Биография Рылеева Кондратия Федоровича – короткая повесть о борьбе за свободу. Биография К.Ф

Кондратий Рылеев родился 18 сентября (29 сентября) 1795 года в селе Батово (сейчас это территория Гатчинского района Ленинградской области) в семье мелкопоместного дворянина Фёдора Андреевича Рылеева (1746-1814), управляющего княгини Варвары Голицыной, и Анастасии Матвеевны Эссен (1758-1824). В 1801-1814 годах учился в Петербургском первом кадетском корпусе. Участвовал в заграничных походах русской армии 1813-1814 годов.

Существует описание внешности Рылеева периода его военной службы: «Роста он был среднего, телосложения хорошего, лицо круглое, чистое, голова пропорциональна, но верхняя часть оной несколько шире; глаза карие, несколько навыкате, всегда овлажнены…будучи несколько близорук, он носил очки (но более во время занятий за письменным столом своим)».

В 1818 году вышел в отставку. В 1820 году женился на Наталье Михайловне Тевяшёвой. С 1821 года служил заседателем Петербургской уголовной палаты, с 1824 - правителем канцелярии Российско-американской компании.

В 1820 году написал знаменитую сатирическую оду «К временщику»; 25 апреля 1821 года вошёл в «Вольное общество любителей российской словесности». В 1823-1825 годах Рылеев совместно с Александром Бестужевым выпускал ежегодный альманах «Полярная звезда». Состоял в петербургской масонской ложе «К пламенеющей звезде».

Дума Рылеева «Смерть Ермака» была частично положена на музыку и стала песней.

В 1823 году стал членом Северного общества декабристов, возглавив затем его наиболее радикальное крыло. Поначалу стоял на умеренных конституционно-монархических позициях, но впоследствии стал сторонником республиканского строя.

10 сентября 1825 года он выступил в роли секунданта на дуэли своего друга, кузена, поручика К. П. Чернова и представителя аристократии флигель-адъютанта В. Д. Новосильцева. Причиной дуэли стал конфликт из-за предрассудков, связанных с социальным неравенством дуэлянтов (Новосильцев был помолвлен с сестрой Чернова - Екатериной, однако под влиянием матери, задумал отказаться от женитьбы). Оба участника дуэли были смертельно ранены и умерли через несколько дней. Похороны Чернова вылились в первую массовую демонстрацию, организованную Северным обществом декабристов.

Рылееву (по другой версии - В. К. Кюхельбекеру) приписывается вольнодумное стихотворение «Клянуся честью и Черновым».

Был одним из главных организаторов восстания 14 (26) декабря 1825 г. Находясь в крепости, выцарапал на оловянной тарелке, в надежде, что кто-нибудь прочтёт, свои последние стихи.

«Тюрьма мне в честь, не в укоризну,
За дело правое я в ней,
И мне ль стыдиться сих цепей,
Когда ношу их за Отчизну!»

Переписка Пушкина с Рылеевым и Бестужевым, касающаяся, в основном, литературных дел, носила дружественный характер. Вряд ли политизировалось и общение Рылеева с Грибоедовым - оба если и называли друг друга «республиканцами», то, скорее, из-за своей принадлежности к ВОЛРС, также известному как «Ученая республика», чем по каким-либо иным причинам.

В подготовке восстания 14 декабря Рылееву принадлежала одна из ведущих ролей. Находясь в заключении, он брал всю «вину» на себя, стремился оправдать товарищей, возлагал тщетные надежды на милость к ним императора.

Казнь

Рылеев казнён через повешение 13 (25) июля 1826 года в Петропавловской крепости в числе пяти руководителей выступления вместе с П. И. Пестелем, С. И. Муравьёвым-Апостолом, М. П. Бестужевым-Рюминым, П. Г. Каховским. Его последними словами на эшафоте, обращёнными к священнику П. Н. Мысловскому были: «Батюшка, помолитесь за наши грешные души, не забудьте моей жены и благословите дочь». Рылеев был одним из трёх несчастных, чья верёвка оборвалась. Он провалился внутрь эшафота и спустя некоторое время был повешен повторно. По некоторым источникам, именно Рылеев сказал перед своей повторной казнью: «Несчастная страна, где они даже не знают, как тебя повесить» (иногда слова эти приписываются П. И. Пестелю или С. И. Муравьёву-Апостолу).

Точное место погребения К. Ф. Рылеева, как и других казнённых декабристов, неизвестно. По одной из версий, похоронен вместе с другими казнёнными декабристами на острове Голодае.

Книги

При жизни Кондратия Рылеева вышли две его книги: в 1825 году - «Думы», а чуть позже в том же году была издана поэма «Войнаровский».

Известно, как Пушкин отнесся к «Думам» Рылеева и - в частности - к «Олегу Вещему». «Все они слабы изобретением и изложением. Все они на один покрой: составлены из общих мест (loci topici)… описание места действия, речь героя и - нравоучение», писал Пушкин К. Ф. Рылееву. «Национального, русского нет в них ничего, кроме имен».

В 1823 году Рылеев дебютировал в качестве переводчика - вольный перевод с польского стихотворения Ю. Немцевича «Глинский: Дума» вышел в типографии Императорского Воспитательного Дома.

После декабристского восстания издания Рылеева были запрещены и по большей части уничтожены.Известны рукописные списки стихотворений и поэмы Рылеева, которые распространялись нелегально на территории Российской Империи.

Также нелегально распространялись берлинские, лейпцигские и лондонские издания Рылеева, предпринятые русской эмиграцией, в частности Огаревым и Герценом в 1860 году.

Память

  • В Санкт-Петербурге есть улица Рылеева.
  • В городе Тамбове также имеется улица Рылеева.
  • В Ульяновске есть улица Рылеева.
  • В Петрозаводске есть улица Рылеева и переулок Рылеева.
  • В Тюмени есть улица Рылеева.
  • Во Львове есть улица Рылеева.
  • В Калуге есть улица Рылеева.
  • В Махачкале есть улица Рылеева.
  • В Астрахани есть улица Рылеева.
  • В Самаре - переулок Рылеева (находится недалеко от улицы Пестеля).
  • В Челябинске есть улица Рылеева.

Адреса в Санкт-Петербурге

Весна 1824 - 14.12.1825 года - дом Российско-Американской компании - набережная реки Мойки, 72.

Издания

  • «Стихотворения. К. Рылеева» (Берлин, 1857)
  • Рылеев К. Ф. Думы. Стихотворения. С предисловием Огарёва Н. / Издание Искандера. - Лондон.: Trubner & co, 1860. - 172 с.
  • Рылеев К. Ф. Стихотворения. С жизнеописанием автора и рассказом о его казне / Издание Вольфганг Гергарда, Лейпциг, в типографии Г. Петца, Наумбург, 1862. - XVIII, 228, IV c.
  • Сочинения и переписка Кондратия Фёдоровича Рылеева. Издание его дочери. Под ред. П. А. Ефремова. - СПб., 1872.
  • Рылеев К. Ф. Думы / Издание подготовил Л. Г. Фризман. - М.: наука, 1975. - 254 с. Тираж 50000 экз. (Литературные памятники)

Рылеев Кондратий Фёдорович (1795- 1826), поэт-декабрист.

Родился 29 сентября 1795 г. в селе Батове Петербургской губернии. Происходил из бедной дворянской семьи. Мать, защищая сына от деспотичного отца, в 1801 г. отдала его на обучение в 1-й Кадетский корпус. Из корпуса он был выпущен в январе 1814 г. артиллерийским офицером, принял участие в Заграничных походах русской армии 1813-1814 гг. и в 1818 г. вышел в отставку в чине подпоручика.

В 1819 г. Рылеев переехал в Петербург, где сблизился с просвещённым столичным кругом и стал членом масонской ложи «Пламенеющая звезда». В 1821 г. он поступил на службу в палату уголовного суда и вскоре снискал репутацию неподкупного человека. В 1824 г. перешёл в канцелярию Российско-Американской компании.

В Петербурге Рылеев начал литературную деятельность публикуя в журналах свои статьи и стихи. Известность ему принесло стихотворение «К временщику», обличавшее всесильного царского фаворита А. А. Аракчеева.

В 1821-1823 гг. Рылеев создал цикл исторических песен «Думы» («Олег Вещий», «Мстислав Удалый», «Смерть Ермака», «Иван Сусанин» и др.); в 1823-1825 гг. издавал литературный альманах «Полярная звезда». Относительно своего таланта он не обольщался, заявляя: «Я - не поэт, я - гражданин». В 1823 г. Рылеев был принят в тайное Северное общество, причём сразу причислен к разряду «убеждённых»; с конца 1824 г. входил в состав директории этой организации и фактически возглавлял её.

По взглядам он был республиканцем, вопрос о судьбе императорской семьи предлагал решить компромиссно - вывезти её за рубеж.

Участие в заговоре сочетал с бурной столичной жизнью: в 1824 г., защищая честь сестры, был ранен на дуэли, в 1825 г. в другой дуэли участвовал как секундант. Накануне восстания 14 декабря 1825 г. квартира заболевшего ангиной Рылеева на Мойке стала штабом мятежников; в день восстания он вышел на Сенатскую площадь, но, будучи штатским, не смог повлиять на его ход. Той же ночью Рылеева арестовали и поместили в Алексеевский равелин, где он продолжал писать стихи, накалывая буквы иглой на кленовых листьях.

В числе пяти наиболее активных заговорщиков Рылеева приговорили к смертной казни; после неудачной первой попытки был повешен вторично 25 июля 1826 г. в Петербурге.

Кондратий Федорович Рылеев родился 18 сентября 1795 г. в небогатой дворянской семье. Его отец, управляющий делами кн. Голицына, был человек суровый и деспотичный. Мать Рылеева, Анастасия Михайловна Эссен, отдала ребенка в первый кадетский корпус, чтобы избавить мальчика от жестокого обращения. Интерес к поэзии пробудился в Рылееве довольно рано. Едва ли не первым его поэтическим опытом стала шуточная («ирои-комическая») поэма «Кулакияда», описывающая смерть и походы корпусного повара Кулакова и выставлявшая в юмористическом виде эконома Боброва, оставившего своеобразный след в истории корпуса. В 1814 г. Рылеев был выпущен в офицеры, в конную артиллерию, и отправился в действующую армию. Весной 1817 г. он возвращается в Россию, выходит в отставку, поступает на гражданскую службу. После женитьбы на Н.М. Тевяшевой переезжает в Петербург, вступает в Вольное общество любителей российской словесности и масонскую ложу «Пламенеющая звезда». В 1821 г. Рылеев был избран от дворянства заседателем уголовной палаты и приобрел некоторую популярность как неподкупный поборник справедливости. С 1824 г. Рылеев (по рекомендации Н.С. Мордвинова) - правитель канцелярии российско-американской компании, входит в состав ее акционеров.

1820-е гг. - время активной литературной деятельности К.Ф. Рылеева. С самого приезда в северную столицу он начинает печататься в «Невском зрителе», «Благонамеренном». С 1823 г. совместно с А. Бестужевым издает альманах «Полярная звезда». На 1826 г. издателями была запланирована «Звездочка» (альманах меньшего объема), но опубликована она была лишь в 1870 г. (в «Русской старине»). В 1824-1825 гг. он издает «Думы» (исторические картины в стихах), поэмы «Войнаровский» и «Наливайко». Но уже первое печатное произведение Рылеева - «К временщику» (1820) сделало его имя широко известным.

В начале 1823 г. Рылеев вступает в Северное общество, а через год - он его фактический глава.

В его квартире находился штаб подготовки восстания. Накануне 14 декабря в доме Рылеева было собрание будущих участников восстания. «Как прекрасен был в тот вечер Рылеев, - вспоминал Михаил Бестужев. - Он был нехорош собой, говорил просто, но не гладко, но когда он попадал на свою любимую тему - на любовь к родине, физиономия его оживлялась, черные, как смоль, глаза озарялись неземным светом, речь текла плавно, как огненная лава, и тогда, бывало, не устанешь любоваться им».

После провала восстания, ожидая неминуемого ареста, Рылеев уничтожил все документы, связанные с деятельностью тайного общества. Часть литературного архива он передал Ф.В. Булгарину. Рукописи стихотворений, наброски поэм и трагедий, личная переписка - все эти документы попали в следственную комиссию, а затем весь этот «рылеевский архив» при невыясненных обстоятельствах попал в Саратовскую губернию; и лишь в конце XIX в. он был частично опубликован.

Рылеев был отправлен в Петропавловскую крепость со следующим указанием Николая I: «...Посадить в Алексеевский равелин, но не связывая рук, без всякого сообщения с другими, дать ему и бумагу для письма, и что будет писать ко мне собственноручно, мне приносить ежедневно». Месяцы, проведенные в крепости, - трагичная и тяжелая полоса в жизни поэта. Его угнетало постоянное чувство вины перед товарищами, которых он привел к гибели, и он признал себя «главнейшим виновником происшествия 14 декабря». В росписи преступников Рылеев поставлен вторым: «умышлял на цареубийство... на лишение свободы и истребление царской фамилии... усилил деятельность Северного общества, управляя оным, преуготовлял способы к бунту... сам сочинял и распространял возмутительные песни и стихи, возбуждая к мятежу низших чинов... во время мятежа сам выходил на площадь...»

13 июля 1826 г. состоялась казнь 5 декабристов через повешение. Но Рылееву, Каховскому и Муравьеву пришлось пережить казнь дважды - веревки не выдержали тяжести кандалов, надетых на декабристов. Небывалая вещь в истории - их вешали вторично, хотя сорвавшийся с петли был достоин прощения.

Как считается рейтинг
◊ Рейтинг рассчитывается на основе баллов, начисленных за последнюю неделю
◊ Баллы начисляются за:
⇒ посещение страниц, посвященных звезде
⇒ голосование за звезду
⇒ комментирование звезды

Биография, история жизни Рылеева Кондратия Фёдоровича

Кондратий Фёдорович Рылеев, русский поэт и декабрист, родился 18 (29) сентября 1795 года в небольшом имении отца Батово Санкт-Петербургской губернии. Отец был дворянином, служил управляющим имения Голицыных. Кондратий Рылеев поступил в Первый Петербургский кадетский корпус по настоянию матери в 1801 году. Он был выпущен из корпуса в 1814 году.

Военная служба

Рылеев К.Ф. вышел из корпуса артиллерийским офицером и был направлен в армию, которая была в заграничном походе. Рылеев побывал в Швейцарии, в Германии и во Франции. В 1817 году он был переведён на службу в Россию, в Воронежскую губернию. Аракчеевские порядки в России стали тяготить его.

Отставка и гражданская служба

Рылеев К.Ф. вышел в 1818 году в отставку в чине подпоручика. Он женился по любви и стал жить с семьёй в Петербурге с 1820 года, поступив на службу заседателем Петербургской уголовной палаты. Жена Наталья Михайловна, в девичестве Тевяшева, была дочерью воронежского помещика. В семье было двое детей – дочь и сын, который умер в младенческом возрасте. После первого места службы Рылеев устроился главой канцелярии российско-американской компании. Среди дворянства гражданская служба не была популярна, поэтому Рылеев старался облагородить своё служение борьбой за справедливость и гуманными поступками. По своим политическим взглядам Рылеев был романтическим утопистом, пламенным патриотом. По словам современников, это было помешательство на свободомыслии и равенстве.

Литературная деятельность

Склонность к сочинительству привела Рылеева в "Вольное общество". Начинал писать Рылеев как переводчик. Он перевёл стихотворение "Дума" польского поэта Глинского. Перевод вышел в издании типографии Императорского Воспитательного Дома. В 1820 году Рылеев написал сатирическую оду "К временщику". Стала знаменитой его поэма "Смерть Ермака". Часть этой поэмы была положена на музыку, став популярной песней. При жизни вышли только две книги: поэма "Войнаровский" и книга "Думы". Рылеев рассматривал свои литературные произведения как гражданский долг, а не как художественное творчество, что отличало его от всех остальных поэтов того времени. Все герои его произведений были борцами за свободу.

ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ


Переписка с и Бестужевым

Дружеская переписка с и Бестужевым была по поводу литературного творчества и не носила политического характера. А.А. Бестужев, тоже декабрист, вместе с Рылеевым издавал литературный альманах под названием "Полярная звезда". В этом альманахе они издавали произведения , Вяземского, Дельвига и других литераторов. Альманах выходил в период 1823-1825 годов.

Масонская ложа

Рылеев был членом масонской ложи, называвшейся "К пламенеющей звезде".

Деятельность в обществе декабристов

Рылеев вступил в ряды "Северного общества" декабристов в 1823 году, его принимал Пущин И.И. Кондратий Рылеев был в наиболее радикальном его крыле и фактически возглавлял общество. Первым массовым выступлением общества декабристов были похороны Чернова, которые вылились в массовую демонстрацию. Чернов был убит на дуэли с аристократом Новосильцевым. Конфликт произошёл по причине социального неравенства участников дуэли. Чернов выступил защитником чести своей сестры. Новосильцев обещал жениться на ней, но отказался от женитьбы по настоянию родни, так как Чернова не была ему ровня по происхождению. Смертельно ранены были оба участника дуэли. Они погибли от ран спустя несколько дней.

Суть идеи Рылеева была в том, что декабристы должны были собрать Учредительное собрание и на нем избрать новую власть в России. Он не придавал значения спорам декабристов о конституционной монархии. Что касается судьбы монархии, то Рылеев предлагал вывести царскую семью за границу. Для решения судьбы царской семьи Рылеев пытался организовать в Кронштадте управу "Северного общества" среди флотских офицеров, но этого ему сделать не удалось.

Роль Рылеева в момент восстания декабристов

Рылеев стал главным организатором восстания декабристов. Перед днём восстания, во время междуцарствия, декабристы собирались на набережной Мойки, где жила семья Рылеевых. Это был удобный метод конспирации, так как Рылеев был болен ангиной и его приходили навещать. Будучи под следствием, он взял всю вину на себя, старался оправдать товарищей. Рылеев не был военным, поэтому не мог быть активным участником восстания, хотя и приехал утром на Сенатскую площадь. Затем он весь день провёл в поисках подмоги восставшим, ездил по полкам. Вечером этого же дня он был арестован.

Казнь Рылеева

По законам государства декабристы, покушавшиеся на жизнь царя, должны были подвергнуться казни четвертованием. Такой способ казни был заменён повешением. Казнь состоялась 13.07.1826 в Петропавловской крепости. Рылеев был в числе повешенных вторично, когда верёвка оборвалась. Он сказал краткую речь перед вторым повешением: проклята, мол, та земля, где ни составить заговора не умеют, ни судить, ни даже вешать. Известно, что все декабристы похоронены на острове Голдай.

Судьба семьи Рылеева после его казни

Жена получала пенсию до своего замужества после казни мужа. Дочь Рылеева также получала пенсию до своего совершеннолетия.

Судьба произведений Рылеева

Был запрет на книги Рылеева, поэтому издания распространялись русской эмиграцией за границей. Некоторые книги нелегально распространялись на территории РИ. В 1860 году произведения распространялись в эмиграции Герценом и Огарёвым. Книги выходили в Лондоне, Лейпциге и Берлине.

о произведениях Рылеева

Писал Рылееву довольно жесткую и беспощадную правду о его творчестве. Великий русский поэт писал в письме к Рылееву, что в его поэме "Вещий Олег" нет ничего русского, национального, кроме имён. Все поэмы, по мнению

РЫЛЕЕВ Кондратий Федорович родился в семье небогатого помещика - поэт- декабрист.

Отец Кондратия Федоровича был, подполковник в отставке, управлявший имениями князя Голицына.

Шести лет был отдан в 1-й кадетский корпус в Петер­бурге, который закончил в начале 1814, получив чин прапорщика.

С 1814-15 находился за границей в составе артилле­рийской бригады. Впоследствии в своих показаниях на суде Кондратий Федорович свидетельствовал, что «свободомыслием первоначально зара­зился... во время походов во Францию в 1814 и 1815 годах». Решающее значение здесь имело пребывание в армии, освобо­дившей Европу от диктатуры Наполеона, связь с героическим русским народом.

С 1819-1819 Рылеев служил в Конно-артиллерийской роте, стоявшей в Воронежской губернии, в Острогожске. Формирование взглядов Рылеева здесь протекало под влиянием передовой остро­гожской интеллигенции, злейшего раз­гула крепостников и произвола властей.

В декабре 1818 Кондратий Федорович оставляет службу в армии, не принимая все усиливавшийся аракчеев­ский режим.

В начале января 1819 Рылеев женился на дочери острогожского помещика На­талье Михайловне Тевяшевой.

В 1820 пере­ехал в Петербург.

В январе 1821 был избран заседателем Петербургской уголовной палаты, где всячески старался отстаивать интересы угнетенных (например, в деле разумовских крестьян, протестовавших про­тив жестокой эксплуатации их помещи­ком).

В октябре 1823 он был принят в Север­ное тайное общество по рекомендации И. И. Пущина, сослуживца по уголовной палате.

В 1824 Рылеев перешел на службу в «Российско-Американскую торговую ком­панию» в качестве правителя ее канцеля­рии. Работая в этом, уже не государствен­ном учреждении, Кондратий Федорович энергично ратовал в пользу экономических интересов России. Наряду со служебными делами он был занят и издательской деятельностью.

В 1822-24 Рылеев ежегодно издавал совмест­но с А. Бестужевым альманах «Поляр­ная звезда».

В 1825 - сборник «Звездочка» . Эти издания, очень успешно осуществлен­ные, служили распространению передо­вых идей и вместе с тем имели в виду ма­териально поддержать нуждающихся авторов. В этих сборниках были напеча­таны произведения Жуковского и Пуш­кина , Грибоедова и Крылова , Баратынско­го и самого Рылеева, Вяземского , Давы­дова, Языкова , А. Бестужева, Гнедич и других.

На основе наблюдений над русской дей­ствительностью, в итоге изучения трудов французских энциклопедистов, сочинений Бентама, Монтескье, Бенжамена Констана, а также русских историков - Карамзина , Строева, Корниловича , Кондратий Федорович сложился как активный общественный деятель и революционер. Он боролся за республи­канский образ правления, за освобожде­ние крестьян, свободу книгопечатания, от­крытое судопроизводство, личную безопас­ность.

В Северном обществе он занял ве­дущую роль и возглавил восстание 1825. Рылеев мужественно провел последние семь месяцев своей жизни в Алексеевской ра­велине Петропавловской крепости. На оло­вянной тарелке он, по преданию, напи­сал в тюрьме четверостишие, свидетель­ствующее о стойкости борца за свободу:

«Тюрьма мне в честь, не в укоризну,

За дело правое я в ней,

И мне ль стыдит­ся сих цепей,

Когда ношу их за отчиз­ну?»

Повешен в числе пяти руководителей восстания.

В деятельности Рылеева значительное место занимала литература, которой он, как и другие декабристы, придавал большое об­щественное значение, видя в литературе важнейшее средство вовлечения образо­ванных людей в круг своих идей.

Творче­ский путь Рылеева-поэта характерен для боль­шинства поэтов-декабристов. Это путь от идеи личной свободы к свободе общест­венной. На этом пути также и осознание противоречий декабристской идеологии, и преодоление их. При всей недолго­временности литературной деятельности Рылеева его творчество наиболее последовательно раскрывает внутреннюю логику развития поэта-декабриста. Вместе с тем в своем творчестве последних лет Кондратий Федорович обнаруживает отчетливое своеобразие, индивидуальную характерность стиля. Как и другие поэты, впоследствии связанные с освободитель­ным движением на его дворянском эта­пе, он начинает с увлечения анакре­онтикой, со следования Батюшкову, с утверждения идеалов личной свободы, жизни, замкнутой в сфере интимных отно­шений

«К другу» ,

«К Делии» ,

«Счаст­ливая перемена» - 1820;

«Заблуждение» ,

«Нечаянное счастье» - 1821, и другие.

«К К - му» - 1821,

«Я не хочу любви твоей...» - 1824.

Уже в 1822 Рылеев утверждает идеал граждан­ского поэта, сперва в этом плане трактуя Державина («Он выше всех на свете благ общественное благо ставил» - дума «Державин»), а затем заявляя в посвящении к поэме «Войнаровский» (1825). «Я не поэт, а гражданин». Эта формула подчеркивала подчиненность поэтической деятельности гражданским, революционным целям. Фор­мула Рылеева была затем перефразирована Некрасовым («Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан»). В своей дальнейшей деятельности Кондратий Федорович строго сле­довал определившемуся пониманию поэ­зии и поэта.

Обратившись к мотивам политической свободы, поэт, как и другие идейно близкие декабризму поэты, естественно, прежде всего использовал традиционные формы гражданской поэзии, формы классицизма, подчинив их идеям свободолюбия. Очень близки к традиционному жанру торже­ственные оды Рылеева. Идею декабристской гражданственности выражают послание -

«А. П. Ермолову» (1821)

«Граждан­ское мужество» (1823),

«На смерть Байро­на» (1824).

Гораздо значительнее сатириче­ские оды Рылеева - «К временщику» (1820) и ода «Гражданин» (1825) -

«Я ль буду в роковое время

Позорить Гражданина сан...».

Первая из них была направлена против всесильного тогда Аракчеева и предрекала ему неизбеж­ность кары со стороны разъяренного народа и суровый приговор потомства. Вторая имела в виду тоже крайне враждебную де­кабристскому движению силу-обществен­ную пассивность большинства образован­ного общества, «переродившихся славян», тех, кто не готовился «для будущей борь­бы за угнетенную свободу человека». Обе оды получили очень широкое распростра­нение и многие десятилетия находились в обращении в революционной среде.

Изначальная связь с традицией психо­логического романтизма обусловила в творчестве писателей, в том числе и Рылеева, ставших гражданскими поэтами, трансфор­мацию дружеских посланий анакреонтиков в послания политические. Такими были и послания Рылеева, в частности «Бесту­жеву» (1825), где основным был мотив неколебимой верности «высоким думам», любви «к общественному благу», а также послание «Вере Николаевне Столыпиной» (1825), содержащее призыв воспитывать детей в соответствии с идеалами человека- гражданина.

В литературе психологического роман­тизма широкое распространение имели имитации народных песен (Нелединский-Мелецкий, Дмитриев и других). И Рылеев в ран­ние годы писал подобные песни. Теперь Кондратий Федорович совместно с А. Бестужевым пишет по­литические агитационные песни, рассчи­танные на распространение среди солдат в целях пробудить в них общественное самосознание, понимание нестерпимости своего экономического и социального по­ложения. До нас дошло семь таких песен (1823-24).

Они очень близки традициям Радищева и противостоят песням в духе Карамзина и Жуковского.

Одна из них - «Ах, тошно мне...» прямо противопостав­лена романсу Нелединского-Мелецкого , на­чинающемуся теми же словами. Эта песня вместе с другой - «Как идет кузнец да из кузницы...» наиболее последовательны в своей народности и революционности. Агитационные песни Рылеева и Бестужева по­лучили широкое распространение, про­никли в народ, стали явлениями фоль­клора, содействовали формированию ана­логичных произведений в последующие десятилетия.

Наиболее ярко своеобразие поэзии Рылеева внутри декабристской литературы ска­залось в его думах и поэмах. Двадцать пять дум Рылеева Кондратия Федоровича

(1821-23, отдельное издание - 1825; четыре были опубликованы только во 2-й половине XIX в.) и его поэмы:

«Войнаров­ский» , 1822-24;

незаконченные -

«Наливайко» , 1824-25;

«Гайдамак» ,

«Палей» ,

«Партизаны» - все три 1825) - произве­дения гражданского романтизма, проник­нутые пафосом революционного патрио­тизма. Рылеев создал оригинальную форму думы, использовав украинские народные думы (сборник Н. А. Цертелева «Опыт собра­ния старинных малороссийских песен», 1819), «Spiewy Historyczne» польского по­эта Ю. Немцевича (1816 и другие издания), а также воспринял влияние поэм Бай­рона и южных поэм Пушкина.

Структура дум Кондратия Федоровича и его поэм очень сходна; они отли­чаются только объемом: дума - неболь­шая поэма, «Войнаровский» - разверну­тая дума. Большинство дум - обрамлен­ный пейзажем лирический монолог героя, раскрывающий его внутренний мир. Это легендарный Боян, исторические личности Дмитрий Донской, Богдан Хмельницкий, Курбский, Наливайко, Державин, Иван Сусанин и др. Герои даны резкими крас­ками, без светотеней, без полутонов. Внут­ренний мир их обнаруживается в кон­фликте с окружающей средой, в столкно­вении с тиранией. Поступки героев иллю­стрируют их неизменный облик. Любов­ный конфликт отсутствует или только слег­ка намечен. Герои раскрыты в их безза­ветном служении делу борьбы за освобож­дение от тирании, за свободу отчизны, в их преданности этой идее и людям, ею за­хваченным, в их стойкости и твердости, в готовности жертвовать собой. Утвержде­ние единства интересов личности и общест­ва на основе борьбы личности за свободу родины, борьбы, в условиях которой лич­ность готова жертвовать собой, характерно для дворянских революционеров Представление об исторически и социаль­но неизменном национальном характере человека-гражданина, русского человека, обусловило обращение Рылеева к историческому материалу и характер его трактовки. Прошлое отличалось, в понимании Рылеева, от современности только «местностью», кон­кретными событиями, но не характерами творивших историю людей, поскольку они были русскими людьми. Объективная исто­рическая правда не интересовала поэта- романтика. Герои дум и поэм Кондратия Федоровича целиком захвачены современным поэту пафосом свободолюбия и лишь в своем внешнем облике отнесены к прошлому. Думы и поэмы его наглядно показывают крайне интенсивное развитие его творчества, что было следствием углубления его рево­люционного мировоззрения и роста даро­вания. Усиливалась политическая острота его произведений.

Первые думы («Боян», «Олег Вещий» ) в политическом отношении довольно неопределенны. Последующие думы, а затем поэмы типично декабрист­ские по своему содержанию. Думы, особен­но ранние, весьма несовершенное осуще­ствление принципов гражданского роман­тизма в жанре поэмы. «Войнаровский» - гораздо более зрелое произведение. Образ главного героя значительно осложнен. Отчетливее дан колорит местности.

В «На­ливайко» и «Палее» элементы историзма еще сильнее.

Совершенствуется язык, в последних думах, особенно в «Войнаровском», речь в значительной мере освобож­дается от метафоричности, синтаксис ста­новится более сжатым, уменьшается чис­ло славянизмов, чаще встречаются мест­ные слова. Пушкин отрицательно отнесся к думам, за исключением «Ивана Суса­нина». Но гораздо благосклоннее воспри­нял он «Войнаровского».

«Рылеева «Войнаровский», - писал Пушкин, - несрав­ненно лучше всех его дум», поэма «нужна для нашей словесности». Произведения Рылеева К.Ф. явились образцами для целого ряда поэм гражданского романтизма (Языков, А. Бе­стужев, Ф. Глинка Давыдов , Языков, Вяземский), другая - вернулась к традициям психоло­гического романтизма (Веневитинов, Ба­ратынский); если Пушкин перенес свое внимание художника и мыслителя на осо­знание причин общественной пассивно­сти большинства, Рылеев К.Ф оставался верен идее борьбы во имя конечной победы свободы, сознавая неизбежность гибели на данном этапе этой борьбы. В поэме «Наливайко», в главе «Исповедь Наливайко», он писал:

Известно мне: погибель ждет

Того, кто первый восстает

На утеснителей народа;

Судьба меня уж обрекла.

Но где, скажи, когда была

Без жертв искуплена свобода?

Погибну я за край родной,-

Я это чувствую, я знаю,

И радостно, отец святой,

Свой жребий я благословляю!

Рылеев Кондратий Федорович и в своей политической деятельно­сти, и в своей поэзии был одним из тех, кого имел в виду В. И. Ленин, когда от­мечал: «Лучшие люди из дворян помогли разбудить народ» (Соч., т. 19, с. 295).

Умер - , Петербурге.