Избирательная кампания в рф кратко. Презентация на тему "избирательная кампания в рф"

1. Избирательная система – политический институт, обеспечивающий формирование выборных органов государственной власти.

2. Компоненты избирательной системы:

1. из­бирательное право – комплекс правовых норм о порядке выборов.

· в узком смысле слова – политическое право граждан избирать (активное) и быть избранным (пассивное избирательное право);

· в широком смысле слова – избирательные законы и подзаконные акты (инструкции), относящиеся к избирательному процессу

2.избирательный процесс (избирательная процедура) – комплекс действий в процессе выборов:

· подготовительная стадия (назначение даты выборов, регистрация и учет избирателей);

· выдвижение и регистрация кандидатов;

· предвыборная агитация и финансирование выборов;

3. процедура отзы­ва депутатов .

3. Принципы демократического избирательного права (выделены). Голосование может быть:

· всеобщее (все старше 18 лет, без цензов) – цензовое;

· тайное –открытое;

· непосредственное – многоступенчатое (косвенное, т.е. голосование за выборщика, а не депутата);

Выборы также должны быть свободными, состязательными, гласными, с точным сроком выборов .

4.Типы избирательных систем:

1) Мажоритарная система победившим считается кандидат (или список кандидатов), набравший предусмотренное законом большинство голосов.

1а. Мажоритарная система абсолютного большинства (50% плюс 1 голос и более; Австралия).

1б. Мажоритарная система относительного большинства (побеждает набравший голосов больше, чем каждый из его соперников - «система первого пришедшего к финишу»; США, Канада, Великобритания, Новая Зеландия).

1в. Совмещение разновидностей мажоритарной системы (Франция – на выборах депутатов парламента в первом туре голосования применяется система абсолютного большинства, а во втором - относительного.Вообще при мажоритарной системе возможно голосование в один, два и три тура).

2) Пропорциональная система голосование по партийным спискам и распределение мандатов (от лат. mandatum .ит - поучение - документ, удостоверяющий права или полномочия какого-либо лица, например депутата) между партиями строго пропорционально числу поданных голосов.

2а. Пропорциональная избирательная система на общегосударственном уровне (избиратели голосуют за политические партии в масштабе всей страны; избирательные округа не выделяются);

2б. Пропорциональная избирательная система, основывающаяся на многомандатных округах (депутатские мандаты распределяются основе влияния партий в избирательных округах).

3) Мажоритарно-пропорциональная (смешанная система) – половина мест парламента выбирается по мажоритарной, а половина по пропорциональной системе (выборы в Государственную Думу в 1993-2003 гг. по избирательным системам и )

5. избирательная кампания строго регулируется законом. Такая «этапизация» носит гораздо более структурированный и обязательный для выполнения характер. Вот некоторые ее важнейшие «ступени» в РФ:

Регистрация в Минюсте и в ЦИК избирательного объединения/блока;

Выдвижение федерального списка кандидатов избирательным объединением/блоком (выдвижение кандидатов по одномандатным округам непосредственно избирателями и избирательным объединением/блоком);

Избирательная система – совокупность правил, приемов, процессов, обеспечивающих и регулирующих легитимное формирование органов политической власти. Избирательная система определяет общие принципы организации выборов, а также способы перевода голосов избирателей в мандаты, властные должности. Основное назначение избирательной системы – обеспечить представительство воли народа, а также сформировать жизнеспособные и эффективные органы власти.

Основные избирательные системы

* мажоритарная (Великобритания, Франция, США): основана на принципе большинства; от каждого избирательного округа избирается один депутат, победителем на выборах признается тот, кто набрал наибольшее число голосов. Большинство голосов может быть абсолютным (50 % + 1голос) и относительным (больше, чем у соперника);

* система пропорционального представительства: предполагает распределение мест в парламенте в соответствии с количеством полученных на выборах голосов по партийным спискам;

* смешанная, пропорционально‑мажоритарная (ФРГ) : одна половина парламентариев избирается по мажоритарной системе в один тур (система относительного большинства), вторая – на основе пропорциональной системы по партийным спискам.

Принципы избирательного процесса: 1. свобода выборов предполагает отсутствие политического, административного, социально‑экономического, психологического и информационного давления на избирателей, активистов, кандидатов и организаторов выборов; 2. наличие выбора, альтернативных кандидатов; 3. состязательность выборов; 4. периодичность и регулярность выборов; 5. равенство возможностей политических партий и кандидатов.

Совокупность правовых норм, регулирующих указанные отношения, составляет самостоятельный правовой институт – избирательное право . В Российской Федерации основными источниками избирательного права являются Конституция, Федеральный закон от 19 сентября 1997 г. «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», федеральные законы о выборах Президента, депутатов Государственной Думы и другие.

Выборы – особый вид юридической деятельности, в которой участвуют граждане, общественные объединения, избирательные комиссии, иные субъекты права. В Российской Федерации проводятся выборы: * Президента Российской Федерации, *депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, * в органы государственной власти субъектов Российской Федерации (избираются глава исполнительного органа и депутаты представительного органа государственной власти), * в органы местного самоуправления (глава муниципального образования и депутаты представительного органа местного самоуправления), * в иные государственные и муниципальные органы в случаях, когда избрание этих органов непосредственно гражданами предусмотрено законодательством.

Принципы избирательного права Российской Федерации

1. Принцип свободы выборов : а) свобода волеизъявления каждого избирателя – гражданин выражает свою волю абсолютно свободно, без какого‑либо принуждения извне; б) свободные условия подготовки и проведения выборов, в частности, свобода предвыборной агитации, независимость избирательных комиссий от какого‑либо незаконного вмешательства в их деятельность, эффективная система защиты избирательных прав граждан и т. д.

2. Принципы участия граждан Российской Федерации в выборах: право гражданина избирать (активное избирательное право) и право быть избранным в органы государственной власти и местного самоуправления (пассивное избирательное право).

а) Всеобщее избирательное право. Гражданин Российской Федерации, достигший возраста 18 лет, вправе избирать, участвовать в предусмотренных законом и проводимых законными методами иных избирательных действиях, а по достижении возраста, установленного Конституцией и законодательством, – быть избранным в органы государственной власти и местного самоуправления. Избирательный ценз – устанавливаемые конституцией или избирательным законом условия для получения или осуществления избирательного права. Конституционной практике известны различные виды избирательных цензов: возрастной, оседлости, языковой и т. д. (Президентом России может быть избран гражданин не моложе 35 лет, депутатом Государственной Думы Федерального Собрания – не моложе 21 года, главой исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации – не моложе 30 лет.) Избирательные права на выборах в органы местного самоуправления предоставляются гражданам иностранных государств, с которыми заключен соответствующий международный договор. Не имеют права избирать, быть избранными граждане, признанные судом недееспособными или содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда.

б) Равное избирательное право. Граждане Российской Федерации участвуют на равных основаниях (все избиратели имеют на выборах равное количество голосов и равные возможности для реализации пассивного избирательного права; гражданин может быть включен в список избирателей только на одном избирательном участке; каждый избиратель голосует лично; избирательный округ – многомандатный и одномандатный, – территория, которая образована в соответствии с федеральными конституционными законами, федеральными законами, законами субъектов РФ и от которой непосредственно гражданами Российской Федерации избираются депутат (депутаты), выборное должностное лицо (выборные должностные лица).

в) Прямое избирательное право. Гражданин Российской Федерации голосует за кандидата непосредственно. Существуют прямые и косвенные (многостепенные) выборы, при которых граждане голосуют не за кандидатов, а за выборщиков, а те, в свою очередь, голосуют либо за вышестоящих выборщиков, либо за самих представителей.

г) Тайное голосование должно исключать возможность контроля за волеизъявлением избирателей и обеспечивается гарантиями: избирательные бюллетени заполняются избирателями в специально оборудованной кабине, где не допускается присутствие других лиц; заполненные бюллетени опускаются голосующим в избирательные ящики лично; при попытке нарушить тайну голосования член участковой избирательной комиссии немедленно отстраняется от участия в ее работе, а наблюдатель и иные лица удаляются из помещения для голосования.

д) Добровольность участия граждан в выборах. Никто не вправе оказывать воздействие на гражданина Российской Федерации с целью принудить его к участию или неучастию в выборах.

3. Принципы, обеспечивающие избирателям возможность реального выбора и контроля за соблюдением законности проведения выборов: а) гласность выборов; б) открытость и доступность выборов; в) альтернативность выборов.

4. Организационные принципы избирательного права

а) Подготовка и проведение выборов избирательными комиссиями (коллегиальные органы, формируемые в порядке и в срок, установленные законодательством, организующие и обеспечивающие подготовку и проведение выборов). В РФ действует четкая система избирательных комиссий: Центральная избирательная комиссия Российской Федерации, избирательные комиссии субъектов Российской Федерации, территориальные, окружные и участковые избирательные комиссии.

– Государственные служащие не могут составлять более одной трети от общего числа членов избирательной комиссии;

– В избирательную комиссию может быть назначено не более одного представителя от каждого из избирательных объединений, избирательных блоков.

б) Территориальный принцип организации выборов. Выборы проводятся по территориальным избирательным округам различных моделей, а голосование проводится на территориальных избирательных участках.

Основные стадии избирательного процесса (избирательный процесс – установленная законом система избирательных действий, осуществляемых в соответствии со специальной процедурой и в особые сроки).

1) Назначение выборов: выборы Президента Российской Федерации назначает Совет Федерации Федерального Собрания, депутатов Государственной Думы – Президент Российской Федерации; орган или должностное лицо, уполномоченные назначить выборы органов государственной власти субъекта Федерации либо органов местного самоуправления, определяется законом субъекта Федерации; срок выборов устанавливается соответствующим федеральным законом либо законом субъекта Федерации, при этом голосование может быть назначено только на календарный выходной (но не праздничный) день и решение о назначении выборов должно быть официально опубликовано в средствах массовой информации.

2) Образование избирательных округов (за исключением случаев, когда в зависимости от уровня выборов вся территория Российской Федерации, ее субъекта или муниципального образования является единым избирательным округом). Схему образования избирательных округов (их границы, номера, центры, численность избирателей) определяет избирательная комиссия в соответствии с уровнем выборов не позднее, чем за 70 дней до дня голосования; соответствующий представительный орган государственной власти, орган местного самоуправления утверждает схему образования избирательных округов не позднее, чем за 60 дней до дня голосования.

3) Образование избирательных участков. Образуются главой муниципального образования по согласованию с избирательными комиссиями за 30 дней до дня голосования из расчета не более чем 3 тысячи избирателей на каждом участке; для граждан РФ, находящихся на территориях иностранных государств, избирательные участки образуют руководители дипломатических представительств или консульских учреждений на территории страны их пребывания. Границы избирательных участков не должны пересекать границы избирательных округов. В местах временного пребывания граждан (больницах, санаториях, следственных изоляторах и т. д.) могут образовываться «закрытые» избирательные участки, где в голосовании принимают участие только избиратели, находящиеся в больнице, санатории, сизо и т. д. Военнослужащие, как правило, голосуют на общих избирательных участках. Однако в порядке исключения избирательные участки могут образовываться и в воинских частях. Списки избирательных участков с указанием их границ и номеров, мест нахождения участковых избирательных комиссий и помещений для голосования должны быть опубликованы главой муниципального образования не позднее, чем за 25 дней до дня голосования.

4) Образование избирательных комиссий. Центральная избирательная комиссия (ЦИК) Российской Федерации действует на постоянной основе и является юридическим лицом. Срок ее полномочий – четыре года. В состав ЦИК входят 15 членов, пять из которых назначаются Государственной Думой, пять – Советом Федерации, пять – Президентом Российской Федерации. Основные полномочия ЦИК: 1) руководство деятельностью избирательных комиссий по выборам в федеральные органы государственной власти; 2) контроль за соблюдением избирательных прав граждан; 3) распределение выделенных из федерального бюджета средств на финансовое обеспечение подготовки и проведения выборов, контроль их целевого использования; 4) оказание правовой, методической, организационно‑технической помощи избирательным комиссиям; 5) рассмотрение жалоб (заявлений) на решения и действия (бездействие) нижестоящих избирательных комиссий и принятие по ним мотивированных решений.

На постоянной основе, являясь юридическими лицами, действуют избирательные комиссии субъектов Российской Федерации . Они формируются на паритетных началах законодательными (представительными) и исполнительными органами государственной власти субъектов Федерации. Срок полномочий этих комиссий устанавливается региональным законом, однако он не может быть более пяти лет и менее срока полномочий законодательного (представительного) органа государственной власти соответствующего субъекта Федерации. Избирательные комиссии субъектов Российской Федерации обеспечивают реализацию и защиту избирательных прав граждан, а совместно с ЦИК осуществляют контроль за их соблюдением на подведомственной территории. Кроме того, 20 региональных избирательных комиссий обладают правом законодательной инициативы на соответствующей территории.

Территориальные избирательные комиссии организуют выборы на территории городов, районов и других административно‑территориальных единиц. Они могут также действовать в качестве избирательных комиссий муниципальных образований.

Окружные избирательные комиссии отвечают за подготовку и проведение выборов в соответствующем избирательном округе. Срок полномочий окружных избирательных комиссий, как правило, равен сроку полномочий органа, подготовку и проведение выборов в который осуществляют указанные избирательные комиссии.

Участковые избирательные комиссии организуют голосование на соответствующем избирательном участке. Их формирование осуществляется не позднее трех дней после образования избирательного участка, участка референдума. Через 10 дней со дня официального опубликования результатов выборов полномочия участковой избирательной комиссии прекращаются.

5) Составление списков избирателей на основе данных их регистрации (учета), которая осуществляется главой или уполномоченным должностным лицом муниципального образования, командиром воинской части, руководителем дипломатического представительства, консульского учреждения Российской Федерации по состоянию на 1 января и 1 июля каждого года. В списки избирателей включаются лица, обладающие на день голосования активным избирательным правом, постоянно или преимущественно, а в случаях, предусмотренных законодательством, временно проживающие на территории соответствующего избирательного участка. Гражданин Российской Федерации, обладающий активным избирательным правом, вправе заявить в участковую избирательную комиссию о невключении его в список избирателей, о любой ошибке или неточности в списке избирателей. Вносить какие‑либо изменения в списки избирателей после окончания голосования запрещается.

6) Выдвижение кандидатов (списков кандидатов). При проведении выборов по мажоритарной избирательной системе кандидаты могут быть выдвинуты избирателями соответствующего избирательного округа, в порядке самовыдвижения, избирательными объединениями или блоками. При проведении выборов по пропорциональной избирательной системе – избирательными объединениями (политическая партия, политическая организация, политическое движение), которые должны быть в установленном законом порядке созданы и зарегистрированы на уровне, соответствующем уровню выборов, или более высоком уровне, а его действующий устав зарегистрирован не позднее, чем за один год до дня голосования; избирательными блоками. Период выдвижения кандидатов должен составлять: не менее 45 дней – при выборах Президента Российской Федерации, депутатов Государственной Думы; не менее 30 дней – при выборах в органы государственной власти субъектов Российской Федерации; не менее 20 дней – при выборах в органы местного самоуправления, глав и иных должностных лиц муниципальных образований.

7) Сбор подписей в поддержку кандидатов (списков кандидатов) – своеобразная форма предварительного отбора кандидатов. Количество подписей, которые должны быть собраны в поддержку кандидата (списка кандидатов), устанавливается соответствующим федеральным законом либо законом субъекта Федерации, но в пределах 2 процентов от числа избирателей соответствующего избирательного округа. Подписи собираются только среди избирателей, обладающих активным избирательным правом в том избирательном округе, в котором кандидат дает согласие на выдвижение. Принуждение в процессе сбора подписей, вознаграждение избирателей за внесение подписи не допускаются. Избиратель, ставя подпись в подписном листе, собственноручно указывает в нем свои фамилию, имя, отчество, адрес места жительства, серию и номер паспорта или заменяющего его документа, дату внесения подписи.

8) Регистрация кандидатов (списков кандидатов) осуществляется соответствующими избирательными комиссиями при наличии необходимого количества собранных в их поддержку подписей избирателей, которые подлежат проверке. Кандидат может быть зарегистрирован только по одному избирательному округу. Зарегистрированный кандидат обладает особым статусом: не может быть по инициативе администрации (работодателя) уволен с работы или без его согласия переведен на другую работу; время участия зарегистрированного кандидата в выборах засчитывается в общий трудовой стаж по той специальности, по которой он работал до регистрации кандидатом; не может быть привлечен без согласия прокурора (соответственно уровню выборов) к уголовной ответственности, арестован или подвергнут мерам административного взыскания, налагаемым в судебном порядке.

9) Предвыборная агитация: граждане РФ, общественные объединения, политические партии вправе в допускаемых законом формах и законными методами вести агитацию за участие в выборах, за или против любого зарегистрированного кандидата (за список кандидатов или против него). Формы предвыборной агитации: 1) через средства массовой информации (выступления по радио, телевидению, в периодических печатных изданиях, участие в проводимых СМИ дискуссиях, круглых столах и т. д.); 2) путем проведения массовых мероприятий (собраний и встреч с гражданами, публичных дебатов и дискуссий, митингов, демонстраций, шествий); 3) выпуск и распространение агитационных печатных материалов; 4) иные установленные законом формы.

Не могут участвовать в предвыборной агитации члены избирательных комиссий с правом решающего голоса, государственные органы, органы местного самоуправления, благотворительные организации, религиозные объединения, а также лица, замещающие государственные и муниципальные должности, государственные и муниципальные служащие, военнослужащие при исполнении ими своих должностных или служебных обязанностей.

Предвыборная агитация начинается со дня регистрации кандидата (списка кандидатов) и прекращается в ноль часов за сутки до дня голосования. В течение трех дней до дня голосования, а также в день голосования запрещается публикация в средствах массовой информации результатов опросов общественного мнения, прогнозов результатов выборов, иных исследований, связанных с выборами. Все агитационные печатные материалы должны содержать наименования и адреса организаций, изготовивших и заказавших данные печатные материалы, а также информацию об их тираже и о дате их выпуска. Распространение анонимных печатных материалов не допускается. Зарегистрированные кандидаты, избирательные объединения и блоки, доверенные лица с момента их регистрации и до опубликования результатов выборов не вправе заниматься благотворительной деятельностью.

10) Голосование: для проведения выборов избиратель получает избирательный бюллетень – документ строгой отчетности, который содержит в алфавитном порядке фамилию, имя, отчество, год рождения, адрес места жительства, основное место работы или службы, род занятий каждого зарегистрированного кандидата, информацию о том, кем выдвинут данный кандидат; на лицевой стороне в правом верхнем углу ставятся подписи двух членов участковой избирательной комиссии, которые заверяются печатью участковой избирательной комиссии; выдаются избирателям по предъявлению паспорта или заменяющего его документа. Участковая избирательная комиссия обязана обеспечить возможность участия в голосовании избирателям, которые не могут самостоятельно по уважительным причинам (по состоянию здоровья, инвалидности и другим причинам) прибыть в помещение для голосования. Основанием для организации такого голосования является заявление гражданина. Избирателю, который в день голосования будет отсутствовать по месту своего жительства, должна быть предоставлена возможность проголосовать досрочно.

11) Подсчет голосов и определение итогов выборов начинается сразу после окончания времени голосования и проводится открыто, гласно, без перерыва до установления итогов голосования. Об итогах голосования участковая избирательная комиссия составляет протокол, копия которого выдается членам избирательной комиссии, наблюдателям, представителям средств массовой информации. После окончания подсчета голосов протоколы немедленно доставляются в вышестоящую избирательную комиссию.

Выборы признаются несостоявшимися , если: в выборах приняло участие меньшее число избирателей, чем это предусмотрено соответствующим избирательным законом; число голосов, поданных за кандидата, набравшего наибольшее число голосов по отношению к другим кандидатам, меньше числа голосов, поданных против всех кандидатов; ни один из списков кандидатов не получил необходимого для участия в распределении мандатов количества голосов избирателей.

Выборы признаются недействительными , если: допущенные при проведении голосования или установлении его итогов нарушения не позволяют с достоверностью установить результаты волеизъявления избирателей; выборы признаны недействительными не менее чем на одной четвертой части избирательных участков; по решению суда.

12) Повторное голосование и повторные выборы не являются обязательными стадиями избирательного процесса. Повторное голосование проводится в случае, если ни один из зарегистрированных кандидатов не набрал по итогам основного голосования установленного законом количества голосов избирателей. В повторном голосовании, как правило, принимают участие два кандидата, набравшие по результатам первого голосования наибольшее число голосов по отношению к другим кандидатам. Временной интервал между первым и повторным голосованием обычно составляет от одной до трех недель.

13) Опубликование итогов голосования и результатов выборов. Общие данные о результатах выборов по избирательному округу направляются в средства массовой информации в течение одних суток после определения результатов выборов. Официальное опубликование результатов выборов с указанием количества голосов, полученных каждым кандидатом (списком кандидатов) и поданных против всех кандидатов, осуществляется не позднее одного месяца со дня голосования. Официальное опубликование полных данных о результатах выборов (с указанием итогов голосования в субъектах Российской Федерации, муниципальных образованиях и т. д.) осуществляется в течение трех месяцев со дня голосования.

Политический процесс

Политический процесс: 1) динамическая характеристика всей политической системы в целом, последовательная смена ее состояний, стадий развития; 2) деятельность людей в различных группах по поводу борьбы за власть и ее использования для достижения своих индивидуальных и групповых интересов; 3) последовательная, внутренне связанная цепь политических событий и явлений, а также совокупность последовательных действий различных субъектов политики, направленных на завоевание, удержание, укрепление и использование политической власти в обществе.

Типологизация политических процессов

* в рамках сравнительной политологии (Л. Пай ): связывает принципиальные различия политического развития западных и незападных стран с культурным «кодом», который определяет практические ориентации и поведение населения в них;

* культурная неоднородность западных обществ создает основу для существования двух версий политического процесса:

– выделяют два «идеальных типа» политического процесса (М. Вебер ), которые соответствуют двум типам политической культуры: неэтатистской (демократической) и этатистской (технократической, элитарной);

– две политико‑культурные ориентации обуславливают две интерпретации политических процессов:

а) горизонтально организованный политический процесс – строится на организации формального равенства и относительной автономности его главных участников и представлен политической властью, правительством и группами давления;

б) вертикально организованный политический процесс – характеризуется стихийным проявлением интересов, потребностей, образа мыслей масс, которым противостоит государственная власть, организованная система ценностей и политическая наука; способностью управляющих согласовывать интересы различных групп общества, гарантировать определенную степень свободы общества;

* по способам достижения динамического равновесия политической системы в ходе ее преобразований:

технократический . Среди факторов политических изменений предпочтение отдается политическим технологиям и процедурам: нормам, традициям, процедурам принятия политических решений, способам легитимного наделения властью. Данный тип сложился в странах с относительно высокой однородностью культурной среды – в англосаксонских странах. Приверженность большинства населения традициям обеспечивает стабильность политической системы, сохранение высокой эффективности ее политических институтов, поскольку лидеры выступают в качестве носителя интересов тех институтов, которые они непосредственно представляют.

идеократический политический процесс характерен для традиционных обществ, где отсутствуют автономная личность, развитая дифференциация политических ролей и функций, находящихся на начальной стадии модернизации. Интегрировать разнородное в этнокультурном и социально‑экономическом отношениях общество можно на основе общенациональной идеи.

харизматический политический процесс характерен для восточной культурной традиции, в рамках которой абсолютизируются роль и статус политического лидера, а нередко его просто обожествляют. Харизматический тип политических изменений бывает эффективным при условии, если дополняется технократическим и идеократическим политическими процессами.

Основные виды политических процессов

– формирование органов политической системы: в ходе него создаются ранее не существовавшие политические учреждения и устанавливаются регулируемые специальными нормами отношения между ними;

– воспроизведение компонентов и признаков политической системы в процессе ее функционирования: политическая жизнь складывается не только из непрерывного обновления, возникновения ранее не существовавших политических отношений и институтов, но и из действий по поддержанию этих отношений в стабильном состоянии через использование таких механизмов, как традиции, процедуры, юридические и идеологические предписания;

– принятие и исполнение политических решений, определяющих задачи и способы их решений, осуществляющих выбор средств достижения политических целей, направления политических действий.

Взаимосвязь этих процессов рождает сложное сочетание действий, направленных на обеспечение постоянства, незыблемости политических отношений и их изменения, на придание им динамики, обновления.

Экстремальные виды политического процесса различают по социальному составу, степени интенсивности, длительности, по возможности успеха, уровню организованности, духовным и психологическим импульсам, которые вдохновляют участников:

а) восстание: любому восстанию присущ некоторый уровень организованности, большую роль здесь играют руководители, выдвигающие определенные цели. Эти цели находят обоснование в несложной программе, лозунгах.

б) бунт: массовое действие, имеющее очень высокую степень интенсивности, активности его участников, но еще больше ограничено временем протекания, а также проблемой, причиной, его вызвавшей; почти всегда ответная реакция на какие‑либо экстраординарные действия представителей господствующих политических групп, государственных органов, не перерастающая ограниченных задач сопротивления отдельным действиям правительства.

в) мятеж: по степени интенсивности, эмоциональной напряженности близок к бунту, но в отличие от него имеет более ограниченное число участников. Мятеж возникает как результат продуманной, целенаправленной подготовки определенной группы лиц, носит вооруженный характер, ставка делается на военную силу, и основное ядро мятежников обычно составляет армия. Человек подчинен эмоциям, а его действия все более теряют связь с реальными условиями и возможностями общества.

г) путч выражается в вооруженных действиях, не опирающихся ни на широкую поддержку, ни на учет ситуации, ни на продуманную программу.

* Локально‑региональные и глобальные процессы (взаимные переходы).

* Стабильные и кризисные процессы.

* Легальные и «теневые» процессы.

Основные компоненты политического процесса: функционирование государственных институтов (правительство и полиция, парламент и спецслужбы, деятельность партий и групп давления, индивидуальная активность граждан); взаимосвязь сознательной и стихийной деятельности, то есть регулируемых государством действий и спонтанных акций групп граждан и отдельных индивидов.

Политическое решение – это осуществляемый в коллективной или индивидуальной форме процесс определения задач политического действия, этапов, способов их достижения, связи с реализацией власти.

Функции политического решения: 1) координация – согласование усилий разнородной массы людей, действующих в постоянно изменяющихся обстоятельствах; 2) корреляция – внесение изменений в тактику движения, особенно при появлении новых обстоятельств, условий деятельности, затрудняющих или облегчающих реализацию поставленной задачи; 3) программирование – осуществление выбора эффективного способа сочетания целей и средств, что в политическом процессе заключается в поиске наиболее рационального варианта деятельности.

Планирование политического процесса:

Согласование целей и этапов деятельности политических институтов и движений, вовлеченных в данный политический процесс;

Доведение до возможно большего числа его участников программы действий;

Оценки обстановки, в которой будет разворачиваться политическое действие с целью выявления ее основных доминант, узлов взаимодействия противоречий и интересов, от воздействия на которые зависит успех намечаемого политического действия;

Принятие мер по созданию соответствующего психологического настроя участников политического процесса, который бы способствовал, стимулировал их действия в направлении реализации выбранной цели.

Причины политических конфликтов: различия интересов, соперничество и борьба социально‑профессиональных, этноконфессиональных, элитных и иных групп, слоев, общностей и индивидов в процессе приобретения, перераспределения и реализации политико‑государственной власти, овладения и использования ведущих позиций в институтах и структурах этой власти. Политические конфликты связаны с сознательно формулируемыми целями, направленными на перераспределение власти.

Виды конфликтов: между исполнительной и законодательной властью на разных уровнях; внутрипарламентский; между различными звеньями управленческого аппарата, между целями управленческой деятельности и структурными ограничениями управленческих возможностей; между группами (партиями), придерживающимися разных идеологических или политических установок.

Политический порядок – это комплекс мероприятий, создающих благоприятные условия для эффективного и целесообразного функционирования и развития политической системы общества, это состояние урегулированности политических процессов. Политический порядок характеризует состояние политической системы, ее способность к политической мобилизации и осуществлению запланированных акций.

Политическое участие

Политическое участие – 1) действия, посредством которых рядовые члены любой политической системы влияют или пытаются влиять на результаты ее деятельности (Дж. Нагель ); 2) «всякая деятельность, добровольно осуществляемая гражданами с целью оказать влияние на принятие решений на различных уровнях политической системы; участие в политике понимается, прежде всего, как осознанная целенаправленная деятельность» (М. Каазе ); 3) влияние граждан на функционирование политической системы, формирование политических институтов и процесс выработки политических решений.

К политическому участию относятся собственно политические действия, а не поступки, которые могут вызывать политические последствия. Практические и целенаправленные формы политического участия характеризуются масштабностью и интенсивностью.

Теории политического участия

1. Теория рационального выбора: главным субъектом политического участия является свободный индивид, стремящийся к максимальной реализации своих интересов и эффективно действующий во имя достижения собственных целей. Под интересом индивида понимается стремление обеспечить личное благополучие, и участие индивида в политике возможно при условии, что возможные доходы от участия будут превышать издержки. Этот принцип получил название «максимизации выгоды».

2. Мотивационные теории политического участия: к наиболее общим мотивам политического участия относят идеологический (личность участвует в политической жизни, разделяя и поддерживая официальную идеологию общества); нормативный (поведение индивида основывается на признании силы власти, выработанном в процессе политической социализации); ролевой (связан с социальной ролью, социальным положением индивида в существующей политической системе; чем ниже социальное положение личности, тем более вероятным становится ее радикальный настрой против существующей власти).

3. Теории социальных факторов политического участия: исследуется взаимосвязь и влияние на политическое участие таких факторов, как уровень социально‑экономического равенства и возможности социальной мобильности, стабильность и другие.

4. «Мичиганская модель» электорального участия (партийная идентификация избирателей формируется через политическую социализацию, главным агентом которой является семья).

5. Психологическая школа: делает акцент на мотивах и установках индивида.

Разновидностью активности субъектов, действия которых носят мотивированный характер, является политическое поведение – непосредственное взаимодействие участников политической деятельности.

Уровни и типы политического участия:

* Реакция (позитивная или негативная) на импульсы, исходящие от политической системы, от ее институтов или их представителей, не связанная с необходимостью высокой активности человека; эпизодическое участие в политике.

* Деятельность, связанная с делегированием полномочий: участие в выборах (местного или государственного уровня), референдумах и т. д.

* Участие в деятельности политических и примыкающих к ним общественных организаций: партий, групп давления, профсоюзов, молодежных политических объединений и других.

* Выполнение политических функций в рамках государственных институтов, включая средства массовой информации.

* Профессиональная, руководящая политико‑идеологическая деятельность.

* Участие во внеинституциональных политических движениях и акциях, направленных на коренную перестройку существующей политической системы.

Началом официальной избирательной кампании является назначение даты выборов. В законах определено, что выборы Президента РФ назначаются Советом Федерации, а выборы Государственной Думы — Президентом РФ. В субъектах Российской Федерации дату выборов законодательного органа власти назначает глава субъекта. Аналогичный порядок действует и в муниципальных образованиях. Здесь главы муниципалитетов (высшие должностные лица) назначают дату выборов представительного органа власти.

  • Образование избирательных округов и избирательных участков

Избирательные округа — территория, от которой непосредственно гражданами избирается депутат (депутаты) или выборное должностное лицо (выборные должностные лица).

Избирательные округа могут быть многомандатными (от каждого округа выбирается несколько депутатов) и одномандатными (от каждого округа избирается только один депутат). Выборы Президента РФ, равно как и выборы депутатов Государственной Думы (согласно закону от 2005 г.), осуществляются по единому избирательному округу, которым является вся территория страны. Этот единый избирательный округ получил название федерального округа.

Избирательный участок — это территориальная единица, образуемая для проведения голосования и подсчёта голосов.

Участки создаются в пределах избирательного округа и не должны пересекать его границ. Они обычно располагаются в каком-либо общественном здании, чаще всего в здании школы. Избирательные участки должны включать не более 3 тыс. избирателей. В местах временного пребывания избирателей (в больницах, санаториях и пр.), в труднодоступных районах, на судах, находящихся в плавании, могут образовываться небольшие избирательные участки. Военнослужащие голосуют на общих избирательных участках. Однако в некоторых воинских частях, согласно закону, могут создаваться и отдельные участки. Каждому избирательному участку присваивается определённый номер.

  • Формирование избирательных комиссий

Подготовку и проведение выборов в России призваны осуществлять избирательные комиссии :

Центральная избирательная комиссия (ЦИК, Центризберком) РФ

избирательные комиссии субъектов РФ

территориальные (районные, городские и др.) комиссии

избирательные комиссии муниципальных образований

участковые избирательные комиссии

Они формируются в основном органами государственной власти или местного самоуправления, но действуют независимо и самостоятельно от этих органов при их активной поддержке. Деятельность избирательных комиссий осуществляется гласно и открыто под руководством ЦИК РФ. Она назначается сроком на пять лет и включает 15 членов. ЦИК: помогает другим комиссиям, контролирует их; распределяет выделенные государством для выборов финансовые средства, а также эфирное время между соперниками на федеральных выборах.

  • Составление списков избирателей

Все граждане-избиратели заносятся в списки по участкам, которые составляются избирательными комиссиями на основании данных, представляемых главой муниципального образования, командиром воинской части и т. д. Эти сведения направляются в участковые избирательные комиссии, проверяются и уточняются, после чего представляются для публичного ознакомления. Каждый гражданин может быть включён только в один список избирателей.

  • Выдвижение и регистрация кандидатов в депутаты или на выборную должность

Право выдвигать кандидатов для избрания в представительные органы обладают политические партии, имеющие право участвовать в выборах. Допустимо самовыдвижение граждан, если это разрешено законом субъекта РФ.

Партии выдвигают кандидатов (списки кандидатов) на своих съездах и конференциях.

  • Предвыборная агитация

Предвыборная агитация — это деятельность, имеющая целью побудить избирателей к участию в выборах, к голосованию за тех или иных кандидатов, те или иные списки кандидатов или против них.

Кандидат, политическая партия выдвигают свою предвыборную программу (обещания) — совокупность положений, направленных на решение важных проблем страны, региона и др. Она даёт представление избирателю о том, в каком русле будет осуществляться работа по улучшению его жизни в случае победы кандидата, партии на выборах. Каждый стремится довести до избирателей положительную информацию о себе, своей программе и её преимуществах по сравнению с другими, ответить на критику со стороны своих оппонентов. Проводятся массовые мероприятия: собрания, шествия, публичные дискуссии, пресс-конференции и т. д. Широко используется политическая реклама, показываются видеофильмы о кандидатах, распространяются листовки и другие агитационные материалы.

При проведении агитации всем кандидатам, политическим партиям должны быть обеспечены равные условия . С этой целью им предоставляется одинаковый объём бесплатного эфирного времени на каналах радио и телевидения, а также одинаковый объём печатной площади в периодических изданиях.

Предвыборная агитация прекращается за сутки до дня голосования.

  • Голосование и установление результатов голосования

Избиратель в день голосования приходит на избирательный участок, получает избирательный бюллетень и отмечает в нём тех, кого желает избрать. Бюллетени опускаются в урну для голосования. После завершения времени, отведённого на голосование, участковая избирательная комиссия под контролем наблюдателей распечатывает урны и производит подсчёт голосов.

Результаты выборов определяются в зависимости от избирательной системы: при пропорциональной системе выборов партии, прошедшие заградительный барьер (5%), получают возможность сформировать фракции в Государственной Думе. Итоги голосования официально публикуются соответствующей избирательной комиссией, в масштабе России — Центризбиркомом РФ. Избранные депутаты регистрируются и им выдаются удостоверения.

  • Финансирование выборов и представление отчётов о расходовании средств на эти цели

Подготовка и проведение выборов финансируются за счёт средств государственного бюджета (федерального или субъектов РФ). Кроме этого, каждый кандидат, политическая партия для проведения избирательной кампании создают свой избирательный фонд. Таким образом, в России установлено как государственное финансирование выборов, так и использование средств из негосударственных источников. Государственные средства делятся на две части. Одна используется избирательными комиссиями непосредственно или по их указаниям. Другая может передаваться партиям и кандидатам в их избирательные фонды. Избирательный фонд формируется: из собственных средств кандидата, политической партии; из средств, выделенных кандидату выдвинувшей его партией; из добровольных пожертвований граждан и юридических лиц.

Избирательные комиссии, кандидаты, партии обязаны вести учёт всех поступлений и расходов. Закон устанавливает предельную сумму фонда, которую можно израсходовать кандидату или партии, в том числе при повторном голосовании.

На фото первый президент СССР Михаил Горбачев и первый президент Российской Федерации Борис Ельцин

Избирательная система - особый политический институт, связанный с организацией выборов политических деятелей, способом проведения голосования и определения его результатов, а также с распределением мандатов между партиями.

Существует два важнейших компонента избирательной системы: избирательное право (комплекс правовых норм о порядке выборов) и избирательный процесс (комплекс действий в процессе выборов).

Сегодня большинство политологов выделяют основные принципы демократического избирательного права:
Принцип равенства (все избиратели и кандидаты имеют в процессе выборов равные права).
Принцип всеобщности (любой дееспособный гражданин имеет право избирать и быть избранным).
Принцип тайного голосования (все выборы проводятся тайно, избиратель имеет право не сообщать о сделанном им выборе).

Принцип непосредственности (избиратель голосует непосредственно за депутата, а не за выборщика).
Принцип состязательности (выборы проводятся на альтернативной основе).
Принцип гласности (общественность осуществляет контроль за проведением выборов).
Принцип свободы выборов (любой гражданин участвует в выборах добровольно).
Принцип ограничения срока выборов (выборы нельзя откладывать или переносить, если для этого нет веских причин).

Избирательный процесс-практически-организационный компонент избирательной системы, базирующийся на избирательном праве и включающий несколько последовательно осуществляемых стадий (этапов).

Избирательная кампания-это деятельность по подготовке и проведению выборов, осуществляемая в период со дня официального опубликования решения о проведении выборов до дня предоставления избирательной комиссией, организующей выборы, отчётов об итогах голосования и расходовании средств соответствующего бюджета, выделенных на подготовку и проведение выборов.

Важнейшие стадии (этапы) избирательного процесса в РФ

1. Назначение даты выборов.
Выборы Президента РФ назначаются Советом Федерации, а выборы Государственной Думы - Президентом РФ. В субъектах Российской Федерации дату выборов законодательного органа власти назначает глава субъекта. Главы муниципалитетов назначают дату выборов представительного органа власти.

2. Образование избирательных округов и избирательных участков.
Избирательные округа-территория, от которой непосредственно гражданами избирается депутат (депутаты) или выборное должностное лицо (выборные должностные лица).

Избирательный участок -это территориальная единица, образуемая для проведения голосования и подсчёта голосов.

Избирательные участки должны включать не более 3 тыс. избирателей. В местах временного пребывания избирателей (в больницах, санаториях и пр.), в труднодоступных районах, на судах, находящихся в плавании, могут образовываться небольшие избирательные участки. Каждому избирательному участку присваивается определённый номер.

3. Формирование избирательных комиссий.
Подготовку и проведение выборов в России призваны осуществлять избирательные комиссии: Центральная избирательная комиссия (ЦИК, Центризберком) РФ избирательные комиссии субъектов РФ избирательные комиссии муниципальных образований окружные избирательные комиссии территориальные (районные, городские и др.) комиссии участковые комиссии.

Деятельность избирательных комиссий осуществляется гласно и открыто под руководством ЦИК РФ, которая 1) помогает другим комиссиям, 2) контролирует их, 3) распределяет выделенные государством для выборов финансовые средства, а также эфирное время между соперниками на федеральных выборах.

4. Составление списков избирателей.
Все граждане-избиратели заносятся в списки по участкам. Списки составляются избирательными комиссиями на основании данных, представляемых главой муниципального образования, командиром воинской части и т. д. Каждый гражданин может быть включён только в один список избирателей.

5. Выдвижение и регистрация кандидатов в депутаты или на выборную должность.
Правом выдвигать кандидатов для избрания в представительные органы власти на различные должности пользуются граждане (включая самовыдвижение) и политические партии. Согласно закону (2004 г.) партия должна насчитывать не менее 50 тыс. членов и иметь региональные отделения во всех субъектах РФ. Партии выдвигают кандидатов (списки кандидатов) на своих съездах и конференциях.

6. Проведение предвыборной агитации.
Предвыборная агитация - это деятельность, имеющая целью побудить избирателей к участию в выборах, к голосованию за тех или иных кандидатов, те или иные списки кандидатов или против них.

Предвыборная программа (обещания) - совокупность положений, направленных на решение важных проблем страны, региона, выдвигаемая кандидатом на избрание или политической партией.

Она представляет избирателю основные направления по улучшению его жизни в случае победы кандидата, партии на выборах.

В период предвыборной агитации проводятся массовые мероприятия: собрания, шествия, публичные дискуссии, пресс-конференции. Широко используется политическая реклама, показываются видеофильмы о кандидатах, распространяются листовки и другие агитационные материалы. Предвыборная агитация прекращается за сутки до дня голосования.

7. Голосование и установление результатов голосования.
Избиратель в день голосования приходит на избирательный участок, получает избирательный бюллетень и отмечает в нём тех, кого желает избрать. Бюллетени опускаются в урну для голосования. После завершения времени, отведённого на голосование, участковая избирательная комиссия под контролем наблюдателей распечатывает урны и производит подсчёт голосов.

Результаты выборов определяются в зависимости от избирательной системы: при пропорциональной системе выборов партии, прошедшие заградительный барьер (7%), получают возможность сформировать фракции в Государственной Думе, федеральному списку кандидатов, получившему от 6 до 7% голосов избирателей, передаются два депутатских мандата, список, набравший от 5 до 6% голосов, получает один депутатский мандат.

8. Финансирование выборов и предоставление отчётов о расходовании средств на эти цели.
Финансирование избирательной кампании осуществляется за счёт средств государственного бюджета (федерального или субъектов РФ). Кроме этого, каждый кандидат, политическая партия (избирательное объединение) для проведения избирательной кампании создают свой избирательный фонд. Избирательные комиссии, кандидаты, партии обязаны вести учёт всех поступлений и расходов. Закон устанавливает предельную сумму фонда, которую можно израсходовать кандидату или партии, в том числе при повторном голосовании.

Слайд 2

Мы повторяем

Демократия- политический режим, предполагающий признание равенства и свободы всех людей, активное участие народа в политической жизни страны. Две формы демократии: прямая (непосредственная) и косвенная (представительная).

Слайд 3

Институтами прямой демократии, в рамках которой народ непосредственно принимает политические решения и осуществляет свою власть, являются выборы, референдумы, митинги, шествия, демонстрации, пикетирования, обращения в органы власти (петиции). Представительная демократия подразумевает возможность народа осуществлять свою власть через своих представителей в различных государственных органах. Особую роль играет парламент- высший законодательный и представительный (выборный орган власти в стране).

Слайд 4

Избирательное право

может быть активным (право избирать-18 лет) и пассивным (право быть выбранным- депутатом (21 год;президентом-35 лет (возрастной ценз) непрерывное проживание на территории РФ не менее 10 лет-это ценз осёдлости). Оно может быть ограничено цензами: возрастными, национальными, расовыми, имущественными, сословными, осёдлости (зависит от времени проживания в избирательном округе). В РФ допускается возрастной ценз и ценз осёдлости.

Слайд 5

Принципы избирательного права

1)Всеобщее избирательное право, т.е. участвовать могут все граждане, достигшие определённого возраста (как правило, 18 лет), независимо от пола, расы, национальности. В РФ не могут участвовать в выборах: 1)признанные недееспособными по решению суда; 2)содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда

Слайд 6

2)Равное избирательное право, т.е.один избиратель- один голос.

3)Прямое избирательное право, т.е. каждый избиратель голосует непосредственно сам за избираемого кандидата. 4) Тайное голосование, т.е. отсутствует контроль за волеизъявлением граждан. Другие принципы: свобода выборов, добровольное участие в них, гласность и общественный контроль, альтернативность, т.е. возможность выбора.

Слайд 7

Президент избирается сроком на 6 лет, депутаты Государственной Думы сроком на 5 лет (поправки в Конституцию от 30.12.2008 г.)

Выборы в Государственную Думу назначает президент, выборы президента назначает Совет Федерации- высшая палата парламента -Федерального Собрания.

Слайд 8

Существует два способа принять участие в выборах

Как самовыдвиженец. Гражданин Российской Федерации может выдвинуть свою кандидатуру, но при условии поддержки его выдвижения группой избирателей. Такому кандидату для регистрации сначала необходимо создать и зарегистрировать в ЦИК группу избирателей в количестве не менее 500 граждан Российской Федерации, обладающих активным избирательным правом. Затем, чтобы быть допущенным к выборам, ему надо собрать и представить в Центральную избирательную комиссию не менее 2 миллионов подписей избирателей (причём количество представленных подписей не должно превышать 2,1 миллиона, а на один субъект Российской Федерации должно приходиться не более 50 тысяч подписей). Как кандидат от зарегистрированной политической партии. Кандидата выдвигает съезд партии. Кандидатам от тех партий, которые не представлены в Государственной Думе текущего созыва, чтобы быть допущенным к выборам, требуется так же, как и самовыдвиженцам, собрать не менее 2 миллионов подписей в свою поддержку.

Слайд 9

Этапы проведения выборов

1)Объявление о выборах 2)Формирование избирательных комиссий 3)Создание избирательных участков и списков избирателей 4)Выдвижение и регистрация кандидатов 5)Предвыборная агитация 6)Голосование и определение результатов выборов 7)Опубликование результатов выборов

Слайд 10

Виды избирательных систем

Мажоритарная Пропорциональная Смешанная

Слайд 11

Мажоритарная избирательная система

предполагает, что для избрания кандидат должен получить большинство голосов избирателей данного округа. Мажоритарная система относительного большинства, т.е. кандидат должен набрать голосов больше, чем любой другой претендент и абсолютного большинства, т.е. кандидат должен получить больше половины голосов (50 % + 1 голос).

Слайд 12

Если ни один из кандидатов в Президенты РФ не набрал в первом туре выборов больше половины голосов, то проводится второй тур, в котором участвуют два кандидата, набравшие наибольшее количество голосов. Выборы президента в 1-м туре проходят по мажоритарной избирательной системе абсолютного большинства, во втором туре- относительного большинства.

Слайд 13

Достоинства мажоритарной системы:

1)Позволяет создать прочное большинство в парламенте 2)Даёт возможность голосовать за конкретного человека, с которым мы более или менее знакомы

Слайд 14

Недостатки мажоритарной системы:

Не всегда даёт возможность отразить политические взгляды всех слоёв населения Является дорогостоящей, т.к. как правило приходится проводить второй тур голосования.

Слайд 15

Пропорциональная избирательная система

В основу определения результатов голосования положен принцип распределения мест пропорционально полученному каждой партией числу голосов. Выборы проводятся по партийной основе, т.е граждане голосуют не за конкретного кандидата, а за партийный список, составленный каждой партией. После голосования определяется избирательная квота – «избирательный метр». Общее число поданных за партию голосов делится на количество распределяемых мандатов. Затем распределение депутатских мест между партийными списками осуществляется посредством деления полученных каждой партией голосов на квоту.

Слайд 16

Например,

В выборах участвовало 5 партийных списков. Всего по округу подано 400000 голосов. Округ представлен в парламенте 8 депутатами. Избирательная квота: 400 тыс. голосов делим на 8 мест, получаем 50 тыс.. Список партии А. получил 126 тыс. голосов, значит 126 тыс. делим на 50 тыс. получаем 2 места (остаток 26 тыс. голосов). Список партии Б. получил 94 тыс. голосов. Сколько мест в парламенте он получит?

Слайд 17

Чтобы не допустить получение мандатов «карликовыми» партиями, в некоторых странах введён так называемый процентный барьер. Как правило 5 %, в РФ был 7 %. Будущие выборы будут проходить при 5% барьере. Те партии, которые не набрали этого %, отстраняются от распределения мандатов.

Слайд 18

Смешанная избирательная система

соединяет элементы и мажоритарной, и пропорциональной избирательной систем. Ранее применялась при выборах нижней палаты парламента- Государственной Думы (половина депутатов (225) избиралась по партийным спискам, а половина (225) от территориальных округов по системе большинства). Сколько всего депутатов в Государственной Думе?

Слайд 19

Исполнение полномочий Президентом РФ прекращается с момента принесения присяги вновь избранным президентом. Инаугурация - церемония вступления в должность главы государства и ряда других выборных лиц. Во время четырех последних инаугураций президенты произносили присягу (33 слова, считая служебные, указанные в Конституции), положив руку на текст Конституции Российской Федерации и получали от председателя Конституционного суда Российской Федерации специальный знак Президента России, похожий на орден «За заслуги перед Отечеством», однако не имеющий статуса государственной награды и изготовленный специально для использования в качестве одного из символов президентской власти в России. Если на Ельцина эти знаки были реально возложены, то Путин и Медведев предпочли регалий не возлагать: они были поставлены перед ними в раскрытом футляре. Также новому Президенту вручаются президентский штандарт и специальная копия Конституции Российской Федерации.

Слайд 20

Важно запомнить: - За 1 день до даты выборов предвыборная агитация запрещается. -Согласно закону, выборы должны быть проведены с 8 часов утра до 20 часов вечера. Избиратели, которые по состоянию здоровья в день проведения выборов не могут прийти на избирательный участок, могут подать заявление и проголосовать на дому.

Посмотреть все слайды