совокупность черт, отличающих данного человека от других людей и определяющих своеобразие его психики и личности. При рождении человека ограничивается только свойствами его организма (цвет волос, тембр голоса, рисунок кожи на пальцах и др.) Приобретение нового опыта, выполнение иных социальных ролей влекут за собой дальнейшее изменение индивидуальности. Характеризуется не только неповторимыми свойствами, но и своеобразием взаимосвязей между ними

Понятие «личность» личностью не рождаются результат социализации индивида, который усваивает традиции и систему ценностных ориентаций, выработанных человечеством личность, соответствует тем ее свойствам, которые являются социально типичными и характеризуют ее как представителя многих больших и малых групп.

Зрелая личность характеризуется: Целостностью - человек в разных условиях ведет себя предсказуемо Иерархичностью способность человека управлять своими биологическими потребностями + активная жизненная позиция

свойства, характеризующие человека как биологический организм индивидуаль ность свойства, которые являются социально типичными личность свойства личности, которые составляют основу ее индивидуальности.

Структура личности - специфическая организация качеств, способностей, мотивов, ценностей, присущих данному индивиду, образующая его неповторимую личность в различных проявлениях.

Структура личности по З. Фрейду ЭГО ИД «принцип удовольствия» примитивные, инстинктивные и врожденные аспекты личности, нечто темное, биологическое, хаотичное, не знающее законов, не подчиняющееся правилам. (от лат. «я») - это часть психики, ответственная за принятие решений. Эго стремится выразить и удовлетворить желания Ид в соответствии с ограничениями, налагаемыми внешним миром. «исполнительный орган» личности: областью протекания интеллектуальных процессов и решения проблем.

ет а люч - вк ь к Ь ВЕСТ бност СО осо й сп еско чие ч ити, нали в кр е о ценк запрет о амо ьных с ние е орал никнов ы м з и во тва вин чувс ЭГО – и деал. О форми н руется из окружа ющие о того, что д высоко ценят обряют или в чело ведет веке; о к выбо н ру для высоки себя х стан дарто которы в, м след соотве ует тство вать. И цель до если стигну та, эт вызыва о ет чув самоув ство ажени я и гор дости. Супер - ЭГО

Супер-Эго считается сформировавшимся, когда родительский контроль заменяется самоконтролем. Супер-Эго, пытаясь полностью затормозить любые общественно осуждаемые импульсы со стороны Ид, пытается направлять человека к абсолютному совершенству в мыслях, словах и поступках. Пытается убедить Эго в преимуществе идеалистических целей над реалистическими.

1 вариант

1. Какой из подходов в трактовке личности лишний в перечне?

а) антропологический б) социологический

в) персоналистический г) научный

2 . Какой подход трактует личность как носителя общечеловеческих свойств?

а) антропологический б) социологический в) персоналистический г) научный

3. Результатом конфликта может быть:

а) полное или частичное подчинение другого; б) компромисс; в) прерывание конфликтных действий; г) интеграция; д) все ответы верны; е) все ответы не верны.

4. Неповторимые свойства и своеобразие взаимосвязей между ними – это:

а) индивид б) индивидуальность в) личность

5. Дайте оценку следующим высказываниям:

А. С точки зрения российского психолога Л. С. Выгодского психологический и биологический возраст личности полностью совпадают.

Б. Масштаб времени, включающий события, которые были до жизни человека и будут после его смерти, называется историческим временем.

1) верно только А 2) верно только Б 3) оба высказывания верны 4) оба не верны

6. Высшей формой направленности личности называют:

а) стремления б) убеждения в) желания г) влечения

7. Семён интересуется историей. У него много друзей, среди которых он является неформальным лидером. Эти качества характеризуют Семёна как:

а) гражданина, б) личность, в) индивида, г) специалиста

8. Молодёжь как социальную группу отличают:

а) общность быта, б) единство политических взглядов, в) отсутствие дифференциации, г) сходные черты поведения

9. Семья в отличии от других малых социальных групп, характеризуется:

а) реальными контактами между членами, б) родственными отношениями, в) устойчивыми связями, г) общими традициями

10. Социальная группа, положение и поведение членов которой регламентируется нормативными документами, называется:

а) малой, б) большой, в) формальной, г) референтной

В1. Соотнести тип собеседника и определение.

А. В беседу он включается не сразу, ему нужно время, чтобы прежде обдумать, составить план своих действий.

Б. С легкостью переключаются на общение от любых других занятий, контактны, хотя легко отвлекаются.

В. Слушатель он обычно идеальный, говорит вдумчиво, старается подобрать наиболее точные слова, не любит, когда его перебивают.

Г. Ему приходят в голову десятки версий, которые, впрочем, легко сменяются другими.

Д. Не склонен к внешней коммуникации. Ему часто кажется, что его не поймут.

1) интроверт 2) ригидный 3) мобильный

В2. Соотнести понятие и определение.

А) устойчивый, а нередко и упрощенный образ какого-либо явления или человека, складывающийся в условиях дефицита информации

Б) это постижение эмоционального состояния другого человека, если можно так сказать, «вчувствование»

В) восприятие, понимание и оценка людьми социальных объектов

1) эмпатия 2) перцепция 3) стереотип

В3 . Установите соответствие между видами социальных групп и их примерами:

Примеры социальных групп Виды социальных групп

А) поэтический кружок; 1. Формальная

Б) спортивная команда «Спартак»; 2. Неформальная

В) школьный класс;

Г) сотрудники отдела института;

Д) организация болельщиков футбольного клуба «Зенит»;

В4.

А. Потребности, Б. Психика, В. Личность, Г. Культура, Д. Общение, Е. Семья, Ж. Контакты, З. Группа, И. Гуманизм.

В последние десятилетия психологи сделали ряд замечательных открытий. Одно из них – о значении стиля общения с ребёнком для развития его (1). Теперь уже стало бесспорной истиной, что (2) также необходимо ребёнку. Как пища. Малыш, который получает полноценное питание и хороший медицинский уход, но лишён постоянных (3) со взрослым, плохо развивается не только психически, но и физически: он не растёт, худеет, теряет интерес к жизни.

Если продолжить сравнение с пищей, то можно сказать, что общение бывает не только здоровым, но и вредоносным. Плохая пища отравляет организм; неправильное общение «отравляет» (4) ребёнка, ставит под удар его эмоциональное благополучие, а впоследствии, конечно, и его судьбу.

Основные черты благоприятного стиля общения в семье определились в результате огромной работы психологов-гуманистов, теоретиков и практиков. (5) в воспитании основан, прежде всего, на понимании ребёнка, его нужд и (6), на знании закономерностей его роста и развития его личности.

Р. Бэрон

Тестирование по теме: Личность, межличностные отношения.

2 вариант

1. Индивидом человек становится:

а) после рождения; б) после получения образования; в) достигнув определённого возраста; г) заняв руководящую должность

2. Социализация человека начинается:

А) в детском возрасте; б) после получения образования; в) в результате начала трудовой деятельности; г) после достижения зрелого возраста

3. Верны ли следующие суждения о происхождении человека?

А) Человек является продуктом биологического развития; Б) Человек является продуктом культуры.

А) верно только А; б) верно только Б; в) верны оба суждения; г) оба суждения не верны

4. Общение протекает:

А) в микросреде; б) в макросреде; в) в малой группе; г) среди друзей; д) все ответы верны; е) все ответы не верны.

5. Интерактивная сторона общения - это:

А) обмен информацией между общающимися людьми; б) межличностное взаимодействие; в) восприятие, оценка и понимание людьми друг друга.

6. Человека, без сомнения изменяющего своё поведение в соответствии с групповым воздействием, называют:

А) конформистом; б) нонконформистом; в) коллективистом; г) самоопределяющейся личностью.

7 . Социальная норма – это:

А) правило поведения; б) стандарт поведения; в) регулятор поведения; г) обычаи и традиции; д) все ответы верны.

8. Приспособлением называется:

А) решение, удовлетворяющее интересы всех сторон; б) взаимные уступки; в) стремление выйти из конфликтной ситуации не решая её; г) сглаживание противоречий за счёт своих интересов; д) все ответы верны.

9. Медиатор – это:

а) посредник; б) психолог-консультант; в) ведущий; г) специалист-кнфлитолог; д) все ответы верны; е) все ответы не верны.

10. Соотнести имя ученого и его подход к трактовке личности.

А) антропологический б) социологический в) персоналистический

1) Л. Фейербах 2) К. Ясперс 3) Э. Дюркгейм

В1. К каждому определению,данному под пунктами А, Б, В, подберите соответствующее понятие из пунктов 1, 2, 3.

А. Человек, активно осваивающий и целенаправленно преобразующий природу, общество и самого человека;

Б. Отдельно взятый представитель всего человеческого рода;

В. Неповторимое своеобразие человека, набор его уникальных свойств;

1. Индивид; 2. Индивидуальность; 3. Личность.

В2. Найдите в приведенном ниже списке характеристики патриархальной (традиционной) семьи:

А) совместное проживание нескольких поколений; б) принятие решений всеми членами семьи; в) экономическая самостоятельность женщины; г) организация быта как основная экономическая функция; д) жёсткое распределение мужских и женских обязанностей; е) совместная производственная деятельность

В3. Установите соответствие между функциями семьи и их проявлениями:

Проявление функций семьи Функции семьи

А) Распределение семейных обязанностей; 1. Рекреационная

Б) Совместное проведение досуга; 2. Хозяйственно-экономическая

В) Планирование семейного бюджета; 3. Воспитательная

Г) Передача традиций и ценностей;

Д) Снятие психологических нагрузок;

В4. Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого ниже списка слова, которые необходимо вставить на место пробелов. Помните, что слов в списке больше, чем вам потребуется для заполнения пробелов.

А. Дети, Б. Брак, В. Социализация, Г. Коллектив, Д. Обязанности, Е. Институт, Ж. Отношения, З. Группа, И. Любовь, К. Уважение.

Семья – это основанная на (1) и (или) кровном родстве малая (2), члены которой объединены совместным проживанием и ведением домашнего хозяйства, эмоциональной связью, взаимными (3) по отношению друг к другу. Также семьёй называется социальный (4), т.е. устойчивая форма взаимоотношений между людьми, в рамках которой осуществляется основная часть повседневной жизни людей (сексуальные отношения, деторождение и первичная (5) детей, значительная часть бытового ухода, образовательного и медицинского обслуживания, особенно по отношению к (6) и лицам пожилого возроста.

Прочитайте текст и выполните задания С1-С4

Ключи

Вариант 1

А. 1- г; 2-а; 3-д; 4-б; 5-2; 6-б; 7-б; 8-г; 9-б; 10-в;

В. В1: А2 ; Б3; В2; Д1; Г3 . В2: А3; Б1; В2. В3: 21112. В4: ВДЖБИА

Прочитайте текст и выполните задания С1-С4

В социальной психологии под группой понимается двое или более индивидов, имеющих общие цели и устойчивые отношения, а также в определенной степени взаимозависимых друг от друга и воспринимающих себя как часть этой группы... На одном конце шкалы находятся группы, состоящие из людей, которые работают вместе в течение многих лет. Очевидно, что они удовлетворяют всем условиям определения. На другом конце находятся люди, имеющие лишь кратковременные взаимоотношения друг с другом...

Люди объединяются в социальные группы по разным причинам. Прежде всего, группы помогают удовлетворить важные психологические или социальные проблемы, например, потребности во внимании и любви, переживании чувства принадлежности. Это трудно различимые, но очень важные потребности: представьте себе жизнь в полной социальной изоляции! Поначалу вы бы не возражали против этого, но в конце концов почувствовали бы себя ужасно одинокими.

Группы помогают в достижении целей, которые мы не смогли бы осуществить в одиночку. Сотрудничая с другими, мы способны выполнить задачи, с которыми одному человеку не справиться... Принадлежность к группе часто обеспечивает нас знаниями и информацией, которые в противном случае были бы для нас недоступны...

Наконец, групповое членство способствует формированию позитивной социальной идентичности, которая становится частью "Я - концепции". И чем больше число престижных групп с ограниченным доступом, к которым человек смог присоединиться, тем больше укрепляется его "Я-концепция".

Р. Бэрон

С1. Назовите признаки социальной группы, указанные в тексте.

СЗ. Проанализируйте с точки зрения наличия или отсутствия основных признаков социальной группы такую группу, как пассажиры одного авиарейса. Конкретизируйте один из своих выводов.

Ответы: С1

Признаки:

Наличие общей цели;

Наличие устойчивых отношений;

Взаимозависимость людей друг от друга;

Осознание людьми принадлежности к одной группе.

Ответы: С2

Причины объединения людей в группы:

Помогают удовлетворить важные психологические или социальные проблемы, например, потребности во внимании и любви, переживании чувства принадлежности;

Помогают в достижении ряда целей;

Обеспечивают информацией.

Ответы: С3

1) Для данной группы характерна общность цели - благополучно добраться до места назначения.

2) Может иметь место взаимозависимость. Например, если кто-то встал в проходе, другие не смогут пройти.

3) Может иметь место взаимодействие. Оно не носит устойчивого характера: после завершения полета оно прекращается.

4) Как правило, пассажиры не воспринимают себя как часть единой группы.

Ответы: С4

"Я-концепция" - совокупность представлений человека о самом себе. Войдя в престижную группу, человек переносит ее значимость на себя. В результате вхождение в престижную группу повышает самооценку человека

Вариант 2

А. 1-а; 2-а; 3-в; 4-д; 5-б; 6-а; 7-д; 8-д; 9-а; 10-А1; Б3; В2.

В. В1: А3; Б1; В2 ; В2: а); д); е). В3: 1Б, Д; 2А, В; 3Г. В4: БЗДЕВА.

Прочитайте текст и выполните задания С1-С4

Семейные структуры распадаются во всем мире. Частота разводов растет и в развитом и слаборазвитом мире, также как и число домохозяйств, возглавляемых женщинами.

Семейным ценностям угрожают не правительственные программы, мешающие образованию семей (хотя есть и такие программы), и не передачи средств массовой информации, принижающие семью (хотя есть и такие передачи); им угрожает сама экономическая система. Эта система попросту не позволяет семьям существовать на старый лад, с отцом, доставляющим большую часть заработков, и с матерью, выполняющей большую часть работы по воспитанию детей. Семьи среднего класса с одним кормильцем больше нет.

Социальные отношения не определяются экономикой: в одно и то же время может быть много возможностей, но каковы бы ни были эти отношения, они должны быть совместимы с экономической действительностью. Традиционные семейные отношения не таковы. Вследствие этого семья как учреждение находится в процессе изменения и подвергается давлению. Дело здесь не в «формировании характера», а в упрямом экономическом эгоизме или, точнее, в нежелании подчинить собственный интерес интересу семьи. Экономическая действительность заставила пересмотреть основные вопросы организации семьи.

С2. Взаимодействие, каких сфер жизни общества раскрывает автор на примере семьи? Каков, на взгляд автора, характер этого взаимодействия?

С3. Почему традиционная патриархальная семья уходит в прошлое? Опираясь на текст источника и, привлекая обществоведческие знания, укажите три причины.

С4. Какой тип семьи более соответствует реалиям постиндустриального общества? Привлекая знания из обществоведческого курса, укажите два ее признака.

Ответ

Баллы

В ответе указываются такие проявления кризиса семейных отношений:

Рост числа разводов;

Увеличение количества неполных семей.

Правильно указаны две черты

Правильно указана одна черта

Ответ неправильный

Максимальный балл

С2. Взаимодействие каких сфер жизни общества раскрывает автор на примере семьи? Каков, на взгляд автора, характер этого взаимодействия?

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)

Баллы

В ответе называются сферы общества:

Социальные отношения;

Экономика.

Показан характер их связи: социальные отношения не определяются экономикой, но должны быть с ней совместимы.

Правильно названы сферы общества, показан характер их взаимодействия

Правильно названы сферы общества

Ответ неправильный

Максимальный балл

С3. Почему традиционная патриархальная семья уходит в прошлое? Опираясь на текст источника и, привлекая обществоведческие знания, укажите три причины.

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)

Баллы

В ответе могут быть названы следующие причины:

Сложившаяся экономическая система во многих случаях делает недостаточными для поддержания уровня жизни семьи заработки одного отца;

Усиливаются ценности личных достижений в ущерб семейной солидарности;

Женщины стремятся расширить круг своих социальных ролей, выйти за рамки ролей матери, жен, хозяйки дома.

Правильно указаны три причины

Правильно указаны две причины

Правильно указана одна причина

Ответ неправильный

Максимальный балл

С4. Какой тип семьи более соответствует реалиям постиндустриального общества? Привлекая знания из обществоведческого курса, укажите два ее признака.

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)

Баллы

В ответе называется тип семьи: партнерская (демократическая).

Могут быть названы такие ее признаки:

Совместное принятие решений, затрагивающих интересы членов семьи;

Более равномерное распределение семейных обязанностей.

Правильно назван тип семьи, указаны два ее признака

Правильно назван тип семьи, указан один ее признак

Правильно назван тип семьи

Ответ неправильный

Максимальный балл


В психологической науке существуют различные подходы к изучению личности. Наибольшее распространение в зарубежной психологии получили три теории, а именно: биогенетическая, социогенетическая, психогенетическая.

Биогенетическая теория ставит в основу развития личности биологические процессы созревания организма. Американский психолог начала XX века С. Холл главным законом развития считал биогенетический «закон рекапитуляции», согласно которому индивидуальное развитие, онтогенез, повторяет основные стадии филогенеза. В типологических классификациях, разработанных в XX веке Э. Креймером (1925), У. Шелдоном (1954), была сделана попытка связать характер человека с его физической . Особенно ярко биологизм выступает в трактовке личности 3. . Согласно его учению, все поведение личности обусловлено бессознательными биологическими влечениями или инстинктами. Развитие личности происходит благодаря адаптации биологической природы к жизни в обществе, выработки у нее и согласованных со «Сверх-Я» способов удовлетворения потребностей.

Л. С. Выготский объясняет личность с точки зрения культурно-исторического развития человечества: «Личность есть понятие социальное, оно охватывает надприродное, историческое в человеке. Она не рождена, но возникает в результате культурного развития, поэтому личность есть понятие историческое».

Возникновение личности как системного качества обусловлено тем, что индивид в совместной деятельности с другими изменяет мир и посредством этих изменений преобразует и себя (А. Н. Леонтьев, С. Л. ). Личность рассматривается в единстве индивида и условий социальной среды (Б. Г. , А. Н. Леонтьев).

Личность - относительно поздний продукт общественно-исторического и онтогенетического развития человека. Реальным базисом личности является совокупность общественных отношений к миру, тех отношений, которые реализуются в деятельности, точнее, в совокупности многообразных деятельностей. Становление личности - это становление единой системы личностных смыслов.