История кэндо.

Кендо - это искусство, в котором спортсмены осуществляют бой при помощи бамбуковых палок. Появилось оно в Японии. На родине имеется большое количество выдающихся спортсменов в этом виде спорта. Кендо создавалось с целью защиты и победы над соперником. Однако в наши дни для самообороны мечи не используют. Главным в этом виде спорта является духовный аспект.

Философия

Изначально искусство кендо было предназначено для победы над врагом на поле боя. Но со временем оно превратилось в духа молодежи всего мира. Развитие осуществляется в результате регулярных тренировок под руководством опытных тренеров, которые имеются во многих странах. Воспитание духа происходит в результате овладения принципами работы с бамбуком мечом. Искусство кендо вызывает уважение к своей стране и её культуре. Оно объединяет людей различных национальностей.

История появления

Кендо - это древний вид единоборств. Самураи регулярно практиковались на деревянных мечах. До 17-го столетия такое оружие было в качестве вспомогательного, а после причислено к основным. Удары причиняли большой вред соперникам на тренировках. Поэтому в начале 18-го века их сменили на мечи из бамбука. С тех пор тренировки были похожи на современные. Ситуация кардинально изменилась в 1968 году. Именно тогда вышел закон, запрещающий ношение мечей. После появления нового закона кендо превратился в и сохранился до наших дней. Недолгое время кендо было запрещено в Японии. По завершении второй мировой войны американские власти объявили кендо вне закона.

Но уже в 1953 году запрет на это искусство был снят. С того времени популярность кендо росла в Японии и за её пределами. В нашей стране имеется немало поклонников этого древнего японского искусства фехтования. Во всех крупных городах имеются федерации кендо. Люди всех возрастов приходят в фитнес-клубы, чтобы познать это искусство. Ведь кендо - это не только хорошее физическое состояние, но и духовное развитие.

Судейство

Кендо - это искусство, в котором побеждает спортсмен, набравший большее количество очков. Сам рейтинг называется иппон. Балл спортсмену дается за удачно выполненный прием и возвращение в исходную позицию. Балл дается не за сам удар, а за ряд правильно выполненных действий. Если все было выполнено в соответствии с правилами, то судья поднимает флажок и спортсмен получает один балл. За соблюдением правил следят три судьи. У каждого из них в руках должны находиться флаги белого и красного цвета. Ленты такого же цвета должны прикрепляться к спинам спортсменов. После совершения ряда успешных действий судьи поднимают вверх флаг, который соответствуют цвету ленты спортсмена. Очко засчитывается бойцу, если двое из судей подняли флажок.

Остановки и нарушения

Судьи вправе произвести остановку во время поединка в следующих случаях:

  • если один из спортсменов нарушил правило;
  • если произошел спорный момент и судьям нужно время для принятия решения;
  • когда один из спортсменов оказался в лежачем положении;
  • если один из фехтовальщиков попросил тайм-аут путем поднятия одной руки;
  • если оба спортсмена на протяжении долгого времени находятся в состоянии скрещенных гард.

В правилах предусмотрены действия, за двукратное совершение которых присваивается один балл сопернику нарушителя. Это произойдет в случае, если спортсмен во время боя сделает следующие действия:


Регламент и обмундирование

Соревнования по кендо проходят в форме поединков один на один. Во время боя каждый из фехтовальщиков выходит на ринг. После этого они делают три шага навстречу друг другу, кланяются и приседают. После команды судьи спортсмены поднимаются и сразу же начинают поединок. Для того чтобы пройти аттестацию, спортсмен должен принять участие в матче и успешно выполнить технические приемы. Поединок в кендо длится пять минут. Если за это время не удается выявить победителя, то назначаются дополнительные три минуты.

На спортсменов должно надеваться защитное снаряжение. Бои проходят на квадратных площадках. Они, как правило, имеют длину в 9 или 11 метров. Половина ринга покрыта деревянным покрытием. Окончания ринга отмечают обычной клейкой лентой белого цвета. К занятиям по кендо допускаются спортсмены, достигшие 7 лет. В столь молодом возрасте спортсмены не участвуют в официальных соревнованиях по кендо. Занятие с детьми проходит в игровой форме. Японские подростки начинают активно участвовать в соревнованиях лишь в старших классах. Бои у них проходят обычно 3 или 4 минуты.

Удары

Спортсмены осуществляют бой при помощи бамбукового меча или его заменителя. Использование такого материала при изготовлении меча значительно уменьшает количество травм бойцов. Оружие спортсмены держат в обеих руках. В основном меч держится усилиями левой руки, а правая работает для точности. В кендо существует два вида ударов:

  1. Рубящие. Такие удары можно осуществлять в голову (за исключением лица), туловище и запястья.
  2. Колющие. Такой вид удара бьется только в горло. Новичкам такие удары не преподают. Так как слишком высок шанс нанести сопернику тяжелую травму.

Развитие в наши дни

После снятия запрета кендо постепенно набирала популярность среди населения Японии, а затем и во всем мире. Федерации стали открываться во многих странах. Для их координации в 1970 году открылась "Международная Федерация Кендо". В 2003 году в нее входили клубы и организации из 44 стран мира. Соревнования по кендо стали привлекать все больше внимания. На чемпионате мира по кендо участвуют спортсмены из большого количества стран. Родоначальники этого боевого искусства всегда являются фаворитами международных турниров. Бои проходят по правилам "Всеяпонской Федерации Кендо".

Появление в нашей стране

Возможность изучать кендо у россиян появилось в 1989 году. Первым тренером этого боевого искусства был преподаватель японского языка в МГУ Владимир Александрович Янушевский. Спустя четыре года была образована "Московская Ассоциация Кендо". После этого постепенно этим восточным искусством стали заниматься уже и в регионах. Поэтому в 1997 году была образована "Российская Федерация Кендо". Благодаря усилиям первого преподавателя кендо в России Владимира Янушевского в страну начали приезжать японские специалисты.

В 1998 году для всех любителей кендо произошло важное событие. Нашу страну посетил премьер-министр Японии Рютаро Хасимото. Во время своего визита он провёл с российскими спортсменами совместную тренировку. После того, как он узнал, что в стране будет проходить чемпионат России по кендо, министр Японии подарил кубок "Мирное сердце". Его по сей день получает команда победителей чемпионата страны по кендо.

На родине кендо занимаются более полутора миллиона человек. Это японское искусство является обязательным для школьников и студентов. Кендо изучают с самых ранних лет и до глубокой старости. В Японии даже полицейские в обязательном порядке совершенствуются в этом искусстве. В остальном мире лишь немногие регулярно занимаются кендо. В России у граждан есть возможность заниматься этим видом фехтования лишь в больших городах.

Термин "кендо - путь меча" появился не сразу. Ему предшествовала длительная история возникновения и развития самурайства в Японии.

Концепция Кендо:

Кендо представляет собой путь воспитания человеческого характера посредством применения принципов Меча.

Зачем заниматься Кендо:

Соединение воедино тела и духа,
Развитие сильного и решительного духа,
И посредством правильных и упорных тренировок,
Стремиться к совершенствованию в искусстве Кендо,
Уважать человеческое достоинство и честь,
Искренне общаться с другими людьми,
И всю жизнь стремиться к самосовершенствованию.
Таким образом, такой человек сможет:
Любить свою страну и общество,
Способствовать развитию культуры,
И содействовать миру и процветанию среди всех народов.

История Кендо:

Термин "кендо - путь меча" появился не сразу. Ему предшествовала длительная история возникновения и развития самурайства в Японии.

"Путь меча"

Средневековая Япония была чрезвычайно богата междуусобными войнами, в ходе которых самураи разных кланов отстаивали свои интересы. Из всех видов воинских искусств самураи более всего почитали искусство владения мечом. Меч был основным оружием воина, считался душой самурая и играл в японской культуре необычайно важную роль. Он также являлся произведением искусства и символом многовековой традиции самураев. Меч был постоянной регалией власти, как корона в европейской культуре.
Мечи были обязательной частью наряда во время торжеств. Самураи пристегивали два меча: длинный катана и короткий вакидзаси, острием вверх, что позволяло мгновенно вытащить их и нанести молниеносный удар. Дети носили деревянные мечи, форма и размер которых определялись общественным положением отца.

В доме самурая мечи находились на специальной подставке, располагавшейся напротив входа.

Самурайское искусство меча, зародившееся приблизительно в Х-ХI вв., весьма существенно отличается от всех других методов владения холодным оружием, принятых как в Европе, так и в Азии. В кэн-дзюцу, как в древности называли этот вид искусства (другие термины: гэккэн, татигаки, хэйхо) сравнительно мало фехтовальных элементов к которым привыкли европейцы.

Бойцы, как правило, становились в исходную позицию и выжидали, когда противник откроется для нанесения удара. Затем следовал решающий удар или серия ударов. Чем меньше было взмахов мечом - тем выше ценилось искусство бойца. Такая схема поединка была основной для более чем 1500 школ кэн-дзюцу, а позднее и кэндо. Меч принято было держать двумя руками, хотя допускается фепование и одной рукой и фехтование двумя мечами сразу - большим и малым.

Школы кэн-дзюцу различались между собой стойками, которых насчитывалось около трехсот и приемами (их было несколько тысяч), но в каждой отдельной школе (рю) основных стоек и ударов предусматривалось не так уж и много от 10 до 15. Считалось, что при твердом усвоении этого вполне достаточно, чтобы выйти победителем из любой схватки.

На протяжении многих веков обучение кэн-дзюцу шло с максимальным приближением к реальным условиям, то есть на стальных мечах и чаще всего без доспехов. Только в ХУIII в. Наканиси Тюта, основатель школы Наканиси Ипорю внедрял в практику тренировок защитные приспособления для головы, рук и тела, скопировав настоящие доспехи, а таюке заменил стальной меч на синай - легкий, удобный меч из плотно перевязанного в нескольких местах пучка бамбуковых полос. до нашего времени синай используется как основное учебное оружие кэндо.

Главным занятием самураев всегда оставались тренировки бу-дзюцу, где большая часть времени отводилась отработке боя с мечом - кэн-дзюцу.

Содержать специальную школу кэн-дзюцу было престижно, не случайно многие состоятельные даймё приглашали к себе именитых фехтовальшиков в качестве инструкторов (кэнси) и назначали им неплохое ежегодное довольствие в 300- 400 коку риса. Даймё стремились к тому, чтобы все их самураи, учившиеся кэн-дзюцу, имели достойное оружие, желательно несколько тренировочных мечей, новые, не помятыс в сражениях доспехи, а все это стоило немалых денег. Потому, как содержалась школа кэн-дзюцу и юго преподавал в ней, можно было судить о состоятельности даймё.

Самые первые школы кэн-дзюцу стали открываться при синтоистских храмах, причем эта традиция сохраниласъ вплоть до ХХ века.

Вероятно, первые регулярные школы кэн-дзюцу возникали в районах Эдо и Киото у синтоистских алтарей. Например, в районе Канто, пригороде Эдо, в синтоистских кумирнях сформировалась школа Канто-рю. Она подразделялась на несколько направлений, называвшихся по именам тех алтарей, рядом с которыми проходили тренировки. Так, у алтаря рода Касима еформировалась школа Касима-рю, откуда пошел знаменитый стиль боя с мечом рода Ягью.

Великие мастера кэн-дзюцу, которые не могли в силу склада своего характера находиться у кого-то в услужении, лускались в далекие странствия по Японии. Чаще всего их сопровождала огромная свита из слуг и учеников, которые жадно ловили каждое слово мастера, а остановившись в какой-нибудь деревушке, тотчас приступали к тренировкам.

Лишь немногие отваживались пускаться в путь в одиночку - за такими воинами тянулась череда поединков, убийств, слагались легенды об их непобедимости. Но, как правило, странствия в одиночку заканчивались через пару месяцев гибелью самурая.

Пожалуй, история знает лишь одного человека, который, годами странствуя в одиночестве, так и не был никем побежден. Рассказывали, что ни один его поединок не продолжался больше трех вэмахов мечом! Этим человеком был знаменитый Мусаси Миямото.

Большинство школ кэн-дзюцу были похожи друг на друга. Записей об их деятельности не оставалось, и о внутренней жизни таких школ нам известно не очень много. Тем не менее сохранился интереснейший обзор методов кэн-дзюцу ХУII века. Его можно встретить в одной из книг Миямото Мусаси, название которой условно переводится как "Книга нравов". Она вошла в знаменитую "Книга пяти колец" ("Горин-но её", 1643 г.).
Мусаси Миямото относился к кэн-дзюцу не только как набору методов ведения боя, но пржде всего как к системе духовных ценностей. Такой подход был обусловлен самой логикой развития японской культуры, все больше тяготе вшей к дзэн-буддийскому идеалу пустотности и эстетизма. Именно в то время ритуал обычного чаепития, который при шел из Китая, перерастает в сложный мистический "Путь чая" (тя-но ю). Школы кэн-дзюцу разрабатывают сложны методики духовного воспитания внутри традиции боевых искусств. Этим прославилась, например, школа фехтовальшика Одагири Сэкикэя в Эдо. Своим основным тезисом она выдвигала "просветление сознания и прозрения Пустоты", что весьма схоже с Мыслями Мусаси Миямото.

Постепенно боевая практика боя с мечом перерастает в мистический путь просветления. Возникает осознание того, что высшая ценность фехтования на мечах лежит далеко за пределами собственно поединка, а "Путь воина" становится равносилен "Пути проСветления". В этой ситуации рождается новый термин для обозначения боя с мечом - кэндо (Путь меча), который пришёл на смену кэн-дзюцу - "искусству меча". Впервые этот термин стал активно использоваться в начале ХVIII века в элитарной школе Абататэ-рю. Тренировки в школах кэн-дзюцу были максимально приближены к реальному бою. На начальных этапах самураи обучались бою с мечом и копьем не меньше семи-восьми часов в день. В ранний период становления самурайского корпуса воины тренировались на настоящих боевых мечах - катанах и танто, которые иногда затуплялись, дабы воины не нанесли друг другу тяжелых ран. Многие инструкторы при этом запрещали своим ученикам надевать любое защитное снаряжение, чтобы те не позволяли клинку даже прикасаться к их телу. К тому же они требовали от учеников хотя бы раз в день легко ранить своего противника. Несложно представить, сколь кровавы были эти тренировки!

Но даже в бою на деревянных мечах самураи рисковали быть тяжело травмированными. Наконец, к середине ХVII века в двух известных школах мастеров Торани-си Кансина и Оно Тадакэ впервые вводится защитное снаряжение для тренировки фехтовальщиков. В первое время ученикам разрешали надевать часть самурайских боевых доспехов, но затем сочли это не очень рациональным (к тому же весьма дорогое удовольствие). Именно тогда и сформировался тот вид защитного тренировочного комплекта, который мы можем видеть сегодня на фехтовальщиках кэндо. Он состоял из шлема с защитной маской, облегченной кирасы и щитков на предплечьях. В школе Ито-рю мастер Наканиси позволял своим ученикам надевать на тренировках легкую кольчужную рукавицу, так как в его стиле боя много ударов наносилось именно по кистям рук.

Но такие щитки не могли сдержать могучего удара даже деревянным бокэном. Поэтому Оно Тадакэ впервые вводит в тренировочную практику бой на легких бамбуковых палках, имитировавших бамбуковый меч - синай. Теперь можно было свободно фехтовать, не боясь травмировать партнера. И все же бамбуковая палка значительно отличалась от катаны и по весу, и по своей структуре. В 50-х годах ХVIII века последователь Оно Тадакэ, известный воин Наканиси Тюта, разработал более совершенный вид синая. Он связал вместе несколько бамбуковых палок, перетянув их прочными кожаными ремнями. Концы палок закруглялись, к ним приделывался щиток для рук, - благодаря этому синай приобретал вид настоящего меча. До сих пор в клубах кэндо используется именно такой синай.

Эти усовершенствования были введены лишь тогда, когда в Японии воцарился относительный покой. Теперь боевое искусство, особенно фехтование на мечах, стало не столько методом решения конфликтов и способом самозащиты, сколько символом особого статуса самураев. Не уметь сражаться на катанах и нагинате (алебарде) самурай не мог, зато возросла вероятность того, что в жизни он не применит своего мастерства. Тренировочные бои на настоящих мечах без защитного снаряжения оказались ненужными.

Кроме того, высшая цель "Пути меча" уже формулировалась не как победа в бою благодаря убийству соперника, но как победа над собой благодаря раскрытию духовной глубины в боевом искусстве

Будьте здоровы и тренируйтесь ежедневно!

С уважением,

инструктор команды

Кендо - переводится с японского как "Путь Меча"

Современное японское искусство фехтования на мечах.
Древнее название искусства боя на мечах - Кен-дзюцу - "искусство владения мечом".

Начиная с девятого века и в течении почти тысячи лет непрерывных междоусобных войн на территории Японии, кендзюцу развивалось исключительно как техника уничтожения противника на поле боя.

Кендо, существующее сегодня - результат развития в использовании японского меча, охватывающего период больше, чем в 1000 лет.
Теория КЕНДО гласит следующее: первое - глаза, второе - ноги, третье - мужество, четвертое - сила.

Овладение принципом "ки-кен-таи но ичи" (дух-меч-тело как одно), "мааи" (дистанции), "камаэ" (положения тела и ума) и "дзансин" (состояния готовности) приводит к пониманию основ владения мечом. А участие в "сиаи" (поединках на определение победителя) приводит к выявлению скрытых в глубине нашей природы несовершенств, помогает увидеть их воочию и тем самым сделать первый шаг к их исправлению.

Кендо не преследует цели - победить врага во чтобы то не стало, а стремится к достижению совершенной гармонии меча, духа и тела, тем самым выходя за рамки личного и сиюминутного. Кендо не является средством удовлетворения собственного тщеславия, развлечением и уж тем более рубкой дров, а представляет собой тяжелейшую работу по развитию контроля над всем своим существом. Чтобы убить человека не нужно быть мастером меча, им нужно быть, чтобы в неимоверных условиях сохранить человеку жизнь. Кендо стремиться к воспитанию энергичного духа через правильное обучение и тренировку - к развитию человеческой природы через понимание принципов работы с мечом.

Цель современного Кендо - развитие здорового тела и сознания в результате продолжительного периода строгой практики. Естественно кендо является боевым искусством и в случае экстремальной ситуации для самозащиты кендоист может использовать любые продолговатые предметы используя их как меч.
В умелых руках деревянный меч превращается в грозное оружие. Известный японский фехтовальщик средневековья Миямото Мусаши за свою жизнь провел более 60 смертельных поединков и ни одного не проиграл. Примечательно то, что большинство поединков он провел с деревянным мечом против настоящего металлического оружия в том числе и свой самый знаменитый поединок с известным фехтовальщиком Сасаки Кодзиро. По легенде, плывя на лодке к месту поединка Мусаси выточил меч из деревянного весла.

В спортивном смысле Кендо представляет собой технику нанесения ударов мечом по определенным местам тела противника. Однако от остальных видов боевых искусств Кендо отличается своим духом, прошедшим сквозь столетия в неизменном виде. Изначальным девизом Кендо было - "Победа означает жизнь, поражение означает смерть" . И, хотя сейчас эти слова нельзя понимать буквально, такой дух является основой серьезной практики Кендо и имеет непосредственное отношение к формированию гармонично развитого человеческого существа: в физическом, духовном и социальном отношениях.

В тренировках и поединках вместо катаны используется тренировочный меч синай , состоящий из четырёх бамбуковых полос, связанных вместе. Защитное снаряжение является упрощенной копией самурайских доспехов и состоит из шлема на голову - мен , защиты кистей и предплечья - коте , защиты для туловища - до , и защиты для паха и бедер - таре . Доспехи защищают самые уязвимые и доступные для поражения части тела человека, они же и являются целями для атаки в кендо. Благодаря доспехам удары могут наноситься с полную скорость и силу без риска для здоровья.

В современном кендо атаки бывают двух типов: рубящие и колющие. Рубящие удары разрешается наносить по центральной, левой или правой части головы, по правому запятью в любой момент, по левому запястью, когда оно поднято (например, при замахивании мечом), по правой или левой части туловища. Колющие удары разрешено наносить только в горло (На шлеме имеется специальный протектор для защиты от такого удара).

Центральным понятием в кендо является юко-датоцу - "эффективный удар" . Во время тренировки, а также на соревнованиях очко за удар присуждается только если: чёткий удар по разрешённой цели на теле противника нанесён режущей кромкой меча с использованием главного принципа кендо "Ки-кен-тай-но-итти " - единства духа, меча и тела. Это означает, в удар должен быть вложен импульс движения всего тела, в правильной стойке и атакующий издаёт крик киай (яп. букв. "единение с духом"), позволяющий увеличить энергию удара. Таким образом оценивается эффективность нанесенного удара.

Строгие требования к эффективному удару были введены в связи с отсутствием реальных травм в поединке кендо. Поскольку считается что в реальном бою не на жизнь,а на смерть, с настоящими мечами (или как минимум с деревянными) с большей вероятностью победил бы (а значит и выжил) тот боец, который выполняет данные требования к нанесению ударов. Т.е. обладает должными техническими и ментальными качествами.

Необходимо также отметить , что на существующие правила в кендо повлияла исторически сложившаяся тактика ведения поединка: идеалом мастерства фехтовальщика считалось поражение противника одним смертельным ударом приводящем сразу к летальному исходу и желательно без контакта с его оружием (что бы не портить дорогой меч). Никаких ранений или легких касаний противника - только фатальные удары. Один удар - одна смерть.

Неотъемлемой частью кендо являются ката , формальный заранее определенный поединок (набор атак и контратак) без защитного снаряжения с деревянными или настоящими мечами. В ката участвуют два человека: ученик (сидачи ) и учитель (учидачи ). Учитель атакует ученика и производит первый удар, ученик делает контратаку и побеждает учителя.
В древности ката были единственным способом тренировки техники фехтования.

История и эволюция кэндо
Средневековая история Японии чрезвычайно богата междоусобными войнами, в ходе которых самураи одно клана убивали воинов другого. Когда войн не было, самураи устраивали дуэли, поводом для которых могло послужить даже случайное соприкосновение ножнами мечей в узком коридоре дворца господина. В то время выжить означало искусно владеть мечом.
Из всех видов воинских искусств самураи более всего почитали кэндо – искусство владения мечом. Дело в том, что меч в Японии издавна был объектом поклонения, а после того как появилось сословие самураев, меч (кэн) стал неотъемлемой принадлежностью и основным оружием воина. Меч – символ сословия самураев, душа воина. В Х-ХII веках родилось и искусство владения мечом – кэндо, занятие которым становится обязательным для самураев. Единственной целью поединка того бурного времени было поражение врага. Ранг самурая и, следовательно, его жалованье (воины получали рисовые пайки от крупных феодалов, у которых состояли на службе) также зависели от того, насколько умело он владел мечом.
Обучаться кэндо молодые самураи начинали с раннего возраста. Причем занятия кэндо не только способствовали физическому развитию, но и питали ум, закаляли дух будущего воина. Занятия начинались на рассвете и проводились на воздухе в любую погоду. Мальчики одевались в хлопчатобумажные куртки и были босиком, что считалось важным для укрепления выносливости молодых самураев. Тренировки кэндо должны были подготовить воина морально и физически к предстоящим схваткам на настоящих мечах. Искусство кэндоиста определялось количеством взмахов мечом для поражения противника. Естественно, что идеальным признавался смертельный удар одним взмахом, «быстрый, как полет ласточки».
Перед поединком самураи проделывали целый ряд упражнений. Главными были упражнения на дыхание и сосредоточенность, которой помогала достичь медитация, пришедшая из дзэн-буддизма. Упражнения и медитация помогали выработать глубокое и ровное дыхание и сконцентрировать все внутренние силы для предстоящего поединка. Самурай садился на пол в позу сэйдза и дышал медленно, глубоко и ритмично, закрыв глаза и стараясь отвлечься от всего постороннего. Легкие расширялись, обогащались кислородом, кровяное давление в мозгу становилось меньше, чем при нормальном дыхании, центральная нервная система успокаивалась, что позволяло сражаться хладнокровно, спокойно, но в то же время стремительно и без суеты.
Благодаря дыхательной гимнастике и медитации кэндоист полностью переключался на предстоящий поединок. Однако о победе думать запрещалось, так как, по мнению воинов, подобные размышления вызывают волнение, сбивают дыхание, способствуют потере хладнокровия и, главное, приводят к ослаблению мускулов, которые уже не управляются волей борца. Бесстрастность – вот кредо кэндоиста.
Во время поединка практиковался уже другой вид дыхания. Дело в том, что организм бойца, совершающего интенсивные движения, требует огромного количества кислорода. И в этом отношении чрезвычайно важную роль в кэндо играют выкрики. Кэндоист наступает на противника, набрав полные легкие воздуха и с громким криком, что способствует деморализации обороняющегося и развитию духа атаки, а также концентрации всех сил на ударе. Главным считался вдох, причем дышать нужно было животом. В момент нанесения удара дыхание должно быть остановлено для быстрого и резкого напряжения всех мускулов. После удара кэндоист делал выдох, однако не до конца, чтобы не было момента, когда в легких воздух бы отсутствовал, так как это расслабило бы мускулатуру.
В ХVI веке победа на полях сражений уже не определялась схватками на мечах. В это время в Японию были завезены порох и огнестрельное оружие и побеждал тот, у кого были многочисленные отряды пехотинцев, вооруженных ружьями. Меч вынимался из ножен при необходимости в ближнем бою, а в мирное время – на дуэлях. В свободные от службы часы воин (буси) оттачивал свое боевое искусство. Кроме владения кэндо в средневековье необходимо было уметь стрелять из лука, ездить верхом, метать копье, плавать в доспехах, сражаться в воде и т. п. Каждый должен был уметь метко бросать сюрикены – маленькие металлические звездочки с бритвенно-острыми лучами, мгновенно отсекавшие голову противнику.
В кэндо появлялись школы, течения, тренеры. В начале ХVIII века стали использоваться защитные приспособления – нагрудник, шлем, перчатки – и был изобретен бамбуковый меч.
После революции Мэйдзи (1868 год) ношение меча было запрещено и кэндо превратилось в спорт. Сейчас во многих японских школах кэндо является факультативным предметом, а в колледжах и университетах обязательно есть свои клубы кэндо. Все большее количество японцев, включая женщин, занимается этим видом единоборства, и не будет ошибкой сказать, что кэндо – самый популярный традиционный национальный спорт в стране.
«Меньше агрессивности!» – часто повторяют на тренировках учителя кэндо тем, кто ожесточенно атакует противника. Главное в кэндо – не стремление к победе, а воспитание здорового духа и формирование крепкого организма. Учителя (сэнсэи) не случайно ставят на первое место дух. Слово «кэндо» записывается двумя иероглифами: «кэн» (меч) и «до» (путь). Это связано с философскими понятиями системы дзэн-буддизма. «Путь» означает духовное совершенствование человека, которое осуществляется в том числе и медитацией. Кэндо – это и есть один из видов динамичной медитации.
Таким образом, основная цель в кэндо – победа не над противником, а над самим собой, над своими слабостями, пороками. Человек, занимающийся кэндо, ищет свой путь с мечом в руках – мечом, не повергающим, а защищающим. Учителя этого японского искусства говорят: «Лишь только когда ты, взяв в руки меч, почувствуешь, как спокойствие и мир наполняют твое сердце, поймешь, что чего-то достиг».
Для обретения внутреннего спокойствия и душевного равновесия необходима полная отрешенность от всех мирских забот во время тренировок и поединков. Кроме слияния с собственным «я» путь к достижению внутренней гармонии лежит также через концентрацию воли. Это позволяет во время поединка сосредоточить внимание и энергию не столько на силе удара, сколько на его красоте и гармонии. Впрочем, сила – тоже немаловажный элемент, но все же главное – духовное, нравственное начало. «Благодаря занятиям кэндо, – учат мастера, – все мелочное, агрессивное в вашей натуре исчезнет. Нужно быть справедливым не только в зале для кэндо, но и дома, в обществе, постоянно подавляя в себе все неблагородное». Но вся философия кэндо применима только к «справедливому кэну» – мечу, служащему для защиты, но не относится к «кэну агрессивному», предназначенному для убийства.
Большое влияние на философию кэндо оказали идеи кодекса самураев – бусидо. В этом кодексе акцент делается на такие качества, как верность, готовность к самопожертвованию, справедливость, духовная чистота, скромность, честь. Огромное внимание уделяется духовному совершенствованию. Считается, что только победив себя можно побеждать других. Ценится духовное превосходство, а не преимущество в грубой силе. С помощью особого ритуала подчеркивается: идет состязание именно духовных начал.
Для выявления сильнейших проводятся соревнования. В распоряжении участников поединка площадка 11 на 11 метров. Перед поединком следует показать судьям меч: длина его не должна превышать 118 сантиметров, вес не должен быть менее 500 граммов. Время поединка – 5 минут. Удары засчитываются, если они нанесены концом меча по маске, перчаткам или нагруднику. Для победы нужно два раза попасть по установленным местам снаряжения противника. Поединок может быть прерван в следующих случаях: вы оскорбили противника либо члена жюри; толкнули противника; сделали подножку; умышленно ударили в места, не защищенные доспехами; бросили свой меч. Запрещено также спорить с судьей, точнее, с судьями – их трое, они фиксируют удары, поднимая над головой цветные флажки.

Происхождение слова кэндо
В разные времена искусство владения мечом называлось по-разному. Есть всего несколько примеров употребления слова «кэндо» (путь меча) в эпоху Токугава (XVII-XIX века), однако общеупотребительным оно стало с середины эпохи Мэйдзи (конец ХIХ века). До этого употреблялся термин «гэккэн» (атакующий меч) либо «кэндзюцу» (искусство меча). В 1912 году, когда кэндо стало обязательным предметом в школе, оно называлось «гэккэн». Официально слово «кэндо» стало употребляться с 1926 года.
Как свидетельствуют литературные памятники, в далекой древности кэндо называлось татигаки, в период Нара – гэккэн и татигаки, однако в устной речи кэндо называли татиути. Последнее название широко употреблялось вплоть до середины периода Муромати (ХIV-ХVI века). С середины эпохи Муромати до начала эпохи Токугава наиболее часто использовали термин «хэйхо». На смену «хэйхо» пришло «кэндзюцу», и вплоть до периода Мэйдзи это было самым расхожим названием кэндо.
В Японии с незапамятных времен существовала отличная от западной система летосчисления – по периодам правления императоров. Когда японский император вступал на трон, придумывали название эпохе его правления и год его вступления становился первым годом нового летосчисления. В 1989 году, например, умер император Хирохито, и это означало, что эпоха Сёва закончилась на 65-м году и начался первый год нового правления Хэйсэй.

Для того чтобы понять кэндо, необходимо проникнуть в прошлое этого древнейшего искусства.

О том, что представляло собой это воинское искусство до XIV века, сейчас сказать затруднительно, так как практически нет никаких источников, однако можно с уверенностью говорить, что искусство владения мечом было создано вместе с самим мечом. Собственно о мече порой встречается очень много упоминаний в исторических литературных памятниках Японии. Очень давно, как и многое другое, меч был заимствован японцами у китайцев. Из Китая также была заимствована церемония преподношения меча верховному правителю. В древней Японии меч стал считаться символом императорской власти. Императору вручали «три божественные регалии»: зеркало, меч и подвески из яшмы. верили, что меч имеет магические способности и будет защитить от всех невзгод. Меч стал одним из объектов поклонения во многих японских храмах. Позже меч обрел другой статус, он стал душой самурая, символ мужества и доблести.

Древний японский меч (кэн) был очен похож на старинные китайские мечи, т. е. имел обоюдоострую заточку и был прямым. Позже его форма была изменена — меч стали затачивать только с одной стороны, а лезвие стало немного изогнутым. Особенно были в почете кузнецы, которые не просто ковали меч, а делали магические действия при этом, что должно было гарантировать изгнание злых духов. Про японский меч говорили: «острый, не ломающийся и негнущийся как бритва». Катану (это еще одно название меча по-японски) его ковали из многочисленных слоев металла, настилая их друг на друга. На один японский меч у мастера уходило примерно до двух-трех лет напряженной и тяжелой работы. Низкоуглеродистый металл, скованный с высокоуглеродистым, приобретал повышенную твердость и вязкость.

Самураи носили с собой два меча - короткий и длинный - и кроме них никто не имел права носить их. Длинным мечом обыкновенно нападали, а коротким защищались и делали . Длина большого меча поначалу была разной, в зависимости от привычки воина, однако постепенно был выработан оптимальный стандарт. Никто не смел прикасаться к мечу воина, а при входе в дом высшего по рангу обязан был оставлять свой меч на специальной подставке. Обнажение меча в доме господина или даже равного по происхождению считалось оскорблением, и за это могли убить на месте либо приговорить к харакири. Самурай никогда не расставался со своим мечом- дома он стоял на самом почетном месте, а ночью лежал у изголовья. «Каждый, кто имеет право носить меч, должен помнить, что меч - это его душа, и он должен расстаться с ним только тогда, когда расстанется с жизнью. Того, кто забудет о своем мече, ждет наказание», - приказал в своем завещании великий Токугава Иэясу.

Естественно, что с момента изобретения меча разрабатывались и исследовались различные способы его эффективного применения. На заре своего существования рассматривало в качестве своей главной задачи убийство врага в поединке, т. е. функция меча была довольно примитивной. Это не мешало, однако, воинам Ямато (так в древности называли Японию) изобретать многочисленные приемы владения мечом. Поскольку это искусство помогало древним японцам покорять другие народы, то естественно, что меч стал пользоваться колоссальным уважением и был обожествлен. В некоторых легендах о богах рассказывается, как хороший бог поражает плохого искусным приемом меча.

Когда император Камму перенес столицу в , в северной части своего дворца он повелел построить тренировочный зал. В нем постоянно шлифовали искусство владения мечом воины. Каждый год 5 мая император Японии присутствовал на соревнованиях по кэндо, выступить на которых считали великой честью все витязи. Победители получали право украсить свой дом особым знаком. Говорят, что отсюда берет свое начало праздник мальчиков, ежегодно отмечаемый 5 мая в Японии. В этот день в домах, где есть мальчики, на высоких шестах вывешивают карпов, сделанных из шелка. Карп в Японии с давних времен почитается как символ стойкости и мужества.

Приблизительно с середины периода Хэйан (около X века) вместе с расцветом класса воинов (буси) была отброшена китайская техника владения мечом и стала развиваться исключительно японская. Она постоянно изменялась и совершенствовалась. Новые приемы изобретались нередко прямо на полях сражений. С наступлением периода Камакура (1192 год) кэндо, поощряемое правительством, расцветает: С середины периода Муромати (приблизительно с 1450 года) японское искусство фехтования вступает в свой золотой век. Именно в этот период возникают всевозможные школы и течения, и кэндо приобретает практически современный вид.

Почему именно на этот период приходится столь бурный расцвет кэндо? Этому были свои причины. Период Муромати характеризуется долгими и многочисленными войнами между княжествами, и для того чтобы продвинуться по службе, сделать карьеру, было необходимо изучать воинские искусства, в том числе и в первую очередь кэндо. Мечом было необходимо владеть и просто для того, чтобы выжить в то жестокое время японской истории.

Однако кэндо все же культивировалось среди знати, а простые самураи имели мало времени оттачивать свое воинское искусство, так как всю свою жизнь проводили в битвах и походах. В кровавых схватках больше ценились грубая сила и выносливость, чем тонкое искусство и ловкие приемы.

Одной из самых представительных школ кэндо стала школа Тюдзё-рю, основанная Нагахидэ Тюдзё. Семья Тюд-зё на протяжении нескольких поколений служила верховным правителям страны. Например, знаменитый сёгун Ёсй-мицу Асикага (1358-1408 годы) стал горячим поклонником школы Нагахидэ, и ее основатель получил титул «великого мастера фехтования».

С возникновением школ все самураи стали стремиться овладеть лучшими приемами кэндо, чтобы слыть признанными мастерами. Это позволяло им стать вассалами великих правителей и, следовательно, получать большое жалованье и жить в роскоши. Нередко, когда самурай достигал верха совершенства, он уходил в отставку и открывал свою собственную школу фехтования. В таких школах обязательно были додзё (залы для кэндо), и учителя учили встречать противника хладнокровно, сжимая обеими руками меч, правая нога впереди, левая сзади. Особенное внимание уделялось тренировкам духа, так как нужно было на расстоянии морально сломать волю противника и заставить его сделать первый шаг и раскрыться. Поэтому так ценились мастера, которые могли научить не только обращению с мечом, но и умению достичь психологического преимущества.

В конце XIII века Сигэнобу Хаясидзаки, второй сын Ясутоки Ходзё, основал свою школу кэндо - Симмэймусорю, или Мусо-рю. На занятиях самым главным считалось обучение технике мгновенного вытаскивания меча из ножен. Самураям рекомендовалось носить оба меча с левой стороны, заткнув их за пояс лезвиями вверх. При таком способе ношения меч можно было мгновенно вытащить и нанести удар сопернику одним движением. Эта школа, точнее, способ быстрого вытаскивания меча из ножен позже привел к возникновению особого упражнения"-Иаи. Одним из выдающихся учеников Хаясидзаки был Хисаясу Катаяма, который основал школу Хоки, усовершенствовавшую технику Мусо-рю.

В период Муромати (1338-1568 годы) самым сильным мастером кэндо прослыл Кагэхиса Иттосай Ито. Никто не мог победить его, и он вошел в историю как гений японского фехтования. Этот мастер считал, что наилучшей является техника одного меча, имеющая бесчисленное количество вариаций. Себя он назвал Иттосай (человек с одним мечом). Им была организована школа одного меча - Итто-рю, которая процветала с XVII века и сохранилась до нашего времени. Приверженцами школы Итто-рю были такие выдающиеся полководцы, как Ода Нобунага, Току-гава Хидэтада, Токугава Иэмицу и другие. И современное кэндо находится под сильным влиянием этой школы.

Великие мастера кэндо, достигнув очень преклонного возраста, обыкновенно покидали привычные места и селились далеко в горах, где остаток своей жизни проводили в раздумьях, написании трактатов или в изобретении новой техники владения мечом. Так, например, Аису Ико (1452- 1538), ведя жизнь отшельника, вдохновился и создал новую технику. Вернувшись, он основал школу Аису-кагэ. Еще одной очень представительной школой являлась школа Тэнсин Сэйдэн Синто, основанная Иисаса Тёисай, который даже потом, став монахом, продолжал свои занятия. Он считается, как и Кагэхиса, гением кэндо.

Множество историй написано о Цукахара Бокудэн (1490-1572). Мальчиком он изучал кэндо под руководством своего отца - синтоистского священника. С годами мастер достиг такого совершенства, что из 37 поединков не проиграл ни одного. Когда пришла старость, он поселился вдали от людей в горах, где размышлял и продолжал тренироваться. Многие молодые самураи искали Цукахара, чтобы просить его стать их учителем, но тщетно. Умер он своей смертью в возрасте 83 лет.

Нет ни одного японца, который бы не знал, кто такой Миямото Мусасино - самый популярный и любимый герой из истории средневековой Японии. Миямото родился в 1584 году в семье учителя кэндо, который и преподал ему первые уроки фехтования. Вскоре он уже не имел себе равных, а его смелая техника восхищала современников. Ему удалось отомстить за смерть своего отца, который был убит неким Сасаки Гангрю, создавшим свою собственную школу кэндо, чья техника копировала полет ласточки. Из 60 поединков (а их было ровно столько в его жизни) Му-сасино не проиграл ни одного. Многие высококлассные кэндоисты искали с ним встречи, чтобы проверить свое мастерство в соревновании с обновленной техникой Му-сасино. Сам Миямото постоянно искал совершенства и всю жизнь тренировался так же усердно, как новичок, нисколько не заботясь о своей славе. Помимо славы лучшего фехтовальщика страны за ним закрепилась слава талантливого каллиграфа и художника. Он написал книгу «Горин но сё» («Книга пяти колец»), которая и сейчас является отличным пособием по психологическому тренингу. Специальная техника, изобретенная мастером для короткого и длинного мечей, позже получила название школы Нитэни-ти-рю. Длинный меч нужно было держать в правой руке, а короткий - в левой. При атаке двумя мечами сначала следует удар длинным, а потом короткий рубящий либо колющий удар коротким мечом. Подобная техника до смерти Миямото так и осталась непревзойденной, и он умер в 1645 году непобежденным, естественной смертью. Про Миямото написано множество книг, история его подвигов неоднократно ложилась в основу киносценариев. Его жизнь до сих пор является примером для многих японских мальчишек.

Не менее важную роль в истории кэндо сыграл мастер Нобунава. Он произвел целую революцию в истории японского искусства владения мечом тем, что изобрел бамбуковый меч (синай), чем полностью изменил систему тренировок. Правда, синай, изобретенный им, в значительной степени еще был далек от современного, состоящего из четырех пластин бамбука. Нобунава поступал следующим образом: ствол бамбука он расщеплял на 16-32 пластины и зашивал его в кожаный чехол. По весу меч был приблизительно равен настоящему оружию воина, что привносило в тренировки элемент реальности. Это было великое изобретение, так как до этого на тренировках использовались настоящие или тяжелые деревянные мечи, что нередко приводило к увечьям кэндоистов. К тому же было невозможно полностью сконцентрироваться на ударе, так как всегда была опасность нанесения ранения. Все прочие школы кэндо (а их было в то время около 200) критиковали это нововведение, и многие ученики покинули Нобунава, который славится еще и тем, что разъяснял, в чем состоит задача кэндоиста: в непричинении боли и ранений, а также в несовершении бессмысленных убийств.

До периода Токугава (1600-1868 годы), как уже говорилось, в Японии шли междоусобные войны, и единственной целью кэндо того времени было поражение противника. Техника также была довольно примитивной, и основной упор делался на грубую физическую силу. Более того, воины, проводившие всю свою жизнь в походах, даже с некоторым презрением относились к тем, кто с деревянным мечом в свободное время отрабатывал приемы фехтования.