Сколько таинств в христианстве. Что такое Святые Христовы Тайны? Покаяние или исповедь

Отношение к Богу у некоторых наших сограждан достаточно странное. Многие полагают, что им будет даровано прощение и вечная жизнь, если они будут регулярно посещать церковь, по большим праздникам раздавать бедным милостыню и носить . При этом основополагающие правила поведения верующего человека для них остаются тайной за семью печатями, а Православные обряды они воспринимают как театрализованные действа, полностью игнорируя их глубинный смысл.

​Между тем подобное положение дел является крайне несправедливым, ведь таинство обряда - это сокровенная мысль, имеющая немалую силу и неисчерпаемую энергетику, которая одаривает верующего невидимой Божьей благодатью. Поэтому если вы ищите свою собственную тропинку к Истине, разбираться в основных Православных обрядах будет совсем нелишне. Ведь в их основе - отголоски многовековой истории русского народа.

Одно из важнейших и самых сокровенных таинств, символизирующее обретение духовной связи только что народившегося человека с Богом. Изображение Ионанна Крестителя, как особенно почитаемого святого, мы можем увидеть на многой . К сожалению, Крещение стало весьма популярным в обычной светской жизни, отчего оно многими воспринимается с недостаточной серьезностью. Еще более недопустима ситуация, когда к таинству человек приходит «за компанию», не желая при этом воспринимать происходящее с должной серьезностью.

Миропомазание

Чаще всего совершается после Крещения, хотя в отдельных случаях допускается самостоятельное проведение этого обряда. Православная Церковь считает, что без Миропомазания верующий не готов к Причастию, являясь, даже в весьма зрелые года, своеобразным «ребенком». Кстати, согласно Большому Требнику, подобным образом к Истине может прийти человек, крещенный в младенчестве, но после воспитываемый вне канонов и правил Православной Веры.

Обряд, почитаемый верующими вторым по значимости после Крещения. Покаяние - это немалый, требующий полной самоотдачи труд, предпринимаемый согрешившим человеком для восстановления связи с Богом. Считается, что обряд имеет смысл только в том случае, если христианин искренне раскаялся в совершенных грехах, ставших ему ненавистными. Это принимается Богом как самая большая жертва, на которую способен верующий. Покаяние является необходимым условием для спасения души после смерти.

Причащение (Евхаристия)

Один из самых сокровенных обрядов, который напоминает верующим о страданиях Иисуса Христа. Ведь вкушаемый ими хлеб и вино - это Тело и Кровь Господа. К обряду принято готовиться заранее, для чего следует истово молиться, посещать богослужения, соблюдать пост, совершать добрые дела, примириться с недругами и исповедаться. В настоящее время считается, что обряд следует совершать не реже, чем раз в месяц.

Священство

Таинство, при котором на избранного нисходит Святой Дух, открывая перед ним стезю пастыря и наставника верующих. Осуществляется посредством святительского рукоположения, а распространенное мнение, согласно которому Священство является одной из форм назначения на должность, является в корне неверным. Сами верующие называют его благодатным актом, ниспосылающим праведнику дар служения Богу.

Венчание

Многие молодожены не понимают, что штамп из ЗАГСа для Православной Церкви не значит ровным счетом ничего. По-настоящему пара становится семьей, если получает Божье Благословение. Венчание - исключительно мощное таинство, которое даруют брачующимся небесную защиту и покровительство, однако относиться к нему нужно со всей возможной серьезностью. И совсем не обязательно проводить его в ради пафоса. Даже совершенный в маленькой церкви обряд с истинной верой станет хранителем семейного очага на всю жизнь.

Елеосвящение (Соборование)

Многие несведущие люди уверены, что это таинство совершается исключительно над умирающим, хотя, на самом деле, это далеко не так. Глубинный смысл помазания елеем - духовное и физическое исцеление, призыв Божьей Благодати и очищение помыслов страждущего. Таинство требует от человека , покаяния и смирения.

Таинства Православной Церкви – это священнодействия, через которые, на основании повеления Иисуса Христа, под видимыми чувственными знаками не только представляется но действительно преподается принимающими их невидимая благодать. Человек, как существо духовно-чувственное может познавать невидимое Божие только в чувственных видах и тем легче и сильнее удостоверяется в действительности духовных предметов.

Видимые знаки в священнодействиях, или таинствах, необходимы для одного человека; а благодать Божия для воздействия на человека не нуждается ни в каких средствах. Святой Иоанн Златоуст говорит: «если бы мы были безтелесны; то и Христос сообщал бы нам духовные дары безтелесно: но так как душа наша соединена телом; то духовное сообщается нам в чувственных видах». Следовательно по своему устройству человек нуждается в видимых средствах, чтобы принимать через них невидимую силу Божию.

Происхождение таинств

Само собой разумеется, что никто другой, кроме самого Господа, не мог установить таких средств облагодатствования человека. Это дело Божие, дар самого Бога. Этим и отличаются таинства от других священнодействий, к которым относятся: пострижение в монашество, различные молебны и т.д. Эти действия сами по себе священны, благочестивы; но наши, нами самими от своего лица и во славу Божию совершаемы. Есть священные действия и такие, которые не могут назваться действиями нашими, как совершаемые благодатью Божией, но не считаются таинствами, например освящение храмов или воды, благословение хлебов.

Божественное действие без видимости было бы только духовное, а не таинственное. В видимом и невидимом действии Божием и во внешнем виде, установленном от Бога, заключается, по понятию Восточной Церкви, отличительное свойство таинства - почему все таинства совершаются и преподаются крестным руковозложением и благословением, как знамением сообщения благодати, через образ креста Господня, которым совершена тайна нашего спасения и дарованы нам все божественные силы.

Отсюда, имея такое понятие о таинствах, сколько нечестиво, столько же и безумно было бы приравнивать таинства христианские к магическим тайнам, в которых известным действиям или знакам приписывается такое свойство, что ими будто бы необходимо вызывается сверхъестественная сила. Здесь знаки сами по себе ничего не значат. Все значение их состоит в том, что с ними Бог не по какой либо необходимости, а совершенно свободно, благоволил соединить действия спасительной своей благодати. Отсюда понятно, что те только священнодействия имеют несомненное значение тайнодествй или таинств христанских, которые учреждены самим Богом, как видимые средства сообщения человеку спасительных даров Святого Духа. Они действенно исполняют Евангелие Христово.

Сколько таинств в Церкви

Святая Церковь, сообразно смотрению Божию о нас, предначертанному Евангелием, утвержденному святыми отцами в предании, допускает в своем Богослужении семь таинств, которые соответствуют семи дарам Святого Духа, исчисляемым у Пророка Исайи. Семь даров Святого Духа, ниспосланных на землю, изображено в образе семи огненных светильников, горящих перед Престолом, и в образе семи очей Агнца, за нас закланного, в семи очах смотрения Его о нас. Имея соотношение с нашей жизнью, семь таинств таинств обнимают всю жизнь христианина, удовлетворяют всем потребностям жизни его во Христе и как бы составляют собой новую седмерицу благодатных дел Господа для христианина и наполняют всю настоящую его жизнь. Через таинства мы рождаемся, дышим, питаемся, продолжаем свой род, очищаемся и исцеляемся. Все семь таинств Православной Церкви: Крещение, Миропомазание, Причащение, Покаяние, Священство, Брак и Елеосвящение имеют божественное происхождеше; так как они установлены самим Иисусом Христом.


Все христианские таинства имеют действительное значение только в Православной церкви и только здесь понятен их в православном подлинный смысл и действительна их благодатная сила. Вне Богослужения церкви они являются не таинственными действиями, а простыми обрядами или другим чем-либо, как было в язычестве.

В Православной церкви через таинство Крещения человек, принимающий его, вводится в церковь, делается членом тела Христова и получает начаток новой жизни, облекается в новое право сыноположения Богу, и таким образом становится новым человеком. Поэтому Крещение, для выражения своего внутреннего значения, в Священном Писании называется баней пакибытия, новорождением и облечением во Христа. Поэтому оно, как новое рождение, и не повторяется, для чего и говорит святая церковь в Символе Веры: исповедую едино крещение.

Через таинство Миропомазания новокрещенный как бы посвящается на первую степень церковную, или получает то звание в церкви, которое принадлежит всем ее членам. Все помазанники Божии, имеют на себе печать Святого Духа и в себе все Божественные силы. Подобно Крещению и это таинство не может быть повторяемо.

Через таинство Покаяния человек получает постоянное исцеление от духовных болезней - грехов, семя которых остается в природе нашей и после Крещения и составляет того ветхого человека, полное совлечение которая, вместе с полным облечением в новая, есть главная задача земной жизни христианина - облечься в нового человека, созданного по Богу в правде и в преподобии истины. Врачуя грешников таинством Покаяния, святая церковь постоянно таким образом восстанавливает нарушенный ими союз с Богом и возвращает им право сыноположения, приобретенное во святом Крещении. Поэтому Покаяние называется иногда вторым Крещением.

Через таинство Причащения человек, вкушая истинное Тело и истинную Кровь Христову, теснейшим образом соединяется со Христом.

Через таинство Священства сообщается принимающему его пастырская власть, или право и сила руководить верующими, питать их словом Божиим и преподавать им благодать Святого Духа. Пастырство преподается только избранным лицам в таинстве священства. По самому значению своему это таинство не повторяется.

Через таинство Брака благословляется союз двух лиц различного пола; после чего они уже не просто мужчина и женщина друг для друга, но муж и жена и одна плоть. От благословенного союза их, как от священного корня, могут возникать и ветви святые, т.е., дети от христианского брака в самом происхождении своем получают уже освящение.

Таинства Православной церкви должны быть принимаемы лицами, приступающими к ним с верой в Искупителя, с покаянием и сокрушением о грехах, с молитвой и сердечным умилением.

Через таинство Елеосвящения церковь врачует телесные немощи своих членов. Если не всегда через это таинство возвращается больным телесное здоровье и сохраняется жизнь их; то через это нисколько не отрицается благодать таинства; потому что таинство Елеосвящения простирается не на одно тело, но и на душу, и молитвы верующих никогда не могут оставаться бесплодными для немощного телом брата их.

Чтобы таинства, как священнодействия, могли благодатно воздействовать на человека, для этого они должны быть совершаемы по воле Господа Иисуса, согласно с Его установлением.

Чтобы то и другое таинство могло быть совершаемо согласно с волей Господа, для этого необходимо и совершителю таинств иметь право на то, что и как он совершает, и желание совершить священнодействие Богоустановленным образом.

Священнодействующий должен приступать к совершению таинств не только с намерением или желанием, но и с глубочайшим благоговением, в чистоте духа и тела. Этого требует величие и святость таинств; и сама церковь приготовляет священнослужителя к совершению таинств, например, Крещения и Евхаристии, особенными умилительными молитвами. Здесь нужно заметить, что благоговение требуется от совершителя таинств только для того, чтобы ему самому не подвергнуться за небрежение к делу Божию суду и суду церковному.

Что дают таинства человеку

Маленькая частица яда, попавшая в организм человека, заражает и умерщвляет тело. Яд греха разлился по всему человечеству и заразил его смертельной заразой. В природу человека внесена скверна, а через нее отчуждение от Бога и духовная смерть. Избежать этой смерти возможно только через соединение с Богом, а оно достигается покаянием и верой в искупительный подвиг Спасителя. Человеку необходимо стать последователем Христа и через Него действием Святого Духа очиститься от грехов и начать новую жизнь в любви и правде заповедей Божиих. Только это делает его способным к вечной и блаженной жизни. Средства, через которые каждый уверовавший получает освящающую его благодать, - это христианские Таинства. Слово «таинство» означает всякую глубокую, сокровенную мысль, вещь или действие. Таинства - это такие священные действия, в которых при произнесении определенных слов на верующего таинственно и невидимо действует благодать Божия. При сотворении мира Творец говорил: «Да будет свет» (Быт. 1,3) - и силой слова Его стал свет. Так и в Таинствах - при произнесении установленных Церковью слов могущественно действует на человека благодать Божия.

Таинства - это пособия немощному человечеству. Их цель - дарование людям благ любви Божией. Плод их - освобождение от греховной жизни. Само слово «таинство» указывает, что оно не подлежит исследованию разума, а принимается верующим сердцем. Как и при каких условиях осуществляется союз с Богом и какими средствами? Первое условие - это добровольное и искреннее желание освободиться от греховной жизни, покаяться. Раскаяние - одно из великих достижений человеческого духа, оно есть плод осознания своей вины и в делах, и в мыслях. Раскаяние - это забота о своем духовном состоянии. Обращению человека помогает Сам Бог. В этом главной действующей силой является любовь Божия. Второе условие - заменить свою старую греховную жизнь новой: не делать зла, а делать добро. Нужно впитывать в себя новые, исходящие от Спасителя через Его Церковь воззрения. Для этого нужна помощь, нужны указания. Как найти руководство и руководителей для христианской жизни? В народных обычаях? Но в них к правде и чистоте нравственности примешаны предрассудки и людская неправда. том, что следует делать. Они касаются внешних проявлений воли человека, а внутренней, сердечной жизни почти не касаются.

По учению Церкви, условием для получения благодати в Таинстве является внутренняя настроенность, расположение человека, принимающего таинство; от человека требуется вера, искреннее желание и полная готовность принять его.

Как совершается обращение человека к Богу? Оно совершается при взаимодействии Бога и человека. Бог Своей благодатью возбуждает в человеке желание обратиться к Нему. Человек на действия возбуждающей благодати отвечает своей волей, желанием и готовностью ее воспринять. Но человек может и оставить призывы Божий без внимания. Тогда обращение не состоится. Благодать Святого Духа - это особая сила Божия, необходимая для спасения человека. Под действием благодати человек приобретает способность воспринимать и понимать Слово Божие.

Епископ Александр (Милеант)

Таинства Церкви

Введение

Таинство Покаяния

Таинство Причащения

Таинство Брака

Таинство Священства

Таинство Елеосвящения

Заключение

Введение

В олей Божией все живое в природе призвано расти и развиваться. В растительном и животном мире это осуществляется при помощи тех элементов, стихий и средств, которыми Господь обогатил природу. Человеку, как носителю образа Божия, тоже надлежит расти, развиваться и совершенствоваться, - но не столько внешне, сколько внутренне, духовно. И он это осуществляет также не сам по себе, а при помощи особой животворящей силы Божией, именуемой Благодатью .

Все, что Бог дал Церкви является проводником Его благодати - Его слово в Священном Писании, молитвы, богослужения, церковное пение, церковное искусство, наставления святых угодников Божиих... Особое место среди этих благодатных проводников занимают т.н. таинства . Они установлены или непосредственно Самим Господом Иисусом Христом, или Его апостолами. Всего их семь: крещение, миропомазание, покаяние, причащение-Евхаристия, брак, священство и елеосвящение. Таинства - это своего рода высоты в длинной цепи холмов других богослужений и молитвословий. Как в человеке духовная сущность скрывается за его физической оболочкой, так и в таинствах за видимым и ощутимым священным действием незримо и таинственно действует благодатная сила Божия. Слова благословения, сопровождаемые внешними священными действиями, есть как бы духовные сосуды, которыми черпается и подается членам Церкви благодать Святого Духа.

В этой работе мы кратко расскажем о сущности каждого таинства, о том, как оно было установлено, что является главным в нем и как оно совершается.

Таинства Крещения и Миропомазания

С реди таинств Церкви на первом месте стоит таинство Крещения. Оно как бы служит дверью, вводящей человека в благодатное Царство Христово - Церковь, чем и дает ему доступ ко всем ее духовным сокровищам. Еще до установления Крещения Господь Иисус Христос в Своей беседе с Никодимом указал на безусловную необходимость его, говоря: "Истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие: Рожденное от плоти есть плоть, а рожденное от Духа есть дух" (Иоан. 3:5-6). Иными словами, в обычном своем состоянии человек неспособен к духовной жизни - для этого ему необходимо родиться духовно.

В таинстве Крещения, верующий во Христа через троекратное погружение в воду с призыванием имени Пресвятой Троицы - Отца и Сына и Святого Духа - омывается от всех своих грехов, благодатно рождается для духовной христианской жизни и становится членом Царства Божия.

Крещение установил Сам Господь наш Иисус Христос, Который освятил Его Своим собственным примером, приняв Крещение у Иоанна на реке Иордан. Перед Своим вознесением на Небо Господь повелел апостолам крестить всех верующих в Него: "Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа" (Матф. 28:19).

Для принятия Крещения необходимы вера в Иисуса Христа как Сына Божия, покаяние во всех грехах и твердое намерение жить по заповедям Божиим.

Православная Церковь допускает крещение младенцев по вере их родителей и восприемников с условием, что и те, и другие обязуются воспитывать крещаемого в православной вере и руководить им в истинно христианской жизни. О том, что благодатные дарования даются по вере других, ясно свидетельствуют евангельские рассказы, например: по вере римского сотника Господь исцелил его слугу. При исцелении расслабленного, повествуется, о том, как "Иисус, видя веру их (принесших больного), сказал расслабленному: чадо, прощаются тебе грехи твои" (Марк 2:5). По вере матери-хананеянки Господь исцелил ее дочь; и т.д. Поэтому восприемники и родители, которые пренебрегают священным долгом воспитывать ребенка в христианской вере, лишают его возможности с детства познать Бога и оставляют его безоружным перед всеми соблазнами, которые ожидают его в зрелом возрасте.

Сектанты осуждают православных за совершение таинств над младенцами. Но основанием для крещения младенцев служит то, что крещение заменило собой ветхозаветное обрезание, которое совершалось над восьмидневными младенцами. Апостол Павел называет христианское крещение "обрезанием нерукотворным" (Колос. 2:11-12).

Так как при крещении человек получает, вместо прежнего ветхого бытия, новую жизнь, становится чадом Божиим и наследником вечной жизни, то вполне очевидно, что крещение необходимо для всех, в том числе - и для младенцев, чтобы, развиваясь физически, они одновременно и своим духом возрастали во Христе. Сам Господь сказал: "Пустите детей приходить ко Мне и не возбраняйте им, ибо таковых есть Царствие Божие" (Лук. 18:16). Ведь младенцы, как и взрослые, причастны первородному греху и, следовательно, имеют нужду в очищении от него. В апостольских писаниях неоднократно упоминается о крещении целых семейств (дом Лидии, дом темничного стража, дом Стефанов (1Кор. 1:16), и нигде не упоминается об исключении младенцев при общем крещении. Отцы Церкви в своих поучениях настаивают на крещении детей. Св. Григорий Богослов, обращаясь к матерям христианкам, говорит: "У тебя есть младенец? - Не давай усилиться повреждению со временем; пусть он будет освящен в младенчестве и от юности посвящен Духу. Ты боишься печати по немощи человеческого естества, как малодушная и маловерная мать? Но Анна и до рождения обещала Самуила Богу, и по рождении вскоре посвятила и воспитала его для священной ризы, не боясь человеческой немощи, но веруя в Бога."

Так как крещение есть духовное рождение, а человек рождается только однажды, то и таинство крещения над человеком совершается только однажды: "Один Господь, одна вера, одно крещение" (Еф. 4:4).

Крещение не является лишь символом очищения, оно - самое начало и источник всех последующих божественных даров, очищающий и уничтожающий все греховные скверны и сообщающий новую жизнь. Прощены все грехи, первородный и личные; открыт путь для новой жизни; открыта возможность получения Божиих даров. Дальнейший духовный рост опирается на свободное стремление человека. Но так как искушающее начало нередко находит себе сочувствие в природе человека, имеющей склонность ко греху, то нравственное усовершенствование не обходится без борьбы. Благодатную помощь в этой борьбе человек получает через помазание святым миром.

Таинство миропомазания совершается обычно непосредственно после таинства крещения, составляя с ним один богослужебный чин. В нем новокрещенному подаются дары Святого Духа, которые укрепляют его в христианской жизни. О благодатных дарах Святого Духа Иисус Христос сказал: "Кто верует в Меня, у того, как сказано в Писании, из чрева (из внутреннего центра, сердца) потекут реки воды живой. Сие сказал Он о Духе, Которого имели принять верующие в Него, ибо еще не было на них Духа Святого, потому что Иисус еще не был прославлен" (Иоан. 7:38-39). В таинстве миропомазания каждый верующий приобщается к чуду Пятидесятницы, когда апостолы и другие верующие получили дары Святого Духа. Апостол Павел, имея ввиду получение верующими благодатных даров именно через помазание, пишет: "Утверждающий же нас с вами во Христе и помазавший нас есть Бог, Который и запечатлел нас и дал залог Духа в сердца наши" (2 Кар. 1:21-22).

Благодатные дары Святого Духа необходимы каждому верующему во Христа, для успешной борьбы со своими слабостями и с многочисленными соблазнами, которыми он окружен со всех сторон. Кроме общих даров, необходимых каждому христианину, существуют еще т.н. чрезвычайные дарования Святого Духа, которые сообщаются людям, несущим в Церкви особые служения, как-то: священникам, проповедникам, пророкам, апостолам, всем благонамеренным правителям.

Первоначально апостолы совершали таинство миропомазания через возложение рук (Делян. 8:14-17; 19:2-6). Однако уже в середине первого века таинство это стало совершаться через помазание святым елеем-миром . Побуждением к этому послужило то обстоятельство, что с распространением христианства по многим странам апостолы и их приемники физически не могли на каждого новокрещенного возлагать свои руки. Примеров преподания благодатных даров именно через помазание елеем очень много в ветхозаветной священной Истории (Исх. 29:7; Лев. 8:12; 1 Цар. 10:1; 2 Цар. 9:3; Пс. 132:2). Отсюда и само наименование "Мессия" или "Христос," что по-гречески значит "помазанный."

Святым миром (раньше оно писалось через "ижицу" - "мvро ") называется особенным образом приготовленный и освященный состав из благовонных веществ и елея. Миро освящали сначала апостолы, а потом их приемники - епископы, как носители апостольской благодати. Само же помазание верующих совершают пресвитеры (священники).

То, что помазание освященной мvром восходит к апостолам, видно из слов апостола Павла, писавшего: "Утверждающий же нас с вами во Христе и помазавший нас есть Бог, Который и запечатлел нас, и дал залог Духа в сердца наши" (2 Кор. 1:21-22). Сами совершительные слова таинства Печать дара Духа Святого тесно связаны с этим изречением апостола, который пишет: "Не оскорбляйте Святого Духа Божия, Которым вы запечатлены в день искупления" (Еф. 4:30). "Днем избавления" в Священном Писании называется крещение; под "знаменованием Святого Духа," несомненно, разумеется "печать Духа Святого," следовавшая сразу после крещения.

При совершении таинства святым мvром крестообразно помазуются верующему следующие части тела: лоб, глаза, уши, рот, грудь, руки и ноги - с произнесением слов: "Печать дара Духа Святого, аминь ."

Примечания :

Прежде совершения таинства Крещения новорожденному нарекается (дается) имя ; обычно в честь кого-либо из святых угодников Божиих. При этом священник троекратно осеняет его крестным знамением и молит Господа быть милостивым к этому человеку и, по присоединении через крещение к святой Церкви, сделать его участником вечного блаженства.

Приступая к Крещению, священник молит Господа изгнать из крещаемого всякого лукавого и нечистого духа, сокрытого и гнездящегося в его сердце, и сделать его членом Церкви и наследником вечного блаженства. Крещаемый же, со своей стороны отрекается от диавола и обещает впредь служить только одному Христу. Чтением Символа Веры он подтверждает свою веру во Иисуса Христа, как единородного Сына Божия и своего Спасителя. При крещении младенца отречение от диавола и чтение Символа веры произносят от его лица крестные родители, которые являются поручителями за его веру. Затем священник молит Господа освятить воду в купели и, отогнав от нее диавола, сделать ее для крещаемого источником новой и святой жизни, при этом трижды делает в воде знамение креста сначала своей рукой, а потом освященным елеем, которым он помазывает также и крещаемого в знак милости Божией к нему. После этого священник троекратно погружает его в воду, произнося:

"Крещается раб Божий (имя) во имя Отца, аминь, и Сына, аминь, и Святого Духа, аминь ."

На крещенного возлагают белую одежду и нательний крест . Белая одежда служит знаком чистоты души после крещения и напоминает ему, чтобы он и впредь сохранял эту чистоту, а крест служит знаком того, что он стал христианином.

Сразу же после Крещения совершается таинство Миропомазания. Священник помазывает крещенного св. миром, делая им знак креста на разных частях тела с произнесением слов: "Печать (знак) дара Духа Святого ."В это время невидимо подаются крещаемому дары Св. Духа, при помощи которых он возрастает и укрепляется в духовной жизни. Чело, или лоб, помазываются миром для освящения ума; глаза, уши, ноздри, уста - для освящения чувств; грудь - для освящения сердца; руки и ноги - для освящения дел и поведения. Троекратное затем хождение вокруг купели символизирует "хождение" в заповедях Христовых, чем новокрещенный уподобляется Ему. Возженные свечи в их руках служат знаком духовного просвещения, а крестовидное пострижение волос на голове крещаемого делается в знак его посвящения Господу.

Крещение младенцев .

Как было уже упомянуто, все люди, произойдя от одного человека, унаследовали от него природу, поврежденную первородным грехом. Это духовно-нравственное повреждение, наподобие дефективных ген, наследственно передается от родителей к их детям. Именно эта греховная поврежденность держит всех некрещеных, с одной стороны, в состоянии духовной инертности, а, с другой стороны, делает их удобопреклонными ко всякому греху. Апостол Павел в послании к Римлянам очень подробно писал на эту тему. Вот почему, в принципе, не только взрослые, но и дети нуждаются в духовном лечении, которое подается людям в таинстве Крещения. В этом таинстве совершается двойное чудо: человек очищается от всех грехов, включая и первородный, и рождается для духовно-нравственной жизни. Поэтому, чем раньше принять крещение, тем лучше для человека. То, что дети не способны еще сознательно оценить присутствие в себе благодати - это другой вопрос. Тем не менее нельзя отрицать, что их детские и невинные сердца очень восприимчивы ко всему Божественному. Недаром Господь сказал: "Пустите детей приходить ко Мне и не препятствуйте им, ибо таковых есть Царство Небесное" и "Если не обратитесь и не станете, как дети, не войдете в Царство Небесное" . В свете этих ясных слов Христа, все возражения против крещения детей должны отпасть сами собой, и все рассуждения на эту тему должны переключиться на поиски путей, что делать, чтобы благодать Крещения наиболее эффективно закрепилась в них.

Говоря об обогащении духовными сокровищами, следует учитывать, что человеческая душа способна воспринимать не только то, что она сознает и понимает, но и то, что ускользает от её сознания. Уже давно психологи установили факт, что большую часть своих впечатлений и понятий человек накопляет именно в раннем детстве. Этот процесс несознательных и полусознательных восприятий продолжается в течение всей жизни.

Когда мы стоим в церкви, то далеко не все молитвы и песнопения доходят до нашего сознания. Однако это не значит, что они проходят бесследно. Напротив, минуя сознание, они тем глубже проникают в сердце, оставляя в ней свой благотворный след. Сама духовная атмосфера храма глубоко проникает в сердце помимо нашего активного участи. Вот почему, например, иностранцы, попав на наше богослужение, ощущают в храме духовный подъем и просветление. Подобным образом и по отношению к детям следует сказать, что придет время, когда их неосознанно воспринятые ощущения во время домашней или храмовой молитвы, накопляясь где-то глубоко в душе, принесут свой добрый плод.

Когда Иисус Христос возлагал Свои руки на детей и благословлял их - этим Он не только выражал Свою ласку к ним, но Его освящающая Божественная сила действительно нисходила в их чистые души. И не только от Спасителя, но и от многих других исходит подобное доброе влияние - от служащего священника, от красиво поющего хора, от родителей, оказывающих детям свою любовь и ласку - от всех, кто несет в себе искры Его Света.

К сказанному следует добавить, что помимо сознательно или бессознательно воспринимаемых впечатлений, в таинстве Крещения, как и во всех богослужениях Церкви, невидимо действует всепроникающая благодать Божия. Именно она более нашего сознательного усилия закрепляет в крещаемом те или другие благотворные перемены.

Не происходит ли нечто подобное в повседневной жизни? Разве мы сознательно воспринимаем благотворное действие солнечной теплоты и света, когда греемся на лоне природы? Солнечные и грязевые ванны, устраиваемые для больных и престарелых, разве не оказывают на них целебного действия, независимо от их сознания? Если мы всмотримся внимательно в свою жизнь, то увидим, что значительную часть своего духовного содержания мы получаем помимо нашего активного старания. Тем более благодать Божия оказывает на нас своё благотворное влияние всякий раз, когда мы соприкасаемся с нею - сознаем мы это или нет. Вот почему крещение новорожденных и вообще детей полезно и спасительно для них.

Только неправильное воспитание может ослабить и как бы аннулировать то благо, которое дети получили в своем Крещении. Вот почему так важно довести до сознания как родителей, так и восприемников необходимость христианского воспитания детей.

Итак, вся обстановка Крещения, молитвы, священнодействия всегда действенны. В той или иной мере их благотворное действие проникают в душу крещаемого и оставляют там свой след. Благодать Божия, воспринятая младенцем, как зерно, брошенное в землю, не остается в нем мертвой, но прорастет в свое время и принесёт плод.

Таинство Покаяния

П окаяние называют вторым крещением, потому что оно смывает с человека скверну грехов, совершенных после крещения. В этом таинстве верующий исповедует, т.е. открыто признает перед Богом, свои согрешения и получает через священника, как свидетеля исповеди, прощение грехов от Самого Господа Иисуса Христа. Еще Иоанн Креститель, подготовляя людей к принятию Спасителя, проповедовал "Крещение покаяния для прощения грехов. И крестились от него все в реке Иордане, исповедуя грехи свои" (Марк. 1:4-5). Власть прощать грехи дал Сам Господь Иисус Христос, который сказал апостолам, а в их лице и продолжателям их дела, епископам и священникам: "Приимите Духа Святого, кому простите грехи, тому простятся, на ком оставите, на том останутся" (Ин. 20:22-23). Получив на это власть от Господа, Апостолы повсеместно совершали таинство покаяния, как читаем об этом в книге Деяний: "Многие же из уверовавших приходили, исповедуя и открывая дела свои" (Деян. 19:18).

Для получения прощения грехов от кающегося требуется: примирение со всеми ближними, искреннее сокрушение о грехах и устное их исповедание, т.е. произнесение их вслух, с твердым намерением исправить свою жизнь.

В некоторых случаях на кающегося налагается "епитимия" (по греч. - запрещение), состоящее из благочестивых дел и некоторых лишений, направленных к преодолению греховных привычек.

Приступая к таинству Покаяния, надо понимать, что здесь важно не только осознание своей греховности, но необходимо еще и настроить свою волю к исправлению , желать и твердо решить бороться со своими дурными наклонностями. Сознавая себя грешником, кающийся просит Бога помочь ему стать лучше и дать духовные силы для борьбы с соблазнами. Такое сердечное и искреннее покаяние нужно для того, чтобы действенность этого таинства простиралась не только на снятие грехов, но чтобы в раскрытую душу входило благодатное врачевание , помогающее верующему духовно расти и крепнуть.

Само высказывание вслух своих духовных болезней и падений перед духовником - исповедание грехов - имеет то значение, что в нем преодолевается гордыня - этот главный источник грехов, и чувство безнадежности своего исправления. Выявление греха на свет уже приближает к извержению его из себя.

Приступающий к таинству покаяния готовит себя к нему так называемым говеньем , т.е. молитвенным подвигом, постом и самоуглублением, с целью осознания своей греховности и необходимостью обдумать путь к исправлению.

В таинстве Покаяния навстречу кающемуся идет милость Божия, свидетельствующая устами пастыря-духовника, что Небесный Отец не отвергает идущего к Нему, как не отверг Он блудного сына и покаявшегося мытаря. Свидетельство это заключается в особых разрешительных словах, произносимых священником над кающимся.

Примечания

Совершать исповедь желательно вечером, накануне Причащения, или до начала Божественной литургии, во время чтения Часов. На исповеди не нужно ждать вопросов священника, а надо самому перечислить свои грехи. Для этого необходимо подготовиться к исповеди дома: уединиться, собраться с мыслями и внимательно проследить свою жизнь. Надо поболеть душой за каждый греховный поступок, от всего сердца раскаяться в нем перед Богом и подумать, как исправить свою жизнь. Хорошо записать свои грехи на бумажку и прочесть их духовнику на исповеди, чтобы чего-нибудь не забыть.

Подходя к исповеди, кающийся делает перед аналоем поклон и целует лежащие на аналое крест и евангелие. Говорить надо откровенно, не затемняя неприглядности грехов общими выражениями (например, "во всем грешен" или "грешен против 7-й заповеди"). Исповедуясь, необходимо избегать самооправдания и попыток привести "смягчающие обстоятельства," как, напр., ссылки на третьих лиц, якобы введших нас в грех. Все это происходит от самолюбия и ложного стыда.

В конце исповеди, священник возлагает епитрахиль на преклоненную голову кающегося и читает разрешительную молитву, прося Бога простить все его грехи. Поцеловав крест, исповедовавшийся отходит от аналоя, взяв у священника благословение.

Знак принятого Богом покаяния - это чувства умиротворения, легкости и радости, которые испытывает человек после исповеди.

Таинство Причащения

Ц елью нашей жизни является духовное обновление. Оно осуществляется не только нашими усилиями, но, в особенности, нашим таинственным соединением с Богочеловеком Иисусом Христом - источником жизни. Таинство, в котором это соединение осуществляется, именуется Причащением, и происходит оно во время божественной Литургии, где хлеб и вино в чаше становятся истинным Телом и Кровию Господа нашего Иисуса Христа.

Необходимость соединения верующих с Собой Господь раскрыл в беседе о Виноградной Лозе: "Как ветвь не может приносить плода сама собою, если не будет на лозе, так и вы, если не будете во Мне. Я есть Лоза, а вы - ветви. Кто пребывает во Мне и Я в нем, тот приносит много плода, ибо без Меня не можете делать ничего" (Ин. 15:46). Еще явственнее Он раскрыл необходимость причащения в Своей беседе о Хлебе Небесном: "Если не будете есть плоти Сына Человеческого и пить крови Его, то не будете иметь в себе жизни. Ядущий Мою плоть и пиющий Мою кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день. Ибо плоть Моя истинно есть пища, а кровь Моя истинно есть питье. Ядущий Мою плоть и пиющий Мою кровь пребывает во Мне, и Я в нем" (Иоан. 6:53-56).

Сам же способ совершения этого таинства Господь Иисус Христос установил на Тайной Вечери - накануне Своих крестных страданий. Впервые лично совершая его, Господь взял хлеб и, возблагодарив Бога Отца за все Его милости к роду человеческому, преломил и подал ученикам, говоря: "Примите ядите: сие есть Тело Мое, которое за вас предается; сие творите в Мое воспоминание." Потом, взяв чашу и возблагодарив, подал её апостолам, говоря: "Пейте от нее все; ибо сие есть Кровь Моя нового завета, за вас и за многих изливаемая во оставление грехов" (Матф. 26:26-28; Марк. 14:22-24; Лук. 22:19-24; 1 Кор. 11:23-25).

Причастив апостолов, Господь заповедал им: "Сие творите в Мое воспоминание," - т.е. постоянно совершайте это, вспоминая Меня и все то, что Я сделал для спасения людей. Согласно этому повелению, таинство Причащения постоянно совершается в Церкви и будет совершаться до скончания века за богослужением, называемым Литургией , во время которой хлеб и вино силой и действием Духа Святого прелагаются, или пресуществляются в истинное Тело и в истинную Кровь Христову. Таинство причащения еще называется евхаристией , что по-гречески значит "благодарение," так как благодарение Бога составляет главное содержание молитв этого богослужения.

Первые христиане причащались каждый воскресный день, который тогда назывался "день Господень". Однако со временем усердие христиан стало падать, и сейчас большинство причащается один или несколько раз в году, что, конечно, очень печально, потому что соединение с Господом является мощным источником духовного обновления и внутренних сил для верующего.

Однако, более частое причащение не должно служить поводом к потере благоговения к этому величайшему Таинству. К нему следует всегда подходить с соответствующей подготовкой: очищением совести от грехов, молитвой и духовной собранностью.

Примечание

Хлеб для Причащения употребляется один, так как все верующие во Христа, составляют одно тело Его, глава которого есть Сам Христос. "Один хлеб, и мы многие одно тело; ибо все причащаемся от одного хлеба," - говорит апостол Павел (1 Кор. 10:17). Само наименование хлеба в Евангелии - артос - говорит о том, что это не опресноки (маца), а именно хлеб, приготовленный на дрожжах. Вино для Причащения должно быть темно-красное, напоминающее кровь.

В апостольские времена христиане причащались каждое воскресенье . Со временем такое усердие стало слабеть, так что в современной практике верующие причащаются гораздо реже. В принципе, следует причащаться почаще. Хорошо причащаться пять раз в году: в день памяти своего святого и по одному разу в течение каждого из четырех постов. Некоторые духовники советуют причащаться еще в двунадесятые праздники, дни великих святых, престольные праздники. Под руководством и с благословения духовного наставника миряне могут причащаться и еще чаще. Но, в таком случае, надо стараться не утрачивать то чувство благоговения и страха Божия, которые всегда должны испытываться нами при подходе к Чаше.

Подготовление к Причащению обычно продолжается несколько дней и касается, как телесной, так и духовной жизни человека. В периоды говения, которые обычно происходят во время многодневных постов (Великого, Рождественского, Апостольского и Успенского), следует воздерживаться от скоромной пищи (мясных и молочных продуктов), от физических удовольствий и всяких излишеств, стараясь пребывать в молитвенном общении с Богом. По мере возможности надо стараться посещать храмовые богослужения.

Когда говение происходит вне установленных Церковью постов, то христианин должен, по крайне мере, соблюдать постные дни - среды и пятницы - и опять же в течение нескольких дней воздерживаться от излишеств и физических удовольствий. Христианин должен усугубить свою молитву, читать книги духовного содержания, размышлять о Боге и стараться пребывать в общении с Ним. Перед Причащением необходимо покаяться в своих согрешениях и исповедаться перед духовником, чтобы приготовить свою душу к достойному принятию великого Гостя.

В канун Причащения, кроме вечерних молитв, следует прочитать дома канон ко Святому Причащению. Духовенство и найболее усердные из мирян читают еще канон ко Спасителю, или покаянный канон, каноны Пресвятой Богородице и Ангелу-хранителю. После полуночи не разрешается ни есть, ни пить (и, конечно, не курить). Утром в день Причащения после утренних молитв следует прочесть молитвы ко Святому Причащению. После причащения следует прочесть благодарственные молитвы, напечатанные в молитвеннике.

Таинство Брака

С емья - это основная "клеточка" человеческого общества. Если семьи начинают распадаться, то с ними распадается и государство. С точки зрения христианства, каждая семья - это "малая церковь," в которой растут и формируются члены Церкви Христовой. Поэтому вполне понятно, какое большое внимание апостолы и их преемники всегда уделяли семье и заботились о ее единстве и крепости.

Для благословения новой семьи Церковь установила таинство Брака. На этом таинстве жених и невеста обещают перед Богом хранить взаимную верность и любить друг друга. Священник же в особых молитвах испрашивает им благодать Божию для совместной жизни, для взаимной помощи и единодушия и для благословенного рождения и христианского воспитания детей.

Брак установлен Богом еще в раю. По сотворении Адама и Евы, Бог благословил их и сказал: "Плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю и обладайте ею" (Быт. 1:28). Иисус Христос освятил брак Своим присутствием на браке в Кане Галилейской и подтвердил его божественное установление, сказав: "Сотворивший (Бог) в начале мужчину и женщину сотворил их (Быт. 1:27). И сказал: посему оставит человек отца и мать и прилепится к жене своей, и будут два одною плотью (Быт. 2:24), так что они уже не двое, но одна плоть. И так, что Бог сочетал, того человек да не разлучает" (Матф. 19:4-6).

Апостол Павел, поясняя важность Божественного установления брака, добавляет: "Тайна сия велика," и уподобляет отношения между мужем и женой союзу между Христом и Его Церковью (Ефес. 5:31-32). Этот союз основывается на любви Христа к Церкви и на полной преданности Церкви воле ее Спасителя. Поэтому муж обязан самоотверженно любить свою жену, а жена должна уважать своего мужа и поддерживать его, как главу и руководителя семьи.

"Мужья" - говорит апостол Павел, - "любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее... любящий свою жену любит самого себя... Жены, повинуйтесь своим мужьям, как Господу, потому что муж есть глава жены, как и Христос глава Церкви, и Он же Спаситель тела" (Ефес. 5:22-23). Поэтому супруги обязаны хранить взаимную любовь и уважение, взаимную преданность и верность. Добрая христианская семейная жизнь есть источник личного и общественного блага. Семья есть основа не только общества, но и Церкви Христовой. В здоровой семье формируются будущие члены общества и верующие благочестивые христиане.

Таинство брака не обязательно для всех. Однако лица, добровольно остающиеся безбрачными, обязаны проводить чистую и непорочную жизнь , которая, по учению Слова Божия, выше брачной жизни, и есть один из величайших подвигов (Матф. 19:11-12; 1 Кор. 7:8-40).

Примечания

Богослужение брака начинается с т.н. обручения. Жених становится по правую сторону, а невеста - по левую. Священник трижды благословляет их и дает им в руки зажженные свечи, как знак супружеской любви, благословенной Господом. После молений к Богу о даровании всяких благ и милостей обручаемым и о сохранении и соединении их в мире и единомыслии, священник благословляет их обручальными кольцами. Жених и невеста одевают кольца, как знак нерушимости того супружеского союза, в который они хотят вступить.

За обручением следует венчание , которое происходит посреди церкви перед аналоем, на котором лежат крест и евангелие. При этом священник молит Господа благословить брак и послать на вступающих в него Свою небесную благодать. Как видимый знак этой благодати, он возлагает на них венцы, а потом трижды благословляет их, произнося: "Господи, Боже наш, славою и честью венчай я! "(т.е. благослови их). В читаемом послании ап. Павла говорится о важности таинства брака и о взаимных обязанностях мужа и жены, а в евангелии - о том, как Господь Иисус Христос Своим присутствием благословил брак в Кане Галилейской, совершив на нем Свое первое чудо. Сочетающиеся браком пьют вино из одной чаши в знак того, что с этих пор они должны жить единодушно, деля вместе свои радости и скорби. Троекратное хождение их вслед за священником вокруг аналоя с евангелием напоминает им, что вся их семейная жизнь должна строится на учении Господа Иисуса Христа, изложенном в Евангелии.

Смешанный брак, т.е. брак православного с неправославной (или наоборот), допускается в тех случаях, когда другая сторона принадлежит к какой-нибудь из традиционных христианских деноминаций, признающей основные христианские догматы, например, о Святой Троице, о Божестве Иисуса Христа и т.д. В случае смешанного брака неправославное лицо дает обещание, что дети, рожденные от этого брака, будут крещены и воспитаны в православной вере.

Нерасторжимость брака . Церковь только в исключительных случаях дает согласие на расторжение брака, главным образом, когда он уже был осквернен прелюбодеянием или же разрушен обстоятельствами жизни (например, долголетним безвестным отсутствием одного из супругов). Вступление во второй брак, например, после смерти мужа или жены, допускается. Однако молитвы о второбрачных уже не столь торжественны и носят покаянный характер. Третий брак терпится только как меньшее зло во избежание большего зла - распутства (объяснение св. Василия Вел).

Таинство Священства

В таинстве Священства, или хиротонии, признанный Церковью, достойный кандидат рукополагается в епископа, пресвитера или диакона и получает благодать Святого Духа для священного служения Церкви Христовой.

Священническое служение в Церкви особенно благодатно: послкольку здесь и предстояние перед Господом в молитве за весь народ; и принесение Богу на Божественной Литургии бескровной Жертвы от лица всех верующих; и руководство душами людей на пути к Царству Небесному; и пасение Божия стада, следуя примеру Господа Иисуса Христа, сказавшего: "Я - пастырь добрый, и знаю Моих, и Мои знают Меня... Пастырь добрый душу свою полагает за овец..." И если в каждом добром деле мы испрашиваем Божия благословения и помощи, то, тем более, при вступлении на всю жизнь в пастырское служение должна призываться Божия благодать, благословляющая этот подвиг, содействующая и укрепляющая будущего пастыря. Благословение низводится на приступающего к принятию дара священнослужения, через рукоположение от епископа, который сам носит, по преемству, благодать священства, при молитве собора священнослужителей и всего народа, присутствующего на богослужении.

Священное Писание дает прямые и ясные указания на то, что поставление на степень священства есть сообщение особого благодатного дара , без которого это служение невозможно.

Степеней священства три: диакон, пресвитер (священник) и епископ (архиерей). Посвящаемый в диакона получает благодать служения при совершении таинств, посвящаемый во священника получает благодать совершать таинства, а посвящаемый во епископа, кроме того, получает благодать и других посвящать для совершения таинств.

Таинство священства есть божественное установление, как свидетельствует ап. Павел, когда говорит, что Сам Господь Иисус Христос "поставил одних апостолами, других пророками, иных евангелистами, иных пастырями и учителями, к совершению святых, на дело служения, для созидания Тела Христова" (Ефес. 4:11-12).

Об избрании и рукоположении самими св. апостолами первых диаконов говорится в книге Деяний Апостольских: "Их [избранных людьми мужей] поставили перед апостолами, и сии [апостолы] помолившись возложили на них руки" (Деян. 6:6). О рукоположении пресвитеров говорится: "Рукоположив им пресвитеров в каждой церкви, они [апостолы Павел и Варнава] помолились с постом и предали их Господу, в Которого уверовали" (Деян. 14:23).

В посланиях к Тимофею и Титу, которых ап. Павел поставил епископами, говорится: "Напоминаю тебе [еп. Тимофею] возгревать Дар Божий, который в тебе через мое рукоположение" (1 Тим. 1:6). "Для того я поставил тебя [еп. Тита] в Крите, чтобы ты довершил недоконченное и поставил по всем городам пресвитеров, как я тебе повелел" (Тит. 1:5). Наставляя епископа Тимофея быть осмотрительным при возведении новых кандидатов в священный сан, пишет: "Рук ни на кого не возлагай поспешно, и не делайся участником в чужих грехах. Храни себя чистым" (1 Тим. 5:22). О нравственных качествах кандидатов в священные степени ап. Павел пишет: "Но епископ должен быть непорочен... Диаконы должны быть честны..." (1 Тим. 3:2, 8).

Из этих и других мест Новозаветного Писания видно, что, как апостолы, так и их преемники, во-первых, повсеместно подыскивали кандидатов в разные священные степени, а, во-вторых, что таинство Священства они совершали возложением рук.

Примечания

Таинство Священства совершается в алтаре, у престола при архиерейском служении Литургии. В диаконы и во священники посвящает один епископ, а посвящение в епископы совершается собором епископов, по крайне мере двумя.

Посвящение в диаконы совершается на Литургии после освящения даров, чем показывается, что диакон не получает права совершать таинства; в священники посвящают на "литургии верных" после "великого выхода," чтобы посвященный, как получивший на то надлежащую благодать, принял участие в освящении даров; в епископы же посвящают во время "литургии оглашенных" после "малого входа," чем показывается, что епископу дается право посвящать других в разные священные степени.

Самое важное действие при посвящении есть архиерейское возложение рук с призыванием на посвящаемого благодати Св. Духа, и поэтому это посвящение называется рукоположением , или по гречески, хиротонией .

Рукополагаемый в диаконы или в священники вводится в алтарь через царские врата. По троекратном обхождении вокруг престола и целовании его углов он поклоняется пред ним. Архиерей покрывает его голову концом своего омофора, трижды осеняет ее крестным знамением и, возложив на нее свою руку, провозглашает вслух, что этого человека "Божественная благодать... проручествует (т. е. производит через рукоположение) во диакона (или же пресвитера); помолимся убо о нем, да приидет на него благодать Всесвятого Духа." На клиросе поют по-гречески: и рие еле исон" ("Господи, помилуй"). При возложении на рукоположенного священных одежд, соответствующих его сану, архиерей возглашает: "Аксиос!" (Достоин"), и это "аксиос" повторяют все священнослужители и певчие. После облачения, священнослужащие той степени, к которой принадлежит рукоположенный, целуют новопоставленного, как своего собрата, и он вместе с ними принимает участие в дальнейшем ходе Литургии.

Почти одинаково с этим происходит посвящение в епископы, с тем лишь отличием, что посвящаемый пред началом Литургии посредине церкви вслух произносит исповедание Православной веры и обещание как следует по закону проходить свое служение, а после "малого входа," во время пения "трисвятого," приводится в алтарь и становится на колена перед престолом; когда же затем первенствующий в служении архиерей читает молитву посвящения, то все архиереи, сверх возложения на посвящаемого своих рук, держат еще над его головой открытое Евангелие письменами вниз.

В современной практике, для епископа безбрачие обязательно, хотя в первые века христианства многие епископы были женаты и имели детей. Обычай безбрачия для епископов укрепился после 6-го Вселенского Собора. Что же касается священников и диаконов, то Церковь решила такого обязательного бремени на них не возлагать, а следовать древнему правилу, возбраняя священнослужителям по получении ими хиротонии вступать в брак, но допуская к таинству священства лиц, уже связанных браком, и даже почитая это за норму. Второбрачные, как и имеющие жену во втором браке, не могут быть рукоположены. В Римской церкви в 4-6-м веках стало вводиться безбрачие также священников и диаконов. Это нововведение было отвергнуто 6 Вселенским Собором, но постановление Собора было римскими папами оставлено без внимания.

Протестанты отвергли таинство Священства. Их пасторы избираются и поставляются простыми людьми, однако они не получают никакого особого благодатного посвящения и, в этом смысле, не отличаются от рядовых членов своих общин. Исторически это объясняется протестом, направленным против злоупотреблений латинским духовенством своими правами в конце средних веков. Отвергнув священство, протестанты лишили себя и благодатных таинств Церкви, в результате чего, в их общественных молениях только вспоминается Тайная вечеря, но нет настоящего причащения Тела и Крови Христовой.

Таинство Елеосвящения (Соборования)

В Елеосвящении при помазании больного освященным елеем призывается на него благодать Божия для исцеления его от телесных и душевных болезней. Это таинство еще называется соборованием , потому что для его совершения собирается несколько священников ("собор"), хотя, по неообходимости, может совершать его и один священник. Это таинство ведет свое начало от апостолов. Получив от Господа Иисуса Христа власть во время проповеди исцелять всякую болезнь и немощь, они "многих больных мазали маслом, и исцеляли" (Марк. 6:13). Особенно подробно говорит об этом таинстве апостол Иаков: "Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся о нем, помазавши его елеем во имя Господа. И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему" (Иак. 5:14-15).

Святые апостолы ничего не проповедовали сами от себя, но учили только тому, что заповедал им Господь и внушал Дух Святой. Ап. Павел говорит: "Возвещаю вам, братья, что Евангелие, которое я благовествовал вам, не есть человеческое, ибо я принял его и научился не от человеков, но через откровение Иисуса Христа" (Гал. 1:11-12).

Видимая сторона таинства состоит в том, что священнослужители последовательно совершают семикратное крестообразное помазание больного елеем. Помазание сопровождается молитвами, чтением установленных отрывков из апостола и Евангелия. При самом помазании семикратно произносится молитва: "Отче Святой, врачу душ и телес, пославый Единородного Твоего Сына, Господа нашего Иисуса Христа, всякий недуг исцеляющего и от смерти избавляющего, исцели и раба Твоего (имя рек)..."

Примечания

Перед началом Соборования в блюдо с пшеницей помещается небольшой сосуд с елеем, как знак милости Божией, а к елею добавляется красное вино в подражание "милосердному самарянину" и в напоминание о пролитой на кресте крови Христовой; вокруг же сосуда ставят в пшеницу зажженные восковые свечи, а между ними - семь палочек с ваткой на конце для семикратного помазывания больного. Всем присутствующим раздаются зажженные свечи. После молитвы об освящении елея и о том, чтобы он по благодати Божией послужил больному во исцеление немощей душевных и телесных, читаются семь избранных мест из апостольских книг и семь евангельских повествований. По прочтении каждого Евангелия, священник крестообразно помазывает у больного чело, щеки, грудь, руки, произнося в то же время молитву к Господу, чтобы Он, как врач душ и телес, исцелил Своего больного раба от телесных и душевных немощей. После седьмого помазания священник раскрывает Евангелие и, держа его письменами вниз, возлагает на голову болящего, читая молитву о прощении грехов. Здесь за больного предстоит перед Господом сонм Его служителей и молитвой веры от лица всей Церкви умоляет Его, премилосердного, даровать немощному отпущение прегрешений и очистить его от всякой скверны. Имеется в виду и то, что человек, изнемогающий телом и душой, не всегда способен принести должное исповедание своих грехов; это облегчение совести принимающего таинство елеосвящения открывает путь и для благодатного уврачевания его от всякого телесного недуга.

В некоторых храмах при участии архиерея иногда совершается особый чин елеосвящения одновременно над многими лицами. Обычно это совершается к концу Великого Поста.

Заключение

И так, каждое из таинств приносит нашей душе свой особый дар. В таинстве Крещения в нас закладывается зерно святой жизни, которое мы должны возрастить в себе; в таинстве Миропомазания нам подается благодатная помощь для духовного возрастания и для борьбы с соблазнами; в таинстве Покаяния мы получаем прощение и очищение грехов, совершенных после крещения; в таинстве Причащения мы воспринимаем в себя Божественную жизнь, причащаясь Тела и Крови Христовых; в таинстве Елеосвящения получаем исцеление от внутренних и внешних недугов, - в особенности, от плохо-раскаянных или позабытых грехов; в таинстве Брака освящается семейная жизнь, низводится благословение Божие на рождение и христианское воспитание детей; в таинстве Священства подается сила быть молитвенником за других, совершителем таинств и руководителем в духовной жизни.

Всякий, приступающий к таинствам с верой и благоговением, действительно, ощущает в своей душе приток духовных сил и явную перемену, производимые прикосновением к ней благодати Св. Духа. В душе разгорается огонь, на нее нисходит умиротворение, утихает смятение и беспорядочность чувств. Человек настроен любить Бога и ближних и жить для добра.

Будем же помнить эту милость Божию, подаваемую нам в таинствах Церкви, и будем приступать к ним с крепкой верой, упованием и с благодарностью нашему Спасителю!

Статья знакомит читателя с 7 таинствами православной веры. Описывается каждое таинство, его смысл и назначение.

Христианские таинства — важнейшая составляющая жизни любого верующего православного человека. По канонам православной церкви, таинства установлены Иисусом Христом. Они призваны менять внутреннюю жизнь человека, воздействовать на его душу.

Согласно учениям христианской церкви, во время таинства, на человека снисходит благодать Божия. Таинства иногда называют обрядами. Но, это не совсем верно. Обряды созданы церковными деятелями, а таинства — это действия, которые угодны самому Богу.

7 таинств православной церкви

Согласно правилам церкви, любое из таинств, должны иметь две составляющие, чтобы считаться действительными. Первое — это проведение таинства каноническим священником, по всем правилам обряда. Второе — это внутреннее настроение самого верующего, чистота его помыслов и искренне желание принять таинство. В православной церкви существует 7 видов таинств:

  • Крещение
  • Миропомазание
  • Покаяние, или святая исповедь
  • Причастие
  • Венчание
  • Священство
  • Соборование, или елеосвящение

Таинство Крещения. Смысл обряда Крещения младенцев

  1. Таинство крещения — первый серьезный церковный обряд в жизни человека. До этого обряда, человек не имеет право принимать участие ни в каких других таинствах и обрядах
  2. Согласно правилам, таинство крещения может совершаться в любом возрасте. Но, в современной практике, принято крестить ребенка еще в младенческом возрасте
  3. Это, по словам верующих, защищает его от всевозможных болезней. И, в случае несчастья, ребенок попадет в Рай, а не в Чистилище
  4. В православной церкви практикуется трехкратное погружение младенца в воду. Это символизирует Отца, Сына и Святого духа
  5. В таинстве крещения берут участие крестные ребенка. Крестные родители — люди, которые обязуются приобщить ребенка к православной вере, оказывать всевозможную помощь в воспитании.

Крестными не могут быть:

  • Монашествующие
  • Собственные родители детей
  • Пара, которая состоит в браке
  • Люди другого вероисповедания

Крестить ребенка можно в любом возрасте. Но, православная церковь, рекомендует крестить детей, начиная с 8го дня от роду. На счет этого, постоянно ведутся споры в церковной среде.

Во-первых, в раннем христианстве, практиковалось крещение только сознательных людей, которые понимали суть таинства и добровольно соглашались на крещение.

Во-вторых, крещение совсем маленького ребенка чревато психологическими травмами, ведь младенец большую часть времени проводит во сне, его будет пугать новая обстановка, люди и внезапное погружение в воду.

Таинство Крещения

Таинство Миропомазания

Миропомазание совершается сразу после обряда крещения. Его может совершать только канонический православный священник. Миропомазание символизирует снисхождение Святого Духа на верующего. После этого таинства, человек полноценно приобщается к православной церкви. Процесс таинства предусматривает помазание святым миром ушей, глаз, носа, рук и ног верующего. Таинство миропомазания, также, совершается при короновании на царство, и для иноверцев, которые принимают православие.



Таинство Миропомазания

  • Покаяться человек, согласно догматам христианства, может только добровольно. Покаяние, или таинство святой исповеди, обычно предшествует таинству причастия. Исповедь проводиться индивидуально со священником
  • Вначале, он читает молитвы, настраивая верующего на нужный лад. Далее, человек может высказать все, что у него скопилось на душе, признаться священнику в совершенных грехах
  • После исповеди, священник накрывает голову исповедуемого епитрахилью и совершает крестное знамение. Далее, человек целует Крест и Евангелие. Таинство святой исповеди полностью конфиденциально. Исповедь — важный этап на пути к духовой жизни, к успокоению своей души


Таинство святой Исповеди. Обряд Покаяния

Причастие или Евхрастия. Смысл обряда Причастия

  • Причастие или Евхрастия, является основным обрядом христианского богослужения. Происходит причастие, когда прихожане вкушают хлеб и вино из рук священника, которые символизируют Тело и Кровь Христову
  • Таинство причастия необходимо, как напоминание верующим о самопожертвовании, любви к ближним. В этом таинстве важная роль отведена сопровождающим молитвам, поклонам и песнопениям. Причастие сопровождается проповедью священника
  • Регулярное причастие, согласно православной церкви, способно приблизить человека к Богу. После такого обряда могут отступить болезни, неприятности, ссоры в семье. Верующий человек должен причащаться, как минимум, один раз в месяц

Причастие происходит только после таинства покаяния.



Причастие или Евхрастия

При заключении брака, верующие христиане воссоединяются таинством венчания. Люди, которые согласны на данный обряд, должны искренне верить в вечность брака на земле и на небесах. При совершении обряда, Святой Дух снисходит на пару, и невидимой силой скрепляет их узы. Чтобы таинство венчания прошло правильно, необходимо соблюдать правила:

  • К венчанию допускаются люди, которые имеют свидетельство о браке
  • Женщина и мужчина должны искренне любить друг друга, мужчине отводиться главенствующая роль в семье
  • Пара и их свидетели должны быть крещеными православными
  • На протяжении жизни можно венчаться только три раза
  • Венчание имеет возрастное ограничение. Мужчине должно быть больше 18 лет, женщине — больше 16
  • Проводить венчание можно на протяжении всего года, кроме дней Великих постов и важных праздников (Пасхи, Рождества, Троицы и других). Дни недели, в которые проводится венчание — понедельник, среда, пятница и воскресенье
  • Лучшим временем для венчания считается годовщина свадьбы или время после рождения детей.

В церкви венчаться можно:

Если оба молодожена члены церкви, ибо если вы верующие разных религий – Церковь Вас просто не обвенчает. Так Вы должны быть крещеными и носить нательный крестик.

Перед тем как обвенчаться Вам предстоит расписаться в ЗАГСЕ, ибо вы должны будете предоставить свидетельство священнослужителю.
Это объясняется просто – если вас расписал ЗАГС, значит есть уверенность в том, что любой из Вас не расписан с кем то другим.
Так же ЗАГС не расписывает умалишенных и не признает близкородственные связи, так же как и Церковь.

Венчаться в Церкви нельзя, если:

  1. Людям, которые в свое время приняли духовный Сан
  2. Монахиням и монахам
  3. Виновникам расторжения предыдущего брака (например по причине измены)
  4. Людям, которые уже находились в браке более 3 раз
  5. Вышли за пределы возрастных границ. Для мужчин – это 70 лет, а для женщин – 60
  6. Нет согласия родителей. Дети православных родителей не могут обвенчаться без согласия на то своих родителей


Таинство венчания. Правила обряда венчания

Священство

Священство — это таинство, при котором человек получает священный сан, имеет право проводить православные обряды и таинства. По православию, существует 3 степени священства:

  1. Диакон. Этот сан позволяет священнослужителю помогать более опытному священнику в проведении таинств
  2. Пресвитер (священник). Служитель данного сана может совершать таинства, но лишь от имени епископа
  3. Епископ (архиерей). Наивысший сан в православии. Только епископ может проводить таинство священства и посвящать других для совершения таинств

Таинству священства предшествует проповедь, исповедь принимающего сан и священная присяга. Только после этих действий, епископ говорит, достоин ли человек получить сан.



Священство

Соборование — древнейшее таинство христианской церкви. Его основная миссия — исцеление телесных и душевых недугов. Соборование действует по принципу покаяния, но освобождает человека даже от тех грехов, о которых он мог забыть. Соборование проводится при помощи святого елея. Именно поэтому существует втрое название данного обряда — елеосвящение. Исполняет обряд обычно несколько священников.

Соборование может проводиться в любом возрасте, начиная с семи лет. Согласно правилам, для тяжело больных верующих, допускается проведение обряда на дому. Такое таинство совершается не чаще раза в год. Оно проводиться над больными людьми, которые желают исцелиться, а, также, над домочадцами. Соборование может проводиться и в церкви.



Таинство Соборования или Елеосвящения

Все семь таинств несут в себе сакральный смысл, который доступен только истинно верующим людям. Не следует совершать таинство, если это не акт доброй воли, или, если нет понимания в его назначении.

Видео: Азы веры: 7 таинств в православии

В православной церкви таинства – специальные священные действия, через которые незримым образом совершается передача даров Святого Духа. На всех принимающих участие в службах, в этот момент снисходит божественная благодать. Всего существует 7 таинств православной церкви.

Таинства для верующих символизируют духовное перерождение. Некоторые из них совершаются либо один раз в жизни, либо достаточно редко. Это крещение, и (или елеосвящение).

Каждому верующему необходимо принимать участие в обрядах покаяния и . Через таинство проходят желающие соединить себя узами брака. Посредством таинства священства рукополагают избранных к церковному служению.

В чем заключаются семь таинств православной церкви

В каждом ритуале есть своя особая сила. У всех – божественное происхождение. Любое из семи таинств имеет физическую, видимую сторону, заключающуюся в проведении особого богослужения и сторону, скрытую от глаз человека.

Крещение и Миропомазание – первоначальные из семи таинств православной церкви

Крещение – первый христианский обряд, принимаемый верующим. Это его второе, духовное рождение. Оно берет начало с крещения Христа, принявшего его от Иоанна Крестителя. В Евангелии говорится о том, что при появлении на свет человек несет в себе первородный . Пройдя через Крещение, люди выходят из-под власти Сатаны и соединяются с Христом.

Во время обряда человека трижды погружают в купель с водой, при этом читают определенные молитвы. До того, как принять крещение, взрослому человеку необходимо время, чтобы подготовиться: почитать тексты Священного Писания, молиться и поститься. Маленького ребенка крестят восприемники, их задача – укрепить крестника в духе православия.

После купели крещающийся переходит к таинству миропомазания. Ритуал заключается в следующем: на части тела православного наносят специальное благовонное масло – миро. В его составе более сорока ингредиентов. Изготавливается оно руками епископов или архиереев.

Как после рождения младенец хочет кушать, так и ново крещённый жаждет духовной пищи. Миро придает сил для новой жизни.

Исповедь и причащение – православные таинства для повседневной жизни

Пройдя крещение, некоторые люди заканчивают на этом участие в православных таинствах. Так как мы грешим ежечасно, наша душа нуждается в очищении. Для того, чтобы Господь простил нам наши грехи, мы должны хотя бы время от времени ходить на . В процессе покаяния христианин признается в совершении греха, и его духовный отец дает ему прощение.

Принимать причастие желательно каждый пост. Главное – признать все свои грехи и иметь большое желание очиститься от прежней жизни. Во время причастия верующий принимает вино, как символ крови Христа, и просфору – специально приготовленный хлеб, символизирующий тело Господа.

Евхаристия, как еще называют причастие – память о той вечере, когда сам Христос заповедовал апостолам совершать Таинства.

Причащаются христиане во время Литургии. Перед богослужением необходимо исповедаться.

Православное таинство венчания

В наше время многие живут без печати в паспорте. Что и говорить о людях, не принявших благодать венчания в церкви. После совершения обряда за разрыв отношений придется отвечать и перед людьми, и перед Богом.

Венчание в церкви – благословение Богом союза для благочестивой жизни. При совершении венчания происходит обет верности друг другу, а священник испрашивает благодати для венчающихся.

Совершается обряд в определенные дни, во время отсутствия поста.

Таинство священства

У каждого христианина есть свой наставник. Каждый из них имеет принадлежность к определенной ступени священничества. Всего их три: высший чин – епископ, пресвитер, диакон. Избранные получают возможность служить людям и Богу через обряд рукоположения, или хиротонии .

Посвящать в сан имеет право только епископ. Во время таинства священства епископ возлагает на избранного руки и читает над ним определенные молитвы.

Таинство соборования – последнее из семи таинств

К таинству прибегают в самые тяжелые минуты жизни христианина – когда человек стоит на пороге смерти. Приходящий священник испрашивает у Господа милости для ослабления страданий больного или немощного человека. Раньше для проведения соборования собиралось семь духовных лиц.