Весенним постом называемым четыредесятница продолжительностью. Страстная Седмица

В православном годичном круге богослужений упоминается название «Святая Четыредесятница». Что это такое? Святая Четыредесятница, или Великий пост, – особый период для православных христиан. Это время, предшествующее главному христианскому празднику – Пасхе. длится сорок дней в память о том, как Спаситель постился в пустыне.

Каждый год время начала Святой Четыредесятницы меняется, в 2017 году Великий пост начинается относительно рано – в феврале. Кажется, что недавно мы праздновали Рождество Христово, а вскоре уже начинаем готовиться к Пасхе. Чтобы выяснить, когда будет Святая Четыредесятница в 2017 году, обратимся к церковному календарю. Великий пост длится с 27 февраля по 15 апреля . Светлый праздник Пасхи – 16 апреля.

Начинается Святая Четыредесятница 2017 в Неделю сыропустную (), когда в храмах совершатся трогательный Чин прощения.

Как проводить Святую Четыредесятницу

Первая и последняя неделя Великого поста - самые строгие. В период поста принято воздерживаться от пищи, увеселительных мероприятий и как можно чаще посещать богослужения в храме. В начале Великого поста в церкви читается особый покаянный канон Андрея Критского. Его можно приобрести в церковной лавке и читать дома, если не получается посетить богослужение. Также вспоминается житие преподобной Марии Египетской. Пример этой женщины показывает, что из страшной греховной бездны можно вырваться с Божией помощью. Даже если совершенные грехи очень тяжкие, не нужно отчаиваться. Господь всегда помогает кающемуся грешнику и открывает для него двери Рая.

Богослужения Святой Четыредесятницы

В период Святой Четыредесятницы совершается особая Литургия Преждеосвященных Даров. Она бывает только Великим постом. На богослужениях становится меньше песнопений, больше читается Евангелие. Церковные службы Святой Четыредесятницы помогают нам настроиться на покаяние, поэтому священники рекомендуют изыскать возможности посещать их как можно чаще: больше в течение года таких богослужений не бывает.

Поминание усопших совершается не каждый день, этому посвящены особые дни – (вторая, третья, четвертая).

Святой Четыредесятницы – радостное время. Несмотря на покаянный и несколько грустный настрой на службах, мы ожидаем главное событие – Пасху. Последняя неделя Великого поста – страстная – по своему значению самая важная. В течение этих дней мы вспоминаем последние дни жизни Спасителя: предательство Иуды, распятие, смерть, погребение. Но впереди нас ждет ликование и радость – Воскресение Христово!

Принятие пищи и очищение души

Великий пост – самый строгий, по церковным канонам в этот период употребляется только пища растительного происхождения. По Уставу церкви, в Четыредесятницу мясо и молочные продукты не вкушают, а рыба разрешается лишь в течение двух дней: в праздник Благовещения и в . Правила постной трапезы подробно описаны в календарях, где указаны дни, когда по Уставу разрешаются те или иные виды пищи.

Следует отметить, что строгое следование Церковному уставу в отношении принятия пищи – не каждому по силам. Очень важно не переоценить свои возможности и соблюдать пост в ту меру, которая возможна для вас лично. Если вы не знаете как поститься – посоветуйтесь со священником. Как правило, людям со слабым здоровьем, беременным и кормящим женщинам, а также детям допускается ослабить пост.

Нужно помнить, что, кроме пищи, важна работа человека над своей душой, покаяние, очищение. Творение добрых дел – также неотъемлемая часть поста. Нужно стараться внимательно относиться к своим мыслям, стараться жить в мире с окружающими, никого не осуждать. Православные христиане стараются обязательно исповедоваться и причаститься Святых Христовых Тайн в период поста. Очень хорошо, если удастся это сделать несколько раз.

Если вы постараетесь провести Великий пост в молитве и покаянии, то праздник Пасхи будет совершенно особенным.


27 февраля - начало Святой Четыредесятницы, Святого Великого поста. Поздравляем всех с началом этого особого периода в жизни верующих - периода Весны духовной!

Время освободить себя для Бога

Великий пост - важнейший и самый древний из многодневных постов. Это время подготовки к главному православному празднику — Светлому Христову Воскресению.

Смысл Великого Поста

Пост - это время, когда вместе со сменой богослужебной жизни меняется и повседневная жизнь христиан. Главным ее наполнением становятся молитва, покаяние, усилия для изменения образа мыслей, действий и слов человека.

Также пост - это время для примирения с близкими, воздержания от ссор и конфликтов, осуждения, обид. Во время поста принято уделять особое внимание делам милосердия и помощи нуждающимся.

Смысл поста — в совершенствовании любви к Богу и ближним, потому что именно на любви основывается всякая христианская добродетель.

Священники о смысле Поста

«Пост — это то время, когда человек освобождает себя для Бога, прежде всего, когда он максимально старается пространство своего сердца, пространство своего ума, пространство своей души освободить для Бога. Желудок тут, в общем, по большому счету, стоит на втором, на десятом месте, потому что Бог не на желудок смотрит, в конце концов. «Сын, дай мне твое сердце» — вот слова Священного Писания. Поэтому пост, прежде всего, когда человек начинает поститься, для него самым важным было — что сейчас во мне, какой хлам мне мешает или Богу мешает во мне пребывать, во мне воцариться и действовать, меня просвещать».

Протоиерей Алексий Уминский

«А самое главное для нас - это то, о чем говорил преподобный Сергий Радонежский, - преодоление ненавистной розни мира сего.

Мы легко друг друга осуждаем, легко друг друга обижаем, относимся пренебрежительно друг к другу, без должной заботы и без должного уважения, без любви.

Цель поста в этом и заключается - чтобы мы возрастали в любви, чтобы тепло нашего сердца доносили до тех, кого Господь ставит на нашем пути, чтобы с нами было хорошо нашим близким».

Протоиерей Александр Ильяшенко

В чем заключается Великий Пост


Духовная практика поста состоит из молитвы, духовного чтения и удаления от всего греховного и отвлекающего от Бога. Телесная подготовка состоит из воздержания от скоромной (непостной) пищи.

Для каждого человека проведение Великого поста является индивидуальным творчеством и заключается в личных усилиях, сосредоточенности на своих, особых подвигах.

Тем не менее, можно выделить общие для всех направления : организация духовно-молитвенной жизни, отказ от определенных видов развлечений, особое внимание к близким, направленное на то, чтобы сделать отношения более глубокими, содержательными, исполненными любви.

Также пост - это время молитвы и покаяния , когда каждый из нас должен испросить у Господа прощения своих грехов на исповеди и достойно причаститься святых Христовых Таин.

Молитва святого Ефрема Сирина

Это покаянная молитва, составленная в IV в. преподобным Ефремом Сирином (сирийцем), которая читается на богослужениях Великого поста.

При первом чтении этой молитвы после каждого из трех прошений кладется земной поклон. Потом 12 раз про себя читается молитва: «Боже, очисти мя, грешнаго», - с поясными поклонами. Затем вновь читается вся молитва, после которой кладется один земной поклон.

«Господи и Владыко живота моего, дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми.

Дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения и любве даруй ми, рабу Твоему.

Ей, Господи, Царю, даруй ми зрети моя прегрешения и не осуждати брата моего, яко благословен еси во веки веков. Аминь».

«Почему эта короткая и простая молитва занимает такое важное место во всем великопостном богослужении? Потому что в ней перечисляются особым, свойственным только этой молитве образом все отрицательные и положительные элементы покаяния и определяется, так сказать, список наших индивидуальных подвигов. Цель этих подвигов, прежде всего, — освобождение от какого-нибудь основного недуга, направляющего всю нашу жизнь и препятствующего нам вступить на путь обращения к Богу»

Протопресвитер Александр Шмеман о молитве Ефрема Сирина

Календарь Поста

Великий пост начинается за семь недель до Пасхи и состоит из четыредесятницы - сорока дней - и Страстной седмицы - недели перед самой Пасхой.

Четыредесятница установлена в честь сорокодневного поста Спасителя, а Страстная седмица - в воспоминание последних дней земной жизни, страданий, смерти и погребения Христа. Общее продолжение Великого поста вместе со Страстной седмицей - 48 дней .

Неделя 1-я Великого поста. Торжество Православия

Неделя 2-я Великого поста. Святителя Григория Паламы

Неделя 3-я Великого поста. Крестопоклонная

Неделя 4-я Великого поста. Преподобного Иоанна Лествичника

Мариино стояние (чтение Великого канона свт. Андрея Критского, полностью, с чтением жития преп. Марии Египетской) - 30 марта (совершается накануне - 29 марта, вечером).

Похвала Пресвятой Богородице. Суббота Акафиста - 1 апреля (поется накануне, в пятницу вечером - 31 марта).

Неделя 5-я Великого поста. Преп. Марии Египетской

Лазарева суббота

Неделя 6-я Великого поста, «неделя вáий» (пальмовых ветвей), Вход Господень в Иерусалим или Вербное воскресенье

Страстная седмица, или Неделя Страданий Господа

Литургия Преждеосвященных даров

Литургия Преждеосвященных даров - одна из самых красивых великопостных служб. Верующие стремятся хотя бы один раз за пост присутствовать на ней и причащаться Святых Христовых Таин.

Во время Литургии Преждеосвященных Даров верующим предлагаются для причащения Святые Дары, освященные прежде - на предыдущей полной литургии и сохраняемые в ковчежце обычно на престоле или (реже) на жертвеннике.

Литургия Преждеосвященных даров служится вместе с великопостной вечерней. В древности служили по вечерам, воздерживаясь от пищи целый день.

Великий покаянный канон святого Андрея Критского

В самом начале Великого поста, как исходный тон, которым определяется вся великопостная мелодия, Святая Церковь предлагает нам Великий покаянный канон святого Андрея Критского.

Он разделен на четыре части и читается за Великим Повечерием, вечером, в первые четыре дня Поста. На утрене в четверг Пятой седмицы поста канон прочитывается полностью.

Его можно описать как покаянный плач, раскрывающий нам всю необъятность, всю бездну греха, потрясающий душу отчаянием, раскаянием и надеждой.

«Но облобызай покаяние!» — так восклицает святой Андрей в одном тропаре Великого канона. Греческое слово «покаяние» означает не только раскаяние, но решительную, хотя иногда и мучительную, трудную, скорбную, перемену ума. Ум должен измениться! От греха и забот, от угрызений и терзаний мира сего, от тленности и уничтожения ум должен, изменившись, вернуться к тому состоянию, которое изначально даровал человеку Бог. Покаяние есть процесс всей жизни, вот почему покаяние требуется и впервые осознавшему свой грех человеку, и святому, достигшему великих высот подвижнической жизни».

Протоиерей Сергий Правдолюбов о Великом каноне святого Андрея Критского

Как подготовиться к исповеди

Великий Пост - это время покаяния, когда христианин должен испросить у Господа прощения своих грехов на исповеди и достойно причаститься святых Христовых Таин.

Исповедь принято совершать после вечернего богослужения или утром, непосредственно перед литургией. При подготовке к исповеди церковный устав не требует ни особого поста, ни особого молитвенного правила, нужны только вера и покаяние.

Приготовиться к исповеди - значит проанализировать свои дела и мысли с точки зрения заповедей Божиих, помолиться Господу о прощении грехов и даровании истинного покаяния.

«Исповедь — это таинство примирения с Богом. Представьте, что вы сильно обидели близкого вам человека. Обидели так, что при встрече вам даже в глаза ему посмотреть будет трудно. Но если он действительно вам дорог, вы находите в себе силы попросить прощения. И человек, увидев вашу искренность, вас прощает. Примерно то же самое происходит и на исповеди. По образному выражению, которое нередко можно найти у святых отцов, наши грехи словно «кирпичики», из которых постепенно складывается стена между нами и Богом. И разрушить ее можно только посредством покаяния».

Игумен Нектарий (Морозов) об исповеди

Пост в пище: как правильно соблюдать


В правилах поста Православной Церкви указаны лишь наиболее строгие нормы, к соблюдению которых верующие должны по возможности стремиться. Формального разделения в правилах для монахов, духовенства и мирян не существует.

Неопытные в посте должны приступать к нему постепенно и благоразумно. Миряне часто облегчают себе пост, что следует делать по благословению священника.

Нужно соизмерять свои силы и не поститься излишне усердно или, наоборот, совсем нестрого. В первом случае исполнение непосильных правил может принести вред и телу, и душе, во втором случае не будет достигнуто нужное телесное и духовное напряжение.

Как поститься, если работаешь?

«Конечно, следует стараться больше обычного посвятить храмовой, общей молитве. Но, если не получается, то хорошо бы попытаться что-то изменить в своем обычном правиле. Больше молиться — не значит пролистывать больше страниц канонника или молитвослова, чем в другое время. Думаю, это значит уделять больше времени внутреннему обращению к Богу.

Попробуйте отвести себе время: 20-30 минут утром и вечером (кто-то может и больше) на такую сердечную молитву. Попробуйте поклоны с такой молитвой. Не потому что это входит в обязательное постовое правило, а потому что позволит вам иначе ощутить силу такой молитвы. Это невозможно без примирения с теми, кого обидели, с кем имеется немирность. Недаром пост начинается Прощеным воскресеньем.

Не буду ничего лишнего говорить о пище: мера воздержания это личное дело каждого человека или его духовного наставника, если это наставничество основано на обоюдной христианской любви и послушании. Скажу лишь, что часто бывает куда сложнее поститься количественно, чем качественно. Постных и не самых дешевых продуктов сейчас множество. Но мы забываем, что постом еда должна быть самой дешевой с тем, чтобы сэкономленные деньги потратить на добрые дела».

Игумен Агафангел (Белых) о том, как поститься работающему человеку

«У ребенка совсем иное представление о грехе и до определенного возраста у него нет понятия о духовной борьбе. Например, маленьких детей, которые еще не исповедуются, нагружать серьезными постными дисциплинами было бы даже и опасно, потому что дети развиваются, и их пост должен быть в пище самым незначительным. То есть должны быть просто отдельные элементы поста. Ребенка всегда надо хорошо кормить, можно постной пищей, но разнообразной. Поэтому присутствие в рационе ребенка молочных продуктов и иногда, когда ребенок ослабевает, заболевает, мясных бульонов, мяса, вполне возможно».

Протоиерей Алексий Уминский о детском посте

«Для чего ты постишься? Если ты мамочка, твоя задача - родить здорового ребеночка: нужно и питаться правильно, и твое состояние должно быть умиротворенным радостным и оно должно передаваться твоему ребенку.

Если плохо себя чувствуешь, то ешь то, что требует организм. А мы начинаем мельчить - а то можно, а это?

Так вот либо ты ставишь перед собой задачу родить ребеночка, и не одного, или ты превращаешь пост в фарисейское буквоедство».


Протоиерей Александр Ильяшенко о посте беременных

"Постимся постом приятным"

Вот как выражено содержание поста в известной стихире, которую любят цитировать за столом, обрывая в самом неподходящем месте.

«Постимся постом приятным, благоугодным Господеви: истинный пост есть, злых отчуждение, воздержание языка, ярости отложение, похотей отлучение, оглаголания, лжи и клятвопреступления. Сих оскудение, пост истинный есть, и благоприятный».

Как видно, в данном молитвословии нет каких-либо намеков на вкусную постную пищу. Слово "приятно" здесь использовано в изначальном значении - это то, что принято . О каком приятии здесь речь, кем наш пост принимается? Ответ следует из текста: «приятным, благоугодным Господеви» .

"Также, когда поститесь, не будьте унылы, как лицемеры, ибо они принимают на себя мрачные лица, чтобы показаться людям постящимися. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою. А ты, когда постишься, помажь голову твою и умой лице твое, чтобы явиться постящимся не пред людьми, но пред Отцом твоим, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно" (Мф 6:16-18)

Доброго пути к Празднику Праздников!

Неделя о мытаре и фарисее.
Неделя о мытаре и фарисее – первый воскресный день, с которого начинается приготовление верующих к началу Великого поста. Фарисей считал высшим проявлением праведности внешнее выражение почитания Бога: пост, исполнение обрядовых законов – и тем самым растил в своей душе тяжелейший грех гордости. Мытарь же – сборщик налогов, презираемый всеми людьми, - осознавал свою греховность и искренне исповедовал ее перед Богом, не считая возможным превозноситься перед кем-либо или кого-то осуждать; поэтому Господь и именует его «более оправданным».
Молитва мытаря – «Боже, милостив буди мне грешному» - принята Церковью как общеупотребительная, уместная всегда и для каждого из нас.
* * *
«..Сказал также к некоторым, которые уверены были о себе, что они праведны, и уничижали других, следующую притчу: два человека вошли в храм помолиться: один фарисей, а другой мытарь. Фарисей, став, молился сам в себе так: Боже! благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди, грабители, обидчики, прелюбодеи или, как этот мытарь; пощусь два раза в неделю, даю десятую часть из всего, что приобретаю. Мытарь же, стоя вдали, не смел даже поднять глаз на небо; но, ударяя себя в грудь, говорил: Боже! будь милостив ко мне, грешнику! Сказываю вам, что сей пошел оправданным в дом свой более, нежели тот; ибо всякий, возвышающий сам себя, унижен будет, а унижающий себя возвысится» (Лк. 18, 9-14).
Милостью Божией мы дожили в этом году до начала песнопений Великого поста. Входя в храм во время всенощного бдения, слышим слова, воспеваемые Церковью, обращенные к нам: «Покаяние отверзи ми двери, Жизнодавче». Это обращение Господь вкладывает нам в уши, ум, сердце, чтобы встрепенулись, остановились в своем беге по жизни и сказали себе: «Куда и зачем?». Почему нет радости в душе? Почему весь свет не мил? Почему так далек и невидим Бог? Какие-то двери моей совести закрыты и не дают пробиться слову Божию, и замок на них не открывается, и нет у нас ключа. Что делать?
Мать Церковь устами евангелиста Луки отвечает нам притчей о мытаре и фарисее. Два человека встали перед Богом и просили у создателя общения с Ним, искали потерянный Рай, который был дан первому человеку, Адаму.
Молитвам обоих Господь внимал, но более словам мытаря, потому что в жизни своей он дошел до самого дна греха и духовно почувствовал, что нет в человеке добра, пока Господь не даст за покаяние дар бесценный любить и прощать, и считать хоть кого-нибудь ниже себя. Будем стучаться в эти двери нашего сердца: «Боже милостив, буди мне грешнику», и непременно замок откроется, створки распахнутся, и любовь милующего Господа покроет нас.
Игумен Иларион (Кильганов)
Важеозерский Спасо-Преображенский монастырь.
Газета «Святая обитель».

Неделя о блудном сыне.
Второе приготовительное к Великому посту воскресенье именуется Церковью Неделей о блудном сыне. Притча о блудном сыне, читаемая за литургией в этот день, являет нам образ истинного покаяния грешного человека и милосердия Божия к нему. Сын уходит из дома, чтобы получить независимость и узнать настоящую жизнь. В результате он теряет имение и становится батраком. Осознав свою неблагодарность, он со страхом возвращается в отчий дом. Но отец ждет его и выбегает навстречу, чтобы обнять оборванного путника. Блудный сын – это каждый из нас, наделенный от Бога своей «частью имения» – великим даром жизни, свободой воли – и тем не менее далеко не всегда употребляющий эти дары так, как должно, впадающий в грехи и нарушающий заповеди Божии. Но милостивый Господь, как любящий отец, ждет нашего покаяния, осознания греховности нашей жизни, желания «возвратиться к отцу». И если это желание будет подкреплено делом, то Бог вновь принимает нас, как отец с радостью принял своего блудного сына.

Неделя мясопустная, о Страшном Суде .
Два последних подготовительных к Великому посту воскресенья посвящены темам о начале и конце человечества и истории мира в том виде, в каком явлены они нашему человеческому опыту и восприятию: это, предпоследнее перед Постом воскресенье, погружает наше сознание в последние события истории человечества: второе пришествие на землю Иисуса Христа - судить живых и мертвых. Церковь подводит нас духовно к той последней грани, которая отделит царство истории от Царства Божия, время от вечности.
С понедельника начинается «сырная» седмица – масленица , на которой устав предписывает воздерживаться от употребления мяса, зато разрешается вкушать молоко, сыр, масло и яйца.
До Великого поста осталась всего одна неделя и сейчас в полном разгаре масленица, славная на Руси блинами. В это время издревле отмечали приближащийся приход весны. Существовали специальные названия и ритуалы каждого дня недели. В первый день начинали печь блины на заготовленной с вечера опаре. Первый блин отдавали отдавали нищим - на помин души усопших родичей. На блины приглашали родственников. Блины ели со сметаной, яйцами, икрой и другими вкусными приправами. Пир горой шел в каждом доме.
Масленичный вторник называли «заигрыши». В среду , которую величали «лакомки», собирала гостей теща. Главным гостем был зять, которого теща потчевала блинами и пирогами. Четверг называли «широким». В этот день к ломящимся от масленичных яств столам прибавлялись потехи самые разные: балаганы, качели, кулачные бои, катания на санках и шумные пирушки. В пятницу наступал черед зятьям угощать тещ блинами - этот день так и называли «тещины вечерки». А в субботу приглашала к себе родных молодая невестка - на «золовкины посиделки». Невестка одаривала золовок подарками. Веселился на масленицу не только простой народ. Москва видывала и удивительные царские увеселения, приуроченные к сырной неделе.
«Широкая масленица» - изобретение скорее мирское, или даже языческое, чем христианское. Трудно себе представить, чтобы, напомнив нам о Страшном Суде, Церковь сразу же за этим благословила нас на обжорство, пьянство и безудержное веселие. Такого благословения мы и не отыщем ни в одном уставе. Наоборот, запретив в употребление мясных продуктов, Церковь вплотную подводит нас к началу совершенного поста. Для человека, любящего храм Божий, сырная седмица пронизана размышления о Страшном суде Христовом. Стало быть, земное веселье в эти дни у православных христиан умеряется церковной службой, а сама масленица никак не становится временем чревоугодия.
Название Масленицы закрепилось не ранее XVI века. Это время массовых народных гуляний, дух которых попытался воссоздать в своем красочном фильме “Сибирский цирюльник” Сергей Михалков, показавший утопавшую в веселье широкой Масленицы старинную Москву. В картине с некоторой долей ностальгии воспроизведены живописные “картинки” народного праздника: шумные выезды на санях, пестрые ярмарочные представления “пред очами векового Кремля”, аппетитные баранки и блины с икрой и даже такая “старая русская традиция”, как суровый кулачный бой на льду Москва-реки в окружении разгоряченных зрелищем зрителей. Но в фильме показаны только два последних дня Масленицы, завершающейся Прощеным воскресеньем, когда, попросив прощение у близких, человек вступал в суровый семинедельный Великий пост внутренне обновленным и очищенным.
В храмах уже в ближайшую среду начинают читать великопостную молитву великого восточного подвижника IV века преподобного Ефрема Сирина с поклонами: “Господи и Владыко живота моего, дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми! Дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения и любве даруй ми, рабу Твоему. Ей, Господи, Царю, даруй ми зрети моя прегрешения и не осуждати брата моего, яко благословен еси во веки веков. Аминь.”.

Неделя сыропустная. Адамово изгнание из Рая. Прощеное воскресенье.
В Прощеное воскресенье вспоминается библейское сказание об изгнании праотца Адама из рая. Библия говорит нам, что первой заповедью, которую Бог дал человеку, было беспрекословное послушание. Повиновение - это простое и ясное предписание. Из повиновения и смирения рождаются все другие добродетели, из умствования же - все греховные помыслы. Человеку не надо было ни знать ничего, ни рассуждать, поскольку повиновение есть главная обязанность разумной души, признающей своего Создателя. Ведь человек сотворен по слову Божьему, чтобы отразить природу Бога. Он имеет изначальную ценность творения. Но из-за грехопадения внутренняя изначальная природа, данная человеку, была им утрачена.
Адамово изгнание... Это и есть отправная точка нашего земного странствия в поисках утраченного Отечества - Царства Божия. Причина изгнания Адама - грех, совершенный прародителем. Грех же причина страданий, болезней, скорбей и самой смерти. Поэтому борьба с грехом - это главный подвиг на пути к Богу. Последнее воскресенье перед началом Великого поста именуется Церковью Неделей сыропустной (так как именно сегодня заканчивается употребление в пищу молочных продуктов), или Прощеным воскресеньем. В этот день после вечернего богослужения в храмах совершается особый чин прощения, когда священнослужители и прихожане взаимно испрашивают друг у друга прощение, чтобы вступить в Великий пост с чистой душой, примирившись со всеми ближними.
В канун Великого поста люди на Руси исполняли обряд высочайшего смирения. Старший и властный просил прощение у последнего и ничтожного. С закатом солнца, но до того как погаснет вечерняя заря, ходили православные из дома в дом, с преклоненной головой, тихим голосом выпрашивая прощение, особенно у тех, кому чаще других наносили в этом году обиды и огорчения, покорно кланялись в ноги и покорно ожидали отпущения поцелуем в уста, а на слове «Прости меня», отвечали «Бог простит, меня прости». Суть обычая просить прощение в конце масленицы – духовно-нравственное очищение через примирение, через взаимное прощение прегрешений.
К сожалению, в широко распространенных у нас представлениях о масленице и особенно в современных попытках воспроизводить какие-то ее элементы, учитывается только развлекательная часть масленичной недели. Она очень интересна и богата как яркое проявление народной праздничной культуры. Но именно после бурного веселья последней перед Великом постом недели, во время которой как бы прощались с обильным столом и другими мирскими радостями, обычай просить прощение заставлял ощутить переход к духовным задачам, к строгим семи неделям, продолжавшимся до Пасхи, к повышению нравственных требований к себе.

В это воскресенье на Литургии читается библейское повествование об Адаме и Еве, злоупотребивших даром свободной воли и нарушивших божественную заповедь послушания. Окончилось блаженное младенчество человечества. “Открылись глаза”, как сказано в Библии, но ослепло сердце. В мир вошел грех, а через него пришла смерть. Потеряв первозданную свободу, человек отдал себя в рабство. Рабство греху, который стал мерой расстояния от Бога, увеличивающееся в наши дни, когда попирается само понятие нормы.
Спасение от этого рабства принес Христос – Богочеловек. Этим исполнилось обещание Божие о пришествии в мир Того, Кто будет победителем над злом, грехом и смертью. Он примирил человека с Богом. И, закончив Свой подвиг, оставил человеку новое обещание, заключил с ним Новый Завет о втором Своем пришествии в мир “судити живых и мертвых, Его же Царствию не будет конца”. Вот для чего пост. Для того, чтобы постоянно готовиться к достойному восхождению в это Царствие.
Сегодня же читается Евангельское повествование, в котором Господь Иисус Христос поясняет содержание молитвы “Отче наш”: “Если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших”. Прощать и просить о прощении. Это два самых великих качества, принадлежащих человеку. Оба требуют напряжения веры и воли. Оба требуют подвига любви. И оба включают “свет разума”, ясность ума, зоркость мудрости.
В Прощеное воскресенье Церковь дает наставления верующим относительно правильного поведения во время Великого поста и призывает прихожан покаяться друг перед другом во всех обидах и грехах, помириться и простить все накопившееся. При этом священники сами подают добрый пример и первыми просят у своей паствы прощения. Полагается в этот день посещать могилы родных и друзей, дабы еще раз попросить прошения и у них. С этого момента верующие должны строго соблюдать чистоту телесную и душевную и впредь уже никого не осуждать.

Великий Пост - установленный церковью семинедельный период строгого воздержания, покаяния и молитвы, время духовного совершенствования. Великий Пост в церкви представляется подготовкой к встрече праздника , символизируя внутреннее духовное очищение и воскресение души верующего.

Великий Пост или Святая Четыредесятница - самый главный и строгий среди постов. Начинается он за семь недель до праздника Святой и состоит из Четыредесятницы (сорока дней) и Страстной седмицы (недели перед Пасхой).
Четыредесятница установлена в подражание Самому Господу Иисусу Христу, постившемуся в пустыне сорок дней, а Страстная седмица – в воспоминание последних дней Его земной жизни, страданий, смерти и погребения. Таким образом, общее продолжение Великого поста вместе со Страстной седмицей составляет 48 дней.

Великому посту предшествуют три недели, в течение которых святая Церковь начинает духовно подготавливаться к нему.
Первая подготовительная неделя – “Неделя мытаря и фарисея” – называется “сплошной седмицей”, потому что на ней нет поста на трапезе. В воскресенье во время Литургии читается Евангелие “О мытаре и фарисее” (Лк. 18, 10-14). Этой притчей Церковь научает нас истинному смирению и покаянию, без которых пост будет бесплоден. Начиная с этой недели и до пятой недели Великого поста за всенощным бдением, после чтения Евангелия, поется молитва, которую слушают, преклонив колени: “Покаяния отверзи мне двери...”
Во вторую подготовительную неделю – “Неделю о блудном сыне”, среда и пятница – постные. В воскресенье на Литургии читается притча из Евангелия “О блудном сыне” (Лк. 15, 11-32), которая призывает заблудших покаяться и вернуться к Господу, с надеждой на Его милосердие. В эту неделю, а также и в следующие за нею две недели на всенощном бдении после полиелея поется 136-й псалом: “На реках Вавилонских тамо седохом и плакахом...” Он описывает страдания евреев в плену вавилонском и скорбь об утраченном отечестве, образно, говоря – о нашем плене греховном и о том, что мы должны стремиться к своему духовному отечеству – Небесному Царствию.
Третья подготовительная неделя называется “мясопустною”, или “сырною”, а по народному – “масленица”. В эту неделю уже нельзя есть мясо. Среда и пятница не постные, разрешено вкушать молоко, яйца, рыбу, сыр, масло. По старому русскому обычаю, на масленицу пекутся блины. Воскресенье “мясопустной недели”, соответственно евангельскому чтению, носит название “Неделя о Страшном суде” (Мф. 25. 31-46). Этим чтение Церковь призывает грешников покаяться и делать добрые дела, напоминая, что за все грехи нам придется отвечать. С началом этой седмицы, находящимся в браке предписывается воздержание от супружеских отношений.
Последнее воскресенье перед Великим постом называется “сыропустом”: им оканчивается вкушение яиц и молочных продуктов.
На Литургии читается Евангелие с частью из Нагорной Проповеди (Мф. 6, 14-21), где говорится о прощении обид нашим ближним, без чего мы не можем получить прощения грехов от Отца Небесного; о посте и о собирании небесных сокровищ.
Сообразно с этим евангельским чтением, христиане просят в этот день друг у друга прощения за причиненные обиды и стремятся со всеми примириться. Поэтому воскресенье это принято называть “Прощеным воскресеньем”.

Первая и последняя (Страстная) седмицы Великого поста отличаются своей строгостью, и их богослужения – продолжительностью.
Это время особого покаяния и сугубых молитв. Верующие, как правило, ежедневно посещают богослужения этих седмиц.
По уставу, в понедельник и вторник первой седмицы установлена высшая степень поста – полное воздержание от пищи; первое вкушение пищи разрешается лишь в среду, а второй раз – в пятницу после литургии Преждеосвященных Даров.
В эти дни предписывается сухоядение, то есть пища без масла.
Разумеется, для слабых, больных, престарелых людей, беременных и кормящих женщин эти требования, по благословению духовника, ослабляются. Начиная с субботы первой седмицы можно вкушать постную пищу.
Рыба разрешается всего два раза за весь пост: в Благовещение Пресвятой Богородицы (7 апреля), если праздник не выпадает на Страстную седмицу, и на Вход Господень в Иерусалим (Вербное воскресенье). В Лазареву субботу (суббота перед Вербным воскресеньем) разрешается рыбная икра. Если строго следовать уставу, то растительное масло разрешается только по субботам (кроме субботы на Страстной седмице) и воскресеньям.

Особенность Великопостного Богослужения – совершение литургий только по субботам и воскресеньям; в понедельник, вторник и четверг литургия не совершается. По средам и пятницам совершается литургия Преждеосвященных Даров. Само название этой службы говорит о том, что на ней происходит причащение Святыми Дарами, освященными в предыдущее воскресенье. В храме – и черные облачения, и особый постовой распев песнопений – призывают к покаянию, изменению греховной жизни. Постоянно звучит молитва преподобного Ефрема Сирина “Господи и Владыко живота моего...”, которую все молящиеся совершают с земными поклонами.

Первые четыре дня Великого поста вечером в православных храмах читается великий покаянный канон преподобного Андрея Критского – вдохновенное произведение, излившееся из глубины сокрушенного сердца. Православные люди всегда стараются не пропустить эти службы, поразительные по силе воздействия на душу.
В пятницу первой седмицы после литургии происходит освящение “колива” (отваренной пшеницы с медом), в память святого великомученика Феодора Тирона. Этот святой явился во сне Антиохийскому епископу Евдоксию. Он открыл ему тайное приказание императора Юлиана Отступника окропить кровью идоложертвенных животных все съестные припасы и повелел в течение недели ничего не покупать на рынке, а питаться коливом.

Неделя первая Великого поста посвящена Торжеству Православия. Празднование это было установлено по поводу окончательной победы Святой Церкви над иконоборческой ересью. В это день, после литургии, в храме совершается особый чин – чин торжества Православия. Этим чином Церковь анафематствует, то есть отлучает от единения с собой еретиков, врагов Православия, и славословит его защитников.
Неделя вторая Великого поста чествует память святителя Григория Паламы. Он известен как обличитель ереси Варлаама, отвергавшего православное учение о нетварном свете.
Неделя третья Великого поста – Крестопоклонная. На этой неделе прославляется святой Крест Господень. Для поклонения и духовного подкрепления проходящих подвиг поста Крест выносится из алтаря на середину храма. Следующая за Крестопоклонной неделей седмица носит такое же название, а еще называется Средокрестной, поскольку в среду Великий пост достигает своей середины.
Неделя четвертая Великого поста предлагает нам высокий пример постнической жизни в лице преподобного Иоанна Лествичника, автора “Лествицы”.
В среду на пятой седмице совершается всенощное бдение с чтением Великого покаянного канона Андрея Критского и жития преподобной Марии Египетской. По этой особенности она называется Андреевским стоянием, или стоянием Марии Египетской.
В субботу этой же седмицы совершается пение акафиста Пресвятой Богородице, которое установлено в благодарность за избавление Ею Царьграда от врагов.
Неделя пятая Великого поста посвящена прославлению подвигов преподобной Марии Египетской.
Суббота перед праздником Входа Господня в Иерусалим именуется Лазаревой. В этот день вспоминается воскрешение праведного Лазаря, которое совершил Господь Иисус Христос в доказательство Своей Божественной силы и в знамение нашего воскресения. Лазарево воскрешение послужило поводом к осуждению Спасителя на смерть, поэтому с самых первых веков христианства установлено было совершать память этого великого чуда перед самой Страстной седмицей.
Неделя шестая Великого поста называется “Неделей ваий”, в просторечии – вербным воскресеньем” (или Цветоносным), и празднуется “Вход Господень в Иерусалим”. Ветви ваий (пальмовые ветви) у нас заменяются вербами, так как верба ранее других ветвей дает почку. Обычай употреблять вайи в это праздник имеет свое основание в обстоятельствах самого события входа Господня в Иерусалим. Молящиеся как бы встречают невидимо грядущего Господа и приветствуют Его как Победителя ада и смерти, держа в руках “знамение победы” – цветущие вербы с возжжеными свечами.

Во время Великого Поста, в церкви и дома, читается покаянная молитва святого Ефрема Сирина:
"Господи и Владыко живота моего, дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми. Дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения и любве, даруй ми рабу Твоему. Ей, Господи Царю, даруй ми зрети моя прегрешения, и не осуждати брата моего, яко благословен еси во веки веков, аминь."
Три субботы - второй, третьей и четвертой недель Великого поста установлены для поминовения усопших: Великопостные родительские субботы. Так же, как и в субботу мясопустную, в эти дни совершаются усиленные молитвы и служатся панихиды за уже умерших родственников и знакомых, и не знакомых тоже – тех, за кого некому молиться.

По сложившейся традиции Великим постом проводятся Соборования, расписание которых в каждом храме составляется отдельно.

Сегодня православный церковный праздник:

Завтра праздник:

Ожидаются праздники:
03.04.2019 -
04.04.2019 -
05.04.2019 -

Великий Пост - это принятый церковью период воздержания, достаточно строгого как в плотской, так и в духовной сфере. В это время христиане усиленно молятся и стараются духовно совершенствоваться в течение 7 недель.

Сколько длится пост

Великий Пост в 2019 году будет проходить с 11 марта по 27 апреля, и каждому православному христианину необходимо знать, как необходимо его придерживаться и вести себя на протяжении этого времени.

Поскольку оно является подготовкой тела и духа к Светлому Пасхальному Воскресению и символизирует духовное очищение человека и воскресение его души, каждый верующий должен принимать участие в этом церковном движении или хотя бы прилагать максимум усилий.

Великий Пост именуют еще и Святой Четыредесятницей и является не только самым главным, но и самым строгим среди всех подобных мероприятий. Христиане начинают воздерживаться от пищи и прочих услад за 7 недель до воскресения Христова и продолжают на протяжении всей Четыредесятницы или 40 дней, включая и Страстную седмицу — те 7 дней, когда Христа пытали и убили. Великий пост в 2019 году, как и в другие года, составит 48 дней.

Трапеза во время Великого Поста

Значение Великого Поста

Любой православный пост — это отстранение от привычных кушаний или образа жизни, самостоятельное ограничение в удовольствиях, мирском времяпрепровождении. С христианской точки зрения - это благодарственная жертва Господу за смерть Иисуса Христа на Кресте.

После каждого сытного приема пищи, в то время как желудок полон любимым блюдом, тело наполняется ленью и полостью расслабляется, голова не хочет размышлять о вечном, а в сердце начинают рождаться похотливые желания. Мысли о покаянии редко посещают людей после обильных обедов. Пресыщенная плоть - вот кто хозяин такого тела, и она всегда становится двигателем к самым разным грязным страстям.

Важно! А добровольное воздержание - это крайне эффективное средство борьбы с подобным рабством. Благодаря ему человек может стать укротителем собственного тела и очистить разум и сознание от похоти.

Именно о нем, как о средстве спасения духа, говорит Священное Писание. В Ветхом Завете это хорошо отображено в истории Ниневии - нечестивой страны, которую Господ решил уничтожить, но дал им некоторое время переосмыслить свой путь.

Эта история записана в книге пророка Ионы , которого Бог послал возвестить свою волю жителям той страны. После проповеди пророка все жители перестали есть и веселиться, и молились о спасении, и Творец помиловал страну. Это прекрасный пример воздержания, как способа покаяния в своих собственных грехах.

Святой Иоанн Лествичник называет такой процесс насилием сущности своей, а также:

  • отказом от всего приятного;
  • приглушением плотского зуда;
  • уничтожением нехороших мыслей;
  • свободой от плохих снов;
  • чистой молитвой;
  • светом для души;
  • сохранением разума;
  • уничтожением черствости сердца;
  • радостным сокрушением.

Это все говорит о том, что такое воздержание - это крайне важное средство в духовной борьбе для спасения души.

Как уже было сказано выше, следует понимать, что пост - это не просто воздержание от пищи, но определенное состояние духа.

Если тело воздерживается от обильных обедов, то и дух воздерживается от развлекательных мероприятий - телевизора, Интернета, театров и концертов, походов по гостям. Это отказ от всего того, что может отвлечь человека от созерцания и общения с Богом. Это время личного общения с Творцом, самоанализа и покаяния в грехах.

Важно! Поэтому этому процессу стоит уделять не меньшее внимание, нежели молитве или посещению церкви.

Молитва во время Великого Поста.

Виды воздержаний

Церковь имеет несколько видов подобных действий, принимая участие в которых, верующий человек способствует своему духовному обновления и работе Святого Духа в своей душе.

Различают воздержания:

  • на один день - каждая среда и пятница, исключая Святки, Пасхальные и сплошные седмицы. К таким относятся: Крещенский сочельник, 29 августа и Воздвижение Креста Господня;
  • на несколько дней - это Великий, Петровский, Успенский и Рождественский.

Также отдельно выделяют строгий - это прием только пищи растительной с или без добавления масла по будням, а по выходным и праздникам - рыба.

Совет! Беременные, старые или больные люди могут воспользоваться предусмотренными для ними послаблениями в Уставе, ведь церковь не намерена намеренно вредить здоровью. Также не следует соблюдать такой образ жизни и тем людям, которые находятся в пути, в больницах или тюрьмах.

Богослужения и календарь

Во время Великого поста богослужения в храмах отличаются от привычных, в частности, тем, что:

  • понедельник, вторник, четверг - отсутствует литургия, вместо нее читаются часы и изобразительны;
  • среда, пятница - литургия Преждеосвященных Даров;
  • субботы и Вербное воскресенье - литургия Иоанна Златоуста;
  • воскресенья - литургия Василия Великого;
  • каждое воскресенье приурочено к какому-то событию, которое вспоминает вся Православная церковь.

Каждая неделя имеет свое название:

  • Торжество Православия;
  • Святителя Григория Паламы;
  • Крестопоклонная;
  • Преподного Иоанна Лествичника;
  • Мариино стояние;
  • Похвала Пресвятой Богородице;
  • Преподобной Марии Египетской;

Страстная седмица

Страстная седмица - это семь дней до Светлого Воскресения, которая посвящена воспоминаниям о последних днях жизни Христа до смерти на кресте:

  1. Понедельник - на богослужениях вспоминают Иосифа, проданного в Египет, притчу о злых виноградарях и пророчества о разрушении Иерусалима;
  2. Вторник - размышляют над притчей о 10 девах и талантах, а также над пророчеством о Страшном суде;
  3. Среда - вспоминают покаяние Марии Магдалины и предательство Иуды;
  4. Четверг посвящен Тайной Вечери и все христиане причащаются и умывают друг другу ноги;
  5. Пятница - это день ареста Христа и Его суд. Распятие, Святые Страсти и смерть Сына Человеческого на кресте, Его погребение. Совершается обряд выноса Плащаницы. Литургия не служится;
  6. Великая Суббота - это день покоя и приготовление себя к Пасхе. Вспоминают жизнь Христа и его нахождение в аду, перед воскресением.

О некоторых днях Страстной седмицы:

После Страстной Седмицы наступает Светлое Христово Воскресение и все христиан празднуют победу Господа Нашего Иисуса Христа над адом и смертью!

Подготовка

Не менее важна и подготовка. Она начинается за несколько недель до его начала и призвана духовно подготовить христианина к покаянию - самому важному итогу. У каждых семи дней подготовки есть свое название:

  • Мытаря и фарисея - на этой неделе подготовки Церковь вспоминает историю мытаря и фарисея, христиан призывают осознать свою греховность. В это же время начинается пение Постной Триоди и проповеди священников на тему покаяния;
  • О блудном сыне - снова христиане должны размышлять о своей греховной натуре и стремится покаяться. На утренних службах читается псалом 136-й;
  • О Страшном Суде - она посвящена размышлениям о грядущем Страшном суде. Именно на эту неделю приходиться Мясопуст или Масленица - последний день, когда можно кушать все. После этого в течение следующих семи дней перед Великим постом христианам надо отказываться от некоторых продуктов постепенно, чтобы в воскресенье присоединиться к церкви.
Важно! Подготовка крайне важна, поскольку в последние ее дни происходит постепенный отказ от некоторых продуктов, что упрощает усмирение плоти непосредственно в следующие 40 дней. Также верующие имеют возможность поразмышлять о милости Господа и приготовить свое сердце к покаянию.

Питание

Поскольку Великий пост - самый строгий в православной церкви, следует особое внимание уделить питанию и проверять можно ли кушать тот или иной продукт. Церковный Устав разработал некоторые правила для совершения трапез в эти дни:

Питание в Великий пост

  1. Первая неделя или Торжество православия - вспоминают всех верующих, которые были умерщвлены за веру и чествуют всех, кто сегодня является христианином.В первый понедельник полностью воздерживаются от пищи, а со вторника по пятницу употребляют только сырые холодные продукты (хлеб, овощи-фрукты, мед, орехи), а из напитков разрешена только вода. В выходные же разрешается кушать варёную еду, в которую можно добавить немного растительного масла, в качестве напитков - разрешается небольшое количество вина.
  2. Вторая - проходит в воспоминания и святом Григории Паламу. В понедельник, среду и пятницу - кушают невареную еду, во вторник и четверг - варят, но не добавляют масло. В выходные вновь можно кушать вареное с добавлением масел и вином;
  3. На третью или на Крестопоклонную - прием пищи такой же, как и в предыдущую;
  4. С четвертой по седьмую - график приема пищи одинаковый, такой же как и во вторую и третью недели;
  5. За три недели до окончания, по понедельникам, средам и пятницам можно начинать кушать хлебобулочные изделия, овощи и фрукты в любом виде;
  6. Оставшиеся три недели сухоядение заменяется вкушением овощей, хлеба и фруктов;
  7. В предпоследнюю пятницу или Лазареву пятницу разрешается кушать рыбью икру;
  8. Страстная седмица - это самый ответственный период: понедельник, вторник, среда и четверг - сухоядение, а пятница - полное воздержание от еды, в субботу вновь сухоядение.