Быков обелиск краткое содержание для читательского дневника. Обелиск (повесть), основные персонажи, сюжет, художественные особенности, героизм, издания

Основные персонажи

  • Рассказчик, имя которого не называется.
  • Алесь Иванович Мороз - сельский учитель, повешенный немцами в ходе оккупации Белоруссии.
  • Тимофей Титович Ткачук - бывший учитель и партизан, пенсионер.

Сюжет

Герой повести приезжает на похороны сельского учителя Павла Миклашевича, с которым был шапочно знаком. Миклашевича очень любили дети, да и все жители вспоминают с большим уважением: «Хороший был коммунист, передовой учитель» , «Пусть его жизнь послужит для нас примером» . Однако на поминках выступает бывший учитель Ткачук, который требует вспомнить про некоего Мороза и не находит одобрения. По дороге домой главный герой расспрашивает Ткачука о Морозе, пытаясь понять, какое отношение тот имеет к Миклашевичу. Ткачук рассказывает, что Алесь Иванович Мороз был обыкновенным учителем, среди многочисленных учеников которого оказался и Миклашевич. Мороз заботился о ребятах так, будто они были его собственными детьми: провожал домой поздно вечером, заступался перед начальством, старался по мере сил пополнить школьную библиотеку, занимался самодеятельностью, двум девочкам купил ботинки, чтобы они зимой могли ходить в школу, а Миклашевича, боявшегося отца, поселил у себя дома. Мороз говорил, что старается сделать ребят настоящими людьми.

Во время Второй мировой войны территорию Белоруссии оккупировали немецкие войска , и Ткачук вступил в партизанский отряд. Мороз же остался с детьми, тайно помогая партизанам, пока один из сельчан, ставший полицаем, не начал что-то подозревать и устроил в школе обыск и допрос. Обыск результатов не дал, но преданные Морозу ребята решили отомстить. Небольшая группа, включая самого Миклашевича, которому тогда было 15 лет, подпилила опоры у моста, где должна была проезжать машина с шефом полиции по прозвищу Каин. Уцелевшие полицаи, выбираясь из воды, заметили убегавших мальчишек, которые вскоре оказались в плену у немцев. Только Морозу удалось уйти к партизанам. Немцы объявили, что если Мороз сдастся им, они отпустят ребят. Он добровольно сдался немцам, чтобы поддержать учеников в тюрьме. Когда их вели на казнь, Мороз помог бежать Миклашевичу, отвлекая внимание конвоиров. Однако конвоир подстрелил Миклашевича, отец выходил его, но тот потом болел всю жизнь. Ребят и Мороза повесили. В честь детей поставили обелиск, а вот действия Мороза не считаются подвигом - он не убил ни одного немца, наоборот, записан как сдавшийся в плен.

Художественные особенности

Героизм

Повесть построена по схеме «рассказ в рассказе» и относится к направлению героической - один из основных персонажей повести Алесь Мороз поступает истинно героически, не попытавшись спастись, ибо для него в сложившейся ситуации другого достойного выхода просто-напросто не было, так как этот поступок не соотносился с какими-то отвлечёнными правилами поведения, а наоборот - с его пониманием человеческого и учительского долга. Повесть отражает достойную жизнь достойных благородных людей, которые в своей сущности не могут изменить себе и своим принципам; отражает те неизвестные подвиги и героизм, которые не были занесены в наградные листы и отмечены обелисками:

В то же время и ученики Мороза - юные мальчики, как все чистые и серьёзные мальчики всех времён , не умеют рассчитывать в своих поступках и совсем не слышат предостережений своего рассудка, они, прежде всего, действуют - опрометчиво, и оттого трагически.

Издания

В 1988 году московским издательством «Детская литература» в серии «Библиотека юношества» произведение было издано совместно с другой повестью - «Сотников» (240 страниц, с иллюстрациями Г. Поплавского, перевод Г.Куреневой, ISBN 5-08-001106-8).

Примечания

Ссылки


Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Обелиск (повесть)" в других словарях:

    Обелиск это: высокая, на малом основании, пирамида; остроконечный памятник или украшение; островерхий столб, обычно в гранях. усечённая пирамида типографский крестик Также: «Обелиск» повесть Василя Быкова Ссылки Словарь Даля … Википедия

    У этого термина существуют и другие значения, см. Метель (значения). Метель Жанр: повесть

    Годы в литературе XX века. 1971 год в литературе. 1896 1897 1898 1899 1900 ← XIX век 1901 1902 1903 1904 1905 1906 1907 1908 1909 1910 1911 1912 1913 1914 1915 1916 1917 … Википедия

    В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Быков. Василь Владимирович Быков белор. Васіль Уладзіміравіч Быкаў … Википедия

    I Египет (Древний древнее государство в нижнем течении р. Нил, в северо восточной Африке. Исторический очерк. Заселение территории Е. восходит к эпохе палеолита. В 10 6 м тыс. до н. э., когда климат был более влажным,… … Большая советская энциклопедия

    Краткая хроника литературной жизни Советского Союза 1970-1983 - 1970 Январь. Печатается повесть Ч. Айтматова «Белый пароход». 11 12 февраля. Совещание на тему «Советский рабочий и его образ в нашей многонациональной литературе» (Минск). 1 марта 17 мая. Праздник искусств народов СССР, посвященный 100‑летию со … Литературный энциклопедический словарь

    У этого термина существуют и другие значения, см. Блокада. Блокада Ленинграда Великая Отечественная война Вторая мировая война … Википедия

    Василь Владимирович Быков Васіль Уладзіміравіч Быкаў Василь Быков в Румынии, 1944 Дата рождения: 19 июня 1924 Место рождения: дер. Бычки Ушачского района, БССР Дата смерти: 22 июня 20 … Википедия

"Обелиск" - это повесть, которую создал Василь Быков. Она была написана им в 1971 году. В этой статье мы опишем краткое содержание произведения, проведем его анализ. Быкова ("Обелиск", "Сотников", "Дожить до рассвета", "Знак беды", "Третья ракета" - все это его произведения) по праву считают одним из лучших авторов, писавших о Великой Отечественной войне. В статье мы сначала опишем краткое содержание повести. После этого проведем ее анализ. Быкова ("Обелиск" и "Дожить до рассвета") в 1974 году наградили Государственной премией СССР.

Начало событий повести

Журналист узнал однажды осенью о смерти Миклашевича, учителя, жившего в селе Сельцо. Покойному было лишь 36 лет. На газетчика обрушилось чувство вины, и он решил отправиться в Сельцо. Попутчика взял водитель грузовика, проезжавшего мимо. Так начинается повесть, которую создал Василий Быков, - "Обелиск".

Миклашевич на одной из конференций обратился за помощью к журналисту. Этот герой был связан в военное время с партизанами. Немцы убили пятерых его одноклассников. В их честь благодаря стараниям учителя установили памятник. Газетчик пообещал Миклашевичу помочь в одном деле, но не успел, что отмечает Василий Быков.

Обелиск показался за поворотом. Журналист вышел и направился к школе. Здесь находился зоотехник, который указал, где поминают. Прибывший присел. Принесли пару бутылок, наступило оживление. Ксендзову, заведующему районо, предоставили слово.

Тот рассказал, что покойный был верным коммунистом и активным общественным деятелем. Затем он стал распространяться об успехах советского народа в культурных, научных, экономических областях, но его прервал ветеран. Старик возмущался, что Мороза на поминках никто не вспоминает. Журналист узнал, что ветеран этот - Тимофей Титович Ткачук, бывший учитель.

Обелиск у села Сельцо

Продолжаем описывать краткое содержание произведения, которое создал Быков. "Обелиск" (анализ которого мы проведем позже) повествует о следующих событиях.

Когда Ткачук уходил, газетчик отправился следом. Ткачук сел на листву, а журналист пошел к обелиску, сделанному из бетона. Сооружение выглядело скромно, однако оно было ухожено. Белой краской на табличке было дописано еще одно имя - А.И. Мороз.

Ветеран приблизился к дороге и предложил вместе добираться. Он рассказал, что с детства знал Миклашевича, считал его отличным преподавателем и хорошим человеком. Очень любили его и ребята. Когда покойный был еще ребенком, он бегал за Морозом. Ветеран поведал журналисту следующую историю.

Мороз - школьный учитель

Белорусская ССР и Западная Белоруссия были воссоединены в 1939 году, осенью. На запад отправили Ткачука для организации колхозов и школ. Тимофей преподавал и заведовал районо. Мороз открыл в усадьбе Сельцо школу. Здесь работала Подгайская - полька, которая знала немного белорусский, но по-русски не говорила. Она жаловалась на методы воспитания Мороза, Ткачук ездил с проверкой.

Дети трудились во дворе школы: упало дерево, и они его распиливали. Было сложно с дровами. Другие школы Ткачуку жаловались на недостаток топлива, а здесь взяли инициативу в свои руки. К руководителю направился Алесь Иванович Мороз. Он хромал.

Родился преподаватель в Могилевщине. Проблемы с ногой были у него с рождения. Алесь Иванович сказал, что раньше дети ходили в польскую школу, и им непросто было освоить белорусскую программу. Мороз мечтал сделать из них достойных людей.

Мороз заботится об учениках

Тимофей Титович заехал в 1941 году, в январе, погреться в школу. Он увидел мальчика лет десяти. Тот сказал, что учитель отправился проводить сестер. Замерзший Мороз вскоре прибыл. Он сообщил, что раньше Коля Бородич их провожал, но пришлось ему, так как Коля не появился. Мать девочек не пускала их в школу: не было обуви. Алесь Иванович поэтому купил им ботинки. Мороз оставил мальчика, который встретил Тимофея Титовича, в школе, так как его избивал дома отец. Звали его Павлик Миклашевич.

Сивак, местный прокурор, сказал отдать отцу ребенка. Морозу пришлось подчиниться. Родитель по дороге бил Павла ремнем. Тогда Алесь Иванович выхватил у отца ремень, и мужчины едва не затеяли драку. Последовали судебные разбирательства. Учителю удалось добиться, чтобы мальчика отдали в детдом. Однако выполнять это решение Мороз не собирался.

Согласитесь, что образ доброго и самоотверженного учителя создал Быков. "Обелиск", анализ которого во многом строится на личности этого человека, - произведение, в котором главным героем является именно Алесь Мороз.

Начало войны

Война все изменила. Шло наступление немцев, а русских было не видать. Фашисты вскоре появились в селе. Все ожидали, что их прогонят быстро. Не думал никто, что будет четырехлетняя война... Из местных много было предателей. Обо всем этом не зря упоминает Быков. "Обелиск" (анализ произведения приведен далее) - повесть, основанная на впечатлениях самого автора, который участвовал в войне. Фото Быкова представлено ниже.

Учителя примкнули к отряду Селезнева, казака, сюда позже добавился и Сивак. Начали готовиться к холодам, рыть окопы. Решено было наладить связи со своими людьми и местными селами. Бойцов на разведку отправил Селезнев.

В Сельцо зашли Ткачук и Сивак. Полицаем стал друг прокурора, а Мороз продолжал преподавать. От Алеся не ожидал такого руководитель районо! Сивак говорил, что его тогда не зря репрессировали...

Помощь Мороза в военные годы

Ночь. С Алесем встретился Ткачук, на улице ждал Сивак. Мороз сообщил, что маскируется и не хочет, чтобы оккупанты захватили ребят. Они решили, что учитель будет докладывать о происходящем в селе партизанам.

Активно помогал Мороз. Он записывал военные сводки из приемника, передавая их партизанам. Наши сидели зимой в укрытиях: еды мало, холод. Только почта поднимала настроение.

Обыск в школе

Сначала полицаи и фашисты не трогали Алеся. Но однажды все изменилось. Лавченя, полицай по прозвищу Каин, прислуживал фашистам. Он был обычным юношей раньше, однако сразу переметнулся на войне на сторону врага. Лавченя насиловал, грабил, убивал. Полиция однажды ворвалась в школу. Обыскали портфели, книги, начали допрашивать Мороза.

Ребята решают убить полицая

Бородич захотел убить Каина, однако Алесь это запретил. Павлу Миклашевичу исполнилось тогда 15 лет. Старше всех был Николай Бородич (18 лет). Были в этой же группе Тимка и Остап Кожаны, а также Коля и Андрюша Смурные (однофамильцы) - всего 6 ребят. Коле, младшему, было 13 лет. Они придумали, как обезвредить этого полицая.

Роковой поступок

Часто бывал Каин у отца, где пил и развлекался с коллегами или немцами. Пришла весна. Комиссаром был назначен Тимофей Титович. Часовой однажды привел Алеся. Он присел и сообщил, что схватили ребят.

Оказалось, что остальных подговорил Бородич. Следующий роковой поступок описывает Быков ("Обелиск"). Анализируя произведение, можно сказать, что это кульминация действия, после которой наступает развязка. Хлопцы ночью подпилили у мостика столбы для того, чтобы машина Каина попала в овраг. Старший товарищ и Смурный наблюдали в кустах, остальные ушли. Под мост попал автомобиль Каина. Однако, кроме немца, все остальные пассажиры уцелели и быстро выбрались наружу.

Парни направились в село, но их заметили. Павел Миклашевич сообщил обо всем преподавателю. Полицай пришел ночью к Алесю и сказал, что ребят схватили, а он следующий.

Прибыла связная Ульяна, которая приходила лишь в крайних случаях. Немцы грозились повесить ребят, требовали выдачи Мороза. Алесь вызывался идти. Ткачук и казак стали кричать, что ребят не отпустят, убьют и Алеся. О дальнейших событиях узнали от Гусака, а затем и от Миклашевича.

Мороз приходит к немцам

Ребят держали в амбаре, ожидая Мороза. Сначала дети не признавались. Но Бородич во время пыток взял на себя вину, признавшись во всем. Он думал, что остальных отпустят. Алеся Ивановича затащили в хату. Услышав его голос, ребятня пала духом. Никто не ожидал, что Мороз явится сам. Всех семерых вечером вывели на улицу. Ваня Кожан, старший брат близнецов, вышел вперед и спросил у немца, почему не отпускают ребят, ведь нужен был, по словам фашистов, лишь преподаватель. Парня ударил по зубам немец, Иван стукнул его ногой. Убили мальчишку.

Судьба ребят

Сопровождали пленников 7 полицаев и 4 немца. Мороз прошептал у моста Павлу, чтобы тот бежал к кустам, когда он крикнет. Виднелся лес. Вдруг громко вскрикнул Алесь Иванович и посмотрел налево, будто увидев кого-то. Оглянулись все, даже Миклашевич, но потом он все понял и побежал. В него стреляли, после чего кинули в воду. Мороза сильно побили, и он уже не вставал.

Мальчишку ночью нашли. Других увезли и 5 дней издевались. Всех повесили в первый день Пасхи.

Бумаги, обнаруженные в 1944 году

Полицейские и гестаповские бумаги нашли в 1944 году. Был среди них и рапорт Каина об Алесе Морозе. Сообщалось, что Каин захватил главаря банды партизан. Это вранье всем было выгодно - и полицаю, и немцам. Отчет о потерях требовали у Селезнева. Тот написал, что учитель попал в плен. Вот на него собралось два документа, которые было нереально опровергнуть. Однако это удалось Миклашевичу.

Очень болел Павел, ежегодно лечился. У него была прострелена грудь насквозь, начался туберкулез. Вылечить легкие удалось, однако сердце остановилось.

Спор о поступке Алеся

На этом заканчивается рассказ о Морозе. Автомобиль Ксендзова ехал мимо. Он согласился взять с собой попутчиков. Начался спор, в котором начальник районо (Ксендзов) говорил, что Алесь не герой, поскольку не убивал немцев и не спас детей. Лишь случайно в живых остался Миклашевич. Ветеран стал доказывать ему обратное, так как Мороз отдал жизнь за ребят. Конечно же, этот поступок расценивает как героический и сам автор, Василь Быков.

"Обелиск": анализ произведения

Рассмотрим несколько подробнее произведение. Для этого проведем его анализ. Быкова "Обелиск" звучит как реквием по неизвестным героям войны. Повесть стала посвященным им литературным обелиском. Однако содержание не исчерпывается этим обращением к истории. В чем можно убедиться, проведя анализ произведения "Обелиск" (Василь Быков). Читатель в нем может рассмотреть судьбы тех, кто выжил на войне и кто погиб в эти годы.

Атмосферой раздумья пронизана повесть, как показывает анализ. Быкова "Обелиск" - не единственное произведение, в котором ощущается эта атмосфера. Она характерна для всего творчества Василя Владимировича. Эта атмосфера нужна для того, чтобы настроить восприятие читателя на осознание нравственного смысла подвига. Быков строг к себе самому и своему поколению, поскольку для него подвиг войны - основная мера, по которой оценивается человек.

В повести наметил пути трех поколений Василь Быков. "Обелиск" (анализ которого мы проводим) - произведение, в котором они представлены следующими героями: Витькой, Миклашевичем и Морозом. Каждое из трех поколений идет достойно по героическому пути, не всегда признаваемому всеми.

Проводя анализ повести "Обелиск" Быкова, следует выделить и проблемы, которые поднимает в произведении писатель. Автор заставляет читателя задуматься над смыслом подвига и героизма, непохожего на обычный, вникнуть в нравственные истоки поступков. Перед представителями трех поколений стоял выбор: поступать так или нет? Их не устраивала при этом возможность формального оправдания. Герои действовали, руководствуясь совестью. Спор, ведущийся в "Обелиске", помогает понять преемственность истинной доброты, самоотверженности, героизма. Ксендзов, скорее всего, предпочел бы, оказавшись в похожей ситуации, устраниться. Это любитель поучать и порицать, не способный на самопожертвование, в произведении "Обелиск" (Быков). Анализ (проблемы повести, герои произведения и другие моменты) вы можете продолжить, включив цитаты из текста и добавив собственные размышления.

За два долгих года я так и не выбрал времени съездить в ту не очень и далекую от города сельскую школу. Сколько раз думал об этом, но все откладывал: зимой - пока ослабнут морозы или утихнет метель, весной - пока подсохнет да потеплеет; летом же, когда было и сухо и тепло, все мысли занимал отпуск и связанные с ним хлопоты ради какого-то месяца на тесном, жарком, перенаселенном юге. Кроме того, думал: подъеду, когда станет свободней с работой, с разными домашними заботами. И, как это бывает в жизни, дооткладывался до того, что стало поздно собираться в гости - пришло время ехать на похороны.

Узнал об этом также не вовремя: возвращаясь из командировки, встретил на улице знакомого, давнишнего товарища по работе. Немного поговорив о том о сем и обменявшись несколькими шутливыми фразами, уже распрощались, как вдруг, будто вспомнив что-то, товарищ остановился.

Слыхал, Миклашевич умер? Тот, что в Сельце учителем был.

Как умер?

Так, обыкновенно. Позавчера умер. Кажется, сегодня хоронить будут.

Товарищ сказал и пошел, смерть Миклашевича для него, наверно, мало что значила, а я стоял и растерянно смотрел через улицу. На мгновение я перестал ощущать себя, забыл обо всех своих неотложных делах - какая-то еще не осознанная виноватость внезапным ударом оглушила меня и приковала к этому кусочку асфальта. Конечно, я понимал, что в безвременной смерти молодого сельского учителя никакой моей вины не было, да и сам учитель не был мне ни родней, ни даже близким знакомым, но сердце мое остро защемило от жалости к нему и сознания своей непоправимой вины - ведь я не сделал того, что теперь уже никогда не смогу сделать. Наверно, цепляясь за последнюю возможность оправдаться перед собой, ощутил быстро созревшую решимость поехать туда сейчас же, немедленно.

Время с той минуты, как я принял это решение, помчалось для меня по какому-то особому отсчету, вернее - исчезло ощущение времени. Изо всех сил я стал торопиться, хотя удавалось это мне плохо. Дома никого из своих не застал, но даже не написал записки, чтобы предупредить их о моем отъезде, - побежал на автобусную станцию. Вспомнив о делах на службе, пытался дозвониться туда из автомата, который, будто назло мне, исправно глотал медяки и молчал, как заклятый. Бросился искать другой и нашел его только у нового здания гастронома, но там в терпеливом ожидании стояла очередь. Ждал несколько минут, выслушивая длинные и мелочные разговоры в синей, с разбитым стеклом будке, поссорился с каким-то парнем, которого принял сначала за девушку, - штаны клеш и льняные локоны до воротника вельветовой курточки. Пока наконец дозвонился да объяснил, в чем дело, упустил последний автобус на Сельцо, другого же транспорта в ту сторону сегодня не предвиделось. С полчаса потратил на тщетные попытки захватить такси на стоянке, но к каждой подходившей машине бросалась толпа более проворных, а главное, более нахальных, чем я. В конце концов пришлось выбираться на шоссе за городом и прибегнуть к старому, испытанному в таких случаях способу - голосовать. Действительно, седьмая или десятая машина из города, доверху нагруженная рулонами толя, остановилась на обочине и взяла нас - меня и парнишку в кедах, с сумкой, набитой буханками городского хлеба.

В пути стало немного спокойнее, только порой казалось, что машина идет слишком медленно, и я ловил себя на том, что мысленно ругаю шофера, хотя на более трезвый взгляд ехали мы обычно, как и все тут ездят. Шоссе было гладким, асфальтированным и почти прямым, плавно покачивало на пологих взгорках - то вверх, то вниз. День клонился к вечеру, стояла середина бабьего лета со спокойной прозрачностью далей, поредевшими, тронутыми первой желтизной перелесками, вольным простором уже опустевших полей. Поодаль, у леса, паслось колхозное стадо - несколько сот подтелков, все одного возраста, роста, одинаковой буро-красной масти. На огромном поле по другую сторону дороги тарахтел неутомимый колхозный трактор - пахал под зябь. Навстречу нам шли машины, громоздко нагруженные льнотрестой. В придорожной деревне Будиловичи ярко пламенели в палисадниках поздние георгины, на огородах в распаханных бороздах с сухой, полегшей ботвой копались деревенские тетки - выбирали картофель. Природа полнилась мирным покоем погожей осени; тихая человеческая удовлетворенность просвечивала в размеренном ритме извечных крестьянских хлопот; когда урожай уже выращен, собран, большинство связанных с ним забот позади, оставалось его обработать, подготовить к зиме и до следующей весны - прощай, многотрудное и многозаботное поле.

Но меня эта умиротворяющая благость природы, однако, никак не успокаивала, а только угнетала и злила. Я опаздывал, чувствовал это, переживал и клял себя за мою застаревшую лень, душевную черствость. Никакие мои прежние причины не казались теперь уважительными, да и вообще были ли какие-нибудь причины? С такой медвежьей неповоротливостью недолго было до конца прожить отпущенные тебе годы, ничего не сделав из того, что, может, только и могло составить смысл твоего существования на этой грешной земле. Так пропади она пропадом, тщетная муравьиная суета ради призрачного ненасытного благополучия, если из-за него остается в стороне нечто куда более важное. Ведь тем самым опустошается и выхолащивается вся твоя жизнь, которая только кажется тебе автономной, обособленной от других человеческих жизней, направленной по твоему, сугубо индивидуальному житейскому руслу. На самом же деле, как это не сегодня замечено, если она и наполняется чем-то значительным, так это прежде всего разумной человеческой добротой и заботою о других - близких или даже далеких тебе людях, которые нуждаются в этой твоей заботе.

содержимое:

Еще одна героическая повесть, которую написал Василий Быков — «Обелиск». Краткое содержание познакомит читателя с этим произведением, написанным в 1971 году, а в 1974 за эту повесть автор получил Государственную премию. Более того, уже спустя несколько лет «Обелиск» был экранизирован. Чем вызвал еще большую популярность.

Первые страницы повести

Произведение «Обелиск» Быкова в кратком содержании начинается со знакомства с обычным работником из районной газеты, журналистом. Случайно встретив на улице своего знакомого, он узнает о смерти преподавателя Миклашевича. Ему едва исполнилось 36 лет. Он жил в небольшом селе Сельцо. Журналиста посещает чувство вины. Он собирается в это селение. Встретив попутный грузовик, работник прессы, расположившись в кузове, погружается в свои воспоминания.

Оказывается, что Миклашевич на очередной учительской конференции обращался к нему за помощью. Во времена Второй мировой войны еще в подростком возрасте он был каким-то образом связан с партизанами. И даже пятеро его друзей, с которыми Миклашевич учился в одном классе, были убиты немецкими солдатами.

Поминки в доме учителя, или Кто такой Мороз

Прошло время, и выросший подросток смог добиться того, чтобы в честь погибших товарищей установили обелиск. А теперь учителю понадобилась помощь, связанная с неким запутанным делом. И он решил попросить газетчика о ней. Тот пообещал, но постоянно откладывал поездку в село и, в конце концов, опоздал. Перед глазами постоянно стоит образ Миклашевича, его худенькая фигура с острыми плечами и очень рано увядшее лицо со спокойным и ясным взглядом. Так начинается повесть «Обелиск» Быкова в кратком содержании.

Доехав до села, журналист увидел обелиск, который стоял недалеко от остановки, и направился в сторону здания школы, встретив по пути зоотехника. Он рассказал, что поминки проходят в доме учителя. Газетчика усадили за стол рядом с немолодым уже ветераном. Молодой человек с внешностью начальника стал произносить речь о том, какой Миклашевич был хороший человек. Сидевший рядом с журналистом ветеран неожиданно перебил его и, грохнув по столу, рассержено возмутился, почему никто не вспоминает Мороза.

Знакомство с новыми персонажами

Кого же имел в виду ветеран и сам автор произведения Быков? «Обелиск», краткое содержание которого познакомит читателя с еще несколькими персонажами, действительно интересное произведение. Но основные его события только начинают разворачиваться. Журналист узнает, что ушедший с поминок ветеран – это бывший учитель Тимофей Ткачук, который теперь поселился в городе.

Газетчик поспешил за ним и увидел, как Тимофей Титович, дойдя до остановки, сел недалеко от памятника прямо в листву и вытянул ноги. Журналист, подойдя ближе к обелиску, нашел на нем еще одну дополнительную надпись, сделанную обычной масляной краской Мороз А. И. И тут к нему подошел Ткачук и предложил ехать в город вместе.

По пути завязался разговор, в котором Тимофей Титович начинает свой рассказ о Морозе. С ним и познакомит читателя дальнейшее краткое содержание. «Обелиск» Быков посвятил героическим поступкам советских защитников отечества, и о них еще, конечно, предстоит узнать.

Беседа с Тимофеем, или Рассказ о прошлом

В 1939 молодой еще тогда Тимофей Титович работал в районо. В это же время Мороз открывает школу для детей в усадьбе Сельцо. Вместе с ним преподает полька по фамилии Подгайская. Она часто жаловалась в районо на методы, которые использует Мороз в воспитании детей. Тимофей Ткачук, конечно, ездил с проверками. Однажды приехав, он увидел во дворе школы большое скопление учеников, которые трудились над упавшим старым деревом.

Тимофей Титович знал, что с дровами было очень плохо, и многие школы жаловались ему на эту проблему. А в этой догадались самостоятельно решить ее. Среди детворы он заметил плечистого парня, который сильно хромая, направился к нему навстречу. Оказывается, проблема с ногой была с детства. Она не сгибалась и была даже немного вывернута в сторону. Подойдя, он представился Алесем Ивановичем Морозом. Тимофею парень очень понравился.

Спустя пару лет, или Маленький Паша

С какими же событиями дальше познакомит автор произведения Быков? «Обелиск», краткое содержание которого переносит нас в 1941 год, продолжает знакомить читателя с загадочным Морозом. Однажды морозным январским вечером Ткачук проезжал мимо школы и решил погреться. Алеся Ивановича не оказалось на месте. Мальчик, который открыл дверь, сказал, что учитель пошел провожать девочек.

Через несколько часов вернувшийся замерзший Мороз пояснил, что девчушек мать не пускала учиться из-за плохой погоды и отсутствия обуви. Но Алесий Иванович приобрел им все необходимое. А мальчик, который открыл дверь Тимофею Титовичу, был не кто иной, как Павел Миклашевич. Он не мог вернуться домой, потому что отец сильно бил его, и Алесий временно приютил его. С чем дальше будет знакомить читателя краткое содержание? «Обелиск» Быков написал несколько необычно, постепенно разворачивая запутанный в самом начале сюжет. Но это только усиливает интерес к произведению.

Любовь к детям, или Встреча Павлика с отцом

Дальше изучаем произведение «Обелиск», Быков В. и краткое содержание расскажут еще об одном случае, который касался маленького Миклашевича. Спустя некоторое время местный прокурор отдал распоряжение вернуть мальчика родному отцу. Когда Павлик встретился с ним, тот сразу опять принимается за избиение сына. При этом присутствует... несколько свидетелей.

Алесий Иванович не выдержал первый и вырвал из рук нерадивого папаши ремень. Их вовремя разняли, иначе произошла бы драка. Мороз на этом не успокаивается. Он добился того, что через суд мужчину лишили права воспитания маленького Миклашевича. Судебные органы приняли решение отдать ребенка в детский дом. Но Алексий Иванович не спешит выполнять постановление. Дальнейшие события изменили абсолютно все. Что это за события, конечно, расскажет краткое содержание. «Обелиск» Быкова В. В. теперь начинает повествование о трагических днях Великой Отечественной войны.

Немцы в поселке, или Никто не ждал войны

Нацистские войска наступали, а советских отрядов все не было. Уже через несколько дней фашисты явись в село. Тимофей Титович и другие жители, естественно, надеялись, что скоро их выгонят. Но было среди местного населения и немало предателей. Некоторые учителя присоединились к отряду казака Селезнева. Среди них был и Ткачук. Чуть позже в их ряды вступил бывший прокурор Сивак.

Отряд расположился в лесу, рыл окопы и готовился к зиме. На очередном совещании решили сходить в поселки, разведать обстановку и сойтись с надежными людьми. Тимофей Ткачук вместе с бывшим прокурором отправился в Сельцо. Там они узнали, что многие переметнулись на сторону фашистов, кто-то стал полицаем. Это был один из знакомых Сивака по фамилии Лавченя. В произведении «Обелиск» Быков В. снова показывает читателю, что всегда среди людей находится место не только для героических поступков, но остается и частичка для подлости, предательства и малодушия.

Школа продолжает работать

Что еще поразило Тимофея Титовича – это то, что школа, в которой работал Алесий Иванович, продолжала функционировать. И немцы позволили. Только располагалась она теперь в обычном доме. А в здании школы находился полицейский участок. Он не ожидал от учителя такого предательства. Зато прокурор не замедлил напомнить, что еще ранее хотел репрессировать Алесия.

Но когда ночью Мороз встретился с Тимофеем, он объяснил ему, что маскируется только для того, чтобы защитить своих ребят. Друзья договорились, что учитель будет передавать отряду сведения о том, что происходит в деревне, слушать по радиоприемнику сводки и распространять их среди местного населения. Очередной мужественный поступок, который описывает Быков. «Обелиск», краткое содержание которого рассказывает читателю о судьбе Алесия, более подробно описывает все события, связанные с этим простым учителем.

Долой полицая, или Детское мужество

Лавченя, который стал полицаем, стал вести себя так же, как немцы. Грабил людей, убивал и даже издевался. Один из учеников Алесия Ивановича, которого звали Николай Бородич, задумал его убить, но учитель запретил. Паше Миклашевичу было тогда 15 лет, а Николаю 19. Они вместе со своими друзьями придумали план, как избавиться от полицая. Дети решили подпилить опоры у моста, по которому должен был проезжать на машине предатель.

Но, к сожалению, полицай не пострадал, а один из его спутников даже заметил ребят, притаившихся невдалеке. Мальчиков схватили немцы. Так описывает в своем произведении детское мужество Василий Быков. «Обелиск», краткое содержание которого далее будет посвящено Морозу, старающемуся спасти ребят, книга, где более подробно рассказано читателю о поступке Павлика и Николая Бородича.

Алесий Иванович в отряде партизан

Мороз отправился в отряд, чтобы попросить помощи у товарищей. Но вскоре узнает, что немцы ищут его, и если он не вернется, то расстреляют мальчиков. Алесий принимает решение вернуться в село. Ткачук уговаривал его остаться, так как считал, что фашисты все равно обманут. Но Мороз стоял на своем. Конечно, получилось так, как и предполагал Тимофей Титович.

Немцы схватили Алесия Ивановича, а детей не отпустили. Вечером их всех вывели на улицу вместе с учителем. В этот момент Мороз предпринял попытку спасти Павлика Миклашевича, и ему это удалось. Как описал это происшествие «Василий Быков»? «Обелиск», краткое содержание которого лишь поверхностно описывает все события, произведение, где, конечно, более подробно рассказывается обо всех издевательствах фашистов и их жестокости.

О стойкости характеров главных персонажей. Даже о детском мужестве. И хотя это не самое краткое содержание, Быкова «Обелиск», «Дожить до рассвета» и другие произведения заслуживают более пристального изучения. Здесь же многие подробности и фрагменты повествования опущены, а описаны те, где наиболее четко выражены личностные качества людей.

Краткое содержание. «Обелиск», Быков В. или Заключительные события

Избитого и раненого в грудь фашистами Павлика подобрали партизаны. Мороза и остальных мальчиков сначала несколько дней пытали, зверски издевались, а затем повесили. Павел Миклашевич уже после войны долго лечился, у него начался туберкулез, сказывалось ранение в грудь. Наконец сердце не выдержало и остановилось. Так заканчивается краткое содержание.

«Обелиск» Быков В. заканчивает спором, возникшим между ветераном и водителем машины, который подвозил его и газетчика. Водитель считал, что Мороза нельзя считать героем. Детей он не спас, да и других заслуг у него не было. А ветеран стоял на своем. Алесий Иванович совершил подвиг! А как считал Быков В.?

«Обелиск», сборник кратких содержаний о произведениях, посвященных Отечественной войне и многие другие повести о трагических событиях того времени, содержат многие спорные вопросы о героических поступках людей. Читателям остается только знакомиться с их содержанием и делать самостоятельные выводы.

За два долгих года я так и не выбрал времени съездить в ту не очень и далекую от города сельскую школу. Сколько раз думал об этом, но все откладывал: зимой – пока ослабнут морозы или утихнет метель, весной – пока подсохнет да потеплеет; летом же, когда было и сухо и тепло, все мысли занимал отпуск и связанные с ним хлопоты ради какого-то месяца на тесном, жарком, перенаселенном юге. Кроме того, думал: подъеду, когда станет свободней с работой, с разными домашними заботами. И, как это бывает в жизни, дооткладывался до того, что стало поздно собираться в гости – пришло время ехать на похороны.

Узнал об этом также не вовремя: возвращаясь из командировки, встретил на улице знакомого, давнишнего товарища по работе. Немного поговорив о том о сем и обменявшись несколькими шутливыми фразами, уже распрощались, как вдруг, будто вспомнив что-то, товарищ остановился.

– Слыхал, Миклашевич умер? Тот, что в Сельце учителем был.

– Как – умер?

– Так, обыкновенно. Позавчера умер. Кажется, сегодня хоронить будут.

Товарищ сказал и пошел, смерть Миклашевича для него, наверно, мало что значила, а я стоял и растерянно смотрел через улицу. На мгновение я перестал ощущать себя, забыл обо всех своих неотложных делах – какая-то еще не осознанная виноватость внезапным ударом оглушила меня и приковала к этому кусочку асфальта. Конечно, я понимал, что в безвременной смерти молодого сельского учителя никакой моей вины не было, да и сам учитель не был мне ни родней, ни даже близким знакомым, но сердце мое остро защемило от жалости к нему и сознания своей непоправимой вины – ведь я не сделал того, что теперь уже никогда не смогу сделать. Наверно, цепляясь за последнюю возможность оправдаться перед собой, ощутил быстро созревшую решимость поехать туда сейчас же, немедленно.

Время с той минуты, как я принял это решение, помчалось для меня по какому-то особому отсчету, вернее – исчезло ощущение времени. Изо всех сил я стал торопиться, хотя удавалось это мне плохо. Дома никого из своих не застал, но даже не написал записки, чтобы предупредить их о моем отъезде, – побежал на автобусную станцию. Вспомнив о делах на службе, пытался дозвониться туда из автомата, который, будто назло мне, исправно глотал медяки и молчал как заклятый. Бросился искать другой и нашел его только у нового здания гастронома, но там в терпеливом ожидании стояла очередь. Ждал несколько минут, выслушивая длинные и мелочные разговоры в синей, с разбитым стеклом будке, поссорился с каким-то парнем, которого принял сначала за девушку, – штаны клеш и льняные локоны до воротника вельветовой курточки. Пока наконец дозвонился да объяснил, в чем дело, упустил последний автобус на Сельцо, другого же транспорта в ту сторону сегодня не предвиделось. С полчаса потратил на тщетные попытки захватить такси на стоянке, но к каждой подходившей машине бросалась толпа более проворных, а главное, более нахальных, чем я. В конце концов пришлось выбираться на шоссе за городом и прибегнуть к старому, испытанному в таких случаях способу – голосовать. Действительно, седьмая или десятая машина из города, доверху нагруженная рулонами толя, остановилась на обочине и взяла нас – меня и парнишку в кедах, с сумкой, набитой буханками городского хлеба.

В пути стало немного спокойнее, только порой казалось, что машина идет слишком медленно, и я ловил себя на том, что мысленно ругаю шофера, хотя на более трезвый взгляд ехали мы обычно, как и все тут ездят. Шоссе было гладким, асфальтированным и почти прямым, плавно покачивало на пологих взгорках – то вверх, то вниз. День клонился к вечеру, стояла середина бабьего лета со спокойной прозрачностью далей, поредевшими, тронутыми первой желтизной перелесками, вольным простором уже опустевших полей. Поодаль, у леса, паслось колхозное стадо – несколько сот подтелков, все одного возраста, роста, одинаковой буро-красной масти. На огромном поле по другую сторону дороги тарахтел неутомимый колхозный трактор – пахал под зябь. Навстречу нам шли машины, громоздко нагруженные льнотрестой. В придорожной деревне Будиловичи ярко пламенели в палисадниках поздние георгины, на огородах в распаханных бороздах с сухой, полегшей ботвой копались деревенские тетки – выбирали картофель. Природа полнилась мирным покоем погожей осени; тихая человеческая удовлетворенность просвечивала в размеренном ритме извечных крестьянских хлопот, когда урожай уже выращен, собран, большинство связанных с ним забот позади, оставалось его обработать, подготовить к зиме, и до следующей весны – прощай, многотрудное и многозаботное поле.

Но меня эта умиротворяющая благость природы, однако, никак не успокаивала, а только угнетала и злила. Я опаздывал, чувствовал это, переживал и клял себя за мою застарелую лень, душевную черствость. Никакие мои прежние причины не казались теперь уважительными, да и вообще были ли какие-нибудь причины? С такой медвежьей неповоротливостью недолго было до конца прожить отпущенные тебе годы, ничего не сделав из того, что, может, только и могло составить смысл твоего существования на этой грешной земле. Так пропади она пропадом, тщетная муравьиная суета ради призрачного ненасытного благополучия, если из-за него остается в стороне нечто куда более важное. Ведь тем самым опустошается и выхолащивается вся твоя жизнь, которая только кажется тебе автономной, обособленной от других человеческих жизней, направленной по твоему сугубо индивидуальному житейскому руслу. На самом же деле, как это не сегодня замечено, если она и наполняется чем-то значительным, так это прежде всего разумной человеческой добротой и заботою о других – близких или даже далеких тебе людях, которые нуждаются в этой твоей заботе.

Наверно, лучше других это понимал Миклашевич.

И кажется, не было у него особой на то причины, исключительной образованности или утонченного воспитания, которые выделяли бы его из круга других людей. Был он обыкновенным сельским учителем, наверно, не лучше и не хуже тысяч других городских и сельских учителей. Правда, я слышал, что он пережил трагедию во время войны и чудом спасся от смерти. И еще – что он очень болен. Каждому, кто даже впервые встречался с ним, было очевидно, как изводила его эта болезнь. Но я никогда не слыхал, чтобы он пожаловался на нее или дал бы кому-либо понять, как ему трудно. Вспомнилось, как мы с ним познакомились, во время перерыва на очередной учительской конференции. С кем-то беседуя, он стоял тогда у окна в шумном вестибюле городского Дома культуры, и вся его очень худая, остроплечая фигура с выпирающими под пиджаком лопатками и худой длинной шеей показалась мне сзади удивительно хрупкой, почти мальчишечьей. Но стоило ему тут же обернуться ко мне своим увядшим, в густых морщинах лицом, как впечатление сразу менялось – думалось, что это довольно побитый жизнью, почти пожилой человек. В действительности же, и я это знал точно, в то время ему шел только тридцать четвертый год.

– Слышал о вас и давно хотел обратиться с одним запутанным делом, – сказал тогда Миклашевич каким-то глухим голосом.

Он курил, стряхивая пепел в пустой коробок из-под спичек, который держал в пальцах, и я, помнится, невольно ужаснулся, увидев эти его нервно дрожащие пальцы, обтянутые желтой сморщенной кожей. С недобрым предчувствием я поспешил перевести взгляд на его лицо – усталое, оно было, однако, совершенно спокойным.

– Печать – великая сила, – шутливо и со значением процитировал он, и сквозь сетку морщин на его лице проглянула добрая, со страдальческой грустью усмешка.

Я знал, что он ищет что-то в истории партизанской войны на Гродненщине, что сам еще подростком принимал участие в партизанских делах, что его друзья-школьники повешены немцами в сорок втором и что хлопотами Миклашевича в их честь поставлен небольшой памятник в Сельце, но вот, оказывается, было у него и еще какое-то дело, в котором он рассчитывал на меня. Что ж, я был готов. Я обещал приехать, поговорить и по возможности разобраться, если дело действительно запутанное, – в то время я еще не потерял охоту к разного рода запутанным, сложным делам.