Дежурные по станции. Лучшая дежурная по станции московского метро работает на вднх Лучшая дежурная по станции
У 23-летнего Сергея Горбунова должность ответственная и серьезная – дежурный по станции.
А работа – в самом центре Кулундинской степи, в Славгороде. «Не мы выбираем дорогу, дорога выбирает нас», – говорит он. Мысль зрелого мужчины, хотя в этой профессии он работает всего год.
– Какое образование необходимо, чтобы стать дежурным по станции?
– Как минимум нужно окончить железнодорожный техникум, получить техническое образование, а чтобы дальше двигаться по карьерной лестнице, необходимо высшее образование. Я учился в СГУПСе в Новосибирске по специальности «Организация перевозочного процесса на железнодорожном транспорте».
– Что входит в ваши обязанности?
– Основная задача – обеспечение безопасности движения поездов. Во время своей смены дежурный по станции распоряжается всеми операциями, связанными с приемом, отправлением и пропуском поездов и маневровой работой, то есть развозом местного груза по подъездным железнодорожным путям. Работу надо организовать так, чтобы обеспечить четкое и своевременное выполнение плана перевозок.
– У вас очень строгая дисциплина, ни шагу от регламента?
– Для соблюдения безопасности движения поездов необходимо соблюдать регламент и действовать согласно инструкции. Хоть железнодорожный транспорт и считается одним из самых безопасных, ситуации случаются разные. Безопасность на участке пути зависит не только от дежурного по станции, но и от машинистов, движенцев, путейцев, электромехаников, связистов, энергетиков.
У нас очень хороший, доброжелательный коллектив. Так совпало, что на станции работают специалисты, которые уже в профессии по 20-30 лет, есть молодые, как я. Нам очень помогают наши опытные коллеги, они все рассказывают, советуют, приходят на помощь. В стороне не остается начальник станции Анатолий Подсадний, который подсказывает, объясняет, делится с нами своим опытом.
– Почему выбрали именно эту профессию?
– Мой отец 20 лет отработал на станции Славгород в той же должности. При выборе профессии я долго не думал и учился по целевому направлению. По распределению направили сюда.
– С какими сложностями вы столкнулись, придя на свое место?
– К некоторым вещам пришлось привыкать, адаптироваться. Например, у нас строгий регламент переговоров. Приходится очень много разговаривать. После смены иной раз говорить ни с кем не хочется. Эмоционально за смену устаем. Смена у нас, к слову, 12 часов. Дневная – с восьми утра до восьми вечера. И ночная – с восьми вечера до восьми утра. В ночные смены в первое время было тяжело, скорее, не тяжело, а непривычно спать днем и бодрствовать ночью.
– Какими чертами характера должен обладать человек вашей профессии?
– Внимательность – один из главных критериев. Ответственность, реакция, память, самодисциплина, самоконтроль, концентрация внимания, потому что постоянно нужно за всем следить. Каждое неверное действие может повлечь за собой серьезные последствия.
– Хороший ли доход приносит работа? Особенно для молодых фактор заработка играет ведущую роль.
– Заработная плата достойная. Меня вполне все устраивает, кроме того, есть перспективы карьерного роста.
– Вы довольны, что по распределению попали именно сюда?
– Для меня Славгород – родной город, на железной дороге лучше начинать с небольших станций, чтобы набраться опыта. Это не такая крупная, как ближайшие Кулунда и Карасук.
– Нравится ли вам самому ездить на поездах?
– После первого курса я работал проводником. За неделю мы проделывали путь от Адлера до Владивостока, преодолевали по 10 часовых поясов. И тогда мне казалось, что я накатался на всю жизнь. На данный момент понимаю, что это была усталость, мне и сейчас часто приходится ездить на поездах, и делаю это с удовольствием.
Работница станции метро «Щёлковская» Светлана Вязьмина стала победительницей ежегодного конкурса «Лучший дежурный по станции». Проводился он в рамках общегородского конкурса профессионального мастерства «Московские мастера» .
Финальный этап конкурса дежурных проходил в актовом зале главного управления Московского метрополитена . Из ста участников после первого, теоретического этапа - тестирования - в финал прошли девять человек. Все они представительницы прекрасного пола. Исторически так сложилось, что у Службы движения метрополитена - женское лицо. В числе девяти финалистов была и Светлана Вязьмина из ВАО.
В ходе испытаний дежурных проверили на знание сигналов, названий станций метро, а также столичных достопримечательностей, которые расположены неподалёку. Самым зрелищным стало испытания по извлечению специальными клещами предметов, упавших с условной «платформы»-сцены на пути. Перед конкурсантками рассыпали вещи, которые пассажиры чаще всего роняют - сумки, обувь, документы, книги. Вооружившись длинными изолированными клещами-хватателями за 15 секунд опытные дежурные достали все, даже совсем небольшие предметы.
На практическом этапе конкурсанткам предстояло показать свои технические навыки. Они должны были правильно ставить «закоротку» и переводить стрелку специальной рукояткой - курбелем. «Закоротка» или «короткозамыкатель» (две скобы, соединенные тросом) - это заземляющее устройство, соединяющее контактный рельс с ходовым.
Случайному наблюдателю может показаться, что установка «закоротки» на путевой и контактный рельс не так уж и сложно. Или манипуляции с курбелем - поставил рукоятку в паз и крути до щелчка. Однако в реальной обстановке для выполнения этих операций необходимо спускаться в тоннель, где оборудование подключено к току высокого напряжения. Благодаря же уникальной учебной базе на конкурсных состязаниях все эти действия выполнялись в аудиториях, где смонтированы участки путей с контактным рельсом, а также переводящие «стрелки».
Сложнее всего справиться с волнением
При выполнении заданий обязательным было строгое соблюдение алгоритма. Причём, в процессе выполнения следовало чётко проговаривать каждое действие. Жюри немедленно снимало баллы, если вдруг забыл упомянуть, например, о заполнение Журнала спуска в тоннель…
Как прокомментировали сами девушки, работа дежурного по станции заключается, прежде всего, в точном следовании инструкции. Каждая из них умеет действовать автоматически, но на конкурсе все равно все волновались…
Конкурсанткам, спорившим за звание лучшего дежурного по станции, удалось прийти к финишу с минимальным отрывом. И всё-таки победу одержала представительница станции Щёлковская Светлана Вязьмина.
Второе место досталось Марии Смирновой - дежурной по станции 9 дистанции. Третье - Анне Мартыновой - дежурной по станции 5 дистанции.
Как призналась победительница, Светлана Вязьмина, на подготовку к конкурсу у неё было совсем мало времени, поскольку буквально накануне его она вышла из отпуска. Светлана получила памятный знак, букет цветов и ценный подарок. Всё это ей вручил начальник службы движения Московского метрополитена Александр Гордин.
Елена Птицына
- Расскажите о себе: кем Вы работаете и как долго работаете по этой профессии?
- Нужны ли какие-то особые качества и навыки человеку, который решил стать специалистом в этой области?
Я считаю, что в специальностях, связанных с работой на железной дороге нужны психологическая устойчивость, умение самостоятельно и быстро принимать решения в любых ситуациях.
- С какими трудностями Вы сталкиваетесь в Вашей работе?
Для меня самая большая трудность - это сменный график работы, работа в ночное время.
- Что самое интересное в Вашей работе?
Для меня самое интересное - это возможность принимать решения самостоятельно.
- Позволяет ли Ваша профессия раскрыть творческие способности, проявить себя?
Творческие способности - нет, а вот проявляю себя постоянно, так как работа требует большой самостоятельности.
- Сбылась ли детская мечта о будущей профессии?
Да, моя мечта сбылась.
- Помните ли вы, откуда узнали об этой профессии?
Моя мама работала на железной дороге, я часто бывала у нее на работе. Так я узнала о том, что на железной дороге существует много различных специальностей и мне захотелось тоже там работать.
- Насколько Ваша профессия полезна и важна для нашей страны?
Без моей профессии сложно представить железнуюдорогу. Если не было бы таких специалистов, то на железной дороге была бы путаница: поезда сталкивались бы друг с другом, не знали, в какое время отправляться и по какому маршруту.
- Приносит ли Ваша профессия хороший доход?
Доход в моей профессии средний, но радует стабильность.
Ответственным людям, самостоятельным, умеющим быстро реагировать на меняющуюся ситуацию.
- О чем бы Вы хотели предупредить тех, кто собирается получить такую же профессию как у Вас?
Нужно помнить, что моя профессия оказывает большую психологическую нагрузку; вызывает частую усталость.
- Как Вы видите свою профессию в будущем?
Думаю, что в будущем моя профессия будет такой же нужной и важной на железной дороге.
- Чтобы Вы предложили усовершенствовать в своей профессии?
Сложный вопрос, меня всё устраивает. Но наверно, я бы предложила усовершенствовать систему оповещения о прибытии и отправлении поездов.
- Были ли у Вас моменты разочарования в профессии?
Нет, никогда не разочаровывалась в своей профессии.
- Возможен ли в Вашей профессии карьерный рост?
Да, возможен. Можно стать поездным диспетчером или начальником станции.
Интервью провел Беленкин Дмитрий Владиславович,
Ученик 6 класса МБУ ДО «Центр дополнительного образования № 1»