Об одной молитве вечернего правила. Приемы для борьбы с блудной страстью Господи избавь меня от желания страдать

Тревога, ночные страхи, навязчивые мысли - каждый человек испытывал это. Еще в древности люди знали, что самое действенное средство против душевного беспокойства и плохих помыслов - молитва.

Находясь в душевном смущении, трудно бывает подобрать слова. В этом случае используют готовые тексты, составленные отшельниками, жившими в уединённых местах, где страхи и тревога действуют с особенной силой.

Их молитвы - верное средство избавляться от фобий, тревожных состояний, смущающих душу мыслей.

Страх перед людьми

Сильная молитва от страха и тревоги - Давидовы псалмы.

Царь Давид, живший в дохристианское время на земле нынешнего Израиля, терпел гонения от родного сына Авессалома, также желавшего царствовать. Однажды, скрываясь от погони, Давид написал псалом «Господи, почему умножаются мои враги? ». Пока царь молился, его враги были побеждены силой Бога, без применения оружия.

Давидову молитву и сейчас ежедневно можно слышать в православном храме на вечернем богослужении.

Преподобный Амвросий Оптинский рекомендовал это молитвенное чтение, чтобы разрушить злые намерения врагов, но самим не согрешить. Во время сильного смущения можно прочесть весь псалом, или произнести отдельные фразы, подходящие к ситуации.

Другие псалмы Давида:

Молиться можно и на славянском, и на русском языке.

Господи, что ся умножиша стужающии ми? Мнози востают на мя, мнози глаголют души моей: несть спасения eму в Бозе eго. Ты же, Господи, Заступник мой еси, слава моя и возносяй главу мою. Гласом моим ко Господу воззвах, и услыша мя от горы святыя Своея. Аз уснух, и спах, востах, яко Господь заступит мя. Не убоюся от тем людей, окрест нападающих на мя. Воскресни, Господи, спаси мя, Боже мой, яко Ты поразил еси вся враждующыя ми всуе: зубы грешников сокрушил еси. Господне есть спасение, и на людех Твоих благословение Твое.

Необоснованные страхи

К каждому человеку время от времени подступают мрачные мысли. Вроде бы ничего не случилось, а сердце терзают паника, предчувствия беды. В этих случаях обращаются к Богородице.

Долгое время провела она в тревожном ожидании несчастья, которое должно было случиться с Её Сыном, Христом. Её помощь сильна в похожих ситуациях, происходящих с людьми.

В 8 веке жил греческий монах Феостерикт, страдавший приступами опасения и беспокойства. Чтобы избавиться от них, Феостерикт составил для молитвенной помощи Канон Богородице, «читаемый в душевной скорби и обстоянии».

Это сильная молитва от навязчивых мыслей, порождающих фобии, печатается в любом молитвослове.

Читая канон каждый день, верующие действительно избавляются от боязни, тревоги и беспокойства.

КАНОН МОЛЕБНЫЙ КО ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЕ,
ПОЕМЫЙ ВО ВСЯКОЙ СКОРБИ ДУШЕВНОЙ И ОБСТОЯНИИ

Творение Феостирикта монаха

Ирмос: Воду прошед яко сушу, и египетскаго зла избежав, израильтянин вопияше: Избавителю и Богу нашему поим.

Припев: Пресвятая Богородице, спаси нас.

Многими содержимь напастьми, к Тебе прибегаю, спасения иский: о Мати Слова и Дево, от тяжких и лютых мя спаси.

Страстей мя смущают прилози, многаго уныния исполнити мою душу; умири, Отроковице, тишиною Сына и Бога Твоего, Всенепорочная.

Слава: Спаса рождшую Тя и Бога, молю, Дево, избавитися ми лютых; к Тебе бо ныне прибегая, простираю и душу и помышление.

И ныне: Недугующа телом и душею, посещения Божественнаго и промышления от Тебе сподоби, едина Богомати, яко благая, Благаго же Родительница.

Ирмос: Небеснаго круга Верхотворче Господи, и Церкве Зиждителю, Ты мене утверди в любви Твоей, желаний краю, верных утверждение, едине Человеколюбче.

Предстательство и покров жизни моея полагаю Тя, Богородительнице Дево: Ты мя окорми ко пристанищу Твоему благих виновна, верных Утверждение, едина Всепетая.

Молю, Дево, душевное смущение и печали моея бурю разорити: Ты бо, Богоневестная, Начальника тишины Христа родила еси, едина Пречистая.

Слава: Благодетеля рождши добрых виновнаго, благодеяния богатство всем источи: вся бо можеши, яко сильнаго в крепости Христа рождши, Богоблаженная.

И ныне: Лютыми недуги и болезненными страстьми истязаему, Дево, Ты
ми помози: исцелений бо неоскудное Тя знаю Сокровище, Пренепорочная, неиждиваемое.

Тропарь, глас 2-й

Моление теплое, и стена необоримая, милости источниче, мирови прибежище, прилежно вопием Ти: Богородице Владычице, предвари, и от бед избави нас, едина вскоре предстательствующая.

Ирмос Услышах, Господи, смотрения Твоего таинство, разумех дела Твоя, и прославих Твое Божество.

Страстей моих смущение, Кормчию рождшая Господа, и бурю утиши моих прегрешений, Богоневестная.

Милосердия Твоего бездну призывающу подаждь ми, Яже Благосердаго рождшая, и Спаса всех поющих Тя.

Наслаждающеся, Пречистая, Твоих дарований, благодарственное воспеваем пение, ведуще Тя Богоматерь.

Слава: На одре болезни моея и немощи низлежащу ми, яко Боголюбива, помози, Богородице, едина Приснодево.

И ныне: Надежду и утверждение, и спасения стену недвижиму, имуще Тя, Всепетая, неудобства всякаго избавляемся.

Ирмос Просвети нас повелении Твоими Господи, и мышцею Твоею высокою Твой мир подаждь нам, Человеколюбче.

Исполни, Чистая, веселия сердце мое, Твою нетленную дающи радость, веселия рождшая Виновнаго.

Избави нас от бед, Богородице Чистая, вечное рождши Избавление, и Мир, всяк ум преимущий.

Слава: Разреши мглу прегрешений моих, Богоневесто, просвещением Твоея светлости, Свет рождшая Божественный и превечный.

И ныне: Исцели, Чистая, души моея неможение, посещения Твоего сподобльшая, и здравие молитвами Твоими подаждь ми.

Ирмос: Молитву пролию ко Господу, и Тому возвещу печали моя, яко зол душа моя исполнися, и живот мой аду приближися, и молюся яко Иона: от тли, Боже, возведи мя.

Смерти и тли яко спасл есть, Сам Ся издав смерти, тлением и смертию мое естество ято бывшее, Дево, моли Господа и Сына Твоего, врагов злодействия мя избавити.

Предстательницу Тя живота вем, и Хранительницу тверду, Дево, и напастей решащу молвы, и налоги бесов отгоняющу; и молюся всегда, от тли страстей моих избавити мя.

Слава: Яко стену прибежища стяжахом, и душ всесовершенное спасение, и пространство в скорбех, Отроковице, и просвещением Твоим присно радуемся: о Владычице, и ныне нас от страстей и бед спаси.

И ныне: На одре ныне немощствуяй лежу, и несть исцеления плоти моей; но Бога и Спаса миру, и Избавителя недугов рождшая, Тебе молюся Благой: от тли недуг возстави мя.

Кондак, глас 6-й

Предстательство христиан непостыдное, Ходатайство ко Творцу непреложное, не презри грешных молений гласы, но предвари, яко Благая, на помощь нас, верно зовущих Ти: ускори на молитву, и потщися на умоление, предстательствующи присно, Богородице, чтущих Тя.

Ирмос: От Иудеи дошедше отроцы, в Вавилоне иногда, верою Троическою пламень пещный попраша, поюще: отцев Боже, благословен еси.

Наше спасение якоже восхотел еси, Спасе, устроити, во утробу Девыя вселился еси, Юже миру Предстательницу показал еси: отец наших Боже, благословен еси.

Волителя милости, Егоже родила еси, Мати Чистая, умоли избавитися от прегрешений и душевных скверн верою зовущим: отец наших Боже, бла-гословен еси.

Слава: Сокровище спасения и источник нетления, Тя рождшую, и столп утверждения, и дверь покаяния, зовущим показал еси: отец наших Боже, благословен еси.

И ныне: Телесныя слабости и душевныя недуги, Богородительнице, любовию приступающих к крову Твоему, Дево, исцелити сподоби, Спаса Христа нам рождшая.

Ирмосъ: Царя Небеснаго, Егоже поют вои ангельстии, хвалите и превозносите во вся веки.

Помощи яже от Тебе требующия не презри, Дево, поющия и превозносящия Тя во веки.

Неможение души моея исцеляеши, и телесныя болезни, Дево, да Тя прославлю, Чистая, во веки.

Слава: Исцелений богатство изливаеши верно поющим Тя, Дево, и превозносящим неизреченное Твое Рождество.

И ныне: Напастей Ты прилоги отгоняеши, и страстей находы, Дево: темже Тя поем во вся веки.

Ирмос: Воистинну Богородицу Тя исповедуем, спасеннии Тобою, Дево Чистая, с безплотными лики Тя величающе.

Тока слез моих не отвратися, Яже от всякаго лица всяку слезу отъемшаго, Дево, Христа рождшая.

Радости мое сердце исполни, Дево, Яже радости приемшая исполнение, греховную печаль потребляющи.

Пристанище и предстательство к Тебе прибегающих буди, Дево, и стена нерушимая, прибежище же и покров и веселие.

Слава: Света Твоего зарями просвети, Дево, мрак неведения отгоняющи, благоверно Богородицу Тя исповедающих.

И ныне: На месте озлобления немощи, смирившагося, Дево, исцели, из нездравия во здравие претворяющи.

Бывает, что тревожность настолько сильна, что нет сил на длинное чтение.

В этих случаях поможет многократное повторение короткой молитвы «Пресвятая Богородице, спаси мя» или пение «Царице моя Преблагая»:

Пение «Царице моя Преблагая»

Царице моя Преблагая, Надеждо моя, Богородице, Приятелище сирых и странных Предстательнице, скорбящих Радосте, обидимых Покровительнице! Зриши мою беду, зриши мою скорбь; помози ми, яко немощну, окорми мя, яко странна! Обиду мою веси - разреши ту, яко волиши! Яко не имам иныя помощи, разве Тебе, ни иныя Предстательницы, ни благия Утешительницы, токмо Тебе, о Богомати! Яко да сохраниши мя и покрыеши во веки веков. Аминь.

Страх перед смертью

Каждый человек испытывает страх перед смертью по нескольким причинам:

  • неизвестность самого события;
  • боязнь оставить детей или близких без помощи;
  • нежелание лишиться наслаждений жизни.

Все они происходят от неверия в волю Божию. В такие минуты помогает молитва от страха и тревоги, вызванной ожиданием смерти.

Похожие состояния испытывали многие святые.

Преподобная Мария Египетская мучилась страхом смерти, живя 17 лет в полном одиночестве, в пустыне, пока Сама Богородица не избавила её от душевного смущения. Мученик Вонифатий, любивший при жизни разные наслаждения, без сомнения пошёл на смерть, когда дело коснулось исповедания веры во Христа.

Этих святых можно просить о помощи своими словами или специальными прошениями:

Тропарь преподобной Марии Египетской

В тебе, мати, известно спасеся еже по образу,/ приимши бо крест, последовала еси Христу,/ и деющи учила еси презирати убо плоть, преходит бо,/ прилежати же о души, вещи безсмертней.// Темже и со Ангелы срадуется, преподобная Марие, дух Твой.

Тропарь мученику Вонифатию

Мученик Твой, Господи, Вонифатий, во страдании своем венец прият нетленный от Тебе Бога нашего имеяй бо крепость Твою, мучителей низложи, сокруши и демонов немощныя дерзости. Того молитвами спаси души наши.

Ночные страхи

Когда день клонится к вечеру и окружающая обстановка становится плохо различимой, впечатлительного человека одолевают мнимые страхи. Особенно этому подвержены дети: их воображение рисует чудовищ под кроватью или привидений за окном.

Первый из них призывает Бога для отгнания врагов - злых духов, а второй повествует о безмятежной жизни того, кто всегда надеется на помощь Божию.

Живый в помощи Вышняго, в крове Бога Небеснаго водворится. Речет Господеви: Заступник мой еси и Прибежище мое, Бог мой, и уповаю на Него. Яко Той избавит тя от сети ловчи, и от словесе мятежна, плещма Своима осенит тя, и под криле Его надеешися: оружием обыдет тя истина Его. Не убоишися от страха нощнаго, от стрелы летящия во дни, от вещи во тме преходяшия, от сряща, и беса полуденнаго. Падет от страны твоея тысяща, и тма одесную тебе, к тебе же не приближится, обаче очима твоима смотриши, и воздаяние грешников узриши. Яко Ты, Господи, упование мое, Вышняго положил еси прибежище твое. Не приидет к тебе зло, и рана не приближится телеси твоему, яко Ангелом Своим заповесть о тебе, сохранити тя во всех путех твоих. На руках возмут тя, да не когда преткнеши о камень ногу твою, на аспида и василиска наступиши, и попереши льва и змия. Яко на Мя упова, и избавлю и: покрыю и, яко позна имя Мое. Воззовет ко Мне, и услышу его: с ним есмь в скорби, изму его, и прославлю его, долготою дней исполню его, и явлю ему спасение Мое.

Да воскреснет Бог, и расточатся врази Еro, и да бежат от лица Его ненавидящии Его. Яко исчезает дым, да исчезнут, яко тает воск от лица огня, тако да погибнут грешницы от лица Божия, а праведницы да возвеселятся, да возрадуются пред Богом, да насладятся в веселии.

Короткие молитвы от нервозности, беспокойства

В минуты особого беспокойства и нервного напряжения хорошо читать короткие молитвы, успокаивающие чувства:

  1. Господи Иисусе Христе, помилуй мя грешнаго (грешную).
  2. Пресвятая Богородице, спаси мя.
  3. Святой (имя), моли Бога о мне.

При этом можно перебирать чётки, что помогает сосредоточиться и успокаивает нервы.

Молитва - не магическое заклинание, а свидетельство веры человека Богу.
Прося помощи Бога и святых, нужно стараться и самим жить по заповедям Божиим. Тогда душевные беспокойства, фобии, навязчивые мысли и страхи уйдут без возврата, и каждое событие жизни будет приносить радость.

Молитвы от страха

Cексуальное желание, возникающее на примитивном биологическом уровне, называется обычно похотью (на языке психологии — сексуальным драйвом). Желание, получившее свою реализацию в конкретных действиях и вышедшее из-под контроля рассудка, ставшее навязчивым, можно назвать сексуальной зависимостью (блудной страстью). Сюда относится не только мастурбация, но и просто чтение литературы соответствующего плана, просмотр порнографии и другие действия, связанные с сексуальным возбуждением вне брака. С точки зрения Библии и Церковного Предания все это безусловно является грехами нечистоты, с многочисленными подразделениями. Мы остановимся более подробно на мастурбации, как на одной из самых распространенных форм сексуального поведения, лежащей в основе всех других видов и форм греха в области пола.

В подростковом возрасте мастурбация физиологически обычно связана с переизбытком семени и с гормональными процессами, а с точки зрения психологии она приходится на нарциссический период развития личности, когда любовь подростка направлена на самого себя. Если мастурбация не стала зависимостью, обычно после 20 лет у юношей она исчезает, а у девушек может продлиться до 40 лет.

К сожалению, сегодня распространяется мнение, согласно которому мастурбация является явлением совершенно нормальным, появляются публикации, ее пропагандирующие. Не говоря уже о греховности данного явления, эти статьи умалчивают о том, что мастурбация, связанная с порнографией, обычно ведет к снижению сексуальных влечений и, как следствие, недовольству супругов, снижает творческую активность личности и часто приводит к комплексу вины и депрессиям. Компульсивная мастурбация (т.е. приобретшая форму зависимости) отражается даже на физическом состоянии индивида, в том числе его внешнем облике. В случае борьбы с гомосексуальностью мастурбация служит мощным якорем, который цепко держит своего хозяина на привязи нежелательных чувств. Не хотелось бы останавливаться здесь подробнее, поскольку некоторые читатели знают это по собственному опыту.

Мы будем говорить о ситуации, когда мастурбация приобрела форму зависимости, и человек постоянно обращается к этой практике, не может от нее отказаться. Сначала мы рассмотрим причины такого поведения, затем посмотрим механизм развития зависимости, наконец, определим возможные выходы из ситуации.

Что по сути представляет собой мастурбация

Многие замечают, что желание получить сексуальное удовлетворение недолжным путем (вне брака) возникает именно тогда, когда мы чем-то расстроены, не уверены в себе и боимся неудачи в будущем (тревожимся), обижены на кого-то или просто физически измотаны. Кто-то прибегает к мастурбации просто от скуки и жалости к себе. Некоторые используют мастурбацию, когда очень хочется глубокой близости с кем-то (причем даже не телесной, а просто быть вместе), но это желание, иногда неочевидное даже для самого человека, остается неудовлетворенным. Зачастую компульсивный секс в принципе является следствием перенесенных в детстве психологических и сексуальных травм, некоторой защитной реакцией на все формы стресса.

Все вышеописанные ситуации показывают одно: человек прибегает к этой практике тогда, когда его душе плохо, и он таким образом пытается доставить себе хоть небольшое облегчение, восполнить или заместить то, чего ему не хватает.

Однако бывает, что желание обратиться к этому связано и с общей невоздержностью, с праздным стилем жизни, с отсутствием того, что на языке аскетики называется трезвением.

Почему мастурбация становится проблемой

Проблема, однако, заключается в том, что физическое удовольствие не может заменить мирного состояния души, после такого поведения человек склонен чувствовать стыд и вину. К одной психологической боли он добавляет еще. А потом еще и еще.

Как можно заметить, многие из проблем, провоцирующих нечистое поведение, связаны с тем, что человек не очень уверенно чувствует себя в обществе. Потакая своей страсти, он начинает еще больше сторониться людей, боясь, что кто-то об этом узнает. Отношения рушатся еще больше. Он не понимает, что именно «легкое решение» мастурбации отдаляет его от друзей и заставляет страдать еще больше. Наконец, человек просто замыкается в себе и уже не верит в то, что кто-то хочет искренне ему помочь. Он в буквальном смысле становится «рабом греха». Круг замыкается. Таково развитие и других грехов, связанных с половой сферой.

Самое страшное, что грубое физическое наслаждение, не освященное брачным союзом любви, отстраняет нас от Бога. Насытивший свою душу блудными образами либо не чувствует нужды в Боге, либо боится обратиться к Нему в своем грехе, либо не верит, что такое обращение возымеет результат. Зачастую у него не остается просто физических сил для того, чтобы встать на молитву.

Почему же все-таки человек раз за разом обращается к этому?

В психологическом смысле мастурбация позволяет отвлечься вообще от каких-либо мыслей и предаться чувству, ощущениям, и, таким образом, действительно, на какое-то время блокирует осознание того, что у человека есть проблемы. Таким образом, мастурбация действительно доставляет временное облегчение в форме отстранения от действительности.

Вместе с тем, оргазм приносит очень большое физическое наслаждение. Эффект возникает за счет того, что при сексуальном акте изменяется биохимия мозга, и человек чувствует удовольствие и эйфорию. Эти биохимические изменения перестраивают структуру соединений неокортекса, и человек буквально привыкает жить уже с другими мозгами. Длительное отсутствие сексуального наслаждения, также, как и отсутствие наркотиков, вызывает неприятные ощущения. Поэтому отойти от нечистых практик бывает сложно.

Как избавиться от нечистоты

Грех не в осквернении — это следствие, а в лености, осуждении, гордости, беспечности.
Иеромонах Василий, Оптинский новомученик

Только если в сердце человека есть память о Боге, если в нем живет Дух Святой, если место похоти заняла христианская любовь, там не найдется места никакому греху. Поэтому мы должны искать больше не чистоты самой по себе, а искать Бога, Его Присутствия, возгревая веру, утешаясь надеждой, достигая любви. Прибавим, искать в Церкви, где есть веками проверенные методы борьбы со страстями, и где реально присутствует и действует Спаситель мира, Христос.

Чистота сердца, стяжание Духа Святого, деятельная христианская любовь – это, скорее, цели и результат жизни, но вначале нужна борьба. При этом нужно помнить, что своими силами мы можем только контролировать поведение, но устранить само желание мы не в состоянии. Утверждая это, мы сразу избегаем двух крайностей: считать, что от нас ничего не зависит, что мы обречены на грех, а также считать, что мы сами, без помощи Божией, можем преуспеть в освобождении от этой зависимости и приобретении чистоты в мыслях.

Соответственно, предложим здесь несколько конкретных советов по борьбе с нечистыми практиками (эти советы могут быть применимы и к другим формам зависимости – пищевой, наркотической, зависимости от развлечений и пр.)

1. Для тех, кто имеет хоть немного веры, начинать борьбу с нечистотой нужно с помощью ограничения своих желаний и понуждения себя к жизни с Богом. Укажем на необходимость смиренной молитвы об очищении сердца, о помощи Божией в борьбе с этим грехом, сопровождающейся исповеданием собственного бессилия. Помогают обычные аскетические средства: воздержание в пище и питии, обуздание взора, ограничение в сне в сочетании с молитвой и чтением Писаний, но особенно помогает постоянная память о смерти и смиренное терпение неприятностей и личных оскорблений. У человека, постоянно занятого очищением своей совести слезами покаяния, мысли о наслаждении просто не задерживаются. Об эффективности этих решений свидетельствует опыт борьбы с блудной страстью подвижников Церкви.

2. Зачастую страстные помыслы (фантазии) берут начало в нашем прошлом. И тут нужно просто просить Бога, чтобы он показал нам не только наслаждение, которое мы получили в прошлый раз, но и муки совести, с которыми это было связано – показал прошлое без прикрас, в реальном свете. На самом деле, иногда требуется серьезное исследование травм прошлого. В литературе встречается описание случаев, когда человек, проработавший насилие в детстве, покаявшийся сам и простивший обидчиков, избавлялся от многих нечистых практик.

3. Мы уже сказали, что часто мастурбация связана с тревогой и депрессией, и здесь самое лучшее средство — стать оптимистом. Но пусть это будет не поверхностный оптимизм популярной психологии, а оптимизм, выстраданный в молитве, основанный на непоколебимой уверенности в Боге и Его любви. Мы должны понять, что страдания и жертвы необходимы для нашего роста, научиться принимать неприятности как волю Божию, как Его заботу о нас, чаще благодарить Бога и хвалить Его милость, и верить, что нам «все содействует ко благу». Собственно, в этом и заключается христианская добродетель надежды. Святитель Игнатий Брянчанинов замечает, что иноки древности для борьбы с печалью использовали следующие короткие молитвенные воззвания: «Слава Богу за все», «Господи, предаюсь Твоей святой воле и буди со мною воля Твоя», «Господи, благодарю Тебя за все, что Тебе благоугодно послать на меня», «Достойно по делам моим приемлю: помяни мя, Господи, во Царствии Твоем». В случаях побуждения к нечистоте нужно молиться не о том, чтобы Господь не допустил до греха, а о том, чтобы принять со смирением эту тревожную ситуацию и успокоиться, тогда и желание отпадет. Следует помнить, что сексуальное отыгрывание может облегчить боль, но только Христос может ее устранить. Некоторые авторы рекомендуют использовать юмор для высмеивания возникающих грустных мыслей, однако, думается, не менее эффективным будет просто искренне помолиться простой молитвой, почитать канон или Псалтирь. В книге Марио Бергнера есть один совет, который помог лично ему: «Когда почувствуешь желание так поступить, вместо этого падай на колени и молись». Марио заходил в спальню, ложился – желания приходили, он спрыгивал с постели и молился. По несколько раз за вечер. Несколько десятков раз за неделю. Зато скоро он приобрел навык молиться и избавился от этой страсти.

4. Также нужна и регулярная Исповедь у постоянного духовника, по возможности сопровождающаяся Причастием. Открытие своих грехов другому человеку предохраняет сердце от огрубения, а опытный взгляд со стороны помогает лучше понять, как же бороться со страстями. Кроме того, мы верим, что Сам Господь прощает грехи в Таинстве Исповеди, а Причастие Его Тела и Крови обновляет нас и соделывает подобными Богу, дает силы для борьбы и победы. Вообще, серьезная духовная жизнь со временем полностью преображает человека изнутри, что отражается и на внешнем облике.

5. Когда мы наполним свою жизнь активностью, восполним потребности: будем заниматься любимым делом, будем вести более насыщенную жизнь в плане общения со здоровыми и духовными людьми (в первую очередь, нашими близкими), будем заниматься спортом, чтобы не завидовать другим и улучшить физическое состояние, когда мы будем перейдем от зацикленности на себе, на своем удовольствии к жизни ради других, и на место идола удовольствия поставим жажду Бога — мы сможем контролировать эту страсть.

6. Если говорить о чисто технической стороне вопроса, то нужно найти активаторы влечения и отрезать себя от источников соблазна: порнографии в любых ее видах, фетишей, в т.ч. собственного тела (например, перед зеркалом или в ванной), ассоциативных компонентов – подарков, музыки, мест, памятных дат. Нужно понять, какие ситуации провоцируют эту зависимость, и постараться изменить строй своей жизни так, чтобы избавиться от провоцирующих ситуаций (к примеру, изменить режим дня либо распорядок рабочей недели).Часто нужно просто заранее планировать свое время, не откладывать дела на потом, чтобы не попадать в тревожащие ситуации, провоцирующие отыгрывание. Нужно наложить ограничения на употребление алкоголя, ведь именно в состоянии опьянения человеку труднее контролировать свои чувства, а сам алкоголизм только углубляет депрессии. Впрочем, здесь следует иметь ввиду, что отказ от провоцирующих грех вещей не является полным решением вопроса. Нужно изменить сознание и жизнь – тогда эти крючки нас не будут зацеплять.

7. Всегда для полного освобождения требуется решительный шаг. Пока мы хотя бы теоретически допускаем место этой страсти в своем сердце, она не уйдет. Нужно исполниться твердой решимости оставить страсть, даже разгневаться на нее – сколько же можно нас терзать – и она сама убежит от нас. Настоящее покаяние предполагает не теплохладность, а реальный ужас греха и гнев на страсть, воля к тому, чтобы ее оставить раз и навсегда.

Как бороться с дурными мыслями (помыслами)

Правильно организованные труды, как свидетельствует аскетический опыт, позволяют добиться результатов уже через полгода. Тем не менее, чистота помыслов не может быть приобретена с помощью психологии или аскезы: «Впрочем, мы должны знать, что хотя бы мы соблюдали всю строгость воздержания, именно: голод, жажду, бдение, постоянный труд, и с неослабным усердием занимались чтением; однако же, посредством этих подвигов мы не можем приобрести постоянную чистоту целомудрия, если, постоянно упражняясь в них, по руководству опыта не дознаем, что чистота подается по милости благодати Божией. Всякий пусть знает, что он должен неутомимо упражняться в этих подвигах только для того, чтобы ради скорби их, приклонив милосердие Божие, удостоиться, по божественному дару, освободиться от брани плоти и господства преобладающих страстей» (преп. Иоанн Кассиан Римлянин). Не трудами, но смирением человек приклоняет к себе Бога, это важно помнить.

Тем не менее, в процессе духовного роста даже до могилы помыслы могут и, скорее всего, будут возникать, как о том свидетельствуют многие подвижники. И потому в Церкви есть опыт конкретной борьбы с помыслами. Прежде всего, помыслам нужно противопоставить сочетание непрестанной молитвы, чтения и телесного труда, размышление над текстами Священного Писания. Несерьезное отношение к утренней или вечерней молитве часто ведет к усилению помыслов. Для сосредоточения в течение дня можно использовать прослушивание аудиозаписей православных песнопений, Псалтири. Непрестанная Иисусова молитва, по опыту подвижников Церкви, постепенно обновляет сознание и сердце человека, исцеляет его душевную расстроенность.

Нечистые помыслы нужно отсекать в самом начале их возникновения, просто даже не обращать на них внимания, не допуская собеседования или тем более соуслаждения ими. Именно соуслаждение, слабовольное подчинение помыслу рождает уныние. Долговременное пребывание в таком состоянии без открытия помыслов духовному отцу – большая ошибка, потому что это прямой путь к нечувствию и отчаянию. А отчаявшийся сам себя губит, как говорит преп. Иоанн Лествичник. В рассказах о жизни первых монахов есть упоминание о том, как один монах одиннадцать раз подходил к своему старцу с исповеданием помысла, прежде чем страсть его оставила.

Иногда следует обратить внимание на происхождение блудного помысла: рождается ли он изнутри, из воображения, или приходит извне, от зрения и встреч с определенными людьми. В первом случае полезен телесный труд, во втором требуется уединение и безмолвие со вниманием.

Правило, которым советует руководствоваться батюшка Иоанн Кронштадтский, - не принимать нечистые помыслы за что-то собственное. Приходят ли воспоминания из греховного прошлого, или фантазия принимает неправильное русло – это не только особенности функционирования нашего сознания; по опыту, за всем нечистым стоит лукавый, который хочет внушить мысль о нашей порочности, полной негодности для Бога и бесполезности каких-либо попыток измениться. Это неправда, Бог не так смотрит на человека - Он как раз верит в каждого из нас, и не попускает искушений, которые мы не могли бы перенести. Наш современник старец Паисий советует побеждать дурные помыслы не противоречием им и даже не молитвой, а добрыми помыслами. Слишком часто мы концентрируемся только на борьбе с грехом, и эта порой мелочная борьба нас выматывает — и вместо того, чтобы приобрести смирение, мы впадаем в уныние! Между тем, наша главная цель должна быть не отрицательной, а положительной – заключаться в познании воли Божией, всеблагой и радостной для каждого человека, и в совершенствовании в добродетели, исполнении правды Божией.

Не будем же ослабевать в надежде, что любая проблема в этой жизни, в том числе проблема чистоты телесной и душевной, может быть решена с Божией помощью, будем жить в Церкви, будем идти за Христом, и тогда для нас ничто не останется невозможным.

Упомянутые в статье авторы:

Святитель Игнатий Брянчанинов (1807-1867) – епископ, наставник русского иночества и благочестивых мирян; не только талантливый писатель, но и аскет, и глубокий, подлинный мистик. Своей задачей видел возвращение Церкви своего времени святоотеческого духа, от которого многие отошли из-за отсутствия переводов святоотеческой литературы и обилия низкопробной «мистической» (подчас масонской и спиритической) литературы Запада. В этом мутном потоке душевной мечтательности святитель очень четко стал на защиту подлинной духовности. На его творениях воспитывались многие святые.

Преподобный Иоанн Кассиан Римлянин (ок. 360-435) – ученик и друг величайшего святителя Иоанна Златоуста, собеседник египетских отцов пустыни, открывший восточную монашескую духовность для Запада. На многие века он стал образцом и авторитетом для благочестиво настроенных людей. Его аскетические творения отличаются стройностью и логичностью изложения, подчас затрагивают темы, казалось бы, нехарактерные для монахов, например, известное собеседование о дружестве. Именно с него началось мое знакомство с аскетической традицией Церкви.

Святой праведный отец Иоанн Кронштадтский (1829-1908)– всенародно любимый пастырь, организатор широчайшего социального служения, горячий молитвенник и чудотворец, чей дневник «Моя жизнь во Христе» говорит об очень близком общении его души с Богом и горним миром и может стать большой помощью для тех, кто ищет вдохновения в Боге. Книги о жизни батюшки еп. А. Семенова-Тянь-Шаньского и еп. Вениамина Федченкова могут быть признаны не только лучшими биографиями о. Иоанна, но и своеобразными учебниками по духовной жизни.

Преподобный Иоанн Лествичник (ок. 570-649) – учитель монашества, настоятель известного Синайского монастыря, автор «Лествицы» — самого авторитетного и полного аскетического произведения. Безусловно, его труд, хотя и написанный несколько сложно, может стать неоценимым справочником по разрешению большинства душевных и духовных проблем, и не только справочником, но и путеводителем ко спасению, сразу после Священного Писания. Ни один известный мне труд психотерапевта не может равняться с «Лествицей» по широте охвата проблем и по точности рекомендаций.

Старец Паисий Святогорец (Афонский) (1924-1994) – наш современник, не впадающий в отвлеченности, но тонко чувствующий проблемы времени. Духовная мудрость позволяет ему говорить так, чтобы человек почувствовал: совет дан из любви, с состраданием, и такой совет хочется выполнять. Благодаря доступности изложения, наглядным примерам его книги читаются очень легко и многим уже принесли душевную и духовную пользу.

Иеромонах Василий Росляков, Оптинский новомученик — ритуально убит сатанистом на Пасху 1993 г, что описано в книге «Пасха красная». Его дневник с краткими выписками, составленный им Покаянный канон — это учебники в восхождении по духовной лестнице Православной веры.

Марио Бергнер – один из лидеров экс-гей движения, который рассказывает о своем пути в духовной автобиографии “Setting Life in Order”

Но…
- Никаких «но». Просто будь счастлив и все. Счастье зависит только от тебя. Страдать или нет - это твой выбор.
- Но я не хочу страдать.
- Так не страдай!
- Но как же не страдать, когда…
- Никаких «но» и никаких «когда»! Просто не страдай и все тут! С чего ты взял, что счастье приходит тогда, когда исполняются твои желания? И кто тебе сказал, что оно зависит от того, что делают или не делают другие? Оно не зависит ни от исполнения твоих желаний, ни от других людей, ни от времени и места.

Счастье, мир и любовь находятся и всегда находились в тебе. Просто открой глаза, всмотрись в себя, и ты увидишь их, протяни руку и возьми их - они твои. Счастье подобно солнцу, которое всегда светит, если только твои желания, страхи и страсти подобно тучам не затмят его, или если ты сам не закроешь глаза или не отвернешься от него.

Будь честен с собой и признай, что это ты сам позволяешь или запрещаешь себе быть счастливым. Если тебе нравится играть в счастье-несчастье - играй, но тогда не жалуйся на страдания. Страдать или быть счастливым - выбирать тебе!

Матушка Александра здравствуйте. Я нормально, уже можно сказать к таким сюрпризам привык. Вот сегодня моя любимая доча, [кстати Вашего звонка она сегодня ждала] еще подкинула сюрпризик, взяла и просто не захотела идти в храм, всю неделю собиралась, обещала, а утром не захотела, а любимую жену, видимо это не смущает, а даже наверное устраивает. Извините меня матушка пожалуйста, но у меня конечно же злость присутствует, я три недели просил еще перед школой сходить, но на это нет времени, а теперь и желания. Вот меня и мучает, моя безисходность. Неужели такие черствые, мои родные и любимые для меня люди. Вы простите меня Бога ради, но мне не с кем эту ситуации обсудить. Я благодарен Вам за помощь, но может с киндером стоит повременить? Матушка Александра СПАСИБО ВАМ ЗА ВСЕ! Еще раз простите меня за все. Это мне по моим заслугам. Я в это уверен. Храни Вас Бог! Кирилл.

отвечает Александра

Только такое горе и было б... Вы счастливый человек. У Вас в душе - Бог. У Вас прекрасная дочь. У Вас верная жена (кстати - любящая, или я ничего не понимаю в бабах...). Мне сегодня не было времени даже поесть: 3 машины с людьми после службы. К тому же - еще температурю, боюсь заразить. Завтра будет поспокойней, обязательно ей позвоню. Простите Катю, если она где-то перегибает палку: ее можно понять. Да и характер - далеко до смирения. И духовника у нее нет. И вину видит во всех - но не в себе... Но она Вам очень подходит: для смирения Вам нужна именно такая жена. Она ж командир, так? Я тоже командир, но ничего, все терпят. Привожу молитвы о смирении. Молитва преподобного Силуана Афонского в скорби о несмирении и о даровании смирения "Скучает душа моя по Тебе, Господи..." Господи, дай мне смиренного духа Твоего, дабы снова не потерял я Твою благодать, и не стал бы рыдать о ней, как рыдал Адам о рае и Боге. Господи, Ты Милостивый; скажи мне, что должен я делать, чтобы смирилась душа моя? Господи, сподоби нас дара Твоего святого смирения. Господи, даруй нам туне смиренного Духа Твоего Святого, как туне пришел Ты спасти людей и вознести их на небо, чтобы видели славу Твою. Пресвятая Матерь Господа, испроси, Милостивая, нам смиренного духа. Все Святые, вы живете на небесах, и видите славу Господню, и радуется дух ваш, - молитесь, чтобы и нам быть с вами. ************************************* Господи, помилуй! Христос, помилуй! Иисусе, кроткий и смиренный, услышь! Отче Небесный, Боже, помилуй нас! Сыне, Искупителю мира, помилуй нас! Душе Святый Боже, помилуй нас! От желания избежать обиды - избавь меня, Иисусе! От желания утвердить свое мнение - избавь меня, Иисусе! От желания, чтобы мои советы принимались - избавь меня, Иисусе! От желания быть восхваляемым - избавь меня, Иисусе! От желания быть уважаемым - избавь меня, Иисусе! От желания быть первым - избавь меня, Иисусе! От желания быть любимым - избавь меня, Иисусе! От боязни быть забытым - избавь меня, Иисусе! От боязни быть подозреваемым - избавь меня, Иисусе! От боязни быть неизвестным - избавь меня, Иисусе! От боязни быть неправильно понятым - избавь меня, Иисусе! От боязни быть отвергаемым - избавь меня, Иисусе! От боязни быть оклеветанным - избавь меня, Иисусе! От боязни быть униженным - избавь меня, Иисусе! От боязни быть осмеянным - избавь меня, Иисусе! Когда других ценят более, нежели меня, -помоги, Иисусе, с любовью это перенести! Когда других принимают, а меня не замечают, -помоги, Иисусе, с любовью это перенести! Когда первенство дают другим, -помоги, Иисусе, с любовью это перенести! Когда других почитают более праведными, чем меня, -помоги, Иисусе, с любовью это перенести! Когда других любят более, чем меня, -помоги, Иисусе, с любовью это перенести! Дабы я не стяжал высокого положения -даруй мне, Иисусе, благодать смирения и любви! Дабы ради Славы Твоей я охотно исполнял неприятные обязанности -даруй мне, Иисусе, благодать смирения и любви! Дабы в приказаниях старших я видел волю, Божию -даруй мне, Иисусе, благодать смирения и любви! Дабы на деле, как и на словах, прощал обиды -даруй мне, Иисусе, благодать смирения и любви! Дабы я с любовью относился ко всем, а особенно к тем, кто меня осуждает -даруй мне, Иисусе, благодать смирения и любви! Дабы я был скор на сокрушение -даруй мне, Иисусе, благодать смирения и любви! Дабы я любил бедность и унижение -даруй мне, Иисусе, благодать смирения и любви! Агнец Божий, взявший на себя грехи мира, - прости нас, Господи! Агнец Божий, взявший на себя грехи мира, - услыши нас, Господи! Агнец Божий, взявший на себя грехи мира, - помилуй нас, Господи! Иисусе, кроткий и смиренный сердцем, Услышь просьбы мои и дай по милости Твоей, чтобы я с Радостью согласился Быть незаметным на земле, и чтобы моей Радостью были бы Слава и Любовь твоя! АМИНЬ Бог Вам в помощь!

Глава 29
Господи, освободи меня от моего прошлого

Представь, что ты бежишь дистанцию и изо всех сил стараешься финишировать первой и получить приз. Но как бы ты ни старалась достичь этой цели, тебе это не удается, потому что к одной ноге у тебя привязан груз. Ты старательно тянешь его за собой, однако он настолько тяжел, что вскоре ты выдыхаешься и решаешь вообще сойти с дистанции. Тебе и в голову не приходит, что ты не обязана тащить за собой этот груз - но он был частью тебя так долго, что ты уже не представляешь своей жизни без него. Как бы там ни было, не освободившись от этого груза, ты не сможешь продолжать бег к желанной награде, которую Бог приготовил для тебя.

Сюжет, знакомый многим из нас, не правда ли? Мы старательно бежим нашу жизненную дистанцию, но никак не можем набрать необходимую скорость по той лишь причине, что тащим на себе лишний груз своего прошлого, даже не догадываясь об этом. Беда заключается в том, что мы так долго таскаем с собой этот груз, что он становится частью нас самих. Иногда бывает так тяжело тащить его, что мы впадаем в глубокое отчаяние. У меня есть хорошая новость: Бог хочет снять с тебя это бремя, чтобы раз и навсегда освободить тебя.

Неважно, когда этот груз повис на тебе - в детстве или только вчера, - твое прошлое всегда будет мешать тебе получать Божьи благословения. Поэтому Бог желает избавить тебя от твоего прошлого. Он также хочет искупить и восстановить все, что было потеряно или уничтожено в прошлом, и придать прошедшим дням определенный смысл в твоей нынешней жизни. Воистину, ты никогда не достигнешь тех целей, которые Господь поставил перед тобой, если будешь жить прошлым. Признав Иисуса Спасителем, ты становишься новым творением. Он обновил все обстоятельства твоей жизни и хочет, чтобы ты жила в соответствии с этой переменой.

Бог повелевает нам освободить свою память от груза воспоминаний о прежних событиях, однако сделать это нелегко. Как же забыть свое прошлое? Потерять память? Или все отвергнуть? Сделать вид, что прошлого вообще не было? Перенести операцию по ликвидации воспоминаний? Нет. Просто нам необходимо в молитве просить Бога о том, чтобы Он освободил нас от прошлого и мы могли жить счастливо в настоящем.

Ради будущих благ

Причина, по которой Бог не стирает твои воспоминания, заключается в том, что Он хочет, чтобы твое прошлое помогло тебе нести служение, которое тебе предопределено. Он может взять все самое плохое из твоего прошлого и превратить в величайшее благословение, которое дарует тебе в будущем. Он укрепит основание твоего служения Ему, и тогда ты понесешь Его свет другим людям.

Именно поэтому Бог хочет, чтобы ты училась на своих ошибках и могла свидетельствовать о том, как Он освободил тебя от твоих болезненных воспоминаний. Однако Господь не хочет, чтобы ты продолжала жить прошлым. Ему угодно, чтобы ты читала свое прошлое как книгу, а не как пророчество о своем будущем. Ему угодно, чтобы ты забыла все, что позади, и простиралась вперед (см.: Флп. 3:13).

Многие люди не обретают будущего, которое Бог приготовил для них, потому что увязают в своем прошлом. Ярким примером тому служит жизнь людей, которые однажды были кем-то отвергнуты, и теперь боятся, что это снова повторится. Они ожидают плохого отношения к себе со стороны других людей и видят в их словах и поступках только враждебность. Поэтому они боязливы, всегда сердиты, чем-то огорчены и болезненно реагируют на замечания окружающих. Иначе говоря, их страх быть отвергнутыми порождает то самое неприязненное отношение к ним, которого они больше всего боятся. Получается замкнутый круг.

Всякий груз прошлого, который ты тащишь на себе, заметен окружающим. То плохое, что случилось с нами, и то хорошее, что не случилось, неизменно накладывает отпечаток на нас, поэтому люди, даже не зная подробностей, видят, что мы отягощены чем-то. Но Бог освободит тебя от твоего прошлого и использует его во славу Себе, если ты будешь просить Его об этом.

Не оглядывайся назад

Решив расстаться с прошлым, важно не оглядываться и не смотреть, не преследует ли оно тебя. Так поступила жена Лота и была парализована. Тебя может ожидать та же участь. Твое продвижение вперед может быть существенно замедлено, а ведь хорошие бегуны всегда концентрируются на цели, стоящей впереди.

Молиться об освобождении от прошлого необходимо всегда, даже если у тебя нет никаких мрачных воспоминаний или если ты уже освободилась от них. Это важно, так как даже что-то хорошее из твоего прошлого может помешать Богу творить нечто новое в настоящем. Зациклившись на своих прошлых переживаниях, ты можешь не узнать, что Бог собирается сделать прямо сейчас. Он всегда хочет вывести тебя на новый уровень, но ты будешь мешать Ему, если будешь цепляться за прежний, привычный порядок вещей. Господь никогда не позволит нам успокоиться на достигнутом. Но если мы надеемся на себя, значит, мы не доверяем Ему.

Я гарантирую, что независимо от твоего возраста Бог хочет сотворить в твоей жизни нечто новое. Проси Его открыть тебе, что именно. Скажи Ему, что ты хочешь остаться на дистанции и не тащить с собой груз прошлого, что ты хочешь пробежать свою дистанцию так, чтобы в конце пути получить награду (см.: 1 Кор. 9:24).

Господи, я прошу Тебя: освободи меня от моего прошлого. Избавь меня от его влияния. Я хочу, чтобы мой дом был там, где Ты. Помоги мне освободиться от всего, что привязывает меня к прошлому, что мешает мне получить Твои благословения. Помоги мне отказаться от прежнего образа мыслей, прежних эмоций и воспоминаний (см.: Еф. 4:22–24). Даруй мне ум Христов, чтобы я могла понимать, когда память о прошлом начинает управлять мной.

Я не хочу жить под гнетом прошлого из-за своего злопамятства. Помоги мне простить все, что должно быть прощено. Особенно прошу Тебя: освободи меня от… (назови болезненное воспоминание, которое преследует тебя). Я отдаю в Твои руки мое прошлое и каждого человека, связанного с ним, чтобы Ты восстановил все утраченное. Я раскаиваюсь в том плохом, что делали мне и что делала я сама. Пусть это больше никогда не будет мучить меня и влиять на мою нынешнюю жизнь. Возвесели меня за дни моих страданий и за годы, в которые я видела бедствие (см.: Пс. 89:15). Благодарю Тебя за то, что Ты обновляешь все, за то, что Ты творишь все новое (см.: Откр. 21:5).

Научи меня смотреть вперед, но не назад, на ушедшие дни и старые привычки. Я знаю, что Ты хочешь сотворить что-то новое в моей жизни прямо сегодня. Помоги мне сосредоточиться на цели, к которой я стремлюсь, и освободи меня от моего прошлого, чтобы я имела возможность двигаться по направлению к будущему, которое Ты приготовил для меня.

Библейские стихи,
способные сделать твою молитву более действенной

…Кто во Христе, тот новая тварь; древнее прошло, теперь все новое.

2 Кор. 5:17

Но вы не вспоминаете прежнего и о древнем не помышляете. Вот, Я делаю новое; ныне же оно явится; неужели вы и этого не хотите знать? Я проложу дорогу в степи, реки в пустыне.

Ис. 43:18–19

Братия, я не почитаю себя достигшим; а только, забывая заднее и простираясь вперед, стремлюсь к цели, к почести вышнего звания Божия во Христе Иисусе.

Флп. 3:13–14

Глаза твои пусть прямо смотрят, и ресницы твои да направлены будут прямо пред тобою. Обдумай стезю для ноги твоей, и все пути твои да будут тверды. Не уклоняйся ни направо, ни налево; удали ногу твою от зла.

Притч. 4:25–27

И отрет Бог всякую слезу с очей их, и смерти не будет уже; ни плача, ни вопля, ни болезни уже не будет, ибо прежнее прошло.