Что такое божий гнев? Преп. Никодим Святогорец

Стремление человека получать лёгкие удовольствия часто приводит к заболеваниям и даже смерти. Как это случается? В основном из-за наркотиков. Многие опасаются принимать психоактивные вещества, но в то же время не обладают о них достаточными знаниями. Отсюда распространённое заблуждение, что гашиш – это всего лишь средство расслабления, а не наркотик. Между тем вред гашиша давно и прочно доказан. В чём заключается опасность употребления гашиша, каково его влияние?

Внимание!

Оказываем доступную наркологическую помощь по всей России. Наша Ассоциация работает с 1996 года. Спасено уже более 10 000 жизней. Эффективная методика лечения. Бесплатная консультация врача нарколога по Тел. 8-800-200-99-32 . Анонимно.

Что такое гашиш

Под этим собирательным названием объединён ряд продуктов, производимых из конопли и обладающих способностью оказывать психотропное воздействие на человеческий организм. В конопле обнаружено более четырёхсот различных химических соединений, причём некоторые – впервые. Они получили название каннабиноидов. Психоактивными являются так называемые каннабинолы, главным из которых признан дельта-9-тетрагидроканнабинол, сокращённо ТГК.

Чем отличается гашиш от марихуаны, другого производного конопли? Марихуана – это измельчённая конопляная зелень: стебли и листья. Корневая часть и цветки не используются. Возможно, именно поэтому марихуану часто называют «травой». При изготовлении гашиша используются цветки конопли, в которых содержатся пыльца и особые смолы. Их обрабатывают растворителями, подвергают различного рода обработке, после чего получают массу с высоким содержанием ТГК.

Употребление гашиша пользуется значительной популярностью. Принято считать, что его распространение идёт из стран Востока. В них преобладает мусульманская религия, которая запрещает употребление алкоголя. Зато курение различных трав стало настоящей культурной традицией. Её можно сравнить с русским застольем. Впрочем, на Востоке гашиш не только курят. его подмешивают в обычный табак, используют как наполнитель кальяна, жуют, а в форме экстракта или таблеток добавляют в пищу и некоторые напитки. Вреден ли гашиш, и если да, то чем и насколько, пи этом не обсуждается.


Как действует гашиш на организм

Что происходит при употреблении гашиша тем или иным способом? Действительно ли есть какая-то опасность, или вредом от гашиша только пугают? Рассмотрим его главное влияние:

  1. Поднимается настроение, человек кажется себе всесильным.
  2. Возникает чувство собственной неуязвимости.
  3. Наступает блаженное расслабление. Проблемы кажутся несущественными, приходит ощущение полного счастья.
  4. Многие гашишисты отмечали, что у них резко обострялось восприятие цветов, звуков и запахов.

К сведению:

По концентрации психотропных веществ гашиш существенно превосходит марихуану. Его действие более токсично, особенно при чрезмерном употреблении.

Совершенно понятно, что в норме такие чувства никогда не возникают на пустом месте, для всего нужна причина. Например, бесконечное счастье ощущают многие беременные женщины. Обычно это чувство приходит незадолго до родов, а также в момент появления малыша на свет, когда стихает боль и слышится первый крик. Огромный прилив сил любой из нас может ощутить, когда удаётся решить сложную жизненную задачу. Все пять чувств нередко обостряются при нервном напряжении, опасности. Все подобные эффекты гормонально мотивированы.

При употреблении гашиша никакие естественные гормоны радости и удовольствия в организме не вырабатываются, только их аналоги поступают в кровь извне. Причём в таком количестве, что мозг человека буквально теряет всякую ориентацию и реагирует массой ощущений одновременно.

Здесь приходит время задуматься: мозг любителя гашиша затуманен, на деле он не активизируется, не повышает свою продуктивность, как и сам человек. Если присмотреться к тому, кто находится под воздействием ТГК, это становится очевидным.

Гашишист действительно расслаблен, с этим не поспоришь. Настолько, что не может ровно пройти несколько метров, поскольку ноги заплетаются. А ещё у него частое дыхание, он испытывает сильнейшую жажду, аппетит повышен. Зрачки расширены, а сам взгляд может быть совершенно потусторонним, отстранённым. В таком состоянии человек не скажет даже, сколько будет дважды два. Или даст совершенно несуразный ответ, продиктованный одурманенным мышлением.

Если человек употребляет гашиш в соответствующей компании, то в этом тесном кругу может начаться безудержное веселье, разговоры сразу обо всём и ни о чём. Но ведь каждый под действием ТГК чувствует себя главным, хочет, чтобы его слушали, не перебивали. В результате могут начаться ссоры, агрессия.

Гашиш начинает действовать очень быстро. Эффект нарастет примерно в течение часа, а затем продолжается до шести часов. Длительность и интенсивность воздействия ТГК определяется качеством самого гашиша, состоянием здоровья, возрастом и комплекцией человека, который его употребляет, а также некоторыми другими факторами.

Вред гашиша

Есть мнение: какой вред от гашиша может наступить, если это лёгкий растительный наркотик? Ну, покурил человек, полюбовался на розовых слонов, расслабился. Пришёл в себя и дальше пошёл. Что здесь такого? Не понравилось – не кури. Понравилось – чем не отдых? А если надоест, то всегда можно бросить.

Части мозга где активно действует гашиш

Многие этому верят. Особенно часто «ведутся» люди, которые не могут радоваться самым простым вещам. Что бывает, когда человек не умеет получать удовольствие от сделанной работы, какого-либо достижения, общения с близкими? Это часто выливается в желание ощутить счастье просто так, без каких-либо усилий. Один из вариантов – употребление гашиша.

Когда человек пробует наркотик в первый раз, он редко думает о последствиях. Одним кажется, что если раз покурить (принять, вдохнуть, вколоть), то ничего не будет. Другие считают, что наркозависимость – это не про них, они сильнее «дури». Третьи вообще отказываются хоть как-то оценивать последствия своих поступков. А тем временем за первым разом часто следует второй, затем сто второй, и постепенно организм буквально насквозь протравливается наркотиком.

Зависимость

До первого укола не далеко..

Достаточно посмотреть на курильщиков «травы» со стажем, чтобы больше не задавать вопроса, вреден ли гашиш. Основная опасность любого наркотика – это формирование пристрастия.

При употреблении продуктов конопли зависимость формируется относительно медленно. Именно поэтому среди гашишистов распространено убеждение, что «травка» безопасна. А тем временем якобы безобидно баловство делает из человека раба:

  1. Сначала приходит психологический дискомфорт. Человек впадает в депрессию, у него возникают перепады настроения. Чувство беспокойства – ещё один признак начинающейся зависимости. Только курение гашиша приносит настоящую радость.
  2. Через несколько лет употребление гашиша заметно повышается. Человек курит уже не только в компании, он стремится делать это в одиночестве.
  3. Постепенно в полной мере формируется физическая зависимость. Организм требует постоянной «подпитки», на отсутствие стимулятора реагирует депрессиями, ощущением полной никчёмности и бесполезности жизни, а также массой психических нарушений. О них речь пойдёт ниже. Употребление гашиша уже не приносит счастья и расслабления. Наркотик нужен лишь для того, чтобы хоть как-то примириться с жизнью.

К сведению:

У многих людей, которые долго употребляют гашиш, врачи устанавливают начальную стадию шизофрении, неизлечимого психического заболевания.

Вопрос, опасен ли гашиш, давно уже разъяснён врачами-наркологами, и другими специалистами. Употребление гашиша не может и не должно быть способом отдыха, решения проблем, снятия стресса. Для этого существует масса здоровых и, главное, законных способов.

Человек в таком состоянии – сложившийся наркоман. Все его мысли – об очередной дозе, он способен ради этого даже на преступление. Волевой отказ от наркотиков практически нереален. Более того, возникает новая угроза.

Переход на другие наркотики

Чем опасен гашиш при долгом употреблении? Тем, что организм предельно привыкает к наркотику. Прежняя доза уже «не катит». В этом состоянии многие гашишисты переходят на другие наркотики. Последствия могут быть любыми. Всё зависит от того, на какую «дурь» человек переключается. Часто такая «пересадка» означает наступление последнего периода жизни наркомана, иногда довольно короткого.

Влияние на организм

Какого ещё вреда от гашиша можно ожидать? В физическом плане это глубокая интоксикация организма. Особенно страдает головной мозг, лёгкие, печень, почки, сердце и половая сфера. Учёные методом углублённых исследований доказали, что ТГК даже при разовом употреблении гашиша остаётся в организме навсегда. Молекулы этого психоактивного вещества проникают в клетки и межклеточное пространство. Фактически это означает, что человек не только сам употребляет гашиш, но и передаёт частицы наркотика будущим поколениям. А ещё гашишисты рано стареют, покрываются морщинами, теряют волосы и зубы.

Огромное и тяжёлое влияние гашиш оказывает на психику человека. Есть такой термин – «гашишный психоз». При таком заболевании наркоману постоянно кажется, что за ним следят, буквально охотятся (это называется манией преследования). К этому добавляется огромная нервная возбудимость, бред и галлюцинации.

Внимание!

Информация в статье, носит исключительно информационный характер и не является инструкцией к применению. Проконсультируйтесь с вашим лечащим врачом.

Гашишемания возникает в результате злоупотребления различными сортами конопли (каннабиса). Марихуана, гашиш, анаша, смола каннабиса, гашишное масло - кустарно приготовленные препараты из разных сортов конопли, содержащие каннабиноиды. Активность наркотика определяется по содержанию тетрагидроканнабинола (ТГК). Пороговая доза - 50 мг ТГК на 1 кг веса, 150-200 мг вызывают картину интоксикации, доза в 300-400 мг приводит к помрачению сознания, появлению обманов восприятия. Обычно гашиш употребляется в виде курения сигарет или папирос. Пик содержания гашиша в плазме крови достигается через 70 минут, субъективный эффект длится до 6 часов. Из кровотока ТГК проникает в клетки или связывается с белками крови, а также депонируется в жировой ткани, где может быть обнаружен через 2-3 недели. Особенно легко ТГК связывается с некоторыми структурами печени и мозга. В мозге ТГК связывается с рецепторами нейронов, ингибирует ц-АМФ. ТГК легко взаимодействует с липидами клеточных мембран, метаболизируется в печени, выделяется через билиарную систему и в меньшей степени с мочой. Период полусуществования ТГК в плазме крови - около 2 суток.

Вред гашиша и нарушения восприятия

Основной мотив начала употребления гашиша - следование моде, любопытство. Первые попытки курения гашиша могут не дать никакого эффекта или вызвать тревожное состояние, длящееся 10-15 минут. Затем возникает ощущение легкости, расслабленности, приподнятое настроение. Для интоксикации характерно нарушение восприятия пространства, освещенности, размеров предметов, их цветовой окраски. Нарушается восприятие звуков, времени. Цвета выглядят необычно яркими или тусклыми, контуры предметов очень четкими или смазанными, течение времени воспринимается замедленным или ускоренным. Отмечается индивидуальное преобладание тех или иных нарушений. Настроение становится приподнятым, возникают беспечность, легкость в принятии решений, повышенная самооценка. Наступает быстрая смена представлений, внимание плохо концентрируется. При достаточно большой дозировке, мышление может стать бессвязным, иногда возникают отрывочные идеи отношения. Характерен насильственный смех, - реже плач. Интоксикация сопровождается гиперемией кожи, блеском глаз, зрачки расширяются, возникает покраснение склер, век, сухость во рту, жажда, першение в горле, учащается пульс и дыхание. Походка становится неуверенной, речь заплетающейся. В руках и ногах появляется ощущение тяжести и тепла, повышается аппетит. Через несколько часов возникает вялость, кожа лица становится бледной. Курильщики гашиша выглядят медлительными, заторможенными, апатичными. Аппетит повышен, стремятся много есть.
При передозировке резко расширяются зрачки, они перестают реагировать на свет, появляются гиперемия лица, сухость слизистых, хриплый голос, пульс учащается до 100-120 уд./мин., повышается артериальное давление. Возникает оглушенность, возможно развитие сопора, комы и коллапса. Может развиться острый психоз, протекающий в форме делирия, сумеречного помрачения сознания, аментивного состояния.
Особенно вредно даже однократное курение гашиша детьми дошкольного возраста . Это может привести к возникновению глубокого помрачения сознания и формированию психоорганического синдрома.

Вред гашиша и формирование синдрома зависимости

Многолетнее курение гашиша сопровождается формированием синдрома зависимости.

В первой стадии, длящейся несколько лет, растет толерантность (не восприимчивость) к гашишу, появляется достаточно интенсивное влечение к нему. При отсутствии гашиша возникает беспокойство, чувство неудовлетворенности. Существование кажется безрадостным, неинтересным, блеклым. Во время курения гашиша тревога не появляется, сон не наступает.

Во второй стадии, которая может длиться десятки лет, вызывает кратковременное расслабление. Затем появляются собранность, смешливость, двигательная активность, приподнятое настроение с ускорением ассоциативного процесса, работоспособностью. Длительность гипоманиакального состояния сокращается до 1-1,5 часов. Затем наступает пониженное настроение с вялостью, снижением интересов. Курильщики курят гашиш многократно в течение дня. Ночной сон наступает только после приема увеличенной дозы гашиша. Если иногда и употребляется спиртное, то чаще всего после курения гашиша . Для усиления действия наркотика, курящие гашиш , используют теплое питье. Обычно переходят на одиночное курение гашиша , стремятся делать это в тихой обстановке. Влечение становится компульсивным, для его удовлетворения могут совершаться криминальные поступки.

Вред гашиша (формирование абстинентного синдрома)

Абстинентный синдром формируется на протяжении нескольких лет. Его образуют следующие симптомы: расширение зрачков, зевота, слабость, озноб, беспокойство, исчезновения сна и аппетита, пониженное настроение с раздражительностью. Через 4-5 часов присоединяются тремор, напряженность мышц, гиперрефлексия, подергивания отдельных мышц, артериальная гипертензия, учащение пульса и дыхания.
Через сутки возникают патологические телесные ощущения, а иногда и тактильные галлюцинации: тяжесть и сдавление в груди, затрудненность дыхания, боли и сжимание в области сердца, сжатие и сдавление головы, жжение и покалывание на коже, ползание, передвижение живых существ под кожей. Курильщики гашиша становятся подавленными , плаксивыми или тревожными и беспокойными, в этом состоянии возможны суицидальные попытки. На 3-5 сутки иногда развивается психотическое состояние, протекающее в форме делирия. Реже возникают галлюцинаторно-параноидные психозы и сумеречное помрачение сознания. Длительность психозов - в пределах недели. При злоупотреблении гашишем описывались затяжные и хронические галлюцинаторно-параноидные психозы, природа которых так и остается не уточненной.
В развернутой форме длительность абстинентного синдрома не превышает 3-14 дней. Постабстинентное состояние характеризуется астенией с ипохондрическими жалобами. Курильщики гашиша становятся вялыми, безынициативными, апатичными, пропадает жизненный тонус, пропадает интерес ко всему кроме гашиша - вред гашиша .
Исходная стадия гашишемании наступает не ранее чем через 10 лет систематического курения гашиша. Падает выносливость к наркотику, вне интоксикации курильщики гашиша пассивны, бездеятельны . Некоторые переходят на периодическую наркотизацию. Абстинентный синдром становится затяжным, на фоне пониженного настроения отмечается выраженная истощаемость, ипохондричность.

Вред гашиша (развитие психических заболеваний)

Влияние на психику человека (вред гашиша ). В результате многолетнего злоупотребления гашишем формируются неврозоподобные расстройства и патологическое развитие личности с сужением интересов, эмоциональной лабильностью. Возможно формирование психоорганического синдрома с повышенной возбудимостью, истероподобными расстройствами, ипохондрией. Наиболее тяжелыми проявлениями являются апато-абулические расстройства и деменция с псевдопаралитическим синдромом.
Вред гашиша для органов Соматические изменения выражаются в появлении миокардиодистрофии, гепатитов, атрофии печени, почечной недостаточности, хронических бронхитов, синусовой аритмии пульса, экстрасистолии.
В России, в отличие от среднеазиатских стран, в начальной или во второй стадии обычно сменяется переходом на злоупотребление другими наркотиками или алкоголем. В первой (начальной) и во второй стадиях гашишемании возможно наступление спонтанных и терапевтических ремиссий, которые возникают чаще, чем при опиомании или наркомании, вызванной злоупотреблением стимуляторами.

Выражается следующими терминами: חרון אף ‎, «charon-af», т. е. взрыв Г., עברח ‎, «ebrah» - негодование (?), רזגז ‎, «rogez» - волнение, כעם ‎, «kaas» - досада, קצף ‎, «kezef» - раздражение, חמה ‎, «hemah» - ярость, זעף ‎, «zaaf» - бешенство, זעף ‎, «zaam» - излияние ярости. Гнев является элементом наказующей или мстящей справедливости и приписывается антропоморфически также Богу. - Одной из главнейших доктрин Библии является святость Бога. Бог - не интеллектуальная абстракция, Он не понимается как Существо, индифферентное к человеческим поступкам; напротив, Его чистая и возвышенная природа самым энергичным образом карает все несправедливое и нечистое на свете: «Господь, Бог мой, Святый мой… Чистым очам Твоим несвойственно глядеть на злодеяния, и смотреть на притеснение Ты не можешь» (Хабаккук, 1, 12-13). - «Ибо Господь Бог твой есть огонь пожирающий - Бог ревнитель» (Второзак., 4, 24). Гнев Бога вызывается не только идолопоклонством (Второз., 6, 15; 9, 19, 20, 17; II Цар., 17, 18 и др.), ропотом на Нeгo (Числ., 11, 1), неблагодарностью (ibidem, 11, 10), неуважением к священным предметам (II кн. Самуила, 6, 7) и непослушанием (Исх., 4, 14), но и притеснением бедных (Исх., 22, 23; Исаия, 9, 16; 10. 4). Вызванный Г. Б. становится «огнем», который «жжет до ада преисподнего, и поедает землю и произведения ее, и подпаляет основания гор» (Второзак., 32, 22; ср. Иеремия 15, 14; 17, 4; Пс., 21, 10; 78, 21). «И излились Г. Мой и негодование, и возгорелись в городах Иудеи и на улицах Иерусалима» (Иерем., 44, 6; ср. Ис., 42, 25 и Псалм. 76, 8). Особенно сильно описание мстящего Г. Божьего у пророка Нахума (1, 6) - «Пред Г. Его, - восклицает пророк, - кто устоит? и кто выдержит пламя Его негодования? Гнев Его разливается, как огонь; скалы распадаются пред ним». - Иногда Г. Б. насылается как стихийная сила, чтобы ниспровергнуть отдельных людей и народы (Исх., 15, 7; Пс., 78, 49; Иов, 20, 23; Ис., 30, 30), или Бог преподносит народам чашу пылающего гнева, чтобы они пили и обезумели (Иер., 25, 15 и след.). День Г. соответствует дню суда или дню Страшного суда (Цеф., 1, 15; 2, 2, 33, 8 и др.). Но направлен ли Г. Божий на стихийные силы (Пс., 18, 9, 16; ср. Хаб., 3, 8), на отдельных людей (II Сам., 6, 7), на всего Израиля (Второз., 29, 27; Иерем., 25, 37f) или на другие народы (Ис., 63, 3, 6; Иер., 10, 25; Иезек., 36, 5), влечет ли он немедленную смерть (Чис., 11, 33; Пс., 78, 38 и сл.) или пользуется врагом как орудием (Пс., 106, 40 сл.), он не бывает выражением капризной страсти, но является необходимым элементом Его нравственной природы. Г. сдерживается и контролируется божеским милосердием - коррелятивным атрибутом правосудия. У Гошеи, 11, 8, 9 говорится: «Как Мне поступить с тобою, Эфраим?... Встревожено во Мне сердце Мое; возгорелась вся жалость Моя. Не дам действовать пламенному Г. Моему». - «Милостивый, покрывающий грех и не погубляющий, часто останавливающий Г. Свой и не пробуждающий всей ярости Своей» (Пс., 78, 38); Бог также долготерпелив, ארך אפים ‎ (Исх., 34, 6; Нахум, 1, 3). «Ты разгневался на меня, но гнев Твой укрощается, и Ты утешаешь меня» (Ис., 12, 1). «В Г. Ты вспоминаешь ο милости» (Хаб., 3, 2). - Гнев, вызванный грехом (middat ha-din), и сострадание к грешнику (middat ha-rachmim) являются человеческими понятиями ο Боге, неотделимыми от свойств Бога как справедливого правителя мира. Без первых не было бы страха Божия или повиновения Его закону (Исх., 20, 20; Второз., 11, 16, 17; Иошуа, 24, 19, 20); без последнего не было бы покаяния и возвращения грешника на путь истины (Мих., 7, 18; Иона, 3, 9; Иез., 18, 23). Великие бедствия, обрушившиеся на страну при Ироде, были приписаны Г. Б. («Древн.», ХV, 9,1). .

Гнев Божий - часто встречающаяся тема в талмудической литературе. Существует ли гнев у Бога? - спрашивает Талмуд и отвечает: - Да, ибо сказано: «Бог предается гневу всякий день» (Пс., 7, 12). Г. Б. мгновенный, неуловимый - «на мгновение гнев Его, на всю жизнь благоволение Его» (Псалм., 30, 6). Сказано также «укройся на короткое мгновение, пока пройдет гнев» (Ис., 26, 20); один только Билеам (см.) мог точно определить момент Г. Б. и улучить эту минуту как благоприятную для произнесения проклятия; он хотел использовать этот момент для уничтожения всего народа Израильского, но Бог в то время воздержался от гнева. «Как прокляну я? - говорит Билеам, - не проклинает его Бог; и как изреку зло? не изрекает зла Господь» (Числ., 23, 8). Именно это воздержание от сильного гнева характеризуется у пророка Михи (6, 5) как «благодеяние Господне». Рассказывается, что р. Иошуа б.-Леви однажды старался уловить момент Г. Б. для произнесения проклятия над докучавшими ему своими вопросами соседями-минеями, מינים ‎, но с приближением этого момента он заснул. «Видно, - сказал он, проснувшись, - не подобает человеку так поступать». Р. Меир говорит: «Рано утром, когда все цари мира с коронами на головах поклоняются восходящему солнцу, в тот момент Бог исполняется гнева» (Берах., 7а; Аб. Зара, 4а). Пока существуют грешники, существует гнев (М. Санг., конец; ср. ib., 111б, 113б). По мнению р. Иоханана, когда Бог является в синагогу (в молитвенный час) и не находит там 10 человек (число, необходимое для совершения публичной молитвы), Он гневается (Бер., 6б). «По отношению к Израилю, - говорит Бог, - гнева нет во Мне» (Ис., 27, 4), а пo отношению к язычникам «мстителен Господь и страшен во гневе» (Нахум, 1, 2), т. е. Израиль за грехи свои получает в этом мире свое наказание понемногу, между тем как к язычникам Бог долготерпелив и не наказывает их в этом мире, чтобы на том свете их постигло более суровое возмездие (Аб. Зара, 4а; ср. Шаб., 30б). Мидраш Тегиллим (изд. Бубера, 342) определяет, что Г. Б. по отношению к Израилю проявляется в этом мире, а по отношению к язычникам - проявится только в день Страшного суда. Как антитеза Г. Б. ставится всегда Божья милость, которая его умеряет (Гошеа, 1, 6; Пес., 87б). Всемогущество Бога именно в том и заключается, что Он сдерживает Свой гнев и терпелив к грешникам (Иома, 69б). Картинно изображает Мидраш слова текста «И говорил Господь Моисею лицом к лицу» (Исх., 33, 11): «если Я буду в гневе, ты Меня умилостивишь, а если ты будешь в гневе, Я тебя умилостивлю» (Schemoth r., XLV). Так же образно рисует Талмуд милость Божью и сообщает, что Бог молится ежедневно: «Да преобладает милость Моя над гневом Моим, чтобы Я поступал с Моими детьми не по строгим требованиям правосудия, а в духе милосердия» (Бер., 7а). Одна легенда гласит, что вышеприведенными словами благословил первосвященник р. Исмаил бен-Элиша самого Бога, открывшегося ему в «святая святых», куда р. Исмаил зашел для воскурения благовония (ibidem). Некий философ спросил однажды р. Гамлиила: если «Бог ваш - огонь поядающий, Бог ревнитель» (Втор., 4, 24), отчего Он не уничтожает идолов? Р. Гамлиил ответил ему на это притчей: «у одного князя была собака, которую он очень любил и которую он поэтому называл именем своего отца и даже клялся ее головою. Об этом узнал царь; на кого, думаешь, он рассердился, на собаку или на князя? Конечно, на князя. Вот почему не сами идолы, а поклоняющиеся им заслуживают гнев Божий» (Абода Зара, 54б). .

(14 голосов : 4.64 из 5 )

Гнев Бо́жий - Божественное действие, производимое как реакция на , направленное на подавление зла, субъективно воспринимаемое разумно-свободными существами, объектами этого действия, как гнев.

Изменяется ли , изливая на грешника гнев?

В отличие от человеческого гнева, характеризуемого возбужденностью раздражительной силы души, а иногда и утратой душевного равновесия, гнев Божий никогда не является следствием изменения Его внутреннего состояния. Бог не изменен (). Это значит, что Ни Он Сам не меняет Себя, и ничто не способно Его изменить. Если бы Бог, гневаясь, изменялся в эмоциях или внутреннем настроении, этим бы ознаменовалось, что Он обусловлен зависимостью от грешников, что Он не безграничен, не самобытен, не абсолютен, не блажен, не свободен и не всемогущ.

В чём заключается отличие человеческого гнева от гнева Господня?

Человеческий гнев возникает как психофизиологическая реакция на несоответствие действий того человека, который служит объектом раздражения, позиции того, в ком, собственно, воспламеняется гнев. Иногда эта позиция бывает справедливой, но иногда - нет. Кроме того, человеческий гнев часто вспыхивает стихийно и часто выходит из-под контроля.

Бог же никогда не действует вопреки справедливости. Божий гнев всегда праведен и всегда направляется во благо того, на кого изливается. Бог никогда не выходит из состояния равновесия, Он всегда Себе равен, всегда Тот же. О любом человеческом или демоническом преступлении Ему известно от вечности, равно как известно и то, каким именно образом Он отреагирует на каждый греховный поступок, каждую греховную мысль.

Почему Божий гнев именуется гневом?

Человеческое осуждение и наказание нередко сопровождается или даже вызывается проявлением гнева. По аналогии с человеческим судом суд Божий также сопоставляется с гневом. В действительности же наказание Божие только внешне выглядит как гнев. А на деле, в точном понимании слова, никаких всплесков гнева у Бога никогда не было и не будет.

В этом же понимании следует относиться и к выражению: «прогневать Бога». Прогневать Бога - не значит вывести Его из состояния мирного покоя, а значит вызвать, самому в отношении себя, Его праведный суд.

Гнев Божий – бесстрастное, имеющее в основании любовь, промыслительное действие Бога по отношению к отдаляющему себя от Него грехом, выражающееся в некоем наказании (от слова «наказ, наставление»), научении, вразумлении заблуждающегося, с тем, чтобы он, прозрев наставлением Божиим, исправил свою жизнь, покаялся и наследовал спасение.

Гневом Божиим называется также окончательное отвержение от Бога нераскаянных грешников на страшном суде, в соответствии с выбором их собственной воли в земной жизни.

1. Условность выражения «гнев Божий»

По святоотеческому учению, само понятие "гнев" по отношению к Богу является условным и человекообразным. Божественное Откровение допускает употребление выражений, приписывающих Богу гнев, из снисхождения к немощи человеческого религиозного восприятия, а также и по причине естественной ограниченности нашего мышления, не вмещающего Божественного.

Св. Иоанн Златоуст
объясняет:

«Когда ты слышишь слова "ярость" и "гнев" в отношении к Богу, то не разумей под ними ничего человеческого: это слова снисхождения. Божество чуждо всего подобного. Говорится же так для того, чтобы приблизить предмет к разумению людей более грубых. Так и мы, когда беседуем с варварами, употребляем их язык, или когда говорим с младенцем, то лепечем подобно ему, хотя бы сами были мудрецами, снисходя к его малолетству. И что удивительного, если мы поступаем так в словах, когда поступаем так же и в делах, кусая руки и показывая вид гнева, чтобы исправить ребенка? Точно так и Бог употреблял подобные выражения, чтобы подействовать на людей более грубых. Он, когда говорил, заботился не о Своем достоинстве, но о пользе слушающих. В другом месте, внушая, что гнев не свойствен Ему, Он сказал: "Меня ли тии прогневляют, еда не себе самих" (Но Меня ли огорчают они? говорит Господь; не себя ли самих к стыду своему?) (Иер. 7, 19). Неужели ты хотел бы, чтобы Он, беседуя с иудеями, говорил, что Он не гневается и не ненавидит злых, так как ненависть есть страсть, что Он не взирает на дела человеческие, так как зрение свойственно телам, что Он и не слышит, так как слух принадлежит плоти? Но отсюда вывели бы другое нечестивое учение, будто все совершается без Промысла. Избегая подобных выражений о Боге, многие тогда совершенно не знали бы, что есть Бог, а если бы не знали этого, то все погибло бы. Когда же введено учение о Боге в таком виде, то скоро следовало и исправление его. Кто убежден, что есть Бог, тот, хотя имеет и не надлежащее о Нем понятие и полагает в Нем нечто чувственное, но со временем убедится, что в Боге нет ничего такого. А кто убежден, что Бог не промышляет, что Он не заботится о существующем, что Его нет, тот какую получит пользу от бесстрастных выражений?»

Св. Григорий Нисский:

«Что Бог допускает беседу с человеком, причиной того мы полагаем человеколюбие. Но так как малое по природе не может возвыситься над своей мерой и достигнуть превосходящей природы Вышнего, посему Он, низводя человеколюбивую силу до нашей слабости, сколько нам возможно принять, уделяет Свою благодать и что нам на пользу. …и сила Божия, … бесконечно превышая нашу природу и будучи недоступна для общения … то уделяет человеческой природе, что она в состоянии принять. Поэтому в различных богоявлениях людям она и принимает человеческий вид, и по-человечески говорит, и облекается в гнев и милость и подобные [человеческие] страсти, чтобы чрез все свойственное нам руководима была младенческая наша жизнь, наставлениями Провидения будучи приводима в связь с Божеской природой.

…хотя и говорится, что Бог веселится о рабах Своих и гневается яростью на падший народ, потом, что Он милует, его же аще милует, так же щедрит (Исх. 33, 19), но … посредством наших свойств провидение Божие приспособляется к нашей немощи, чтобы наклонные ко греху по страху наказания удерживали себя от зла, увлеченные прежде грехом не отчаявались в возвращении чрез покаяние, взирая на милость... и право ведущие жизнь более восторгались добродетелями, как веселящие своей жизнью Надзирателя добрых».

По мысли преп. Иоанна Кассиана «Божественная мудрость, обращаясь с речью к людям, по необходимости должна (для выражения возвышенных истин) употреблять слова и аффекты человеческие».

Преп. Иоанн Дамаскин пишет «О том, что говорится о Боге телесным образом»:

«Так как мы находим, что в божественном Писании весьма многое символически сказано о Боге телесным образом, - то должно знать, что нам, людям и облеченным грубою плотию невозможно иначе разуметь или говорить о божественных высоких и невещественных действиях Божества, как только посредством образов, типов и символов, нам сообразных. Поэтому то, что сказано о Боге очень телесным образом, сказано символически и содержит очень высокий смысл, так как Божество просто и не имеет формы. Итак, под очами Божиими, веждями и зрением должно разуметь Его всесозерцающую силу и неизбежное (ни для какой твари) Его ведение, так как и мы чрез это чувство приобретаем себе совершеннейшее познание и убеждение. Под ушами и слухом - Его благоволение и принятие нашего моления; так как и мы, когда нас просят, милостивее склоняя ухо к просящим, чрез это чувство проявляем к ним нашу благосклонность. … Под лицем - Его откровение и обнаружение Себя посредством действий… Под руками - деятельную Его силу… Под десницею - Его помощь в справедливых случаях... Под ногами и хождением - Его пришествие и присутствие... Под клятвою - непреложность Его решения, так как и мы взаимные договоры свои утверждаем клятвою. Под гневом и яростью - Его ненависть и отвращение к злу, так как и мы то, что не согласно с нашей мыслью, ненавидим и на то гневаемся. Под забвением, сном и дреманием - отложение отмщения врагам и замедление обыкновенной помощи Своим друзьям. Кратко сказать, все, что говорится о Боге телесным образом, содержит в себе некий сокровенный смысл, научающий нас чрез то, что для нас обыкновенно, тому, что выше нас…»

Св. Григорий Богослов:

«По Писанию, Бог спит, пробуждается, гневается, ходит и престолом имеет херувимов. Но когда Он имел немощи? И слыхал ли ты, что Бог есть тело? Здесь представлено то, чего нет. Ибо, соразмеряясь со своим понятием, и Божие назвали именами, взятыми с себя самих. Когда Бог, по причинам Ему самому известным, прекращает Свое попечение и как бы нерадит о нас, это значит – Он спит; потому что наш сон есть подобная бездейственность и беспечность. Когда, наоборот, вдруг начинает благодетельствовать, значит – Он пробуждается... Он наказывает: а мы сделали из сего – гневается; потому что наказание у нас бывает по гневу. Он действует то здесь, то там; а по нашему – Он ходит; потому что хождение есть поступание от одного к другому. Он упокаивается и как бы обитает во святых силах; мы назвали это сидением на Престоле, что также свойственно нам. А Божество ни в чем так не упокоевается, как во святых. Быстродвижность названа у нас летанием, смотрение наименовано лицам, даяние и взывание – рукою. А также всякая другая Божия сила и всякое другое Божие действие изображены у нас, чем-либо взятым из телесного» (слово 31, о богословии пятое, о Святом Духе).

Блж. Феодорит Кирский:

«Он называет наказание «гневом Божиим» не потому, что Бог совершает наказание в страсти, но чтобы при помощи имени вселить страх в тех, кто пытался ему возразить».

Диодор Тарсийский:

«Апостол называет гневом кару Божию не потому, что он возникает у Бога как страсть, но потому, что людям трудно понять возмездие, посылаемое Богом, не слыша привычного наименования гнева. А поскольку люди испытывают по отношению к согрешающим против них гнев и ярость, Писание приписывает их Богу, чтобы большинство могло слышать и понимать».

2. Смысл выражения «гнев Божий»

Слово Божие открывает нам, что "Бог есть Дух, вечный, всеблагий, всеведущий, всеправедный, всемогущий, вездесущий, неизменяемый, вседовольный, всеблаженный " (Пространный христианский катехизис православной Церкви святителя Филарета Московского). Это значит, что никакая страсть, никакое изменение не свойственны благому Богу, неизменяемой Любви. Это человек, совершая грех, отделяет им себя от Божией благодати, Его защиты и помощи, и тем самым подвергает себя страданиям . Об этом пишут святые отцы:

Преп. Антоний Великий:

"Бог благ и бесстрастен и неизменен. Если кто, признавая благословенным и истинным то, что Бог не изменяется, недоумевает однако ж, как Он (будучи таковым) о добрых радуется, злых отвращается, на грешников гневается, а когда они каются, является милостив к ним: то на сие надобно сказать, что Бог не радуется и не гневается, ибо радость и гнев суть страсти. Нелепо думать, чтобы Богу было хорошо или плохо от дел человеческих. Бог благ и только благое творит, вредить же никому не вредит, пребывая всегда одинаковым. А мы, когда бываем добры, то вступаем в общение с Богом, по сходству с Ним, а когда становимся злыми, то отдаляемся от Него, по несходству с Ним. Живя добродетельно, мы бываем Божиими, а делаясь злыми, становимся отверженными от Него, а это не значит, чтобы Он гнев имел на нас, но то, что наши грехи не попускают Богу воссиять на нас, а соединяют с демонами мучителями. Если потом молитвами и благотворениями получаем разрешение во грехах, то это не значит, что мы Бога ублажили и Его переменили, но что посредством таких действий и нашего обращения к Богу, уврачевав сущее в нас зло, опять делаемся способными вкушать Божию благость; так что сказать: «Бог отвращается от злых», есть то же, что сказать: «солнце скрывается от лишенных зрения»".

Преп. Иоанн Кассиан:

«без большого богохульства нельзя приписать возмущение гневом Богу, природа которого неизменяема. Когда читаем о гневе или ярости Божией, то должны разуметь не человекообразно, по подобию человеческого возмущения, но достойно Бога, Который чужд всякого возмущения».

Святой Ириней Лионский:

«Всем, соблюдающим любовь к Нему, Он дает Свое общение. Общение же с Богом есть жизнь и свет и наслаждение всеми благами, какие есть у Него. А тех, которые по своему произволению отступают от Него, Он подвергает отлучению от Себя, которое сами они избрали . Разлучение с Богом есть смерть, и удаление от света есть тьма, и отчуждение от Бога есть лишение всех благ, какие есть у Него. Посему те, которые чрез отступничество свое утратили вышеупомянутое, как лишенные всех благ, находятся во всяческом мучении, не потому, чтобы Бог Сам по Себе наперед подвергал их наказанию, но наказание постигает их вследствие их лишений всех благ. Но блага Божии вечны и без конца, поэтому и лишение их вечно и без конца, подобно тому, как относительно неизмеримого света сами себя ослепившие или ослепленные другими всегда лишены сладости света не потому, чтобы свет причинял им мучение слепоты, но самая слепота доставляет им несчастие».

3. Наказание Божие – наставление свободных ко спасению

Мы созданы Богом со свободной волей, бесценным даром существования личности. Бог никогда не отбирает Своих даров и ограничивает Свою власть там, где действует воля человека, не посягая на нашу свободу, на наш выбор. Однако, любя человека, Он всячески заботится о его спасении, о избавлении его от гибели. Поэтому Господь направляет согрешающего действием Своего Промысла ко спасению, создавая для него такие условия, обстоятельства жизни, которые могут ему помочь уйти с погибельного пути и найти дорогу ко благу. Эти обстоятельства обычно – скорби и искушения, и их называют «наказанием» Божиим. Слово наказание происходит от корня «наказ», то есть «наставление, вразумление, научение».

Повторим здесь слова преп. Антония Великого об источнике наших скорбей:

«мы, когда бываем добры, то вступаем в общение с Богом, по сходству с Ним, а когда становимся злыми, то отдаляемся от Него, по несходству с Ним. Живя добродетельно, мы бываем Божиими, а делаясь злыми, становимся отверженными от Него, а это не значит, чтобы Он гнев имел на нас, но то, что наши грехи не попускают Богу воссиять на нас, а соединяют с демонами мучителями».

То есть по естественному действию духовных законов мы, согрешая, отсекаем себя от благодати , от подаяния Божественных даров, и оттого страдаем, а Бог, отнюдь не удаляясь от нас, попускает нам лишь тот вид и ту меру скорби, которые мы можем понести, и которая будет наиболее благодетельна для осознания совершённого греха и исправления жизни. Наказание Божие – это всегда забота, вразумление человека тем языком изменения обстоятельств его жизни, который ему наиболее понятен, без насилия его свободы.

Преп. Амвросий Оптинский говорил:

«Креста для человека, т. е. очистительных страданий душевных и телесных, Бог не творит. И как ни тяжек бывает у иного человека крест, который несет он в жизни, а все же дерево, из которого он сделан, всегда вырастает на почве его сердца.

Когда человек идет прямым путем, для него и креста нет. Но когда отступит от него и начнет бросаться то в ту, то в другую сторону, вот тогда являются разные обстоятельства, которые и толкают его на прямой путь. Эти толчки и составляют для человека крест. Они бывают разные, кому какие нужны».

Преп. Максим Исповедник:

«Гнев Господа есть сокращение или пресечение подаяния Божественных даров, которое (пресечение) бывает на пользу всякому уму, высоко и много о себе думающему и хвалящемуся от Бога данными ему благами, как бы они были плодом его собственных добродетелей.

Гнев Божий есть болезненное чувство обучаемых; причиняется же сие чувство болезненное наведением невольных неприятностей в жизни, коими Бог часто приводит к скромности и смирению ум, надмевающийся добродетелью и знанием, давая ему чрез них познать самого себя и сознать свою немощь, восчувствовав которую, он отлагает суетное надмение сердца».

Св. Иоанн Златоуст:

«Когда мы грешим, Бог иногда гневается, а иногда долготерпит, ожидая нашего покаяния. И притом Свой гнев и праведный суд Он обнаруживает с целью вразумить нас и исправить, чтобы мы не оставались во грехе».

Преп. Исидор Пелусиот:

«Слово ярость, когда говорится о Боге и о нас не тождественно, а одноименно, потому что сказанное о Боге означает бесстрастно насылаемое на грешников наказание, а сказанное о нас - страстное движение и смятение помыслов».

То, что суд Божий, определяющий согрешающему меру наказания, не только бесстрастен и благ, но и праведен и непреложен , естественно следует из известных из Священного Писания нам свойств Божиих: Он - всеблагий, всеведущий, всеправедный, всемогущий, вездесущий, неизменяемый. Святые отцы пишут:

Преп. Иоанн Кассиан Римлянин:

«Так, когда читаем о гневе или ярости Божией, то должны понимать не человекообразно, т.е. по подобию человеческого возмущения, а достойно Бога, который чужд всякого возмущения, именно так можем понимать, что Он есть Судия и отмститель за все, что неправильно делается в этом мире, и, боясь означаемого этими словами страшного возмездия за наши дела, должны опасаться сделать что-нибудь против Его воли».

Св. Феофан Затворник:

«Гнев Божий означает суд, осуждение и наказание. Гневом назвал это Апостол человекообразно. К человеку гневному не подходи и не говори ему: слушать не станет. Так и суд Божий неумолим и неизменен: как решено на нем, так и пребудет вовеки».

4. Источник промыслительного наказания – любовь Божия

«Бог есть любовь » (1 Ин. 4, 8), и, исправляя согрешающих, Он ведёт нас ко спасению как Своих, пусть и заблуждающихся, но возлюбленных детей. Он не отворачивается от грешников, но всячески направляет их на спасительный путь, любя каждого человека как Своё дитя . И, хотя наказания Божии (от слова "наказ" - "вразумление") кажутся нам горькими, плод их благодетелен, ведь если мы часто живём сиюминутными чувствами, не в силах подумать о будущем, то Бог заботится о нашей судьбе в вечности. И тот факт, что в согрешающей душе не может быть Божией благодати, не означает, что Бог в гневе отторгает от Себя грешника, но лишь то, что сам грех отторгает человека от Божией благодати. Господь же не перестаёт любить любого человека и делает всё, чтобы тот опомнился, образумился и принёс Ему спасительное покаяние. В этом и заключается суть скорбей и искушений, которые условно, применительно к простоте внимающих, называют гневом Божиим: они суть действие Его любви. Преп. Исаак Сирин прямо называет вразумление Божие "видом любви".

Священное Писание
говорит:

«Наказания Господня, сын мой, не отвергай, и не тяготись обличением Его;
ибо кого любит Господь, того наказывает и благоволит к тому, как отец к сыну своему».
(Притч. 3, 11-12)

«и забыли утешение, которое предлагается вам, как сынам: сын мой! не пренебрегай наказания Господня, и не унывай, когда Он обличает тебя.
Ибо Господь, кого любит, того наказывает; бьет же всякого сына, которого принимает.
Если вы терпите наказание, то Бог поступает с вами, как с сынами. Ибо есть ли какой сын, которого бы не наказывал отец?
Если же остаетесь без наказания, которое всем обще, то вы незаконные дети, а не сыны.
Притом, [если] мы, будучи наказываемы плотскими родителями нашими, боялись их, то не гораздо ли более должны покориться Отцу духов, чтобы жить?
Те наказывали нас по своему произволу для немногих дней; а Сей - для пользы, чтобы нам иметь участие в святости Его.
Всякое наказание в настоящее время кажется не радостью, а печалью; но после наученным через него доставляет мирный плод праведности».
(Евр. 12, 5-11)

«верен Бог, Который не попустит вам быть искушаемыми сверх сил, но при искушении даст и облегчение, так чтобы вы могли перенести».
(1 Кор. 10, 13)

«Притом знаем, что любящим Бога, призванным по [Его] изволению, все содействует ко благу».
(Римл. 8, 28)

Благой Бог устраивает спасение человека всеми возможными средствами, только без насилия человеческой свободы, и даже к упорным грешникам Он проявляет Свое «долготерпение, не желая, чтобы кто погиб, но чтобы все пришли к покаянию».
(2 Петр. 3, 9).

Преп. Исаак Сирин пишет:

"Кто делает вразумление с целью сделать здравым, тот вразумляет с любовью; а кто домогается мщения, в том нет любви. Бог вразумляет с любовью, а не отмщает (да не будет сего!), напротив того, имеет в виду, чтобы исцелел образ Его... Этот вид любви есть следствие правоты и не уклоняется в страсть мщения".

Св. Василий Великий:

«Бог по особенному домостроительству предает нас скорбям… поелику мы творения благого Бога и состоим во власти Того, Кто устрояет все до нас касающееся, и важное и маловажное, то не можем ничего потерпеть без воли Божией; и если что терпим, оно не вредно, или не таково, чтобы можно было промыслить что-либо лучшее».

«В Боге жизнь. Отчуждение и удаление от Бога есть зло несноснейшее даже будущих геенских мучений, зло самое тяжкое для человека, как для глаза лишение света и для животного отнятие жизни... Что было для души преимущественным благом? Пребывание с Богом и единение с Ним посредством любви. Отпав от Него, она стала страдать».

Св. Филарет (Дроздов):

«Бог любы есть», говорит тот же созерцатель любви. Бог есть любовь по существу и самое существо любви. Все Его свойства суть облачения любви ; все действия - выражения любви. В ней обитает Его всемогущество всею полнотою своею… она есть Его правосудие, когда степени и роды ниспосылаемых или удерживаемых даров своих измеряет премудростью и благостью , ради высочайшего блага всех своих созданий.

Приближьтесь и рассмотрите грозное лицо правосудия Божия, и вы точно узнаете в нем кроткий взор любви Божией".

Святитель Игнатий (Брянчанинов):

Бог, попуская нам искушения и предавая нас диаволу, не перестает промышлять о нас, наказывая, не перестает благодетельствовать нам.

Преп. Никодим Святогорец:

«Всякие вообще искушения посылаются Богом на пользу нам … все скорби и мучения, какие претерпевает душа во время внутренних искушений и оскудении духовных утешении и сладостей, не другое что суть, как любовию Божиею устрояемое очистительное врачевство, коим очищает ее Бог, если она со смирением и терпением переносит их. И всеконечно они уготовляют таким терпеливым страдальцам венец, стяжеваемый только посредством их, и венец тем более славный, чем болезненнее бывают мучения сердца, претерпеваемые во время их».

Преподобный Иосиф Оптинский:

«Впрочем, как бы то ни было, ваше дело - в постигшем вас временно наказании усматривать должно благость Божию к вам и любовь. Ибо Господь Премилосердый временными скорбями хочет избавить вас от вечных ужаснейших мучений , о которых подумать страшно. А потому взывайте ко Господу с праведным Иовом: «Буди имя Господне благословено отныне и до века!» (Ср.: Иов 1, 21)».

В искушениях благодать Божия поддерживает подвижника, возлагающего на Него свою надежду и упование, так, что сила переживаний не превышает сил человека.

Преп. Макарий Египетский:

«Бог, в точности зная состояние всех, сколько есть сил у каждого, в такой мере попускает и подвергаться искушению...

Бог никогда не попускает надеющейся на Него душе до того изнемогать в искушениях, чтобы дойти до отчаяния...

Божию разуму ведомо, в какой мере каждую душу должно подвергнуть искушению, чтобы сделалась она благоискусною и благопотребною для Небесного Царства.

...Лукавый огорчает душу не в такой мере, сколько у него есть желания, но сколько попускается ему Богом».

Св. Игнатий (Брянчанинов):

Бог, в точности зная состояние всех, и то, сколько каждый имеет сил, столько каждому допускает и искуситься.

Преп. Никон Оптинский:

Старец Паисий Святогорец:

«Бог попускает искушения соответственно нашему духовному состоянию».

Св. Николай Сербский:

«Любовь, которую Христос явил миру, душа моя, это любовь, которая была «прежде создания мира» (Ин. 17, 24). Эта любовь, следовательно, не временна, но вечна, не внешняя, но внутренняя. «Я во Отце Моем и вы во Мне и Я в вас» (Ин. 14, 20). А где есть Сын, там и Отец и Дух Святой. Он хочет Своей любовью наполнить извечное троичное естество человеческой души. Однако, хотя Он и хозяин, но, тем не менее, как смиренный гость Он стучится во всякое человеческое сердце. Ибо даровал свободу человеку и не навязывает ему Себя. Благо тому, кто свою свободу подчинил Его любви! «Войду к нему и буду вечерять с ним, и он со мной» (Откр. 3, 20). Счастлив тот, кто добровольно откроет сердце Иисусу, Который несет любовь, а с любовью и жизнь, и мир, и радость».

5. Когда не будет пути назад. Окончательное отвержение

За гранью смерти рассеиваются иллюзии и обманы временной жизни – там все увидят воочию и свои грехи, и то, что Бог воистину существует, и Его неизменную любовь ко всему творению, и величие жертвы Спасителя, и Его непреложную праведность. Но для благих перемен нам дана только жизнь во . Когда со смертью закончится для человека время, окончится и возможность измениться. В для тех, кто не обратился к Богу во временной жизни, не будет возможности покаяния, не будет перехода от зла к добру.

«Вы забываете, что там будет вечность, а не время; стало быть, и всё там будет вечно, а не временно. Вы считаете мучения сотнями, тысячами и миллионами лет, а там ведь начнется первая минута, да и конца ей не будет, ибо будет вечная минута. Счет-то дальше и не пойдет, а станет на первой минуте, да и будет стоять так», - объясняет св. Феофан Затворник.

Поэтому ожидает нас окончательный Суд.

Поэтому так грозно звучат слова Христа и Его святых о Страшном суде. Приговоры его будут необратимы, безвозвратны. Даже певец Божьей любви, св. Николай Сербский , предостерегает в страшных словах:

«Будь внимательна, дочь моя, и не обманись. Сколь велика любовь Агнца к тем, которые со страхом и любовью сохранили Отчее приглашение на брак Сына, столь же страшен и гнев Агнца на тех, которые этот призыв услышали, но не отозвались, или его отвергли, а зовущих - апостолов, миссионеров, священников - замучили. Ибо когда Агнец Божий победит всех зверей, в человеческом и ином облике, и явится миру, тогда они, ужаснувшись, воскликнут «горам и стенам: падите на нас, и сокрыйте нас от лица Того, Кто сидит на престоле, и от гнева агнца» (Откр. 6, 16). Праведна, но и страшна месть изменникам любви.

Когда один из супругов не сохранит супружеской верности - какой гнев, какая вражда, какой крик по судам! Между тем ни один из супругов не пожертвовал наперед за другого ни единого ока, руки, ни перста. И все же сколько ярости! А Христос все Свое тело отдал до конца, всю Свою кровь пролил за всякую душу человеческую. Его гнев против предателя любви, которую Он запечатлел кровью и смертью, несравнимо более оправдан, чем гнев оскорбленного супруга. Симеон Новый Богослов говорит: «Если душа явно или тайно заменит любовь к Жениху Христу на любовь к кому-нибудь другому, она становится ненавистна и мерзка Жениху». Потрудись, дочь моя, чтобы научиться любить Христа более мира и всего, что есть в мире, и более себя самой».

Но Бог неизменен, и Его последний суд будет также судом не отмщения и кары, а правды и любви. Как пишет св. Филарет (Дроздов) , «Бог любы есть», говорит тот же созерцатель любви. Бог есть любовь по существу и самое существо любви. Все Его свойства суть облачения любви; все действия - выражения любви. … она есть Его правосудие, когда степени и роды ниспосылаемых или удерживаемых даров своих измеряет премудростью и благостью, ради высочайшего блага всех своих созданий. Приближьтесь и рассмотрите грозное лицо правосудия Божия, и вы точно узнаете в нем кроткий взор любви Божией» .

Об этом говорит и св. Иоанн Златоуст:

«Страшный, поистине страшный предстоит нам отчет, и много мы должны оказывать человеколюбия, чтобы не услышать страшных слов: "отойдите от Меня", – не знаю вас, – "делающие беззаконие" (Mф.7:23), – чтобы не услышать опять ужасных слов: "идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его" (Mф.25:41), – чтобы не услышать: "между нами и вами утверждена великая пропасть" (Лк.16:26), – чтобы с трепетом не услышать: "возьмите его и бросьте во тьму внешнюю" (Mф.22:13), – чтобы с великим страхом не услышать: "лукавый раб и ленивый" (Мф.25:26). Страшно, весьма страшно и ужасно это судилище, хотя Бог и благ, хотя Он и милостив. Он называется Богом щедрот и Богом утешения (2 Кор.1:3); Он благ так, как никто другой, снисходителен, щедр и многомилостив; Он не хочет смерти грешника, но чтобы он обратился и жил (Иез.33:11). Почему же, почему этот день будет исполнен такого ужаса? Огненная река потечет пред лицом его, книги деяний наших отверзутся, самый день будет подобен горящей пещи, ангелы будут носиться вокруг, и разложено будет множество костров. Как же, скажешь, Бог человеколюбив, как милостив, как благ? Так, при всем этом Он человеколюбив, и здесь-то особенно открывается величие его человеколюбия. Для того ведь Он и внушает нам такой страх, чтобы, хотя таким образом мы пробудились и стали стремиться к царствию небесному ».

Тайну сочетания в последнем суде правосудия и любви приоткрывает нам архим. Плакида (Дезей) , когда пишет, что теория апокатастасиса (спасения всех без исключения) приводит к отрицанию и самой Божьей любви, за которую на словах так ратуют её сторонники:

"Концепция всеобщего спасения, отрицая вечность ада, игнорирует одновременно и непостижимую тайну любви Божией, которая превыше всех наших рациональных или сентиментальных концепций, и тайну человеческой личности и её свободы. Любовь Бога предполагает полное уважение к Своим созданиям, вплоть до "вольного бессилия" отказать им в свободе".

Бог не отнимает Своих даров – не отнимает Он и . Преп. Иустин (Попович) учит об этом:

«Промысл … не нарушает, не уничтожает, не сковывает свободы, поскольку сама свобода - это дар Божий; дар, составляющий суть естества разумных существ; дар, делающий их тем, что они есть; дар, врученный им от Бога как их неприкосновенное, неотъемлемое, личное свойство. … Бог как неизменно Благий не истребляет и не спутывает дарованной свободы… свобода Его творений неизменно остается неприкосновенной.

…если же свободным хотением тяготеет к злу, то Промысл ее оставляет, чтобы она действовала самостоятельно. …

Бог не устраняет зла в мире, так как это значило бы истребить свободу разумно-нравственных существ, которой Он Сам их наделил; не препятствует Он и злу в мире, так как в противном случае Он ограничил бы свободу действий этих существ. …Впрочем и самое попущение греха нельзя понимать как Божие невнимание к участи сотворенных существ, но единственно и исключительно как Его желание не ущемить их свободы и дать ей ход, чтобы они самостоятельно избирали или добро, или зло, добровольно направляясь к тому или другому». (Преподобный Иустин (Попович). Догматика Православной Церкви)

Те люди, что при жизни выбрали зло, останутся в вечности с плодом этого выбора. Зло будет царствовать в них, и Бог удалит их от Себя, потому что они удалили себя от Бога.

Поэтому говорит св. Ириней Лионский:

«Общение с Богом - это общение с вечной жизнью, святостью, блаженством и со всеми Божественными благами, а удаление и отчуждение от Бога чрез грехи - это отчуждение от всех Божественных благ, вследствие чего грешники будут находиться в вечном мучении не потому, что Сам Бог наперед подверг их наказанию, но наказание постигнет их за то, что они сами лишили себя всех Божественных благ ».

Св. Василий Великий объясняет праведное действие Суда Божия - вознаграждение праведников и окончательное оставление Святым Духом тех, кто оставил Бога выбором своей жизни:

"И во время ожидаемого явления Господня с небес Дух Святый будет не бездействен, как думают иные, но явится вместе и в день откровения Господня, в который станет судить вселенную по правде Блаженный и единый Сильный.

Кому так мало известны те блага, какие Бог уготовал достойным, чтобы не знать, что и венец праведных есть благодать Духа, которая обильнее и полнее будет сообщаема , когда духовная слава разделится каждому по мере доблестных дел его? Ибо во светлостях святых у Отца обители многи (Ин. 14, 2), то есть, многие различия достоинств. Как «звезда от звезды разнствует во славе, такожде и воскресение мертвых» (1Кор. 15, 41-42). Посему запечатленные Духом Святым в день избавления и сохранившие чистым и целым приятый ими начаток Духа, они только услышат: «добре, рабе благий и верный, о мале Ми был еси верен, над многими тя поставлю» (Мф. 25, 21).

А подобно, и огорчившие Духа Святого лукавством начинаний своих или ничего не приобретшие к данному, будут лишены того, что получили, и благодать отдастся другим. Или, как говорит один из Евангелистов, они будут «растесаны совершенно» (Лк. 12, 46), под растесанием разумея конечное отчуждение от Духа. Ибо не тело делится на части, чтобы одна часть была предана наказанию, а другая освобождена, потому что походит на басню и не достойно праведного Судии предположение, что подвергается наказанию одной половиной, кто согрешил весь. Также и не душа рассекается пополам, потому что она вся и всецело приняла греховное мудрование и содействовала телу во зле. Напротив того, растесание это, как сказал я, есть отчуждение навсегда души от Духа. Ибо ныне Дух, хотя не имеет общения с недостойными, однако же, по-видимому, сопребывает некоторым образом с теми, которые запечатлены однажды, ожидая их спасенья по обращении.

А тогда совершенно отсечется от души, поругавшей Его благодать . Посему «несть во аде исповедующийся, и в смерти поминаяй Бога» (ср.: Пс. 6, 6), потому что там не сопребывает уже помощь Духа.

Как же можно представить, чтобы суд совершился без Святого Духа, между тем как Слово показывает, что Он есть и награда праведных, когда вместо залога дано будет совершенное, и что первое осуждение грешников будет состоять в том, что отнимется у них все, что почитают себя имеющими?" (О Святом Духе. К Амфилохию, епископу Иконийскому)

«Ибо в Царствие Божие не войдет ничто нечистое, и на Суде никто из нечистых не оправдается. После же смерти не жди очищения. Каким перейдешь, таким и останешься », - предостерегает святитель Феофан Затворник .

Поэтому зрение благости Божией будет вызывать в необратимо покорившихся злу только бесплодное раскаяние - «плач и скрежет зубов». Об этом говорят святые отцы:

Преподобный Ефрем Сирин:

«Бывают слезы покаяния, когда душа возжелает вечных благ, они весьма сладки и полезны. Бывают слезы раскаяния там, где "плач и скрежет зубов" (Мф. 8, 12), и эти слезы горьки и бесполезны».

Блаженный Феофилакт (архиепископ Болгарский):

«Далее, Господь говорит слугам, карающим ангелам: "свяжите ему руки и ноги", то есть способности души к действию. В настоящем веке мы можем поступать и действовать так или иначе, а в будущем силы душевные будут связаны, и нельзя нам будет сотворить какое-либо добро для умилостивления за грехи; "тогда будет скрежет зубов" - это бесплодное раскаяние».

И именно поэтому говорит преп. Исаак Сирин о тех, кто увидит себя по собственной воле отторженным от Любви, чьё раскаяние будет смешано с ненавистью и злобой:

«Говорю же, что мучимые в геенне поражаются бичом любви! И как горько и жестоко это мучение любви! Ибо ощутившие, что погрешили они против любви, терпят мучение вящшее всякого приводящего в страх мучения; печаль, поражающая сердце за грех против любви, страшнее всякого возможного наказания. Неуместна никому такая мысль, что грешники в геенне лишаются любви Божией. Любовь есть порождение ведения истины, которое (в чем всякий согласен) дается всем вообще. Но любовь силою своею действует двояко: она мучит грешников, как и здесь случается друг другу терпеть от друга, и веселит собою соблюдших долг свой. И вот, по моему рассуждению, геенское мучение есть раскаяние. Души же горних сынов любовь упоявает своими утехами».

Чтобы мы не оказались в числе этих несчастных, и повторяют святые отцы, что после смерти нет покаяния, и призывают нас принести покаяние, пока не поздно, пока не затворились для нас двери чертога Царского. Как пишет святитель Феофан Затворник:

«Послушаем матери своей Церкви и, поминая отцов и братий наших, позаботимся приготовить себя к переходу на тот свет. Приведем на память свои грехи и оплачем их, положив далее хранить себя чистыми от всякой скверны. Ибо в Царствие Божие не войдет ничто нечистое, и на Суде никто из нечистых не оправдается. После же смерти не жди очищения. Каким перейдешь, таким и останешься. Здесь надо заготовить это очищение. Поспешим же, ибо кто может предсказать себе долголетие? Жизнь может пресечься в этот час. Как явиться на тот свет нечистыми? …Какой срам и стыд покроет нас! Поспешим же исправить все неисправное, чтобы явиться на тот свет хоть сколько-нибудь сносными и терпимыми».

6. Примирение

И снова вернёмся к богодухновенному слову преп. Антония Великого:

«Живя добродетельно, мы бываем Божиими, а делаясь злыми, становимся отверженными от Него, а это не значит, чтобы Он гнев имел на нас, но то, что наши грехи не попускают Богу воссиять на нас, а соединяют с демонами мучителями. Если потом молитвами и благотворениями получаем разрешение во грехах, то это не значит, что мы Бога ублажили и Его переменили, но что посредством таких действий и нашего обращения к Богу, уврачевав сущее в нас зло, опять делаемся способными вкушать Божию благость…»

Вот – единственный путь возвращения человека в благодатную жизнь богообщения, прекращения скорбей и искушений: осознание совершённого греха, покаяние, исправление жизни. Господь, никогда и не отступавший от человека, всеми способами призывавший его к Себе, с любовью приемлет кающегося и возвращает ему дары Своей благодати.

При использовании материалов сайта ссылка на источник обязательна