Как избавиться от стыда. Как избавиться от чувства стыда за нынешнее или за прошлое

Чувство стыда провоцирует человека на саморазрушение и рискованное поведение, употребления алкоголя и наркотиков, а также может привести к длительным физическим и эмоциональным проблемам, включая болевые ощущения, депрессию, низкую самооценку и тревожность. Важно понимать, что вы можете полностью избежать таких проблем, приложив серьезные усилия, чтобы побороть стыд, а также научиться ценить себя и собственные достижения. Вы представляете собой гораздо больше, чем однажды совершенное действие, сказанное слово или возникшая эмоция.

Шаги

Часть 1

Избавьтесь от чувства стыда

    Прекратите стремиться к совершенству. Попытки соответствовать идеалу в любой жизненной сфере порождают нереалистичные ожидания, низкую самооценку и чувство стыда, когда нам не удается справиться. Идея совершенства – это социальная конструкция, придуманная обществом и СМИ, согласно которой мы станем идеальными людьми, если будем выглядеть, вести себя и мыслить определенным образом, но она имеет мало общего с действительностью.

    Долой постоянное повторение пройденного. Постоянные мысли о негативных ощущениях могут вызывать чрезмерное чувство стыда и ненависти к себе. Согласно исследованиям, если постоянно думать о собственном чувстве стыда, то это порождает депрессию, социальную тревожность и даже повышает кровяное давление.

    Проявляйте сочувствие к себе. При возникновении опасности ретроспекции начните проявлять сострадание к себе и доброту. Станьте другом самому себе. Вместо того, чтобы бранить и отчитывать себя («Я глупый и никчемный человек»), попробуйте отнестись к себе так, как бы это сделал ваш друг или любимый человек. Для этого вам нужно проследить за своим поведением и понять, что вы бы не позволили своему другу допустить такие разрушительные для него мысли. Сострадание к себе имеет множество плюсов, среди которых психическое здоровье, повышение удовлетворенности жизнью и снижение самокритичного отношения.

    Меньше думайте о прошлом. Многих людей чувство стыда парализует в настоящем моменте; они становятся беспокойными, боязливыми, подавленными и чрезвычайно критичными к себе. Очень важно, чтобы прошлое оставалось прошлым; его не изменить и не воротить, но вы можете менять влияние прошлого на будущее. Сумейте побороть свой стыд и жить яркой жизнью.

    • Перемены и трансформации всегда возможны. Это одно из главных преимуществ человеческой природы. Вы не обязаны держаться за прошлое всю свою жизнь.
    • Жизнь – это долгий путь, а вы всегда сможете оправиться после сложного периода.
  1. Проявляйте гибкость. Хватит реагировать на свои переживания с позиции «все или ничего». Такой ход мыслей увеличивает пропасть между нашими ожиданиями и реальными возможностями. Хватит воспринимать жизнь в черно-белых тонах, когда она нередко серая. Нет никаких истинных «правил» жизни, все люди мыслят и ведут себя по-разному, создавая свои вариации таких «правил».

    Не поддавайтесь влиянию со стороны. Если у вас возникают негативные мысли, то они могут быть вызваны окружающими вас людьми, даже близкими друзьями и родственниками. Чтобы побороть стыд и жить дальше, вам следует минимизировать количество людей, «отравляющих» ваши мысли.

    • Попробуйте воспринимать отрицательные высказывания как гири весом в 10 килограммов. Они давят на вас и вам тяжело выпрямить спину. Освободитесь от такой ноши и запомните, что люди не определяют вашу личность. Только вам решать, кто вы на самом деле.
  2. Развивайте осознанность. Доказано, что терапия с использованием осознания себя упрощает принятие себя и снижает чувство стыда. Осознанность – специальный метод, который предлагает вам научиться наблюдать за своими эмоциями без нагнетания обстановки. Иными словами, вы учитесь холодному анализу своих переживаний и при этом не подавляете их.

    Научитесь принятию. Важно принимать то, что вы не можете изменить. Вы – это вы, так и должно быть. Ряд исследований показывает, что принятие помогает людям выйти за пределы круговорота стыда и начать жить полноценной жизнью.

    Часть 2

    Повышайте самооценку
    1. Сосредоточьтесь на положительном. Вместо того, чтобы тратить время на чувство стыда за несоответствие выдуманным стандартам, сосредоточьтесь на ваших успехах и достижениях. Вы поймете, что вам есть чем гордиться, а ваш вклад в этот мир ничем не хуже, чем у других людей.

      Протяните руку помощи другим. Давно известно, что помогающие другим и добровольцы имеют более высокую самооценку, чем остальные. Может показаться нелогичным, что помощь другим помогает чувствовать себя лучше, но наука предполагает, что связь с другим повышает наше положительное восприятие себя.

    2. Ежедневные положительные суждения. Положительные суждения призваны повысить вашу уверенность в себе и приободрить. Такие действия положительно сказываются на чувстве собственного достоинства, а также повышают сопереживание себе. В конце концов, вы же не корите друзей так же, как себя; вы проявляете сопереживание, когда их гложет чувство вины или стыда. Так же относитесь и к себе, будьте добрее. Каждый день выделяйте минутку на то, чтобы произнести вслух, записать или подумать о положительных суждениях. Вот несколько примеров:

      • «Я хороший человек и заслуживаю лучшего, даже если в прошлом совершал сомнительные поступки».
      • «Я совершаю ошибки и учусь на них».
      • «Я могу многое дать миру, приносить пользу себе и другим».
    3. Отличайте мнения от фактов. Многим из нас непросто отделять мнения от фактов. Факт – это непреложная истина, тогда как мнение – это ваши мысли, основанные на некоторых фактах, но не являющиеся таковыми.

      • Например, «Мне 17 лет» – это факт. Вы родились 17 лет назад, это указано в метрике. С этим никто не станет спорить. Но «Я глупа для своего возраста» – это мнение, даже если вы можете отыскать подтверждение этому, например, неумение водить или отсутствие работы. Однако, подумав над этим мнением более обстоятельно, можно увидеть его в критическом свете. Возможно, вы не умеете водить, поскольку вашим родителям приходится много работать и просто некогда научить вас или нет возможности отдать на курсы. Отсутствие работы может быть связано с тем, что после учебы вы присматриваете за младшими братьями и сестрами.
      • Более трезвый взгляд на сложившиеся мнения помогает понять, что пристальное рассмотрение деталей способно изменить ваше отношение.
    4. Цените свою уникальность. Сравнивая себя с другими, вы обманываете себя в оценке собственной индивидуальности. Помните, что вы уникальная личность, которая может многое дать миру. Оставьте стыд позади и блистайте так, как вы можете и должны.

      • Сосредоточьтесь на вашей индивидуальности и тех вещах, которые делают вас вами, не стоит прятаться за вуалью социального конформизма. Возможно, вы любите сочетать несочетаемое в одежде или слушаете европейскую поп-музыку, умеете мастерить всякие поделки. Откройте эти стороны вашей личности, не прячьте их в тени; вы удивитесь (и обрадуетесь!) тому, какие новые грани можно открыть, если оттачивать свои умения и мысли. Алан Тьюринг, Стив Джобс и Томас Эдисон – все они были личностями, уникальность которых помогла им в неповторимых открытиях и достижениях.
      • Нигде не сказано, что вы ДОЛЖНЫ выглядеть как остальные, иметь такие же хобби или жить по одинаковой схеме. Так, никто не обязан следовать моде в одежде или музыке, заводить семью и детей к 30 годам. Это пропагандируется обществом и СМИ, но не является истиной в последней инстанции. Делайте то, что вам больше всего нравится и радует вас. Помните, что вы должны радовать только себя. Вам никуда от себя не деться, поэтому слушайте свой внутренний ритм, а не чужой.

Как проявляется чувство стыда, знает любой — кровь бросается в лицо, руки холодеют, а голова думает: «Теперь нас с хозяйкой точно кто-нибудь посчитает идиотками или стервами». То есть налицо сильный стресс и нравственные мучения. А откуда они берутся?

Чувство стыда давно изучают психологи и даже психиатры. Так вот, они выяснили, что для его возникновения необходимо несколько условий.

Ты понимаешь, что поступила плохо.

Например, бросаешь фантик на дорогу, не найдя урну. Ты знаешь, что так делать нельзя, и чувствуешь укол совести. Это топ-уровень чувства стыда: оно возникло не перед окружающими, а перед самой собой. В тебе проснулся моральный цензор и сообщил: хорошие девочки так не поступают. Способность сказать себе« ай-ай-ай» — признак того, что ты усвоила этические нормы поведения и сделала их частью своей личности. Ну, а топ-уровень с бонус-треком — это способность ощутить чувство стыда просто потому, что у тебя возникли нехорошие мысли: допустим, ты позавидовала подруге или пожелала вредной начальнице зла. Впервые такие высокие требования — следить и за своими делами, и за мыслями — к человеку предъявила религия.

Ты не совершала осознанного зла, но при этом попала в ситуацию, когда о тебе могут плохо подумать окружающие.

Скажем, ты нарушила правила дресс-кода на важной встрече или громко сообщила о своей интимной проблеме, не заметив, что в комнате коллега мужского пола. То есть ты либо не знала о каких-то правилах, либо неправильно оценила ситуацию. Тут твой внутренний цензор опять сообщает: ай-ай-ай, хорошие девочки так себя не ведут! Это нормальный уровень стыдливости. Ты усвоила правила поведения в социуме и знаешь, что им надо следовать.

Ты случайно проявляешь что-то, что, по твоему мнению, надо скрывать.

Тебе может быть ужасно неудобно, если кто-то увидит твои небритые ноги, узнает, что ты дома ходишь в застиранной пижаме или же грызешь ногти… У каждой найдется с десяток причин!

Дело наживное

С чувством стыда не рождаются. Его воспитывают. Младенец прекрасно обходится без горшка, срыгивает, тянет ноги в рот и кидается вещами. Он делает все, что хочет. О том, какое поведение приемлемо, а какое будет оценено негативно, маленькому человеку рассказывают взрослые, по сто раз повторяя одно и то же, да и сама жизнь учит.

Чувство стыда обычно развивается« от простого к сложному». Младенцу оно незнакомо. Дети постарше учатся стыдиться формальных вещей типа демонстрации гениталий или воровства. А испытывать угрызения совести за мысли — это уже удел взрослой развитой личности. Кстати сказать, до высшего уровня доходят не все граждане, этому тоже человека должен кто-то научить: если не родители, то хотя бы книги. Зрелой личности свойственно испытывать чувство стыда только осмысленно, потому что она, личность, не раб установок, полученных в детстве. Скажем, многие с возрастом пересматривают многие аспекты« постыдного» в интимной жизни, однако для того чтобы этот процесс пошел, человеку нужно видеть, что он не одинок в своих представлениях о Вселенной.

Воспитанная девочка

В одной и той же ситуации один покраснеет, а другой и ухом не поведет. И дело тут в том, что чувство стыда — это результат воспитания. Тому, что именно неприлично, нас учат родители и ближайшее окружение. Предположим, в одной семье не запрещают громко чавкать, а в другой — девочку могут заклеймить позором просто за то, что ее нижнее белье попало на глаза отцу или брату.

Культурные различия тоже имеют значения. В одном социуме стыдно« опростоволоситься» — показаться без платка, а в другом можно спокойно разгуливать топлес. Чем более развита культура, тем больше постыдного переносится в нравственную сферу: например, нехорошо обижать слабых, желать зла ближнему и так далее.

Да что там! Моральные нормы бывают разными даже у двух одинаково развитых культур: в американской школе стыдно списывать, потому что ты «воруешь успех соседа», а в нашей школе это проявление братства учащихся против деспотизма учителей.
Нормы стыда меняются и со временем. Например, девушке совсем недавно было неприлично проявлять инициативу в отношениях или иметь добрачные связи, теперь — пожалуйста! Вот из-за таких культурных различий между поколениями бабушки и ворчат на молодежь, что все они« стыд потеряли».

И за того парня

Стыдиться можно не только за себя. Родителям может быть неловко за детей, возможно, ты краснела за маму с папой, когда они общались с твоими друзьями или родными бойфренда. Иногда мы стыдимся сограждан, безобразно ведущих себя за границей. Чувство стыда за других возникает, когда ты считаешь себя частью той же группы, что и человек, совершающий плохой поступок. Но если твой ребенок плюется, тебе стыдно, если чужой — неприятно. Если видишь вульгарно одетую женщину на улице, тебе все равно. Но если это твоя мама — о-о-о! Кстати, в глобализированном мире чувство стыда помогает определиться с гражданством: когда тебе неудобно за правительство, значит, речь о родине.

Это уже слишком

Стыдливость, то есть способность испытывать смущение по поводу каждого чиха, — это уже патология. Стыдно смотреть в глаза, стыдно стоять рядом, стыдно случайно коснуться… В современном мегаполисе с такими установками выжить непросто, но во многих традиционных культурах именно такое поведение девушки считается правильным.

Зачастую ложный стыд ведет к сокрытию информации. Даже если человек понимает, что может навредить самому себе. Некоторые, к примеру, откладывают визит к гинекологу или проктологу. Или же стыдятся сообщить врачу о каких-то привычках или проявлениях организма, тем самым осложняя диагностику. «Все врут», — говорил доктор Хаус, и мы видим, что причина чаще всего — стыд. Из-за него многие могут не признаваться в том, что им необходима психологическая помощь. Ложный стыд — частая проблема подростков. Они переживают из-за длинного носа и растущей груди. И им сложно осознать, что в своих переживаниях они не уникальны: сказывается отсутствие жизненного опыта. Но, когда взрослый человек стыдится своей физиологии настолько, что скрытничает и с самыми близкими, и с врачом, это признак личностной незрелости, над этим стоит поработать со специалистом.

Важная часть

А нужно ли нам вообще чувство стыда? Может, ну его? Вот было бы здорово: никаких пылающих щек или терзаний по поводу того, что стащила из отеля полотенце на память!

Но без чувства стыда нормальный человек жить не может, поскольку оно регулирует его поведение и является частью его личности. Не стоит рубить под корень это чувство, чтобы стать как все. Например, подруги не видят плохого в том, чтобы пообедать и развлечься за счет малознакомых мужчин, а для тебя это неприемлемо, многие девушки готовы на брак по расчету, а тебя от этого воротит. Намеренным совершением постыдных поступков ты только подорвешь нервную систему. А вот с ложным чувством стыда бороться необходимо. И сделать это будет проще при помощи стороннего человека-профессионала.

Кто виноват?

Важно различать чувство стыда и чувство вины. Виноватыми мы можем быть перед кем-то, если считаем, что навредили своими поступками другим людям. А стыд — это дискомфорт из-за собственного несовершенства(грубо говоря, понимания того, что ты недотягиваешь до идеала) или из-за того, что твое несовершенство стало очевидно для окружающих.

ТЕКСТ: Анна Никитина

Прогрессирование аддиктивного процесса во многом связано со стремлением освободиться от психологического дискомфорта, обусловленного чувством стыда. Чувство стыда занимает центральное место в структуре аддикции, поэтому остановимся на нём более подробно.

Анализ чувства стыда свидетельствует о том, что это чувство более деструктивно, чем чувство вины. Это связано с тем, что чувство вины носит более конкретный характер, касается определённого действия, поступка, активности или наоборот, отсутствия таковых. Чувство стыда затрагивает Я человека и формирует его низкую самооценку. («Я поступаю плохо и я не могу поступать хорошо, потому, что я плохой»).

Все эмоциональные ощущения и состояния человека подвергаются когнитивной оценке. Рефлексия эмоциональных состояний в то же время является рефлексией Я-состояния, свидетельствуя о том, как человек оценивает себя самого. Испытываемые человеком первичные эмоции в дальнейшем оцениваются им во взаимосвязи с оценками других. Анализ с этой точки зрения чувства стыда требует первоначального сравнения поведения человека с какой-то условной нормой. Эта норма может быть субъективной, установленной самим человеком для себя, или общепринятой, навязанной ему обществом и другими людьми. Если поведение человека не соответствует субъективной или социальной норме, у него возникает чувство стыда.

При аддиктивных состояниях мы имеем дело с несоответствием человека как одной, так и другой нормам. Несоответствия приводят к возникновению стыда. На возникновение чувства стыда влияет факт обращения внимания окружающих на поведение и состояние человека, на его собственное отношение к этому. Имеет значение фиксация внимания человека на том, как его воспринимают и оценивают окружающие. Если он испытывает чувство стыда в связи с несоответствием, ему кажется, что и другие замечают это несоответствие и считают его неполноценным. Это способствует усилению подозрительности в отношении того, что окружающие могут заметить нарушение нормы и осудить его.

Большинство событий, вызывающих стыд, не являются автоматическим процессом и не возникают сами по себе. Например, оно может быть связано с ситуациями, когда успешное функционирование в рамках социально приветствуемого ролевого поведения противоречит собственным критериям морали. Для понимания причин происхождения чувства стыда необходимо «читывать сложные социальные взаимодействия между людьми, так как компонент оценки другим, особенно значимым человеком, здесь всегда имеет большое значение.

Осознание человеком обращ иного на него внимания может приводить к нарастанию подозрительности, типичной для аддиктивных лиц. Такая подозрительность, связанная с чувством стыда, является одним из механизмов изоляции аддиктов. Страх быть до конца понятыми окружающими активизирует механизм разрыва контактов со многими людьми. С этим связано избегание аддиктами сколько-нибудь глубоких контактов, потому что чем глубже контакт, тем вероятнее факт опознания их аддиктивной сущности, и тем вероятнее усиление у аддикта реакции стыда. Возникает страх возможных переживаний по поводу разрыва отношений. Следовательно, в проводимой с аддиктами коррекционной работе, необходимо анализировать механизм разрыва контактов с людьми и чувство стыда, которое эти люди могут испытывать.

По мнению Чарльза Дарвина, чувство вины это сожаление о своей ошибке. Тому же автору принадлежит выражение, что чувство сожаления об ошибке, когда в этот процесс включаются другие люди, может превратить чувство вины в чувство стыда. Речь идет о необходимости анализа социального значения действия, в результате которого человек, воспринимаемый глазами других, может испытывать чувство стыда. Естественно, что, находясь в состоянии одиночества, человек также может испытывать чувство стыда, но в первом случае всегда присутствует оценка себя другими людьми, мысль о том, что другие подумали об его поведении.

В феноменологической психиатрии описывается депрессия самомучения (Leonhard, Izard), которая строится на чувстве стыда. Ее развитию способствует постоянный анализ чувства стыда и возможного наказания.

Стыд приводит к торможению и блокаде очень многих желаний. С точки зрения Tomkins (1963), стыд тормозит удовольствие и мотивации. Возникновение чувства стыда может быть вызвано многими причинами: неудачами, поражениями профессионального характера, потерей значимых отношений, дружбы и пр. Аддикты глубоко переживают эти потери, но не признаются в этом. Причиной стыда может быть собственная непривлекательность, когда человек теряет способность гордиться своим телом, видом и т.д.

У человека, испытывающего чувство стыда, редуцируются сферы интересов. Izard (1972) обращает внимание на то, что стыд сопровождается повышенным осознанием селфа. Речь идет о необычной форме восприятия селфа, восприятия себя беспомощным, маленьким, ни к чему неспособным, застывшим, эмоционально ранимым.

Lewis (1979,1993) отмечал, что стыд - это состояние потери ценности собственного Я. Причиной этого состояния являются текущие внешние воздействия, тем не менее, этот процесс более сложен, он может формироваться на ранних стадиях развития. Стыд имеет прямое отношение к осознанию Я, представлению о том, как это Я выглядит в восприятии и чувствах других людей. Автор выделяет чувство стыда, связанное с ощущением собственного Я и чувство вины, при котором речь идет о конкретном действии. К развитию чувства стыда приводит переживание о себе, о том, как ты выглядишь. Раздражителем, провоцирующим возникновение этого чувства являются размышления Я о самом себе, неодобрение чего-то очень важного в себе, снижение самооценки.

Сопряжённым с чувством стыда является чувство собственной никчёмности, незначимости, презрения к себе. Это чувство закладывается в детстве и легко провоцируется специфическим поведением людей. Чувство стыда формируется под влиянием пренебрежительного отношения родителей, отсутствия необходимой интеллектуальной и эмоциональной поддержки, постоянного осуждения. На этом фоне любые отрицательные оценки, не имеющие отношения ни к родителям, ни к семье, воспринимаются как сверхценные и приводят к активации дремлющего рудимента.

Диагностика наличия чувства стыда строится на обнаружении у человека желания быть незаметным, спрятаться, исчезнуть; на появлении непонятных вспышек гнева, на ощущении психологической боли, страха, чувства вины. Вспышки активности и агрессивности сменяются депрессией, подавленностью, отсутствием чувства радости, постоянной неудовлетворенностью. Чувство стыда может провоцировать суицидные мысли. Анализ депрессивных пациентов, совершающих суицидные попытки, проведенный Lewis (1993), показал наличие у этих лиц выраженного чувства стыда. Частые суицидные попытки у аддиктов также «завязаны» на этом чувстве. Таким образом, чувство стыда имеет прямое отношение к развитию аддиктивного поведения.

Чувство стыда «ставит» селф в трудное положение. Селф теряет способность конструктивно действовать, поскольку стыд блокирует активность. Вместо необходимых действий, селф начинает концентрироваться на самом себе, оказывается погруженным в самооценки, что мешает проявлению активности. Возникает нарушение адаптации, потеря способности ясно думать, высказываться и, тем более, рационально действовать.

Чувство стыда способствует переоценке человеком всего происходящего. Он придает значение вещам, которые этого значения не имеют и, наоборот, недооценивает значения действительно важных для него явлений. Поэтому чувство стыда делает поведение иррациональным.

Разница между чувством стыда и вины в структурном плане заключается з следующем. При наличии у человека чувства вины какая-то часть селфа является субъектом. Большая часть селфа находится как бы во вне и оценивает этот субъект как часть своего Я, поступившую неправильно.

В противоположность этому чувство стыда «закрывает» селф-объектный круг. Носитель этого чувства рассуждает примерно так: «Как я могу оценить себя, если я недостоин того, чтобы оценивать себя?».

Влияние чувства стыда на блокаду мотивации исследовано Plutchik (1980). Он сравнивает процесс со «стоп» сигналом. Если человек начинает что-то делать, у него срабатывает «стоп» сигнал, ставящий под сомнение уверенность в правильности предпринимаемой активности, прерывающий его действия. Если ограничиться анализом только этой части процесса, то речь в данном случае идет о чувстве вины по поводу конкретного нарушения. Дальнейший анализ может быть произведен с использованием следующих рассуждений: «Ты поступаешь плохо потому, что ты не можешь так не поступать, просто в силу того, что ты сам - плохой человек». Так выглядит вторая система нарушения - второй «стоп» сигнал, который блокирует всякую активность. Следовательно, анализ чувства стыда должен проводиться не только с акцентом на конкретные действия человека, но, прежде всего, на исследование его Я.

Чувство стыда может быть проанализировано через призму религиозной парадигмы. Тема стыда нашла свое отражение в Библии. Когда Бог спросил Адама и Еву, почему они прячутся, они ответили, что причина заключается в их наготе. Совершив первородный грех, съев яблоко с древа познания, они почувствовали, что должны быть осуждены. Историяь непослушания Адама и Евы предопределяла наказание и важность возникшего у них чувства стыда.

В этой теме на первый план выступают следующие моменты. Непослушание Богу со стороны Адама и Евы было связано с их любопытством, т.к. их, прежде всего, привлекало познание неизвестного. Любопытство привело их к знанию, овладение которым явилось пусковым механизмом появления чувства стыда. Обнаружив свою наготу, они стали стыдиться ее. И это было доказательством нарушения предписания Бога. Если бы они не приобрели знания, вкусив запретный плод, у них не возникло бы чувство стыда. Таким образом, любопытство привело к знанию, а знание привело к стыду.

Анализ этой части Библии позволяет исследовать процесс возникновения стыда. Для самоанализа чувства стыда и других, связанных с Я эмоций, необходимы определ иные знания о правилах, норме и целях, с которыми человек должен сравнивать своё поведение. Следовательно, появление чувства стыда основано на определённых знаниях.

Ветхозаветный рассказ об Адаме и Еве является метафорической версией развития объективного самопознания. Древо познания дало возможность Адаму и Еве приобрести два вида знаний: знание о себе - объективное самопознание и знание о нормах, правилах и целях поведения.

На ранних этапах развития ребёнка формируются его селф объектные отношения в виде первичных контактов с наиболее близкими людьми. Окружающие ребёнка люди, выступающие в качестве объектов контактов, являются для него образцом для дальнейшего подражания. Ребёнок зависит от них, он им доверяет. Интернализация реб нком возникших отношений влияет на атрибутирование (видение причин происходящих явлений).

Процесс атрибутирования может носить как внешний, так внутренний характер. Внешнее атрибутирование связано с нахождением в ком-то или в чем-то причины собственного поражения, неудачи, произошедшей драмы или трагедии, имеющих к себе непосредственное отношение. Внешнее атрибутирование не приводит к возникновению чувства стыда. Чувство стыда возникает при внутреннем атрибутировании, когда человек делает себя ответственным за произошедшее. Внутренняя атрибуция связана с концентрацией человека на самооценке своих поступков с позиции своего селфа.

Внутреннее атрибутирование нельзя недооценивать, так как оно оказывает большое влияние как на психическое самочувствие, так и на развитие чувства стыда. Так, например, если в жизни возникает какое-то неприятное событие и при его внутренней атрибуции человек считает себя его причиной, то в таком случае это событие способствует развитию чувства стыда.

Например, пациентка испытывает чувство вины, связанное с инфарктом у её матери. Причину события она видит в недостаточном с её стороны внимании по отношению к матери. В связи с этим она считает себя непосредственной виновницей е болезни. Чтобы избавиться от возникшего у нее чувства никчемности и стыда к себе, она принимает большие дозы транквилизаторов, т.е. находит приемлемый для себя аддиктивный выход из этой ситуации. Внутреннее атрибутирование, возникшее в данном случае, приводит как к развитию чувства стыда, так и к поиску аддиктивного варианта избавления от этого чувства.

При внешнем атрибутировании причины болезни будут объясняться по-другому: возрастом матери, с которой произошла катастрофа, е нездоровым образом жизни, наследственностью и пр. Чем большее количество внешних атрибуций используется для объяснения ситуации, тем в меньшей степени это приводит к развитию чувства стыда.

Предпочтительность того или иного атрибутирования закладывается в детстве. В работе Morrison (1989) было показано, что родители, страдавшие различными формами депрессии, в ряде случаев способствовали развитию у своих детей чувства стыда и вины. Дети считали себя косвенными виновниками болезни родителей. Эти обвинения формулировались в процессе социальных контактов с детьми как результат упреков, что дети раздражают, мучают родителей, у которых нет сил заниматься ими. Таким образом, у детей возникало нереалистическое чувство вины, заключающееся в том, что их поведение привело к развитию депрессии у родителей, и они обязаны найти способ, который поможет родителям выздороветь. А поскольку они не в состоянии найти средства помощи, значит они недостаточно хорошо ищут, что свидетельствует о том, что они плохие.

Иногда родителями внедряется в сознание детей, например, такая формула: «Я, как мать, забочусь о тебе и помогаю тебе. Почему же ты не отвечаешь мне тем же?». Так, при непосредственном участии родителей закладывается предрасположенность к возникновению у детей отрицательных эмоций, которые в дальнейших контактах с окружающими могут проявить себя с удвоенной степенью выраженности. Эти состояния могут способствовать возникновению различных психологических защит и выхода на аддиктивные реализации.

Интернализация или экстернализация чувства ответственности оказывает непосредственное влияние на то, будет ли человек впоследствии испытывать чувство стыда при различных неудачах и катастрофах, которые могут произойти с ним в жизни. Чем более выражена способность человека искать в произошедшем событии внешнюю причину, тем менее вероятно развитие у него чувства стыда.

Отрицательная сторона данного явления заключается в том, что постоянное стремление индивидуума к экстернализации происходящего может приобрести патологический характер. Так, например, известно, что аддикты в процессе аддиктивного поведения экстернально атрибутируют свои проблемы, связывая их наличие с причиной во внешнем мире. Таким образом, внешнее атрибутирование, с одной стороны, имеет положительное значение, избавляя человека от чувства стыда, а с другой, - отрицательное, проявляющееся в том, что таким образом он оправдывает своё деструктивное поведение. Иными словами, с одной стороны, у человека может быть глубокое внутреннее интернализированное чувство стыда, и он считает себя плохим, с другой - он избавляется от этого чувства, уходя в аддикцию, которая приводит к возникновению новых проблем, атрибутирующихся с внешними причинами. Таким образом проявляется сочетание внешнего и внутреннего атрибутирования.

Если человека лишить возможности внешнего атрибутирования, он остается с внутренним чувством никчемности и неадекватности, справиться с которым значительно труднее. Это следует учитывать при проведении психотерапевтических подходов, т.к лишение человека его защитной системы в виде отрицательных проекций с доказательством их неправильности и необходимости самообвинения, а не обвинения окружающих не приведет автоматически к положительному результату. Лишившись психологической защиты, человек останется наедине со своими внутренними нерешёнными проблемами. Переживание такого состояния является крайне неприятным, более того, оно может приводить к развитию других отрицательных реакций, таких, например, как растерянность, депрессия, реакция гнева как на самого себя, так и на окружающих, возможно провоцирование какой-то другой формы деструктивного поведения.

Существуют специфические условия, оказывающие разные влияния на формирование чувства стыда в зависимости от пола.

Так, например, женщины в традиционных обществах воспитываются родителями и окружающей средой так, что они приучаются к взятию на себя ответственности за то, если они не справляются с каким-то заданием. Определённая дискриминация по полу, характерная для традиционных обществ, приводит к тому, что женщины, по сравнению с мужчинами, меньше награждаются за успехи и больше наказываются за неудачи. Это способствует большей возможности мальчиков фиксироваться на позитивном атрибутировании (Lewis,1993).

В случае лишения родителями любви своих дочерей они концептуализируют свою позицию словами: «Я не люблю тебя, потому, что ты плохая». Селф такого ребенка испытывает чувство ответственности за то, что его не любят. Это провоцирует формирование у ребенка чувства стыда. В дальнейшем такая женщина будет оценивать свои межличностные отношения с другими как неадекватные, считая себя неспособной на продуктивные отношения. Таким образом, феномен лишения любви девочек приводит к трудностям в конструировании ими дальнейших межличностных отношений. Такие женщины считают, что, во-первых, они не могут выстраивать эти отношения, т.к. они хуже других, а во-вторых, они испытывают страх перед тем, что другие могут это понять.

Так формируются различные стили поведения, которые объективно «примыкают» к аддикциям, а по существу являются последними (созависимость) или ведут к их развитию. Например, объяснения людей, которые посвящают свою жизнь заботе о других с целью компенсации чувства нехватки любви, выглядят примерно так: «Если я буду заботиться о других и помогать им и это будет моим жизненным кредо, значит меня будут принимать окружающие. Если же я буду вести себя по-другому, я обнаружу свои отрицательные качества. Следовательно, я должна/ен помогать другим и смысл моей жизни должен заключаться именно в этом». В случае неудачи возникает экзистенциальный кризис.

Человек, неуверенный в качестве своих отношений с людьми, легко переходит к общению с событиями, активностями, неодушевленными предметами, «прилипает» к ним, уходя в аддиктивные реализации.

Лишение любви формирует комплекс нежеланного ребенка, что в дальнейшем приводит к низкой самооценке и неумению человека любить себя.

Анализ происхождения чувства стыда с акцентом на половые различия способствует лучшему пониманию межличностных конфликтов. Разница в социализации стыда у мужчин и женщин оказывает влияние на отношения мать-сын, отец-сын, мать-дочь и отец-дочь. Так, например, у женщин, воспитывающихся в традиционных обществах, где присутствует дискриминация по половому признаку (сексизм), легче возникает.чувство стыда, по сравнению с мужчинами. Возможно возникновение замещающих стыд реакций, таких, как печаль, грусть и гнев. Причем, если для женщин более характерными являются реакции печали и грусти, то для мужчин - реакции гнева.

По мнению Lewis (1993), эти явления более представлены в традиционных обществах. Поскольку мальчик, воспитывается с акцентом на специфическую для него мужскую роль, в его отношениях с матерью может возникнуть конфликт следующего рода. Мать в традиционном обществе стремится к тому, чтобы ее сын испытывал чувства стыда в случае поведения, не соответствующего общепринятым нормам. Матери кажется, в связи с проекцией собственных переживаний (глубокое чувство стыда), что сын не испытывает достаточного чувства стыда за свой поступок, и, даже если он извинился, он все равно не пережил это чувство с необходимой степенью глубины. Он должен пережить его протрагированно. Сын испытывает чувство стыда, но в меньшей, чем бы этого хотелось матери, степени. И мать и сын не осознают происходящего. Конфликт, возникший между ними, может принимать различные формы, и зачастую он приводит к возникновению отдаленности сына от матери, т.к. мужская роль, характерная для сына, противоречит проявлению чувства стыда. Сын не хочет, чтобы к нему относились как к ребенку, а мать стимулирует его к отношениям зависимости, что провоцирует появление у сына реакции сопротивления.

Мальчики, нарушающие нормы поведения, выдвигаемые родителями, могут проявлять сожаление по этому поводу, чувство вины и желание больше этого не делать. Мать рассматривает эти чувства с точки зрения женского, свойственного ей, традиционного отношения и ожидает от сына чего-то большего, например, возникновения протрагированного чувства стыда. Если она видит, что этого не происходит, она считает, что сын не выстрадал это по-настоящему, ею делается акцент на необходимость длительного страдания, что приводит к возникновению конфликта. Не осознавая происходящего, мать пытается заставить ребенка почувствовать те же ощущения, которые она сама ощущала или ощущает в подобных ситуациях. Мать ожидает, что ребёнок будет переживать это так же как она, а мальчик воспринимает желание матери добиться формирования у него чувства стыда как неприятное чувство. Он считает это несовместимым с его мужской ролью.

Hoffman (1988) установил, что такой процесс начинается уже с трехлетнего возраста. Попытку матери вызвать в сыне эмоциональное состояние, более свойственное женщинам, воспитывающимся в традиционном обществе, следует рассматривать в контексте Эдипова конфликта: мальчик стремится к автономии, к редуцированию чувства стыда, а мать пытается социализировать этот процесс таким образом, чтобы он не ограничивал чувство вины, и считает это полезным.

В отношениях мать-дочь этот конфликт представлен в меньшей степени, чем в отношениях между матерью и сыном. Меньшая интенсивность конфликта объясняется отсутствием разницы между полами, которая осложняет интеракцию. Дочери, как правило, реагируют на желания матери более адекватно, т.к. они выражают себя в соответствии с женской ролью. Так закладывается чувство стыда у девочек в традиционном обществе, где его формирование не встречает с их стороны большого сопротивления. Иногда при этом могут возникать малотипичные для этого состояния реакции злости.

Для современных обществ характерна тенденция сглаживания связанного с полом ролевого поведения. Так, например, воспитанная в условиях современного общества мать, стараясь воспитать у девочки чувство стыда, встречает с её стороны сопротивление. Разделение ролей, свойственное современному обществу, делает менее типичным процесс атрибуции, связанный со стыдом в аспекте социализации.

До сих пор не выделены основания, позволяющие установить наличие генетических отличий в развитии чувства стыда в зависимости от пола. Если такие различия диагностируются, то их возникновение может быть объяснено ролевым поведением, социализацией и социальными условиями. С другой стороны, в связи с изменением роли женщины в последние 25 лет, особенно в США и Канаде, некоторые конфликты, присущие отношениям мать-сын, по всей вероятности, должны обнаруживаться и во взаимоотношениях мать-дочь.

Что касается роли отца в формировании у ребенка чувства стыда, то, к сожалению, на протяжении длительного времени на ЭТУ сторону вопроса обращалось мало внимания. Роль отца в этом Процессе может быть прямой и косвенной. Исследователями, Изучающими этот вопрос, обращается внимание на то, что роль отца оказывается более важной и значительно менее пассивной, чем это представлялось ранее. Так, например, Bernstein (1983) обращает внимание на значение влияния отцов на возникновение чувства стыда в детском и подростковом периодах жизни Считается, что роль отца состоит в смягчении конфликта мать сын; в обучении сыновей другому, более активному способу поведения, включающему в себя агрессивные реакции. Отцы во взаимоотношениях с сыновьями подсказывают им путь преодоления стыда по способу замены его гневом. Таким образом, происходит замена реакции переживания чувства стыда путем формирования другой реакции. В результате такого контакта сыновья начинают испытывать более глубокую привязанность к отцам, помогающим им освободиться от неприятного чувства стыда. В случае отсутствия такой поддержки возникает реакция отдаления ребенка от обоих родителей.

Вам приходилось когда-нибудь испытывать стыд? Это чувство способно просто парализовать нас и лишить собственной воли, но в некоторых случаях только оно становится той границей внутри нашей личности, за которую мы боимся шагнуть. Чувство стыда не так давно стало предметом пристального изучения психологов. Довольно долго его отождествляли с виной и смущением. Сейчас стыд представляется психологами совсем в ином свете, чем ранее. Попробуем подробно разобрать эту интересную и не совсем простую тему в сегодняшней статье.

Что такое стыд?

Если не вникать в психологию данного слова, то, согласно словарю, стыд - это очень сильное чувство с негативной окраской, которое вызывается каким-либо поступком или характеристикой, и осознанием человека себя как неправильного и имеющего дефекты. Испытывать это чувство возможно только в присутствии другого человека, в одиночестве стыд не возникает. Лексическое значение слова "стыд" не раскрывает сложности самого термина и его многослойности.

Ведь в разных культурах существуют свои нормы морали, которые и определяют, за какие поступки человеку должно быть стыдно. Это удивительно, но определение слова "стыд" одинаково на всех языках в отличие от круга поступков, вызывающих данное негативное чувство. Особенно характерно испытывать эту эмоцию в культурах, где принята коллективная оценка происходящего. К таким культурам можно смело отнести Россию и Китай.

Как проявляется стыд?

Если определение слова "стыд" нам понятно, то, как проявляется это чувство, часто остается загадкой. Одинаково ли его проявление во всех культурах и обществах? Да, стыд практически всегда одинаков. Он вызывает учащенное сердцебиение, повышенное потоотделение, покраснение кожных покровов, сгорбленность. Часто люди закрывают руками лицо, пытаясь отгородиться от осуждающих взглядов даже тогда, когда они на них не направлены.

Когда впервые было классифицировано чувство стыда?

Несмотря на то что изучением данного чувства занялись совсем недавно, уже тысячелетия назад философы четко понимали, что такое стыд. Значение слова впервые встретилось ученым в трудах Аристотеля и Платона. Они считали, что это разновидность боязни подвергнуться чужому осуждению, в том числе и незаслуженному.

В дальнейшем данная эмоция была сведена к проявлениям чувства вины и не рассматривалась как отдельная.

Характеристика стыда как эмоции

Психологи доказали, что младенцы не испытывают такого чувства, как стыд. Значение этого слова незнакомо детям до семи лет. Из этого можно сделать вывод, что мы сами прививаем ребенку данное чувство, и оно становится постоянным и самым жестким цензором всех его последующих поступков в жизни.

Изначально ребенок не переживает стыд в полной мере, он осознает, что должен стыдиться и воспроизводит определенный алгоритм действий на совершенный плохой поступок. Это ограждает его от лишних обвинений со стороны взрослых, ситуация выглядит законченной. В дальнейшем малыш, которого часто стыдят, начинает непроизвольно испытывать данное чувство, сопровождающееся уже неподдельными переживаниями и эмоциями.

В первую очередь человек, которому стыдно, полностью сосредотачивается на себе. Он чувствует себя иным, чем все остальные люди - гораздо хуже и испорченнее. Привычка испытывать стыдливость каждый раз, когда возникает определенная критика со стороны, приводит к становлению личности крайне неуверенной в себе. Такой человек всегда будет слегка застенчивым и смущенным, он моментально замыкается в себе при любой попытке оценить его поступки.

Стыд - это механизм, способный удержать человека от поступков, которые общество ставит вне закона. В некоторых индивидуумах данное чувство развито особо остро и позволяет им четко соотносить свои действия с внутренними ощущениями и установками. К тому же, стыдливость не дает человеку морально разложиться в условиях вседозволенности. Это имеет отношение к людям, которые внезапно разбогатели. Одни из них продолжают вести правильную жизнь, а другие пускаются во все тяжкие и не могут усмирять свои желания.

Разрушающее действие стыда

Во многих случаях стыд является разрушающим фактором, который может полностью трансформировать личность. К примеру, у многих впечатлительных индивидуумов существует ложное чувство стыда. Чаще всего оно возникает не в результате поступков и действий, а из-за определенных дефектов во внешности или мнимых отрицательных черт характера. Обычно дефекты тоже не являются реальными, но в представлении человека они выглядят преувеличенно огромными и непреодолимыми. В этих случаях стыд заставляет человека войти в круг ложных сомнений и самобичевания, он съедает душу изнутри. Итогом такого поведения станет уничтожение личности как полноценного члена общества.

Человек начинает культивировать и приумножать свои комплексы, которые могут из мнимых превратиться в реальные, и окончательно связать душу с постоянным чувством стыда.

Стыд и вина: в чем отличия?

Обычный человек часто путает между собой чувство вины и стыда, даже психологи долгое время не проводили четкой границы между двумя этими понятиями. Но на самом деле они имеют довольно явные отличия.

Вина является чувством, которое возникает в результате неправильных действий. Оно подразумевает наказание, которое полностью искупает вину. То есть причиной вины всегда выступает поступок. В качестве искупления может подойти извинение, штраф или совокупность других действий.

Стыд же, имея под собой определенный поступок, заставляет индивидуума классифицировать себя как ущербного. Снизить уровень эмоционального накала в этом случае практически невозможно, пока человек не перестанет стыдиться. Это может быть в ближайшее время или спустя несколько лет. В большинстве случаев степень испытываемого стыда не соизмерима с содеянным проступком. Стыд в несколько раз превышает ущерб от действий индивидуума.

Стыд: причины появления

Психологи утверждают, что стыд очень тесно связан с возбуждением. Например, человек очень сильно чего-то хочет, он постоянно об этом думает и мечтает. В его голове уже сложился план получения желаемого, но в этот момент возникает понимание того, что, получив необходимое, человек совершит проступок. Именно тогда проявляется стыд, он тормозит эмоциональное возбуждение и не дает довести задуманное до конца.

Довольно часто люди испытывают стыд, когда они отличаются от других. В сознании человека заложено идентифицировать себя с другими членами общества, поэтому любое существенное отличие вызывает непонимание и самобичевание. Это может касаться внешности либо внутренних особенностей, связанных с умственным развитием или чертами характера.

Также часто стыдливостью страдают взрослые, которых в детстве постоянно подвергали порицанию. В этом случае стыд будет возникать без причины и сопровождать индивидуума всю жизнь. Критика со стороны близких людей является одной из самых распространенных причин появления стыда, причем критика должна исходить от людей, которые имеют влияние на конкретную личность.

Обратная сторона стыда

Психологи, активно изучающие феномен стыда, пришли к выводу, что излишняя стыдливость является причиной многочисленных проблем в человеческой психике. Известен такой термин, как "обратная сторона стыда". Он применяется тогда, когда стыд, точнее его ложные проявления, становятся причиной комплексов или культивирования определенных черт характера в излишне преувеличенной форме.

Например, человек мечтает добиться успеха и активно проявляет себя на публике, но ему внушают, что это стыдно. В итоге возникают противоречия между потребностями и муками совести, человек начинает ощущать себя ничтожеством. Он загоняет себя в ситуацию, когда любое решение будет неверным - муки совести заставляют ощущать себя неправильным, а невозможность реализовать себя приводит к еще более сильному чувству ненужности. Организм не выдерживает подобного давления и включает защитный механизм - гордыню. Она, в свою очередь, приводит к другой совокупности проблем.

Данный пример всего лишь один из многих, в данный момент психотерапевты активно изучают, насколько стыд влияет на формирование личности в целом.

Фразеологизмы о стыде

Значение стыда в развитии социума можно проследить по количеству различных поговорок и фраз, которые раскрывают суть этого чувства. В каждой культуре можно отыскать несколько десятков фразеологизмов, попадающих под тему статьи. Мы собрали несколько самых популярных из них и решили раскрыть их значение, которое, возможно, до сих пор оставалось для некоторых тайной.

Сгорать от стыда: значение фразеологизма

Эту фразу слышали практически все из нас, и хотя бы один раз в жизни употребляли ее самостоятельно в качестве оценки своих либо чужих поступков. Поэтому многим интуитивно понятно значение этой фразы. В словарях русского языка таким образом толкуют известную поговорку: сгореть от стыда - это значит, очень сильно стыдиться какого-либо сделанного поступка. Причем сгореть от стыда можно только при обнаружении проступка другими людьми. Этот факт обязателен в данном процессе.

В разных интерпретациях фраза звучит по-разному. Как правильно - "сгорать от стыда" или "сгореть со стыда"? Значение фразеологизма от этого не меняется, и, согласно правилам русского языка, верным являются оба варианта. Хотя второй относится к простонародному разговорному жанру, но не противоречит правилам.

Фраза имеет под собой вполне реальные физические проявления стыда. Ведь человек, уличенный в чем-либо, начинает обильно потеть и краснеет. Его будто что-то жжет изнутри и ему становится не по себе. К уже перечисленным симптомам добавляется удушье и желание спрятаться.

Стыд - не дым, глаза не выест: что это значит?

Слышали такую фразу: "Стыд - не дым, глаза не выест"? Значение этого фразеологизма довольно понятно, его уместно упоминать, когда человек хочет рассказать кому-либо что-то постыдное, но боится осуждения. Поэтому ему говорят данную фразу, означающую, что необходимо открыть правду и перетерпеть стыд, который не принесет существенного вреда человеческому организму.

Стоит отметить, что в культуре русского народа очень ценится стыдливость и совестливость. Трудно представить, на что способен бессовестный человек, поэтому отсутствие стыда считалось во времена самым тяжелым уродством души. Если человек способен испытывать стыд за свои поступки, то он способен духовно расти и может преодолеть любую ситуацию, даже созданную им самим.

Ведь на самом деле стыд глаза не выест, значение и предназначение данного чувства - это ограничение и предостережение от дурных поступков. А стыд в этом случае - всего лишь эмоция, призванная мотивировать и взращивать достойную человеческую личность.

"Стыд и срам": когда применяется фраза?

В русском языке слово "срам" имеет несколько значений. В первом оно употребляется как обозначение интимных частей тела, а во втором срамом называют дурные поступки, которые порицаются обществом. В некоторых источниках авторы ставят слова "стыд" и "срам" на один уровень, говорят о них, как о синонимах.

Когда применяется фраза "стыд и срам"? Значение фразеологизма трактуется как порицание, его применяют, обращаясь к конкретному человеку или группе людей, взывая к их совести и давая крайне негативную оценку их действиям.

Данная фраза часто встречается в русской литературе и довольно часто применялась в простонародной речи. Сейчас интенсивность использования фразеологизма не отслеживается, но по данным лингвистов и социологов можно сделать вывод, что фраза постепенно теряет свою былую частоту применения даже в быту.

Человеческая психика до сих пор во многом является загадкой для ученых, поэтому впереди нас ожидают большие открытия, которые могут принести массу новой информации о давно знакомых людям чувствах и эмоциях.

Стыд – это своего рода самонаказание, чувство, которое мы испытываем в некоторых ситуация, благодаря заложенным нам стереотипам поведения. Ощущение стыда поддерживает мораль, впитанная нами с воспитанием родителей, прочтением книг, просмотром фильмов и т.п. как избавиться от чувства стыда? И стоит ли? Какой стыд подразумеваете конкретно вы?

Можно ли избавиться от чувства стыда

Стыд, действительно, бывает разный. Стыд, который рожден неблаговидным поступком – полезное ощущение, которое позволяет нам определить, что такое «хорошо» и что такое «плохо», основываясь на той самой морали.

Избавиться от такого стыда поможет признание и заглаживание своей вины. А бывает ощущение стыда, появившееся в результате комплексов, с таким чувством бороться сложно, но нужно.

Что такое стыд

Стыд – это эмоция, появляющаяся у человека, как следствие осознания им несоответствия своего внешнего вида, поведения и поступков принятым в том или ином обществе нормам и ценностям. Влияние этой эмоции на самого человека напрямую зависит от степени ее выраженности.

Так, например, если слабо выраженный стыд способен предупредить негативные последствия действий, который человек мог бы совершить, то сильно выраженный – привести к принятию им необдуманных решений, например, решения о самоубийстве.

Ярко выраженная эмоция стыда влечет за собой исключительно негативные последствия, поэтому нет ничего удивительного в том, что многие начинают задумываться о том, как обойти ее стороной. Так все же избавиться от чувства стыда и вообще, можно ли это сделать? Большинство психологов утверждают, что можно. Достаточно лишь следовать нескольким несложным рекомендациям.

Как избавиться от чувства стыда - зависит от обстоятельств

· Если стыд – самонаказание за плохой поступок, то следует извиниться и постараться загладить свою вину. Посредством испытанного чувства вины, вы поймете, что поступили неверно и вам не хочется, чтобы так поступали с вами. А извинение позволит наладить пошатнувшийся баланс отношений.

· Следующим шагом следует простить себя. Это сложнее, чем простить своего обидчика, но справиться с этим нужно для преодоления чувства стыда. Ведь вы уже извлекли уроки из содеянного, к чему терзаться всю жизнь.

· Чтобы избавиться от чувства стыда, важно бороться со стеснительностью, вызванной неполноценной внешностью, инвалидностью, бедностью и прочими вещами, от которых никто не застрахован и имеет равные права на счастье и полноценную жизнь. Занимайтесь аутотренингом, обратитесь за поддержкой к психологу, любите себя такими, какие вы есть и знайте, что ваша уверенность в себе может творить чудеса.

· Есть еще один способ бороться с подобным стыдом. Например, полные люди могут заняться собой, сесть на диету, записаться в спортзал; люди с дефектами внешности могут обратиться за помощью к пластическим хирургам; для инвалидов существуют различные кружки и секции, где можно реализовать себя, несмотря на ограничения.

Стыд, как и другие эмоции, несомненно, нужен человеку, чтоб поддерживать в себе гармонию и равновесие. Но терзать себя недостаточной красотой внешности, бедностью и даже ограниченными возможностями – пустая трата времени.

Чтобы избавиться от чувства стыда, потратьте свои силы на то, чтобы добиться успеха в том, что вам нравиться и чтоб обрести уверенность в себе. А ваши недостатки и дефекты станут отличительными чертами, по которым вас будут узнавать, когда вы обретете популярность.

Советы психологов о том, как избавиться от чувства стыда

Признайте за собой право быть именно такими, какими вы являетесь. Самая глупая ошибка большинства людей заключается в том, что они пытаются быть идеальными в рамках своего понимания, забывая о том, что других людей – свои идеалы. Стремясь к воображаемому образу идеального человека, вы только впустую тратите свои жизненные силы и нервы, накапливаете недовольство собой и порождаете чувство стыда. Чтобы избежать всех указанных последствий, вам следует полюбить себя именно такими, какими вы являетесь сегодня.

Принимайте все недостатки окружающих вас людей. Осуждая кого-либо, вы рискуете сами попасть в ситуацию, в которой осудят вас. А оценки других людей существенно влияют на самооценку и способны породить все то же чувство стыда.

Откажитесь от ненужных сравнений. В данном контексте имеется в виду сравнение собственного поведения со своими личными ожиданиями или ожиданиями других людей. Отказавшись от сравнений и защитившись от переживаний относительно рассогласованности между значениями показателей «должно быть» и «есть в реальности», вы обретете гармонию с самим собой и перестанете испытывать стыд.

Постарайтесь установить конкретную причину испытываемого вами стыда. Оцените, насколько она адекватна, и если вам действительно есть, чего стыдиться, постарайтесь в кратчайшие сроки исправить все допущенные вами промахи и ошибки. Взгляните на проблему со стороны, отбросив, при этом, все негативные эмоции. Чтобы избавиться от чувства стыда, сформируйте четкое, объективное мнение о кризисной ситуации, после чего мысленно составьте план ее преодоления.

Если вас преследуют мысли о том, что ваш стыд безоснователен – еще раз обдумайте то событие, которое его породило. Возможно, реально виноваты в случившемся не вы, а другой человек. Не берите на себя ответственность за чужие проступки.

Если вы чувствуете, что не знаете, как избавиться от чувства стыда самостоятельно, – не стесняйтесь обратиться за помощью к близкому человеку, которому вы сможете полностью довериться. Не держите все свои чувства в себе, выговоритесь, изложите свою точку зрения относительно произошедшего. Посторонний человек не только поможет вам советом по выходу из проблемной ситуации, но и, наверняка, приведет несколько аргументов в вашу пользу. Обязательно прислушайтесь к ним, они успокоят вас и придадут вам силы.

Не старайтесь уйти от возникшей проблемы, прикладывайте все усилия к тому, чтобы ее разрешить. Вполне вероятно, что для этого вам придется столкнуться с породившей стыд ситуацией снова, лицом к лицу. Если хотите избавиться от чувства стыда, не бойтесь этого: только таким способом вы сможете закалить волю, полностью разобраться в своих чувствах и мыслях и избавиться от стыда.

Чаще же всего, причиной стыда становится пустяковое, не достойное внимания событие. Если подобное, время от времени, происходит с вами, то всякий раз вспоминайте о том, что жизнь прекрасна, и подобные мелочи ни при каких обстоятельствах не должны и не могут ее омрачать.

5 основных способов избавиться от стыда

Стыд – чрезвычайно неприятная, но знакомая всем эмоция. Стыд возникает неожиданно в самых различных ситуациях, а также имеет огромное количество проявлений и оттенков. В этой статье вы найдете некоторые основные советы, касающиеся того, как пережить стыд.

Наше общество зачастую использует стыд в качестве одного из воспитательных рычагов. Практически любой человек в своем детстве сталкивался с относящейся к нему фразой «Тебе не стыдно?!», за которой обычно следовало: «Что о тебе подумают люди?» Именно отсюда и берет свое начало эмоция стыда.

Нетрудно заметить, что за стыдом довольно часто стоит страх: страх показаться непривлекательным, стать отвергнутым, в целом это быть изгнанным из социума.

Стыд может быть очень сильным и не слишком, как правило, его степень зависит от определенной ситуации и от черт характера самого стыдящегося. Другими словами, чем сильнее зависим человек от мнения окружающих, тем сильнее будет его переживание стыда, и тем больше он будет стараться избежать «стыдных» ситуаций. Повод застыдиться найдется всегда, поэтому такие люди становятся робкими и замкнутыми.

Стыд, как правило, эмоция чрезвычайно вредная, мешающая раскрытию творческой индивидуальности, сковывающая личность человека рамками условностей. По этой причине можно воспользоваться несколькими общими советами о том, как избавиться от чувства стыда, .

Необходимо определить причины стыда. Он не пройдет сам по себе, пока вам не удастся понять, почему вы стыдитесь. Чтобы избавиться от чувства стыда, попробуйте разобрать сложную проблему на более мелкие, чтобы легче было бороться с ними.

Попытайтесь найти ответственного. Вполне возможно, что ваш стыд является безосновательным. Если хотите избавиться от чувства стыда, не стоит взваливать на себя все сразу. Возможно, есть человек, который виноват реально, найдите его и освободите самого себя от бремени.

Абстрагируйтесь. Нужно попробовать взглянуть на данную проблему со стороны, отметая при этом любые негативные эмоции. Постарайтесь сформировать объективное и четкое представление о произошедшей ситуации, а затем составьте план для преодоления кризиса.

Попросите помощи. Если вам не удается самостоятельно решить проблему, попросите помочь близкого, достойного доверия человека. Чтобы избавиться от чувства стыда, не держите эмоции в себе, старайтесь выговориться. Обязательно найдутся какие-либо оправдывающие вас аргументы, стоит прислушаться к ним.

Преодолевайте стыд. Не пытайтесь убежать от проблемы, лучше еще раз напрямую столкнуться с ней. Это поможет вам в борьбе и закалит волю. Возможно, что в последствии такая же ситуация не будет вызывать у вас столь сильных переживаний.

Помните, что жизнь прекрасна и многие мелочи просто не стоят вашего внимания. Если же вы не можете самостоятельно избавиться от чувства стыда, имеет смысл обратиться к психологу.