Не оскудеет рука дающего как ответить. Да не оскудеет рука дающего, да не отсохнет рука берущего

«Голь на выдумки хитра», - было принято когда-то говорить о чьей-либо изобретательности. В особенности при стеснённых средствах. Брали деньгами, не брезговали борзыми щенками, не чурались и «мёртвых душ». Находчивость российского чиновничества всегда являлась в народе объектом шуток. Не всегда злых, но достаточно обидных. Правда, порой неумеренность в аппетитах или откровенная глупость приводила мздоимцев на скамью подсудимых.

Ситуация не с годами ничуть не меняется, и «Первое Антикоррупционное СМИ» составило своеобразный рейтинг самых глупых взяток последнего времени. Причём, журналисты ПАСМИ решили отметить в нём не только падких до мелких вознаграждений служащих, но и тех, кому всё равно чем расплачиваться за услуги. Даже своим телом…

И тут, несомненно, пальма первенства принадлежит автолюбительнице из Оренбурга по имени Кристина. Которая на стационарном посту ГИБДД, пытаясь откупиться от инспектора, сначала в качестве вознаграждения предложила офицеру арбуз, а затем и себя.

Но то ли инспектор был безумно влюблён в свою супругу, то ли женские прелести Кристины его совсем не возбудили, но от «заманчивого» предложения он решительно отказался.

Поражённая подобным непочтительным к себе отношением, Кристина наговорила гаишнику кучу гадостей и бросила ему на стол в качестве «откупных» 300 рублей. В этот момент, вероятно, настало время обижаться сотруднику ГИБДД, и он подвёл незадачливую автоледи под статью 291 УК РФ («Дача взятки»). Теперь Кристине грозит до 2 лет лишения свободы и 3 тыс. рублей штрафа.

В отличии от девушки Кристины, 30-летнему предпринимателю из Новочебоксарска, что в Чувашии, предлагать себя полицейскому было глупо, а давать деньги - стыдно. Поэтому прямо в служебный кабинет стража порядка он принес бутылку коньяка, , немного колбасы и сыра.

Отчего-то мужчина рассчитывал, что за это щедрое подношение полицейский вернёт ему ранее изъятые из местной закусочной игровые автоматы. Но не тут-то было. Спиртное и закуска теперь являются вещественными доказательствами по уголовному делу, игровые автоматы хранятся в МВД, а предприниматель ждёт решения своей судьбы под подпиской о невыезде.

Кстати, в той же Чувашии, в самое ближайшее время будут судить младшего инспектора по безопасности одной из колоний строгого режима. 24-летний сотрудник ФСИН потребовал от родственников двух заключенных подарить ему бензопилу.

За это он пообещал, что не будет слышать трелей звонка сотового телефона, который он же и передал осужденным. И не надо быть пророком, чтобы понять одну простую истину. Бывший инспектор теперь точно будет валить лес при помощи пилы. Только выданной ему за казённый счёт.

Бензопила - вещь в хозяйстве безусловно нужная и полезная. Это даже не обсуждается. Но вот вопрос, зачем питерскому гаишнику понадобилось несколько тысяч бумажных пакетов, поставил журналистов ПАСМИ в тупик.

За свою подпись под разрешением на проведение работ с тяжёлой техникой инспектор ГИБДД потребовал от одной из строительных компаний 50 тысяч рублей. Половину из которых полицейский возжелал получить наличными, а половину… бумажными пакетами.

Смеем предположить, что именно необычность этой просьбы и сподвигла бизнесменов обратиться с заявлением о вымогательстве взятки в Управление собственной безопасности МВД.

Вероятно, что во время судебного процесса, назначенного на конец февраля, инспектор всё-таки сможет объяснить бывшим сослуживцам, судье и строителям, как он собирался использовать более 3-х тысяч пакетов. Цена, кстати, которым - 8 руб за штуку.

После упомянутого выше случая, даже как-то и неудобно писать о преподавателе из Аграрного университета в Омске, которая принимала от студентов подношения сертификатами по 200 рублей на покупку парфюмерии.

Вполне возможно, что ароматы недорогих духов и дезодоранта, исходившие от доцента, вызвали неоднозначную реакцию у коллег и студентов. И они не нашли ничего лучшего, как накатать на неё совместную телегу в МВД. После чего оперативники задержали любительницу парфюма с поличным.

Судья (мужчина, кстати) позднее также встал на сторону коллектива и учащихся. Руководствуясь законом и собственным обонянием, он приговорил преподавателя к штрафу в размере 90 тыс. рублей.

Правда, в решении суда есть один удивительный пункт - о конфискации незаконно полученных средств. Становится интересным, каким чудесным образом судебные приставы будут теперь определять, куплена губная помада доцентом на зарплату или добыта преступным путём.

Тут впору поговорить и о нравах современных приставов. Двое из них «отличились» недавно в Тольятти.

Вместо того, чтобы доставить из суда в изолятор парочку подлежащих депортации узбекских гастарбайтеров, приставы заехали к ним в общежитие, получили там 20 тыс рублей и со спокойной совестью отправились отмечать свободу граждан дружественной республики.

Пить на двоих приставы, очевидно, были не приучены. И потому третьим в долю взяли судебного водителя. Тут-то их и повязала собственная служба безопасности. Как пошутил потом один сведущий человек: «Двадцатка на троих теперь превратится для них по двенадцать каждому».

Собственно, настало время вспомнить бессмертного гоголевского «Ревизора». Где судья Ляпкин-Тяпкин на полном серьёзе утверждал, что «грешки грешкам рознь». После чего признавался, что берёт борзыми щенками, а это взяткой считаться не может.

Очевидно подобного же мнения придерживался и главный специалист МЧС по Воронежской области, попросивший у директора небольшой фирмы «провести ему домой интернет». А его коллега из Саратова получил от управляющего местного банка телевизор Samsung.

Что ж, как говорится, «у мелких людишек и потребности мелкие». Про подобных мздоимцев отлично сказал современный английский писатель Питер Хантер:

… их глупость и некомпетентность
разрушает нашу жизнь – наше восприятие искажается
их коррумпированностью и жадностью…
уж скорее бы какой-нибудь блуждающий астероид прекратил этот кошмар…

На том закончим и мы.

Марина ИЛЬИНА

Андрей ВОЛОСТНЫХ

Нищие на улицах давно уже стали частью городского интерьера. Мы встречаем просящих подаяния возле храмов, в подземных переходах, у магазинов, в электричках… Это и женщины с детьми или табличками в руках, и мужчины на колясках либо костылях, дети, бомжи, старушки… У нас, горожан, погрязших в кредитах и житейских делах, измученных гонкой за большими деньгами, лишённых сердечной молитвы, их вид вызывает бурю разных эмоций: от жалости и сострадания до брезгливости и негодования. Нас раздражают обычные попрошайки, которые нередко бывают наглыми… Мы даём деньги либо проходим мимо, мысленно оправдывая или объясняя выбранное решение. Что же такое милостыня и как её подавать? Всем ли нищим надо давать поровну? А может, кому-то следует отказать? Помочь разобраться в этих вопросах любезно согласился клирик прихода в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» протоиерей Александр Пронин.

Милостыня -- это выражение нашей христианской любви к Богу, людям, ко всему окружающему. Без любви невозможно спасение. Подавая милостыню с любовью и верой в сердце, понуждаешь себя на добрые дела, которые с годами становятся более совершенными и эффективными. Милостыню надо совершать разнообразно: и словом, и делом, и заботой о ближних (помочь инвалиду и немощному по дому, перейти улицу, поднести сумку). Делать это нужно с радостью, с умом и рассуждением. Святитель Иоанн Злотоуст говорил: «Польза от милостыни обоюдная. Сам Господь Бог повелел давать милостыню не для того, чтобы насыщались бедные, но чтобы и подающие получали благодеяние, и даже больше для последних, чем для первых». Святые отцы называют милостыню «царицей добродетелей, весьма скоро возводящей на небо».

-- А сколько нужно подавать, ведь нередко люди стесняются положить пятьдесят или сто рублей?

Человека не должен беспокоить тот факт, что он оказывает маленькую милостыню ближнему своему. Доброе дело, выполненное с искренностью, кротостью и милосердием, даже незначительное по размеру, всегда высоко ценится Богом, так как является доказательством нашего единения с Господом и исполнением Его заповедей.

-- Не раз замечала, как люди отворачиваются, сердятся или ускоряют шаг, когда видят протянутую руку. Почему они себя так ведут?

Потому, что им стыдно. Знаете, каждому человеку, даже самому жадному и бессердечному, становится стыдно, если его умоляют о помощи, а он отказывает. Не помогать, когда просят, всегда стыдно. Предвижу ваш вопрос, что среди тех, кто просит милостыню, встречается немало обманщиков, никогда не бедствовавших, не бывших калеками, за которых себя выдают, и дома у них не сгорели. Они играют на нашей доверчивости, доброте, отзывчивости и попросту вымогают деньги. Но это не означает, что из-за нескольких мошенников никому не следует помогать! Скажите, вы бы для себя что выбрали: стоять с протянутой рукой или подавать милостыню?

-- Конечно, подать милостыню.

Вот видите, а всё потому, что отдавать намного легче, чем просить. Когда человек отдаёт, он чувствует радость, удовлетворение, он не унижается, а возвышается душой.

-- Отец Александр, насколько мне известно, Церковь выделяет две милостыни -- материальную и духовную. Если с первой всё более-менее понятно, то о второй хотелось бы узнать подробнее.

Сейчас она, к сожалению, менее распространена, хотя нередко бывает гораздо ценнее материальной. Очень жаль, что мы сегодня разучились слушать и слышать, тем самым оказывая друг другу духовную милостыню. Молитва -- одно из важнейших проявлений духовной милостыни. Например, обратилась к вам соседка с какой-то бедой или проблемой, но вы знаете, что не можете оказать ей материальную помощь. Тем не менее, вы способны своё сострадание и соучастие выразить через молитву. Богу ведомо, кто в чём нуждается. Поэтому необязательно в молитве называть конкретную просьбу. Нужно просто помолиться за человека, чтобы Господь помиловал его. Милость Божия проявится в том, в чём он сегодня нуждается.

Вовремя поданный совет также является духовной милостыней. Если вы поделитесь своим жизненным опытом или просто внимательно выслушаете человека -- это тоже будет духовной милостыней. Любой из нас, попав в сложную ситуацию, особенно нуждается в ласке и внимании. И если нам говорят ласковое слово от любящего сердца, оно даёт положительный духовный импульс, который вдохновляет и подкрепляет нас, что сопровождается радостью и духовным подъёмом. Так что милостыня может выразиться в добром слове. Даже наша добрая мысль о дурном человеке, сожаление о его падении тоже своего рода милостыня.

-- Многие миряне считают, когда даёшь милостыню, Бог прощает все грехи. Неужели это правда?

Откупиться от грехов с помощью материальных подношений невозможно. Так же, как невозможна сделка с Богом и со своей совестью. Грех можно искупить через покаяние, каждодневные молитвы. Покаяние -- это ведь не только «акт сокрушения», но и преображение собственного ума, изменение собственной жизни, труд над собой, жизнь по заповедям. Если Господь увидит, что человек раскаялся и меняет жизнь, то обязательно простит и примет жертву, принесённую от чистого сердца.

-- Бывают случаи, когда для того, чтобы не дать деньги, требуется больше христианского милосердия, чем для того, чтобы дать. Взять, к примеру, пьяниц, которые просят милостыню явно не на хлеб с маслом. Что вы скажете по этому поводу?

-- Универсального ответа на вопрос «дать» или «не дать» нет. Даже среди святых отцов есть разное отношение к милостыне. Некоторые говорят, что главная добродетель -- рассудительность. Если наша помощь потворствует чужой лени, праздности, лукавству, а тем паче пьянству или иной страсти, то эта помощь добра не принесёт. Филарет Милостивый, например, советовал подавать всем, а как человек распорядиться милостыней, -- это дело его совести. Святой Иоанн Злотоуст считал: давать милостыню нужно всегда, даже если видишь, что это пьяница или вор. «Ты ему дай, -- говорил он, -- и он не пойдёт воровать, удовлетворять свои греховные желания». Правда, это было во времена Византийской империи, когда не существовало социальной поддержки, как у нас сегодня. Также в своих трудах он высказал полезную мысль: «Если вы будете рассуждать, кому давать, а кому не давать, то… придёте к тому, что никому давать не будете».

Святой праведный Иоанн Кронштадтский описал поучительный случай. Как-то ему было вразумление, что он должен дать первому встречному большую сумму. Однажды Иоанн Кронштадтский спешил в приход на утреннюю службу, а навстречу шёл пьяный морской офицер. Батюшка вспомнил вразумление и дал много денег. Спустя некоторое время абсолютно трезвый офицер явился к Иоанну Кронштадтскому и поблагодарил за то, что он спас его от страшного греха
-- самоубийства. Как выяснилось, офицер то ли проигрался, то ли разорился, а у него были жена и дети. В отчаянии он напился и хотел утопиться. Деньги, которые дал священник, спасли ему жизнь.

Так что, если хочешь помочь человеку -- помоги и, прежде всего, его душе, которая должна возобладать над плотью, над страстями.

-- Отец Александр, что бывает, если не подаёшь милостыню?

Господь с нас за всё спросит. Даже в молитвах сказано: мы будем отвечать не только за то, что сделали плохого, но и за то, что не сделали хорошего, когда была возможность. Святой Симеон Новый Богослов говорил: «Оставив неуместную пытливость, подавайте милостыню всем нуждающимся и делайте это с великой щедростью, чтобы и нам самим удостоиться в день будущего Суда великой милостыни и снисхождения от Бога». По-моему, лучше не скажешь.

ДА БУДЕТ ВОЛЯ ТВОЯ . 1. Выражение готовности подчиниться обстоятельствам. 2. На ваше усмотрение; как угодно.

ДВОЕДУШНЫЙ [ДВОЕМЫСЛЕН] НЕПОСТОЯНЕН БЫВАЕТ . Книжн. О сомневающемся, нетвердом в вере.

Иак. 1:8 . Человек с двоящимися мыслями не тверд в путях своих. Мих.

ДЕЛО РУК чьих-л. 1. Сделано кем-л. 2. Произошло по вине кого-л.

Втор. 31:29 . Впоследствии времени постигнут нас бедствия за то, что вы будете делать зло перед очами Господа, раздражая его делами рук своих . Мих.

ДЕРЕВО ПОЗНАЕТСЯ ПО ПЛОДУ . Человек познается по делам его.

Мф. 7:16 . По плодам их узнаете их [лжепророков]. Собирают ли с терновника виноград, или с репейника смоквы?
Мф. 12:23 . Или признайте дерево хорошим и плод его хорошим; или признайте дерево плохим и плод его плохим, ибо дерево познается по плоду . См.: Лк. 6:44 . Мих.; Г.

ДЕТИ — БЛАГОСЛОВЕНИЕ БОЖИЕ . Бог детьми благословляет человека; дети — то, ради чего стоит жить, оправдание жизни.

Пс. 127:3-4 . Жена твоя, как плодовитая лоза, в доме твоем: сыновья твои, как масличные ветви, вокруг трапезы твоей: так благословится человек, боящийся Бога. Мих.

ДОБРОЕ ВИНО ВЕСЕЛИТ СЕРДЦЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ .

Пс. 103:14-15 . Ты произращаешь траву для скота, и зелень на пользу человека, чтобы произвести из земли пищу, и вино, которое веселит сердце , и елей, от которого блистает лице его, и хлеб, который укрепляет сердце человека. Ср.: Bonum vinum laetificat cor hominis, лат. Б.-Ш.

ДОВЛЕЕТ ДНЕВИ ЗЛОБА ЕГО . Книжн. Довольно для каждого дня его заботы.

Мф. 6:34 . Итак, не заботьтесь о завтрашнем дне, ибо завтрашний день сам будет заботиться о своем: довольно для каждого дня своей заботы [довлеет дневи злоба его]. (Из Нагорной проповеди Иисуса). Аш.; Мих.

ДОМ ПОСТРОИТЬ НА ПЕСКЕ; НА ПЕСКЕ СТРОИТЬ . О чем-л. непрочном, необоснованном; основывать на очень шатких, ненадежных данных; о планах, расчетах и т.п.

Мф. 7:26-27 . А всякий, кто слушает слова Мои и не исполняет их, уподобляется человеку безрассудному, который построил дом свой на песке , и пошел дождь, и разлились реки, и подули ветры и налегли на дом тот, и он упал, и было падение его великое. Аш.; Мих.; Аф.; Мол.; Г.

ДОРОГА МИЛОСТЫНЯ ВО (ВРЕМЯ) СКУДОСТИ . Книжн. О ценности своевременного действия.

Сир. 35:23 . Благовременна милость во время скорби , как дождевые капли во время засухи. Мих.

ДОСТОИН ДЕЯТЕЛЬ МЗДЫ СВОЕЙ . Книжн.

Лк. 10:7 . [Иисус своим ученикам, посланным в города проповедовать Слово Божие]: Трудящийся достоин награды за труды свои . См.: 1 Тим. 5:18 . (О пресвитерах (священниках), которые «трудятся в слове и учении» и которым «должно оказывать сугубую честь».) Мих.

ДРЕВО ПОЗНАНИЯ (ДОБРА И ЗЛА) . Книжн. Источник знаний, информации; кладезь мудрости, а также смысл явлений.

Быт. 2:9 . И произрастил Господь из земли всякое дерево, приятное на вид и хорошее для пищи, и дерево жизни посреди рая, и дерево познания добра и зла . Аш.; Мих.; Г.

ДУРНЫЕ СООБЩЕСТВА ПОРТЯТ ХОРОШИЕ НРАВЫ .

1 Кор. 15:33-34 . [Апостол Павел убеждает в необходимости веры в Бога, в необходимости бескорыстного добра на земле]: Не обманывайтесь: худые сообщества развращают добрые нравы . Отрезвитесь, как должно, и не грешите; ибо к стыду вашему скажу: некоторые из вас не знают Бога. Мих.

ДУХ БОДР, ПЛОТЬ ЖЕ НЕМОЩНА . Книжн. О преобладании духовного над телесным. Используется также шутливо — в извинение собственных человеческих слабостей.

Мф. 26:41 ; Мк. 14:38 . [Иисус ученикам]: Бодрствуйте и молитесь, чтобы не впасть в искушение. Дух бодр, плоть немощна . См.: Рим. 7:14-15 . Мих.; Б.-Ш.

ДУХ ВЕЕТ, ГДЕ ХОЧЕТ . Книжн. 1. Непонятность, необъяснимость поведения художника или его создания. 2. Неожиданность, непредвиденность художественной одаренности по отношению к ее обладателю. 3. Не все и не всегда можно предусмотреть.

Иоанн 3:8 . Дух дышит, где хочет , и голос его слышишь, а не знаешь откуда приходит и куда уходит. Ср.: Spiritus flat ubi vult, лат. Б.-Ш.

Да не отвратиши сердца твоего , говорит Писание, ниже сожмеши руки твоей пред братом твоим требующим. Отверзая, да отверзеши руку твою ему... Даянием да даси, ему. Дающую ти ему благословит тя Господь Бог твой во всех делах твоих и во всем (Втор. 15, 7-10).

Иже дает убогим не оскудеет (Притч. 28, 27). Состарихся , говорит Давид, и не видех праведника оставлена, ниже семени его просяща хлеба (Пс. 36, 25). Истины непреложные, ибо подтверждаются бесчисленными примерами чудесного восполнения для милостивых, розданного ими. Предлагаю вашему вниманию один из них следующий.

В горе Аскалоне был один благочестивый муж проводивший все время в делах благотворения. Он раздавал милостыни по монахам и бедным, кормил странных иноков и других пришельцев, и дом его был пристанищем для всех бесприютных. Однажды, когда, по обычаю его нужно было ему посылать подаяния в бедные монастыри, случилась ему нужда в деньгах, и он, не зная, где бы мог достать их, сидел скорбя. Вдруг является к нему в дом благолепный старец и спрашивает: "о чем скорбишь?" - "Да о грехах моих," по обыкновению отвечал милостивый. "Нет, не о грехах, продолжил старец, а о том, что не знаешь, где, найти денег. Но Бог заботится о тебе. Вот тебе триста златниц и столько же сребреников. Пошли их по твоему обычаю." Взяв деньги, милостивец пошёл, чтобы убрать их, но, лишь только он вышел, старец сделался невидим. Возвратившись и не видя старца, хозяин дома с гневом начал выговаривать семейным и привратнику, зачем отпустили старца до его возвращения: но все с клятвою уверяли, что никого у них в доме не было и никакого старца они не видали. Милостивый муж понял тогда, что золото послано ему свыше, и с тех пор сделался еще милостивее и роздал уже все имение свое нищим. Когда он жил в бедности, однажды пришли к нему два инока и дали ковчег с золотом. Нищелюбец стал было уговаривать их вкусить пищи, но они, отговорившись тем, что должны были навестить пустынников египетских, ушли от него, обещавшись вечером придти к нему. Прошел вечер - их не было. Милостивый справился о них у отцов египетских; но те сказали, что у них никого не было. Опять тут он убедился, что золото дано ему от Бога. Был и еще третий в его жизни случай, также чудесный. В его церкви раз случился недостаток в деревянном масле, и ключарь хотел было сказать ему о сем - но хотя не успел сказать, однако, возвратившись в церковь, увидал сосуд переполненный маслом. Таким образом, чем больше милостивый давал, тем больше от Бога милостей получал и чрез них, конечно, имел случай убедиться в особенном к себе благоволении Божием.

Итак, братие, ясно отсюда, что, как говорит Василий Великий: "милости к дающим возвращаются. Дал ты алчущему, - о своей пользе постарался; ибо что ты дал, получишь с избытком" (На богатящихся). И св. Амвросий Медиоланский то же говорит: человек (о смерти Феодосия Великого) милосердый, когда другим помогает, себе, пользу делает, и чужим лекарством свои раны лечит." Аминь.

Журналисты часто используют крылатые фразы для создания заголовков и ярких фраз. Чаще всего, пожалуй, идут в дело библеизмы. Чего стоит одно только “не хлебом единым”: на месте хлеба тут не побывало разве что дефлопе с крутонами. Впрочем, иногда авторы текстов изменяют выражения до неузнаваемости. “Правмир” решил составить свой список библеизмов, которые чаще всего появляются в прессе, и выяснить, какие метаморфозы с ними происходят.

Сегодня мы расскажем о фразе “Да не оскудеет рука дающего”.

СПРАВКА

Рука дающего не оскудевает – пословица, указывающая на то, что человек щедрый всегда найдет возможность помогать другим, добро его возвращается к нему как благосклонность судьбы, удача в делах. (Словарь-справочник “Библейское слово в нашей речи”, Николаюк Н.Г.)

Любопытно, что самого выражения “рука дающего не оскудевает” или “да не оскудеет рука дающего” вы в библейских текстах не найдете. Это, по сути, просто формулировка идеи милосердия, за которое воздает Господь. Отсылки к “руке дающего” можно найти, например, в предписаниях Закона Моисеева: “Если же будет у тебя нищий кто-либо из братьев твоих, в одном из жилищ твоих, на земле твоей, которую Господь, Бог твой, дает тебе, не ожесточи сердца твоего и не сожми руки руки твой перед нищим братом твоим, но открой ему руку твою и дай ему взаймы, смотря по его нужде…” Если же говорить о Новом Завете, то можно вспомнить послание апостола Павла к коринфянам: “Кто сеет скупо, тот скупо и пожнет; а кто сеет щедро, тот щедро и пожнет”

В прессе крылатая фраза “Да не оскудеет рука дающего” почему-то, как правило, меняется так, что превращается в совершенно нелогичную. Лидер по числу упоминаний в СМИ – вариант “Да не оскудеет рука берущего”. Речь, естественно, о коррупции. Дело тут в том, что меняется направление – с ОТ кого-то на К кому-то. И сразу возникает много вопросов: как рука может оскудеть, если она и так берет? И что значит “да не оскудеет” – что надо брать еще больше? Но “не оскудеть” и “разбогатеть” – это вовсе не синонимы. И тем не менее “рука берущего” возникает в прессе с завидной регулярностью.

Впрочем, не только этот вариант видоизмененной крылатой фразы передает смысл присвоения, прибавления, а не отдачи. Еще один пример: “Да не оскудеет рука крадущего к копирайтом”. Тут тоже не совсем понятно: если крадет с копирайтом, то значит, уже и не совсем крадет.

А иногда рука и вовсе меняется на ногу, как в заголовке к какой-то спортивной новости “Да не оскудеет нога бегущего”. Нога по определению не может оскудеть – она ничем не владеет, ничего не берет и не отдает. Разве что оскудеть силами.

Встречаются и, напротив, очень логичные варианты. В “Известиях” я как-то видела статью под заголовком “Да не оскудеет меню жующего”. Тут, по крайней мере, все понятно: надо, чтобы меню было богатым и разнообразным.

Или еще: “Да не оскудеет рука налогоплательщика”.

Сам же глагол “оскудеть” меняют не так часто. “Да не отсохнет язык поющего”,- такой заголовок темы я увидела на каком-то форуме.

Интересно, что почти все трансформации эт ой крылатой фразы в прессе так или иначе связаны со сферой не духовного, а материального, практического. И идея щедрости, заложенная в исходном варианте, меняется на противоположную – накопительства, стяжательства, преумножения богатства. Или примитивного насыщения, как в случае с “меню” и “жующим”.