О молитве. Зачем молиться Богу, если Он и так знает все наши потребности

Какую перемену совершает молитва в человеке, объясняет архимандрит Маркелл (Павук)

- Зачем нужна молитва? Можно ли молиться о других людях?

Для того чтобы жило наше тело, нам необходимо питание, а чтобы жила наша душа, - молитва. Не случайно многие святые отцы говорят, что мир стоит молитвою. В современном обществе, которое относительно недавно освободилось из плена государственного атеизма, большинство людей, слава Богу, ощущает потребность в молитве. Если не все молитвенное правило, то, по крайней мере, молитву «Отче наш» многие знают наизусть и каждый день стараются читать.

- Достаточно ли этого?

Молитве «Отче наш» научил Своих учеников и последователей Сам Господь. Ее текст приводится в Святом Евангелии. По сути, в немногих словах этой молитвы излагается все, что необходимо для нашего спасения. Но со временем возникло и множество других молитв, которые ныне печатаются в молитвословах и составляют утреннее и вечернее молитвенное правило.

- Зачем нужны эти дополнительные молитвы? Не лучше ли современному человеку, перегруженному тысячами дел, довольствоваться в своей жизни одной молитвой «Отче наш»?

Возможно, что в раннехристианских общинах, где люди испытывали великое вдохновение от недавно пережитых евангельских событий, достаточно было чтения одной молитвы «Отче наш». По мере оскудения этого первого энтузиазма веры, когда в Церковь стало приходить много людей, не могущих сразу отказаться от своих прежних вредных привычек и страстей, появилась потребность в усилении молитвы. Оскудение веры уже наблюдал святой апостол Павел. О плачевном духовном состоянии некоторых римлян, коринфян, критян, греков он пишет в своих Посланиях. Поэтому апостол заповедовал всем непрестанно молиться.

- Разве это возможно? Ведь мы с большим трудом вычитываем даже короткое молитвенное правило, которое занимает у нас по времени, утром и вечером, не больше получаса, а у кого-то и меньше.

Как свидетельствует опыт не только многих подвижников благочестия, но и простых верующих людей, это не только возможно, а и необходимо.

- Почему?

Дело в том, что, согласно учению апостола Павла, человек трехсоставен. Он состоит из духа, который роднит его с Богом, души, дающей жизнь телу, и собственно тела, при помощи которого мы двигаемся и можем что-то делать. При творении человека Господь установил между этими частями строгую иерархию. Тело должно подчиняться душе, а душа - духу. Когда же человек забывает о Боге (что произошло и до сих пор происходит в результате грехопадения), то его дух начинает жить потребностями души, а душа - потребностями тела.

- Как это проявляется? Ведь большинство людей с виду такие добрые, воспитанные, порядочные, толерантные, многие имеют не одно, а несколько высших образований. Чего им еще не хватает?

По мысли святителя Феофана Затворника, в результате грехопадения душа ниспала в плоть и человек стал плотским, самолюбивым, гордым, завистливым, похотливым. Телу для удовлетворения его потребности в пище и питии, продолжения рода нужно немного, но когда душа, которая постоянно в движении (приснодвижимая), ниспадает в плоть, то потребности тела возрастают до бесконечности. Человек может много есть и пить, даже из-за этого испытывать проблемы со здоровьем, а ему все мало и мало. Он не может вовремя остановиться. Также похоть плоти в нем может разжигаться не только для продолжения рода, а до безумия, когда человек перестает довольствоваться своей женой, но заводит себе еще любовниц. А ныне общество уже настолько низко нравственно опустилось, что даже противоестественные грехи хочет выдать за норму. И в целом можно наблюдать, что человек всю жизнь под давлением разных забот крутится как белка в колесе, но в результате остается с пустотой, которую никакие земные утешения не могут заполнить.

- Чтобы хоть немного остепениться, обрести подлинный смысл жизни, - для этого и нужна молитва?

Да, молитва как раз помогает восстановить нарушенную грехом иерархию между духом, душой и телом. Возглас священника во время Божественной Литургии: «Горе имеем сердца» - все время напоминает нам об этом. То есть при помощи молитвы мы должны свою душу, средоточием которой является сердце, вознести вверх и соединиться с Богом. Если это происходит, тогда резко снижаются запросы тела. Человеку становится легко соблюдать пост, довольствоваться в пище малым. Монахи даже полностью отказываются от брачной жизни.

- Но человеку бывает очень непросто самому настроиться на молитву. Что делать?

Чтобы было легче отвлечься от житейской суеты и настроиться на молитву, существует молитва соборная, в храме за богослужением. Любое самое сложное дело становится легким, когда мы чувствуем поддержку других людей. Так и в молитве, когда весь храм молится, тогда самый суетливый и неспокойный человек тоже успокаивается и настраивается на молитву.

- Если чувствуешь, что твоя молитва еще слишком слабая, надо ли просить близких молиться о тебе в трудную минуту?

Обязательно. Мы становимся Церковью в подлинном смысле этого слова лишь тогда, когда молимся друг о друге. Когда же каждый думает только о себе, то даже при том, что такой человек ходит в храм, сомнительно, что он является членом Церкви Христовой. На Закарпатье заведено поминать вслух во время сугубой ектении всех стоящих в храме, а также их родственников, ближних и дальних. И хотя из-за этого продолжительность службы увеличивается почти на полчаса, люди этим не тяготятся, а наоборот, радуются, потому что чувствуют себя не одинокими, а членами великой Соборной Церкви.

- Существует такое расхожее в некоторых приходах поверие, что опасно молиться о других, ибо таким образом ты можешь взять на себя грехи тех людей. Это правда?

Ни в коем случае. Церковь молится о всех. В первую очередь о тех, кто к ней принадлежит, а затем о мире всего мира. Нельзя лишь подавать записки на проскомидию с именами тех людей, которые не принадлежат Церкви. Но в домашних условиях или когда мы стоим на молитве в храме, то можем вспоминать всех людей, которых мы знаем, и верующих и неверующих, и православных и неправославных, и праведников и великих грешников. Если мы о далеких от Церкви людях не помолимся, чтобы Господь их просветил, наставил и помиловал, то кто о них помолится?

- Однако некоторые люди жалуются, что когда они начинают молиться о других, например, о своих пьяницах-соседях или безбожных начальниках, то у них возникают всякие личные проблемы. Как быть в такой ситуации?

Да, лукавому духу очень не нравится, когда мы молимся о себе и о других людях, он старается нас всячески отвлекать от молитвы, а иногда даже запугивать (знаю, что по этой причине некоторые перестали ходить в храм или ушли в раскол); но ни в коем случае не надо обращать внимания на его немощные дерзости, нельзя при этом малодушествовать и трусить, ибо тогда сатана может полностью взять над нами власть. Надо, наоборот, усилить молитву о себе и о других людях.

Беседовала Наталья Горошкова

ПравЖизнь

Петр Дейнека

Библия, Слово Божие, дает много доводов того, почему мы должны молиться. Но все же многие люди не думают, что это так важно или необходимо — ставить молитву на первое место в духовной жизни. Есть много христиан, которые зависят от переживаний, образования, работы, усилий, активности, программ, но упускают из виду самую главную особенность в христианской жизни — молитву. Некоторые редко молятся, а другие — только тогда, когда у них есть на то побуждение. Мы не должны только тогда молиться, когда бываем в молитвенном настроении, но, согласно Слову Божию, молитва должна занимать постоянное и регулярное время в нашей жизни. Это наше духовное дыхание и жизнь. Мы не можем иметь полный мир в нашем сердце без молитвы.

Христос нуждался в молитве, и мы должны молиться
В Евангелии мы читаем: "И отпустив народ, Он взошел на гору помолиться наедине; и вечером оставался там один" (Матф. 14:23). Подумайте только! Иисус Христос, Сын Божий, молился и много беседовал наедине со Своим Небесным Отцом. Если Сын Божий молился, насколько более мы должны молиться нашему Отцу Небесному! Иисус взошел на гору помолиться наедине. Каждый из нас может уединиться для молитвы. Важно для каждого христианина найти такое место, где никто не может побеспокоить, и излить там свое сердце пред Богом.

Далее мы читаем: "Но Он уходил в пустынные места и молился" (Лук. 5:16). Иисус удалялся от всех, чтобы молиться наедине, без помех. Если Иисус придавал такое значение уединенной молитве, то и мы также должны находить тихое место, где бы действительно смогли провести время в молитве.

Почему молиться? Потому что без молитвы мы не можем иметь здоровую духовную жизнь, также как и наше физическое тело не может обходиться без пищи. В наше время так много слабых духовно христиан по той причине, что у них недостаток в молитве. Они не имеют радости, благословения, силы, победы и желания служить Господу. Если вы не сделаете молитву постоянной привычкой в вашей жизни, то не будете иметь духовной силы. Если вы не имеете общения с Богом чрез молитву, вам будет трудно преодолевать физические и духовные испытания и искушения в жизни. Христос — наш пример в этом отношении. Он много времени уделял молитве, и мы должны молиться так же.

Христос ожидает от каждого из нас, чтобы мы были молящимися детьми. Молитва необходима. Я надеюсь, что Бог коснется вашего сердца, чтобы вы увидели пример Христа и научились много молиться.

Христос повелел нам молиться
Прежде чем Иисус вознесся на небо, Он оставил одну из Своих величайших заповедей. "Итак молите Господина жатвы, чтобы выслал делателей на жатву Свою" (Матф. 9:38). Христос повелел Своим ученикам молиться: "Итак молите…" Христос также повелевает и нам молиться. Не все христиане могут ехать куда-то за океан, проповедывать, играть, петь или жертвовать большие суммы денег, но, слава Богу, мы все можем молиться! Мы должны повиноваться Его повелению.

В наши дни мало молятся за миссионерские поля. Ведь Христос повелел нам не только молиться, но молиться так, чтобы работники были посланы на ниву Его. Это такая часть миссионерской работы, в которой мы все можем принимать участие. Мы можем вымолить больше миссионеров из наших семей и из наших церквей. Миссионерская церковь является молящейся церковью и если она молящаяся, то также и дающая церковь. Одна обязанность, в которой каждый христианин, без исключения, может и должен участвовать — это молитва. Христос ожидает, чтобы вы и я молились.

Иисус сказал: "…должно всегда молиться и не унывать" (Лук. 18:1). Мы не только должны отрывать часть времени из нашего занятого дня для молитвы, но должны молиться духом в течение всего дня. Когда мы имеем такое постоянное общение с Богом в молитве, то бываем более сильными духовно. Это не только повеление или ответственность, которую мы имеем от Христа, но, слава Богу, что возможность молиться — это наша привилегия, радость и благословение.

Молились ли вы сегодня о погибших душах, за тех, которые в нужде и за тех, которые служат словом Божиим? Ожидаете ли вы получить награду в небесах? Ожидаете ли вы иметь сияющие звезды в ваших венцах? Если вы этого ожидаете, то будьте верны в молитве. Награду получат не только те, которые проповедуют Евангелие, но каждый, кто молится за проповедующих, миссионеров, евангелистов, работников над отдельными людьми, учителей воскресной школы, за евангельских музыкантов и других служителей Божиих. Пусть повеление Господа побудит вас молиться больше, нежели вы это делали прежде! Ожидайте великого от Бога и больше трудитесь для Него!

Молитесь непрестанно
Нам сказано в 1 Фес. 5:17: "Непрестанно молитесь." Это не значит, что мы должны быть все время на коленах, но это означает, что мы должны быть в духе молитвы независимо от того, где находимся или что делаем. Когда наш ум занят молитвой, мы имеем постоянное, близкое общение с Богом, имеем ум Христов и знаем волю Божию для каждого обстоятельства жизни. В 1 Цар. 12:23 написано: "Я также не допущу себе греха пред Господом, чтобы перестать молиться за вас…" Мы узнаем из Слова Божия, что грех — не молиться. Боже, сохрани меня от греха… не молящийся человек грешит тем, что он не молится. А как много сегодня исповедующих христианство, которые не видят необходимости и важности молитвы.

Когда покойный Павел Рейдер, хорошо известный пастор и евангелист, проводил Библейские конференции в Лейк Харбор (Мичиган), он приглашал меня, чтоб я руководил молитвенными собраниями и других привлекал к молитве. Брат Рейдер знал, что ввиду того, что много людей приходило на эти собрания, Господь может призвать сотни молодых людей на дело Божие в разные страны. А также нужно было много молиться о духовном пробуждении и о большой нужде в средствах для дела Божия. Жизни многих из тех людей, которые приходили на молитву, были изменены духовно, когда они увидели большую нужду в молитве для их собственной жизни, а также необходимость молиться за успех Библейской конференции.

Павел Рейдер проводил Библейскую конференцию также и в Сидар Лейк (Индиана), где он часто объявлял только для братьев молитвенные собрания в лесу. Мы имели чудное время молитвы и вдохновения, когда встречались с Богом между деревьями. Брат Рейдер был большим мужем молитвы. Он знал, что молитва необходима, чтобы собрания совершили должное действие и чтобы призыв духовный коснулся сердец.

Когда Иисус был на земле, Он сказал своим ученикам, чтобы они бодрствовали и молились.

"Потом приходит с ними Иисус на место, называемое Гефсимания, и говорит ученикам: "посидите тут, пока Я пойду, помолюсь там." И взяв с Собою Петра и обоих сыновей Зеведеевых, начал скорбеть и тосковать. Тогда говорит им Иисус: "душа моя скорбит смертельно; побудьте здесь и бодрствуйте со Мною." И отошед немного, пал на лицо Свое, молился и говорил: "Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем не как Я хочу, но как Ты." И приходит к ученикам и находит их спящими, и говорит Петру: "так ли не могли вы один час бодрствовать со Мною? Бодрствуйте и молитесь, чтобы не впасть в искушение: дух бодр, плоть же немощна" (Матф. 26:36-41).

Когда Иисус ощущал большую тяжесть на сердце в Его последние дни на земле, Он взял трех из Своих учеников с Собой молиться. Он оставил их на время и отошел дальше в сад, чтобы молиться наедине. Для Иисуса было большим разочарованием найти Своих последователей спящими, когда Он вернулся. Он сказал им опять: "Бодрствуйте и молитесь" и снова вернулся в сад для молитвы. Но когда Он опять вернулся, то "находит их опять спящими, ибо у них глаза отяжелели."

Многие верующие сегодня спят духовно, не имея в сердце бремени молитвы за других. Поэтому мы часто имеем так мало пробуждения, радости, благословения и миссионерского откровения свыше. Многие сегодня не желают быть пробуждены духовно или побуждены делать что-либо для Бога. Библия говорит, что без откровения свыше народ необуздан. Если мы будем продолжать мало молиться, то наше откровение свыше будет оставаться маленьким и мы немного совершим для Бога. Мы должны находить время для молитвы и обрести сознание необходимости совершать дело Божие, чтобы Он мог употребить нас по-новому и чтобы мы могли видеть великие дела, совершенные для Него.

Зачем молиться? Чтобы не впасть в искушение. Так много люди сегодня не могут противостоять искушениям потому, что они не бодрствуют и не молятся. Бог может избавить каждого от искушения, если только человек пребывает в молитве, в постоянном подчинении Богу и Его воле. Некоторые люди считают очень трудным делом видеть нужду в постоянной молитве. Библия говорит: "Итак покоритесь Богу; противостаньте диаволу, и убежит от вас" (Иак. 4:7). Когда наша жизнь постоянно отдается Богу в молитве, Он обещал дать нам силу противостоять диаволу так, что он убежит от нас.

О, да поможет нам Господь молиться ревностно, как Христос молился, чтобы мы были всегда духовными, сильными и возрастающими в благодати Господа нашего Иисуса Христа.

Посредством молитвы мы беседуем с Богом
Мы имеем чудную привилегию беседовать с Богом чрез молитву. Отцу нравится, кода мы говорим с Ним. Как отцу и матери приятно, когда их дети приходят к ним, говоря об их любви и нуждах, также нашему Отцу Небесному приятно, когда мы приходим к Нему с нашими радостями, горем, заботами и всем, что у нас лежит на сердце. Бог дал нам чудное обещание в Иеремии 33:3, где Он сказал: "Воззови ко Мне — и Я отвечу тебе, покажу тебе великое и недоступное, чего ты не знаешь." Подумайте только! Бог предлагает нам воззвать к Нему, так же как если бы хороший наш друг пригласил нас на беседу или чтобы мы позвонили ему, когда будем в нужде. Разве это не чудесно? Бог сказал, что Он не только ответит, но покажет нам великое и недоступное, чего мы не знаем. Бог имеет много благословений и побед в запасе для тех, кто избирает время, чтобы беседовать с Ним.

Христос сказал следующее тем, кто будет уделять время для разговора с Богом во имя Его: "Если чего попросите во имя Мое, Я то сделаю" (Иоан. 14:14). Бог обещал отвечать. В этом обещании есть условие, что мы должны уделять время, чтобы просить во имя Иисуса. Легко говорить с теми, кого мы очень любим. Никто не принуждает вас к этому; вы делаете это охотно и радостно. Мы должны приходить к Богу с еще большей радостью, потому что имеем привилегию беседовать с Ним. Он наш лучший Друг; Он понимает нас во всем; Он знает каждую трудность, которую мы переживаем. Он сказал: "Не оставлю тебя и не покину тебя." Мы надеемся, что вы знаете Христа, как вашего лучшего Друга из всех друзей и Господа господ. Мы не имеем силы сами в себе, не можем быть духовными, полагаясь только на образование, опыт, нашу личность или прошедшие добрые дела. Мы должны всецело зависеть от Святого Духа, чтобы быть женами и мужьями Божьими.

Многим людям нравится говорить о больших молитвенных собраниях, на которых они когда-то переживали великие благословения. Но сегодня они слишком заняты, чтобы найти время для таких же переживаний. Мы не зависим от хорошей пищи, которую ели несколько лет тому назад, для наших физических сил сегодня. Мы должны есть каждый день, чтобы получать необходимые силы. Так же Бог желает, чтобы мы уделяли время для беседы с Ним каждый день. Великие мужи Божии, которых мы знаем и которых Бог особенно выделял для Своего дела, были великими мужами молитвы. Вы также можете знать Бога и быть выделяемы Им так, как никогда прежде. Начните уделять больше времени для бесед с Господом; в любое время дня или ночи вы можете быть в духе молитвы, ходя спокойно перед Богом.

В моих путешествиях вокруг света я видел много богов, сделанных руками человеческими. Эти боги — предметы поклонения и молитвы многих миллионов людей, которые поклоняются идолам и молятся мертвым богам. И все же многие из них верны в своих молитвах. Хотя они живут в темноте и грехе, погибшие и слепые духовно, но так преданы и посвящены своим богам, что оставляют в стыде многих христиан. Мы верим, что надо посылать миссионеров, чтобы сказать тем людям благую весть о живом Христе, Который слышит молитвы и отвечает им, но делая это, мы должны проверить нашу собственную жизнь, чтобы видеть, как много преданности, веры и упования имеем на живого Бога. Иисус сказал: "…ибо без Меня не можете делать ничего" (Иоан. 16:5). Совершенно ясно, что без Божьей помощи мы не сможем ничего совершить для Него. Сознавая это, мы вынуждены все более и более зависеть от Божьих ответов на наши молитвы о нуждах и проблемах, с которыми встречаемся, и о помощи, чтобы разрешить эти проблемы. Мы знаем, что только живой и истинный Бог отвечает на молитвы. Только Он один может помочь. И так как мы верим, что Он отвечает на молитвы, то приходим к Нему с верой.

Как христиане, доверяем ли мы истинному Богу, уделяя время беседе с нашим Господом в молитве? Любим ли Его достаточно, чтобы желать быть с Ним в постоянном общении чрез наши молитвы?

Когда мы приходим к Нему, Он не только желает слышать о наших нуждах, проблемах и просьбах, но также заслуживает нашего поклонения и славословия. Он желает получить это от нас посредством нашей хвалы и благодарности, направленной к Нему. Анна служила Богу день и ночь, поклоняясь Ему в своих молитвах. "Вдова лет восьмидесяти четырех, которая не отходила от храма, постом и молитвою служа Богу день и ночь" (Луки 2:37). Так как Бог сотворил эту великую вселенную и всех людей в ней и так как Он имеет контроль над всеми делами всех наций и всех людей, Он желает слышать хвалу и благодарение от Своих детей, которые видят Его любовь к ним в том, что Он сотворил их, спасает их и направляет их жизни мудростью Его воли. Бог хочет слышать нашу любовь, славословие и почитание Его, когда мы приходим в молитвах, с глубокой и благодарной оценкой всего того, что Он делает и сделал для нас. Анна служила и угождала Богу в течение многих лет, уделяя время, чтобы поклоняться, почитать и благодарить Его в своих молитвах. Давид так же часто поклонялся Богу в молитвах, как мы видим в его псалмах. Бог может употребить каждого чрез молитву. Я верю, что Бог не только еще ожидает мужчин и женщин, чрез которых Он может производить более активное служение среди людей, но Он ожидает и таких, которые уделили бы время, чтобы уединиться и служить Ему посредством своей благодарности и поклонения. Вы также можете быть воином молитвы. Это чудное дело: говорить Господу, что мы любим Его, благодарить Его за спасение наших душ, за благословения, за помощь и удовлетворение наших нужд, благодарить также за все Его милости и благости, которые Он посылает на всех людей. Это Ему угодно, потому что показывает, что мы любим Его. Мы должны постоянно благодарить Бога за всю Его доброту и заботу о нас и всех Его детях.

Мы должны ходатайствовать за других чрез наши молитвы
"Итак, прежде всего, прошу совершать молитвы, прошения, моления, благодарения за всех человеков; за царей и за всех начальствующих, дабы проводить нам жизнь тихую и безмятежную во всяком благочестии и чистоте; ибо это хорошо и угодно Спасителю нашему Богу" (1 Тим. 2:1-3). Богу угодно, чтобы мы молились не только друг за друга, как братья во Христе, но также и за вождей и за всех, кто имеет власть в правительстве нашей страны. Я боюсь, что иногда мы не молимся достаточно за начальствующих нашей страны. На меня произвела большое впечатление, во время моего посещения города Вашингтона (столичный город Соединенных Штатов), молитвенная конференция, на которой присутствовал президент Айзенхауер и многие верующие сенаторы, конгрессмены, губернаторы и судьи; они молились, ища волю Божию и помощь в руководстве своей страны. Были сказаны также и проповеди на духовные темы. Я верю, что Бог благословляет Америку, потому что многие молятся.

Мы так должны молиться друг за друга, как об этом сказано в послании Иакова 5:16: "Признавайтесь друг пред другом в проступках и молитесь друг за друга, чтобы исцелиться: много может усиленная молитва праведного." Праведный человек — это духовный человек, который ходит с Богом и имеет единство и общение с нашим Господом Иисусом Христом; молитва такого человека много может. Этот стих говорит нам, что мы должны молиться друг за друга также и в связи с нашими физическими нуждами. Бог может коснуться нашего тела, когда мы молимся, чтобы Его воля была над нами.

Ап. Павел пишет: "Носите бремена друг друга и таким образом исполните закон Христов" (Гал. 6:2). Господь ожидает, чтобы мы молились и заботились друг о друге. Когда мы молимся за других, Он благословляет нас. Некоторые люди привыкли молиться только за себя. Однажды я слышал свидетельство человека, который говорил с сокрушенным сердцем. У него была маленькая дочь. Молясь, он упоминал только свою жену и себя. Но однажды утром, когда он молился за жену и за себя, их маленькая дочь Мария, которой было только пять лет, подошла к нему и, обняв его, попросила:

— Папа, скажи Господу, чтобы Он благословил Марию тоже.

Он заплакал и просил у Бога прощения, что молился только за себя и за свою жену.

Очень важно родителям молиться за своих детей, Сегодня есть много неспасенных детей, потому что родители не молились за них и с ними с детства. Часто бывает, кода дети вырастут, оставят дом и станут жить своей собственной жизнью, вдали от Бога, тогда родители начинают плакать и сокрушаться, что их дети не спасены. Как важно иметь семейный алтарь, где вы молитесь со своими детьми вместе, прежде чем дети вырастают и оставляют дом! Дети также должны всегда молиться с родителями и за родителей. Слово Божие повелевает нам молиться друг за друга.

Как моя жена и я благодарны Богу за то, что мы всегда находили семейное молитвенное время с самого начала нашей совместной жизни. Конечно, Бог нас благословил. Наши трое детей спасены, посвятили свои жизни Богу, приготовились к духовной работе и теперь служат Ему на соответствующих полях. Мы хотели бы поощрить всех родителей, чтобы они молились за своих детей. Мужья и жены должны начать молиться вместе с самого начала брачной жизни, чтобы Бог руководил и благословлял их новую жизнь и их дом. Бог должен иметь первое место в жизни каждого христианина. Иисус говорит: "Ищите же прежде Царствия Божия и правды его, и это все приложится вам" (Матф. 6:33).

Самуил сказал Израилю, чтобы собрались все вместе и он будет молиться за народ (1 Цар. 7). Самуил был озабочен вопросом о своих братьях и очень желал молиться за них, чтобы воля Божья была совершена. Мы также должны желать и быть счастливыми молиться за тех, кто в нужде.

Чрез молитву наши нужды восполняются
"Посему да приступаем с дерзновением к престолу благодати, чтобы получить милость и обрести благодать для благовременной помощи" (Евр. 4:16). Господь говорит нам, чтобы приходили к Нему смело, без боязни, без сомнений, без колебаний, дабы Он мог помочь нам во время нашей нужды. Это приглашение открыто каждому христианину на всяком месте и во всякое время дня или ночи. В этом Новозаветном веке мы имеем новый и живой путь доступа к Богу. Для нашего поклонения Ему больше не требуется приносить жертвы или выполнять разные обряды. Мы теперь священники Божьи ради того, что Христос совершил для нас; и как Его священники и дети, мы можем приходить к Нему во всякое время и на всяком месте, когда имеем нужду. Это — Божье желание. Это — наша привилегия и возможность приходить к Нему.

Об этом же Иисус сказал: "Просите и дано будет вам; ищите и найдете; стучите и отворят" вам; ибо всякий просящий получает и ищущий находит, и стучащему отворят" (Матф. 7:7-8). Господь предложил нам просить, искать и стучать чрез молитву. Это так же, как когда мы теряем что-нибудь, то решаем искать, пока найдем; так и в нашей молитве мы должны просить и стучать, пока наши нужды не будут исполнены по Его воле.

Когда я принял Иисуса Христа, как Своего личного Спасителя в "Церкви Муди" (Чикаго) в 1930 г., я просил Бога сделать меня воином молитвы. Я мало знал о ней, но все же начал молиться. Благодарю Бога, что во время всех этих прошедших лет Он давал мне большое желание молиться и я находил в молитве большое ободрение и удовлетворение моих нужд. Прежде чем Славянское Евангельское Общество было основано в 1934 году, мы провели много времени в молитве и посте, думая о том, как Бог поведет нас и поможет в всех нуждах такого великого дела. Господь услышал наши молитвы, дал направление моей жизни, начал эту миссионерскую организацию и сотворил большие чудеса. Много молитвы — много благословений и победы!

Молодые люди! Ищете ли вы волю Божью для вашей жизни? Если вы просите Бога в молитве, чтобы Он указал вам Свою волю, и решили поставить Его на первое место в вашей жизни, то Он обещал, что Его Дух истины будет направлять вас на всякую правду. Он будет отвечать на ваши молитвы и приведет вас на то место, где желает, чтобы вы были. По мере того, как вы будете продолжать молиться и взирать на Него во всех случаях вашей жизни, Он поможет во всех нуждах на вашем пути и даст вам самую счастливую жизнь. Я нашел в моей собственной жизни, что это истинно так. Я лично убежден, что много молиться — насущная необходимость для христианина.

На вопросы прихожан отвечает протоиерей Александр Союзов

- Что такое молитва и зачем она нужна человеку?

Молитвой мы называем разговор с Богом, общение с Создателем. И если человек чувствует присутствие Бога в своей жизни, а большинство людей это чувствуют, то возникает потребность общения с Ним. Человеку, чувствующему Бога, необходима такая беседа, и эта беседа называется в Церкви молитвой. Человек создан Творцом с заложенным в него огромным потенциалом, создан по образу Божиему, и раскрытие образа Божиего в себе, уподобление Богу возможно, как и в любом деле, лишь при общении с учителем, у которого ты учишься. Чем больше ты общаешься с учителем, тем больше у тебя шансов овладеть всеми его навыками. В абсолютном смысле Бог является таким Учителем. Если мы хотим стать похожими на Него, а именно такое пожелание мы слышим из уст Иисуса Христа: Будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный (Мф. 5, 48), - то тогда нам, как воздух для жизни, требуется молитва - общение с Ним.

- Как появилось молитвенное правило?

Молитвенное правило формировалось Церковью на протяжении всей истории человечества. Некоторые молитвы - очень древние, они взяты из Священного Писания Ветхого Завета. Это, например, псалмы 90-й - "Живый в помощи…" и 50-й - "Помилуй мя, Боже…" Наша главная молитва - "Отче наш" - из Евангелия, это ответ Христа на просьбу апостолов научить их молиться. Есть молитвы, составленные святыми в момент их наиболее высокого духовного озарения, духовного просвещения, когда их душа предстояла пред Богом и из их уст лились слова, вошедшие затем в молитвенное правило.

Молитвенное правило - это наша "палочка-выручалочка", духовный камертон, который помогает настроить душу на молитвенный лад, на общение с Богом. Оно и сейчас продолжает формироваться. Примером может служить молитва Оптинских старцев, созданная в XIX веке. Многие верующие уже включают её в свое утреннее правило.

Если человек осознал необходимость молитвы, но вычитывать правило целиком на первых порах тяжело, с чего ему начать? Можно ли читать не все молитвы, а только некоторые? И какие именно?

Начнем с того, что вообще не стоит привыкать употреблять выражение "вычитывать правило". Приучайте себя не вычитывать правило, не вычитывать утренние и вечерние молитвы, не вычитывать правило ко Святому Причастию, а молиться: я совершил утренние молитвы; я совершил вечерние молитвы; я помолился, подготовился к Причастию. Если ты будешь говорить: "Вычитал молитвы", - ты и будешь их только "вычитывать". Задача любого молитвенного правила - настроить человека на молитвенный лад, подвести к молитве. Большое число молитв дано для того, чтобы у человека не наступало привыкание и притупление ума. Православная молитва - это молитва умная. Наше внимание, когда мы молимся, часто рассеивается, а когда мы произносим заученный текст, можем вообще блуждать "за морями и горами". Разумное количество молитв способствует концентрации внимания на их смысле - умному деланию. Умное делание - это осмысленная молитва, соединяющая ум и сердце.

Разные молитвы пронизаны разным настроением: в одних молитвах звучат просьбы, в других - покаяние, в третьих - благодарение, радость и ликование. Поэтому в разное время наша душа по-разному реагирует на них. Когда ты молишься, бывает, что в какой-то миг вдруг у тебя под воздействием слов в сердце и голове словно что-то переключается, и ты начинаешь молиться. И тогда твоя душа раскрывается, и ты предстоишь пред Богом.

Что касается количества молитв в правиле на начальном этапе, то это лучше решать со священником, потому что конкретный духовный путь требует конкретного духовного руководства. Мы все разные, и поэтому для кого-то это может быть половина утренних молитв и половина вечерних молитв, а может быть треть утренних молитв и треть вечерних молитв. Но такие молитвы, как "Отче наш", Символ веры, "Богородица Дево, радуйся", 50-й и 90-й псалмы, я бы очень рекомендовал использовать всем.

- Возможно ли современному светскому человеку достигнуть состояния непрестанной молитвы?

Апостол Павел учит нас, чтобы мы, христиане, непрестанно молились. Как это возможно? Дело в том, что молитвенное делание можно понимать как в узком, так и в широком смысле. В узком смысле - это молитвенное обращение к Богу, Божией Матери, святым, бесплотным силам. В широком смысле - это вся человеческая жизнь, которая проходит в трудах и заботах, но при этом мы не только помним о Боге, но наши ум и сердце устремлены ко Творцу постоянно, а воля всё время отсеивает духовный мусор из памяти и сознания. Любое дело, какое бы мы ни делали, совершается в присутствии Его, и в присутствии реальном, а не воображаемом. Хочет человек с этим соглашаться или не хочет - это вопрос относится к человеку, а не к Богу. Бог присутствует, к счастью или к сожалению (для кого как), при всех наших делах. Поэтому порой нам бывает стыдно за то, что мы делаем. Об этом нужно помнить! В Ветхом Завете есть замечательный пример - праведный Енох, который "ходил" перед Богом и был взят за это на небо. Ходил перед Богом, то есть жил в присутствии Бога, жил с Богом. Вот пример для христианина: такое хождение перед Богом и было бы для современного мирянина совершением непрестанной молитвы.


О необходимости молитвы говорил Своим ученикам и Господь наш Иисус Христос. Сам Он молился Своему Отцу Небесному постоянно: и за учеников, и о помощи в перенесении крестных страданий. Молился, потому что Его человеческая природа не могла жить без молитвы. И мы помним, насколько духовно сильным было это моление - до кровавого пота. Самим Спасителем подарена нам молитва "Отче наш", и это еще одно подтверждение тому, что христианину молиться так же необходимо, как дышать.


Одинокой женщине о молитве
Автор: Святитель Николай Сербский
Огорчены вы, что Бог не слышит молитв ваших... Не сетуйте на Того, от Кого имеем и бытие, и жизнь, и дыхание, и разум, и все. Прошу вас, не жалуйтесь на Того, Кто в тысячи раз больше имеет право жаловаться на нас пред Ангелами и святыми Своими.
Хотя бы Господь не исполнял буквально молитв наших - они все равно приносят плод душам нашим, делая души наши более зрелыми и богатыми. Это - тайна, которую познали идущие путем духовного опыта.



Перепечатка в Интернете разрешена только при наличии активной ссылки на сайт " ".
Перепечатка материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) разрешена только при указании источника и автора публикации.

— Мы молимся Господу, чтобы Он помог нашим близким и родным людям, например, «Господи, спаси такого-то!». Но Бог – это полнота Любви, и без нашей просьбы Он дает человеку все, что возможно дать. От моей просьбы к Господу в этом случае ничего не меняется. Зачем тогда молиться Господу о других людях?

— Хороший вопрос! Я как-то иду в библиотеку, там сидит студент, копается в книжках. Я говорю: «Ты чего пишешь?» — «Да кандидатскую работу» — «На какую тему?»- «О молитве» — «О молитве? Странно! Зачем молиться-то? Бог любит всех, и каждому дает все, что только можно ему дать. Заем молиться-то, не скажешь?» У него, бедного, аж глаза на лоб полезли.

Бог есть абсолютная Любовь, т.е. предел. Его нельзя сделать более любвеобильным или менее любвеобильным, более милосердным или менее милосердным. Что Он, человек что ли? Это нас можно, как говорили еще греки «Дары склоняют и богов», т.е. нас можно еще разжалобить. Бог – Солнце, на всех направлена полнота Его лучей. Но принимаем-то…

Зачем молиться? Зачем молиться, если Бог управляет абсолютно всем? Зачем молиться, если Бог и так знает, что мы собираемся просить, еще до того, как мы попросим об этом?





4. Мы имеем Божественное обетование, что наши молитвы не напрасны, даже если мы и не…

Святитель Игнатий Брянчанинов:
«Человек не может не быть тем, чем он создан: он не может не быть домом, не быть жилищем, не быть сосудом. Не дано ему пребывать единственно с самим собою, вне общения: это ему неестественно. Он может быть с самим собою только при посредстве Божественной благодати, в присутствии ее, при действии ее: без нее он делается чуждым самому себе и подчиняется невольно преобладанию падших духов за произвольное устранение из себя благодати, за попрание цели Творца.»

Чем больше стяжаем Духа Святого — тем больше Он говорит в нас. Чем больше гоним Его из себя — тем больше общаемся с бесами.
В первом случае из нас выходят молитвы. А во втором хула на Духа Святого.

«Пребудьте во Мне, и Я в вас. Как ветвь не может приносить плода сама собою, если не будет на лозе: так и вы, если не будете во Мне.» (Ин.15.4)

Псалом 102.

1Благослови, душа моя, Господа, и вся внутренность моя — святое имя Его.

2Благослови, душа моя, Господа и не…

Какую перемену совершает молитва в человеке, объясняет архимандрит Маркелл (Павук), духовник Киевских духовных школ.

– Зачем нужна молитва? Можно ли молиться о других людях?

– Для того чтобы жило наше тело, нам необходимо питание, а чтобы жила наша душа, – молитва. Не случайно многие святые отцы говорят, что мир стоит молитвою. В современном обществе, которое относительно недавно освободилось из плена государственного атеизма, большинство людей, слава Богу, ощущает потребность в молитве. Если не все молитвенное правило, то, по крайней мере, молитву «Отче наш» многие знают наизусть и каждый день стараются читать.

– Достаточно ли этого?

– Молитве «Отче наш» научил Своих учеников и последователей Сам Господь. Ее текст приводится в Святом Евангелии. По сути, в немногих словах этой молитвы излагается все, что необходимо для нашего спасения. Но со временем возникло и множество других молитв, которые ныне печатаются в…

Ученики видели, как молится их Учитель. Для Него было обыкновением, что Он часто «уходил в пустынные места и молился» (Лк 5:16). Они часто видели Его склоненным в молитве, более того, они могли наблюдать, что Его молитва была настоящим живым разговором с Богом, когда Творец отвечал на Его просьбы. Возможно, именно это и побудило учеников Спасителя обратиться с просьбой к Создателю: «Научи нас молиться».

Христос отвечает на эту просьбу и дает наставление ученикам, как же все-таки надо молиться. Он использует этот момент для того, чтобы научить Своих последователей молиться так, чтобы они могли получать ответ на свою молитву и это доставляло бы великую совершенную радость: «Истинно, истинно говорю вам: о чем ни попросите Отца во имя Мое, даст вам. Доныне вы ничего не просили во имя Мое; просите, и получите, чтобы радость ваша была совершенна» (Ин 16:23-24). Христос желает, чтобы Его ученики научились молиться таким образом, чтобы получать ответ от Бога. Чему должны научиться…

http://kuraev.ru

История одной девушки о вере в их семье.

«С детства меня водила в храм моя прабабушка.Потом когда она умерла моя бабушка стала набожной просто до изнеможения.Это хорошо когда человек воцерквлен и молится и соблюдает все посты и праздники, но когда она начинала нудеть «Идите в храм идите» При этом все говорилось с таким занудством и по поводу и без повода. И постоянно стыдила и вплоть до криков доходило.И в итоге такими действиями она добилась того, что в нашей семье наоборот всех отвернуло от церкви.Но потом все поняли, что так нельзя и стали ходить в храм и молиться.Но я никак не могла себя пересилить.Мне православие представлялось мрачным ужасным и тягостным.А когда в моей жизни начались неприятности я стала говорить «Зачем молиться Богу если он не помогает, и почему допускает несправедливости и горе даже тем кто молится Ему?» Потом по прошествию некоторого времени я стала задумываться над тем во, что я верю и как я живу и как жить дальше. Я захотела…

Почему нужно молиться Богу? Что необходимо, чтобы Бог услышал наши молитвы? Как Бог отвечает на молитвы?

ПО СРАВНЕНИЮ с необъятной Вселенной наша планета Земля лишь крошечная песчинка.

Для Иеговы, «Создателя неба и земли», все народы - «как капля из ведра» (Псалом 115:15; Исаия 40:15).

Тем не менее в Библии говорится:

«Иегова близок ко всем призывающим его, ко всем призывающим его в истине. Он исполнит желание боящихся его, услышит их крик о помощи» (Псалом 145:18, 19).

Только подумай: всемогущий Творец близок к нам и слушает нас, если мы призываем его в истине.

Какая же это честь - обращаться к Богу в молитве!

Актуальный вопрос

Зачем молиться?

Зачем молиться, если Бог управляет абсолютно всем? Зачем молиться, если Бог и так знает, что мы собираемся просить, еще до того, как мы попросим об этом?

1. Молитва – это форма служения Богу (Луки 2:36-38). Мы молимся потому, что Бог указывает нам молиться (Филиппийцам 4:6-7).

2. Христос и ранняя церковь дали нам пример молитвы (Марка 1:35; Деяния 1:14; 2:42; 3:1; 4:23-31; 6:4; 13:1-3). Если Иисус считал, что молиться стоит, то и нам следует поступать так.

3. Бог желает, чтобы молитва была средством получения Его решений в ряде ситуаций:

а) подготовка к важным решениям (Луки 6:12-13);
б) преодоление дьявольских препятствий в жизни (Матфея 17:14-21);
в) призвания работников для сбора духовного урожая (Луки 10:2);
г) получение силы для преодоления искушения (Матфея 26:41);
д) духовное подкрепление других (Ефесянам 6:18-19).

Введение

Обращаясь к церкви в Фессалониках, апостол Павел даёт им прямую заповедь и, будучи вдохновен Духом Святым, он передаёт эту заповедь и нам сегодня. В 1-м Фессалоникийцам 5:17 говорится: «Непрестанно молитесь». Возможность обращения к нашему Создателю – это такая возможность, к использованию которой нельзя подходить легкомысленно. Однако слишком много людей в нашем мире, даже и в Церкви, установленной Иисусом Христом, характеризуются таким легкомысленным подходом к молитве. Многие не понимают, что такое молитва и, следовательно, извращают это направление поклонения Богу и служения Ему, а также восхваления Его. Однако, так как Павел заповедует нам молиться непрестанно, мы должны осознать всю важность этого процесса. Так как нам заповедано проводить много времени в молитве, мы не должны относиться к этому беспечно и должны стремиться к тому, чтобы молиться именно так, как этого ожидает от нас Господь. Давайте точно определим, что такое молитва, давайте рассмотрим,…

Маханаим/Философия/Наука и религия 9
Молитва и Божий промысел

ВОПРОСЫ

Какова цель молитвы? Человек, который молится каждый день, может ответить нам, что он просит у Господа воспомо-ществования в своих ежедневных делах, в чрезвычайных ситуациях, и вообще всегда, когда ему нужна помощь. По некотором размышлении, однако, становится очевидно, что такое понимание молитвы приравнивает Бога к земному властителю. Царь не знает, в чем именно мы нуждаемся, и поэтому необходимо обратиться к нему с просьбой. Но о Боге мы не можем думать, ч» о Ему якобы неизвестны наши нужды и заботы и что для получения помощи Его следует проинформировать.

Более того, сама структура молитвы связана с определенными проблемами. Традиционная еврейская молитва, которую читают три раза в день, называется Амида (буквально: «стояние»; молящийся «стоит перед Господом»). Молитва состоит из восемнадцати обращений к Богу (и поэтому часто называется «Шмоне Эсре» — «восемнадцать» на иврите).1 В…

Свято-Николо-Тихонов мужской монастырь

Игумен Агафон

Зачем Богу наши молитвы

Гордый мирской ум, считающий для себя унизительным кого-то просить, а тем более умолять, протестует против необходимости молиться Богу.

А протестуя ищет лазейку, обвиняя Самого Бога, приписывая Ему человеческие пороки: гордыню, сластолюбие, властолюбие и т.д.

Такое перекладывание своих грехов всегда метко называлось: «С больной головы на здоровую».

Грешная голова всегда думает, что и все остальные, по крайней мере, такие же грешные как она, а возможно и более грешные.

Вот и возникает вопрос: зачем Богу наши молитвы? Разве Он сам не знает о том, что Он Всесилен, Человеколюбив и нет никого, кто бы мог Ему противостоять. Зачем Ему еще и подхалимы?

Не понимает грешный человек, что молитвы нужны не Богу, а ему самому. Что это ему необходимо подняться из той грязи, в которой он «аки свиния» лежит, а это без помощи Создателя невозможно.

Грешный…

Совершенно верно. Наши молитвы будут бесполезны, если мы будет просить чего-то против Божьей воли. Библия неоднократно говорит об этом (1 Ин. 5:14). Но если Бог и так намерен сделать что-то, зачем нам молиться об этом? Это вполне логичный вопрос, возникающий у многих людей. Его часто используют неверующие для того, чтобы доказать абсурдность веры.

В действительности вера и молитва имеют огромный практический смысл. Для того чтобы нам понять его, необходимо посмотреть на первую цель, для которой был сотворен человек. Библия говорит, что Бог сотворил людей, чтобы они были Его представителями, управляющими тем, что находится на земле. В своём первом обращении к людям, Он так и сказал: «обладайте ею» и «владычествуйте…» (Быт. 1:28). Делегируя человеку часть своей власти, Бог дал ему не только права, но и ответственность. Эта ответственность заключалась в том, чтобы человек мог сознательно осуществлять на земле, то, что угодно его Господину, Богу.

Эта история показывает,…

Зачем мы просим что-то у Бога, если Он уже всё предопределил, и лучше будет чтобы исполнилась Его воля, нежели наша? Вы можете сказать, что нашими молитвами мы можем изменить Его волю. Да можем. Но зачем?

Т. е. Бог желал что бы это было сделано на отлично, но Апостол при всей своей образованности, при всех своих способностях, и знаниях и при всей наставленности от Бога, по теме Его воли,

просит молиться за него что бы ему быть тем человеком который будет максимально использован Богом, что бы пришел Бог, и что бы Он касался людей, сердец, умов, (и отвечал на их вопросы, на их нужны и их проблемы)

Молитва, это живые отношения с Богом (ведь никому не приходило в голову спрашивать, зачем влюбляться и жениться, если ясно что в итоге будем вместе будут дети буде старые и…

Меню раздела

Алкоголь, водка, пиво АСД Библия, авторы и персонажи Библия. О Книге книг Бог есть любовь! Вечеря Воскресение мертвых Второе Пришествие Десятина и пожертвования Дом и семья, брак Духовные дары Закон, грех Здоровье и красота, спорт Иисус Христос, Его жизнь Ислам и Коран Крест Крещение Личное служение Молитва Музыка и христианство Небо, ангелы и небожители Непознанное Ной, ковчег и потоп Нравственность выбора, этика Об авторах и сайте Освящение Пасха, праздники Пост Прощение и исповедь Религия, обряды и церковь Сатана и демоны Секс, эротика и интим Слова и выражения из Библии Смерть, рай и ад, душа и дух Спасение Суббота Творение Толкование Писания Троица в христианстве Разное

Поиск по этому разделу

Мы молимся Господу, чтобы Он помог нашим близким и родным людям, например, «Господи, спаси такого-то!». Но Бог - это полнота Любви, и без нашей просьбы Он дает человеку все, что возможно дать. От моей просьбы к Господу в этом случае ничего не меняется. Зачем тогда молиться Господу о других людях?

Хороший вопрос! Я как-то иду в библиотеку, там сидит студент, копается в книжках. Я говорю: «Ты чего пишешь?» - «Да кандидатскую работу» - «На какую тему?»- «О молитве» - «О молитве? Странно! Зачем молиться-то? Бог любит всех, и каждому дает все, что только можно ему дать. Заем молиться-то, не скажешь?» У него, бедного, аж глаза на лоб полезли.

Бог есть абсолютная Любовь, т.е. предел. Его нельзя сделать более любвеобильным или менее любвеобильным, более милосердным или менее милосердным. Что Он, человек что ли? Это нас можно, как говорили еще греки «Дары склоняют и богов», т.е. нас можно еще разжалобить. Бог - Солнце, на всех направлена полнота Его лучей. Но принимаем-то мы эту полноту лучей как? От меня зависит, вот сейчас возьму и задерну все это! Да еще черным материалом завешу, и будет тьма. Все говорят: «На улице солнце!». Какое солнце? Тьма полная!

Что такое молитва? Это не что иное, как мое искреннее желание измениться. В своем стремлении к Богу я желаю, я каюсь. Само слово «покаяние» в переводе с греческого означает «изменение». Покаяние означает, что я изменяюсь, я делаю себя способным к восприятию этих божественных лучей света. Вот что происходит! Вот почему мы молимся и должны молиться, каяться, меняться.

Основное содержание человеческой жизни состоит в покаянии, т.е. в изменении, в желании изменений. Молитва - это изменения. Я могу только больше или меньше допускать к себе Бога. Бог - Любовь, верно, Он готов дать все, но я говорю: «Постой, Господи, не мешай, Ты в земных вещах не очень разбираешься, я лучше Тебя знаю. Ты говоришь «Не обманывай», да если не обманывать, это что ж такое, а если не украдешь, вообще не проживешь! Что Он там понимает, Господь Бог на Небе, ничего не понимает». Вот как мы рассуждаем-то, вернее живем. Так вот молитва почему нужна. Молитва есть наше изменение, которое делает нас способными к восприятию Божественной Любви, всех Его даров, всех Его милостей, всего Его света!

Более того скажу - без молитвы нет религии. Поэтому не будем отделываться просто записочками и свечечками. Записку подал - и ладно, пусть там батюшка читает. Без молитвы нет христианства. Молитва это, в конечном счете, выключатель - нажали, и свет зажегся, это мое внимание в молитве. Пропала молитва - и свет угас! Только в молитве наш дух становится способным к соединению с духом Божиим. И тогда мы можем получить все блага от Бога, которые только нам наиболее полезны в настоящий момент. Вот почему надо молиться.

- А зачем молиться за других людей?

Это вопрос из серии «Зачем я люблю другого человека?». А зачем его любить? Интересно, правда? Да люблю и все! Говорят: «Зачем читать молитвы какие-то, посещать долгие богослужения?». Хочется ответить: «Пойдите скажите этим влюбленным - сказали о любви друг другу и все, расходитесь по домам, чего там еще ходите где-то часами, разговариваете Бог знает о чем. Так и Господу - сказали «Я верую, Господи» и все, что там стоять 2-3 часа за богослужением, правда?». Оказывается, там, где присутствует любовь, там требуют общения, и когда мы молимся за других, это то же самое. Мы молимся за того, кому желаем блага, обращаемся к Богу.

Мы все составляем единое Тело, даже с теми, кого терпеть не можем. Какой ужас, этот больной зуб - мое тело! Да он мне покоя не дает! И что с ним делать? Лечить… Зачем же? А если печенка-селезенка заболела? Вырви и выброси! Нет-нет, лечить надо. Лечишь свои ручки-ножки, печенки-селезенки, хотя они больные, причиняют страдания, а какую заботу ты о них проявляешь, как их любишь. Мы все один организм. Кто-то нам доставляет удовольствие, кто-то причиняет… ой, не буду даже говорить. Как Бог только терпит таких людей! Мы один организм, и если больше нет средств помочь этому человеку исцелиться, мы молимся за него. Мы обращаемся к Богу не только за своих друзей. Что мне беспокоиться, когда у меня все здорово. Я беспокоюсь за то, что у меня поражено болезнью. Так и здесь, оказывается, мы в первую очередь должны молиться о тех, кто доставляет нам беспокойства, неприятности и прочую всякую всячину, о которой говорить не хочется! Вот какую истину открывает нам христианство.

Профессор МПДАиС

Алексей Ильич Осипов.