Кто такие млекопитающие и чем они отличаются от других животных? Чем отличается зверь от животного? Зверь или животное.

Кто такие млекопитающие? В этот класс наиболее развитых животных входят абсолютно разные звери: огромный слон и маленькая мышь-полевка, хищный волк и безропотная овечка. Они обитают во всех стихиях: на суше, в море (дельфины и киты), в воздухе Но что их отличает от прочих животных? Теплая кровь? Та же черта присуща и птицам. Способность производить на свет живых детенышей? Ну, во-первых, не все млекопитающие живородящие. Некоторые из них откладывают яйца, как, к примеру, утконос, а у иных детеныши при рождении более похожи на недоразвитых эмбрионов и вынуждены «дозревать» в специальном инкубаторе-сумке на брюхе матери, как у кенгуру. А во-вторых, живородящие встречаются и у некоторых рептилий, рыб и даже насекомых.

На вопрос о том, кто такие млекопитающие, чем они разнятся от рыб, можно ответить просто: наличием легких. Все звери дышат воздухом. Поэтому акуле вовсе незачем подниматься к поверхности воды, чтобы сделать вдох, в отличие от похожего на нее внешне дельфина, который может попросту захлебнуться без живительного кислорода. Но, опять-таки, легкие есть у многих примитивных амфибий и всех птиц.

Среди всех громадных различий зверей можно выделить лишь два параметра, которые определяют, кто такие млекопитающие. Это наличие волосяного покрова и вскармливания детенышей молоком. У всех самок этой имеются на теле грудные железы, которые наполняются после родов питательной жидкостью. Это свойство и дало название всем млекопитающим. К числу других признаков, характеризующих зверей, можно добавить наличие нижней челюсти, состоящей из одной кости, и диафрагмы, отделяющей легкие и сердце от пищеварительного тракта.

Но наиболее важным признаком в определении того, кто такие млекопитающие, является их неимоверно развитый мозг и гибкая система поведения. Это значит, что две особи одного и того же вида, попав в одни и те же жизненные обстоятельства, могут повести себя по-разному. Они умеют пользоваться накопленным опытом, наблюдать и рассуждать. Неудивительно, что именно в классе млекопитающих появился вид Гомо Сапиенс - Человек Разумный. Ну, а кроме него, на Земле обитают еще около 5000 видов других зверей, которых систематики сгруппировали в 1100 родов, 140 семейств и 18 отрядов и 3 группы.

Не менее интересны конечности млекопитающих. При всем их видимом многообразии (когти хищников, пальцы человека и обезьян, копыта) все они заканчиваются роговым отростком - ногтем. У зверей, живущих в воде, эти отростки атрофируются. Эта особенность приспосабливаться к условиям окружающей среды способствовала тому, что млекопитающие распространились по всей планете и заняли все жизненные ниши - на суше, в воздухе, в море, под землей. Благодаря умению поддерживать температуру тела теплой кровью они могут обитать в арктических (белые медведи) и тропических (тушканчики, верблюды) пустынях.

Возникает вопрос: когда же появились первые звери? Нет сомнения, что древнейшие млекопитающие застали эпоху динозавров. Тогда они, в основном, были небольшого роста и обнаруживали признаки «звероподобных рептилий». Поскольку ученые, работающие с окаменелостями, имеют в своем распоряжении только скелеты, трудно определить, на каком этапе у этих животных появилась шерсть и возможность вскармливания детенышей молоком. Если исходить из критерия единокостной нижней челюсти, то можно смело утверждать, что еще 215 млн лет тому на территории Южной Африки, Европы и Китая обитало небольшое (15 см) животное, похожее на современную землеройку.

МИР ЖИВОЙ ПРИРОДЫ

УРОК 36 Чем звери отличаются от других животных?

Тема. Чем звери отличаются от других животных? Цель: ознакомить учащихся с главными существенными признаками зверей; обогатить знания новыми сведениями о питании зверей; воспитывать любовь к родному краю.

ХОД УРОКА

Организационный момент

1.. Сообщение темы и цели урока

Каких животных вам приходилось наблюдать в природе, зоопарке, в парке?

Тема нашего урока - «Звери». Вы узнаете, как отличить зверей, животных и как звери выкармливают своих малышей.

II Восприятие и осознание нового материала

Беседа...

Рассмотрите рисунки (гепард, морж, кит, летучая мышь, дельфин, олень, олень, лошадь, корова, коза, носорог, жираф, еж, лиса, волк, хорек, лев. рысь, белка, медведь, кабан).

Кого вы видите на рисунках?

Кто «лишний»: гепард, морж, акула, кит?

Назовите среди них зверей, (Гепард, морж, кит)

Назовите признаки зверей. (Тело покрыто шерстью, 4 конечности)

Есть ли летающие звери? (Летучая мышь)

Чье плавающие звери? (Синий кит, дельфин)

Как зверей отличить от других животных?

Все звери выкармливают свое потомство молоком. Поэтому их еще называется савцями.

1. Работа по учебнику (с. 82-83)

Рассмотрите рисунки на стр. 82 вверху.

Каких животных вы узнали? Назовите их.

К каким группам относятся эти животные?

Подумайте: кто из этих животных - зверь?

Послушайте рассказ ежика Хитрячка.

Мы - звери - самые умные среди всех животных. Мы живем везде: на земле и под землей, у воды и в воде. Мир зверей разнообразен и богат . Хотя мы по-разному выглядим, но есть общие признаки.

Чем укрыто тело у зверей?

Чем они выкармливают своих малышей?

Рассмотрите фото на стр. 82 внизу.

Каких зверей вы знаете? Что вы о них знаете? Расскажите.

Запомните! Своих детей звери выкармливают молоком.

Работа в группах

Каких животных вы видите на фото (с. 83 вверху)? Докажите, что это звери.

Либо наземных, подземных, водных и летающих зверей вы увидеть? Назовите их.

Чем летучая мышь похож на других зверей, чем отличается? Докажите, что летучая мышь - зверь.

Летний вечер можно увидеть летающих зверей - летучих мышей. Их передние лапы превратились в крылья. Летучие мыши - полезные животные. Они поедают вредных насекомых.

Работа в парах

Каких зверей вы видите на фото (с. 83 внизу)?

Найдите и покажите в разных зверей такие части тела: голову, шею, туловище, хвост и четыре конечности.

Задание для друга природы

Вспомните сказки и мультфильмы, где главные герои - звери. Какие у них привычки и повадки?

3. Физкультминутка

IV . Обобщение и систематизация полученных знаний

1. Работа в парах

Расскажите соседу по парте любого зверя родного края так, чтобы он догадался, о ком идет речь.

2. Игра «Какой зверь?»

О каких зверях идет речь?

Косолапый. ..(медведь); косой... (заяц);

серый... (волк); сохатий... (олень).

V . Итог урока

Назовите признаки зверей.

Назовите домашних зверей нашего края.

Назовите диких зверей нашего края.

Приложение к уроку 36

Кроссворд «Звери»

1) Любит сладкое примат -

Это человека младший брат.

От бананов до безе Обожает... (шимпанзе),

2) По полю носится, овечек хватает. (Волк)

3) Лакомлюсь малиной

И медком пчелиным. (Медведь)

4) У кошки кисточки на ушах,

Чтобы звуки все внимательно слушать.

Ты не скажешь кошке: «Брысь!»

Осторожно, потому что это... (рысь).

5) Красноватой шубку имеет.

По ветвям она прыгает.

Хоть малая сама на рост,

И имеет большой хвост.

Как ожерелье, глазки...

Кто это? Попробуй отгадать! (Белка)

С давних времен люди уделяли пристальное внимание млекопитающим, или зверям.

Знаменитый шведский ученый Карл Линней в своей «Системе природы» (10-е изд., 1758) перечислил только 86 видов млекопитающих. Сегодня науке известно около 4050 видов этих животных.

Самые обычные млекопитающие, которых мы знаем с детства,- наземные животные, бегающие на четырех ногах (собаки, кошки, лошади, мыши). Но разве утиная мордочка утконоса или полет летучей мыши не напоминает птиц? Разве водные звери (дельфины, киты) своим обликом и быстрым плаванием не напоминают рыб? Чешуйчатый покров ящеров-панголинов, панцирь броненосцев, иглы ехидны, дикобраза, ежа - это тоже примеры разнообразного и удивительного облика млекопитающих.

Чем же объясняется Многообразие млекопитающих? По-видимому, тем что их предки в течение многих миллионов лет приспосабливались к различным условиям жизни. В результате дожили до наших дней только наиболее приспособленные.

Млекопитающих различают и по их величине. Самый маленький зверек - землеройка-малютка массой 2 г, а самое крупное животное из всех когда-либо живших и живущих на Земле - синий кит массой до 130 т. Синий кит тяжелее землеройки-малютки в 65 миллионов раз. Если бы можно было поставить синего кита на хвост, то его голова достигла бы крыши десятиэтажного дома. Чтобы уравновесить массу такого гиганта, на другую чашу весов пришлось бы поместить около 180 быков или поставить 2000 людей.

Как многообразны у зверей образ жизни и повадки! У одних млекопитающих (например, у первозверей) детеныши вылупляются из яиц, у других (например, у сумчатых) они рождаются недоразвитыми, у третьих (например, у хищных, грызунов, зайцеобразных) новорожденные беспомощные, слепые, слабые. В то же время у многих зверей (например, у непарнокопытных и хоботных) детеныши в скором времени после рождения могут стоять, ходить и даже следовать за матерью.

Известно много млекопитающих, бодрствующих весь год, но есть много и таких, которые полгода проводят в спячке.

Что же объединяет в одну большую систематическую группу столь разнообразных животных?

Главная особенность, отличающая зверей от других позвоночных, заключается в том, что они вскармливают своих детенышей молоком (отсюда и название всего класса - млекопитающие). Тело большинства зверей покрыто волосяным покровом. Важная особенность, обеспечивающая млекопитающим превосходство над другими животными, очень хорошо развитая нервная система. В этом может убедиться каждый, кто содержит собак или кошек, кто знаком с поведением обезьян в зоопарках или дельфинов в дельфинариумах, а также с выступлениями многих зверей в цирках.

Цель: познакомить учащихся с отличительными признаками зверей, внешним строением, разнообразием мира зверей.

Оборудование: А.А. Плешаков “Мир вокруг нас”. 1 класс; персональный компьютер, мультимедийный проектор, программа Microsoft Power Point, интерактивная доска, учебное пособие, смайлики.

План урока:

I. Организационный момент – 1 минута.
II. Повторение ранее изученного материала
III. Знакомство с новым материалом – 15 минут
IV. Физическая минутка – 2 минуты.
V. Закрепление изученного материала – 9 минут.
VI. Итог урока – 3 минуты.

Ход урока

I. Организационный момент.

На лугу живёт скрипач,
Носит фрак и ходит вскачь.

(Кузнечик)

Он весной поёт красиво,
Звонко, весело, игриво!
Угадай – ка поскорей,
Что за птичка?

(Соловей)

Чёрный жилет,
Красный берет,
Нос как топор,
Хвост как упор.

(Дятел)

4. Колюч, да не ёж. (Ёрш)

Зимой на ветках яблоки!
Скорей их собери!
И вдруг вспорхнули яблоки,
Ведь это … (снегири).

Молодцы! Итак, мы разгадали кроссворд и в выделенных квадратиках вы видите тему нашего урока. Какая тема нашего урока?
- Совершенно верно! Тема нашего урока “Звери”. Мы познакомимся с отличительными признаками зверей, то есть, чем они отличаются друг от друга, и разнообразием мира зверей.

III. Основная часть.

Приложение 1. Слайд 3. На слайде изображены животные (щука, аист, кузнечик, корова).

Расскажите, к какой группе относится каждое животное. Какие признаки помогают определить принадлежность к группе?

(Кузнечик – насекомое, у которого есть крылья и шесть ног. Щука – рыба, тело покрыто чешуёй, живёт в воде. Аист – птица, тело покрыто перьями, есть крылья, летает).

Что можно сказать о корове? (Корова – животное).

Расскажите о строении коровы. (У коровы есть голова, шея, туловище, ноги, хвост, тело покрыто шерстью, есть вымя, она даёт молоко).

Вспомните тему нашего урока и назовите, к какой группе относится корова. (Корова относится к группе зверей).

Какой признак помогает определить, что животное относится к группе зверей? (Тело покрыто шерстью, животное даёт молоко).

Давайте проверим свои знания по учебнику. Откройте учебник на стр. 26, внизу страницы рассмотрите строение жирафа.

Учащиеся сравнивают строение жирафа, кота, коровы.

Сделайте вывод. (Звери – это животные, тело которых покрыто шерстью).
- Что такое шерсть? (Шерсть – это волосяной покров животного, мех).

Теперь рассмотрите иллюстрацию на стр.26 вверху страницы и назовите, какое животное – зверь? (Мышь – это зверь, потому что тело покрыто шерстью).

Мы с вами рассмотрели зверей: жирафа, корову, кота, мышь. По какому признаку можно разделить этих животных на две группы? (На домашних животных и на диких животных).

Сделайте вывод. (К группе зверей относятся как дикие животные, так и домашние животные).

Назовите диких зверей, домашних зверей.

Физическая минутка.

Приложение 1. Слайд 4. Ребятам предлагаются анимации животных, которые двигаются. Необходимо повторять движения за животными.

Приложение 1. Слайд 5. Найдите животных, спрятанных на этом рисунке, и вы узнаете задание.

Учащиеся называют животного, а учитель с помощью карандаша на интерактивной доске обводит ту часть тела, которая принадлежит этому животному.

Ответы: лось, медведь, заяц, белка.

Класс делится на 4 группы, каждая группа получает задание с изображением зверя.

1-я группа – определите, к какому виду относится животное заяц. По каким признакам определили?
2-я группа – определите, к какому виду относится животное лось. По каким признакам определили?
3-я группа – определите к какому виду относится животное медведь. По каким признакам определили?
4-я группа – определите, к какому виду относится животное белка. По каким признакам определили?

Заслушиваем выступление групп.

Внизу на стр.27 изображён чёрно-белый рисунок. Прочитайте задание к рисунку.

Найдите четырёх зверей, назовите их.

Чтобы правильно раскрасить рисунок, нужно знать, какое время года изображено.

Вспомните времена года.

Какое время года изображено? (Изображено лето).
Почему вы так считаете? (На деревьях изображены листья, медведь гуляет по лесу, зимой он спит).
Какого цвета шерсть у зайца летом? (Летом шерсть у зайца серая, а зимой белая)
Какого цвета шерсть у белки летом? (Летом шерсть у белки рыжая).

Учащиеся самостоятельно раскрашивают рисунок на стр. 27 учебника.

Приложение 1. Слайд 6,7,8. Ребята! Давайте посмотрим видеоролики и скажем, о ком идет речь. (олень, гепард, волк, лиса, тигр, слон, зебра, морж, обезьяна и т.д.)

Что объединяет всех этих животных?

(Эти животные – звери).

Приложение 1. Слайд 9. На слайде изображены летучая мышь, зебра, лев.

Чем питаются звери, представленные на слайде? (Летучая мышь – насекомыми, зебра – растениями, лев – животными.)

Какой вывод можно сделать? (Звери питаются животной и растительной пищей).

Приложение 1. Слайд 10. На слайде изображены ленивец, дельфин, тигр, крот.

Где обитают эти животные? (Ленивец – на деревьях, дельфин – в воде, тигр – на земле, крот – в земле).

Сделайте вывод о питании и обитании зверей. (Звери обитают там, где они приспособились к жизни и могут добывать себе пищу).

От чего зависит строение тела зверя? (Строение тела зверя зависит от места обитания).

Теперь рассмотрим рисунок вверху на стр. 27. Самостоятельно подготовьте ответы на вопросы.

Заслушиваются ответы учащихся.

IV. Итог урока.

Что нового узнали сегодня на уроке? Был ли урок для вас интересен? Если да, то поднимите веселый смайлик и объясните чем? Если нет, то поднимите грустный смайлик и объясните почему?

1.Окружающий мир. 1 класс Учитель Корнеева Н.И.

Тема: Кто такие звери?

2. Форма : классно-урочная.

3. Цели :

Предметные :

Научить различать зверей от других групп животных

Сформировать представление на основе выявления отличительных признаков зверей.

Определять принадлежность животного к своей группе.

Метапредметные:

Личностные:

Формировать положительное отношение к учению, к познавательной деятельности, желание

приобретать новые знания, умения,

Стремиться к преодолению трудностей, осваивать новые виды деятельности,

Участвовать в творческом процессе;

Осознание себя как индивидуальности и одновременно как члена общества.

Регулятивные : -

Принимать и сохранять учебную задачу,

Планировать свои действия, операции,

Действовать по плану,

Оценивать свои результаты.

Познавательные :

Понимать информацию,

Осуществлять операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы

Коммуникативные :

Вступать в учебный диалог с учителем, одноклассниками,-

участвовать в общей беседе,

Задавать вопросы;

Отвечать на вопросы других;

Осуществлять совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач.

4. Результаты урока для учеников:

Личностные: проявление себя как индивидуальность , овладение умениями и навыками самоконтроля, самооценки

Предметные: осознание понятия «звери», умение находить и определять отличительные признаки зверей.

Метапредметные: формирование умственных действий обучающихся, которые направлены на применение полученных знаний в реальной жизни.

5. Виды деятельности учащиеся на уроке :

Работа по учебнику, работа в парах и группах, фронтальная беседа, решение практических задач, тестовая работа, работа в рабочей тетради.

    Личное целеполагание учеников на занятии :

Знать понятие «звери»

Иметь представление, чем звери отличается от других групп животных;

Уметь определять и находить их отличительные признаки;

    Образовательная ситуация .

Ход урока:

1.Организационный момент.

Прозвенел звонок и смолк,

Начинается урок.

Все за парты дружно сели

И на доску посмотрели.

(На доске изображения животных: воробья, лебедя; бабочки, кузнечика; щуки, окуня; белого медведя, лисы ) Ребята работают группой.

У. На какие группы можно разделить данных животных?

Д. (Воробей и лебедь – птицы, потому что их тело покрыто перьями;

Бабочка и кузнечик - насекомое, потому что у них 6 ног;

Щука и окунь – рыбы,потому что их тело покрыто чешуей)

2. Создание проблемных ситуаций и открытие новых знаний.

У. А сейчас прослушаем разговор Муравьишки и Черепашки.

У. А кто такие звери? На этот вопрос мы сегодня попробуем найти ответ.

У. А какую цель мы поставим перед собой?

Д. Рассказать Муравьишке Вопросику о том, кто такие звери и как их отличить от других

групп животных.

3. Работа по теме урока.

У. Мудрая Черепаха предлагает нам прочитать вопрос и рассмотреть рисунок под ним.

Чтобы ответить: кто на рисунке зверь, надо установить – кто точно не зверь. (Слайд)

(ВЫСЛУШИВАЮТСЯ РАЗНЫЕ МНЕНИЯ ДЕТЕЙ)

Итак, кто такой орел?

Д. Орел – птица, ……………

У. К какой группе относится жук?

Д. Жук – насекомое,…………

У. Остались крокодил и мышь. Вариантов 2: или звери оба, или кто-то один из них.

И чтобы ответить на этот вопрос, надо точно знать признаки зверей.

Начнем наше исследование со знакомства со строением тела зверей. О Ком же пойдёт речь? Отгадайте загадку:

Он ходит, голову задрав

Не потому, что важный граф

Не потому, что гордый нрав

А потому, что он …

Рассмотрим тело жирафа(с.38).

У. Из каких частей состоит тело жирафа?

ВЫВОД: Тело зверей состоит из головы, шеи, туловища, ног, хвоста.

Слайд

- Отгадайте следующую загадку про зверя:

Посреди двора стоит копна:

Спереди - вилы, сзади – метла(Корова)

-А кто это?

Мордочка усатая,

Шубка полосатая.

Часто умывается,

Но с водой не знается (кошка).

У. Найдите эти же части тела у кошки и коровы

А чем же покрыто тело зверей?

Д. Тело покрыто шерстью. Шерсть – мех или волосы. Это первый отличительный признак зверей.

Количество шерсти у них может быть различным, например, у слона ее мало, а у белого

медведя ее много. Это зависит от того, в каком месте живет зверь.

У. Теперь мы знаем отличительный признак зверей.

ВЫВОД : Тело зверей покрыто шерстью. (Слайд)

У. А на какие две группы можно разделить зверей.

Д. Домашние и дикие.

У. Чем они отличаются?

Д. …………………………….

3. Физкультминутка

Хлопай, мишка,

Топай, мишка,

Приседай со мной, братишка.

Руки вверх, вперёд и вниз,

Улыбайся и садись.

У . О чем она хотела напомнить нам еще раз? Прочитайте.

ВЫВОД : Звери - животные, тело которых покрыто шерстью.

СЛАЙД (животные кормят детёнышей)

ВЫВОД : Звери- животные, которые кормят своих детенышей молоком, т. Е. МЛЕКОПИТАЮЩИЕ.

Слайд

4. Работа по теме (продолжение) (Слайд)

* Обсуждение вопроса: кто зверь? (СТАЛКИВАЮТСЯ РАЗНЫЕ МНЕНИЯ ДЕТЕЙ)

У.Вернемся к крокодилу и мыши. Можем ли мы сейчас помочь Муравьишке ответить на вопрос: «Кто же зверь?»

Д. Мышь – зверь, потому что ее тело покрыто шерстью.

5. Закрепление.

1.Игра «Найди зверя»

У. - Муравьишка Вопросик пошел гулять в лес, чтобы познакомиться с дикими зверями. А звери решили сыграть с ним в прятки.

Рассмотрите рисунок и помогите Муравьишке отыскать зверей .

Кого вы узнали?(.Белка, лось, заяц, медведь)

У. Какие это звери? (Дикие)

Раскрасьте одного из зверей.

А мудрая Черепаха приготовила карточки, где изобразила только силуэт зверя. Узнай его?

А что ты знаешь об этом звере? Составь рассказ.

6.Беседа «Что такое зоопарк». (слайд)

Зоопарк – место, где содержат животных, чтобы люди могли за ними наблюдать и больше о них узнать.

Очень интересно в Московском зоопарке. Сколько здесь замечательных животных! Их привезли из разных стран. Животных поселили не в тесных клетках, а в просторных вольерах. Люди постарались, чтобы животные чувствовали себя как дома. Спустившись в подземную галерею, попадаешь в удивительный мир ночных животных. В «Доме птиц» мы увидим огромных страусов, симпатичных пёстрых попугаев, красавцев павлинов. В «Экзотариуме» можно понаблюдать за диковинными морскими обитателями.

В зоопарке нужно соблюдать правила:

Не кормить и не дразнить животных

Не просовывать руки и не перелезать через ограду.

Но сейчас появились т такие зоопарки, где эти правила не действуют. Их называют контактными зоопарками. Там содержатся только безобидные животные. Дети могут заходить в вольер, гладить и угощать своих любимцев, фотографироваться с ними. Такое тесное общение приносит много радости.

8. Итог урока.

Что вы можете рассказать Муравьишке о зверях?

-
Чем отличаются они от других животных?

ВЫСЛУШИВАЮТСЯ ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ РАЗНЫХ ГРУПП

    Рефлексия.

* Тест. (Слайд №16)

.Кто такие звери? Как их отличить от других животных?

.Что такое зоопарк?

.Для чего нужны зоопарки?

- Если вам было интересно на уроке, и считаете, что достигли поставленной цели подарите (нарисуйте) улыбку Муравьишке.