Как евреев называют в польше. Как евреи поселились на землях польши

Жил на свете человек со смешным именем Альтер Кацизне. Был он писатель и драматург и даже в чем-то поэт. Пара его пьес шла на варшавской сцене, а также он был председателем еврейского ПЕН-клуба. Но любимейшим из искусств для него была фотография. Его фотостудия в Варшаве была достопримечательностью, а архив насчитывал сотни портретов польских знаменитостей и простых граждан, сценических фотографий и городских зарисовок. Кроме того, он часто отправлялся в путешествия с фотоаппаратом по стране. А еще у него была милая семья - жена и дочка.

Жена Альтера Кацизне погибла, скорее всего, в одном из лагерей смерти, а дочь Шуламит спаслась. Неизвестно, кто спас ее, но она пережила оккупацию, а после войны вышла замуж за посла Италии в Польше, уехала в Италию и жила там до самой своей смерти в 1999 году.

Хане Кольски сто шесть лет. Каждый вечер она исповедуется в грехах и ест печенье. Ее восьмидесятилетний сын в Америке не верит, что она еще жива. Варшава, 1925. (В грехах всего Израиля - ежедневно читает видуй.)

Хон Шлейфер, восьмидесяти пяти лет. Точильщик, механик, изготовитель зонтиков и знахарь. Ломжа, 1927.

Арон-Нохем за своей швейной машинкой. Кутно, 1927.

Эстер за работой. Семь лет назад муж ушел от нее и оставил ее с пятью детьми. Она работает портнихой. Парысув, 1927.

Новое поколение учится «лить воду». Отвоцк, 1927.

Плотник и его внучка. Чортков, 1925.

За что он боролся? Фейвл Табакмен, бывший политзаключенный, не может найти себе работу слесарем. Поэтому он точит на улицах ножи. Варшава, 1928.

Религиозная школа для девочек. Ласкажев.

Намек. Люблин, 1924.

В девяносто три года этот деревенский портной может без очков вдеть нитку в иголку. Парысув, 1926.

Слесарь Элиогу. Двенадцать лет назад ослеп на один глаз, но согласился на операцию только после того, как ослеп на оба глаза. Замбрув.

Старый замок и синагога, связанные подземным ходом. Острог, 1925.

Жена и внучка Мейера Гурфинкеля. Ее отец живет в Вашингтоне, а мать умерла. Карчев.

Азриельке, Shabes-klaper. По пятницам вечером он стучит по ставням, объявляя о начале Субботы. Бяла-Подляска, 1926.

Отец и сын. Кузнец Лейзер Бавул не говорит, сколько ему лет, боясь сглаза, но ему должно быть больше ста. Теперь кузнечным делом занимается его сын, а отец стал доктором - вправляет сломанные руки и ноги. Бяла-Подляска, 1926.

Жена шорника. Воломин.

Молитвенники на продажу.

Синагога. Люблин.

Дом престарелых в Ровно.

Интересно, этот спор - на богословскую тему?

А этот стол накрыт к Субботе.

Земля Израиля в пригороде Варшавы. Халуцим возделывают поля в Грохове.

Это был знаменитый кибуц. Рингельблюм рассказывает о нем такую байку. Один человек купил в рассрочку два кинопроектора, но разорился и не смог погашать долг, и остался и без денег, и без кинопроекторов. Производителем кинопроекторов был еврей. И наш герой возненавидел евреев - виновников всех бед. Прошло много лет, и этот кондовый уже такой антисемит побывал в кибуце в Грохове… и остался там навсегда. Оказалось, это единственное место, где ему хорошо жить и где он по-настоящему получает удовлетворение от работы.

Там же, в Грохове.

Воскресенье в Чорткове - выходной день. Евреи, праздносидящие под объявлением о лекции Альтера Кацизне на тему «Литература как национальное сокровище».

К XVI столетию в центральной и восточной Европе складывается отдельный еврейский субэтнос – ашкенази, значительная часть которого проживала на территории Речи Посполитой. Здесь в отличие от соседней Германии евреи не были стеснены большим количеством законов, ограничивавших сферы их профессиональной деятельности, что обеспечивало постоянный приток представителей иудейской веры в польские и литовские земли. В XVI столетии из 11-миллионного населения Речи Посполитой примерно 800 тысяч были евреями.

Свобода, в которой оказались евреи, беспокоила многих поляков. В частности, в 1485 году краковские католики попытались запретить евреям любую деятельность, кроме «закладов за просроченные долги». Однако превратить евреев исключительно в ростовщиков им не удалось. В 1521 году уже главы львовского магистрата жаловались в Познань:

«Неверные евреи лишили нас и наших занимающихся купечеством сограждан почти всех источников пропитания. Они овладели всей торговлей, проникли в местечки и села, не оставили христианам ничего». Однако и в этом случае никакой реакции не последовало. Король не желал терять в лице польского еврейства мощный торгово-экономический пласт, который обеспечивал в том числе и финансовую стабильность государства.

Тем не менее, евреи постепенно сосредотачивали свою деятельность в нише, в которой их не могли побеспокоить представители других национальностей и вероисповеданий – это посреднические функции между горожанами и крестьянами. Суть деятельности такова: сначала еврей-посредник скупал у крестьян сырье и перепродавал его в город, затем закупал у горожан готовую продукцию и снова перепродавал ее уже в село.

Занять такую нишу не евреям было тяжело: нужно было много и упорно работать, лавировать и приспосабливаться, чтобы стать полезным одновременно горожанину и крестьянину. «Навар» от такой деятельности был небольшой: чуть завысь тариф, и крестьянин с горожанином стали бы договариваться напрямую.

Ближе к концу XVI столетия евреи постепенно выходят из-под влияния короля и попадают в сферу интересов магнатов. Евреи превращаются в пусть и зависимое, но вполне обособленное феодальное сословие. Они строят корчмы и кабаки, дороги и гостиницы, мастерские и заводы, тем самым участвуя в создании транспортной и хозяйственной инфраструктуры Королевства. С евреями в Речи Посполитой считаются, но главное – в них нуждаются.

Е врейские организации Польши обнародовали в минувший понедельник открытое письмо, в котором выражают возмущение всплеском нетерпимости, ксенофобии и антисемитизма, охвативших их страну после принятия «закона о Холокосте», вызвавшего международный скандал.

Об этом пишет во вторник, 20 февраля, сайт газеты The Jerusalem Post .

В этом послании, выложенном на сайте «Союза еврейских общин Польши» и подписанном десятками польских евреев, говорится, что пропаганда ненависти вышла за пределы интернета и охватила общественную сферу.

«Мы уже не удивляемся, когда члены местных советов, парламентов и государственные чиновники вводят антисемитизм в общественный дискурс. Количество угроз и оскорблений в адрес на еврейской общины Польши, растет» , – приводит издание выдержки из этого письма.

Авторы послания выражают признательность президенту Анджею Дуде, премьер-министру Матеушу Моравецкому и лидеру партии «Право и справедливость» Ярославу Качиньскому за осуждение антисемитизма, подчеркивая однако, что эти слова падают в пустоту и не окажут никакого влияния без решительных действий.

«Накануне пятидесятой годовщины антисемитской кампании 1968 года и спустя 75 лет после восстания в Варшавском гетто польские евреи вновь чувствуют себя в этой стране незащищенными» , – говорится в письме.

Напомним, 6 февраля президент Польши Анджей Дуда подписал скандальный «закон о Холокосте», вводящий уголовную ответственность за пропаганду идеологии украинских националистов, отрицание Волынской резни и утверждения о пособничестве поляков нацистам в годы Второй мировой войны.

Речь идет о поправках к закону об Институте национальной памяти, утвержденным Сенатом Польши 1 февраля, согласно которым, в частности, человек, публично обвиняющий Польшу в преступлениях, совершенных во время Холокоста, в пособничестве нацистской Германии, военных преступлениях или преступлениях против человечности, может быть приговорен к тюремному заключению сроком на три года.

Закон запрещает использовать словосочетание «польский лагерь смерти» при описании концлагерей, существовавших на территории оккупированной Польши. Наказанию будут подвергнуты и те, кто попытаются «сознательно преуменьшить ответственность истинных виновников этих преступлений».

Подписывайтесь:

Этот закон вызвал неоднозначную реакцию в Израиле. В течение нескольких дней, предшествовавших утверждению закона Сенатом Польши, его содержание вызвало гневную реакцию со стороны многих израильских политиков, включая премьер-министра и президента страны.

О роли поляков в Холокосте или почему Освенцим (и многие другие фабрики смерти) были построены гитлеровцами именно в Польше?

Евреев убивали в Польше и после разгрома немцев и окончания Второй мировой войны. Погромы проходили с молчаливого одобрения властей, многие из них происходили прямо на улицах, где толпа поляков наблюдала за действиями мучителей.
Из шести миллионов жертв Холокоста половина была евреями с польским гражданством.
Я спрашивал поляков с месяц назад - сколько евреев сегодня в Польше. Цифры отличаются незначительно - несколько сот человек. Во время съемок фильма "Список Шиндлера" (1993 год) их было более трех тысяч.
На протяжении столетий евреи жили среди поляков, но жили изолированно, сохраняя свою культуру и свою историю. На протяжении столетий отношения между поляками и евреями складывались... по-разному.

Из истории евреев в Польше

Впервые еврейские торговцы стали переселяться из Западной Европы (в основном из Испании и Германии) в Польшу примерно в X в., в поисках убежища от преследований крестоносцев. По Калишскому статуту 1264 г. (Привилегии Болеслава V Благочестивого (Калишского) евреям Великой Польши) евреи находились непосредственно под юрисдикцией князя (а не городских судов), позволявшего им свободно отправлять религиозные обряды. Им дозволялось также свободно заниматься торговлей и предоставлением ссуд под залог недвижимости. Власть предержащие имели определенные выгоды от такого весьма терпимого отношения к евреям, и благодаря этому евреи долгое время избегали изгнания в гетто, изгнания, о котором вновь и вновь поднимал вопрос католический костел.

Такое в целом благоприятное положение евреев регулировалось обновляемыми время от времени декретами и продолжалось примерно с XIV в. до первого раздела Польши в конце XVIII в., что привлекало в Польшу евреев из других общин, чаще всего тех, что подвергались гонениям. Этим и объяснялось значительное увеличение еврейского населения в Польше, особенно в XVI-XVII вв. Что же касается прав, то не везде в Польше евреи были в равном положении.

К концу 19 века отношение к евреям ухудшилось настолько, что
с 1881 по 1914 гг. из Восточной Европы выехали 2,5 млн. евреев (большинство из них осели в США, некоторые - в Центральной и Западной Европе и Палестине). Хотя официальное представительство евреев в польском парламенте предусмотрено не было, после Первой мировой евреи, по сути, впервые признавались национальным меньшинством. Равноправие всех граждан и право на развитие культурной жизни этнических и религиозных меньшинств было узаконено и в конституции 1921 г. (хотя и без упоминания о еврейском меньшинстве). Однако в действительности все выглядело иначе. Большинству поляков единственно возможным представлялось польское национальное государство - в то время как в Польше наряду с поляками жили евреи, белорусы, украинцы и немцы. Но национализм не был сугубо польским феноменом - в каждом из меньшинств были сторонники национального суверенитета. Польский национализм отличала явно выраженная антиеврейская позиция: национал-демократы видели в евреях врагов государства, а "поскольку они не поддаются ассимиляции", речь могла идти только об их эмиграции. Эта политика, имевшая целью ослабление еврейского влияния, была продолжена поддерживавшими Пилсудского социалистами (Польская социалистическая партия - ППС) и после майского переворота 1926 г., хотя последние поначалу считали ассимиляцию (полонизацию) евреев возможной. " Антисемитизм в Польше имел глубокие корни: костел часто выступал с обвинениями против евреев. В начале 20-х гг. дошло даже до погромов. Но в последующие десять лет их число сократилось. Однако дискриминация евреев сохранялась. Евреи практически не получали работу в государственных учреждениях, вследствие враждебных выпадов против еврейских студентов резко сократилось их число в университетах. Существовали и другие ограничения: например, запрет на работу по воскресеньям, что значительно осложняло еврейскую жизнь. Депрессия в конце 20-х гг. вновь обострила антисемитские настроения. В 1929 г. газета "Judische Welt" ("Еврейский мир") - центральный орган Союза восточно-еврейских организаций в Германии (издавался в Гамбурге) сообщала: "К сожалению, из этой страны [Польши - Ред.] вести для евреев безрадостные... В отличие от довоенного времени евреи имеют равные права с другими гражданами, но только на бумаге"(41). Причин тому было несколько, в частности, экономический кризис, правый национализм и нарождающийся нацизм. Из польских партий лишь социалистическая (ГТПС - левое крыло) открыто выступила против антисемитизма. Но она не могла изменить настроений широких масс. В период с 1935 г. по 1939 г. участились выпады против евреев: евреев исключали из всех сфер общественной жизни, в университетах еврейские студенты должны были сидеть отдельно, в 1937 г. еврейским врачам и журналистам было отказано в членстве в соответствующих профессиональных объединениях. Бойкот еврейской торговли в 1937 г., поддержанный национал-демократами, привел к новым нападкам на евреев. Можно выделить три основные направления в реакции евреев на возрастающий антисемитизм: сионизм, социализм и ортодоксальный иудаизм. Часто эти ориентации проявлялись в смешанных формах, и в 20-е - 30-е годы они вели к развитию экстремизма как левого, так и правого. Знаменательно, что и те евреи, которые ранее считали себя ассимилированными (в основном молодежь), стали искать поддержки в многочисленных еврейских (политических) организациях. Но даже несмотря на возрастающую угрозу извне, единение евреев представлялось невозможным. Наряду с идеологическими разногласиями основной причиной раскола еврейской фракции в польском парламенте был вопрос о сотрудничестве с правительством, которое было антисемитским. Несмотря на тяжелые времена и несогласованную еврейскую политику, культурная жизнь евреев в межвоенное двадцатилетие не замерла: сторонники ортодоксальной и религиозной сионистской ориентации открывали иешивы (от древнееврейск. "сидение", "заседание"; высшие школы по изучению Талмуда). Еврейская пресса, прежде всего газеты на идише, была многочисленной и многообразной. В 1930 г. в Польше выходили 180 еврейских журналов и газет. Из них 135 - на идише, 16 - на иврите, 28 - на польском, 1 - на немецком. (Эти данные почерпнуты из "Juciisches Lexikon", 1927-1930, Bd. IV, s. 1027). Идиш вообще пережил в это время небывалый взлет - и в театре, и в литературе. На идише творили такие ставшие впоследствии известными писатели, как Шалом Аш (1880-1957), Исаак Башевис Зингер (1904-1991) и многие другие. В 1925 г. в Вильне был основан научно-исследовательский институт по изучению культуры и языка идиш (YIVO), который положил начало исследованиям светской еврейской культуры (позже этот институт был переведен в Нью-Йорк). В сфере воспитания значительным было стремление ввести в него идишистские светские, социалистические элементы. С этой целью в 1921 г. было создано объединение "Цисхо" (Central Yiddish School Organisation - Центральная организация школ на идише), курировавшее 120 школ, в первую очередь в восточных регионах Польши. Однако их влияние в целом было скромным. Аналогично обстояло дело и с еврейскими школами, открытыми сионистами, в которых занятия велись на двух языках: на польском и иврите либо на идише и иврите. Из еврейских школ наиболее популярными среди населения были ортодоксальные, те, в которых иврит изучался как язык Библии, а не как живой язык новой культуры (к чему стремились сионистские школы). Но большинство еврейских детей ходили в обычные государственные школы, а определенная часть (как, например, дети из Дома сирот Корчака) посещала специальные, так называемые субботние государственные школы, в которых разрешалось не писать по субботам. Тяжелым было положение еврейских студентов в средней и в высшей школе. Здесь существовала квота для евреев, поэтому многие были вынуждены учиться за пределами Польши. Положение в польских университетах Э. Рингельблюм описывает следующим образом: "Разделение аудиторий на левую (еврейскую) и правую (арийскую) половину, бойкотирование и применение насилия против либерально настроенных профессоров еврейского происхождения, забастовки в университетах с требованием ввести "нулевую квоту" для евреев превратили высшую школу в очаг бандитизма: кастеты, бритвы, ножи, дубинки были здесь обычным делом. Постоянно проливалась кровь студентов: среди еврейских студентов были раненые и даже убитые" (42).


37) Н. Ben-Sasson. Geschichte des judischen Volkes. Band 3. Munchen, 1980, s. 34.
38) S Levin. Jugend in Aufruhr. Berlin, 1935.
39
)В главе использованы материалы Н. Ben-Sasson . Geschichte des judischen Volkes. s. 112; P. Osten-Sacken Das Ostjudentum Einfuhrungen. Studien, Erzahiungen und Lieder Berlin, 1981, s 9
40
) М. Shereshevski The problem of Janusz Korczak national identity. Dissertation an der Universrtat Tel-Aviv, 1984, P 250. 41 CM Jiidische Welt Mr. 4, 1.4.29, s. 4.
42) Цит. по: J. Switalski-Ebersmann Die politisch-kulturelle Entwicklung .
43) В главе использованы материалы: Е Mendelsohn. The Jews of East Central Europe between the World Wars Bloommgton, 1983, p. 69. 56ff