Герб нашей столицы. Чудовище - это символ зла

Четверг, декабря 6, 2012

Все мы привыкли к Московскому гербу, к изображению Георгия Победоносца на коне, поражающего змея. Однако, мы не задумываемся о его истории, о том, откуда и когда он попал в Россию. Стоит сказать, что святой Георгий – общехристианский святой, почитаемый и во многих других странах, например он покровитель Англии. И иностранцы порой очень удивляются, откуда он тут – в Москве, на гербе города и даже страны.

Так кем же был Георгиий Победоносец, где произошла история со змием, как он попал ни герб Москвы и почему ему очень удивляются иностранцы —>

Официально герб города Москвы существует с 20 декабря 1781 года. В этот день он был «высочайше утвержден» вместе с гербами других городов Московской губернии. В Полном собрании законов Российской империи наш столичный герб описан так: «Святый Георгий на коне против того ж, как в средине государственного герба, в красном поле, поражающий копием чернаго змия». Отмечалось также, что герб «старый». Это означало, что эмблема была известна ранее. Действительно, всадник, поражающий копьем дракона, использовался в течение нескольких столетий как составная часть державного российского герба. То есть как такового герба в древности не существовало, но зато были печати и монеты, с подобными изображениями.

Обычай помещать на печатях и монетах портрет князя, а также изображение святого, которого князь считал своим покровителем, пришел на Русь из Византии в конце Х столетия. В начале XI века на монетах и печатях князя Ярослава Мудрого, принявшего имя Юрий (Георгий), появляется изображение святого Георгия. Основатель Москвы Юрий Долгорукий продолжил эту традицию. На его печати тоже святой, стоящий во весь рост и вынимающий меч из ножен. Изображение святого Георгия было на печатях и брата Юрия Долгорукого Мстислава, воин-змееборец присутствовал на многочисленных печатях Александра Невского, встречается он на монетах Ивана II Красного и сына Дмитрия Донского Василия. А на монетах Василия II Темного эмблема святого Георгия приобретает вид, близкий к тому, что позднее утвердился на московском гербе. Покровителем Москвы святой Георгий считается со времён Дмитрия Донского.


Печать Ивана III

Первое письменное сообщений о всаднике, поражающем дракона, приносит Ермолинская летопись. В ней говорится, что в 1464 году скульптурный образ святого Георгия был помещен над въездными воротами Фроловской башни - главной башни Кремля. Ставил сей образ Василий Ермолин. Ряд историков XIX века принимали это изваяние знаменитого русского зодчего за московский герб, ведь Фроловские ворота считались главными, даже князья снимали шапку, проходя через них. Очень заманчиво было бы считать эту скульптуру гербом Москвы, но здесь, скорее всего, это скульптурное изображение имело охранительные функции, так как через два года тот же Ермолин поставил над воротами башни с внутренней стороны образ святого Дмитрия.

Окончательное утверждение всадника-змееборца как герба Московского княжества произошло при Иване III (княжил с 1462 по 1505 гг.) и совпало по времени с завершением объединения основной части русских земель вокруг Москвы. Сохранилась печать 1497 года, на которой всадник, поражающий копьем змея-дракона, окружен надписью: «Печать великого князя Ивана Васильевича», а на обороте печати, не имеющей рисунка, надпись повторена, но к ней добавлено - «всея Руси». С этого момента можно считать, что герб Московского княжества на какое-то время становится и гербом всея Руси.

Интересно, что до XVIII века «московский ездец» не воспринимался никем из современников как святой Георгий.
Простые жители, объясняя это символическое изображение, говорили, что это «царь на коне победил змия», или «великий государь наш на аргамаке», или «сам царь с копьем», а то и «человек на коне с копьем колет змея». «Святым Егорием» называет всадника царь Петр I только в XVIII веке.


Герб Москвы, 1730.

Окончательное имя всадника как Георгий Победоносец утвердилось в связи с развитием в России геральдики и созданием городских гербов. Городская символика в петровское время появилась вместе с созданием системы формирования и размещения полков русской армии. Полки распределялись по городам и получали название по имени города, реже - губернии. Вместе с названием полк получал на свое знамя и эмблему города. Московские полки с 1712 года помещали на своих знаменах двуглавого орла под тремя коронами, а на груди орла, в щитке, располагался всадник, колющий копьем дракона.


Герб Москвы, 1781.

В 1729 - 1730 годах на знаменах московских полков остался только всадник в короне, колющий копьем змея. С утверждением статуса городского знака святой Георгий, будучи частью государственного герба, именовался гербом Москвы - исторического центра Российской империи. Московский герб сделан был по «образу и подобию» фигуры, размещенной на груди орла в государственном гербе.


Герб Москвы, XVIII век.

В указе 1781 года об утверждении гербов Московской губернии описание московского герба почти полностью повторяет герб 1730 года: «Москва. Святой Георгий на коне против того же как в середине Государственного герба, в красном поле, поражающий копьем черного змия». Герб Москвы просуществовал в таком виде вплоть до середины XIX века, когда в результате реформы в русской геральдике, проведенной по указанию императора Николая I, он был значительно изменен. Подобный же вид имеет «герб столичного города Москвы», который высочайше утвержден несколько позднее - 16 марта 1883 года, он и просуществовал до 1917 года. А в 1993 году был введен новый московский символ, созданный по мотивам герба Москвы, утвержденного в 1781 году.


Герб Мосвквы, 1856.


Герб Москвы, 1883.


Современный герб Москвы, c 1993 года. За основу взят герб не XIX века, а XVIII.

Георгий победоносец и змей
Убийство змея (дракона) является одним из самых известных посмертных чудес святого Георгия. По легенде, змей опустошал землю одного языческого царя в Бейруте. Как гласит предание, когда выпал жребий отдать на растерзание чудовищу царскую дочь, явился Георгий на коне и пронзил змея копьем, избавив царевну от смерти. Явление святого способствовало обращению местных жителей в христианство. Это сказание часто толковалось иносказательно: царевна - церковь, змей - язычество. Также это рассматривается как победа над дьяволом - «древним змием».
Существует вариант описания данного чуда, относящегося к жизни Георгия. В нём святой покоряет змея молитвой и предназначенная в жертву девушка ведёт его в город, где жители, видя это чудо, принимают христианство, а Георгий убивает змея мечом.


Святой Георгий на иконе второй половины XVI века, из Новгорода.

Почитание святого Георгия в других странах
Этот святой стал необычайно популярен ещё со времен раннего христианства. Он претерпел муки в Никомидии, а вскоре его стали почитать в Финикии, Палестине, затем и на всем востоке. В Риме в VII веке было уже две церкви в честь него, а в Галлии его почитают с V века.


Святой Георгий на Грузинской иконе.

Георгий считается покровителем воинов, земледельцев и пастухов, а в ряде мест - путешественников. В Сербии, Болгарии и Македонии верующие обращаются к нему с молитвами о ниспослании дождя. В Грузии к Георгию обращаются с просьбами о защите от зла, о даровании удачи на охоте, об урожае и приплоде скота, об исцелении от недугов, о чадородии. В Западной Европе считается, что молитвы святому Георгию (Джорджу, Хорхе) помогают избавиться от ядовитых змей и заразных болезней. Святой Георгий известен исламским народам Африки и Ближнего Востока под именами Джирджис и аль-Хадр. Георгий является также покровителем Португалии, Генуи, Венеции (вместе с ап. Марком) и Барселоны. Ну, и конечно же, Англии. Ещё в X веке в Англии строили церкви, посвящённые св. Георгию, а в XIV веке он был официально признан небесным покровителем Англии.


Святой Георгий на русской иконе XVI века, из города Устюжна.

Изображения святого Георгия
Самой популярной темой для изображений конечно же является «чудо о змие». Рисовали его во все времена и во многих странах, но особенно много – в эпоху ренессанса, в Италии. В качестве примеров несколько икон и картин про Георгия Победоносца, убивающего змея.


1471 год, Джованни Беллини (Италия).


1456 год, Паоло Уччелло (Италия)


1505-06 годы, Рафаэль Санти (Италия)


1606-07 годы, Рубенс (Голландия)


1890 год, Гюстав Моро (Франция)


1912, Август Маке (Германия)

В цвете всего этого становится понятным, почему иностранцы так странно реагируют на изображения святого Георгия в Москве.

Почему именно Москва стала столицей Руси? Почему вокруг нее, а, например, не Твери, Владимира или Новгорода стали собираться русские земли? Причины можно искать в вере, экономике, политике — как внешней, так и внутренней. Наверное, все это имело значение.

Однако эзотерики и специалисты по геральдике считают, что виной всему удивительный герб Москвы . Рассказать, чем так необычен герб столицы, нам согласился историк и эзотерик Михаил КАЛЮЖНЫЙ .

— Михаил, в чем тайна московского герба?

— Парадокс заключается в том, что из-за политических штормов, не раз бушевавших в истории нашей страны, у Москвы было несколько гербов. Но только Георгий Победоносец, по мнению мистиков, принес Москве отнюдь не победу, а поражение: он едва не лишил ее столичного статуса навсегда.

С древнейших времен на различных вариантах герба и монет Москвы изображали то пешего воина с копьем, то всадника, поражающего дракона. Причем всадник являлся олицетворением самого великого князя, а позже — царя.

Недаром, завоевав Казанское ханство, то есть символически победив дракона, царь Иван Грозный присоединил к своему официальному титулу величание царь Казанский. С тех пор всадник-драконоборец и стал главным символом Москвы.

— Но ведь всадник на коне и есть Георгий Победоносец...

— Как раз нет! Только иностранцы называли московского всадника святым Георгием. Послы Ивана Грозного на вопрос Александрийского патриарха: «На кони де благоверный царь на сей печати?» — отвечали: «Государь на коне». Известна цитата из летописи: «При великом князе Василье Ивановиче бысть знамя на деньгах: князь великий на коне, а имея меч в руце и оттоле произваша деньги копейныя».

А на государственном гербе, помещенном на титульном листе Библии 1663 года издания, змееборцу и вовсе было придано портретное сходство с царем Алексеем Михайловичем. Позднее эта традиция прижилась: со сменой правителя начали менять и лик всадника, изображенного на гербе.

— Кто же из наших правителей первым назвал всадника святым Георгием?

— Святым Георгием Победоносцем всадника на гербе официально назвал только Петр I, чем сильно удивил своих подданных. А в Сенатском указе от 8 марта 1730 года, спустя пять лет после смерти императора, московский герб уже официально был описан следующим образом: «...в середине (двуглавого) орла Георгий на коне белом, побеждающий змия, епанча и копье желтые, венец желтый же, змий черный, поле кругом белое, а в середине красное». С. этого момента и вплоть до начала XX века всадник на московском гербе официально стал именоваться святым Георгием.

Печать Ивана III

— А чем с точки зрения магии и геральдики всадник на коне принципиально отличается от святого Георгия?

— Дело в том, что на гербах или знаменах всегда старались изображать символы удачи, победы и благосостояния. Всадник на коне, олицетворяющий мудрого и справедливого князя, как нельзя лучше выполнял эту роль. Иное дело святой Георгий.

Назвав всадника на гербе Георгием Победоносцем, Петр I, сам того не зная, навлек на город несчастья. Как гласят жития Георгия, к 30 годам, благодаря уму, мужеству и физической силе, он дослужился до тысяченачальника — это что-то вроде командира батальона. Более того, он стал любимцем Диоклетиана. Однако Георгий не мог спокойно смотреть, как император казнит последователей Христа. И открыто признался в том, что он христианин.

Его били воловьими жилами, колесовали, бросали в негашеную известь, принуждали бежать в сапогах с острыми гвоздями внутри. Георгий перенес все эти мучения и не отрекся от Христа. Глядя на это, два знатных сановника, Анатолий и Протолеон, являвшиеся тайными христианами, открылись императору.

Диоклетиан их казнил. А потом призвал волхва Афанасия, дабы тот либо усмирил бывшего любимца, либо отравил. Волхв преподнес Георгию две чаши со снадобьями, одно из которых должно было сделать его покорным, а другое — умертвить. Но зелья не подействовали. И тогда волхв Афанасий, припав к ногам Георгия, исповедал Христа. Тут уж император окончательно рассвирепел и казнил обоих — и уверовавшего Афанасия, и Георгия.

— И как же судьба Георгия Победоносца отразилась на Москве?

— Для Москвы с Георгием на гербе настали плохие времена. За период с 1730 по 1918 годы Москва неоднократно опустошалась эпидемиями и пожарами, терпела страшный урон от стихии, становилась ареной кровавых массовых междоусобиц и прочих бедствий.

— Кто же избавил Москву от такого покровителя?

— Как ни странно, большевики. Вскоре после Октября герб с Георгием Победоносцем упразднили. И в 1918 году столицей страны снова стала Москва, но уже с новым гербом.

Его утвердил Президиум Моссовета 22 сентября 1924 года. Новый герб состоял из нескольких важных элементов. В центральной части в овальный щит была вписана большая пятиконечная звезда.

На ее фоне изобразили обелиск свободы и серп с молотом — это были эмблемы рабоче-крестьянского государства. Зубчатое колесо и связанные с ним ржаные колосья стали олицетворением смычки города и деревни. Наковальня — эмблемой металлообрабатывающего производства, челнок — символом текстильной промышленности и динамо — символом электрификации. Внизу красовалась надпись: «Московский Совет Рабочих, Крестьянских и Красноармейских депутатов».

— Этот герб оказался удачнее предыдущего?

— Разумеется: в магии символов большевики разбирались отлично. На протяжении всего советского периода Москва оставалась самым богатым и благополучным городом страны. За это время она выросла многократно — как по численности населения, так и по площади.

В 1941 году столицу не смогла взять самая сильная на тот момент немецкая армия. Город, тогда еще будучи преимущественно деревянным, не сгорел даже при массированных налетах немецкой авиации, бомбившей его зажигательными бомбами. А в послевоенное время Москва и вовсе стала признанным мировым центром науки, промышленности и культуры. Она по праву считалась одним из самых красивых, чистых и безопасных городов мира.

— Но сегодня-то у нас на гербах снова царствует святой Георгий. Как его «правление» в XXI веке скажется на Москве?

— После возвращения герба с изображением святого Георгия Победоносца в Москве снова участились стихийные бедствия. Ураган, просвистевший над городом 22 июня 1998 года со скоростью ветра до 31 м/с, повалил более 100 тысяч деревьев и нанес материальный ущерб более чем на 15 миллионов долларов. Много бед натворил и ураган 2001 года. Горели после 1993 года и неофициальные символы Москвы — Останкинская телебашня и Манеж. Советский герб явно гораздо эффективнее обеспечивал безопасность москвичей.

— Так зачем же было менять столь удачный советский герб на аналог дореволюционного герба?

— Всему виной политика. После событий 1991 и 1993 годов московские власти поспешили избавиться от всего советского наследия, в том числе и от символа города. А вот федеральные власти в 1990-е годы оказались более мудры, поместив на гербе страны не Георгия, а прообраз князей доромановской эпохи.

Всадник-змееборец изображен и на государственном гербе РФ. Но Георгием его уже не зовут. В положении о Государственном гербе РФ, утвержденном Президентом Б. Н. Ельциным 30 ноября 1993 года, сказано: «На гербе — всадник, поражающий копьем дракона».

Беседовал Дмитрий СОКОЛОВ

Далеко не всякая эмблема, пусть и выполненная строго по всем правилам геральдики, считается гербом. Он обязательно должен быть утвержден органами власти, только тогда приобретает официальный статус. Современный герб российская столица обрела в 2003 году. И об этом наш рассказ, только сначала обратимся к предыстории этого события.

Знакомимся с историей Московского герба

Летопись появления прародителя сегодняшнего герба Москвы отправляет нас вглубь веков, в далекое XIV столетие во времена Ивана II. Именно в этот период на эмблемах Московского княжества встречается образ змееборца, правда пешего. Уже позднее на монетах великого князя Василия Темного появляется изображение, очень близкое к тому, которое утвердилось в качестве герба Московского княжества при Иване III. Сохранившиеся печати того времени иллюстрируют фигуру всадника, попирающего копьем ни то змея, ни то дракона.

Считается, что впервые изображенный на гербе всадник был назван святым Георгием при царе Петре I, который создал Герольдмейстерскую Контору, входившую в состав Сената. Тогда же герб княжества Московского обрел геральдические цвета. А в 1781 году на официальном уровне волею императрицы Екатерины II был утвержден первый московский герб. Его описание сообщало, что на красном фоне запечатлен на коне Святой Георгий, который копьем поражает черного змия.

По прошествии еще ста лет в изображении герба появился внешний декор: щит увенчали императорской короной, за ним появились крест-накрест два скипетра, перевязанные Андреевской лентой. Плащ святого стал лазоревым, доспехи – серебряными, копье – золотым. Просуществовал московский герб в таком изображении вплоть до 1917 года.

Надо отметить, что в XIX веке, герб обязательно изображался на городских печатях, жетонах, пуговицах мундиров и кокардах головных уборов чиновников государственных служб.

Вполне понятно, что с приходом советской власти герб столицы должен был олицетворять новые идеи строителей социализма и коммунизма. Появилась совершенно другая символика: пятиконечная звезда, серп и молот, обелиск, зубчатое колесо, колосья, наковальня и даже динамо-машина, которая ознаменовала эпоху электрификации. Президиум Моссовета утвердил в 1924 году новый герб, составленный архитектором Д. Осиповым, на котором присутствовали все эти символы.

В 60-х годах витала идея создания новой визитной карточки города, как тогда порой назывались гербы. И даже объявили конкурс. Было представлено более полторы сотни проектов, но ни один из них не был принят властями города. Вероятно, все они были не намного лучше своего предшественника с колосьями и наковальней.

Герб Москвы сегодня

Прошла эпоха Советского Союза, и герб, разработанный в 20-х годах, перестал отражать действительность. И снова вернулись к истокам, к историческому изображению, сходному с тем, что было утверждено в 80-х годах XVIII века при Екатерине II.

Таким, каким мы видим герб сегодня, он создан по рисунку художника К.К. Иванова.

Первоначальный эскизный рисунок автор сделал еще в начале 90-х годов. Но только через несколько лет был утвержден новый эскиз, и распоряжением мэрии столица обрела современный официальный герб. А уже в 2003 году вышел Закон о гербе города Москвы, который определяет его статус и регламентирует порядок использования. В документе также имеется описание и изображение герба. Таким образом, столица обзавелась современной эмблемой, в основу которой положена сложившаяся ранее историческая символика. А с сентября 2004 года появился еще и новый праздник, посвященный дню герба и флага Москвы, который отмечается 6 мая.

Сегодня Москва празднует День города. В честь этого предлагаем вспомнить малоизвестные факты о гербе российской столицы.

Герб Москвы vs герб России

Даже не-москвичам известно, как выглядит герб Москвы, ведь он является частью и герба России. Кажется, что московский герб в точности повторяется на государственном гербе, и это вполне логично: герб столицы в сердце герба страны. Но русские не были бы русскими, если бы все было так гладко.
Если заглянуть в официальные документы, то увидим, что в "Положении о гербе Москвы" черным по белому прописано имя персонажа, изображенного на нем - Георгий Победоносец. Но это же изображение на государственном гербе описывается в документе "О Государственном гербе Российской Федерации" как безымянный всадник, и вот дословная цитата: «на груди орла - всадник, поражающий копьем дракона». Никаких имен и отсылок к древним сюжетам здесь нет.
Что же касается еще одного символа - знамени города Москвы, существующего в единственном экземпляре, то наш всадник вновь назван там по имени.

Безымянный всадник

Откуда пошла эта путаница? Возможно, с очень древних времен, ведь до сих пор идут споры о том, когда именно всадник, попирающий змея, был официально назван святым Георгием. Есть сведения, что до XVIII века многие москвичи называли изображенного на их гербе всадника по-разному. Например, они говорили, что это "царь, на коне победивший змия", или "великий государь наш на аргамаке", или "сам государь с копьем". А наименее просвещенные и вовсе не могли расшифровать символа и называли его просто: «человек на коне с копьем колет змея». Однако к этим сведениям отношение у историков неоднозначное: ведь могли простые люди расшифровать и более сложные символы на иконах - это было время, когда "одна икона заменяла десятки проповедей". И все же, согласно документам, «Святым Егорием» называет московского всадника царь Петр I только в XVIII веке.

Первый Георгий

Когда же появилось первое изображение святого Георгия, пронзающего змея копьем, на нашей земле? И было ли оно связано с Москвой уже тогда?
Удивительно, но скульптура святого Георгия стояла на главной башне Кремля - Фроловской - уже в XV веке, в 1464 году. Об этом сообщает нам Ермолинская летопись. Правда, это еще не значит, что скульптура была прообразом герба, потому что через два года с внутренней стороны Фроловских ворот была поставлена статуя святого Дмитрия, что позволяет говорить об их охранительной роли.
Сама же традиция изображения святых или князей на печатях или монетах была воспринята Русью от Византии в конце Х столетия. Первое известное нам изображение святого Георгия было помещено на монеты и печати Ярослава Мудрого, чье имя в крещении было Юрий, или Георгий. Вслед за ним на своих монетах святого Георгия печатал и Юрий Долгорукий и его брат Мстислав, Александр Невский и Иван II, Дмитрий Донской и Василий II Темный (кстати, на его монетах изображение святого Георгия очень похоже на московский герб).
Покровителем Москвы святой Георгий считается со времён Дмитрия Донского, а изображение всадника и побежденного змея в качестве герба утвердилось при Иване III - как раз тогда, когда русские земли объединились вокруг Москвы.

Икона vs геральдика

Россия, даже называя себя светской и утверждая отделенность церкви от государства, все равно - христианская страна. Эта двойственность просматривается и в истории столичного герба - конечно, символически и метафорически. Смотрите сами. С одной стороны, сюжет герба безусловно религиозный: на нем изображен важный для России святой в момент своего высочайшего и известнейшего подвига. С другой стороны, он изображен без нимба - вопреки всей русской иконописной традиции. Такое изображение Григория Победоносца - в момент, когда он протыкает змея штыком, - традиционный иконописный сюжет с утвердившейся композицией и символическими цветами. Канон виден и на гербе Москвы. И все же, если сравнить икону и герб, мы увидим различие: всадник повернут на них в разные стороны. Так было не всегда: в 1856 году по указу Николая І герб Московской губернии был "подчинен" канонам западной геральдики. Согласно им, все живые существа (конь, всадник) должны быть повернуты в правую (для зрителя - левую) сторону. Изменилась и цветовая палитра: всадника сменил желтый плащ на синий, черный дракон превратился в золотого с зелеными крыльями, а белый конь стал "серебряным". Что ж, и белый, и серебряный цвета - цвета рая, так что символический смысл коня остался прежним.

Милый английскому сердцу герб

Георгий Победоносец, так любимый на Руси, любим не только у нас. Он - общехристианский святой, более того - известный исламским народам Африки и Ближнего Востока, где его зовут Джирджис и аль-Хадр. Святого Георгия считают своим покровителем Генуя, Венеция (вместе с апостолом Марком), Барселона, а также страны Португалия и Англия. Это значит, что у москвичей и жителей всех этих мест - общий хранитель. Великобританию, например, он взял под свое крыло ещё в X веке, то есть даже раньше чем Москву: уже тогда там строили церкви, посвящённые святому Георгию, а в XIV веке он был официально признан небесным покровителем Англии.
Туристы из этих мест порой очень удивляются, видя своего святого на гербе столицы России. Может быть, он помогает им чувствовать себя у нас как дома - как, впрочем, и нам у них.

Разнообразие символики

Поединок святого Георгия со змеем трактуют по-разному, а значит, и герб Москвы имеет множество "слоев" толкования. Существует два описания чуда Георгия: спасение дочери языческого царя от закланья (только это, согласно легенде, могло усмирить страшного змея, опустошавшего земли языческого царя в Бейруте. Святой Георгий победил чудовище, воткнув в него копье) и покорение змея молитвой. Подвиг этот обратил множество людей в христианство - и этот факт рифмуется с идеей Москвы как Третьего Рима и России как хранительницы православия. Москва, согласно своему гербу - город-крепость, город-воин.
Само сказание часто понимают и так: спасенная царевна - это церковь, а змей - язычество. Но у змея есть и другое значение, ведь именно в него вошел дьявол, искусивший Адама и Еву в райском саду. А значит, герб Москвы напоминает нам еще и о том, что дьявола и грех возможно победить - как это сделал Георгий Победоносец.
Обобщенно - это символ победы Добра над Злом и Света над Тьмою.

Историю происхождения и историческое развитие российски гербов приходится восстанавливать по крупицам. Так как письменные источники содержат очень мало сведений о российских эмблемах, историки обращают внимание на вещественные - скульптуры, монеты, печати.

"Московский ездец"

Изображение святого Георгия появилось на монетах и печатях Руси в начале 11 века - время правления Ярослава Мудрого, который во время крещения принял имя Юрий (Георгий). Эта традиция была продолжена князем Юрием Долгоруким - основателем Москвы. Воин-змееборец присутствует и на монетах времен Александра Невского, и Ивана II. Во времена Василия II изображение святого Георгия на печатях и монетах принимает вид, наиболее близкий к тому, который был утвержден Екатериной Великой на гербе Москвы.

Историк Николай Карамзин отмечал, что символика русского государственного герба, в которой изначально использовалось и изображение змееборца, ведет начало с 1497 года. именно к этому времени относится печать Ивана III, на которой присутствует изображение всадника, поражающего копьем дракона. Уже в 16 веке “московский ездец”, который в то время никем не воспринимался как святой Георгий, соединился на государственных печатях с двуглавым орлом.

Святой Георгий - символ Москвы

Петр I впервые называет всадника, поражающего копьем дракона “Святым Егорием”. Развитие российской геральдики и создание гербов городов привело к тому, что “московский ездец” стал официально называться Георгием Победоносцем. С 1712 года московские полки стали использовать на своих знаменах изображения двуглавого орла под тремя коронами, которого располагался щиток с изображением всадника, колющего дракона копьем.

Несмотря на то, что святой Георгий являлся частью государственного герба в 1729-1730 годах, он был утвержден как городской знак Москвы - исторического центра Российской империи. Герольдсмейстерская контора, которая была создана еще во времена Петра I при участии Франциска Санти, разработала цвета символа и его фигур. Именно к этому времени окончательно утвердилась фигура всадника на белом коне, поражающая дракона. Данный символ Москвы оставался практически неизменным до революции 1917 года.

Восстановление исторического герба Москвы

Современный герб Москвы был утвержден 23 ноября 1993 года. Он был создан на основе исторической эмблемы 1781 года и введен на основании акта “О восстановлении исторического герба города Москва”. 1 февраля 1995 года символ российской столицы был утвержден Московской городской думой.