Формы игр по истории. Игра на уроках истории

Игры на уроках истории

Чтобы заинтересовать учеников и повысить эффективность обучения истории необходимо изменить традиционную форму изучения истории.

Образовательная цель игры: обобщить и закрепить полученные на уроках истории знания.

Воспитательная цель игры: через познание истории России прививать любовь к своей Родине.

Развивающая цель игры: прививать навык работы в команде, развивать реакцию и скорость при ответах на поставленные вопросы.

Оборудование : карточки с заданиями

Урок КВН по теме: Пётр I и его реформы.

Повторительно-обобщающий урок в 7 классе на закрепление материала о деятельности Петра I.

ХОД УРОКА

I. Оргмомент (5 мин.)

Сообщение темы и целей урока.
Урок повторения в форме игры.
Инструктаж учителя. Разделить класс на 2 команды(придумать название, девиз, выбрать капитана).

II. Основная часть урока-игры (35 мин.)

1. Разминка. Работа с картой. Показать: Москву,Санкт-Петербург, Полтаву, Гангут, Нарву, Ригу.
2. Напиши правильно: империя, император,реформа, Сенат, коллегия, регент, Швеция,конфузия, капитан .
3. Дай определение: конфузия, регентство,аристократия, подушная подать, ассамблея,император .
4. Найти ошибки в тексте: Петр I начал править в8-летнем возрасте. В связи с малолетством Петра царями были провозглашены оба брата – Петр и Иван. Регентшей при них была их тетя – Софья. Петр был женат трижды. Первой женой была Евдокия Лопухина, второй – Мария Милославская, третьей –Екатерина I. Петр I вел войну с Финляндией, которая получили название – Северная. Она продолжалась 25лет – с 1700 по 1725 гг. В 1702 г. Петр основал город –Санкт-Петербург.
5. Реши задачу, применив знания исторических дат,произведите с ними арифметические действия, в результате которых будет выявлена дата важного исторического события. Назовите это событие. (Начало Северной войны + год битвы при Лесной): 2 + 5 = Х(Полтавская битва)
(Год Гангутского сражения + год битвы при Лесной): 2 – 8 =Х (основание Санкт-Петербурга)
6. Викторина «Кто больше?»

    Кто больше назовет сподвижников Петра I (Меншиков, Ромодановский, Лефорт , Головин, Возницын, Шеин, Шереметьев, Репнин).

    Кто больше назовет реформ Петра I (Центральное управление, указ о единонаследии. Табель о рангах. Областная реформа. Реформа городского управления. Церковная реформа).

    Кто больше назовет событий Северной войны (Нарвская конфузия, захват Нотебурга, основание Санкт-Петербург, битва при Лесной, полтавская битва, сражение при Гангуте, Прутский поход, Гренгамское сражение, Ништадтский мир).

7. Восстанови хронологию

    Азовские походы

    Полтавская битва

    Основание Санкт-Петербурга

    Учреждение Сената

    Окончание Северной войны

8. Конкурс капитанов

По тексту определить, о каком событии идет речь.

Когда оба войска, сильно утомившиеся,отдохнули в течение часа, Карл возобновил сражение. Но его задела не столько храбрость войск неприятеля, сколько неожиданная хитрость со стороны русских. Неприятель растянул фланги в форме полукруга и расставил свои пушки, большие и маленькие, многие из которых были переносными, не только в траншеях, но и на концах этих флангов.Итак, с помощью этих и других больших пушек,которых вместе было около 100, говорят, постоянно заряжаемых не ядрами, а многими кусками железа…и стрелявшими в шведов по 50 раз, они (московиты)уничтожили этими залпами всю гвардию короля Карла, которая была сердцем и душой всего шведского войска. Остальные, самые многочисленные, так храбро удерживали напор неприятеля, что, не борясь уже за честь, а за жизнь, сражались, когда у них выбили оружие,голыми руками. Но, наконец, и эти частично попали в руки победителю, отчасти были жестоко перебиты,часть же обратилась в бегство.
Король же, когда кровь текла у него из недавно раненой и сейчас вновь поврежденной ноги, со всех сторон окруженный неприятелем, чуть-чуть не попал в руки неприятеля… И не будь помощи самого Бога и некоторых из капитанов, стремительно врезавшихся в гущу неприятеля, его бы не вынесли из боя. (Полтавская битва)

По тексту определить пропущенное слово:

Придти на ________________ имеет право всякий…Хозяин не должен никого встречать вне комнаты, ни провожать, хотя бы тот был и сам император… В комнате, где танцуют, должны быть приготовлены:стол с трубками, табаком и деревянными лучинками и еще несколько других столов для игры в шахматы и шашки; но карты на _____________ не терпятся и не подаются… Хозяин, хозяйка или кто-нибудь из домашних открывают танцы, после чего, смотря по месту, одна или две пары могут танцевать менуэт,англез или польский по желанию… Всякий имеет свободу делать что хочет, то есть может или танцевать, или курить табак, или играть, или разговаривать, или смотреть на других; равным образом всякий может спросить себе, по желанию,вина, пива, водки, чаю, кофе и сейчас получить требуемое. Но хозяин не обязан да и не смеет принуждать гостей пить или есть, а только может сказать, что имеет для угощения, а затем предоставляет им полную свободу… Собрания эти,начинающиеся около 5 часов, продолжаются не долее10, и тогда все должны разъезжаться по домам. (Ассамблея)

9. Проверка домашнего задания: мини-сочинение«Роль Петра 1 в истории»

III. Подведение итогов (3 мин.)

IV. Выставление оценок (2 мин.)

Команде – победителю – «5», проигравшим – «4».

V. Домашнего задания нет

Игра «Семь бед – один ответ»

Игра проводится в 6 классе после изучения«Истории средних веков». В игре участвуют 7учеников, жюри, помощники.Перед игрой проводится инструктаж.
Игра состоит из трёх уровней. На I уровне – 7игроков, на II уровень выходят 2 ученика, на IIIуровень – только 1 ученик. Всё зависит от быстроты ответа.
Помощники помогают в подсчёте ответов. Жюри оценивает ответы после каждого пройденного уровня. В конце игры подводятся итоги и поощряются победители.

I-й уровень

1. Определить слово и назвать его:

    Конь, оружие, всадник, турнир, война, доспехи, стадо. (Рыцарь )

    Башня, скала, мост, подземный ход, феодал, колодец, цепи. (Замок )

    Религия, арабы, Мухаммед, пророк, аллах, мусульмане, Коран. (Ислам )

    Высшая школа, студент, факультет, декан, ректор, богословие, сессия. (Университет )

    Хранилище, деньги, банкир, обмен, здание, риск, охрана. (Банк )

    Ученик, мастер, мастерская, шедевр, изделие, помощник, ремесло. (Подмастерье )

    Город, глава, магистрат, власть, деньги, судья, центр. (Мэр )

2. К одному слову подобрать семь слов.

    верблюд (корабль, пустыня, горб, животное, вода, товар, караван )

    турнир (замок, рыцарь , состязание, сила, ловкость, оружие, конь )

    ярмарка (продажа, товар, деньги, торговля, продукты, купцы, менялы )

    крестоносец (рыцарь, крест, поход, земля, христианство, Палестина, борьба )

    султан (турки, глава, ислам, визир, деньги, титул, араб)

    купец (товар, море, пираты, гильдия, пошлина, деньги, корабль )

    император (страна, империя, Англия, Франция, титул, корона, власть )

3. Назвать слово:мусульмане, мулла, арабы,молитва, храм, аллах, Коран… (мечеть ).
4. Назвать семь слов, характеризующие сказку«Тысяча и одна ночь».

II-й уровень

Выбрать правильный ответ.

    Карл Великий правил во Франкской империи или в Византийскойимперии?

    Авиценна Ибн Сина – это халиф или учёный ?

    В Константинополе был построен храм Святой Софии или храм святой Марии?

    Парламент возник в Англии или во Франции?

    Жакерия произошла в Англии или во Франции ?

    Что длилось дольше: гуситские войны или I крестовый поход?

    Барон – это сеньор или вассал рыцаря?

    630 год – это год распада Франкской империи или возникновения ислама ?

    1265 год – это год возникновения парламента в Англии или Генеральных штатов во Франции?

    1066 год – это год Жакерии или Норманнское завоевание Англии ?

    1389 год – это год восстания Уота Тайлера или битва на Косовом поле ?

    1445 год – это I крестовый поход или изобретение книгопечатания ?

    500 год – это год возникновения ислама или государства у франков ?

    843 год – это год раздела Франкской империи или образования Франкской империи?

III-й уровень

Определите слово:

Этот древний город находится на перекрестке сухопутных и морских путей, мост из Европы в Азию.В своей истории поменял названия трижды. Им владели греки, римляне, турки. (Константинополь,Стамбул )
Подсказки (Захвачен турками в 1453 году; там находился храм Святой Софии; сейчас начинается на букву «С»; во втором его имени – имя императора)

Викторина «Знаешь ли ты историю?»

Игра проводится в 10 – 11 классах. В 10 классе как итоговый урок в конце года, в 11 классе в начале года как повторительный урок. Участниками могут быть все ученики класса. Игра проводится в несколько этапов. Через 4 этапа – финал, в который выходят 2 ученика. Оставшийся победитель играет в суперигру.

I. КТО?

1. Кто первым на Руси принял христианство? (Княгиня Ольга )
2. Кто за жестокость был прозван Окаянным? (Святополк )
3. Кто написал «Поучение детям? (Владимир Мономах )
4. Кто был убит в полюдье? (Игорь )
5. Кто автор «Повести временных лет? (Нестор )
6. Кто возглавлял русские войска на Куликовом поле? (Дмитрий Донской )
7. Кто на Руси был прозван Калитой? (Иван )
8. Кто такие «гости»? (Купцы )
9. Кто такой князь? (Глава государства )
10. Кто совершил крещение Руси? (Владимир Святославич )
11. Кто считается основателем Москвы? (Юрий Долгорукий )

II. ЧТО?

1. Что произошло в 1223 году? (Битва на Калке )
2. Что такое вече? (Народное собрание )
3. Что решили на Любечском съезде князей? (Разделить земли на княжества )
4. Что такое вотчина? (Наследственное земельное владение )
5. Что такое «свинья»? (Ннемецкое построение войск )
6. Что произошло в 1240 году? (Невская битва )
7. Что такое дань? (Налог продуктами, деньгами )
8. Что такое ярлык? (Грамота на княжение )
9. Что произошло в 1480 году? (Стояние на Угре,окончание монгольского ига )
10. Что такое летопись? (Документ событий от лета до лета )
11. Что произошло в 945 году? (Убийство князя Игоря на полюдье )

III. ГДЕ?

1. Где княгиня Ольга побывала в 957 году? (В Константинополе )
2. Где был центр Киевской Руси в X веке? (В Киеве )
3. Где Батый основал Золотую Орду? (В Средней Азии, Поволжье )
4. Где расположен Киев? (На реке Днепр )
5. Где был убит Святослав? (На реке Дунай )
6. Где правил Иван Калита? (В Москве )
7. Где произошла битва в 1380 году? (На реке Дон )
8. Где зажигались сигнальные огни? (На крепостях, башнях )
9. Где правил Константин Мономах? (В Византии )
10. Где был убит князь Игорь? (На полюдье )
11. Где произошла битва в 1377 году? (На реке Пьяне )

IV. КАК?

1. Как звали византийскую принцессу, жену Владимира Святого? (Анна )
2. Как называлась столица Хазарского каганата? (Итиль )
3. Как называлось государство со столицей в городе Биляр (Булгар)? (Волжская Болгария )
4. Как на Руси назывались дворовые: жена, дети? (Челядь )
5. Как монголо-татары собирали дань? (Провели перепись населения )
6. Как звали сестру Щека и Хорива? (Лыбедь )
7. Как звали основателя города Киева? (Кий )
8. Как называется торговый путь, проходивший с севера на юг по Киевской Руси? (Из варяг в греки )
9. Как по легенде начинается Куликовская битва? (С поединка Пересвета с Челубеем )
10. Как называется столица Золотой Орды? (Сарай-Бату )
11. Как называется столица Византии? (Константинополь )

ФИНАЛ.

1. На чем писали в Новгороде? (На бересте)
2. что такое бортничество? (Сбор меда диких пчел)
3. Кто такие вои? (Воины на Руси)
4. Кто такие баскаки? (Монголо-татарские сборщики дани)
5. Когда правил Дмитрий Донской? (В1359–1389 гг)
6. Где состоялась битва в 1378 г.? (На реке Воже)

СУПЕРИГРА.

1. Что на Руси играло роль денег? (Мех, шкурки пушных зверей)
2. Что такое тьма? (10 тысяч)
3. Что произошло в 988 году? (Крещение Руси)
4. Кто был отцом Андрея Боголюбского? (Юрий Долгорукий)
5. Первым правителем какого государства был Улу-Мухаммед? (Казанского ханства)
6. Что такое поместье? (Земля за службу)

Игра «Колесо истории»

Игра проводится на историческом вечере на«неделе истории» среди 8–11-х классов. Также игру можно проводить в начале или конце года для проверки усвоения знаний. Игрой руководит учитель или подготовленный ученик. Перед игрой выбирается жюри, которое оценивает знания игроков. Кроме участников за игрой наблюдают и принимают участие зрители – все желающие.Участники: по одному из каждого класса, остальные– группа поддержки.

I ТУР

Неотосланные депеши

(Кто, когда, в связи с чем мог послать каждое из этих донесений?)

1. «Москва пылает. Людей не видно. Холодно.Голодно». (Наполеон, 1812 г .)
2. «Войска выведены на площадь. Где Трубецкой?» (Декабристы,1825 г. )
3. «Вышел к Неве с дружиной. Ополчению поспешать следом». (А.Невский, 1240 г.)
4. «Противник разбит наголову. Генералы его пленены. Сам Карл ранен». (Пётр I, 27 июня 1709 г. )
5. «Неприступная крепость взята. Противник повержен. Россия – черноморская держава». (А.В.Суворов,1790 г., Измаил )
6. «С потерей Москвы не потеряна Россия. Надо сохранить армию». (М.И.Кутузов, 1812 г. )
7. «Прошли Астрахань. Идём к Кагальнику». (С.Разин,1669 г. )
8. «Всё ты был чей-то, а теперь вот, слава Богу, и свой стал». (Отмена креп. права, 1861 г. )

Игра со зрителями

1. «Если не придет кто завтра на реку – будь то богатый или нищий, - да будет мне враг!» (Владимир,крещение Руси )
2. «Иду на вы!». (Святослав )
3. «Кто с мечом к нам придёт, тот от меча и погибнет». (А.Невский, Ледовое побоище )

II ТУР

Что? Где? Когда?

1. Какое отношение имеет свинья к войне? (Боевой порядок построения войск )
2. Где в I в. была изобретена бумага? (В Китае )
3. Где было положено начало Олимпийским играм? (В Греции )
4. Когда Константинополь был завоёван турками? (В1453 г. )
5. Какая династия была установлена в 1613 г.? (Романовых )
6. Где впервые изготовили сахар? (В Индии )
7. О ком писал А.С.Пушкин:

«То академик, то герой,
То мореплаватель, то плотник»? (О Петре I )

8. Что произошло в 1380 г.? (Куликовская битва )

Игра со зрителями

1) Чьё имя вспоминается при чтении этих строк:

«Ушатом на себя холодную лил воду
И пламень храбрости вселял в сердца народу»? (А.В.Суворов )

2) Фамилию какого полководца времён Отечественной войны 1812 г. солдаты и даже офицеры переделали в «болтай да и только»? (Барклай-де-Толли )
3) Что обозначало в Киевской Руси слово «задница»? (наследство князя, нажитое добро )
4) Что такое завалинка? (земляная насыпь для утепления пола )

III ТУР

Знаешь ли ты их имена?

1. Гладиатор, сумевший поднять рабов на восстание. (Спартак )
2. Кому из учёных приписывают слова: «А всё-таки она вертится!» (Галилею )
3. Под чьим руководством была снята осада англичан города Орлеана? (Жанны д Арк )
4. Кому принадлежат слова: «Приходи, брате, ко мне в Москов»? (Ю. Долгорукому )
5. Назовите первого фельдмаршала России. (А.В.Суворов )
6. О ком говорил А.С.Пушкин: «Он создал первый университет. Он лучше сказать, сам был первым нашим университетом»? (О М.В.Ломоносове )
7. Кто является первым русским царём? (Иван Грозный )
8. Какой царь был прозван Освободителем? (АлександрII )

Игра со зрителями

1) При каком князе состоялась Куликовская битва? (Д. Донском )
2) Кто начал покорение Сибирского ханства? (Ермак )
3) Кто крестил Русь? (Князь Владимир )
4) Кто стал первым императором России? (Пётр I )

IV ТУР

Что означают слова?

1. Сбор в пользу государства (налог )
2. Религия арабов (ислам )
3. Основной закон страны (конституция )
4. Глава республики (президент )
5. Здание, где совершаются религиозные обряды (храм )
6. Предприятие с разделением труда и ручным трудом (мануфактура )
7. Народное собрание (вече )
8. Совет бояр при царе (Боярская дума )

V ТУР

Искусствовед

1. Назовите первое «чудо света» (Пирамиды в Египте )
2. Где находится самая большая стена? (В Китае )
3. Назовите знаменитую икону и её автора («Троица»Рублёва )
4. Какой город назывался Царьградом? (Константинополь )
5. По примеру какого города был построен в Киеве Софийский собор? (Константинополь )
6. Грамоты из какого материала были найдены в Новгороде? (Из бересты )
7. Назовите самую древнюю летопись и её автора? («Повесть временных лет» Нестора )
8. Чем знамениты Кижи? (Деревянными церквами )

Игра со зрителями

1) Скажите второе название Покровского собора (Храм Василия Блаженного )
2) Какие два царя не управляли страной? (Пушка и колокол )
3) Откуда пришло название «деньги» (От монгол –таньга )
4) В честь какого события был построен Храм Христа Спасителя? (Победы в Отечественной войне 1812 г. )

VI ТУР

Исторический зоосад

Назвать животных, птиц, «вошедших в историю», и связанные с ними события.
Волчица – кормилица Рема и Ромула;
Гуси – Рим спасли от нападения галлов;
Слон – участник похода Ганнибала в 218 г. до н.э.;
Коза – её молоком был вскормлен Зевс;
Лошадь – в кавалерии, коннице, колесницах;
Корова – священное животное в Индии;
Крокодил; кошка; птица ибис; змея; ....

Жюри подводит итоги и объявляет результат.

Важной задачей учителя становится развитие умений самостоятельной оценки и отбора получаемой информации. Развить такие умения поможет дидактическая игра, которая служит своеобразной практикой для использования полученных знаний. Игра позволяет расширить границы собственной жизни ребенка, исчезает робость, ребенок осуществляет самостоятельный поиск знаний, эмоциональность игрового действия активизирует все психологические процессы и функции ребенка.

Какие игры рационально использовать на уроках истории, а может приспособить и для других уроков?

Игры при изучении нового материала.

Игра «Три предложения» В ее основе – логическая операция по выделению главного. Условный компонент, делающий игру занимательной, достигается посредством правила – изложить это «главное» в трех простых предложениях. Без него нет игры – есть обычное учебное задание. Один из вариантов – работа с печатным текстом. Это может быть пункт из параграфа или документ. Побеждает тот, у кого рассказ короче, при этом точно передается содержание. Эта игра позволяет развивать очень важное умение – выделять главное.

Игра «Дерево мудрости» . Учащиеся учатся ставить вопросы к изучаемому материалу. На уроке ребятам дается задание: по ходу объяснения или работы с текстом записать на трех листочках три разных по уровню сложности вопроса. После изучения материала вопросы сдаются. Наиболее интересные оцениваются, оформляются в виде «яблок» или «листьев» и прикрепляются к «Дереву мудрости». (красные – на 5, желтые – на 4, зеленые – на 3). На следующих уроках ученики «срывают» плод или лист и отвечают.

Игра «Переводчик» . Трудностью в усвоении различных определений является сложность научного языка. В этой игре детям предлагается высказать какую-либо историческую фразу другими словами, перевести с «научного» языка на «доступный». Например: «Разночинцы – межсословная категория населения, в основном занимавшаяся умственным трудом»= «люди разного чина и звания, получившие высшее образование» = «выходцы из разных сословий, пополнившие ряды русской интеллигенции».

Игры на закрепление и обобщение исторического материала.

Игра «Аукцион» . Эта игра поводится после изучения одного из исторических периодов, например по теме «Эпоха Ивана Грозного». На уроке обобщения ребятам предлагается игра: «Продается оценка»5». Каждый ученик может ее «купить». Для этого нужно назвать историческое лицо, жившее в эпоху правления Ивана IV . Любой другой «участник торгов» может назвать более высокую «цену», назвав другого современника Ивана Грозного. При этом имена не должны повторяться. Каждое имя записывается на доске и в тетради. Желательно о каждом сказать несколько слов. Если после очередного названного имени наступает пауза, учитель медленно ударяет три раза молотком. Выигрывает тот, кто последним назовет имя. После третьего удара никто не должен называть имен. Победитель получает «5». Можно провести аукцион дат, понятий и т.д.

Игра «Реставрация» . Для игры выбирается текст (легкий для восприятия) по изучаемой теме, каждое предложение записывается с новой строки, оно несет самостоятельную смысловую нагрузку. Затем текст разрезается на полоски так, чтобы на каждой помещалось одно предложение. Полоски перемешиваются и помещаются в конверт. Ученик должен восстановить текст. Для удобства проверки предложения нумеруются в произвольном порядке или можно в уголке каждой полоски написать определенную букву так, чтобы при правильном выполнении складывалось бы слово (молодец, правильно и т.д.)

Игра «Исторические пятнашки» На лоске квадрат с 9 клеточками, в которых вписаны даты. Дается задание: восстановить даты в восходящем хронологическом порядке или «запятнать» даты, относящиеся к определенному периоду, или связанные с определенным историческим лицом, показывая на дату в квадрате, необходимо назвать событие, о котором идет речь. Выигрывает тот, кто более точно укажет все даты за меньшее количество времени. Иногда дата подчеркнута, значит, об этом событии нужно рассказать более подробно.

Игра «Слово по вертикали» может быть сконструирована по любой теме, например по теме «Двуречье (Месопотамия)». В этой игре потребуется знания городов. Слева пишутся необычные слова это названия городов Месопотамии, в которых нарушен порядок букв, кроме того, в каждом слове есть еще лишняя буква. Необходимо восстановить порядок букв и написать получившееся название рядом с необычным словом, а лишнюю букву вписать между двумя звездочками. Если задание выполнено правильно, то из лишних букв по вертикали можно будет прочесть название еще одного города этой страны.

КУВУР __________________ * * Ответ: Урук В

АШАГАЛ ________________* * Лагаш А

РЭВУДЭ _________________ * * Эруду В

ИРИАМ _________________* * Мари И

ШРУШАЛ _______________* * Ашшур Л

ИНЕЯВИНО _____________* * Ниневия О

НУР ___________________* * Ур Н

Эта игра в увлекательной форме позволит закрепить сложные для запоминания слова.

Ролевые игры

Ролевая игра требует серьезной подготовки, глубокого изучения документальных источников эпохи.

Игры – импровизации . Например, при изучении темы «Либеральные реформы 1860-1870-х гг.» можно провести игру «Импровизации на тему…». Класс делится на несколько групп, каждая должна подготовить небольшую сценку по той или иной теме. Игровые задания записываются на карточке, там же указываются страницы учебника, где можно найти информацию, можно дать детям дополнительный материал. Время на работу ограничено 15 минутами, затем группы показывают инсценировки.

1. Военная реформа.

Сюжет: Крестьяне прослышали, что в соседней деревне приехали забирать мужиков в армию. Раньше тоже забирали да только не всех. А сейчас, мол, в Ивановской да в Семеновке всех молодых забрали, теперь к нам едут. Мужики прибежали к старосте, спрашивают, как быть…»

Роли: сельский староста, крестьяне

2. Судебная реформа.

Сюжет: Заседание окружного суда по делу В.И. Засулич. Обвиняемая стреляла в градоначальника Санкт-Петербурга Трепова и тяжело ранила его. Задержанная объяснила свой поступок как протест против самоуправства Трепова, приказавшего подвергнуть телесному наказанию политического заключенного.

Роли: судья, прокурор, присяжный поверенный (защитник), присяжные заседатели обвиняемая, свидетели.

Так можно провести игры по всем реформам, что позволяет глубже вникнуть в содержание изучаемого материала, развивает историческое воображение. Можно использовать такие ролевые игры как: «Светский салон XIX века», « Интервью с историческими героями», «Урок – суд», «Музей» и др.

Дидактические игры на уроках истории

Раработала: учитель истории и обществознания

МБОУ «Хову-Аксынская СОШ» Куулар Чодураа Александровна


Игра - активный вид деятельности,

направленный на воссоздание и

усвоение общественного опыта, в

котором складывается и

совершенствуется самоуправление

ученика личностно-оценочным

поведением.


Игра -это естественная форма

обучения, поэтому учитель организуя

игру, исходит из естественных

потребностей детей. В процессе игры

осуществляется баланс между

ребенком и взрослым человеком. В

игре дети создают собственную

реальность, творят свой мир.


  • Развлекательная
  • Коммуникативная
  • Самореализация
  • Игротерапевтическая
  • Диагностическая
  • Коррекция
  • Межнациональные коммуникации
  • Социализация

Педагогическая игра должна

обладать важнейшим признаком –

четко поставленной целью общения

и соответствующим ей

педагогическим результатом .


Дидактическая игра выполняет следующие целевые ориентации :

1) Дидактическую . Расширяет кругозор, активизирует познавательную деятельность, формирует необходимые умения и навыки, способствует усвоению учебного материала, позволяет быстро проверить результат.

2) Развивающую. Способствует развитию внимания, памяти, речи, мышления, умению сопоставлять, находить аналоги, принимать оптимальное решение. Активизируется развитие мотивационной направленности учебной деятельности, творческих способностей, фантазии, воображения.

3) Воспитательную. Формируются нравственные, эстетические позиции, мировоззренческие установки. Воспитывается чувство коллективизма. Развиваются навыки коммуникативности, толерантности.


Классификация по сущностной игровой основе :

  • Игры с правилами (например игра «Кто хочет стать миллионером»;
  • Ролевые игры (например игра-суд);
  • Комплексные игровые системы

(например КВН)


Классификация по структурным элементам урока

Игры для изучения нового материала;

  • игры для закрепления;
  • игры для проверки знаний;
  • обучающие игры;
  • релаксационные игры-паузы.

Использование дидактических игр помогает решать следующие задачи :

  • Развитие познавательного интереса к истории;
  • Глубокое усвоение материала даже слабоуспевающими учащимися;
  • Активация познавательной деятельности;
  • Создание условий для самовыражения личности;
  • Повышение творческого потенциала учащихся;
  • Разнообразие учебной деятельности;
  • Развитие навыков коммуникации, чувство коллективизма, отношений доброжелательности.

Игры при изучении нового материала

Игра «Три предложения». Это несложная игра с

некоторыми правилами. В ее основе лежит логическая

операция по выведению главного. Условный компонент,

делающий игру занимательной, достигается посредством

правила – изложить это «главное» в трех простых

предложениях. Один из вариантов игры – работа с

печатным текстом. Это может быть пункт из параграфа

учебника или документ. Прочитав текст, учащиеся передают

Предложениями. Побеждает тот, у кого рассказ короче, при этом

точно передается содержание.


Игра «Дерево мудрости»

Учащиеся учатся ставить вопросы к изучаемому

историческому материалу. На уроке, когда изучается новый

материал, ребятам дается задание: по ходу объяснения или

работы с текстом записать на трех листочках три разных по

уровню сложности вопроса и задания к нему. После

изучения материала листочки сдаются. Наиболее

интересные оцениваются, оформляются в виде «яблок»

или «листьев» и прикрепляются к «Дереву мудрости»

(красные задания – на «5», желтые –на «4», зеленые – на

«3»); на следующих уроках при проверке знаний

вызываемые ученики «срывают» плод или лист, читают

вопрос и отвечают на него.


Игра «Чистая доска»

Для ее организации перед объяснением нового материала в

разных концах доски записывают вопросы, которые могут

быть выражены как в обычной форме, так и схемой, датой,

картой, картиной. Они должны быть построены на

материале новой темы. Учитель сообщает, что по ходу

объяснения материала учащиеся будут участвовать в игре:

«Посмотрите на доску, она заполнена различными

вопросами. Ответы на них содержатся в моем рассказе. Я

время от времени буду спрашивать, готовы ли вы ответить

на какой-нибудь вопрос. Если вы даете ответ на него, то

этот вопрос стирается. Задача в этой игре состоит в том,

чтобы к концу урока доска осталась чистой».


Дидактические игры на закрепление, повторение и обобщение исторического материала

Игра «Реставрация». Для игры выбирается текст (легкий для восприятия) по изучаемой теме. Записывается каждое предложение (слово) с новой строки. Оно несет самостоятельную смысловую нагрузку. Затем разрезается текст на полоски так, чтобы на каждой помещалось одно предложение (слово)..Полоски перемешиваются и помещаются в конверт. Это заготовка для игры, которая используется как индивидуальное задание. Ученик должен восстановить текст (предложение). Можно в уголке каждой полоски написать определенную букву так, чтобы при правильном выполнении складывалось бы слово («молодец», «правильно» и т.д.)


Игра «Анаграммы»

Может быть сконструирована по любой теме, например по

теме «Культура Древней Греции». В игре потребуется

знание древнегреческих драматургов. Это имена

драматургов, в которых нарушен порядок букв. Необходимо

восстановить порядок букв и написать получившееся имя.

Например: ЛИСХЭ, ДИПИЭВР, НАФАСТИРО, ЛОФОКС

(ЭСХИЛ, ЭВРИПИД, АРИСТОФАН, СОФОКЛ.) сложные

Игра позволяет в увлекательной форме закрепить для

запоминания слова.


Список литературы:

  • Баханов К. А. Театрализованные игры на уроках. «Преподавание истории в школе», №4, 1990.

2. Борзова Л. П.. Игры на уроке истории. Методическое пособие для учителя / М.: Владос - Пресс, 2003.

3. В.В.Гукова, А.А.Кравченко, Л.И.Михайлова и др.Технологии современного урока. «Учитель»2009,


Игра – это естественная для ребёнка форма обучения. Она – часть его жизненного опыта. Передавая знания посредством игры, педагог учитывает не только будущие интересы школьника, но и удовлетворяет сегодняшние. Учитель использующий игру, организует учебную деятельность, исходя из естественных потребностей ребёнка.

Игра способна также решить ещё одну проблему – она органично объединяет эмоциональный и рациональный виды познавательной деятельности.

Сами по себе игры были созданы для детей дошкольного возраста впервые их ввели Ф. Фребель и М. Монтессори, но постепенно они стали проникать в начальную школу, а затем и в среднее звено. В наше время игры имеют место так же в старшей школе и за её рамками (ВУЗы, академии и т.д.)

Ещё в 1960е годы начала распространяться формула “учение с увлечением” пропагандируемая Соловейчиком С. Л.

Конечно сейчас, когда существует множество различных методов проведения уроков с элементами игр, можно дать детям материал интереснее, “заставить “ работать на самих же себя, но тут же возникает вопрос: “А подготовка? Где взять, где найти время? А шум, который может помешать вести урок в соседнем кабинете?” Эти и не только вопросы, казалось бы мелочи, но именно они пугают некоторых учителей, мешают подойти творчески к каждому уроку, самим вместе с детьми поиграть, разрядить обстановку. Ну станьте на время, минут на 40 таким же ребёнком, сыграйте с ними, станьте им ближе, поразмышляйте как они. Время, проведённое вместе с детьми, будь то урок или подготовка к нему сближают учителя и учеников, заинтересовывает и завлекает детей. Даже самого отсталого ученика играя можно чему-нибудь обучить.

Мало подходящих, описанных игр, или они кажутся вам не интересны. Составьте игру сами, но так, чтобы она завлекла детей и соответствовала поставленным Вами задачам и целям. Некоторые игры намного облегчают работу учителя.

Вывод можно сделать такой – нужно вводить пусть если не всю игру, то её элемент это разнообразит урок и дает детям проснуться, встрепенуться, оживлённо обсуждать поставленную проблему. Сами того не замечая, они в процессе обсуждения запоминают материал, проговаривая его несколько раз, а находя выход из проблемы заранее отвечают на Ваши вопросы: Почему так? А если? И многие другие.

Важно заметить, что термин “занимательность” точно отображает суть игры (не “забавность”, “развлекательность” или “состязательность”.) В забавности и развлекательности есть элемент отсутствия деятельности: далеко не все игры состязательны. В то же время понятие “занимательность” отражает больше увлеченности деятельностью; оно содержит в себе субъективную особенность игры: одна и та же игровая ситуация может для одного являться игрой, для другого – нет. Занимательность представляет собой необходимый эмоциональный фон для любой игры. Какова же структура игры:

В дидактической игре отчетливо просматривается свойственный характер: при объяснении игры для детей главное – сама игра, а для учителя главное – дидактический результат.

Если учитель не играл раньше на уроках, то сначала лучше планировать проведение игры на конец урока. Если не видно желания детей играть, то лучше от этого отказаться, так как это не принесёт ожидаемого результата, мало того, она может иметь отрицательные последствия.

Однако игра – это одна из форм обучения, она должна органически включаться в учебный процесс по предмету в тесной связи с другими видами учебной работы.

Игра – это яркий и эмоциональный праздник. На это указывали многие известные педагоги: А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинский и др. Главное помнить: если игра не получилась, то это не значит, что игра плохая, может просто не так организована, т.к. в организации игры всё должно быть продумано до мелочей.

Не следует много говорить до начала игры, лучше максимально уделить время самой игре.

Структура организации игры:

  1. Выбор игры
  2. Подготовка игры
  3. а) предварительная подготовка учащихся к игре (не всегда)

    б) подготовка непосредственно перед игрой (должна быть направлена на создание эмоционального игрового настроения)

  4. Введение в игру
  5. а) предложение игры детям

    б) объяснение правил игры

    в) выбор участников игры

  6. Ход игры
  7. Чем интересны и занимательней игра, тем больший развивающий, образовательный и воспитательный результаты могут быть достигнуты.

    а) начало игры (уточнение нюансов)

    б) развитие (кульминация)

    в) заключение (важно вовремя поставить точку)

  8. Подведение итогов.
  9. Оценка и поощрение школьников

  10. Анализ игры (обсуждение, анкетирование, оценка эмоционального состояния.)

Игра – это вид деятельности, где ребёнок может проявить себя в разных позициях: просто участник, активный участник, ведущий, организатор, инициатор.

Так же я хочу отметить, что игра помогает сдружиться классу, учит оказывать взаимопомощь, поддержку, даёт возможность тянутся в центр ко всем, а не оставаться на периферии, ученик может не бояться быть отвергнутым, т.к. если работает команда, то место в ней, для достижения высокого результата, найдется всем.

Основой успешного усвоения любого учебного предмета, и том числе истории, у подростков является познавательная потребность, основанная на эмоциональном восприятии окружающего мира, и на привлекательности самого процесса деятельности. Эмоциональность игры – очень важная её особенность, которая делает её успешной и нужной не только у младших школьников, но и у подростков.

Подростковый возраст – это возраст пытливого ума, жадного стремления к познанию, возраст исканий, кипучей деятельности.

Игра создает особые условия, при которых может развиваться творчество. Суть этих условий заключается в общении “ на равных” , где исчезает робость, возникает ощущение – “ я тоже могу”, то есть в игре происходит внутреннее раскрепощение.

В игре ребенок может осуществлять самостоятельный поиск знаний. В игре происходит огромная воспитательная работа.

В игре “ именно овладение знаниями становиться новым уникальным условием сплочения школьников – сверстников, условием обретения интереса и уважения друг к другу, а по ходу – и “ обретения себя”” (В.М. Букатов. Педагогические таинства дидактических игр. М.1997г.)

Игр может быть множество:

Классификация исторических игр

Хочу предложить урок – игру “Колесо Истории”

Урок предполагает повторение пройденного материала за 7-8 класс, а так же в увлекательной форме развивает интерес к предмету.

Оборудование: кареты (нарисованные) по числу заданий, плакат с названием игры,

Кроссворд (3 шт.), карточки с мимическим выражением(на каждого),криптограмма (3 шт.) головоломка (на каждого).Буквы: В,О,У,С,В,Р,О.

Класс заранее делится на 3 команды (разделение может проходить любым способом: по желанию, по какому-нибудь признаку и т.д.)

Начало игры.

Сегодня мы попали с вами в игру “ колесо истории”. Нам необходимо справиться с девятью различными заданиями, для того чтобы их решить быстро и правильно вам необходимо работать дружно и слажено, уметь слушать и слышать товарища. Желаю удачи!

Итак, первое испытание , оно оценивается в 1 балл, и называется “Немогузнайка”

Из букв, которые вы видите на доске вам необходимо составить слово.

Даю подсказку. Великий русский полководец, был ярым врагом муштры. Воспитывал в солдате смекалку, знание своего дела, умение ориентироваться в обстановке. (Суворов)

Конкурс 2. “Интервью с историческим героем”

Детям заранее, до начала игры, дается задание придумать интервью с историческим лицом (два человека из команды). Далее они представляют его командам не называя имени. Команда должна определить и назвать исторического деятеля и время егоправления.

Конкурс 3. “О ком? О чем?”

Задание оценивается в 5 баллов.

1. Почему копье и щит неразлучны, но извечные враги.?

(Копьё для нападения, а щит – защита от него.)

2. Что означают слова женщины отправляющей мужа на сражение: “ С ним или на нем:”?

(Вернись победителем или погибни со славой).

3. Как назывался в царской армии солдат, не мечтавший стать генералом, но служивший ему?

4. Вид старинного оружия, которым делали секирбашка?

5. Кто создатель Андреевского флага, рисунка к нему?

(Петр 1. Белый цвет – вера, косой крест символ верности.).

6. Как называют надплечные знаки в русской армии и на флоте?

(Погон и эполет)

7. Кого называют бойцом невидимого фронта, опровергнувшем поговорку: “ один в поле не воин”?

(Разведчик)

8. Как называется подросток, Обучающийся морскому делу?

(Юнга)

Конкурс 4. “Темная лошадка”. “Куда пойти учиться?”

Задание оценивается в 3 балла.

Дети должны отметить учебные заведения для представителей пяти социальных групп с учетом их возможности и направленности.

  1. Духовная академия Дворянин
  2. Морской корпус Купец
  3. Солдатская школа Солдат
  4. Штурманская школа Разночинец
  5. Артиллерийский корпус Представитель духовенства
  6. Смольный институт
  7. Народное училище
  8. Коммерческая школа
  9. Пажеский корпус
  10. Медицинская школа.
  11. Ремесленная школа
  12. Академия художеств
  13. Семинария.

(Дворянин – 2,5,6,9; Купец – 8; Разночинец – 4,10,11,12; Духовентво – 1,13; Солдат – 3,7)

Конкурс 5. Кроссворд

По вертикали вы прочтёте выражение “как называли себя жители Древней Греции”

Конкурс оценивается в 2 балла

  1. … язык (Эзопов)
  2. … пята (Ахиллесова)
  3. … муки (Танталовы)
  4. нить … (Ариадны)
  5. … конь (Троянский)
  6. … конюшни (Авгиевы)

Конкурс 6. “Головоломка”

Оценивается в 5 баллов (Приложение 2)

(Их главное достоинство – мужество)

Найдя буквы с одинаковыми значками и составив слова, вы прочитаете что сказал греческий историк Геродот о Персах.

Конкурс 7. “Блеф–клуб”

Оценивается (4б).

1) Верите ли вы, что казнь декабристов была проведена дважды?

(Да, т.к. при казни Рылеева, Каховского и Муравьева оборвались веревки их виселиц)

2) Верите ли вы, что, Александр II был внуком Александра I?

(Нет. Александр II является племянником Александра I.)

3) Верите ли вы, что Наполеон хотел породниться с Александром II?

(Да, французский император в 1910 г. сватался к сестре Александра I Анне Павловне, но Александр отказал)

4) Верите ли вы, что в начале XX в. в моде были галстуки, которые называли “столыпинскими”?

(Нет, столыпинскими галстуками назывались виселицы для осужденных за революционную деятельность)

5) Верите ли вы, что во времена расстрела царской семьи палачи были в ужасе от того, что никак не могли справиться с княжнами? Пули, казалось, отскакивали от корсетов царских дочерей и катались по помещению, словно градины.

(Да, действительно корсеты княжен были целиком прошиты драгоценными камнями.)

6) Верите ли вы, что когда строили Кремлевскую стену, то кирпичи промазывали сырыми яйцами, чтобы они плотно склеивались?

7) Верите ли вы, что во время Русско-персидской войны послом России в Персии был автор комедии “Горе от ума” Грибоедов?

(Да. 10 февраля 1828 года в деревне Туркманчай подписан составленный им мирный договор, по которому Персия отказывалась в пользу России от своих притязании на Грузию, Азербайджан и Восточную Армению)

Конкурс 8.“История оружия”

Конкурс оценивается в 3 балла

1. Как назывались первые русские воины?

(Дружинники)

2. Назовите виды холодного оружия.

(Булава, меч, пика, сабля, секира, шашка, штык, кинжал, топор, нож)

3. Как называется часть войск, идущая впереди главных сил?

(Авангард)

4. Как называют бойца, владеющего искусством меткой стрельбы?

(Снайпер)

5. Как называется здание, в котором живут солдаты?

(Казарма)

6. О ком в армии говорят, что они ошибаются один раз в жизни?

(О саперах)

Конкурс 9. “Гонка за лидером”

Оценивается в один балл.

  1. Столица древнего Египта.
  2. Подневольный человек.
  3. Древний гроб.

(Саркофаг)

По окончании игры детям предлагается поднять таблички с тем выражением лица, которое подходит к их оценке урока.

Также можно заслушать детей, почему ты поднял ту или иную картинку.

Желаю успехов!

Литература:

  1. М. В. Короткова “Методика проведения игр и дискуссий на уроках истории”, М. 2003 г.
  2. Л. П. Борзунова “Игры на уроках истории”, М. 2004 г.
  3. М. А. Субботина “Игры и занимательные задачи по истории”, Можайск 2003 г.

Слайд 2

Игра - активный вид деятельности, направленный на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление ученика личностно-оценочным поведением.

Слайд 3

Игра-это естественная форма обучения, поэтому учитель организуя игру, исходит из естественных потребностей детей. В процессе игры осуществляется баланс между ребенком и взрослым человеком. В игре дети создают собственную реальность, творят свой мир.

Слайд 4

Функции игровой деятельности

Развлекательная Коммуникативная Самореализация Игротерапевтическая Диагностическая Коррекция Межнациональные коммуникации Социализация

Слайд 5

Педагогическая игра должна обладать важнейшим признаком – четко поставленной целью общения и соответствующим ей педагогическим результатом.

Слайд 6

Дидактическая игра выполняет следующие целевые ориентации:

1) Дидактическую. Расширяет кругозор, активизирует познавательную деятельность, формирует необходимые умения и навыки, способствует усвоению учебного материала, позволяет быстро проверить результат. 2) Развивающую.Способствует развитию внимания, памяти, речи, мышления, умению сопоставлять, находить аналоги, принимать оптимальное решение. Активизируется развитие мотивационной направленности учебной деятельности, творческих способностей, фантазии, воображения. 3) Воспитательную. Формируются нравственные, эстетические позиции, мировоззренческие установки. Воспитывается чувство коллективизма. Развиваются навыки коммуникативности, толерантности.

Слайд 7

Классификация по сущностной игровой основе:

Игры с правилами (например игра «Кто хочет стать миллионером»; Ролевые игры (например игра-суд); Комплексные игровые системы (например КВН)

Слайд 8

Классификация по структурным элементам урока

Игры для изучения нового материала; игры для закрепления; игры для проверки знаний; обучающие игры; релаксационные игры-паузы.

Слайд 9

Использование дидактических игр помогает решать следующие задачи:

Развитие познавательного интереса к истории; Глубокое усвоение материала даже слабоуспевающими учащимися; Активация познавательной деятельности; Создание условий для самовыражения личности; Повышение творческого потенциала учащихся; Разнообразие учебной деятельности; Развитие навыков коммуникации, чувство коллективизма, отношений доброжелательности.

Слайд 10

Игры при изучении нового материала

Игра «Три предложения». Это несложная игра с некоторыми правилами. В ее основе лежит логическая операция по выведению главного. Условный компонент, делающий игру занимательной, достигается посредством правила – изложить это «главное» в трех простых предложениях. Один из вариантов игры – работа с печатным текстом. Это может быть пункт из параграфа учебника или документ. Прочитав текст, учащиеся передают его содержание тремя простыми Предложениями. Побеждает тот, у кого рассказ короче, при этом точно передается содержание.

Слайд 11

Игра «Дерево мудрости»

Учащиеся учатся ставить вопросы к изучаемому историческому материалу. На уроке, когда изучается новый материал, ребятам дается задание: по ходу объяснения или работы с текстом записать на трех листочках три разных по уровню сложности вопроса и задания к нему. После изучения материала листочки сдаются. Наиболее интересные оцениваются, оформляются в виде «яблок» или «листьев» и прикрепляются к «Дереву мудрости» (красные задания – на «5», желтые –на «4», зеленые – на «3»); на следующих уроках при проверке знаний вызываемые ученики «срывают» плод или лист, читают вопрос и отвечают на него.

Слайд 12

Игра «Чистая доска»

Для ее организации перед объяснением нового материала в разных концах доски записывают вопросы, которые могут быть выражены как в обычной форме, так и схемой, датой, картой, картиной. Они должны быть построены на материале новой темы. Учитель сообщает, что по ходу объяснения материала учащиеся будут участвовать в игре: «Посмотрите на доску, она заполнена различными вопросами. Ответы на них содержатся в моем рассказе. Я время от времени буду спрашивать, готовы ли вы ответить на какой-нибудь вопрос. Если вы даете ответ на него, то этот вопрос стирается. Задача в этой игре состоит в том, чтобы к концу урока доска осталась чистой».

Слайд 13

Дидактические игры на закрепление, повторение и обобщение исторического материала

Игра «Реставрация».Для игры выбирается текст (легкий для восприятия) по изучаемой теме. Записывается каждое предложение (слово) с новой строки. Оно несет самостоятельную смысловую нагрузку. Затем разрезается текст на полоски так, чтобы на каждой помещалось одно предложение (слово)..Полоски перемешиваются и помещаются в конверт. Это заготовка для игры, которая используется как индивидуальное задание. Ученик должен восстановить текст (предложение). Можно в уголке каждой полоски написать определенную букву так, чтобы при правильном выполнении складывалось бы слово («молодец», «правильно» и т.д.)

Слайд 14

Игра «Анаграммы»

Может быть сконструирована по любой теме, например по теме «Культура Древней Греции». В игре потребуется знание древнегреческих драматургов. Это имена драматургов, в которых нарушен порядок букв. Необходимо восстановить порядок букв и написать получившееся имя. Например: ЛИСХЭ, ДИПИЭВР, НАФАСТИРО, ЛОФОКС (ЭСХИЛ, ЭВРИПИД, АРИСТОФАН, СОФОКЛ.) сложные Игра позволяет в увлекательной форме закрепить для запоминания слова.