Международное экологическое законодательство. Международнок экологическое право Международное экологическое право кратко

Международное экологическое право (МЭП) или международное право окружающей среды – составная часть (отрасль) системы международного права, представляющая собой совокупность норм и принципов международного права, регулирующих деятельность его субъектов по предотвращению и устранению ущерба окружающей среде из различных источников, а также по рациональному использованию природных ресурсов. Объектом МЭП являются отношения субъектов международного права по поводу защиты и разумной эксплуатации окружающей среды на благо нынешнего и будущих поколений людей.

Процесс становления отрасли МЭП протекает с XIX столетия, и в своём развитии прошёл несколько этапов. Так, проф. Бекяшев К.А. выделяет три этапа становления и развития МЭП: 1839–1948 гг.; 1948–1972 гг.; 1972–по настоящее время. Первый этап увязывается с первыми попытками «цивилизованных» государств разрешить региональные и локальные проблемы экологии, второй этап – с началом деятельности ООН, третий этап знаменует проведение глобальных международных конференций по данному вопросу.

Источниками отрасли МЭП являются нормы международных экологических соглашений, а также международные обычаи. Отрасль МЭП не кодифицирована. В системе источников превалируют нормы региональных международных соглашений. Важнейшими источниками являются такие акты, как Конвенция о биологическом разнообразии 1992 г., Рамочная конвенция об изменении климата 1992 г., Конвенция об охране озонового слоя 1985 г., Конвенция об охране мигрирующих видов диких животных 1970 г. и др.

Развитие и функционирование МЭП, как и любой отрасли международного права строится на определенных основополагающих положениях, которые являются своеобразными юридическими аксиомами в относительно подвижной материи международного права – принципы МЭП. МЭП имеет основные начала 2 типов:

основные принципы международного права;

специфические принципы МЭП.

К основным принципам международного права относятся принципы, изложенные в Уставе ООН, Декларации о принципах ООН 1970 года, Заключительном листе Хельсинского саммита 1975 года и выработанные международно-правовой практикой. Это прежде всего основополагающие принципы международного права: суверенного равенства, неприменения силы и угрозы силой, нерушимости государственных границ, территориальной целостности государств, мирного разрешения споров, невмешательства во внутренние дела, уважения прав человека и основных свобод, самоопределения народов, сотрудничества, добросовестного выполнения международно-правовых обязательств.

Специфические принципы международного экологического права – категория развивающаяся. Данные принципы еще не получили отражения в каком-либо полном кодифицированном виде, они разбросаны по множеству международно-правовых актов, имеющих как обязательный, так и рекомендательный характер. Подобное разнообразие вносит некоторую неопределенность в позиции юристов-международников по вопросу о количестве принципов МЭП. Обычно выделяется следующие принципы:

    окружающая среда – общая забота человечества;

    окружающая среда вне государственных границ является общим достоянием человечества;

    свобода исследования и использования окружающей среды и ее компонентов;

    рациональное использование окружающей среды;

    содействие международно-правовому сотрудничеству в исследовании и использовании окружающей среды;

    взаимозависимость охраны окружающей среды, мира, развития, обеспечения прав человека и фундаментальных свобод;

    предосторожный подход к окружающей среде;

    право на развитие;

    предотвращение вреда;

    предотвращение загрязнения окружающей среды;

    ответственность государств;

    отказ от иммунитета, от юрисдикции международных или иностранных судебных органов.

Международно-правовое регулирование охраны окружающей среды дифференцируется по компонентам окружающей среды: охрана вод, воздуха, почв, лесов, флоры, фауны и т.д. Соответственно в рамках МЭП выделяются международно-правовые институты: международно-правовая охрана воздуха, международно-правовая охрана животных и т.д.

Понятие, источники и принципы международного экологического права

Международное экологическое право - совокупность принципов и норм международного права, составляющих специфическую отрасль этой системы права и регулирующих действия его субъектов (в первую очередь государств) по предотвращению, ограничению и устранению ущерба окружающей среде из различных источников, а также по рациональному, экологически обоснованному использованию природных ресурсов.

Понятие «окружающая среда» охватывает широкий круг элементов, связанных с условиями существования человека. Они распределяются по трем группам объектов: объекты естественной (живой) среды (флора, фауна); объекты неживой среды (морские и пресноводные бассейны - гидросфера), воздушный бассейн (атмосфера), почва (литосфера), околоземное космическое пространство; объекты «искусственной» среды, созданной человеком в процессе его взаимодействия с природой. В совокупности все это составляет систему окружающей среды, которая в зависимости от территориальной сферы может быть подразделена на глобальную, региональную и национальную. Таким образом, защита (охрана) окружающей среды не адекватна защите (охране) природы. Возникнув в начале 50-х годов как охрана природы и ее ресурсов от истощения и преследуя не столько охранные, сколько экономические цели, в 70-е годы эта задача под воздействием объективных факторов трансформировалась в защиту окружающей человека среды, более точно отражающую сложившуюся комплексную глобальную проблему.

Можно выделить следующие принципы права международного экологического права:

    принцип суверенитета государства над своими природными ре­сурсами;

    предотвращение загрязнения природной среды; объявление при­родной среды в пределах международных территорий общим досто­янием человечества;

    свобода исследования природной среды;

    сотрудничество в чрезвычайных обстоятельствах.

    Основные направления международного сотрудничества в облас­ти охраны окружающей среды - собственно охрана окружающей среды и обеспечение ее рационального использования.

Объектами международно-правовой защиты являются:

Атмосфера Земли, околоземное и космическое пространство;

Мировой океан;

Животный и растительный мир;

Охрана окружающей среды от загрязнения радиоактивными отхо­дами.

Развитие международного права окружающей среды происходит в основном договорным путем. По данным Программы ООН по окружающей среде (ЮНЕП), в настоящее время зарегистрировано 152 многосторонних договора в этой области.

Сложившаяся к настоящему времени договорная практика характеризуется заключением договоров общего и специального порядка. По предмету регулирования они подразделяются на предотвращение загрязнения и установление режима использования возобновляемых и невозобновляемых природных ресурсов. Основная масса договоров приходится на региональные акты.

Двусторонние договоры чаще всего регламентируют совместное использование международных пресноводных бассейнов, морских акваторий, флоры, фауны (соглашения о ветеринарии, карантине и защите, животных и растений) и т. д. Эти документы определяют согласованные принципы деятельности и правила поведения государств в отношении окружающей среды в целом или ее конкретных объектов.

в 1972 году на Стокгольсмской конференции была принята рекомендация о создании ЮНЕП, и на 27 сессии Генеральной Ассамблеи была учреждена ЮНЕП. Основная цель ЮНЕП заключается в организации и проведении мер, направленных на защиту и улучшение окружающей среды на благо нынешнего и будущих поколений человечества. Основными задачами ЮНЕП являются содействие международному сотрудничеству в области окружающей среды и разработка соответствующих рекомендаций; общее руководство политикой в области охраны окружающей среды в рамках системы ООН, разработка и обсуждение периодических докладов, содействие прогрессивному развитию международного права окружающей среды и ряд других.

Международные договоры по охране окружающей среды.

В области защиты морской среды от загрязнения и использования ресурсов Мирового океана действуют Конвенция ООН по морскому праву 1982 года, Конвенция о предотвращении загрязнения моря сбросами отходов и других материалов 1972 года, Конвенция о предотвращении загрязнения моря с судов 1973 года, Конвенция об охране морских живых ресурсов Антарктики 1982 года и др.

Защите атмосферы от загрязнения посвящены Венская конвенция об охране озонового слоя 1985 года и Монреальский протокол к ней 1987 года, рамочная Конвенция об изменении климата 1992 года.

Защита флоры и фауны от истребления и вымирания предусмотрена Конвенцией о международной торговле видами дикой фауны и флоры, находящимися под угрозой исчезновения, 1973 года, Соглашением об охране полярных медведей 1973 года, Конвенцией об охране мигрирующих видов диких животных 1979 года, Конвенцией о биоразнообразии 1992 года и др.

Защита глобальной окружающей среды от ядерного заражения регламентируется Конвенцией о физической защите ядерного материала 1980 года, Конвенцией об оперативном оповещении о ядерной аварии 1986 года и Конвенцией о помощи в случае ядерной аварии или радиационной аварийной ситуации 1986 года и рядом других.

Защита окружающей среды от ущерба в результате использования военных средств предусмотрена Договором о запрещении испытаний ядерного оружия в атмосфере, в космическом пространстве и под водой 1963 года, Конвенцией о запрещении военного или любого иного враждебного использования средств воздействия на природную среду 1976 года, Конвенцией о контроле за трансграничным перемещением опасных отходов и их использованием 1989 года.

Понятие и предмет международного экологического права

Международное экологическое право - это совокупность норм в области регулирования отношений по охране окружающей среды, сохранению и рациональному использованию природных ресурсов. Активное развитие международного экологического права отмечается с XIX века в связи с резким ухудшением состояния природы на Земле.

Объект отрасли составляет комплекс мер по поддержанию достойного уровня экологической безопасности на земле для сохранения здоровья каждого человека и населения в целом. На международном уровне подлежит контролю состояние Мирового океана, атмосферы, природных заповедников, парков и других комплексов, представителей растительной флоры и фауны, животного мира.

Принципы международного экологического права

Международная деятельность в области охране окружающей среды основана на следующих принципах:

  • Природа является достоянием и объектом защиты для всего человечества. Данное положение реализуется в том, что нормы международного права должны исполняться на всех уровнях, как интернациональном, так и в отдельном государствах.
  • Гарантия суверенитета страны по использованию ресурсов, находящихся на их территории. Каждое правительство вправе устанавливать собственный режим добычи, разработки месторождений, а также применение конкретных мер по защите окружающей среды.
  • Объекты окружающей среды, находящиеся в совместном пользовании, на которую не распространяется власть определенного государства и они находятся за пределами государственных границ, находится в распоряжении всего человечества. Это положение закреплено в ряде международных документов, например, Договоре о космосе (1967 г.) и Конвенции ООН по морскому праву (1982 г.).
  • Свобода на научные исследования. Принцип подразумевает, что дискриминация по проведению научной деятельности в мирных целях запрещена.
  • Рациональное использование природных ресурсов. Этот принцип закрепляет необходимость рационального управления природными источниками с учетом сохранения безопасной экологической обстановки.
  • Предотвращение причинения вреда окружающей среде.
  • Запрет на применение любыми государствами оружия, способного причинить существенный вред природе и здоровью людей.
  • Принцип ответственности за нанесение вреда окружающей среде на международном уровне путем привлечения к компенсации материального ущерба и восстановлению состояния экологии. Ответственность предусмотрена за нерациональное использование природных ресурсов, к примеру, в Конвенции о гражданской ответственности за ущерб, нанесенный окружающей среде опасными веществами (1993 г.).

Источники международного экологического права

Документальную основу международного регулирования в сфере охраны окружающей среды составляют: обычаи, сложившиеся на международном уровне, и договоры между несколькими странами. Также, существуют в мировой практике обычные нормы, возникшие в связи с применением решений международными трибуналами по делам о возмещении экологического ущерба.

Международные соглашения бывают следующих видов:

  • универсальные - в них принимает участие большинство стран мира или значительная их часть;
  • двух- и трехсторонние - регламентируют вопросы, затрагивающие интересы двух или трех стран;
  • региональные - характерны для определенных территорий, объединений или союзов, к примеру, стран ЕС.

Наибольшую значимость в международном экологическом праве приобрели:

  • Венская конвенции об охране озонового слоя (1985 г.);
  • Конвенция о биологическом разнообразии (1992 г.);
  • Конвенция о запрещении военного или любого иного враждебного использования средств воздействия на природную среду (1977 г.).

Законотворчество ряда государств, ограниченного международными соглашениями, определяется организациями на мировом уровне. На конференциях, в которых участвуют большинство стран, принимаются решения по использованию объектов окружающей среды с целью недопущения негативного воздействия человечества на окружающую среду.

Результатом созыва подобных совещаний и конференций становится принятие деклараций. Важное значение для сохранения мировых природных источников имеют:

  • Декларация Конференции ООН по проблемам окружающей человека среды (1972 г.)
  • Рио-де-Жанейрская декларация по окружающей среде и развитию (1992 г.)
  • Йоханнесбургская декларация по устойчивому развитию (2002 г.).

В общей системе норм международного экологического права важное место занимают резолюции международных организаций и конференций, которые прокладывают путь позитивному праву. В качестве примера: резолюция Генеральной Ассамблеи ООН 1980 г. «Об исторической ответственности государств за сохранение природы Земли для настоящего и будущих поколений» и Всемирная хартия природы 1982 г.

На региональном уровне действуют:

  • Конвенция о защите Черного моря от загрязнений (1992 г.);
  • Конвенция о защите реки Рейн от загрязнения химическими веществами (1976 г.).

Двухсторонние акты обычно регламентируют порядок пользования и осуществления мониторинга состояния природных ресурсов, находящихся в совместном владении. К примеру, это могут быть бассейны пресноводной воды, морские акватории и др. К ним относятся:

  • Соглашение о пограничных реках между Финляндией и Швецией 1971 г. и др.);
  • Соглашение между правительством России и правительством Канады о сотрудничестве в Арктике и на Севере (1992 г.).

С целью единообразного применения норм международного экологического права во всем мире предлагается упорядочить законодательство в этой сфере. Подобные предложения неоднократно поступали в рамках выполнения Программы ООН по окружающей среде. Объединенный документ позволил бы систематизировать действующие акты, регулирующие отношения государств, создать базу для принятия решений на национальном уровне, закрепить принципы защиты природы от пагубного воздействия человека, использующего ресурсы для удовлетворения жизненных потребностей.

Соотношение международного экологического права и национального права России

Согласно Конституции РФ международные нормы имеют приоритетное значение при реализации законных решений на территории России. Это положение реализуется следующим образом:

Федеральный закон "Об охране окружающей среды" от 10.01.2002 N 7-ФЗ содержит норму об осуществлении международного сотрудничества в регулируемой области.

Федеральный закон от 24.04.1995 N 52-ФЗ "О животном мире" включает ссылки на международные источники. В законе установлен приоритет сохранения среды обитания для популяций и особое внимание уделяется охране указанных мест на территориях свободной экономической зоны.

Решения, принятые представителями мирового сообщества, реализуются на местном уровне. В частности, принимаются федеральные законы о введении в действие и применении норм международного права. В постановлениях Правительства РФ прописываются условия использования природных ресурсов, находящихся под международной защитой, порядок выдачи разрешении на их использование, перевозку, хранение, продажу и др. К примеру, в целях исполнения Протокола по охране окружающей среды к Договору об Антарктике установлены требования по ограничению порядка ведения деятельности гражданами и коммерческими организациями в районе распространения действия международного соглашения.

Это совокупность международно-правовых норм и принципов, регулирующих отношения субъектов международного права в области охраны окружающей среды, рационального природопользования, обеспечения экологической безопасности и защите прав человека на благоприятную среду обитания.

Международное экологическое право имеет два аспекта. Во-первых, оно является составной частью международного публичного права, которое на основе признанных международных принципов и специфических методов регулирует все формы международного сотрудничества государств. Во-вторых, оно является продолжением национального (внутригосударственного) экологического права.

Во второй половине XX века международное экологическое право выделилось в качестве самостоятельной и комплексной со всеми присущими ей чертами, что свидетельствует о признании человечеством глобальности экологических процессов и уязвимости планетарных экосистем.

История международного экологического права.

В зависимости от преобладающих тенденций в решении экологических проблем история международного экологического права может быть условно разделена на четыре основных этапа:

Первый этап 1839-1948 гг. берет начало с двусторонней Конвенции о ловле устриц и рыболовстве у берегов Великобритании и Франции от 2 августа 1839 г. В этот период предпринимались разрозненные усилия на двустороннем, субрегиональном и региональном уровнях по защите и сохранению отдельных объектов живой природы. Усилия проводимых конференций не координировались и не пользовались эффективной поддержкой правительств. Хотя в этот период и было проявлено государствами определенное внимание к экологическим вопросам, выразившееся в заключении более 10 региональных соглашений, тем не менее удалось в какой-то мере решить лишь частные, локальные проблемы.

Второй этап 1948-1972 гг. характеризуется появлением многочисленных межправительственных и неправительственных организаций, прежде всего ООН и Международного союза охраны природы, прямо или косвенно связанных с международным природоохранением. Экологическая проблема приобретает глобальный характер, а к ее решению пытаются адаптироваться ООН и ряд ее специализированных учреждений. Заключаются первые универсальные международные договоры и соглашения, направленные на защиту и использование конкретных природных объектов и комплексов.

Третий этап 1972-1992 гг. связан с проведенной в 1972 году в Стокгольме первой универсальной Конференцией ООН по проблемам окружающей человека среды и учреждением по ее рекомендации Программы ООН по окружающей среде, призванной координировать усилия международных организаций и государств в сфере международного природоохранения. В этот период расширяется и углубляется международное природоохранное сотрудничество, заключаются конвенции по вопросам, в глобальном урегулировании которых заинтересовано все человечество, обновляются ранее принятые международные договоры и соглашения, активизируется работа по официальной и неофициальной кодификации отраслевых принципов международного экологического права.

Четвертый этап после 1992 г. Современный период истории международного экологического права берет начало с Конференции ООН по окружающей среде и развитию, которая проходила в Рио-де-Жанейро (Бразилия) в июне 1992 г. Эта Конференция направила процесс кодификации международного экологического права в русло принципов социоприродного развития. Параметры и сроки исполнения положений принятой на Конференции «Повестки дня на XXI век» были уточнены на Всемирной встрече на высшем уровне по устойчивому развитию в г. Йоханнесбурге в 2002 г. Главный акцент делается на обеспечении экологической безопасности, рациональном природопользовании, достижении устойчивого развития и сохранении окружающей среды в интересах настоящего и будущих поколений.

Источники международного экологического права.

Основные источники международного экологического права - это и . Их значение и характер взаимодействия различны для разных этапов развития данной отрасли международного права.

В настоящее время имеется около 500 международных соглашений по различным аспектам охраны окружающей среды. Это многосторонние универсальные и региональные и двусторонние международные соглашения, регулирующие как общие вопросы защиты окружающей среды, так и отдельные объекты Мирового океана, атмосферы земли, околоземного космического пространства и т. д.

Межгосударственные отношения в сфере охраны окружающей природной среды регулируют также документы «мягкого» права. К ним можно отнести Всеобщую декларацию прав человека 1948 г., Стокгольмскую декларацию по окружающей человека среде 1972 г., Всемирную хартию охраны природы 1982 г., Декларацию РИО-92, ряд документов Всемирной встречи на высшем уровне и в Йоханнесбурге 2002 г.

Источником международно-правовой регламентации охраны природной среды является также международный обычай. Ряд резолюций Генеральной Ассамблеи ООН, принятых единогласно, вбирают в себя нормы международного обычного права. Так, Генеральная Ассамблея в 1959 году приняла резолюцию, которая объявила мораторий на разработку минеральных ресурсов международного Района морского дна. Эта резолюция признается всеми государствами и должна ими неукоснительно соблюдаться.

Проанализировав большое число международных соглашений и других международно-правовых актов в сфере охраны и рационального использования окружающей среды, можно выделить следующие специфические принципы международного экологического права :

Принцип недопустимости нанесения трансграничного ущерба окружающей среде - государства должны принимать все меры, необходимые для обеспечения того, чтобы деятельность в пределах действия их юрисдикции и контроля не причиняла ущерба окружающей среде других государств или районов за пределами действия национальной юрисдикции.

Принцип превентивного подхода к охране окружающей среды - государствам следует принимать предупредительные меры в целях прогнозирования, предотвращения или сведения к минимуму рисков возникновения серьезного или необратимого вреда окружающей среде. В широком смысле, он запрещает любую деятельность, которая наносит или может нанести ущерб окружающей среде и ставит под угрозу здоровье человека.

Принцип международного правоохранного сотрудничества - международные проблемы, связанные с охраной и улучшением окружающей среды, следует решать в духе доброй воли, партнерства и сотрудничества всех стран.

Принцип единства защиты среды и устойчивого развития - защита среды должна быть неотъемлемой частью процесса развития и не может рассматриваться в отрыве от него. Данный принцип включает четыре элемента:

  1. «разумная» или «рациональная» эксплуатации природных ресурсов;
  2. «справедливое» распределение природных ресурсов – при использование природных ресурсов государства должны учитывать потребности других стран;
  3. учет экологических соображений в экономических планах, программах и проектах развития; и
  4. сохранение природных ресурсов на благо будущих поколений.

Принцип предосторожности в сфере охраны окружающей среды - государства должны с осторожностью и предусмотрительностью подходить к подготовке и принятию решений, выполнение которых может оказать неблагоприятное воздействие на окружающую среду. Данный принцип требует, чтобы любые виды деятельности и использование веществ, которые могут причинить ущерб окружающей среде, строго регламентировались либо полностью запрещались, даже если отсутствуют убедительные или неопровержимые доказательства их опасности для экологии.

Принцип «загрязнитель платит» - непосредственный виновник загрязнения должен покрывать издержки, связанные с устранением последствий этого загрязнения или уменьшением их до состояния, соответствующего экологическим стандартам.

Принцип общей, но дифференцированной ответственности - государства несут общую ответственность в контексте международных усилий по охране окружающей среды и признают необходимость учета роли каждого государства в возникновении конкретных экологических проблем, а также их возможности обеспечить меры по предотвращению, уменьшению и устранению угроз окружающей среде.

Охрана различных видов окружающей среды.

Со времени Стокгольмской конференции 1972 года было принято значительное количество международных документов, посвященных различным экологическим вопросам. Они включают: загрязнение морской среды, загрязнение воздуха, истощение озонового слоя, глобальное потепление и изменение климата, угроза исчезновения диких видов животных и растений.

Морская среда одной из первых стала объектом регулирования международного экологического права. Нормы по охране морской среды содержатся как в общих конвенциях (Женевских конвенциях 1958 г., ), так и специальных соглашениях (Конвенция по предотвращению загрязнения моря сбросами отходов и других материалов 1972 г., Конвенция о рыболовстве в Северо-Западной части Атлантического океана 1977 г., Конвенция о рыболовстве и охране живых ресурсов открытого моря 1982 г. и др.).

В Женевских конвенциях и Конвенции ООН по морскому праву 1982 г. определяются режим морских пространств, общие положения по предотвращению их загрязнения и обеспечению рационального использования. Специальные соглашения регламентируют вопросы охраны отдельных компонентов морской среды, защиту моря от конкретных загрязнителей и т.д.

Международная конвенция по предотвращению загрязнения с судов 1973 г. (и два Протокола 1978 г. и 1997 г.) предусматривают комплекс мер по предотвращению эксплуатационного и аварийного загрязнения моря с судов нефтью; жидкими веществами, перевозимыми наливом; вредными веществами, перевозимыми в упаковке; сточными водами; мусором; а также загрязнения воздушной среды с судов.

Международная конвенция относительно вмешательства в открытом море в случаях аварий, приводящих к загрязнению нефтью 1969 г. устанавливает комплекс мероприятий по предотвращению и уменьшению последствий загрязнения моря нефтью вследствие морских аварий. Прибрежные государства должны консультироваться с другими государствами, чьи интересы затронуты морской аварией, и Международной морской организацией, осуществлять все возможные действия для снижения риска загрязнения и уменьшения размера ущерба. К указанной Конвенции в 1973 г был принят Протокол о вмешательстве в случаях аварий, приводящих к загрязнению веществами иными, чем нефть.

В 1972 г. была подписана Конвенция по предотвращению загрязнения моря сбросами отходов и других материалов (с тремя приложениями - Перечнями). Конвенция регулирует два вида преднамеренного захоронения отходов: сброс отходов с судов, самолетов, платформ и др. искусственных сооружений и затопление в море судов, самолетов и т.д. В Перечне I перечислены материалы, сброс которых в море полностью запрещен. Для сброса веществ, указанных в Перечне II, требуется специальное разрешение. Перечень III определяет обстоятельства, которые необходимо учитывать при выдаче разрешений на сброс.

Охрана воздушной среды.

Центральное место среди норм международного экологического права в области охраны воздушной среды занимают Конвенция о запрещении военного или любого иного враждебного использования средств воздействия на природную среду 1977 г. и Конвенция о трансграничном загрязнении воздуха на большие расстояния 1979 г.

Участники Конвенции о запрещении военного или любого иного враждебного использования средств воздействия на природную среду 1977 г. обязались не прибегать к военному или иному враждебному использованию средств воздействия на природную среду (преднамеренному управлению природными процессами - циклонами, антициклонами, фронтами облаков и т.д.), которые имеют широкие, долгосрочные или серьезные последствия, в качестве способов нанесения ущерба или причинения ущерба другому государству.

В соответствии с Конвенцией о трансграничном загрязнении воздуха на большие расстояния 1979 г. государства пришли к соглашению о необходимых мерах по сокращению и предотвращению загрязнения воздуха, прежде всего в отношении средств борьбы с выбросами загрязнений воздуха. Предусматривается, в частности, обмен информацией по указанным вопросам, периодические консультации, осуществление совместных программ по регулированию качества воздуха и подготовке соответствующих специалистов. В 1985 г. к Конвенции был принят Протокол о сокращении выбросов серы или их трансграничных потоков, согласно которому выбросы серы должны быть сокращены на 30 процентов не позднее 1993 г.

Охрана озонового слоя.

С охраной атмосферного воздуха в международном экологическом праве связана еще одна проблема - охрана озонового слоя. Озоновая оболочка предохраняет Землю от пагубного влияния ультрафиолетового излучения Солнца. Под влиянием деятельности человека она существенно истощилась, над некоторыми районами появились озоновые дыры.

Венская конвенция об охране озонового слоя 1985 г. и Монреальский протокол по веществам, разрушающим озоновый слой, 1987 г. дают перечень озоноразрушающих веществ, определяют меры по запрету ввоза и вывоза озоноразрушающих веществ и содержащей их продукции в договаривающиеся государства без соответствующего разрешения (лицензии). Запрещается также ввоз указанных веществ и продукции из стран, не являющихся участниками Конвенции и протокола, и вывоз их в эти страны. Протокол 1987 г. ограничил производство фреонов и других подобных веществ; к 1997 г. их производство должно было прекратиться.

Охрана космического пространства.

Нормы международного экологического права, касающиеся загрязнения и засорения космического пространства, содержатся в основополагающих документах – Договоре о космосе 1967 г. и Соглашении о Луне 1979 г. Государства-участники при изучении и использовании космического пространства и небесных тел обязаны избегать их загрязнения, принимать меры для предотвращения нарушения сформировавшегося на них равновесия. Небесные тела и их природные ресурсы объявлены .

Охрана климата.

Охрана климата и проблемы, связанные с его изменениями и колебаниями, занимают важное место в системе международного экологического права. В конце 80-х годов прошлого века проблема изменений климата начала быстро набирать вес в мировой повестке дня и стала часто упоминаться в резолюциях Генеральной Ассамблеи ООН. Именно в это время была принята Рамочная конвенция ООН об изменении климата 1992 г., конечной целью которой является «стабилизация концентрации парниковых газов в атмосфере на таком уровне, который не допускал бы опасного антропогенного воздействия на климатическую систему». Участники Конвенции обязались принимать предупредительные меры в области прогнозирования, предотвращения или сведения к минимуму причин изменения климата и смягчения его отрицательных последствий.

Охрана флоры и фауны.

Отношения в области охраны и использования животного и растительного мира, регулируется рядом универсальных и множеством двусторонних международных соглашений.

Среди конвенций международного экологического права, посвященных защите и сохранению флоры и фауны, следует выделить Конвенцию об охране всемирного культурного и природного наследия 1972 г., призванную обеспечить сотрудничество в охране имеющих особое значение природных комплексов, мест обитания исчезающих видов животных и растений. Защите растительного мира посвящено Соглашение о тропических лесах 1983 г. Общее значение имеет Конвенция о международной торговле видами дикой фауны и флоры, находящимися под угрозой уничтожения, 1973 г., определившая основы контроля за такой торговлей.

Основная масса конвенций посвящена охране различных представителей животного мира - китов, тюленей, белых медведей. Важное положение занимает Конвенция о биологическом разнообразии 1992 г., целью которой являются «сохранение биологического разнообразия, устойчивое использование его компонентов и совместное получение на справедливой и равной основе выгод, связанных с использованием генетических ресурсов». Особое значение также имеет Конвенция об охране мигрирующих видов диких животных 1979 г.

Литература.

  1. Международное право. Особенная часть: учеб. для студентов юрид. фак. и вузов / И.И. Лукашук. – М.: Волтерс Клувер, 2005.
  2. Международное право: учебник / отв. ред. В. И. Кузнецов, Б. Р. Тузмухамедов. – М.: Норма: ИНФРА-М, 2010.
  3. Международное публичное право в вопросах и ответах: учеб. пособие / отв. ред. К. А. Бекяшев. – М.: Проспект, 2015.
  4. Международное экологическое право: Учебник / Отв. ред. Р. М. Валеев. – М.: Статут, 2012.
  5. Экологическое право России. Том 2. Особенная и специальная части: учебник для академического бакалавриата / Б. В. Ерофеев; Л. Б. Братковская. – М.: Издательство Юрайт, 2018.
  6. Guide to International Environmental Law / A. Kiss; D. Shelton. – Leiden/Boston: Martinus Nijhoff Publishers, 2007.
  7. Principles of International Environmental Law / P. Sands. – Cambridge: Cambridge University Press, 2018

Международное инвестиционное право.

Основной принцип сформулирован в Хартии экономических прав и обязанностей государств. Каждое государство имеет право «регулировать и контролировать иностранные инвестиции в пределах действия своей национальной юрисдикции согласно своим законам и постановлениям в соответствии со своими национальными целями и первоочередными задачами. Ни одно государство не должно принуждаться к предоставлению льготного режима иностранным инвестициям.

Заключен ряд многосторонних договоров, содержащих положения об инвестициях: Северо-американское соглашение о свободной торговле (НАФТА), Энергетическая хартия и др. Всемирный Банк и МВФ в 1992 г. издали сборник, содержащий примерные общие положения соответствующих законов и договоров.

В общем упомянутые договоры направлены на либерализацию правового режима инвестиций, с одной стороны, и на повышение уровня их защиты, с другой. Некоторые из них предоставляют иностранным инвесторам национальный режим и даже свободный доступ. Многие содержат гарантии от некомпенсируемой национализации и от запрещения свободного вывоза валюты. Большинство договоров предусматривают возможность рассмотрения споров между иностранным инвестором и принимающим государством в беспристрастном арбитраже.

Россия является участницей более 40 соглашений, из них 14 были заключены еще от имени СССР.

В рамках СНГ в 1993 г. заключено многостороннее соглашение о сотрудничестве в области инвестиционной деятельности. Режим, созданный Соглашением не распространяется на третьи государства. Стороны предоставили друг другу национальный режим во всей совокупности инвестиционной деятельности. Предусмотрен довольно высокий уровень защиты инвестиций. Инвесторы имеют право на возмещение убытков, включая упущенную выгоду, причиненных им в результате незаконных действий государственных органов или должностных лиц.

Вопрос № 3. Понятие, источники и принципы

Международное экологическое право – это совокупность норм и принципов, регулирующих отношения его субъектов в области охраны окружающей среды и рационального использования ее ресурсов.

Объектом межгосударственных отношений является окружающая среда как комплексное материальное благо, основа производных от нее материальных и нематериальных благ, условий, гарантирующих здоровье и процветание нынешнего и будущих поколений людей. Международно-правовой охране подлежат прежде всего те элементы, от которых зависит существование человечества, и состояние которых, в свою очередь, обусловлено поведением государств. К таким элементам относятся Мировой океан и его ресурсы, атмосферный воздух, животный и растительный мир, уникальные природные комплексы, околоземное космическое пространство.



Основными источниками международного экологического права являются международный договор и международный обычай. На этапе становления данной отрасли широко применялись обычные нормы. Так, широкое распространение получил принцип, запрещающий причинять ущерб территории соседнего государства в результате использования собственной территории, который генетически связан с максимой римского права «так используй свое, чтобы не причинить ущерб чужому». Обычные нормы послужили основой наиболее известных решений международных трибуналов по спорам относительно ущерба, причиненного загрязнением окружающей среды.

Современное международно-правовое регулирование охраны окружающей среды складывается главным образом как договорное. В настоящее время насчитывается около 500 общих, региональных, двусторонних международных соглашений, непосредственно затрагивающих проблемы охраны окружающей среды.

Среди общих (универсальных) договоров можно назвать Венскую Конвенцию об охране озонового слоя 1985 г., Конвенцию о запрещении военного или любого иного враждебного использования средств воздействия на природную среду 1977 г., Конвенцию о биологическом разнообразии 1992 г.

Необходимо упомянуть также региональные договоры по охране окружающей среды: Конвенция о защите Черного моря от загрязнения 1992 г., Соглашение о сохранении белых медведей 1973 г., Конвенция о защите реки Рейн от загрязнения химическими веществами 1976 г.

Двусторонние договоры чаще всего регламентируют совместное использование международных пресноводных бассейнов, морских акваторий, флоры., фауны. Эти документы определяют согласованные принципы деятельности и правила поведения государств в отношении окружающей среды в целом или ее конкретных объектов (например, договоры о сотрудничестве по охране окружающей среды, подписанные Россией в 1992 г. с Финляндией, Германией, Норвегией, Данией; Соглашение между правительством России и правительством Канады о сотрудничестве в Арктике и на Севере 1992 г.; Соглашение о пограничных реках между Финляндией и Швецией 1971 г. и др.).

Особенностью международного экологического права является заметная роль различных деклараций, стратегий, называемые нередко «мягким» правом. Наиболее важными среди таких документов являются Декларация ООН по проблемам окружающей 1992 г., Декларация Рио-де-Жанейро 1992 г., которые формально не обладая обязательной юридической силой, оказывают существенное влияние на нормотворческий процесс.

В общей системе норм международного экологического права важное место занимают резолюции международных организаций и конференций, которые прокладывают путь позитивному праву. В качестве примера: резолюция Генеральной Ассамблеи ООН 1980 г. «Об исторической ответственности государств за сохранение природы Земли для настоящего и будущих поколений» и Всемирная хартия природы 1982 г.

Окончательному завершению формирования международного экологического права как самостоятельной отрасли международного права в значительной степени способствовала бы его кодификация. Этот вопрос неоднократно выдвигался в рамках Программы ООН по окружающей среде (ЮНЭП). Универсальный кодификационный акт по аналогии с другими отраслями международного права позволил бы систематизировать сложившиеся в данной отрасли принципы и нормы, закрепив тем самым правовую основу равноправного и взаимовыгодного сотрудничества государств в целях обеспечения экологической безопасности.

В Российской Федерации взаимодействие международного и национального права в сфере охраны окружающей среды складывается по следующим направлениям. Во-первых, в Законе «Об охране окружающей природной среды» 1991 г. закреплены принципы международного сотрудничества РФ в данной сфере (ст.92), которые соответствуют принципам международного права окружающей среды. Во-вторых, в ряде законов имеются отсылки к международным договорам РФ, что свидетельствует о совместном применении национальных и международных норм. Принятый в 1995 г. Федеральный Закон «О животном мире» неоднократно ссылается на нормы международного права, имея в виду, в частности, их приоритет в области использования и охраны животного мира, охраны и восстановления среды его обитания (ст.12), а также их особую роль применительно к объектам животного мира и исключительной экономической зоны (ст. 3 и 4). В-третьих, на федеральном уровне принимаются специальные акты о порядке реализации договоров. Так, постановление Правительства РФ от 18 декабря 1997г. «Об обеспечении выполнения положений Протокола по охране окружающей среды к Договору об Антарктике» устанавливает условия деятельности российских физических и юридических лиц в районе действия Договора и порядок выдачи соответствующих разрешений.

Принципы международного экологического права:

Все основные принципы международного права являются регуляторами правоотношений в сфере охраны окружающей среды. Вместе с тем международное экологическое право имеет свои специфические принципы.

1) Окружающая среда - общая забота человечества. Смысл этого принципа заключается в том, что международное сообщество на всех уровнях может и должно совместно и в отдельности охранять окружающую среду. Например, в преамбуле Конвенции о биологическом разнообразии 1992 г. говорится, что сохранение биологического разнообразия является общей задачей всего человечества.

2) Принцип неотъемлемого суверенитета государств над своими природными ресурсами предусматривает суверенное право каждого государства разрабатывать свои собственные ресурсы согласно своей политике в области окружающей среды.

3) Окружающая природная среда вне государственных границ является общим достоянием человечества. Данный принцип закреплен в Договоре о космосе 1967 г., Конвенции ООН по морскому праву 1982 г.

4) Свобода исследования и использования окружающей среды и ее компонентов означает, что все государства и международные межправительственные организации вправе без какой-либо дискриминации осуществлять правомерную мирную научную деятельность в окружающей среде.

5) Рациональное использование окружающей среды. Этот принцип характеризуют следующие элементы: рациональное планирование и управление возобновляемыми и не возобновляемыми ресурсами земли в интересах нынешнего и будущих поколений; долгосрочное планирование экологической деятельности с обеспечением экологической перспективы; поддержание используемых природных ресурсов на оптимально допустимом уровне, т.е. уровне, при котором возможна максимально чистая продуктивность и не может наблюдаться тенденция к ее снижению; научно обоснованное управление живыми ресурсами.

6) Предотвращение вреда. В соответствии с данным принципом все государства должны идентифицировать и оценивать вещества, технологии, производство, которые влияют или могут повлиять существенным образом на окружающую среду. Они обязаны систематически исследовать, регулировать или управлять ими в целях предотвращения нанесения вреда окружающей среде или его существенного изменения.

7) Запрет военного или любого иного враждебного использования средств воздействия на природную среду выражает обязанность государств принимать все необходимые меры по эффективному запрещению применения тех методов и средств, которые могут причинить серьезный ущерб окружающей среде.

8) Ответственность государств. Согласно этого принципа государство несет политическую или материальную ответственность в случае нарушения соответствующего международно-правового обязательства.

Государства несут и гражданско-правовую ответственность за причинение вреда окружающей среде ее физическими или юридическими лицами или лицами, действующими под его юрисдикцией или контролем. Это предусмотрено Конвенцией о гражданской ответственности за ущерб, нанесенный окружающей среде опасными веществами 1993 г., Конвенцией о международной ответственности за ущерб, причиненный космическими объектами 1972 г. и др.

Вопрос № 4. Международно-правовая охрана объектов

окружающей среды.

ЛЕКЦИЯ 12.

1. Понятие, принципы международного права окружающей среды и формы сотрудничества государств.

2. Международно-правовое обеспечение охраны окружающей среды.

1. Понятие и принципы международного права окружающей среды.

1.1. Международное экологическое право - это совокупность международ­но-правовых принципов и норм, регулирующих отношения по поводу охраны природной среды, ее рационального использования и воспроизводства, рег­ламентирующих сотрудничество государств и других субъектов международ­ного права в целях обеспечения благоприятной для жизни человечества эко­системы.

Международное сотрудничество в сфере охраны окружающей среды началось еще 1913 г. на природоохранной конференции в Берне и было продолжено в 1972 г. на Стокгольмской конференции ООН по проблемам окружающей среды. Большое значение имела также конференция ООН по проблемам окружающей среды и развития в Рио-де- Жанейро (Саммит «Планета Земля» 1992 г.), Всемирный Саммит 2002 г. в Йоханнесбурге и т.д.

Основные источники международного экологического права :

1. Международные договоры:

· Конвенция по предотвращению загрязнения моря нефтью 1954 г.;

· Конвенция по предотвращению загрязнения моря сбросами отходов и других материалов 1972 г.;

· Конвенция о водно-болотных угодиях, имеющих международное значе­ние главным образом в качестве местообитания водоплавающих птиц 1971 г.;

· Конвенция о биологическом разнообразии 1992 г.;

· Конвенция о об изменении климата 1992 г.

2. Основные принципы международного права .

3. Двусторонние соглашения государств.

4. Внутригосударственное законодательство :

Закон Украины "Об охране окружаю­щей природной среды";

Закон Украины "О животном мире"

Закон Украины “ Об экологической экспертизе"

Закон Украины "Об охране атмосферно­го воздуха" и др.

Специальные принципы международного экологического права :

1) защита окружающей среды на благо нынешнего и будущего поколений;

2) недоступность нанесения трансграничного ущерба;



3) экологически обоснованное рациональное использование природных ресурсов;

4)рациональное планирование и управление возобновляемыми ресур­сами Земли в интересах нынешнего и будущего поколений;

5)долгосрочное планирование экологической деятельности с обеспече­нием экологической перспективы;

6) оценка возможных последствий деятельности государств в пределах своей территории и др.

1.2. Формы сотрудничества государств по охране окру­жающей среды

Выделяются 2 формы сотрудничества государств по охране окру­жающей среды - нормативная (договорная) и организационная.

Договорная заключается в разработке и принятии договоров по различ­ным проблемам охраны окружающей среды (использование природных ресурсов, охрана природный среды, охрана планетарной среды и космического пространства, охрана морской среды, охрана животного и растительного мира).

Организационная форма реализуется в проведении международных кон­ференций на межгосударственном уровне, а также в создании и деятельнос­ти международных организаций.

В 1972 г. в Стокгольме состоялась созванная по решению Генеральной Ассамблеи ООН Конференция ООН по проблемам окружающей человека среды . Основным решением конференции стала Декларация принципов - сво­еобразный свод правил, которыми должны руководствоваться государства и организации при осуществлении своих действий, так или иначе влияющих на природу. Еще одно важное ее решение - рекомендация Генеральной Ассамблеи учредить Программу ООН по окружающей среде (ЮНЕП), которая была создана и фактически стала международной организацией.

Проблемой охраны окружающей среды повседневно занимается боль­шое количество постоянных структур - международных организацией общей и с специальной компетенции, универсальных и рациональных, межправительственных и неправительственных.

Ведущая роль принадлежит ООН и ее главным органам, прежде всего Генеральной Ассамблее и Экономическому и Социальному Совету (ЭКОСОС ). В эту сферу вовлечены и некоторые специализированные учреждения ООН:

· ВОЗ - Всемирная организация здравоохранения;

· ИМО - Международная морская организация;

· ФАО - Продовольственная и сельскохозяйственная организация ООН;

· ИКАО - Международная организация гражданской авиации;

· ЮНЕСКО - Организация ООН по вопросам образования, науки и куль­туры;

· МАГАТЭ - Международное агентство по атомной энергии и др.

Среди неправительственных организаций особую роль выполняет Меж­дународный

союз охраны природы и природных ресурсов (МСОП).

На региональном уровне заметную роль играют:

· ОБСЕ - Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе;

· ЕС - Европейский союз;

· Северный совет и др.

В рамках СНГ созданы: Межгосударственный Экологический Совет (МЭС) и Межгосударственный Экологический Фонд.

Международное сотрудничество в сфере охраны окружающей среды Украина осуществляет на трех уровнях :мировом (глобальном); европейском (ЕС и Восточной Европе), региональном (СНГ, ВЕКЦА (Восточной Европы, Кавказа и Центральной Азиии). Украина подписала двусторонние межправительственные соглашения (меморандумы) по вопросам сотрудничества сфере охраны окружающей среды с рядом государств (Беларусь, РФ, Грузия, США, ФРГ), сохраняют свое действие и соглашения, зключенные в рамках СССР (Япония, Франция).

Объектами международно-правовой защиты являются :

· атмосфера Земли, околоземное и космическое пространство;

· Мировой океан;

· животный и растительный мир;

· охрана окружающей среды от загрязнения радиоактивными отхо­дами.