Чем отличается кондак от икоса и что такое акафист? Правильное чтение молебнов и акафистов святым.

Древние кондаки - многострофные (около 20-30 строф) поэмы. Строфы объединялись единым рефреном и единым метрическим сложением, основанным на изосиллабизме . Первая строфа являлась вступлением, последняя - обобщением назидательного характера. Строфы читал канонарх, рефрен пел народ. С VIII века кондак как жанр вытесняется каноном . Число строф кондака сокращается.

Кондаками также называются меньшие по объему (в отличие от икосов) строфы акафиста .

Устав о пении тропарей и кондаков содержится в Типиконе (глава 52, а также главы 23, 4, 5, 12, 13, 15).


Wikimedia Foundation . 2010 .

Синонимы :

Смотреть что такое "Кондак" в других словарях:

    - (ново греч., от kantakion, от kontos короткая). Краткая церковная песнь, заключающая в себе похвалу I. Христу, Богоматери, Святому или содержание праздника. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. КОНДАК… … Словарь иностранных слов русского языка

    Современная энциклопедия

    - (от греч. kontakion) 1) жанр ранневизантийской церковной поэзии и музыки, род поэмы гимна на религиозный сюжет. Характеризуется диалогической драматизацией повествования, строфическим членением, наличием рефрена и акростиха, силлабической… … Большой Энциклопедический словарь

    КОНДАК, кондака, муж. (греч. kontakion) (церк.). Краткая церковная песнь. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова

    Муж., церк. краткая песнь во славу Спасителя, Богородицы или святого. Толковый словарь Даля. В.И. Даль. 1863 1866 … Толковый словарь Даля

    Сущ., кол во синонимов: 1 песнопения (42) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов

    - (kondakia, kontakia) собственно пергаментный лист илисвиток, исписанный с обеих сторон. Впоследствии словом К. сталиобозначать особую группу церковных песнопений, особенность которыхсостоит в том, что в чинопоследованиях в честь того или иного… … Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

    - (греч. букв. деревянный валик, на который накручивается свиток, метафорически сам свиток) жанр ранневизантийской гимнографии, возникший в V VI вв. и в VIII в. вытесненный из богослужения каноном. Название «К.» появляется только в IX в.; до этого… … Энциклопедия культурологии

    Кондак - (от греческого kontakion), жанр ранневизантийской церковной поэзии и музыки, род поэмы гимна на религиозный сюжет. После расцвета в 6 в. был вытеснен в 8 9 вв. новым жанром гимнографии каноном. В позднейшем богослужении сохранились отдельные… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

    Кондак - (греч. «палочка, вокруг которой наматывался пергаментный свиток») жанр церковной византийской гимнографии. Основоположником является прп. Роман Сладкопевец (Мелод) (1 я пол. VI в.), непревзойденный автор большинства кондаков. Древние кондаки – … Православие. Словарь-справочник

Книги

  • Акафист Пресвятой Богородицы в честь иконы Почаевская. Канты Свято-Успенской Почаевской Лавры (2CD) , . К Тебе, о Матерь Пресвятая, дерзаю возвести свой глас, лице слезами омывая: "Услышь меня в сей скорбный час" . Братский хор Свято-Успенской Почаевской Лавры под управлением протодиакона…

С начала времен человек имеет потребность обращаться к Богу. В христианской культуре для такого обращения, наряду с привычными молитвами, служат акафисты. Первый был придуман во славу Богородицы и читался на пятой неделе Великого поста во время осады Константинополя в 626 году. Положение было безвыходное, но Богородица спасла город. Cоставление первого акафиста приписывают Георгию Писидийскому. Вскоре этот своеобразный и красивый вид вознесения молитвы распространился среди христиан, и постепенно люди стали слагать новые.

Особенности служения

Акафист - это вид хвалебных песнопений , обращённых к Христу, Богородице или определённому святому. В переводе с греческого это слово означает «неседельная песнь»: исполнять и слушать его необходимо стоя. Исключением являются беременные женщины и немощные люди, им при чтении разрешается сидеть.

Чтение акафиста может происходить не только в храме на богослужении. Любой верующий может делать это дома, причём так часто, как требует душа. Кто-то любит читать каждый день, кто-то раз в месяц - никаких ограничений нет. Кроме единственного: хвалебную песнь нельзя возносить во время Великого поста, когда верующие молятся исключительно об искуплении грехов.

Акафист читают, стоя лицом к иконе святого или праздника, в честь которого он придуман. При вознесении молитвы дома, если нужной иконы нет, можно встать лицом к востоку. Перед первым прочтением дома лучше послушать в церкви , как звучит произведение. Станет понятно, какими должны быть интонация, темп, как правильно произносить слова и где в них ставить ударение.

Некоторые верующие практикуют чтение акафистов по соглашению, когда несколько человек договаривается между собой читать определённый текст одновременно . Считается, что эффект в этом случае гораздо сильнее.

Кондак и икос в Акафисте

Акафист содержит 25 песен, включая 13 кондаков и 12 икосов. Кондак - это небольшое произведение, содержащее в себе суть события или хвалебную речь святому. В конце всегда говорится слово « ». Икос - произведение, прославляющее святого или праздник, заканчивается словом «Радуйся».

В целом кондак и икос похожи: у них аналогичный смысл и одинаковый стихотворный размер. Разница лишь в том, что кондак короче, он задаёт тему, а икос уже её раскрывает. Поэтому икос читают только следом за кондаком и один не читается вовсе.

Часто вместе с акафистами читают тропари. Даже те, кто знает, что такое тропарь и кондак, иногда их путают между собой. Это тоже небольшой гимн, посвящённый святым или празднику. Только он обычно раскрывает другую сторону праздника (или жизни святого): если тропарь говорит о его внешней стороне, то кондак - о внутренней. И наоборот. Кондак описывает всё полнее - в этом и есть различие.

Молебны и хвалебные песни

Молебны - это небольшие богослужения , совершаемые священником. Они могут быть:

  1. Общественными (обычно совершаются для всех прихожан после литургии, могут проходить как утром, так и вечером);
  2. Частными (совершаются в индивидуальном порядке по предварительной договорённости с батюшкой не только в храме, но и дома).

Многие прихожане не знают, что такое молебен с акафистом. Так называются хвалебные молебны в честь определённого святого, в конце этому святому читается молитва. Служатся они по особым дням или заказываются прихожанами заранее.

Разница в том, что служить молебен может только духовное лицо, а вот обычные акафисты читаются мирянами свободно.

Зачем же люди читают акафисты? Верующие обращаются к хвалебным песнопениям по различным причинам, которые условно можно разделить на две большие группы:

  1. Потребность в выражении чувства искренней радости и благодарности;
  2. Желание заручиться помощью и поддержкой в сложных жизненных ситуациях.

Кроме гимнов Христу и Пресвятой Богородице популярны среди верующих акафисты святым: Николаю Чудотворцу, Архангелу Михаилу , Спиридону Тримифунтскому, Матроне Московской и другим. С какими просьбами и к кому чаще всего взывают миряне:

Вариантов обращения к Богу существует великое множество. Главное - помнить о том, что читать молитву в любой её форме - значит верить всем сердцем. И по вере этой воздастся.

В молитвословах есть и каноны, которые отличается от тропаря и кондака. Можно сказать, что тропарь, кондак, канон и акафист – это жанры церковной песенной поэзии, иначе называемой гимнографией. Важными составляющими богослужения являются тропари и кондаки.

Акафист — (в переводе с греч. — «неседальное пение») — молитвословие, состоящее из 1-го кондака, который поётся, и из 12 кондаков и икосов (поровну), которые читаются. Из них 1-й кондак и все икосы оканчиваются восклицанием «радуйся»…, а 12 кондаков припевом «аллилуия». Происхождение слова «акафист» указывает на то, что означенные песнопения исполняются молящимися стоя. Кондак — (в переводе с греч. — «домик»)- краткая песнь в похвалу святого или праздника.

Что такое тропарь и когда его читают?

Икосы вместе с кондаками составляют акафист. Икос и кондак сходны по содержанию и одинаковы по изложению. Представляя или прозаическую или стихотворную форму, каждый канон по содержанию своему выражает суть празднуемого события и внутреннее его значение.

Говоря просто, тропарь и кондак – это небольшие молитвословия, которые содержат в себе не только саму молитву, но и краткое объяснение праздника или прославление святого

Тропарь — краткая песнь, в коей прославляются дела Бога или святых Его. Это слово в обширном смысле означает всякое церковное песнопение, хотя бы оно и имело другое, отличное наименование. В теснейшем смысле тропарь есть песнопение, составленное в честь праздника или святого. Ирмос — (от греч. «связываю», «соединяю») — так называется первый тропарь в ряду других тропарей, составляющих одну какую-либо песнь канона.

Из таких размышлений возникли песнопения, именуемые «седальнами». Впоследствии стали сидеть и во время чтения псалмов, а название «кафизма» (то есть «седален», «седальный») перенесли и на псалмы. В славянском Уставе слово «кафизма» оставлено для разделов Псалтири, а богослужебные песнопения названы славянским словом «седальны». Седален, как показывает само наименование, есть песнопение, приуроченное для сидения верующих во время его исполнения.

Обычно, тропарь и кондак составляют парное песнопение, исполняемое хором на службе

Поэтому седальны и являются такими моментами отдыха братии и молящихся. Церковные службы проходят по одному сценарию и состоят из отдельных частей. Они могут быть посвящены Иисусу Христу, Богородице и святым угодникам. Изначально тропари писались прозой, и их главным предназначением было почтение памяти мучеников и сподвижников.

Тропарь с греческого языка переводится как мелодия или трофей. Под этим понятием понимают краткое песнопение, которое раскрывает главную сущность праздника, а еще в нем может прославляться какой-то святой.

Например, есть тропарь-стихира, который повторяет текст псалма. Еще один вариант – кафизма, такое песнопение является вставкой между основными песнями. Кондак – также краткое песнопение, в котором изложено определенное событие.

В переводе с греческого языка слово «кондак» означает палочку, на которую наматывается пергамент. Основоположником этого жанра песнопения является Рома Сладкопевец. Еще кондаками называют строфы акафиста.

Канон обыкновенно состоит из 9 частей-песен, заключающих в себе каждая по 1 ирмосу и несколько тропарей. По своим функциям еще выделяют кондак – тропарь третьей и шестой песни канона. Считается, что кондак дополняет и как бы развивает главную тему тропаря.

Придя впервые в православный храм, многие задаются вопросом: что такое тропари? Слово «тропарь» в переводе с греческого языка означает "лад, мелодия, тон". Оно, как и многие другие, вошло в церковную жизнь русского народа. По большому счету, его можно отождествить с гимном, то есть с кратким песнопением, в котором заключается весь главный смысл христианского праздника.

Или, если праздничный день посвящается святому, то в тропаре концентрируются главные события в жизни праведника, преподобного или мученика. Часто в песнопении бывают обращения к святому, раскрываются его подвиги и так далее. Рассмотрим подробнее, что такое тропарь, кондак, канон и другие названия в церковнославянском языке.

Пасхальные тропари

Тропарь зачастую дополняет кондак. Кондак — это как его продолжение, которое еще глубже раскрывает данную тему. Например, если в праздничном Пасхальном тропаре поется о воскрешении Христа «Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ и сущем во гробех живот даровав!», то Пасхальный кондак подробнее рассказывает о том, как Господь вошел во гроб, воскрес как Победитель и женам-мироносицам сказал «Радуйтеся!», апостолам «мир даруяй, падшим подаяй воскресение!»

Воцерковленные люди наверняка на вечерней службе слышали примерно следующий возглас: «Глас первый. Господи воззвах к Тебе, услыши мя». Затем певчие начинают исполнять мелодичные напевы, которые называют стихирами. И согласно правилам, вечерня заканчивается вновь тропарем или же тропарным гласом, которых есть всего восемь.

Отличия тропарей от других песнопений

Что такое тропари, как отличить тропарные гласы от стихирных, ирмосных? Впервые придя на клирос, певчие не понимают значения этих песнопений. На самом деле тропари являются высшими из всех церковных произведений. С ними могут посоперничать лишь прокимны, которые исполняются перед чтением Апостола и Евангелия.

Поэтому тропари вместе с кондаками в ряду с другими песнопениями занимают почетное место. Тропарями открывается и заканчивается утреня и вечерня.

Значение слова «тропарь» можно также толковать «победный знак», «трофей». То есть они прославляют победу, например, Иисуса Христа над смертью для всех нас, победу мученика над язычеством, преподобного над страстями и так далее.

Впервые тропарные гласы стали петь в Египте и Малой Азии. Это произошло в IV и V веках от Рождества Христова. Каноны появились значительно позже — в VIII веке.

Как ни странно, но вопрос, что такое тропарь, еще не исчерпан. Значение этого слова у древних эллинов объяснялось как "лад, пение". Все их напевы - миксолидикийский, лидикийский и другие, назывались тропарями.

В церковнославянском уставе слово «тропарь» часто употребляют с другими словами-дополнениями, например, отпустительный тропарь. По сути, они являются собственно главными песнопениями, которыми заканчивается утреня и вечерня.

Тропари канона

Тропари канона — это песнопения, которые поются во время служения канона. То есть это то количество стихир, которые поются вместе с небольшими припевами.

Если в уставе Богослужебной книги указывается, что «тропари на Господи воззвах» глас такой-то, это обозначает, что стихиры на «Господи воззвах» следует петь определенным гласом. В церковном пении можно встретить еще такие названия, как седальны, ипакои, светильны. Все эти песнопения близки и по смыслу, и по мелодии к тропарям. Поэтому их часто объединяют в одно слово.

Необходимо знать, на какой слог ставится ударение в слове «тропарь». Это второй и буква А. Так как слово было заимствовано, то неудивительно, что многие ставят ударение на букву О. Но для тех, кто давно посещает церковь, хранит все ее устои и стремится к совершенству, непозволительно ошибаться в нем.

Разновидности тропарей

Рассмотрим, какие бывают тропари и кому посвящаются. Бывает, что в служебной книге или календаре стоит краткое слово: «Богородичен». Что оно означает? Это стихиры, седальны или тропари Божией Матери, посвящены ее подвигу и служению.

Если там стоит слово «Воскресны», то означает, что все песнопения после этого слова посвящаются Воскресению Господа Иисуса Христа.

Слово «Крестобогородичны» — это скорбь Пресвятой Богородицы о крестной смерти ее сына, Иисуса Христа.

«Крестовоскресны» — песнопения, воспевающие крестные страдания Господа и его воскресение. Такие песнопения исполняются после Воскресного канона и размещены они в Октоихе — специальной книге, где собраны все каноны и тропари, посвященные Воскресению.

Слово «Мученичны» обозначает песнопения, посвященные мученикам. Их можно найти как в Октоихе, так и в Триодях и Минеи. Чтобы их быстро найти, перед стихирами ставится слово «Мученичен».

Когда поются тропари по усопшим?

«Покаянны» — это особый вид песнопений, где главной темой является исповедание собственных грехов перед Богом.

По-другому их еще называют «умилительные». Найти их можно в Октоихе на службах понедельника и вторника. Великим постом исполняются три покаянных тропаря, единственные в своем роде.

«Мертвены» и «покойны» — это песнопения, которые содержат в себе молитвы об упокоении усопших. В службе погребения и в субботней службе Октоиха есть текст этих молитв.

Непорочны

«Тропари по Непорочных» — это песнопения, в которых вспоминается, как жены-мироносицы пришли ко гробу Господа и где они увидели ангела и услышали от него счастливую весть о воскресении его из гроба. Исполняются они на утрени во время полиелея.

Слово «Непорочны» пришло в церковнославянский язык от 17 кафизмы, которая открывается 118 псалмом. «Блажены непорочные в пути…» — так поется в псалме и по этому названию укрепилось слово «Непорочны». Во время полиелея данные тропари начинаются словами «Благословен еси Господи» и состоят из шести частей, каждая из которых отделяется припевом и возгласами: «Слава Отцу и Сына и Святому Духу» и «И ныне и присно и во веки веков. Аминь».

В праздники вместо «Непорочных» поются перед иконой тропари «Величания». Также они исполняются, когда отпевают архиереев или священников, заслуживших любовь народа, своего прихода, ставших мучениками.

Один из самых известных тропарей, прославившийся настолько широко, что его переводили на все языки - это произведение "Свете Тихий", который поют на Всенощном бдении.

Тропа́рь (от греч. τροπάριον – тон, лад, мелодия ) – краткое песнопение, в котором раскрывается сущность праздника или прославляется святой ().

Тропарь – одно из древнейших церковных песнопений, с которого христианская начала свое развитие.

Тропарь праздника раскрывает его сущность и воспевает его. Тропарь, посвященный святому, раскрывает особенности подвига святого, прославляет его житие и святость. Кондак, воспевая то же событие или то же священное лицо, дополняет, развивает основную тему тропаря.
Это можно наглядно увидеть, сравнивая тропарь и кондак конкретного праздника. Приведём пример тропаря и кондака Пасхи:
Тропарь : Христо́с воскре́се из ме́ртвых, сме́ртию смерть попра́в, и су́щим во гробе́х живо́т дарова́в.
Кондак :Аще и во гроб снизше́л еси́, Безсме́ртне, но а́дову разруши́л еси́ си́лу, и воскре́сл еси́ я́ко Победи́тель, Христе́ Бо́же, жена́м мироно́сицам веща́вый: Ра́дуйтеся!, и Твои́м апо́столом мир да́руяй, па́дшим подая́й воскресе́ние.

Кондаками также называются отдельные, содержащие законченную мысль, молитвенные воззвания, из которых состоит , и, в некоторых случаях, другие краткие молитвословия.

«Песни вечерни, возрастая в своей торжественности, заканчиваются высшим из всех видов церковного песнопения – тропарем, самое название которого (τροπάριον, от τρόπος = ήχος, глас, напев) указывает на особую сложность и богатство мелодии для него. В каждом гласе тропарный напев составляет венец всех других напевов, из которых с ним может соперничать разве прокимен. Поэтому тропарь на всех службах в ряду других песнопений занимает самое почетное место, открывая их ряд, как на утрене, завершая его, как на утрене же и вечерне, или заменяя все другие роды песнопения, как на литургии и на часах (на последних вместе с кондаком)».

«Происхождение этого слова и, следовательно, его истин­ное значение объясняется по разному. Слово τροπάριον произошло от τροπαία, то есть «победный знак», трофей; в таком случае его смысл – прославить победу мученика над язычеством, преподобного – над страстями и миром, или Самого Спасителя – над смертью. Другое толкование этого слова ставит его в связь с «ирмосами» канона; если ирмос есть связь песни с песнью и как бы образец для пения и мелодии тропарной песни, то тропари обращаются к ирмосу τέτραπται πρός τό. Но, как правильно замечает Миркович, это было бы точно, если бы тропари возникали вместе с канонами, тогда как древнейшие упоминания о тропарях стоят совершенно вне зависимости от ирмосов и вообще гораздо раньше, чем возникло самое творчество канонов. В IV и V веках уже существовали тропари в Египте и в Малой Азии, тогда как каноны появились только в VIII в. Наконец, третье объяснение этого термина ставит его в зависимость от τρόπος, то есть образец. Уже у древних эллинов способ пения, «лад», в котором пелось, назывался тропот. Древние лады: лидикийский, миксолидикийский, иполидийский, фригийский и т.д. назывались «тропами».

Древнейшее христианское упоминание тропаря находим в уставе Великой Константинопольской церкви; это – единственное песнопение древневизантийского богослужения. Тропарь – песнопение, не взятое из Священного Писания, следовательно – не псалом, ни библейская песнь.

В современном уставе слово «тропарь» употребляется часто и в разных значениях или, лучше, с разными прилагательными.

1. Отпустительные тропари
Надо прежде всего отличать так наз. «отпустительные» тропари, т. е. краткое заключительное песнопение, прославляющее данный праздник, святого или явление иконы. Это собственно тропарь в настоящем смысле этого слова.

2. Тропари канона
Кроме того, говорится о тропарях канона, то есть о строфах христианского церковного песнотворчества, составляющих песни канона, поемых по образцу ирмоса и восполняющих известное число в данной песни.

3. Тропари на «Господи воззвах»
Иногда слово «тропарь» обозначает в Типиконе стихиры на «Господи воззвах»; тогда говорится о «тропарях на Господи воззвах».

Тропари имеют свой нарочитый напев в каждом гласе. По своему содержанию тропари могут приобретать и некоторые характеризующие их прилагательные, как например: Воскресен, Крестовоскресен, Богородичен, Мученичен, Крестобогородичен, Покоин, Троичен, Покаянен и т. д.»

Тропари – «наиболее краткие песнопения, прославляющие главную суть события. Хотя по напеву от них отличались, но по поэтической форме и содержанию остаются им очень близки: седальны, светильны, ипакои и даже стихиры. Эти последние, правда, имеют свои напевы, но часто даже и в книгах называются «тропарями на Господи воззвах».

Богородичны – песнопения (стихира или тропарь или седален) в честь Божьей Матери.
Воскресны
– песнопения, прославляющее славное воскресение Христово.
Крестобогородичны
– песнопения, в которых изображается скорбь Божией Матери о крестной смерти Ее Сына и истинного Бога. Они поются по средам и пятницам вместо Богородичных.
Крестовоскресны – песнопения, в которых прославляются крестные страдания и вместе воскресение Господа. В Октоихе на каждый воскресный день после воскресного канона находится крестовоскресный канон.
Мертвенны и покойны – содержащие молитвы об упокоении усопших. Они положены в службе субботней (Октоихе) и в чине погребения (мертвенные тропари по непорочны).
Мученичны – песни в честь мучеников, содержащиеся в Октоихе на все дни недели, кроме воскресения: на утрени – в седальнах, в канонах (кроме четверга) и в стихирах на стиховне; на вечерни – в стихирах на стиховне (в субботу на «Господи воззвах»); на Литургии – в тропарях на «блаженны». Мученичны находятся в Октоихе и в Триодях. В указанных книгах перед этими песнопеняими имеется надпись «мученичен». Но песнопения Минеи, где полагаются целые службы в честь мучеников, не надписываются этим обозначением.
Покаянны (умилительны) – общая тема этих песнопений – исповедание грехов перед Богом, сокрушение о них и моление о прощении. Они положены на службах понедельника и вторника в изменяемых песнях Октоиха. Три умилительных (или покаянных) тропаря, исполняются только Великим Постом (до недели 5-й) и в предшествующие четыре седмицы: «Покаяния отверзи ми двери, Жизнодавче…», «На спасения стези настави мя, Богородице…» и «Множества содеянных мною лютых помышляя окаянный трепещу страшнаго дне суднаго…».
Тропари по Непорочных – повествуют о пришествии жен-мироносиц ко гробу Спасителя, где они от Ангелов узнали о чуде Его воскресения. Исполняются на полиелейной Утрени. Непорочнами называется 17 кафизма Псалтири, состоящая из одного 118 псалма; название она получила по первым его словам: «Блаженны непорочные …».
Тропари по непорочных состоят из шести частей припевами и славой. Начинаются с припева «благословен еси Господи», отделяющего одну от другой три последующих части тропаря. После четвертой части читается «Слава», после пятой – «И ныне». Оканчиваются троекратным пением аллилуйа . В праздники, вместо тропарей «по Непорочных», перед иконой праздника поется величание.
Тропари по непорочных поются также при отпевании архиереев и заслуженных священников.

При освящении куличей, пасох, яиц, окропляя их святой водой, священник поёт 2-го гласа.