Андрей Мазур: биография. Архидиакон андрей мазур отошел ко господу

Родился в 1926 году в селе Новый Кокорев на Западной Украине (до 1939 года - в составе Польши), расположенном неподалеку от Почаевской лавры. Отец, Лазарь Прокопьевич - церковный староста сельского храма. Мать, Агафья Филипповна, умерла в 1930 году.

Учился около пяти лет в польской школе (где среди прочих предметов изучал Закон Божий), затем, после аннексии Западной Украины в 1939 году - в школе с русским языком обучения. Работал в хозяйстве у отца, имевшего 8 гектаров земли: косил, пахал, был пастухом.

С детства ходил в церковь, в которой работал отец, пел в церковном хоре, посещал также и богослужения в Почаевской лавре.

После освобождения Белоруссии от немецкой оккупации в 1943 году был призван в ряды Красной Армии. Службу проходил в запасном полку, дислоцированном на территории Марийской АССР. В армии был ротным запевалой. В начале 1945 года был отправлен на фронт. В качестве командира отделения миномётчиков участвовал в военных действиях под Берлином .

Протодиаконство

Демобилизовавшись по болезни в 1946 году, некоторое время пробыл дома. Вскоре после этого Мазур поступил послушником в Почаевскую лавру, где впервые и проявились способности диакона: при определении в лаврский хор у него выявили бас.

В лаврском хоре пропел два года, одновременно был заведующим хлебопекарней и трапезным храмом.

В 1948 году поступил в Московскую Духовную семинарию, называвшуюся тогда Богословским институтом (в то время семинария располагалась в Новодевичьем монастыре). Некоторое время учился в Московской консерватории, но затем был вынужден оставить лекции из-за учёбы в семинарии.

После женитьбы и принятия 17 сентября 1950 года диаконского сана шесть лет служил протодиаконом Пермского кафедрального собора (архиерейским диаконом архиепископа Иоанна (Лавриненко), позднее переехал в Ленинград.

С 1957 по 1968 год служил протодиаконом в Троицком соборе Александро-Невской лавры в Ленинграде (архиерейским диаконом у епископа Алексия (Коноплева) и одновременно - регентом будничного хора).

В 1968 году митрополитом Ленинградским и Новгородским Никодимом (Ротовым) был переведён протодиаконом в Ленинградский кафедральный собор. До 1990 года участвовал в богослужениях при митрополитах Елевферии, Питириме, Гурии, Никодиме, Антонии , Алексии . Одновременно пел в хоре духовенства под руководством протодиакона Павла Герасимова.

Архидиаконство

В 1990 году Патриархом Алексием II возведён в сан архидиакона. Прослужил с Патриархом до самой его кончины в 2008 году. Совершая служения с Алексием II и сопровождая его во время всех архипастырских поездок, Мазур побывал во многих странах, в том числе три раза - в Иерусалиме .

Остаётся архидиаконом при Патриархе Кирилле.

Имеет троих детей.

Награды

Удостоен многих государственных и церковных наград, в том числе:

  • Орден святого равноапостольного великого князя Владимира I степени (2 декабря 2011) - «во внимание к уникальному вкладу в богослужебную жизнь Москвы, Санкт-Петербурга и всей Русской Православной Церкви и в связи с 85-летием со дня рождения»
  • Орден святого благоверного великого князя Димитрия Донского II ст. (8 декабря 2006)
  • Орден святого равноапостольного великого князя Владимира III степени (7 декабря 1996)
  • Орден святого преподобного Серафима Саровского III степени (17 сентября 2005)
  • Орден Отечественной войны 2-й степени (1985)
  • Медаль «За взятие Берлина» (1945)
  • Медаль «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.» (1945)

Страна:
Россия

Биография:

Родился в селе Новый Кокорев близ Почаевской лавры в верующей семье крестьян. С малых лет мальчик вместе с родителями посещал Почаевскую лавру, где стал осознавать глубокую сердечную потребность в служении Богу. После демобилизации в 1946 году Андрей Мазур поступил послушником в Почаевскую лавру, где пел в монастырском хоре и был помощником келаря. Через два года он поступил в Московскую духовную семинарию, располагавшуюся тогда в Новодевичьем монастыре.

В 1950 году Андрей принял диаконский сан, а через 3 месяца был поставлен протодиаконом Пермского кафедрального собора. Прослужив в соборе 6 лет, молодой протодиакон переехал в Ленинград, где в Троицком соборе Александро-Невской лавры отец Андрей служил и был регентом будничного хора. При митрополите Никодиме (Ротове) в 1968 году протодиакон Андрей был переведен в Ленинградский кафедральный собор, продолжил свое протодиаконское служение и пел в хоре духовенства под руководством протодиакона Павла Герасимова.

В 1990 году он был назначен архидиаконом Его Святейшества Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. С этого времени он служит со Святейшим Владыкой и сопровождает его во всех архипастырских поездках.
Место работы:

Богоявленский кафедральный собор
(Патриарший архидиакон)

орден князя Владимира III степ.
орден преп. Серафима Саровского III степ.

7 декабря 1996 года исполнилось семьдесят лет замечательному человеку - архидиакону Андрею Мазуру. Вся его жизнь связана с Церковью, которой отец Андрей преданно служит почти полвека.
В день своего юбилея он участвовал в Божественной литургии, совершавшейся Святейшим Патриархом Алексием в храме великомученицы Екатерины на подворье Православной Церкви Америки в Москве. По окончании богослужения Предстоятель Русской Православной Церкви наградил архидиакона Андрея Мазура орденом князя Владимира II степени.
Предлагаем читателям беседу нашего корреспондента с отцом Андреем.

Родился я на Украине, на Волыни, близ великой святыни - Почаевской Успенской лавры. Тогда Западная Украина входила в состав Польши. Отец мой был старостой в церкви, верующий был очень, да и мать тоже, правда, она умерла рано, когда мне было четыре года. В Почаевской лавре тогда служил замечательный протодиакон - отец Стратоник, бас сильнейший, правда, дикция у него была плохая, но гудел, как колокол. Учился я в польской школе, там преподавали Закон Божий. Преподаватель, отец Алексий Масловский, Царство ему Небесное, любил меня, был очень требовательным. В школе мы учили тропари, кондаки, молитвы на церковнославянском языке. Спрашивали с нас очень строго, хотя само обучение велось на польском, так что и по-польски я понимаю. Ходили в храм все, на первой седмице Великого поста ходила вся школа, стояли в храме всю службу, причащались, так же и на Страстной седмице. В школе у нас все были верующие, неверующих не было. Так я учился всего пять лет, потому что в 1940 году Западная Украина вошла в состав СССР, советская власть пришла.
Работал в хозяйстве, отец мой был крестьянин, у нас было 8 гектаров земли (лес и сенокос). Я и косил, и пахал, и был пастухом. В детстве я пел в церковном хоре, после работы в поле всегда пели. Детство прошло очень хорошо, правда, поменялась власть, но ничего - все было хорошо. Потом два года я учился при советской власти. А когда исполнилось 18 лет, призвали меня в армию, тогда уже была война, шел 1943 год.
- Вы попали на фронт?
- Да, но сначала долгое время был в запасе. Почему-то нас несколько месяцев держали в землянках, кормили очень плохо. В конце концов в начале 1945 года повезли нас в Берлин, но только приехали - и через неделю кончилась война.
- А в каких войсках Вы были?
- В артиллерии. Я минометчик, был командиром отделения.
- С таким голосом?
- Конечно, тогда я был запевалой.
- А когда Вы почувствовали, что у вас такой замечательный голос?
- После войны от плохого питания я заболел, и меня отпустили из армии досрочно. Приехал домой, побыл немножко дома. Тогда у нас неспокойно было на Западной Украине, и меня как бывшего советского воина приглашали на работу в милицию. Но еще раньше я мечтал о Почаевской лавре. Поехал в обитель и стал послушником. Регент меня прослушал и определил в лаврский хор. Оказалось, что у меня бас, я пел октавой даже.
- Какое у Вас было послушание?
- Я был заведующим хлебопекарней, просфорней и трапезным храмом. Было 2000 человек братии в Почаевской лавре - ведь тогда закрыли Киево-Печерскую лавру и всех монахов перевели к нам. И еще я пел в хоре.
- А у Вас не было желания остаться в лавре?
- Я в то время даже и не думал об этом. Пробыл там два года, а затем поступил в Московскую Духовную семинарию (тогда еще Богословский институт). В то время она находилась в Новодевичьем монастыре. Это был 1948 год. Я пел в хоре. Учился неплохо. Через два года мой друг пригласил меня к себе в Пермь. В то время там был архиепископ Иоанн (Лаврененко). Когда-то он около Почаевской лавры, в Кременце, был настоятелем. Пришли к нему на прием. Конечно, до этого была служба, мне дали читать Апостол. Вижу, у Владыки лицо веселое, потом на приеме говорит: "Андрей, идите к нам протодиаконом". Я говорю: "Владыка, я же не женат еще, учиться надо". - "Ничего". Дали мне денег, поехал к себе на Украину, женился, а через месяц приехал и 17 сентября 1950 года принял сан диакона. И вот служу уже 46 лет.
В 1957 году епископ Алексий (Коноплев), впоследствии митрополит Тверской, которого тогда назначили в Петербург восстанавливать Троицкий собор в Александро-Невской лавре, предложил мне поехать с ним: "Отец Андрей, иди в Петербург, служить некому". Так я оказался в Питере.
Начался питерский период моей жизни. С 1957-го до 1968 года я служил в Александро-Невской лавре протодиаконом. Был ризничим, собрал ризницу, много трудов было. В 1968 году митрополит Никодим (Ротов) взял меня в Никольский кафедральный собор, хотя я лавру очень любил и люблю. Служил в Никольском соборе при митрополитах Елевферии, Питириме, Гурии, Никодиме, Антонии, Алексии. И вот Алексий, нынешний Святейший Патриарх, когда впервые был в Петербурге после интронизации, возвел меня в сан архидиакона.
- Теперь Вы всегда служите с Патриархом?
- Служу я с Патриархом, хотя живу в Петербурге. Там семья: трое детей, шесть внуков - три внука и три внучки. Я, наверное, не смог бы жить без внуков.
- Не тяжело?
- Ничего, что же делать. Надо служить - послушание выше поста и молитвы. Диаконское служение очень важное - ведь как диакон молится, так и весь храм молится. Он все возгласы должен произносить не просто громко и певуче, но и молитвенно, тогда он помогает молиться всем пришедшим в храм. Я всегда служу без служебника. Все знаю наизусть, все помню.
- Вы были во многих странах, и, наверное, все удивляются: откуда такой голос?
- Откуда берется голос? Божия Матерь помогает мне. Я же сказал вначале, что в детстве слушал в Почаевской лавре протодиакона Стратоника и мне очень нравилось. Я мечтал быть пусть не таким, как он, но все-таки протодиаконом. Слава Богу, моя мечта сбылась. При Святейшем Патриархе Алексии я побывал во многих странах, в Иерусалиме был 3 раза.
- Семьдесят лет все-таки возраст немалый, большую часть жизни Вы служите в Церкви с полной отдачей, с любовью. Вы счастливый человек?
- Очень! Очень счастливый. Как поет Борис Годунов в опере, "достиг я высшей власти" - диаконской.
- Вы поете какие-нибудь арии?
- Пою: и арию Сусанина, и монолог Пимена, да много всего.
- Вы специально занимались вокалом?
- Немножко. Когда я поступил в семинарию, пел в хоре Успенского храма Новодевичьего монастыря, там меня одна женщина из театра пригласила в консерваторию, к профессору Казакову. Он меня прослушал и говорит: "Берем в консерваторию".
Я ничего ему не рассказал, ходил на лекции, потом вызывают меня и спрашивают: "Вы в семинарии учитесь?" - "Да". - "Так нельзя: или там, или здесь".
Я выбрал семинарию. Я всегда мечтал быть протодиаконом, даже не протодиаконом, а диаконом, а вот стал архидиаконом. Такой титул есть для протодиакона, который служит со Святейшим Патриархом. Еще святитель Тихон дал такой титул Константину Розову, после него Антоненко был, Прокимнов, Стефан Гавшев и я, грешный.
- Вы продолжаете их славные традиции?
- Стараюсь. С нашим Святейшим не посидишь - много ездим. Так что труд нелегкий, особенно в моем возрасте.
- Дети пошли по Вашим стопам?
- Нет, к сожалению. У меня два сына, но время, когда они росли, было тяжелое, в школе ругали, что они "дети попа", заставляли в комсомол вступать. Они не вступили. Один окончил торговый институт, другой - художественное училище. Еще любимая дочь есть, Лариса, теперь она матушка. Вышла замуж за своего одноклассника, теперь он священник и служит недалеко от нашего дома, в храме Пророка Илии. Очень хороший батюшка, я доволен им очень. Люди его любят, он скромный, тихий. Внуки у меня любимые, дети моей дочери, три мальчика: Саша, Андрей, который родился в день моего рождения, и Сима - любимый мой мальчик, ему четыре с половиной года. Вся надежда теперь на них. Девочки тоже есть, одной - 21 год, другой 16, а третья еще маленькая - во 2-м классе. Вот вся моя судьба.
- Когда Вы на службе, все знают, что служба будет на высшем уровне.
- Так и должно быть. Патриаршая служба должна быть красивой, торжественной, чтобы диаконы были хорошие, чтобы пели иподиаконы.
- Отец Андрей, хотелось бы сердечно поздравить Вас с семидесятилетием и пожелать, чтобы Вы еще много-много лет украшали богослужения, чтобы были первым среди диаконского чина и чтобы Ваш голос всегда звучал так же молитвенно и красиво.
- Спасибо. Стараюсь. И буду петь Богу моему "дондеже есмь".

Архидиакон Андрей Мазур многое успел за жизнь: участвовал в Великой отечественной Войне, был ротным запевалой, учился в консерватории, заведовал трапезным храмом и хлебопекарней, много путешествовал и служил с патриархом Алексием II.

Болезнь ног заставила отказаться от службы в храме, но в сане Андрей Мазур оставался до самой смерти в 2008 году.

Андрей Мазур родился в Польше, но позже его родные земли вошли в состав СССР

день рождения Андрея Мазура

Андрей Лазаревич Мазур родился 8 декабря 1926 в Новом Кокореве. Это село тогда принадлежало Польской республике, а сегодня оно входит в состав Западной Украины.

Он рос в окружении верующих людей. Отец был церковным старостой. А вот с матерью маленький Андрей толком не успел пообщаться - она умерла, когда ему было около 4-х лет.

Церковный староста - это мирянин, который заведует церковным хозяйством.

Через год мальчик уже учился в польской школе. Русского языка он не знал, зато изучал православие. В 1939 Западная Украина вошла в состав СССР.

Андрей Мазур

Архидиакон

«У отца была земля, хозяйство, лошади. Я пас коров, когда еще даже не ходил в школу. И в поле работал, и косил, и ездил за дровами. В школе польский язык учил, и сейчас его хорошо помню. Польский учили как основной, а украинский ― как иностранный. По-русски стал учиться только в семинарии».

Забот по дому хватало: 8 гектаров, где требовалось пасти скот, пахать и косить.


Архидиакон Андрей Мазур на службе

Помимо учёбы и труда, юный Андрей уделял время церкви. Ходил в храм отца, где пел в хоре.

Перемены, которые принесла советская власть, не радовали Андрея Лазаревича:

Андрей Мазур

Архидиакон

« Раньше все у нас были верующими, до 1939 года я не видел ни одного неверующего человека. Советская власть пришла ― и началось: гонения, раскулачивания. Высылали в Сибирь ― родственников моей матушки выслали ни за что: объявляли кулаками за пять гектаров земли, корову и лошадь…

В общем, брали всех, кто был чуть-чуть побогаче, чем бедный. Вообще у нас ни нищих, ни особо богатых не было, были бедные и средние».

Андрей Лазаревич участвовал в боях за Берлин, но его демобилизовали по здоровью

В 1943 году Андрея Лазаревича призвали в Красную Армию, но к счастью для него, советская власть относилась к полякам настороженно.

Андрей Мазур

Архидиакон

«Мне очень мало пришлось воевать. Нас, «западников», почему-то на фронт не пускали, держали в Марийской республике ― считали, что мы ненадежные, бандеровцы, если что, переметнемся на сторону врага. Под конец уже послали, когда были бои за Берлин.

Должность, которую получил будущий священник, - командир отделения миномётчиков. Также он был ротным запевалой.

Из-за плохого питания Андрей Лазаревич угодил в госпиталь. И не удивительно: ведь среди солдат считалось удачей угодить в наряд по кухне, чтобы запечь очистки от картошки. Иногда случились и удачные дни - когда посылки с едой из дома доходили, но так происходило далеко не всегда. Из-за проблем со здоровьем Андрея Мазура демобилизовали.

В армии Андрей Лазаревич освоил русский язык. Точнее, научился на нём разговаривать.

Что же касается письменности, то в ней он успехов не имел, да и вряд ли мог бы найти время для серьёзного её изучения.

Андрей Лазаревич пел в хоре Почаевской лавры, нёс другие послушания и женился перед получением сана

После госпиталя Андрея Лазаревича хотели направить в школу милиции. Такая участь ему не нравилась, и отец нашёл выход - отвёз сына в Почаевскую лавру.

У него выявили бас и взяли в хор. Одновременно назначили послушания:

  • заведовать хлебопекарней;
  • заведовать просфорней;
  • заведовать трапезным храмом.

Затем, в 1948 году, была Московская духовная семинария (тогда - «Богословский институт») при Новодевичьем монастыре - в ней-то послушник освоил русскую письменность.

Андрей Лазаревич недолго учился в Московской консерватории, но не смог совмещать с семинарией и бросил.

Не всё складывалось благополучно, советская власть напоминала о себе:

Андрей Мазур

Архидиакон

«Помню, когда учился в семинарии, во время занятий приходили красноармейцы и брали людей, сажали в тюрьму, потом отправляли в Казахстан. В Почаевской лавре прямо во время службы приходили в шапках в собор и забирали священников. Брали каждого десятого».

Но Андрей Лазаревич избежал страшной участи.

Однажды друг пригласил его в Пермь.

В те годы православию приходилось тяжело, так что никто особо не выбирал священнослужителей. Один из дьяконов местного архиепископа Иоанна Лаврененко любил выпить. Иногда доходил до такого состояния, что не мог выполнять обязанности.

Тогда архиепископ обращался к Андрею Лазаревичу - просил читать Апостол. Однажды он сказал, что послушнику пора принять сан. Но тот возразил, что ещё не женился.

Архиепископ Иоанн вручил послушнику деньги и сказал, чтобы тот ехал домой жениться.

Архиепископ Иоанн посоветовал Андрею Мазуру жениться

Андрей Мазур

Архидиакон

«Поехал я в родную деревню. Дочь местного батюшки хотела за меня выйти, но ее родители не пустили: ехать же надо было со мной на Урал. Согласилась только одна ― добровольно поехала в Сибирь».

Затем Андрей Лазаревич закончил учёбу и принял духовный сан.


Несмотря на гонения отец Андрей служил во многих храмах и пел в хоре

в этом году отец Андрей переехал служить в Ленинград

В 1950 отец Андрей стал протодиаконом Пермского кафедрального собора - служил у того самого архиепископа Иоанна, который посоветовал жениться.

В 1957 году понадобилось переехать в Ленинград. Только там стало понятно, насколько действительно тяжело приходилось священникам:

Андрей Мазур

Архидиакон

«Я увидел настоящие гонения. Митрополитам разрешали служить только в Никольском соборе, он был кафедральным. Если митрополит хотел служить в другом храме, требовалось разрешение уполномоченного по делам религий. Нам тоже запрещено было служить в других храмах.

В Крещение, когда люди стояли в очереди за святой водой, мы иногда выносили воду на улицу, чтобы сократить очередь, но если приходил уполномоченный, вынуждены были возвращаться в храм».

До 1968 года отец Андрей служил протодиаконом Троицкого собора Александро-Невской лавры. Туда его назначил митрополит Никодим. Эту деятельность протодиакон совмещал с другой - был регентом в будничном хоре.

Затем его перевели в Ленинградский кафедральный собор, где отец Андрей двадцать два года участвовал в богослужениях и пел в хоре.


Отец Андрей обращал внимания на проблемы Церкви: плохое образование, разрушенные храмы, равнодушие молодёжи

Отец Андрей много рассуждал о проблемах православной Церкви. Особо его занимала тема того, что она не популярна среди молодёжи. Но не забывал он и о других трудностях:

Андрей Мазур

Архидиакон

« Далеко не все из тех, кто называет себя православными, воцерковились, молодежь в основном далека от Церкви. В городах люди жалуются, что много работают, нет времени ходить в храмы.

В селах мало храмов, часто они находятся вдали от деревень, а живут в деревнях в основном пожилые люди, им дойти тяжело. И священников в деревнях нет богословски образованных: раньше, бывало, если человек знал «Отче наш» и «Верую», его рукополагали. <…>

Много бедных приходов с полуразрушенными храмами. В Москве и в Петербурге этого практически нет, а в провинции многие священники вынуждены работать еще и на светской работе, иначе просто не прожить».

Алексий II возвёл отца Андрея в сан архидиакона, и тот благодарно продолжал служение

В 1990 году патриарх Алексий 2 назначил Андрея архидиаконом. С тех пор тот служил с ним и сопровождал в различных поездках.

Андрей Мазур

Архидиакон

«У меня больше 80 выездов за границу. Я был и в Америке, и в Италии, и в Японии, и во многих других странах».

После смерти Алексия II Андрей стал помощником патриарха Кирилла. Однако служить Церкви в полную силу уже не мог. Болезнь ног мешала ходить в храм.

Однако этого от архидиакона и не требовали. Ему предоставили свободный график работы, лишь бы тот мог продолжать нести свою миссию.

Оглядываясь на прожитые годы, архидиакон Андрей рассуждал о счастье и называл себя счастливым человеком:

Андрей Мазур

Архидиакон

« Счастье в моей жизни – это служить Богу. 68 лет стоять у Престола со многими архиереями, с патриархами. Для меня счастье - богообщение. Ну и, конечно же, семья. Не всё было хорошо и гладко в жизни. У меня умерло два сына.

У одного была злокачественная опухоль; другой расстроился очень, стоя над могилой брата, и долго не прожил после его смерти - скоропостижно скончался. Остальное всё хорошо. И хотя я не служу сейчас, но всё равно нет причин жаловаться.

С патриархом я не служу, потому что у меня очень болят ноги. Мой зять, священник, построил храм. Я туда хожу на каждую службу. Для моих 88 лет это счастье - самому еще ходить в храм».

Со смертью архидиакона Андрея в 2018 году прошла целая эпоха православной Церкви, за преданную службу он получил много наград

день смерти Андрея Мазура

3 мая 2018 года архидиакон Андрей Мазур ушёл в иной мир. На тот момент ему было 92. Его отпевали 5 мая в Свято-Троицком соборе Александро-Невской лавры.

Когда умер архидиакон Андрей, стало ясно, что с ним ушла целая эпоха. Этот человек отдал служению православной Церкви - целых семьдесят лет жизни.

В оценке его деятельности современники не стеснялись в эпитетах и называли архидиакона легендарной фигурой. Отмечали, что он был сторонником и популяризатором «красивых богослужений». Эта традиция едва не исчезла в советские годы, когда старые батюшки торопились быстро провести службу и разойтись по домам, чтобы принять лекарства.

Архидиакон Андрей любил яркие, торжественные службы

Архидиакон Андрей был не таков, а потому приветствовал торжественность в службах. Его бас красиво выделялся и запоминался прихожанам.

Собственно, особую роль этого священнослужителя подчёркивает его сан - архидиакон.

Архидиакон - это старший иеродиакон. Получить такое звание можно в двух случаях:

  • за особые личные заслуги;
  • за многолетнюю безупречную службу.

За жизнь архидиакон получил множество наград - как военных, так и церковных. Самые значимые из них:

  • орден Отечественной войны 2-й степени (1985);
  • медаль «За взятие Берлина» (1945);
  • медаль «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.» (1945);
  • орден равноап. вел. кн. Владимира 3-й степени (7 декабря 1996, в день семидесятилетия, от патриарха Алексия II);
  • орден равноап. вел. кн. Владимира 1-й степени (2 декабря 2011);
  • орден прп. Серафима Саровского 3-й степени;
  • орден прп. Серафима Саровского I степени (2015);
  • орден свт. Иннокентия Московского I степени (2016).

Это человек-эпоха, чье щедрое и усердное служение Богу и людям пришлось на один из самых сложных периодов исповедничества, а после и небывалого расцвета Русской Православной Церкви. Как и в те, и в другие времена служить «в Духе и истине» (Ин. 4, 24 )?

О новопреставленном патриаршем архидиаконе Андрее Мазуре вспоминают его сослужители и ученики.

«Он остается с нами!»

Протоиерей Александр Агейкин, настоятель Богоявленского кафедрального собора в Елохове:

Для нас уход отца Андрея Мазура - такая ощутимая утрата! На протяжении 30 лет он был клириком Елоховского собора. В последние годы он уже не мог служить, но в нем всегда оставалось все то же самое, как и раньше, трепетное сожаление, если он по какой-то глубоко обоснованной причине - тяжелой болезни, например - не мог служить. Он очень глубоко всегда эти моменты переживал, и даже не имея возможности участвовать в богослужениях, все равно непрестанно интересовался, что и как, сокрушался, как же это он не с нами. А мы ему говорили:

Отец Андрей, вы все равно с нами! Вы всегда в наших молитвах.

Это была взаимная потребность: ощущать соборное единство, ему - чувствовать себя частью клира, нам - его наследниками и продолжателями.

Он никогда не был за штатом. Еще ранее Святейшего Алексия II, который и перевез, став Патриархом, отца Андрея в Москву, его хотел сюда перевести из Питера также тогда еще только выбранный Патриархом митрополит Пимен (Извеков), но в Совете по делам религий тогда засуетились: «Нам его не надо, он привлекает людей».

Когда митрополит Кирилл стал Патриархом, он, отец Андрей рассказывал, спросил его:

Сколько лет вы служите?

Ваше Святейшество, мне уже 80 лет, ноги болят, сердце пошаливает!

У вас свободный график: нездоровы - лечитесь, а как получше себя чувствуете - служите, пожалуйста!

Он же и нынешнего Патриарха Кирилла и в чтецы вводил, и в диаконы, да и при всех его хиротониях присутствовал. Рассказывал, что, когда Святейший был еще молодым человеком, подсказывал ему, как с посохом ходить.

Это человек, который в самый тяжелый период, когда формировался клир возрождающейся Церкви, подводил к архиерейской хиротонии более 100 будущих архиереев, которые возглавили теперь кафедры, и все они за него сейчас молятся. Такая в нем сосредоточена полнота соборного опыта Святой и Апостольской Церкви.

Отец Андрей оставался всегда скромным, любящим, трепетным человеком

Но он никогда ничем подобным не надмевался, никогда не гордился. Отец Андрей, несмотря на все свои великие достоинства, таланты, авторитет, экстремальную высоту служения, несравненную степень единственного в своем роде звания патриаршего архидиакона, оставался всегда очень скромным, любящим, трепетным человеком. Он в полной мере разделял все труды. Никогда себя никому не противопоставлял. Ни на кого не смотрел сверху. И в течение своего без малого 70-летнего служения в диаконском сане был доступным, простым и усердным тружеником. Делился со всеми всем, что получил от Бога и неустанно в опыте соборном преумножал: знания, таланты, навыки, умения он расточал любвеобильно, щедро. Всех он знал, за каждого переживал и молился.

Его отношение к службе всегда было благоговейнейшим, оно породило целую плеяду служителей Церкви, которые, глядя на него, загорались этой ревностью к богоугождению.

Самому мне на протяжении своего 17-летнего протодиаконского служения посчастливилось быть рядом с ним практически все службы, которые служил Святейший Патриарх Алексий II, а потом Святейший Патриарх Кирилл. Испытываю особое чувство сыновней привязанности и благодарности к этому человеку, который, можно сказать, меня родил для служения Богу и Церкви. На протяжении многих лет отец Андрей был для меня примером преданного, искреннего, бескорыстного служения алтарю Божию, образцом православного богослужения.

Он вообще был удивительный, можно сказать, святой человек. Сейчас часто говорят о несвятых святых, основываясь на одноименной книге владыки Тихона. Вот для нас отец Андрей был таким несвятым святым, который и в вечности с Богом пребывал, и вместе с тем на протяжении многих и многих лет служил Господу, подавая нам всем пример, и просто легко и охотно общался со всеми нами.

Он и в Москве был нашим, и в Питере своим. Сам всегда смеялся и шутил:

Я единственный клирик Русской Православной Церкви с самой длительной командировкой.

Его командировка в Москву началась в 1990-м году, когда Святейший Алексий II стал Патриархом и назначил его патриаршим архидиаконом, и продолжалась до позавчерашего дня, 3 мая, когда отец Андрей преставился. Никто его никуда не почислял за штат, не увольнял.

Господь его призвал на 92-м году жизни, именно с того поприща, о котором сам новопреставленный мечтал с детства и на которое и был поставлен, на котором во славу Божию и послужил.

Его служение двум столицам - Санкт-Петербургу и Москве - уникально. В его личности объединялись эти два все-таки таких неповторимо разных мира, эти две уникальные церковные традиции. Отец Андрей был неотъемлемой частью Санкт-Петербурга, - немыслима северная столица без архидиакона Андрея! Но также и православную Москву невозможно себе представить без этого столпа веры, без его самозабвенного служения Христу.

По благословению Святейшего Патриарха Кирилла отпевание 5 мая в 9:15 в Александро-Невской лавре возглавил митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий. Для самого отца Андрея Александро-Невская лавра была чрезвычайно дорога, так как он участвовал в первых богослужениях возрожденной обители, был ее ризничным, положил много трудов, чтобы вновь после разорения собрать лаврскую ризницу. Его путь всея земли, последнее для его души богослужение на многострадальной совершается здесь, в его любимой лавре, где он теперь и погребен.

И все равно он остается со всеми нами!

Уже в последнее время было понятно: возраст, немощи... Но он как был верным служителем Божиим, так и оставался им до самых последних дней; верим, что и у Престола Божия служит.

Это истинный праведник наших времен

Мы все соборне молимся, чтобы Господь упокоил его душу в селениях праведных, потому что это истинный праведник наших времен.

Наверно, это единственный для меня человек, о ком я с уверенностью знаю, что никто из всех служителей Церкви всей нашей страны не может вспомнить вообще даже малейшего негатива в его жизни: никаких, даже мимолетных моментов обидчивости, раздражения и т. д. Его никто никогда таким не видел! Его все помнят радостным, улыбающимся, вдохновенным, несмотря ни на что.

Спаситель взял его к Себе в пасхальный период этих светлых торжественных дней. Для нас эта кончина радостно-скорбна. По-человечески нам тяжело с отцом Андреем расставаться. Почетный настоятель нашего собора протопресвитер Матфей Стаднюк и все наши клирики, конечно, накануне были очень опечалены, когда узнали, что отец Андрей покинул нас, но в то же время все мы верим, что Господь открыл для отца Андрея Свои обители в эти пасхальные дни именно, желая возвеселить и возрадовать его душу, вознося ее в светлые Свои чертоги.

Царство Небесное!

Ко всем и каждому - только любовь

Протодиакон Владимир Назаркин, помощник председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата:

Прекрасный архидиакон и замечательный человек! Доброй души, широкого сердца. У него никогда ни к кому не было никаких ни претензий, ни зависти - только одна любовь. Ко всем и каждому.

А как он служил! Отец Андрей Мазур - это последний из могикан. Таких больше нет. Его непередаваемый голос, его особый тембр, а главное - великая любовь к Богу, людям и богослужению. Больше у него ничего не было.

Еще разве что великое смирение. Он ездил из Переделкино иногда даже на общественном транспорте: на электричке, потом спускался в метро, когда не находилось машины. Не раздражался, не рассеивался. Всегда и везде молился!

Это величайший архидиакон и подлинный христианин. Храни его Бог. Дай, Господи, ему в мире ином самое хорошее место.

Человек-эпоха

Протодиакон Геннадий Кузнецов , клирик Новоспасского монастыря Москвы:

Отец Андрей еще как протодиакон всем нам, служащим в этом чине, показывал пример. Он служил со многими архиереями. После перевода в северную столицу в 1957-м году вспоминал, что служил там с семью митрополитами! У него был огромный опыт служения, а также глубочайшие знания и в сфере музыкальной теории, и в области церковного Устава.

Одно время он даже учился в Московской консерватории, а потом начальство узнало, что он параллельно осваивает курс в только что открывшейся семинарии. Вызвали на ковер:

Вы что?! В семинарии учитесь?

Да, - подтвердил и не отрекся он.

Так нельзя: или там, или здесь, - объяснили ему.

Это, кстати, человек, который до подросткового возраста, когда внутренне окреп и сформировался, не видел ни одного безбожника, даже просто неверующего человека. Конечно, он выбрал семинарию! А Господь уже Сам в преизбыточествующей мере восполнил все!

Отец Андрей мог и форте сделать, и, понимаете ли, тут же на пиано перейти, а также с пианиссимо, он - Боже мой! - поднимался и делал та-ко-е потрясающе огромное крещендо, а потом опять спускался на пиано. У него было удивительное музыкальное чутье.

Он не расточал глаголов Божиих с небрежением

Евангелие и Апостол он читал классически. Сейчас многие диаконы и ектеньи: паки и паки... - та-та-та-та-та - тараторят! Так же, Господи упаси, и Священное Писание читают. Отец Андрей читал настолько четко и ясно, что каждое произносимое им слово доходило до всех молящихся в храме. Все, стоящие в храме, как нива Божия, были питаемы от него Словом Господним. Он не расточал глаголов Божиих с небрежением.

За его богослужениями люди всегда могли не только слушать его голос, но и, прежде всего, молиться. Он и сам говорил: «Как диакон молится, так и весь храм молится». Его собственное внутреннее состояние всегда, чувствовалось, было на высоте.

Где сейчас этот подъем и ликование о славе Божией в новых поколениях диаконов? У нас даже и протодиаконы есть, которые сейчас больше хвалятся своим голосом, а не о том пекутся, как бы донести Слово Божие пастве Христовой. Молящимся нужна пища духовная, а не только переливы и раскаты пусть и шикарных голосов.

Отец Андрей Мазур был для всех нас высочайшим примером, слушая, наблюдая служение которого, можно было расти и расти. Не скажу: равняться. Стремиться! Устремляться. Превозмогать себя.

Для нас отец Андрей был архидиаконом-старцем. Именно таким духоносным служителем на своем поприще. Носителем церковного предания. Он жил в традиции. Имел огромный опыт, отточенные к концу жизни уже почти вековым служением навыки. Служил он великолепно.

У него был свой, особый стиль архидиаконского служения, который в Церкви, как драгоценное вместилище духовной традиции, передается из поколения в поколение. Архидиакон Андрей Мазур - человек-эпоха.

Я от него, по милости Божией, тоже многое почерпнул еще со времен моего служения диаконом, а потом и протодиаконского. Я неизменно прислушивался ко всем его отзывам. Он всегда по-христиански кротко, радея о высоте и стройности богослужения, подскажет что-то, даст направление тоже в какой-то мере подвижнического, иначе и быть не может, в богоугождении, пути.

Архидиакон - это вообще-то монашеский чин, старший диакон в прославленной лавре или обители. Из белого духовенства в сан архидиакона возвести кого-то может только сам Патриарх, и то только того, кто служит при нем. Еще разве что святитель Тихон, Патриарх Московский и всея Руси, дал такой титул Константину Розову, после него Антоненко был, Прокимнов, Стефан Гавшев, а потом и отец Андрей Мазур сподобился.

У отца Андрея, надо отметить, была любимейшая семья. Правда, жили родные в Питере, а он подолгу служил в Москве. «Но главное для тех, кто в сане, - уверял, - служить Богу!» На первом месте для него всегда было богослужение - это его безраздельная любовь, а потом уже и семья, тоже нежно любимая. «Без внуков, - признавался этот любвеобильный, радостный человек, - я, наверное, не смог бы жить».

Встречались мы достаточно часто с отцом Андреем, когда владыка тогда еще Орехово-Зуевский Алексий (Фролов) сослужил Святейшему Алексию II. Отец Андрей на этих богослужениях был первым диаконом, а я вторым. Если случались совместные службы, это всегда была огромная радость.

Распределяя нас, протодиаконов, по стажу и голосовым данным, отец Андрей нас всегда так четко распределит, что каждый точно знал, какую ектенью кто и когда произносит. «Тебе вот эту ектенью произносить, тебе вот эту, тебе вот эту...» - только и слышно было от него перед богослужением, так что служба всегда проходила на одном дыхании.

Все всегда было так спокойно, размеренно, без суеты. Мы все как-то, помню, старались служить благочестиво. Часто я вместе с отцом Андреем сподоблялся вместе служить в Донском монастыре, служили и в других обителях и храмах. Слава Богу!

Святейший Алексий II к отцу Андрею относился с глубоким почтением и теплотой, не только как к великому архидиакону, но и просто по-человечески его очень ценил. Святейший Алексий II был очень чувствительным к внутреннему устроению каждого церковнослужителя, он различал тех, кто искренно возносит молитву, и тех, кто просто произносит слова, лишь бы сказать. Отец Андрей духовно был очень близок Святейшему Алексию II.

Несколько раз отец Андрей служил у нас в Новоспасском монастыре Москвы. Помню его служение и на праздник Преображения Господня в 1995-м году, когда в Преображенском соборе обители рукополагали владыку Алексия (Фролова) во епископы. Это было славнейшее торжество.

Про отца Андрея Мазура не скажешь в двух словах. Как же с ним рядом было хорошо! Я с такой радостью всегда с ним служил! Это просто духовный восторг был - молиться с ним вместе! Мы все, протодиаконы и диаконы, отдавали ему предпочтение. Это ладно. Но он-то ведь тоже нам предпочтение отдавал! Прямо по слову апостола: честию друг друга болша творяще (Рим. 12, 10).

Царство Небесное. И на самих его службах Царство Небесное ощущалось.

«Его службы - это всегда торжество Православия»

Священник Константин Корнеев, клирик Богоявленского кафедрального собора в Елохове:

В последнее время отец Андрей жил в Питере, но оформлен был у нас, в Елоховском соборе. Время от времени приезжал. А когда приезжал, тогда, конечно, обязательно служил. Обычно на вечерней службе. Это всегда было очень отрадно!

Он с радостью делился своим опытом со всеми

Он каким-то удивительным образом, при всех его заслугах и дарованиях, никогда не превозносился ни перед кем. Он и с великими общался на равных, и с ребятами-алтарниками мог запросто заговорить, или они, не терзаясь - «да кто мы такие», могли что-то спросить, обратившись к нему. Он с радостью делился своим опытом со всеми.

У нас в соборе много новорукоположенных диаконов проходят сорокоуст - это богослужебная практика. Для каждого из них, уверен, просто даже увидеть отца Андрея, а тем более сослужить ему было эпохальным событием. Он и с молодыми священниками мог поговорить. У нас с ним разница в возрасте, например, более полувека, но это не мешало общению.

Его службы видела и знала вся православная Москва, а также Санкт-Петербург и вся полнота Русской Православной Церкви: всюду он еще при Святейшем Алексии II служил. Выезжал со Святейшим и за рубеж, представляя нашу Церковь. Сам же и радовался, что собирает на богослужения не только православных, но и инославных может своим голосом за живое взять. «Мы, - говорил, - на защите Православия». Его службы - это действительно всегда было торжество Православия. Настолько он возвышенно и от души служил.

И дело тут было не только в его выдающихся голосовых данных, но, прежде всего, в устроении его души. Он всегда был собран и воодушевлен. Делал все в нужное время. Если случалось что-то непредвиденное, даже во время богослужения, он ко всему относился очень спокойно. Не раздражался. Мог улыбнуться, сказать доброе слово, ободрить того, кто что-то не так совершил. С ним было радостно и легко.

Это человек глубокой христианской веры.

Служить в последнее время ему было тяжеловато, ноги болели. А он все равно, чувствовалось, всей душой участвовал в службах. Когда уже не мог даже ходить, просто звонил, и его соприсутствие ощущалось. Он же службу знал наизусть, служить мог даже без служебника. Причем это даже запрещено, потому что враг пытается помешать, донимает, - а вот отец Андрей был настолько сосредоточен, что его было никак и никому не сбить.

Он много рассказывал про семью, которую он очень любил, про свое служение и в Почаеве, и потом в Перми, откуда его призвали в Питер, а потом, уже при Святейшем Алексии II, вернули туда, где он учился, - в Москву.

Службы у него были глубоко духовными. Внутренне они очень похожи со Святейшим Алексием II. Так же, как Святейший Алексий II всех всегда добродушно принимал, улыбался тем, кто подходил к нему под благословение, также и отец Андрей всегда ко всем был расположен. В его голосе никогда не было никаких приказных ноток. Все по-дружески. Иногда с какой-то детской непосредственностью и простотой. Таковых есть Царство Небесное (Мф. 18, 3).

ЮБИЛЕЙ АРХИДИАКОНА

Журнал Московской Патриархии, №1, 1996

7 декабря 1996 года исполнилось семьдесят лет замечательному человеку - архидиакону Андрею Мазуру. Вся его жизнь связана с Церковью, которой отец Андрей преданно служит почти полвека.
В день своего юбилея он участвовал в Божественной литургии, совершавшейся Святейшим Патриархом Алексием в храме великомученицы Екатерины на подворье Православной Церкви Америки в Москве. По окончании богослужения Предстоятель Русской Православной Церкви наградил архидиакона Андрея Мазура орденом князя Владимира II степени.
Предлагаем читателям беседу нашего корреспондента с отцом Андреем.

Родился я на Украине, на Волыни, близ великой святыни - Почаевской Успенской лавры. Тогда Западная Украина входила в состав Польши. Отец мой был старостой в церкви, верующий был очень, да и мать тоже, правда, она умерла рано, когда мне было четыре года. В Почаевской лавре тогда служил замечательный протодиакон - отец Стратоник, бас сильнейший, правда, дикция у него была плохая, но гудел, как колокол. Учился я в польской школе, там преподавали Закон Божий. Преподаватель, отец Алексий Масловский, Царство ему Небесное, любил меня, был очень требовательным. В школе мы учили тропари, кондаки, молитвы на церковнославянском языке. Спрашивали с нас очень строго, хотя само обучение велось на польском, так что и по-польски я понимаю. Ходили в храм все, на первой седмице Великого поста ходила вся школа, стояли в храме всю службу, причащались, так же и на Страстной седмице. В школе у нас все были верующие, неверующих не было. Так я учился всего пять лет, потому что в 1940 году Западная Украина вошла в состав СССР, советская власть пришла.
Работал в хозяйстве, отец мой был крестьянин, у нас было 8 гектаров земли (лес и сенокос). Я и косил, и пахал, и был пастухом. В детстве я пел в церковном хоре, после работы в поле всегда пели. Детство прошло очень хорошо, правда, поменялась власть, но ничего - все было хорошо. Потом два года я учился при советской власти. А когда исполнилось 18 лет, призвали меня в армию, тогда уже была война, шел 1943 год.
- Вы попали на фронт?
- Да, но сначала долгое время был в запасе. Почему-то нас несколько месяцев держали в землянках, кормили очень плохо. В конце концов в начале 1945 года повезли нас в Берлин, но только приехали - и через неделю кончилась война.
- А в каких войсках Вы были?
- В артиллерии. Я минометчик, был командиром отделения.
- С таким голосом?
- Конечно, тогда я был запевалой.
- А когда Вы почувствовали, что у вас такой замечательный голос?
- После войны от плохого питания я заболел, и меня отпустили из армии досрочно. Приехал домой, побыл немножко дома. Тогда у нас неспокойно было на Западной Украине, и меня как бывшего советского воина приглашали на работу в милицию. Но еще раньше я мечтал о Почаевской лавре. Поехал в обитель и стал послушником. Регент меня прослушал и определил в лаврский хор. Оказалось, что у меня бас, я пел октавой даже.
- Какое у Вас было послушание?
- Я был заведующим хлебопекарней, просфорней и трапезным храмом. Было 2000 человек братии в Почаевской лавре - ведь тогда закрыли Киево-Печерскую лавру и всех монахов перевели к нам. И еще я пел в хоре.
- А у Вас не было желания остаться в лавре?
- Я в то время даже и не думал об этом. Пробыл там два года, а затем поступил в Московскую Духовную семинарию (тогда еще Богословский институт). В то время она находилась в Новодевичьем монастыре. Это был 1948 год. Я пел в хоре. Учился неплохо. Через два года мой друг пригласил меня к себе в Пермь. В то время там был архиепископ Иоанн (Лаврененко). Когда-то он около Почаевской лавры, в Кременце, был настоятелем. Пришли к нему на прием. Конечно, до этого была служба, мне дали читать Апостол. Вижу, у Владыки лицо веселое, потом на приеме говорит: "Андрей, идите к нам протодиаконом". Я говорю: "Владыка, я же не женат еще, учиться надо". - "Ничего". Дали мне денег, поехал к себе на Украину, женился, а через месяц приехал и 17 сентября 1950 года принял сан диакона. И вот служу уже 46 лет.
В 1957 году епископ Алексий (Коноплев), впоследствии митрополит Тверской, которого тогда назначили в Петербург восстанавливать Троицкий собор в Александро-Невской лавре, предложил мне поехать с ним: "Отец Андрей, иди в Петербург, служить некому". Так я оказался в Питере.
Начался питерский период моей жизни. С 1957-го до 1968 года я служил в Александро-Невской лавре протодиаконом. Был ризничим, собрал ризницу, много трудов было. В 1968 году митрополит Никодим (Ротов) взял меня в Никольский кафедральный собор, хотя я лавру очень любил и люблю. Служил в Никольском соборе при митрополитах Елевферии, Питириме, Гурии, Никодиме, Антонии, Алексии. И вот Алексий, нынешний Святейший Патриарх, когда впервые был в Петербурге после интронизации, возвел меня в сан архидиакона.
- Теперь Вы всегда служите с Патриархом?
- Служу я с Патриархом, хотя живу в Петербурге. Там семья: трое детей, шесть внуков - три внука и три внучки. Я, наверное, не смог бы жить без внуков.
- Не тяжело?
- Ничего, что же делать. Надо служить - послушание выше поста и молитвы. Диаконское служение очень важное - ведь как диакон молится, так и весь храм молится. Он все возгласы должен произносить не просто громко и певуче, но и молитвенно, тогда он помогает молиться всем пришедшим в храм. Я всегда служу без служебника. Все знаю наизусть, все помню.
- Вы были во многих странах, и, наверное, все удивляются: откуда такой голос?
- Откуда берется голос? Божия Матерь помогает мне. Я же сказал вначале, что в детстве слушал в Почаевской лавре протодиакона Стратоника и мне очень нравилось. Я мечтал быть пусть не таким, как он, но все-таки протодиаконом. Слава Богу, моя мечта сбылась. При Святейшем Патриархе Алексии я побывал во многих странах, в Иерусалиме был 3 раза.
- Семьдесят лет все-таки возраст немалый, большую часть жизни Вы служите в Церкви с полной отдачей, с любовью. Вы счастливый человек?
- Очень! Очень счастливый. Как поет Борис Годунов в опере, "достиг я высшей власти" - диаконской.
- Вы поете какие-нибудь арии?
- Пою: и арию Сусанина, и монолог Пимена, да много всего.
- Вы специально занимались вокалом?
- Немножко. Когда я поступил в семинарию, пел в хоре Успенского храма Новодевичьего монастыря, там меня одна женщина из театра пригласила в консерваторию, к профессору Казакову. Он меня прослушал и говорит: "Берем в консерваторию".
Я ничего ему не рассказал, ходил на лекции, потом вызывают меня и спрашивают: "Вы в семинарии учитесь?" - "Да". - "Так нельзя: или там, или здесь".
Я выбрал семинарию. Я всегда мечтал быть протодиаконом, даже не протодиаконом, а диаконом, а вот стал архидиаконом. Такой титул есть для протодиакона, который служит со Святейшим Патриархом. Еще святитель Тихон дал такой титул Константину Розову, после него Антоненко был, Прокимнов, Стефан Гавшев и я, грешный.
- Вы продолжаете их славные традиции?
- Стараюсь. С нашим Святейшим не посидишь - много ездим. Так что труд нелегкий, особенно в моем возрасте.
- Дети пошли по Вашим стопам?
- Нет, к сожалению. У меня два сына, но время, когда они росли, было тяжелое, в школе ругали, что они "дети попа", заставляли в комсомол вступать. Они не вступили. Один окончил торговый институт, другой - художественное училище. Еще любимая дочь есть, Лариса, теперь она матушка. Вышла замуж за своего одноклассника, теперь он священник и служит недалеко от нашего дома, в храме Пророка Илии. Очень хороший батюшка, я доволен им очень. Люди его любят, он скромный, тихий. Внуки у меня любимые, дети моей дочери, три мальчика: Саша, Андрей, который родился в день моего рождения, и Сима - любимый мой мальчик, ему четыре с половиной года. Вся надежда теперь на них. Девочки тоже есть, одной - 21 год, другой 16, а третья еще маленькая - во 2-м классе. Вот вся моя судьба.
- Когда Вы на службе, все знают, что служба будет на высшем уровне.
- Так и должно быть. Патриаршая служба должна быть красивой, торжественной, чтобы диаконы были хорошие, чтобы пели иподиаконы.
- Отец Андрей, хотелось бы сердечно поздравить Вас с семидесятилетием и пожелать, чтобы Вы еще много-много лет украшали богослужения, чтобы были первым среди диаконского чина и чтобы Ваш голос всегда звучал так же молитвенно и красиво.
- Спасибо. Стараюсь. И буду петь Богу моему "дондеже есмь".