Александр Невский – князь Новгородский – борьба Руси с немецкой и шведской агрессией в XIII в. Как близко к нам история -чудо от иконы знамение (битва новгородцев с суздальцами)

Чудо от иконы Знамение (Битва новгородцев с суздальцами)

Икона, хранящаяся в
Дата появления середина XV века
Местонахождение ,
Дата празднования 10 декабря (27 ноября)
Изображения иконы на Викискладе

Исторический сюжет

В начале 1170 года соединённые силы русских князей: , и , — возглавляемые княжичем Мстиславом Андреевичем, сыном , подошли к стенам и осадили город.

Когда новгородцы услыхали об этой силе великой, идущей на них, то охватила их печаль и скорбь великая. И, сетуя горько, молились они милостивому Богу и Пречистой Его Матери, Святой Госпоже Богородице. И соорудили они острог вокруг всего Новгорода, а сами укрылись за острогом. И пришли к Новгороду суздальцы со всеми князьями земли Русской, и стояли под городом три дня. Во вторую же ночь осады, когда святой стоял на молитве пред образом Господа нашего Иисуса Христа, молясь о спасении города этого, в ужасе услышал он голос, говоривший так: «Иди в , и возьми , и вынеси её на острог, воздвигнутый против супостатов». И святейший архиепископ Иоанн, услышав это, пребывал без сна всю ночь, молясь Святой Богородице, Матери Божьей. <…> И понесли икону на острог, туда, где ныне монастырь . А все новгородцы были внутри острога, не осмеливаясь выступить против врагов; лишь скорбел каждый о судьбе своей, видя погибель свою, ибо ведь суздальцы и улицы поделили — какая какому городу достанется. И вот, когда наступил шестой час, начали наступать на город все русские полки. И полетели на город стрелы, словно дождь проливной. Тогда икона по Божьему соизволению обратилась ликом к городу, и увидал архиепископ текущие слёзы от иконы, и подставил он под них свою. <…> Тогда Господь Бог наш умилосердился над городом нашим по молитвам Святой Богородицы: обрушил гнев Свой на все полки русские, и покрыла их тьма, как было при , когда , а фараона потопил. Так и на сих напал трепет и ужас, и ослепли все, и начали биться меж собой. Увидев это, новгородцы вышли в поле и одних перебили, а других захватили в плен.

Значение победы новгородцев было огромным ещё с учётом того, что всего лишь за год до событий войсками Андрея Боголюбского и его союзников впервые за историю русских междоусобиц был , где в то время княжил .

Память о чудесном избавлении Новгорода от вражеского войска долго сохранялась в форме устных преданий. Архиепископ Иоанн тогда же установил праздник в честь Знамения Божией Матери, который и доныне празднует вся Русская Церковь (27 ноября). В XIV веке написано «Слово о знамении святой Богородицы» (сказание о битве новгородцев с суздальцами) . В XV веке рассказ об этом чуде вошёл в , и афонский иеромонах написал «Слово похвальное Знамению».

Композиция

Композиционно икона «Чудо от иконы Знамение (Битва новгородцев с суздальцами)» состоит из трёх расположенных одна под другой частей (регистров). В верхней части изображение новгородцев, молящихся перед образом «Богоматерь Знамение» у церкви Спаса Преображения и затем переносящих его. В средней части послы новгородцев и суздальцев, съехавшиеся перед битвой, ведут переговоры о мире и затем начинаются боевые действия, суздальцы мечут стрелы в икону «Богоматерь Знамение». В нижней, заключительной части изображено выступающее из крепостных ворот новгородское войско (слева) и разбитое смятенное войско суздальцев (справа).

Формат иконы точно соответствует золотому квадрату. Композиция произведения напоминает воинский штандарт, состоящий из трёх горизонтальных прикреплённых к древку полос. Вместо древка через два нижних регистра иконы проходит вертикаль крепостной стены. Ввысь устремлены и главы храмов, и звонницы, фигуры людей, размещённых в верхнем поясе.

Распространение

Предполагается, что в XV веке (в эпоху расцвета новгородской иконописи) были написаны первые иконы на этот сюжет. Одна из них в настоящее время находится в . Две аналогичные известные иконы, созданные приблизительно в тот же период, находятся в и . Иконы «Чудо от иконы Знамение» имеются также и в других местах, в частности, в церквах в селах и Новгородской области.

«Битва новгородцев с суздальцами» — излюбленный сюжет стенописи ярославских изографов XVII века.

Примечания

Литература

  • Древнерусские жития. С. 126-128.
  • О древнерусских исторических повестях и сказаниях XI-XII столетия. Киев, 1878. С. 129-130.
  • Гусев П. Л. Новгородская икона св. Иоанна (Илии) архиепископа в деяниях и чудесах. СПб., 1903.
  • Яблонский В. Пахомий Серб и его агиографические писания. СПб., 1908. С. 120-123, 151-154.
  • Труды 15-го археологического съезда в Новгороде. 1911. М., 1914. Т. 1. Протоколы. С. 78.

Исторический сюжет

В начале 1170 года соединённые силы удельных русских князей - владимирского , смоленского , рязанского , муромского , полоцкого , переяславского и ростовского , - возглавляемые суздальским князем Мстиславом Андреевичем, сыном Андрея Боголюбского , подошли к стенам Новгорода и осадили город.

Когда новгородцы услыхали об этой силе великой, идущей на них, то охватила их печаль и скорбь великая. И, сетуя горько, молились они милостивому Богу и Пречистой Его Матери, Святой Госпоже Богородице. И соорудили они острог вокруг всего Новгорода, а сами укрылись за острогом. И пришли к Новгороду суздальцы со всеми князьями земли Русской, и стояли под городом три дня. Во вторую же ночь осады, когда святой архиепископ Иоанн стоял на молитве пред образом Господа нашего Иисуса Христа, молясь о спасении города этого, в ужасе услышал он голос, говоривший так: «Иди в церковь святого Спаса на Ильину улицу , и возьми икону Святой Богородицы , и вынеси её на острог, воздвигнутый против супостатов». И святейший архиепископ Иоанн, услышав это, пребывал без сна всю ночь, молясь Святой Богородице, Матери Божьей. <…> И понесли икону на острог, туда, где ныне монастырь Святой Богородицы на Десятине. А все новгородцы были внутри острога, не осмеливаясь выступить против врагов; лишь скорбел каждый о судьбе своей, видя погибель свою, ибо ведь суздальцы и улицы поделили - какая какому городу достанется. И вот, когда наступил шестой час, начали наступать на город все русские полки. И полетели на город стрелы, словно дождь проливной. Тогда икона по Божьему соизволению обратилась ликом к городу, и увидал архиепископ текущие слёзы от иконы, и подставил он под них фелонь свою. <…> Тогда Господь Бог наш умилосердился над городом нашим по молитвам Святой Богородицы: обрушил гнев Свой на все полки русские, и покрыла их тьма, как было при Моисее , когда провел Бог израильтян сквозь Красное море , а фараона потопил. Так и на сих напал трепет и ужас, и ослепли все, и начали биться меж собой. Увидев это, новгородцы вышли в поле и одних перебили, а других захватили в плен.

Память о чудесном избавлении Новгорода от вражеского войска долго сохранялась в форме устных преданий. Архиепископ Иоанн тогда же установил праздник в честь Знамения Божией Матери, который и доныне празднует вся Русская Церковь 10 декабря (27 ноября). В XIV веке написано «Слово о знамении святой Богородицы» (сказание о битве новгородцев с суздальцами) . В XV веке рассказ об этом чуде вошёл в новгородский летописный свод , и афонский иеромонах Пахомий Логофет написал «Слово похвальное Знамению».

Икона

Предполагается, что в XV веке (в эпоху расцвета новгородской иконописи) были написаны первые иконы на этот сюжет. Одна из них в настоящее время находится в Государственной Третьяковской галерее . Две аналогичные известные иконы, созданные приблизительно в тот же период, находятся в Новгородском музее и Государственном Русском музее . Иконы «Чудо от иконы Знамение» имеются также и в других местах, в частности, в церквях в селах Курицко и Гостинополье Новгородской области.

Композиционно икона «Чудо от иконы Знамение (Битва новгородцев с суздальцами)» состоит из трёх расположенных одна под другой частей (регистров). В верхней части изображение новгородцев, молящихся перед образом «Богоматерь Знамение» у церкви Спаса Преображения и затем переносящих его. В средней части послы новгородцев и суздальцев, съехавшиеся перед битвой, ведут переговоры о мире и затем начинаются боевые действия, суздальцы мечут стрелы в икону «Богоматерь Знамение». В нижней, заключительной части изображено выступающее из крепостных ворот новгородское войско (слева) и разбитое смятенное войско суздальцев (справа).

Формат иконы точно соответствует золотому квадрату. Композиция произведения напоминает воинский штандарт, состоящий из трёх горизонтальных прикреплённых к древку полос. Вместо древка через два нижних регистра иконы проходит вертикаль крепостной стены. Высь устремлены и главы храмов, и звонницы, фигуры людей, размещённых в верхнем поясе.

Примечания

Ссылки

  • Икона Божией Матери, именуемая "Знамение". Знамение Пресвятой Богородицы, бывшее в Новгороде Великом в 1170 году // Православие.Ru

Wikimedia Foundation . 2010 .

Князь Новгородский, великий князь киевский, великий князь Владимирский, полководец времён Киевской Руси, святой Русской православной церкви.

Князь Новгородский (1236-1251), великий князь Владимирский (с 1252). Сын князь Ярослава Всеволодовича.

В 4-летнем возрасте мальчик прошел в Спасо-Преображенском соборе обряд посвящения в воины и стал княжичем. В 1230 году отец посадил Александра вместе со старшим братом на княжение в Новгороде. Но через 3 года Федор умирает, а Александр остается единственным правопреемником княжества. В 1236 году Ярослав уезжает в Киев, затем во Владимир, а 15-летний княжич остается самостоятельно править Новгородом.

Великий князь Александр Невский. Фреска XVI в. Уже в 1280-х гг. во Владимире начинается почитание Александра Невского как святого.

15 июля 1240 нанес шведским войскам сокрушительное поражение в Невской битве, за что получил наименование “Невский”.

Но новгородские бояре испугались возросшего влияния Александра. Представители знати с помощью различных каверз и подстрекательств добились того, что полководец уехал во Владимир к отцу. В это время немецкое войско совершило поход на Русь, захватывая псковские, изборские, вожские земли, рыцари взяли город Копорье. Армия противника вплотную приблизилась к Новгороду. Тогда новгородцы сами стали упрашивать князя вернуться.

Осенью 1241 изгнал ненцев из Копорья, а весной 1242 освободил Псков. 5 апреля 1242 разгромил немецких рыцарей в Ледовом побоище.

Сражение проходило на замерзшем озере. Князь Александр применил тактическую хитрость, заманив рыцарей, облаченных в тяжелые доспехи, на тонкий пласт льда. Атаковавшая с флангов русская конница завершила разгром захватчиков. После этой битвы рыцарский орден отказался от всех недавних завоеваний, также новгородцам отошла и часть Латгалии.

Через 3 года Александр освободил Торжок, Торопец и Бежецк, захваченные войском Великого Княжества Литовского. Затем исключительно силами своего войска, без поддержки новгородцев и владимирцев, догнал и уничтожил остатки литовской армии, а на обратном пути разбил еще одно литовское военное соединение под Усвятом.

Отверг предложение Римского папы принять католичество. Умелой политикой ослабил тяготы монголо-татарского ига, добился освобождения русских от обязанностей выступать войском на стороне татар в их войнах с др. народами (1262).

Б орьба Руси с немецкой и шведской агрессией в XIII в.

На протяжении XI-XII вв. Великий Новгород и Псков имели разносторонние связи с прибалтийскими землями, вели активную торговлю. В XIII в. они вплотную столкнулись с немецкой колонизацией в Прибалтике и Финляндии, а к 1230-м гг. псковские и новгородские земли сами стали “яблоком раздора” в захватнических планах шведов и немецких рыцарей. Русские земли, ослабленные монгольским нашествием, казались легкой и богатой добычей.

В 1240 г. шведы под командованием ярла Швеции Биргера, зять короля Эрика XI Эриксона, на 150 судах вошли в устье р. Невы с целью овладеть Невой и захватить город Ладога, чтобы потом предпринять поход на Великий Новгород. Войско Биргера насчитывало около 5000 человек. Новгородский князь Александр Ярославович с малой дружиной выступил навстречу шведскому войску и сходу ударил по передовым полкам шведов. Благодаря стремительному нападению, которого не ожидал Биргер, смелости и решительности русского князя и его дружины, шведы потерпели сокрушительное поражение. За эту блестящую победу Александр Ярославович получил почетное прозвание Невский.

Созданный в 1198 г. во время Крестовых походов Тевтонский (Немецкий) орден в середине XIII в. основал на прибалтийских землях государство Тевтонского ордена, объединившее покоренные племена пруссов, литовцев и поляков. К 1237 г. он объединился с Орденом меченосцев, получившим название Ливонского ордена. Расширяя свои владения на территории пруссов и прибалтийских племен, немецкие рыцари неоднократно пытались завоевать богатые русские города Псков и Новгород. В 1240 г. силы Ливонского ордена, объединенные с несколькими отрядами, присланными датским королем, захватили русский город Изборск на границе псковской земли.Укрепившись там, рыцари в 1241 г. выступили в поход на Псков. Благодаря предательству псковского боярина, крестоносцы взяли Псков, и псковичи признали власть Ливанского ордена.

Создалась непосредственная угроза Новгороду. Город начал готовиться к обороне, но в этот период в Новгороде не было князя. Князь Александр Ярославович в 1228 г. был поставлен на княжение в Новгород своим отцом, великим князем Владимирским Ярославом Всеволодовичем (1191-1246 гг.), но не смог удержать власть, и был изгнан; в 1236 г. он вернулся в город и утвердился на новгородском столе. После победы в Невской битве 1240 г. политическое влияние Александра Невского настолько возросло, что привело к конфликту с новгородским боярством. Разгневанный князь уехал из города, отправившись в свое родное гнездо – город Переславль-Залеский. Перед лицом военной угрозы со стороны германских рыцарей новгородские бояре смирили гордость, просили князя вернуться и защитить город. В 1241 г. он вернулся в Новгород, собрал войско и отвоевал у крестоносцев крепость Копорье, затем, усилив новгородское войско владимиро-суздальскими полками, освободил Псков.

Г. И. Семирадский. Прием Александром Невским папских послом в Новгороде в 1251 г. Настенная роспись, украшавшая храм Христа Спасителя в Москве

5 апреля 1242 г. стало известно о приближении к Новгороду крупных сил Ливанского ордена. Александр Невский вывел свои войска и владимиро-суздальские полки, пришедшие ему на помощь, на лед Чудского озера, где и состоялось битва. Войско ордена выстроилось клином т.н. “свиньей” (впереди в качестве ударной силы располагались конные рыцари, а внутри строя за ними – пешие войны) и нанесло первый удар, глубоко вклинившись в ряды русских войск. В результате это привело к тому, что крестоносцы оказались в окружении и были почти полностью уничтожены. Русские дружины преследовали противника на протяжении почти 10 км, рыцари потеряли убитыми и пленными 2/3 своего войска, что, учитывая небольшие военные силы немцев в Прибалтике, было ощутимым ударом для ордена.

Ледовое побоище. Художник В.Назарук. 1982 г.

В 1242 г. был заключен мирный договор с Ливонским орденом, который отказывался от претензий на псковские и новгородские земли.

Канонизирован Русской православной церковью. В 1724 нетленные мощи А. Н. перенесены из Владимира в Петербург и покоятся в Александро-Невской лавре.

О РДЕН АЛЕКСАНДРА НЕВСКОГО

Орден Александра Невского – один из самых красивых орденов времен Советского Союза. он был учрежден в июле 1942 года и, за годы Великой Отечественной Войны, стал одним из наиболее почитаемых в Советской Армии.Орден Александра Невского «младший» из орденов, которыми награждали полководцев. У него, в отличие от других, отсутствуют степени. При утверждении предполагалось награждение командиров подразделений от взвода до полка.

Но затем круг награждаемых расширился до командиров дивизий и бригад. Награждение производилось Указом Президиума ВС СССР за отвагу и личное мужество, проявленную в боях, соответствующую боевому заданию, инициативу выбора подходящего момента для атаки неприятеля и нанесения ему крупного поражения с минимальными потерями для своих войск. А также за отличное выполнение поставленной боевой задачи, правильную организацию взаимодействия с другими частями для полного или частичного, уничтожения превосходящих сил противника. Большое внимание при награждении уделялось именно умелому и грамотному командованию, результатом которого становилось максимально возможное сохранение техники и личного состава своих частей и подразделений.

История рождения ордена началась в марте 1942 года. Технический комитет Главного интендантского управления Красной Армии получил указание Сталина подготовить проекты орденов Александра Невского, Суворова и Кутузова для награждения полководцев Красной Армии. Проекты были разработаны всего за сутки. Из всех эскизов Ордена Александра Невского Сталин выбрал работу молодого архитектора Телятникова И. С. . Сложность работы заключалась в том, что прижизненных портретов князя Александра Невского не было, и Телятников использовал для профиля князя на ордене профиль артиста Николая Черкасова, сыгравшего роль князя Александра в фильме «Александр Невский».

При рассмотрении эскиза предполагалось изготовление ордена изначально цельноштампованным, что удешевляло его производство. Однако Телятников настоял на том, чтобы орден был сборным, потому, что в таком виде выглядел более красивым и оригинальным. Он был поддержан Сталиным и, в итоге, первый экземпляр был изготовлен именно состоящим из несколько частей. Позднее, с 1943 года, знак стали изготавливать цельноштампованным.Первое награждение орденом Александра Невского состоялись 5 ноября 1942 года. в тот день кавалерами ордена Александра Невского стали помощник командира 1-го отдельного стрелкового батальона 154-й отдельной стрелковой бригады старший лейтенант Рубан И.Н. и командир стрелкового батальона 124-й отдельной стрелковой бригады капитан Цыбулин Степан Петрович.

Источник – интернет и Большая Энциклопедия

СКАЗАНИЕ О БИТВЕ НОВГОРОДЦЕВ С СУЗДАЛЬЦАМИ

СЛОВО О ЗНАМЕНИИ СВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ В ГОД 6677 (1169)

Свершилось это знамение великое и преславное чудо от иконы святой Богородицы в Новгороде.

Так ведь жили новгородцы: землями, которые им бог даровал, владели по своей воле, и князя у себя держали по своему выбору. Был же у них тогда князь Роман Мстиславич, внук Изяслава.

И вот в это время не захотели двиняне давать дань Новгороду, а перешли под власть князя Андрея Суздальского. Новгородцы же послали на Двину сборщиком дани Даньслава Лазутинича, а с ним от каждого конца по сто мужей. И, услышав об этом, князь Андрей послал против них своих мужей - рать в тысячу пятьсот человек. И перехватила эта рать новгородцев на Белоозере, и началась битва. И помог бог мужам новгородским, и убили они из полка Андреева восемьсот воинов, а остальные разбежались. А у новгородцев пало пятнадцать мужей.

И из-за этого князь Андрей разгневался на Новгород и начал рать готовить. Сам же он тогда разболелся и послал сына своего Романа на Новгород со всем войском суздальским, а с ним пошли князь Мстислав со смолянами, а со своими князьями торопчане, муромцы, рязанцы, переславцы, и со всеми князьями вся земля Русская. И было всех князей семьдесят два. Когда новгородцы услыхали об этой силе великой, идущей на них, то охватила их печаль и скорбь великая. И, сетуя горько, молились они милостивому богу и пречистой его матери, святой госпоже богородице. И соорудили они острог вокруг всего Новгорода, а сами укрылись за острогом. И пришли к Новгороду суздальцы со всеми князьями земли Русской, и стояли под городом три дня.

Во вторую же ночь осады, когда святой архиепископ Иоанн стоял на молитве пред образом господа нашего Иисуса Христа, молясь о спасении города этого, в ужасе услышал он голос, говоривший так: «Иди в церковь святого Спаса на Ильину улицу, и возьми икону святой Богородицы, и вынеси ее на острог, воздвигнутый против супостатов». И святейший архиепископ Иоанн, услышав это, пребывал без сна всю ночь, молясь святой богородице, матери божьей.

Когда же наступило утро, повелел Иоанн быть собору духовенства и поведал всем о том видении. Они же, слышавше обэтом, прославили бога. И послал архиепископ дьякона своего со всем клиром, чтобы принесли икону на собор. И пошелдьякон в церковь святого Спаса, и поклонился иконе святой Богородицы, хотя ее взять; и не стронулась икона с места своего. Тогда дьякон возвратился и поведал архиепископу о случившемся.

Блаженный же архиепископ Иоанн, слышав это от дьякона своего, поспешно встал с места своего и пошел со всем святым собором, и с ним множество народа. Вошел он в церковь господа нашего, спасителя Иисуса Христа, и, подойдя к иконе госпожи нашей, пречистой богородицы, и преклонив колени, начал молиться, так говоря: «О премилостивая дева, госпожа богородица, владычица, пресвятая дева пречистая! Ты - упование наше, и надежда наша, и заступница града нашего, стена, и покров, и прибежище всем христианам. На тебя ведь надеемся мы, грешные. Молись, госпожа, сыну своему, богу нашему, за город наш, не предай нас врагам нашим ради грехов наших, но услышь, госпожа, плач людей своих и прими молитву рабов своих, избавь, госпожа, город наш от всякого зла и от супостатов наших».

И когда сказал он это, начали петь канон молебный, а после шестой песни канона начали кондак петь «Заступница христиан безупречная». И в это время икона сама сдвинулась с места своего. Люди же, увидев это, со слезами воскликнули: «Господи, помилуй!» Архиепископ же взял ее своими руками, и передал двум дьяконам, и повелел нести ее перед собой, а сам пошел вослед со всем святым собором, свершая канон. Люди же толпились, идуще вослед. И понесли икону на острог, туда, где ныне монастырь святой Богородицы на Десятине.

А все новгородцы были внутри острога, не осмеливаясь выступить против врагов; лишь скорбел каждый о судьбе своей, видя погибель свою, ибо ведь суздальцы и улицы поделили - какая какому городу достанется.

И вот, когда наступил шестой час, начали наступать на город все русские полки. И полетели на город стрелы, словно дождь проливной. Тогда икона по божьему соизволению обратилась ликом к городу, и увидал архиепископ текущие слезы от иконы, и подставил он под них фелонь свою. О великое, внушаюшее трепет чудо! Как это может произойти от сухого дерева? Не слезы ведь это, но проявила она тем знак своей милости: так ведь молилась святая богородица сыну своему и богу нашему за город наш, чтоб не отдал он его в поругание неприятеля.

Тогда господь бог наш умилосердился над городом нашим по молитвам святой богородицы: обрушил гнев свой на все полки русские, и покрыла их тьма, как было при Моисее, когда провел бог израильтян сквозь Красное море, а фараона потопил. Так и на сих напал трепет и ужас, и ослепли все, и начали биться меж собой. Увидев это, новгородцы вышли в поле и одних перебили, а других захватили в плен.

Так минула слава суздальская и честь, Новгород же избавлен был от беды молитвами святой богородицы. Святой же архиепископ Иоанн учредил праздник светлый, и начали праздновать всем Новгородом,- все новгородцы, мужчины, женщины и дети,- праздник Честного Знамения святой богородицы.

"В новгородских иконах, в рассказе об истории, особое понимание её, характерное именно для средневековья.
Ведь как понимается история в Новое время? Как следствие проявления воли человека, или огромной массы людей, в которой, тем не менее, всегда выделяется именно чья-то личная сильная воля.
Средневековый человек мыслил историю иначе. Она для него есть проявление Божьего Промысла. Там где Высшая Святость осуществляет свою волю, там всё остальное не имеет значения: ни военная сила, ни чьи-то стремления, ни государственные интересы, ни что."


Дерево, темпера. Новгородский государственный объединенный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник


Чудо от иконы "Знамение" ("Битва новгородцев с суздальцами"). Новгородская икона, 1460-е гг. Фрагмент.


Чудо от иконы "Знамение" ("Битва новгородцев с суздальцами"). Новгородская икона, 1460-е гг. Фрагмент.


Чудо от иконы "Знамение" ("Битва новгородцев с суздальцами"). Новгородская икона, 1460-е гг. Фрагмент.


Чудо от иконы "Знамение" ("Битва новгородцев с суздальцами"). Новгородская икона, 1460-е гг. Фрагмент.


Чудо от иконы "Знамение" ("Битва новгородцев с суздальцами"). Новгородская икона, 1460-е гг. Фрагмент.


Чудо от иконы "Знамение" ("Битва новгородцев с суздальцами"). Новгородская икона, 1460-е гг. Фрагмент.