Урок по теме личные местоимения. Личные местоимения

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа села Корнеевка»

Разработка урока русского языка

В 6 классе

Подготовила учитель русского языка

И литературы

Белякова Г.А.

Тема: Личные местоимения. Роль личных местоимений в речи.

Цели урока:

Обучающая цель : закрепить умения и навыки учащихся по

Определению местоимений среди других частей речи, усвоить значение личных местоимений, признаки и синтаксическую роль; повторить основные сведения о личных местоимениях, изменение по лицам, числа, падежам, родам, правописание местоимений.

Развивающая цель: развитие мыслительной деятельности учащихся, обогащение словарного запаса.

Воспитательная цель: воспитывать внимательное отношение к слову, интерес к русскому языку.

Оборудование: 1. Выставка книг «Стихотворения русских поэтов о

Природе» (19-20 вв).

2.Рисунки с изображением личных местомений.

3. Карточки с заданиями.

4. Репродукции картин о природе.

5. Рисунок «Местоимения»

План конспекта урока

1. Оргмомент (1)

2. Проверка домашнего задания. (2)

3. Объявление темы и целей урока. Работа с личными местоимениями. (10) 4. Работа с местоимением «Я». (2)

5. «Найдём и исправим ошибку. (4)

Физминутка (1)

6. Дифференцированная работа в группах. (5)

7. Поэтическая минутка. (4)

8. Синтаксический разбор предложений. (5)

9. Устная работа со стихотворением (коллективная работа). (3)

10. Составление и разгадывание загадок. (3)

11. Итоги урока:

А) Вывод.

Б) Оценки.

В) Домашнее задание.

Ход урока:

1. Оргмомент.

Здравствуйте. Я рада вновь видеть ваши лица, ваши улыбки и думаю,

Сегодняшний урок принесёт нам всем радость общения друг с другом.

2. Проверка домашнего задания.

Проверим домашнее задание. Вам нужно было выписать из учебника литературы предложения с личными местоимениями. Прочитайте, какие предложения вы выбрали.

3. Объявление темы и целей урока.

Ребята, мы сегодня с вами побываем в стране, где живут местоимения, узнаем, какое участие они принимают в нашей речи, каким законам правописания подчиняются, выясним значение слова» Прономен». Мы должны будем доказать правильность мысли, заключённой в эпиграфе:

… Местоимения, подобно ярким лучам солнца,

Озаряя, высвечивают все уголки родного

Языка..

Откройте, тетради, запишите сегодняшнее число.

Теперь нам нужно будет узнать, что обозначает слово PRONOMEN.

Посмотрите на предложения.

1. Скоро она вступит в свои права.

(Скоро весна вступит в свои права).

2.Такая погода продержалась недолго.

(Дождливая погода продержалась недолго).

3. Через несколько дней засияет солнце.

(Через два дня засияет солнце).

Вам ясно, о чём или о ком идёт речь? Какая погода будет держаться недолго? Через сколько дней засияет солнце?

А что нужно сделать, чтобы всё стало понятно?

(Сделать запись более точной, то есть заменить личное местоимение ОНА

Существительным, подобрать прилагательное и числительное, более точно характеризующие существительное).

Хорошо. А теперь отложите ручки и послушайте рассказ Януша Корчака.

« Я вам расскажу об одном малюсеньком слове, таком умном, что просто не верится. Это слово--- КТО? Постучат в дверь, ты спрашиваешь:

«Кто?». Тебе отвечают, и ты открываешь дверь. А не будь этой малышки «кто», ты должен был спросить: «Это Ваня стучит? Или Петя? Или тётя? Или дядя?» А тот всё отвечает: «Нет! Нет!»

И ты бы мог так 3 часа подряд спрашивать и не угадал бы. Стоял бы мокрый как мышь, разозлился, не ел, не пил бы, всё только спрашивал бы. А так: «Кто там?» и в этом коротеньком слове сидят имена всех на свете людей.»

Так какой же вывод вы можете, ребята, сделать из увиденного и услышанного?

Какое значение имеют местоимения?

Итак, теперь, наверно, понятно, почему PRO- NOMEN сочетание слов « вместо имени». Так вот, это страна, куда нелегко проникнуть:

« Оставь надежду всяк сюда входящий, если не знаешь местоимений ты..»-- это говорит король этой страны. Давайте угадаем, как его зовут.

Слушайте внимательно стихотворение М. Раскатова «Моя грамматика» и записывайте местоимение «Я» и его формы.

Я талантлив от рождения!

Не дурак и не простак!

И моё местоимение

Все вокруг склоняют так,

Перво- наперво решительно

Скажет вам семья моя,

Что, конечно, Именительный ---

Это я и только я!

Мать склонилась умилительно,

А за ней и вся родня.

И не зря. Падеж Родительный

Для кого? А для меня;

Все заботятся старательно

И заслуженно вполне

И дают подарки. Дательный ----

Это значит --- только мне.

Не смотрите подозрительно, --

У меня родня --- броня!

И запомните: Винительный

Не касается меня!

Жизнь легка и упоительна

За родительской спиной!

Нет, друзья, падеж Творительный

Сотворён совсем не мной.

Ждёте, видимо, Предложного?

Новых данных обо мне?

Не просите невозможного

Хватит с вас и так вполне.

Какие местоимения здесь склоняются?

Как зовут короля? (Я).

К какому разряду относятся записанные вами местоимении? (К личным).

4. Работа с местоименим «Я».

Хорошо, а теперь перенесёмся в древние времена, когда существовала буква «Аз» - буква церковнославянского и русского алфавита. Она соответствует личному местоимению 1-го лица, единственного числа –«Яз», которое позже изменилось в «Я». Аз = Яз ---Я.

Вывод: Мы узнали историю местоимения «Я» и с помощью стихотворения М. Раскатова просклоняли его.

Но оно (местоимение «Я») не может быть одно. С ним живут:

Дружные – МЫ

Дружелюбный –ТЫ

Вежливые -- ВЫ (вы)

Неотразимая -- ОНА

Всегда печальное – ОНО

Великолепный --- ОН

Неразлучные -- ОНИ.

(Работа с рисунками)

Все они дружные и никогда не дают друг друга в обиду, когда кто- нибудь произносит или пишет их неправильно. Поэтому сейчас мы:

5.Найдём и исправим ошибку в их употреблении .

Обозначим род, число. Падеж правильно употреблённых местоимений.

Пользоваться нею -- ею (3 лицо, ж.р. Т.п.)

Плывут по нём -- по нему (3 л., м.р. Д.п.)

Говорить с им -- с ним (3 л., м.р. Т.п.)

Без его решили -- без него (3 л., м.р. Р.п.)

Был у него -- у него (3 л. м.р. Р.п.)

Подойти к ей -- к ней (3 л. ж.р. Д.п.)

Обратиться к ему -- к нему (3 л. М.р. Д.п.)

Какая особенность проявляется у местоимений 3-его лица в косвенных падежах? (У них появляется после предлогов Н).

ФИЗМИНУТКА

6. Дифференцированная работа в группах

А теперь приступим к работе в группах. Вам нужно будет выполнить задания определённого уровня сложности. Я думаю, что вы с ними справитесь.

1-й уровень.

Определите падеж местоимений. Выполните задание по образцу:

Я (кто?) – И.п.

Мне…, мной…, обо мне…, мы…, нами…, нас…, нам…, о тебе…, ты…,

Тобой…, тебе.

2-й уровень:

Определите синтаксическую роль и падеж местоимений:

1 ) Я уселся на камень и стал наблюдать.

2) Передо мной простиралось море.

3) Высоко надо мной шумели крыльями птицы.

4) Мне захотелось остаться одному.

5) Над тобой голубым ковром раскинулось бескрайнее небо.

6) Он поджал лапу и внимательно посмотрел на меня.

3-й уровень:

Исправьте речевые недочёты. Составьте небольшой текст, используя исправленные предложения.

Сколько сейчас время? (времени)

На (н) его никто не обращал внимания.

Здесь я чувствую (себя) как дома.

Мой товарищ, он учился плохо.

Рано утром он пошёл в ихнюю школу, где были ихние и наши друзья. (их)

Говорить с (н) им бесполезно.

Ребята, какие трудности вы испытывали при выполнении

Заданий?

7. Поэтическая минута

Русские поэты часто использовали личные местоимения в своих произведениях для разнообразия, для уточнения смысла, усиления звучания намеченной темы, для конкретизации данного лица. Послушайте стихотворение А.А. Фета о милой нашему сердцу весне.

Сад весь в цвету,

Вечер в огне,

Так освежительно, радостно мне!

Вот я стою,

Вот я иду,

Словно таинственной речи я жду.

Эта заря,

Эта весна

Так непостижима, зато так ясна!

Счастья ли полн,

Плачу ли я,

Ты – благодатная тайна моя.

Не только поэты отмечали неповторимую прелесть весны. Но и художники часто обращались к ней. Посмотрите на эти иллюстрации.

8. Синтаксический разбор предложений

(Отрывки из стихотворений русских поэтов) по вариантам.

1 . А теперь поработаем над предложениями . Запишите на доске и в тетрадях предложения, сделайте синтаксический разбор. Данные в скобках местоимения поставьте в нужном падеже.

Мы молодой весны гонцы, она (мы) выслала вперёд.

Ласточка с весною в сени к (мы) летит, с ней и солнце краше, и весна милей!

2. Индивидуальная работа в тетради .

Запишите предложения, определите, каким членом предложения являются личные местоимения. Выполните фонетический разбор.

Что с нею, что с моей душой?

… С ручьём, она – ручей,

И с ним журчит привольно …

9. Устная работа со стихотворением

(коллективная работа)

А теперь обратимся к самому важному в жизни человека -- любви и бережному отношению к Земле и всему, что находится на ней.

Задание. Прочитайте отрывок из стихотворения А.А. Фета «Учись у них- у дуба, у берёзы» (на доске). Определите число, падеж, лицо местоимений в тексте.

Учись у них-у дуба, у березы.

Кругом зима. Жестокая пора!...

И за сердце хватает холод лютый;

… Они стоят, молчат, молчи и ты!

Но верь весне. Её промчится гений;

Опять теплом и жизнию дыша…

Чему нужно учиться у природы?.

(Стойкости, выживанию. У неё главное свойство- отдавать всё, что у неё есть. Природа никогда не бывает жестокой, если человек не будет способен на это. В душе человека должна быть всегда весна, как у природы).

10. Составление и разгадывание загадок.

А сейчас мы с вами отдохнём. Каким образом? Составим загадки из слов

(на доске).

Не спит, она, то полна, то стройна, по ночам.

То полна, то стройна

По ночам не спит она . (Луна)

11. Выводы по уроку:

А) Итак, ребята, мы ещё раз убедились в том, что личные местоимения помогают украсить нашу речь, точное выразить мысли.

Б) Домашнее задание.

Мне было хорошо работать с вами. Спасибо за урок. До свидания.

Предварительный просмотр:

Занимательные элементы устной работы на уроках русского языка

Среди основных предметов школьного курса наиболее сложными являются математика и русский язык, т. е. именно здесь, начиная с 1 класса, отрабатываются и закрепляются навыки письма, грамотности, правильности оформления работы . И далеко не у всех учеников высокая успеваемость по этим предметам. Причины можно назвать разные. Главное, по-моему, в недостаточности устной работы на этих уроках, особенно на уроках русского языка.

Часто бывает, что дети, хорошо занимающиеся по литературе, истории, географии плохо усваивают русский язык. Удивительно, что ученик с отличной памятью, способный вполне логично размышлять, делать выводы, не может полноценно работать на уроках русского языка. Дело в том, что, начиная с начальной школы и продолжая в средней школе, у ребенка появляется и закрепляется «комплекс» русского языка. Боязнь сделать на уроке что-то не так постепенно перерастает в страх перед самим уроком, тем более, если он письменный. И этот комплекс давит на психику ребенка на протяжении целых десяти лет.

А все дело в огромном объеме письменной работы на уроках русского языка. И ученик начинает воспринимать предмет как нечто массивное, тяжелое, страшное и нет возможности как-то по-другому взглянуть на русский язык.

Если спросить у детей, кто любит русский язык, то таких будут единицы. И это дети с врожденной, природной грамотностью. Им совершенно не трудно вставить пропущенную букву, даже не зная правила, определить, одна или две буквы Н пишутся в суффиксах прилагательных или причастий, какие слова пишутся раздельно, а какие через дефис. Этим детям легко на уроке, поэтому они положительно относятся к предмету.

Но большинство детей в школе не имеют таких способностей,

И для них урок русского языка сопряжен с переживаниями.

И здесь, как я думаю, необходимо чаще использовать на уроках занимательные элементы устной работы. Конечно, русский язык-письменный предмет, но без устной работы он становится однобоким, массивным. И задача учителя на уроках русского языка с помощью устной работы показать, как он разнообразен, интересен. Главная цель учителя-повышение интереса у учащихся к русскому языку стоит рядом с задачей обучения грамотности.

Устная работа поможет ученику проявить себя с другой стороны, тем более,если учитель смог его заинтересовать.

Это можно сделать через игру. Именно в игре, не теряя содержательности, русский язык может предстать перед ребенком совершенно в другом ракурсе. В игре снимается напряжение, страх перед уроком.

Для многих детей игра-это связующее звено, через которое он может подружиться с русским языком.

Чем разнообразнее устная работа на уроке, чем больше различных приемов использует учитель, тем качественнее его урок.

Самое главное же в том, что разнообразие устных приемов способствует раскрепощению детей.

Существуют различные виды устной работы. Я остановлюсь на устных играх, которые применяю на уроке. Игра способствует повышению познавательной деятельности детей.

Устные игры могут использоваться как в средних, так и в старших классах.

Игра «Вставь букву».

Эта игра –разминка. Учитель предлагает ученикам слова, в которых они должны определить, какую гласную нужно вставить: а-о, и-е. Этот вид работы способствует закреплению знаний о правописании безударных гласных в корне слова, правописании окончаний глаголов и имен существительных, правописании корней с чередованием.

Косой, касаться, растение, оросить, приоткрыть, презабавный.

Зависите-зависеть.

После изучения темы «Синтаксис» провожу игру « Определи количество запятых» . Читаю предложение, дети устно определяют количество запятых в них или пишут тетрадь соответственно номеру прочитанного предложения. Этот вид работы зависит от количества предложений, запланированных учителем, но не более 5 минут.

Следующий вид « Тест» Но не в письменном виде, а в устном. Дети на слух воспринимают задание и ставят перед определенным номером только буквы (а, б, в, г). Этот вид удобен тем, что позволяет очень быстро получить результаты проверки. Его можно использовать на любом этапе урока, как закрепление изученного материала.

Игра «Лишнее слово»

Эта игра применима к любой теме русского языка. Использовать можно ее абсолютно на любом этапе урока. Чаще всего я использую в середине урока, когда детям нужно отдохнуть после письменного упражнения. Игра рассчитана на 5 минут. Детям предлагаю несколько слов (3-5), они должны выбрать лишнее слово и записать его. Из десяти заданий хорошую оценку можно ставить за 8-10 правильных ответов. Например, большой, золотой, сухой, высокий, второй.

В огромном, десятом, старинном, страшном, узком.

Синий, лиловый, столетний, сотый, современный .

А эта игра «Набери больше очков» рассчитана на целый урок. Можно использовать как самостоятельную работу. Детям предлагаю самостоятельно выбрать себе вопросы на 1, 2, 3 балла. Если ответил правильно, то получает соответствующий балл. Если ответил неверно, то получает ноль баллов. Вопросы задаются по очереди. Перед учениками заранее нарисована шкала: 12-15 баллов-«5», 7-11 баллов-«4», 3-6 баллов-«3», ниже 3 баллов-«2». За подсказки баллы снимаются. Вопросы на 1 балл- самые простые, на 2 балла средние, на 3 балла –трудные.

1 балл - Синтаксическая роль в предложении имен существительных.

2 балла - Как правильно написать гласные в суффиксах –ек, -ик.

3 балла- Правописание НЕ- с существительными.

А эта игру провожу обычно в конце года. Игра « Счастливчик» включает в себя 4 колонки: «Фонетика», «Морфология», «Пунктуация», «Синтаксис». В каждой колонке по 5-7 вопросов, в зависимости от класса, по этой теме. Вопросы не записаны, а только пронумерованы. Ученик называет тему и номер вопроса. Отвечает-получает жетон, не отвечает-садится, встает следующий и так пока все вопросы не будут озвучены.

Все вышеперечисленные виды устной работы вполне действенны,и их можно использовать при оценке знаний учащихся. Игровая ситуация вокруг данных заданий и практически полное отсутствие письма вселяет в детей уверенность в собственные силы.

По-моему, главная роль устной работы на уроке русского языка-сближение самого предмета и ребенка. Устные задания, построенные в виде игры, помогут ребенку подружиться с предметом. Игра вызывает в его психике только положительные эмоции.


Русский язык 6 класс

Тема: "Личные местоимения"

Цель урока : сформировать умение учащихся правильно употреблять и писать личные местоимения.

Задачи урока:

1. Обучающая: познакомить учащихся с личными местоимениями, особенностями их склонения.

2. Развивающая: развивать умения правильно употреблять личные местоимения в речи, правильно писать их с предлогами.

3. Воспитывающая: воспитывать интерес к русскому языку, к русской поэзии; способствовать эстетическому воспитанию детей.

Ход урока

1. Формулировка темы учащимися. Сообщение цели и задач урока.

Прослушайте шуточное стихотворение М. Раскатова “Моя грамматика”(Учитель читает стихотворение).

Моя грамматика

Я талантлив от рождения!
Не дурак и не простак!
И мое местоимение
Все вокруг склоняют так,
Перво-наперво решительно
Скажет вам семья моя ,
Что, конечно,
Именительный –
Это Я и только Я !
Мать склонилась умилительно,
А за ней и вся родня.
И не зря. Падеж
Родительный
Для кого? А для Меня ;
Все заботятся старательно
И заслуженно вполне
И дают подарки.
Дательный –
Это значит – только Мне!
Не смотрите подозрительно,
У меня родня – броня!
И запомните:
Винительный
Не касается Меня!
Жизнь легка и упоительна
За родительской спиной!..
Нет, друзья, падеж
Творительный
Сотворен совсем не Мной!
Ждете, видимо,
Предложного?
Новых данных обо Мне?
Не просите невозможного,
Хватит с вас и так вполне.

В стихотворении вы видите выделенные слова: Я, моё , вам, мне, у меня и др.

Ребята, какой частью речи они являются? (местоимениями ).

На что указывает местоимение Я ? (на человека, личность ).

Может быть кто-то сам сможет сформулировать тему нашего урока?

О чем мы будем говорить сейчас? Личных местоимениях )

Сегодня мы познакомимся с личными местоимениями, особенностями их склонения. Будем учиться правильно употреблять личные местоимения в речи, правильно писать их с предлогами.

Откройте тетради, запишите число и тему урока. “Личные местоимения”.

2. Работа по усвоению новых знаний.

Работа у доски:

Именительный – Я ;

Родительный – Меня ;

Дательный – Мне;

Винительный – Меня ;

Творительный – Мной ;

Предложный – обо Мне .

Что у вас получилось в результате? Вы изменили местоимение Я по падежам. Как называется изменение местоимения по падежам? (склонением )

Итак, проверьте себя, ребята, правильно ли вы просклоняли местоимение Я ,

- Что особенного вы отметили в склонении данного местоимения?

- Вывод: Я – только в И. п. в остальных падежах меняется всё слово.

3. Формирование навыков и умений.

- Мы продолжаем знакомство с особенностями склонения личных местоимений

- Первая особенность склонения (мы сейчас о ней говорили) такова:

При склонении личных местоимений иногда меняется все слово, например: в именительном падеже Я , а в родительном совсем другая основа Меня. Вы сейчас убедились в этом на примере.

- Вторая особенность:

Иногда в корне происходит чередование например:

тебя – тобой, меня – мне.

- Третья особенность:

Местоимение 3-его лица Он изменяется по родам : она (ж.р.), оно (ср. р.)

Еще одна особенность состоит в том, что при присоединении предлогов к местоимениям 3-его лица у местоимений появляется буква Н вначале. (к нему, у нее ).

Эти четыре особенности склонения личных местоимений вы должны запомнить и уметь правильно использовать их на письме.

3. Закрепление нового материала. Тренировочные упражнения.

Задание: составьте с данными глаголами словосочетания “глагол + личное местоимение я в косвенном падеже”. Укажите падеж местоимения.

Образец: беспокоишься обо___ мне (о ком?)

Приблизился (к кому?), соревновался (с кем?), не смейся (над кем?), приготовить (для кого?).

(Работа проходит следующим образом: сначала устное комментирование, а затем учитель даёт время (2 мин.), чтобы записать в тетради).

Потом делается вывод: местоимения с предлогами пишутся отдельно.

У доски:

1-й учащийся склонял местоимение Мы :

И. п. – Мы

Р. п. - Нас

Д. п. – Нам

В. п. – Нас

Т. п. - Нами

П. п. – о Нас

2-й учащийся склонял местоимение Он :

И. п. – Он

Р. п. – Его

Д. п. – Ему

В. п. - Его

Т. п. - Им

П. п – о Нем

Делается вывод о том, что при склонении личного местоимения меняется всё слово.

4 . Употребление личных местоимений в поэтическом тексте.

- Ребята, личное местоимение Я очень часто употребляется в поэтической речи. Как вы думаете, почему?

Для того, чтобы ответить на данный вопрос, предлагаю вам прослушать отрывки из стихотворений поэтов Н. Рубцова, А. Ахматовой, С. Есенина, которые мы изучаем в данный момент на уроках литературы:

1. Я люблю, когда шумят березы,
Когда листья падают с берез.
Слушаю – и набегают слезы
На глаза, отвыкшие от слез...
...Русь моя, люблю твои березы!
С первых лет я с ними жил и рос.
Потому и набегают слезы
На глаза, отвыкшие от слёз.
(Н. Рубцов.)

2. А я росла в узорной тишине,
В прохладной детской молодого века.
И не был мил мне голос человека,
А голос ветра был понятен мне.
Я лопухи любила и крапиву,
Но больше всех серебряную иву
(А. Ахматова.)

3. Я снова здесь, в семье родной,
Мой край, задумчивый и нежный!
Кудрявый сумрак за горой
Рукою машет белоснежной.
(С. Есенин.)

Ответ: (В лирическом произведении поэт часто рассказывает о своих личных чувствах, переживаниях, о своём восприятии жизни)

Учитель:

А сейчас поговорим об особенностях употребления местоимений 2-го л.

В русском языке есть особенности: к старшим по возрасту, незнакомым людям мы обращаемся на “Вы” Таковы нормы этикета (правил поведения в обществе). Раньше на “Вы ” называли родителей. Эта старинная традиция сохранилась сейчас кое-где в сельской местности. Местоимения Ты, Вы могут обозначать не определённого человека, а любое лицо. Т.е употребляется в обобщённом значении .

Например:

Любишь ли ты бродить по осеннему лесу? Представь себе, что ты входишь в тихий осенний лес, под ногами шуршит ковёр из разноцветных листьев. Такая тишина, что слышно, как стучит сердце. Ты идёшь не спеша, любуешься ярким пейзажем. Твоя душа поёт, и кажется, что у тебя выросли крылья за спиной, ты разгоняешься и взлетаешь...

(Развитие речи. Творческое задание ). Учащиеся получают задание написать сочинение-миниатюру по данному началу; подчеркнуть местоимения, которые обозначают не конкретное лицо, а вообще любого человека:

Хорошо оказаться в жаркий солнечный день на пляже у моря…

Даётся время для написания работы. Затем 2-4 работы заслушать.

5. Домашнее задание:

Составить текст с использованием прямой и косвенной речи. Подчеркнуть личные местоимения.

6. Подведение итогов.

О каких особенностях склонений личных местоимений вы сегодня узнали?

Данная работа может быть использована на уроках русского языка для проведения самостоятельной работы учащихся 4 класса.

Цели: повторение и обобщение знаний по изученной теме.

Тема «Личные местоимения»

Работа № 1

1. Спишите. Выделенные имена существительные замените личными местоимениями.

У меня есть сестра . Сестра учится в институте. Мой папа - геолог. Папа работает в Сибири.

__________________________________________________________________________

2. Прочитайте. Выпишите местоимения единственного числа с глаголами.

Всё лето я жил в деревне. Мы с дедушкой ходили на рыбалку. Однажды я поймал щуку. Она сильно била хвостом.

________

3. Напишите личные местоимения единственного числа

__________________________________________________________________

Работа № 2

1. Спишите. Вставьте подходящие по смыслу личные местоимения.

Катя сказала мне, что зимой _______ поедет в Москву. Завтра ______ пойдём в музей. В класс пришёл новый учитель, раньше ______ работал в другой школе.

Тайте. Выпишите предложение с местоимениями 3-го лица.

Ребята, когда вы пойдёте на экскурсию? Сегодня на уроках не было Сергея, он заболел.

__________________________________________________________________

3. Напишите личные местоимения множественного числа.

__________________________________________________________________

Работа № 3

1. Спишите. Замените повторяющиеся существительные местоимениями 3-го лица.

Летом на даче у меня появились новые друзья. Друзья теперь часто звонят мне по телефону. Перелётные птицы собираются в стаи. Птицы готовятся к отлёту.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Прочитайте. Укажите лицо местоимений.

Ты, рябинушка, раскудрявая,

Ты когда взошла, когда выросла?

Я весной взошла, летом выросла,

По зорям цвела, солнцем вызрела. (Русская народная песня)

3. Прочитайте. выпишите личные местоимения, укажите их лицо и число.

Зимой я научился кататься на коньках. На костре мы жарили шашлык. Марина, ты пойдёшь в кино?

____________________________________________________________________________________________________________________________________

Тема"Склонение личных местоимений"

Работа № 1

1. Спишите. Укажите падеж личных местоимений.

Летом я поеду на дачу. Там у меня много дел. Мне нужно поливать и ухаживать за цветами.

____________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Просклоняйте личное местоимение 1-го лица в единственном числе.

И.п.____________________________ В.п. ____________________________

Р.п.____________________________ Т. п. _____________________________

Д.п.____________________________ П.п._____________________________

От меня - _________________________________________________________

У тебя - __________________________________________________________

К нам - ___________________________________________________________

Вами - ____________________________________________________________

О нём - ___________________________________________________________

Работа № 2

1. Составьте и запишите предложение с местоимением 1-го лица множественного числа в Д.п.

______________________________________________________________________________________________________________

2. Просклоняйте личное местоимение 2-го лица множественного числа.

3. Выпишите личные местоимения 3-го лица множественного числа.

Им, ими, ему, вам, они, о них, тебя, нас, мной, нами, мне.

Работа № 3

1. Прочитайте. Выпишите личные местоимения. Укажите лицо, число и падеж.

Вчера я прочитал интересную книгу. У нас в квартире живёт попугай. У тебя есть карандаш?

___________________________________________________________________________________________________________________

2. Просклоняйте личное местоимение 3-го лица множественного числа.

И.п.__________________________________________

Р.п.__________________________________________

Д.п.__________________________________________

В.п.__________________________________________

Т.п.__________________________________________

П.п.__________________________________________

3. Укажите лицо, число и падеж личных местоимений.

Мне - ___________________________________________________________

От нас - _________________________________________________________

Тобой - _________________________________________________________

О вас - __________________________________________________________

С нами - ________________________________________________________

Работа № 4

1. Спишите. Замените выделенные имена существительные местоимениями. Укажите лицо, число и падеж личных местоимений.

Охотник нашёл в лесу лисёнка . Он принёс лисёнка домой. Это был шустрый зверёк.

Ночью лисёнок просыпался и бегал по комнате. К осени лисёнок стал большим. Охотник отпустил лисёнка в лес.

_________________________________________________________________________________

2. Составьте и запишите предложение с местоимением 2-го лица единственного числа в Т.п.

_________________________________________________________________________________

3. Укажите лицо, число и падеж личных местоимений.

У нас, к тебе, с тобой, о них, у неё, к вам.

Тема: Личные местоимения.

Цели:

    - закрепить понятие о местоимении, о роли местоимений в речи; - познакомить с личными местоимениями; разъяснить, почему их называют личными; - упражняться в определении лица, числа существительных, местоимений; замене существительных местоимениями в речи; - воспитывать любовь к русскому языку; бережное отношение к природе, чувство коллективизма; - развивать внимание, память, мышление, речь уч-ся.

Оборудование:

Ход урока:

1.Орг. момент.

Эпиграф к уроку (на доске).

Учитель. Год 2015 объявлен годом русской литературы , не только в России, а ещё в 45 странах мира, где интересуются литературой и русским языком. Мне бы хотелось, чтобы вы, изучая историю, культуру, традиции своего народа, а также русский язык, любили его, гордились им, и однажды повторили слова Константина Георгиевича Паустовского: " Нам дан во владение самый богатый, меткий, могучий и поистине волшебный русский язык".

2.Орфографическая минутка.

1) Запись дату урока. (на перемене)

2) Ручейку г. в.рила р. ка: (смайлики)

Ты узок, а я ш. рока!

Ты мелок, а я глубока!

Об одном позабыла река -

Что она нач. лась с ручейка.

Б) Объясните правописание орфограмм.

В) Чистописание оеиа. Закономерность Оеиа Еиао

Г) Антонимы.

Найдите противоположные слова по значению.

Запишите, девочки – ж. р., мальчики – м. р.

Какие слова получили? Как называются? Какой частью речи являются?

Какие еще части речи вы знаете?

3.Повторение изученного материала.

Учитель рассказывает стихотворение: (на доске)

Сказали МНЕ, что с НЕЮ ВЫ

При НИХ на берегу

ЕГО ловили. Но, увы:

Я плавать - не могу!

МЫ ВАМ ЕЁ, ОНА НАМ ИХ,

ВЫ ИМ, обратно, НАС.

ОН с НЕЮ, к НАМ опять для НИХ,

А МЫ с НИМ - к НЕЙ от ВАС…

Хоть МНЕ известно, что ОНО

ИХ любит больше ТЕХ, -

Всё ЭТО тайной быть должно

Для НАС и ВАС от ВСЕХ…

Учитель: Поняли вы, о чем это стихотворение? А как вы думаете, почему?

Какие из выделенных слов вам знакомы? (выделяем на доске)

Подумайте, о какой части речи сегодня будем говорить на уроке?

Что вы можете сказать о ней?

Значит, какие цели мы поставим перед собой на уроке? (отображение заметок)

Что такое местоимение?

Познакомиться с определённой группой местоимений. (Открывается запись"…местоимения").

Как оно изменяется?

Какую роль играет в предложении?

3. Изучение нового материала.

1) Что такое местоимение? (опустить экран)

Понаблюдаем за предложением. (Он вбежал на веранду .)

Можем ли мы знать кто вбежал на веранду? (врач, мальчик)

Сравните. (вторая часть предложения)

Теперь нам становится понятным, кто вбежал на веранду.

Какое слово заменили местоимением? Какой частью речи является это слово?

Местоимение он не называет предмет, а только указывает на него.

Местоимения – слова, которые занимают место имени существительного. (слайд Жабаровский)

Разделите предложения на 2 группы: 1 группа - где встречаются местоимения единственного числа , 2 группа - местоимения множественного числа. Запишите 1вариант - первую группу, 2вариант - вторую группу.

Мы читаем книгу.

Я играю с братом.

Ты пойдёшь в кино?

Он живёт в деревне.

Они улетят на юг.

Оно ярко светит.

Куда вы идете?

Кого мы ждем?

Проверка –круги.

4.Физминутка (сидя).

Учитель: Хлопните в ладоши, если услышите личное местоимение.

Если я сорву цветок,

Если ты сорвёшь цветок,

Если он, и я, и ты -

Если мы сорвём цветы,

То окажутся пусты

И деревья, и кусты.

И не будет красоты,

и не будет доброты,

Если только я и ты -

Если мы сорвём цветы. (Т. Собакин)

Учитель (показывает иллюстрацию с цветами). Посмотрите, какая красота! Разве подымится рука уничтожить её? Необходимо бережно относиться к природе.

3. Изучение нового материала (продолжение)

5) Местоимения в речи.

У.-А теперь вспомните, какие ещё цели мы ставили в начале урока.

Д.- Надо понять, зачем мы в нашей речи употребляем местоимения.

У.-Чтобы разобраться в этом, предлагаю выполнить следующую работу.

На доске записан текст.

Ночью выпал снег . … покрыл землю пушистым ковром. Налетела вьюга . … подняла в воздух лёгкие снежинки . … закружились в воздухе.

У.-Как вы думаете, в чём заключается задание?

Д.- Нужно заменить подчеркнутые существительные местоимениями, которые подходят по смыслу.

Взаимопроверка.

Один читает, остальные друг у друга проверяют.

Учитель. Для чего существуют местоимения в речи?

Уч-ся. Они создают нам речевое удобство, так как экономят время, разнообразят речь. Мы употребляем местоимения, чтобы не было повторений в предложении одного и того же имени существительного.

Учитель. Они - как запасные игроки на футболе, как дублёры в театре.

4. Закрепление нового материала

У.-Переходим к «весёлой» страничке. Местоимения в загадках.

Хитрые вопросы.

Какое местоимение одинаково читается слева направо и справа налево?

Какое местоимение составлено из двух предлогов? она

Сколько личных местоимений в слове семья?

Какие два местоимения мешают движению на дорогах? ямы

Первый слог – личное местоимение. Второй – звук, который издаёт лягушка. Вместе – овощ. тыква

Первый слог – личное местоимение. Второй и третий– синоним к слову несчастье, горе. Вместе – доносчик, клеветник. ябеда

За какое местоимение нужно спрятать букву Ц чтобы получилось названия животного. заяц

Первый слог - личное местоимение. Второй - детская болезнь.

А вместе - тот предмет, который корабль выбрасывает, когда он нужен

И поднимают, когда он не нужен. (Я – корь)

Мама пришла с работы и, увидев на столе стопку посуды, спросила: "Эти тарелки и чашки чистые?" Дочка ответила маме четырьмя местоимениями. Какими? (Они вы-мы-ты).

5. Итог урока. Радуга.

Как называются местоимения, с которыми мы сегодня работали? (Личные).

Назовите местоимения 1-лица, 2, 3.

Назовите местоимения ед. числа, мн. ч.

Последний цвет радуги откроем на следующем уроке, и узнаем еще одну особенность местоимения.

6. Рефлексия. Одним словом

Уч-ся необходимо выбрать 3слова из 12, которые наиболее точно передают их состояние на уроке.

Министерство образования и науки РФ

ФГБОУ ВО «Армавирский государственный педагогический университет»

Факультет дошкольного и начального образования

Кафедра педагогики и технологий дошкольного и начального образования

Конспект урока по русскому языку

на тему:

«Личные местоимения»

Подготовила студентка 3 курса

факультета дошкольного и начального образования

Мирошниченко Алина Андреевна

Армавир, 2017

Тема : «Личные местоимения (общее представление)»

Тип урока : урок «открытия» новых знаний

Цель урока : познакомить с новым языковым понятием - местоимение

Задачи урока :

Ознакомление учащихся с новой частью речи - местоимение.

Формирование представления о роли местоимений в речи.

Повторение и обобщение знаний об уже известной части речи - имени существительном.

Развитие логического мышления, внимания, памяти, устной речи.

Ожидаемые результаты :

Предметные:

Распознавать местоимения среди других слов в предложении.

Различать местоимения и имена существительные.

Метапредметные:

Познавательные : обучающийся научится:

выделять учебную задачу самостоятельно и под руководством учителя;

работать с информацией в учебнике;

работать с моделями;

осуществлять сравнение, анализ, обобщать;

выдвигать гипотезы, рассуждать.

Регулятивные : обучающийся научится:

удерживать учебную задачу;

составлять план действий;

осуществлять контроль и взаимоконтроль.

Коммуникативные :

с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

вступать в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками;

допускать возможность существования разных точек зрения.

Личностные:

развитие навыков сотрудничества с учителем и одноклассниками в процессе совместной деятельности на уроке

формирование положительного отношения к предмету - русский язык.

Основные понятия : местоимение, имя существительное.

Оборудование: учебник русского языка 3 класс Л.Ф. Климанова, мультимедиа (презентация, проектор), рабочие тетради, ручки, карандаши, листочки для самооценки.

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Примечания

Организационный момент

Прозвенел уже звонок.
Начинается урок.
В путешествие пойдём.
В страну тайн попадём.
Слушай, думай, наблюдай,
Тайну нашу отгадай.

Сегодня на уроке мы познакомимся с очень интересной темой.

Каким бы вы хотели видеть этот урок?

Желаю успехов! А если вы столкнётесь с трудностями, я и ваши одноклассники непременно придём к вам на помощь и поможем справиться с ними!

Приветствуют учителя.

Эмоциональный настрой на урок.

Мы хотим видеть этот урок ярким, интересным, запоминающимся, чтобы он нёс в себе новое открытие, которое мы сделали бы сами!

Слайд 1 .

Формирование понятия с опорой на ранее изученное

Цель : познакомить учащихся с новым понятием и его признаками

1.1. Постановка УЗ путем создания проблемной ситуации с целью мотивации изучения нового ЯП

1.1. Ребята, посмотрите на доску.

Перед вами словарные слова, вставьте пропущенную букву и выделите орфограммы. Определите часть речи.

Громный, г..зета, ..сина, г..лубой, в..лшебный, р..исун..к, ..рех, д..рога

Теперь возьмите карандаши, обменяйтесь тетрадями с соседом по парте и проверьте его.

Хорошо, молодцы! Среди словарных слов спряталось новое слово, узнать вы его сможете, соединив первые буквы имен существительных.

Какое получилось слово?

Запишем его с комментированием.

Подумайте над лексическим значением этого слова.

Давайте назовем грамматические признаки слова город

Что такое имя существительное?

Как вы определили род слова город?

Молодцы!

Давным-давно существовал город, где люди забыли свои имена, имена детей и родителей. И от этого очень страдали. Но однажды в этот город попал добрый мудрец. Люди бросились ему навстречу, поведав о своем горе.

Хорошо, я помогу вам вернуть имена, но это будет не сразу. А пока я даю вам другие слова, вместо названий и имен, которые вы забыли. Каждый из вас о себе будет говорить - .. ; если вас много, скажите .. .., а к взрослому человеку- .. . .. или...; если их много - ... А пока прощайте!

- Вам понравился рассказ?

записывают словарные слова, вставляют пропущенную букву, графически обозначают орфограмму, определяют часть речи.

Проверяют друг друга.

Получилось слово город.

Записывают слово и комментируют.

- Город - населенный пункт, место жительства людей.

- Город (что?) - сущ., неодуш., м. р., ед. ч., И.п.

Имя существительное - это часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы: кто? что?

Чтобы определить род, нужно использовать слова помощники: он мой, она моя, оно мое.

В данном случае мы подставляли он мой - город м.р.

Слушают рассказ

Нет, было не понятно, какие имена дал мудрец людям.

Слайд 2

1.2. Коллективное решение поставленной УЗ путем языкового анализа языковых единиц с целью выделения существенных признаков

1.2 . - Давайте прочитаем еще раз, ту часть, где мудрец раздавал имена и отредактируем.

Что получилось?

Скажите, теперь вам нравится рассказ?

Какие слова дал людям мудрец?

Что это за слова?

Давайте начертим схему-правило.

Ребята, скажите, что объединяет, все новые слова?

Догадались, как они называются?

Хорошо, впишите название в схему.

А что за особенность у них?

Запишите под первой стрелкой.

Если они указывают на лицо, которое участвует в речи, то как можно назвать такие местоимения?

Скажите, они указывают только на людей, которые участвуют в речи?

А если я укажу на цветок и скажу: «Он очень красивый»

Какой признак мы должны записать?

Хорошо, запишите его.

Читают отрывок

Каждый из вас о себе будет говорить - Я ; если вас много, скажите МЫ . Обращаясь к своему товарищу, говорите ТЫ, а к взрослому человеку - ВЫ . Рассказывая о своем друге или подруге, говорите ОН или ОНА; если их много - ОНИ. А пока прощайте!

Да, теперь понятно

Я, мы, ты, вы, она, она, они.

Мы не знаем/ мы не знаем

Эти слова стоят вместо имен людей. Занимают место имени существительного

Местоимение

Они указывают на людей, которые участвуют в речи, но не называют их имени.

Личные местоимения

Еще они указывают на предметы.

Слайд 3

К доске выходит ученик и рисует модель нового языкового понятия: поясняя, что прямоугольник - это новое неизвестное понятие, а стрелочки-признаки.

Заполняется схема

Местоимение

Слова,которые

указывают на

лицо или предмет,

не называя его

1.3. Обобщение существенных признаков с целью систематизации нового знания

1.3. Давайте обратимся к нашей схеме и составим правило.

Кто сможет его составить?

Все согласны с определением?

Кто еще хочет рассказать его?

А теперь, давайте все вместе проговорим определение.

Местоимение - это слова,которые указывают на

лицо или предмет, не называя его

Да

(говорят все вместе)

1.4. Работа с термином в учебнике с целью сравнения полученного определения с определением, которое вывели дети

1.4. Замечательно. А как вы думаете, согласен ли автор учебника с нами? Давайте откроим свои учебники на стр. 47 и прочитаем определение.

Кто прочитаем его?

Сравните его с нашим определение.

Давайте добавим это к нашей схеме.

Составьте, опираясь на схему определение.

Кто еще может рассказать?

Какие вы молодцы!

Сейчас мы проверим, как вы усвоили это правило. Я приготовила небольшой тест. Откройте свои блокноты и записывайте ответы. Внимание на доску.

1.С какой частью речи мы познакомились?

2. Перечислите местоимения

3. .Вместо какой части речи употребляются личные местоимения?

А) вместо глаголов

В) вместо имён прилагательных

4. На что указывают местоимения?

А) на падеж

Б) на род

В) на предмет или лицо

5. Что не является местоимением?

А) они Б) мы В) от

6. Каким местоимением можно заменить в предложении слова женщина, птица, погода?

А) она Б) оно В) он

Ответы:

Местоимение

я, ты, вы, он, она, они

Б) вместо имён существительных

В) на предмет или лицо

В) от

А) она

Теперь поднимите руки, у кого всё верно. У кого есть ошибки - не расстраивайтесь, мы ведь только учимся.

Читают определение:

Слова я, ты, вы, он, она, они называются местоимениями. Эти слова указывают на предмет или лицо, не называя его. Местоимение - самостоятельная часть речи.

Оно такое же, как дали мы. Но в нем еще говорится что « Местоимение - самостоятельная часть речи».

(Учащиеся рассказывают правило)

Местоимение

я, ты, вы, он, она, они

Б) вместо имён существительных

В) на предмет или лицо

В) от

А) она

Работа в учебнике на стр.47 (чтение правила)

Слайд 4

Слайд 5-7

На слайдах викторина на выявление знаний о новом понятии с вариантами ответов.

II .Первичное закрепление

Цель : проверка усвоения полученных знаний

2.1. Конкретизация изученного материала с целью проверки знаний на практике

Физминутка:

Вместе по лесу идём,
Не спешим, не отстаём.
Вот выходим мы на луг. (Ходьба на месте.)
Тысяча цветов вокруг! (Потягивания — руки в стороны.)
Вот ромашка, василёк,
Расстилается ковёр
И направо и налево. (Наклоны в стороны.)
К небу ручки протянули,
Позвоночник растянули. (Потягивания — руки вверх.)
Отдохнуть мы все успели
И на место снова сели. (Дети садятся.)

Молодцы! Присаживайтесь на свои места.

2.1. Выпишите из стихотворения местоимения.

Цветы.

Если я сорву цветок,

Если ты сорвёшь цветок,

Если он , и я , и ты -

Если мы сорвём цветы,

То окажутся пусты

И деревья, и кусты.

И не будет красоты,

И не будет доброты,

Если только я и ты -

Если мы сорвём цветы.

-Давайте проверим.
2. Запишите предложения, употребляя местоимения в скобках в нужном падеже.
1)Я приготовил подарки для (ты, вы, он,она,они).
2)Мы собрались в гости к (ты, вы, он,она,они).
3)Мы учимся с (ты, вы, он,она,они).
4)Я побежал за (ты, вы, он,она,они).
5)Мы заботимся о (тебе,вас, он,она,они).

3. Добавьте недостающие местоимения.

1 вариант. Сделаем вместе, а второй сделаете сами.

нарисую ёлочку. А … что будешь рисовать? Когда … приедет? Завтра … пойдём на речку. Кого … ждёте? Почему … улетают?

2 вариант.

Вечером … читаем сказки. Что … вырезает из бумаги? А … умеете так вырезать? Какую задачу … решают? Куда … идёшь? Завтра … пойду в библиотеку.

Обменяйтесь с соседом по партии и проверьте.

4. И последнее задание, вам нужно разделиться на группы и составить рассказ по картинке. Используя вместо существительных местоимения.

Давайте проверим, что получилось?

Выполняют физкультминутку

Читают стихотворение и выписывают местоимения.

Я, ты, он, я, мы, я, ты, мы

Я приготовил подарки для (кого?) тебя, вас, него, нее, них

Мы собирались в гости к (Кому?) тебе, вам, ней, нему, ним

И т.д. (по очереди проверяем)

1 Вариант

Я нарисую ёлочку. А ты что будешь рисовать? Когда он приедет? Завтра мы пойдём на речку. Кого вы ждёте? Почему они улетают?

Проверяют друг друга.

Слайд 8

Слайд 9

Слайд 10

Слайд 11

Слайд 12

2.2. Подведение итогов и рефлексия

Наш урок подходит к концу. Я надеюсь, что вы всегда будете дружить с местоимениями. За урок вы стали мудрее и ответите на вопросы.

Что мы сегодня изучали на уроке?

Почему эта часть речи получила такое название?

Посмотрите на слайд и оцените свою работу по плану.

Ребята, посмотрите друг на друга и улыбнитесь! Скажите, какое у вас настроение после нашего урока? У меня тоже хорошее настроение, вы сегодня очень хорошо работали на уроке и порадовали меня своими знаниями.

Домашнее задание будет на страничке 48, упр.85. Дан текст, вы должны его прочитать, найти недостатки и изменить.

А так же взять какую-нибудь небольшую сказку о предметах, заменить существительные местоимениями, сделав из неё загадку.

Вам понятно домашнее задание?

Тогда наш урок подошел к концу. я с вами не прощаюсь, я говорю вам ДО СВИДАНИЯ!

Знакомились с понятием - местоимение.

Потому что она заменяет существительное и становится на его место.

Записывают домашнее задание

Да.

Слайд 13

Слайд 14