Любимые женщины виктора цоя и страна, где он хотел просить политубежища. Марианна Цой и Наталья Разлогова

Наталья Разлогова родилась в Болгарии, 20-го октября 1956-го года. Она – известный журналист, критик и переводчик. Является сестрой кинокритика Кирилла Разлогова. Но более всего Наталья прославилась как последняя подруга известного музыканта Виктора Цоя .

Детство девочка провела во Франции, поскольку ее отец был дипломатом. В 1979-м году Разлогова закончила Московский государственный университет. Она училась на филологическом факультете, отделении структурной и прикладной лингвистики. По воспоминаниям ее окружения, ее отличала «богемность и эрудиция».

Судьбоносная встреча с Виктором Цоем произошла в 1987-м году, на съемках фильма «Асса». Наталья работала там в качестве второго ассистента режиссера Виктора Трахтенберга, а Цой исполнял одну из ролей в картине.

На ту пору Разлоговой исполнилось 31 года, а Виктору было 25.

Между ними вспыхнул бурный роман, который продлился до самой кончины музыканта.

Каждое лето они ездили отдыхать в Юрмалу, где останавливались у знакомых Натальи.

В это время Цой был официально женат. Марианна настоящая жена , знавшая о романе мужа с Натальей, не устраивала ему скандалов и довольно терпимо относилась к этой связи, сохраняя хорошие отношения в семье. По слухам, Цой даже хотел жениться на Наталье, но не успел.

После смерти Цоя, в 1991-м году Наталья вышла замуж. Ее избранником стал музыкальный журналист Евгений Додолев, от которого она родила двоих детей. Вместе с ним она уехала в Америку.

Более двадцати лет Наталья не давала никаких интервью по поводу своих отношений с Виктором Цоем.

В день 50-летия культового музыканта на телевизионный экран вышла документальная лента под названием «Цой - Кино», созданная Наталье Разлоговой.

Она случайно отыскала потерянную кассету, на который была записана песня «Атаман», напетая когда-то Цоем под гитару. Он сам ее забраковал из-за сходства с творчеством популярной в те годы группы «Алиса».

Разлогова отправляется Санкт-Петербург, там она встретилась с Александром, сыном Виктора Цоя , в его клубе «Дада». После Наталья встречается с музыкантами группы «Кино» . В финале вместе с Игорем Вдовиным, продюсером и хорошим другом группы, они записывают в студии песню «Атаман».

Сейчас Разлогова работает на «Первом канале».

Она избегает общения с прессой, не дает никаких интервью. Однако иногда встречается с поклонниками Виктора Цоя и отвечает на их вопросы.

Более того, не хочет писать мемуары, хотя иногда исправляет неточности или ошибки в биографических данных, уточняя детали, которые не связаны с личными отношениями.

По воспоминаниям продюсера Юрий Айзеншписа, Наталья была «мудрым и обаятельным человеком». Именно Разлогова сообщила ему о гибели Цоя.

Виктор и Наталья были очень близки, она много сделал для него. К сожалению, ей достались лишь воспоминания.

Наталья Разголова — последняя любовь Виктора Цоя

Наталья Науменко – бывшая жена , музыканта группы . Была непосредственной свидетельницей расцвета русского рок-н-ролла и рока. В их коммунальной квартире на Боровой собирались музыканты, впоследствии ставшие легендами: , Алексей Рыбин и другие. В 2018 году на экраны выходит кино «Лето», рассказывающее о малоизвестных фактах из жизни Виктора Цоя, Майка Науменко и Натальи.

Детство и юность

Родилась Наталья Васильевна Науменко 21 января 1960 года в Ленинграде. Ее девичья фамилия Россовская.

Наталья – человек непубличный, в ее биографии масса пробелов. Все ее интервью посвящены знаменитому бывшему мужу, а о своей жизни до Майка она предпочитает умалчивать. О ее детстве, родителях и образовании ничего не известно.

Карьера

Когда Наташа познакомилась с Майком и они решили пожениться, ей пришлось пойти в «Теплоэнерго», так как работникам организации выдавали комнаты. Для миниатюрной девчонки все было в новинку. Неведомые механизмы немыслимых размеров на котельной вселяли страх, который ей пришлось перебороть. Она работала оператором газовой котельной, попросту кочегаром.

В 1997 году Алексей Рыбин издал книгу «Право на рок», в нее вошли воспоминания Натальи о жизни с Майком. Ее часть получила заглавие «Отель под названием “Брак”».

Личная жизнь

Со своим будущим мужем – музыкантом и лидером группы «Зоопарк» Михаилом Науменко – девушка познакомилась, когда ей было 19 лет. Впервые она увидела его в коммунальной квартире на Васильевском острове, Наталье его представил ее двоюродный брат Вячеслав. Через месяц они вновь увиделись на свадьбе Славы, Майк много шутил, а после пригласил девушку на репетиции в Большой Театр Кукол, где на тот момент он работал.


Наталья Науменко и Майк Науменко в молодости

Вскоре молодой человек сделал девушке предложение, но со свадьбой решили повременить, так как в первую очередь следовало решить квартирный вопрос. Наталья забеременела, ей пришлось лечь в больницу. А как только ее выписали, Майк сразу же повел девушку в ЗАГС. Он хотел узаконить их отношения. Поэтому к свадьбе не готовились, все прошло быстро и сумбурно.

В июле у Натальи родился сын. Изначально они планировали назвать мальчика Марком, в честь Марка Болана. Но как только малыш появился на свет, все сразу же стали отговаривать новоиспеченных родителей от этого имени. Поэтому долго тянули и определялись, а в итоге дали сыну имя Евгений.


Жили крайне бедно, но, как и все в молодости, своей бедности не осознавали. Тем более, что тогда все в стране жили примерно одинаково. В их коммунальной квартире постоянно были гости, среди них и лидер Виктор Цой.

В отличие от Майка, которому было сложно найти общий язык с младенцем, Виктор частенько помогал Наталье. Он с такой легкостью управлялся с маленьким Женей, будто вырастил уже как минимум троих детей.

Существует версия, что между Натальей и Виктором был роман. В 2007 году женщина по просьбе Александра Житинского, который писал книгу о Цое, предоставила писателю свои дневниковые записи. Но изначально Наташа договорилась с Житинским, что ее воспоминания будут ему в помощь, а не для публикации.


Позднее он уверил ее в том, что все выглядит благородно и следует все оставить в книге так, как написала она. Женщина согласилась. В интервью «Аргументам и Фактам», которое Наталья дала в 2018 году, она сказала, что ей намного проще было бы жить, если бы она не поддалась на уговоры Житинского, а «теперь расхлебывает».

В то время Цой постоянно пропадал в доме у Науменко, между Наташей и Витей складывались дружеские и доверительные отношения. Они много разговаривали, хотя в компании Цой прослыл вечным молчуном. Однажды, перед 22-летием девушки, она попросила Майка сделать ей подарок – разрешить поцеловать Цоя. И хотя муж удивился подобному вопросу, но позволил.

В день ее рождения Майк был на работе: ушел на сутки и на торжестве отсутствовал. Тогда и случился их первый поцелуй, но не последний. Правда, женщина описывает их отношения как «детский сад», даже целовались будто одноклассники на школьном вечере. По словам Натальи Науменко, в течение непродолжительного периода у них была нежная дружба, но не более. Хотя Майк считал, что такие дружеские отношения намного опаснее, чем все остальное.


С Майком Наталья прожила 10 лет. Развелись супруги 15 августа 1991 года. Сделали это без скандалов и ненужных выяснений отношений. Вместе с сыном женщина переехала в Москву. 27 августа 1991 – через 12 дней после официального развода – Майк скончался. Причиной смерти стало кровоизлияние в мозг. Но вот обстоятельства, при которых оно произошло, до сих пор остаются невыясненными.

Наталья Науменко сейчас

В 2018 году на Каннском фестивале режиссер Кирилл Серебренников представит фильм «Лето». События картины разворачиваются летом 1981 года в Ленинграде. В центре сюжета жизнь Виктора Цоя, Майка Науменко и Натальи. Женщину сыграла , известная зрителю по блокбастеру «Притяжение». Роли музыкантов достались и .


Однако еще до показа вокруг картины разгорелся скандал. – основатель , прочитав сценарий, сообщил, что это все ложь от начала и до конца. По его словам, герои картины Серебренникова не имеют ничего общего с теми людьми, которых он знал лично.

Режиссер-документалист Александр Липницкий тоже скептически отнесся к картине. Он считает, что сюжет «высосан из пальца». В свое время он делал документальную ленту о группе «Кино», разговаривал с Александром Житинским.


Из их беседы он понял, что между Наташей Науменко и Виктором Цоем были легкие романтические отношения, на уровне флирта. Липницкий отметил, что не очень верит вообще во всю эту историю с романом, и даже если это правда, то она явно не тянет на сюжет картины.

Наталья же на вопрос о сложившейся ситуации вокруг фильма ответила неоднозначно. То, что она увидела на съемочной площадке, ей понравилось, режиссеру Кириллу Серебренникову она верит. Но высказывать свое мнение о картине, не видя ее, не считает правильным.

В конце декабря 1986 года Виктор Цой на съемках «Ассы» знакомится с Наталией Разлоговой, и к лету 1987 года фактически разрывает отношения со своей женой Марьяной. Но не это предмет нашего разговора. Поговорим о Наталии Разлоговой и мнениях, которые сложились у людей относительно ее «молчаливо-холодного» отношения к Цою сегодня….Довольно часто в сети, на различных киноманских форумах, можно встретить посты людей, с выражением некоей неприязни как к факту ухода Цоя к Разлоговой, так и к личности самой Наталии. Особенно интересны мнения по поводу того, что Цой и Разлогова неимоверно разные и между ними пролегает огромная пропасть, которая разделяла их еще тогда, в 1987, а ныне же, в 2011, вообще превратилась, чуть ли не в черную дыру.


Некоторые поклонники оправдывают сегодняшнюю «холодность» Разлоговой по отношению к Цою прошествием двадцати лет со дня смерти Виктора, замужеством Наталии либо ее высокомерным характером и снобизмом. Другие утверждают что - «она уже тогда была такая», к творчеству Виктора относилась довольно прохладно, не считая его талантливым человеком, а просто обыкновенным мужчиной умеющим играть музыку и подать себя. И ее нынешние (крайне редкие) выступления на ТВ только подтверждают это утверждения.

Нынешний муж Наталии - Евгений Додолев, как-то в одной из передач, озвучил ее слова по поводу того, что «женщины - это существа из космоса, они как грибницы». Эти слова позволили многим поклонникам сделать закономерный вывод о том, что, по мнению Разлоговой - именно она стала той самой «грибницей», из которой, собственно, и вырос Цой. Хотя в данной передаче не было и упоминания о Цое. Когда же Додолев произнес фразу о том, что он называет себя «вместилищем греха, в отличие от его отца» - поклонники «КИНО» тут же провели параллель: Разлогова - Додолев и сделали вывод, что все-таки они довольно сочетабельная пара, с одинаковым настроением, мыслями, общей манерой изъясняться, общими аргументами и жизнеутверждениями, от которой при всей их показной выхоленности и успешности исходит некое зловоние. Вследствие этого моментально посыпались обвинения в рождении крайне неприятных ощущений при одном только упоминании имени Разлоговой в привязке к Цою, упреки в крайнем высокомерии, снисходительном тоне при выражении своей точки зрения и едком сарказме упакованным, по мнению поклонников, в высокоинтеллектуальный высер, и другие тому подобные «прелести».
Не так давно было выражено мнение, что «работа журналиста и вращение в медиа кругах сделала из Разлоговой какого-то абсолютно бесчувственного робота с весьма странными убеждениями. И вся её разоблачительная медиа-деятельность - всего лишь отражение её внутреннего роботомеханизированного мира, отражение её собственных комплексов и страхов - в ней не чувствуется теплота человеческих эмоций, только холодный расчёт, системность существования».
Вот именно за отсутствие «теплых человеческих эмоций», всех этих мещанских розовых соплей и показушных слез (которых, кстати сказать, не было никогда и в Цое), Разлогова стала (или всегда была) для многих, по сути, «падшей женщиной» и ее выбор в качестве спутника жизни журналиста Додолева (такого же «приспешника Сатаны») очень показателен...
В этом то и кроется причина рождения пропасти между Разлоговой и Цоем. Чуть ли не по единодушному мнению поклонников «КИНО» Виктор Цой был из совершенно другого мира, из другой реальности, с иным жизневосприятием и с другими ценностями, обладая при этом неимоверно сильной энергетикой, лучезарной улыбкой и запасом неистощимого позитива.
Существует версия, что, быть может, поначалу такая разница между ним и Разлоговой его привлекла, ему в начале это было интересно, как знакомство с другим, чужим, незнакомым ему миром, но со временем это стало его, несомненно, отягощать. Люди выдвигают мнения, что поначалу Цой воспринимал все происходившее между ним и Разлоговой как равные отношения, Разлогова же, видимо, считала себя учителем, который открывает ученику новый мир...Из многочисленных утверждений по этому поводу явствует, что, всё-таки на Цое сильно отразились общение и отношения с Разлоговой, у него стало гораздо больше откровенно саркастичных и высокомерных ноток в голосе - это видно в интервью последних лет. Особенно, по мнению тех, кто выдвигает подобные утверждения, это проявляется в том, которое Цой дал на теплоходе «Шаляпин».
Пропасть между Цоем и Разлоговой увеличилась еще больше после трагической гибели Виктора и довольно скорого выхода Наталии замуж. Если еще сюда отнести нежелание Разлоговой, даже по прошествии 20 лет со дня смерти Цоя, обнародовать архив черновиков и иных документальных материалов, касающихся Виктора, то вообще разрыв получается огромен. Такой всегда открытый к фанам, позитивный и тонкий Виктор Цой и такая жадная, «холодная», совсем его не любящая Разлогова, за двадцать лет не обнародовавшая толком ни одной фотографии. Ну, совсем они не пара! Между ними просто пропасть!!!
Словом, картину причин откровенной неприязни к Наталии Разлоговой мы показали, на наш взгляд, довольно ясно.
Попробуем же теперь показать авторское отношение к вышеизложенному. Заметим, что, в любом случае, каждый волен думать так, как считает нужным, так, как ему «сердце велит». Это, так сказать, на случай обид и возникновения каких либо споров на эту тему. Итак..
Что касается упомянутой пропасти между Разлоговой и Цоем, то тут, опираясь на слова и воспоминания близких знакомых Цоя, можно уверенно сказать, что пропасть действительно была. Но не между Цоем и Разлоговой, а между утонченным Цоем и его женой Марьяной, которая по многочисленным заявлениям, была иногда довольна грубовата. Просим прощения, но это действительно так, и этот факт известен многим друзьям Цоя и его поклонникам, однако же, почему-то, старательно не замечается. Как известно, очень многие знакомые Виктора откровенно радовались, когда Цой покинул свою жену и ушел к Разлоговой, считая, что наконец то он нашел свое счастье. Просто, почему-то мало кто помнит это и принимает в расчет.

Насчет откровенно прохладного отношения Разлоговой к Цою тоже все «мимо кассы». Утверждать, что Наталия прохладно относилась к Цою и не считала его талантливым человеком, может лишь крайне несведущий человек. В каждом из своих действительно редких выступлений Разлогова позиционирует Цоя как несомненного таланта, по настоящему яркую звезду на сером горизонте советской рок-музыки, и всегда одергивает тех, кто лживыми россказнями пытается нивелировать творчество и личность самого Цоя до уровня обыкновенной бытовухи. Чтобы убедиться в этом, достаточно взглянуть на любую передачу, в которой Наталия рассказывает о Цое, к примеру - «Культ кино».Тем, кто не верит словам Разлоговой, следует прислушаться к словам других, независимых свидетелей, к примеру - Марины Смирновой, Рашида Нугманова, Юрия Каспаряна и прочих людей, бывших по настоящему близких как к Цою, так и к Разлоговой.
Что касается «холодности» по отношению к Цою в комментариях Разлоговой сегодня, то и этот факт объясним довольно легко. Как и когда-то Цой, Разлогова предпочитает не показывать на людях своих истинных чувств. Причем это касается не только конкретно Цоя. По отношению к Додолеву и прочим близким ей людям всегда происходит тоже самое.
Так что можно смело сделать вывод, что все касалось личностей Разлоговой и Додолева, и было приведено выше - по сути, является ни чем иным как обыкновенной личной неприязнью. Не более того. Знакомым с ними людям они совершенно не кажутся такими отвратительными, как их малюют. А не знакомым само собой они кажутся совершенно чуждыми и неприятными. Чтобы любить, нужно человека знать, а что касается Разлоговой, то она человек крайне закрытый и мало кому позволяет себя узнать. Тут можно сказать лишь то, что тратить время на неприязнь и ненависть совершенно неразумно. Лучше потратить ее на что то иное…Что же касается апломба, снобизма, высокомерия и прочих «прелестях» в которых обвиняют Разлогову и Додолева, то тут совершенно не нужно путать поведение профессионального журналиста в современных СМИ и саму личность, как человека. Те, кто знакомы с Разлоговой лично, никогда не скажут, что она «холодная». Скорее наоборот - те люди. которые «попали в ее мир» - все в один голос скажут, что в жизни Наталия человек крайне улыбчивый, позитивный и приятный. Просто поклонники «КИНО» опять (как и в случае с Цоем) сделали совершенно не верные выводы и спутали образ с реальным человеком.

Конечно же, что касается комплексов и страхов, то у Разлоговой (профессиональной журналистки), а тем более у еще более профессионального Додолева их нет и в помине. В общем, можно уверенно сказать, что все подобные мнения полная чепуха и не более чем сугубо лишь личное неправильное восприятие их личностей. Это же, кстати, и Цоя касается. С чего люди вообще взяли, что он был милым, позитивным и уверены в этом 20 лет? Кто из сегодняшних поклонников, обливающих грязью Разлогову, знал его лично как друга? Как любимого? Никто не знал. Все подобные суждения сложены о Викторе по сохранившимся фотографиям и видеозаписям, которые нам подают СМИ, предварительно порезав нужными кусками. В противовес утверждениям о милом и позитивном Цое, можно, к примеру, привести слова многих друзей и знакомых Виктора, утверждающих сегодня, что «Цой был чудовищный жадный сноб, который терпеть не мог простых людей и не пускал их в свой мир». И они готовы это подтвердить… Если прибавить к этому рассказы бывавших на концертах «КИНО» людей относительно «гастрольного чеса» и «скаредных гастролеров», то ситуация получается совершенно неоднозначная, как ее видят поклонники.
Так что - у каждого свой Цой. Каждый воспринимает его по-своему. И само собой каждый волен показывать свое отношение к нему по своему. Или не показывать вовсе. Так зачем же Разлогова должна показывать перед кем-то свое настоящее отношение к нему, раскрывать душу перед безжизненными вспышками телекамерам? По большому счету как она относилась к нему и что думала о нем как о таланте совершенно никого не касается. Попросите поклонников «КИНО» с многолетним стажем рассказать, о чем-либо касающемся их личного отношения к Цою, его личности и его смерти - и мало что услышите в ответ. Это - слишком личное, чтобы выносить его на показ перед толпой. Странно, что мало кто понимает это. И это лишний раз доказывает просто ограниченность людей и узость их мышления. Не рассказывает - значит плохая, холодно говорит - значит, никогда не любила. И вообще вся такая чудовищная просто…Довольно забавно, не правда ли?
Что касается интервью Цой и Разлоговой на «Шаляпине», то, насколько известно, это вообще междусобойный разговор, который Шолохов втихую «слил» ТВ, ибо он не должен был вообще попасть в эфир. Увы, люди просто не знакомы с историей получения данного интервью. Отсюда все и идет. Сарказм Цоя, которого он набрался у Разлоговой.. Смешно просто….А вот что касается отношения Разлоговой к Цою как к ученику, то это вообще просто нонсенс. Нет, без сомнения, Наталия открыла Цоя некоторые новые грани, но почему люди так сильно принижают личность самого Цоя и считают, что он был вот такой ведомый дурачок, которого нужно было чему-то учить и вести его куда то?
Цой был очень умным человеком, и его не нужно было ничему учить. Да и в отношениях с Разлоговой он вел себя как хозяин, как глава семьи. Просто никто не хочет это увидеть и услышать, а уж про то, чтобы понять, вообще и слов нет. А ведь упоминаний об этом на сегодняшний день было очень много. Достаточно просто вникнуть в ту информацию, которую подают его близкие знакомые, и сделать правильные выводы…
Теперь поговорим о нежелании Разлоговой публиковать что-либо из архивных материалов касающихся Цоя.
Известно, что Наталия хранит большое количество черновиков Виктора, фотографии и видео материалы, связанные с музыкальной деятельностью «КИНО». Разумеется, все это имеет сегодня большую культурную и материальную ценность и сегодня многочисленные поклонники «КИНО» требуют от Разлоговой опубликования всех этих материалов, мотивируя свои требования тем, что Наталия не имеет на архив единоличного права, что «все то, что сохранилось от Цоя - достояние нашей культуры. Наше всеобщее сокровище. Как Пушкин, Пастернак, Цветаева или Высоцкий. Хочет она того или нет. Она обязана истории и стране. Она не хозяйка его самого.. У таких людей, как Пушкин, Пастернак или Высоцкий нет хозяев. И быть не может».
Есть мнения, что «Наталия не выкладывает архив, потому что Цой не хотел светить свои черновики. То есть она исполняет его волю. Но ЕГО нет в живых уже 21 год. Любой поэт, пока жив, не публикует черновики! Это интересно уже после смерти гения, интересно потомкам. Важно для тех, кто хочет его понять. Воля живого человека - это один вопрос. А память об умершем - совсем другое. Несомненно, что многие к нему, к живому, пожалуй, даже за автографом не сунулись бы. Им было бы достаточно просто того факта, что он есть. Жив, здоров и творит».

Все это конечно так, все торопят и подталкивают Разлогову поскорее все обнародовать материалы, но при этом совершенно не учитывают моральную и этическую сторону дела. Наталия на сайте «Йяхха» сказала, что за все прошедшие 20 лет толком ни разу не заглянула в то, что сохранилось.. Сразу раздались вопли - «почему»?? Удивительно, но почему никто не может ее понять? Простите, но даже чисто по человечески, когда умирает близкий, понимаешь, что это не так просто - доставать его вещи, рассматривать, ворошить все и вообще вспоминать…И вот такие вот, непонимающие даже этого люди, обвиняют Разлогову в том, что она робот? Это они рассуждают как роботы, у которых нет никаких чувств. Вместо того чтобы сказать ей спасибо за то, что 20 с лишним лет она бережно хранила для поклонников материалы, ее поливают грязью на многочисленных форумах и сайтах, упрекают в жадности и нежелании делиться. Но простите, а кто-нибудь задавался вопросом - она что, кому-то, что-то должна??? Может быть, это не Наталии, а поклонникам нужно пересмотреть свои суждения и хотя бы попытаться понять хоть что-то?
Конечно же, Наталия, несмотря на всю грязь в свой адрес, и так за последний год порадовала поклонников несколькими раритетными фотками, а в будущем обещает выложить весь архив. Что ж, будем ждать и надеяться на это… -

После 1985 года популярность группы «Кино» росла как на дрожжах. Двадцатитрехлетний парень был нарасхват. Иногда, заезжая в гости, такси не отпускал, заскакивал всего на минутку. Куда чаще, чем живьем, мы видели его по телевизору. Помню, как это случилось впервые, в самом начале восьмидесятых, Вите и двадцати не было. Позвонил возбужденный: «Отец, включай питерский канал. Нас показывают!»

«Выступление» длилось буквально полминуты: сын с приятелями что-то выкрикивали и строили рожи. Вот и весь «концерт». Потом его стали показывать все чаще, приглашать в популярную молодежную программу «Взгляд». Витькина слава, уже набравшая обороты к середине восьмидесятых, была для нас абсолютно неожиданной. Привыкли считать его будущим художником. Успех сына в кругу неформальной молодежи нам ни о чем не говорил, да и среда эта выглядела довольно сомнительной. Это сейчас я горжусь, что сына взял под крыло такой мэтр, как Борис Гребенщиков. А в те годы даже имени его не слышал. Мы с матерью никогда не считались в компании сына «своими», да это и невозможно. У него была своя жизнь, свои интересы. Мы от них держались в стороне.

Впрочем, это не мешало возникновению конфликтов. Так, когда Витя получил повестку в армию, мы с Валентиной были уверены, что сын должен выполнить свой гражданский долг. Не могли согласиться с решением Марьяны уложить его в психушку. Так можно было «откосить» от службы. Никто нас, конечно, не слушал. Витька отлежал положенное время, что там с ним врачи делали - мне неизвестно, но освобождение от армии он получил.

В какой-то момент сын устроился наконец на постоянную работу - кочегаром в котельную при общежитии строительного треста. Тогда никто и не догадывался, что эта котельная станет всем известной «Камчаткой» и в ней устроят музей. У Витьки с Марьяшей уже родился сын Сашенька, и я порой не выдерживал:

Сколько можно маяться дурью? У тебя ребенок растет! Ты всегда можешь заработать как художник!

Он отмахивался:

Зато здесь я чувствую себя совершенно свободным!

Витя с Марьяной прожили лет пять. В 1987 году на съемках фильма Сергея Соловьева «Асса» сын встретил другую женщину, Наталью Разлогову, которая работала ассистенткой второго режиссера. Витька влюбился и из семьи ушел. Возможно, тут сыграл свою роль мой дурной пример. Я не был свидетелем этого разрыва. Но насколько понимаю, все прошло мирно, без скандалов. Официально брак с Марьяной так и не был расторгнут. Валентина страшно переживала, считала, что Витька повел себя не по-людски, живет ни женатым, ни холостым, а ведь у него сын. В ответ Витя психанул: «Не твое дело!» - и ушел, хлопнув дверью. Они надолго разругались.

Заратустра, первый психолог добрых, есть - следовательно - друг злых. Когда упадочный род людей восходит на ступень наивысшего рода, то это может произойти только за счет противоположного им рода, рода сильных и уверенных в жизни людей. Когда стадное животное сияет в блеске самой чистой добродетели, тогда исключительный человек должен быть оценкою низведен на ступень злого. Когда лживость во что бы то ни стало овладевает для своей оптики словом «истина», тогда все действительно правдивое должно носить самые дурные имена. «

Ф. Ницше

Для человека, который давно варится в тусовке фанатов Цоя, очень заметно противоречивое отношение поклонников (точнее, поклонниц) Виктора к женщине, которая сыграла большую роль в его жизни-Наталии Разлоговой (М. Леско). И как к человеку, и как к автору статей и медиа-идеологу.Одни восхищены ей, считают ее совершенством во всех отношениях, идеальной парой для своего кумира, всячески защищают ее,вторые – относятся с непониманием и неприязнью и к ней, и к ее «защитникам». Эта довольно забавная ситуация раскола в Интернет-среде поклонников Цоя обострилась со времен появления почившей ныне в бозегруппы ВКонтакте, посвященной Марине Леско. Относясь не только к лагерю «сторонников», но к администрации этой убитой ныне группы им. М. Леско, всегда стоявшей на хорошем отношении к этому человеку, рассмотрю некоторые идеологические моменты наших холиваров.

Доводы наших оппонентов как из знакомых нам, так и незнакомых людейвсегда повторяются и сводимы к набору устоявшихся тезисов.

Тезис: Я всё-таки понимаю, насколько же разные люди Наталия и Виктор — просто пропасть между ними…

Виктор вообще из другого мира, из другой реальности, с другими ценностями: с такой энергетикой, с такой лучезарной улыбкой, с таким позитивом.

Естественно, два человека не могут быть похожи во всем. Да и не всегда различие натур мешает людям быть счастливыми вместе. Не стоит демонизировать это. Почему-то ведь многие не замечают, что пропасть между Цоем и другими людьми из его окружения куда больше, чем между Цоем и Наталией. И эта пропасть не мешает им относиться к этим людям с огромным благоговением и считать их теми, кто любил Цоя по-настоящему.

К тому же, столь ли велика была эта пропасть? Некоторые поклонники придерживаются мнения, что Виктор и Наталия были идеальной парой, и это видно якобы даже на фотографиях.Окружение формулирует схожие мысли:

«Они были чем-то похожи. То есть было ощущение, что их вырубал один скульптор из одного куска мрамора: одинаковые две пышные копны черных волос, очень стройные фигуры» (С. Бугаев).

Различие их миров, конечно, имеет место, но оно кроется, на мой взгляд, скорее в том, что они оба выражают одно и то же послание в разных формах. Смысл их посланий сводится к освобождению человека от догматического мышления и бремени, навязываемого социумом. Цой выражал это более просто, но в то же время более расплывчато, Наталия в силу своего склада ума, профессии и бэк-граунда – более конкретно, иронично, жестко, с отсылками к своему интеллектуальному багажу, и в силу этого – менее понятно и приятно для среднестатистического поклонника Кино.

Да и что касается самого Додолева — как он называет себя «вместилищем греха, в отличии от его отца».Очень хорошо видно что-таки они пара — у них общая манера изъясняться, общие аргументы, от них от обоих идёт ощущение зловонности при всей их выхоленности. Их сарказм, упакованный в интеллектульный высер, вот как-то крайне неприятное ощущение.. От них от обоих исходит высокомерие и слышится снисходительный тон, когда они изъясняют свою точку зрения.

Вот все убеждения Марины енд Наталии — в этом выступлении «Искусство должно принадлежать народу». Кстати, Додо тоже из интеллектуальной семьи, как и Разлогова..Я не знаю, но, похоже, работа сделали из неё какого-то абсолютно бесчувственного робота с весьма странными убеждениями, и вся её разоблачительная медиа-деятельность — всего лишь отражение её внутреннего роботомеханизированного мира, отражение её собственных комплексов и страхов — в ней не чувствуется теплота человеческих эмоций, только холодный расчёт, системность существования.

Подобная неприязнь объясняется тем, чтоНаталия, как и Додолев,часто затрагивает в своих статьях темы, шокирующие целевую аудиторию групп так называемого русского рока, отличающуюся некоторой косностью. Которая кстати, их кумиру вовсе не была присуща.

Например, М. Леско в своих статьях и интервью не раз поднимала вопрос о том, насколько этично в СМИ и мемуарах говорить правду, и, вероятно, именно попытки Евгения Додолева и Марины Леско донести до людей то, что в погоне за «приличиями» мы забыли о честности, выставляет их «безнравственными» в глазах рядового фаната русского рока.

А собиратели информации о Цое, между прочим, в реальной жизни сталкиваются с аналогичными этическими проблемами, которые создают барьеры для понимания и знания правды поклонниками. Возможно, поэтому именно «исследователям», а не фанатам более понятна позиция Додолева и Леско. (Даже эти пресловутые рассуждения о «копилефте», которые так не понравились неизвестному критику высказываний М. Леско,весьма понятны и близки коллекционерам, блоггерам, вынужденным подавать информацию в урезанном виде, так как авторы, скажем, интервью или фотографий требуют за публикацию (да и просто за выкуп фотографий) бешеные суммы или запрещают копирование материала вовсе.)

Реальность вообще часто оскорбляет чувстваверующих, и в этом плане Цой был творчески чуть менее беспощаден, но это еще не значит, что он в противовес Наталии простой, приятный и удобный позитивный мальчик. Его картины, резьба по дереву и проза часто особого «позитива» не несут, а некоторые произведения с точки зрения «нравственности» должны шокировать все тех же поклонниц. И Наталия тут ни при чем, сделаны некоторые из них были еще в пору панковской юности. Правда, некоторые «киноманы», имевшие хотя бы мужество увидеть правду, действительно разочаровывались в «святости» своего кумира и начинали его яростно обличать, что тоже перегиб.

Колкости есть и в текстах Цоя. Например, Георгий Гурьянов признается, что «киношники» любили мыть всем кости, а в песне «Бошетунмай» Цой бульдозером проезжается по известным деятелям советского рока.

Не приходится говорить и о том, сколько пороков Цою приписывали его бывшие приятели. Кстати, в списке этих пороков тоже значатся высокомерие и расчетливость. Да и комплексы ему приписывают частенько на самом деле, комплексы нельзя понимать в том ключе, в каком его понимает большинство людей, не знакомых с психоанализом). Но ведь многие поклонники прекрасно знают, что это может быть оценочная погрешность. И она вполне вероятна и в отношении Разлоговой.

Так что все это только доказывает сходство характеров Наталии и Цоя и сходство их видения людьми с противоположным мировоззрением.

И если к творчеству и личности Цоя подходить с теми же мерками, с которыми поклонники Цоя подходят к высказываниям Наталии и ее статьям, то окажется, что там можно обнаружить не меньше пороков, приписываемых Разлоговой. Но ведь почти все «киноманы» нейтральны к этому у Цоя, но враждебны к этому у М. Леско.

Возможная причина негативного отношения к Наталии– это субъективные установки. Так называемые ПРЕДрассудки, которые можно образно определить высказыванием «Пастернака не читал, но решительно осуждаю». Ведь, по сути, никто из поклонников знаком с НАСТОЯЩЕЙ Наталией а не ее медиа-образом.

Влияет на подобное восприятие и так называемый «гала-эффект». Поклонники, прочитав массу отрицательных отзывов другихтаких же фанатов о Разлоговой, не вникая в тему, начинают на автомате воспринимать ее исключительно с одной стороны. Абсолютно идентичное явление мы видим и в восприятии других людей, знакомых с Виктором. Так, Айзеншпис – враг, представитель вражеской стороны, а любой знакомый Цою рокер – по умолчанию авторитет. Даже если он ошибается.

Далее, общепринято убеждение, что Наталия якобы хотела руководить или даже по факту руководила Цоем. Об этом многие говорят как с положительными коннотациями (например, Ю. Шумило или М. Смирнова высказывали мнение, что Наталия обогатила внутренний мир Цоя, став ему учителем жизни), так и с отрицательными (Ю. Белишкин считает, что ее влияние негативно сказалось на нем, т. к. из-за нее и Айзеншписа Цой переехал в Москву, что было якобы его трагической ошибкой). Показательны и комменты в ЖЖ С. Стиллавина, что Разлогова якобы «испортила» Цоя, сделав его более саркастичным и циничным. Видимо, отсюда у поклонников и происходит убеждение:

Думаю, то, что он воспринимал за равные отношения, она, видимо, считала как отношения с учителем, который открывает ему новый мир…

И мне не очень нравится, что всё-таки на нём отразилось это общение, как-то много стало саркастичных ноток в голосе — это видно в интервью, особенно на «Шаляпине»…

Однако никто не учел мнение самой Наталии – а она отрицала, что воспринимала себя в его отношении Цоя как учителя. Более того, она даже иногда утверждала обратное. В своих ответах на вопросы поклонников она отмечала, что ее привлекла именно сила характера Цоя.

Вряд-ли женщину, которая стремится к доминированию, привлек бы мужчина с таким сильным характером, какой Наталия видела у Цоя.

что касается появления якобы «саркастичных ноток» в голосе Цоя в последних интервью–

Вероятно, свою роль сыграло то, что ныне поклонники вписывают Цоя в совершенно чуждый ему контекст. И удивляются, когда Цой как рок-музыкант и Наталия как киновед говорят об этом искусственном контексте с сарказмом. Вообще, конкретно в теме этого интервью на теплоходе «Федор Шаляпин» сарказм Цоя и Наталии был связан с явлением, когда рок-тусовку стали использовать в своих произведениях разного рода заслуженные деятели совершенно другого поколения, с совершенно другими эстетическими установками. Им был чужд рок. Вот уж между кем и Цоем действительно была пропасть. И то, что фильм «Игла» попал на кинофестиваль «кино старого образца» было для людей из «мира Цоя» весьма забавно. Недаром Соловьев в передаче «Закрытый показ», приуроченной к фильму «Одноклассники», признавался что «понял, о чем поет Цой, только сейчас».

Тезис: Я понимаю, почему к его творчеству она относилась так прохладно, да и вообще, она не относилась к нему как к талантливому человеку — просто, видимо, как к обыкновенному мужчине.

Отчасти – да, Наталия не принадлежит к числу фанатов рок-музыки. Однако что касается ее оценки личности Цоя, это суждение – явно ошибочно.

А. Липницкий : «пожалуй, главное,что она выделяла в своем возлюбленном и почему она дистанцирует его от многих людей из его компании, которые, как она считает, просто делают имидж на его фоне – это его чувство собственного достоинства. Оно было совершенно беспрецедентным на фоне общего советского убожества. И она это все время подчеркивает, его чувство собственного достоинства и то, что он никогда не опусклся до того, что позволяют себе другие музыканты илюдиего компании. Поэтому онаними не общается.

М. Смирнова : И она говорила мне о Цое, что его просто нельзя было не заметить, потому что его интеллект, его способности были просто удивительны – начиная от игры в шахматы, когда за час его можно было научить играть так, что он начинал у всех выигрывать, до какого-то парадоксального понимания сути вещей. Она его вообще воспринимала как инопланетянина. Каких больше нет и, наверное, не будет»

В передаче «Культ кино» Наталия называла его человеком из ниоткуда,человеком из будущего, цельным, слушающим все мнения, но при этом поступавшим так, как считал нужным, умным, все схватывающим на лету. По ее словам, он привлекал к себе внимание и у нас и за рубежом. Это вряд ли можно назвать отношениемкак к обыкновенному мужчине.